Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грудничок остается голодным реальная проблема или мамина фобия

Страхи и психологические проблемы матерей с маленькими детьми

Аглая Детишидзе, психолог: Почти три года назад я родила дочь и сейчас много времени провожу с ней. И так водится у психотерапевтов, что в работе притягивается то, что происходит в жизни. Только за последний год у меня было около 10 клиенток-женщин с детьми до года. И все они жаловались на столь похожие проблемы, что я решила обобщить этот опыт и написать статью.

У женщин, которые сидят с детьми до года, особенно с первыми детьми, даже очень любимыми и желанными, иногда возникают навязчивые страхи и пугающие желания, которые самим женщинам кажутся беспочвенными, не приемлемыми и граничащими с безумием. И поскольку такое с ними происходит в первый раз, они очень пугаются и стыдятся этого.

Вот на что они жалуются:

Постоянный страх за ребенка. Страх что с ним что-то случится, что он перестанет дышать во сне, утонет в ванной, задохнется в подушках.

Страх случайно причинить ребенку увечье: уронить, утопить, порезать случайно ножницами.

Страх сделать с ребенком что-то агрессивное намеренно: порезать ножом или ножницами, выронить из окна с высокого этажа.

Желание уйти ото всех, спрятаться, забиться в угол.

«Нервные срывы», во время которых они кричат на мужа, старшего ребенка и других родственников.

Повышенную обидчивость и ранимость.

Ухудшение отношений с мужем, невозможность наладить с ним контакт и диалог. Отсутствие помощи от мужа в уходе за ребенком.

Невозможность вообще справиться с ситуацией. Неуверенность в своей материнской позиции.

Мучительное чувство вины перед ребенком и мужем за свои «плохие» чувства и фантазии, стыд перед родственниками.

Вот типичное письмо на эту тему:

«Здравствуйте! У меня такая проблема… Год назад я родила доченьку. Ребенок запланированный и желанный, и мы с мужем очень ее любим. Я стараюсь дать ей все самое лучшее: лучшие игрушки, детскую комнату, все время с ней занимаюсь и развиваю ее. И муж старается мне помогать, но он много работает, домой приходит поздно и уходит рано, поэтому побыть с ребенком у него получается только в выходные. И мы все время с ребенком вдвоем. Проблема в том, что иногда у меня бывают «нервные срывы», во время которых я кричу на мужа и на ребенка и ничего не могу с собой поделать. А еще в последнее время мне стало страшно что-то сделать в ребенком, поэтому я убираю подальше все острые предметы. Я не знаю что мне делать! Мне стыдно в этом признаться мужу и свекрови, потому что они скажут, что в прежние времена женщины с тремя детьми справлялись, а я с одним справиться не могу. Доктор, что со мной? Я схожу с ума? Это послеродовая депрессия? Или я просто плохая мать? Что мне делать? Может, что-нибудь попить, чтобы это прошло?»

Эти странные и неожиданные психологические проблемы так пугают женщин, что они готовы признать себя и сумасшедшими, и плохими матерями. Они думают, что такие чувства посещают только их, стыдятся признаться в этом окружающим и еще больше замыкаются в себе.

В чем причины такого состояния и почему такое происходит с женщинами? У меня есть мысли на эту тему.

Прежде всего пару слов о послеродовой депрессии. Есть состояние, которое называется «послеродовая грусть». Оно проявляется в повышенной плаксивости и чувствительности женщин в первые недели после родов. Они плачут от того, что «пальчики такие маленькие» или «песня такая грустная», или они «так всех любят». Это состояние обусловлено гормональным взрывом в организме, и оно проходит через несколько недель после родов.

Выпустить избыток гормонов помогают физические нагрузки, во время которых тело потеет (например, беговая дорожка или послеродовое пеленание).

С остальными психологическими проблемами все немного сложнее.

К беременным женщинам у всех особое отношение. Проявляется много заботы и внимания. А после родов все внимание переключается на ребенка. А женщина из всеми любимой и расслабленной превращается в кого-то, кто должен заботиться о ребенке денно и нощно, не спать, не есть и даже не успевать сходить в туалет и мыться. И даже если такое предусмотрено природой, это все равно стресс, и не надо сбрасывать его со счетов. Не зря многие женщины тоскуют по беременному состоянию и хотят вернуться в него опять.

В случае с первым ребенком женщине нужно сменить детскую позицию на родительскую. Но одно дело фантазировать во время беременности о том, как будешь заботиться о лучшем малыше на свете, самом спокойном и милом, а другое дело укачивать ночами этого орущего монстра. Не все дети соответствуют ожиданиям, а несоответствие жизни ожиданиям — это тоже большой стресс, от которого инстинктивно хочется избавиться.

И еще сложность принятия родительской позиции заключается в том, что за много лет женщина привыкла быть дочерью, а потом она резко становится матерью. И требуются месяцы адаптации к этому.

Ребенок, даже самый любимый и желанный, сильно нарушает физические и психологические границы матери, потому что буквально вторгается в ее тело во время беременности, а потом долго висит на груди. И еще требует не только постоянного присутствия рядом, но и полного внимания 24 часа в сутки. И все это приходит к женщине после родов в одночасье. Естественная реакция человека на нарушение границ — это злость (чувство) и агрессия (действие). Этого требует инстинкт самосохранения. Но как проявить злость или агрессию по поводу к грудному ребенку? В этот момент материнский инстинкт пересиливает инстинкт самосохранения, и женщина все равно заботится о ребенке. Но куда же девать инстинкт самосохранения и рождающуюся от него злость? Она-то как раз и девается во все те жалобы, с которыми женщины обращаются к психотерапевту.

Возникает страх за ребенка, а страх — это вывернутое наизнанку желание. У матерей биологически есть злость и агрессия в отношение своих детей, как и в отношении других существ, которые нарушают границы. И если мать боится, что с ребенком что-то случится, то какой-то частью души она этого хочет, и это, как ни странно, нормальная биологическая реакция. И в этом, как говорится, нет «ничего личного», а просто здоровое желание восстановить свои границы и позаботиться о себе.

Навязчивый страх намеренно причинить ребенку вред (повредить острым предметом, утопить, выронить из окна) — это состояние из той же оперы. Материнский инстинкт и давление общественного мнения не дают женщине допустить злость до сознания, но любые эмоции, которые не выражены прямо, находят другой путь наружу. Это навязчивые страхи, боли, упадок сил, чувство вины. Материнской инстинкт блокирует агрессию по отношение к младенцу, но он не распространяется на мужа и в меньшей степени распространяется на старших детей. Поэтому часто женщины выражают агрессию в ссорах с мужем и старшими детьми, но когда выпускают пар, то чувствуют вину и стыд, потому что ни муж, ни старшие дети ни в чем не виноваты.

Чувство вины — это одно из социальных чувств, которое призвано контролировать отношения в обществе.

Вина — это та же злость, однако направленная на себя. Человек сам винит себя, корит, ругает, то есть проявляет агрессию к себе и внутри себя. Но агрессия призвана защищать наши границы от внешних воздействий. Поэтому когда вы чувствуете себя виноватым перед кем-то, на кого-то, нужно спросить себя «за что же я злюсь на этого человека?». Так что чувство вины перед ребенком, мужем или родственниками — это просто злость на них, направленная внутрь себя.

Конечно, не все женщины страдают от таких проблем. Обычно навязчивым страхам подвержены личности с установками на то, чтобы быть «идеальными» во всем, что они делают. В том числе идеальными матерями, которые никогда не злятся, никогда не устают и вообще воплощают вселенскую любовь и гармонию. И если у женщины есть идея дать ребенку все самое лучшее ценой собственной свободы и здоровья, то это прямой путь к неврозу. Многие женщины не могут расслабиться и пытаются все контролировать, мыть пол до стерильного состояния, кипятить пустышку после каждого выпадения изо рта, высаживать, даже если это не получается. Стремление каждую секунду дать ребенку самое лучшее вместо того, чтобы дать просто хорошее, сильно истощает организм. И тогда инстинкт самосохранения опять же начинает играть с психикой злую шутку, превращаясь в навязчивые желания.

Женщины, постоянно заботящиеся о других, но не способные заботиться о себе, чаще страдают неврозами.

Также неврозами часто страдают женщины, которые все стараются делать по правилам, по книжкам и по социальным нормам и перестают слушать свои инстинкты. Например, кормят детей по часам, когда на самом деле хотели бы по требованию. Или спят отдельно от ребенка потому, что так написано в книжках.

Игнорирование внутреннего голоса приводит к тому, что проблем в заботе о ребенке становится больше. Отсюда утомление, раздражительность, а потом чувство вины и стыда за это.

Еще одна причина неврозов заключается в том, что в современном обществе, которое пытается всеми силами «заботиться» о детях, лишая их контакта с матерью (коляски, кроватки) и контакта с другими детьми и людьми (длинный декретный отпуск, режим, полная стерильность), так вот в современном обществе мамы с детьми изолированы от других людей. Есть правила, режим, стерильность, разные распорядки дня у тех, кто работает и тех, кто в декретном отпуске. И получается, что женщины, которые могли вести достаточно активную жизнь во время беременности , после родов оказываются резко лишены контакта всего привычного. Это » заточение» не все могут вынести.

Когда женщина постоянно варится в своем соку, она неизменно начинает искать проблемы в отношениях с мужем. И находит.

Мужчины так устроены, что они любят сразу решать проблемы. И если они не знают как быть с ребенком, то основной способ решения этой проблемы — оставить ребенка с матерью, которая «сделает с ребенком что-нибудь, ведь она же мама», а самому пойти работать и зарабатывать деньги, чтобы их обеспечить. Безусловно, не все мужчины таковы, но я описала достаточно частую мужскую позицию. Отсюда сложности в отношениях, взаимные обвинения (она его обвиняет в невнимательности, он ее обвиняет в истериках и том, что она не дает ему спокойно отдохнуть дома).

На страхи и навязчивые мысли, как я уже писала, накладываются стыд, вина и ощущение себя как «плохой матери». Попытка исправить ситуацию, еще больше жертвуя собой, и… еще больше симптомов и полная социальная дезадаптация.

Но, не все матери чувствуют себя плохо. Многие выбирают меньше страдать и больше радоваться в первый год жизни ребенка. Как же они это делают? Я готова поделиться своим незатейливым опытом и опытом наблюдения за другими женщинами.

Итак, что можно делать, чтобы не усложнять себе жизнь:

1. Придерживаться принципов естественного родительства настолько, насколько это вам удобно. Спать с ребенком, если это улучшает качество вашего сна, кормить по требованию, так как это заложено природой и экономит всем нервы, освоить слинг, так как это дает комфорт ребенку и мобильность маме.

2. Умерить свой фанатизм. Если не получается с высаживанием, то не высаживать. Если ребенок не хочет нырять, то не заставлять его это делать.

3. Научиться просить помощи у близких и научиться принимать ее. Привлекать друзей и родственников для того, чтобы помыть пол и приготовить еду.

3. Меньше слушать чужое мнение и больше слушать себя. Повесить на видное место мантру «я — лучшая мать своему ребенку» и смотреть на нее почаще.

4. Чаще гулять с ребенком в слинге и бывать в обществе. В магазине, в гостях, в парке. Находить интересное именно для себя общение.

5. Собрать компанию из нескольких мам и проводить время вместе, делая что-нибудь интересное: йогу, поделки, все что угодно. Потому что, как говорится в пословице,»чтобы вырастить одного ребенка нужна целая деревня».

6. Найти интересное ДЛЯ СЕБЯ занятие, которое можно было бы делать с ребенком и регулярно посвящать этому время.

7 Меньше бывать в детской поликлинике.

8. Когда вас приглашают куда-то или вы хотите сделать что-то интересное для себя, не думать «теперь у меня есть ребенок, мне надо во многом себе отказывать», а думать «как мне организовать все так, чтобы попасть туда, куда я хочу вместе с моим ребенком». Максимально включать ребенка в любую взрослую деятельность.

9. Ходить на занятия для мам с детьми. Если их нет у вас в городе, то организуйте их сами. Опыт показывает, что потребность в них велика.

10. Найти возможность хотя бы полчаса в день (а потом и больше) проводить в одиночестве, возвращаясь к себе и своим нуждам. Пусть в это время с ребенком будем муж, бабушка, няня или еще кто-то, кому вы доверяете.

11. Регулярно заниматься физической нагрузкой и своим здоровьем. Если что-то болит, лечите это незамедлительно.

12. Сделать заботу о себе такой же важной как и забота о ребенке. Потому что если вы о себе не позаботитесь, то о ребенке уже некому будет позаботиться.

Читать еще:  Месячные после родов при грудном вскармливании: когда начинаются

13. Купить себе красивую одежду. Если нет денег купить, попросите друзей подарить.

14. Если есть возможность, наймите няню на несколько часов в неделю или привлеките бабушек для того, чтобы освободить себя.

15. В свободное время заниматься именно СОБОЙ, а не нужными хозяйственными делами.

16. Путешествовать с грудными детьми, так как такие дети легче переносят смену климата, самолеты, и кормить их проще.

17. Слушать аудиокниги пока гуляете с коляской, смотреть кино, стараться каждый день получать новую информацию.

18. Если вам нравится работать, найдите возможность немного работать. Или поменяйте деятельность так, чтобы можно было работать при ребенке.

19. Перестать ныть и начать что-то делать.

20 Дать мужу «инструмент» для успокаивания ребенка (фитбол для укачивания, удобный baby слинг для ношения), научить его, оставить подробную инструкцию, помочь ему поначалу, и тогда вы сможете больше времени посвящать себе, а муж почувствует себя уверенно и получит удовольствие от общения с ребенком.

21. Реже общаться с родственниками, которые вас раздражают. Или вообще не общаться.

22. Меньше читать книги о детях с разными цифрами, правилами, нормами и предложениями типа «каждая мать должна…. ребенок должен…»

23. Больше беседовать с друзьями, рассказывать о себе и своих делах.

24. Если невозможно пойти на праздник, устроить его дома, позвать гостей.

25. Каждый день делать что-нибудь новое, например, гулять по новому маршруту.

26. Расстаться с жертвенной позицией и проявлять инициативу, устраивая удобную жизнь именно для себя.

27. Обратиться к специалисту при необходимости.

28. Решить проблемы со своей мамой, если они есть. Хороший метод — расстановки по Хеллингеру. Если не можете решить, сведите влияние ваших конфликтов к минимуму.

29. Найти возможность побыть с мужем только вдвоем, погулять, подарить тепло друг другу. Тогда вам будет проще найти контакт при заботе о ребенке.

30. Расстаться с перфекционистскими установками типа «я дам своему ребенку все самое лучшее». Дайте ему просто хорошее. Так и вам будет легче жить, и ребенку будет проще расти.
Буду рада, если те, кто дочитал до конца, дополнят этот список.

6 пугающих, но совершенно нормальных ситуаций с детьми до года

Молодые мамы иногда впадают в панику по поводу некоторых вопросов, касающихся здоровья своих грудничков, однако делать этого не стоит — и вот почему. Ниже мы расскажем о шести совершенно нормальных ситуациях, в которой может оказаться и ваш ребенок до года.

1. Почему ребенок плачет часами напролет каждую ночь?

В общем, это никакая не новость — все младенцы плачут, и много. Но когда это ваш ребенок, который надрывается часами, вы начинаете переживать: а вдруг с ним что-то не так? Иногда подобное поведение грудничков доводит мам до состояния, близкого к нервному срыву. Им постепенно кажется, что они как-то неправильно ухаживают за своими детьми.

На самом деле, промежуток между 4 и 7 утра является естественным, когда многие дети просыпаются от того, что ощущают некоторый дискомфорт. Обычно они начинают плакать примерно в этом время в первые два месяца, между пятой и восьмой неделями жизни. Большинство из них перестают это делать ближе к четвертому месяцу. Да, такое поведение младенцев заставляет родителей поволноваться, но оно совершенно нормально.

Не давайте ребенку перевозбудиться в течения дня, постарайтесь почаще с ним гулять на свежем воздухе, проверьте, нет ли у малыша колик. Помните, что довольно скоро младенец перестанет так плакать под утро — просто наберитесь терпения, обычно такое поведение заканчивается так же внезапно, как и начинается.

2. Какой объем срыгивания считать нормальным?

Словом «срыгивание» обычно называют небольшое количество жидкости, которое младенец выпускает обратно изо рта. Почти все родители оказываются напуганы, когда они видят настоящий фонтан, который извергается на них и на пол. Обычно груднички начинают срыгивать сразу после рождения и достигают пика ближе к трехмесячному возрасту.

Важно не количество срыгиваний — и уж точно не стоит переживать по этому поводу, если малыш весел и спокоен и продолжает хорошо прибавлять в весе. Младенец действительно может срыгнуть так, что покрытым окажется весь пол, но на деле, если вы измерите количество жидкости, получится не очень большая часть от только что им съеденного — притом лишняя часть.

Стоит обратиться к врачу в следующих случаях:

  • если вам кажется, что ребенок ощущает боль во время срыгивания — а так же до или после него;
  • если набор веса происходит слишком медленно или его нет вовсе;
  • если у младенца есть явные респираторные проблемы.

Во всех остальных случаях нужно просто подождать достижения полугодовалого возраста ребенка, чтобы сага со срыгиваниями перестала вас волновать.

3. Как понять, что у младенца запор?

В первые недели жизни младенца все может быть очень по-разному, кажется, что он просто бесконечно пачкает подгузники и пеленки, а вы их меняете. Иногда груднички переходят в режим дефекации раз в неделю — и их, кажется, это нисколько не беспокоит. Но очень нервирует мам.

В подобное сложно поверить, но нерегулярность стула у грудничков считается одним из вариантов нормы. При этом у большинства из них нет никаких проблем со здоровьем при дефекации минимум раз в неделю. Единственное, на что стоит обратить внимание родителям — на консистенцию желанного «продукта». Она должна быть мягкой и однородной, и у ребенка не должно быть позывов тужиться.

Если же малыш явно испытывает дискомфорт или боль, когда пытается какать, стоит обсудить этот вопрос с педиатром. Возможно, вы делаете ошибки в выборе прикорма или ребенку требуется дополнительная стимуляция органов ЖКТ в виде мягкого массажа животика или области вокруг ануса, чтобы расслабить мышцы. В некоторых случаях рекомендуют свечи с глицерином в качестве смазки, но эти меры обязательно должны согласовываться с врачом, проделывать такие манипуляции «на всякий случай», чтобы ребенок опорожнял кишечник в том режиме, который вам кажется более правильным, точно не нужно.

4. Как научить ребенка есть прикорм?

Введение прикорма после грудного молока или смеси считается поворотным моментом в стремительном развитии ребенка. Но иногда все идет не так-то гладко: малыш может просто отказаться наотрез есть что-то, кроме еды из бутылочки. В этом нет ничего странного — дети растут с разной скоростью, одни с удовольствием будут есть все, что им предложат, а другие маленькие привереды обладают очень выборочным вкусом.

Родителей может ввергать в уныние раз за разом предлагать ребенку кашу или другой прикорм, если он всякий раз бодро плюется едой в родителей или на пол. Но есть некоторая вероятность того, что в одну из попыток он перестанет это делать и с удовольствием поест.

С другой стороны, примерно до года ребенок может совершенно спокойно питаться только грудным молоком или смесью — за исключением редких случаев врожденной анемии или повышенной кислотности желудка, когда требуется обязательное дополнительное питание.

Если ребенок откровенно протестует против прикорма — разумнее всего на некоторое время просто оставить его в покое, а потом попробовать снова предложить ему еду. Возможно, в этот раз он перестанет воспринимать ваши попытки накормить его увлекательной игрой. Стоит попробовать предлагать еду и в разное время суток: возможно, за ужином «на ура» пойдет то, что было отвергнуто за завтраком или обедом.

5. Почему ребенок опять просыпается ночами?

С новорожденным почти никому из родителей не удается избежать недосыпания. Но некоторых из них ожидает довольно неприятный повторный сюрприз ближе к году ребенка — они могут снова начать просыпаться ночами и плакать после месяцев спокойного сна.

Часто дети переходят к более или менее регулярному ночному сну примерно в двухмесячном возрасте — и родителям кажется, что в этом комфортном ритме они останутся надолго. Но режим снова сбивается, как только у малыша начинают резаться зубки, меняется пищевое поведение, вы отправляетесь в отпуск на самолете или поезде или всей семьей болеете гриппом. Любое изменение может привести к тому, что ребенок начинает опять просыпаться ночами — и иногда плачет.

В этом случае всегда нужно постараться успокоить ребенка, но не усердствовать слишком сильно — например, не стоит брать его с собой спать в кровать, если вы не являлись изначально приверженцем идеи совместного сна.

Частая причина ночных просыпаний в возрасте около 9 месяцев — начало осознания себя в мире. Детям становится интересно, остаются ли вещи и люди на своих местах в тот момент, когда их не видно? Другой момент — младенцы учатся управлять своим голосом сознательно, для привлечения внимания взрослых— ведь так здорово знать, что любимая мама непременно подойдет к кроватке, если ты начнешь кричать.

Родителям стоит отреагировать на крик — подойти, но не стараться развлекать ребенка, иначе вы рискуете получить игр и веселья на полночи, а у малыша выработается устойчивый психологический паттерн, как быстрее всего получить мамино внимание.

6. Какая температура требует вызова врача ребенку?

К сожалению, жар бывает у всех детей. Цифра на градуснике иногда может доставить родителям очень неприятные переживания, когда они видят 38, 39, а то и 40 градусов. Это нормально, если ребенок болен — и болеют все дети без исключения. Паниковать точно не стоит — как минимум потому, что это никому не поможет.

Жар является показателем того, что организм борется с инфекцией или вирусом, так же как и рвота. Дети довольно неплохо переносят даже очень высокие температуры, гораздо лучше взрослых. Врача стоит вызвать в том случае, если жар длится дольше суток, к нему прибавляются другие симптомы или же если ваша интуиция говорит вам, что ситуация вышла из-под контроля.

Стоит обратить особое внимание на высокую температуру в том случае, если у вас грудничок младше двух месяцев — с новорожденными оказывается сложнее понять причину жара.

Перечислим основные случаи, в которых нужно поскорее обратиться к доктору, если ваш ребенок заболел.

Заболевания верхних дыхательных путей

Наблюдайте внимательно за ребенком, если он кашляет. Температура, которая держится дольше трех суток, отсутствие периодов улучшения состояния, явные признаки обезвоживания организма — эти симптомы могут говорить о присоединении бактериальной вторичной инфекции, а она может вызвать осложнения.

Отиты

Жар, проблемы со сном, явный дискомфорт в ухе или боль, которые продолжаются от одного до трех дней — при этих симптомах обратитесь к врачу, особенно если ребенку меньше полугода. Возможно, без антибиотиков не обойтись.

Желудочные заболевания

Жар, диарея и рвота дольше двух дней могут вызвать сильное обезвоживание организма. Если ребенок отказывается от питья, его моча темного оттенка или он не мочится уже больше шести часов — немедленно обратитесь к доктору.

Грудничок остается голодным: реальная проблема или мамина фобия

У женщин после родов всегда появляются опасения по поводу того, что малышу не хватает молока. Признаки голода мамы ищут не только у новорожденных детей. По мере взросления, формирования характера и в разных жизненных ситуациях женщины просматривают косвенные симптомы недостатка еды у грудничка. Консультанты по ГВ точно знают, как понять, что ребенку не хватает грудного молока. Определить это можно по характерным признакам: недобору веса, сухой коже, уменьшению количества мочеиспусканий. Плач, беспокойное поведение у груди и плохой сон не считаются достоверными признаками дефицита.

  1. Как определить, хватает ли грудного молока
  2. По количеству мочеиспусканий
  3. По весу ребенка
  4. По коже малыша
  5. Неактуальные тесты
  6. Симптомы, которые не говорят о дефиците
  7. Ощущение, что грудь не наполнена
  8. Ребенок чаще просит грудь
  9. Молоко перестало подтекать
  10. К вечеру молока становится меньше
  11. Не получается сцедиться вручную
  12. Ребенок нервничает во время еды
  13. Малыш часто просыпается по ночам

Как определить, хватает ли грудного молока

Нет мамы, которая бы во время грудного вскармливания не задумывалась о количестве молока. Женщины хотят получше накормить своего младенца, а при ощущении пустой груди бьют тревогу. Докармливать ребенка в некоторых ситуациях действительно надо. Есть достоверные признаки недостатка молока у кормящей женщины. С ними сталкивается от 2 до 10% мам.

Большинство симптомов, которые женщины считают признаками дефицита молока, таковыми не являются. Чаще всего недостаток естественного питания надуманный. Мама, наслушавшись соседку, подругу, бабушку и прочих доброжелателей, решает, что ее ребенок не наедается. «Посмотри, молоко-то у тебя голубое, пустое, не жирное». «Грудь маленькая, откуда взяться молоку?» «Ребенок плачет, значит, молока мало, сытые дети не плачут». Однако это совсем не так.

Если женщина убедила себя в том, что ребенку не хватает молока, то так оно и будет. Мамы докармливают своих младенцев и подавляют их потребность в сосании груди.

Со временем естественная пища вырабатывается в меньшем количестве, а грудничок полностью переходит на искусственное вскармливание. Мысли о недостатке молока с последующим введением докорма – это прямой путь к сворачиванию лактации.

Определить, хватает ли малышу питания, можно по таким показателям:

  • работа выделительной системы;
  • набор массы тела и прибавка роста;
  • состояние кожных покровов;
  • общее самочувствие.

По количеству мочеиспусканий

О том, что ребенок не наедается, говорит маленькое количество мокрых пеленок и насыщенный цвет мочи. Современные мамы используют комфортные подгузники для малышей. Но эти помощники не позволяют посчитать количество мочеиспусканий у ребенка в течение суток. Поэтому для эксперимента маме придется на 24 часа отказаться от удобств и одеть малыша в ползунки или запеленать.

Читать еще:  Защемление нерва в грудном отделе

Новорожденный младенец мочится около 5 раз в день. К завершению второй недели у грудничканасчитывается не менее 10 мочеиспусканий. Если в течение дня и ночи собралось менее 10-12 мокрых пеленок, то это признак нехватки молочка.

По весу ребенка

Вес малыша – это главный показатель, на который следует опираться при оценке качества питания. Если грудничку не хватает молока, то он будет плохо набирать вес и прибавлять в росте. Для каждого возраста установлены верхние и нижние границы прибавления показателей тела.Если не хватает молока, то младенец будет прибавлять менее 500 гр в первые месяцы.В дальнейшем при дефиците пищи возможны отрицательные показатели прибавки массы тела, то есть грудничок будет терять вес.

Комаровский рассказывает, что в первый месяц младенец набирает около 600 граммов. В следующие два месяца прибавляет по 800 граммов. В дальнейшем прибавка веса уменьшается, но динамика все равно остается положительной. Также Комаровский выступает за контрольное взвешивание, которое современные врачи не считают показательным.

По коже малыша

Если ребенок не наедается грудным молоком, то у него наблюдаются признаки обезвоживания. В первые полгода материнская грудь – это еда и питье. Если не хватает молока, то в организм грудничка поступает мало жидкости. У такого младенца кожа становится сухая, а слюна более вязкая.

Во время болезни у грудных детей тоже могут быть признаки обезвоживания. Они связаны с интоксикацией организма и не говорят о том, что младенцу не хватает молока.

Неактуальные тесты

Кормящие женщины любят по состоянию груди определять количество грудного молока. Они прощупывают молочные железы, замечают интенсивность приливов и сцеживаются, чтобы определить объем детского питания. Часто результаты этих тестов приводят к мысли, что молока недостаточно. Такие методы анализа не показательные. Они только заставляют нервничать и провоцируют уменьшение молока у кормящей мамы. Поэтому опираться на внешний вид, объем, размер и другие показатели груди не следует.

Взвешивание до и после прикладывания долгое время считалось показательным тестом. Некоторые педиатры советских времен продолжают использовать эту методику. Однако малыш, который получает грудь по требованию, каждый раз высасывает разное количество молока. Грудничок может приложиться на 5 минут или сосать час. Младенец способен выпить в одно кормление 20 мл жидкости или в разы больше.

Количество дефекаций у новорожденного ребенка — 2-3 раз в день и больше. Часто дети справляют нужду во время кормления, поэтому количество прикладываний близко к количеству актов дефекации. Но даже если грудничок ходит в туалет не каждый день, это не говорит о недостатке молока у мамы. Часто это особенность пищеварения ребенка.

Симптомы, которые не говорят о дефиците

Мамы стараются уловить каждый тревожный симптом, чтобы понять, хватает ли ребенку молока. Большинство признаков, которые отмечают родители, не говорят о дефиците питания. Тревожные симптомы возникают также при других обстоятельствах, которые не связаны с недостатком естественного питания.

Ощущение, что грудь не наполнена

Чувство переполнения молочных желез женщины испытывают в первые недели после родов. В этот период достаточно немного надавить на грудь, как из нее начинает брызгать молоко. Но уже через 2-3 недели ощущение проходит. У мамы начинается этап зрелой лактации, когда питание для малыша вырабатывается по требованию.

Если у женщины не течет молоко из груди вне кормления, железы ведут себя спокойно и не переполняются, а во время сосания не чувствуется прилив, то это вовсе не говорит о дефиците. Если ребенок наелся грудным молоком, весел и спокоен, то повода для паники нет. О том, что в груди есть питание для младенца, говорят глотательные движения, которые сменяются эпизодами активного сосания.

Ребенок чаще просит грудь

Представительницы предыдущего поколения уверены, что понять, наедается ли ребенок грудным молоком, можно по частоте прикладываний. Бабушки советуют кормить грудничка через каждые 3-4 часа. Если младенец чаще просит грудь, то рекомендуют задуматься от питательности молока или его количестве.

Многие мамы на собственном опыте знают, что после смеси младенец спокоен, он долго спит и не просит кушать. Груднички ведут себя иначе. Они прикладываются часто и могут долго сосать. Несмотря на домыслы и убеждения, эти признаки не говорят о недостатке молока или о том, что малыш остается голодным.

Грудное молоко хорошо усваивается, оно содержит массу ферментов, которые ускоряют пищеварение. Поэтому ребенок быстро насыщается и так же быстро становится голодным. Кроме того, грудничок может сосать маму просто так, для эмоционального успокоения и формирования крепкой взаимосвязи.

Молоко перестало подтекать

После установления зрелой лактации молоко перестает самопроизвольно вытекать из соска. Пища вырабатывается в ответ на стимуляцию. Ее запасы хранятся в альвеолах. В ответ на сосание вырабатывается окситоцин. Этот гормон заставляет жидкость эвакуироваться. В это время мамы ощущают прилив. Поэтому если через несколько недель после родов у женщины перестали мокнуть майки от молока, это не признак его недостатка.

К вечеру молока становится меньше

Пик выработки детской пищи приходится на утренние часы. Поэтому консультанты по ГВ советуют для поддержания лактации не пропускать ночные прикладывания и утренние кормления. К вечеру обменные процессы замедляются. Многие младенцы любят в это время повисеть на груди у мамы.

Поэтому женщине может показаться, что молока не хватает.

После вечера всегда наступает ночь и ранее утро, когда уровень пролактина вновь повышается до максимальной отметки. Важно не переживать из-за надуманных проблем, чтобы не стимулировать выработку гормона стресса.

Не получается сцедиться вручную

На ГВ иногда женщины ставят эксперименты. Они сцеживают грудь и пытаются посчитать, сколько в ней еды. Но даже эти опыты не показательны.

В ответ на сосания малыша в организме мамы происходят гормональные изменения. При тактильном контакте ротика с ареолой вырабатывается окситоцин, гормоны радости и счастья. Когда женщина сцеживается вручную или с помощью молокоотсоса, биологические процессы не запускаются. Более того, при сдавливании соска возникает дискомфорт и даже боль. Поэтому можно однозначно утверждать, что младенец высасывает гораздо больше, чем может сцедить его мама.

Ребенок нервничает во время еды

Если малыш не наедается, он становится беспокойным. Однако не всегда этот признак говорит о дефиците питания. Беспокойство грудничка во время прикладывания чаще связано с недомоганием, болью в горле при глотании, кишечными коликами или другими причинами. Если капризы малыша не проходят или усиливаются, лучше показать его педиатру.

Малыш часто просыпается по ночам

Если соседка хвастается, что ее полугодовалый младенец спит всю ночь и не просыпается, то это не повод для зависти. Ребенок до года нуждается в ночных кормлениях. В определенные периоды грудничок просыпается чаще. Во сне малыш может долго посасывать маму. Но это тоже не говорит о дефиците питания.

Во время ночных кормлений вырабатывается пролактин. Без этих прикладываний ГВ быстро сойдет на нет. Поэтому если малыш сосет по ночам, то это хорошо.

Психосоматическое влияние мамы на здоровье ребёнка

Ребёнок не отделим от мамы в психоэмоциональном контексте порой вплоть до его совершеннолетия. Их связь постоянная и очень крепкая. Именно поэтому всё, что у мамы на душе — у ребёнка на теле.

Детский организм более уязвим с эмоциональной т.з., чем взрослый. Он ещё не научился создавать так называемую броню и существовать обособленно.

У него нет такого обширного понимания, как реагировать на ситуацию, как у взрослого человека.

Ребёнок постоянно смотрит, как реагирует мама на то, что происходит вокруг: осуждает или одобряет, обижается, боится, понимает или нет. В зависимости от этого, он пытается себя «скорректировать».

Например, если мама испытывает постоянное чувство страха — ребёнок будет нервозным или гиперактивным.

Находясь практически всё время в излишне подвижном состоянии, он как бы пытается отвлечься от того чувства, которое испытывает мама, даже если та умело скрывает это от окружающих.

Как я часто шучу: мама соединена с ребёнком по блютусу, все её явные и не явные мысли и переживания, которые не переработаны — напрямую поступают ребёнку.

Что может помочь минимизировать это влияние?

  1. Старайтесь не искать проблем там, где их нет, иначе вы рискуете их обязательно найти.
  2. Не гонитесь за статусом идеальной мамы. Вы именно такая, какая нужна вашему малышу.
  3. Просто помните, что ваша главная задача — любить и принимать его.
  4. Не забывайте о себе, не копите молчаливые обиды на ближнее окружение.

Очень часто в своей практике я вижу, как связаны остеопатические диагнозы у мамы и у ребёнка. Подпитывать эту связь может употребление слова «мы» относительно состояния здоровья малыша. Например, «мы не говорим», «у нас аллергия» и т.д.

Такой формулировкой мама только усиливает негативное состояние ребёнка.

Про употребление «мы» в контексте состояния здоровья ребёнка нужно забыть.

Чётко разделяйте себя и ребёнка, не переносите свои «болячки» на него.

Очень часто встречается такая ситуация в семьях с якобы наследственными заболеваниями, семья гордо несёт из поколения в поколение статус «семейной болезни», которая совершенно не обязательно должна быть и у вашего ребёнка.

Старайтесь анализировать своё поведение и его влияние на ребёнка.

Почаще задавайте себе вопрос: зачем мне это нужно? И честно на него отвечайте.

Например: зачем мой ребёнок заболел 3 раз ОРВИ за месяц?

  • я сама устала,
  • не хочу идти на работу,
  • хочу, чтобы меня пожалели родственники,
  • чтобы муж раньше приходил с работы.

Ответив на этот вопрос, вы сможете найти свою внутреннюю гармонию, и, воздействуя на ваши истинные нужды и желания, в итоге это обязательно положительно скажется на здоровье ваших детей.

Именно эти события и действия необходимо корректировать в своей жизни, попросить выходной на работе или сменить работу на ту, что приносит моральное удовлетворение, сьездить за город и побыть на природе, попросить о помощи мужа или близких родственников, если чувствуете, что не справляетесь. Порой даже 1 час, проведённый именно так, как вам хочется, может восстановить равновесие вашего эмоционального состояния и прекратить запуск деструктивных мыслей.

Как настроение мамы влияет на состояние малыша. Отвечает психолог.

Связь между мамой и ребенком сохраняется на всю жизнь, а первые месяцы и годы жизни она особенно прочная. Доказано, положительные эмоции мамы оказывают огромное влияние на здоровое развитие ребенка.
Анастасия Гавриленко – детский и семейный психолог — подробно рассказала нам, как настроение мамы влияет на состояние малыша.

Связь “мама и малыш” устанавливается ещё до рождения ребенка.
Эмоции, которые мама испытывает во время беременности, передаются малышу.
В утробе матери ребенок защищен плацентой от многих опасных веществ, но не от материнских гормонов. Поэтому когда будущая мама о чем-то тревожится и переживает, в ее крови выделяются гормоны кортизол и адреналин, которые также поступают к малышу. Под влиянием гормонов ребенок перенимает психологическое состояние мамы. Научно доказано, что ещё не родившийся ребенок уже может грустить и плакать.
Поэтому эмоциональное состояние будущей мамы очень важно.
Уже во время беременности происходит закладка психики и нервной системы ребенка, которые повлияют на всю его дальнейшую жизнь.

Что такое эмоциональная связь с малышом?
Эмоциональная связь — это то, что позволяет маме понимать своего ребенка без слов. Именно качественная эмоциональная связь помогает маме чувствовать внутренний мир ребенка и поддерживать его в нужный момент. Это работает и в обратную сторону — ребенок через звуки, интонации, прикосновения и взгляды понимает и чувствует маму. Это глубокая связь, основанная на близости и доверии.
Примеры эмоциональной связи:
• мама формулирует желания малыша, когда он ещё не освоил речь и жестикуляцию
• мама по тембру крика младенца распознает, в чем причина дискомфорта
• мама на расстоянии может почувствовать, что ребенок проснулся — у нее вдруг приходит молоко
Что помогает маме формировать эмоциональную связь?
• Развитие и доверие интуиции
• Множественный физический контакт с ребенком: носить в течение дня в разных положениях, обнимать, танцевать с ним, гладить и т.д. Именно телесный контакт знакомит малыша с границами своего тела, его возможностями и ограничениями.
• Грудное вскармливание (когда оно маме в удовольствие)
• Внимательное общение, контакт глаз.

Как настроение мамы влияет на поведение малыша?
Даже самые маленькие дети считывают мамино настроение через «невербалику» и очень чутко понимают, что сейчас маме плохо. Какой бы она ни пыталась казаться радостной и веселой.
• Дети смотрят на мимику, положение бровей, уголков рта, взгляд — тяжёлый, легкий. Они с рождения изучают маму по мимике и показывают то, что видят, копируют те же выражения лица. Как бы синхронизируются с мамой и начинают испытывать те же эмоции и чувства!
• Голос — это один из мощных инструментов влияния на ребёнка. Дети чувствуют интонацию, тембр речи.
В утробе и при рождении первые ощущения ребенка – тактильные. И только потом постепенно вступают в работу все органы чувств: он слышит, осязает, ощущает вкус. Поэтому прикосновения — это одна из базовых психологических потребностей ребёнка. Если их недостаточно, ребёнок обязательно будет об этом сигнализировать.
Задача мамы — понять о чем этот сигнал!
Если этот контакт есть, он нежный и ласковый — ребёнок это чувствует и отвечает взаимностью. Если мама нервничает, устала, обессилена, озабочена какими-то проблемами, то и ребёнок чувствует это, потому что её прикосновения менее ласковы или могут быть даже грубы.

Читать еще:  Что делать при аллергии на молоко у ребенка

Когда мама устанавливает качественную эмоциональную связь с малышом, это положительно отражается на всех сферах его развития:
• Возрастает познавательная активность: малыш спокойно изучает мир, чувствуя мамину поддержку.
• Физические данные развиваются по возрасту — те самые “вовремя сел, вовремя пошел”, о которых так беспокоятся мамы.
• Формируется эмоциональный интеллект: ребенок учится понимать свои и чужие чувства, лучше осознает свои потребности и желания, что станет залогом его счастливой жизни.

Ребенок способен понять гораздо больше, чем можно подумать. Когда ваш малыш капризничает «без причины», обратите внимание на себя. Ведь вы и есть проводник в мир чувств и эмоций вашего ребёнка!

Страхи родителей, которые передаются детям

Как родители усиливают страхи ребенка (или даже создают новые) и как с этим справиться. Для родителей дошкольников, младших школьников и специалистов, которые занимаются с детьми.

Страх не только оберегает нашу жизнь от опасности, но и способствует развитию эмоциональной сферы, ума, воображения, мотивации. Без этой базовой эмоции ребенок не научится заботиться о себе и о близких, не сможет оценивать свои возможности и ограничения, развивать волевые качества и даже достигать цели.

Иногда ребенок сам выбирает, чего бояться, иногда страхи родителей передаются их детям.

Для начала разберем, какие страхи помогают ребенку развиваться и познавать мир, а какие являются болезненными, могут укорениться надолго и мешают ему и всей семье.

Страхи-помощники

Во взрослом возрасте мы все знаем, чего нужно бояться, а что не требует особого внимания. Этого не скажешь о детях: у них нет ни опыта, ни знаний об окружающем мире, да и справляться с эмоциями они пока не умеют. И в дополнение обладают таким необычным свойством, как магическое мышление. Это значит, что ребенок с высокой готовностью принимает необычные и чудесные явления, а также верит в свои способности влиять на окружающий мир мыслями, чувствами, желаниями.

Поэтому в норме страхи часто посещают детей, и проявляется это иногда интенсивно: в виде плача, упрямства, замирания. Но сегодня один страх, завтра другой. Обычно они длятся недолго (один-три месяца) и проходят сами собой. «Нормальные» страхи мало зависят от поведения родителей и отражают нормальное развитие психики. Сюда входят различные боязни, реальные и не очень:

  • укусит собака
  • мама навсегда оставит в садике
  • утащит чудовище
  • кто-то нападет из темноты
  • врач сделает больно
  • украдут грабители

Почему страхи укореняются в детях

Иногда страхи остаются с ребенком надолго, сопровождаются истериками, появлением навязчивостей, плавно разрастаются и переходят на другие сферы.

Например, сначала ребенок не хочет ходить в садик — боится одной конкретной воспитательницы. Потом начинает бояться оставаться без мамы или папы в любых других местах. И в конце концов не может находиться на улице, в публичных местах даже с родителями — и перестает вообще выходить из дома.

Что заставляет их укореняться так прочно и тормозить движение вперед? Можно выделить три основных причины:

  1. Травматическая ситуация или физическое насилие
  2. Особенности развития ребенка — расстройства шизоидного и аутистического спектра, ЭПИ-синдром, умственная отсталость; эти расстройства могут иметь необычную логику развития страха, страхи иногда сопровождаются повышенной устойчивостью и вязкостью (долго может говорить о пугающем объекте); малая мозговая дисфункция (ММД), в частности астенический синдром, проявляет себя в развитии неуверенности, тревожности, страха самовыражения, склонностью чрезмерно волноваться и избегать некоторых ситуаций
  3. Поведение родителей, которое усиливает страхи ребенка или создает новые

Ситуация с насилием и психическое нездоровье — это сложные темы, которые требуют обязательной помощи специалиста. Невозможно придумать универсальные рекомендации, которые будут уместны в каждом из этих случаев, опыт и знания психолога тут незаменимы. А вот с третьим пунктом можно начать работать самостоятельно.

Детско-родительские страхи

Родители часто удивляются, когда наблюдают у ребенка страх. У них самих таких страхов нет:

  • они не боятся людей и общительны
  • не боятся врачей и уколов
  • не боятся собак
  • отлично держатся на воде

Но проблемы ребенка тонко отражают те области, которые мы (педагоги, родители) можем в себе не замечать. Требуются дополнительные усилия, чтобы оценить свое поведение и изменить его ради спокойствия и адекватного развития ребенка. Такие ситуации я объединяю в четыре группы:

  1. Слияние: «Твой страх — мой страх»
  2. Трансляция родительского переживания ребенку: «Смотри, как я волнуюсь!»
  3. Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»
  4. Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

Слияние: «Твой страх — мой страх»

Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.

— А вы как к собакам относитесь?

— Я их не боюсь и никогда не боялась.

— Опишите, как это происходит.

— Когда ребенок видит собаку, начинает убегать, кричать, прятаться за меня. Я их сама начинаю бояться, когда с ребенком. Как видим собаку, стараемся перейти на другую сторону улицы.

Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет. А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации.

Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:

  • бросить в воду исподтишка, застать врасплох
  • заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку

Ребенку показывают, что родитель не дает разрешение на страх, а значит, страх — плохое чувство, его нужно прятать. Он остается наедине с переживаниями, но уже многократно усиленными, обильно приправленными обидой и напряжением.

В первом и втором случае взрослым руководит страх. Но это, конечно, не страх собаки (пауков, темноты), а тех эмоций, которые испытывает ребенок, бессилия, ощущения, что родитель не знает, как с ними справиться.

Суть этих эмоций такова, что с ними не нужно справляться. Нет такого способа, чтобы ребенок быстро перестал бояться пугающего объекта — можно только постепенно учить его преодолевать негативные переживания. Для этого достаточно выслушать, подтвердить, что такой страх имеет право на существование, что, может, вы и сами немножко пугаетесь, или, наоборот, не пугаетесь, но вы рядом, готовы защищать его. Победить страх нужно вместе: не обходить собаку закоулками, но пройти мимо крепко взявшись за руки, подбадривая ребенка.

Хороший посыл, который может дать взрослый:

  • «Собака страшная, но я ее не боюсь. Я рядом, я тебя защищаю»
  • «Одному (без мамы) в садике страшно. У тебя это в первый раз. Тут новые игрушки, смотри. Я обязательно вернусь вечером»

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Малыш потерялся в большом торговом центре. В течение получаса-часа он нашелся. Было дано объявление по громкоговорителю. Ребенок плакал, мама тоже вся в слезах. Женщина продолжала переживать и делиться тревогой с ребенком в течение дня. Позже часто вспоминала этот день, предостерегала мальчика и рассказывала, какие страшные вещи могут произойти, когда малыш расстается с родителями. К психологу обратились с тем, что ребенок боится оставаться без мамы в общественных местах, в садике, на подготовке.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.

Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:

  • говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
  • говорите не более 15–30 секунд; в крайнем случае — 5–15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
  • предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»

Выполнить эти рекомендации не всегда просто. Но если вы заметили, что уже ребенок старается вас утешить, значит вы перестарались с переживаниями, пора остановиться и вспомнить о позитивных моментах.

Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»

Ребенок страшно боится уколов. И вот пришло время очередной прививки.

Какой только подход к нему не применялся: уговоры и обещания сладостей, строгая интонация, обещания, что будет не больно, и правдивая информация, что будет больно, но совсем чуть-чуть, что мама будет рядом, угрозы, что потом будет хуже и уколов придется ставить гораздо больше.

Ничего не помогало, ребенок еще сильнее закатывался в истерике. Он не мог уйти, потому что в будущем уже маячили сорок уколов вместо одного, но и не мог решиться на такой шаг. Медсестра была в растерянности.

Тогда в дело вмешался доктор. Он резко подхватил мальчика, положил себе на колени и быстро сделал инъекцию. Все присутствующие замерли от неожиданности. Но надо было видеть, как на лице ребенка осталось только легкое удивление от того, как быстро и нестрашно всё произошло.

Взрослые пытаются повлиять на ребенка с помощью уговоров и убеждения, потому что боятся, что нанесут травму, испугают еще больше, если не заручатся его согласием. А согласия тем меньше, чем больше уговоров. Но ведь нормально, что ребенок избегает неприятных и страшных вещей. Жизнь в дальнейшем их будет предоставлять в большом количестве не спрашивая.

Оптимальный вариант — проиграть пугающую ситуацию дома, отрепетировать поход к врачу, репетитору или парикмахеру. Тогда ребенок сам с легкостью и удовольствием отправится на приключение. Репетиция сработает не всегда, поэтому важно говорить уверенным голосом, показать, что ребенок справится. В таких ситуациях допустимо директивно направлять ребенка несмотря на крики и начинающуюся истерику, но делать это нужно доброжелательно и с любовью, избегая насмешек, угроз и заигрывания.

Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают.

Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

На консультации мальчик 6 лет. Мама говорит, что он очень робкий, стеснительный, не любит знакомиться с детьми, боится оставаться с чужими людьми, боится оставаться в садике, не хочет ходить на занятия, потому что боится строгого воспитателя. Дома со своими ведет себя раскованно и даже балуется.

Мальчик мне и правда показался робким, но во время занятия стал более открытым и живым. После занятия выбежал в коридор, радостный, к маме. Наблюдаю, как мама его одевает: «Ты неправильно надел. Тише, люди смотрят. Прекрати баловаться — стой смирно, когда тебя одеваю! Повернись. Сколько можно говорить одно и то же. Будешь наказан за такое поведение. Не пойдем к бабушке в гости!» За пять минут было высказано около десяти замечаний, при том, что ребенка я практически не слышала, и мне казалось, что замечания мамы не совсем соответствовали реальным проступкам ребенка.

Страх от родителей к ребенку? Почему? Этот стиль воспитания называется доминирующая гиперпротекция. Родитель контролирует каждое движение ребенка, всегда или только в ситуациях, когда действительно нужно вести себя осторожно. Но когда ребенок оказывается в такой ситуации, вместо того, чтобы справиться с ней, он теряется и начинает испытывать сильную тревогу.

В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза. Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома.

За гиперпротекцией обычно стоит родительская тревога. Для тревоги может быть много причин:

  • «Что люди скажут?»
  • «Надо помочь ребенку адаптироваться»
  • «Нельзя, чтобы ребенок кому-то помешал»
  • «Ребенок сам не справится»
  • «Нужно, чтоб никто не заметил недостатков у ребенка»
  • «Нужно делать замечания, чтобы тебя считали хорошей матерью»
  • «Плохое поведение ребенка означает, что я плохая мать»

Родитель может бояться осуждения, страшится оказаться плохим родителем. Это приводит к тому, что повышается чувствительность к малейшему отклонению от нормы в поведении у своего ребенка.

Чтобы справляться с такими ситуациями, научитесь отслеживать эту тревогу и понимать, чем она вызвана. Хотя бы в некоторых ситуациях дайте себе разрешение понаблюдать за поведением ребенка, не подсказывайте и не бросайтесь помогать. Посмотрите, как он справляется самостоятельно, в чем его трудности и как реагируют окружающие (обязательно отрицательно?).

Спокойствие и наблюдательность родителя — залог того, что ребенок будет успешно справляться с трудностями.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector