Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое дислексия симптомы психического заболевания

Дислексия у детей:
от симптомов до лечения

Любознательный и сообразительный ребенок вполне может столкнуться с трудностями в школе – ему с трудом будет даваться чтение, письмо. О таких детях часто говорят, что они «смотрят в книгу, а видят… что-то совсем другое». Часто родители списывают эти трудности на характер, рассеянность ребенка, на его индивидуальные наследственные способности к нормальному обучению. На самом деле проблема может быть совсем иной. Так проявляется дислексия.

Что это такое?

Дислексией называется парциальное расстройство навыка считывания текста, которое вызвано дефектным формированием или гибелью некоторых функций психики ребенка, важных для чтения. Это стойкое нарушение чтения, при котором ребенок постоянно совершает одни и те же ошибки при чтении, переставляет местами и заменяет отдельные звуки, пытается воспроизводить текст по буквам и т. д.

В мировой практике под понятием «дислексия» подразумевается избирательное, частичное нарушение способностей к овладению чтением, письмом, счетом. В России каждый вид этих нарушений рассматривается по отдельности, поэтому говоря о дислексии, имеют в виду нарушения чтения, о дисграфии – проблемы освоения письма, дизорфографии – проблемы с грамотностью и т. д. ВОЗ же рекомендует все эти понятия включать в общее – «дислексия».

Нарушение это изолированное, никак не отражающееся на общем психическом, эмоциональном, интеллектуальном развитии ребенка. Трудности с чтением и письмом, связанные с другими патологиями, например, у детей с нарушением зрения, слуха, психики – это не дислексия, а лишь симптом при основном заболевании. Сама дислексия заболеванием не считается, к группам неврологических, психических диагнозов не относится. Это логопедический термин, широко применяемый и изучаемый логопедами, психологами и педагогами.

Важно! Ребенок с дислексией с трудом учится, плохо читает, ему бывает трудно понимать прочитанное, но при этом он способен достигать больших успехов в других сферах жизни, например, становиться выдающимися спортсменами, художниками, музыкантами.

В России, по данным медицинской статистики, распространенность дислексии составляет около 4,9%. То есть примерно у пяти ребят из сотни есть такое нарушение. У ребят с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития почти в половине случаев обнаруживается еще и дислексия. Есть определенная гендерная закономерность – мальчики в 4,5 раза чаще страдают от дислексии, чем девочки.

Причины возникновения

Причины нарушения до конца медициной не изучены, поэтому на вопрос, откуда у ребенка взялась дислексия, точный ответ будет получить довольно затруднительно. Зарубежные медицинские издания указывают на некую генетическую связь, согласно которой дети наследуют нарушение у своих родителей. При этом у детей с преобладающим правым полушарием обычно встречается предрасположенность к нарушению письма и чтения, у малышей с преобладанием левого полушария чаще встречается нарушение распознавания написанного и проблемы со счетом.

Но пока такая причина и взаимосвязь рассматривается в качестве гипотезы, среди доказанных предпосылок к развитию дислексии отмечаются ситуации и обстоятельства, которые привели к формированию минимальной мозговой дисфункции.

Повлиять на функционирование головного мозга может нарушение процесса имплантации плодного яйца при наступлении беременности, гипоксия плода в период беременности, а также кислородная недостаточность и асфиксия в родах. Если у беременной женщины есть порок сердца, считается, что у ее ребенка есть повышенные риски для развития дислексии. Примерно такие же риски развития нарушения имеются и у детей, родившихся с пороками сердца.

Факторами риска также считаются аномалии строения пуповины, плаценты, фетоплацентарная недостаточность в период беременности, употребление будущей мамой без ведома врача большого количества медикаментов, курение и прием алкоголя в период ожидания ребенка, а также резус-конфликт с последующим развитием гемолитической болезни новорожденных.

Вероятность нарушения повышается, если роды были трудными, осложненными, если акушерам пришлось накладывать щипцы, чтобы обеспечить прохождение малыша по родовым путям. Также вероятность дислексии повышается, если женщина в период беременности переболела краснухой, ветрянкой, корью, герпетической инфекцией, гриппом.

Если ребенок появился на свет без мозговых нарушений, то предпосылки для развития дислексии могут возникнуть после перенесенной травмы головы, сотрясения мозга, менингита или менингоэнцефалита, после ветрянки, краснухи, кори и после перенесенного физического истощения.

Важно! Дефицит нормального общения может вызвать у ребенка приобретенную дислексию. Иногда нарушение развивается у билингвальных малышей (с которыми говорят на двух языках). Родители могут сами вызвать нарушение, слишком рано начав обучать чадо грамоте быстрыми темпами. При этом на фоне толком еще не сформировавшейся устной речи развивается плохое восприятие письменной.

В качестве вторичного симптома дислексия развивается нередко у детей с детским церебральным параличом, умственной отсталостью. Тактильная дислексия порой возникает у детей с нарушением зрения также в качестве вторичного признака основной патологии.

Механизмы развития и виды нарушений

Чтение – процесс сложный, в котором поровну участвуют и физиология, и психика. Этот процесс обеспечивается деятельностью нескольких анализаторов – зрительного, речедвигательного и речеслухового. Ребенок видит буквы, узнает, сопоставляет со звуками, мысленно проводит слияние и объединение звуков, слогов, слов, предложений, а потом понимает и осознает то, что он только что прочел. Так происходит у здоровых детей. Дети с дислексией отличаются тем, что в каком-то одном или нескольких звеньях этой последовательности происходит сбой.

Либо ребенок не понимает, что видит на бумаге, либо не может сложить слоги в слова, либо есть проблемы с осмыслением прочитанного.

По тому, как именно проявляется нарушение у конкретного малыша, можно выделить несколько основных видов дислексии:

  • литеральная – трудности с узнаванием или воспроизведением каких-то отдельных букв;
  • вербальная – трудности с составлением знакомых букв в единое слово.

В зависимости от того, в каком звене цепочки чтения возникли проблемы, выделяют:

  • фонематическую форму – страдают восприятие фонем, анализ и синтез;
  • семантическую форму – невозможность собирать буквы в слоги, слабый лексикон, бедный запас слов, отсутствие четкого понимания смысловых связей в структуре предложения;
  • аграмматическую форму – недоразвитие грамматического строя устной речи,;
  • мнестическую форму – нарушена речевая память, ребенку бывает очень сложно сопоставить букву и соответствующий звук;
  • оптическую форму – неразличение букв;
  • тактильную форму – нарушение чтения по азбуке Брайля у слабовидящих.

Симптомы и признаки

Распознать дислексию может только специалист-логопед, но заподозрить нарушение родители могут и сами в домашних условиях. Проблема может быть у ребенка, развитию которого уделяется достаточно времени и внимания, но все же есть проблемы с произношением звуков, бедный лексикон, он часто неточно понимает смысл слов и уместность их употребления. Речь с детства несвязанная, нет развернутых предложений, она неверно оформлена грамматически.

Ребенок с фонематической формой нарушения одни звуки в речи часто подменяет другими, похожими по звучанию. Читает ребенок по буквам, может пропускать как отдельные буквы, так и целые слоги. У детей с семантической дислексией чтение носит механический характер, смысл прочитанного не усваивается, техника чтения несколько монотонна.

При аграмматической форме нарушения у ребенка есть проблемы с прочтением падежных окончаний, согласованность в речи нарушена, он может поставить рядом слова с несогласующимися падежами, временем, родом. Такие же ошибки обычно делаются и в речи, и в письме.

Мнестическая форма нарушения чтения и речи связана с отсутствием или нарушением между образом буквы и соответствующим ей звуком. Ребенок подменяет звуки при чтении, не запоминает буквы.

При оптической форме ребенок смешивает и заменяет литеры, которые похожи друг на друга графически. При чтении чадо нередко соскальзывает с нужной строки на другую, а также бывает зеркальное чтение справа налево.

Диагностировать точный вид и тип нарушения поможет логопедический тест, направленный на комплексную оценку устной, письменной речи и техники чтения. Для этого будут даны задания на произношение, упражнения на списывание, диктант, тесты на понимание прочитанного и услышанного текста.

Иногда определение типа нарушения требует консультации у детского невролога, проведения электроэнцефалографического обследования. Иногда, чтобы определить характер нарушения, нужно посещение окулиста.

Лечение и коррекция

Универсальных действенных методов устранения нарушения не существует, есть лишь программы коррекции, которые позволяют частично снизить проявления дислексии. Они включают в себя логопедические занятия, включающие в себя коррекцию дефектов, установление правильного произношения звуков, связей в их слиянии, формировании слов, обсуждении прочитанного и услышанного.

Требуется расширение лексикона ребенка. Дети должны учиться запоминать буквы, буквообразы, звуки. К разряду нестандартных подходов коррекции и исправления нарушения относится метод Рональда Дейвиса, который предлагает обучать детей, придавая буквам мысленные образы. Занятия проводятся как в группах, так и индивидуально.

Проводить коррекцию или нет, решать самим родителям. Есть мнение, что дислексия – «болезнь гениев», и в разное время ею страдали сказочник Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн. А потому будущее ребенка с таким нарушением вполне может сложиться блистательно и без изнурительных занятий по коррекции нарушения. Специалисты не имеют готовых рекомендаций на этот счет.

Тем, кто хочет избавиться от проблемы, придется потрудиться, но успеха никто не гарантирует. Научить ребенка зрительно мыслить иначе – задача не из простых, но лечить тут точно ничего не нужно. Если с нарушением бороться, то шансы на более успешную адаптацию к школе, ВУЗу будут выше, ведь не каждый малыш с дислексией имеет яркие и даже гениальные способности, как Эйнштейн.

Считается, что чем раньше начнется коррекция, тем лучше прогнозы. Ассоциации родителей детей с таким нарушением рекомендуют делать это еще до школы, поскольку в 9, 10, 12 лет коррекция приносит меньше пользы.

Важно! Помочь детям младшего школьного возраста во многом может семья и педагог. Нужно уделять ребенку больше внимания, читать с ним, обсуждать прочитанное, поощрять стремление к освоению грамоты.

​​​​​​Обычно нарушение выявляется в начальной школе, иногда – в старшем дошкольном возрасте. Именно с момента обнаружения и рекомендуется приступать к коррекции. Особых надежд на методики возлагать не следует, у большинства людей определенная дислексия сохраняется и во взрослом возрасте, что нисколько не мешает им общаться, читать книги, писать, получать профессии и достигать успехов в жизни.

О симптомах, причинах и коррекции дислексии вы можете узнать, посмотрев следующем видео.

Дислексия у детей: виды, симптомы, диагностика и лечение

Что такое дислексия

Дислексия у детей – это расстройство навыков чтения, которое вызвано недостаточным развитием (либо распадом) психических функций, ответственных за процесс чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма. Чаще всего ребенку сложно распознавать отдельные знаки и символы, в результате чего смысл слов, словосочетаний и предложений искажается, либо не устанавливается.

Распространенность серьезного нарушения чтения среди детей в России составляет порядка 10%. При этом у детей в англоязычных странах этот показатель выше – 17-20%. Если проблема выявлена в раннем возрасте, то правильная коррекция поможет нивелировать ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.

Дислексия может наблюдаться отдельно, но чаще всего она сопутствует другому расстройству – дисграфии (нарушение письменной речи). В МКБ-10 дислексии присвоен код R48.0. Согласно классификатору, это нарушение делится, собственно, на саму дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полная утрата или невозможность овладения навыком).

Основные виды дислексии

По основным проявлениям различается литеральная (связана с проблемами усвоения отдельных букв) и вербальная (связана с проблемами прочтения слов) дислексия.

В зависимости от нарушенных механизмов, выделяются следующие формы расстройства чтения:

  • Фонематическая. Наиболее распространенная проблема, которая чаще всего встречается у младших школьников. Она является следствием недоразвития синтеза, анализа и фонематического восприятия. При этом нарушении ребенок переставляет местами слоги (вместо «ток» читает «кот»).
  • Семантическая. Это следствие несформированности слогового синтеза, непонимания синтаксических связей и бедности словаря. Ребенок с таким расстройством понимает слова, но в отдельности от всего текста. Это приводит к тому, что он не может уловить смысл прочитанного.
  • Аграмматическая. Она предполагает ошибки в составлении конструкций. Ребенок неправильно использует падежи, окончания, времена («белый ложка», «черная стол»).
  • Мнестическая. Вызвана нарушениями слухоречевой памяти, проблемами соотнесения звука и буквы.
  • Оптическая. Вызвана недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений. Проблема проявляется по-разному: ребенок может видеть слово задом наперед, либо не может сфокусировать взгляд на строчке, которую читает, в результате чего нарушается последовательность чтения. Ребенок сталкивается с определенными трудностями в написании сходных графических букв (Д-Л, В-З и т.д.).
  • Тактильная. Эта проблема характерна для слабовидящих людей, которые используют азбуку Брайля для чтения. Буквы, которые определяются тактильно, либо воспринимаются неверно (их путают с другими), либо человек не может удержаться на нужной букве.
Читать еще:  Причины изолированной систолической артериальной гипертензии (ИСАГ): симптомы и лечение патологии

Фонематическая, аграмматическая и семантическая формы дислексии связаны с недостаточной сформированностью речевых функций, а мнестическая, тактильная и оптическая – с несформированностью психических функций.

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.

  1. Дислексия, связанная с нарушениями устной речи. Механизм речевого недоразвития сводится к сенсорным (слуховым) нарушениям (нарушениям слуховой памяти, слухового восприятия). Дети с трудом устанавливают связь между слуховым образом (звуком) и буквой.
  2. Дислексия, связанная с неполноценностью пространственных представлений. При такой форме нарушено восприятие формы, величины, расположения в пространстве, схема тела. Отмечается неполноценность кинестетической памяти, иногда – моторная дискоординированность, диспраксические нарушения.
  3. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). При этой форме у детей отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия, моторные отставания, недоразвитие устной речи, недостаточность пространственных представлений.
  4. Ошибочная (ложная) дислексия. При такой форме дети не имеют каких-либо нарушений устной речи, пространственных представлений и т. д. При этом они не овладевают чтением вследствие педагогической запущенности, влияния неблагоприятной окружающей среды или неправильных методик обучения чтению.

Симптомы дислексии у детей

Несмотря на то, что признаки дислексии могут напоминать расстройство психики, правильнее относить этот недуг к группе заболеваний мозга. Пациентам с таким диагнозом тяжело пройти социальную адаптацию в обществе (особенно маленьким), им по-настоящему трудно общаться и выражать свои мысли или желания. Причин для этого может быть множество: плохая наследственность, интоксикации, даже леворукость (ведущее правое полушарие мозга). Обо всем этом более подробно будет рассказано в приведенном ниже материале.

Что такое дислексия у детей

Как свидетельствует беспристрастная статистика, проблемами с чтением, то есть дислексией, страдают до 5 % детей, причем с нормальным интеллектуальным развитием. Часто она соседствует с другим распространенным заболеванием – дисграфией. Симптомы проявляют себя в следующем:

  • ребенок в своей речи совершает одни и те же ошибки;
  • механическое исправление не дает результатов.

Логопеды, в свою очередь, разделяют заболевание по степени тяжести на 2 вида дислексии: частичная (поддающаяся восстановлению) и полная утрата навыка, вплоть до невозможности научиться нормально говорить (алексия).

По поводу дислексии и причин, вызывающих такую дисфункцию речи, мнения специалистов расходятся: от перинатальных повреждений плода (полученных в утробе матери) до осложненных родов, перенесенных в период беременности интоксикаций, болезней, повлекших неправильное развитие отделов головного мозга. Иногда проводятся параллели между ведущим правым полушарием (леворукостью) и плохим формированием связей между отделами анализа/синтеза. Кроме указанных причин, на дислексию может влиять элементарное отсутствие полноценного вербального общения в семье (социальной группе), а также чрезмерно форсированный темп обучения.

Важно. Какими бы не были причины развития заболевания, основной остается неполноценная сформированность устной речи, при которой ребенок не обладает нужным запасом слов.

Признаки

Дислексия у взрослых и у детей проявляется по-разному. С точки зрения медиков к ней можно отнести любые ошибки в произношении (особенно повторяющиеся при попытке написать что-то). Могут наблюдаться рассеянное внимание, плохая память, неспособность составлять длинные и сложные предложения, с обилием оборотов и разных падежных форм. У больных с дислексией набор часто употребляемых в речи слов весьма ограничен, общение с ними иногда буквально представляет «разговор на пальцах»: нет никакой разницы между глухими/звонкими (д-т, б-п, г-к, в-ф, з-с, ж-ш) или свистящими/шипящими (с-сь, з-зь, ш, ж, ч, щ) – для дислектика они звучат практически одинаково.

Для всех больных, без поправки на их возраст, наиболее часто выделяемыми признаками считают затрудненное правописание (на родном языке), проблемы с обработкой звуковых сигналов (звуков различного характера) и неспособность быстрых переключений в разноплановых, насыщенных ассоциативными связями или зрительными образами вербальных контактах.

Например, работа диспетчером с координацией действий нескольких (удаленных друг от друга) людей, необходимость внесения корректировок в график движения транспорта (без ошибок, за краткий промежуток времени). Поэтому больные с таким недугом испытывают ежедневный стресс, выполняя привычные для обычных людей действия в офисе или рабочей площадке. Ошибочным было бы считать, что взрослый человек-дислектик плохо слышит (не разбирает речь): органы слуха чаще всего абсолютно ни при чем, причины заключены в обработке поступающих данных мозговыми центрами.

Маленькие пациенты с трудом осваивают стандартную школьную программу, проявляя плохую успеваемость по чтению и письму – вот что такое дислексия у детей. Таких людей вообще очень тяжело научить грамоте. Они часто бывают тревожны, погружены в свои собственные проблемы и переживания. Во время разговора отделываются отрывистыми фразами, делают длинные паузы. При чтении вслух (и про себя) пациенты заторможены, они не в состоянии развить требуемую скорость восприятия. Плохо запоминают имена, только что прочитанную новость, положение стрелок на часах (поэтому предпочитают пользоваться цифровыми хронометрами). Посещая какое-то место, дислектик не в состоянии более-менее связно рассказать, где он был, описать все это своими словами.

Важно. По мере взросления больные учатся маскировать свой недуг, искусно адаптируясь и выбирая себе такие сферы деятельности, где он не будет заметен.

Симптоматика

При дислексии симптомы у детей сводятся к характерным дефектам речи (произношению фонем), ограниченности разговорного багажа, недостаточному пониманию смысла отдельных фраз, выражений, слов. Вообще вся устная речь звучит, как бедная на длинные, логически завершенные предложения, косноязычная, маловразумительная. Присутствуют в ней и явные грамматические ошибки, неточности.

У больного дислексией симптомы выражаются в том, что для него звонкие/глухие, свистящие/шипящие звуки звучат практически одинаково (фонематическая дислексия), причем проблема здесь скрывается не в неправильном слуховом восприятии, а в анализе речи, невозможности правильно синтезировать слова. Также встречаются попытки менять местами слоги, фонемы, «проглатывать» окончания или, наоборот, добавлять лишние символы.

Бывает, что больной ведет себя, как чревовещатель, точно воспроизводя все фразы и предложения, но абсолютно не понимая их смысла. Налицо полная рассогласованность между центрами речи, слуха и синтеза: ошибки при чтении составляющих предложения (существительных, сказуемых и прилагательных), выражающиеся в изменении окончаний при склонении по падежам и тому подобные.

Неправильные обороты из устной речи без особых изменений переносятся в письменную. Может возникать разрыв связи со зрительным образом символа, его произношением и акустической моделью (мнестическая разновидность): таким образом, пациент произвольно меняет в словах буквы местами, поскольку у него отсутствует навык запоминания. Более того, ребенок не в состоянии воспроизвести по памяти простейший ряд из нескольких звуков или слов, путает их порядок, сбивается, «глотает» отдельные буквы.

Важно. Однозначного ответа на вопрос: дислексия, что это такое – какие ее виды виды и признаки, не существует: разновидностей болезни достаточно много, правильно диагностировать их могут специалисты. Но выявление первичных симптомов заболевания вполне под силу родителям ребенка.

Виды дислексии

Такой простой, привычный всем процесс, как чтение, на деле представляет собой сложную, точно скоординированную работу органов (глаз) и специальных центров в мозгу человека. Любая буква (или слово) после захвата зрительным анализатором проходит долгий путь: сравнивается с имеющимися образами, распознается (делится на звуки), а уже потом передается для синтеза (опять же, с учетом существующей «базы данных» мозга) и воспроизведения речевому аппарату. Сбой на любом этапе равнозначен катастрофе – в приближенной аналогии это будет напоминать детскую игру «в испорченный телефон» или строки из «Путаницы» Корнея Чуковского: свинки замяукали, кошечки захрюкали.

При обработке слов, фраз, предложений (даже коротких) мозгу необходимо правильно выделить фонемы, произвести анализ, разбить слово на слоги – и при этом не допустить ни малейшей ошибки. По путанной, сбивчивой речи, бедной идиомами и падежами, легко опознать дислексию у взрослых и ее симптомы.

По характеру проявления обобщенно выделяют литеральную и вербальную формы. Первая отличается проблемами в усваивании буквенного ряда, вторая – трудностями в чтении слов. С целью более подробной классификации, в зависимости от степени нарушения синтеза/анализа, используют обозначение по видам:

  1. Фонематическая. Неразвиты аналитический блок, синтез, восприятие фонем.
  2. Семантическая. Скудный словарный запас, проблематичное послоговое восстановление, трудности с общей оценкой синтаксиса (и его роли в создании предложений).
  3. Аграмматическая. Отсутствуют знание (и понимание) морфем, основного грамматического ряда, способность к функциональным обобщениям.
  4. Мнестическая. Не сопоставляются буквы и соответствующие им звуки, речевая память нарушена.
  5. Оптическая. Представления о пространственной ориентации предметов, их зрительная оценка нарушены или не сформированы.
  6. Тактильная (редкая форма). Присуща слабовидящим, незрячим (невозможно сформировать четкое представление о чем-либо из-за нечеткого восприятия).

Важно. Первые 3 вида условно считают обусловленными неполным развитием функций речи, а оставшиеся связывают с неполноценно сформированной психикой. Отсюда мнение о том, что дислексия – это психическое заболевание.

Методы устранения

Подход к коррекции дислексии букв и в других проявлениях традиционно основан на логопедической методике. Это означает углубленную проработку навыков разговорной (устной) речи, восстановление пропущенных, приобретение новых, а также развитие восприятия (зрительного, тактильного, слухового), постановку артикуляции, приобретение необходимых знаний о фонетическом и буквенном составе слов.

Возможно, в ходе занятий придется действовать сразу в нескольких направлениях: обогащать словарный запас, учить запоминать, прививать понимание о расположении предметов (описание его с помощью предлогов), объяснять принципы образования слов (фраз и предложений).

Альтернативным является лечение по методу Роналда Дейвиса: автор на личном примере доказал, что с помощью планомерных усилий и силы воли можно избавиться от дислексии. Основа методики – развитие образного мышления, выработка для каждого символа (буквы) соответствующего уникального аналога.

Профилактика

Отношение к вопросу дислексия, что это за болезнь, может быть неоднозначным: кто-то считает ее даром (Р. Дейвис), кому-то больше нравится причислять ее к недугам одаренных (да Винчи, Андерсена, Эйнштейна). В любом случае, для социальной адаптации пациенту дислектику необходимо пройти курс коррекции. Иначе из ребенка, страдающего проблемами с общением, вырастет угрюмый, замкнутый, погруженный в себя одиночка с заниженной самооценкой.

Успешность лечения главным образом зависит от скорости обращения к специалистам: чем раньше, тем лучше. И ни в коем случае не стоит изолировать ребенка, лишать его общения, подвижных игр: они развивают коммуникабельность, мелкую моторику и координацию движений, позволяют ему чувствовать себя полноценным, таким, как все.

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Нестандартная психология для всех

Дислексия — что это за болезнь, признаки, лечение расстройства речи

Дислексия… Многие до поры до времени даже не слышали такого диагноза, а тут, как гром среди ясного неба — у вашего ребенка дислексия речи… Давайте разберемся на сайте japsix.ru, что же это такое, какие признаки имеет это расстройство речи, какие причины могут его вызвать, ну и конечно, что делать родителям в такой непростой ситуации.

В последнее время все чаще слышно от родителей: «мой ребенок еще в детском саду плохо запоминал новые слова. В школе стало только хуже. Он медленнее всех в классе пишет и читает, у него плохая память…». С подобной ситуацией сталкивается немало семей.

Ребенок идет в школу. Этого события он очень ждал, готовился. Но вдруг школьная реальность разочаровывает его и родителей… Сначала он отказывается читать, а потом и вовсе посещать уроки. Развивается школьная дезадаптация, а то и вовсе такой сложный ребенок становится изгоем.

Ему явно не дается русский язык, хотя он неплохо справляется с другими предметами. Дополнительные занятия не дают результата и еще больше утомляют. Возможно, причина этому дислексия.

Дислексия — что это за болезнь, признаки у детей

Определений множество, но, если сказать коротко, то при дислексии способность читать, при общих положительных успехах к обучению, выборочно нарушена. Чаще всего у детей она проявляется еще в раннем возрасте, но проявляется только в школе.

Нередки случаи, когда вместе с дислексией проявляется и дисграфия – трудности в обучении письму.

Общие способности и успехи в обучении при дислексии высокие, но между тем, навыки чтения плохие. Ребенок отлично усваивает все предметы, во многих даже проявлять отличные способности (например, в спорте или живописи, физике или математике, успешно посещает кружки), но при чтении и в письме он постоянно делает повторяющиеся ошибки, такие как перестановка, пропуск буквы или слова, непонимание разницы между буквой и звуком. Читает он при это медленно, по слогам или буквам, угадывая, часто с ошибками, доходя до конца слова уже не помнит начала и, в итоге, произносит не то, что написано.

Читать еще:  Как принимать Флуконазол при молочнице

Узнать слово и понять его значение, для дислектиков — это большая проблема. Звуки и символы в их восприятии не соотносятся. Часто случается так, что слова в их голове читаются наоборот, например, вместо «кот» — «ток». После прочтения, понимание того, что написано к дислектикам приходит медленно.

Фонематическая дислексия — симптомы

Фонематический слух у детей с дислексией развит не в полную меру, и, следовательно, состав звуков в слове им не представляется в общей картине.

Как итог, буквы не сливаются в слоги, а слоги в слова, хотя алфавит и все буквы ребенок знает.

Дислексию не стоит путать с другими причинами трудностей в чтении, например, умственная отсталость, зрительные и слуховые дефекты отставание в развитии.

Трудности детей-дисклетиков

У дислектиков целый ряд проблем, с которыми они так или иначе борются. Неуспехи в учебе начинаются чуть ли не с первого знакомства с науками, и оскорбления со стороны сверстников начинаются также.

Детям-дислектикам приходится сталкиваться с непониманием со стороны одноклассников и учителей, а то и со стороны собственных родителей, разочарованных в неуспехах ребенка.

При этом малыш может быть развит физически и эстетически лучше, чем его одногодки. Мир он видит своими глазами, но образ мышления у него другой – у него больше развито образное мышление, нежели вербальное.

В плане интеллекта дети с дислексией полноценны. Мало кому известно, что дислексией страдали Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Генри Форд, Ганс Христиан Андерсон, Том Круз и другие.

Просто, когда люди, которые мыслят картинками, встречаются с буквами, мозг теряется в восприятии. Текст становится непонятным, понять общий смысл текста не представляется возможным.

На проблемы с чтением у ребенка при дислексии внимание должны обращать не только родители, но и воспитатели, учителя, школьные психологи. Чем раньше выявится патология, тем легче помочь ребенку исправить проблему. Если все сделать вовремя, то чтением и письмом ребенок овладеет ничуть не хуже сверстников.

Заболевание дислексия очень распространено среди школьников. Как только появятся трудности в обучении и подозрения на дислексию, необходимо пройти обследование в медицинском учреждении.

Диагностика дислексии

В целях диагностики дислексии проводится логопедическое обследование для определения уровня овладения чтением и письмом, способности выражения мыслей проводятся специальные тесты.

Также проверяются слух, зрение и возможности речи. Проводится обследование у детского невролога, ЭЭГ, ЭхоЭГ. Ребенку необходимо помочь в преодолении проблем.

Психолог и подготовленный преподаватель способны научить ребенка справляться с трудностями в обучении письму и чтению.

Причины дислексии и что делать

  • Дислексией, в большинстве случаев, страдают с рождения, причины могут самые разные: патологии беременности, травматизация плода, инфекционные заболевания.

Все это истощает нервную систему ребенка на разных периодах развития.

  • имеет значение наследственная предрасположенность.
  • Чаще страдают дети с правополушарным развитием мозга, левши, рожденные с гипоксией, с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция».
  • Причины могут быть и социально-психологического плана. Недостаточное общение, слишком высокие требования, невнимание педагогов, не верно подобранные методики обучения.

У мальчиков встречается в 5 раз чаще, чем у девочек.

Лечение дислексии — комплексный подход к коррекции

Лечить дислексию необходимо сбалансировано. Обучение необходимо проводить индивидуально, систематично, связно. Должна идти логопедическая работа по уточнению, накоплению и обогащению словарного запаса.

Причем нужно не просто прочесть, но и уметь обсудить и высказать свое мнение по поводу прочитанного. Одним словом, работать нужно над всеми компонентами развития речи. Анализировать и систематизировать — вот чему необходимо обучить ребенка-дислексика.

Параллельно должна идти работа над произносительной стороной с логопедом.

Также сугубо индивидуально с каждым дислектиком необходимо работать над развитием анализаторов (слухового, зрительного, кинетического), участвующих в акте письма и чтения, вырабатывать четкую артикуляцию (произношение). Важно, чтобы коррективная работа шла эффективно.

В некоторых случаях может быть применено медикаментозное лечение.

Дислексия у младших школьников — что делать родителям

Как проявляет себя дислексия должны знать не только врачи, но и преподаватели и родители. Детям с такой особенностью необходимо помогать и в школе и дома. В школе необходим особый подход, ведь детям с дислексией порой требуется больше времени, чем сверстникам, чтобы справиться с заданием.

  • У родителей должен быть постоянный эмоциональный контакт с их детьми.
  • Нужно уделять больше времени своим детям, это может быть простое общение дома, в быту, когда мама и папа разговаривают со своим ребенком, показывают и ненавязчиво рассказывают ему о предметах вокруг и их свойствах.
  • Читать и заучивать стихи, выполнять пальчиковые гимнастики.

Во многом избавление от дислексии зависит от родителей, поэтому в их силах помочь ребенку.

  • ← Как простить обиду и отпустить, лучшие способы прощать обиды
  • Что общего между гештальтпсихологией и гештальт-терапией →

2 идей о “ Дислексия — что это за болезнь, признаки, лечение расстройства речи ”

  1. Журба 19.10.2017 на 01:38

Дислексияя может развиться также у детей, которые не умеют прослушивать прочитанное или которых не учили читать в раннем возрасте. Все это влечет за собой слабую связь между нервными клетками головного мозга, ответственными за речь.

Проблема в том, что всерьез дислексия начинает тревожить родителей только в школе. А начинать заниматься с ребенком нужно значительно раньше. Когда я работала в молодости в детском саду, в соседней группе был такой ребенок. Но сколько не говорили мы с родителями, они только отмахивались — пойдет в школу научится. А проблемы у него уже начинались. Дети смеялись над ним, когда на элементарный для них вопрос он затруднялся или путался с ответом.

Дислексия: механизмы развития и принципы лечения

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово «дислексия» имеет греческое происхождение и означает «трудности со словами» (dys — плохой, неадекватный, lexis — слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Согласно общепринятому представлению, дислексия является неврологическим расстройством генетической природы. Дислексию часто определяют как несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Согласно диагностическим критериям Международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1994), расхождение между навыками чтения и правописания и IQ должно превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Диагностика осложнена отсутствием единообразных, стандартных тестов чтения и сочетанием дислексии со специфическими нервноповеденческими расстройствами.

Определение дислексии

  • Дислексия — частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Обычно дислексия сочетается с дисграфией — сложностями в овладении письмом
  • По критериям МКБ-10 низкие показатели чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями

    Распространенность дислексии у школьников составляет 5-10%. По сравнению с нормально читающими у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе. В связи с тем, что письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройство учебных навыков может иметь пожизненные последствия. Несмотря на это, течение дислексии можно улучшить. Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, комплексным интенсивным лечением. Показано, что дети с дислексией нуждаются в высоко интенсивных систематических вмешательствах на протяжении длительного периода времени, при этом ставится цель достичь достаточного улучшения и привить им навыки «учебного чтения», необходимые в процессе обучения.

    Дети не «перерастают» дислексию !

  • Более чем у 70 % школьников, которым в 3-м классе был подтвержден диагноз дислексии, проявления дислексии сохраняются и во взрослом возрасте
  • Без своевременного и адекватного лечения течение дислексии может приобрести длительный, хронический характер

    Лечение дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, связанных с предполагаемым характером основной проблемы, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса. Хорошо согласованная программа лечения также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного. Целый ряд эффективных стандартизованных методик обучения направлены на конкретные компоненты или группу взаимосвязанных дефицитов, имеющих отношение к проблемам фонологического кодирования. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

    Комплексный подход в лечении дислексии

  • Прогноз дислексии зависит от комплексного лечебного подхода
  • Семья и учителя должны быть информированы о проявлениях и механизмах дислексии, оказывать поддержку и помощь детям с дислексией (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа с компьютерами, обучение через прослушивание текстов, записанных на аудионосители и др.)
  • Индивидуальный подход к обучению должен включать коррекционные программы, систематизированное обучение фонематическим навыкам, фонетике, беглости чтения, увеличение словарного запаса, улучшение понимания прочитанного текста
  • Коррекционная программа должна включать задания по письму, чтению и обсуждению прочитанного
  • Важная роль отводится фармакологическому лечению

    Ноотропил ® в двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях улучшал скорость и точность чтения у детей с дислексией; отмечено также улучшение вербального обучения, кратковременной памяти и точности письма. После полного года школьного обучения дети стали более понятливыми. Успеваемость на фоне лечения соответствовала успеваемости здоровых детей, в то время как нелеченные дети с дислексией все больше отставали. Ноотропил ® переносился хорошо большинством детей, несмотря на высокие дозы препарата. Таким образом, пирацетам повышает обучаемость, что способствует успеху реабилитационной речевой терапии.

    Применение Ноотропила при лечении дислексии у детей: результаты двойных слепых исследований

    АвторыГруппы детей с дислексиейСуточная доза НоотропилаСроки леченияРезультаты (по сравнению с группой плацебо)
    C.R. Wisher et al [1979]46 мальчиков3,3 г8 недельУвеличение скорости чтения, уменьшение ошибок
    M. Di lanni et al [1985]257 мальчиков3,3 г12 недельУвеличение скорости чтения, улучшение слухо-речевой памяти. Не изменилось число ошибок и понимание прочитанного
    G. Levi [1987]127 мальчиков3,2 г20 недельУвеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного и письма
    C.R. Wisher et al [1987]225 мальчиков и девочек3,3 г36 недельУвеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного
    A. Van Hout [1990]36 мальчиков1,5 г (детям до 10 лет); 3,3 г (старше 10 лет)12 недельУвеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение слухо-речевой памяти

    В нашем исследовании Ноотропил ® назначался 18 детям в возрасте 8-12 лет, страдающих дислексией, контрольная группа составила 22 человека. Доза в пересчете на вес ребенка в среднем была 100 мг/кг в день. Суточная доза — от 2,4 до 3,2 г в день делилась на два приема. Продолжительность терапии составила 2 месяца. В контрольной группе медикаментозная и педагогическая коррекция не проводились, тем не менее осуществлялась постановка диагноза, объяснение родителям сути проблемы с дачей определенных рекомендаций.

    Оценка эффективности лечения Ноотропилом в основной и контрольной группах детей с дислексией 8 — 12 лет (Заваденко Н.Н., Румянцева М.В., 2008)

    Группы детей с дислексиейЧисло пациентовЛечение
    Лечение Ноотропил ® ом18:
    15 мальчиков,
    3 девочки
    100 мг/кг в день (2400-3200 мг в день), 2 раза в день (утром и днем) в течение 2 месяцев
    Контрольная группа22:
    18 мальчиков,
    4 девочки
    Лечение и педагогическая коррекция не проводились

    Методика обследования включала опросник Ахенбаха о симптомах для родителей, неврологическое обследование легких отклонений по Denckla (1985), батарею тестов для исследования навыков чтения и письма, нейропсихологические тесты быстрого автоматического называния слов (RAN) и быстрого называния изменяющихся стимулов (RAS), графомоторный тест, тест Bourdon-Vos (1988) на устойчивость внимания. Навыки произнесения слов по буквам, фонологического распознавания и декодирования оценивались в тесте прочтения одиночных реальных слов и псевдослов, фонологическая чувствительность проверялась по способности удалять фонемы из слова с образованием нового, фонологическая память — по повторению псевдослов.

    Методы исследования

  • Опросник нарушений поведения для родителей (Achenbach, 1991)
  • Оценка развития координаторной сферы и тонкой неврологической симптоматики по методике Denckla (1985)
  • Оценка навыка чтения (коэффициент техники чтения, Корнев А.Н., 1995) и навыка письма под диктовку
  • Фонематические навыки и навыки автоматизации
  • Поддерживаемое внимание (корректурная проба Bourdon-Vos)

    По результатам исследования благоприятное воздействие Ноотропила на навыки чтения и письма наблюдалось у 56% детей с дислексией, в частности повышение беглости и точности чтения, а также значимое снижение количества специфических ошибок (дисфонемических и зрительно-пространственных) при диктанте, улучшение фонологических навыков, автоматического извлечения слов и внимания. Было отмечено положительное влияние на двигательные функции у детей с дислексией. Значимо улучшились показатели при выполнении двух видов заданий на движение (хождение по прямой линии и поддержание осанки; задания на повторяющиеся движения кистей рук и стоп). Также выявлен положительный поведенческий ответ на лечение, со значимым улучшением средних значений для всех факторных показателей, включая проявления тревожности. Отмечена тенденция к уменьшению числа психосоматических жалоб, проблем с социализацией и вниманием. В контрольной группе исходные факторные показатели не претерпели значимых изменений.

    Индивидуальная оценка (% случаев) исследованных показателей в двух группах детей с дислексией

    Исследованные показателиЛечение Ноотропил ® омКонтрольная группа
    Навыки чтения (коэффициент техники чтения, скорость чтения и количество ошибок) и навыки письма под диктовку56 %10 %
    Поддерживаемое внимание72 %41 %
    Координация движений (ходьба и равновесие)72 %32 %
    Мелкая моторика (чередующиеся движения кистей и стоп)67 %23%

    Таким образом, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление дислексии у детей.

    Разработка и применение комплекса мер, направленных на коррекцию дислексии, должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер. Ноотропил ® хорошо подходит для лечения дислексии и может быть использован как действенный компонент полимодального вмешательства. Это лечение хорошо переносится, во время лечения побочных эффектов не наблюдалось. Терапия Ноотропилом должна включать в себя адекватные дозировки (2,4 — 3,2 г/день) и длительный курс применения — в течение всего учебного года, сочетая с немедикаментозными методами коррекции.

    Выводы

  • Проведение продолжительных (в течение двух и более месяцев) курсов лечения Ноотропилом с применением индивидуально подобранных доз является оправданным и эффективным подходом к лечению дислексии у детей
  • Результаты проведенного исследования подтверждают положительное действие Ноотропила на показатели чтения и письма в виде возрастания скорости и точности чтения, уменьшения специфических ошибок при чтении и письме под диктовку

    Дислексия

    Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

    МКБ-10

    • Причины дислексии
      • Биологические факторы
      • Социальные факторы
    • Патогенез
    • Классификация
    • Симптомы дислексии
      • Фонематическая дислексия
      • Семантическая дислексия
      • Аграмматическая дислексия
      • Мнестическая дислексия
      • Оптическая дислексия
      • Тактильная дислексия
    • Диагностика
    • Коррекция дислексии
    • Прогноз и профилактика
    • Цены на лечение

    Общие сведения

    Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

    По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

    Причины дислексии

    Биологические факторы

    Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:

    1. Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
    2. Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
    3. Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
    4. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

    В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:

    • черепно-мозговая травма;
    • нейроинфекции;
    • цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.);
    • истощающие заболевания.

    Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

    Социальные факторы

    В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи — ФФН или ОНР.

    Патогенез

    В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:

    • зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
    • соотнесение их с соответствующими звуками;
    • слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
    • понимание, осознание прочитанного.

    Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

    В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

    Классификация

    По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

    В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

    • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
    • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
    • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
    • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
    • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
    • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

    Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

    Симптомы дислексии

    В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

    Фонематическая дислексия

    При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

    Семантическая дислексия

    Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

    Аграмматическая дислексия

    В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

    Мнестическая дислексия

    При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

    Оптическая дислексия

    Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

    Тактильная дислексия

    Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

    Диагностика

    Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

    1. Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
    2. Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
    3. Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

    По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

    Коррекция дислексии

    Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

    1. При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
    2. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
    3. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
    4. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
    5. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
    6. При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.

    Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

    Прогноз и профилактика

    Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

    Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector