Detilubvi.ru

Мама и Я
18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Занятие в старшей логопедической группе Лексическая тема Овощи

Конспект ООД по лексической теме «Сад-огород» в старшей логопедической группе.

  • Домашние задания (19)
  • Конспекты занятий (4)
  • Сообщение на методическом объединении (1)
  • Презентации (1)

Конспект ООД по лексической теме «Сад-огород» в старшей логопедической группе.

Цель: Совершенствование лексико-грамматических категорий по теме : «Сад- огород».

Коррекционно-образовательные задачи:

-Закрепить знания детей об овощах и фруктах, месте их произрастания, существенных признаках.

-Совершенствовать грамматический строй речи:

  • образование множественного числа существительных;
  • усвоение глаголов с различным значением действий;
  • образование относительных прилагательных от существительных.

-Развивать связную речь при составлении описательного рассказа

об овоще или фрукте.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Активизация речевой деятельности детей.

-Развитие диалогической речи, дыхания, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

-Развитие внимания, памяти и мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование доброжелательных отношений в коллективе, навыков сотрудничества.

Оборудование: проектор, натуральные овощи и фрукты: огурец, лук, помидор, кабачок, слива, груша, яблоко. Мяч. Бумажные шаблоны банок, овощей и фруктов.

Ход занятия.

Логопед. Ребята, сегодня я приглашаю вас в деревню в гости к бабушке Лиде помочь собрать урожай овощей и фруктов. Вы готовы помочь?

Дети. Да.

Логопед. Тогда мы отправляемся в путь.

Посмотрите, здесь недавно прошел дождь, дорогу размыло,

автобус здесь не проедет. Будем добираться пешком до деревни и

Идите за мной, перешагивая через лужи ,высоко поднимаем колени.

  1. Упражнение на развитие общей моторной ловкости. Ходьба с высоким подъемом ног под музыку и перешагиванием через лужи.

Логопед: Вот мы и пришли в деревню. А как легко здесь дышится! В деревне воздух чистый, свежий. Давайте вспомним нашу дыхательную гимнастику. Её полезно выполнять на свежем воздухе.

  1. Упражнение на формирование речевого дыхания.

На счет 1, 2 – вдох;

На счет 1, 2 – выдох;

На счет 1, 2 – вдох;

На счет 1, 2, 3 – выдох с произнесением гласных А, О, У.

Входит бабушка (воспитатель).

Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы ко мне пришли.

Проходите в мой сад-огород. А я пойду для вас угощение готовить.

Логопед: Давайте пройдем в огород и посмотрим ,что здесь растёт.

4.Расматривание овощей и фруктов. Беседа по ним.

-Красный, круглый, сладкий.

-Где растёт помидор?

-Помидор растёт в огороде на грядке.

-Жёлтый, круглый, горький.

-Лук растёт в огороде на грядке.

Зелёный, овальный, сладкий.

-Где растёт огурец?

-Огурец растёт в огороде на грядке.

Как можно назвать одним словом то, что растет в огороде?

Теперь посмотрим, какой сад у бабушки?

-Какие здесь красивые деревья!

Как называется дерево ,на котором растут яблоки?

А как называется дерево, на котором растут сливы?

— Как называется дерево ,на котором растут груши?

-Послушайте, как интересно и дерево и плоды имеют одно название.

-Фиолетовая, овальная, сладкая.

-Где растёт слива?

-Слива растёт в саду, на дереве.

-Круглое, красное, сладкое.

—Где растёт яблоко?

-Яблоко растёт в саду, на дереве.

-Как назвать одним словом всё , что растёт в саду на дереве?

Логопед: Молодцы! А теперь пришло время собирать урожай!

  1. Игра «Урожай соберём» — на развитие координации речи с движением.

Логопед приглашает детей встать на ковёр и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.

В огород пойдём, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем. «Таскают»: выполняют наклоны с имитирую-

щими движениями рук.

И картошки накопаем. «Копают»: выполняют движения руками,

имитирующие работу с лопатой.

Срежем мы кочан капусты, «Срезают»:одной рукой держат воображаемый

кочан, а другой с воображаемым ножом,

подсекают снизу кочан.

Круглый, сочный, очень вкусный. Рисуют в воздухе круг три раза.

Щавеля нарвём немножко «Рвут»: приседают и выполняют, имитирую-

щие хватательные движения обеими руками.

И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.

А теперь мы в сад пойдём,

Мы там яблоки нарвём.

На носочки вставай,

Прямо с дерева срывай.

Логопед: Молодцы! Хорошо потрудились! А теперь можно отдохнуть и поиграть в игру «Один-много».

6.Игра : «Один-много» — образование множественного числа имён существительных.

апельсин — апельсины и т.д.

Логопед: Ребята, подойдите все ко мне. Посмотрите ,вот как много урожая с огорода-сада мы собрали. А теперь давайте разберем урожай на овощи и фрукты.

  1. Игра «Разложи урожай» — на развитие умения классифицировать овощи и фрукты, согласование существительного с прилагательным.

Дети по очереди достают овощ или фрукт и раскладывают на подносы.

Красный помидор-это овощ;

Фиолетовая слива – это фрукт и т.д.

Логопед: Что можно приготовить из фруктов?

Дети: Из фруктов можно приготовить сок, компот, джем, варенье,

начинку для пирогов.

Логопед: Давайте нашей бабушке приготовим компот.

Логопед предлагает встать детям в круги выполнить пальчиковую гимнастику.

8.Пальчиковая гимнастика «Компот».

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат “ковшиком”)

Фруктов много нужно. Вот: (правой имитируют помешивание в нём)

Будем яблоки крошить, (начиная с большого, загибают пальцы на правой руке)

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (опять “варят” и “помешивают”)

Угостим честной народ.

Логопед: Молодцы! А теперь я посмотрю ,какой компот сварит каждый из вас Давайте пройдём на рабочие места, где для вас приготовлены банки для

компота и фрукты.

  1. Игра «Варим компот, делаем запасы впрок» — на совершенствование словообразование относительных прилагательных.

Дети выполняют задания за столами, выкладывая силуэты

фруктов на банки.

-Какой компот сварила Лиза?

-Я сварила виноградный компот.

— Какой компот сварила Настя ?

Я сварила персиковый компот. и т. д.

Логопед. Молодцы! Все старались. Много запасов приготовили.

А теперь выходите ко мне: хорошо мы потрудились: урожай собрали, разобрали на овощи и фрукты, приготовили компот на зиму. Давайте ещё раз вспомним ,что мы знаем об овощах и

фруктах и составим о них рассказ. А помогут в этом наши подсказки.

-Лиза, расскажи о яблоке. Илья, расскажи о кабачке.

10.Составление рассказа-описания о яблоке и кабачке по схеме.

-Яблоко-это фрукт. Яблоко красное, круглое, сладкое. Растет в саду на дереве. Из яблок можно приготовить яблочный сок, яблочный

компот, яблочный джем, яблочное варенье, начинку для пирога.

Кабачок-это овощ. Кабачок зелёный, овальный, сладкий. Растёт в огороде, на грядке. Из кабачков можно приготовить кабачковую икру, кабачковое варенье. Кабачок можно засолить и пожарить.

Появляется бабушка (воспитатель) Спасибо вам за вашу помощь, за собранный урожай, за запасы на зиму. Примите от меня угощение — пирожки с яблочной начинкой.

Логопед: Сколько полезных дел мы с вами сделали. Порадовали бабушку! Но нам пора возвращаться домой.

Домашнее задание для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Овощи, огород»

Домашние задания по лексической теме «Овощи, огород» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).

Лексическая тема: «Овощи, Огород»

Предметы: овощ, морковь, картофель, свекла, лук, помидор, огурец, перец, укроп, петрушка, горох, капуста, огород, земля, грядка, вода, ветви, корни, листья, семена, качан, стебель, салат, пища, щи, суп….

Признаки: цвета – красный, оранжевый, коричневый, зеленый, желтый, черный, бордовый и т.д.; вкус – кислый, горький; форма – круглая, овальная, треугольная; поверхность – гладкая, шершавая, ровная, неровная; отыменные прилагательные – картофельный (ая), огуречный (ая) и т.д.; спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, невкусный, сладкие, сочные, ароматный, румяные, свежие, консервированные, вареные.

Действия: сажать, поливать, собирать (урожай), расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, мыть, чистить, резать, жарить, варить, солить, готовить, заготавливать, кушать …

Задания

1. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков):

огурец (какой?) — …
овощи (какие?) — …

2. Назови ласково:

помидор – помидорчик
огурец — …
лук — …
перец — …
горох — …
огород — …
грядка — …
вода — …
корень — …

помидор – помидоры
луковица — …
перец — …
качан — …
грядка — …
стебель — …

4. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

помидор – нет помидора
картофель — …
луковица — …
петрушка — …
огород — …
земля — …
грядка — …
корень — …
стебель — …

5. Образуй признаки (от предметов):

тыква – тыквенный
морковь — …
огурец — …
укроп — …
картофель — …
горох — …

6. Посчитай овощи:

один огурец, два огурца, три…, четыре…., пять
она горошина, две …, три…., четыре…, пять…

7. Нарисуй или наклей картинки с изображением овощей.

Раздели овощи на 3 группы: овощи, у которых мы едим то, что растет в земле (корешки); овощи, у которых мы едим то, что растет над землей (вершки).

Покажи и назови части: листья, стебель, корешок, хвостик, семечки, косточки, кожура, сердцевина.

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада
комбинированного вида «Колокольчик»
г. Ноябрьск (ЯНАО)

Конспект логопедического занятия по теме «Овощи»

Конспект занятия, отражающий специфику работы по программе формирования предложно-падежных форм.

Автор представляет конспект занятия, отражающего специфику работы по программе формирования предложно-падежных конструкций. Данное занятие иллюстрирует процесс формирования интегративных качеств дошкольника по ФГТ, в частности коммуникативных — закрепление предлогов с пространственным значением в слухо-речевой и зрительной памяти, развитие навыков словоизменения и словообразования, связной речи.

Читать еще:  Симптомы дискинезии кишечника у детей, причины патологии, диагностика и лечение

Конспект фронтального занятия учителя-логопеда

в старшей группе для детей с ОНР

Тема: «Овощи»

Закрепить умение употреблять существительные в предложном падеже с предлогами «в» и «на»

Задачи:

Коммуникативное развитие

  • Дифференцировать употребление предлогов «в» и «на».
  • Практически усваивать простейшие способы словообразования, путем добавления к существительным уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Закрепить умение употреблять глаголы 1-го лица, настоящего времени, изъявительного наклонения, единственного числа.
  • Развитие умения составлять описательный рассказ по опорным схемам.

Интеллектуальное развитие

  • Дифференцировать овощи, которые растут в земле и овощи, которые растут на земле
  • Обучать использованию в активной речи названия овощей
  • Развивать сенсорные эталоны, путём соотнесения овоща с цветом и формой
  • Развивать произвольное внимания и память

Социально-личностное развитие

  • Развитие самостоятельности, дисциплинированности, аккуратности
  • Развивать умения критически оценивать свою деятельность и деятельность окружающих
  • Развивать умение работать по словесной инструкции

Физическое развитие

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук
  • Развивать пространственное восприятие

Оборудование

плакат «Овощи»; игрушка « бабушка – хозяюшка»; ширма; сюжетная картинка «Огород»; пособие «Грядка»; предметные картинки с изображением овощей; контейнеры с фасолью (для каждого ребёнка); блюдо с муляжами овощей; картинка «Овощи в зашумлении»; схемы для составления рассказов; поощрительные фишки.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент

— Ребята, начинаем логопедическое занятие. Встаем в «Круг дружбы» (Дети берутся за руки и становятся в круг).

— Здороваемся, называя друг друга ласково.

(Дети здороваются по цепочке, называя друг друга по имени в уменьшительно-ласкательной форме: «Здравствуй, Лизонька» и т.д.).

Мы друг другу улыбнулись

И в работу окунулись.

— Встаём на свои места (дети выходят из круга).

— Сядет тот, кто назовёт овощ ласково. (Перечисление).

— Повторим правила поведения на занятии. (Дети по цепочке называют основные правила поведения на занятии: не вертеться; быть внимательным; не перебивать, слушать товарищей, поднимать руку, если готов ответить).

2. Развивать сенсорные эталоны, путём соотнесения овощей с цветом и формой

— Догадались, что будем называть на занятии? (Овощи).

— Познакомьтесь с гостей нашего занятия — это «бабушка – хозяюшка». «Бабушка – хозяюшка» будет загадывать загадки, а вы – отгадывать. Тот, кто отгадает загадку, получит фишку. Догадались, о чём будут загадки? (Об овощах). Приготовьтесь слушать внимательно.

— Круглый, красный, растёт НА земле. Что это? (Помидор).

— Овальный, коричневый, растет В земле. Что это? (Картофель).

— Круглая, красная, растет В земле. Что это? (Свёкла)

— Овальный, фиолетовый, растёт НА земле? (Баклажан).

— Круглый, белый, растёт В земле. Что это? (Лук).

— Овальный, зелёный, растёт НА земле. Что это? (Огурец).

— Круглый, красный, растёт В земле. Что это? (Редис).

— Овальная, оранжевая, растёт В земле. Что это? (Морковь).

— Овальный, зелёный, растёт НА земле. Что это? (Кабачок).

— Круглый, белый, растёт В земле. Что это? (Чеснок).

— Овальный, желтый, растёт НА земле. Что это? (Перец).

— Круглая, оранжевая, растёт НА земле. Что это? (Тыква).

— Круглая, зелёная, растёт НА земле? (Капуста).

При затруднении логопед задает наводящие вопросы, оказывает индивидуальную помощь.

— Молодцы! Все справились с заданием хорошо. (Логопед раздаёт фишки).

— О чем вы отгадывали загадки? (Об овощах).

— на чём растут овощи? ( Овощи растут на грядках).

— Назовите место, где много грядок. (Огород).

— В какое время года собирают овощи? (Осенью).

3. Закрепить умение употреблять существительные в Предложном падеже с предлогами «в» и «на»

На доску вывешивается пособие «Грядка», с прорезями для картинок:

— Перед вами – грядка «бабушки – хозяюшки». «Бабушка – хозяюшка» предлагает, назвать, правильно поместить овощ на грядку и сказать, где он растёт. Например: Это помидор, он растёт на грядке.

— Играем по цепочке.

Ответы детей: Это огурец, он растёт на земле. Это тыква, она растёт на земле. Это свёкла, она растёт в земле . Это картофель, он растёт в земле и т.д.

— Молодцы! (дети получают фишки).

4. Закрепить умение употреблять глаголы 1 лица, настоящего времени, изъявительного наклонения, единственного числа

А вот новая игра

Начинать её пора.

— Бабушка – хозяюшка предлагает собрать урожай овощей. Подскажите ей, как правильно называются действия, которые нужно совершить, чтобы собрать помидоры.

— Вспомним, как убирают овощи, которые растут НА земле. (Овощи, которые растут на земле — срезают, снимают, срывают).

— Вспомним, как убирают овощи, которые растут В земле. (Овощи, которые растут в земле — выдёргивают, выкапывают).

— Играем по цепочке.

— Строить фразы будем так: Я помидоры срываю.

Ответы детей: Я огурцы срываю; я картофель выкапываю; я свёклу выдёргиваю; я капусту срезаю и т. д.

За правильно построенные фразы дети получают фишки.

5. Физминутка

— А теперь ребята встаньте физминутку начинайте.

В огород пойдем (дети маршируют на месте),

Урожай соберём. (идут по кругу, взявшись за руки),

Мы морковки натаскаем («таскают»),

И картошки накопаем. («копают»),

Срежем мы кочан капусты, («срезают»),

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают руками),

Щавеля нарвем немножко. («рвут»),

И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки).

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук

— Поиграем с пальчиками. (Игра проводится следующим образом: соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждое слово; при этом ладони не касаются друг друга).

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

— «Бабушка – хозяюшка» предлагает, выложить из фасоли, овощи.

Логопед делит детей группы на 2 команды.

— Первая команда, выкладывает овощи, которые растут «НА» земле, а другая — овощи, которые растут «В» земле.

— Какой формы помидор, огурец, баклажан, перец, тыква и т. д.? (Дети отвечают).

Логопед раздаёт детям контейнеры с фасолью и спрашивает каждого ребёнка, какой овощ он будет выкладывать.

— Посоревнуемся, кто быстрее справиться с заданием.

1 – 2 – 3 Овощ выложи.

— А теперь бабушка проверит, правильно ли вы выложили овощи.

— Дети называют овощи, которые выложили и место, где они растут.

Например: Я выложил помидор, он растёт на земле.

Победители получают фишки.

7. Развивать умение составлять описательный рассказ с использованием схем

Логопед показывает картинку с зашумлёнными на ней овощами.

— Узнайте и назовите овощи, о которых будем составлять рассказы.

Логопед вывешивает на доску схемы составления рассказа.

— Эти картинки помогут вам составить рассказы.

— Эта картинка поможет назвать овощ.

— Эта картинка поможет рассказать о том, где растёт овощ.

— Эта картинка поможет рассказать о цвете овоща.

— Эта картинка поможет рассказать о форме овоща.

— Эта картинка поможет рассказать о вкусе овоща.

— Эта картинка поможет рассказать о том, какой овощ на ощупь.

— Эта картинка поможет рассказать о том, как его готовят.

— Составлять рассказ будем по цепочке, начиная с Даши. (Это — морковь. Морковь растёт в земле. Морковь оранжевая, треугольная, хрустящая. Морковь твёрдая. Морковь – тушат).

Логопед добивается от каждого ребёнка последовательного составления рассказа.

— Молодцы! Все справились с заданием. (Логопед раздаёт фишки).

8. Обобщение изученного материала и подведение итогов занятия

— Что мы называли на занятии? (Сегодня на занятии мы называли овощи).

— Где растут овощи, которые я перечисляю: помидор, огурец, баклажан, кабачок? (Эти овощи растут на земле).

— Где растут овощи, которые я перечисляю: картофель, редис, свёкла, лук, чеснок, редька? (Эти овощи растут в земле).

— Посчитайте свои фишки.

Подсчитывается количество набранных за всё занятие фишек, и в соответствии с этим даётся оценка работы каждого ребёнка. Ребенок, набравший большее количество фишек становится «умником», победителем занятия. Выбор «умников» делают дети при помощи логопеда. Выбор обосновывается.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Логопедическое занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с ОНР по теме Овощи. Огород.

1. Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.

2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

3. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe_po_teme_ovoshchi._ogorod.docx63.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»

Федотова Любовь Васильевна.

1. Расширить и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.

2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

3.. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Предметные картинки «Овощи», муляжи овощей, мяч, игрушка Лунтик, тарелки разной формы, раскраски овощей.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость – Лунтик. Он прилетел к нам с Луны. На поляне он нашёл мешок, в котором лежат необычные предметы, давайте ему поможем!

Логопед показывает муляжи овощей, дети их называют.

Лук, капуста, морковь, картофель, огурец, баклажан, тыква, свёкла, помидор, перец.

Логопед. Как можно это назвать одним словом? (Овощи)

II. Беседа и рассматривание овощей.

  1. Логопед: Лунтик, посмотри, это овощи, какие они все разные! Ребята, а давайте определим форму каждого овоща и разложим их по нужным тарелкам. У нас есть круглая, овальная и треугольная тарелка.

Дети поочереди : Огурец овальный, помидор круглый, морковь треугольная, баклажан овальный, тыква круглая, капуста круглая, перец треугольный и т.д.

Логопед. Ребята, а где растут овощи? Где Лунтику можно будет их найти? (На огороде)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредит.

Лунтик предлагает нам пограть в игру.

  1. Игра «Где растут овощи? » (на земле, под землёй)

Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте (срывают, срезают)

Как собирают овощи, которые растут под землёй (выкапывают, выдёргивают)

Логопед показывает картинки, дети составляют фразу:

Морковь дёргают, картофель капают, капусту срезают, горох срывают, свёкла дёргают, кабачок срезают, помидор срывают.

Молодцы, ребята! Посмотрите, наш гость кажется устал! Давайте немного отдохнём.

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

  1. Дидактическая игра “Повар и овощи”

-Логопед. Ребята, а давайте угостим Лунтика, приготовим из овощей что-нибудь вкусное.

— Сделаем из овощей салат

— Какой получился салат? (Получится овощной салат)

— Салат из капусты? (Капустный)

— Из свёклы? (Свекольный)

— Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

— Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)

— Из помидор сделаем сок — томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

Ребята, Лунтик, сказал мне, что очень любит играть в мяч, давайте с ним поиграем.

  1. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

  1. Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.

Левая рука: Правая рука:

Вырос у нас чесночок, Овощи мы собирали.

(Дети разминают указательный палец) (разминают мизинец)

Перец, томат, кабачок, Ими друзей угощали,

(средний палец) (безымянный палец)

Тыква, капуста, картошка, Квасили, ели, солили,

(безымянный палец) (средний палец)

Лук и немного горошка. С дачи домой увозили.

(мизинец) (указательный палец)

Прощай же на год,

Наш друг-огород. (машем- пока)

Ребята, Лунтику было очень интересно узнать много нового на нашем занятии, было весело играть с вами, он вам благодарен и принёс подарок.

  1. Штриховка овощей цветными карандашами.

III. Итог занятия.

Собрать вылепленные овощи в корзину.

Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме » Овощи » (Занятие № 1). Ориентирован на среднюю группу детского сада.

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И».

Цель: уточнение и закрепление знаний продуктах питания и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи.

Цель: уточнение и закрепление знаний продуктах питания и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи.

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи.

используемые современные технологии: проблемно-игровая технология, познавательная технология, здоровьесберегающая технология, мнемотехника.Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лек.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической темеДомашние животные подготовилаучитель — логопедФадеева Я. А.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи-фрукты» в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи-фрукты» в старшей группе компенсирующей направленности

Учитель-логопед МБДОУ №40 «Дружба»: Котова С.Ю г.Пятигорска
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи-фрукты» в старшей группе

Конспект фронтального логопедического занятия на тему : « Овощи-фрукты » в старшей группе .

закрепить знания об овощах и фруктах , местах их произрастания;

уточнить и расширить знания о витаминах, их пользе для организма;

закрепить знания детей основных характеристик овощей и фруктов (цвет, вкусовые ощущения) .

развивать культуру речевого общения детей друг с другом, педагогом.

закрепление умения образовывать относительные прилагательные;

развитие связной речи;

развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения;

развитие фонематического слуха;

развитие мелкой моторики, координации речи с движением;

развитие тактильных ощущений;

развитие плавного речевого выдоха.

профилактика нарушений зрения;

создание эмоционального комфорта.

1. Организационный момент.

Рады вас встречать!

Все, что мы умеем,

Хотим вам показать!

2. Беседа о витаминах.

Ребята, к нам в детский сад пришло какое-то музыкальное письмо. Давайте его послушаем.

Есть волшебная страна,

Витаминов там гора.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо вам туда спешить!

В той стране едят продукты –

Это овощи и фрукты .

Все содержит витамины :

Груши, сливы, ананас,

В общем, ждем, ребята, вас!

И здоровье укрепляйте!

Это письмо вам прислали Витаминки из волшебной страны Овощей и Фруктов . Витаминки вам напомнили о том, как они для вас важны. А для чего нам всем нужны витамины? (Для того, чтобы питался наш организм, и дети росли сильными и здоровыми).

Какие вы знаете витамины? (А, В, С, Е, К,.) .

Ребята, хотите отправиться к Витаминкам в волшебную страну Овощей и Фруктов ? Ехать нам далеко, а машин у нас нет. Давайте немножко пофантазируем и что-нибудь придумаем! Превратим наши стулья в машины!

3. Речевая зарядка.

Превращаем стул в машины

(махи руками – «колдуют» ).

Накачаем дружно шины

Заведем мотор мы громко,

Здесь, друзья, нужна сноровка!

Подольем бензин чуть – чуть

Можно трогаться нам в путь!

4. Развитие слухового внимания, логического мышления.

Ребята, пока мы едим в страну Овощей и Фруктов , давайте вспомним, что вы о них знаете.

Где растут фрукты? (В саду на деревьях) .

Где растут овощи ? (В огороде на грядках) .

Чтобы вы вспомнили овощи и фрукты , я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте и отвечайте!

Д/И «Доскажи словечко» .

1. Собираем мы в лукошко очень крупную …

2. Весной на грядках было пусто, потом выросла …

3. Из земли за чуб плутовку тянем сочную …

4. Очень сочны и красивы выросли на ветках …

5. Для Андрюши и Катюши соберем в корзину …

Молодцы! А теперь дам вам задачу потруднее :

Назовите фрукты по размеру больше сливы, но меньше ананаса. (Яблоко, груша, апельсин,) .

У каких овощей красный нос ? (Морковь, редиска, свекла) .

У какого овоща есть глазки ?

Хорошо, вы справились со всеми моими заданиями! Ну вот мы и приехали в волшебную страну!

Попасть в страну Овощей и Фруктов не легко . Но я вам открою один секрет :

В той стране нужны билеты –

(Одеваю детям береты разных цветов : синий, красный, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый).

Это не простые береты, а волшебные!

Стоит детям пожелать,

Всем на свете могут стать!

Вокруг себя повернитесь,

Быстро в фрукты превратитесь!

Скажите, ребята, каким фруктом вы стали?

(Дети называют фрукт, подбирают несколько признаков) .

Вы стали фруктами, теперь вам можно заходить!

(Звучит музыка, открывается ширма) .

Наконец-то мы в волшебной стране Овощей и Фруктов . Нас встречают веселые Витаминки. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются) .

Сейчас мы с вами оказались в саду. Почему? (Вокруг фруктовые деревья) .

Назовите, какие вы видите деревья. (Яблоня, груша, слива,) .

Ребята, какие фрукты привозят к нам из жарких стран? (Бананы, киви, ананасы) .

5. Развитие мелкой моторики, профилактика нарушения зрения.

Поскольку у нас в городе не растут апельсины, давайте их нарисуем. Но рисовать мы будем необычно. Сначала нарисуем пальчиками в воздухе. (Дети «рисуют» в воздухе точками круг влево, затем вправо).

А теперь нарисуем глазами.

(Дети вращают глазами, голова должна быть на месте) .

6. Развитие связной речи.

Однажды ночью, когда все уснули, Фрукты затеяли спор : кто из них самый важный и главный. Вы сейчас тоже фрукты, скажите, пожалуйста, кто из вас сейчас самый лучший? (Дети высказывают свои мнения) .

Вывод : все фрукты главные, каждый фрукт полезен и вкусен.

Недавно в сад приходил Незнайка. Он услышал, что фрукты очень полезные, нарвал яблок, груш, слив и наелся. Но он почему-то заболел – отравился. Какими фруктами мог отравиться Незнайка? (Грязными, немытыми, испорченными) .

А вы всегда ли моете фрукты перед едой?

А сейчас на минутку давайте станем деревцами.

7. Упражнение на координацию движений и равновесие «Деревце» .

1. Потянуться вверх, ладони сомкнуты.

2. Покачаться корпусом вперед – назад, сохраняя равновесие.

3. Приподняться на носки и снова покачаться влево – вправо, как деревце на ветру.

8. Упражнение на развитие логического мышления.

Ребята, скажите, пожалуйста :

Сколько на березе может вырасти яблок? (Нисколько) .

Что больше : 5 кг яблок или 5 кг груш? (Одинаково) .

9. Дифференциация понятий « овощи »«фрукты» .

А теперь Витаминки приглашают вас в огород. Что в огороде растет? ( Овощи ) . Поэтому вам надо скорее превращаться в овощи :

Вокруг себя повернитесь,

Быстро в овощ превратитесь !

(Дети говорят, каким овощем они стали ) .

Одни овощи растут на земле , а другие овощи растут под землей . Давайте поиграем в игру «Вершки и корешки» .

Д/И «Вершки и корешки» .

Я буду называть овощи . Если овощ растет на земле , вы должны будите подпрыгнуть вверх и хлопнуть в ладоши, а если под землей растет овощ , вы должны присесть. (Морковка, капуста, картошка, свекла, огурцы, помидоры) .

Молодцы, вы хорошо знаете и овощи и фрукты ! Ребята, Витаминки немного загрустили. Когда они пригласили вас в гости, то решили приготовить что-нибудь вкусное. Витаминки пошли собирать урожай, но неожиданно пошел дождь и пришлось спешить, и все овощи и фрукты смешались . Помогите разложить отдельно овощи и фрукты в две корзины.

Овощи и фрукты лежат в одной корзине. Дети берут по одному овощу или фрукту и кладут в соответствующую корзину.

Ребята, чем быстрее заполнить корзину : сливами или яблоками? Картошкой или капустой? Почему?

Молодцы! Хоть немножко и устали, урожай вы весь собрали! А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Волшебный мешочек» .

10. Развитие тактильных ощущений.

Д/И «Волшебный мешочек» .

Дети на ощупь отгадывают овощи и фрукты . Говорят, что находится внутри. (Семечки, косточки, мякоть…) .

А сейчас Витаминки хотят вас угостить.

11. Развитие вкусовых ощущений.

Д/И «Угадай по вкусу» .

Дети с закрытыми глазами пробуют овощ или фрукт и отгадывают.

Ребята, а зачем люди выращивают так много овощей и фруктов ? Ведь если их не съесть сразу, они могут испортиться. Как можно заготовить овощи и фрукты на зиму ? (Их консервируют , варят, замораживают, маринуют, сушат) .

А из чего варят компот – из овощей или фруктов ? (Из фруктов) . Давайте сейчас сварим компот.

12. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Компот» .

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много! Вот :

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!

13. Образование относительных прилагательных.

Посмотрите, какие соки заготовили Витаминки на зиму. (Дети называют соки : яблочный, сливовый, грушевый,) .

Витаминки написали целую книгу своих лучших рецептов приготовления различных блюд. Я сейчас вам назову несколько из них :

салат из капусты — … (капустный салат) ;

пирог с яблоками — … (яблочный пирог) ;

икра из кабачков — … (кабачковая икра) ;

картофельное пюре — … (пюре из картофеля) ;

абрикосовый джем — … (джем из абрикосов) .

14. Подвижная игра.

Ребята, вы обратили вниман6ие, какие разноцветные и красивые все овощи и фрукты ? (Да) . Давайте поиграем в игру «Раскрась картинки» .

Д/И «Раскрась картинки» .

(У каждого ребенка корзинка с бантом того же цвета, что и берет. На полу лежат черно-белые картинки овощей и фруктов . Дети должны собрать в свои корзинки картинки соответствующих цветов. Например : в корзинку с красным бантом – картинки с изображением перца, помидора, яблока).

15. Подведение итогов.

Вам понравилось наше путешествие в волшебную страну Овощей и Фруктов ? (Да) . Теперь вы знаете, что все овощи и фрукты очень полезные и необходимые для вас.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо фрукты, овощи любить .

Все без исключения,

В этом нет сомнения!

А теперь нам пора возвращаться назад, в детский сад. Вы очень понравились жителям этой страны. Они решили подарить на память волшебный апельсин. Вот он. Нам надо его разделить на всех.

Пальчиковая игра «Апельсин» .

Мы делили апельсин,

Много нас, а он – один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура!

Разделить мы этот апельсин не сможем. Но вы не расстраивайтесь, ведь этот апельсин волшебный. Давайте его во что-нибудь превратим!

(Кладут апельсин в «волшебную» коробочку с двумя крышками. Переворачивают коробку, оттуда высыпаются апельсиновые конфеты).

Занятие в старшей логопедической группе Лексическая тема Овощи

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Фрукты и овощи»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Актуализировать словарный запас по лексической теме «Фрукты», «Овощи»;
  2. Упражнять в употреблении сложноподчиненного предложения с союзным словом «потому что»;
  3. Тренировать у детей умение определять количество слогов в слове
  4. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные
  5. Упражнять выделять первый звук в слове

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое и зрительное восприятие,
  2. Тренировать общую и мелкую моторику,
  3. Совершенствовать мыслительные процессы;

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: игрушка обезьяна и зайца, карточки для звуко-буквенного анализа, предметные картинки фруктов и овощей, натуральные фрукты и овощи, кастрюля и стеклянная банка, четыре папок для картинок.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

— Зазвенел звонок. Здравствуйте дети. К нам в гости пришли Обезьяна и Зайчик.

II. Основная часть:

— Гости наши не с пустыми лапками: принесли они вкусности разные. Сегодня мы им поможем приготовить обед. А еще мы знаем, что после еды в ротике надо убираться. Давайте покажем, как мы чистим наш ротик.

Давно живет Язычок во рту, домик свйо регулярно убирает. Сначала Язык чистит красные ворота. Это что за красные ворота? Это губы. Он отскреб всю грязь зубами. Губы растянуты в улыбке, верхними зубами проводим по нижней губе, двигая челюстью. Также с верхней губой.

Чистые ворота красиво улыбнулись ( «Улыбка сомкнутыми губами»), потом распахнулись ( «Улыбка, обнажающая зубы»).

И мы увидели белые ворота- зубы. Их тщательно отмоем Чистим зубы: губы улыбаются, зубы обнажены. Кончик языка упирается в зубы, двигается вправо-влево. Спереди помыли, а внутри грязными оставим? Надо помыть и внутри.

После этого почистим стены. А что за стены во рту? Это щеки. Чистим их хорошо, сильно надавливая на стены, а то грязь не отмоется. Чистим стены: губы сомкнуты, язык упирается во внутреннюю сторону щек.

Вроде, все отмыли. Язычок подпрыгнул от радости ( «Лошадка») и испачкался о грязный потолок! Что это за потолок? Это же нёбо, и оно все грязное! Помоем его тщательно, медленно. Чистим потолок: губы в улыбке, зубы обнажены, рот приоткрыт. Широкий язык «моет» небо вперед-назад..

Чисто все в ротике теперь, осталось сполоснуть его набрав воды в рот, щеки надуваются и сдуваются, чтобы во рту вода все прополаскала.

Уборка закончена! Рот приоткроем, чтобы все проветривалось, а язык пускай свежим воздухом подышит, лежа на нижней губе

Язычок возвращается в чистый дом. Ротик закрывается

А теперь посмотрим, что принесли наши гости

Игра «Классификация: овощи-фрукты»

—У наших гостей беда: перепутались картинки с изображением овощей и фруктов. Обезьянка и Зайчик не могут разобраться, где чьи картинки. Давайте поможем нашим гостям. Овощи будем давать кому? (зайцу) А фрукты? (обезьяне). Сначала помогу я: Огурец я дам Зайчику, потому что это овощ. Яблоко я дам Обезьяне, потому что это фрукт.

Каждый из детей выходит и берет по две картинки.

Кокос, морковь, тыква, груша, персик, слива, ананас, баклажан, патиссон, лимон, помидор, кабачок.

– Молодцы. А где растут фрукты? (на деревьях, в саду) Как собираем фрукты? (срываем) Фрукты растут высоко. А где растут овощи? (на грядках, в земле) Как собираем? Чтобы собрать овощи, нам нужно присесть, ведь они растут низко.

Игра «Высоко-низко»

– Когда я называю фрукт, руки поднимаем вверх и встаём на носочки, а когда называю овощ-приседаем.

Мандарин, картофель, персик, огурец, свекла, банан, помидор, гранат.

Игра «Готовим суп и компот»

— Что можно приготовить из овощей? А из фруктов? Суп из овощей какой? (овощной) Из фруктов какое варенье? (фруктовое). Обезьянка и заяц принесли вам овощи и фрукты. Дети с первого ряда будут выбирать овощи для супа, а за вторым — фрукты для варенья.

— Выбрали? Проверим, что это? (Учитель-логопед достаёт из кастрюли овощи):

— Суп в первой кастрюле из чего? Значит, он какой? (из лука-луковый, из чеснока-чесночный и т.д.).

(Учитель-логопед достаёт из банки фрукты):

— А во второй кастрюле варенье из чего? Значит, оно какое? (из яблока-яблочное, из груши-грушевое и т.д.).

Игра «Уборка»

— Фрукты и овощи разобрали, теперь надо убрать и картинки. Картинку у гостя берем, первый звук называем и складываем в ту папочку, которая по счету будет совпадать с количеством слогов в названии.

III. Итог занятия:

— Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня? (об овощах и фруктах). – Мы различали овощи и фрукты. Где они растут? Как их собирают? Молодцы, вы постарались сегодня. Наши гости довольны.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector