Detilubvi.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификации причины и лечение элективного избирательного мутизма у детей

Элективный мутизм у детей

Элективный мутизм ( от латинских слов electus – «избранный» и mutus –«немой») – это выборочное или избирательное молчание, немота. Страдающий этим психическим расстройством ребенок прекрасно слышит и понимает речь, может говорить, но в определенных ситуациях отказывается это делать.

Что это

Такую немоту, обусловленную психологическими факторами, называют также селективной, психогенной, парциальной, ситуационной, характерологической, добровольной. Данное расстройство довольно редкое – встречается у 1 из 150 детей, независимо от пола, географии, социального уровня. Как правило, свойственно оно ребенку, начинающему образовательный процесс: во многих ясельных группах и начальных школах есть хотя бы один такой малыш.

Однако в последнее время была выявлена такая тенденция: элективный мутизм стал чаще появляться в среде детей мигрантов (девочки), недавно переехавших из своей родной страны.

Это расстройство, относящееся к тревожным, дает о себе знать в раннем возрасте, но тогда его обычно списывают на черты характера малыша, излишнюю застенчивость и т. д. Сильнее оно проявляется в период, когда дитя начинает выходить из семейного круга и взаимодействовать с не близкими ему людьми (садик, школа). Меняется обстановка, окружение и это очень страшит маленького человечка.

Основа элективного мутизма – пассивная агрессия, которую ребенок не может выразить другим способом в силу неуверенности в себе, робости. Средств самовыражения у него пока мало, он не может в полной мере выразить свои чувства, желания, проблемы. Молчанием малыш протестует против давления общества, родительского контроля и непонимания, гиперопеки, травмирующей его психику ситуации. Он не желает устанавливать контакт, так как его здесь не понимают, и становится безмолвным на время, считая, что проблемы решатся сами собой.

Такая избирательная немота продолжается до нескольких месяцев и проходит сама по себе. Но есть и такие случаи, когда расстройство длится намного дольше, остается и может проявиться у подростка и взрослого человека, протекая гораздо тяжелее, чем в «нежном» возрасте. К нему прибавляются и фобии, социальные тревожные расстройства, самоизоляция. Жизнь становится невыносимой. Поэтому такую патологию обязательно следует лечить.

Причины

Развивается селективный мутизм на базе психологических особенностей человека, а спусковым крючком служит воздействие окружающей среды.

  • отклонения психики – задержка психического развития, дефекты речи, шизофрения на начальном этапе;
  • неврологические нарушения – неустойчивая нервная система, истерический невроз, черепно-мозговые травмы, опухоли, нейроинфекции и другие органические поражения мозга;
  • эмоциональная составляющая характера – ранимость, природная молчаливость, равнодушие, застенчивость, впечатлительность, любовь к уединению, тревожность, привычка подавлять агрессию;
  • особенности воспитания и некомфортный климат в семье – полный контроль жизни ребенка, гиперопека, нехватка внимания, агрессия, насилие;
  • наследственность – неуверенные родители с депрессивными расстройствами и высоким уровнем тревожности;
  • стрессовая психотравмирующая ситуация – развод родителей, смерть близкого человека, насилие, авария, переезд семьи в другую, незнакомую страну.

Существует заблуждение, что психогенная немота связана с аутизмом. На самом же деле это совершенно разные патологии. При этом они обе могут развиться у одного и того же ребенка.

Виды элективного мутизма

Как уже упоминалось, у детей такое расстройство может быть:

  • проходящим (транзиторным) – спровоцированное психотравмой;
  • постоянным (континуальным или непрерывным) – психологически обусловленным.

Существует и классификация по особенности течения избирательной немоты:

  1. Пассивно-агрессивная – «оружие» для воздействия на окружающих.
  2. Фобическая речевая. Молчание сопровождается ритуальными действиями, страхом услышать свой голос.
  3. Симбиотическая. Сильная связь с одним из родителей (родственником), к остальным отношение манипуляторное, подчиненное.
  4. Реактивная. Осложнение от стресса и полученной от него депрессии.

Симптоматика

Ребенок перестает говорить в воспитательно-образовательном учреждении в присутствии определенного или любого учителя. Может он молчать и при каком-либо взрослом человеке, при этом со сверстниками он общается прекрасно. Возможно и полное отсутствие социального взаимодействия с детьми из своей группы или одноклассниками.

Редко немота проявляется только дома, а в детском саду или в школе малыш охотливо болтает.

В учебном процессе такой ученик участвует, слушая урок внимательно. Усвоенные знания можно проверить письменно, и они вполне неплохие.

Молчащий ребенок устанавливает контакт с помощью движений, мимики. В тяжелых случаях он боится смотреть в глаза определенным людям, прикасаться к ним, поджимает ноги, скручивает тело.

Напряжение больной пытается снять ритуальными действиями: раскладыванием игрушек, канцелярских принадлежностей, мытьем рук. Со временем он становится агрессивным, непослушным. Такой сын или дочь сильно привязывается к матери, не в состоянии существовать в ее отсутствие. Далее возможна задержка речевого развития, тики, энурез, и т. п.

Отсутствие адекватного лечения грозит осложнениями: вторичными психогенными расстройствами. Развивается хроническая депрессия, страдает личностное и интеллектуальное развитие, словесно-логическое мышление. Усвоение школьной программы происходит все хуже, под угрозой поступление в специальное или высшее учебное заведение, получение профессии, хорошая работа. Человек не в состоянии наладить контакт с людьми, так как не может выразить свою мысль, самоизолируется.

Родители должны быть внимательны к своему чаду и сразу же обращаться к специалисту, не считая, что оно перерастет свою проблему и все наладится.

Бить тревогу нужно в случаях, если ребенок:

  • молчит на уроках, отказывается выступать публично, общаться на людях;
  • отлично говорит дома, наедине, в пустой аудитории;
  • не говорит около двух месяцев;
  • у него отсутствуют психические или когнитивные расстройства.

Диагностика

Для установления диагноза «элективный мутизм» необходимо обследование психиатра. Проводится наблюдение за юным пациентом, опрашиваются родители. Для подтверждения расстройства требуется выяснить следующее:

  • понимает ли ребенок речь как таковую. Определяется это тем, может ли он кивком головы выразить отрицание/согласие, выполнить команду/просьбу;
  • использует ли пациент вообще когда-нибудь устную речь, достаточна ли она для общения, способен ли он выразить понятно свою мысль.

Врачу необходимо исключить другие заболевания:

  • детскую шизофрению с присущим ей набором симптомов (галлюцинации, бред и т. д);
  • р анний аутизм, при котором речь нарушена изначально и психика развивается особым образом;
  • шоковые состояния – они сопровождаются паническим страхом, острым началом, кратковременностью, моторной заторможенностью;
  • неврологические заболевания – подтверждаются исследованиями мозга;
  • истерическую немоту, отличающуюся завышенной самооценкой, склонности к фантазированию, потребности внимания. Страдающий психогенным мутизмом пациент, наоборот, старается быть незаметным, робеет.

Поэтому психолог подключает психолога, сурдолога, невролога, отоларинголога, окулиста, используются инструментальные исследования.

Лечение

Основной способ лечения избирательной немоты – психотерапия. Ее задачей является устранение депрессий, тревоги, социальных фобий, выработка навыков социальных коммуникаций.

Используются такие методы:

  1. Когнитивно-бихевиоральная терапия. Психолог работает с пациентом индивидуально, изыскивая способы налаживания контакта. Специалист читает сказки, вместе они лепят, рисуют. Творчество помогает ребенку выразить свои негативные эмоции, переживания. Суггестивная терапия (внушение) позволяет скорректировать отношение пациента к социуму, а игровые техники помогают получить навыки коммуникации с применением речи.
  2. Поведенческие групповые тренинги. В их ходе больной контактирует с людьми разных возрастов вербально, личностно. Так ему удается преодолеть застенчивость. Закрепленные навыки поощряются похвалой.
  3. Семейное консультирование подразумевает работу с родителями. Им дают полную информацию об элективном мутизме, учат способам общение с детьми, говорят, насколько важна последним похвала. Они также приобретают умение стимулировать развернутые высказывания своих чад. Родителям нужно поддерживать своего ребенка, помогать ему.

В лечении принимает участие и логопед. Он поправляет артикуляционные нарушения, улучшает речь, делает ее четкой и хорошо понятной.

Редко используется фармакотерапия. Она показана при депрессиях, социальных фобиях, тревогах. Психиатр может выписать ноотропы, транквилизаторы, антидепрессанты.

Прогноз

Психогенной немоте ранее уделялось мало внимания, ее изучение почти не велось. Ситуация изменилась совсем недавно: медицинское и педагогическое сообщество стали подходить к отказу детей говорить более серьезно.

Постоянно идут исследования, повышается объем знаний психотерапевтов, психологов, педагогов-логопедов. Поэтому сейчас родителям не слишком сложно найти подходящих специалистов, но необходимо, чтобы они имели соответствующий опыт и квалификацию.

Если терапия и коррекция начата своевременно, то с расстройством можно справиться за полгода. Эффективность лечения зависит от того, есть ли у пациента какие-либо дополнительные трудности, а также степени вовлечения в процесс и сотрудничества всех, кто имеет отношение к этому ребенку.

Лечение с задержкой в один – два года будет длительнее, а если она составила 3–10 лет, то улучшения будут незначительными и придется потратить очень много времени.

Чтобы избежать развития элективного мутизма у своего ребенка, нельзя ставить его в жесткие рамки, тотально контролировать. Нужно оказывать ему помощь в решении проблем, поддерживать, учить самостоятельности. Отношения в семье должны быть построены не на подчинении, а на сотрудничестве. Человечек должен расти в благоприятной среде, в атмосфере любви.

Вот несколько советов родителям:

  • выполнять обещания. Детям важно знать, что взрослые держат слово;
  • наказывать адекватно. Жестокости малыш с неокрепшей психикой не выдерживает, поэтому вместо физического наказания целесообразней использовать понятные объяснения;
  • не выполнять любые прихоти – так он быстро научится манипулировать;
  • сменить окружение. Если расстройство возникло на почве психотравмы, которую малыш перенес в воспитательном или учебном заведении, то лучше перевести его в другое;
  • постоянно посещать психолога и невролога, относиться к рекомендациям специалистов очень серьезно.

Ребенок должен иметь право выбора, высказывать свое мнение, ему нельзя запрещать выражать свои эмоции.

Чтобы патология не была запущена и были вовремя приняты меры к ее устранению, необходим точный диагноз. Поэтому незамедлительно обращайтесь к психиатру, если ваше чадо может, но не хочет говорить в определенных ситуациях. Очень внимательно к молчаливому ребенку должны отнестись воспитатели и педагоги – как раз они первыми могут заметить что-то неладное в поведении воспитанника или школьника. Всем им нужно помнить о том, какую серьезную опасность несет элективный мутизм.

Ребёнок разговаривает только дома: что с ним такое? Об элективном мутизме.

Элективный мутизм, или избирательное общение, встречается у детей и подростков довольно редко. Возможно, поэтому многие специалисты (психологи, и не только) считают: если маленькие клиенты (пациенты) перестали разговаривать вне дома, то это логопедические проблемы или признак социофобии и аутизма. После чего такие дети направляются, как правило, к логопедам или психиатрам.

Логопед разводит руками, мол, не мой клиент. Психиатр может, понаблюдав за ребёнком, успокоить родителей, что главное — это не аутизм и, скорее всего, со временем само пройдет. Интеллект-то нормальный, поведение в целом тоже!

Элективный, или частичный, мутизм обозначает избирательное общение при сохранной способности говорить и понимать речь. При этом у больных наблюдается неговорение только в определённой обстановке (детский сад, школа, тренировки, в гостях, в больнице…) или при необходимости контакта с определённым человеком, группой людей (учитель, одноклассники, отвергаемый член семьи, все взрослые…).

При элективном мутизме дети всегда вовремя или с небольшим опозданием начинают разговаривать и понимать речь, в отличие от тотального мутизма, связанного с шизофренией, ранним детским аутизмом, реактивными состояниями или тяжёлыми неврологическими заболеваниями.

У психически здоровых детей элективный мутизм обычно появляется не раньше четырехлетнего возраста, когда уже полностью сформирована речь. Запускающим его моментом оказываются тяжелые психологические травмы, хронические стрессы, дефекты воспитания. Органической основой, которая мешает ребёнку справиться с психологической травмой и стрессами, являются минимальные мозговые дисфункции или легкая неврологическая симптоматика, как последствие неблагополучных беременностей и родов, тяжелых инфекционных заболеваний, механических травм головного мозга, шейного отдела позвоночника.

При элективном мутизме у детей в области горла, голосовых связок, челюсти в момент негативно окрашенной сильно выраженной эмоции (страх, ужас, гнев…) ощущается сильный спазм. Испытав такое в первый раз, они оказываются в растерянности и ужасе из-за того, что у них вдруг пропал голос. И пережитая один раз неожиданная негативная эмоция закрепляется как невротическая реакция в виде спазма в определенных обстоятельствах или с определенными людьми.

По сути, элективный мутизм является защитным механизмом, своеобразной психологической защитой от нежеланного, болезненного для психики общения. И в этом смысле избирательное молчание рассматривается в рамках истерического невроза в связи с условной желательностью подобного поведения. Особенно четко это отслеживается у детей, воспитанных по типу «кумир семьи», которые имеют завышенную самооценку, эгоцентричны, стремятся быть всегда в центре внимания.

Поскольку ребёнок совершенно нормально продолжает общаться в кругу семьи, родители чаще всего узнают о проблеме ребёнка через воспитателей, учителей или тех, с кем ребёнок вдруг перестает разговаривать. Для многих это шок, который заставляет родителей применять те методы воспитания, которые неприемлемы для ребёнка, у которого появились признаки избирательного общения. Не понимая, что при элективном мутизме спазмы как бессознательная вегетативная реакция не управляются волевым усилием ребёнка, родители пытаются объяснить ему, что это плохо, стыдно, неправильно.

«Провинившегося» ребёнка начинают ругать, критиковать, обзывать, сравнивать с другими, наказывать, принимая поведение малыша за застенчивость, упрямство, капризы, обидчивость, злопамятность. Все подобные попытки родителей по-своему «вразумить» ребёнка ещё более могут усугубить проблему, развивая у ребёнка чувство вины, своей ущербности. Только спустя месяцы взрослые члены семьи начинают понимать, что ребенку, страдающему элективным мутизмом, требуется помощь, и начинаются поиски специалистов.

Если же у ребёнка родители сами в детстве поздно заговорили или имели какие-то проблемы с речью (дефекты произношения, заикание), то они больше склонны думать, что проблема разрешится со временем сама. И из-за этого они тянут время, не обращаясь к специалистам. Однако и специалисты могут сказать им, что у них это генетическое, и они бессильны помочь ребёнку.

Читать еще:  Язва желудка и двенадцатиперстной кишки

К сожалению, в большинстве случаев к детскому психологу дети с элективным мутизмом при сохранном интеллекте попадают только примерно через год после начала «вынужденного» молчания. Это обычно происходит или перед школой (срочно помогите!), или после того, как в первом-во втором классе ученик на уроках даёт только письменные ответы, и со стороны школы родителям дают понять, что пора обращаться к психиатрам и думать о домашнем обучении.

В некоторых случаях элективный мутизм выявляется на первичном приёме случайно. Родители приводят своего ребёнка совсем с другими жалобами (ночной энурез, снохождение, фобии…) и во время перечисления проблем даже не упоминают об избирательном общении. К сожалению, это происходит потому, что ребёнка уже «приговорили» к тому, что это неизлечимо или надо ждать, пока он не «перерастёт» проблему. Чаще всего родители уже смиряются с тем, что их ребёнок «особенный», и проблема его «социофобии» останется у него на всю жизнь.

Характерный пример.
Мальчик 8 лет, учится во втором классе. Приведён бабушкой в связи с тем, что мальчик не любит свою двухлетнюю сестрёнку (обижает, бьёт, грозится выкинуть из окна). Внука бабушка характеризует как плаксивого, капризного эгоиста. Способный, учится хорошо.

После проведённого сеанса психотерапии мальчик перестал обижать сестру. На втором, закрепляющем положительные изменения сеансе, он радостно признался, что любит сестру, и сейчас он должен защищать её и помогать ей во всём. Бабушка тоже восторженно отозвалась о внуке, что он перестал хныкать, капризничать и начал спокойно, без раздражения и злости обращаться с сестрой.

Однако, что интересно: о проблеме элективного мутизма заговорил сам мальчик. Он рассказал, что не может разговаривать со своей учительницей с первого класса, потому что «язык отнимается», признался, что ненавидит её и боится. По всем предметам он отвечал письменно.

Хотели во втором классе перевести его в другую школу. Надеялись, что со сменой учительницы исчезнет проблема. Но и там он неделю молчал, но уже со всеми. После этого мальчик захотел вернуться обратно в свой класс, потому что со своими одноклассниками он общался нормально, как все дети.

Было понятно, что для гиперопекаемого малыша рождение сестры стало большой психотравмой. Начало обучения в школе, где он не стал самым-самым по учёбе, совпало с травмой рождения сестры. Однако исключительным, особым он стал в классе потому, что ему было дано право не отвечать, как все, поскольку ему были под вопросом поставлены диагнозы «аутистические черты», «социофобия». Кстати, это несмотря на то, что мальчик во всём остальном, кроме невозможности общения с учительницей, отклонений от нормы не имел.

После психотерапии, целью которой было снижение общей тревожности, преодоление страхов и негативных переживаний, разрешение проблемы сепарации с мамой, а также изменение отношения к учительнице, у мальчика исчезла проблема избирательного общения.

Что интересно, оказалось, что мальчик имел тонкий слух, аудиальное восприятие информации. А у учительницы, когда она кричала, был невыносимо визгливый голос – это и стало триггером, запустившим у мальчика симптоматику элективного мутизма.

Необходимо отметить, что более реально развитие элективного мутизма у детей стеснительных, обидчивых, гиперопекаемых, склонных к страхам и истерическим реакциям, у растущих в закрытых семьях, находящихся в симбиотических отношениях с матерью.

Нельзя ожидать, что элективный мутизм у ребёнка пройдет сам. Большинство ученых отрицает наличие данных о самопроизвольно излечённых больных с этим диагнозом. Чем дольше длятся симптомы, тем хуже прогноз, поскольку они могут постепенно приводить к разрушению личности. Отказ говорить с определёнными людьми может генерализоваться, то есть перенестись больным на всех людей, кроме близких. Или даже превратиться в полный отказ разговаривать и с родными, что квалифицируется уже как тотальный мутизм.

Если у ребёнка начинает развиваться избирательное общение, то родителям стоит насторожиться и пройти комплексное обследование у детских психологов, психиатров, неврологов. При интеллектуальной сохранности ребёнка, если стаж болезни менее 3 лет, есть большая вероятность того, что психотерапия поможет полностью преодолеть симптомы элективного мутизма. Главное — найти квалифицированного специалиста, имеющего опыт работы с элективным мутизмом.

Однако надо иметь ввиду, что и родителям желательно пройти семейную психотерапию, поскольку симптомы этой болезни зависят от семейных отношений. Или, по крайней мере, необходимо консультирование кого-то из родителей по поводу того, как взаимодействовать с ребёнком в дальнейшем, чтобы закрепить положительные результаты психотерапии.

Что такое мутизм

«Потерять дар речи» — фраза, которую хотя бы раз в жизни произносил каждый из нас. Но далеко не всем известно, что такое действительно может произойти. И название данному явлению — мутизм. Это состояние, когда функциональность речевого аппарата и восприятие речи у человека сохраняются, но по каким-либо психологическим или физиологическим причинам он перестает разговаривать.

«Онемел от ужаса», «От страха все слова из головы вылетели», «От робости язык проглотил» — все эти идиомы, как нельзя лучше описывают основной принцип развития мутизма. Это тяжелое расстройство инициации речи получило свое название от латинского слова «mutus» — молчание. Мутизм является болезнью, а точнее патологическим состоянием, при котором человек молчит, но функции речевого аппарата и слуха, а также способность понимать речь окружающих сохраняется. Неврология рассматривает мутизм, как невротическое нарушение речи, психология — как утрату способности формирования социальных контактов, а психиатрия относится к данному состоянию, как к одной из основных составляющих различных психических отклонений, например, шизофрении, истерии или психозов. Сегодня мутизм принято трактовать, как поведенческое и эмоциональное расстройство, свойственное чаще всего детям в возрасте от 3 до 9 лет. Но и взрослые могут оказаться в группе риска и пополнить ряды мутистов (именно так называют пациентов с данным диагнозом). Гораздо чаще это женщины. Однако и чрезмерно чувствительные, эмоциональные и ранимые мужчины могут при определенных обстоятельствах, как говорится, потерять дар речи.

Врачи-психиатры Юсуповской больницы являются ведущими специалистами в своей области и оказывают помощь пациентам с многими расстройствами, в том числе и с мутизмом. Терапия патологии включается в себя комплексное лечение, благодаря чему удается достигнуть максимально положительного результата. Высокий уровень медицинских услуг и сервиса способствуют тому, что пациенту удается возобновить свои речевые функции, справиться с первостепенными причинами заболевания.

Причины развития мутизма

Отличить мутизм от других заболеваний, имеющих примерную одинаковую клиническую картину, достаточно сложно. Но определение причины развития данного состояния является основополагающим, как для диагностики, так и для выбора адекватного лечения. Нарушение речи может возникать на фоне:

  • Имеющихся психопатологических отклонений, например, аутизма, депрессии, задержки развития;
  • Индивидуальных особенностей характера человека, его повышенной чувствительности, ранимости;
  • Стресса, сопровождающего пациента постоянно, или сильных эмоциональных потрясений;
  • Наличия определенных патологий строения органов речевого аппарата, например, короткой уздечки или так называемой «волчьей пасти»;
  • Неправильных методов воспитания и особенностей отношений в семье, наследственной предрасположенности, условий окружающей среды.

Определить причину мутизма у детей довольно сложно. Наиболее подвержены развитию такого состояния дети дошкольного и младшего школьного возраста, которые начинают значительную часть своего времени проводить вне семейного круга. Можно также выделить ряд факторов, способных спровоцировать развитие мутизма у взрослых. В основном это:

  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессы и сильные потрясения;
  • Выход из комы;
  • Нарушенное кровообращение головного мозга;
  • Некоторые психические расстройства;
  • Соматические заболевания.

В зависимости от причин и особенностей проявления заболевания определяется тактика лечения и время, необходимое, чтобы вернуть человеку способность к разговору.

Классификация и симптомы мутизма

Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, мутизму присвоен свой идентификатор — F94.0. В частности, речь идет об элективном мутизме, которым в основном страдают дети. По статистике, такой диагноз ставят приблизительно 1 из 150 детей. Интересно, что чаще всего развитию мутизма подвержены девочки. Элективный мутизм также называется избирательным. При таком состоянии ребенок может быть активным и болтливым в привычной для него среде, то есть в семье, но полностью замолкать в детском саду и школе, или же терять дар речи в присутствии определенных людей. Нередко такое поведение ребенка взрослые воспринимают, как социальный протест, и пытаются решить проблему с помощью радикальных воспитательных методов. Но это в корне неправильно, ведь своевременное определение и лечение мутизма позволит избежать проблем с психологическим состоянием ребенка по мере его взросления.

Наиболее распространенным среди детей и взрослых принято считать психогенный мутизм — состояние, при котором человек утрачивает способность разговаривать после сильной психической травмы. Выделяют несколько форм психогенного мутизма:

  • Истерический мутизм наступает после испытанного человеком сильного шока. Продолжительность такого состояния может быть разной, и составлять от пары-тройки секунд до нескольких недель, а то и месяцев;
  • Логофобическая форма, как видно из ее названия — это молчание, вызванное страхом услышать собственный голос. Чаще всего такое состояние развивается у детей школьного возраста.

Существует и другая классификация мутизма, выделяющая следующие виды данного речевого расстройства:

  • Селективный (он же элективный или избирательный) — мутизм, при котором человек не может говорить при определенных обстоятельствах или в общении с конкретными людьми;
  • Акинетический мутизм представляет собой комплекс речевых и двигательных нарушений;
  • Апаллический синдром — это полное отсутствие какой-либо реакции на внешние раздражители, что по своей картине напоминает состояние комы.

Среди основных симптомов мутизма, указывающих на необходимость срочно обратиться к врачу, можно отметить:

  • Полное отсутствие речевого общения, длящееся более месяца;
  • Сохранение способности слышать и понимать речь окружающих;
  • Отсутствие патологий речевого аппарата и сохранение интеллектуальных способностей;
  • Невозможность говорить в определенных ситуациях, при волнении или других эмоциональных колебаниях;
  • Общение человека письменной речью, жестами, мимикой и др.

Таким образом, единственным явным признаком возможного развития мутизма является отсутствие разговорной речи. Также в зависимости от вида расстройства возможны некоторые двигательные нарушения.

Если Вы или Ваши близкие испытываете такими симптомы, не следует затягивать с обращением к врачу. Лучшие врачи-психиатры Юсуповской больницы заинтересованы в оказании помощи каждому обратившемуся пациенту. Ведущие специалисты проведут тщательную диагностику, подберут эффективную терапию, а также окажут психологическую поддержку.

Диагностика мутизма

Иногда распознать заболевание достаточно тяжело, особенно, если речь идет о детях, потому что грань между капризом, актом протеста и психологическим расстройством бывает очень условна. Во избежание перехода заболевания в хроническую форму при первых же тревожных симптомах проводятся следующие диагностические исследования:

  • Общий сбор анамнеза;
  • Осмотр у невропатолога. Проводится ряд исследований, которые будут включать в себя оценку качества речи, рефлексов, ритма дыхания, проводится анализ наличияотсутствия патологий неврологического характера;
  • Краниограмма. Чтобы сделать выводы о том, как выглядит мозг пациента, делается рентгеновский снимок черепа;
  • КТ и МРТ;
  • Электроэнцефалография. Без анализа уровня электрофизиологических процессов, которые протекают в мозге, невозможно создать полную клиническую картину;
  • Анализ мочи и крови.

По мере необходимости пациенту необходимо пройти ряд дополнительных исследований и консультаций смежных специалистов.

Методы лечения мутизма

Лечение мутизма в Юсуповской больнице представляет собой комплекс мероприятий. С учетом вида диагностированного расстройства это могут быть психотерапевтические и медикаментозные методы. Также лечение может выполняться, как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Но стоит отметить, что универсальной терапии при мутизме не существует.

Психиатры Юсуповской больницы выбирают терапию только в соответствии с принципами доказательной медицины. Не назначают лишних обследований и лекарств с недоказанной эффективностью. В некоторых случаях без применения медицинских средств не обойтись. Следует помнить, что самолечение не только не поможет, но и несет существенный вред пациенту. Обычно после тщательного исследования больному приписывают следующие медикаменты:

  • Ноотропы (помогают бороться со стрессом);
  • Нейролептики (данные антипсихотические вещества необходимы для лечения психических расстройств);
  • Антидепрессанты (их прием особенно необходим при психогенном мутизме);
  • Бензодиазепины (обладают седативным, снотворным и анксиолитическим действием).

В Юсуповской больнице также проводят общую психологическую поддержку, которая включает в себя:

  • Коррекцию тревожного состояния пациента;
  • Работу над преодолением стрессов и страхов;
  • Социальную адаптацию больного.

Что именно пациенту нужно прорабатывать с психологом, определяется в индивидуальном порядке. При комплексном лечении пациенту могут назначаться дополнительные терапевтические процедуры:

  • Массаж;
  • Дыхательная и лечебная гимнастика;
  • Фото- и арт-терапия и др.

Если причины развития мутизма физиологические, то есть опухоли головного мозга, гематомы и прочие последствия травм, пациенту потребуется хирургическое лечение.

В Юсуповской больнице коррекцией мутизма занимается не только психиатры, но и психологи, невропатологи и другие специалисты. Для повышения эффективности терапии также разработана реабилитационная программа, которая индивидуально подбирается каждому пациенту.

Одной из немаловажных задач Юсуповской больницы является работа с близкими больного — врачи обучают правильно взаимодействовать членов семьи с пациентом. В больнице созданы все условия для комфортного пребывания пациентов: уютные палаты, вежливый медперсонал, заботливые врачи, возможность навещать больного в любое удобное время.

Записаться на прием и консультацию к специалисту Юсуповской больницы можно онлайн на сайте или же позвонить по телефону.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Всемирная организация здравоохранения. F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 175—176. — ISBN 5-86727-005-8.
  • Shear MK, Brown TA, Barlow DH, Money R, Sholomskas DE, Woods SW, Gorman JM, Papp LA. Multicenter collaborative Panic Disorder Severity Scale. American Journal of Psychiatry 1997;154:1571-1575 PMID 9356566.
  • Фармакотерапия в неврологии и психиатрии: [Пер. с англ.] / Под ред. С. Д. Энна и Дж. Т. Койла. — Москва: ООО: «Медицинское информационное агентство», 2007. — 800 с.: ил. с. — 4000 экз. — ISBN 5-89481-501-0.
Читать еще:  Одышка при ходьбе и физической нагрузке причина диагностика лечение

Наши специалисты

Заведующий отделением неврологии, врач-невролог, к.м.н.

Руководитель НПЦ демиелинизирующих заболеваний, врач-невролог, д.м.н., профессор.

Заведующая отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, рефлексотерапевт

Руководитель НПЦ болезни Паркинсона, врач-невролог, д.м.н, профессор

Врач-невролог, д.м.н, профессор, руководитель центра диагностики и лечения нарушений памяти

Классификации, причины и лечение элективного (избирательного) мутизма у детей

Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми. Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота».

Селективный мутизм: что это

Селективный мутизм еще называют избирательной немотой. Согласно медицинским справочникам, это расстройство, характеризующееся постоянной неспособностью говорить в определенных условиях, несмотря на сохраненную способность нормально говорить в прочих ситуациях. Селективный мутизм в МКБ-10 (Международная классификация болезней) имеет название элективный мутизм и включен в раздел «эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте».

Тема селективного мутизма не очень популярна. И зачастую дети с этим расстройством долгое время не могут получить качественную помощь — или родители не придают значение «странному» поведению ребенка, или врачи ставят ошибочные диагнозы.

О селективном мутизме заговорили громче благодаря экоактивистке Грете Тунберг. Этот диагноз вместе с синдром Аспергера и обсессивно-компульсивным расстройством ей поставили в 11 лет.

По словам Греты Тунберг, селективный мутизм для нее — повод говорить только в тех случаях, «когда это крайне необходимо». И действительно — за трибуной Грета довольно эмоциональна, а вот дома по большей части молчит.


Общие сведения

Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

Как проявляется селективный мутизм

У взрослых селективный мутизм проявляется крайне редко. Как правило, расстройство дает о себе знать в возрасте 2-5 лет. Однако оно часто остается нераспознанным до тех пор, пока ребенок не пойдет в детский сад или школу.

Основная жалоба родителей детей с селективным мутизмом: «мой ребенок очень способный, дома говорит и читает, а в школе на занятиях учитель и слова у него не может выпросить». При этом взрослые не могут точно обозначить возраст, когда у их малыша начались проблемы с общением. Часто родители говорят, что из ребенок «всегда таким был» —тревожным, замкнутым, стеснительным.

Главный симптом селективного мутизма у ребенка — его неспособность говорить в той или иной ситуации. Как правило, это большие скопления людей и общение со взрослыми. При этом речь малыша, когда он все же не молчит, может не иметь вообще никаких дефектов.

Согласно выводам Присциллы Вонг, педиатра из Департамента педиатрии в Вашингтоне, у детей с селективным мутизмом, помимо недостатка речи, часто проявляются и другие симптомы:

  • застенчивость;
  • страх перед большим скоплением людей;
  • трудности в поддержании зрительного контакта;
  • трудности в выражении своих чувств;
  • чувствительность к шуму и толпе;
  • нежелание улыбаться.

Дети с селективным мутизмом боятся совершать ошибки и не любят быть в центре внимания. Избирательная немота — своеобразный щит для малыша, который помогает ему оставаться невидимкой, чтобы вдруг не привлечь к себе внимание. Но психологи говорят, что дети с селективным мутизмом часто имеют высокие интеллектуальные способности, любят искусство. Но их развитие «тормозят» трудности в коммуникации.

Диагностика

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Причины развития селективного мутизма

Ученые пока воздерживаются от обозначения конкретных причин развития селективного мутизма. Но специалисты часто связывают появление расстройства с повышенной тревожностью ребенка. У детей с диагностированным селективным мутизмом анамнез в большинстве случаев отягощен различными тревожными состояниями и социальными фобиями.

Учеными были выявлены случаи, когда синдром селективного мутизма развивался после перенесенной ребенком психологической травмы. Маленькие пациенты замыкались в себе, переставали говорить в определенных ситуациях или вовсе постоянно молчали.

Психологи не отказываются и от другой теории, которая бы объяснила развитие селективного мутизма — наследственность. Есть мнение, что заболевание может появиться у детей, чьи родители имеют тревожные расстройства.

Около 20-30 % детей с диагностированным селективным мутизмом имеют нарушения речи, что только добавляет стресс к ситуациям, в которых ребенок должен говорить.

А вот связи между аутизмом и селективным мутизмом врачи пока не обнаружили. Ребенок может иметь оба диагноза, но ни один из них не провоцирует развитие другого.

Дифференциальная диагностика

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм. Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

«Будто ком в горле»: как дети с селективным мутизмом объясняют невозможность говорить

В целях более глубокого изучения селективного мутизма детей с расстройством часто спрашивают, что мешает им говорить в той или иной ситуации.

Ответы самые разные. «Я не могу начать говорить, потому что тогда все сразу станут обращать внимание на то, что я делаю» — вот как объяснила свое состояние девочка-подросток на приеме у американского психолога, который занимался ее лечением.

Некоторые дети более старшего возраста описывают ощущение большого кома в горле, мешающего им говорить.

Лечение селективного мутизма

Когда родители списывают полное молчание ребенка в определенных ситуациях на стеснительность и замкнутость, они упускают возможность вовремя принять меры, чтобы помочь своему ребенку нормально общаться.

Клинический психолог и ABA-терапист Екатерина Олеговна Мацапура рассказывает, как проходит лечение селективного мутизма у детей.

«Если не корректировать расстройство, то селективный мутизм продолжит развиваться и во взрослом возрасте. Очень важно понимать: мутизм — это не временное явление, его нельзя «перерасти»!

Что же делать родителям в случае, если их ребенок вдруг перестал говорить в саду, школе или с некоторыми родственниками? В первую очередь нужно провести мини-диагностику для того, чтобы убедиться, что мы имеем дело именно с мутизмом, а не другим расстройством, схожим с ним. Понаблюдайте за поведением ребенка.

  1. Оцените, какая ситуация вызывает молчание, и является ли такое поведение постоянным для нее. Например, вы точно знаете, что дома ребенок учил этот стих и прекрасно рассказывал его вам, но в школе или саду он просто не может и слова проронить.
  2. Посмотрите, как ведет себя ребенок в комфортной ситуации, когда он один или с близкими людьми. Включается ли в игры, может ли поддержать и инициировать диалог?
  3. Неспособность говорить мешает нормальной адаптации ребенка в обществе?
  4. Неспособность говорить длится как минимум месяц и является постоянной для конкретной ситуации.
  5. Неспособность говорить не является следствием других нарушений психики и поведения — например расстройства аутистического спектра.

Если данные диагностические критерии являются отражением вашей ситуации, пора вмешиваться.

Помочь своему ребенку сможете только вы сами, ваш упорный труд, включение в терапию всецело и полностью. Ни в коем случае нельзя ждать волшебной пилюли. Даже самый квалифицированный специалист не «починит» ребенка без должной поддержки родителей.

В силу невыясненной природы возникновения расстройства к лечению селективного мутизма лучше всего подходить в рамках психотерапевтической модификации поведения. Например, ABA- терапия, когнитивно-поведенческая терапия и непосредственно поведенческая.

Упор в коррекции расстройства ставится именно на изменение поведения родителей и поддерживающей группы людей — педагогов, логопедов, воспитателей, нянь. Ребенок с селективным мутизмом чаще всего боится любого внимания к себе, поскольку это вызывает у него чувство сильной тревоги. Поэтому безболезненнее и эффективнее всего научить родителей новым стратегиям поведения.

Важно, чтобы близкие люди смогли вовремя и деликатно поощрять поведение ребенка и отступать тогда, когда это нужно. Основа поведенческой помощи — постепенное устранение нежелательного поведения с помощью подкрепления и обучения замещающим формам поведения.

При затяжном воздействии селективного мутизма могут возникать другие психические расстройства — тревога, депрессия, фобии. И поэтому следует обратится за медикаментозной помощью к психиатру. Это особенно важно для детей с запущенным видом мутизма, а также для взрослых с данным нарушением. Фармакотерапия помогает облегчить состояние, увеличивая шансы на успешную психотерапию.

Эффективность и результат помощи также будут зависеть от слаженности команды. В адаптации ребенка и научении его «говорить» должны участвовать все окружающие его взрослые.

Как ребенку могут помочь родители

Не давите на ребенка, не заставляйте его говорить через силу!

Лучше поддерживать ребенка и говорить с ним о волнующих его темах, всячески показывая, что вы на его стороне.

Стимулируйте ребенка к общению посредством изменения среды. Чаще бывайте в тех местах, которые вызывают впечатления у ребенка. Сконцентрируйтесь на удовольствии. Пусть рассказывает взахлеб о просмотренном фильме или поездке в аквапарк.

Играйте с ребенком, научитесь получать положительные эмоции и давать их. Хвалите за общение и игру с другими детьми.

Хвалите деликатно! Селективный мутизм не терпит агрессивного поощрения. Лучше изменить привычную словесную похвалу на жетоны или наклейки. Создайте дома такую систему поощрения, которая будет наглядна для ребенка. Ответил сегодня в школе — держи фишку. Собрал 7 фишек за неделю? Держи мороженое! Обязательно спрашивайте у маленького человека, что бы ему хотелось в награду за собственный труд.

Создайте визуальное расписание, чтобы ребенку было понятно, что ждет его в течение дня. Распишите его максимально подробно, особенно уделяя внимание тем ситуациям, в которых ребенку сложно. Старайтесь в описании быть нейтральными, показывая только факты и давая ребенку способы совладания с ситуацией. Например: «если ты захотел выйти из класса, подними руку, дождись вопроса учителя и спроси, можно ли выйти». Эти меры позволят снизить тревогу.

Не удивляйтесь сильно эмоционально, когда ребенок все же заговорит. Пусть это будет нормой. Не делайте акцент на том, что с ним было что-то «не так».

Детям старшего возраста рекомендована индивидуальная поддержка и подход, поскольку мутизм в таком возрасте сильно опосредуется окружающим миром. В данном случаем необходимо обязательно обратиться к психологу».

— поделитесь с друзьями!

Эксперты: Екатерина Олеговна Мацапура

Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Профилактика

Для того чтобы предотвратить развитие такого заболевания как детский селективный мутизм, необходимо соблюдать несколько простых правил. Родители должны знать основные методы профилактики:

  • внимательно следить за тем, чтобы в жизни ребенка как можно реже присутствовали стрессы и нервные потрясения;
  • при общении с детьми обязательно регулярно играть на свежем воздухе, предлагая различные жизненные ситуации;
  • сохранять здоровый психологический микроклимат в семье;
  • обязательны правила режима дня, регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • рациональное питание.

При появлении первых симптомов речевых расстройств у ребенка обязательно нужно обратиться к врачу. Ни в коем случае не следует пытаться избавиться от проблемы самостоятельно. Своевременное лечение – это залог полноценного развития, здоровья и активности малыша.

Классификации, причины и лечение элективного (избирательного) мутизма у детей

Элективный мутизм как у детей, так и у взрослых – это отдельная разновидность такого заболевания как избирательный мутизм. Патология сопровождается отсутствием речи при нормальном, полноценном функционировании речевого аппарата.

Рассмотрим, что представляет собой это заболевание у детей. Основное проявление избирательного мутизма заключается в том, что ребенок может разговаривать только с некоторыми людьми и в определенных ситуациях.

Читать еще:  Искривление носовой перегородки

Данное заболевание встречается как среди пациентов взрослого возраста, так и среди детей. Но если у взрослого есть возможность создать для себя оптимальные условия для общения с окружающими людьми, то малыш просто полностью отказывается от разговоров со сверстниками. В таких случаях невозможно обойтись без помощи специалиста.

Элективный мутизм у детей


Отвечая на вопрос, что представляет собой такое заболевание как элективный мутизм, врачи подчеркивают, что это такое заболевание, при котором основным симптомом патологического состояния является немота психологического характера.

В основе патогенеза избирательного мутизма – пассивная агрессия, связанная с тем, что ребенок стремится своим молчанием выразить протест против таких факторов как повышенная опека или родительский контроль, социальные условия.

Во многих ситуациях причины заболевания связаны с психологическими травмами. Ребенок не имеет возможности выразить свое недовольство иным способом, он замыкается в себе и не желает разговаривать с окружающими. Малыш чувствует себя непонятым и никому не нужным, полностью отказывается от того, чтобы установить речевой контакт.

Истерический мутизм считается обратимым состоянием, то есть немота является временной. Чаще всего патология развивается в раннем детском возрасте – от 3 до 8 лет.

При данном расстройстве малыш полноценно, активно разговаривает в домашней обстановке, с близкими и хорошо знакомыми людьми, но полностью отказывается от общения при других обстоятельствах. Значительно реже встречаются формы заболевания, когда дети предпочитают молчать и дома.

Помощь квалифицированного специалиста поможет нормализовать психологическое состояние ребенка и устранить речевые расстройства.

Классификация

Среди основных речевых расстройств у детей мутизм является достаточно распространенным. Формы этого заболевания:

  1. Мутизм элективный – ребенок полноценно, активно общается с родными и близкими, но попав в незнакомую обстановку, полностью отказывается говорить и замыкается в себе.
  2. Акинетический тип – связан с патологическими изменениями в работе нервной системы и головного мозга.
  3. Избирательный тип – малыш может хорошо общаться только с определенными людьми и при определенных обстоятельствах; в других случаях его модель поведения полностью меняется, и он замолкает.
  4. Фобический тип – развивается на фоне психологических травм, сильных стрессов и потрясений.
  5. Апаллический мутизм – одна из наиболее сложных, тяжело протекающих форм заболевания, связанная с патологическими процессами в головном мозге.

Даже при условии правильно подобранного и своевременно начатого лечения ребенок, страдающий апаллическим мутизмом, крайне редко полностью выздоравливает.

Самыми распространенными считаются избирательный и элективный типы патологии. Элективная форма заболевания носит психогенный характер и чаще всего связана со сменой привычной для детей окружающей среды.

Причины элективного мутизма у детей

Селективный мутизм может иметь различные причины развития, связанные с психологическими потрясениями или другими нарушениями в работе организма.

Психологические причины, провоцирующие мутизм у детей:

  • отрицательное отношение к окружающим или конкретному месту;
  • различные депрессивные состояния, сильные эмоциональные переживания;
  • страх продемонстрировать низкий уровень умственного развития или отсутствие каких-либо навыков;
  • малыш стремится показать слабый характер для того, чтобы завоевать лояльное отношение других людей;
  • неблагоприятная социальная обстановка внутри семьи.

Психологическую травму крохе могут нанести различные стрессовые ситуации: расставание родителей, смерть близкого человека или домашнего питомца, переезд в другую страну или переход в другую школу.

Для детей, которые воспитывались в домашней обстановке, стресс может быть связан с привыканием к детскому саду или другому учебному заведению. Знакомство с новым коллективом может вызвать сильный нервный срыв и спровоцировать развитие речевых расстройств.

Основные физиологические причины избирательного мутизма в детском возрасте:

  • ушибы и травмы головного мозга;
  • воспалительные процессы в головном мозге;
  • опухоли;
  • патологии кровообращения в головном мозге;
  • разнообразные психические болезни (шизофрения, истерия).

Физиологические факторы, провоцирующие развитие детского мутизма, чаще всего связаны с неврологическими нарушениями – появлением доброкачественных или злокачественных новообразований, нейроинфекциями, травмами и гематомами.

Симптомы элективного мутизма


Симптомы избирательного мутизма, развивающегося у детей, связаны с отсутствием речи и нежеланием вступать в речевой контакт. Клиническая картина заболевания напрямую зависит от его формы и степени тяжести. Основным признаком патологического процесса является отказ говорить при определенных обстоятельствах.

Но определенные моменты сопровождают любую форму мутизма. К ним относятся:

  • Сохранение адекватного восприятия окружающего мира, четкое сознание.
  • Отсутствие спонтанной речи, а также стремления к диалогу.
  • Реакция на болевые раздражители.
  • Полноценная двигательная активность.
  • Тревога, возникающая у ребенка при личном обращении.

Селективный мутизм сопровождается агрессивной реакцией на смену привычной обстановки, знакомство с новыми людьми. Ребенок молчалив и замкнут, он стремится избегать окружающих людей, любит находиться в одиночестве. При этом любые речевые нарушения в привычной, домашней обстановке полностью отсутствуют.

Данное заболевание является распространенным не только среди детей, но и людей взрослого возраста. Из-за психологического барьера у пациентов с речевыми расстройствами развиваются социофобия и другие болезни психического характера.

Диагностика


Для того чтобы своевременно диагностировать селективный мутизм, необходима медицинская помощь. Дифференциальная диагностика проводится несколькими специалистами – логопедом, психотерапевтом и неврологом.

Наиболее эффективные и информативные диагностические мероприятия:

  • неврологический осмотр больного;
  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • изучение общей клинической картины.

Часто истерический мутизм имеет большую схожесть с другими психологическими расстройствами – шизофренией, аутизмом, различными шоковыми состояниями, неврологическими патологиями.

Истерический мутизм характеризуется наличием у ребенка завышенной самооценки, желания постоянно находиться в центре внимания и манипулировать людьми. При этом малыш остается нерешительным, он стремится к одиночеству и фантазированию.

Лечение


Элективный мутизм( и другие разновидности заболевания) у детей в крайне редких случаях лечится при помощи лекарственных препаратов. В большинстве случаев врачи прибегают к психокоррекции. Врач-психотерапевт может назначить фармакологические средства:

  1. Антидепрессанты.
  2. Ноотропы.
  3. Нейролептики с противотревожным эффектом.
  4. Тимоаналептики.
  5. Седативные препараты.

Лечение избирательного мутизма у маленьких пациентов практически никогда не проводится при помощи транквилизаторов, так как на сегодняшний день их воздействие на детский организм окончательно не изучено.

Необходимо помнить, что медикаментозная терапия не является основной. Селективный мутизм эффективно лечится методом психологического воздействия. Психокоррекция включает в себя множество элементов – игротерапию, контакт с другими детьми, индивидуальную, семейную и арт-терапию.

В процессе лечения врач учит ребенка активно и спокойно говорить с окружающими, используя разнообразные методы поведенческой терапии. Чрезвычайно важная роль в процессе лечения отводится родителям. Они должны максимальное внимание уделять общению с ребенком, регулярно посещать специальные детские учреждения, предназначенные для адаптации малышей в обществе.

Прогноз и возможные осложнения
Мутизм у детей и эффективность его лечения полностью зависят от формы и степени тяжести заболевания. При своевременно начатой терапии удается достичь полного излечения и восстановления речевой активности.

Во взрослом возрасте болезнь может привести к таким осложнениям как социофобия, невозможность адаптации в трудовой и социальной жизни, формирование психологических расстройств и комплекса неполноценности.

Профилактика

Для того чтобы предотвратить развитие такого заболевания как детский селективный мутизм, необходимо соблюдать несколько простых правил. Родители должны знать основные методы профилактики:

  • внимательно следить за тем, чтобы в жизни ребенка как можно реже присутствовали стрессы и нервные потрясения;
  • при общении с детьми обязательно регулярно играть на свежем воздухе, предлагая различные жизненные ситуации;
  • сохранять здоровый психологический микроклимат в семье;
  • обязательны правила режима дня, регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • рациональное питание.

При появлении первых симптомов речевых расстройств у ребенка обязательно нужно обратиться к врачу. Ни в коем случае не следует пытаться избавиться от проблемы самостоятельно. Своевременное лечение – это залог полноценного развития, здоровья и активности малыша.

Особенности избирательного (элективного) мутизма у детей

Избирательный мутизм – патология, при которой у детей развивается немота в определенные моменты и в случаях присутствия каких-то конкретных лиц при полной сохранности речевого аппарата. Эти дети сохраняют способность понимать речь и способны говорить в иных условиях. Самым частым проявлением избирательного мутизма является отказ детей говорить в моменты адаптации к школе и детскому саду. Большая часть случаев связана с расстройствами эмоциональной сферы.

Заболевание обычно развивается у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В редких случаях избирательный мутизм поражает взрослых людей. Развиваясь у детей, мутизм не делает полового предпочтения, тогда как во взрослом возрасте он отдает предпочтение женщинам.

В случаях нормального развития школьника избирательный мутизм, связанный с адаптацией к школе, проходит самостоятельно годам к 10. Объясняется это тем, что больной осознает необходимость в речевом общении в обществе. Школьник понимает, что сверстники и учителя не станут потакать ему, как это делают родители, и если он не переборет себя, то получит клеймо «неполноценного». Однако существуют случаи, когда для коррекции патологии необходима помощь специалиста. Поэтому при подозрении на наличие избирательного мутизма у ребенка, не стоит ждать, что расстройство пройдет само собой.

Причины развития избирательного мутизма у детей

В основе развития мутизма лежат органические и психические нарушения. Самыми распространенными причинами мутизма являются:

  • ушиб головного мозга;
  • родовые травмы;
  • шизофрения;
  • депрессия;
  • эпилепсия;
  • отставание в психическом развитии.

Причиной избирательно мутизма могут послужить мозговые нарушения. Так вследствие афазии у больного а происходят нарушения речевых навыков, понимания и формирования слов. Такие дети практически безмолвны. В течение первых трех лет больной малыш способен использовать только два-три слова, пополнение словарного запаса либо отсутствует полностью, либо происходит.

Спровоцировать мутизм могут сильные эмоциональные потрясения: испуг, серьезный конфликт, сильная обида. Дети, пережившие психологическую травму, страдают от избирательного мутизма. В этом случае немота не связана с органическими нарушениями. Такой мутизм достаточно редок, и когда больной начинает говорить, то речь совершенно нормальна.

Часто данный вид патологии диагностируется у детей с выраженной обидчивостью, высоким уровнем чувствительности, физической слабостью. В некоторых случаях немота – определенная форма протеста, которая является выражением молчаливой агрессии.

Симптомы избирательного мутизма

Основным признаком данной патологии является отказ от речевого общения в определенных, волнительных для больного ситуациях, или в обществе отдельных людей, в то время как при обычных обстоятельствах речевые навыки полностью сохраняются. О наличии расстройства свидетельствует сохранение состояния более одного месяца.

Особенности личностного развития

Дети с избирательным мутизмом – это дети обычно с высоким уровнем интеллекта, которые, по мнению психологов, не созрели до общения с людьми. Вместе с тем, пока они осознают необходимость поддерживать речевой контакт со всеми окружающими людьми, их характер способен претерпеть некоторые существенные искажения.

Внутри маленького мутиста копятся претензии к окружающим и недовольство собой, которые могут выражаться в виде демонстративных выходок. Такие дети обычно стараются примкнуть к компаниям хулиганов и двоечников. Они испытывают удовлетворение от вызывающего поведения, иногда складывается впечатление, что их, буквально, завораживают пороки. Если же поведение таких детей вовремя скорректировать, то таких неприятных моментов можно будет избежать.

В случае отсутствия специализированной помощи у выросшего мутиста могут возникнуть серьезные сложности в личной жизни. Данная патология, буквально, приковывает больного к матери.

Мать постоянно старается помочь, опекая ребенка во всех ситуациях, что накладывает отпечаток на взаимоотношения с противоположным полом в будущем.

Дети манипулируют своей особенностью, используя родителей как единственное связующее их с обществом звено. Родители так же подвергаются влиянию этой патологии своих детей: они оберегают этот эмоциональный контакт, каждое слово для них имеет особый смысл. Возникает некий симбиоз, который искажает личностное развитие детей.

Мальчики вырастают несамостоятельными, незрелыми и в то же время чрезмерно властными. В детстве такие дети превращаются в семейных «тиранчиков». Девочки видят в матери потенциальную соперницу, что может стать причиной раннего замужества или беспорядочных половых связей. Такое поведение – своеобразная месть за ощущение несвободы, хотя ребенок сам не отпускал от себя мать. В связи с этим, не стоит ожидать, пока разовьются эти отклонения, а начать своевременное лечение, которое позволит восстановить нормальную речь и не даст развиться проблемам личностного характера.

Лечение избирательного мутизма

Лечение избирательного мутизма зависит от вида патологии и может проводиться психиатрами, психологами, логопедами, психотерапевтами. У каждого из этих специалистов имеются свои методы терапии патологии. Лечение в любом случае предполагает учет причины развития недуга.

При медикаментозной терапии, применяемой психотерапевтами и психиатрами, в особых случаях назначаются транквилизаторы, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или седативные нейролептики. Медикаментозная терапия не является основной.

Обычно лечение избирательного мутизма начинают с «мультимодального подхода», подразумевающего применение широкого репертуара методик и техник. Наиболее эффективным в этом случае считается сочетание семейной, индивидуальной и поведенческой терапии.

Лечение психологом основано на поведенческой методике. На занятиях у детей отрабатываются речевые навыки, при этом успешные попытки подкрепляются вознаграждением. Лечение подразумевает участие в коррекции патологии учителей, родителей, одноклассников. Начинают занятия с привыкания ребенка к собственному голосу.

С этой целью записывают его речь и дают прослушивать, обращая внимание на то, как красиво звучит голос ребенка. Постепенно, у него формируется потребность в произношении и общении. Затем в «компанию» вводятся новые собеседники. На первых порах это могут быть люди, которым больной доверяет, а затем группа расширяется за счет незнакомых. Обычно ими являются сверстники ребенка. Лечение предусматривает работу с собственным волнением, которое свойственно всем людям.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector