Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дислексия у взрослых симптомы причины возникновения лечение

Дислексия

Дислексия — это расстройство высшей психики, которое проявляется в трудностях во время обучения чтению и письму при сохранении общей способности обучатся.

  • Причины развития дислексии
  • Механизмы развития дислексии
  • Классификация дислексии
  • Симптомы дислексии
  • Диагностика заболевания
  • Коррекция дислексии
  • Прогноз и способы предотвращения заболевания

Дислексия является одной из самых частых аномалий у детей. Она диагностируется у 5-8% учащихся. При этом у мальчиков она встречается гораздо чаще, чем у девочек. Заболевание может иметь разные степени тяжести. Чем раньше будет диагностировано заболевание и назначено его лечение, тем лучших результатов можно добиться. Тем не менее, начать развивать свои речевые способности можно в любом возрасте.

Детям, страдающим дислексией, трудно читать, они сложно обучаются. Причина возникновения данного расстройства заключается в сбоях некоторых функций головного мозга, например, в передаче изображения как визуального образа на информацию, которую человек воспринимает. Дислексия не является следствием патологии слуха или зрения. Она также не связана со слабоумием.

Дислексия редко обнаруживается в дошкольном возрасте. Во время занятий ребенок может испытывать страх по поводу того, что он не сможет научиться читать, от этого только усугубляется дислексия. Лечение таких детей, не проведенное вовремя, может стать причиной развития невроза и снижения самооценки. Тогда поведение ребенка дома и в учебном заведении становится неадекватным. Если не заниматься лечением, то могут возникнуть серьезные проблемы с обучением.

Причины развития дислексии

После многочисленных экспериментов ученые доказали, что дислексию вызывают нейробиологические причины. У людей, страдающих данной патологией, извилины головного мозга являются недостаточно активными, если сравнивать их с показателями здоровых детей. Также имеются нарушения в структуре мозговой ткани, снижена густота мозговой ткани слева.

Причины дислексии могут быть наследственными. При видоизменении гена DCDC 6-ой хромосомы ухудшается развитие некоторых частей головного мозга, что вызывает дислексию.

Дислексияя может развиться также у детей, которые не умеют прослушивать прочитанное или которых не учили читать в раннем возрасте. Все это влечет за собой слабую связь между нервными клетками головного мозга, ответственными за речь.

Иногда к дислексии приводят травмы головы.

Механизмы развития дислексии

Становление письма и чтения — это сложная процедура. Всего в ней принимают участие 4 анализатора:

  1. речедвигательный — ответственный за артикулирование;
  2. речеслуховой — помогает человеку выбрать подходящую фонему;
  3. зрительный — помогает человеку выбрать подходящую графему;
  4. двигательный — переводит графему в кинему.

Все эти действия выполняются в прецентральной извилине головного мозга, а развитие завершается к 10-11 годам.

Письмо должно сопровождаться каким-либо мотивом. За этот процесс несет ответственность кора головного мозга, расположенная в лобной части.

Исходя из всего этого, можно понять, что чтение и письмо — это многоуровневая работа. Это значит, что лишь при слаженной работе анализаторов и целостности структур мозга ребенок сможет полноценно писать и читать.

Если у человека имеются серьезные нарушения хотя бы в одном из рецепторов (слух, зрение), то придется пройти сложные схемы обучения. При таком обучении более широко используются способности других анализаторов.

Не многие знают, что человек обладает 3 разновидностями слуха. К первому виду относится физический слух. Он дает нам возможность различать шелест листьев, шум воды или хруст снега под ногами.

Второй — музыкальный. Именно с его помощью человек может наслаждаться музыкой, которая ему нравится.

Третий вид — речевой слух. Некоторые люди наделены безупречным музыкальным и физическим слухом, но при этом имеют посредственный речевой. С помощью речевого слуха человек может уловить тончайшие оттенки произнесенного, отличить один звук от другого. Если эта разновидность слуха плохо развита, человек не может отличить похожие созвучия, в результате чего слова, сказанные собеседником, воспринимаются искаженно.

Дети с патологией речевого слуха не могут нормально читать и писать. Ведь ребенок не способен правильно читать, если он слышит речь недостаточно четко. Он не способен научится правильно писать слова, так как не знает значения букв. Задание становится сложным и потому, что когда ребенок пишет, он должен еще и уловить нужный звук, чтобы написать его в виде знака (буквы). По этой причине обучать детей с нарушениями слуха достаточно тяжело.

Кроме речевого слуха, у людей имеется еще и специальное зрение на буквы. Это значит, что для письма человеку мало просто видеть то, что его окружает. Он еще должен иметь зрение на буквы, для того чтобы запомнить и воспроизвести их очертания.

Классификация дислексии

Исходя из основных проявлений, дислексия можно разделить на словесную (при которой ребенку трудно читать слова) и буквенную (при которой ребенок не может выучить некоторые буквы). По разновидности нарушений дислексия бывает:

  • аграмматическая — возникает в результате недостаточного развития функциональных и лингвистических обобщений, грамматического строя предложения;
  • семантическая — возникает из-за нарушения восприятия слогов, невозможности разобрать сочетания слов в речи, скудного словарного запаса;
  • фонематическая — возникает из-за невозможности разбора звуков речи, анализа и синтеза;
  • тактильная — возникает из-за нарушения тактильного восприятия у людей с патологией зрения;
  • мнестическая — связана с дефектами в речевой памяти и невозможностью сопоставления звуков и букв;
  • оптическая — развивается в результате несформированного зрительно-пространственного представления.

При этом первые три формы дислексии появляются из-за не сформированных до конца разных речевых функций, а остальные — из-за неразвитых психических возможностей.

Симптомы дислексии

В большинстве случаев дислексия у ребенка не обнаруживается до тех пор, пока он не начнет учиться в школе или не пойдет в детский сад, где начнет учить буквы. Обследование может понадобиться детям, которые поздно начали разговаривать и не «догоняют» ровесников по окончанию первой степени обучения, которые не читают так, как от них этого ожидают, исходя из умственных способностей. Главным поводом к проведению диагностики является нестандартный подход к чтению на начальном этапе обучения. Хотя большое разнообразие подходов к чтению может присутствовать у детей на этом этапе.

Основанием для проведения диагностики могут послужить проблемы с фонологическим процессингом.

Дети, у которых подозревается дислексия, обязательно должны пройти тест на умение читать, степень развития речи, слуха, познавательных способностей и психологическое обследование для подбора наиболее подходящей для ребенка программы обучения. Обычно педагогами или родителями обнаруживается дислексия, диагностика и обследование могут проводиться по их запросу.

Проведя оценку на понимание прочитанного текста, врач сможет определить, как ребенок анализирует и распознает слова, как владеет речью, понимает ли слушаемую речь.

Благодаря тесту на выговаривание слов и восприятие текста на слух логопед сможет определить уровень разговорной речи, обнаружить сбои в восприятии звуков. В процессе диагностики врач также оценивает активную и пассивную речь, познавательные способности.

В процессе обследования логопед выявит психологические моменты, которые способны усугубить расстройство. В некоторых случаях может понадобиться семейный анамнез. Он необходим для того чтобы выявить, были ли у родственников ребенка психические нарушения и если да, то какие.

Кроме того, врач должен провести тест на зрение и слух. При подозрении на неврологические нарушения может понадобиться консультация невропатолога.

Диагностика заболевания

В большинстве случаев дислексия у ребенка не обнаруживается до тех пор, пока он не начнет учиться в школе или не пойдет в детский сад, где начнет учить буквы. Обследование может понадобиться детям, которые поздно начали разговаривать и не «догоняют» ровесников по окончанию первой степени обучения, которые не читают так, как от них этого ожидают, исходя из умственных способностей. Главным поводом к проведению диагностики является нестандартный подход к чтению на начальном этапе обучения. Хотя большое разнообразие подходов к чтению может присутствовать у детей на этом этапе.

Основанием для проведения диагностики могут послужить проблемы с фонологическим процессингом.

Дети, у которых подозревается дислексия, обязательно должны пройти тест на умение читать, степень развития речи, слуха, познавательных способностей и психологическое обследование для подбора наиболее подходящей для ребенка программы обучения. Обычно педагогами или родителями обнаруживается дислексия, диагностика и обследование могут проводиться по их запросу.

Проведя оценку на понимание прочитанного текста, врач сможет определить, как ребенок анализирует и распознает слова, как владеет речью, понимает ли слушаемую речь.

Благодаря тесту на выговаривание слов и восприятие текста на слух логопед сможет определить уровень разговорной речи, обнаружить сбои в восприятии звуков. В процессе диагностики врач также оценивает активную и пассивную речь, познавательные способности.

В процессе обследования логопед выявит психологические моменты, которые способны усугубить расстройство. В некоторых случаях может понадобиться семейный анамнез. Он необходим для того чтобы выявить, были ли у родственников ребенка психические нарушения и если да, то какие.

Кроме того, врач должен провести тест на зрение и слух. При подозрении на неврологические нарушения может понадобиться консультация невропатолога.

Коррекция дислексии

И хотя дислексия будет сопровождать человека на протяжении всей жизни, некоторым детям все же удается освоить навыки функционального чтения. К сожалению, часть из них так и не достигает необходимой степени грамотности.

Устранение дислексии заключается в изменении метода обучения, в том числе — это прямое и непрямое обучение распознанию слов и умению выделять отдельные части слова. При прямом обучении применяются особые фонетические методы отдельно от обучения чтению. В одном случае ребенка учат читать по словам или фразам, в другом — используется иерархия приобретенных знаний: вначале от чтения по слогам, потом — по словам и по предложениям. Кроме этого, рекомендуется воздействовать на разные органы чувств, изучать новые слова и соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения для изучения слов, звуков и предложений.

Также может понадобиться обучение выделению частей, из которых состоит слово, комбинированию различных звуков для создания слов, разбивание слов на слоги, определение местонахождения определенного звука в слове.

Важно также научить ребенка понимать смысл текста и отдельных его абзацев, определять основную идею текста, научится делать выводы из прочитанного.

Для обучения детей рекомендуется использовать компьютер. Это нужно для выделения фрагментов в тексте или отдельных частей слова.

На данный момент широко применяется коррекция дислексии по методу Рональда. Д. Дейвиса, суть которой заключается во вкладывании в написанные слова и буквы образного выражения и запоминание его. Так, можно устранить пробелы в восприятии.

Прогноз и способы предотвращения заболевания

Профилактика дислексии заключается в соблюдении следующих мер:

  • предупреждение аномалий плода, профилактика осложнений при беременности, предупреждение травмирования младенца во время родов, инфицирования плода или новорожденного;
  • предупреждение инфекционных заболеваний в первые месяцы жизни ребенка;
  • своевременное распознавание и терапия церебральной патологии;
  • ознакомление с основами чтения в 5-7 летнем возрасте;
  • чтение ребенку на ночь и совместное чтение;
  • поощрение ребенка при приобретении каких-либо новых навыков;
  • развивающие игры, во время которых ребенок сможет работать со словами и звуками;
  • работа с социально неблагополучными семьями, проведение беседы с детьми, которые не посещают детский сад или школу.

Прогноз заболевания в основном хороший. При своевременном распознавании и лечении можно добиться значительных результатов в коррекции дислексии.

Дислексия у взрослых и способы её коррекции

Трудности с чтением чаще возникают у детей. Дислексия у взрослых встречается реже, но приносит гораздо больше неудобств. У таких людей возникают проблемы на работе и при письменном общении.

  • Особенности заболевания
  • План коррекции
  • Содержание логопедических занятий
  • Упражнения для развития чтения

Эту патологию тяжело диагностировать. Проблемы с устной речью более заметны окружающим, поэтому с ними чаще приходят к логопеду. Особенности чтения и письма могут восприниматься как обычная безграмотность, из-за чего люди не обращаются за помощью.

Особенности заболевания

Дислексия (греч. dyslexia — нарушение речи) относится к патологиям письменной части. Такие пациенты знают числа и буквы, могут читать, но им трудно отличать схожие символы друг от друга. При этом интеллектуальное развитие не страдает, а в головном мозге отсутствуют патологические очаги.

Устная речь пациентов не имеет особенностей. А на письме люди могут не различать схожие символы (6 и 9) или путать цифры и буквы (Е и 3). Возможность поставить диагноз есть только у взрослых людей. У детей это часто путают с невнимательностью или недостатком знаний по правописанию, а у подростков с рассеянностью и безалаберностью.

Причиной оптической дислексии становится недостаточное развитие зрительного анализа, познания, синтеза и ориентации в пространстве. Кроме замены букв и цифр на схожие символы, может наблюдаться зеркальное письмо. Также пациенты в строчном тексте способны пропускать элементы на стыке.

Состояние обостряется при недостатке витаминов, цинка, аминокислот и лецитина. Современные комплексы содержат их в достаточном количестве, чтобы поддерживать их концентрацию в организме на оптимальном уровне. Также стоит следить за количеством употребляемой жидкости, чтобы избежать обезвоживания.

Симптомом заболевания можно считать стойкое нежелание человека составлять письменные обращения даже при необходимости. Пациенты испытывают неловкость и стараются перепоручить задачу другому человеку. Это может выдать дислексика и стать причиной пристального внимания руководства к сотруднику.

План коррекции

Дислексия относится к заболеваниям, сопровождающимся нарушениями по нескольким направлениям. Коррекцию стоит проводить по каждому из них:

  • увеличение зрительной памяти;
  • улучшение восприятия картинки глазами, разобщения цветов, размеров и геометрических форм;
  • формирование способности к синтезу и анализу при помощи зрения;
  • улучшение ориентации в пространстве.
Читать еще:  Болит косточка на ноге около большого пальца – причины и лечение

Кроме совершенствования работы зрительного анализатора, упор на занятиях делается на когнитивные функции. Для расширения лексического запаса и лучшего понимания слов существует упражнение со словарём:

  1. Человек выбирает слово и ищет его значение.
  2. Внимательно изучается транскрипция.
  3. Первый смысл слова читается вслух, включая транскрипцию и приводимый пример.
  4. Самостоятельно составляется несколько фраз или цельных предложений, подходящих под прочитанное определение слова.
  5. Из пластилина или глины изображается суть прочитанного (если это предлог, то нужно слепить функцию, которую он обозначает).
  6. Используя тот же материал, сделать все буквы, из которых состоит слово, и свериться со словарём на предмет возможных ошибок.
  7. Мысленно представить смысл пройденного слова.
  8. Вслух повторить определение изученного.

Если выполнение упражнения вызывает сложности на одном из этапов, его нужно продолжить выполнять до развития автоматизма. Затем можно переходить к изучению следующего слова. В результате не только расширится лексический запас, но и тренируется память и правописание.

Улучшить запоминание при помощи зрения можно и другими упражнениями. К наиболее эффективным относятся:

  • «Что пропало?» − на ровную поверхность кладут несколько предметов или изображений (обычно не более 6), которые предлагается запомнить. Затем человек отворачивается, а второй убирает часть вещей. Пациент должен назвать спрятанные предметы.
  • «Найди знакомых» − больному показывают несколько изображений или символов (до 6), а затем перемешивают с другими. Пациент должен выбрать те, которые он видел в начале.
  • «Какие изменения?» − в ряд устанавливаются фигурки, буквы или картинки (не более 6) и пациент запоминает последовательность. Потом положение вещей меняется, а задачей больного становится вернуть их в изначальный порядок.

Эти упражнения помогут развить память, грамотность и увеличить словарный запас. Пациенты, регулярно выполняющие такие задания, начинают лучше писать и допускают меньше ошибок. Их мозг начинает работать так же, как у обычных людей.

Содержание логопедических занятий

Кроме пополнения лексической составляющей речи, лечение направлено на развитие понимания цветов, форм и размеров. Для этого используют набор различных геометрических фигур. Пациенту предлагается разбить их на группы по одинаковым признакам — форма, цвет, размер, и их комбинации. А затем то же самое проделать, разделяя их по тем же характеристикам.

Другой способ развития восприятия заключается в том, чтобы под геометрические фигуры подбирать похожие по форме предметы. Затем даётся задание на поиск вещей того же цвета. Это помогает не только научиться дифференцировать предметы по признакам, но и подключает воображение.

Следующее направление в занятиях заключается в формировании ощущения пространства и своего тела. Человек сначала усваивает соотношение сторон относительно себя, а затем переносит это на предметы. Поэтому упражнения первично строятся на просьбах определить положение предмета по правую и левую руку. А затем одной вещи или картинки относительно другой.

После отработки задания на предметах и картинках, можно переходить к буквам и цифрам. На листе бумаги проводят линию и просят написать определённый символ слева или справа от неё. В следующем упражнении нужно поставить точку, под ней крестик, а справа от неё кружок. Затем человеку предлагается назвать, как нарисованные фигуры расположены относительно друг друга.

Развивать также следует зрительный гнозис.

Это можно сделать несколькими способами:

  • перечислить, контуры каких предметов изображены на картинке, и назвать, какие из них перечёркнуты;
  • среди множества контуров определить те, что наложены один на другой.

После успешно пройденных заданий на предметы, стоит перейти на упражнения с буквами. В число наиболее простых и эффективных входят:

  • найти ошибки в словах, связанные с расположением букв;
  • вставить пропущенный символ;
  • обнаружить нужную букву среди других;
  • обвести контуры заданного символа;
  • сопоставить одинаковые строчные и прописные буквы;
  • озвучить или переписать перечёркнутые символы;
  • дифференцировать наложенные одна на другую буквы.

За этапом работы с гнозисом следует тренировка зрительного анализатора на предмет различия и сходства между буквами. Для этого используют несколько приёмов:

  • поиск буквы среди похожих;
  • после быстрой демонстрации буквы нарисовать её по памяти;
  • составить из счётных палочек по рисунку фигуру или символ;
  • сложить букву из её частей;
  • дорисовать символ по памяти;
  • найти правильное изображение буквы между её реальным написанием и зеркальной проекцией;
  • сделать из одной буквы другую (из К в Ж, Л в А, Г в Б, З в В);
  • найти пары символам, состоящим из схожих частей (Р и Ь, П и Н, И и П, Г и Т);
  • определить буквы с минимальными различиями (Р и В, З и В, С и О).

Чтобы символы перестали смешиваться, каждому придумывают характеристику по схожести с предметом или животным, название которого начинается на этот же звук — У-уши, З-змей, П-перекладина, О-обруч и т. п. В некоторых случаях эффективно использование рельефных изображений. После того как упражнения отработаны на отдельных буквах, переходят к слогам, словам, фразам и предложениям.

Упражнения для развития чтения

Человеку с дислексией нужно исправлять не только зрительное восприятие отдельных объектов, но и работать над навыком чтения. Для этого разработан комплекс упражнений:

  • Синхронное чтение — двое людей читают одновременно то вслух, то молча. Задача — начать вместе после тихого отрывка.
  • Опять 25 — засекается 60 с, за которые человек читает определённый отрывок текста и отмечает место, на котором закончил. Затем снова возвращается в начало и за тот же промежуток времени успевает изучить большее количество текста. Максимально упражнение повторяют трижды. Оно создаёт положительную мотивацию, так как довольно лёгкое в исполнении.
  • Стоп — поехали — это упражнение тоже относится к группе интервального чтения. Человек озвучивает текст, но по команде прекращает и поднимает взгляд от книги, держа паузу с закрытыми глазами. Затем снова опускает голову и продолжает чтение с момента, на котором прекратил. Задание выполняется не дольше 5-ти минут.
  • Спринтер — отрывок читать нужно быстро, но чётко. На это упражнение отводится полминуты.
  • Молния — начало в комфортном темпе и вслух, продолжение на максимальной скорости молча. Интервалы длятся от 20 секунд на начальном этапе до 2-х минут при достаточном владении упражнением.
  • Актёрское чтение — отрывок текста произносится вслух первый раз, затем второй с большим выражением, после чего человек не останавливается на знакомой части, а продолжает читать дальше. При этом темп и выразительность речи сохраняются на какое-то время и на неизвестном тексте.

Выполнять упражнения можно под руководством логопеда или самостоятельно, попросив о помощи у близких для контроля. Но нужно понимать, что лечить дислексию стоит под контролем специалиста. Поэтому его стоит посещать минимум раз в 3 месяца для контроля состояния.

Дислексия встречается часто, и выявляется у людей разного возраста. Она может длительное время существовать скрыто, но при обнаружении доставит массу неудобств. Поэтому не стоит отказываться от коррекции, ведь это способно улучшить качество жизни и наладить рабочие отношения.

Дислексия у взрослых: Симптомы, методы лечения и причины

Что такое дислексия у взрослых?

Диагноз дислексии обычно ставится в детстве, поэтому многие руководства по дислексии сосредоточены на оказании помощи детям в преодолении симптомов этого заболевания. Но дислексия часто продолжается и во взрослом возрасте.

Некоторым детям с дислексией диагноз не ставится до достижения совершеннолетия, в то время как некоторые взрослые обнаруживают, что их симптомы меняются по мере старения.

Что такое дислексия?

Многие из проблем, вызванных дислексией, влияют на конкретные аспекты обучения человека, но не на обучение в целом.

Это означает, что люди с дислексией имеют ряд уровней интеллекта, сопоставимых с людьми без дислексии.

У многих людей с дислексией есть другие нарушения обучения или неврологические проблемы. Как взрослые, так и дети с дислексией иногда страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или диспраксией.

Обычно считается, что диспраксия является расстройством, которое вызывает неуклюжесть и слабую координацию, но это не так. Хотя у некоторых людей это может вызывать такие симптомы, у некоторых возникают и другие проблемы, включая проблемы с обработкой информации, организацией и социальными навыками.

Различается ли дислексия у взрослых?

Хотя трудность чтения является отличительной чертой дислексии, особенно у детей, большинство взрослых с дислексией могут читать и разработали стратегии преодоления трудностей чтения. Взрослые с дислексией могут также иметь ряд других характеристик, таких как проблемы с памятью.

Однако люди с дислексией не имеют проблем со словарным запасом и речью.

Причины дислексии

Дислексия является зонтичным термином, обозначающим целый ряд сопутствующих симптомов. Различные люди могут испытывать дислексию по разным причинам и разными способами.

Многие исследования показывают, что коренной причиной дислексии является так называемый фонологический дефицит. Фонология означает взаимосвязь между речью, звучащей на языке. Фонологический дефицит может объяснить, почему у многих взрослых с дислексией возникают трудности с разбиением слов на более мелкие части.

Некоторые исследования мозга визуализации показывают, что этот фонологический дефицит возникает в левом полушарии мозга, который связан с обработкой слов и языка. Таким образом, когда человек с дислексией читает, левое полушарие мозга работает не так, как человек с дислексией, когда читает человек без этого состояния. Два полушария мозга могут также по-разному общаться у людей, страдающих дислексией.

Дислексия, кажется, протекает в семьях. Однако исследователи не знают, как гены влияют на риск развития дислексии. Например, может случиться так, что определенные факторы риска в окружающей среде активизируют гены дислексии, или что некоторые заболевания изменяют поведение генов, приводя к дислексии.

Неясно, меняют ли гены структуру мозга, то, как мозг обрабатывает информацию, или еще что-то заставляет мозг испытывать трудности с чтением.

Симптомы дислексии у взрослых людей

Взрослые с дислексией часто сталкиваются с широким спектром неспецифических психических, эмоциональных и трудовых проблем.

У них может быть низкая самооценка, они могут испытывать стыд, унижение или неуверенность в своей способности работать или учиться.

Они могут казаться очень умными или хорошо сдавать анализы интеллекта, но не успевать на работе или в школе.

К другим симптомам относятся

  • Проблемы со зрением при чтении: Взрослые с дислексией могут быть очень чувствительны к бликам, цвету бумаги или слов. Изменения в шрифте, цвете или других характеристиках слов могут затруднить чтение взрослым с дислексией.
  • Сложность фокусировки при чтении: Взрослые с дислексией часто теряют свое место, чувствуют, что слова двигаются или перемешиваются, или находят чтение очень напряженным.
  • Редко или никогда не читал для удовольствия: Дислексия усложняет чтение, поэтому многие взрослые люди, страдающие дислексией и любящие обучение, могут избегать чтения, предпочитая вместо этого другие способы обучения.
  • Трудности с письменным общением или тестированием: Например, взрослый человек с дислексией может быть высококвалифицированным на своей работе, но не хочет сдавать письменный тест для перехода на следующий уровень. Они могут обнаружить, что коллеги или руководители жалуются на их отчеты или другие письменные сообщения.
  • Смущение очень похожих слов или букв при написании или чтении.
  • Трудности с записью сообщений или отчетов: Взрослые с дислексией могут забыть, что они писали, с трудом следовать по цепочке мыслей или неправильно транскрибировать сообщение.
  • Сбивая с толку левое и правое, или иным образом борясь с пространственным рассуждением: Например, человек с дислексией может испытывать трудности с чтением карты, особенно если карта содержит написанные слова.

Симптомы дислексии у детей

У маленьких детей с дислексией возникают трудности с определением рифмы слов. Они могут неправильно произносить слова и могут быть неспособны правильно говорить до тех пор, пока не начнут ходить в детские сады.

Обычно они с трудом произносят слова и могут читать только после того, как их сверстники это сделают. Они могут перевернуть аналогичные буквы, такие как строчные буквы «b» и «d», затрудняя другим понимание их письменности и подрывая их способность читать даже простые слова.

Некоторые дети с дислексией, разочарованные трудностями в обучении чтению, сталкиваются с поведенческими проблемами.

Что такое лечение?

Дислексия поддается лечению, но неизлечима. Тем не менее, существует целый ряд методов лечения и терапии, которые могут помочь людям с дислексией читать и учиться.

Некоторые лекарства могут улучшить симптомы некоторых состояний у людей с дислексией, таких как СДВГ, но в настоящее время не существует лекарств, одобренных только для лечения дислексии.

Хотя ни одно конкретное лечение не может излечить дислексию, некоторые люди все же обнаруживают, что их симптомы со временем меняются или улучшаются.

Лечение дислексии начинается с правильной диагностики. Простое знание того, что проблема связана с дислексией, может помочь некоторым взрослым с дислексией почувствовать себя лучше в отношении своих трудностей. Другие факторы, которые могут помочь человеку с дислексией, включают в себя:

Экологические факторы

Нахождение в благоприятной среде может помочь человеку с дислексией работать в обход этого заболевания. Например, предложение альтернативных методов общения или обучения может помочь человеку с дислексией лучше работать и легче учиться.

Во многих странах люди с дислексией получают образование и жилье на рабочем месте. В Соединенных Штатах, например, Закон об американцах-инвалидах (ADA) защищает работников от дискриминации в отношении дислексии и других видов инвалидности.

Читать еще:  Воспаление поджелудочной железы симптомы и лечение

Факторы практики и образа жизни

Чтение, словарный запас и фонологическая практика, а также другие поддерживающие стратегии часто бывают полезны. Иногда специфические шрифты облегчают чтение людям с дислексией.

Некоторые люди с дислексией говорят, что образ жизни меняется или лечение, например, музыкальная терапия помогает.

Чаепитие

Дислексия может быть разочаровывающей, но она не должна мешать человеку вести полноценную и успешную жизнь.

У бывшего президента Джорджа Буша-старшего дислексия, и он боролся с ней до взрослого возраста. Многие другие очень успешные люди также страдают дислексией.

Правильное сочетание благоприятной среды, практики и компенсационных стратегий может превратить дислексию от инвалидности в легкое неудобство.

Дислексия

Нарушения речи

Общее описание

В нашем грамотном обществе дислексией называют нарушение способности к обучению, которое сопровождается долгосрочными последствиями как в личном, так и социальном плане.

Дислексия — это неврологическое расстройство генетической природы, заключающееся в затрудненном овладении навыками чтения и письма от руки при традиционной системе обучения. Дисграфия обычно проявляется при дислексии. В тяжелых случаях возможно развитие алексии — полной утраты навыка чтения и правописания. У более чем 70% школьников, которым в 3-м классе был поставлен диагноз «дислексия», симптомы дислексии проявляются и во взрослом возрасте. Особое внимание стоит обратить на тот факт, что не у всех, кто плохо или медленно читает, имеет место дислексия.

Факторы, влияющие на развитие дислексии:

  • наследственность;
  • нарушение равновесия между полушариями мозга;
  • правополушарный тип мышления;
  • явное либо латентное левшество у мальчиков.

Человеку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если вы испытываете трудности в реализации своего интеллектуального потенциала по причине дислексии, обратитесь за помощью к специалисту.

Психологические трудности при дислексии

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей. К психологическим трудностям при дислексии относятся:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.

Симптомы дислексии

Дислексика легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

  • интеллект сохранен;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых слов;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • затруднение в определении верха и низа;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обостренный эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У пациентов с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у себя или своего ребенка, стоит записаться на прием к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария и требуется специальная терапия.

Профилактика дислексии

Заботливые родители обязательно должны пройти вместе с ребенком профилактический осмотр до школы на предмет выявления дислексии, чтобы предупредить трудности в обучении у своего будущего школьника. Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5-ти лет.

Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также такие неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, как плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойность, гиперактивность.

Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.

Диагностика дислексии

Диагностика дислексии может осуществляться в любом возрасте. Диагностика интеллектуального развития и способностей к обучению как при установленном диагнозе «дислексия», так и при возможной дислексии является ключевым аспектом клинического обследования.

Диагностика дислексии включает:

  • Анализ анамнестических данных.
  • Изучение истории развития ребенка и семейной истории.
  • Обследование поведения при взаимодействии со взрослым.
  • Проведение дерматоглифического исследования.
  • Диагностику письменной речи (навыков чтения и письма).
  • Проведение графологического анализа почерка.
  • Оценку работы зрительного анализатора.
  • Консультацию у невролога.

Возможно назначение эхоэнцефалографии, электроэнцефалографии, компьютерной томографии.

Лечение дислексии

Коррекция навыков чтения и письма при дислексии является областью профессиональной помощи. Эффективность же медикаментозного лечения дислексии не доказана и на этом основании к применению не рекомендована. Предупреждение негативных появлений дислексии в обучающем процессе и поведении целесообразно начинать еще в дошкольном возрасте, уделяя особое внимание развитию навыков самообслуживания, самоконтроля за движениями и эмоциональным состоянием. Полезными при дислексии считаются упражнения, которые помогают установить равновесие между полушариями мозга.

Но следует помнить: в ряде случаев достичь приемлемого уровня грамотности при дислексии не удается.

Рекомендации при дислексии

  • Дерматоглифическое исследование.
  • Консультация специалиста по дислексии.
  • Консультация невролога.

Дерматоглифическое исследование позволит специалисту определить в чем истинные причины проблем с чтением, почерком и грамотностью в письме. А организация коррекционных занятий с учетом результатов дерматоглифического исследования позволяет в короткие сроки в корне изменить сложившуюся ситуацию с обучением у детей, подростков и взрослых с дислексией; показывает, как следует более эффективно рассчитать стратегию обучения при дислексии.

Почему возникает дислексия у взрослых: как корректировать это состояние?

Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых. Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком. Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.

Причины развития

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. ДЦП.
  5. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки. Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.
  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.
  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Диагностика

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Читать еще:  Варикоцеле у подростков

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Социальная адаптация взрослых дислектиков

Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.

Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.

В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.

Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.

К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д. Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия. Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.

Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.

Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование. Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере. Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.

Дислексия у детей: от симптомов до лечения

  • Что это такое?
  • Причины возникновения
  • Механизмы развития и виды нарушений
  • Симптомы и признаки
  • Лечение и коррекция

Любознательный и сообразительный ребенок вполне может столкнуться с трудностями в школе – ему с трудом будет даваться чтение, письмо. О таких детях часто говорят, что они «смотрят в книгу, а видят… что-то совсем другое». Часто родители списывают эти трудности на характер, рассеянность ребенка, на его индивидуальные наследственные способности к нормальному обучению. На самом деле проблема может быть совсем иной. Так проявляется дислексия.

Что это такое?

Дислексией называется парциальное расстройство навыка считывания текста, которое вызвано дефектным формированием или гибелью некоторых функций психики ребенка, важных для чтения. Это стойкое нарушение чтения, при котором ребенок постоянно совершает одни и те же ошибки при чтении, переставляет местами и заменяет отдельные звуки, пытается воспроизводить текст по буквам и т. д.

В мировой практике под понятием «дислексия» подразумевается избирательное, частичное нарушение способностей к овладению чтением, письмом, счетом. В России каждый вид этих нарушений рассматривается по отдельности, поэтому говоря о дислексии, имеют в виду нарушения чтения, о дисграфии – проблемы освоения письма, дизорфографии – проблемы с грамотностью и т. д. ВОЗ же рекомендует все эти понятия включать в общее – «дислексия».

Нарушение это изолированное, никак не отражающееся на общем психическом, эмоциональном, интеллектуальном развитии ребенка. Трудности с чтением и письмом, связанные с другими патологиями, например, у детей с нарушением зрения, слуха, психики – это не дислексия, а лишь симптом при основном заболевании. Сама дислексия заболеванием не считается, к группам неврологических, психических диагнозов не относится. Это логопедический термин, широко применяемый и изучаемый логопедами, психологами и педагогами.

Важно! Ребенок с дислексией с трудом учится, плохо читает, ему бывает трудно понимать прочитанное, но при этом он способен достигать больших успехов в других сферах жизни, например, становиться выдающимися спортсменами, художниками, музыкантами.

В России, по данным медицинской статистики, распространенность дислексии составляет около 4,9%. То есть примерно у пяти ребят из сотни есть такое нарушение. У ребят с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития почти в половине случаев обнаруживается еще и дислексия. Есть определенная гендерная закономерность – мальчики в 4,5 раза чаще страдают от дислексии, чем девочки.

Причины возникновения

Причины нарушения до конца медициной не изучены, поэтому на вопрос, откуда у ребенка взялась дислексия, точный ответ будет получить довольно затруднительно. Зарубежные медицинские издания указывают на некую генетическую связь, согласно которой дети наследуют нарушение у своих родителей. При этом у детей с преобладающим правым полушарием обычно встречается предрасположенность к нарушению письма и чтения, у малышей с преобладанием левого полушария чаще встречается нарушение распознавания написанного и проблемы со счетом.

Но пока такая причина и взаимосвязь рассматривается в качестве гипотезы, среди доказанных предпосылок к развитию дислексии отмечаются ситуации и обстоятельства, которые привели к формированию минимальной мозговой дисфункции.

Повлиять на функционирование головного мозга может нарушение процесса имплантации плодного яйца при наступлении беременности, гипоксия плода в период беременности, а также кислородная недостаточность и асфиксия в родах. Если у беременной женщины есть порок сердца, считается, что у ее ребенка есть повышенные риски для развития дислексии. Примерно такие же риски развития нарушения имеются и у детей, родившихся с пороками сердца.

Факторами риска также считаются аномалии строения пуповины, плаценты, фетоплацентарная недостаточность в период беременности, употребление будущей мамой без ведома врача большого количества медикаментов, курение и прием алкоголя в период ожидания ребенка, а также резус-конфликт с последующим развитием гемолитической болезни новорожденных.

Вероятность нарушения повышается, если роды были трудными, осложненными, если акушерам пришлось накладывать щипцы, чтобы обеспечить прохождение малыша по родовым путям. Также вероятность дислексии повышается, если женщина в период беременности переболела краснухой, ветрянкой, корью, герпетической инфекцией, гриппом.

Если ребенок появился на свет без мозговых нарушений, то предпосылки для развития дислексии могут возникнуть после перенесенной травмы головы, сотрясения мозга, менингита или менингоэнцефалита, после ветрянки, краснухи, кори и после перенесенного физического истощения.

Важно! Дефицит нормального общения может вызвать у ребенка приобретенную дислексию. Иногда нарушение развивается у билингвальных малышей (с которыми говорят на двух языках). Родители могут сами вызвать нарушение, слишком рано начав обучать чадо грамоте быстрыми темпами. При этом на фоне толком еще не сформировавшейся устной речи развивается плохое восприятие письменной.

В качестве вторичного симптома дислексия развивается нередко у детей с детским церебральным параличом, умственной отсталостью. Тактильная дислексия порой возникает у детей с нарушением зрения также в качестве вторичного признака основной патологии.

Механизмы развития и виды нарушений

Чтение – процесс сложный, в котором поровну участвуют и физиология, и психика. Этот процесс обеспечивается деятельностью нескольких анализаторов – зрительного, речедвигательного и речеслухового. Ребенок видит буквы, узнает, сопоставляет со звуками, мысленно проводит слияние и объединение звуков, слогов, слов, предложений, а потом понимает и осознает то, что он только что прочел. Так происходит у здоровых детей. Дети с дислексией отличаются тем, что в каком-то одном или нескольких звеньях этой последовательности происходит сбой.

Либо ребенок не понимает, что видит на бумаге, либо не может сложить слоги в слова, либо есть проблемы с осмыслением прочитанного.

По тому, как именно проявляется нарушение у конкретного малыша, можно выделить несколько основных видов дислексии:

  • литеральная – трудности с узнаванием или воспроизведением каких-то отдельных букв;
  • вербальная – трудности с составлением знакомых букв в единое слово.

В зависимости от того, в каком звене цепочки чтения возникли проблемы, выделяют:

  • фонематическую форму – страдают восприятие фонем, анализ и синтез;
  • семантическую форму – невозможность собирать буквы в слоги, слабый лексикон, бедный запас слов, отсутствие четкого понимания смысловых связей в структуре предложения;
  • аграмматическую форму – недоразвитие грамматического строя устной речи,;
  • мнестическую форму – нарушена речевая память, ребенку бывает очень сложно сопоставить букву и соответствующий звук;
  • оптическую форму – неразличение букв;
  • тактильную форму – нарушение чтения по азбуке Брайля у слабовидящих.

Симптомы и признаки

Распознать дислексию может только специалист-логопед, но заподозрить нарушение родители могут и сами в домашних условиях. Проблема может быть у ребенка, развитию которого уделяется достаточно времени и внимания, но все же есть проблемы с произношением звуков, бедный лексикон, он часто неточно понимает смысл слов и уместность их употребления. Речь с детства несвязанная, нет развернутых предложений, она неверно оформлена грамматически.

Ребенок с фонематической формой нарушения одни звуки в речи часто подменяет другими, похожими по звучанию. Читает ребенок по буквам, может пропускать как отдельные буквы, так и целые слоги. У детей с семантической дислексией чтение носит механический характер, смысл прочитанного не усваивается, техника чтения несколько монотонна.

При аграмматической форме нарушения у ребенка есть проблемы с прочтением падежных окончаний, согласованность в речи нарушена, он может поставить рядом слова с несогласующимися падежами, временем, родом. Такие же ошибки обычно делаются и в речи, и в письме.

Мнестическая форма нарушения чтения и речи связана с отсутствием или нарушением между образом буквы и соответствующим ей звуком. Ребенок подменяет звуки при чтении, не запоминает буквы.

При оптической форме ребенок смешивает и заменяет литеры, которые похожи друг на друга графически. При чтении чадо нередко соскальзывает с нужной строки на другую, а также бывает зеркальное чтение справа налево.

Диагностировать точный вид и тип нарушения поможет логопедический тест, направленный на комплексную оценку устной, письменной речи и техники чтения. Для этого будут даны задания на произношение, упражнения на списывание, диктант, тесты на понимание прочитанного и услышанного текста.

Иногда определение типа нарушения требует консультации у детского невролога, проведения электроэнцефалографического обследования. Иногда, чтобы определить характер нарушения, нужно посещение окулиста.

Лечение и коррекция

Универсальных действенных методов устранения нарушения не существует, есть лишь программы коррекции, которые позволяют частично снизить проявления дислексии. Они включают в себя логопедические занятия, включающие в себя коррекцию дефектов, установление правильного произношения звуков, связей в их слиянии, формировании слов, обсуждении прочитанного и услышанного.

Требуется расширение лексикона ребенка. Дети должны учиться запоминать буквы, буквообразы, звуки. К разряду нестандартных подходов коррекции и исправления нарушения относится метод Рональда Дейвиса, который предлагает обучать детей, придавая буквам мысленные образы. Занятия проводятся как в группах, так и индивидуально.

Проводить коррекцию или нет, решать самим родителям. Есть мнение, что дислексия – «болезнь гениев», и в разное время ею страдали сказочник Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн. А потому будущее ребенка с таким нарушением вполне может сложиться блистательно и без изнурительных занятий по коррекции нарушения. Специалисты не имеют готовых рекомендаций на этот счет.

Тем, кто хочет избавиться от проблемы, придется потрудиться, но успеха никто не гарантирует. Научить ребенка зрительно мыслить иначе – задача не из простых, но лечить тут точно ничего не нужно. Если с нарушением бороться, то шансы на более успешную адаптацию к школе, ВУЗу будут выше, ведь не каждый малыш с дислексией имеет яркие и даже гениальные способности, как Эйнштейн.

Считается, что чем раньше начнется коррекция, тем лучше прогнозы. Ассоциации родителей детей с таким нарушением рекомендуют делать это еще до школы, поскольку в 9, 10, 12 лет коррекция приносит меньше пользы.

Важно! Помочь детям младшего школьного возраста во многом может семья и педагог. Нужно уделять ребенку больше внимания, читать с ним, обсуждать прочитанное, поощрять стремление к освоению грамоты.

​​​​​​Обычно нарушение выявляется в начальной школе, иногда – в старшем дошкольном возрасте. Именно с момента обнаружения и рекомендуется приступать к коррекции. Особых надежд на методики возлагать не следует, у большинства людей определенная дислексия сохраняется и во взрослом возрасте, что нисколько не мешает им общаться, читать книги, писать, получать профессии и достигать успехов в жизни.

О симптомах, причинах и коррекции дислексии вы можете узнать, посмотрев следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector