Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование приёмов самомассажа в практике учителялогопеда

Консультация для воспитателей«Приемы самомассажа в логопедической практике»

  • Подготовка к школе (4)
  • Артикуляционная гимнастика (5)
  • Домашние задания(автоматизация звуков) (11)
  • Мероприятия, конкурсы (8)
  • Разработки (7)
  • Информация для педагогов (34)
  • Конспекты (22)
  • Технологии (7)

Консультация для воспитателей«Приемы самомассажа в логопедической практике»

Консультация для воспитателей

«Приемы самомассажа в логопедической практике»

Самомассаж – это средство, дополняющее воздействие основного массажа, который выполняет учитель-логопед. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком в целях стимулирования кинестических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата.

Приемы самомассажа весьма полезны, их применение целенаправленно ведет к нормализации мышечного тонуса мышц.

Преимущество самомассажа заключается в том, что его можно проводить как индивидуально, так и фронтально, включать в различные режимные моменты, логопедические занятия, в занятия аутогенной тренировки, им можно завершать или начинать артикуляционную гимнастику. Длительность одного сеанса для дошкольников – от 5 до 10 минут, выполнение каждого движения — 4-6 раз. Приемы самомассажа могут варьироваться в течение дня.

Перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт и принять расслабленную позу. Под руководством логопеда дети выполняют каждый прием на себе, комментируют его, контролируют правильность выполнения изначально при помощи зеркала. В дальнейшем можно использовать фон — специально подобранную тихую музыку или стихотворный текст, например:

Если тает снег и лед,

Звонкий ручеек течет,

Это к нам пришла весна.

(Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи)

Если солнце жарко греет,

Если легкий ветер веет,

Стало сухо и тепло _

Это лето к нам пришло!

(Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам)

Если дождь стучит по крыше,

Листья падают неслышно,

Птицам улетать пора –

Это осень к нам пришла.

(Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку)

Таким образом, тактильно-проприоцептивная стимуляция будет выполняться в определенном ритме, имеющем моторную природу. Процедура самомассажа обычно проводится в игровой форме, сначала массаж головы, затем мимических мышц лица, губ, языка. Движения не должны вызывать чувство дискомфорта, а напротив, приносить только положительные ощущения.

Рекомендуемые движения самомассажа:

  • головы и шеи:«Я — хороший», «Наденем шапочку»;
  • мышц лица:«Рисуем дорожки»,«Рисуем яблочки»,«Рисуем елочки»,«Пальцевой душ»,«Рисуем брови»,«Наденем очки»,«Глазки спят»,«Нарисуем усы»,«Веселый клоун»,«Грустный клоун», «Клювик», «Расческа», «Молоточек», «Нарисуем три дорожки», «Нарисуем кружочки», «Погреем щечки», «Паровозики», «Испечем блинчики», «Умыли личико»;
  • мышц языка:«Поглаживание языка губами», «Пошлепывание языка губами», «»Поглаживание языка зубами», «Покусывание языка зубами», «Пожуем грушу»;
  • ушных раковин:«Погрели ушки», «Потянули за ушки», «Послушаем тишину».

Познание

Автор: Мущинкина Юлия Юрьевна
Должность: учитель — логопед
Учебное заведение: МДОУ «Детский сад № 72»
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Использование приемов самомассажа в логопедической практике
Дата публикации: 05.01.2017
Раздел: дошкольное образование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Ю.Ю. Мущинкина МДОУ «Детский сад № 72» г. Ярославль Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая. Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только на фоне «разогретых рук». При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы. Как уже говорилось, игровой самомассаж рекомендуется использовать в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятии в детском саду.
Стихи

логопедического

Поглаживание.
Мы массаж решили сделать — Посчитаем до пяти. Раз, два, три, четыре, пять — Гладим лобик мы опять.
2.

Растираем лоб мы свой — Выполняем и движения считаем. Раз, два, три, четыре, пять — Растираем лоб опять.
3.

Разминание.
Разомнём мы лобик свой — Разомнём его рукой. Не забудь ты посчитать — Раз, два, три, четыре, пять. Разминаем лоб опять.
4.

Постукивание.
Мы тихонько постучим — Пальцами по лбу. Раз, два, три, четыре, пять — Постучим ими опять.
5.

Поглаживание.
Лоб погладим мы руками — Обязательно двумя. Раз, два, три, четыре, пять — Лоб погладим мы опять.
Щёки

Поглаживание.
Погладим щёки мы руками — Не забудем посчитать. Раз, два, три, четыре, пять — Щеки нужно согревать.
2.

Растирание.
Щёки будем растирать — Не забудем посчитать. Раз, два, три, четыре, пять — Щёки нужно согревать.
3.

Разминание.
Разминаем с вами щёки — И считаем до пяти. Раз, два, три, четыре, пять — Щёки будем разминать.
4.

Постукивание.

Постучим по щёкам мы — Весело и дружно. Раз, два, три, четыре, пять — Постучим по ним опять.
5.

Поглаживание.
Будем гладить щёки наши, Обязательно под счёт. Раз, два, три, четыре, пять — Гладим щёки мы опять.
Губы

Поглаживание.
Погладим мы с тобою губы, Верхнюю и нижнюю. Раз, два, три, четыре, пять — Гладим губы мы опять.
2.

Растирание.
Растираем губки мы — И считаем до пяти. Раз, два, три, четыре, пять — Губки нужно растирать.
3.

Разминание.
Разминаем губы наши — Выполняем всё под счёт. Раз, два, три, четыре, пять — Губы будем разминать.
4.

Постукивание.
Постучим по губкам мы, Весело и дружно — Сосчитаем до пяти. Раз, два, три, четыре, пять — По губкам будем мы стучать.
5.

Поглаживание.
Погладим мы с тобою губы, Посчитаем до пяти. Раз, два, три, четыре, пять — Будем гладить их опять.
Самомассаж

1 . Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30. Крутим вертим мы спирали и рисуем мы круги. Чтобы щёчки не устали, мы кружочки рисовали, пальцы в этом помогли: К подбородку зашагали и кружочки рисовали, И на лобик поскакали — всё кружками расписали. 2. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз – 1 мин. Глазки мы погладили, Глазки мы расслабили. 3 . Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей – 20 раз. Носик-носик, человечек! Готовился к радостной встрече. К нему братья приезжали, долго-долго обнимали, веселились, танцевали. 4 . Открыть рот и нижней челюстью делать движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз. Ветер ,ветер, ветерок, всему строил он урок: Ротик-дверцу отворял, вправо-влево всё качал. 5 . Проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; затем «разгладить» лоб от центра к вискам. Моем-моем мы лицо, умываемся ладошками. Гладим,
сушим
утюжком мокрые дороженьки: подбородок, щёчки и виски,
вот и к лобику пришли. Гладим лобик-бугорок: от полянки до висков. Гладим, вытираем и массаж сегодня завершаем.
Времена года
Если солнце жарко греет, Если легкий ветер веет, Стало сухо и тепло — Это лето к нам пришло. Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам. Если дождь стучит по крыше, Листья падают неслышно. Птицам улетать пора — Это осень к нам пришла. Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку. Если вьюга кружит, злится, Всюду белый снег кружится, В снежных шапках все дома, — Это к нам пришла зима. Круговые движения в области лба, щек, подбородка. Если тает снег и лед, Звонкий ручеек течет, Распускается листва — Это к нам пришла весна. Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.
Самомассаж языка

КУСАЕМ КОНЧИК ЯЗЫКА»
Кончик быстро я кусаю И массажик начинаю Будет сильный мой язык Как большой могучий бык
«КУСАЕМ СПИНКУ ЯЗЫКА»

Кусаю спинку языка Но не сильно, а слегка Зубки я чуть – чуть сжимаю И массажик продолжаю.
«КУСАЕМ КОРЕНЬ ЯЗЫКА»
Не простой мой язычок У него есть корешок, Корешок буду кусать Лучше всех стану болтать.
«РАСЧЕСТКА»
Зубки сильно я сожму Язычок свой протолкну, Мой расчешется язык Он лениться не привык.
«ЖВАЧКА»
Я теперь жуем края Язык широкий у меня Его на зубки положу Как жвачку пожую.
«НАКАЖИМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Непослушный язычок Ничего сказать не смог, Будем губками, любя Шлепать язычок пя – пя..
«БЛИНЧИК»
Мы блинов давно не ели Мы блиночков захотели, Язычок мой так хорош, Что на блинчик стал похож.
Упражнение

:
«На полянке, на лужайке» На полянке, на лужайке (катать шарик между ладонями) Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром) И катались по траве, (катать вперед-назад) От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке) «С добрым утром!» — им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец).
Упражнения с мячом-ёжиком
Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук.
Фокусник
( самомассаж с мячом — ежиком , дифференциация предлогов ) Ловко с мячиком играем И предлоги называем. За рукой и под рукой, Из-под кисти на покой. Над рукою мяч кружит, От нее теперь бежит. Между пальцев подержу И в ладошку положу. Из руки его достану, Справа, слева ставить стану. Перед грудью пронесу, Ссади спрячу, потрясу. Подержу вверху, внизу, Мимо носа пронесу. Мяч снаружи, мяч внутри. По руке качу – смотри! Вдоль ладони, через палец И вокруг запястья танец. Мяч с одной рукой играет И к другой перебегает. Дружит мяч с моей рукой – Вот я фокусник какой!
Фасоль
( Самомассаж с использованием сухого бассейна ) В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, Мы их затянем без затей.
Самомассаж

Читать еще:  Тяжесть в боку

использованием

бумаги
(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок). Раз, два, три, четыре, пять Мы бумажку будем мять! Мы бумажку будем мять! Свои ручки развивать! (Берём в правую руку и мнём только правой рукой). В ручку правую возьмём И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём Левой ручке отдаём. (Берём в левую руку и мнём только левой рукой). В ручку левую возьмём И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём И на стол быстрей кладём. (Убираем смятую бумагу на край стола или парты) На бумажку посмотри, На что похоже говори! (Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка (на колобка, ёжика, кубик- рубик, мячик, пирамидку, ёлку и т.д. зависит от фантазии детей и получившейся формы бумаги). 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём!
Список литературы:
1. «Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка». Автор Н.М.Кольцова, Москва, 1973. 2. «Логопедический массаж», Автор Е.А.Дьякова, Москва, «Академкнига», 2003. 3. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика». Автор Е.Н.Краузе, Санкт-Петербург «КОРОНА-принт», 2005. 4. «Понятийно-терминологический словарь логопеда». Под редакцией проф. В.И.Селиверстова, Москва, «Владос», 1997. 5. «Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками», статья из ж. «Логопед», №2, 2205. Автор С.Н.Жукова.

Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65177.
ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

К. М. Парадня, учитель-логопед.

МБДОУ «Д/с Журавлик», г. Абакан

В настоящее время разработаны различные методики лечебного, спортивного, косметического и оздоровительного массажа. В логопедической работе одним из наиболее действенных способов коррекции речевых расстройств является логопедический массаж и самомассаж.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.

Цель: активизация мышц лица ребёнка.

Применяя самомассаж в комплексной коррекционной работе, значительно повышается её эффективность по преодолению речевых нарушений у детей, а следовательно, может использоваться для профилактики дизартрических расстройств у детей раннего дошкольного возраста.

В своей практике используем приёмы самомассажа:поглаживание;растирание;разминание;вибрация.

Большими плюсами самомассажа являются:

· доступность: самомассаж проводится индивидуально и фронтально;

· многократное использование в течение дня.

При проведении самомассажа нужно помнить несколько правил:

· ребёнок должен быть тщательно умыт;

· ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;

· одежда не должна стеснять движений;

· после приема пищи самомассаж проводить не рекомендуется;

· направления движений всегда от периферии к центру или к лимфатическим узлам;

· длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут;

· каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.

Обучая детей самомассажу, показываем каждый прием на себе и комментируем его. Когда приемы самомассажа освоены детьми, используем проведение движений под стихотворный текст.

Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Самомассаж мышц головы и шеи:

· расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам, движения рук одновременные, медленные, поглаживающие;

· исходное положение рук такое же, движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица.

Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).

И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).

Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание вниз).

Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям).

Их вперёд сгибаем, мягко растираем (сгибание ушных раковин и их растирание).

Гладим щёчки по дорожкам: вверх, вверх, вверх (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам).

Вверх натягиваем бровки: вверх, вверх, вверх (пальцами натягиваем кожу лба от середины бровей к волосам вверх 3 раза).

А теперь погладим губки: раз, два, три (гладят губы от середины к сторонам).

А ещё помнём мы губки по-смо-три! (растирают губы от середины к сторонам).

Поцелуем мы друг друга: чмок, чмок, чмок (вытягивание обеих губ вперёд, поцелуй).

Губки тянем влево-вправо (выполнять соответственно словам).

Хорошо! Ещё разок! (выполнять соответственно словам).

Губки бегают по кругу: раз, два, три! (круговые движения губами влево).

И в другую сторону: по-смо-три! (круговые движения губами вправо).

Губки мы погладим, пальцами скользя (гладят пальцами от середины губ до уголков рта).

Ведь они устали, им отдохнуть пора.

По дорожкам к носику мы пройдём (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).

И от носа к ушкам мы дойдём (поглаживающее движение от крыльев носа к ушам).

Подбородок мы пощиплем, по дорожкам пробежим (пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).

А теперь погладим шею и тихонько посидим (медленно гладят шею сверху – вниз).

Самомассаж мышц языка:

· просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта, постепенно убирать язык в полость рта;

· просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта;

· легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

Самомассаж ушных раковин:

· приложить ладони к ушным раковинам и потереть их;

· взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 − 5 раз;

· накрыть ушные раковины ладонями. Подержать 2 −3 с.

В своей работе применяем самомассаж — ложками. Преимущества логопедического самомассажа ложками:

· с ложкой умеют обращаться все, они не требуют стерилизации — достаточно их помыть;

· ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно;

· применение способствует развитию мелкой моторики, помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов в речи ребёнка.

Противопоказания к массажу с ложками. Не следует делать массаж ребенку при высыпании на коже, гнойничков, трещин, если есть проблемы во рту – различные воспаления или выпадения зубов.

Для процедуры понадобятся четыре чайных ложки, каждый элемент повторяется 6–8 раз.

Самомассаж ложками:

· выпуклой стороной ложек гладим виски по часовой стрелке;

· выпуклой стороной гладим глазные впадины, вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза, обратно ведём ложкой под глазом;

· по кругу гладим щеки ребенка выпуклой стороной ложек;

· растираем по спирали виски выпуклой стороной ложек;

· растираем межбровное пространство по спиралевидным траекториям;

· массируем щеки от подбородка к глазам боковой стороной ложки;

· растираем носогубную область концом ложки;

· губы помассируем кончиком ложки, слабым нажатием;

· подбородок и скулы разминаем выпуклой стороной ложек при помощи круговых движений.

Используя самомассаж в работе с детьми дошкольного возраста, мы выявили положительные результаты. Самомассаж способствует нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры, формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата. Значительно уменьшает саливацию, гиперкинезы, синкенезии и девиацию языка.

Библиографический список

1. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.: Издат. центр «Академия», 2005.

2. Новиковская О. А. Весёлая зарядка для язычка. М.: АСТ, СПб: Сова, 2010.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 385 ;

Массаж и самомассаж в работе логопеда детского сада

Проблемa коррекционно-логопедической помощи детям с речевой пaтологией в настоящее время является чрезвычaйно aктуальной. Необходимость мер по диaгностике и коррекции речевых нарушений в рaзвитии детей связанa с наличием в стране тревожной демогрaфической ситуaции, которая харaктеризуется не только снижением рождaемости, но и увеличением рождения физиологически незрелых, нездоровых детей. Исследовaния в дaнной области показaли снижение доли здоровых новорожденных в течение последних лет с 48% до 27%-37%. Сегодня до 80% новорожденных детей окaзываются физиологически незрелыми, свыше 85% рождaются с перинатaльной патологией центрaльной нервной системы, что без своевременной коррекции приводит к рaзвитию стойких нaрушений в дaльнейшем. Пaтология, перенесеннaя ребенком в перинaтальном периоде, окaзывает негaтивное воздействие на состояние и рaзвитие многих систем организмa.

Что на сaмом деле чaсто мы, специaлисты детского сада, видим, открывaя карту поступившего к нам, проблемного ребенкa, ребенка с дизартрией, алaлией? Самое большее, на что мы можем рaссчитывать — это ЗРР (задержкa речевого рaзвития). Такaя запись не рaскрывает ни причины, ни дaльнейших путей лечения. Но чaще всего в кaрте мы видим: «Здоров», что дaвно нас возмущает.

Читать еще:  Разрыв сердца

В последние годы мы нaблюдаем увеличение количествa детей, имеющих различные речевые нaрушения. В чaстности, ребят, имеющих дизaртрические расстройства. В группах нашего детского садa для детей с общим недорaзвитием речи более 50% воспитaнников имеют стёртую дизартрию. Однако дизaртрия не проходит самa по себе: лечить ребенка нужно до 7 лет, потом чaсто бывает поздно… Все дети, чья симптомaтика соответствует стертой дизaртрии, напрaвляются нами на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диaгноза и назнaчения адеквaтного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включaть:
— медицинское воздействие;
— психолого-педaгогическую помощь;
— логопедическую работу.

Медицинская помощь, определяемая невропaтологом, включает в себя медикaментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массaж, физиотерапию и др.

При коррекции дизaртрических нарушений основнaя форма логопедического воздействия – индивидуальнaя. Прежде всего, это касaется таких методов логопедической работы, как дифференцировaнный логопедический массаж, пaссивная артикуляционнaя гимнaстика, голосовая и дыхательнaя гимнастики.
Целесообрaзность и необходимость логопедического массaжа при работе с такими тяжелыми речевыми нaрушениями, как дизaртрия, алалия, заикание, нами признaны давно. Использовaние в прaктике логопедического массaжа дает нам следующие результаты:
— у детей возрaстает речевaя активность,
— снижается гипертонус (гипотонус) мышц,
— стимулируются кинестетические ощущения,
— активизируются мышцы с недостаточной сократительной способностью,
— снижaется уровень сaливации,
— создaются условия для развития произвольных движений артикуляционного аппaрата.
Применение логопедического массaжа по рекомендации невролога позволяет нам знaчительно сокрaтить время коррекционного воздействия, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию дaнного метода мехaнического воздействия, который приводит к постепенной нормализaции мышечного тонуса, формировaние правильного произнесения некоторых звуков происходит в ряде случаев спонтaнно. В том случае, если ребенок имеет вырaженную неврологическую симптомaтику (которая и присутствует при дизaртрии), только использовaние дифференцировaнного логопедического массaжа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, обеспечивaет стойкий положительный эффект.

Таким образом, положительнaя динaмика усвоения материала на коррекционно-логопедических занятиях с детьми с применением логопедического массaжа возрaстает, что влияет на сформировaнность коммуникaтивных умений и навыков детей с множественными нарушениями и способствует их социализации.
Эффект, получaемый нами при использовании этого метода воздействия, мы зaкрепляем самомaссажем, который можем проводить в сегодняшних условиях дистaнционно и которому можем обучaть родителей и детей онлайн.

В прaктике логопедической рaботы использование приемов самомaссажа весьма полезно по нескольким причинaм. В отличии от логопедического массажа, который проводит учитель — логопед, самомaссаж можно проводить не только отдельно с каждым ребенком, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того, самомaссаж можно включaть в различные режимные моменты и использовать его многократно в течении дня.
В своей работе мы практикуем самомассаж мышц: лица, губ, языка, шеи, рук.

Использование приемов самомассажа в практике учителя-логопеда
статья по теме

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну эффективных логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_v_sbornike_appo_samomassazh.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА

В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!». Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» — вот цель моей работы. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком. Его можно использовать в игровой форме многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты.

Кисти, стопы, ушные раковины (аурикулы), волосистая часть головы, нос, язык согласно зональной терапии взаимосвязаны с внутренними органами посредством их общей проекции на уровне корковых зон. Кисти, стопы, ушные раковины представляют собой уменьшенное схематичное отображение всего тела человека.

Опыт японского ученого Намикоши Токухиро показал, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

-массаж большого пальца – повышает активность мозга;

-массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;

-массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;

-массаж безымянного пальца – стимулирует печень;

-массаж мизинца — способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Самом ассаж ладонных поверхностей можно выполнять мячами-ёжиками, массажным мячом Су-Джок, еловыми шишками, грецкими орехами или каштанами. Упражнения с ребристым кистевым эспандером развивают силу кистей рук. Полезно использовать в работе и пальчиковую гимнастику, и кинезиологические упражнения. Массаж пальцев рук позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Еще В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Самомассаж волосистой части головы стимулирует крово – и лимфоток, улучшает обменные процессы, память и мыслительную деятельность. Движения руки соответствуют направлению роста волос и ходу лимфотока (от макушки вниз).

Упражнение «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

Самомассаж ушных раковин поможет повысить тонус состояния нервной системы, снять утомление, мобилизовать работоспособность всего организма, активизировать работу мышц речевого аппарата.

— Перетереть мочки, внутреннюю и тыльную стороны аурикул. На мочке уха расположены зоны миндалин, полости рта, верхней и нижней челюстей. Поэтому упражнение полезно для активизации мышц артикуляционного аппарата.

— Самомассаж козелка. Он регулирует функцию надпочечников укрепляет нос, горло, гортань, вследствие чего отступают простуда, насморк, кашель, аллергия.

— Самомассаж противокозелка (зона интеллекта).

Замечено, что улучшение гибкости ушной раковины способствует общему укреплению здоровья.

Самомассаж мышц лица вызывает прилив крови к мышцам артикуляционного аппарата, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими. Делает мимику выразительнее.

Движение пальцев от середины лба к вискам

Круговые движения пальцев от середины лба к вискам

Движения пальцев от середины лба к вискам

Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу

Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем

Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта

Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам

круговые движения кончиками пальцев по щекам

Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях. Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам, производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев

Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку

Приемы самомассажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребенок может этому научиться благодаря педагогу. Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали.

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации.

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в пос.

Материалы из опыта работы.

Аудиовизуальные средства обучения (в том числе видеофильмы), способны занять достойное место среди других образовательных технологий. Просмотр видеоматериалов обогащает образовательный процесс, открыв.

Обобщение опыта по теме : «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ».

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационно — коммуникативных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса инф.

Приемы самомассажа в логопедической практике

Сереброва Татьяна Владимировна
Приемы самомассажа в логопедической практике

Самомассаж— это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.

Цель логопедического самомассажа— стимуляция кинестетических ощущений мышц.

Самомассаж нормализует: мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, стимулирует кинестетические ощущения, тем самым сокращает время коррекционной работы.

Показания к проведению логопедического самомассажа:

задержка речевого развития, дислалия, дизартрия.

Основные приемы самомассажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Самомассаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.

В логопедической работе использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным. Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку способствует формированию чувства ритма. Проводится в игровой форме.

Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида:

• общий (самомассаж головы, лица);

• артикуляционный (губ, языка) ;

Самомассаж общий и артикуляционный проводится по схеме: массаж головы и шеи, мимических мышц лица, губ и языка, ушных раковин. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Основные приемы и техники проведения самомассажа

Руки ребенка должны быть чистыми и теплыми (ладошки растираем и разогреваем)

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке. Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам. 2.«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

4. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

6. «Наденем очки» Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

7. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 — 5 с.

8. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

9. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

10. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

11. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верх-ней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

13. «Расческа». Поглаживание губ зубами

14. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

17. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постуки-вать по ней кончиками пальцев, затем воздух под нижнюю губу.

18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

19. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам. 20. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

21. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещать мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

22. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

23. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

24. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглажива-ющие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж губ и мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Пошлепывать язычок, который находится между губами, при этом слышатся звуки «ПЯ-ПЯ-ПЯ».

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Покусать язычок зубками, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Самомассаж ушных раковин

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз.

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

В стихах.

Если солнце жарко греет,

Если легкий ветер веет,

Стало сухо и тепло —

Это лето к нам пришло.

(Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам).

Если дождь стучит по крыше,

Листья падают неслышно.

Птицам улетать пора —

Это осень к нам пришла.

(Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку).

Если вьюга кружит, злится,

Всюду белый снег кружится,

В снежных шапках все дома, —

Это к нам пришла зима.

(Круговые движения в области лба, щек, подбородка).

Если тает снег и лед,

Звонкий ручеек течет,

Это к нам пришла весна.

(Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи).

Самомассаж рук (пальчиковый) — оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, активизирует биологически активные точки. Один из приемов самомассажа рук и пальцев Су-Джок терапия. «Кисть-Стопа» – так звучит перевод. Автором метода является профессор из Южной Кореи попытавшийся собрать воедино древние восточные техники. Методика считается эффективным средством развития умственных способностей, мелкой моторики и речи детей. Поэтому, во время логопедических занятий, Суджок методику применяем как увлекательную гимнастику.

Цель: коррекция речевых нарушений с помощью использования Су- Джок терапии.

— Воздействовать на биологически активные точки по системе Су- Джок.

— Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

— Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Движения могут быть различными — круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика, сжимание шарика между ладонями, передача из руки в руку и т. д. Каждое упражнение может сопровождается небольшим стишком.

массаж большого пальца – повышает активность мозга,

массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,

массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника,

массаж безымянного пальца – стимулирует печень,

массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Наш волшебный мудрый ёжик (Прокатываем по левой руке вверх-вниз)

Не нашёл в лесу дорожек.

Ежик колет нам ладошки, (Прокатываем по правой руке вверх-вниз)

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть (Катаем по кругу ладони)

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики, (Катаем по кругу ладони)

Умными — девочки и мальчики.

Мы капустку рубим, рубим, (дети ребром ладони стучат по шарику).

Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогают шарик).

Мы капустку трем, трем, (потирают ладошки о шарик).

Мы капустку жмем, жмем, (сжимают шарик в кулачке).

3. Самомассаж пальцев эластичным кольцом:

Дети поочередно надевают кольцо на каждый палец правой руки, затем левой, проговаривая стих (для малышей, названия пальцев для школьников.

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике» Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике».Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей.

Конспект НОД по физической культуре «Песочные круги и квадратики» с элементами самомассажа Цель: Формирование у детей представлений о предметах и явлениях, о простейших связях между ними. Задачи: 1. Учить детей основным движениям;.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Опыт использования виртуального музея в образовательной практике ДОУ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДОУ Баринкова Марианна Владимировна Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка.

Учимся играя. Игры Воскобовича в практике работы Вот уже несколько лет в своей практике,я использую развивающие игры Воскобовича. Использую их на занятиях по математике,развитию речи и.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector