Detilubvi.ru

Мама и Я
40 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект логопедического занятия на тему Звук и буква М

Логопедическое занятие на тему «Звуки [М] – [М’]. Буква М»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Коррекционно — образовательные задачи:

  • учить детей делать акустико – артикуляционную характеристику звуков [М] – [М’];
  • дать понятие о согласном и звонком звуке;
  • учить звуковому анализу слов;
  • учить дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
  • учить детей выделять звук из состава слова;
  • познакомит детей с графическим образом буквы М;
  • закреплять умение определять позицию звука в слове;
  • познакомить с анализом и синтезом прямых и обратных слогов.

Коррекционно — развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать артикуляционный аппарат.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать у детей наблюдательность и доброжелательность.

Оборудование: зеркала, рабочие тетради, карандаши, звуковые пеналы, карточки для звукового анализа слова МАК, предметные картинки,

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuk_m.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [М] – [М’]. Буква М

Коррекционно — образовательные задачи:

  • учить детей делать акустико – артикуляционную характеристику звуков [М] – [М’];
  • дать понятие о согласном и звонком звуке;
  • учить звуковому анализу слов;
  • учить дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
  • учить детей выделять звук из состава слова;
  • познакомит детей с графическим образом буквы М;
  • закреплять умение определять позицию звука в слове;
  • познакомить с анализом и синтезом прямых и обратных слогов.

Коррекционно — развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать артикуляционный аппарат.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать у детей наблюдательность и доброжелательность.

Оборудование: зеркала, рабочие тетради, карандаши, звуковые пеналы, карточки для звукового анализа слова МАК, предметные картинки,

1. Организационный момент

(Дети стоят в кругу и повторяют вместе с логопедом.)

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ушки внимательно слушают.

Наши ручки нам не мешают,

а когда надо, то помогают.

(Ребята садятся за столы, перед ними зеркала.)

2. Артикуляционная гимнастика.

Раз – мы ротик открываем,

Будто кошечки зеваем.

Два подуем в дудочки,

Губки, словно трубочки.

Три – на губки посмотри,

Улыбаемся на «три».

На четыре — ротик шире.

Барабаним на «четыре».

Пять – откроем рот опять.

Нужно губку облизать.

Шесть – почистим наше нёбо,

Нёбо чистым стало чтобы.

Семь – мы звонко будем цокать.

Так стучит копытцем лошадь.

Восемь – к нам приходит осень.

Вырос гриб на счёте «восемь».

Девять – сделай-ка гармошку,

Поиграй на ней немножко.

Десять – можно поболтать

Поболтать и не устать.

3. Сообщение темы. Знакомство со звуками [М] – [М’]

Анализ артикуляции звуков.

— О каком из домашних животных эта загадка?

Сама пёстрая, ест зелёное, дает белое.

-Ты куда идёшь корова- длинные рога?

-М-м-м!- мычит корова, —

— Послушайте, как мычит корова.

(Логопед произносит звук [М]. Указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не поджимать)

— Произнесите звук [М]

(дети хором и индивидуально произносят звук, наблюдая за артикуляцией звука в зеркала)

— Губы сомкнуты, воздух не сможет пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашёл другой путь: выходит через нос.

Логопед делает вывод:

— если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласные.

— Вывод: звук [М] согласный, твердый.

— Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живёт голос.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Вывод: звук [М] – согласный, твёрдый, звонкий и обозначается синей фишкой.

Знакомство со звуком [М’]

— М-м-м- корова замычала,

Она телёночка искала.

А телёнок ей в ответ: — Мь-мь-мь..

Корова мычит строго: м-м-м (Звук согласный, твёрдый)

А телёночек ей отвечает нежно, ласково: мь-мь-мь. Звук [М’] — согласный, мягкий, звонкий и обозначается зелёной фишкой.

4. Выделение звука [М] из состава слова. Игра «Сигнальщики»

— Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [М]

— Среди других звуков: в, м, ш, н, мь, ф, п, м.

— Среди слогов: ам, ну, ми, во, му

— Среди слов: трава, молоко, копыта, сметана, Маша, Миша

5.Звуковой анализ слова МАК

— Коровка с телёнком очень любят пастись на лугу, а на лугу много луговых цветов и один из них самый красивый и вкусный — мак. Необходимо сделать звуковой анализ слова МАК.

(Дети выделяют каждый звук и дают ему характеристику)

Первый звук – звук [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой

Второй звук – звук [А] – гласный и обозначается красной фишкой.

Третий звук – звук [К] – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой.

Логопед демонстрирует на доске.

6. Упражнение «Определи, где находится звук»

(На мольберте выставлены картинки с предметами, в названии которых есть звук [М] и [М’])

— Ребята нужно назвать предмет и определить позицию звука используя фишку (в начале, в середине, в конце).

Слова: молоко, сметана, эскимо, дом, масло, мать — и — мачеха

На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся!

Руки в стороны, вперёд, в кулачок и на бочок.

На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди! Да смотри не упади!

А теперь постой на правой, если ты солдатик бравый.

8. Фонетическая разминка. Игра «Эхо»

Ма-ма-ма- найду ягодки сама.

Ми-ми-ми- машет птица крыльями.

Ам – ам- ам- молоко котёнку дам.

Ом-ом-ом – под корягой лежит сом.

Эм-эм-эм – на трубе играет Сэм.

Ма- ма- ма – моет Маща сама.

Ом-ом-ом – мы построим снежный дом.

Ам-ам-ам- огород вскопаю сам.

Мо-мо-мо – мыло мылится само.

Ом-ом-ом- я любуюсь кораблём.

Мо-мо-мо-все мы любим эскимо.

Му-му-му – молоко налить кому?

9. Дифференциация звуков [М]-[М’]. Игра «Два грузовика»

(Логопед раздаёт детям предметные картинки.)

— Перед вами два грузовика: один синего цвета, другой зелёного.

Необходимо правильно распределить груз, в зелёный грузовик складываем предметы, в названии которых слышится мягкий звук [М’], а в синий грузовик складываем предметы, в названии которых расположился твёрдый звук [М].

10. Работа в тетрадях. Буква М

(дети садятся за столы)

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

— Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Дети выкладывают букву из счётных палочек.

Дети обводят карандашом букву в тетради.

11. Анализ и синтез прямых и обратных слогов.

(Логопед выставляет таблицы прямых и обратных слогов)

— Подружи звук [М] с гласными звуками. Чтение слогов.

— В слоге АМ какой первый звук ?

— [А] – гласный, обозначается красной фишкой.

— Какой второй звук?

— [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой.

— В слоге МУ какой последний звук?

— [У] – гласный, обозначается красной фишкой.

— Какой первый звук ?

— [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой.

— Что Вам понравилось больше всего? С какими звуками мы с вами сегодня познакомились?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На логопедическом занятии в первом классе учащиеся знакомятся со звуками [б, б`, в, в`], буквами Бб, Вв, учатся различать на слух звуки [ б, б`, в, в`] и буквы б, в на письме. Занятие проводится.

Логопедическое занятие по теме «Звуки [в] — [ф]. Буквы В в и Ф ф» предназначено для учащихся вторых классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи. Данное зан.

Задачи:1. закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [з зь ] в слогах,словах и предложениях. 2.

Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик.

Цель: Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».Задачи:ОбразовательныеЗакрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].

Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Учить детей чётко произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении зву.

Групповое логопедическое занятие для детей подготовительного класса на тему «Звуки [П], [П’] .Буква П&raquo.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: «Звуки М, Мь и буква М»

Тихоненкова Елена Павловна

Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 «Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: «Звуки М, Мь и буква М» // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 14.12.2020 ).

Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М’]

Задачи:

  • Образовательные: Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные: Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал: красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” — буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал: разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

— Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам)

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

2. Работа над дыханием и голосом

— работа над силой речевого дыхания

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

— работа над силой голоса

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

В подполье, в коморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это. (Мышка)

3. Сообщение темы.

— Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

— Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет – лабиринт.

Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

Дети выделяют звук [М].

А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

Дети выделяют звук [Мь].

Назовите еще раз первые звуки этих слов.

Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

Вопросы по схеме:

— Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

— Где находится язык? (он лежит на дне рта)

— Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

5. Развитие фонематическо восприятия.

Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой. (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

А теперь физминутка.

Физминутка

Вот идет черный кот

Ходьба на месте

Притаился мышку ждет

Мышка норку обойдет и

к коту не попадет

Ходьба на носочках

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Логопед: Дальше пройдем по нашему лабиринту и узнаем какое задание приготовила нам мышка Мила. ( Норка с полосочкой и кружочками). А теперь определим положение звука в словах: в начале, середине или конце слова.

Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок : малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

— Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение )

— Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом

Все на кухне кувырком

Круговые движения пальцами

То топочут под столом

На скамейку сесть хотят

И пугают там ребят

То на шкаф залезут мышки

То на стуле шалунишки

Так и хочется поймать

А они шмыг под кровать

Быстро прячут мышек

Затем дети раскрашивают букву.

Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

— С какими звуками познакомились?

— Какое задание понравилось больше всего?

Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание – провести мышку по лабиринту к сыру –по желанию самостоятельно или с родителями дома.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему : «Звуки М и Мь. Буква М»

Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков м и мь.

Познакомить с буквой М.

1). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков

2). Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала слова.

3). Уточнить артикуляцию звуков м и мь.

4). Учить различать звуки по твердости-мягкости.

5). Учить анализу и синтезу слов «мак», «мама».

6). Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями : мой, моя, мое, мои.

7). Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).

8).Развивать мыслительные операции.

9). Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.

10). Формировать начальный навык чтения.

1). Развивать речевое дыхание.

2). Развивать слуховую память, внимание.

3). Развивать фонематический слух.

Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: игрушка Незнайка, мультимедийная система, домики с картинками, сигнальные карточки, счетные палочки, карточки с буквой М, индивидуальные зеркала, схемы слов.

Дети, станьте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте теплоту ваших рук. Посмотрите в глаза друг другу и подарите самую теплую и нежную улыбку.

Л.: — Какие согласные звуки мы уже знаем? Почему их называют согласными?

3. Артикуляционная гимнастика.(слайд №1)

Л.: — Ребята, у меня для вас новость. Сегодня у нас на занятии будет гость.

Посмотрите, кто к нам пришел?

Д.: — Это Незнайка.

Л.: — Ребята, Незнайка сказал мне, что он никогда не был на занятии и хочет посмотреть, как вы будете заниматься.

Давайте покажем ему, как мы умеем выполнять упражнения для губ и язычка.

Дети выполняют упражнения. На экране появляются картинки с символами

4. Знакомство с новой темой.(слайд №2).

Л.: -Ребята, Незнайка принес вам загадки и хочет посмотреть, как вы умеете их отгадывать. ( На экране появляется сундучок).

Л.: — В сундучке лежат картинки-отгадки. Если правильно отгадаем, то на экране появятся эти картинки.

Апельсину он братишка,

Но поменьше фрукт-малышка.

Тоже делится на дольки.

Но они поменьше только. ( мандарин).

Не летает, не жужжит

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. ( машина).

Живет в норке, грызет корки

Короткие ножки, боится кошки. ( мышка).

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. ( матрешка).

Логопед произносит название картинок еще раз.

Конспект логопедического занятия «Звук [М] и буква «М» в старшей группе

Екатерина Хныкина
Конспект логопедического занятия «Звук [М] и буква «М» в старшей группе

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звук [М]»

коррекционно – образовательной деятельности в старшей логопедической группе:

Звук «М»

— Закрепить навык четкого произношения звука «м».

— Познакомить с понятием «согласный звук».

— Продолжать учить определять позицию звука в слове.

— Упражнять в делении слов на слоги.

— Развивать слуховое внимание.

— Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

— Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материалы:презентация по теме: «Звук М», зеркала, домики для определения позиции звука в слове, синие карандаши, звуковые схемы, карточки с картинками для самостоятельной работы, проектор.

I. Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет слова на звук «А», «И», «У».

1. – Презентация (Слайд №1)

Посмотрите,на картинки и назовите их:

Машина, муха, мак.

— О каком звуке мы будем говорить на занятии?

2. Артикуляция звука. (Слайды 2 – 9).

— Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

— Это какой звук?

— Почему его называют согласным?

— Каким цветом мы будем его обозначать?

3. Хлопни в ладоши, если услышите звук «М»:

— А, У, М, И, Э, Ы, П, М;

— Мак, стол, малина, кот, палка, муха…

4. «Определи место звука в слове» (Слайды 10 – 19).

(раздать карточки для определения места звука в слове)

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, земляника, муха.

6. Самостоятельная работа «Где спрятался звук «М»? (Слайды 21- 22)

Карточки с картинками: дом, машина, самолет;

дым, мороженое, гном

7. Звуковой анализ и синтез. (Слайды 23 -24)

8. Физминутка. (Слайд 25).

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора.

9. Упражнение «Прохлопаем слова» (Слайд 26-27)

— Ребята, слова бывают длинные и короткие. Слова можно разделить на части – слоги.Давайте вместе со мной прохлопаем слова: мак, муха, ма-ши-на;

дом, мыш-ка, мо-ло-ток.

— Догадайтесь, какое слово самое короткое (длинное?

(Дети хлопками делят слова вместе с логопедом на слоги, считают, называют каждый слог.)

10. Знакомство с буквой М. (Слайд 28)

Чем отличается звук от буквы?

Звуки речи мы слышим и произносим, а букву пишем, видим и читаем.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

11. Итог занятия.

— Ребята, вспомните, что мы делали на занятии?

— Какой это звук?

— Каким цветом обозначаем?

— Что понравилось больше всего?

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: — способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У». Совушка в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Н]. Кукла Надя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [н]. • Развивать навыки звукового анализа и синтеза. •.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Д], [Д’] и буква Д» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ Задачи: Формировать умение детей сопоставлять звук по твердости и мягкости звучания,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Групповое логопедическое занятие на тему «Звуки [м], [м’]. Буква М»

Разделы: Логопедия

Цель занятия: познакомить со звуками [М], [М’] и буквой М.

Задачи: дифференциация звуков [М], [М’] на слух, знакомство с образом буквы М; совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики, слухового внимания, памяти, просодической стороны речи; воспитание любви и уважения к своей семье.

Материал: картинки: дом, семья, корона, облако, мост, снежный ком, санки, ослик, молоток, сом, дверь, огурец, машина, морковь, аист, кран, мак; звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “М”, индивидуальные зеркала, тетради, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика. Мимические упражнения.

– Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они радостные, печальные, сердитые. Изобразите радостную маму, сердитого папу. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

Дыхательная гимнастика. “Кашу варим”

Наша мама варит кашу
Кормит кашей дочку Машу.

И.п. – стоя, одна ладонь на груди, вторая – на животе. Вдох через нос, на выдохе проговаривать “пых-пых-пых” и поглаживать себя при этом по животу.

2. Сообщение темы занятия.

– Ребята, отгадайте загадку:

Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом)

Выставляется картинка “Дом”.

– Какой последний звук вы слышите в слове “дом”? [М]. В этом доме живет семья. Послушайте, какой согласный звук есть в середине слова семья [М’]. (Выставляется картинка “семья”)

– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [М’], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки.

3. Характеристика звуков [М], [М’] по артикуляционным и акустическим признакам.

– Возьмите зеркала, произнесите поочередно звуки [М], [М’]. Что происходит с губами? (Губы смыкаются. Когда произносим звук [М] губы, чуть-чуть сердятся, а когда произносим звук [М’] – чуть-чуть улыбаются). Воздух выходит через нос или через рот? (Через нос). Голос “спит” или “просыпается”? (Просыпается). Значит звуки [М], [М’] какие? (Согласные, звонкие). Звук [М] – (твердый), а [М’] – (мягкий). Звук [М] мы обозначаем квадратиком (синего) цвета, [М’] – (зеленого).

4. Развитие фонематического восприятия дифференциация звуков [М], [М’].

Игра “Слушай внимательно”

– Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [М], поднимите синий квадратик, если [М’] – зеленый.

Слова: молоко, медведь, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.

5. Анализ и синтез слогов со звуками [М], [М’]

Игра “Посчитай звуки”

– Послушайте, и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек-символов составьте схемы. Будьте внимательны: МА, АМ, ЫМ, МЫ и др. (Дети считают и выкладывают схемы слогов)

Игра “Давай дружить”.

– Мы с вами уже знакомы с несколькими гласными звуками. Назовите их (а, о, у, ы, и). Давайте “подружим” их со звуками [М], [М’]. Я буду называть гласный, а вы добавьте звук [М], так чтобы он был первым, и назовите получившийся слог. А – МА, О – МО, У – МУ, Ы – МЫ. Молодцы! А теперь добавьте звук [М’], так чтобы он был вторым, и назовите получившийся слог.

6. Определение позиции звуков [М], [М’] в словах.

– Давайте придумаем имена со звуками [М], [М’], всем членам семьи (Дима, Митя, Майя, Маша, Мила и др.) Определите, где находятся звуки [М], [М’] в этих словах: в начале, в середине или в конце слова. Работа со звуковыми домиками

– Как дети могут ласково называть свою маму (ответы детей). А как вы ласково называете свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька и др). Что вы заметили, когда произносили эти слова? (В этих совах два звука [М]) Какая она, ваша мама? (добрая, ласковая, милая и др).

7. Физминутка.

А теперь давайте “зарядимся”

Мы топаем ногами:
– Топ – топ – топ.
Мы руки поднимаем:
– Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

8. Развитие фонематических представлений.

Игра “Отгадай словечко”.

Ход игры: Логопед предлагает детям карточки с изображением предметов, дети должны выделить первый звук каждого слова, и, поочередно складывая их, образовать новое слово. Сначала приводится пример.

Карточки: корона, облако, мост – ком
санки, ослик, молоток – сом
дверь, огурец, машина – дом
морковь, аист, кран – мак

9. Развитие просодии.

– Мама купала малышку Милу и приговаривала такие слова:

Мама мыла Милу мылом

Мила мыло не любила.

(Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса).

10. Знакомство с буквой “М”.

– Дети, а вы любите своих мам? (Да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой “М”. Посмотрите, на что похожа буква “М”. (Варианты ответов детей). Давайте вместе попробуем изобразить букву “М”.

Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!”
А между тем
Получилась буква “М”.

(Дети попарно берутся за руки, изображая букву “М”).

– Молодцы! А еще букву “М” можно выложить из счетных палочек.

Выкладывание буквы “М” из счётных палочек.

Ход игры: Дети закрыли глазки. Логопед убирает одну счетную палочку. Дети должны восстановить букву “М”.

Пока глазки крепко спали,
Буквы в книжке меньше стали,
Свои глазки открывай
Что добавить, угадай! (Слова авторские)

Пальчиковая гимнастика “Моя семья”

Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Раскрашивание буквы в тетрадях.

11. Итог занятия.

– С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

Сюрпризный момент. Игра “Волшебная коробочка”.

– Дети вы сегодня так много называли хороших, добрых, ласковых слов со звуками [М], [М’]. Давайте еще раз их вспомним и произнесем в свои ладошки, и опустим их в волшебную коробочку. (Логопед достаёт из коробочки разноцветные звёздочки). А теперь ребята посмотрите, ваши слова превратились в звездочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.

  • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
  • Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
  • Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 г.
  • Звуки [М]-[МЬ], буква М — конспект фронтального занятия

    Развитие фонематического слуха.

    Фронтальное занятие. Старшая группа ОНР-III

    Первый год обучения (I период)

    Тема: Звуки «М»-«МЬ». Буква М. Второе занятие.

    • Развитие фонематических процессов.
    1. Дальнейшая дифференциация понятий «звук-слово», «звук-буква»
    2. Уточнение слухового восприятия.
    3. Формирование фонематических представлений.
    4. Развитие фонематического анализа.
    5. Развитие слухоречевой памяти.
    • Предметные картинки, сигналы (символы), мяч, магнитные буквы, фишки

    План занятия.

    1.​ Организационный момент.
    2.​ Игра «Сосчитай гласные звуки».

    — Подними столько пальчиков, сколько слышишь гласных звуков (АУ О АУИ ).

    — Какие звуки считали? (гласные)

    Уточнение артикуляции гласных звуков.

    3.​ — Какие согласные звуки учимся различать?

    Сравнительная характеристика М — МЬ по артикуляционно-акустическим свойствам.

    — В каких «домиках» живут?

    — Какой буквой обозначаем? Уточнение образа буквы М

    4.​ Игра «Чьи ушки лучше слышат?»

    мяч, мак, мышка,медведь, моет, милый, дом, смелый, мокрый, смешной.

    — Что буду делать я? (говорить слова)

    -​ А вы? (поднимать нужный сигнал)

    — Какой сигнал вы поднимите, когда услышите звук М? (синий)

    — Звук МЬ? (зеленый)

    Дети поднимают нужные сигналы.

    5.​ Игра с мячом «Запомни и повтори».

    Проговоривание «цепочек» слов. По три слова со звуками М МЬ.

    — Что вы говорили звуки или слова? (слова)

    6.​ Игра «Кто больше вспомним слов?»

    Раздаются цветные фишки (полосочки).

    — Что вы вспоминали? Слова)

    7.​ Игра «Не зевай, нужную картинку выбирай».

    Картинки разложены на ковре. Мальчики выбирают на звук М, девочки на звук МЬ. По одной относят на свои места. Игра начинается и заканчивается по сигналу логопеда. Проверка.

    8.​ Игра «Волшебники».

    Анализ слогов АМ МА МИ.

    — Сколько звуков слышишь?

    Работаем на маркерной доске. Сначала обозначаем звук нужным сигналом. Рисуем цветными фломастерами, затем подставляем магнитные буквы.

    9.​ Чтение слогов.

    АМ МА
    ОМ МО
    УМ МУ
    ИМ МИ
    ЭМ МЭ
    МЫ

    При чтении второго столбика дается инструкция:

    — Буквы «дружат».Сначала посмотри на вторую, она подскажет на какой гласный звук надо открыть рот потом, и как читать: мягко или твердо. Буква И подсказывает, что буква М перед ней обозначает мягкий звук. Здесь эту «одежду» (М) надел мягкий «братец» МЬ.

    10.​ Итоги занятия.

    Соболева Наталья Владимировна,
    учитель-логопед высшей кв.категории,
    ГБДОУ №73 кировского района,
    г.Санкт-Петербург

    Читать еще:  Цитомегаловирус (Болезнь с включениями, Вирусная болезнь слюнных желез, Инклюзионная цитомегалия, Цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ))
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector