Detilubvi.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нагляднодидактический материал к лексическим темам логопедической группы ДОУ

Лексические темы в логопедической практике

Часто в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме учебных заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у ребят навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Взрослый учит с детьми стихи, отгадывает загадки, выполняет упражнения, способствующие общему развитию в рамках одной лексической темы.

Для чего нужны лексические темы?

Педагоги планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени дошкольники обучаются по какой-то одной лексической теме.

Содержание всей коррекционной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных бытовых ситуациях, в семье при выполнении с родителями логопедических заданий. Обучение проходит гораздо успешнее, если используются дидактические игры и упражнения по определенной лексической теме.

Посредством различных игр и упражнений у детей формируются навыки образования и изменения слов. Способность образовывать слова различными способами является в речевом развитии очень важной потому, что овладевая ей, ребенок учится различать и находить значимую часть в словах, видеть схожие части разных слов. Этому навыку способствуют такие игры как: «Скажи ласково», «Один – много», «Какой? Какая? Какое?», «У кого кто?», «Назови семейство».

Игры «Из чего сделали?», «Скажи наоборот», «Придумай загадку», «Я начну, а ты закончи» способствуют закреплению знаний о предметах, их особенностях, уточняют знания детей, формируют видовые и родовые понятия.

Еще ряд игр и упражнений направлен на то, чтобы сформировать у детей умения правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже: «Мой, моя, моё, мои», «Посчитай», «Чего не стало?» и другие.

Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.

Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.

В подменю этого раздела Вашему вниманию по каждой лексической теме представлены:

— лексика для детей;

— упражнения на координацию речи и движения;

— стихи, загадки, тексты;

— игры и упражнения.

Выполняя с ребенком рекомендуемые задания, заинтересуйте малыша, используйте его любимые игрушки, постарайтесь сделать обучение интересным и весёлым времяпрепровождением.

Нагляднодидактический материал к лексическим темам логопедической группы ДОУ

Словесно-дидактический материал по лексическим темам (1 период)

Автор: Ирина Михайловна Гудова

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида №4

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Ленинградская

Автор: Любовь Григорьевна Славко

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида №4

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Ленинградская

В пособии обобщен и систематизирован опыт практической работы педагогов по коррекции недостатков устной речи у детей с общим недоразвитием речи. Данное пособие включает в себя подобранные по лексическим темам: комплекс дидактических игр; упражнения по развитию дыхания, мимических мышц, по развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики; стихи для заучивания наизусть, загадки, скороговорки, пословицы; тексты для пересказа. Дидактические игры и упражнения помогут детям, имеющим речевые нарушения преодолеть трудности в овладении грамматическим строем русского языка. Методическое пособие поможет сформировать интерес к занятиям, создаст положительную мотивацию у детей для решения многих логопедических задач и повышения эффективности логопедического воздействия. Пособие предназначено воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ТНР и групп общеразвивающей направленности ДОУ, учителям-логопедам, а также родителям дошкольников.

  1. file0.docx.. 217,3 КБ
Опубликовано: 01.11.2018
Мои заявки
Диплом автора журнала «Современный урок»

Диплом участника конкурса

© 2020, Всероссийский педагогический журнал «Современный урок »
Авт. знак С56, ISSN: 2713 – 282X, УДК 371.321.1(051), ББК 74.202.701
Лицензия на образовательную деятельность № 039439 от 10.06.2018
выдана Департаментом образования г. Москвы
СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65249 от 01.04.2016
Для писем: 125222, Москва, a/я 8
Телефон: +7 (925) 664-32-11
E-mail: [email protected]

Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФНР, ОНР)

Дидактические материалы – это разновидность учебных методических пособий: консультации, карты, таблицы, наборы карточек с текстом, рисунки, иллюстрации, фотографии, компьютерные презентации, схемы, графики, чертежи, модели, тесты и т. д. От качества наглядно-дидактического материала во многом зависит результат логопедической работы. Формы, методы и приемы коррекции, характер изучаемой лексической темы, этап формирования навыка – все это определяет выбор вида дидактического материала.

Требования к подбору дидактического материла

  1. Материал должен быть знаком детям и по содержанию, и по грамматическому оформлению.
  2. Материал должен соответствовать лексической теме.
  3. Ребенка побуждают отвечать отвечать на вопросы, поэтому в его предполагаемом ответе должны быть слова с тем звуком, работа над которым ведется в данный промежуток времени.
  4. Предпочтение отдается общеупотребительным словам.

Подготовительном этапом выполняются артикуляционные упражнения. Их цель — подготовить речевые органы ребенка к произношению тех или иных звуков. Примерами таких упражнений являются дутье с просунутым между губами или между зубами языком, дутье у верхней губы (чтобы получить необходимую для свистящих и шипящих согласных позицию языка) т. д.

Наглядный материал используется на всех коррекционно-логопедических занятиях. Конспектом предполагается показ схем, иллюстраций, мнемотаблиц.

Рекомендуемый наглядный методический материал предназначен для занятий в специальных логопедических группах и дома с детьми, имеющими тяжелые системные нарушения речи (фонетик0-фонематическое и общее недоразвитие речи). Как известно, при ОНР и ФФНР страдает не только произношение звуков, но лексико-грамматический строй и неречевые психические функции.

В пособие содержатся примерный лексический материал по различным темам, примерный предметный словарь и словарь действий и признаков, а также в большом количестве специально подобранный речевой материал: тексты загадок и стихов, игры, упражнения для развития не только речевой функции, но и внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, мышления, творческих способностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Наглядность в виде красочных картинок без сомнений заинтересует ребенка.

Читать еще:  Норма температуры у ребенка до года: мнение специалистов

Наглядный материал основан на практическом опыте логопедов и адресован родителям, воспитателям речевых групп дошкольных образовательных учреждений, а также всем, кого интересуют проблемы формирования и развития речи дошкольников.

Название: Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФНР, ОНР)

Автор: Контрактова Т. И., Атрепьева В. Б.

Издательство: Аркти, 2003

Скачать наглядный материал

Для скачивания предлагается комплекс дидактических игр с иллюстративным материалом:

Нагляднодидактический материал к лексическим темам логопедической группы ДОУ

  • Главная /
  • Сведения об образовательной организации /
  • Коррекционно-развивающая деятельность /
  • Учебно-методические пособия и дидактические материалы
  • Главная
  • COVID-19
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • вакантные места для приема (перевода)
    • доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • Требования Закона №273-ФЗ к содержанию сайта образовательной организации
  • Политика обработки и защиты персональных данных
  • Информация о вышестоящих организациях
  • Профессиональные стандарты
  • Контакты
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
    • Обращения граждан
  • Телефон доверия
  • Е-сервисы
  • Новости
    • НОВОСТИ 2020-2021
    • НОВОСТИ 2019-2020
    • новости 2018-2019
  • Карта сайта
  • Сотрудничество с организациями
    • Эко-школы/Зелёный флаг
    • Центральная районная детская библиотека «РАДУГА»
  • Нормативно-правовая база
    • Федеральные нормативные акты
    • Региональные нормативные акты
  • Деятельность
  • Выставки, фестивали, конкурсы, соревнования
  • Безопасность
    • Памятки для родителей по антитеррору
    • Информационная безопасность
    • Профилактика ДДТТ
    • ПАМЯТКИ РОДИТЕЛЯМ
    • Пожарная безопасность
    • Безопасность на воде
  • Нет коррупции!
  • ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
  • Независимая оценка качества образовательной деятельности
  • Электронные образовательные ресурсы
  • Система образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге, в Красносельском районе
  • Дистанционное консультирование
  • Образцовый детский сад

Учебно-методические пособия и дидактические материалы

Учебно-методические пособия и дидактические материалы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В Образовательном учреждении имеются необходимые специальные учебные пособия и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, тяжелым нарушением речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, со сложными дефектами).

Учитель-дефектолог

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» Л.Б. Баряева, Е.А. Логинова, СПб ЦДК проф Л.Б. Баряевой, 2010.

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова

«Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева СПб, Детство-Пресс, 2012

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубевал.

В. Лопатина, Н. А. Ноткина, Т. С. Овчинникова, Н. Н.Яковлева.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., СПб, 2014

«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи»

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова,

А.В. Лагутина М.: Просвещение, 2013.

Диагностические карты (по количеству детей).

Список детей для занятий с учителем-дефектологом.

Циклограмма профессиональной деятельности.

График работы дефектологического кабинета.

Журнал учёта посещаемости детьми коррекционных занятий.

Годовые задачи организации коррекционно – педагогической работы на учебный год.

Понедельное комплексно-тематическое планирование.

Тетради индивидуальной работы с воспитанниками.

Тетради рекомендаций учителя-дефектолога родителям воспитанников.

Журнал взаимосвязи учителя – дефектолога

с воспитателями групп и специалистами.

Календарный план работы на учебный год.

Консультативный материал для родителей (законных представителей),

О.Б. Иншакова «Альбом логопеда».

Л.Г. Парамонова «Ваш ребенок на пороге школы».

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный
и младший школьный возраст.

Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей.

А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика
и коррекция в детском возрасте

Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей
с отклонениями в развитии (наглядный материал).

С.Д. Забрамная «Диагностический материал»

В.С. Володина Альбом по развитию речи «Говорим правильно»

Пирамидки, матрешки, вкладыши деревянные, пазлы тематические, кубики, разрезные картинки, счетные палочки.

Сборные картинки – пазлы.

Сборные картинки – кубики.

Разборные игрушки: пирамидки, вкладыши.

Звучащие игрушки: колокольчик, дудочка, свисток

Коробочки с сыпучими наполнителями, издающие разные звуки.

Деревянная головоломка, «Пифагор»,

Парные картинки, игра «Мемори»

Зашумлённые картинки и др.

Игры с прищепками.

Трафареты для обводки и штриховки.

Игры, упражнения для развития тонких движений пальцев рук и кистей.

Массажеры для рук.

Конструкторы, счетные палочки и др.

Цветные круги (красные, синие, зелёные).

Дидактическая игра «Ой, кто это?», «Ой, что это?» (деление слов на слоги)

Доска настенная (большая)- магнитно – маркерная.

Фонетические рассказы и сказки. Часть 1,2,3 ( для детей 5-7 лет) Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н.

200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет Костылева Н.Ю.

Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий по лексическим темам — раздаточный материал, плакаты.

Иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем – в книгах. Игры в картинках с предлогами.

Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.

Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала, что потом ». Схемы для составления описательных рассказов – мнемотаблицы.

Карточки на классификацию предметов.

Рассказы о временах года. Осень. Зима. Весна..

100 и 1 игра для развития ребенка. Г.Сташевская

Коврограф «ларчик» Харько Т.Г., Воскобович В.В.

Методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичева

«Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко

Методическое пособие «Альбом для логопеда» О.Б. Иншакова

Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет » альбомы №№ 1,2,3,4

Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2 для средней логопедической группы детского сада

Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2; №3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста

О.И. Крупенчук «Уроки логопеда» (комплексная методика подготовки ребенка к школе) для детей 4-6 лет

Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева «По дороге к азбуке» части №№ 3,4

«Математика в детском саду» Метлина Л.С.

«Развитие элементарных математических представлений» И.А.Морозова, М.А.Пушкарева

«Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития»

Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» (математика для детей 4-5; 5-6; 6-7)

Тетрадь с заданиями для развития детей «рисуем по клеточкам» Тетрадь №1; №2

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : СПб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

Читать еще:  Лечебное питание при гипертонической болезни

СПб.: Детство-Пресс, 2003.

3. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.: Издательство «Лань», 1999.

4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

6. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 1998

7. Крупенчук О. И, Воробьева Т. А. Мяч и речь. СПб, 2001

8. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! СПб, 2001

9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999.

10.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: Детство-Пресс, 2004.

11. Баряева Л.Б. Интегративная модель СПб 2005

12. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Изд: М.:Айрис-пресс 2005г.

13. Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Педагогическое общество России, 2000г

14. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте М.: «Академия» 2002г.

15. Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал). «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2007г

16. С.Д. Забрамная «Диагностический материал» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»: 2000г

17. В.С. Володина Альбом по развитию речи «Говорим правильно» М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС» 2006г.

ККартотека. Словарь к лексическим темам в старшей логопедической группе

Картотека. Словарь к лексическим темам в старшей логопедической группе

Просмотр содержимого документа
«ККартотека. Словарь к лексическим темам в старшей логопедической группе»

Картотека Словарь к лексическим темам в стршей логопедической группе

Логопед Лобова Т. В.

1.»Детский сад»
Словарь:
Существительные: (Детский ) сад , группа, спальня, раздевалка, кабинет, прачечная, кухня, кабинет, зал, директор, логопед, воспитатель, помощник воспитателя, учитель казахского языка, музработник, инструктор физкультуры, повар, прачка, медсестра, водитель, сторож.

Прилагательные: детский, логопедический, медицинский, директора, методический (кабинет),

Глаголы: учиться, рисовать, лепить, рассказывать, считать, ставить уколы, давать витамины, готовить (блюда), стирать, вешать, гладить, сторожить, возить, мыть,

2.»Игрушки«.
Существительные: игрушки, мяч, машинка, кубики, кукла, пирамидка, машинка, конструктор.

Прилагательные: деревянный, пластмассовый, мягкий, стеклянный, бумажный, железный, металлический, резиновый.
Глагол: катать, возить, кормить, строить, мыть, убирать, укладывать, собирать.

3.»Овощи».
Существительные: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, овощ.

Прилагательные: красный, желтый, зелёный, твёрдый, мягкий, большой, маленький, сладкий, горький, круглый, овальный.
Глаголы:
висеть, зреть, собирать, выкапывать, срывать.

Существительные: Сад, яблоко, груша, слива, персик, абрикос, виноград, плод.
прилагательные: спелый, зрелый, сочный, душистый, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый,, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый.

Глаголы: Висеть, зреть, собирать, выкапывать, срывать.

Существительные: Слякоть, туман, листопад, заморозок, изморозь, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц.

Прилагательные: Ранний, поздний, прекрасный, богатый, грустный, алый, золотой, багряный.
Глаголы: Падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть.

6. «Деревья и кустарники».
Словарь:

Существительные: дерево, куст, клён, берёза, рябина, ель, сосна, осина, дуб, сирень, шиповник, боярышник, ствол, ветка, корень, лист, плод, шишка, серёжка, крылатка, иголка, шипы.
Прилагательные: высокий, низкий, толстый, тонкий, желтый, красный.
Глаголы: висеть, падать, кружиться, лежать, сохнуть, шуршать, желтеют, краснеют.

7. «Моя семья».

Существительные: семья, родственники, сын, дочь, внук, внучка, тетя, дядя.

Прилагательные: старый, молодой, глупый, умный, высокий, низкий, полный, худой, веселый, грустный, родной.

Глагол: заботиться, уважать, трудиться.

Наречия: весело, громко, тихо, грустно, быстро, медленно.

8. «Я человек. Части тела. Предметы человека».
Словарь:
сущ-ые: Лицо, лоб, брови, веки, ресницы, щёки, подбородок, шея, уши, голова, ладонь, кисть, пальцы, мизинец, части тела, голова, шея, туловище, рука, нога, палец, глаз, рот, нос, ухо, губа, волосы, ребёнок предметы туалета: расчёска, платок, (зубная) щётка,

Прилагательные: Большой, указательный, средний, безымянный, правый, левый, карий, голубой, серый, зелёный, высокий, низкий, длинный, короткий, зубная, носовой, полотенце, мочалка, мыло. Глаголы: щурить, хмуриться, моргать, кусать, улыбаться, смеяться, сердиться, идти, бежать, прыгать, лежать. расчёсывать, вытирать, мыть.

Наречия: вверх, вниз, влево, вправо.

Существительные: адрес, кухня, гостиная, прихожая, детская, спальня, кабинет, ванная, этаж, подъезд, лестница, каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, кровельщик, топор, рубанок, пила, молоток, мастерок, кисть, лопата, плита, кирпич, (подъемный) кран, раствор, гвоздь.

Прилагательные: нужный, полезный, трудный, подъемный (кран), уютный, теплый, многоэтажный, высокий, низкий.

Глагол: строить, штукатурить, красить, делать, крыть, пилить, забивать.

Наречия: старательно, слаженно, умело, быстро, дружно

10. » Мебель, электроприборы».

Словарь:
Существительные: Мебель, кресло, диван, кровать, шкаф, сервант, буфет, стенка, стул, тумба, ножка, дверца, полка, спинка, подлокотник, сиденье; электроприборы, холодильник, пылесос, утюг, миксер, плойка, микроволновая печь, электроплита.

Прилагательные: дубовый, берёзовый, ореховый, сосновый, мягкий, зеркальный, кожаный, полированный, железный, пластмассовый, электрический, металлический.

Глагол: ставить, класть, сидеть, спать, лежать, отдыхать, пылесосить, морозить, взбивать, утюжить, гладить, печь, греть.

11. » Посуда»
Словарь:

Существительные: Посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, маслёнка, солонка, супница, тарелка, салфетница, ложка, вилка, нож, поварёшка, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг; стенка, донышко, крышка, ручка, носик, чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка.
Прилагательные:
Стеклянный, фарфоровый, металлический, чугунный, эмалированный, чайный, столовый, кухонный.
Глаголы: Мыть, чистить, вытирать.

12. «Продукты питания».

Молоко, сыр, масло, мясо, колбаса, яйца, рыба, хлеб, сахар.

Прилагательные: Сладкий, белый, жёлтый.

Глаголы: Лить, резать, варить, жарить

13. «Мой Казахстан»

Существительные: государство Казахстан, герб, флаг, гимн, Астана, столица, Алматы (старая столица), город, Костанй, проспект, улица, памятник, школа, больница, завод, фабрика, библиотека, река, Тобол.
Прилагательные: Красивый, родной, красивый.
Глаголы: стоять, течь, раскинуться.

14. «Домашние животные».

Словарь:
Существительные: корова, лошадь, кошка, собака, телёнок, жеребёнок, котёнок, щенок, копыта, грива, шерсть, морда, когти, рога, хвост, животное.

Прилагательные: Тёплый, толстый, густой.

Глаголы: Кормить, поить, чистить, ухаживать

15. «Домашние птицы» Словарь:
Существительные: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утят, индюк, индюшка, индюшата.

Глагол: плавать, клевать, крякать, кукарекать, гоготать.

16. » Праздник ёлки»».

Словарь:
существительные: Медведь, лиса, ёж, заяц, белка, волк, животное, когти, иголки, шерсть

Прилагательные: Дикие, острые, колючие, мягкая, серый, пушистый, коричневый, белый, рыжий.

Глаголы: Строить, искать, запасаться, идёт, бежит, скачет, прыгает.

Наречия: морозно, снежно.

Словарь:
Существительные: Мороз, метель, снегопад, сугроб, снег

Прилагательные: Белый, пушистый, холодный, снежный.

Читать еще:  Нормальные показатели пульса у ребенка

Глаголы: Падать, кружиться, идёт, метёт, дует.


18. » Дикие животные».

Словарь:
Существительные: Медведь, лиса, ёж, заяц, белка, волк, животное, когти, иголки, шерсть

Прилагательные: Дикие, острые, колючие, мягкая, серый, пушистый, коричневый, белый, рыжий.

Глаголы: строить, искать, запасаться, идёт, бежит, скачет, прыгает.

19. «Дикие птицы».

Словарь:
Сущ-ые: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, птица, голова, клюв, нога, крыло, хвост.

Прилагательные: Белый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный, коричневый. длинный, короткий, толстый, тонкий, маленький, большой.

Глаголы: Летать, ходить, прыгать, клевать, сидеть.

20. «Транспорт».

Машина, грузовик, автобус, поезд, самолёт, корабль, лодка, велосипед, транспорт.

Прилагательные: Грузовой, пассажирский, удобный, быстрый.

Глаголы:перевозить, грузить, ехать,, лететь, плыть.

21. «Мой друг светофор».

Словарь:
Существительные: Светофор, переход, дорожка, знак.

Прилагательные: Красный, жёлтый, зелёный, пешеходный.

Глаголы: Идти, смотреть, стоять.

22. «Одежда, головные уборы».

Словарь:
Существитьные: платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, шуба, куртка, одежа, рукав, карман, воротник, пуговица, замок.

Прилагательные: красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, большой, маленький, длинный, короткий.

Глаголы: надевать, снимать, чистить, стирать, сушить, застегнуть, расстегнуть.

Словарь:
Существителные: тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, обувь, нос, каблук, застёжка, шнурки.

Прилагательные: Красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, удобный, мягкий, твёрдый,

Глаголы: надевать, снимать, чистить, мыть, вытирать

24. «Все работы хороши».

Словарь:
Существительные:Продавец, почтальон, врач, шофёр, лётчик, машинист.

Прилагательные:Внимательный, смелый, сильный.

Глаголы: Продавать, лечить, водить, управлять.

25. «Мама –любимое слово на свете».

Глаголы: дарить, поздравлять, заботиться.

Словарь:
сущ-ые: крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, кенгуру, слонёнок, львёнок, тигрёнок, животное, детёныш, пища, растение.

Прилагательные: Хищный, толстый, опасный.

Глаголы: лежать, плыть, нападатть, доставать, глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать.

27. «Наурыз. Весна».

Словарь:
Существительные: Наурыз, (Новый) год, март, весна,праздник,оттепель,проталинка, сосулька, лёд.

Прилагательные: Новый, радостный, весёлый, синий, голубой, прозрачный.

Глаголы:Встречать, таять, светить, греть, капать.

Словарь:
Существительные: портниха (швея), приёмщица, закройщица, ткань, мел, иголка, нитки, (швейная) машинка, стол, линейки, выкройки, заказ.

Прилагательные: толстый, тонкий, острый, вежливый, внимательный, необходимый.

Глаголы: заказывать, принимать, кроить, чертить, резать, шить.

Существительные: почта, почтальон, телеграмма, бандероль, марка конверт, квитанция, адрес.

Прилагательные: быстрый, внимательный, вежливый.

Глаголы: Отправлять, доставлять, писать, платить, разносить.

30. «Насекомые».

Словарь:
Существительные: Насекомые, бабочка, жук, комар, пчела, муравей, оса, коровка, кокон, гусеница, муха, шмель.

Прилагательные:Красный, чёрный, жёлтый, белый, маленький, вредный, полезный, майский.

Глаголы: Вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать.

31. «От зёрнышка до булочки».

Словарь:
Существительные: Хлеб, пшеница, колос, зерно, комбайн, комбайнёр, машина, шофёр.

Прилагательные: Вкусный, трудный.

Глаголы: Растить, ухаживать, убирать, убирать, молотить

Словарь:
Существительные: Цветы, колокольчик, ромашка, мак, василёк, лютик, клевер, купальница, незабудка, охрана, природа.

Прилагательные: Красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий.

Глаголы:Рвать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать.

33. «Уголок природы в детском саду».

Существительные: растение, кактус, розан, толстянка, сенполия, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка; аквариум, (золотая) рыбка, меченосец, гуппи, скалярия.

Прилагательные: зелёный, сочный, гладкий, блестящий, опущенный, колючий, рыхлый, влажный, тёплый; прозрачный, юркий, золотистый.

Глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, черенковать; плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться.

34. «Водный мир».

Словарь:
Существительные: аквариум, река, озеро, пруд, рыба, малёк, икра, охота, хищник; (золтая) рыбка, меченосец, гуппи, скалярия, щука, сом, окунь, лещ, карась.

Прилагательные: прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотисый,подводный, хищный, опасный.

Глаголы: плавать, охотится, притаиться, размножаться, питаться.

Словарь:
Существительные: Мухомор, подосиновик,, боровик, лисичка, шляпка, ножка.

Прилагательные: Белый, красный, жёлтый, зелёный, синий, голубой, старый, молодой, высокий, низкий.

Глаголы:Растёт, прятаться, искать, находить.

36. Лето.
Словарь:
Существительные: Лето, отдых, жара, солнцепёк, загар, пляж, купание, отдых.
Прилагательные: жаркий, прохладный, холодный, тёплый, дождливый, солнечный, радостный.
Глаголы: Отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, лежать.

Ясли-сад № 76 г. Витебска

Задания по лексическим темам от учителя-дефектолога группы № 8

Лексическая тема: «Зимующие птицы».

Лексическая тема Зимующие птицы.

  1. Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, почему они не

улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Напомните ребенку их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперение, величину), где они живут, чем питаются, как им можно помочь.

  1. Игра « Один — много».

Ворона – много ворон, синица — …, воробей — …, снегирь — …., голубь — …., сорока — …., дятел — …., сова — …

  1. Игра «Сосчитай-ка»

Предложите посчитать птиц от 1 до 5. (ворона, сорока, синица, снегирь, дятел, сова, голубь, воробей).

  1. Игра «Кто как голос подает?»

Воробей – чирикает, синица — …, ворона — …., голубь — …., сорока — …., филин — …

  1. Упражнение «Сложные слова».

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют …

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют …

У вороны черные крылья, поэтому её называют …

У дятла длинный клюв, поэтому её называют …

  1. Игра «Скажи наоборот».

Воробей маленький, а ворона …

У синицы хвост короткий, а у сороки …

Голубь тяжелый, а воробей …

У синицы клюв тонкий, а у ворона …

  1. Игра «Чей, чья, чьё, чьи?»

У воробья перо (голова, хвост)- перо воробьиное, голова воробьиная, хвост воробьиный

У голубя перо (голова, хвост) –

У вороны перо (голова, хвост)-

У снегиря перо (голова, хвост) –

  1. Игра «Подбери признак» .

Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная.

Воробей (какой?)… Снегирь (какой?)…, клест (какой?)…

  1. Пересказ рассказа.

Папа и Максим вышли на прогулку. Шел снег. В парке было много деревьев: елок, берез и рябин. Максим закричал: «Папа, смотри, на рябине выросли яблоки!» — «Нет, — сказал папа, это не яблоки. Это снегири. У них красная грудка, вот ты и решил, что это яблоки. Снегири прилетели к нам только зимой. Даже в их названии спряталось зимнее слово снег. Как ты думаешь, чем они питаются?» – спросил папа. «Конечно же, рябиной», — радостно ответил Максим. Папа и Максим поспешили домой, чтобы рассказать о снегирях маме.

Ответить на вопросы:

— Куда пошли папа и Максим? Какие деревья были в парке? Что увидел Максим? С чем Максим перепутал снегирей? Чем похожи снегири и яблоки? Когда прилетают к нам снегири? Чем они питаются? Кому папа и Максим расскажут историю про снегирей?

  1. Составить рассказ по схеме
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector