Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все о неврозоподобном заикании от диагностики до лечения

Неврозоподобное заикание: период возникновения, диагностика и лечение

Заикание, или логоклония – это темпоритмическое расстройство речи, которое проявляется пролонгацией, паузами и прерыванием звуков, слогов и слов. Представленное нарушение встречается с того момента как люди научились говорить. Распространенность заикания у взрослых составляет 1%. Среди детей этот показатель выше и равен 3-4%. Кроме того, данные статистики показывают, что логоклонией в 4 раза чаще страдают мальчики. Многие думают, что единственной причиной возникновения этой патологии служит тяжелое нервное потрясение, например, испуг. Существует неврозоподобная форма заикания, которая появляется на фоне органической патологии нервной системы.

Заикание, его виды и патогенез

Заикание — это дефект речевой сферы, который нарушает ритмичность, замедляет темп произносимых звуков. Симптомы логоклонии (прерывание, паузы, пролонгация) в 80% случаев наблюдаются в начале предложения и в 20% — в середине. Механизм заикания состоит в повышенной судорожной готовности органов артикуляции. К ним относятся мышечный компонент глотки, мягкого неба, надгортанника, языка, а также голосовые связки. При попытке произнести звук, происходит непроизвольное сокращение представленных структур, из-за чего человек начинает заикаться.

Исходя из представленного механизма, логоклонию разделяют на три формы:

  • Клоническая. Характеризуется непроизвольными сокращениями мышечного аппарата органов артикуляции, которые сменяются кратковременным периодом расслабления. Эпизоды отсутствия спазма проявляются произношением звука, после чего наступает препинание из-за повторной волны судорог. При этом человек повторяет отдельные слоги, слова по несколько раз.
  • Тоническая форма. Наблюдается при длительном мышечном сокращении губ, голосовых связок, языка, при котором отсутствуют эпизоды расслабления. Речь заикающихся с таким судорожным типом выглядит в виде неуместных пауз и препинаний в разговоре. Также характерным является внешний вид больного: напряженное гиперемированное лицо.
  • Смешанная форма, характеризуется периодической заменой одной формы на другую, а иногда и совместным проявлением.

Помимо представленной классификации форм, различают невротическое и неврозоподобное заикание. Первый вариант по-другому называют логоневрозом, возникновение которого не связано со структурной или физиологической патологией, а носит функциональный (психогенный) характер. Неврозоподобное заикание – результат органической патологии нервной системы.

Патогенез логоклонии включает в себя нарушение работы трех процессов: дыхания, артикуляции и голосоведения, которые контролируются стриопалидарной системой. В связи с этим происходит расстройство процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга. Таким образом, происходит нарушение рационального перераспределения тонуса мышц речевого аппарата. У человека, страдающего длительное время заиканием, повышенный речевой тонус вместе с судорожной готовностью перерастают в условный рефлекс.

Критические периоды

Важную роль в возникновении заикания играют критические речевые периоды. Представленные периоды не являются этиологическим фактором, а только провоцируют вербальные расстройства. Во время критических периодов организм подвергается системной перестройке и сильнее подвержен речевым нарушениям.

В развитии речевой функции выделяют три критических периода.

  • Первый припадает на возраст 1-2 лет ребенка, пиковыми считаются 12-14 месяцев жизни. В этом периоде происходит интенсивное развитие вербальной коммуникации, которое напрямую зависит от общения. До двухлетнего возраста, ребенок усваивает большой объем информации и его пассивный словарный запас равен 200 словам. Это связано с усиленным формированием речевых центров (зона Брока). В этом периоде, даже незначительные негативные факторы, могут спровоцировать тяжелые речевые нарушения.
  • Второй период (3 года) характеризуется переходом от простой речи к фразовой, с использованием многосложных слов. Организм ребенка в этом возрасте требует повышенной согласованности в нервной системе (артикуляционный аппарат, память, концентрация внимания и т.д.). Кроме того, этот период характеризуется повышенным влиянием эндокринной системы, что может приводить к негативизму, мутизму, упрямству и т.д.
  • Третий период (6-7 лет) считается критическим из-за становления письменной речи, вследствие чего нагрузка на нервную систему возрастает. Завышенные требования родителей, могут спровоцировать нервные срывы и речевые нарушения, в частности заикание в будущем.

Представленные критические периоды являются способствующими факторами в развитии речевой патологии и в некоторых случаях могут сочетаться с другими провоцирующими агентами. К ним относятся: генетическая предрасположенность, энцефалопатические заболевания, истощенность нервной системы, эмоциональная отчужденность.

Речевое развитие и течение критических периодов индивидуально, и зависит от многих факторов, а именно генетики, экологии и окружения.

Этиология неврозоподобного заикания

При неврозоподобной форме заикания, в отличие от невротической, отсутствует связь с психологическим фактором. Основу развития представленного заикания составляют органические патологии нервной системы. К наиболее распространенным причинам невротического заикания относятся:

  • Акушерская травма, зачастую возникает при активных действиях акушер-гинекологов, подразумевающих использование щипцов, вакуум экстракции и т.д. Чаще всего это наблюдается при клиническом и анатомическом узком тазу, многоплодной беременности, массе плода больше 4 кг и неправильном предлежании плаценты. Во время родов может возникать внутричерепное кровотечение, гидроцефалия, анатомическое повреждение мозга.
  • Некоторые хромосомные и геномные аберрации проявляются внутриутробным недоразвитием нервной системы, в виде микро- и анцефалии, в результате чего нарушается регуляция всех структур.
  • Заболевания матери во время беременности. К ним относятся TORCH-инфекции, фетоплацентарная недостаточность, токсикозы, а также общие соматические заболевания. Особенно сильное негативное действие они оказывают в периоде с 4-х недель до 4-х месяцев. Кроме того, доказано тератогенное действие вредных привычек на организм плода.
  • Нейроинфекции, такие как менингиты, энцефалиты, возникающие при менингококковой инфекции, герпес вирусе, краснухе, туберкулезе и т.д. оказывают пагубное действие на нервную систему, в том числе и речевые центры.
  • Психические расстройства. К этой группе относятся люди с врожденной умственной отсталостью (олигофренией), шизофренией, маниакально-депрессивным психозом и др.
  • Сосудистые заболевания головного мозга, а именно ишемический и геморрагический инсульты в области Брока. При таких состояниях, поступление кислорода к участками головного мозга снижается или прекращается, вследствие чего возникает ишемия и нарушение речевой функции.

Знание причин, вызывающих неврозоподобное заикание, позволяет правильно определить дальнейшую тактику врача, назначить соответствующую терапию.

Симптомы и методы диагностики заикания

Заикание при неврозоподобной форме, проявляется классической клинической картиной с пролонгацией, паузами и другими темпоритмическими задержками речи. При таком виде логоклонии может наблюдаться неврологическая симптоматика. Дети с неврозоподобной формой заикания позже других начинают говорить, имеют проблемы с координацией. Артикуляционный аппарат при осмотре скованный, движения в нем затруднены. Также проявлением неврозоподобной формы является возникновение генерализованных судорог в момент заикания. Отличительной характеристикой неврозоподобного заикания от других видов, является постоянство симптомов, которые не зависят от внешних обстоятельств.

Наличие описанной симптоматики, хоть и характерно для неврозоподобного заикания, но недостаточно для постановки этого диагноза. Для получения объективной информации используют инструментальные методы исследования. Наличие органической патологии определяют с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), компьютерной томографии (КТ) и дуплексного обследования сосудов головного мозга.

Первый метод, на основе измерения биопотенциалов, способен с высокой точность определить любые изменения в структуре коры и других отделах головного мозга. Магнитно-резонансная томография позволяет оценить состояние всей нервной системы путем горизонтальных срезов и трехмерного изображения. Представленный метод обладает высокой чувствительностью в определении онкологической патологии.

Компьютерная томография, как и дуплексное сканирование – лучшие методы в оценке сосудистого бассейна головного мозга. Кроме того, КТ позволяет обнаружить травмы, устаревшие гематомы, абсцессы и другие структурные патологии головного мозга.

Важно! Появление симптомов заикания без предшествующей психической травмы, может служить первым сигналом о нарушении работы нервной системы. В таком случае своевременная диагностика позволит назначить эффективное лечение и восстановить речевую функцию

Дифференциальная диагностика и лечение неврозоподобного заикания

Неврозоподобное заикание и логоневроз имеют подобную клиническую картину, поэтому уместно проведение дифференциальной диагностики именно этих двух заболеваний.

Основные отличия представлены в таблице:

Волнообразное, с периодическим улучшением речи в спокойной обстановке и ухудшением в незнакомой с большим количеством людей

Постоянное, иногда с периодами ухудшения при общей физической слабости и других патологических состояниях

Резко снижена. Это обусловлено страхом повторного заикания

Критика и желание избавиться от дефекта

Пациенты проявляют большое рвение в избавлении от логоневроза

Критика речевого нарушения и желание от него избавиться отсутствуют

Нарушение общей координации, мимических мышц, плохой почерк

Сроки появления заикания

Обычно в третьем критическом периоде, после перенесенного психологического потрясения

В первом критическом периоде

Повышенная раздражительность, агрессивность, которая характерна для невроза

Редко, не связана с речевыми центрами

Лечение заикающихся людей с неврозоподобной формой требует комплексного подхода. Участие принимают родственники, логопед, невролог, психиатр и сам пациент. Безусловно, желание пациента преодолеть дефект имеет большое значение, однако

Невротическое заикание

Невротическое заикание — это расстройство плавности и ритма речи, носящее функциональный характер и являющееся следствием тех или иных патологических психоэмоциональных процессов. Наиболее характерная черта данной формы заикания — это изменчивость симптоматики в зависимости от эмоционального состояния пациента и той обстановки, которая его окружает в определенный период времени. Имеет рецидивирующее течение, носящее волнообразный характер. В диагностике данного патологического состояния важную роль играет сбор анамнеза, в ходе которого стараются выявить наличие у пациента психологической травмы, спровоцировавшей начало болезненного состояния.

  • Виды заикания
  • Симптоматика невротического заикания
  • Правильная диагностика — основа успешной коррекции
  • Лечение и коррекция невротического заикания

Свободная и плавная речь встречается не так уж часто. Почти все люди говорят прерывисто — растягивают слова, повторяют слова и междометия, тянут звуки. Если перерывы в речи составляют больше, чем 10%, то это называется логоневроз (или заикание). Он отличается от обычного прерывания речи по частоте, виду и продолжительности. Заиканием принято считать нарушения темпа, ритма и плавности речи, вызванные судорогами и спазмами мышц речевого аппарата. Оно характеризуется частым непроизвольным повторением либо удлинением звуков или слогов, а также остановками и запинками в речи, что разрывает ее течение. Логоневроз возникает у детей от 2 до 6 лет, у мальчиков он встречается гораздо чаще, чем у девочек. Он имеет психогенную природу, то есть вызывается психической травмой различного характера. Если не придать ему должного значения в детском возрасте, то при отсутствии лечения заикание может сохраниться на всю жизнь. Согласно данным статистики, в РФ той или иной формой заикания страдают около 1,4% взрослых.

Виды заикания

В 70-х годах прошлого столетия были разработаны и выделены два клинических вида заикания — невротическое и неврозоподобное, различающиеся по этиологии и патогенезу. Неврозоподобное заикание обусловлено органическим поражением центральной нервной системы, проявляется оно постепенно, без видимых причин, возникает у детей в возрасте 3-5 лет. В анамнезе отмечается, как правило, патология беременности и родов — тяжелые токсикозы, угроза выкидыша, кислородное голодание плода, отягощенная наследственность.

Невротическая форма заикания проявляется у детей без отклонений внутриутробного развития и родов. Они развиваются в соответствии с возрастной нормой, моторика формируется своевременно. Возникает оно в раннем возрасте в период интенсивного формирования мышления, активного познавания мира, усложнения речи. В короткое время дети осваивают много новых слов и понятий, их речь усложняется, в ней появляются сложные конструкции, словарный запас бурно растет. В это время темп речи их ускоряется, ребенок как бы «захлебывается словами», произнося их невнятно и сглатывая окончания. Психика детей, подверженных невротическому заиканию, лабильна. Они чрезмерно впечатлительны, робки и застенчивы, с повышенной тревожностью. Начало заикания острое, внезапное. Оно связано с психической травмой шокового характера (тяжелая болезнь или смерть близких, сильный испуг, резкое изменение привычных жизненных стереотипов) или с длительным психотравмирующим фактором (неправильные методы воспитания, неблагополучие в семье, длительное отрицательное воздействие и т.д.). Очень важно в такой ситуации наладить контакт с ребенком, успокоить его, создать атмосферу любви и безопасности, улучшить психологический климат в семье. Родителям нужно как можно раньше обратиться к врачу-логопеду, который окажет действенную помощь. Медикаментозное лечение заикания, как правило, неэффективно и почти не дает результатов.

Читать еще:  Особенности пиелоэктазии почек у взрослых лечение заболевания

Течение заикания имеет следующие типы:

  • постоянное — не зависящее от ситуации;
  • волнообразное — усиливающееся и ослабевающее, но не исчезающее окончательно;
  • рецидивирующее — исчезающее и возвращающееся после длительных перерывов.

Степени тяжести нарушения речи классифицируют как:

  • легкую, когда заикаются только в волнении, возбуждении;
  • среднюю, при которой в спокойном состоянии дефект заметен мало, а в состоянии эмоционального возбуждения заикание становится сильным;
  • тяжелую, при этой степени заикание сильное, не зависящее от ситуации и сопровождающееся непроизвольными движениями.

Симптоматика невротического заикания

Для всех форм заикания характерны судороги при речевом акте, длящиеся от долей секунд до полутора минут. Судороги бывают разными по форме (тонические и клонические), частоте и локализации (голосовые, дыхательные и артикуляционные). При клоническом типе наблюдается многократный повтор звуков и слогов; при тоническом — длительные паузы и тянущееся произношение звуков и слогов. Бывает и смешанный тип с сочетанием признаков того и другого логоневроза. При заикании проявляются нарушения не только речевой, но и общей моторики (тик, миоклональные судороги). Для того чтобы отвлечь внимание и для облегчения своей речи, заикающиеся прибегают к различным уловкам: движениям головы, конечностей, раскачиванию.

Обычно маленькие дети не замечают своего недуга и не обращают на него внимания. Но по мере взросления их поведение проходит несколько этапов. Обычно с приходом в школу начинается рецидив заикания, так как с увеличением нагрузки, расширением круга общения происходит и усиление речевой и психической напряженности. У ребенка начинается логофобия и формируются такие черты личности, как замкнутость, боязнь общения. В подростковом возрасте эти качества проявляются особенно выраженно. У одних это становится причиной резкого ограничения контактов, они говорят мало, упрощая свою речь до простейших, легкопроизносимых фраз, а другие ведут себя вызывающе, агрессивно (гиперкомпенсация).

Невротическая форма заикания имеет свои особенности. Так, у одного и того же человека она может варьироваться по интенсивности прерывистой речи. Особенно заметна ситуационная зависимость. В спокойной домашней обстановке среди близких и любящих людей заикание проявляется так мало, что становится почти незаметным. Напротив, при общении с незнакомыми людьми, необходимости выступить перед аудиторией, на ответственной встрече происходит резкое усиление симптомов заикания.

Общение с людьми, страдающими тяжелой формой заикания, затруднено и мучительно для обеих сторон. Речь их сопровождается различными движениями головы, корпуса, рук и ног, повышенной речевой моторикой (покусыванием губ, причмокиванием, беззвучным артикулированием звуков), что производит тяжелое впечатление.

Правильная диагностика — основа успешной коррекции

Различными нарушениями речи занимаются логопеды. Для своевременного и эффективного исправления дефектов важен правильно поставленный диагноз. В начале заболевания заикание иногда путают с тахилалией, которая внешне похожа на логоневроз. Проявляется тахилалия патологически быстрым темпом речи, неправильным построением фразы (баттаризм), спотыканием, запинками, паузами (полтерн). Но прерывистость речи не связана с судорогами мышц дыхательно-речевого аппарата (как при заикании), а возникает, как правило, тогда, когда процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Усугубляющими причинами могут быть:

  • подражание речи взрослого окружения ребенка;
  • недостаток внимания во время формирования речи;
  • нечеткая, смазанная артикуляция.

Отличить тахилалию от невротического заикания можно, сравнив ряд факторов.

  • осознание дефекта отсутствует;
  • речевой акт при напряжении становится лучше;
  • акцентирование внимания улучшает речь;
  • требование точных ответов улучшает речь;
  • чтение знакомого текста ухудшает речь;
  • чтение незнакомого текста улучшает речь;
  • письмо повторяющееся, торопливое, почерк неясен;
  • отношение к своей речи безразличное;
  • психологическое переживание отложенное.
  • осознание дефекта присутствует;
  • речевой акт при напряжении становится хуже;
  • акцентирование внимания ухудшает речь;
  • требование точных ответов ухудшает речь;
  • чтение знакомого текста улучшает речь;
  • письмо заторможенное, напряженное;
  • отношение к своей речи с выраженной боязливостью;
  • психологическое переживание опережающее.

Кроме тахилалии, необходимо дифференцировать виды заикания, так как от этого зависят методы коррекции. Неврозоподобное заикание практически не поддается лечению из-за органической природы его происхождения. Диагностику совместно с логопедом должен проводить врач-невролог. Для определения природы этого расстройства речи необходимо провести тщательное обследование. Чтобы исключить органическое происхождение дефекта речи, пациент должен пройти электроэнцефалограмму, компьютерную томограмму головного мозга или магнитно-резонансную томограмму.

Лечение и коррекция невротического заикания

Лечение заикания необходимо начать как можно раньше, пока не сформировалась стойкая логофобия и, как следствие, дисгармоническое развитие личности.

Терапия заикания результативна только в комплексном подходе к лечению, и в основе должно лежать устранение психотравмирующего фактора. Это особенно важно, если причиной возникновения логоневроза у ребенка послужила нездоровая обстановка в семье. В таком случае необходимо консультирование членов семьи и семейная психологическая терапия. Существует множество методик лечения заикания, амбулаторных, домашних и в условиях стационара. Такой курс, введенный в практику В.И. Селиверстовым, составляет 3 этапа.

  • соблюдение твердого режима дня;
  • создание спокойной психологической обстановки;
  • минимальное речевое общение.

Логопедические занятия проводятся в соответствии с возрастом, заучиваются небольшие простые тексты, не вызывающие судорожной готовности.

  • усложнение занятий;
  • введение подвижных игр;
  • закрепление полученных навыков.
  • закрепление плавной речи;
  • введение ролевых игр.

Методики лечения подростков и взрослых людей имеют свои особенности. Главную роль здесь играют мотивация и желание пациента избавиться от недуга, готовность к длительным занятиям для достижения результата. Методы коррекции заикания базируются на трех факторах: логопедическом, медикаментозном и психотерапевтическом. Занятия с логопедом формируют у человека правильную речевую технику; применение противосудорожных и седативных препаратов снижает судорожную готовность и снимает нервную напряженность; психотерапевтические занятия и аутотренинг помогают адекватно и конструктивно подходить к своей проблеме.

Кроме того, используются методы нетрадиционной медицины — фитотерапия, точечный массаж, иглоукалывание, гипноз и другие. Существуют авторские методики и разработки: А.Н. Стрельниковой (основанной на дыхательных упражнениях); Ю.Б. Некрасовой (на основе социореабилитации); Л.З. Андроновой-Арутюнян (предлагает синхронизировать речь с движениями пальцев рук). Все эти методы прошли проверку временем и могут применяться в комплексе с логопедическими мероприятиями.

Все о неврозоподобном заикании, от диагностики до лечения

Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, представляет собой органическое заболевание, не обусловленное обратимыми изменениями психики. Причинами являются последствия изменений головного мозга после различных патологий – внутриутробных или перенесенных в раннем детстве.

Симптомы и особенности

При неврозоподобном нарушении речи ребенок разговаривает очень быстро и много, может активно жестикулировать. Характерно, что при этом типе расстройства речи нет логофобии и критики к своему состоянию, больной не осознает, что говорит не так, как другие, и не стремится скрыть свой недостаток.

Обычно заболеванию сопутствуют недоразвитие психики и моторики, недостаточность сферы эмоций. Симптомы усиливаются при психическом возбуждении, после физической активности и вследствие перенесенных простуд и других соматических болезней. Например, после перенесенного цистита, гастрита, гломерунефрита, вирусных «простыд», гриппа, ангины, «ветрянки», гриппа и т.д.

Обычно органическое заикание слабо выражено сначала, и со временем усиливается, вместе с приобретением все новых слов и появлением в речи фраз. Судороги концентрируются в губах, мягком нёбе и языке. Сложнее всего ребенку даются согласные звуки. Но, несмотря на это, количество произносимых слов и скорость речи выше обычных.

Дети с дизартрией (нарушение иннервации речевого аппарата) и дислалией (нарушение произношения определенных звуков) говорят невыразительно, звуки произносят приглушенно и монотонно. Недостаточно выразительную речь они компенсируют жестикуляцией или преувеличенной мимикой, похожей на кривляние.

Чаще всего органическое заикание проявляет себя в период активного развития речи – в 3-4 года.

Диагноз «неврозоподобное заикание» ставят логопед, невролог и психолог. Специалист по неврологии может написать в карточке больного диагноз «органическое заикание». Эти же врачи назначают комплекс лечения – от работы с логопедом до психотерапии. Но основным методом коррекции заболевания является терапия нарушений работы головного мозга.

Если в детстве не было проведено адекватное лечение, в подростковом возрасте могут развиться невротические симптомы, связанные с осознанием проблемной речи. Подросток испытывает сложности общения и позиционирования себя в группе сверстников, и начинает фиксироваться на сложных звуках, из-за чего возникают логофобия, потливость и паника при необходимости выступать на публике. Заикание усиливается в новой обстановке, во время общения с новыми людьми. В этом случае идет речь о смешанном заикании – невроподобном с невротическим компонентом.

Сопутствующие проявления

У детей наблюдаются многие другие симптомы, например, им сложно делать что-то так же быстро и ловко, как сверстники, поэтому они могут чаще что-то ронять, падать «на ровном месте», неряшливо одеваться и мучительно долго завязывать шнурки.

В целом движения скованные и однообразные, мелкая моторика выражена недостаточно. Могут наблюдаться признаки дислексии (сложности с освоением чтения), дисграфии (проблемы с письмом), синкинезия (невроизвольные мышечные сокращения).

Изменения заметны даже в характере и поведении – ребенок может быть в целом медлительным, «тяжелым на подъем», импульсивным. Он быстро возбуждается, но быстро устает и начинает раздражаться. Плохо развито чувство ритма, нарушена слаженность движений. При углублении в историю болезни обычно выясняется, что ребенок развивался медленнее сверстников уже в первые два года своей жизни.

Для органической формы заикания характерно постоянство нарушений речи – ребенок испытывает одинаковые сложности с произношением как дома, в спокойной обстановке, так и среди новых людей, в незнакомом месте. Усиление симптомов происходит только в связи с необходимостью много говорить и общим возбуждением.

Причины

Органическое заикание бывает обусловлено болезнью родителей – шизофренией, биполярным расстройством, сифилисом, туберкулезом. Частая причина – курение и употребление наркотиков матерью, а также работа на вредном производстве и прием запрещенных при беременности медикаментов.

Но заболевание может возникнуть и у ребенка благополучных, здоровых родителей – вследствие тяжелого позднего токсикоза, внутриутробных инфекций и гипоксии, внутричерепной травмы и асфиксии при родах, и других осложнений беременности и родов.

Не последнюю роль в возникновении нарушений речи играет фактор генетической предрасположенности – если один из родителей, бабушка или дедушка заикаются, у ребенка есть шанс «унаследовать» их дефект.

Отличия от других форм

Дифференцировать неврозоподобное заикание проще всего, если узнать, при каких обстоятельствах ребенок стал заикаться. При невротическом заикании нарушения проявляются внезапно, и сразу в тяжелой форме. Неврозоподобная форма заикания начинается со слабых симптомов.

Кроме того, различие состоит в причинах появления – при разговоре с родителями и самим ребенком становится ясно, была ли в жизни ребенка психотравма, после которой появились нарушения речи, или заикание началось вместе с появлением у ребенка в речи фраз и предложений.

Иногда за неврозоподобное заикание принимают «спотыкание», характерное для синдрома гиперактивности. При спотыкании речь тоже ускорена, дети с гиперактивностью говорят нечетко, меняют местами слоги и звуки, пропускают буквы в словах.

Главное отличие этого нарушения – усиление спотыкания при чтении известного текста и уменьшение симптомов при первом чтении незнакомого. Дети с гиперактивностью не осознают своих проблем с произношением, отсутствует критика к своей речи.

Читать еще:  Симптомы пневмонии у ребенка 1-2-3 года

Лечение

Диагностика включает в себя тестирование устной речи, памяти, а также письма у детей школьного возраста. Важно включить в диагностический план рентген черепа, электроэнцефалографию, МРТ. Инструментальные обследования позволят выявить энцефалит, кисту, гематому, опухоль, аневризму, гипертензию, гидроцефалию и другие органические причины заикания.

У детей младшего возраста лечение осложнено не осознанием речевого дефекта и, соответственно, отсутствием желания от него избавиться. Эмоционально-волевая сфера еще не созрела, и для того, чтобы заниматься с врачом и осознанно работать над речью, ребенку нужно повзрослеть. Но какие-то шаги к выздоровлению делать нужно. И в первую очередь – по возможности устранить или ослабить последствия органических нарушений центральной нервной системы.

Органические нарушения речи лечат три специалиста – невролог, психолог и логопед. Невролог назначает ноотропы, улучшающие деятельность головного мозга, а также витамины и лекарства, способствующие налаживанию метаболизма. Если заболеванию сопутствует высокое внутричерепное давление, для его нормализации могут быть назначены мочегонные лекарственные средства. Реже применяются гомеопатические препараты.

Занятия с логопедом помогают корректировать дислалию и дизартрию, логопед учит ребенка правильному произношению, делает массаж лица и головы. Психолог работает с психомоторными функциями. Работа с психотерапевтом необходима лишь при смешанном заикании – невроподобном с невротическими симптомами. Эффективны такие методы, как психокоррекция, арт-терапия, когнитивная, семейная и групповая терапия. Также подростку могут быть назначены успокаивающие травы и таблетки. А в серьезных случаях с наложением депрессии – антидепрессанты.

Полезен логопедический массаж – комплекс массажных движений для расслабления артикуляционного аппарата. Логопеды применяют эти техники перед работой над произношением. Посмотрите видеозапись логопедического массажа и научитесь делать его для своего ребенка.

С органической формой заикания можно и нужно бороться, ведь от правильной речи зависит, как сложится жизнь пока еще малыша, но уже скоро – школьника, подростка, юноши и взрослого человека. Какими бы ни были причины заикания, комплекс лечебных мероприятий и внимательный подход изменят ситуацию к лучшему.

Как победить заикание у ребенка?

В основе заикания лежит нарушение взаимодействия между нейропроцессами в коре головного мозга (торможение и возбуждение).

Данное патологическое изменение слаженной деятельности нервных процессов в коре и подкорке головного мозга приводит к тому, что асинхронные нервные импульсы достигают нервных центров коры головного мозга, включая речевые, и вызывают появление судорог органов речевого аппарата (гортань, глотка, язык и губы). Судорожная активность (избыточное возбуждение) мотонейронов провоцирует нарушение своевременной активизации структур речевого аппарата, обуславливая нарушение темпа и плавности речевых движений, изменение дыхания, высоты и силы звуков.

Не окончательно сформированная нервная система ребенка под воздействием определенных факторов начинает работать в рамках отклонений от нормы. Чаще всего заикание наблюдается у детей обоих полов в возрасте до 5 лет, поскольку в этот период происходит максимально активное становление фразовой речи, а значит речеобразование наиболее уязвимо перед раздражителями.

Среди значимых факторов, вызывающих заикание у детей специалисты выделяют:

  • слабость нервной системы вследствие инфекционных заболеваний (менингит, краснуха, корь и др.);
  • черепно-мозговые травмы в анамнезе ребёнка;
  • наличие хронической патологии (пневмония, ревматизм и др.);
  • наличие детского церебрального паралича;
  • осложненная беременность;
  • бытовые конфликты и др.

Данные факторы не обязательно приводят к неврозу речи, чаще всего (около 70% случаев) он проявляется под влиянием сильного травмирующего стимула: испуга или стресса.

Таким образом, заикание развивается вследствие генетических (невропатическая конституция ребенка) и неврологических факторов.

Терапия заикания предусматривает комплексный подход и должна проводиться при появлении его первых признаков.

Для того чтобы победить заикание у ребенка необходимы совместные усилия родителей и детских врачей: психолога, невролога и логопеда. Лечебный курс составляется индивидуально, учитывая особенности психики и возраста ребенка. Обычно терапевтическая программа заикания состоит их двух основных взаимодополняющих блоков:

  • лечебно-оздоровительный, направленный на нормализацию психики и функционирование нервной системы, а также оздоровление нервной ткани;
  • коррекционно-воспитательный, предусматривающий образование и закрепление правильных речевых навыков и стандартов.

Что такое заикание у детей?

Заикание – это речевое нарушение, возникающее вследствие генетической или неврологической дисфункции нервной системы ребенка.

Согласно характеру нарушений, специалисты выделяют два основных типа логоневроза, а именно:

  • тонический, сопровождающийся появлением пауз в речи или растяжением определенного звука;
  • клонический, проявляющийся, как повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанный.

В зависимости от этиологии различают следующие формы заикания:

  • неврозоподобная, включающая затрудненную артикуляцию (нарушение произнесения слов, чтения и письма);
  • невротическая, при которой появление и выраженность трудностей произношения связаны со стрессовой ситуации.

К возникновению речевого невроза могу привести любые отклонения от норм развития речи ребенка, как задержка развития речи, так и избыток новых слов.

Как определить заикание у детей?

Несмотря на то, что заикание может проявляться по-разному, судороги мышц речевого аппарата всегда вызывают характерные проявления. Различие в формах логоневроза базируется на специфике частоты, локализации и длительности нарушений речи.

Индикаторами наличия заикания у детей служат:

  • расстройство точности, понятности и ясности фраз;
  • отсутствие особенно трудных для произношения слов, слогов или звуков в речи;
  • трата большого количества усилий на воспроизведение речи (лицо ребенка может покраснеть, выступить пот и др.);
  • наличие вспомогательных движений при разговоре (переминание с ноги на ногу, шмыганье носом, сжатие кулаков и др.). Отсутствие квалифицированной помощи может привести к закреплению этих мотостандартов и в дальнейшем оказывать дополнительное негативное влияние на психику ребенка;
  • страх перед речью, раздражительность, плаксивость и замкнутость;
  • пассивно-агрессивное поведение;
  • трудности перед действиями, требующими мелкой моторики (вследствие нарушения координации движений);
  • энурез, расстройство аппетита и сна, и др.

Когда проходит заикание у детей?

Согласно наблюдениям специалистов, признаки патологии нарастают при утомлении, особенно в осенне-зимний период года. Степень выраженности заикания напрямую зависит от окружающей среды, в которой в данный момент находится ребенок. Так, утром и в комфортной ситуации нарушение речи может не проявляться, но в обществе сверстников оно значительно усиливается.

Известно, что дети не заикаются, находясь наедине с собой, читая стихи и распевая песни.

Если у ребенка речевой невроз был спровоцирован временным фактором (ссора родителей, внезапный резкий звук и др.), то не исключено, что в течение месяца он самоустранится. В некоторых случаях возможен рецидив заикания, который впоследствии также исчезает.

Однако, когда нарушение воспроизведения речи самостоятельно не проходит, необходимо обратиться за профессиональной помощью врача.

Признаками, свидетельствующими о необходимости записи на консультацию к детскому логопеду или неврологу, служат:

  • нарушения речи у ребенка в возрасте старше 4 лет;
  • длительность расстройства плавности и непрерывности речи более 3 месяцев (важно вести календарь появления/исчезновения нарушений, где каждый рецидив служит новой точкой отсчета);
  • лицевой нервный тик при разговоре;
  • наследственный фактор заикания.

Что делать если у ребенка заикание?

При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.

Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.

При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.

Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.

Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:

  • создание комфортной и доброжелательной атмосферы дома;
  • соблюдение режима дня с обязательным 10-часовым сном;
  • размеренный темп учебы;
  • оздоровление и закаливание ребенка (витамины, гимнастика, улучшающая координацию, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы);
  • внятная, спокойная, неторопливая речь родителей;
  • отсутствие резких жестов и повышения голоса у родителей;
  • поддержка тактильным контактом, похвалой;
  • возможность у ребенка говорить в комфортном ему темпе и др.

Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа. В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах.

Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа. Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью.

Как лечится заикание у детей?

Для лечения логоневроза у детей используются многочисленные терапевтические приемы. Подбор тактики лечения выполняется врачом, исходя из особенностей патологии речи и психики ребенка.

Наиболее популярными методиками нормализации речи при заикании являются:

  • режим молчания (4-6 дневный период безречевого общения при помощи специальных сигналов. Он эффективен для купирования судорог речевого аппарата, стимулирующих новые судороги);
  • логопедическая ритмика – это коррекционное сочетание музыки, речи и движения, предусматривающее многократное повторение вырабатываемых двигательных навыков;
  • дыхательная и артикуляционная гимнастика для тренировки артикуляционных органов и развития речевого дыхания;
  • улучшение мелкой моторики, как способа стимуляции нервных центров в мозге (зоны, отвечающие за речь и движение расположены очень близко);
  • массаж;
  • голосовые упражнения для нормализации речевой моторики и др.

Для устранения мышечного и психического напряжения при заикании используются техники релаксации, которые способствуют эмоциональной устойчивости и концентрации. Нередко назначаются лекарственные препараты, успокаивающие нервную систему и расслабляющие мышцы структур речевого аппарата.

Можно ли вылечить заикание у ребенка?

Лечение заикания, в особенности неврозоподобного его типа, это длительный процесс. Обычно он занимает около года, но в дальнейшем требует постоянного динамического наблюдения у невролога и приема назначенных фармакологических препаратов.

Своевременное обращение к врачу и тщательное соблюдение всех его рекомендаций дают благоприятный прогноз лечения заикания.

Однако, согласно данным ВОЗ, у 1% детей патология может сохраниться, несмотря на усилия врачей и родителей. В данной ситуации эффективным будет помощь психолога, помогающая наладить общение и управлять эмоциональным состоянием.

Почему заикание у детей возвращается?

В некоторых случаях заикание возвращается, специалисты называют такой тип нарушения «циклическим», то есть чередуются периоды ремиссии, когда ребенок говорит нормально и рецидивы с расстройством плавности и темпа речи. Чаще всего возобновление дефекта встречается у детей, лечение которых началось в подростковом возрасте. В данном случае рекомендуется продолжать работу с лечащим врачом и психологом.

Неврозоподобная форма заикания у детей

Время чтения — 14 минут

Опубликовано 7 июн. 2020 г.

Неврозоподобное заикание — вид речевых нарушений, при котором у ребенка имеется органическое поражение головного мозга. Из-за этого в речи появляются запинки, повторы. Сопровождается высокой активностью речи, задержкой психомоторного развития, эмоционально-волевыми нарушениями. В статье рассмотрим причины неврозоподобного заикания, характерную симптоматику болезни и методы коррекции.

Причины неврозоподобного заикания у детей

В развитии неврозоподобного заикания выделяют предрасполагающие и провоцирующие факторы. Предрасполагающие — это те, которые есть у человека с рождения. В этом случае в их роли выступают:

  • болезни родителей (инфекционные — туберкулез, половые инфекции, психические — шизофрения);
  • вредные факторы, которые воздействуют на организм беременной женщины — курение, употребление наркотических веществ, алкоголя, прием лекарств, противопоказанных в этот период;
  • осложнения беременности — токсикоз, фетоплацентарная недостаточность, обвитие пуповиной, гипоксия плода, отслойка нормально расположенной плаценты;
  • наследственность — наличие среди близких родственников людей с речевыми нарушениями (заиканием, дислалией, алалией, общим недоразвитием речи).
Читать еще:  Эндометриоз матки и психосоматика

Провоцирующие факторы являются непосредственной причиной неврозоподобного заикания:

  • органическая поражение головного мозга вследствие асфиксии, родовой травмы, особенно опасны не диагностированные вовремя патологии;
  • болезни, интоксикации с поражением ткани головного мозга.

Механизм развития патологических симптомов заключается в снижении активности головного мозга, которая в норме тормозит работу подкорковых структур. При неврозоподобном заикании в связи с нарушением функции коры подкорковые отделы растормаживаются, их активность повышается.

У здоровых людей импульсы идут от артикуляционного аппарата к головному мозгу, головной мозг тормозит темп речи, из-за чего речь плавная, в меру медлительная, но без запинок и речевых судорог. Когда регулирующее влияние коры отсутствует, эти связи становятся неэффективными, что и проявляется заиканием.

Симптомы неврозоподобного заикания у детей

Симптоматика заболевания начинает проявляться постепенно. Обычно дебют совпадает с периодом активного развития фразовой речи в 3 – 4 года. Типичной характеристикой неврозоподобного заикания является наличие судорог в артикуляционном аппарате: языке, губах, мягком небе. Они наиболее выражены при произношении «б», «п», «г», «к», «д», «т».

Речевая активность у ребенка высокая, при этом он быстро разговаривает. Зачастую болезнь появляется на фоне других речевых расстройств: дизартрии, дислалии, или является одним из компонентов общего речевого развития.

Такие дети, хоть и отличаются речевой активностью, разговаривают невнятно, монотонно и невыразительно. Использует отвлекающие слова. Звуки приглушены. Речь сопровождается стереотипными движениями (тиками), жестикуляцией. В то же время движения скованы, однообразны. Мелкая моторика не развита, мимика бедна. Могут быть проблемы с чтением и письмом.

Внешне ребенок выглядит неуклюжим,суетливым. Еще одна типичная характеристика неврозоподобного заикания — эмоциональность, импульсивность, доходящая до эйфоричности, быстрая утомляемость и истощаемость.

При этом ребенок не критичен к своему состоянию, его ничего не беспокоит: нет страха общения, он легко идет на контакт. Это накладывает свой отпечаток на мотивацию: малыш не стремится вылечиться, не прикладывает усилий.

Внешние симптомы стабильны: их выраженность не зависит от наличия или отсутствия стресса, психоэмоциональных нагрузок. Незнакомая обстановка, новый коллектив такие ребята также переносят спокойно. Обострение могут вызвать большая речевая нагрузка, психомоторное возбуждение, переутомление, сопутствующие заболевания.

В подростковом возрасте, когда пациенты начинают осознавать свое состояние, к неврозоподобной форме заикания присоединяется невротический компонент. Появляется тревожность, страх общения при посторонних.

Неврозоподобное заикание может протекать в разной степени тяжести. Легкая форма характеризуется минимальными симптомами с сохранением грамматики. При средней тяжести страдает статика и динамика движений, строение предложений неправильное. Тяжелая степень сопровождается расстройством двигательной функции, нарушение речи вплоть до недоразвития.

Диагностика неврозоподобного заикания у детей

Обследование выявляет поражение головного мозга, его последствия в раннем возрасте в виде задержки психомоторного развития. Ребенка осматривают специалисты:

  • невролог может диагностировать остаточные явления перинатального поражения ЦНС, повышенную раздражительность, утомляемость, моторные нарушения, расстройства двигательной функции и координации;
  • логопед выявляет заикание и определяет его вид, диагностирует патологию речи (устной, письменной), слухоречевой памяти;
  • психолог определяет степень нарушения эмоционально-волевых сферы.

Инструментальные методы обследования: рентгенография черепа, Эхо-ЭГ, электроэнцефалография, КТ, МРТ помогают обнаружить органические изменения и их распространенность.

После диагностических процедур специалисты составляют план коррекции.

Обследование грамматического строя речи

Грамматический строй — это взаимодействие слов между собой в предложении. Для правильного составления предложения дети должны уметь склонять слова, обладать приемами словообразования, правильно сочетать слова. У маленьких пациентов с неврозоподобным заиканием эти навыки нарушены.

Характерными признаками являются:

  • проблемы с образованием множественной формы слов (вместо «звёзды» — «звездочки», «ложки» — «ложечки» или образование неправильной формы «ухи», «ложкы»);
  • трудности в склонении слов по падежам, в употреблении предлогов;
  • проблемы с постановкой ударения;
  • неправильное согласование слов, к примеру, существительного с прилагательным;
  • проблемы с построением речи, с пересказом, составлением рассказов — в рассказе трудно проследить логическую связь между событиями;
  • использование в речи только простых предложений из нескольких слов;
  • однообразие слов, чаще всего использует наиболее часто употребляемые в обиходе слова;;
  • отсутствие понимания обобщающих слов, таких как мебель, обувь, посуда.

Все эти симптомы создают трудности со школьным обучением. Без своевременной коррекции устранить их невозможно: спонтанно они не исчезнут.

Как отличить неврозоподобную форму заикания от невротической

Наука выделяет 2 вида: невротическую и неврозоподобную формы заикания. Отличительной чертой невротической формы является ее связь со психогенным фактором: испугом или сильным стрессом. Возникает обычно внезапно, в возрасте 2 лет, но может и позже. Заикание появляется или усиливается при эмоциональном перенапряжении. Ребенок робкий, обидчивый, плаксивый, тревожный.

С возрастом он всё больше осознает свою проблему, начинает замыкаться, сторониться коллективов, публичного выступления, а потом и вовсе ограничивает общение. Если вовремя не предпринять меры и не начать коррекционную программу, пациент не сможет вести обычную жизнь: он останется замкнутым, одиноким.

Иногда у ребенка могут присутствовать характеристики неврозоподобного заикания наравне с невротическим, то есть патология носит смешанный характер. Задача логопеда при этом усложняется: нужно работать и с последствиями органического поражения, и с психогенным факторам. Конечно же, лечение проводится коллегиально с психологом, психиатром и неврологом.

Лечение неврозоподобного заикания у детей

Коррекция неврозоподобного заикания требует участия нескольких врачей: логопеда, невролога, психолога. Лечение комплексное, включает:

  • медикаментозную терапию — метаболические препараты, ноотропы, витамины, рассасывающие препараты, мочегонные средства, при необходимости — антидепрессанты, седативные средства;
  • логопедическая коррекция — занятия непосредственно с логопедом или дефектологом, массаж, дыхательная гимнастика;
  • занятия с психологом, психотерапия, арт-терапия позволяют добиться эмоционально-волевой устойчивости, адаптироваться в социуме.

Все лечебные мероприятия должны проводиться строго по намеченному плану. Необходимо соблюдать рекомендации логопеда, в том числе заниматься дома самостоятельно. Параллельно нужно развивать мелкую моторику.

Прогноз заболевания

При отсутствии адекватного лечения неврозоподобное заикание прогрессирует. Нарушения речи укрепляются, со временем к ним присоединяется другие речевые патологии. Нарушается произношение, из-за чего речь становится невнятной, а предложения — нелогичными и бессмысленными.

Последствием болезни является логофобия — боязнь говорить. Это провоцирует психологические отклонения, формирует комплексы.

Своевременная терапия способна остановить прогрессирование болезни, предотвращает психологические дефекты. Речь становится выразительной, с правильным темпом и паузами. Лечение обычно длительное, курсами. Для хорошего результата важно мотивировать ребенка, заинтересовать его.

В последующем он сможет общаться с ровесниками, получить профессию, уверенно себя чувствовать в социуме. Патология полностью не исчезнет, так как органическое поражение головного мозга никак не устранить. Но при должном усердии пациенты обретают возможность вести обычную жизнь с минимальными речевыми нарушениями. Точный прогноз сможет сказать логопед после очного осмотра и диагностики.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Заикание (запинание)

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Архив — Клинические протоколы МЗ РК — 2010 (Приказ №239)

Общая информация

Краткое описание

Протокол «Заикание (запинание)»

Коды по МКБ-10: F 98.5

Автоматизация клиники: быстро и недорого!
  • Подключено 290 клиник из 4 стран
  • 1 место — 800 руб / 4500 тг в мес.
  • Регистратура + Касса — 15 800 руб / 79 000 тг в год

Автоматизация клиники: быстро и недорого!
  • С нами работают 290 клиник из 4 стран
  • Подключение 1 рабочего места — 800 руб / 4500 тг в месяц
  • Регистратура + Касса — 15 800 руб / 79 000 тг в год

Мне интересно! Свяжитесь со мной

Классификация

По этиологии:

1. Невротическое заикание.

2. Неврозоподобное заикание.

По клиническим проявлениям:

I. Клоническая форма.

II. Тоническая форма.

III. Клонико-тоническая форма.

Диагностика

Диагностические критерии

Жалобы и анамнез: заикание, эмоциональная лабильность, повышенная раздражительность, утомляемость, снижение работоспособности, замкнутость, частая смена настроения, подавленность, головные боли во второй половине дня. В анамнезе психическая травма, перинатальная патология, перенесенная ЧМТ, нейроинфекция.

Физикальное обследование: исследование психо-эмоциональной сферы, неврологического статуса, речь с заиканием, различной степени тяжести и клинических форм (тоническое, клоническое, смешанное); исследование вегетативной нервной системы выявляет функциональные расстройства нервной системы, эмоциональная лабильность, явления цереброастении; минимальная церебральная недостаточность.

При невротических заиканиях в анамнезе — психотравмирующая обстановка, не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Возникает оно чаще у детей 2-5 лет в период формирования развернутой фразовой речи у легковозбудимых, астеничных детей. Усиливается вследствие фиксации внимания на своем речевом дефекте, обычно сочетается с невротическими тиками, депрессией, эмоционально-волевыми нарушениями.

Неврозоподобное заикание обусловлено органическими поражениями ЦНС, вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, у больных с ДЦП и т.п. Неврозоподобное заикание может носить и наследственный характер, в этом случае у одних заикание прекращается или уменьшается к 10-12 годам, у других сохраняется всю жизнь. Независимо от того, чем вызвано неврозоподобное заикание, внешне оно выглядит примерно одинаково. Заикание не зависит от ситуации, монотонное, однообразное, больные не переживают по этому поводу, не борются с ним, заикание усиливается после психического или двигательного возбуждения, вследствие переутомления или соматического заболевания. Если внимание ребенка фиксируют на речевом дефекте, то заикание резко уменьшается, этим неврозоподобное заикание отличается от невротического заикания.

Смешанная форма заикания — когда на неврозоподобное заикание наслаивается невротическое. Выражены цереброастенический синдром, навязчивые движения, задержка в психомоторном развитии, тики, нарушение сна.

Лабораторные исследования: без патологии.

Инструментальные исследования

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод регистрации биотоков мозга, исследование фоновой ЭЭГ, с гипервентиляцией и фотостимуляцией. Изменения электрической активности мозга неспецифичны. При невротическом заикании специфических изменений не выявляется, при неврозоподобных заиканиях — изменения характерные для органического поражения с повышенной судорожной готовностью.

Компьютерная томография головного мозга — по показаниям с целью исключения органического поражения головного мозга.

Исследование глазного дна, консультация окулиста.

ЭКГ — при астенических состояниях.

Показания для консультации специалистов:

1. Окулист — осмотр глазного дна.

2. Логопед — для назначения индивидуальных коррекционных занятий с логопедом.

3. Психолог — определение психологического статуса.

4. Кардиолог с целью исключения патологии со стороны сердечнососудистой системы.

5. ЛОР с целью выявления патологии со стороны ЛОР органов.

Минимум обследования при направлении в стационар:

— общий анализ крови;

— общий анализ мочи;

— кал на яйца глист.

Основные диагностические мероприятия:

— общий анализ крови;

— общий анализ мочи;

Дополнительные диагностические мероприятия:

— КТ головного мозга;

— УЗИ органов брюшной полости, почек и мочевого пузыря;

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector