Detilubvi.ru

Мама и Я
19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе Прощай осень

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по теме «Осень»

Автор-составитель:

учитель-логопед

Косоротова Ирина Борисовна

Цель:

Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи.
  3. Продолжать учить согласовывать движения с речью.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.
  5. Развивать речевое дыхание
  6. Развивать пространственные представления.
  7. Развивать внимание, память.
  8. Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

Оборудование:

Кукла «Осень», мультимедийная установка, мяч, картинки с листьями, листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, игрушка-телефон.

Ход занятия:

  • Орг. момент

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

— Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

— Какого цвета листья?

— Как сказать про листья разного цвета?

(Да, листья разных цветов, они разноцветные).

— Какие у нас листья?

  • Введение в тему

-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду- листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

— О каком времени года это стихотворение?

  • Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот, дети вдыхают аромат осенних листьев).

-Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.

-Давайте подышим ароматом осеннего леса!

  • Введение в тему

(Звучит музыка осеннего леса).

— Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

-Какие еще приметы осени вы знаете?

(Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки и сапожки).

— А какие вы знаете осенние месяцы?

— А сейчас нам Таня расскажет стихотворение про осенний месяц – октябрь.

/выходит ребенок и рассказывает стихотворение/.

— Ребята, давайте соберем букет из осенних листьев.

  • Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать

(сжимать и разжимать кулачки),

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(загибать поочередно пальцы).

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. На экране появляются картинки, дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Ветка-веточка, трава-травка и т.д.

  • Игра «Подбери признак»

— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

— Кому я брошу мяч ,тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.

-Какие листья осенью?

  • Физминутка

Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на носочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят

(волнообразные движения руками вниз)

Будто опять закружиться хотят

(поднимаются на носочки, кружатся).

  • Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Лист с березы – березовый,

Лист с рябины – рябиновый,

Лист с дуба – дубовый.

Лист с осины – осиновый .

(дети подбирают листья к нужному дереву).

  • Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

  • Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

(Логопед предлагает детям выложить узор из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

— Какой лист в середине?

— Какой лист слева?

— Какой лист справа?

(ответы детей).

  • Релаксационная минутка.

— А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Звучит спокойная музыка.

  • Итог занятия

— Занятие подошло к концу.

— Скажите, о каком времени года мы говорили на занятии.

— На следующем занятии мы продолжим разговор об осени, а сейчас всем спасибо, вы свободны. Дома вы нарисуете осеннюю картину.

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Прощание с Осенью»

Итоговое педагогическое мероприятие «Прощание с Осенью» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие является итоговым, и проводилось с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности с целью: систематизации и обобщения полученных знаний за осенний период обучения (I период).

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста

«Прощание с Осенью»

  • Систематизация и обобщение полученных знаний за осенний период обучения.
  • Обобщение и систематизация знаний о временах года, об осени и осенних изменениях в природе.
  • Уточнение знаний об овощах и фруктах.
  • Актуализация и систематизация словаря по темам «Лес. Ягоды. Грибы. Насекомые. Перелетные птицы».
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыков словообразования и словоизменения (образование относительных прилагательных, образование притяжательных прилагательных).
  • Развитие речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, общей тонкой моторики.
  • Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.
  • Интерактивная доска, ноутбук; презентация к занятию;
  • ложки, картофель по количеству детей; две длинные нити, кленовые листья;
  • здоровьесберегающие; ИКТ проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технологии развивающего обучения.

Интеграция образовательных областей:

  • «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
  • Изучение лексических тем: «Осень», «Сад-огород», «Овощи-фрукты», «Труд людей в поле и на огороде осенью» Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.

Ход образовательной деятельности

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Дети входят в зал, становятся в круг.

Здравствуйте, дети, милые дети,
Вы прекрасней всех на свете!
Поздоровайтесь руками,
Берут друг друга за руки.
Прикоснитесь головами.
Касаются головами с соседом справа, слева.
Глазами вокруг осмотритесь,
Смотрят по кругу.
И друг другу улыбнитесь.
Улыбаются друг другу.
Садятся на стульчики.

2. Содержательный этап

Звучит классическая музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года».

Посмотрите на картины и скажите, что на них изображено?

Показ презентации «Времена года» с звуковым сопровождением.

— Времена года появлялись с ошибками, кто заметил их?

Дети расставляют правильно времена года по порядку

– зима, весна, лето, осень.

— Мне нравятся все четыре времени года. В каждом из них есть что-то удивительное и прекрасное! А знаете ли вы, что давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу? Отсюда и название — Круглый год. Круглый год разделен на четыре части, которые обозначают времена года – зима, весна, лето и осень.

— Но сегодня мы поговорим только об одном из них. А о каком, вы узнаете из стихотворения А.С. Пушкина.

На экран проецируется портрет А.С. Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

— Какое время года описал великий русский поэт? Народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». У каждого времени года три периода и три месяца.

— Назовите осенние периоды и ее месяцы. («Ранняя осень» — сентябрь, «Золотая осень» — октябрь, «Поздняя осень» — ноябрь).

Ответы сопровождаются показом картин.

— Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?

  • Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
  • Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая.
  • В октябре семь погод на дворе.
  • Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

— Красота осенней природы вдохновила многих поэтов и композиторов на создание чудесных музыкальных произведений.

Песня про осень.

— Осталось совсем мало времени у Осени, и поэтому предлагаю отправиться к ней в гости — в Лес, для того, чтобы проститься и проводить в дальний путь.

В поезд дружно становитесь!

Крепко накрепко держитесь.

Под звук поезда дети двигаются по кругу «Поезд едет».

Поезд быстро мчится – город позади,
Скоро остановка — деревня впереди.

— Посмотрите, на перроне нас встречает бабушка.

Читать еще:  Гипоплазия эмали: диагностика, лечение, профилактика в детской стоматологии

В гости к бабушке зайдем?
И порядок наведем.
Поможем старушке
Дадим покушать хрюшке.

Дети садятся на стульчики.

Игра «Кто кем был?»

Свинья была поросенком,
Кошка была котенком,
Собака была щенком,
Корова была теленком,
Овца была ягненком,
Коза была козленком,
Курица и петух были цыпленком,
Гусь был гусенком,
Индюк был индюшонком.

В огород и сад пойдем
Урожай богатый соберем.

Игра «Четвертый – лишний»

  • Яблоко, груша, помидор, персик.
  • Абрикос, свекла, перец, чеснок.
  • Хурма, авокадо, картофель, манго.
  • Перец, апельсин, репа, огурец.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин. Дети разламывают воображаемый апельсин.
Много нас Показывают десять пальцев.
А он один. Показывают один палец.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа, Загибают пальцы на одной руке, начиная с большого.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – беда! Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь, кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

Игра «Поможем бабушке убрать картофель»

Дети осторожно ложкой, чтобы не уронить, переносят картофель в корзину.

— Бабушка говорит нам спасибо за помощь, а нам пора в путь.

В поезд дружно становитесь!
Крепко накрепко держитесь.

Под звук поезда дети двигаются по кругу «Поезд едет».

Поезд быстро мчится – деревня позади,
Скоро остановка «Лесная» впереди.

Включается фонограмма с записью голосов птиц.

Осторожно выходите
Природу берегите!

— Посмотрите, в лесу много разных деревьев. Они отличаются друг от друга внешним видом, но по листочку можно узнать с какого он дерева.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал, Дети делают плавные движения руками.
Ветер листики считал:
Вот кленовый, Загибают пальчики на обеих руках одновременно, начиная с большого.
Вот дубовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Плавно кладут руки на колени.

— Перед долгим зимним сном деревья раздеваются, снимают свой красивый разноцветный наряд.

И в нашем зале мы устроим Настоящий листопад. Пусть закружатся листочки И летят, летят, летят.

Подвижная игра «Соберем гирлянду из осенних листьев»

Дети делятся на две команды.

По музыку ребята нанизывают на веревочку листья, кто больше, та команда и победила.

— Посмотрите, какие красивые гирлянды у нас получились, ими можно украсить любое помещение. Предлагаю подарить их Осени.

Осторожно, по лесной тропинке мы пойдем,
Что или кого увидим в лесу, того и назовем.

Игра «Назови, что есть в лесу»

Дети рассматривают картинки по лексическим темам

«Ягоды», «Грибы», «Насекомые» и обобщают их.

Посмотрите, там из-за куста,
Выглядывает чья-то голова.

Игра «Чья, чей, чьи?»

(образование притяжательных прилагательных)

— Чья голова? (волчья голова). Чей хвост? (медвежий). Чьи уши? (лисьи уши) и тд.

— Какие животные нам встретились на пути? (Дикие животные).

Чтобы к Осени прийти
Надо реку перейти.

— Посмотрите, на мосту нас кто-то встречает.

Появляется Кикимора Болотная.

Я — Кикимора Болотная.
Я такая беззаботная.
С Лешим и Ягой дружу,
За лягушками слежу.
Я хозяйка этих мест,
Никому проходу нет!

— Уважаемая Кикимора, пропустите нас пожалуйста на тот берег. Мы спешим на встречу с Осенью, чтобы попрощаться.

— Хорошо, я пропущу вас, но только тогда, когда назовете какая погода бывает осенью.

«Игра ДА или НЕТ»

Педагог задает вопросы, если ответ «да», дети хлопают в ладоши, если ответ «нет», кладут руки на пояс.

Поздней осенью цветут цветы?
Поздней осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы ранней осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Игра «Кто быстрее оденется на прогулку»

Выбираются два участника игры. На стульях развешаны осенние вещи.

По сигналу дети одеваются- кто быстрее, тот и победил.

Ладно, проходите, и не отставайте,
Осени привет от меня передавайте.

— Путь открыт, давайте поспешим. Что услышим, то изобразим.

Массажные упражнения для рук «Осенние явления»

Звук шелеста осенних листьев.

Дети трут ладони.

«Греют», трут руки от локтя до плеч.

Дети щелкают пальцами.

К Терему тихонько подойдем,

Колокольчиком мы Осень позовем.

Вы ко мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!

— Здравствуй, Осень, мы к тебе так спешили, и подарок приготовили – Осеннюю гирлянду. А еще – привет от Кикиморы Болотной.

Спасибо вам, ребята.
Ох и скучно стало мне в лесу
Грустно и тоскливо.
Собрались в небе птицы дружно,
На юг лететь им срочно нужно.
Далек их путь, мои друзья,
Туда, где теплые края.

Звук перелетных птиц.

— Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные).

— А вы знаете перелетных птицах? Назовите их? (журавли, кукушки, грачи, скворцы, трясогуски, гуси, утки, лебеди).

— А вы знаете что птицы летят по-разному?

Журавли летят клином, утки – прямым фронтом, гуси – косяком, а маленькие птички не любят порядка, поэтому летят большой стаей.

— Моя пора подходит к концу, а это так грустно. Но сегодня мне хочется вспомнить прекрасные и радостные моменты, поздравить еще раз осенних именинников. Ребята, у кого день рождение был в сентябре, октябре и ноябре встаньте и под дружные аплодисменты выйдите на середину зала.

Для вас, ребята мои пожелания:
С днем рожденья поздравляю и от всей души желаю,
Вырасти хорошими, умными, пригожими.
Будьте здоровыми, счастливыми.
Будьте прилежными и очень красивыми!

— Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться. Не грустите, я обязательно вернусь в следующем году. До свидания, ребята!

Ну, а мы грустить не будем, Просто на прощанье, Скажем дружно Осени: «До скорого свиданья!»

— А нам пора домой возвращаться.

В поезд дружно становитесь!
Крепко — накрепко держитесь.

Под звук поезда дети двигаются по кругу «Поезд едет».

Поезд быстро мчится – лес уж позади,
Скоро остановка — детский сад «Мишутка» впереди.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам особенно запомнилось? Ответы детей.

— Мне очень приятно, что осенняя поездка в лес вам понравилась, вы были очень активные и дружные.

— Осталось нам попрощаться, и поблагодарить друг друга за то, что нам было хорошо вместе. Встаньте ближе друг к другу и совершим «Объятия дружбы»

Тузлукова Ольга Владимировна,
учитель-логопед высшей категории

Логопедическое занятие в старшей группе на тему: Осень

Цель: Закрепить и расширить представления об осени.
Задачи:
Закрепить и активизировать словарь по теме;
Согласование существительных с прилагательными;
Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных;
Развитие логического мышления;
Релаксация;
Развитие связной речи и координации речи с движением;
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Коррекционно-образовательные цели: Закрепить представления об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря. Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков словообразования. Совершенствование синтаксической стороны речи. Совершенствование навыковзвукового анализа и синтеза (придумывание слов на заданный звук).
Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, фонематических представлений, длительного вдоха и ступенчатого выдоха, зрительного внимания, мышления, всех видов восприятия, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе, осознанного отношения к своему здоровью. Оборудование: Предметные картинки по теме «Деревья», «Грибы» по количеству детей, картина золотой и поздней осени с неправильными признаками осени, разноцветные листья с буквами по количеству детей, корзина большая и маленькая, большое ведро и маленькое, натуральные фрукты и овощи, массажные мячики.

1. Организационный момент.
Логопед: «Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – экскурсию в лес. (Дети идут змейкой, перепрыгивают “ямку”, перешагивают через «бревно», ходьба по “дорожкам здоровья” — камушкам, палочкам, лужам — коврикам).
По тропинке мы идем
Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!
Птицы громко здесь поют
Звери дикие живут…
Лес осенний не молчит
Он сегодня зазвучит!
(Аудиозапись “Звуки леса” или “Звуки природы”. Пение птиц, шум листвы, голоса зверей) .
2. Логопед: Посмотрите, как красиво в лесу. Сколько листочков с разных деревьев.
— Красные листья с какого дерева?
Дети: С клена.
Логопед: Значит какие?
Дети: Кленовые.
Логопед: А эти желтые листья с какого дерева
Дети: С березы.
Логопед: Как можно назвать листья березы?
Дети: Березовые.

Читать еще:  Воспаление поджелудочной железы симптомы и лечение

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 38»

Конспект интегрированного

занятия в старшей группе

для детей с ОНР

учитель-логопед: Норцева И.В

педагог-психолог: Желтова Н.В.

Цель: создание условий для формирования начальных знаний о времени года осень

Коррекционно — образовательные:

— расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения,систематизировать представления о признаках объектов.

Коррекционно — развивающие:

— развивать связную речь, эмоциональную сферу детей, воображение, познавательный интерес, посредством включения разнообразных игровых заданий:

игр по технологии ТРИЗ: «Хорошо-плохо», «А что если. «, «Волшебный экран», «Чем(кем) бы ты хотел стать в осени?», «Да-нет»

Воспитательные:

— Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Материалы и оборудования: картинки-иллюстрации осени, картинки-иллюстрации к игре «Кем бы ты хотел стать в осени?», непрозрачный «волшебный» мешочек, осенние листья из бумаги.

Логопед, психолог и дети под музыку П.И. Чайковского «Осенняя песня» заходят в группу.

Собрались все дети в круг,

Справа — друг и слева — друг,

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

— Скажите, какое сейчас время года?

А давайте попробуем изобразить раннюю осень. У ранней осени легкая поступь ( покажите какая), весёлое лицо (покажите). Она добрая, радостная, щедрая, красивая. А теперь давайте изобразим позднюю осень. Поздняя осень грустная, печальная, зимой гонимая (изобразите плачущую осень)

Игра «Наше настроение» Покажите какое у вас настроение в яркий солнечный осенний день, а теперь в дождливый хмурый осенний день.

— Ребята посмотрите кто к нам пришел?

Это жираф Гоша. Он живет в Африке и никогда не видел осень. Говорит (от лица жирафа): «Не понимаю, что означает осень». Ребята, как будем объяснять? Предлагаю посмотреть на «Волшебный экран».

Отвечают на вопрос.

Выполняют мимические упражнения

2. Основной этап

Беседа с детьми по картинкам

Осень — какая ? ( золотая, листопадная, шуршащая, ранняя, поздняя, грустная, мокрая, ненастная, праздничная , разноцветная, грязная, слякотная, пасмурная, промозглая, серая, светлая, теплая, холодная, ветреная, туманная, дождливая, сухая и т.д.)

Что изменилось в жизни растений осенью? (деревья сбрасывают листья, созрели овощи и фрукты, засыхает трава, вянут цветы, покраснели рябины)

Что изменилось в жизни животных? ( медведь и ежик готовятся к зимней спячке; белка и заяц поменяли цвет шубок, у зайчихи появились зайчата, . )

Что изменилось в жизни птиц? (перелётные птицы улетают в тёплые края, снегири прилетают на зимовку, некоторые птицы делают запасы на зиму)

Что изменилось в жизни людей? ( убирают урожай, поменяли одежду, грустят и сочиняют музыку и песни. )

Игра «Хорошо-плохо»

— А хорошо или плохо, что пришла осень? (

А представьте себе если бы после лета сразу же наступила зима, что же было бы тогда? (Люди не успели бы собрать урожай, животные не успели бы приготовиться к зиме и. д.)

Вывод: осень нужна и природе и людям.

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Игра «Кем бы ты хотел стать в осени?»

-А сейчас у вас есть возможность стать волшебниками. Вы можете оказаться в царстве Осени. И стать любым объектом этого царства. Вы сможете рассказать от имени этого объекта: Кто вы? (или что вы?) Какой вы? Что любите делать? О чем мечтаете?

Например: Здравствуйте! Я маленькая и пушистая тучка. Я живу высоко в небе. У меня есть замечательный друг-ветерок. Вместе с ним мы часто играем и летаем над землей, потому что я очень любознательная, мне хочется все увидеть. Есть у меня, правда, одна особенность. Если я увижу что-нибудь грустное, я плачу, и тогда над землей идет унылый и долгий дождь .

-У вас были очень интересные рассказы.

— Ребята, я приготовила для вас сюрприз, в «волшебном» мешочке дар осени. Вы сможете отгадать, что это, задавая мне вопросы. Но есть условие — отвечать на ваши вопросы я буду словами да или нет.

Дети получают по одному осеннему листочку.

Игра «Листопад»

Дети бросают листья.

Ребята, давайте подскажем жирафику, как называется это явление?

Отвечают на вопросы

Играют в игру, соблюдая правила

Дети по очереди строят предложения, начиная со слов «Хорошо, что осень пришла, она…» или «Плохо, что осень пришла, потому что …»)

Выполняют движения в координации с речью

Рассказывают, ориентируются в своей системе знаний

Задают вопросы, угадывают, получают информацию

Дети бросают листья., извлекают информацию

3. Рефлексивный этап

Как вы думаете знает ли теперь жирафик, что такое осень?

Давайте подарим наши осенние листики жирафику на память, чтобы он мог рассказать об осени своим африканским друзьям.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе «Осенний калейдоскоп»

Цель: закрепление лексико-грамматических категорий языка по теме: «Осень».

Задачи:

  • совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных от существительных);
  • закреплять и активизировать употребление предлогов: В, НАД, ПОД;
  • развивать длительный плавный выдох, тонкую и общую моторику.

Оборудование: листья деревьев на палочке, сундучок, музыка Железновой «Дождь», шум: дождя, ветра, зонт, стаканчики с водой, пипетка, блюдце, гимнастическая дорожка.

Вводная часть

Вносится сундучок группу.
— Ребята посмотрите, что я нашла. Какой-то сундучок. Вы не видели, кто его оставил? (Нет)
— Не открывается. Посмотрите, что-то здесь написано. Давайте прочитаем.

«Я волшебный осенний сундучок. Откроюсь я, после того, как вы вернетесь из путешествия».

Волшебный сундучок

— Ребята, вы поняли, что он откроется после того, как мы вернемся из путешествия. Значит, что нам нужно сделать? (Отправиться в путешествие)
— Отправляемся? (Да)

По тропинке мы идем
Да, по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,

Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!

Основная часть

— Ой, как в лесу холодно. А вы знаете, почему холодно? (Потому что осень. Осенью дует сильный, холодный ветер)

Фонетическое упражнение «Ветер»

Дует легкий ветерок –ф-ф-ф…
И качает так листок –ф-ф-ф… (Выдох спокойный, ненапряженный)
Дует легкий ветерок –ф-ф-ф…
И качает так листок –ф-ф-ф… (Активный выдох)

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:

Осиновый — а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…

Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».

— Что произошло с листьями?
— Почему они опадают, вы знаете?
— Когда листочки падают с деревьев, как это называется? (Листопад)
— Посмотрите все листья опали и перемешались.

Игра «Какой это лист?»

— Отгадайте, с какого дерева упал лист и назовите его.
— Послушайте, как я расскажу.
— Этот листочек упал с тополя. Это тополиный листок. (Каждый ребенок берет листок и называет с какого дерева упал листок)

Звучит музыка ветра.
— Полетели вместе с листиками.

Игра с предлогами

— Куда упали листья? (На подоконник, на тумбочку, на ладонь)
— Где кружатся? (Над головой)
— Куда приземлились листья? (В вазу)
— Что получилось из листьев? (Букет)

А теперь превратим наши пальчики в красивый букет.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

1,2,3,4,5
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,

Листья осины,
Листики дуба (загибать поочередно пальцы)
Мы соберем.
В вазу осенний букет отнесем. (Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладоши)

Звучит музыка «Шум дождя»
— Что это? (Дождь)
— Куда нам спрятаться от дождя? (Под зонт)

Игра «Хорошо-плохо»
— Скажите ребята, дождь – это хорошо. Почему?
— Дождь – это плохо. Почему?
— Что бывает после дождя? (Лужи)

Перепрыгни через лужи.(Под музыку Железновой «Дождь»)
— А лужи из чего образуются? (Из воды)
— Ребята, посмотрите, вода не только в лужах, но и оказалась в стаканчиках.

Читать еще:  Влияние лимонника на артериальное давление

Экспериментирование с водой

  • Вода не имеет собственной формы.
  • Вода – прозрачная жидкость.
  • Вода – жидкость.

— Возьмите пипетку. Наберите в нее воду. Накапайте на тарелочку воду.
— Почему она растеклась по тарелочке? (Потому что вода жидкая)
— Правильно, ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. Я предлагаю вам превратиться в капельки – водички. Закройте глазки.

Заключительная часть

Релаксация «Капелька»
Раз, два, три глазки разомкни. Вам понравилось наше путешествие?
Но нам пора возвращаться. Нас ждет сундучок.
По дороге золоченой
Осень щедрая идет.

Убранный листами клена
Сундучок она несет.
Сундучок с ее приданным

Полон солнечных даров:
Много здесь брусники рдяной,
Спелых яблок и грибов.

— Вот мы опять оказались в саду. Посмотрите открылся сундучок или нет. (Открылся)
— Значит, вы все выполнили верно? (да)
— Что там? (Дары осени. Грибы)
— Молодцы! Справились со всеми заданиями.

Конспект открытого интегрированного занятия в логопедической подготовительной к школе группе «Краски осени»

  • Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса (6)
  • Самообразование педагога (2)
  • Отчеты (5)
  • Проекты (0)
  • Открытые занятия (6)
  • Самоанализ открытого занятия (4)
  • Целевые прогулки (2)
  • Праздники, досуги, утренники (2)
  • Дидактическое пособие (2)
  • Конспекты НОД (12)

Конспект открытого интегрированного занятия в логопедической подготовительной к школе группе «Краски осени»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь.

— Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

— Уточнить и расширить представление об овощах и фруктах, их форме.

— Уточнить и активизировать словарь по теме. Закрепить понятия сад и огород

-Обогащать мировосприятие детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и живописи;

-Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

-Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Методические приемы: художественное слово, рассматривание репродукций, фото, ИКТ, слушание музыки, аппликация.

Предварительная работа:Экскурсия в парк, наблюдение за осенними деревьями, беседа на тему «Золотая осень», рисование осеннего пейзажа, разучивание песен, стихотворений.

Материал и оборудование: Декорация осенней поляны, репродукции Левитана «Золотая осень», Поленова «Холодная осень», музыкальное произведение П.И.Чайковского «Осенняя песня», клей, кисти, салфетки, макет дерева.

Ход занятий

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наша группа превратился в осеннюю поляну и нас с вами ждет волшебный мир музыки, красок и стихов.

А сейчас послушайте стихотворение:

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют поля,

И птичьи повсюду звенят голоса,

А Лето пришло – все под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

О чем это стихотворение?

Дети: О временах года

Воспитатель: Правильно, а какое сейчас время года на дворе?

Воспитатель: Как вы определили, что это осень?

(дети называют сезонные изменения природы).

Вступительная часть

Воспитатель: А осень, ребята, бывает разная. Ранняя или еще можно сказать, золотая. Подумайте и скажите, почему так называется?

Воспитатель: Это когда стоит солнечная погода, листочки на деревьях окрашены в несколько цветов. В желтый, оранжевый, бардовый. И все вместе они как будто превращают деревья в многоцветный яркий костер.

(фото-пейзаж на экране)

Воспитатель: А еще бывает поздняя осень. Это когда небо пасмурное, часто идет дождь. С деревьев облетели листья, на земле холодные черные лужи, часто дует холодный пронизывающий ветер.

(фото-пейзаж на экране)

Воспитатель: А как вы думаете, почему осень одновременно называют веселой и грустной?

Воспитатель: Веселая осень — потому, что красивая, а грустная — потому, что осенью быстро красота исчезает.

Воспитатель: Осени посвящают свои произведения композиторы, художники, поэты. Вот как отобразил осень в своей музыке композитор П.И.Чайковский. Послушаем отрывок из его произведения «Осенняя песня».

Воспитатель: О чем нам рассказала музыка, что вы услышали в ней?

Дети: Об осени, шум дождя, порывы ветра, шелест облетающей листвы.

Воспитатель: Какая музыка по характеру?

Дети: Спокойная, нежная

Воспитатель: А еще можно сказать задумчивая, мягкая, задушевная, ласковая, напевная, плавная, добрая, красивая.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Это картина Поленова «Холодная осень».

Основная часть

Воспитатель: Ребята посмотрите в окно . какая осень у нас?( Осень золотая)

Ребята посмотрите, сколько листьев раскидала золотая осень. Дайте ответ на вопрос: Почему осенью опадают листья с деревьев? (Потому что прекращается сокодвижение в деревьях, листья перестают получать питательные вещества).

Воспитатель: Какие три осенних месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: По каким признакам можно узнать, что наступила осень? (солнце греет слабее, дни стали короче, ночи длиннее, листья на деревьях пожелтели, люди стали одеваться теплее, чаще идут дожди, на улице стало холодно и т. д.).

Воспитатель: Ребята как еще называют золотую осень7 Королева осень -как вы думаете почему ее так называют?

Воспитатель: Королева осень прислала нам письмо и приглашает к себе в гости, но вы ее не увидите, пока не выполните ее задания. Нас встретят ее помощники.

— Жили – были поросята,

Три веселых дружных брата

Летом бегали, играли,

Холода совсем не ждали

Вскоре осень наступила

«Нужно урожай собрать сполна

Скоро к вам придет зима!»

Воспитатель: Поможем, поросятам выяснить, какой урожай можно собрать осенью, и как добраться до него?

А перед работой мы немного отдохнем: (слайд листья)

Мы листики осенние, На ветках мы сидим.

(присесть) Дунул ветер – полетели, Мы летели, мы летели.

(взмахи руками в стороны, кружиться вокруг себя) И на землю тихо сели.

(присесть) Ветер снова набежал, И листочки все поднял

(взмахи руками над головой) Закружились, полетели, И на землю тихо сели.

А теперь садимся на свои места.

Воспитатель: Ребята, Королева Осень припасла поросятам свои дары – урожай, но прежде чем она отдаст им их, она приготовила несколько заданий для вас.

(выходит ребенок в маске -поросенок Ниф-ниф)

Воспитатель: У поросенка Ниф-Нифа такое задание:

Прежде назовите по очереди фрукты и овощи, которые растут у вас и ваших родных в огородах (дети называют).

Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру: «Где растет». Правило игры: у вас на столах лежат картинки: деревья, кусты, земля. Поросенок Ниф-ниф будет вам показывать овощ или фрукт. Вам нужно поднять карточку, которая показывает, где растет овощ или фрукт. Молодцы ребята, справились с первым заданием.

Выходит поросенок Нуф Нуф с корзиной фруктов.

Воспитатель: Ребята давайте прослушаем задание Нуф Нуфа: Поиграем в игру »Найди такой же по форме» Правило игры : я буду показывать фрукт, а вы называете на какую геометрическую фигуру он похож.

Молодцы справились со вторым заданием.. Мы переходим к следующему заданию.

Воспитатель: Поприветствуем третьего поросенка. Кто, скажет как его зовут? (НафНаф). Верно. Он тоже с заданием: посмотрите, он принес разноцветные листья. Королева осень попросила ему помочь одеть дерево осенней листвой так как волк из этой сказки раздул все листья с дерева по группе. Выполним третье задание?.Дети собирают листья и приклеивают на макет дерева.

Сопровождение: музыкальное произведение П.И.Чайковского «Осенняя песня», показ слайдов.

Воспитатель: Молодцы! А за то, что вы справились со всеми заданиями, волк передал вам волшебные слова, с помощью которых мы сможем увидеть Королеву и ее владения!

Ребенок рассказывает стихотворение:

Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Осенью зовется.

(Во время рассказа показываются слайды с изображением осени, а в конце слайд — Королева осень.)

Заключительная часть Воспитатель: В благодарность за вашу помощь Поросята поделились с вами своим урожаем (яблоки для детей). На этом наш путешествие во владения Золотой осени подошел к концу.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector