Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заикание логоневроз у детей причины виды психосоматика

Лечение заикания у детей

Удлинение или частое повторение слогов, запинки, судорожное повторение звуков, препятствующее плавной речи, называется заиканием. У детей дошкольного возраста эта патология может появляться, затем исчезать. Развивается логоневроз у детей, перегруженных знаниями, а также у малышей, перенесших сильный испуг.

Факторы риска

Логоневроз — патология, которой подвержено почти 3% детей. Этот дефект речи вызван мышечными судорогами речевого аппарата. У больного также могут возникать судороги дыхательных мышц.

Согласно статистике, у мальчиков заикание возникает в 4 раза чаще, чем у девочек-ровесниц.

Объяснение этого феномена в том, что психика девочек и женщин отличается большей устойчивостью, чем представителей сильного пола.

Причины заикания у детей 3 лет:

  • проблемная беременность матери;
  • инфекционные поражения ЦНС малыша;
  • наследственный фактор;
  • перенесенные болезни (инфекции, воспалительные заболевания, частые простуды) в первые годы жизни: одним из самых опасных недугов, приводящих к речевым расстройствам, является рахит;
  • сильные потрясения (падение с высоты, пожар);
  • острый дефицит полезных веществ в организме пациента;
  • тревожная обстановка дома: привести к заиканию могут скандалы между взрослыми, излишняя суровость старших членов семьи по отношению к малышу, очевидна психосоматика заикания у детей, живущих в неблагополучных семьях;
  • регулярные попытки взрослых переучить маленького левшу;
  • умственное переутомление: современные родители, стремясь сделать из малыша вундеркинда, не всегда соблюдают меру — перегруженность информацией, чтение длинных и сложных текстов может негативно повлиять на нервную систему дошкольника;
  • выраженный недостаток сна.

Не лучшим образом на речевую функцию влияет избыток виртуальной реальности.

Признаки косноязычия и сильное заикание у детей дошкольного возраста может вызвать просмотр жестоких фильмов и чрезмерное увлечение компьютерными играми. Меняется не только речь, но и поведение малыша. Ребенок становится раздражительным, излишне возбудимым.

Сельские мальчики и девочки гораздо реже сталкиваются с речевыми дефектами, чем их ровесники-горожане. Дети, живущие в селе, проводят на природе много времени и не игнорируют активные игры. Известны случаи, когда дошкольники неосознанно копировали поведение старших членов семьи, страдающих логоневрозом. Иногда заикание может проявляться на фоне общего недоразвития речи у детей. Маме стоит насторожиться, если ее чадо говорит невнятно, через нос, по несколько раз повторяет один и тот же звук или слог. Некоторые дети, живущие в двуязычной семье, в раннем возрасте становятся жертвами проблемы. Малышу сложно без запинок переключиться с одного языка на другой.

Проблемы с речью могут побеспокоить малыша, который долго не говорил. Если ваше чадо начало произносить развернутые фразы к трем годам жизни и выговаривает звуки нечетко, причина невнятной, сбивчивой речи — двигательная заторможенность нервной системы крохи. Неопытному человеку трудно понять, являются ли запинки и удлиненные гласные звуки проявлением заикания у ребенка или это для малыша 4 лет норма. Обращение к педиатру поможет прояснить ситуацию.

Проблемы с речью у малышей

Речевые навыки у малышей 2–4 лет находятся на этапе формирования и становления. Стресс или недомогание могут пошатнуть речевую функцию. Иногда у маленьких детей признаки заикания (до 3 лет) проявляются незначительными запинками в начале разговора.

Другие симптомы логоневроза у детей:

  • вдохи судорожные;
  • дыхание, замедленное или учащенное, при попытке малыша начать монолог;
  • судороги речевые;
  • изменения громкости голоса;
  • покашливание, зевание;
  • интонация голоса резко меняется;
  • появление бессмысленных звуков или навязчивого слова-паразита («это», «ну»); повышение потоотделения.

Нередко заикание у ребенка 3–4 лет сопровождается непроизвольными сокращениями мышц в разных частях тела. Малыш может пожимать плечами, откидывать голову назад, топать ногой. Во время разговора меняется цвет кожных покровов маленького пациента (бледнеет или краснеет). У некоторых дошкольников наблюдаются повышенная рассеянность, подавленное настроение.

Разновидности речевого дефекта

Речевое расстройство у малышей делится на несколько форм и разновидностей:

  • Невротическое: при этой форме речевого дефекта дошкольник заикается только в сложной, стрессовой обстановке, чадо повторяет слоги и слова при встрече с крупными собаками (многие дети испытывают страх перед ними), при посещении людных мест или во время поездок на машине, когда ребенок спокоен, его речь плавная.
  • Органическое детское заикание: этот вариант патологии устранить значительно сложнее, чем предыдущий, нарушение речевой функции произошло по причине поражений ЦНС. Жертвами этого недуга становятся мальчики и девочки, которые в утробе матери заразились инфекцией или перенесли родовую травму. Определить эту форму логоневроза у ребенка достаточно просто, малыш запинается и в гостях, и дома, страх перед общением у вашего чада отсутствует, нарушена моторика, а движения неловкие.

Формы болезни по типу судорог:

  • клоническое заикание: при этой форме недуга маленький пациент повторяет слог или слово — проблема вызвана серией кратковременных сокращений мышц;
  • тоническое заикание у ребенка — задержка речи, растягивание гласных звуков: ровному разговору препятствует сильное сокращение мышц;
  • смешанная форма логоневроза — так называется состояние, соединяющее в себе две вышеописанные формы дефекта речи.

По характеру течения врачи выделяют такие виды заикания у детей:

  • постоянное: такое речевое расстройство, однажды появившись, не проходит;
  • рецидивирующее: признаки заболевания появляются, а потом исчезают, периоды ораторского благополучия могут длиться несколько месяцев;
  • волнообразное: при таком типе заикания у дошкольников наблюдаются кратковременные улучшения, затем болезнь возвращается.

Не стоит впадать в отчаяние, если ваш малыш во время волнения запинается. Заикание у малышей 2 лет почти всегда хорошо поддается коррекции.

Заикание у школьника

Если в первые годы жизни логоневроз беспокоил малыша, а родители не занялись лечением своего чада, болезнь может укорениться. Речевые привычки юного пациента формируются неправильно. В 5–6 лет малыш осознает свой недостаток и по возможности избегает общения со сверстниками. Новые обязанности, которые приносит школьная жизнь, не самым лучшим образом влияют на ребенка. Дефект речи мешает ему нормально общаться с одноклассниками.

У застенчивых, впечатлительных детей заикание может возникнуть как реакция на грубость и насмешки сверстников. Начавшись внезапно, болезнь может исчезнуть на какое-то время. Стоит ребенку поволноваться или физически переутомиться, недуг возвращается. Школьник замыкается в себе, грустит. Строгость учителя, страх получить низкую оценку вызывают у первоклассника панику.

Стоит заметить, что заикание у малышей 7 лет вылечить труднее, чем аналогичный недуг у ребенка 3 лет.

Однако своевременное обращение к доктору поможет решить проблему. Устранением сбоев речевой функции занимаются педиатр, невролог (детский) и логопед.

Некоторые родители недооценивают проблему, надеясь, что со временем логоневроз пройдет сам. Письменная речь школьников почти всегда правильная. Ребенок знает, как произносится слово, но при устном разговоре пациент вынужденно делает остановки, судорожно дышит. Он ищет замену сложному слову.

Логопеды и психологи уверены: без грамотного лечения заикание, появившееся после сильной психологической травмы детства, перейдет с пациентом в его взрослую жизнь. Чтобы взрослый излечился от недуга, занятий с логопедом будет недостаточно.

Запущенный логоневроз устраняют с помощью медикаментов и сеансов психотерапии.

Обследования специалистами

Если речевое нарушение проявилось недавно, ваш ребенок пережил сильное потрясение. Стоит понаблюдать за общим состоянием дошкольника. Нервозность, плаксивость, нежелание общаться со старшими — главные признаки стресса.

Логопед попросит вас вспомнить о негативных событиях, которые могли повлиять на темп и скорость речи вашего малыша (нападение собаки, ссора со старшими членами семьи).

Затем вам стоит посетить детского невролога. Какие мероприятия включает в себя методика обследований детей с заиканием:

  • диагностику речи: выслушав маленького пациента, специалист оценивает темп, дыхание, моторику, а также его голос и характер артикуляционных судорог;
  • рентгенографию черепа;
  • эхо-ЭГ — это обследование показывает внутричерепное давление пациента;
  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • электроэнцефалографию.

Если у малыша имеются хронические недуги (астма, сахарный диабет), доктор может назначить ребенку анализы крови, рентген грудной клетки.

Устранение патологии

После обследования детей с заиканием невролог подберет эффективную стратегию избавления от речевого дефекта.

Если проблемы с речью возникли у малыша после стресса, устранить недуг помогут специальные мероприятия:

  • занятия с логопедом: большой эффективностью отличаются групповые занятия с доктором, к ним относится логоритмика; чтобы заикание у младших школьников прошло, специалист учит деток проговаривать фразы нараспев;
  • на занятиях ребенок учится, выговаривая сложное слово, совершать пальцами рук ритмичные движения в такт; эти хитрости помогают маленькому пациенту избавиться от пауз в начале разговора, чтобы малыш преодолел страх перед общением и поверил в свои силы, доктора советуют применять игровую психотерапию для коррекции логоневроза;
  • ЛФК;
  • гимнастика дыхательная: с 4 лет ребенок может выполнять упражнения, помогающие выработать правильное носовое и ротовое дыхание, дыхательная гимнастика способствует укреплению диафрагмы;
  • организация распорядка дня: сон дошкольника должен длиться не менее 8 часов, за компьютером или планшетом малышу не стоит проводить больше 2-х часов;
  • питание сбалансированное.

В лечении заикания важен педагогический подход. Взрослым членам семьи не следует заострять внимание на речевом дефекте. Во время занятий с малышом поощряйте его за правильно произнесенную фразу, не ругайте за запинки.

Если заикание и тики у ребенка вызваны органическим поражением мозга, невролог может применить такую стратегию устранения недуга:

  • массаж;
  • терапия лекарственная: детям с 4 лет назначаются противосудорожные средства, могут выписать транквилизаторы, таблетки с ноотропным действием;
  • иглорефлексотерапия.

Чтобы устранить заикание у подростков, неврологи используют такую схему лечения:

  • прием спазмолитиков и противосудорожных лекарств: пациентам старше 13 лет часто назначаются успокоительные средства;
  • работа с логопедом;
  • сеансы психотерапии: психотерапевт помогает выявить причину речевого дефекта, настраивает пациента на успешное лечение;
  • воздействие гипнотическое.

Заключение

Возникает заикание в возрасте старше 3 лет. Гораздо реже эта патология проявляется у подростков. Проявления логоневроза — судорожные запинки в начале разговора, растягивание звуков, зевание.

Самые распространенные причины заикания у детей — травма, полученная при родах, испуг, излишняя суровость родителей. Чем дольше заикался ребенок, тем больше времени и усилий понадобится, чтобы гармонизировать его речь. Избавиться от недуга помогают занятия с логопедом, лекарственная терапия, массаж.

Заикание логоневроз у детей причины виды психосоматика

Дефектология Проф

  • ВходРегистрация

Аннотация: Удлинение или частое повторение слогов, запинки, судорожное повторение звуков, препятствующее плавной речи, называется заиканием.

Статья:

Удлинение или частое повторение слогов, запинки, судорожное повторение звуков, препятствующее плавной речи, называется заиканием. У детей дошкольного возраста эта патология может появляться, затем исчезать. Развивается логоневроз у детей, перегруженных знаниями, а также у малышей, перенесших сильный испуг.

Логоневроз — патология, которой подвержено почти 3% детей. Этот дефект речи вызван мышечными судорогами речевого аппарата. У больного также могут возникать судороги дыхательных мышц.

Согласно статистике, у мальчиков заикание возникает в 4 раза чаще, чем у девочек-ровесниц.

Объяснение этого феномена в том, что психика девочек и женщин отличается большей устойчивостью, чем представителей сильного пола.

Причины заикания у детей 3 лет:

проблемная беременность матери;

инфекционные поражения ЦНС малыша;

перенесенные болезни (инфекции, воспалительные заболевания, частые простуды) в первые годы жизни: одним из самых опасных недугов, приводящих к речевым расстройствам, является рахит;

сильные потрясения (падение с высоты, пожар);

острый дефицит полезных веществ в организме пациента;

тревожная обстановка дома: привести к заиканию могут скандалы между взрослыми, излишняя суровость старших членов семьи по отношению к малышу, очевидна психосоматика заикания у детей, живущих в неблагополучных семьях;

регулярные попытки взрослых переучить маленького левшу;

умственное переутомление: современные родители, стремясь сделать из малыша вундеркинда, не всегда соблюдают меру — перегруженность информацией, чтение длинных и сложных текстов может негативно повлиять на нервную систему дошкольника;

Читать еще:  Определяем и лечим аллергический конъюнктивит у ребенка

выраженный недостаток сна.

Не лучшим образом на речевую функцию влияет избыток виртуальной реальности.

Признаки косноязычия и сильное заикание у детей дошкольного возраста может вызвать просмотр жестоких фильмов и чрезмерное увлечение компьютерными играми. Меняется не только речь, но и поведение малыша. Ребенок становится раздражительным, излишне возбудимым.

Сельские мальчики и девочки гораздо реже сталкиваются с речевыми дефектами, чем их ровесники-горожане. Дети, живущие в селе, проводят на природе много времени и не игнорируют активные игры. Известны случаи, когда дошкольники неосознанно копировали поведение старших членов семьи, страдающих логоневрозом.

Иногда заикание может проявляться на фоне общего недоразвития речи у детей. Маме стоит насторожиться, если ее чадо говорит невнятно, через нос, по несколько раз повторяет один и тот же звук или слог. Некоторые дети, живущие в двуязычной семье, в раннем возрасте становятся жертвами проблемы

Малышу сложно без запинок переключиться с одного языка на другой.
Проблемы с речью могут побеспокоить малыша, который долго не говорил.

Если ваше чадо начало произносить развернутые фразы к трем годам жизни и выговаривает звуки нечетко, причина невнятной, сбивчивой речи — двигательная заторможенность нервной системы крохи.

РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА

Речевое расстройство у малышей делится на несколько форм и разновидностей:

1. Невротическое: при этой форме речевого дефекта дошкольник заикается только в сложной, стрессовой обстановке, чадо повторяет слоги и слова при встрече с крупными собаками (многие дети испытывают страх перед ними), при посещении людных мест или во время поездок на машине, когда ребенок спокоен, его речь плавная.

2.Органическое детское заикание: этот вариант патологии устранить значительно сложнее, чем предыдущий, нарушение речевой функции произошло по причине поражений ЦНС. Жертвами этого недуга становятся мальчики и девочки, которые в утробе матери заразились инфекцией или перенесли родовую травму. Определить эту форму логоневроза у ребенка достаточно просто, малыш запинается и в гостях, и дома, страх перед общением у вашего чада отсутствует, нарушена моторика, а движения неловкие.

Формы болезни по типу судорог:

клоническое заикание: при этой форме недуга маленький пациент повторяет слог или слово — проблема вызвана серией кратковременных сокращений мышц;

тоническое заикание у ребенка — задержка речи, растягивание гласных звуков: ровному разговору препятствует сильное сокращение мышц;

смешанная форма логоневроза — так называется состояние, соединяющее в себе две вышеописанные формы дефекта речи.

По характеру течения врачи выделяют такие виды заикания у детей:

1.постоянное: такое речевое расстройство, однажды появившись, не проходит;

2.рецидивирующее: признаки заболевания появляются, а потом исчезают, периоды ораторского благополучия могут длиться несколько месяцев;

3.волнообразное: при таком типе заикания у дошкольников наблюдаются кратковременные улучшения, затем болезнь возвращается.

Не стоит впадать в отчаяние, если ваш малыш во время волнения запинается. Заикание у малышей 2 лет почти всегда хорошо поддается коррекции.

Психосоматика заикание у детей

Заикание (логоневроз) – дефектологическое нарушение речи. Как правило, начало речевого расстройства приходится на детский возрастной период, но может возникать и у взрослых людей.

Патологию не относят к заболеваниям соматического характера – в большинстве случаев она имеет психологические причины.

Психосоматика представляет собой медицинскую отрасль, смежную с психологией, деятельность которой состоит в изучении, выявлении и устранении соматических болезней, возникших под действием психологических факторов. Большинство специалистов относят заикание именно к таким патологиям. Считается, что оно развивается, когда получаемая эмоциональная и психическая информация не соответствует возможностям и желаниям человека.

Среди основных психосоматических обоснований, приводящих к речевому расстройству, можно выделить следующие:

Боязнь открыто высказываться. Если ребенка постоянно прерывают, перебивают, не выслушивают его мнения и желания, то постепенно у него формируется рефлекторная остановка своей речи на фоне попыток что-то сказать. Энергетически слова «хотят» выйти наружу, но установка на запрет не позволяет этого сделать.

Чувство неправоты. Заикаться ребенок начинает, когда любая его активность подвергается осмеянию, критике.

Боязнь возразить. Жесткий авторитарный режим воспитания часто ведет к подавлению любого собственного мнения у ребенка. Девиз такого подхода – «взрослый (старший, посторонний и так далее) всегда прав». Это приводит к развитию чувства неполноценности, ощущению себя маленьким, глупым, не способным рассуждать и мыслить. В результате развивается боязнь высказать свое мнение по какому-либо вопросу и заикание при попытке это сделать.

Ощущение страха быть осмеянным, непонятым, выглядеть глупо со временем сказывается на поведении ребенка и отношениях с окружающими людьми. Даже мыслительный процесс начинает происходить по-другому.
Речь, обращение к кому-либо превращаются для человека в стрессовую ситуацию.

Более того, подсознательно формируется агрессия, злость на собеседника, что еще больше препятствует нормальному проговариванию слов.

К причинам, способствующим заиканию у взрослых людей, можно отнести: черепно-мозговую травму, расстройства деятельности эндокринных желез, продолжительные стрессовые ситуации.

Роль психотерапии в лечении заикания

Прерывание речевого потока, мышечные спазмы, волнение, покраснение лица, попытки повторить одно и то же слово – все это признаки заикания, которое в психотерапевтической практике называется логоневроз. Чтобы лечить речевой дефект, нужно обратиться к психотерапевту. Чем раньше начато лечение патологии в детском возрасте, тем благоприятнее прогноз и меньше риск психологических травм.

Своевременное и адекватное психотерапевтическое лечение заикания способствует избавлению от проблемы как у детей, так и у взрослых. Методы и способы терапии подбираются строго в индивидуальном порядке.

Психосоматика логоневроза (заикания)

Заикание (логоневроз) – дефектологическое нарушение речи. Как правило, начало речевого расстройства приходится на детский возрастной период, но может возникать и у взрослых людей. Заикание проявляет себя однообразными повторами отдельных слов или их частей, звуков, перестановкой или заменой слов (инверсией). Все это сопровождается напряжением и спазмами лицевых мышц и голосовых связок. Патологию не относят к заболеваниям соматического характера – в большинстве случаев она имеет психологические причины.

  • Психосоматическая природа заикания
  • Роль психотерапии в лечении заикания
  • Как бороться с заиканием у взрослого и ребенка
  • Как предупредить заикание

Психосоматическая природа заикания

Психосоматика представляет собой медицинскую отрасль, смежную с психологией, деятельность которой состоит в изучении, выявлении и устранении соматических болезней, возникших под действием психологических факторов. Большинство специалистов относят заикание именно к таким патологиям. Считается, что оно развивается, когда получаемая эмоциональная и психическая информация не соответствует возможностям и желаниям человека.

Среди основных психосоматических обоснований, приводящих к речевому расстройству, можно выделить следующие:

  • Боязнь открыто высказываться. Если ребенка постоянно прерывают, перебивают, не выслушивают его мнения и желания, то постепенно у него формируется рефлекторная остановка своей речи на фоне попыток что-то сказать. Энергетически слова «хотят» выйти наружу, но установка на запрет не позволяет этого сделать.
  • Чувство неправоты. Заикаться ребенок начинает, когда любая его активность подвергается осмеянию, критике.
  • Боязнь возразить. Жесткий авторитарный режим воспитания часто ведет к подавлению любого собственного мнения у ребенка. Девиз такого подхода – «взрослый (старший, посторонний и так далее) всегда прав». Это приводит к развитию чувства неполноценности, ощущению себя маленьким, глупым, не способным рассуждать и мыслить. В результате развивается боязнь высказать свое мнение по какому-либо вопросу и заикание при попытке это сделать.

Ощущение страха быть осмеянным, непонятым, выглядеть глупо со временем сказывается на поведении ребенка и отношениях с окружающими людьми. Даже мыслительный процесс начинает происходить по-другому. Речь, обращение к кому-либо превращаются для человека в стрессовую ситуацию. Более того, подсознательно формируется агрессия, злость на собеседника, что еще больше препятствует нормальному проговариванию слов.

К причинам, способствующим заиканию у взрослых людей, можно отнести: черепно-мозговую травму, расстройства деятельности эндокринных желез, продолжительные стрессовые ситуации.

Роль психотерапии в лечении заикания

Прерывание речевого потока, мышечные спазмы, волнение, покраснение лица, попытки повторить одно и то же слово – все это признаки заикания, которое в психотерапевтической практике называется логоневроз. Чтобы лечить речевой дефект, нужно обратиться к психотерапевту. Чем раньше начато лечение патологии в детском возрасте, тем благоприятнее прогноз и меньше риск психологических травм.

Своевременное и адекватное психотерапевтическое лечение заикания способствует избавлению от проблемы как у детей, так и у взрослых. Методы и способы терапии подбираются строго в индивидуальном порядке. Это не значит, что ребенок или взрослый человек обязательно будет подвергнут гипнотическому воздействию или программированию. В настоящее время разработаны эффективные методики, которые предполагают активное участие в лечебном процессе самого пациента.

Помимо психотерапевта, потребуется помощь логопеда, лучше всего – получившего медицинское образование. Отмечено, что прохождение лечения одновременно у двух специалистов приводит к нормализации речи ребенка уже через месяц.

Как бороться с заиканием у взрослого и ребенка

Основная трудность, с которой придется встретиться в борьбе с заиканием взрослому человеку, состоит в уже сформировавшихся представлениях о жизни и установках на внешние отношения с миром. Необходимо твердо уяснить, что детские проблемы и страхи остались позади, и в настоящий момент смотреть на мир нужно реально. Какие подходы можно для этого использовать?

  • Обеспечить исполнение детских желаний. Например, если ребенку не разрешали заниматься пением, фигурным катанием или игрой на музыкальном инструменте, сейчас самое время реализовать несбывшиеся мечты.
  • Взращивать в себе ощущение взрослого и самодостаточного человека. Необходимо понять, что никто не может запретить высказывать свое мнение и действовать в выбранном направлении. Взрослый человек сам решает, куда и с кем ему идти, на какую работу устраиваться, с кем жить и так далее. Нужно избавиться от страха сделать что-то не так, ошибиться.
  • Научиться говорить «нет». Обязательным пунктом в лечении заикания является научение возражению. Отказы сложно даются людям, воспитанным в авторитарном режиме под давлением родителей и других лиц. Необходимо научиться твердо проявлять свою позицию, без возврата назад. Такой подход применим к ситуациям, когда человек рад бы отказать, но не может. Если уступки идут от души, и внутреннего конфликта не возникает, возражать специально не требуется.

В борьбе с заиканием у ребенка основная роль отводится родителям. Доброе отношение, проявление любви и внимания к его проблемам и желаниям, поддержка в любых начинаниях или неудачах – залог быстрого восстановления речевой функции. Следует наладить сон ребенка, вместе посещать психолога, разнообразить его досуг (например, записать его в спортивную секцию), оградить от стрессовых ситуаций.

Как предупредить заикание

Профилактическими мерами заикания у детей являются:

  • повышение устойчивости к стрессам, адекватное отношение к различным жизненным ситуациям;
  • создание комфортной психологической обстановки в семье;
  • расширение социальных контактов;
  • разнообразие повседневной жизни (секции, кружки, участие в домашних делах);
  • исключение просмотров психологически тяжелых фильмов;
  • участие родителей в жизни ребенка, внимание к его проблемам, провалам и достижениям.

Чтобы заикание в детском возрасте не переросло в нарушение речи у взрослого, нужно обратиться к специалисту при малейшем подозрении на расстройство. Комплексный и квалифицированный подход в большинстве случаев позволяет устранить дефекты речи в максимально короткие сроки.

Психосоматические причины заикания, нервного тика и шизофрении

Психосоматика – это направление в медицине, в сфере интересов которого изучение влияния психологических причин на развитие и течение телесных, то есть соматических заболеваний, их лечение. Такой термин получился от слияния двух древнегреческих слов ψυχή (психо) – душа и σῶμα (сома) — тело.

Существует мнение, что любая болезнь возникает на фоне психологических несоответствий, рождающихся в мыслях и подсознании человека. Считается также, что появление недугов тесно связано с чертами характера, особенностями поведения и личности, типами эмоциональных конфликтов больного.

Читать еще:  Все способы лечения варикоза: народные методы, неинвазивные, хирургия

Эмоции сильно влияют на физическое состояние людей. Они меняют активность мозга, способствуют выделению в кровь адреналина, выбросу других гормонов, сужают и расширяют сосуды. От них зависит напряжение и расслабление мускулатуры, скорость биения сердца, а все это способствует инфаркту, инсульту, потере сознания и т. д.

Таким образом, физиологические изменения в организме вызваны определенным хроническим эмоциональным состоянием. Если оно позитивное, то здоровье человека улучшается, а отрицательное – то, наоборот, ухудшается и психосоматическое заболевание неизбежно.

Заикание

Психологические факторы являются основными в развитии логоневроза. Начало дефектологического нарушения речи обычно приходится на детский возраст (2–6 лет). В это время формируется характер человека, будущая личность, выстраивается иерархия среди сверстников.

Проявляется заикание однообразным повторением звуков, частей слова, инверсией (заменой или перестановкой слов). При этом голосовые связки и лицевые мышцы находятся в напряжении, непроизвольно сокращаются – спазмируют. Человек волнуется, чувствует себя неловко, лицо краснеет.

Психосоматические обоснования данной патологии таковы:

  1. Страх высказываться. Ребенку не дают выразить свое мнение по любому вопросу, не слушают, его желания взрослые игнорируют, запрещают говорить, даже бьют по губам. Со временем у малыша формируется установка на остановку речи при попытке что-то сказать.
  2. Боязнь возражения. Авторитарные родители своим жестким воспитанием подавляют в своем чаде способность отстаивать свое мнение, утверждая свою прерогативу – «взрослый всегда прав». У ребенка развивается чувство неполноценности, уверенности в своей глупости и неспособности рассуждать. Постоянное нахождение в страхе приводит к заиканию в попытке высказаться.
  3. Критика, осмеяние, опровержение всего, что ребенок говорит, обесценивание его достижений. Это подавляет, не позволяет проявлять инициативу, говорить.
  4. Резкая смена условий. Избалованное в семье чадо, уверенное в своей исключительности, идет в детский сад. А там, в коллективе сверстников, он оказывается обычным, ничем не выделяющимся, таким как остальные.
  5. Стрессовая ситуация, сильный испуг.

Страх озвучивать свои мысли, сказать не то и не так, подвергнуться критике, осмеянию приводит в итоге к тому, что ребенка меняется мышление, поведение, отношение к людям. Он испытывает огромный стресс при необходимости речи, а по отношению к собеседнику возникает злость и агрессия. Все это отрицательно сказывается на проговаривании слов. Малышу так тяжело это переносить, что он вообще замолкает на длительное время, обрекая себя на искусственную немоту.

Тут хочется отметить, что ни с какими физиологическими изменениями органов речи заикание не связано. Это чистейшее психосоматическое расстройство, виноваты в котором родители или те, кто находятся рядом с детьми. Им следует очень внимательно относиться к детям и своему воспитательному подходу к ним.

Что касается взрослых, то психолог, философ и автор пользующихся популярностью книг по личностному развитию Лиз Бурбо утверждает, что психологическими причинами логоневроза у них являются:

  • неумение отстаивать свою точку зрения права (это родом из детства);
  • внутренний запрет на выражение эмоций;
  • боязнь того, кто стоит выше по иерархической лестнице, представляет власть.

Логоневроз успешно лечится у детей, но только если терапию начать на первой стадии заболевания. Методов для этого имеется предостаточно, но для каждого пациента подбирается своя тактика. Потребуется помощь одновременно двух специалистов: логопеда и психотерапевта. Первый использует отработанные эффективные программы, а второй – нейролингвистическое программирование и гипноз. Важная функция имеется и у родителей маленького пациента. Кроме любви и воспитания, они должны разнообразить досуг ребенка, оградить от стрессов.

В лечебном процессе взрослого пациента активное участие принимает и он сам. В этом случае логоневроз победить тяжело, ведь у его носителя уже устоявшиеся представления о жизни и характер. Это несколько усложняет выздоровление. Такому индивиду следует, прежде всего, осознать, что все детские страхи далеко позади, реализовать давние мечты, научиться возражать и отказывать, смело высказывать свое мнение.

Нервный тик

Так называют непроизвольные резкие сокращения мышц, подергивание определенной части лица или конечности. Чаще всего независимо от воли человека может дергаться глаз, брови, губы, но бывает, что так себя ведет нога или рука.

За автоматизацию движений человека отвечает экстрапирамидная система головного мозга. Ее перевозбуждение, излишняя активность и способствует возникновению тика. Причиной такого явления, кроме прочего, может стать кратковременное потрясение и постоянные психологические проблемы.

Психологические факторы тика на нервной почве следующая:

  • перевозбуждение;
  • перенапряжение;
  • раздражение;
  • хронический или острый стресс.

Почему чаще всего дергается глаз? Правый символизирует мужское начало и отвечает за видение мира, а левый – женское и его ответственность самовосприятие. Тик – ответная реакция на нежелание видеть объект или субъект. То есть, человеку неприятно и даже больно видеть и воспринимать определенную визуальную информацию.

Та же Лиз Бурбо утверждает: нервный тик – свидетельство многолетнего сдерживания и того, что человек может в любой момент сорваться. Накопившееся напряжение так ищет выход. Это не только подавление агрессии и гнева. Индивид может годами держать в себе страх или тревогу, боязнь опозорится и потерять свою значимость.

Большое значение в поиске причин имеет метафизическое значение области, где возник тик. Так, появление его на лице указывает на страх его потерять, то есть репутацию, уважение в обществе.

Еще один знаменитый психолог, основатель движения самопомощи Луиза Хей говорит, что глаз дергается потому, что человек неуверен в себе, имеет параноидальные наклонности: ему кажется, что за ним постоянно кто-то наблюдает.

По мнению еще одного знаменитого специалиста, Валерия Синельникова – терапевта, психолога, психотерапевта, чаще всего тик на нервной почве поражает детей. И главные виновники такой патологии – опять же родители, у которых отсутствует безусловная любовь к своему чаду. У них нет особого желания заботиться о нем, но чувство долга заставляет это делать.

Такие мамы и папы сокрушаются по поводу негативных обстоятельств, которые, по их мнению, возникли с появлением малыша: моральных, материальных и других проблем. Они затаили обиду на ребенка из-за того, что он мешает им реализовываться в полной мере. Отсюда вытекают претензии и ненависть и к чаду, и друг к другу, постоянные конфликты.

Следует понимать: здоровье детей полностью зависит от эмоций и мыслей родителей.

Страдающему нервным тиком человеку нужно осознать причины своего страха и с помощью психолога вывести негатив из подсознания в сознание. Если это получится сделать, то физические симптомы – подергивание, постепенно сойдет на нет. Есть отличная установка на исцеление: « Я принят жизнью, опасности нет, все будет хорошо».

Психосоматика шизофрении

Это одна из самых загадочных и тяжелых прогрессирующих заболеваний психики, точные причины которой не установлены до сих пор. И, к сожалению, излечить ее полностью тоже пока не удается.

Одной из теорий развития шизофрении являются эмоциональные проблемы, хотя большинство специалистов отвергают это предположение. Они считают такое утверждение беспочвенным, ведь одним из основных симптомов данного психического расстройства как раз и является отсутствие эмоций (так называемая «эмоциональная тупость»).

Однако приверженцы вышеупомянутой гипотезы пытаются ее отстоять. По мнению психолога и психиатра Вильгельм Райх, тесно занимающегося эмоциональностью, шизофреник подавляет чувства. Они так сильны, что их нужно как можно глубже спрятать в себе и никогда о них не вспоминать. Эмоции как бы замораживаются в теле личности и сдерживаются внушительным напряжением мышц.

Любое «прикосновение» к ним вызывает дичайшую душевную боль. Именно поэтому психотерапия при лечении шизофрении не приносит плодов, а лишь усугубляет состояние пациента, не желающего признавать реальность. Он не хочет контакта со своими подавленными чувствами, так как они для него слишком опасны и справится с ними ему не по силам.

Эмоциональная составляющая личности формируется в детстве, вместе с общим психологическим состоянием человека. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с детства находился в окружении, которое его любит просто потому, что он есть, а не в силу обязанностей.

Будущим родителям следует давать себе отчет, что их конфликты между собой, побои будущей матери и т. д. негативно скажутся на психическом и физическом здоровье их чада. Ребенок должен быть желанным, расти в доброй атмосфере, без гиперопеки, в доверии и заботе, правильно воспитываться, поддерживаться в любых начинаниях и возможных неудачах.

Психосоматика заикания у детей и взрослых

Психосоматика заикания

Психосоматика заикания – с одной стороны, может поясняться многими примерами, с другой стороны, она легко укладывается в одну тему.

Согласно Ж.Рено (“Исцеление воспоминанием”) заикание – это две противоречивые команды мозга. Говори и молчи одновременно.

Женщина кричит в родах, но вдруг приходит особо чувствительная акушерка, которая со своей тонкой душевной организацией никак не может вынести крики роженицы и говорит: “Что ты орешь.”

Вот замолчала бы женщина, обидевшись, и ребенку сгрузилась бы программа “слушайся авторитетов и рта не раскрывай”. И все было бы тихо-мирно. У ребенка. Но женщина с таким положением дел не согласна и решает отстаивать свою правоту криком, при этом чувствуя серьезное внутреннее сопротивление, страх и вину. Конфликт как бы подвешивается: “ни туда – ни сюда”. И можно кричать, и нельзя кричать. И если у ребенка обнаружится впоследствии заикание, то неплохо бы вспомнить эту историю и разрешить конфликт (по сути, довести дело до конца и определиться с тем, право имеешь на крик или нет).

Конфликт “я имею право говорить – кто я такой, чтобы говорить”.

Если ребенку демонстрируют неуважение к его словам, то может так статься, что после этого всего в глубине души он теперь сильно не уверен, стоит ли ему говорить, выслушают ли. Но говорить все-таки надо, не молчать же. И вот оно – заикание.

Авторитарный отец, авторитарная жесткая мать могут не давать ребенку проявить себя, как оно требуется. Ребенок начинает что-то делать (в данном случае разговаривать) и останавливает себя, как бы пресекает себя сам.

(И тут вспоминаю картину. Папа и парень лет двенадцати. Казаки. Что парень не сделает, куда не повернется, папа его в плечо кулаком бьет. Воспитывает.)

Могут быть и более экзотичные примеры психосоматики заикания.

Например, зависший конфликт “можно это сказать – нельзя это сказать”.

Ребенок видит, как мать изменяет отцу с другим. С одной стороны он хочет рассказать отцу, а с другой стороны не может навредить матери. Все это выливается в серьезное страдание, которое потом потихоньку забывается, вытесняется, но внутренний конфликт остается, и ребенок вдруг начинает заикаться.

Еще один вариант зависшего конфликта: “я сказал то, что не должен быть говорить, и теперь я считаю, что нужно молчать”.

Допустим, что ребенок даже не задумывался о том, стоит ли рассказывать отцу об измене матери. И рассказал сразу. А отец пошел и избил мать так, что она лежала в больнице 2 месяца. Как вы думаете, какое решение бессознательно примет ребенок? Говорить ничего нельзя. Но при этом нужно же говорить. Конфликт приводит к заиканию.

Как всегда, когда речь идет о психосоматике болезни, в случае психосоматики заикания необходимо полностью разрешить внутренний конфликт, приводящий к заиканию. Если вспоминается ситуация, которая привела к заиканию – полностью трансформировать ее. Если конкретной ситуации не прослеживается, то трансформировать убеждения, самоопределения, поведение, приводящие к заиканию.

Читать еще:  Пневмония без температуры: бывает ли и как отличить

Причины заикания у ребенка 3-7 лет, лечение в домашних условиях и коррекция у логопеда

Заикающиеся люди, а тем более дети, встречаются очень часто. В современном обществе к заиканию относятся по-разному. Такие ребята нередко становятся объектами насмешек со стороны сверстников, что причиняет им эмоциональную боль и только усугубляет проблему.

Стоит раскрыть тему заикания с медицинской точки зрения. Что становится причиной речевого дефекта, и кто попадает в группу риска? Какие формы имеет заболевание, и как оно проявляется у детей в разном возрасте? Какое обследование необходимо пройти? Самое главное – как правильно лечить недуг, чтобы навсегда от него избавиться?

Почему дети заикаются: кто находится в группе риска?

Заикание – это один из видов речевых дефектов, который появляется при нарушениях центральной нервной системы. Он проявляется при судорогах (спазмах) артикуляционных органов и выглядит как повторение отдельных звуков. В медицинской терминологии для данного недуга существует специальное общее название – логоневроз.

Однозначно ответить на вопрос «почему дети заикаются?» сложно, ведь каждый случай индивидуален. Главной предпосылкой проявления симптомов является сбой в работе нервной системы. Все зависит от состояния здоровья малыша, его анамнеза и окружающей среды, в которой он растет.

Проявиться логоневроз может когда-угодно, но обычно это случается у детей еще в раннем дошкольном возрасте. Сложно заметить его признаки у детей до 3 лет. В этот период речь только формируется, любому ребенку сложно произносить отдельные звуки. Однако понаблюдав, заикание сразу становится явным.

Многие считают, что главной, если не единственной, причиной заикания является испуг. Испуг действительно может спровоцировать проблему, однако это далеко не главная и не единственная причина, особенно это касается раннего возраста.

Причины и факторы, которые формируют группу риска:

  • наследственный фактор;
  • тяжелое течение беременности, перенесенные мамой инфекционные заболевания;
  • повреждения головного мозга при родах;
  • патологии нервной системы;
  • слабая (шаткая) нервная система у малыша, повышенная впечатлительность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • последствия некоторых инфекционных болезней;
  • нарушения в работе эндокринной системы.

Вышеперечисленные пункты являются серьезной предпосылкой для проявления логоневроза. Как правило, им необходима решающая эмоциональная, психологическая или социальная причина, которая действует, как пусковой механизм.

Явления, которые провоцируют логоневроз:

  1. Стресс. Любое стрессовое состояние опасно для малыша, особенно, если стресс постоянный. Сильный испуг, конфликты в семье, неодобрительное отношение со стороны родителей, их излишняя требовательность отрицательно влияют на психику и провоцируют множества расстройств.
  2. Тревожность. Некоторые дети обладают наибольшей впечатлительностью и тревожностью, они легко подвергаются испугу и начинают заикаться.
  3. Интенсивный темп речи. Многие родители жалуются на то, что их дети «тараторят», заглатывают слоги, невнятно выговаривают звуки. Когда малыш с самого начала постоянно говорит слишком быстро, его дикция может сформироваться неправильно.
  4. Быстрый темп речи у родителей или наоборот, наличие в семье заикающихся. Дети впитывают информацию подобно губке и всячески подражают взрослым.
  5. Сложные ситуации. Резкая смена обстановки и окружения, переезд, переход в новый детский сад часто заставляют ребят волноваться, что сказывается на их эмоциональном состоянии.

Какие бывают формы заикания у ребят дошкольного возраста?

Когда малыш систематически повторяет отдельные звуки во время разговора, это обобщенно называют заиканием. В медицине же существует несколько форм и видов данного речевого дефекта, которые отличаются своим проявлением и происхождением. Всего их около десятка, часто формы бывают смешанными.

Основные виды патологии:

  1. Логоневроз. Невротическое заикание самое распространенное среди детей. Его вызывают различные расстройства нервной системы, вызванные стрессом, испугом, тревогой и др. Дефект хорошо поддается лечению и при необходимой терапии исчезает полностью.
  2. Неврозоподобное заикание. Проявляется при поражениях ЦНС врожденного или приобретенного характера. Лечится гораздо сложнее, но при систематическом подходе сводится к минимуму.
  3. Клоническое. Выражается в непроизвольном и неконтролируемом повторении или растягивании звуков, слогов.
  4. Тоническое. Малыш не в состоянии проговаривать звуки или некоторые слова. Наблюдаются частые паузы и остановки при разговоре.

Стадии заикания и симптомы

Различают 3 основные стадии (степени) патологии:

  1. первая или начальная стадия (симптомы проявляются слабо, только после влияния внешних негативных факторов);
  2. средняя (запинания в речи регулярны, но могут контролироваться);
  3. тяжелая (ребенок запинается постоянно, вне зависимости обстановки или настроения, симптоматика ярко выражена).

У детей до 3 лет признаки логоневроза нередко смазаны и плохо выражены. Малыш только учится говорить, поэтому родители списывают повторения на непоставленную и несформированную речь. Зная симптомы и внимательно наблюдая за малышом, можно легко определить заболевания на ранней стадии, вовремя заняться коррекцией речи и полностью вылечить недуг.

  • малыш постоянно делает паузы, наблюдается заметное затруднение в речи и физическое напряжение (сжимает кулачки, напрягает лицевые мышцы, краснеет или бледнеет);
  • сбивается дыхание, перед произношением или сразу после него ребенок делает глубокий вдох;
  • запинания сопровождаются определенной мимикой (раздувается нос, бегают глаза, напрягается лицо);
  • при паузах речь становится громче;
  • повторение звука или слога происходит более 2-х раз подряд.

Диагностика: какой врач лечит заикание?

Диагностика имеет не меньшее значение, чем сама терапия. При малейших проявлениях проблемы следует сразу обратиться к специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем выше шансы на полное выздоровление.

Появляется важный вопрос: «к какому врачу обратиться?». Здесь необходим комплексный подход, поэтому понадобится консультация и осмотр у педиатра, невролога, психолога, психиатра и логопеда, то есть всестороннее обследование. Логопед поможет откорректировать речь, чтобы устранить дефект. Педиатр исключит или подтвердит общие системные нарушения. Невролог обследует центральную нервную систему, а психолог разберется с психоэмоциональным состоянием маленького пациента.

Помимо осмотра, консультации и беседы обследование включает несколько диагностических процедур:

  • МРТ головы;
  • ЭЭГ;
  • реоэнцефалографию.

Как лечить заикание у ребенка 3-7 лет?

Заикание у детей — непустяковая проблема, не стоит ждать, что оно пройдет само по себе. Без квалифицированной помощи не получится отучить ребенка заикаться. Ни в коем случае нельзя ругать за это малыша. Родители должны со всей ответственностью подойти к терапии и всячески поддерживать свое чадо.

В большинстве случаев лечение носит комплексный характер. Оно включает в себя регулярные занятия с логопедом и обязательное повторение упражнений дома, специальный массаж, беседы с психологом, при необходимости прием успокоительных препаратов. Очень важно устранить раздражающие факторы, которые провоцируют запинания. Необходимо оградить ребенка от стресса, наладить эмоциональный контакт.

Массаж и логопедические упражнения

Без посещений логопеда не обойтись. Именно специалист правильно поставит речь и откорректирует дефекты. Все упражнения выполняются в медленном и комфортном ритме. Работа с заикающимися детьми требует регулярности и ответственности. Важно повторять их и в домашних условиях. Родители должны следить за правильностью выполнения, не лениться и заниматься вместе с детьми.

Примеры логопедических упражнений:

  1. Веселые карусели. Логопед вместе с маленьким пациентом медленно и размеренно ходят по кругу. На каждый шаг они по слову выговаривают фразу (одно слово на шаг) – «мы смешные карусели – ОПА-ОПА-ОПА-ПА-ПА, ТАТАТИ-ТАТИ-ТА-ТА».
  2. Цыплята. Малыш изображает цыпленка, поочередно прыгая на одной ножке. При смене ноги меняется фраза, которую он нараспев произносит. «Хлоп-топ-хлоп», «ап-цап-тап», «уф-ив-аф», «тап-тип-рап-роп-цып-цып».
  3. Дирижер. Логопед изображает движения дирижера. При взмахе руками ребенок распевает гласные звуки, затем слоги, а после любые понравившиеся слова.
  4. Артист. Для этого малыш должен знать хотя бы коротенькое стихотворение. Он его не спеша распевает под спокойную тихую мелодию. Постепенно можно разучивать более сложные и длинные стихи. Тренируется не только дикция, но и память.

Терапия включает несколько курсов массажа. Длительность и количество сеансов подбирается индивидуально. Важно, чтобы процедуру проводил опытный специалист. Во время массажа врач воздействует на определенные специальные точки, что регулирует и восстанавливает нервную регуляцию речи.

Дыхательная гимнастика

Сбивание дыхания – важный и заметный симптом логоневроза. Именно поэтому дыхательная гимнастика приносит результаты. Она помогает сделать речь свободной, легкой и естественной. Задача упражнений – научить малыша одновременно совмещать речь и дыхание.

Занятия может проводить логопед, он научит выполнять их в удобной игровой форме. Дыхательную гимнастику нужно повторять дома. При желании родители могут придумать свои игры в зависимости от предпочтений малыша.

  • дуть мыльные пузыри;
  • надувать воздушный шарик;
  • дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы она бурлила;
  • перекатывать по столу ватные или поролоновые шарики, будто играя в футбол и др.

Препараты и успокоительные средства

Назначать медикаменты может только тот специалист, который поставил диагноз. Принимать таблетки самостоятельно категорически запрещено, так как некоторые лекарства воздействуют на ЦНС.

В основном используется два вида препаратов – успокаивающие и воздействующие на нервную систему. Первые помогают при стрессе или тревоге. Вторые регулируют и нормализуют работу тех нервных центров, которые провоцируют заикание. Если причиной возникновения недуга стали проблемы с ЦНС, без специальных препаратов не обойтись.

Народные методы лечения

Лечение заикания у детей при помощи народных методов необходимо обсудить с лечащим врачом. Специалисты нередко рекомендуют домашние средства как составляющее комплексной терапии.

В домашних условиях можно приготовить успокаивающий и расслабляющий отвар. Понадобится травяной сбор из ромашки, мяты, мелисы, валерианы и крапивы. При аллергии на один из компонентов, его можно исключить. На стакан кипятка взять столовую ложку сбора. Хорошо настоять, процедить, по желанию добавить мед.

Мед в любом виде помогает успокоиться. Его добавляют в чай, молоко или кладут в виде компресса на язык. Сначала нужно проверить переносимость продукта, так как это аллерген.

Мнение Комаровского о заикании

Доктор Комаровский пользуется большим авторитетом у многих родителей. Его подход к детскому здоровью профессионален и адекватен. Он отмечает особую важность роли родителей в процессе выздоровления их чада. Чтобы работа специалистов не была пустой, нужно обеспечить правильную домашнюю обстановку.

  1. наладить режим дня (сон, еда, прогулки, занятия должны проходить в одно и то же время);
  2. устранить стресс, переживания, страх, особенно перед сном;
  3. исключить слишком активные игры или занятия, сделать акцент на спокойных развлечениях;
  4. как можно больше гулять на свежем воздухе;
  5. точно придерживаться всех назначений и рекомендаций врачей.

При выполнении всех правил Комаровский дает положительные прогнозы на полное выздоровление. Коррекция речи происходит не сразу, поэтому важно быть последовательными и запастись терпением.

Возможные осложнения и последствия

Заикание у детей – это серьезное заболевание, которое имеет свои последствия и осложнения. При отсутствии медицинской помощи симптомы будут только усугубляться, что скажется на качестве жизни.

Логоневроз мешает общаться с людьми, заводить знакомства и новых друзей. Больные часто стесняются, смущаются, а вскоре замыкаются в себе. Постепенно смущение переходит в стресс, невроз или хроническую депрессию. Таким детям сложнее учиться и адаптироваться в обществе.

К тому же проблема не пройдет самостоятельно. Если ее не лечить, она сохранится на долгие годы или всю жизнь.

Профилактика

Профилактика носит общий характер, она поможет избежать заикания и положительно скажется на состоянии детского здоровья:

  1. обеспечение благоприятного климата в семье;
  2. поддержание психологического здоровья (снижение требовательности, любящее, бережное и внимательное отношение к своему ребенку);
  3. контроль во время формирование речи;
  4. снижение психологической нагрузки;
  5. правильный распорядок дня;
  6. расширение кругозора, всестороннее развитие;
  7. укрепление иммунитета, правильное питание, регулярные прогулки;
  8. профилактические медицинские осмотры для своевременного выявления любых нарушений.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector