Detilubvi.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе

Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи

Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи

Один из важных показателей готовности ребёнка к школе является речевое развитие. Однако оно не всегда соответствует возрастным нормам школьника. Поэтому в начальной школе возникает необходимость логопедических занятий. Общее недоразвитие речи, то есть несформированность всех компонентов устной речи (звукопроизношение, фонематический слух, словарь, грамматический строй, связная речь), является серьёзным препятствием для усвоения обучающимися программного материала. Если не устранять нарушение устной речи, то оно найдёт свое продолжение на чтении и письме. Кроме этого, у многих обучающихся с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная сформированность психических процессов (как вторичное проявление речевого дефекта): внимание, память, мышление. Их корреляция возможна в процессе устранения общего недоразвития речи (как первичного дефекта).

Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности:

— позволяют привнести эффект наглядности в уроки и помогают детям, нуждающимся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме;

— позволяют сделать занятие привлекательным, современным, повысить мотивацию обучающихся и их активность на уроке;

— позволяют осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения;

— позволяют активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии.

Поэтому, в своей профессиональной педагогической деятельности, наряду с традиционными методами и приёмами логопедического воздействия, я применяю информационно-коммуникационные технологии.

Информационные технологии помогают совершенствовать процесс обучения детей, сделать его мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны: это работа с группой обучающихся и индивидуально.

Наиболее часто используемые мною Интернет-ресурсы:

— «Мерсибо» ( https://mersibo.ru/ ), где представлена широкая б аза интерактивных игр, которые позволяют решать задачи как по познавательному развитию, так и по речевому;

— «Логозавр» ( http://www.logozavr.ru ) , на котором использую игры по формированию навыков фонематического анализа и развитию психических процессов;

— «Логопедические программы» ( https://logoprog.ru ) с онлайн играми для развития речи, тематическими подборками картинок и логопедическими играми-раскрасками.

Для преодоления общего недоразвития речи у обучающихся начальных классов мною были разработаны дидактические комплексы, которые состоят из мультимедийных презентаций, сгруппированных по темам и временам года: «Зимушка-зима», «Весна-красна», «Задорное лето».

Рисунок 1. Дидактические комплексы

Содержание каждого комплекса направлено на развитие и коррекцию устной речи:

— уточнение и обогащение словарного запаса;

— упражнение в использовании грамматических категорий;

— развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

— автоматизацию и дифференциацию звуков;

— развитие связной речи.

В презентациях используется лингвистический материал, предусмотренный лексическими темами дидактического комплекса.

Рисунок 2. Лексические темы дидактических комплексов

В презентациях использованы:

— изображения (предметные, сюжетные, силуэтные и контурные), соответствующие младшему школьному возрасту и особенностям восприятия обучающихся;

— идентичные настройки оформления и анимации, что позволяет лучше воспринимать материал;

— аудиозаписи и звуковые эффекты, для воздействия не только на зрительный анализатор, но и на слуховой;

— гиперссылки и триггеры, которые делают игры интерактивными (дети могут сами выбрать на какую картинку им нажать, они становятся активными участниками игры), а также экономят время (выбор игры через содержание, переход из игры в перечень игр и на следующую игру, всплывающие лингвистический материал и инструкция).

Хочу отметить, что разработанные комплексы использую как на индивидуальных, так и на групповых логопедических занятиях. Их применение позволяет поддерживать интерес к уже знакомым играм, а также эффективно воздействовать на разные стороны устной речи обучающихся.

Использование мультимедийных средств на логопедических занятиях не меняет методов работы (использование наглядного и пояснительного материалов), но значительно углубляет и расширяет качество и объем информации, преподносимой детям.

Из опыта работы можно утверждать, что проведение занятий, включающих компьютерные интерактивные игры, повышает осознанность усвоения знаний детьми, мотивацию, улучшает самооценку каждого ребенка через систему объективной оценки (например, сказочным героем) , помогает заметить ошибки и исправить их в занимательной форме. После проведения занятий обучающиеся обсуждают игру, героев, что увеличивает речевую активность, повышают мотивацию к межличностному общению.

Волкова Л. С. Логопедия. М., 1995.

Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47-55.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Севастьянов В.В., Морозов М.Н., Шуварова С.В., Кудашева К.Н.. Применение мультимедиа технологий в реабилитации детей с нарушениями высших психических функций // Материалы первого всероссийского научного форума «Инновационные технологии медицины XXI века» «Медицинские компьютерные технологии». — Москва, 2005, с. 237-239.

Севастьянов В.В., Морозов М.Н.. Мультимедиа технологии в обучении детей с речевыми и нейросенсорные нарушениями // Труды юбилейной научно-технической конференции. — Рязань, 2003 г., с. 59-60.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Содержание дидактического комплекса «Зимушка – зима»

Содержание дидактического комплекса «Весна-красна»

Содержание дидактического комплекса «Задорное лето»

Компьютерный практикум для логопедических занятий в начальной школе

«Компьютерный практикум для логопедических занятий в начальной школе». Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Практикум включает пять разделов: Подготовительный. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Восполнение пробелов лексико – грамматического развития. Развитие пробелов в формировании связной речи. Развитие индивидуальных качеств учеников. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. При правильном действии они более мелодичные, при неправильном – более тревожные. Но самое главное – это наличие Конструктора урока, благодаря которому самостоятельно строить занятие, выбирая только нужные упражнения, задавая длительность каждого из них.

Картинка 21 из презентации «Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда»

Размеры: 202 х 196 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока педагогики щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 2270 КБ.

Похожие презентации

«Коррекционные занятия» — Индивидуальный подход. Условия создания положительного эмоционального заряда в учебной деятельности школьников: Педагогические условия организации коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения. Формулировка отражает содержание занятия. Групповые и индивидуальные коррекционные занятия:

«Логопедическая работа» — Паспорт логопедического кабинета или картотека находятся на логопедическом пункте постоянно. Слова «Классная работа» после числа не пишутся. Набор пластинок 20. Перед каждым планом указываются номер группы, класс и логопедическое заключение. На протяжении учебного года на логопедическом пункте занимаются 5-6 групп.

«Логопедический кабинет» — Паспортизация кабинета. Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Время Группа (класс). Работа по совершенствованию учебно-методического обеспечения кабинета за прошедший учебный год. Задачи на новый год. Оформление кабинета. Осмотр осуществляется согласно следующим критериям: План составляется учителем- логопедом, отвечающим за кабинет в соответствии с профилем кабинета.

«Занятия для детей» — Правильность планирования воспитательно-образовательной работы. Технология анализа качества образовательного процесса в ДОУ. Рациональность проведения данного вида деятельности в течение дня. Уровень практических навыков у детей. Выполнение программы в течение определенного периода времени. Примерная схема анализа занятия.

«Занятия в детском саду» — Как легко и просто ребёнок узнаёт знакомую музыку. Потягушки, потянулись 3 часа, скорей проснись! Родители, собирая материал по крупицам. Спешу на прогулку жару и в метель, В любую погоду гулять мне не лень. Психологическая помощь. Как говорят дети… Основная программа развития: Руководитель кружка – Шлыкова Наталья Валерьевна.

«Занятия физикой» — При подготовке выпускников к итоговой аттестации. « ЕГЭ по физике». Субъективные. Сокращение количества часов на изучение физики на базовом уровне с 4-х до 2-х. Многие процессы микромира и быстродействующие процессы невидимы для нас; Использование анимации способствует лучшему овладению методикой решения графических задач;

Использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях в условиях логопункта

Алла Васина
Использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях в условиях логопункта

Логопедический пункт является структурным подразделением государственного, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения. Создан он, в целях оказания помощи детям, посещающим МБДОУ, которые имеют нарушения в развитии устной речи (первичного характера). Таким образом, логопедический пункт, согласно «Положению о логопункте» комплектуется детьми имеющими фонетическое и

фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Данные ежегодно проводимого мониторинга речевого развития воспитанников МБДОУ показывают неуклонное увеличение числа детей, нуждающихся в коррекции речи. Дети с речевыми нарушениями в общеобразовательном дошкольном учреждении нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Когда в минимальные сроки приходится решать максимальное количество задач, то применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяют мне оптимизировать коррекционно-развивающий процесс и сделать его более результативным.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Приоритетной задачей применения компьютерных программ на индивидуальном занятии состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. Компьютерные технологии выступают здесь как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.

Как отмечают многие авторы (Р. Ф. Абдеев, 1994; В. П. Беспалько, 0022; О. И. Кукушина, 1994; И. А. Филатова, 1993 и др., применение ИКТ позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение воспитанников и значительно повысить эффективность любой деятельности. Это предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Преимущества использования компьютерных развивающих программ.

• Повышают мотивацию к логопедическим занятиям.

• Формирует активную позицию субъекта обучения и привычку к учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

• Предполагают индивидуальный подход к каждому ребёнку

(разноуровневые задания).

• Эффективно развивают творческие способности.

• Открывают новые возможности использование

педагогических приёмов в традиционной коррекционной

Поэтому я рассматриваю использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях не целью, а средством, активизирующим коррекционную работу исходя из психолого-педагогической характеристики воспитанников ФФНР, ФНР.

Использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях происходит фрагментарно, с соблюдением гигиенических норм и рекомендаций по нормам СанПин 2.2.22.4.1340-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 (в ред. От 25.04.2007 №22) приложение 7 и СанПин 2.4.1.1249-03, (утв. 25.03.2003.) подп. 2.12.10.

1. Максимальная одноразовая деятельность работы ребёнка за

компьютеромне должна быть ниже указанной:

• Для детей 6 лет с 1-2 группой здоровья – 15 минут в день.

• Для детей 6 лет с 3 группой здоровья – 10 минут в день.

• Для детей 5 лет с 1-2 группой здоровья – 10 минут в день.

• Для детей 5 лет с 3 группой здоровья – 7 минут в день.

• Для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию

зрения – 10 минут в день.

• Для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию

зрения – 7 минут в день.

2. В течение дня допускается проведение только одного занятия с

использованием компьютера.

3. Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

• Первая половина дня – оптимальное время

• Вторая половина дня – допустимое время, но занятие проводится в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 часов 30 минут до 16 часов 30 минут, после дневного сна и полдника.

Читать еще:  Эффективна ли красная щетка в лечении эндометриоза матки

4. Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей

6 лет – 2 раза в неделю.

5. Рекомендуемые дни для занятий с компьютером:

• вторник, среда, четверг – оптимальные дни

• понедельник – допустимый день.

6. Не допускается проведение занятий с компьютером во время,

отведённое для прогулок и дневного отдыха.

В своей работе я использую следующие компьютерные программы:

«Игры для Тигры»

«Уроки Мудрой Совы или приключения Логоши»

«Играем и учимся» (для детей 3 -7 лет)

— «Компьютерный практикум для проведения логопедической работы в начальной школе» (Для детей 7 – 10 лет)

«Учимся и оздоравливаемся»

Направления коррекционной работы с детьми ФНР и ФФНР с использованием компьютерных программ.

I. Коррекция и формирование фонетической стороны речи

Дыхание и просодические компоненты устной речи

Звукопроизношение (формирование правильных артикуляционных укладов, закрепление изолированных звуков, автоматизация слогов и т. д.)

II. Коррекция и формирование фонематической стороны речи.

(развитие слухового восприятия и навыков звукового

анализа и синтеза)

III. Коррекция и формирование лексико – грамматических средств языка

Грамматические средства языка.

IV. Коррекция и формирование психических процессов

(слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, эмоционально – волевая и мотивационная сфера, словестно – логическое мышление).

V. Мелкая моторика пальцев рук

Введение компьютерных программ в индивидуальные занятия проходит три этапа независимо от выбранного мною направления коррекционной работы.

Реализация цели второго этапа предполагает постановку задач в соответствии с логопедическим диагнозом (ФНР, ФФНР) и индивидуальными особенностями воспитанников.

1 этап: Ознакомительный.

Цель: Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.

1. Преодоление психологического барьера между компьютером и ребёнком с помощью создания ситуации успеха.

2. Формировать правильное отношение к компьютеру: компьютер – сложное техническое устройство, созданное человеком и помогающее в труде и отдыхе.

3. Показать ребёнку его собственные возможности в управлении компьютером. Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

4. Дать необходимые знания и сформировать основные умения, позволяющие взаимодействовать с компьютером.

5. Познакомить ребёнка с компьютерными программами.

2 Этап: Коррекционно – образовательный

Цель: Коррекция фонетических и фонетико – фонематических нарушений речи.

1.Формировать и развить у детей речевые и языковые средства: звукопроизношение, дыхание и просодические компоненты речи, фонематические процессы, лексико–грамматический строй речи.

2.Формировать и развить навыки учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.

3. Развить психические процессы (слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, эмоционально – волевая и мотивационная сфера, словестно – логическое мышление).

3 Этап: Творческий.

Цель: Развитие самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи

1. Развить воображение.

2. Развивать самоконтроль

3. Развивать познавательную активность.

4. Формирование диафрагмено – релаксационного дыхания.

Каждое индивидуальное занятие с использованием компьютерных программ является комплексным, т. е. представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. Занятиевключает в себя три основных этапа:

Блоки (модули) компьютерных программ на занятии я использую фрагментарно т. е. только в одной из трёх частей занятия в соответствии с задачами выбранного направления работы.

Использование блоков компьютерных программ на индивидуальных занятиях.

I Подготовительный этап индивидуального занятия:

«Игры для Тигры» –блоки:

«Звукопроизношение», «Просодика»

II Основной этап индивидуального занятия:

«Игры для Тигры»–блоки:

«Просодика», «Фонематика», «Лексика»

«Уроки Мудрой Совы или приключения Логоши»блоки:

«Соедини», «Укажи», «Прочитай», «Разбей на группы», «Составь слово»

«Играем и учимся» (Для детей 3 -7 лет)блоки:

«Звуки и буквы для дошкольников», «Мир вокруг нас»

«Компьютерный практикум для проведения логопедической работы

в начальной школе» (Для детей 7 – 10 лет)блоки:

«Выбери», «Стыковка», «Соедини», «Мостик», «Обучение грамоте»,

«Укажи рисунок», «Раздели рисунки»

III Заключительный этап индивидуального занятия:

«Игры для Тигры» –блоки:

«Просодика», «Фонематика», «Лексика

«Уроки Мудрой Совы или приключения Логоши»блоки:

«Анаграммы», «Кубики», «Продолжи узор», «Раскраска», «Запомни»

«Компьютерный практикум для проведения логопедической работы

в начальной школе» (Для детей 7 – 10 лет)блоки:

«Запомни», «Раскраска», «Анаграммы», «Составь картинку»

«Учимся и оздоравливаемся (Для детей 4 — 7 лет)» –блоки:

«Азбука», «Один – ни одного. Мало – много», «Цифры»

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.

Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха.

Блоки (модули) компьютерных программ на занятии я использую фрагментарно т. е. только в одной из трёх частей занятия в соответствии с задачами выбранного направления работы.

Логопедическая служба детсада Организация логопедического пункта как структурного подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский.

Презентация «Домашние животные и их детеныши» Сегодня использование компьютерных технологий (ИКТ) вошло в систему дошкольного образования. Началось использование компьютеров на занятиях.

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников учителя-логопеды и дефектологи стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, что позитивно складывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.

Информационно-коммуникационные технологии — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

80% информации человек получает через органы зрения, 15% информации с помощью слуха, оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус.

Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является в свою очередь огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Теперь в образовательном процессе ребёнок – это активный субъект.

Следует отметить, что компьютер – не самоценен! Компьютер не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий

  • Предлагаемая нформация в наглядной и привлекательной форме
  • Повышается мотивация и интерес детей к занятиям
  • Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным
  • Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.

Психологические возможности информационно-коммуникационных технологий

  • Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью
  • Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия
  • Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов
  • Обучение детей навыкам самоконтроля
  • Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи

Образовательные возможности ИКТ для ребенка

  • Ребёнок сам видит результат своей работы
  • Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков
  • Возникает стремление исправить увиденную ошибку
  • Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала
  • Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы
  • Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером
  • Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать
  • Ребёнок сам видит результат своей работы
  • Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной
  • У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

Образовательные возможности ИКТ для педагога

  • Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы
  • Системный и деятельностный подход к коррекции
  • Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания)
  • Объективность – проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных
  • Индивидуальный и образовательный маршрут – видно как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы
  • Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты)
  • Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.

Образовательные плюсы в использовании ИКТ

  • Сокращается время работы с бумажными носителями.
  • Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям.
  • Возможность создания базы данных и медиатеки.
  • Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации.
  • Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности.
  • Визуализация акустических характеристик звуков.
  • Расширение спектра невербальных заданий.

Медиатека логопеда.

I. Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном варианте. Компьютерные программы для коррекции речи. Мультимедийные презентации.

II. Логопедические распевки и чистоговорки на аудиодисках. Файлы с записью речи детей в начале и в конце занятий. Аудио – азбука. Фото – и видеоматериалы.

ИКТ используется на разных этапах логопедической работы.

Подготовительный этап:

  • При проведении артикуляционной гимнастики.
  • Для развития речевого дыхания.
  • Как зрительный тренажёр.
  • При подготовке руки к письму.
  • Для включения в занятие.

Этап автоматизации:

  • Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

Этап дифференциации:

  • Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.
  • Рекомендации для родителей.
  • Презентация с речевыми заданиями.

Компьютерная дидактическая игра — КДИ.

КДИ – это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели.

Требования к компьютерной дидактической игре

  • Целесообразность КДИ
  • Оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения
  • Чёткие правила
  • Динамичность КДИ
  • Решение дидактических целей
  • Чёткая система оценивания
  • Возможность рефлексии после игры

Программно-аппаратный комплекс «Дельфа» – 142

Создан в 1994 г. Это тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей и взрослых.

Логопедический тренажер «Дельфа» – 142

Использует нестандартное устройство обработки звуков в виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты и работает в операционной системе DOS.

Звучащая речь улавливается микрофоном и преобразуется и передаётся сигналом на процессор – отображается на экране компьютера в виде информативных образов с элементами анимации – сохраняется на экране в течение любого времени.

В комплекте – 63 базовых словаря с общим количеством слов около 4,5 тысяч. Это тематические словари («Одежда», «Пища», «Школа»…) и словари, построенные по фонематическому принципу («гласные второго ряда», «Мягкий знак»).

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь – III»

Разработана компании IBM. Предназначена для работы с детьми и взрослыми, имеющие нарушения звукопроизношения, голосообразования, нарушения сенсомоторных функций речи. В комплекте – 13 модулей.

Главные идеи: визуальный контроль речи и игровой принцип работы.

  1. Модуль «Наличие звука».
  2. Модуль «Громкость».
  3. Модуль «Громкость голоса».
  4. Модуль «Включение голоса».
  5. Модуль «Высота».
  6. Модуль «Высотные упражнения».
  7. Модуль «Автоматизация фонемы».
  8. Модуль «Цепочки».
  9. Модуль «Дифференциация двух фонем».
  10. Модуль «Дифференциация четырёх фонем».
  11. Модуль «Спектр высоты и громкости во фразе».
  12. Модуль «Спектр звука».

«Игры для Тигры»

Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа состоит из блоков:

  1. Фонематика
  2. Просодика
  3. Лексика
  4. Звукопроизношение

Игры для Тигры содержат:

  • Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)
  • Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
  • Задания на модуляции голоса (управление громкость и высотой)
  • Упражнение на звуковой анализ и синтез
  • Лексические упражнения
Читать еще:  Расслоение стенок аорты: симптомы, причины, лечение, операция, прогноз

Всего более 50 упражнений. Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Состоит из следующих блоков:

  1. Неречевые звуки.
  2. Звукопроизношение.
  3. Речевые звуки.
  4. Развитие связной речи.

Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

«Логозаврия» или «Уроки Мудрой Совы» или «Учимся с Логошей»

Игра содержит программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе.

Виртуальная школа, в которой каждая из учебных тем даётся в игровой форме и разбита на 3 уровня сложности.

Комплекс компьютерных программ «Грамотей»

Разработан для начального обучения детей грамотному чтению и письму. Автор логопед Наталья Вальчук совместно с лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО.

Пакет комплексных программ «Грамотей» разделён на 4 части:

  1. Звукослоговой анализ слов
  2. Работа над словом
  3. Работа над предлогами
  4. Работа над предложением, текстом.

«Баба Яга учится читать»

  • Методика опережающего обучения.
  • Впервые на компьютере игры и азбука в стихах.
  • Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр.
  • Красочная мультипликация и анимация.
  • Красочная атмосфера с лёгким оттенком детектива.
  • Игры озвучены известными актёрами.
  • Сказочные герои с яркими характерами.
  • Частушки про буквы на бис.

I ступень «Букварик».
II ступень «Слогарик».
III ступень «Карта с заданиями».

Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги.

Другие полезные компьютерные игры:

Серия развивающих игр

• «Искатель»,
• «Приключения Гарфильда»,
• «Маленький гений. Учимся сравнивать»,
• «Маленький гений. Учимся сравнивать»,
• «Приключения Кузи» (обучение грамоте, математика, развивающие игры),
• «Мир за твоим окном»,
• «Лента времени»

Мультимедийные презентации

Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

  • информационная емкость,
  • компактность,
  • доступность,
  • наглядность,
  • эмоциональная привлекательность,
  • мобильность,
  • многофункциональность.

НАГЛЯДНОСТЬ + УДОБСТВО + ПРОСТОТА + БЫСТРОТА

  • способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
  • облегчают показ фотографий, рисунков, графиков…
  • возможна демонстрация динамичных процессов;
  • возможно проигрывание аудиофайлов;
  • обеспечивает «аффективность» восприятия информации (излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений);
  • быстрота и удобство воспроизведения слайдов;
  • дает возможность показать структуру занятия.

Программные ресурсы:

  • «Microsoft PowerPoint»;
  • «ACDSee»,
  • «CorelDraw»,
  • «Adobe Photoshop»,
  • «Adobe Flash».

Этапы работы по созданию слайд-шоу

  1. Создание сценария будущего фильма (материал – творческий рассказ ребенка по серии сюжетных картинок, по серии детских рисунков на определенную тему, по графическим схемам) – сюжетная «канва».
  2. Заучивание сюжета фильма по ролям, работа над интонационной выразительностью реплик героев с помощью игр-драматизаций, кукольного театра.
  3. Создание иллюстраций, рисунков по сюжету фильма с использованием различных техник изображения.
  4. Звукозапись, озвучивание отдельных реплик героев фильма.
  5. Сканирование детских рисунков и их редактирование.
  6. Монтаж в программе Power-Point.
  7. Просмотр созданного слайд-шоу.

Педагогическое творчество с помощью программы Adobe Photoshop:

Раскрась себя и маму. Нарисуй любимые игрушки.

«В гостях у сказки»

  • В какую сказку ты попал?
  • Что ты скажешь Лисе?
  • Придумай новый конец этой сказки:

Педагогическое творчество с помощью программы PowerPoint:

Евдокимова Мария Викторовна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ детский сад №179,
г.о. Самара

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы «Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Читать еще:  Гемангиома у детей

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Применение компьютерных технологий на логопедических занятиях для обучающихся начальной школы с ОВЗ

    Применение компьютерных технологий на логопедических занятиях для обучающихся начальной школы с ОВЗ

    учитель-логопед МОУ Константиновской СШ

    п. Константиновский Тутаевского муниципального района Ярославской области

    Одним из условий реализации ФГОС является ИКТ-компетентность обучающихся. Формирование ИКТ-компетентности происходит не только в ходе изучения всех учебных предметов, но и в процессе освоения факультативных курсов, внеурочной деятельности школьников, на различных коррекционных (в том числе, и логопедических) занятиях.

    Компьютерные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач.

    Достаточно часто в практике логопеда встречаются дети, которым сложно усидеть за партой, работая с различным дидактическим материалом, выполнять артикуляционную гимнастику , повторять цепочки звуков, слогов и слов. Особенно трудно удержать на протяжении всего занятия внимание детей с ОВЗ. Зачастую, несмотря на то, что упражнения подобраны интересные, картинки красочные, лишние предметы убраны из поля зрения, ребенок всё равно не включается в занятие.

    Аналогичные упражнения на компьютере современные ученики выполняют с гораздо большим интересом. Многие учителя начальных классов, учителя-логопеды слышали о коррекционно-развивающей программе «Игры для Тигры».

    Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой единый программно-методический комплекс.

    Данную программу мы успешно используем на логопедических занятиях с обучающимися 1 класса, а также на занятиях с учениками 2-3 классов с ОВЗ. Применение программы “Игры для Тигры” способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

    В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонетика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Прекрасные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, игровая интерактивная форма подачи учебного материала, познавательная направленность упражнений, и замечательный ведущий Тигренок — все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Упражнения из блока «Просодика» можно выполнять в виде соревнований. Дети должны в определённом ритме произносить в микрофон нужные слоги или короткие слова. Если ритм правильный, то на экране появляется деталь машины, дома или пирамидки. Ученики соревнуются, кто быстрей соберёт предмет на экране. В форме соревнований можно выполнять и упражнения на дыхание. Например, у кого кораблики быстрей переплывут озеро, кто быстрей поднимет в небо воздушного змея или чьи воздушные мельницы быстрей закрутятся.

    Кроме того, на логопедических занятиях я использую тренажёр «Дельфа — М», версия 2.1, который представляет собой компьютерную приставку, работающую под управлением программы по коррекции устной и письменной речи. Тренажёр может быть использован в логопедической работе с обучающимися начальной школы и среднего звена.

    В данном тренажёре используется нестандартное устройство обработки звука. Звучащая речь улавливается микрофоном, преобразуется в дополнительном устройстве – блоке обработки сигнала, сигнал передаётся на процессор, и затем компоненты звучащей речи отображаются на экране компьютера в виде различных образов с элементами анимации. Для индивидуальной и подгрупповой работы с тренажёром. достаточно компьютера или ноутбука. На групповых занятиях возможно использование проектора или современного телевизора, соединённого специальным кабелем с ноутбуком, или проектора.

    С помощью, имеющейся у нас версии тренажёра можно решить следующие задачи логопедической работы:

    • Коррекция речевого дыхания и силы голоса;
    • Работа над устранением назального оттенка голоса;
    • Коррекция произношения гласных и согласных звуков;
    • Отработка дифференциации парных звонких и глухих согласных;
    • Формирование и развитие навыка чтения;
    • Работа над построением речевого высказывания;
    • Развитие связной монологической речи и т. д.

    В разделе «Звук» представлены упражнения: «Чашка чая», «Праздничный пирог», «Костер», «Елочка», «Репка», «Росток». Они предназначены для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи. Например, если ребёнок выполняет упражнение «Росток» правильно, то на экране из ростка появляется бутон, а затем цветок. Если обучающийся делает остановку во время упражнения, прерывает выдох, то росток прекращает расти и упражнение нужно начинать сначала.

    Такие упражнения, как «Колобок», «Бегемотик» и «Извержение вулкана» помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране. Чем громче звук, тем бегемот или колобок шире раскрывают рот.

    Упражнение «Космический стрелок» выполняется для коррекции назального оттенка голоса, а также для автоматизации умения быстро и громко произносить короткие изолированные звуки. Данное упражнение можно использовать на занятиях по автоматизации звуков.

    Упражнение «Бабочка» позволяет работать над речевым дыханием: правильным, полным вдохом и плавным, экономным выдохом, а также над слитностью речи. Как только речь ребёнка прерывается, бабочка садится на цветок.

    «Паровоз» и «Воздушный змей» предназначены для отработки правильного произношения согласных звуков. При выполнении упражнения «Паровоз» если ребёнок правильно произносит звук [с], облако летит к солнцу, если ученик правильно произносит звук [ш] – облако летит к воздушному шару.

    Меню «Буква» содержит упражнения, предназначенные для выработки умения мысленно разделить букву на несколько частей и соотнести расположение данных частей в пространстве.

    Упражнения на дифференциацию согласных направлены на формирование фонематического восприятия. Это такие упражнения, как «Грузовик», «Конструктор», «Тим и Том», «Прятки» и др. Упражнение «Грузовик» помогает отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных. Грузовик должен довезти слог с парным по звонкости-глухости согласным до нужного дома. Если ученик вставил слог правильно – дом будет достроен, если слог вставлен неправильно – раздаётся специфический звуковой сигнал. При выполнении упражнения «Тим» и «Том» предметы, в названии которых есть хотя бы один мягкий согласный, отдаются Тиму, а предметы, в которых все согласные твёрдые отдаются Тому.

    Для формирования звукового анализа и для коррекции письма и чтения я использую упражнение «Прятки». Ребёнок должен вставить нужную букву в слово. При выполнении упражнения «Волшебный колодец» нужно восстановить слово из отдельных слогов, опираясь на образец. В ходе данного упражнения ребёнок тренируется как в чтении отдельных слогов, так и их последовательностей, повторяющихся на экране монитора. Тем самым достигается отработка техники чтения слов различной слоговой структуры.

    Упражнение «Мозаика» предназначено для тренировки чтения и узнавания слов. Чтобы выполнить упражнение, необходимо найти в поле выбора то же слово, что и в образце.

    С помощью лого тренажёра Дельфа выполняются упражнения, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи: «Выбери правильную форму слова», «Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям», «Антонимы», «Найди имя существительное» и многие другие.

    Упражнения по формированию умения анализировать и составлять предложения можно разделить на 2 группы . Первая группа – подстановочные упражнения. Детям предлагается вставить нужное слово, выбрать нужную форму слова, вставить предлог, союз. Вторая – восстановление деформированных предложений. Обе группы упражнений можно использовать для преодоления синтаксического аграмматизма и тренировки обучающихся в формировании связей в предложении.

    Данный тренажёр включает также упражнения, направленные на формирование навыка адекватного восприятия текста. Упражнение «Пересказ» может быть использовано в послебукварный период обучения в течение продолжительного времени, так как содержит тексты различных уровней сложности и различных жанров. Все вопросы к тексту даны в форме тестов. Далее предлагается ещё раз прочитать рассказ и найти слова, которые являются в нём самыми главными. Затем ребёнок должен выбрать из предложенных те слова, которые есть в тексте. Далее текст читается ещё раз и пересказывается по опорным словам.

    Упражнение «Рассказ по картине» можно использовать не только логопедам, но и учителям. В нём представлены картины различных художников, с помощью программы составляется план описания, подбираются опорные слова.

    Программа «Дэльфа – М» построена исключительно на основе игровых приёмов. Необходимость использования современных компьютерных средств обуславливается тяжестью и устойчивостью речевых дефектов у обучающихся-логопатов с ОВЗ. Тренажёр позволяет:

    • Внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
    • Многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
    • Использовать различный стимульный материал: картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
    • Работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
    • Одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию внимания, восприятия, памяти ученика.

    Логопедический тренажёр может использоваться как на занятиях с детьми с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями слуха, так и на занятиях с детьми, обучающимися по общеобразовательным программам. Возможность индивидуального подхода к каждому ученику, различие уровней и разнообразие стимулирующего материала обеспечивается с помощью системы базовых и пользовательских словарей.

    Также на занятиях достаточно часто используются компьютерные презентации, игры на основе презентаций. Они помогают оживить, разнообразить процесс коррекции речи, внести в него элементы игры. Если задания на презентации подобраны с учетом возраста и развития ребенка, то выполнение их ему доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.

    На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны и внимательны.

    Применение логотренажёра, различных программ и презентаций не отменяет использование индивиду ального и дифференцированного подхода к ребёнку и живого общения с учителем. Компьютер берёт на себя механическую тренировочную работу там, где это возможно.

    Применение компьютерных презентаций, различных компьютерных программ, логопедических тренажёров должно использоваться непродолжительное время, например, время использования компьютера для обучающихся 1-2 классов от 7 до 15 минут.

    Учитель-логопед Бондарева Л. Н.

    Библиографический список:

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector