Detilubvi.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советы родителям при кризисе первого года жизни у ребенка

Консультация для родителей «О кризисе первого года жизни»

Оксана Романчук
Консультация для родителей «О кризисе первого года жизни»

Первый год жизни малыша — один из сложных возрастных периодов ребенка,в течение которого он проходит множество этапов развития: сначала учится переворачиваться с бока на бок, затем — сидеть, ползать и, наконец, ходить. На него обрушиваются обилие информации и большая физическая нагрузка. В результате возникает возрастной кризис, являющийся неотъемлемой частью нормального физического и психического развития ребенка, своеобразным итогом, переходом на следующий этап развития.

Специалисты связывают начало кризиса первого года жизни с мо-ментом свободной самостоятельной ходьбы, которая становится основ-ной формой передвижения ребенка в пространстве.

Помните: для кризиса этого возраста жизни характерны гипертрофированная привязанность к маме; повышенная эмоциональная возбудимость, капризность; проявление агрессии; непослушание и упрямство.

Предоставляйте малышу в этот период свободу действий, что позволяет ему чувствовать независимость, создает иллюзию «ненужности» взрослого.

Проявляйте терпимость к попыткам малыша устанавливать при этом свои правила, пренебрегая требованиями и запретами старших.

Не сдерживайте стремление ребенка к самостоятельным действиям, отнеситесь с пониманием к его протестному поведению, желанию делать все вопреки требованиям мамы.

Не пугайтесь истерик и капризов малыша, их непредсказуемости, так как изменения в его поведении свидетельствуют о переходе на новый этап развития — от младенчества к раннему детству.

Старайтесь понять, что это не «капризы», а проявления кризиса, т. е. переходного периода в жизни ребенка, свидетельствующего о процессе развития годовалых детей.

Разумно стройте свои взаимоотношения с малышом, спокойно предъявляйте ему требования, с пониманием отнеситесь к изменяющимся потребностям растущей и развивающейся личности, которые затрагивают в этот период все сферы жизни ребенка: предметную деятельность; отношения со взрослыми; отношение к себе своим желаниям.

Поощряйте самостоятельность крохи,пусть он многое делает сам и осваивает новые способы действий: пытается самостоятельно

пользоваться ложкой и кружкой во время еды; упражняется в раздевании и одевании; подражает взрослым, повторяет в играх и действия. Ребенок начинает противопоставлять себя другим, осознает собственное «Я» в окружающем мире.

Обращайте внимание на xapaктерные личностные изменения ребенка: повышенную обидчивость, капризность, недовольство привычными мелочами, упрямство в отстаивании выполнения своих желаний (часто непостоянных непоследовательных, проявление

независимости и самостоятельности; старайтесь смягчить их проявления и помочь малышу преодолеть возрастной кризис «Я — сам».

Стремитесь найти золотую середину между строгими запретами и вседозволенностью; установите определенные и постоянные правила, которые малыш может легко запомнить и начнет им следовать;соблюдайте основные принципы бесконфликтной дисциплины:

• включайте в жизнь каждого ребенка определенные ограничения и запреты, немногочисленные правила;

• сообщайте ребенку требование или запрет дружественно-разъяснительным тоном, избегайте строгих, повелительных интонаций;

• четко и ясно давайте понять малышу, какое его действие приемлемо, а какое недопустимо ни при каких обстоятельствах;

• избегайте длинных нравоучительных монологов, так как маленький ребенок не способен воспринять и переработать большой объем информации; решительно останавливайте малыша от недозволенных действий.

Создавайте необходимые условия для освоения полезных и безопасных действий, мягко направляйте активность ребенка в конструктивное русло; не отбивайте у него желание действовать самостоятельно постоянными ограничениями и запретами.

Показывайте малышу желаемый результат и чаще хвалите его, давайте оценку не личности ребенка, а его конкретным действиям. Заниженная оценка действий и поведения ребенка может привести к «отрицательному программированию» его личности.

Ваше спокойствие и терпение помогут ребенку благополучно пережить кризис первого года жизни.

Беседа для родителей по теме «Возрастные особенности детей шестого года жизни» Беседа для родителей по теме: «Возрастные особенности детей шестого года жизни». Разработала: воспитатель Исакова В. В. Детский сад № 32.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей шестого года жизни» Беседа для родителей по теме: «Возрастные особенности детей шестого года жизни». Разработала: воспитатель Исакова В. В. Детский сад № 32.

Консультация для педагогов «Использование художественного слова в организации режимных моментов детей 2–3 года жизни» Наблюдая за малышами, я заметила, что некоторые дети слышат не слова, а интонацию, доброжелательную, располагающую, вызывающую доверие.

Консультация для родителей «Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни» Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные.

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни» 2 младшая группа Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни Развитие речи от 3 до 4 лет. Четвертый год жизни.

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей пятого года жизни» средняя группа Рекомендации родителям по развитию речи детей пятого года жизни Развитие речи от 4 до 5 лет. На пятом году жизни у ребенка.

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни» 1 младшая группа Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни Развитие речи от 2 до 3 лет. Этот возрастной период.

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи речи детей второго года жизни» группа раннего возраста Рекомендации родителям по развитию речи детей второго года жизни Развитие речи от 1 до 2 лет. Второй год характеризуется.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь — основное средство общения людей, орудие мышления.

Как пережить кризис первого года ребёнка с пользой

Ещё недавно малыш был спокойным, доброжелательным и отлично ладил с бабушкой или папой, пока вы занимались своими делами. Но в последнее время его просто невозможно узнать. Ребёнок всё время виснет на руках, постоянно требует внимания и закатывает истерики без повода. Вы в ужасе думаете, что так теперь будет всегда. Не переживайте, вы столкнулись с первым нормативным возрастным кризисом ребёнка. Почему происходит кризис первого года жизни, в чём его плюсы и как помочь малышу пережить это время с пользой — читайте в статье.

Что такое кризис первого года и почему он важен

Кризис 1 года — это естественный процесс, который сопровождает переход ребёнка от младенчества к раннему детству. Малыш взрослеет и начинает осознавать себя как самостоятельную личность. После кризиса происходит скачок в развитии ребёнка, а его мышление переходит на качественно новый уровень. Дети начинают увереннее ходить, чётче разговаривать и радуют родителей новыми словами.

Кризис — это первый шаг на пути отделения от родителей. Для ребёнка очень важно прожить этот период правильно. От того, насколько успешно он преодолеет кризис, зависит его характер, способность общаться, принимать решения и преодолевать трудности в будущем.

Причины нормативного кризиса

Кризис первого года жизни связан с тем, что ребёнок:

  • начинает осознавать свои желания. Он отделяет себя от мамы и понимает, что не всегда их желания совпадают;
  • начинает понимать, что он маленький, а родители — взрослые. Ему недоступны те вещи, которые доступны маме с папой;
  • взрослеет, у него появляются новые потребности, которые уже невозможно удовлетворить старыми методами. Но диапазон возможностей ребёнка ещё очень мал;
  • начинает ходить и говорить. Малыш жаждет быть самостоятельным и стремится исследовать мир всеми возможными способами. Но при этом он регулярно сталкивается с запретами, причин которых не понимает;
  • определяет границы дозволенного. При помощи манипуляторного плача он испытывает на прочность социальные рамки;
  • испытывает целую гамму новых чувств. Он хочет общаться и делиться ими с окружающими, но пока не может выразить эмоции словами.

Хотите, узнать как наиболее комфортно преодолеть кризис одного года, как для ребёнка так и для вас? Тогда регистрируйтесь — на бесплантный онлайн мастер-класс Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Когда начинается кризис первого года

Дети развиваются по-разному. Соответственно, и кризис может подстерегать детей в разном возрасте. Первый возрастной кризис может начаться в 9 месяцев, а закончиться в возрасте 1,5 лет. После наступает непродолжительный период затишья перед следующим неспокойным этапом — кризисом двух лет.

Кризисный период бывает у всех детей. Но у одних он проходит быстро и почти незаметно, а у других этот этап взросления растягивается и полон эмоций. Продолжительность и интенсивность кризиса первого года зависит от:

  • характера и темперамента ребёнка;
  • умения родителей правильно реагировать на поведение малыша;
  • стиля воспитания и отношений, сложившихся в семье.

Если родители уважают желания ребёнка и чутко относятся к его потребностям, они могут даже не заметить проявлений кризиса.

Как проявляется кризис первого года

Первый признак кризиса — противоречивое поведение ребёнка. Он отчаянно нуждается в родителях, постоянно просится на руки, но при этом хочет активно познавать мир. Или долго просит какую-нибудь вещь, а как только получает, бросает её на пол.

Признаки, по которым можно определить начало кризиса:

  1. Повышенная капризность и плаксивость.
  2. Истерики в ситуациях, которые раньше не вызывали подобной реакции.
  3. Отказ от любимой еды и привычных процедур.
  4. Агрессивное поведение.
  5. Боязнь потерять маму из виду, требование повышенного внимания к себе.
  6. Отказ выполнять ваши обычные просьбы.
  7. Утрата навыков, которые малыш приобрёл раньше (например, перестал ходить и снова начал ползать).
  8. Отказ от помощи взрослых, стремление выполнять всё самостоятельно (например, пытается повторять действия взрослых или обижается, когда ему подсказывают, что делать).

Далее рассмотрим, что делать родителям, чтобы кризис миновал как можно скорее и принёс только пользу ребёнку.

Что делать, чтобы помочь ребёнку преодолеть кризис

Для начала осознайте и примите три истины:

  1. Это не ваша вина. И не вина ребёнка. Он страдает от проявлений кризиса ещё больше, чем вы. Именно сейчас ребёнок нуждается в вашей поддержке и заботе больше, чем обычно. Дайте ему почувствовать, что он любим.
  2. Кризис неизбежен и необходим для ребёнка. Так он учится быть самостоятельным, определять границы дозволенного и взаимодействовать с миром.
  3. Этот период обязательно закончится, и после него наступит этап спокойного и стабильного развития. До следующего нормативного возрастного кризиса.

А теперь начинайте действовать.

✓ Воспитывайте и поощряйте в ребёнке самостоятельность . Сейчас для этого идеальные условия, потому что он сам к этому стремится. Если момент будет упущен, то в 3-5 лет уже будет сложнее заставить ребёнка выполнять даже простые действия самостоятельно.

Пришло время делать что-то не для ребёнка, а вместе с ним. Привлекайте малыша к домашним делам, учите его держать ложку, мыть руки перед едой, пить из чашки.

✓ Установите границы и сформируйте запреты . Формируя запреты, учитывайте следующее:

  • запреты должны быть однозначными и иметь чёткие логические обоснования;
  • ребёнок должен понимать, что будет в случае нарушения запрета;
  • запреты должны действовать всегда, вне зависимости от вашего настроения или ситуации;
  • слово «нельзя» должно звучать очень редко и обозначать реальную опасность или угрозу для жизни и здоровья ребёнка;
  • чем меньше будет запретов, тем серьёзнее ребёнок будет к ним относиться;
  • все члены семьи должны придерживаться общей линии поведения с ребёнком.

✓ Используйте возможности игры . Проявления кризиса проще пережить через игровую деятельность. Разыграйте спектакль при помощи игрушек и на их примере покажите, какими последствиями грозит нарушение чётких запретов.

В момент кризиса развития ребёнка очень привлекает всё новое и необычное.

Например:

  • пластиковые тарелки и стаканы;
  • крышки от банок и ложечки;
  • бумага и пальчиковые краски;
  • съедобный пластилин;
  • детские музыкальные инструменты с громким звуком.

Дайте малышу тарелочку с отварным рисом или овощами, посадите игрушки за стол и позвольте ему самостоятельно их покормить. Это и готовый сюжет для новой игры, и развитие мелкой моторики, и свободные руки мамы.

Организуйте ему безопасное пространство для игр. Уберите всё ценное, опасное и хрупкое повыше, а в нижних ящиках оставьте то, с чем ребёнок условно может играть.

✓ Предлагайте альтернативные решения . Если ребёнок требует то, что вы позволить не можете, отвлеките его, уговорите или предложите альтернативу. Например, ребёнок на прогулке устал идти ножками, но при этом не хочет ехать в коляске и просится на руки. Присядьте рядом и скажите, что вы тоже устали. Поносите малыша некоторое время, а потом пожалуйтесь, что «болят ручки и спинка», опустите его на землю и медленно идите рядом. Старайтесь объяснять все свои запреты и не идите на поводу у каждого каприза.

✓ Развивайте речь ребёнка . Чтобы назвать какие-либо объекты, малышу сначала нужно их запомнить. Играйте в игры с простым сюжетом (покормить или искупать игрушку, уложить её спать или погулять с ней на улице) и проговаривайте свои действия вслух. Так ребёнок запомнит эти действия не как отвлечённые понятия, а как пережитые на собственном опыте.

Как можно больше разговаривайте с ребёнком. Называйте предметы, чувства и эмоции своими именами, используя мимику, жесты и весь свой актёрский потенциал.

✓ Старайтесь соблюдать режим дня . Дети, которые гуляют, кушают и спят по режиму, более спокойные и здоровые. Но пусть ваш режим будет достаточно гибким. Чтобы днём без проблем лечь спать или хорошо пообедать, ребёнок к этому времени должен нагуляться и проголодаться.

✓ Знакомьте ребёнка со сверстниками . Но не заставляйте вступать с ними в контакт. Ребёнок сам начнёт играть и общаться с другими детьми, когда будет готов.

Читать еще:  Остеомиелит Причины Клиника Диагностика Лечение Осложнения

✓ Будьте примером . Детям свойственно копировать поведение взрослых. Следите за собой и контролируйте своё поведение в присутствии малыша.

✓ Показывайте ребёнку свою любовь . Ставьте желания ребёнка в приоритет каждый раз, когда это возможно. Чаще обнимайте, целуйте, говорите дружелюбным тоном, называйте его ласково по имени. Ребёнок узнаёт о себе в первую очередь от вас. Называя его умным, добрым и любимым, вы формируете у ребёнка чувство собственной ценности и значимости.

Узнайте как подобрать подходящий метод воспитания именно для вашего ребёнка- на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.

Кризис 1 года: инструкция для родителей

Что делать, если ребенок постоянно капризничает, протестует, не слушается, устраивает истерики и не отпускает маму ни на шаг?

Что делать, если ребенок постоянно капризничает, протестует, не слушается, устраивает истерики и не отпускает маму ни на шаг?

Годовалый малыш радует родителей своими новыми умениями: он понимает речь, и даже сам пытается произносить первые слова; он встает на ножки и начинает ходить. Казалось бы, вот оно счастье мамы — «почти взрослый» человек!

Но не успеют родители подумать, что пришла пора немножко расслабиться, как обнаруживают, что их милое, улыбающееся и сговорчивое чадо словно кто-то подменил на капризного и совершенно невозможного ребенка.

Что случилось? Ребенок заболел? Пережил тяжелый стресс? Или его избаловали вниманием? Скорее всего, причина в другом — настал кризис одного года.

Как проявляется кризис?

  • Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
  • Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
  • Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
  • Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
  • Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.

Что происходит с ребенком?

Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.

С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.

Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…

Что происходит с мамой и папой?

До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.

Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом. Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»

На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.

Как пережить кризис?

Следуя некоторым правилам, мамы и папы смогут уменьшить остроту и продолжительность переходного периода. Итак, что важно знать родителям?

1. Ребенку по-прежнему важно ощущать прочную связь с мамой. Это естественная потребность, от нее не нужно «отучать». Куда надежнее напитать малыша своим вниманием и любовью, тогда он сам перестанет держаться за мамин подол и с радостью отправится исследовать мир. Главное, чтобы он знал, что всегда может на вас рассчитывать.

Чтобы не усиливать тревогу ребенка, не исчезайте незаметно (пока бабушка показывает птичку в окне). Лучше объясните, что вы уходите и обязательно скоро вернетесь. Признайте за малышом право огорчаться по этому поводу, а за собой — право уйти по делам, несмотря на его огорчение.

Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его дяденьке милиционеру или бабайке, что оставите его одного посреди улицы, если он сейчас же не успокоится и не начнет себя хорошо вести. Не говорите, что вам «не нужен такой плохой мальчик» или «такая капризная девочка».

2. Описывайте то, что происходит с малышом, называйте его чувства. Обнимите рыдающее чадо и скажите: «Тебе очень хотелось еще погулять. Ты очень расстроен, что нам пора идти домой. Мне жаль, что тебе так грустно». А вот нравоучения и приказной тон («Ты посмотри, как ты плохо себя ведешь! Тебе не стыдно? Вон все ребятки глядят…», «А ну-ка быстро пошли, кому говорю!») в момент, когда ребенок на грани истерики, точно не помогут.

Порой родителям нелегко это принять, но в жизни любого человека, даже маленького, есть место «плохим» чувствам — обиде, злости, раздражению, грусти. Не стоит критиковать малыша за них. Если мама нейтральным тоном регулярно описывает чувства ребенка, он привыкает к тому, что у него есть право не только радоваться, но и злиться и грустить. В этом случае куда проще научиться управлять своими импульсами, стать их хозяином. Но, главное, малыш получает опыт безусловной любви и принятия. А это бесценный подарок на всю жизнь.

3. Пусть в жизни ребенка будет четкий режим дня и стабильные правила. Постоянно проговаривайте их вслух, описывайте, из чего состоит ваш день, что вы будете делать сначала и потом: «После обеда мы идем спать», «Когда мы приходим с улицы, то обязательно моем ручки». Можно пользоваться детскими стишками и песенками — про одевание, умывание, расчесывание и т.д. К примеру, всякий раз приговаривайте: «Водичка-водичка, умой мое личико…» или «Если мы идем гулять, нужно куртку надевать!»

Малыши с удовольствием повторяют действия за любимыми игрушками, поэтому пусть ваши зверята тоже соблюдают правила и режим. За завтраком кормите плюшевых медвежат кашей, а после обеда укладывайте спать котиков и жирафов. Перед прогулкой поможет такой диалог: «Как мы оденем нашу куколку на улицу? Можно ее вести гулять в одном платьице или она замерзнет? Давай наденем ей теплую кофту, шарфик и шапочку». Скорее всего, после этого шарфик с шапочкой наденет и хозяйка куклы. В некоторых семьях режим дня соблюдают даже машинки и самолетики.

4. Оставьте минимум запретов, но все они должны быть «железобетонными».

Порой родители запрещают детям вполне нормальные вещи. Например, бегать, кричать, трогать совершенно безопасные предметы. На чем основан запрет — взрослые и сами порой не знают, просто: не положено. Но как выполнить миллион разных «нельзя»? Если только лечь в углу, молчать и не шевелиться… К счастью, естественная потребность в развитии сильнее запретов.

Не допускайте, чтобы то, что вчера было нельзя (например, трогать папин телефон), сегодня уже стало можно, потому что родителям срочно потребовалось заняться своими делами. Договаривайтесь, чтобы требования всех членов семьи к ребенку были одинаковыми.

Пусть нельзя будет только то, что угрожает жизни и здоровью годовичка и его окружающих (к примеру, запрещено совать шпильки в розетку, выбегать на дорогу, бить кошку и т.д.). Если слово «нельзя» уже обесценилось в вашей семье, введите для таких особых случаев слово «Опасно!». Добивайтесь, чтобы услышав его, ребенок моментально, на уровне рефлекса останавливался.

5. Создайте безопасную развивающую среду.

Это не ребенок такой вредный, что так и тянется к китайской вазе и новенькому ноутбуку, это родители не продумали грамотное хранение. Уберите из зоны доступа все ценное, хрупкое и опасное, чтобы ежеминутно не пришлось одергивать маленького исследователя.

Не пугайтесь желания ребенка ломать игрушки — это не избалованность, а способ познания мира. Поэтому отложите на будущее покупку радиоуправляемых моделек, а пока пусть под рукой будут простые игрушки, которые и на составные части разобрать не жалко.

6. Помните, что в паре «ребенок – родитель» главный — взрослый. Не позволяйте управлять собой, старайтесь сохранять спокойствие и уверенность в любых ситуациях. Ребенку жизненно важно чувствовать, что родитель сильный, что он не разрушается под детским гневом. Если родитель слаб, если он постоянно меняет свои решения, то в душе у маленького человека поселяется тягучая тревога. Если не на маму и папу, то на кого еще опереться в этом мире?

Никогда не давайте истерикам положительного подкрепления в виде подарочков, покупки желаемого и т.д. Куда лучше крепко обнять рыдающего ребенка, прижать к себе, утешить словами или песенкой, отвлечь внимание. Только не отвлекайте тем самым телефоном, который в прочее время брать строго запрещено. Лучше покажите собачку, голубя, другого ребенка и т. д.

7. Уважайте желания и чувства маленького человечка. Пусть он выбирает, какого цвета кофточку надеть, какой сок попить. Пусть пытается есть ложкой, даже если весь перемажется. Пусть вообще не ест, пока сам не проголодается. Малышу так важно пользоваться своей только что открытой самостоятельностью! Так предоставьте такую возможность в рамках разумного и безопасного.

8. Берегите себя! Ребенку, переживающему кризис, очень нужны любящие и спокойные родители. Если вы не найдете способ, как восстанавливать свои силы, вы просто не сможете справиться со всеми истериками и капризами карапуза. Поэтому не геройствуйте, изображая никогда не устающих супер-родителей. Любите не только ребенка, любите себя! Дышите глубже, ищите точки опоры и источники энергии. Окружайте себя людьми, которые выслушают, поймут и поддержат.

Когда трудно, напоминайте себе, что так будет не всегда. Просто сейчас ваш малыш очень быстро взрослеет. И это здорово!

Кризис одного года — его причины, особенности, советы родителям

Возрастные кризисы – это как бы необходимые рубежи, которые человек должен проходить при взрослении. Первый из них начинается в годовалом возрасте и носит название «кризис одного года». На этом этапе начинается «речевое» развитие ребенка.

С чего начинается кризис первого года

Кризис первого года жизни наступает на границе между младенчеством и ранним детством, согласно теории Д. Б. Эльконина. В это время ребёнок уже активно ползает или даже ходит, может манипулировать предметами, приобретает ряд новых навыков в играх, самообслуживании, ощущает потребность в самостоятельной деятельности. Кроме того, он начинает осваивать первые слова. Новый этап развития ребёнка вступает в противоречие с тем состоянием, в котором он находился до этого.

Во время кризиса первого года ребёнок переходит от пассивного восприятия жизни к более активному. Там, где раньше он целиком полагался на родителей и подчинялся им, теперь он начинает действовать по собственной воле. Следствием этого становятся новые приобретения в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфере, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными.

Причины развития кризиса одного года

Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка. Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе. Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.

  • Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество. Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
  • Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
  • Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
  • Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.
Читать еще:  Лечение нейроциркуляторной дистонии

Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.

Особенности проявления кризиса одного года: признаки

Проявления кризиса первого года жизни – это прежде всего гипобулические реакции, о которых говорилось выше. Ребёнок становится излишне капризным, проявляются трудности в его воспитании. С одной стороны, годовалый ребёнок проявляет интерес к самостоятельной деятельности, в одиночку делает то, что раньше делал при посредничестве родителей, если же они это делали за него. С другой стороны, зачастую ребёнок отказывается делать то, что раньше послушно выполнял. Ребёнок проявляет упрямство, настырность, требует к себе большего внимания. Он начинает бурно реагировать на замечания взрослых.

Впервые встречаясь с запретами, он будет пытаться их нарушить или обойти. Бывает, что разрешения и запреты даются ребёнку непоследовательно: вчера было можно, а сегодня нельзя; мама разрешает, а папа запрещает и т. д. Это только усиливает смятение и недовольство в сознании ребёнка, который ещё не может понять всей сложности и противоречивости окружающего мира.

Во время кризиса первого года жизни заметно изменяются и нарушаются привычные биоритмы, по которым раньше жил ребёнок. Нарушения затрагивают процесс принятия пищи (в частности, чувство голода), смену сна и бодрствования и др. Теперь ребёнок как бы «не соглашается» со своей биологией и пытается ей противостоять, также как противостоят ей новые жизненные обстоятельства.

В попытках более широкого контактирования с окружающим пространством ребёнок проявляет активную речевую деятельность, пусть даже она и находится на автономном уровне; звуковая речь дополняется мимикой и жестами. Ребёнок жаждет общения со всеми и бурно реагирует на то, что окружающие часто его не понимают. «Слова» детской речи формируются спонтанно, обычно это звукоподражательные единицы, которые, однако, могут обозначать и другие предметы, как-либо связанные с исходным. Например, одно и то же «слово» может обозначать и кошку, и любую шерстяную ткань или предмет, и все острые предметы (потому что они царапаются, как кошка). Это демонстрирует формирующиеся интеллектуальные способности ребёнка: он в этом возрасте уже совершает простейшие логические операции (к примеру, находит общие признаки у разных предметов).

Успешное преодоление кризиса: психологические методы

Кризис первого года жизни считается положительным явлением, поскольку он связан с существенными изменениями личности ребенка. Окружающие привыкли отмечать лишь негативные проявления этого процесса, однако куда более важными являются позитивные. При этом чёткие границы кризиса не определяются, они в каждом случае индивидуальны; во многом эти границы зависят от поведения окружающих, от их умения воспитывать детей и готовности их понять.

Ещё советские психологи предостерегали родителей от большого количества запретов. Ведь они могут пагубно сказаться на развитии ребёнка и замедлить течение кризиса. Вместо постоянных ограничений и запретов следует создать некую безопасную для ребёнка среду, которую он может полноценно исследовать. Не следует также проявлять настойчивость и заставлять ребёнка что-то делать силой, вместо этого нужно стремиться заинтересовать его тем, что вы считаете нужным. Для родителей важно осознать, что теперь они являются для ребёнка не посредниками в освоении мира, а только помощниками. Инициативу, исходящую от ребёнка, нужно в целом поощрять, оберегая лишь от опасных ситуаций, в которых ребёнок может нанести себе травму. Родители должны всё ему показывать и рассказывать, так они смогут помочь ему быстрее разобраться с тем, что его окружает.

При правильном подходе к воспитанию кризисный период закончится достаточно быстро – в течение нескольких месяцев. Следует понимать, что проявляющиеся «капризы» в поведении годовалого ребёнка вполне оправданы, поскольку родители своими замечаниями препятствуют естественному развитию его личности. В кризисный период не столько ребёнок должен слушаться родителей, сколько родители – ребёнка.

Как справиться с кризисом первого года жизни – много полезных советов молодым родителям

Совсем недавно в вашей семье появился новый человечек: такой милый, хорошенький, которого можно было постоянно носить на руках и зацеловывать до беспамятства. Но вот малыш отметил свой первый день рождения, и его как будто подменили. Вместо милого ребенка вы видите капризного, вредного, истеричного человека. Не стоит пугаться и винить себя в том, что вы что-то делаете неправильно. Просто ребенок переживает свой первый серьезный кризис, и задача родителей – помочь неокрепшей психике малыша справиться с этим непростым испытанием.

Что происходит

Примерно с 9 месяцев и до 1,5 лет все дети переживают кризис, но у каждого он проходит по-разному. Первый год считается одним из самых сложных, ведь за короткий промежуток времени малыш начинает ползать, изучать окружающие предметы и явления, знакомиться с миром и людьми, которых он видит.

Кризис 1 года является своеобразной ступенькой, с которой начинается период самостоятельности.

Ребенку все становится интересно: он должен все попробовать, потрогать, досконально изучить. Каждая вещь является предметом наблюдения, и ничего удивительного, если ваш малыш будет пробовать игрушки или хвост кота на зуб. Совсем скоро ребенок начнет чувствовать себя самостоятельной личностью и отстаивать собственные желания и потребности. Он будет выплевывать полезную морковку, требуя что-то более вкусное, или устроит истерику с громким плачем, если мама будет одевать его на прогулку в неудобный (хоть и очень теплый) комбинезон.

Приметы кризиса первого года жизни

Каждый непростой период жизни малыша характеризуется основными признаками, и кризис первого года жизни не исключение. Как понять, что у ребенка начался кризис:

  1. Он становится упрямым, непослушным, требует повышенного внимания со стороны родителей.
  2. Остро реагирует на любые замечания: сразу начинает плакать, обижается, агрессивно себя ведет.
  3. Часто капризничает без видимого повода.
  4. В поведение появляется противоречивость: ребенок может попросить о чем-то и тут же от этого отказаться.

Почему годовалые дети так себя ведут

Проблема, в первую очередь, заключается в том, что родители не успевают за развитием своего малыша. Казалось бы, еще недавно он спокойно лежал в кроватке и наблюдал за погремушками, а сегодня ему нужно перевернуть весь шкаф, залезть в мамину косметику и высыпать все крупы на пол.

Если раньше прогулки в коляске приносили радость маме, то сейчас годовалое чадо лезет в лужи, ест песок и разбрасывает грязь на прохожих. Малыш сам желает есть суп или кашу, естественно, еда летит в разные стороны, и мама в истерике отмывает стены и пол от разбросанных продуктов.

Естественно, первое желание родителей – пресечь такое поведение своего карапуза.

Но мамам и папам нужно осознать, что капризы, истерики, желание самостоятельности – это не приметы плохого воспитания и характера. Взросление происходит именно так, и за каждым действием, каждой истерикой стоит логическое объяснение, очень важное для ребенка.

Как нужно себя вести родителям

Безусловно, самое главное – это безопасность маленького человека, поэтому разрешать ему глотать таблетки и пуговицы, трогать горячую плиту и переворачивать чай на себя категорически запрещено. Запреты должны присутствовать, но только на то, что может принести вред здоровью и жизни.

Запрещать нужно серьезно, без шуточного тона, и придерживаться правил, несмотря ни на что.

Ребенок должен усвоить, что мама не предлагает ему поиграть, а озвучивает важные моменты, которые нужно исполнять. Поскольку малыш еще маленький и не может запомнить все, что ему говорят взрослые, повторяйте правила всякий раз, когда возникнет похожая ситуация.

Помните, что дети усваивают информацию в понятной форме, поэтому можно придумать стишки, которые вы всегда будете повторять, например: «С огнем нам лучше не шалить, чтобы ручки не спалить», «Отправляемся гулять, нужно шапку одевать». Когда маленький исследователь в очередной раз услышит от мамы или папы предупреждение, он сделает выводы: «Ну что ж, значит, так действительно лучше».

Лучше всего переключать внимание малыша, а не бросаться с криками отбирать спички или лекарства. Естественно, каждый родитель переживает за жизнь и безопасность своего чада, но проявите фантазию, чтобы ребенок не испугался, а просто переключился на более интересное занятие.

  1. Если вы увидите в руках малыша мелкие пуговицы или таблетки (поверьте, он их сможет найти даже на самой верхней полке), спокойно предложите поиграть лучше в крупные пазлы.
  2. Взрослые книги или альбомы с ценными фотографиями можно заменить детскими книжками с толстыми картонными страницами и крупными иллюстрациями.
  3. Чтобы ребенок не наглотался шампуня или мыльной воды во время купания, отвлеките его интересными игрушками, которые сейчас в широком ассортименте продаются в любом детском магазине. Даже обычные разноцветные стаканчики разной формы станут хорошим вариантом игры в ванной: малыш с удовольствием будет разливать в них водичку.

Что делать, если малыш отказывается от элементарных вещей?

Мамы, конечно, лучше знают, что пойдет на пользу их крохам. Когда возникает потребность не отвлечь, а заставить что-то сделать, родители часто сталкиваются с такой проблемой: ребенок наотрез отказывается выполнять их требования. Прежде, чем предпринимать все меры, чтобы заставить ребенка, например, съесть брокколи, подумайте, нужно ли это делать.

Психологи утверждают, что вообще не нужно заставлять, если речь идет об обычной трапезе или, например, прогулке.

Заставлять употреблять определенные продукты точно не стоит – это может привести к серьезным психическим и физическим проблемам в будущем. Детский организм, на самом деле, намного умнее, чем нам кажется. Он не останется голодным и возьмет из определенного набора продуктов все необходимое для роста и развития. Если малыш не хочет полезные фрукты и овощи, не настаивайте. Пускай сегодня он поужинает одними макаронами – ничего страшного в этом нет. Завтра вы снова предложите ему зеленое, как травка, яблочко, или оранжевую, солнечную морковку.

То же самое касается и подгузников, горшка, соски. Если ребенок отказывается от памперсов, отлично, значит, пора время знакомить его с горшком, даже если родители планировали сделать это намного позже. Если он игнорирует горшок, ничего страшного, видимо, время еще не пришло. Хочет малыш сосать соску – пускай он лучше сосет ее, чем грязный шнурок от ботинка.

Наши бабушки, наверное, от таких советов достали бы карвалол. В их времена проще было надавить на ребенка, заставить его сделать что-то, чем потакать некоторым желаниям. Дети плакали, немножко капризничали, но потом сдавались под натиском взрослых. Но современные психологи говорят о том, что такие малыши часто вырастают безынициативными, пассивными, не способными к самостоятельности.

Давление – один из методов вырастить не капризного, избалованного человека, а вялого, трусливого, неуравновешенного. Когда ребенок чувствует уважение к себе, как к личности, с самого раннего возраста, он впоследствии станет другом для своих родителей, при этом будет уважать их мнение, но не бояться высказать свою точку зрения.

Что делать родителям?

В период агрессии или нервных срывов у годовалого ребенка родителям также приходится тяжело. Иногда хочется повысить голос, не сдерживаться, потому что силы на исходе. Но, как бы тяжело не было, придется проявить выдержку, понимание, а еще поможет чувство юмора и фантазия. Помните, что любую ситуацию лучше перевести в игру, чтобы добиться желаемого результата. Маленькие детки познают мир и себя, как личность, в игровой форме – вот и используйте это в кризисные моменты.

Читать еще:  Линекс инструкция по применению дозировка показания для детей взрослых

  1. Ребенок наотрез отказывается купаться? Устройте заплыв корабликов, приобретите краба, который умеет пускать мыльные пузыри в ванной или придумайте еще какое-нибудь увлекательное занятие, которое обязательно понравится малышу.
  2. Если карапуз отказывается завтракать, призовите на помощь любимую плюшевую игрушку. Например, зайка будет кушать вместе со своим хозяином или кормить его кашей.
  3. Когда собираетесь на прогулку, дайте возможность малышу самому выбрать свитер или брюки.

Детки с раннего возраста стремятся к самостоятельности, и этот шаг со стороны родителей – первая серьезная ступенька к доверительным отношениям в дальнейшем.

Больше общайтесь с детьми

Годовалые малыши очень хотят, чтобы их понимали, но пока не могут выразить понятно свои мысли. Отсюда крики, плач, непослушание – им сложно донести то, что они хотят сказать. Родителям нужно постоянно разговаривать со своими крохами.

Проговаривайте каждое действие: сейчас будем варить кашку, оденем вот эту желтую маечку, где же наши теплые носочки, и т.д.

Постепенно маленький человек начнет понимать, что от него требуют мама с папой, и с удовольствием будет выполнять их просьбы. В развитии речи помогают потешки, детские стишки, песенки, сказки. Чаще читайте книги малышу, тщательно проговаривая каждое слово. Придется побыть актером и постараться все диалоги читать с выражением, как бы озвучивая героев, чтобы интерес к книжкам у малыша не пропал. Помним – ребенку интересно то, что происходит в форме игры.

Стоит ли бояться кризиса первого года жизни?

Родителям важно понять, что этот этап переживает каждый ребенок. Он необходим для полноценного физического и психического развития, но маленькому человеку нужна помощь родителей. В этом возрасте дети часто становятся капризными, потому что требуют повышенного внимания от мамы с папой. Им очень важно, чтобы близкие оценили их действия, похвалили, пожалели. Будьте рядом с малышом, поддерживайте, старайтесь не ругать и, тем более, не наказывать. Если решили поругать, то критикуйте не личность ребенка, а его поступок, и делайте это сразу после того, как малыш набедокурит.

Чтобы пережить кризис с наименьшими потерями, родители не должны действовать с позиции силы. Малыш должен осознать, что мама и папа его любят, поддерживают, принимают и помогут в любой ситуации. Только так можно помочь полноценному развитию детей, а также завоевать их уважение и доверительное отношение.

Кризис 1 года у ребенка: причины, как справиться

Продвинутые родители знают, что существуют несколько кризисов развития ребенка до года. Кризисом в данном случае называется любой переломный момент в жизни грудничка. Вместе с физическим, происходит и активное психологическое развитие, поэтому у карапуза появляются новые потребности, новые знания и новые желания. Примерный календарь кризисов ребенка до года таков: 5, 8, 12, 20, 26, 37 и 46 недель.

Когда начинается кризис и сколько он длится

Приблизительное начало кризиса 1 года приходится от 9-12 месяцев и длится примерно до 16-18 месяцев. Как правило, начало проблем совпадает с началом прямохождения. У каждого карапуза эти сроки индивидуальны, у некоторых особо флегматичных детей кризис одного года может проявляться не очень ярко. Главной особенностью этого периода является изменение поведения крохи.

Признаки кризиса одного года у ребенка

  • Плаксивость и истерики, крики и слезы по любому поводу. Кроха может даже драться кулачками или стучать ножками по полу. Особо изобретательные карапузы падают на пол и бьются в истерике.
  • Непослушание и упрямство. Нежелание купаться, одеваться или кушать предложенную пищу.
  • Болезненное стремление к самостоятельности.
  • Агрессия и обидчивость. Острая реакция на запреты и замечания.
  • Противоречивость и непоследовательность. Карапуз хочет то одно, то другое, то, получив желаемое, теряет к нему интерес.

С чем связан кризис 1 года

Кризис 1 года у ребенка возрастная психология связывает с первыми шагами малыша. Когда карапуз начинает ходить, весь мир вокруг него меняется. Еще недавно у него было несовершенное зрение, он не мог ни стоять, ни сидеть. Его мозг работал совершенно по-другому и постепенно накапливал информацию об окружающем мире. Но карапуз научился сидеть, затем ползать, он понял, что мир вокруг многомерный, а не плоский, как казалось, лежа на кроватке. Осознание того, что каждый предмет особенный на ощупь, что он имеет определенный цвет, размер и свою функцию, заставляет нервную систему малыша напряженно работать. Новые умения в совокупности с активной мозговой деятельностью побуждают малыша общаться с родителями. Он хочет выразить свое недовольство или попросить какой-либо предмет. Малютка уже знает название некоторых вещей, понимает, что люди общаются с помощью речи, но сам пока не может говорить, и это его расстраивает.

Еще одной немаловажной причиной является желание все делать самостоятельно. Теперь, когда карапуз уже ходит на своих ножках, он хочет все делать сам. У него уже появились свои вкусы, он не хочет надевать кофточку, которую дает мама, отдавая предпочтение другой одежде. Кроха хочет самостоятельно питаться, и хоть он еще не умеет есть с ложечки, но уже старательно повторяет за взрослыми.

У карапуза на этой стадии появляется огромный интерес к окружающему миру, он норовит все потрогать и попробовать на вкус. Это ввергает родителей в шок. Малютка может взять папин молоток и постучать им по телевизору. Такими действиями ребенок не хочет причинить вред, он просто копирует поведение отца, для малыша нет принципиальной разницы между забиванием гвоздя и ударом по монитору.

Часто крохи хотят прикоснуться к горячему или острому. Помните, что взрослые люди не столько умные, сколько опытные, они много раз обжигались, падали, кололись иглами и, таким образом, накопили много информации об окружающем мире. Дети, росшие до года в тепличных условиях, совершенно не понимают, что есть опасные предметы. И такие слова, как горячее или колючее, не вызывает у них никаких эмоций, пока они не обожгутся и не уколются.

Что чувствует кроха в период кризиса 1 года

В этот сложный период малютка хочет общаться и объяснить родителям, что ему нужно, но это ему не всегда удается. Карапуз становится капризным не из вредности характера, так он общается с вами всеми доступными для него методами. Плачет, когда ему чего-то не хочется, или же, наоборот, плачет, требуя желаемое.

Новорожденные малютки спокойно переносят купания, кушают, что им дают, и не капризничают при смене подгузника. Это происходит, потому что им все равно, какого цвета распашонка, и какую смесь кушать, они подвержены только базовым инстинктам и плачут, когда им больно, жарко, холодно и т. д. С взрослеющим карапузом дела обстоят по-другому. Родителям стоит вспомнить, что они сами чувствуют, когда нужно рано вставать на работу или идти в душ, когда очень устали, но все же нужно помыться. Мы боремся со своей ленью и знаем, что такое «надо». Малыши не могут и не хотят держать себя в руках. Поэтому при переодевании они визжат, им неприятно, когда мама надевает кофточку с тугой горловиной, или отказываются вылезать из ванной, ведь там интересно, и можно брызгаться водой.

Истерики не доставляют малышу никакого удовольствия, наоборот, они его изматывают, просто он не научился контролировать свое поведение и психологическое состояние. Поэтому, когда кроха кричит и бьется головой о пол, постарайтесь разобраться в причине такого поведения и не спешите его ругать. Эмоционально измотанный ребенок не воспримет мамино замечание, как должное, он будет плакать еще больше. Найдите компромисс с малышом, отвлеките его от той вещи, которую он хочет взять.

Изменения после кризиса 1 года

  • В завершение кризиса одного года кроха уже уверенно стоит на ногах, он хорошо освоил хождение.
  • Он научился общаться с окружающими с помощью мимики, жестов и первых осознанных звуков.
  • Если в период кризиса 1 года карапуза слишком опекали, то он может остаться капризным. Но в большинстве случаев, дети становятся спокойнее и уравновешеннее.

Чего нельзя делать во время кризиса 1 года

  • Не спешите ругать малыша. Его действия могут носить всего лишь познавательный характер. А поскольку он уже прекрасно считывает эмоции и понимает, что мама кричит именно на него, то малыш может стать еще более капризным и нервным. Это не значит, что не стоит, в принципе, делать замечания, иногда даже нужно наставительно и сухо объяснять крохе, что он неправ. Но не стоит кричать на малыша сто раз на дню.
  • Не говорите малышу с ранних лет, что тебе нельзя, потому что ты маленький, а нам можно, ведь мы взрослые. Постарайтесь объяснить, что миксером мама только взбивает крем или делает омлет, то есть им нельзя играть или взбивать рыбок в аквариуме. Конечно, в таком возрасте уговоры не очень действенны, малютка просто хочет что-то взять и кричит. Но уже сейчас старайтесь объяснить ему, почему вы что-то не разрешаете или почему это опасно. Со временем, это даст свои плоды.

  • Не балуйте кроху и не потакайте всем капризам, иначе он будет манипулировать вами до старости.
  • Постарайтесь не ругаться друг с другом хотя бы при ребенке, истеричные крики родителей негативно влияют на психику крохи.
  • Особое внимание хочется уделить вредным привычкам родителей. Если вы не хотите, чтобы малютка имитировал курение, взяв в рот карандаш, избавьтесь от этой привычки. Осознайте для себя, что вы курите не потому, что вы взрослые и вам можно, а на самом деле, вы губите свое здоровье. Это касается и алкоголя, и нецензурных слов, учтите, что первыми словами малышей матерящихся родителей могут стать плохие слова.

Что нужно делать

Кризис первого года жизни ребенка в психологии обозначен, как один из важнейших этапов развития. От того, как вы поведете себя с ребенком, зависит многое. И то, как он перенесет этот кризис, и то, как он будет себя вести в дальнейшем.

  • Чтобы малютка не травмировался, уберите все опасные предметы из зоны его досягаемости. Телевизор, компьютер и прочая техника должны стоять на устойчивой мебели, и достаточно высоко. Тяжелые предметы должны стоять там, где кроха до них не дотянется. Если малыш сможет достать шнур утюга, то он обязательно стянет его себе на голову. Поэтому, чтобы не переживать за малыша и не контролировать каждый его шаг, обезопасьте вашего карапуза. Свобода и самостоятельность очень важна для крохи в этом возрасте.

  • Чтобы у малыша все-таки сформировалось понятие опасных предметов, некоторые специалисты рекомендуют дать ребенку получить негативный опыт под присмотром родителей. Например, слегка уколоться иголкой или дотронуться до достаточно горячей чашки. При этом постоянно повторяя, что это горячо или колется. Только не переусердствуйте в стараниях показать все опасности, которые таят в себе бытовые предметы.
  • Рассказывать, что эти витамины вкусные и полезные, а эти белые таблетки опасны, нет никакого смысла. Для крохи они одинаковы, поэтому все то, что нельзя пробовать на вкус, уберите с глаз долой.

  • Постепенно мы подошли к самой болезненной теме – это капризы и истерики. К сожалению, мы не можем дать стопроцентно действующий совет для мам, как быстро успокоить кроху. Потому что таких рекомендаций просто не существует. Вам нужно запастись громадным терпением и при каждой истерике малыша сохранять спокойствие и попытаться в игровой форме показать своему чаду, как нужно себя вести. Если он не хочет купаться, положите в ванночку резиновую уточку, искупайте ее вместе, затем вытрите полотенцем, сделайте игрушке массаж и уложите спать. Возможно, так кроха и сам захочет искупаться. Если малыш не хочет надевать слюнявчик для кормления, оденьте такой же на маму и на папу, покажите на своем примере, как себя вести.
  • После небольшой разлуки с мамой, например, когда она ходила по магазинам, кроха может прилипнуть к ней и не отпускать долгое время. Карапуз может виснуть на ногах, кусаться и не давать делать повседневные дела. В таком случае, поиграйте с малышом хотя бы полчаса. Когда он увидит, что мама рядом, что она уделяет ему внимание и по-прежнему очень любит, то вскоре сам захочет свободы и самостоятельности. Для достижения полного счастья дайте ему игрушки и посадите рядом с собой, тогда вы спокойно сможете приготовить ужин или подшить вещи.

Советы для родителей

  • Помните, что дети всё повторяют за взрослыми. Будьте для своего малыша предметом для подражания.
  • Меньше кричите и ругайтесь, старайтесь найти компромисс с крохой.
  • Во время истерик отвлекайте малыша и переводите его внимание на что-то яркое и интересное.
  • Если малыш отказывается делать что-то важное, например, одеваться или купаться, старайтесь сделать это в игровой форме. Дайте ребенку выбрать из нескольких одежек ту, которая нравится именно ему.
  • Главными в воспитании крохи в этот период должны стать такие понятия, как любовь и терпение, а точнее, большая любовь и безграничное терпение.

Видео

Посмотрите этот видеоролик, в котором детский психолог расскажет об основных принципах преодоления кризиса 1 года жизни.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector