Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Афазия моторная сенсорна амнестическая — симптомы лечение

Афазия: причины, симптомы и методы лечения. Моторная, сенсорная, амнестическая и тотальная афазия

Афазия – это неврологическое нарушение связанное с полной, либо же частичной утратой человеком способности к пониманию устной или письменной речи окружающих людей, либо утрате способности пользоваться своей речью при сохранении слуха и функций речевого аппарата. Обычно возникает уже после того, как человек научился пользоваться речевым аппаратом. При афазии наблюдается невозможность к использованию в общении и пониманию языковых символов.

Классификация

Выделяется четыре вида афазии:

  • амнестическая
  • моторная
  • сенсорная
  • тотальная

Симптомы афазии

При амнестической афазии происходит провал в памяти на слова, что проявляется в нарушениях способности назвать предмет своим именем, но при этом человек может его охарактеризовать по всем параметрам. Если же подсказать пациенту первые слоги или буквы названия, он вспомнит название. Подобные симптомы могут возникать в письменной и устной речи. При амнестической форме афазии сохраняются структуры фраз, больной понимает письменные и устные предложения. Причина такой формы – поражение нижнего и заднего отдела в области теменной или височной области – у правшей левого полушария, у левшей – правого.

При моторной афазии нарушается преимущественно устная речь, но при этом речевой аппарат полностью здоров, происходит нарушения на уровне головного мозга в зоне речевой коры. Нарушаются произвольные речевые движения, причем может быть частичная утрата и полная. При частичной речь остается в виде слогов и отдельных слов, при полной речь заменяется на мимику и жесты. Нарушения в устной речи в данном виде расстройств сочетаются с расстройствами письменной речи – больной не может воспроизвести фразу по смыслу и по форме, хотя с руками все в порядке. При моторной афазии он пишет с пропусками букв и перестановкой слогов и слов, если читает – может не узнавать часть букв или слов.
Такое нарушение возникает при поражении центра Брока – области коры в третьей лобной извилине левого полушария.

При сенсорной афазии происходит полная, либо же частичная утрата возможности понимания речи при нормальном слухе. Человек при этом слышит речь, но понять ее смысла не может. Звуки воспринимаются как шумы, нет разделения их на смысловые и похожие сочетания. При тяжелых случаях понимания речи нет совсем. При этой сенсорной форме афазии будет закономерна недостаточность и в моторных видах речи с нарушением структуры слов, повторения их, бессмысленный поток слов без контроля над смыслом. При этой форме страдают функции чтения и письма, проявляются подобные симптомы при поражении височной извилины левого полушария.

При тотальной афазии происходит полная утрата речи и понимания речи других. Такое бывает при повреждениях доминирующего полушария мозга в области речевых и чувствительных зон.

Диагностика и лечение афазии

Неврологи проводят исследование речи – письменной и устной, функций письма, проведение различного рода тестов. Это необходимо для уточнения локализации повреждения и его степени. Лечение афазии проводят в стационарах, устраняя причины ее возникновения, а при невозможности для полного устранения действующих причин проводят логопедическую и психическую коррекцию нарушений.

Афазия

Афазия – это нарушение речи, которое характеризуется полной или частичной потерей способности выражать собственные мысли словами. Общение с другими людьми становится очень затруднительным, нарушается зрительное и слуховое восприятия окружающего мира. Сам термин «афазия» (в переводе с греческого языка aphasia – утрата речи) впервые для описания данного расстройства предложил французский терапевт Арман Труссо в 1864 году.

Симптомы

  • Нарушения чувствительности.
  • Человек не способен распознать предмет, не узнает знакомые звуки, голоса.
  • Разговор больного – простые короткие предложения, искажение, неправильное произношение слов.
  • Нарушение ориентации в пространстве.
  • Почерк становится неразборчивым, порой больной совершенно не может что-либо написать на бумаге. Огромные трудности при чтении.
  • Патология рефлексов.
  • Снижение концентрации внимания, нарушения памяти, интеллекта.

Причины

Основная причина афазии – поражения корковой зоны коры головного мозга. Эти зоны могут пострадать в результате черепно-мозговой травмы, тромбоза, эмболии, атеросклероза, опухоли головного мозга, кровоизлияния в мозг, операционного вмешательства. При афазии могут страдать как участки, которые непосредственно отвечают за речь, так и соседние зоны, отвечающие за рефлексы, память и др.

Течение болезни зависит от причины, которая ее вызвала. При травмах головы, кровоизлияниях в мозг данное нарушение проявляется резко, его последствия могут быть очень тяжелыми. При опухолях мозга болезнь прогрессирует постепенно, при атеросклерозе и эмболии последствия не такие серьезные.

Согласно классификации афазии принято выделять следующие ее виды:

  • Амнестическая.
  • Моторная.
  • Сенсорная.
  • Тотальная.

Рассмотрим каждый вид поподробнее.

Амнестическая афазия – проявляется потерей способности называть вещи и явления с сохранением способности их описать. Другими словами, это потеря словесной памяти. Больной не может вспомнить название предмета, но если ему подсказать первые пару звуков, то он может вспомнить. Та же ситуация и с написанием слов на бумаге. Заболевание вызвано нарушениями в работе теменного и височного участка коры головного мозга.

Моторная афазия – нарушение устной речи по причине речевой апраксии (нарушения целенаправленных действий, выполнение лишь элементарных движений). Артикуляционный аппарат (язык, челюсть, губы, гортань) функционирует нормально. Принято выделять полную и частичную моторную афазию. При полной речь практически полностью теряется, больной переходит на жестикуляцию. При частичной возможно произношение коротких простейших слов (обычно это глаголы и существительные), слова искажаются, некоторые слова пропускаются, становится трудно подбирать слова для выражения мысли. Речь замедляется, часто повторяются одни и те же слова или звуки. Моторная афазия сильно бьет по способности читать и писать, написание слов полностью отражает нарушения устной речи (пропуск, искажение слов и т.д.). Ее возникновение связано с поражением коры третьей лобной извилины левого полушария головного мозга (центр Брока) и смежных участков. Поэтому нередко ее еще называют афазией Брока.

Динамическая афазия – поражение коры головного мозга в смежных с центром Брока зонах – в заднелобных отделах левого полушария. Больной не может произнести длинную фразу, поскольку не в состоянии строить длинные смысловые цепочки слов. Предлоги и местоимения исчезают из речи, остаются имена существительные в именительном падеже. Данная форма впервые описана в 1934 году немецким психиатром Карлом Клейстом.

Сенсорная афазия (другое название — афазия Вернике) – расстройство понимания чужой речи, так называемая словесная глухота. Слух больного не нарушен, чужую речь он слышит, но понять суть не может. Речь воспринимается как совокупность звуков, распознать которые не получается. Собственная речь больного не контролируется, наблюдается сплошной поток слов, зачастую без всякого смысла. Написание слов и чтение становятся практически невозможными: слова пропускаются, искажаются, теряется всякий смысл. Причина – поражение заднего отдела верхней височной извилины левого полушария. В случае поражения смежной области (теменной) проявляется нарушение счета.

Тотальная афазия – проявляется полной речевой утратой, а также непониманием чужой речи. Это самая тяжелая, крайняя степень заболевания. В данном случае повреждено доминантное полушарие мозга, а также сразу несколько речевых участков мозга.

Диагностика

Для проведения диагностики афазии обычно не требуется привлечение высокотехнологичного медицинского оборудования. Проверяется понимание устной речи, способность читать, письмо, способность правильно интерпретировать сложные речевые обороты (пословицы, поговорки, фразеологизмы). Проверяется способность считать, перечислять предметы, повторить строгий порядок слов (например, название всех месяцев в году). Также проводится обследование у невролога на выявление других, не заметных на первый взгляд, неврологических отклонений. При необходимости проводится осмотр у психиатра.

Поскольку афазия часто является только симптомом или последствием другого, очень серьезного заболевания, то очень важно выявить, какого именно. Поэтому основная диагностика, как правило, направлено на выявление причин афазии.

Лечение

Ведение лечения афазии индивидуально в каждом случае, зависит от очага поражения и степени выраженности заболевания. Обычно лечат основное заболевание, ставшее причиной нарушений речи. Для коррекции нарушения речи, понимания речи проводится лечение у логопеда. Необходимо комплексно проводить упражнения для коррекции устной и письменной речи, тренировать чтение, обсуждать услышанную информацию. При сенсорной афазии прогноз восстановления более благоприятный, чем при моторной. Кроме логопедии, возможно назначение медицинских препаратов, например, винпоцетина. Но самое главное – лечить основное заболевание, поскольку без такого лечения все усилия по лечению афазии могут оказаться напрасными.

Афазия

Афазия — это локализованное нарушение центров коры головного мозга, отвечающих за образование речи человека. Для расстройства характерна локализация в проводящих путях головного мозга. У пациентов отмечается частичное или полное нарушение восприятия речи собеседника, отсутствует возможность грамотно строить предложение, произносить слова и отдельные звуки.

Если говорить понятным для обычного человека языком, то патологию можно охарактеризовать как нарушение действий нервного импульса, который подает сигнал мозгу относительно того, что человек желает выразить свою мысль речью.

  • Афазия: причины возникновения нарушения
  • Классификация расстройства
  • Эфферентная моторная афазия
  • Афферентная моторная афазия
  • Акустико-гностическая афазия
  • Акустико-мнестическая афазия
  • Амнестико-семантическая афазия
  • Динамическая афазия
  • Симптоматическое проявление афазии
  • Методы диагностики афазии
  • Коррекция афазии
  • Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление

Афазия: причины возникновения нарушения

Расстройство имеет несколько типов. Если говорить о моторной или сенсорной афазии, то ее провоцируют дистрофические процессы, происходящие в нервной ткани и — как результат — нарушающие работу нейронов. Это и является основной причиной болезни. Афазия развивается тогда, когда речь у человека сформирована, то есть в младенчестве дистрофических процессов в коре головного мозга не обнаруживается.

Если говорить о негативных факторах, которые могут спровоцировать развитие нарушения, то здесь нужно выделить сосудистые патологии, локализующиеся в головном мозге. Медики отмечают, что моторная афазия речи и другие формы нарушения являются следствием инсульта. При этом неважно, имело место повреждение тканей мозга или произошел острый прорыв сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

Инсульта относят к патологии, которая провоцирует развитие тяжелых последствий. Если не брать в учет, что у пациента случился подобный приступ, то спровоцировать афазию могут оперативные вмешательства или травма головы с повреждением мозга. Нередко у пациентов диагностируют расстройство, основной причиной развития которого является долготекущий воспалительный процесс, распространившийся в головной мозг. Причиной воспаления может выступать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • нарушение ЦНС в стадии прогресса;
  • эпилепсия;
  • болезнь Крейцфельда-Якоба.

В последних двух случаях происходит нарушение правильного функционирования мозга. При диагностированном заболевании Крейцфельда-Якоба пациент страдает от слабоумия, причиной которого является инфекция.

Помимо основных факторов развития афазии, медики выделяют ряд обстоятельств, при стечении которых развивается нарушение. К ним относятся:

  • пожилой возраст;
  • генетическая предрасположенность;
  • гипертония;
  • ревматический порок сердца;
  • ишемические атаки.
Читать еще:  Эффективный компресс от кашля детям

Классификация расстройства

Афазия имеет множество форм проявления. Принцип классификации основан на анатомии, лингвистике и психологии. В современной медицине за основу принято брать распределение по Лурию, так как именно его определение форм расстройств имеют большую схожесть с клиникой каждого вида. Исследователь предложил рассматривать основную зону поражения мозга, а также то, что происходит с пациентом при болезни.

Эфферентная моторная афазия

Расстройство является результатом повреждения зоны головного мозга у основания средней лобной извилины. У пациента отсутствует возможность изменения положения артикуляционного аппарата. То есть когда он произносит один звук, для переключения на другой ему требуется определенное время. В медицине расстройство еще называют афазией Брока в соответствии с пораженным участком мозга.

Кроме задержки переключения с одного звука на другой, пациент страдает от нарушения двигательных процессов. Все движения роботообразные, плавность потеряна, присутствует заторможенность.

Сама по себе речь у пациента присутствует, но в ней также нет плавности звуков, интонаций, эмоций. Если больной захочет что-то написать, то сделать он это сможет только в комплексе с произношением желаемой буквы или слова. Присутствует смешанность букв, то есть человек берет букву из одного слова в предложении и автоматически подставляет ее в другое.

Афферентная моторная афазия

Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек — левша или правша, патология проявляется по-разному.

Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.

Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.

Акустико-гностическая афазия

Когда диагностировано нарушение речи (афазии) этой формы, человек перестает воспринимать слова собеседника на слух. То есть у пациента отсутствует способность к анализу и синтезу звуков. Если поставить себя на место больного, то он будет слышать чужую речь как невнятные для него звуки, неправильно построенное предложение или слова. Опасность этого типа афазии заключается в том, что больной не может самостоятельно диагностировать речевые отклонения, возникшие на фоне полученной травмы или приступа инсульта, что обусловлено сохранением двигательной активности.

Определить развитие патологии может посторонний, если обратит внимание на больного. Пациент понимает смысл предмета, а назвать его точно не может. Если ему показать, например, дверной звонок, он скажет, что это предмет небольшого размера, но в одном слове выразить мысль не сумеет. Это касается сенсорной афазии, а когда она сочетается с акустико-гностической, больной перестает обращать внимание на то, что его собственная речь нарушена.

На первых порах заболевания пациент разговаривает так, что его не смогут понять даже близкие родственники, потому как состоит она исключительно из отдельных букв и звуков.

Акустико-мнестическая афазия

Развивается в результате повреждения задних и средних участков головного мозга в области височной зоны. Характеризуется нарушение понижением способности запоминать услышанное. Это происходит в результате слияния слуховых ощущений. Характерной особенностью патологии является отсутствие соотношения между услышанным и произнесенным. То есть больной слышит фразу и может запомнить из нее не более двух-трех слов, при этом повторить только одно или два. Также отсутствует способность запоминания и последующего произношения слов, не связанных по смыслу друг с другом, например: цветок — замок — олово — рука.

Описанное выше является основой этого вида афазии. У больного сохраняются в пределах нормы фонематический слух и способность к артикуляции. Сложности в общении с другими людьми компенсируются высокой речевой активностью. Слухоречевая память у больных отличается повышенной инертностью.

Если здоровый человек хочет поговорить с пациентом, у которого акустико-мнестическая афазия, ему следует использовать простые предложения и слова. Также пациенту тяжело общаться в компании, где более двух людей. Больным не рекомендуется посещение публичных выступлений типа лекций, семинаров или докладов, это провоцирует обострение нарушения.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное — чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» — «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Симптоматическое проявление афазии

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Методы диагностики афазии

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Установить степень речевого расстройства помогает:

  1. устная проверка;
  2. письменная проверка;
  3. исследование слухоречевой памяти;
  4. определение возможности опознания предметов;
  5. конструктивно-пространственное исследование.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Коррекция афазии

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии — в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление

Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист — в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.

В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.

Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.

Афазия

Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Читать еще:  Вздутие живота у ребенка: причины состояния и меры лечения

МКБ-10

  • Причины афазии
    • Факторы риска
  • Классификация
  • Симптомы афазии
    • Моторные афазии
    • Сенсорная афазия
    • Акустико-мнестическая афазия
    • Семантическая афазия
    • Динамическая афазия
  • Диагностика
  • Коррекция афазии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:

  • Инсульты. В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, — тотальная, моторная или сенсорная афазия.
  • Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы головного мозга.
  • Воспалительные заболевания мозга:энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс.
  • Опухоли головного мозга: глиомы, глиобластомы, астроцитомы и др.
  • Хронические прогрессирующие заболевания ЦНС: очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика).
  • Операции на головном мозге: удаление опухолей, эвакуация внутримозговых гематом.

Факторы риска

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Классификация

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии — с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

  1. Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.
  2. Афферентная моторная афазияразвивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.
  3. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, — нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, — утрата понимания обращенной речи.
  4. Акустико-мнестическая афазияявляется следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.
  5. Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.
  6. Динамическая афазияпатогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Симптомы афазии

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола. При втором варианте — проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи. При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

Сенсорная афазия

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

Акустико-мнестическая афазия

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

Динамическая афазия

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:

  • Неврологическая диагностика. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.
  • Обследование речи при афазии. Включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическое обследование. Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

  • при эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов;
  • при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем;
  • при акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи;
  • при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти;
  • при амнестико-семантической афазии основная задача — преодоление импрессивного аграмматизма;
  • при динамической афазии – преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляция речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Прогноз и профилактика

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Читать еще:  Комаровский про АКДС

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Причины, виды, симптомы афазии и лечение нарушения речевых функций

Афазия – это нарушения речи, связанное с дисфункцией «исполнительного» аппарата (языка, нёба, гортани, глотки). Способность к речи может быть потеряна в результате паралича, пареза или повреждения речевого аппарата. Она включает в себя также нарушения речи, вызванные повреждением мозжечка и периферической нервной системы. Об афазии говорят тогда, когда расстройства речи не являются следствием неразвитостью речи и проблем со слухом.

Причины афазии и группы риска

Что такое афазия? Это расстройство речи, возникающие вследствие повреждения центральной нервной системы. Заключается в потере способности к речи, её понимания или способности именования предметов, явлений и состояний. Все типы афазии могут возникнуть одномоментно (смешанная афазия).

Часто афазия речи сочетается с потерей способности писать и читать.

Нарушения речи могут возникать у людей разного возраста, но чаще появляются у детей. Афазия у детей заметна уже около 2-3 года жизни, как отсутствие прогресса в изучении устной речи.

Причины детской афазии не до конца понятны, но с большой вероятностью влияние оказывают:

  • неправильное формирование частей мозга, ответственных за речь
  • повреждение структуры мозга
  • врожденные аномалии строения головного мозга
  • инфекции головного мозга
  • повреждения головного мозга в период внутриутробной жизни или при рождении или в неонатальном периоде

Афазия речи развивается в ходе таких заболеваний мозга, как:

Несмотря на то, что центр речи находится в левом полушарии головного мозга, повреждение правого полушария также может привести к афазии.

Симптомы афазии и типы: моторная, сенсорная, амнестическая

Человек, пострадавший от афазии, не может общаться с окружающим миром. Существует три типа афазии, хотя все они имеют одинаковую основу – повреждение центральной нервной системы.

Афазия моторная заключается в том, что больной понимает речь, однако, не в состоянии правильно артикулировать звуки. Экстремальная версия – афазия Брока, при которой пациент вообще не может говорить, несмотря на то, что понимает речь.

Симптомы двигательной афазии и афазии Брока:

  • расстройства беглости речи
  • потеря навыков повторения
  • парафразия – замена звуков или слов другими
  • применение грамматически неправильных форм
  • неправильная артикуляция
  • трудности с наименованием предметов

Моторная афазия часто сочетается с потерей способности писать и читать. В результате этого происходит потеря возможности общения с окружающими людьми.

Афазия сенсорная (афазия Верницкого) нарушает речь иначе, чем моторная афазия – пациент не теряет способность говорить, но не понимает речи. Тем не менее, он теряет способность читать и писать. Человек с сенсорной афазией может говорить бегло, способен повторить голоса и услышанные слова. Однако, его фразы не имеют смысла.

Другие симптомы сенсорной афазии:

  • искажение слов
  • неграмотная речь
  • высказывания лишенные логики
  • использование слов не в соответствии с их значением
  • бессмысленный поток слов

Третий тип нарушений речи, вызванных поражением периферической нервной системы, афазия амнестическая (номинальная). Человек, затронутый этим типом, не может назвать объекты, явления или состояния, но способен описать эти вещи.

Афазию у детей диагностировать сложнее, поскольку некоторые нарушения речи в раннем возрасте, особенно когда они учатся говорить, можно рассматривать как неумелые попытки войти в этот процессе.

Детская афазия проявляется в том, что ребёнок:

  • поздно начинает говорить – даже до 8 года жизни
  • имеет проблемы с речью и повторением слов
  • искажает слова
  • с трудом произносит слова длиннее двух слогов
  • легко забывает слово, которое выучил ранее
  • говорит, разделяя слова на слоги
  • имеет плохой словарный запас
  • не контролирует синтаксис в длинных выражениях
  • обычно строит короткие заявления высказывания

Симптомом афазии у детей является также нарушение понимания адресованных им сообщений и трудности в сосредоточении внимания на понимании прочитанного или устного текста.

Лечение моторной и сенсорной афазии – логопедическая терапия

Каждый тип афазии можно лечить, и терапия заключается в выполнении упражнений, предписанных специалистом. Правильное лечение моторной афазии у детей и взрослых разрабатывает и осуществляет логопед, то есть специалист, занимающийся различными нарушениями речи. Аналогично для других типов этого расстройства. Упражнения должны быть адаптированы к возможностям человека с афазией и типу этого явления.

Эффективность лечения во многом зависит от работы не только с логопедом, но и самостоятельной. Ключом к минимизации симптомов афазии является регулярность упражнений и максимальная нагрузка. Люди с моторной афазией, а не сенсорной, имеют больше шансов на улучшение.

Моторная и сенсорная афазия, что это такое?

Что такое афазия? Это патология, при которой очень трудно или совершенно невозможно произносить слова с сохранением возможности произнесения некоторых звуков и пониманием человеческой речи. Если заболевание переходит в самую тяжелую форму, то речь пропадает полностью, человек начинает общаться с другими людьми мимикой и жестами. Даже если пациент восстановится, то у него остаются сложности с произношением трудных высказываний или при повторе различных фраз и слов. Искажение устной речи, которое спровоцировано развитием афазии, часто сочетается с аграфией, представляющей собой нарушение правильного письма, когда заметны двигательные нарушения рук.

  • Формы патологии
  • Причины развития патологии
    • Клиническая картина заболевания
  • Методы диагностики

Формы патологии

В зависимости от того, какая конкретно зона коры головного мозга повредилась, выделяют следующие формы афазии:

  • Эфферентная моторная афазия – это расстройство функции речи, которое возникает в результате поражения нижних отделов лобной мозговой доли. Больному крайне тяжело произносить даже самые простые слова, он разговаривает короткими и обрывистыми фразами, опуская союзы и предлоги. Но при этом сохраняется понимание речи окружающих.
  • Афферентная моторная афазия – это такая патология, при которой больной с трудом произносит необходимые звуки.
  • Сенсорная афазия – это расстройство речи, которое возникает в результате повреждения височной доли головного мозга. Сенсорная форма патологии характеризуется тем, что больной способен произносить длинные фразы, но они совершенно бессмысленны. Человек не может воспринимать и понимать обращенную к нему чужую речь.
  • Амнестическая афазия – возникает из-за поражения внутренних отделов височной доли. Такая форма патологии характеризуется тем, что больной начинает забывать названия привычных предметов и не может понять смысла обращенных к нему сложных предложений.

В клинической практике чаще всего встречается сочетание сенсорной и моторной формы афазии.

Причины развития патологии

Основной причиной возникновения моторной или сенсорной афазии считается органическое поражение коры головного мозга. Обычно развитию патологии способствуют сосудистые нарушения головного мозга. Чаще всего сенсорная афазия или другие формы болезни наблюдаются у тех пациентов, которые перенесли геморрагический или ишемический инсульт. Необходимо отметить, что у больных после геморрагического инсульта диагностируют тотальную или смешанную форму афазии, а после перенесенного ишемического инсульта обычно возникает сенсорная или моторная афазия.

Другими причинами развития патологии являются черепно-мозговые травмы и хирургические вмешательства. Расстройство функции речи возникает при воспалительных процессах в головном мозге, которые провоцируют энцефалит и менингит, опухолевые новообразования, прогрессирующие патологии центральной нервной системы. Афазию способна вызвать эпилепсия, которая неизбежно приводит к нарушению нормального функционирования мозга, а также болезнь Крейцфельда-Якоба, проявляющаяся разнообразной неврологической картиной из-за прогрессирующего слабоумия, вызванного поражением мозга инфекционной природы.

В группу риска людей, у которых велика вероятность развития афазии, входят пожилые граждане, а также пациенты с генетической предрасположенностью к заболеванию. Также риск возникновения такой патологии значительно повышается при ревматических пороках сердца, гипертонии и перенесенных ишемических атаках.

Клиническая картина заболевания

Тяжесть течения афазии определяется индивидуальными особенностями организма больного, его возрастом, локализацией и степенью распространенности очага патологии. Если пациент страдает опухолью мозга, то моторная и сенсорная афазия начинает проявляться постепенно, а вот после черепно-мозговой травмы развитие недуга происходит резко. Заболевание, появившееся из-за кровоизлияния в мозг, характеризуется самым тяжелым течением.

Относительно симптомов недуга, то основным считается нарушение речи. При эфферентной моторной афазии в речи больного присутствует перестановка звуков и слогов. Стиль речи у пациента характеризуется как «телеграфный». Человек сохраняет способность произносить отдельные звуки, но нарушается функция чтения и письма.

Клиническая картина при афферентной моторной форме несколько иная. У больного наблюдается речевой эмбол, отсутствует понимание фраз других людей. Человек становится молчаливым, потому что осознает степень своего заболевания, а так как он не может произнести конкретные слова, то предпочитает промолчать.

При сенсорной афазии нарушается слуховое восприятие при сохранении в нормальном состоянии физического слуха. Больной не способен контролировать собственную речь и не понимает обращенные к нему фразы. В самом начале развития этой патологии окружающие совершенно не понимают смысла фраз больного, потому что речь его напоминает «словесную окрошку». Впоследствии развивается патологическое многословие.

Проявляется амнестическая афазия тем, что больной не в состоянии вспомнить названия привычных предметов и явлений, с трудом понимает сложные предложения в обращенной речи, различные метафорические и речевые обороты. Пациент не способен понять смысл прочитанного.

Тотальная форма недуга характеризуется нарушением всей речевой функции. Больной не понимает чужой речи и сам не может правильно воспроизвести собственную. Чтобы выразить свои мысли, он практически не пользуется словесными формами, а также испытывает трудности при чтении и письме.

Методы диагностики

Моторная и сенсорная афазия, а также другие формы патологии диагностируются после того, как будет проведено комплексное обследование у следующих врачей:

  • логопеда;
  • невролога;
  • нейропсихолога.

Специалисты в первую очередь изучают анамнез больного, учитывая симптомы и факторы, приведшие к этому заболеванию. Обязательно осуществляют неврологический осмотр, во время которого выявляют дефект речевой функции и другие неврологические признаки. Психолог оценивает речь больного и планирует будущий курс коррекции.

Дополнительные диагностические мероприятия заключаются в проведении электроэнцефалографии, чтобы оценить электрическую активность разных отделов мозга. Также применяют методы магнитно-резонансной и компьютерной томографии.

Для восстановления речевой функции требуется курс реабилитации, который включает в себя занятия с психологом и логопедом. Скорость восстановления во многом зависит от возраста пациента и степени тяжести недуга.

Таким образом, афазия – это довольно редкое заболевание, связанное с проблемами речи. Такая патология очень сложная, потому что включает в себя комплекс расстройств. Существуют различные разновидности афазии, а лечение заболевания должно быть комплексным.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×