Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности аускультации детей и инструменты для ее проведения

Методика перкуссии и аускультации легких у детей

Кафедра детских болезней с курсом детских инфекций.

Итоговая аттестация.

Объективный структурированный клинический экзамен ОСКЭ

Дисциплина

«Детские болезни»

Студенты 4 курс о/м фак-а.

Уч. год.

Порядок и последовательность выполнения этапов ОСКЭ.

Эталоны ответов.

Этап № 1

Методика перкуссии сердца у детей

(определение границ сердечной тупости).

При непосредственной перкуссии согнутыми пальпациями следует использовать не два-три, а только один перкутирующий палец, а при опосредованной перкуссии пальцем по пальцу накладывать палец-плессиметр только 1 фалангой и перкутировать по тыльной поверхности 1 фаланги. При этом создается некоторое сгибание пальца-плессиметра. Для перкуссии левой границы сердца у грудных детей и детей с увеличенным сердцем существует только один относительно точный способ — так называемая ортоперкуссия, т.е. перкуссия строго в сагиттальном плоскости. Для такой перкуссии палец-плессиметр га дуге перехода передней поверхности грудной клетки в боковую прижимается к поверхности не всей плоскостью подушечки пальца, а только боковой поверхностью, а перкутирующий палец наносит удар по пальцу-плессиметру строго в переднезаднем направлении.

Этап № 2

Методика аускультации сердца:

Выслушивание сердца проводится у спокойного ребенка в различных положениях: лежа на спине, лежа на левом боку, стоя. Аускультация проводится на высоте вдоха при задержке дыхания и при полном выдохе. Порядок выслушивания сердца:

  1. верхушка сердца (митральный клапан);
  2. основание сердца (2 межреберье справа — аорта);
  3. основание сердца (2 межреберье слева — легочная артерия);
  4. у места прикрепления мечевидного отростка к грудине (трехстворчатый клапан);
  5. у места прикрепления 3-4 ребра к грудине слева (аорта).

После выслушивания основных точек обязательно прослушать всю область сердца, дать характеристику тонов сердца в каждой точке, а затем охарактеризовать выслушиваемые шумы.

Этап № 3

Методика перкуссии и аускультации легких у детей.

А

Передняя поверхность грудной клетки перкутируется в положении лежа. При перкуссии у старших детей передняя поверхность легких перкутируется в лежачем положении, а задняя — в сидящем. Больной должен находится справа от врача.

При определении границ легких топографической перкуссией палец-плессиметр располагается параллельно искомой границе (ребрам), а в межлопаточной области – параллельно позвоночнику.

Определение высоты стояния верхушек легких начинают спереди. Палец-плессиметр ставят над ключицей, концевой фалангой касаясь наружного края грудного-кдючично-сосцевидной мышцы. Перкутирует по пальцу –плессиметру, передвигая его верх до появления укорочения звука. В норме этот участок находится на расстоянии 2-4 см. от середины ключицы. Отметку границы производят по стороне пальца-плессиметра, обращенной к ясному звуку. Сзади перкуссию верхушек ведут от spina scapulae по направлению к остистому отростку VII шейного позвонка. При первом появлении укорочения перкуторного звука перкуссию прекращают. В норме высота стояния верхушек сзади определяется на уровне остистого отростка VII шейного позвонка.

Определения ширины полей Кренига проводят с помощью опосредованной перкуссии. Палец-плессиметр ставят на середину верхнего края трапециевидной мышцы. От этой точки проводят перкуссию поочередно по направлению к шее и плечу до притупления. Полученное расстояние между двумя дальними точками – ширина полей Кренига.

Б

При выслушивании нужно уяснить вначале характер основного дыхательного шума, а затем оценить побочные шумы. Положение больного может быть любым – сидя, лежа и т.д. Из-за беспокойства маленьких детей выслушивание их жестким стетоскопом затруднительно, а иногда и совсем невозможно. Поэтому лучше пользоваться мягким стетоскопом.

Особенности аускультации детей и инструменты для ее проведения

Внимательный осмотр обычно становится ключом к успеху при обследовании детей. Посмотрите на ребёнка до того, как прикоснуться к нему. Осмотр даст вам важную информацию. — Тяжесть заболевания.
— Рост и питание.
— Поведение и социальная активность. Уровень гигиены и ухода.

Оценка тяжести заболевания

Ребёнок болен или здоров? Если болен, то как? Для младенцев или детей с острым заболеванием проведите «60-секундную быструю оценку».
• Дыхательные пути и дыхание — частота дыхания и сила, наличие стридора или одышки, цианоз.
• Кровообращение — частота сердечных сокращений, наполнение пульса, температура кожных покровов, время заполнения капилляров.
• Тяжёлое состояние — уровень сознания.

Измерения при первичном осмотре ребенка

Патологический рост может быть первым проявлением заболевания у детей, всегда измеряйте и сравнивайте рост со значениями в таблицах центилей для оценки:
• массы тела — сопоставьте предыдущие результаты измерений по данным индивидуальной карты здоровья ребёнка; длины тела (у младенцев — по показаниям) или роста у старших детей;
• окружности головы у младенцев. При необходимости измерьте:
• температуру;
• артериальное давление (АД);
• пиковую скорость выдоха (ПСВ).

Оценка внешнего вида ребенка. Обследуют лицо, голову, шею и руки. Внешние морфологические признаки могут указать на хромосомный или дизморфический синдром. У младенцев пропальпируйте роднички и швы.

Оценка функции дыхательной системы ребенка

Центральный цианоз лучше всего виден на языке.
Утолщение концевых фаланг — «барабанные палочки» на руках и ногах. «Барабанные палочки» обычно формируются при хронических гнойных заболеваниях лёгких, например при муковисцидозе (MB), или при цианотических врождённых пороках сердца, иногда — при воспалительных заболеваниях кишечника или циррозе печени.
Тахипноэ. Частота дыхания зависит от возраста.

Диспноэ у ребенка

Затруднённое дыхание. Усиление дыхания оценивается по следующим признакам.
• Гиперемия носа.
• Экспираторная одышка — для увеличения положительного давления после выдоха.
• Вовлечение вспомогательной дыхательной мускулатуры, особенно грудинно-ключично-сосцевидных мышц.
• Расширение грудной стенки в результате сокращения супрастернальных, межрёберных, подрёберных мышц.
• Затруднение разговора (или кормления).

Форма грудной клетки ребенка

• Гиперэкспансия или бочкообразная форма, например при бронхиальной астме.
• Воронкообразная (впалая грудная клетка) или килевидная деформации грудной клетки (голубиная грудная клетка).
• Борозда Гаррисона (втяжение межрёберных промежутков из-за напряжения диафрагмы), например при неадекватном лечении бронхиальной астмы.
• Асимметрия движений грудной клетки.

Пальпация грудной клетки ребенка

• Расширение грудной клетки — у детей школьного возраста в норме на 3-5 см. Измерьте максимальную экспансию грудной клетки рулеткой. Оцените симметрию.
• Трахея — проверка её центрального расположения редко бывает информативной и не нравится детям. Выполняйте по показаниям.
• Определение верхушечного толчка для выявления смещения средостения.

Перкуссия грудной клетки ребенка

• Требует осторожного проведения, сравнительного анализа, производится средними пальцами.
• Редко бывает информативной у младенцев.
• Локальное притупление — спадение лёгкого, уплотнение, жидкость.

Аускультация легких у ребенка

• Отметьте качество и симметричность дыхательных и любых дополнительных звуков.
• Жёсткое дыхание в верхних дыхательных путях легко проводится в верхние отделы грудной клетки у младенцев.
• Хриплый голос — патология голосовых складок.
• Стридор — жёсткий, низкотоновый, возникающий преимущественно на выдохе звук при обструкции верхних дыхательных путей.
• Дыхательные звуки — в норме везикулярное, бронхиальное дыхание более высокотоновое и длительность вдоха и выдоха равна.
• Одышка — высокотоновые звуки, возникающие во время выдоха, при обструкции дистальных отделов дыхательных путей.
• Влажные хрипы — прерывистые «влажные» хрипы при открытии бронхиол.

Основные цели и особенности проведения аускультации детей всех возрастов

На ранних этапах аускультация детей выполнялась естественным врачебным «аппаратом» — органом слуха. Доктор прикладывал ухо к актуальной зоне исследуемого ребенка.

С развитием технологий этот способ аускультации детей считается неприемлемым ввиду его неэстетичности и неинформативности.

Актуальность метода

В современных детских поликлиниках, а также в стационарных учреждениях аускультация детей определяется как универсальный диагностический способ, необходимый для выявления сердечных, кишечниковых, легочных и дыхательных аномалий.

Основные заболевания

Среди всех имеющихся аномалий сердечно-сосудистой системы, выявляемых при помощи аускультации детей, следует выделить:

  1. Врожденные сердечные патологии, также именуемые триадой Фалло.
  2. Перекардит.
  3. Миокардит (а также иные воспалительные патологии как околосердечной зоны, так и самого «двигателя»).
  4. Гипертрофия миокарда.
  5. Склеротическая аномалия.
  6. Эндокардит.
Читать еще:  Аденовирусная инфекция у детей и взрослых: симптомы и лечение

Иные патологии

Аномальных состояний, которые могут быть диагностированы при помощи аускультации, достаточно много. Чаще всего специалист выявляет наличие:

  • пневмонии;
  • бронхита;
  • эмфиземы легочной ткани;
  • туберкулеза легких;
  • «немого» легкого.

Кишечниковые аномалии, диагностируемые при помощи этого метода, характеризуются тем, что деятельность органа прекращается. При этом происходит остановка специфических перистальтических шумов.

Выявление сердечной патологии

Аускультация сердца у детей дает специалисту информацию относительно:

  1. Сердечного ритма.
  2. ЧСС «двигателя» исследуемого.
  3. Наличия в сердечных камерах воздушных пузырьков.
  4. Сердечного выброса.

Если в камерах органа имеются воздушные пузырьки, то специалист услышит специфический звук, аналогичный шуму двигателя машины или мельничного колеса.

Существует пять общепринятых толчков, актуальных при аускультации сердца у детей:

  1. зона верхушечного толчка;
  2. зона второго межреберья (край грудины с правой стороны);
  3. зона второго межреберья с левой стороны грудины;
  4. зона мечевидного отростка;
  5. зона третьего-четвертого ребра с левой стороны грудины (определяется точкой Боткина).

Как исследуются дошкольники

Для проведения аускультация детей специалист «вооружается» стетоскопом, оснащенным деликатной подушечкой. Первым этапом исследования является подогревание оборудования таким образом, чтобы его температура совпадала с температурой кожного покрова малыша.

Проводящий исследование доктор должен вести себя соответственно возрастным особенностям юного клиента.

Если исследуемый еще не достиг пяти-шестилетнего возраста, доктор может прибегнуть к игре, основным условием которой будет выполнение ребенком всех пожеланий старшего. Этот метод актуален в том случае, если ребенок напуган или имеет предубеждение относительно людей в белых халатах. Исследуя актуальные органы юного пациента в игровой форме, специалист «убивает двух зайцев»: получает нужную информацию и действует в профилактических целях.

Важные нюансы

Необходимо учитывать, что у совсем маленьких ребятишек, не достигших двенадцатимесячного возраста, хорошо выслушивается выдох и вдох. В дальнейшем специалист имеет возможность выявить бронхит на ранней стадии.

Аускультация сердца у детей также имеет свои отличия. Когда исследуется младенец, нередко наблюдаются сильные ослабления обоих тонов. Причины этой аномалии пока не выявлены. Иногда наблюдаются функциональные звуковые явления.

С течением времени подобные шумы исчезают самостоятельно.

Этот метод исследования позволяет выявить не только наличие патологического состояния, но и степень его прогрессирования. Важно помнить о том, что результаты, полученные путем аускультация детей должны быть подтверждены при помощи иных методов.

—>Кафедра госпитальной педиатрии КГМУ —>


Аускультация сердца

Аускультация сердца у детей младшего возраста проводится в положении лежа с разведенными и фиксированными («кольцом» согнутых пальцев рук помогающего при обследовании) или в положении сидя с разведенными в стороны руками ребенка. У детей старшего возраста аускультация проводится в различных положениях (стоя, лежа на спине, левом боку).

Во время деятельности сердца возникают звуковые явления, которые называются сердечными тонами:

1. I тон обусловлен захлопыванием митрального и трикуспидального клапанов, колебаниями миокарда, начальных отделов аорты и легочного ствола при растяжении их кровью, а также колебаниями, связанными с сокращением предсердий;

2. II тон образуется за счет колебаний, возникающих в начале диастолы при захлопывании полулунных створок клапана аорты и легочного ствола, за счет колебания стенок начальных отделов этих сосудов.

Звучность тонов меняется в зависимости от близости расположения фонендоскопа к клапанам — источникам звукообразования.

Общепринятые толчки и порядок аускультации:

1. область верхушечного толчка — выслушиваются звуковые явления при закрытии митрального клапана, поскольку колебания хорошо проводятся плотной мышцей левого желудочка и верхушка сердца во время систолы ближе всего подходит к передней грудной стенке;

2. 2-го межреберья справа у края грудины — выслушивание звуковых явлений с клапанов аорты, где она очень близко подходит к передней грудной стенке;

3. 2-го межреберья слева от грудины — выслушивание звуковых явлений с полулунных клапанов легочной артерии;

4. у основания мечевидного отростка грудины — выслушивание звуковых явлений с трехстворчатого клапана;

5. точка Боткина — Эрба (место прикрепления 3- 4-го ребер слева к грудине) — выслушивание звуковых явлений с митрального и аортального клапанов.

У детей дошкольного возраста лучше выслушивать сердце в период задержки дыхания, так как дыхательные шумы могут мешать аускультации сердца. При аускультации сердца следует сначала оценить правильность ритма, затем звучание тонов, их соотношение в разных точках аускультации (I тон следует после продолжительной паузы сердца и совпадает с верхушечным толчком. Пауза между I и II тонами короче, чем между II и I). У верхушки сердца и основания мечевидного отростка у детей всех возрастных групп I тон громче, чем II, только в первые дни жизни они почти одинаковы. У детей первого года жизни I тон на аорте и легочной артерии громче, чем II, что объясняется низким кровяным давлением и относительно большим просветом сосудов. К 12- 18 месяцам сила I и II тонов у снования сердца сравнивается, а с 2- 3 лет начинает превалировать II тон. В точке Боткина сила I и II приблизительно одинакова. У 80 % детей могут выслушиваться функциональные («неорганические», «акцидентальные», «непатологические», «невинные», «физиологические», «вторичные», «непостоянные», «преходящие», «временные») шумы — дополнительные звуковые явления в области сердца, не связанные с анатомическим повреждением сердца и крупных сосудов.

Происхождение функциональных шумов:

1. шумы формирования сердца возникают в связи с неравномерным ростом отделов сердца, несоответствием камер и отверстий сердца, створок клапанов и хорд, диаметра и толщины стенок сосудов, что ведет к дополнительной турбулентности крови и вибрации створок клапанов, изменению резонансных свойств работающего сердца;

2. шум малых аномалий, не ведущих к нарушению гомодинамики, — относительное сужение крупных сосудов — индивидуальные особенности архитектоники трабекулярной поверхности эндокарда, своеобразие структур и расположения папиллярных мышц и хорд, обусловливающих дополнительную турбулентность крови;

3. шумы мышечного происхождения: атонические, гипертонические нейровегетативные, миокардиодистрофические, после физической нагрузки;

4. шумы при изменении состава, скорости движения крови — анемические, тахемические, при эксикозе, при гиперволемии;

5. шумы при острых и хронических инфекциях и интоксикациях;

6. внесердечные шумы: компрессионные (при сдавлении крупных сосудов), сердечно-легочные, шум легочной артерии в районе ее бифуракции, при деформации грудной клетки.

Особенности аускультации легких у ребенка

В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур. Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений. Одним из методов данной науки является аускультация.

Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.

В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.

Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

Читать еще:  Конкор – длительность приема при лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы

В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

  • Для чего используется?
  • Особенности выполнения
  • Нормы и отклонения

Для чего используется?

Аускультацию используют для того, чтобы обнаружить разнообразные заболевания легких, бронхов, сердца и кровеносной системы. Для этого проводится оценка основных и побочных шумов дыхания. Также оценивается бронхофония над всей поверхностью. Эти показатели в дальнейшем полагается сравнивать с нормальными, на основе чего и делается вывод о наличии или отсутствии заболеваний.

Благодаря аускультации можно обнаружить следующие патологические состояния, присущие ребенку и взрослому:

  • пневмония;
  • легочный инфаркт;
  • наличие опухоли в легком;
  • отек легких;
  • туберкулез;
  • пневмоторакс;
  • скопление жидкости в плевральной полости;
  • сердечная недостаточность.

Поскольку основными признаками, по которым осуществляется такая диагностика, являются шумы, следует выяснить, какие именно шумы могут быть обнаружены во время аускультации. Это:

  1. Везикулярное дыхание. Этот тип шума отличается мягкостью и равномерностью, должен быть непрерывным при вдохе. По звучанию напоминает звук «в» или «ф».
  2. Бронхиальное дыхание. Оно наблюдается в фазах вдоха и выдоха, похоже на звук «х». При выдохе этот шум отличается большей резкостью, нежели при вдохе.
  3. Смешанное дыхание. Его можно назвать промежуточным между первыми двумя, поскольку ему присущи особенности их обоих.

Помимо основных, врач при аускультации может услышать дополнительные шумы, которые являются признаками патологических явлений. Это:

  1. Хрипы. Могут быть сухими и влажными. Проявляются в виде свиста, жужжания или гудения (сухие) или напоминают звук лопающихся пузырьков (влажные).
  2. Крепитация. Это явление представляет собой отрывистый скрипучий звук.
  3. Шум трения плевры. При обнаружении этого шума можно предположить, что его источник находится совсем близко к поверхности. По своему звучанию он похож на хруст снега или шорох бумаги.

Чтобы поставленный диагноз был правильным, врач должен учесть не только имеющиеся посторонние шумы, но и особенности шумов основных. Помимо этого необходимо принять к сведению симптомы, которые назовет пациент, его индивидуальные особенности и многое другое.

Особенности выполнения

Аускультация по сути своей – это выслушивание грудной клетки пациента с дальнейшим анализом обнаруженных шумов. Она может осуществляться непосредственным (когда врач прослушивает легкие больного без каких-либо приспособлений) и опосредованным способом (используется стетоскоп). Чтобы эта процедура была эффективной, нужно соблюдать правила аускультации легких, которые заключаются в следующем:

  1. Пациент должен находиться в сидячем или стоячем положении.
  2. Помещение для этой процедуры должно быть уединенным, обязательна тишина.
  3. Одежду с исследуемого участка тела нужно снять, чтобы избежать дополнительных шумов, возникающих из-за трения о ткань.
  4. В помещении не должно быть холодно.
  5. И врач, и пациент должны находиться в удобном для них положении.
  6. Стетоскоп должен плотно прилегать к выслушиваемой поверхности, но не давить на нее.
  7. Желательно избегать прикосновений к поверхности инструмента, чтобы не возникали дополнительные звуки.
  8. Не надавливать на инструмент.
  9. Врачу стоит использовать один и тот же стетоскоп, чтобы приспособиться к его особенностям.
  10. Очень важна сосредоточенность на процедуре, чтобы не упустить важных деталей.
  11. Дыхание пациента не должно быть слишком интенсивным, чтобы не возникло кислородного перенасыщения.

Места аускультации лёгких

Одним из важных аспектов аускультации легких у детей является выполнение действий в определенной последовательности. Это означает, что нужно выполнять алгоритм аускультации легких, иначе есть риск получения неправильных результатов. Специалист должен последовательно прослушать дыхание пациента в определенных точках, чтобы выявить особенности. Прослушивание лишь в некоторых точках не позволит оценить картину целиком. Очень важно, чтобы переходы от одной точки к другой отличались симметричностью.

Основные точки для выслушивания – это:

  • ямки над ключицами;
  • ямки под ключицами;
  • с двух сторон тела на уровне третьего ребра;
  • участки по бокам;
  • межлопаточное пространство;
  • области вокруг лопаток.

Важный элемент такого обследования – сравнение особенностей дыхания в аналогичных зонах. Врач должен определить характер основных шумов в одной точке и сравнить их с такими же шумами, обнаруженными с другой стороны. Поэтому данный метод еще называется сравнительная аускультация.

Выявить в ходе выслушивания нужно следующие особенности:

  • громкость;
  • однородность либо неоднородность;
  • высоту;
  • продолжительность;
  • постоянство;
  • распространенность;
  • проявление согласно фазам дыхания.

Процедура целиком должна состоять из 4 этапов. Это:

  1. Исследование в нормальном состоянии.
  2. Прослушивание тех же точек при глубоком дыхании.
  3. Оценка показателей при покашливании.
  4. Выявление показателей при смене положения.

Однако не всегда есть необходимость в выполнении всей последовательности. Если на первом этапе не выявлено никаких отклонений, все показатели в норме, то врач может и не проводить оставшиеся три части процедуры. Они служат для уточнения патологии (если она есть).

Нормы и отклонения

В норме основным шумом, который обнаруживается при аускультации, является везикулярное дыхание. Детям вместо него может быть присуще пуэрильное дыхание, которое характеризуется большей резкостью и громкостью. Взрослым людям такой тип дыхания свойствен во время лихорадки.

Бронхиальное дыхание тоже может считаться нормой, если оно обнаруживается лишь в определенных точках. Выявление его в других участках указывает на патологию.

Другими признаками патологии можно назвать:

  1. Ослабленное или усиленное везикулярное дыхание.
  2. Саккадированное (ему присущ неравномерный и прерывистый дыхательный ритм) везикулярное дыхание.
  3. Возникновение дополнительных шумов.

Дыхание при аускультации легких

Специалист должен проанализировать все выявленные особенности, чтобы поставить точный диагноз. При необходимости можно назначить дополнительные диагностические процедуры, чтобы избежать ошибочных мер медицинского воздействия.

У каждого из отклонений, обнаруженных при аускультации легких, есть причины. Зная их, врач может предполагать, какая именно проблема вызывает те результаты, которые обнаружены у пациента. Они заключаются в следующем:

  1. Бронхиальные шумы в тех участках, где их быть не должно. В этом случае можно предполагать наличие уплотненной легочной ткани. Такое возможно при крупозной пневмонии, абсцессе легкого, гидротораксе.
  2. Ослабление везикулярного дыхания. Может быть вызвано наличием жидкости либо воздуха в полости плевры, эмфиземой, бронхиальной обструкцией, пневмосклерозом.
  3. Усиливается везикулярное дыхание обычно при физических нагрузках. Также есть вероятность такого усиления в виде компенсаторной реакции (когда одни участки характеризуются гиповентиляцией, в других может развиваться гипервентиляция).
  4. Сухой вид хрипов. Чаще всего обнаруживается у больных при спазме легких (например, при бронхиальной астме). Наличие влажных хрипов может объясняться бронхитом, туберкулезом, опухолью, абсцессом легкого и пр.
  5. Крепитация. Может возникать при крупозной пневмонии, легочном туберкулезе, инфаркте-пневмонии.
  6. Шумы трения плевры. Возникают, когда на плевральных листках появляются неровности. Это вероятно при сухом плеврите, туберкулезе плевры, обезвоживании.

Поскольку в каждом из случаев обнаружения отклонений предполагаемых диагнозов оказывается несколько, такая диагностическая процедура требует от врача высокого уровня квалификации. Лишь в этом случае он может правильно оценить все обнаруженные особенности и выбрать верный диагноз.

Аускультация сердца

Одним из основных методов, используемых в повседневной врачебной практике, является аускультация сердца. Метод позволяет выслушать звуки, формирующиеся при сокращении миокарда специальным устройством – стето- или фонендоскопом.

Цель проведения

С его помощью проводится профосмотры пациентов на предмет выявления заболеваний сердца и сосудов. Заподозрить по изменению аускультативной картины можно следующие заболевания:

  • пороки развития (врожденные/приобретенные);
  • миокардиты;
  • перикардиты;
  • анемии;
  • дилатация или гипертрофия желудочков;
  • ишемия (стенокардия, инфаркт).

Фонендоскоп регистрирует звуковые импульсы по время сокращений миокарда, называемые тонами сердца. Описание их силы, динамичности, длительности, степени звучания, места формирования является важным аспектом, так как каждое заболевание имеет специфическую картину. Это помогает врачу предположить заболевание и направить больного в специализированный стационар.

Читать еще:  Перекрут кисты яичника: симптомы, причины, лечение

Точки для выслушивания клапанов сердца

В спешке нельзя проводить аускультацию сердца. К ней приступают после беседы с больным, осмотра, изучения его жалоб и истории заболевания. При наличии симптомов поражения миокарда (боли за грудиной, одышка, сдавление грудной клетки, акроцианоз, пальцы в виде «барабанных палочек») проводят тщательное обследование сердечной области. Грудную клетку выстукивают для выяснения границ сердца. Пальпаторное исследование позволяет установить наличие или отсутствие дрожи грудной клетки или сердечного горба.


Точки выслушивания при аускультации сердца совпадают с анатомической проекцией на грудную клетку клапанов. Существует определенный алгоритм того, как слушать сердце. Он имеет следующую очередность:

  • левый предсерно-желудочковый клапан (1);
  • аортальный клапан (2);
  • клапан легочного ствола (3);
  • правый предсердно-желудочковый клапан (4);
  • добавочная точка для клапана аорты (5).

Имеется еще 5 дополнительных точек аускультации. Прослушивание в их проекциях считается целесообразным при определении патологических звуков сердца.

Аускультацию митрального клапана проводят в области верхушечного толчка, который пальпируется ранее. В норме он располагается в 5 межреберье кнаружи от сосковой линии на 1,5 сантиметра. Тоны клапана сердца между левым желудочком и аортой выслушиваются во втором межреберном промежутке по правому краю грудины, а клапан легочного ствола – в этом же проекции, но слева. Исследование трехстворчатого клапана проводят в районе мечевидного отростка грудины. Дополнительная точка Боткина-Эрба позволяет в полном объеме оценить звучание клапана аорты. Для его выслушивания фонендоскоп ставится в третьем межреберном промежутке с левого края грудины.

Студенты мединститутов на цикле терапии изучают методику аускультации сердца в норме и при патологии. Для начала обучение проводиться на манекене, а затем непосредственно на пациентах.

Приемы, помогающие провести обследование правильно

Выслушивание тонов сердца требует соблюдения определенных правил. Если общее самочувствие человека удовлетворительное, в момент обследования он стоит. Чтобы уменьшить вероятность пропуска патологии, пациента просят после глубокого вдоха задержать дыхание (на 4-5 сек). Должна соблюдаться тишина во время проведения обследования. При тяжелой степени тяжести заболевания аускультацию проводят сидя или лежа на левом боку.

Не всегда можно услышать тоны сердца. Поэтому врачи используют следующие приемы:

  • При наличии обильного волосяного покрова – покрыть кремом или водой, в редких случаях, сбрить.

  • При увеличенном подкожно-жировом слое – более сильное надавливание на грудную клетку головки фонендоскопа в местах выслушивания клапанов сердца.
  • При подозрении митрального стеноза – выслушать тоны в положении на боку при помощи стетоскопа (прибор без мембраны).
  • При подозрении на наличие патологии клапана аорты – выслушивание больного на выдохе стоя с наклонением туловища вперед.

При сомнительной аускультативной картине используется проба с физической нагрузкой. При этом больного просят пройтись в течение двух минут или 5 раз присесть. Затем приступают к выслушиванию тонов. Усиление кровотока за счет увеличения нагрузки миокарда отражается на звучании сердца.

Трактовка результатов

При аускультации определяются нормальные или патологические сердечные тоны и шумы. Их наличие требует дальнейшего изучения при помощи стандартных лабораторных и инструментальных методов исследования (фонокардиограмма, ЭКГ, Эхо-КГ).

Для человека физиологично появление двух главных тонов (1, 2) при аускультации. Существуют также дополнительные сердечные тоны (3, 4), которые можно выслушать при патологии или в определенных условиях.

При наличии патологического звука, терапевтом пациент направляется к кардиологу. Он изучает их локализацию, громкость, тембр, шум, динамику и продолжительность.

Первый тон возникает во время сокращения желудочков и состоит из четырех компонентов:

  • клапанный – движение створок предсердно-желудочковых клапанов (митральный, трикуспидальный);
  • мышечный – сокращение стенок желудочков;
  • сосудистый – колебательные движения стенок легочного ствола и аорты;
  • предсердный – сокращение предсердий.

Он лучше слышен на верхушке сердца. Его продолжительность несколько дольше, чем второго. Если возникает трудность с его определением, то необходимо нащупать пульс на каротидных артериях – 1 тон совпадает с ним.

Характеристику второго тона проводят у основания сердца. Его формируют 2 компонента – сосудистый (колебание стенок магистральных сосудов) и клапанный (движение створок клапанов аорты и легочного ствола) в момент расслабления сердечной мышцы. Он имеет высокий тембр, по сравнению с первым тоном.

Стремительное заполнение желудочков кровью колеблет их стенки и создает звуковой эффект, называемый третьим тоном.

Часто он может выслушиваться в молодом возрасте. Четвертый тон определяется по окончанию фазы расслабления сердца и началу сокращения предсердий благодаря быстрому заполнению кровью полостей желудочков.

При определенных условиях у людей изменяются характеристики тонов (усиление, раздвоение, ослабление, расщепление). Поводом для усиления тонов может быть внесердечная патология:

  • заболевания дыхательной системы с изменением размеров легких;

  • заболевания щитовидной железы (гипертиреоз);
  • пузырь с газом большого размера в желудке;
  • плотность скелета человека (дети и пожилые люди).

Увеличение работы сердца, при нагрузке или повышении температуры тела, обуславливает усиление звучания за счет компенсаторного сердцебиения. Ослабление тонов указывает на внесердечную патологию при большой жировой прослойке, увеличении воздушности ткани легких, наличии экссудативного плеврита.

Изменения сердечных тонов при патологии

Изменение звучания первого тона может возникать при следующих заболеваниях:

  • Усиление – стеноз обоих предсердно-желудочковых клапанов, тахикардия.
  • Ослабление – гипертрофия левого желудочка, недостаточной сердца, миокардиты, кардиосклероз, недостаточность предсердно-желудочковых клапанов.
  • Раздвоение – нарушение проводимости (блокады), склеротическое изменение стенок аорты.

Следующая патология вызывает вариацию звучания второго тона:

  • Усиление справа во втором межреберном промежутке – гипертоническаяболезнь, атеросклероз сосудов.
  • Усиление слева во втором межреберье – поражение легких (пневмосклероз, эмфизема, пневмонии), пороки левого артиовентрикулярного клапана.
  • Раздвоение – стеноз левого атриовентрикулярного клапана.
  • Ослабление на легочной артерии – пороки легочного клапана.
  • Ослабление на аорте – аномалии клапана аорты.

Достаточно сложно различить раздвоение/расщепление основных тонов сердца с появлением дополнительных. При повреждении миокарда может возникать «ритм галопа». Он характеризуется присоединением к основным третьего тона. Его появление обусловлено растяжением стенок желудочков, поступающим объемом крови из предсердий, при ослаблении миокарда. Ритм может быть услышан непосредственно ухом у больного, лежащего на левом боку.

«Ритм перепела» – патологическое звучание сердца, включающее хлопающий 1 тон, 2 и добавочный тоны. Ритм имеет большую площадь выслушивания, он проводится от верхушки сердца до его основания и в район подмышки.

Принципы аускультации сердца у детей

Точки выслушивания клапанов сердца у детей и порядок его проведения не отличаются от взрослых. Но возраст больного имеет значение. Для детей характерно наличие следующих особенностей аускультативной картины:

  • Присутствие акцента 2 тона над легочной артерией в младшем школьном возрасте;
  • Наличие 3, 4 тонов.

  • Определение «кошачьего мурлыканья» в 12-15 лет.
  • Изменение границ сердца (в центильных таблицах можно узнать нормы для каждого возраста и пола).

У новорожденных определение шумов и неправильных тонов сердца свидетельствует о врожденных пороках развития. Их раннее выявление и оказание помощи увеличивает прогноз выживания таких пациентов. Патологию сердца определяют еще в периоде внутриутробного развития плода по данным УЗИ.

Преимущества и недостатки метода

Основными методами обследования больных еще со времен Гиппократа считаются перкуссия, аускультация и пальпация. Благодаря им можно предположить наличие какой-либо патологии сердца. Преимуществом аускультации является ее простота и высокая специфичность.

Но только по услышанной картине нельзя дать точное заключение о диагнозе. Главным недостатком метода является субъективная оценка врачом тонового звука. При этом нельзя прослушать, что услышал доктор. В медицине появились цифровые фонендоскопы, способные записывать аудиосигналы хорошего качества. Однако их стоимость очень высока, что не позволяет их внедрить в практику.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector