Detilubvi.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как делать логопедический массаж детям в домашних условиях?

Логопедический массаж языка, лица и кистей рук для детей в домашних условиях: упражнения на развитие речи

Появление в семье маленькой копии мамы или папы вызывает радость и умиление. Сначала вы разглядываете каждую его складочку и черточку, а потом с нетерпением ждете, когда он скажет первое слово. Пока кроха лишь агукает, нет причин для волнения. Взрослея, малыш начинает осваивать речевые навыки, однако развитие ребенка всегда индивидуально. Может сложиться так, что ваше сокровище столкнется с определенными затруднениями, осваивая речь. Явная задержка или различные дефекты требуют своевременной корректировки. Последние десять лет в логопедии прибегают к массажу языка ребенка – этот массаж направлен на устранение у детей различных нарушений артикуляции и дефектов речи.

В каких случаях применяется?

Массаж – древнейший метод лечения различных недугов. Изучая тело человека, лекари многих стран находили особые точки, при нажатии на которые можно было вылечить многие заболевания. По тому же принципу работает и логопедический вариант массажа для детей. Мануальному воздействию подвергают определенные точки языка, губ, ушных мочек, щек и рук. Назначается такой массаж детям тогда, когда у них диагностированы следующие врожденные или приобретенные отклонения:

  • частичная потеря или незначительное нарушение голоса;
  • разнообразные дефекты речи;
  • гипертонус лицевых мышц (подробнее в статье: как проявляется гипертонус у детей до года?);
  • неконтролируемое слюноотделение;
  • дизартрия (ограниченная подвижность губ, языка, неба);
  • ДЦП;
  • проблемы развития артикуляционных мышц;
  • заикание (все виды);
  • сильное напряжение лицевых мышц, вызывающее патологию произношения.

Дефекты речи у ребенка требуют коррекции, иначе в будущем они станут серьезной проблемой, препятствием для многих видов деятельности. Массаж является одним из самых эффективных средств для исправления артикуляции

Какие проблемы исправляет массаж?

Логопедический массаж представлен несколькими видами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Приходько, Краузе. Используя различные методики и приемы, все они выполняют следующие задачи:

  • нормализуют тонус и моторику артикуляционного аппарата;
  • увеличивают длительность и силу выдоха;
  • развивают мелкую моторику и манипуляцию руками;
  • вырабатывают ритмичность движения конечностями и дыхания;
  • вырабатывают зрительные дифференцированные движения;
  • стимулируют кинетические движения;
  • улучшают эмоциональные реакции;
  • способствуют развитию манипуляций рук с предметами;
  • уменьшают тяжесть заикания (подробнее в статье: причины и лечение заикания у детей);
  • снижают проявление дизартрии.

Мы подготовили для вас описание несложных упражнений, которые вы сможете выполнять в домашних условиях.

Приемы массажа для рук

Научные доказательства связи мелкой моторики и навыков речи были получены медиками еще в XIV веке. Предпринятые исследования показали, что мелкая моторика пальцев находится в прямой связи с функциями головного мозга. Ученые выявили и зоны ответственности для каждого пальчика кистей:

  • большой связан с головным мозгом;
  • указательный отвечает за желудок;
  • средний влияет на позвоночник и кишечник;
  • безымянный помогает печени;
  • мизинец работает на сердце.

Мы начнем наше обучение с пальчиковых упражнений, тем более что логопедический массаж пальчиков безопасен и полезен для всех, его можно проводить и новорожденному ребенку (см. также: массаж 2-месячному ребенку). Он параллельно способствует развитию у детей мелкой моторики. Перед тем как приступить к массажу рук малыша, позаботимся о гигиене собственных рук – обязательно продезинфицируйте их спиртом или используйте стерилиум, смажьте ладони детским маслом. Приступаем к массажу кистей:

  1. Прорабатываем мизинец от ногтя до основания, хорошо разминая каждый сустав. Делаем упражнение на обеих ручках.
  2. Нажимаем на подушечки всех пальчиков по 3-10 раз. Сначала делаем легкие нажатия, затем усиливаем нажим и увеличиваем количество надавливаний.
  3. Упражнение, похожее на сороку-белобоку. Массируем ладошку малыша указательным пальцем, совершая круговые движения.
  4. Используем такие же круговые движения, но указательный палец ведем от края к центру ладони ребенка. Повторяем прием несколько раз.
  5. Для этого упражнения надо взять кольцевой массажер. Надеваем его поочередно на каждый пальчик, начиная с мизинца.
  6. Берем резиновый мячик с шипами или специальный деревянный массажер. Ведем по ладошке малыша от запястья к пальцам.

Массаж языка

Точечный и круговой массаж языка работает на развитие артикуляционного аппарата. Насколько он необходим вашему ребенку, лучше выяснить у специалиста, консультация важна и для грамотного проведения упражнений. Полезно посмотреть видео в конце статьи.

При массировании языка чередуются круговые и точечные движения, повторяется каждый прием 3-10 раз. Примеры упражнений:

  • Точечно массируем язык, ведя щетку от основания по левому краю, кончику языка и по правому краю. «Пишем» английскую букву U.
  • Повторяем упражнение. Делаем круговые движения.
  • Проводим зубную щетку зигзагом, от основания к кончику, чередуя круги и точки.
  • Массируем край с левой стороны, сначала точечно, затем кругами. Повторяем упражнение по правому краю.
  • Выводим птичку (V), начиная от уздечки и заканчивая на кончике (рекомендуем прочитать: как проводится подрезание уздечки языка у детей?). «Рисуем» хвостики птички сначала по левой стороне, затем по правой. Приемы массажа чередуем.
  • Ведем две параллельных линии – левый край, потом правый край. Движения чередуем, начиная с точечных.

Родителям желательно освоить технику массажа у логопеда, а уж затем проводить сеансы самостоятельно. Такая перестраховка нужна, чтобы не навредить нежному артикуляционному аппарату

Массаж губ

Дети по-разному относятся к странным манипуляциям на лице – особенно в начале ваших занятий может возникнуть недопонимание. Постарайтесь успокоить ребенка, объясните пользу массажа. Выполняйте такие упражнения:

  1. Положите кончики указательных пальцев на крылья носа. Проделайте поглаживание с нажатием, ведя пальцы по носогубным складкам. Повторите движения 8-10 раз.
  2. Поставьте указательные пальцы на выемку верхней губы и разведите их к уголкам губ. Движение должно быть растирающим.
  3. Такую же манипуляцию проделайте с нижней губой. Повторяйте оба упражнения 8-10 раз.
  4. Пощипывайте поочередно верхнюю и нижнюю губу, используя большой и указательный палец. Ведите пальцы от одного уголка до другого. Число повторений – 8-10 раз.
  5. Постукиваем указательным пальцем над верхней и под нижней губой, совершая круг по часовой стрелке. Упражнения выполняется в активном ритме с нарастанием силы движений.
  6. Расположив указательные пальцы в кончиках губ, соберите в гармошку сначала верхнюю, потом нижнюю губу. Повторяем 8-10 раз.

Завершением логопедического массажа становится работа с ушными мочками. Выполняются 50 круговых движений – сначала в левом направлении, потом в правом. Между большим и указательным пальцами, у их основания, размещается «речевая точка». Массируем ее круговыми движениями так же, как и мочку уха. Завершив логопедический массаж, похвалите ребенка за терпение, поощрите его веселой игрой или интересной сказкой. Важно, чтобы ваши манипуляции доставили малышу удовольствие, а не напугали его.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях – враг речевых расстройств

Любая мама мечтает, чтобы ее ребенок рос здоровым, умным, нормально развивался как физически, так и духовно. К сожалению, не все дети могут этим похвастаться. Из-за ряда причин встречаются различные нарушения развития, в том числе речевые расстройства. Помочь с правильной постановкой речи и стимулировать ребенка к говорению может логопедический массаж для детей в домашних условиях. Желательно, чтобы процедуры выполнял врач-массажист, но и родители, тщательно изучив методику, прислушавшись к рекомендациям логопеда, могут успешно проводить сеансы своему малышу.

Основные задачи логопедического массажа для детей

Основными задачами массажа являются:

  • корректировка сложных для произношения звуков;
  • приведение в норму показателей речевого дыхания для устранения неправильного произношения;
  • устранение психического напряжения;
  • исправление расстройств речи – затрудненного либо искаженного произношения звуков, слогов, слов (дизартрия), голосообразования и артикуляции (ринолалия), заикания;
  • снижение чрезмерного отделения слюны;
  • упрочение рефлекса глотки при произношении звуков;
  • совершенствование состояния голоса;
  • работа с дикцией, артикуляционным аппаратом.

При верно выбранном способе корректировки указанные задачи успешно выполняются.

Когда нужен логопедический массаж

Массаж показан при наличии:

  • функциональных голосовых патологий: незначительных либо с частичной утратой;
  • изменения тонуса артикуляционной мускулатуры — повышенного тонуса мышц лица, шеи, губ, языка, отвечающих за артикуляцию (спастичность), пониженного тонуса (гипотония), приводящих к проблемам при говорении;
  • гиперсаливации (непроизвольного, превышающего норму слюнотечения);
  • клонического и тонического заикания;
  • гиперкинезов голосовых связок, языка;
  • речевых патологий разного характера, задержек речевого развития;
  • дизартрии разных форм;
  • поставленного диагноза ДЦП.

Справка: детские речевые нарушения могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Не устраненные в детском возрасте дефекты впоследствии могут создать большие проблемы при устройстве на работу, в общении с людьми.

Какие проблемы исправляет массаж

Логопедический массаж не только исправляет дефекты речи, дикцию, избавляет от заикания, дизартрии, делая произношение более четким. Он борется и с другими проблемами:

  • нарушением тонуса и моторики речеобразующего аппарата;
  • слабостью выдоха, его недолгой продолжительностью;
  • неразвитой мелкой моторикой рук;
  • трудностями в достижении ритмичности между движениями рук и дыханием;
  • нарушением голоса (ребенку тяжело говорить, в процессе говорения он быстро устает, произносит слова тихо, указывает на ощущение комка в горле, першение, боль);
  • психологическим напряжением.

Массаж может выступать в качестве самостоятельного способа исправления речи или сочетаться с голосовой, дыхательной, артикуляционной гимнастикой.

Противопоказания

Противопоказаниями к назначению логопедического массажа могут послужить:

  • простудные заболевания, ОРЗ, ОРВИ;
  • герпесные высыпания на лице, губах;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • злокачественные новообразования;
  • открытая форма туберкулеза;
  • воспалительные процессы в ротовой полости (стоматит, гингивит и др.);
  • увеличение лимфоузлов;
  • воспаление глаз (конъюнктивит);
  • кожные заболевания, сыпь, чирьи, грибок;
  • заболевания горла;
  • повышенная хрупкость капилляров;
  • травмы лица, ротовой полости, языка;
  • эпилепсия.

При устранении причины противопоказания массаж может быть назначен через 10 дней.

Простой массаж для рук

Каждый палец связан с определенным органом, вследствие чего воздействие на руки оказывает влияние и на другие участки тела. Самостоятельно выполнять массаж рук необходимо в следующей последовательности:

  1. Помойте руки с мылом. Продезинфицируйте специальным средством. Разотрите в руках немного детского или массажного крема.
  2. Помассируйте каждую фалангу мизинчика, начиная от ногтя и двигаясь вниз, до основания ладони. Выполнять можно одновременно на 2-х руках. Повторите процедуру на остальных пальцах.
  3. Выполните надавливания на подушечки пальчиков 3-10 раз. Сначала выполняйте легкие надавливания, затем постепенно усильте нажим.
  4. Указательным пальцем выполните круговые поглаживающие движения по ладони в направлении по часовой стрелке. Предложите ребенку самому помассировать ладошки, произнося при этом стишок «Сорока-белобока».
  5. Нарисуйте указательным пальцем на ладони спираль. Начните с края ладони и двигайтесь к центру.
  6. Используйте кольцевой массажер. Наденьте и снимите его с мизинца. Повторите на других пальчиках.
  7. Прижмите маленьким резиновый мячик с шипами к ладони. Покатайте его по ладошке, начиная от запястья и доходя до кончиков пальцев. Можно использовать массажную щетку.
  8. Насыпьте в емкость крупу разной формы и размера. Опускайте в нее пальцы ребенка.
Читать еще:  Характерные симптомы обморока и первая помощь пострадавшему

Массаж для рук абсолютно безопасен для малышей.

Важно! Прежде, чем начать процедуру, обязательно избавьтесь от длинного маникюра – он может поранить нежную детскую кожу!

Как делать логопедический массаж языка

Не всегда удается сразу выполнить этот вид массажа, особенно малышам. Для расслабления корня язычка необходимо предварительно помассировать крайние точки нижней челюсти, мышцы шеи, плеч, подчелюстную ямку. Далее:

  • захватив кончик языка рукой, подвигать его горизонтально, вертикально, вперед, назад;
  • вытянув язык изо рта, большим пальцем правой руки поглаживать его от кончика до корня продольно, поперек, по кругу, по краям, левой придерживая снизу через салфетку;
  • продолжая удерживать язык, большим и средним пальцем поглаживать сверху и снизу;
  • произвести похлопывания, надавливания;
  • помассировать уздечку язычка, двигаясь вверх и вниз;
  • взять несколько кусочков чистой ткани разных структур, поглаживать ими язык;
  • зубной щеткой с мягкой щетиной поводить по языку, словно прорисовывая буквы.

Во время выполнения упражнений используйте медицинские перчатки.

Совет: если при прикосновениях к языку у ребенка возникают позывы к рвоте, выполняйте упражнения только на кончике языка, не вынимая его изо рта. Постепенно захватывайте все больший участок языка, понемногу вытягивая его наружу.

Как делать логопедический массаж губ

Губы массируют следующим образом (по 8-10 раз каждое упражнение):

  • энергично проведите указательными пальцами по носогубным складкам сверху-вниз;
  • указательными пальцами выполните растирающие движения от ложбинки верхней губы до уголков губ, повторите для нижней губы;
  • щипайте обе губки от угла к углу большим и указательным пальцами;
  • указательным пальцем совершите круг над губами постукивающими движениями по часовой стрелке, постепенно усиливая постукивание;
  • пальцами соберите сначала одну, потом другую губу в гармошку.

Перед выполнением техники желательно посмотреть, как это получается у профессионала.

Логопедический массаж ложками

Массаж выполняется 2-мя пластмассовыми либо силиконовыми ложечками:

  • погладьте несколько раз губы выгнутой частью ложек;
  • выполните движения ложечками по губам по кругу;
  • слегка придавите носогубную складку кончиком ложечки;
  • поскребите ложками по губам;
  • выгнутой частью по кругу помассируйте щеки и подбородок;
  • повторите для висков, на верхнем и нижнем веке;
  • разотрите скулы, область между бровями.

Завершите всю процедуру массирования, нежно поглаживая голову, щеки, лицо малыша. Скажите, какой он молодец.

Логопедический массаж необходимо выполнять очень осторожно, без причинения ребенку неудобства. Для положительных результатов сеансы должны вызывать у детей только положительные эмоции.

Видео — логопедический массаж в домашних условиях

Видео — массаж губ и языка для детей

Нажимая на кнопку «Получать статьи», я даю согласие рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях: виды и рекомендации по проведению массажа

Детям со значительными речевыми расстройствами необходим логопедический массаж. Он обладает стимулирующим воздействием, повышает эффективность коррекционной работы, нормализует мышечный тонус и позволяет быстрее добиться результатов. Проводить его должен квалифицированный специалист, однако и родители после консультации логопеда и внимательного изучения рекомендаций могут самостоятельно делать со своим ребенком логопедический массаж.

В каких случаях нужен логопедический массаж

Массаж назначается при следующих логопедических проблемах:

  • Задержке речевого развития.
  • Разных формах дизартрии, в том числе стертой органической — нарушениях произношения, связанных с ограниченной подвижностью органов речи из-за поражения ЦНС.
  • Усиленном слюноотделении (гиперсаливации).
  • Спастичности артикуляционных мышц (повышенном тонусе).
  • Гипотонии артикуляционной мускулатуры (пониженном тонусе).
  • Разных формах заикания.
  • Функциональных нарушениях голоса.
  • Гиперкинезах (дрожаниях) языка и голосовых связок, нарушениях согласованности движений органов артикуляции.

В зависимости от состояния тонуса мышц логопедический массаж может быть расслабляющим, активизирующим или дифференцированным. Чтобы определить тактику его проведения, сначала необходимо провести диагностику состояния мышц артикуляционной мускулатуры и выяснить логопедический диагноз. Поэтому маме, решившей самой делать логопедический массаж своему ребенку, необходима предварительная консультация специалиста.

Расслабляющий логопедический массаж в домашних условиях

Спастичность артикуляционной мускулатуры выражается постоянным повышением тонуса в мышцах языка и губ, лица и шеи. Она характерна для спастической формы псевдобульбарной дизартрии. Язык ребенка изогнут горкой, напряжен, оттянут назад; губы плотно смыкаются, напряжены; наблюдается ограниченность активных движений языка и губ. Повышение тонуса может быть неявно выраженным (при стертых формах дизартрии), распространяться только на мышцы языка. Во всех этих случаях родителям следует проводить расслабляющий массаж, который выполняется поглаживающими и легкими вибрирующими движениями, не вызывающими болезненных ощущений. Ребенок может лежать на прямой поверхности с валиком под шеей или сидеть на стуле. Для усиления расслабляющего эффекта можно сначала на 5 минут положить на лицо ребенка махровое полотенце, смоченное теплой водой и хорошо отжатое.

Последовательность выполнения

Расслабляем мышцы шеи и плечевого пояса

  • Поглаживаем шею обеими руками движениями сверху вниз.
  • Вращаем голову ребенка по часовой и против часовой стрелки, одной рукой придерживая шею сзади, другую руку положив на лобно-теменную часть.
  • Наклоняем голову ребенка вперед-назад, вправо-влево.

Расслабляем мимическую мускулатуру

  • Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие движения по 7-10 раз:
  • к вискам от центра лба;
  • к волосам от бровей;
  • вокруг глаз в разном направлении;
  • к вискам от переносицы, проводя пальцами под нижними веками;
  • к ушам от уголков губ;
  • по лбу, щекам, подбородку и шее;
  • к мочкам ушей от крыльев носа.
  • Легко пощипываем края нижней челюсти;
  • Надавливаем подушечками всех пальцев на лицо от корней волос до подбородка.

Расслабляем мышцы губ

  • При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине, обводим губы пальцами.
  • Проводим по носогубным складкам сверху вниз.
  • Постукиваем область вокруг губ по часовой стрелке.

Расслабляем мышцы языка

  • Чтобы расслабить корень языка, сначала выполняем следующие упражнения:
  • массируем крайние точки нижней челюсти;
  • массируем подчелюстную ямку;
  • двигаем язык вправо и влево, затем вперед и назад, захватив его кончик рукой.
  • Левой рукой придерживаем язык вне полости рта через марлевую салфетку или чистый носовой платок, правой выполняем массажные движения пальцами рук в аптечных резиновых перчатках, мягкой зубной щеткой или специальными массажными логопедическими зондами:
  • расслабляющие поглаживающие движения выполняем от кончика к корню языка вдоль, поперек, по бокам, кругами;
  • похлопываем по языку и надавливаем на него;
  • поворачиваем и легко потягиваем язык вправо, затем влево.

Активизирующий логопедический массаж в домашних условиях

Пониженный тонус артикуляционных мышц часто сопровождается слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Он характерен для мозжечковой формы дизартрии. При гипотонусе речевой мускулатуры губы вялые, плотно не смыкаются, язык тонкий, распластанный, может наблюдаться слюнотечение. В этом случае родителям следует проводить активизирующий логопедический массаж с приемами поглаживания в сочетании с растираниями в виде полукружных и спиралевидных движений, разминаниями, сильной вибрацией, постукиваниями.

Последовательность выполнения

Активизируем мимическую мускулатуру

  • Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие и растирающие движения по 7-10 раз:
  • к вискам от центра лба;
  • к волосам от бровей;
  • по бровям;
  • вокруг глаз;
  • по щекам от крыльев носа к ушам и от подбородка к ушам.
  • Ритмично сжимаем подбородок.
  • Разминаем скулы и щеки спиралевидными движениями.
  • Перетираем щеки, поместив указательный палец во рту, а большой палец на щеке.
  • Пощипываем щеки.

Активизируем мышцы губ

  • При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине.
  • Пощипываем кожу вокруг губ.
  • Интенсивно постукиваем вокруг губ.

Активизируем мышцы языка

  • При активизирующем массаже языка движения интенсивные, направленные от корня к кончику, в основном используются приемы перетирания и разминания:
  • перетираем язык пальцами вдоль, поперек, по спирали сверху вниз.
  • сжимаем боковые части.
  • пощипываем края.
  • похлопываем сверху шпателем или зубной щеткой.
  • осуществляем вибрацию кончика языка с помощью деревянного шпателя.

Активизируем мышцы шеи и плечевого пояса

  • Растираем боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти.
  • Растираем заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка.
  • Просим ребенка поворачивать голову вперед-назад вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.

Дифференцированный логопедический массаж в домашних условиях

При смешанном характере нарушений может наблюдаться понижение тонуса в одних группах мышц и повышение в других группах. В этом случае нужно проводить дифференцированный логопедический массаж, сочетающий расслабляющие движения в спастичных мышцах с тонизирующими движениями в области вялых мышц. Врач во время проведения дифференцированного массажа должен внимательно следить за ответной реакцией других групп артикуляционных мышц ребенка и при возникновении в них напряженности снижать активность движений.

Логопедический массаж в домашних условиях при правильном и регулярном проведении позволяет быстро добиться значительных улучшений, хороших результатов при исправлении звукопроизношения. Однако родителям детей со сложными речевыми нарушениями следует помнить, что коррекционная работа отнюдь не ограничивается логопедическим массажем, даже самым качественным, ведется в разных направлениях, поэтому детям обязательно требуется помощь квалифицированных специалистов.

Данная статья не может быть руководством к действию, только лечащий врач может назначить лечение и обучить приемам выполнения упражнений.

Об авторе: Лавицкая Ольга Викторовна, учитель-дефектолог в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Бресте, Беларусь. Опыт работы логопедом в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи тоже в Бресте и учителем-логопедом в детском доме под Выборгом,. Образование: дефектологический факультет РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Как делать логопедический массаж детям в домашних условиях?

Если у ребенка родители выявили какие-либо речевые нарушения, им необходимо отвести его на прием к логопеду. Специалист разработает для такого пациента индивидуальную схему терапии, которая поможет правильно поставить звуки.

Также родителям будет рекомендовано в домашних условиях проводить малышу специальный массаж, который послужит мощным стимулятором к началу говорения.

Что это и для чего он нужен?

Логопедический массаж должен назначаться и проводиться специалистом. Но если у родителей нет возможности найти в своем городе врача-логопеда, или по каким-то другим причинам они не имеют возможности водить свое чадо на сеансы, им следует в домашних условиях делать несложные упражнения.

Читать еще:  Заболевание десен; типы, лечение и симптомы

Цель таких занятий заключается в следующем:

  • повысить или расслабить тонус мускулатуры;
  • сформировать скоординированные движения неба, языка и других органов артикуляции;
  • исправить речевые нарушения.

Какова польза?

Польза от ежедневных занятий с малышом будет заключаться в следующем:

  1. Уменьшится слюнотечение.
  2. Снизится психо-эмоциональное перенапряжение.
  3. Произойдет корректировка звуков.
  4. Будет проведена работа над нормализацией показателей речевого дыхания.
  5. Откорректируются такие нарушения: дизартрия, голос, заикание, ринолалия.
  6. Произойдет увеличение тонуса мышечных тканей лица.
  7. Закрепится глоточный рефлекс.
  8. Улучшится состояние голоса и т. д.

Основные методики

В настоящее время применяются четыре основные методики логопедического массажа:

  1. Классическая. Осуществляется поглаживание, похлопывание, постукивание, вибрации, растирание.
  2. Точечная. Осуществляется прямое воздействие на биологически-активные участки.
  3. Сегментарно-рефлекторная. Движения позаимствованы из классической методики, но они выполняются на определенных зонах.
  4. Зондовая. Движения выполняются посредством специальных инструментов.

Показания

Показанием к проведению массажных процедур являются такие патологические состояния:

  1. Повышенное слюнотечение.
  2. Нарушение голоса. Малыш очень быстро устает во время беседы и жалуется на возникновение першения и болезненных ощущений в горле.
  3. Заикание.
  4. Психические расстройства, из-за которых ребенок не в состоянии правильно выговаривать слова.
  5. ДЦП.

В 2 года

Детки такой возрастной группы, как правило, только начинают произносить первые слова. Родителям следует обратить внимание на их произношение, на то, как они выговаривают сложные буквы.

Также следует учесть, что повышенное слюнотечение в этом возрасте не должно оставляться без внимания и списываться на прорезывание зубиков.

Это патологическое состояние является показанием к проведению логопедического массажа.

В домашних условиях родители могут выполнять несложные массажные движения:

  1. Языка. Перед началом массажных манипуляций младенцу придется расслабить все челюстные мышечные ткани. Также такое требование предъявляется к мышцам шеи и плечевого аппарата. Крайне важно убедиться в том, что ребеночек расслабил кончик язычка.
    В том случае если во время упражнений у малыша возникает рвотный рефлекс или происходит спазмирование, то мамочке следует массировать только кончик. Постепенно нужно заставлять ребеночка высовывать язычок, чтобы он не испытывал никакого дискомфорта.
  2. Губ.
  3. Шеи. Все манипуляции необходимо выполнять за два часа до или после трапезы.
  4. Ушей. Комплекс специальных упражнений помогает стимулировать артикуляционный аппарат.
  5. Рук. Каждый пальчик младенца отвечает за конкретный орган.

Языка

Мамочкам необходимо действовать таким образом:

  1. Кончик язычка фиксируется двумя пальцами, после чего им выполняются движения вверх и вниз, налево и направо, вперед и назад.
  2. Поверхность языка, которому снизу нужно обеспечить поддержку, поглаживается посредством большого пальца.
  3. Создаются вибрации, для чего делаются неинтенсивные постукивания.
  4. Осуществляется массирование уздечки.
  5. Поверхность язычка поглаживается посредством кусочков тканей, имеющих разную текстуру.

Массажные движения, характерные для классической методики, нужно выполнять медленно и не очень интенсивно.

Поглаживания, пощипывания, постукивания повторяются минимум по пятьдесят раз.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях зубной щеткой

Для проведения ежедневных занятий следует задействовать зубную щетку, оснащенную мягкой щетиной.

Техника и условия для проведения

Чтобы в домашних условиях проводить эффективные занятия с ребенком, родители должны создать тишину и покой, так как в противном случае он будет постоянно отвлекаться.

Первое занятие должно быть непродолжительным, максимум десять минут, чтобы малышу не стало скучно.

Постепенно временной промежуток, выделяемый для массажных упражнений, должен увеличиваться, и через неделю составлять минимум 25-ть минут.

Специалисты рекомендуют мамочкам провести с малышами не менее 15-ти сеансов.

Для них они должны приобрести в аптечных сетях растительные масла, которые являются гипоаллергенными.

Противопоказания

Противопоказанием к проведению логопедического массажа являются такие патологические состояния:

  1. Воспаленные лимфатические узлы.
  2. Чирьи.
  3. Кожные недуги, прогрессирующие в области губ и ротовой полости, лица.
  4. Герпес.
  5. Заболевания горла.
  6. Вирусные болезни.
  7. Стоматит.
  8. Конъюнктивиты.

Видео: Упражнения

Какие нарушения можно устранить?

Благодаря ежедневным занятиям мамочкам удастся добиться таких положительных результатов:

  • устранятся судороги;
  • исчезнет заикание;
  • нормализуется тонус артикуляционной мускулатуры;
  • активизируются мышцы речевого аппарата (периферического);
  • нормализуется речь и т. д.

Первые результаты будут заметны уже после пятого сеанса.

Если у малыша наблюдаются тяжелые речевые нарушения, то эффект от выполнения ежедневных массажных упражнений станет заметен уже на восьмом сеансе.

Можно ли во время беременности лечить зубы с анестезией, вы прочтете здесь.

Дыхательная гимнастика

Существует большое количество упражнений, которые задействуют логопеды при работе с юными пациентами, имеющими речевые нарушения.

В домашних условиях мамочки могут их выполнять, благодаря чему ускорится процесс становления речи у их чад:

  1. Берется ватный шарик, на который младенец должен дуть с такой силой, чтобы он пролетел как можно дальше.
  2. На кончик языка малышу ложится небольшой квадратик бумажки, которую он должен сдуть направленной воздушной струей.
  3. Ребенок учится распределять по бокам воздушную струю.
  4. Берется чистый стеклянный пузырек, подносится к личику малыша. Он должен кончиком язычка коснуться горлышка, после чего делается плавный вдох.
    Если во время упражнения не получился свистящий звук, то все начинается сначала.
  5. На тарелочке раскладываются сухие травы, фрукты или овощи с характерным ароматом. После этого ребенок должен их все понюхать, чтобы запомнить запахи.
    Далее ему завязываются глаза, и он в таком состоянии должен угадать какие на тарелке лежат предметы.
  6. В стакан наливается вода, после чего малышу выдается соломинка, через которую он должен сильно дуть. В конечном итоге вода должна забурлить, при этом губы должны оставаться неподвижными, а щеки не должны надуваться.
  7. Расставляются легкие фигурки, на которые участники занятия должны дуть. Чья фигурка дальше улетит, тот и выиграл.

Как правильно делать логопедический массаж для детей с проблемами речи?

Проблемы с речью у ребенка могут быть патологией или вариантом нормы. Если нарушения ярко выраженные или сохраняются во взрослом возрасте (от 3 лет), необходимо прибегать к терапии. В качестве основы лечения выступают занятия с логопедом и массажные процедуры. Логопедический массаж для детей в домашних условиях совмещается с другими методами терапии.

В каких случаях применяется

Условия проведения логопедического массажа

Способы проведения массажа

Логопедический массаж рук и лица

Комментарии и Отзывы

В каких случаях применяется

Массаж используется для профилактики и полноценного лечения.

Показания к использованию физиотерапии:

  • дефекты речи, возникшие как самостоятельная болезнь или симптом другой патологии;
  • дизартрия;
  • заикание, связанное с гипертонусом мышц;
  • слюновыделение из-за рта во взрослом возрасте;
  • пониженный мышечный тонус.

Занятие с профессионалом показаны всем без исключения. Желательно несколько месяцев поработать над развитием речевого аппарата.

Условия проведения логопедического массажа

Если ребенку 3 года и более, его необходимо занять активными играми. В помещении нужно создать благоприятные условия, оно должно быть чистым и проветриваемым. Руки массирующего должны быть теплыми и чистыми. Процедуру проводят через 2 часа после еды. Первый сеанс длится не более 5 минут, после продолжительность массажа увеличивают.

Массировать язык руками можно только в перчатках. Массаж руками предпочтительнее, если выполняется профессионалом. Специалист использует больше элементов и правильно воздействует на мышцы.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях должен проводиться после консультации со специалистом. Кроме того, потребуется регулярно посещать врача для контроля и корректировки лечения.

В ходе терапии используют разные способы и методики, чтобы выяснить наиболее подходящий из них. Серьезные патологии требуют комплексного воздействия. Использование физиотерапии вместе с другими методиками логопедии позволяет достичь хороших результатов в лечении. В физиопроцедурах должна соблюдаться мера, так как слишком частый массаж способен навредить. Родители, которые по каким-либо причинам не могут выполнять процедуры, должны посещать специалиста. После устранения основных дефектов желательно продолжить занятия с логопедом для профилактики и достижения больших результатов.

Методики

Отличия различных методик заключаются в способе проведения массажных действий, их интенсивности, продолжительности и других нюансов. Из-за этого эффективность различных методов при разных патологиях различается.

  • Новиковой;
  • Дьяковой;
  • Краузе;
  • Приходько.

Цель любого метода одна — воздействовать на язык, а также другие важные речевые элементы.

  • щеки;
  • руки;
  • губы;
  • мочки ушей.

Во время исполнения массажа используются разные массажные элементы:

  • надавливания;
  • растирания;
  • вибрации;
  • поглаживания.

При гипотонусе

Если родители хотят проводить терапию при гипотонусе дома, то следует придерживаться следующих принципов:

  • все действия должны быть направлены на активизацию мышечных волокон;
  • необходимо массажировать не только язык, но и мышцы плечевого пояса.

Подойдет методика логопедического массажа Дьяковой Е. А., по которой рекомендуется выполнять действия в определенной последовательности:

  1. Вначале потребуется провести массаж мимических мышц.
  2. После перейти к губам, языку, шее.
  3. Заканчивать необходимо мышцами плечевого пояса. Во время процедуры используют поглаживание и точечное надавливание. Такое воздействие поможет избавиться от гипотонуса.

При гипертонусе

При гипертонусе задача — расслабить все мышцы. Используются легкие и скользящие движения. Точечные надавливания исключаются. Процедура носит расслабляющий характер и проводится в удобной позе.

Объектами процедуры становятся:

  • язык;
  • мимические мышцы;
  • губы.

Желательно массировать все части тела, которые страдают от гипертонуса. Комплексный массаж требуется детям с ДЦП. Детский церебральный паралич требует постоянной терапии и контроля со стороны специалистов. Это состояние нередко сопровождается повышенным тонусом мышц. Регулярная физиотерапия позволяет значительно снизить симптомы болезни.

Способы проведения массажа

Для достижения максимального эффекта рекомендуется использовать специальные или подручные приспособления. С их помощью удастся шире воздействовать на особые точки.

Ложками

Массаж может осуществляться обычными ложками. С их помощью взрослый ребенок сможет выполнять некоторые действия самостоятельно. Если малышу уже год, родители могут начинать использовать легкий массаж ложками.

Ложками воздействуют практически на все участки лица.

  • мимические мышцы;
  • губы;
  • язык;
  • щеки.

Для некоторых упражнений потребуется 2 ложки.

Массаж с их помощью помогает бороться как с гипотонусом, так и с гипертонусом. Используются надавливания и растирания. Применяя сразу 2 ложки, удается воздействовать на симметричный участок на другой стороне лица.

Для воздействия используется внутренняя, боковая и внешняя сторона ложки. При должных навыках ими удается промассировать точки, связанные с речевым аппаратом. Перед использованием ее нужно тщательно вымыть.

Как правильно применять ложки, можно посмотреть на видео от kvitoksh2.

Зубной щеткой

Массажные действия при помощи зубной щетки просты и легки в исполнении, отлично подходит для массажа языка. С ее помощью необходимо делать легкие надавливания или растирания.

Для детей с проблемами в развитии речевого аппарата воздействие зубной щеткой — предпочтительный вариант терапии. Все элементы массажа понятны и могут выполняться в домашних условиях.

Процедура выполняется следующим образом:

  1. Подготавливается детская зубная щетка с мягким ворсом. Для грудных детей нужно подбирать специализированную щетку.
  2. Желательно подложить под язык марлевые салфетки. У детей при массаже выделяется много слюны.
  3. Процедура должна выполняться без усилий. Нужно делать круговые движения без сильного надавливания.
  4. При массажных действиях следят, чтобы ребенок был расслаблен. Он не должен напрягать и шевелить языком и губами.

Логопедический массаж рук и лица

Наибольшее внимание потребуется акцентировать на пальцах, щеках и губах.

Можно выполнять следующие действия:

  • нажатия на подушечки пальцев по 4-10 раз;
  • массирование ладоней;
  • массирование верхней выемки губы;
  • поочередное щипание верхней и нижней губы;
  • поглаживание и пощипывание щек от носа к ушам.

Дополнительно потребуется регулярно заниматься умственным развитием.

Фотогалерея

На фото представлены правильные действия при массаже различных участков головы.

Круговой массаж губ

Видео

Об особенностях логопедического массажа рассказывает канал Chudo logoped.

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Техника проведения логопедического массажа

Как правило под массажем подразумевают разминание различных частей тела. Однако в тонизировании нуждаются также языковые, губные, лицевые мышцы, важные для правильной постановки речи у ребёнка. Из-за слабой мускулатуры лица и речевых органов дети не могут правильно проговаривать слова, что отрицательно сказывается на общем развитии. Проводя массаж языка логопедический дома, эффективно подготавливают детский речевой аппарат к верному проговариванию слов.

Массаж языка логопедический: что это?

Под этим термином подразумевают метод интенсивного механического воздействия на мышечные и нервные волокна, кровеносные сосуды, позволяющий изменить функциональное состояние речевых органов.

Данная логопедическая методика предназначается для нормализации произношения и улучшения психического состояния пациентов, имеющих речевые дефекты. Массажные процедуры применяют при дизартрии – нарушении произношения, спровоцированном патологиями центральной нервной системы, при заикании, голосовых проблемах.

Массажные процедуры положительно воздействуют на организм: стимулируют секреторную способность кожи, улучшают питание кожно-мышечных слоёв, нормализуют метаболизм, циркуляцию лимфы и крови. Отмечается расширение капилляров, улучшается кислородный обмен между кровью и тканями. Специальные массажные движения ускоряют приток артериальной и отток венозной крови, повышают проходимость лимфатических сосудов.

Мышечные ткани под влиянием процедур значительно изменяются в наилучшую сторону: становятся более эластичными, крепкими, прочными, лучше сокращаются, быстрее регенерируются после нагрузок. Посредством логопедического массажного приёма ослабляются мышечные спазмы при чрезмерном тонусе и, наоборот, повышается тонус вялой артикуляционной мускулатуры. Благодаря этому без затруднений осуществляются активные движения частей артикуляционной системы.

Массажные процедуры положительно воздействуют на организм

Логопедический массаж в домашних условиях, имеет следующие цели:

  • возобновление мышечного тонуса;
  • стимулирование мышечных волокон периферической речевой системы, обладающих слабой сократительной способностью или вообще не сокращающихся;
  • восстановление проприоцепции – мышечного чувства положения частей тела относительно друг друга и других объектов;
  • приближение формирования произвольных движений артикуляционных органов;
  • избавление от слюнотечения;
  • улучшение глоточного рефлекса;
  • стимулирование навыков произношения при торможении формирования речевых способностей.

Виды логопедического массажа

Классические массажные процедуры включают:

  • лечебные ручные процедуры – поглаживания, разминания, растирания (при этом варианте логопеды нередко применяют повышающие положительный эффект приспособления – соски, щётки и другое);
  • точечные – локальное стимулирование или расслабление биоактивных точек в соответствии с конкретным нарушением;
  • аппаратные – воздействие на проблемные зоны вибрационными, вакуумными и прочими специальными устройствами;
  • зондовые – по методике логопеда Новиковой Елены Викторовны.

Самостоятельно проводимые процедуры включают:

  • расслабление и стимулирование артикуляционной мускулатуры;
  • воздействие на язычную мускулатуру.

Противопоказания

Массаж языка логопедический запрещается проводить дома, если у маленького пациента:

  • острая форма какого-либо инфекционного заболевания (из-за плохого самочувствия ребёнка процедура будет бесполезной и болезненной);
  • кожные патологии (возможны болезненные ощущения при массажных движениях);
  • конъюнктивит;
  • стоматит;
  • гингивит;
  • герпетическое поражение кожи;
  • увеличены лимфатические узлы;
  • усилено сокращение сонной артерии.

Показания

Отклики многих родителей подтверждают, что логопедический массаж для детей в домашних условиях высокоэффективен, помогает справиться со многими проблемами формирования произношения. Назначают процедуры при наличии конкретных патологий:

  • нарушений голоса, имеющих физиологическое или психологическое происхождение (ослабление голоса, першение, быстрое утомление при разговоре, дискомфорт при произношении, комок в глотке);
  • дизартрии – нарушения произношения из-за неврологических патологий;
  • заикания – нарушения звукопроизношения, при котором растягиваются или в быстром темпе повторяются определённые звуки, слоги, слова;
  • слюнотечения;
  • слабого или высокого тонуса артикуляционной мускулатуры.

А также массажные процедуры проводятся для ускорения результатов работы логопеда, когда маленький пациент должен скоро пойти в школу, а родители поздно обратились за помощью к специалисту.

Логопедический массаж при повышенном тонусе

Пациента с повышенным мышечным тонусом размещают либо на горизонтальной поверхности, либо в кресле с удобной спинкой. Неторопливо осуществляют лёгкие движения с повторением от 8 до 12 раз.

  1. Начинают с шеи. Спокойно вращают головой по часовой стрелке и обратно, в левую сторону и в правую. Легко, без надавливания массируют кожу шеи. Так расслабляется язык.
  2. Далее переходят к лицу. Разглаживают лоб, веки, скулы, подбородок. Двигают пальцами от шеи к ключицам. В завершение массируют челюстную область, ушные мочки, зону от висков до челюстей.
  3. Для расслабления губных мышц легко поглаживают сперва верхнюю, затем нижнюю губу сверху вниз и обратно, от уголков к центральной части и обратно. Двигают пальцами от ноздрей к уголкам рта, несильно давят на губы.
  4. Для снятия гипертонуса язычных мышц органом легко покачивают слева направо и обратно, сверху вниз и обратно. Пальцами поглаживают от краёв к центру, встряхивают, похлопывают, вытягивают в разные стороны.

При пониженном тонусе

Пациента усаживают так же, как в вышеописанном случае. Число повторений движений аналогичное. Наибольшее внимание уделяют проработке области скул и челюстей. Давят на проблемные участки сильнее, чем при исправлении повышенного тонуса, но не резко, чтобы не возникло болевых ощущений.

Вначале массируют горизонтальными поглаживающими движениями лоб, затем переходят к векам. Двигают пальцами от носа к ушным раковинам, от подбородка к ушным раковинам. Трут и щиплют кожу на скулах, разминают губы, участки от ноздрей до уголков рта.

Заключительный этап – применение вибрационного устройства для повышения тонуса язычных мышц.

Условия проведения массажа

Хорошо, если есть возможность водить малыша на процедуры к логопеду. Если такой возможности нет, то родители могут узнать, как делать дома логопедический массаж ребёнку.

Процедуры должны проводиться в тихой и спокойной обстановке. Нужно убрать предметы, которые могут отвлекать маленького пациента. Комнату следует проветрить. Массажист должен вымыть руки теплой водой.

Первая процедура длится не больше 5 минут, её основная цель – адаптация пациента. Первую неделю длительность занятий составляет 10 минут, следующие процедуры проводят уже 20–30 минут. При установке временных рамок нужно учитывать возраст пациента. Младенцы выдерживают не дольше 10 минут, дошкольники – до 20 минут, школьники – до 30 минут.

Проводятся занятия 2–3 раза в неделю. Ежедневные процедуры не рекомендуются, так как приводят к переутомлению мышц. Полный курс включает 15 занятий.

Техника

Массировать обычно начинают с лица, так снимается общее напряжение организма. Начинают гладить лоб, медленно спускаются к подбородку. Двигают пальцами мягко, по горизонтали от центральной части лица к краям: от центра лба к вискам, от бровей к верхней части ушей, от век к ушным раковинам, от скул к ушным мочкам. Повторяют 2–3 раза.

Далее переходят к основному массажному комплексу. Ниже пошагово описываются процедуры для каждой части артикуляционного аппарата.

Массаж языка логопедический

Движения выполняют от края органа к корневой части.

  1. Обхватывают пальцами кончик, двигают им вверх-вниз, в левую и правую стороны, вдвигают вглубь и вытягивают изо рта.
  2. Поддерживая орган снизу, поглаживают его большим пальцем от центра к краям и круговыми движениями.
  3. Обхватывают орган большим и указательным пальцами, гладят его верхнюю и нижнюю поверхность.
  4. Осуществляют вибрационные движения: покачивают орган, несильно стучат по нему пальцем.
  5. Массируют уздечку, двигая пальцем вверх-вниз.
  6. Гладят поверхность органа тканью, имеющей разную текстуру.
  7. Зубной щёткой с мягкой щетиной рисуют на слизистой поверхности разные буквы.

Если у пациента повышено слюноотделение, то под язычок подкладывают чистую бумажную салфетку, меняют её после намокания.

Массаж губ

Эти процедуры включают также массирование носогубных участков и подбородка.

Логопедический массаж должен приносить малышу только положительные эмоции

  1. Пальцами трут губы.
  2. Делая круговые движения пальцем, перемещаются от правого уголка рта к левому и обратно.
  3. Верхнюю губу массируют вправо, нижнюю – влево, затем меняют направление движения.
  4. Щиплют губы и кожу вокруг рта.
  5. Давят на губы.
  6. Делают несильные удары пальцами.

Массаж рук

Массируют по отдельности пальцы и ладонь. Каждый пальчик прорабатывают от крайней фаланги до основания. Первый – мизинец.

  1. Давят на подушечки с усилением нажима.
  2. Прорабатывают ладонь, применяя стишок «Сорока — белобока».
  3. Рисуют пальцем на ладони спираль.
  4. Водят по ладони шипованным резиновым мячиком су-джок.
  5. Погружают пальцы в ёмкость с разной крупой.

Логопедический массаж ложками

Логопедический массаж проводят двумя ложками. Величина столовых приборов определяется возрастом пациента. Для младенцев оптимальны маленькие пластмассовые приборы.

Массаж ложками — новый метод логомассажа

  1. Выпуклой поверхностью приборов гладят по губам.
  2. Делают круговые движения по губам.
  3. Краем ложки несильно давят на носогубные складки.
  4. Скребут краями по губам.
  5. Выпуклой поверхностью массируют круговыми движениями скулы и подбородок.
  6. Затем веки и область под глазами.
  7. Растирают переносицу.

Массаж зубной щеткой

Такие процедуры осуществляются при ослаблении или утрате голоса, слюнотечении, заикании. Помогают укрепить артикуляционную мускулатуру, устраняют речевые нарушения.

Массажные процедуры лучше проводить перед приёмом пищи

Начальный логопедический массаж для детей в домашних условиях зубной щёткой проводится 5 минут, для младенцев – 2. Время процедур постепенно увеличивают, спустя неделю занятие уже должно занимать около 20 минут. Процедуру завершают раньше, если возникает дискомфорт в ротовой полости.

Берут гигиеническое приспособление с мягкой щетиной. Под язычок подкладывают для впитывания слюны марлю или бумажную салфетку. Делают круговые и продольные движения, не давя на слизистую поверхность органа.

Важно правильно не только проводить, но и завершать массажные процедуры. После занятий маленького пациента хвалят за терпеливое и послушное поведение. Так у него не будет капризов перед следующими процедурами.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector