Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушения голоса органические и функциональные Симптомы диагностика и коррекция

Органические нарушения голоса
статья по логопедии на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
organicheskie_narusheniya_golosa.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

1. Нарушение голоса. 3

2. Органические нарушения голоса. 4-7

3. Влияние нарушений голоса на эмоционально-волевую сферу. 7-8

4. Профилактика нарушений голоса. 8-9

Список литературы . 10

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра. Однако эти термины свидетельствуют только о степени проявления дефекта. За ними стоят определенные и весьма разнообразные изменения голосообразующих органов — гортани, надставной трубки, бронхов, легких и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и др.). Помимо основных дефектов голоса — утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. Как правило, перечисленные симптомы присущи каждому голосовому нарушению и поэтому не являются дифференциальными.
Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей.
Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

2.ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической.
Среди органических нарушений речи выделяют центральные и периферические.
К центральным органическим расстройствам относят: афонии и дисфонии при различных формах анартрии, дизартрии (экстрапирамидной, мозжечковой, псевдобульбарной) — то есть голосовые складки не иннервируются вследствие различных форм паралича или пареза. Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе.
К периферическим органическим расстройствам относят нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха.
При патологоанатомических изменениях в надставной трубе наблюдается ринолалия и ринофония. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринофония – изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации без нарушений артикуляции и произношения. Голос при ринолалии (при расщелине нёба) глухой, немодулированный, с резким назальным оттенком вследствие утечки воздуха через нос. Тембр голоса при ринофонии изменяется вследствие нарушения функции мягкого неба. В результате, мягкое небо не примыкает к задней стенки глотки и голос становится назализованным. Назализация лишает тембр приятных модуляций, звуковысотных изменений, звонкости и «полетность» голоса. Отмечаются слабость голоса, сдавленное звучание, иногда сиплое или охриплое. Приглушенный, тусклый, мертвый звук голоса обедняет естественные интонации, мелодику речи, снижает ее выразительность. Больной затрудняется в передаче основных интонем – вопроса, просьбы, повеления, безразличия и др. Детям, страдающим ринофонией недоступны изменение тона и силы голоса.
К периферическим органическим расстройства голоса относят нарушения, связанные с патологоанатомическими нарушениями в строении и функции гортани : ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы и параличи голосовых складок.
Папилломатоз гортани.
В детском возрасте часто встречаются доброкачественные новообразования гортани – папилломы , представляющие собой бородавчатые опухоли неясной этиологии. Располагаются они чаще всего на истинных или ложных голосовых связках. При этом заболевании отмечается прогрессирующая охриплость, доходящая постепенно до афонии, по мере роста и увеличения количества папиллом отмечают нарушения дыхания. Лечение хирургическим методом зачастую приводит к рубцовому стенозу гортани – значительному уменьшению или полному закрытию просвета гортани. Многочисленные операции по удалению постоянно появляющихся папиллом, рубцов, образованием ларинготрахеотомы (дырочка в шее, через которую ребенок может дышать) приводят к изменению строения гортани, ограничению подвижности голосовых связок, их неполному смыканию, гиперфункции ложных голосовых связок. Как следствие, возникает грубая дисфония или афония.
Острый и хронический ларингит.
Ларингит – воспаление гортани. Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении её нервно – мышечного аппарата. В большинстве случаев голосовые связки способны смыкаться, лишь иногда они находятся постоянно в сомкнутом состоянии и выглядят неподвижно. При определении характера колебаний они неравномерны по амплитуде (сила голоса – есть амплитуда колебаний, следовательно изменится сила голоса, будет осиплость) и по частоте (высота голоса – есть частота колебаний, следовательно будет то низкий, то высокий голос). Амплитуда чаще бывает сниженной, а сами движения ослабленные.
Односторонний и краевой хордит.
Наряду с диффузными формами ларингита встречаются локальные, к их числу и относят краевой и односторонний хордит – воспаление одной голосовой связки. Краевой хордит клинически проявляется отечностью и покраснением свободного края голосовой связки. Как правило, голосовые связки не колеблются при фонации, находятся в плотно сомкнутом состоянии. Амплитуда колебаний при этом уменьшена.

Узелки и полипы голосовых складок.
При продолжительном функциональном расстройстве появляются и органические изменения в гортани – утолщается и набухает слизистая, образуются узелки на середине голосовых связок (так называемые узелки крикунов). Предрасполагающим фактором к появлению узелков является гипотония мышц голосового аппарата, перенесенные инфекции, операции носа и горла. Только появившиеся узелки при соблюдении режима молчания исчезают, застарелые образования лечат терапевтическим или хирургическим путем в сочетании с фониатрическими упражнениями. При узелках фонационное дыхание становится поверхностным, слабым, напряженным. Колебания при фонации чаще сохраняются и являются равномерными. Узелки чаще наблюдаются у мальчиков. При полипах голосовых связок картина более тяжелая. Либо голосовые связки не колеблются, либо их колебания асинхронные, ослабленные, колеблются не полностью.

Парезы и параличи гортани.

Парезы и параличи гортани возникают, например, после оперативного вмешательства, когда задевается блуждающий нерв, иннервирующий голосовые связки. Отмечается отсутствие при фонации приводящих движений на стороне поражения и отводящих – во время дыхания. При парезах отмечаются ослабленные, вялые колебания голосовых связок с малой амплитудой и смещением слизистой оболочки. При параличах колебания при фонации отсутствуют. При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.
Специфичным нарушением голоса является голос после удаления гортани (ларингоэктомии) – физиологический голос становится полностью невозможным, с помощью логопеда вызывается пищеводный голос.

3. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
НА ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВУЮ СФЕРУ.
Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и Рубцовыми стенозами гортани , если заболевание началось до формирования речи.
Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу. Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Можно выделить несколько причин, определяющих остроту этих переживаний. Одна из них — особенности личности. У лиц с лабильной нервной системой более подавленное настроение, неверие в возможность преодоления дефекта. Второй причиной является неправильная оценка, своего состояния. Многие считают, что паралич и последствия удаления опухоли необратимы. Третьей психотравмирующей причиной бывает длительность расстройства голоса и многократность недостаточно эффективного лечения. Наконец, одна из главных причин — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

4. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Различные заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок, нарушение резонаторной системы, болезни органов дыхания, заболевания сердечно-сосудистой системы, эндокринные расстройства, нарушение слуха, вредные факторы могут привести к расстройствам голоса.
Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии — фонопедии. Артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения сочетают с психотерапией, лечебной физкультурой и медикаментозным лечением. Дети получают специализированную помощь в лоротделениях и логопедических кабинетах поликлиник. Поэтому очень важно своевременно выявлять и устранять нарушения речи. Обязательно нужно с самого начала приводить речь ребенка к норме, чтобы ничто не мешало ему полноценно учиться, работать и жить.
С целью предупреждения расстройств голоса следует охранять голос ребенка в дошкольном возрасте, не разрешать детям говорить слишком громко, крикливо, громко петь, кричать на морозе. Своевременно обращаться к врачу с какими-либо видимыми нарушениями. Ведь, здоровый голос ребенка — это залог его благополучного развития, воспитания и обучения.

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М., 1973
  2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2002.
  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону, 2002
  4. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997
  5. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М., 1997. – Ч I.

Дисфония

Дисфония — нарушение голоса, проявляющееся слабостью, хрипотой, осиплостью. При полной потере голоса ставят диагноз «афония». В этом случае появляется дребезжание в речи, но сохраняется возможность говорить шепотом.
Дисфония может возникнуть в любом возрасте по различным причинам, обладает ярко выраженной клинической картиной, благодаря чему диагноз определяется достаточно точно. При этом она хорошо поддается комплексному лечению.
Существует две основных формы дисфонии: функциональная и органическая.

Функциональная дисфония

Функциональную дисфонию диагностируют в тех случаях, когда голосовые связки не могут сомкнуться, воспаление при этом отсутствует. Это состояние чаще всего вызвано неврологическими, эндокринными или психологическими расстройствами. Выделяют различные виды данной формы недуга:

  • Гипотонусная дисфония. Тонус голосовых складок снижается, до конца они не смыкаются. Голос слабеет и хрипнет. Нередко возникает у пожилых людей из-за возрастных изменений.
  • Гипертонусная дисфония. Голосовые складки имеют повышенный тонус и полностью смыкаются. Из-за этого образуется постоянное напряжение в абдоминальных и шейных мышцах. В гортани развиваются боли, хрипота, пациент все время чувствует желание откашляться.
  • Гипо-гипертонусная. Из характерных особенностей — расслабление голосовых и напряжение вестибулярных связок. Голос грубеет и становится сдавленным. Во рту ощущается сухость, дыхание может стать неровным.
  • Спастическая дисфония. Образуется вследствие психологической травмы как результат длительного перенапряжения мышц, которые участвуют вдыхании и звукообразовании. Речь неразборчива, появляется дрожь, хрипота, искажение и нечеткость звуков. Эта форма может развиваться параллельно с другими болезнями, при которых наблюдается чрезмерное мышечное напряжение.
  • Психогенная. Появляется после долговременных нагрузок психологического или эмоционального типа, таких как стрессы или депрессия, испуги. Голос хриплый, эмоциональное состояние нестабильное.
  • Мутационная. Образуется у подростков во время полового созревания, из-за психических расстройств у взрослых. Происходит изменение голоса на длительное время с бесконтрольно меняющейся тональностью.

Органическая дисфония

Причиной ее появления являются воспаления в гортани. Нередко возникает и при травмах или дефектах в развитии связок голоса.
При такой форме дисфонии просвет гортани уменьшается, происходит изменение голоса. Органическая дисфония является кратковременной, функциональная — длительной.

Причины дисфонии

Для функциональной формы дисфонии выделяются такие причины:

  • Нарушения в эндокринной системе после болезни, приема анаболиков или гормональных препаратов;
  • Постоянные нагрузки на речевой аппарат. Наблюдаются у певцов, учителей, ораторов и т.п.;
  • Нехватка витаминов в организме, астенический синдром;
  • Спазм гортани и т.д.

Органическая дисфония может возникнуть вследствие:

  • Расщелины между губой и нёбом. Задержка речевого развития у ребенка будет одним из последствий такой патологии;
  • Сосудистых аномалий. В гортани образуется комок сосудов из-за сбоев в эмбриогенезе;
  • Недоразвитости или полного отсутствия голосовых связок. Попытки ребенка выдать какие-либо звуки похожи наприступ одышки при астме;
  • Сужения гортанного просвета. Причина— опухолевые процессы или аллергическая отечность;
  • Одного из инфекционных заболеваний;
  • Попадания инородного тела или операции на гортани;
  • Изменения строения шеи.

Лечение (коррекция) дисфонии

Диагностированием и лечением дисфонии занимается прежде всего врач-лор (фониатр). Методы лечения патологии зависят от причин, вызвавших ее. Именно поэтому сначала собирается полный анамнез:

  • Что беспокоит пациента. Утомляемость голоса, охриплости, боли, сухость;
  • Как долго проявляются такие симптомы;
  • Факторы, способные спровоцировать заболевание. Постоянное напряжение голоса, крики (например, на работе) и т.д.;
  • Наличие болезней, инфекций, переходного возраста и нарушений гормонального фона.

Далее проводятся специальные обследования голоса: стробоскопия, ларингоскопия, электромиография и прочие. Пациент сдает анализ крови. При необходимости производят бакпосев из носоглотки, биопсию, трахеоскопию.
После установки точного диагноза и выявления причины дисфонии назначается комплексное лечение, включающее в себя медикаменты, специальные упражнения, при сложных формах — хирургическое вмешательство.
Коррекцией дисфонии занимается и врач-фониатр, и фонопед (педагог-дефектолог). Часто коррекция бывает комплексной, когда используются и медицинские, и немедицинские средства, такие, как фонопедические упражнения и специальная дыхательная гимнастика.
Препараты, назначаемые при дисфонии, разделяются на общие и местные. Их подбирает только лечащий врач, не стоит заниматься самолечением — это часто приводит к ухудшению ситуации и дальнейшим осложнениям.
Помимо медикаментозных средств используются массажи, фонопедические упражнения вместе с дыхательными и физическими. Обязательно составляется голосовой режим с целью снижения речевой нагрузки. Практикуется иглоукалывание, электросон, гирудотерапия. Эти методы помогают повысить выносливость голоса, скорректировать интонацию, тембр, диапазон, развить эластичность голосовых складок.
Правильно подобранная терапия способна вернуть голос пациента с его нормальными функциями и тональностью.

1 Комментарий

Дифференциальная диагностика дисфонии у детей строго индивидуальна и зависит от возраста пациента. Преждевременно рожденные и новорожденные особенно подвержены риску дисфонии из-за продолжительной интубации, но также следует учитывать хирургические вмешательства (коррекция артериального протока), не исключать возможность развития интракраниального процесса (мальформация Арнольда — Киари, опухоль задней черепной ямки), родовой травмы, врожденной гортанной аномалии или медиастинальной патологии. Иногда о наличии дисфонии свидетельствует аномальный крик ребенка, при появлении которого необходимо провести консультацию у отоларинголога. Хроническая дисфония довольно распространена у детей дошкольного возраста, оказывая негативное влияние на их качество жизни. Профилактика дисфонии прежде всего должна быть направлена на уменьшение повреждения тканей голосового аппарата и поддержку стратегий, улучшающих его здоровье. К превентивным мерам относятся: адекватная гидратация, исключение чрезмерных раздражителей, голосовая гимнастика. Следует избегать обезвоживания, криков, потребления алкоголя, кофеина, курения, приема средств, вызывающих сухость слизистых оболочек. На голос также могут повлиять фоновый шум, плохое качество воздуха и его сухость. Воздействие большого количества экологических или профессиональных раздражителей, таких как химические вещества, дым, пыль и грязь, также может стать причиной дисфонии.

Коррекция голоса при органических заболеваниях голоса. (Ржа)

Органические нарушения голоса. Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. К центральным относят: афонии и дисфонии при различных формах анартрии, дизартрии (то есть голосовые складки не иннервируются вследствие различных форм паралича или пареза). Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести.

Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять голосовую нагрузку. При хроническом ларингите отмечается постоянное желание откашляться, ощущение першения, обусловленное нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки

Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Голосовая патология при локализации опухоли на голосовых складках развивается постепенно по мере ее роста. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций вызывают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Второй задачей является ликвидация патологического способа голосования.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ПАРЕЗАХ И ПАРАЛИЧАХ ГОРТАНИ

работа над дыханием: Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Физически здоровые обучающиеся начинают тренировки с 45—60 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут.

Одновременно с «дутьем в губную гармошку» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлиненный выдох.

1) вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный);

2) вдох через нос, выдох через рот;

3) вдох через рот, выдох через нос;

4) вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);

5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);

6) вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;

7) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

8) вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).

Выработка диафрагмального типа дыхания.

Начинается коррекция голоса с произнесения звука м. Выбор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической основой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого импеданса.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЛАРИНГИТАХ

работы над дыханием: Одна из первоочередных задач — выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха. Начинаются они с выполнения диафрагмального дыхания лежа, выдох озвучивается. Предлагается лечь на кушетку, расслабиться, положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц.

Принципы постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани. и беззвучное произношение ы с сжатыми зубами для предотвращения покашливания.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ГОРТАНИ

Удаление (экстирпация) гортани при злокачественной опухоли нарушает естественный дыхательный путь и лишает полностью голоса при сохраненных артикуляционном аппарате и нейрофизиологических механизмах речи.

Восстановление звучной речи у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа голосообразования. Этим органом может быть физиологическое сужение в пищеводе на уровне IV—VI шейных позвонков, называемое псевдоголосовой щелью. При фонации происходит смыкание стенок пищевода протяженностью до 3,5 см. Ниже псевдоголосовой щели находится воздушный пузырь, который и является энергетической базой голосообразования. Образующийся таким способом голос принято называть пищеводным или псевдоголосом.

Клинико-экспериментальные исследования и методика образования пищеводного голоса разработаны С. Л. Таптаповой. Курс восстановления голоса состоит из четырех этапов.

Первый этап— подготовительный. Выясняется состояние психики больных, проводится рациональная психотерапия, консультация и лечение психиатра. Для тренировки верхнего и среднего отделов пищевода применяется упражнение «дутье в губную гармошку» по 30 секунд за прием 10—12 раз в день. В этот же период обучающийся приступает к занятиям лечебной физкультурой для адаптации к дыханию через трахеостому — сформированное отверстие в трахее после удаления гортани.

Второй этап— формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса. Специальные упражнения способствуют усилению первого сужения пищевода и образованию компенсаторного механизма.

Третий этап— автоматизация пищеводного голоса. Обучающимся предлагаются для произнесения короткие фразы: Кот катает клубок. Кате купили куклу. Там живет Таня. Постепенными тренировками достигается плавность и внятность речи. Одновременно со специальными речевыми упражнениями начинается употребление обиходных слов типадайте, получите, спасибо.

Речевой материал усложняется, включается произнесение скороговорок, коротких стихотворений, гласных звуков и их сочетаний.

Четвертый этапрасширение диапозона, модуляции и тембра нового голоса

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ГОРТАНИ

Логопедическая работа с детьми, перенесшими многократные операции по удалению папиллом и имеющими вследствие этого рубцовые изменения гортани, состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения и восстановления голоса.

В послеоперационном периоде ребенка нужно вновь научить дышать естественным путем. Для этого проводятся специальные занятия лечебной физкультурой, этому уделяется внимание и на логопедических занятиях.

Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приемами параллельно с работой над голосом.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

46. Логопедическое обследование. Формы, содержание, оценка результатов (Лынская)

Обследование ребенка строится на общем системном подходе к речи. Чем меньше ребенок и чем ниже уровень его развития, тем большее значение в диагностика имеет анализ неречевых нарушений.

1 этап: сбор анкетных данных

2 этап: сбор анамнестических данных и изучение медицинской и педагогической документации. Выявляются особенности беременности, родов. Выявляются особенности раннего речевого, психомоторного развития ребенка. Особо отмечается наличие особенностей актов глотания, сосания, возможное наличие частого срыгивания.

3 этап: первичная беседа с ребенком. В которой отмечается мотивация к речи, наличие речевого негативизма, общее звучание речи, особенности тембра и силы голоса, отмечается характер речевых сообщений, характер коммуникации ребенка.

4 этап: обследование импрессивной речи. При этом обследуется понимание всех частей речи, а также целых предложений, текстов, грамматических форм речи, причинно-следственных отношений.

5 этап: изучение строения и функций артикуляционного аппарата.

6 этап: обследование экспрессивной речи. Изучается состояние звукопроизношения, характер нарушений (искажение, замена, смешение, место ошибки), состояние фонематических процессов (восприятия, анализа, синтеза), состояние грамматического строя (отмечается характер аграмматизма), состояние номинативного, предикативного и атрибутивного словаря, состояние связной речи (характер согласования, типы используемых предложений, отражение главного, наличие выводов, характер внутреннего программирования речевого высказывания). В речи отмечается наличие запинок, итераций, судорог и их типа, особенностей темпа и ритма речи.

7 этап: обследование письма и чтения у детей старшего дошкольного, школьного возраста.

8 этап: обследование мелкой, мимической, общей моторики

9 этап: наличие синдромов, влияющих на речь (гиперкинезы, саливация).

10 этап: обследование особенностей других ВПФ.

11 этап: вынесение заключения

12 этап: рекомендации и планирование работы, в случае необходимости.

47. Организация и содержание обследования детей с ринолалией.(Кузнецова)

Ринолалия – это изменение тембра голоса, которое сопровождается искажением звукопроизношения, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. В результате этих нарушений, воздушная струя идёт «не тем путём», и звуки приобретают «гнусавый» оттенок:

1.Воздушная струя может направляться в нос практически на всех звуках речи. В этом случае говорят об открытой ринолалии (это те самые «волчья пасть», «заячья губа», либо расщелины нёба и губы в результате черепно-лицевых травм);

2.Во время фонации воздух идёт только через ротовую полость, даже при произнесении носовых звуков. Тогда мы имеем дело с закрытой ринолалией (она наступает в результате нарушения проходимости полости носа или носоглотки: аденоидные разрастания, искривление носовой перегородки, черепно-лицевые травмы и т.д.). Этот дефект в логопедии ещё имеет название ринофония (палатофония).

3.Есть ещё смешанная Это, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный нёбно-глоточный затвор. В этом случае понижается носовой резонанс (для носовых фонем [н], [н’], [м], [м’]), при одновременном искажении остальных фонем языка (не носовых!), тембр которых становится как при открытой ринолалии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Органические расстройства голоса, функциональные расстройства голоса.

Нарушения голоса– это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония — полное отсутствие голоса и дисфония — частичные нарушения высоты, силы и тембра.

В целом выделяют две группы причин:

*органические, ведущие к анатомическому изменению строения периферического отдела голосового аппарата или его центрального отдела;

*функциональные, в результате действия, которых страдает функция голосового аппарата.

Классификация расстройств голоса:

По проявлениям

*истерический мутизм — мгновенно наступившая потеря голоса, чаще всего у лиц невротического склада, с психогенной этиологией;

*афония — полное отсутствие голоса, возможна только шепотная речь;

*дисфония — нарушение высоты, силы, тембра голоса. Проявления: голос слабый или громкий, слишком высокий или слишком низкий, монотонный, с металлической окраской, сиплый, хриплый, лающий.

*фонастения — голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса;

*нарушение голоса после ларингоэктомии (операции на гортани)

По этиопатогенетическим механизмам.

Выделяют две группы нарушений голоса:органические и функциональные.

Функциональные нарушения голоса.

Основной признак: не связаны с анатомическими изменениями в голосовом аппарате, носящие временный переходящий характер.

Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление. Плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

Основным симптомом при заболеваниях гортани у детей является функциональное нарушение голоса — афония или дисфония различной степени выраженности (от легкой охриплости до резкого изменения тембра голоса).

Среди функциональных нарушений голоса выделяют две группы расстройств:

*центральные и *периферические.

Центральные функциональные нарушения голоса:

Этиологической основой является невротический фон и возникшее кратковременное отклонение от нормального голосообразования. Неправильная голосовая реакция закрепляется по типу патологического условного рефлекса. Крайнее проявление — истерический мутизм.

В патогенезе выделяют три основных момента:

1. наличие невротического фона;

2.наличие пускового момента (различные невротические реакции – страх, горе, предшествующие воспалительные заболевания, перенапряжение голоса);

3.фиксации нервной системой механизмов неправильного голосообразования по типу патологического условного рефлекса.

Относится функциональная или психогенная афония-безгласие, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения.

Ребенок может общаться только шепотной речью, при этом сохранными остаются безусловные рефлексы: смех, плач, кашель. Голос может, как внезапно исчезать, так и спонтанно появляться.

Периферические функциональные нарушения голоса чаще всего это результат перенапряжения голосовой функции. Невротический фон отсутствует.

*часто резко возрастает двигательная функция гортани, может наблюдаться дискоординация между речевым дыханием, голосообразованием и артикуляцией;

*могут быть нарушения сенсорной функции (чувствительности в голосовом аппарате), возникать неприятные ощущения в гортани (першение).

Классификация функциональных нарушений голоса:

Гипотонусная дисфония —нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок. Чаще страдают женщины.

Этиология: перенапряжение мышц голосовых складок, голосовая нагрузка во время болезни, после перенесенного ОРЗ, бронхита, трахеита, авитаминоз, вегетососудистая дистония, гормональные дисфункции, стрессовые ситуации, хронические заболевания внутренних органов. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Гипертонусная дисфония– нарушение голоса, характеризующееся повышением тонуса мышц голосовых складок. Встречается реже, чем гипотонусная, преимущественно у мужчин.

Этиология: развивается при форсированной силовой манере речи, пения, при использовании жесткой атаки голоса. Сочетается с напряжением мускулатуры лица, шеи, набуханием вен шеи.

Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук.

Фонастения —расстройство голоса, характеризующееся нарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне невротической предрасположенности.

Этиология: острое воспаление дыхательных путей в сочетании с голосовой нагрузкой, что может обуславливать очаги застойного торможения в коре головного мозга, что в свою очередь вызывает нарушение координации в работе мышц голосового аппарата

Органические нарушения голоса:

*острый и хронический профессиональный ларингит.

Проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость.

*узелки и полипы голосовых складок.

Узелки вызваны в первую очередь неправильной техникой голосообразования, чрезмерно активным смыканием голосовых складок и форсированной твердой атакой.

Доброкачественная опухоль гортани у детей; нарушение голоса в виде дисфонии, патологического крика, афонии и хрипящего дыхательного стридора. Причины: экологические факторы, в частности повышенная радиация. Папилломы резко ограничивают подвижность голосовых складок, затрудняют дыхание и могут привести к летальному исходу.

*парезы и параличи гортани

Парез-частичное ограничение подвижности голосовых связок сроком до 6 месяцев.

Паралич- полная неподвижность голосовых связок сроком более 6 месяцев.

Могут быть периферическими, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного нерва; центральные зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей.

Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1419 ;

Нарушения голоса

Нарушения голоса — это полное или частичное отсутствие фонации или ее расстройство, вызванное патологическими изменениями в голосообразующих органах.

  • Классификация голосовых расстройств
  • Причины нарушения голоса
  • Признаки органических нарушений голоса
  • Признаки функциональных нарушений голоса
  • Диагностика голосовых расстройств
  • Лечение нарушений голоса
  • Прогноз и способы предотвращения нарушений голоса

В медицине есть два термина, обозначающих нарушения голоса. Это афония — абсолютная потеря голоса, дисфония — ухудшение его качества, силы и окраски звука. Но эти термины обозначают лишь степень выраженности патологии. Причиной развития всех расстройств являются различные патологические изменения в голосообразующих органах. Кроме таких распространенных расстройств голоса, как утрата силы или видоизменение тембра, существует еще голосовое переутомление и огромное количество ощущений, связанных с сенсорными нарушениями, например, частое першение в горле, вызывающее кашель, комок в горле, помехи. Эти признаки нарушений имеются практически при каждой патологии, но проявляются они неодинаково.

Время от времени с нарушениями голоса сталкивается практически каждый человек. Заболевание возникает одинаково часто в разных возрастных группах. За последние 20 лет данная патология стала встречаться гораздо чаще. Это объясняется расширением количества процедур по реаниматологии. На данный момент врачи вынуждены проводить детям некоторые виды операций, чтобы спасти им жизнь. К сожалению, побочным эффектом таких вмешательств часто становится нарушение голоса.

Кроме того, с каждым годом количество больных хроническим ларингитом увеличивается. Попытки самостоятельно заниматься пением часто приводят к избыточным нагрузкам на голосовые связки и увеличивают риск развития патологий голоса. При несвоевременной медицинской помощи эти дети рискуют навсегда остаться с неполноценным голосовым аппаратом.

Согласно статистике, сегодня 60 человек из 10 тысяч имеют хронические заболевания голосообразующих органов. Около 30-40% людей голосоречевых профессий страдают данными заболеваниями. Очень часто разные расстройства голоса диагностируются у педагогов и работников детских воспитательных заведений.

Коррекция нарушений голоса — важнейшая задача логопедии. Не так давно врачи разработали систему педагогического воздействия для людей с нарушениями голоса, назвав ее фонопедия. Фонопедия — это педагогическое воздействие, суть которого заключается в выполнении различных упражнений для улучшения дыхания и функций нервно-мышечного аппарата верхней части дыхательного горла. В ходе занятий пациенты учатся говорить с минимальной нагрузкой на артикуляционный аппарат и добиваться при этом наилучшего акустического эффекта.

Классификация голосовых расстройств

В медицине нарушения голоса делятся по степени проявления расстройства на:

  • дисфонию — расстройство, при котором уменьшается сила голоса, изменяется его окраска и высота. При дисфонии голос хрипнет, понижается, становится осипшим;
  • афонию — расстройство, во время которого голос исчезает полностью. При афонии человек может только шептать.

По механизму развития данные нарушения делятся на:

  • органические;
  • функциональные.

Исходя из локализации поражений голосового аппарата, расстройства голоса бывают:

  • центральными — расстройство голоса, возникшее в результате патологических процессов, происходящих в середине голосового аппарата;
  • периферическими — патологические изменения происходят в периферической части голосового аппарата.

Причины нарушения голоса

К нарушениям голоса часто приводят следующие факторы:

  • параличи и парезы голосообразующих органов;
  • патологические процессы в коре или структуре головного мозга, в проводящих нервных путях;
  • ДЦП;
  • наличие воспалительных процессов в голосовых связках;
  • неправильное строение голосового аппарата;
  • воспаление гортани хронического характера;
  • травмы или ожоги верхней части дыхательного горла;
  • наличие новообразований в горле;
  • наличие рубцов в гортани после операции;
  • операция по удалению верхней части дыхательного горла;
  • психическая травма;
  • заболевания эндокринной сферы;
  • вредные привычки;
  • операции, в ходе которых удаляются гортань и голосовые связки;
  • принадлежность к женскому полу.

Признаки органических нарушений голоса

При длительном воспалении гортани нарушение голоса происходит из-за разрушения нейромышечного синапса и неполного смыкания голосовых связок. Данное состояние сопровождается такими симптомами, как повышенная утомляемость, изменения звучания голоса, а иногда и полное его отсутствие. Ларингит могут сопровождать такие неприятные симптомы, как боль, першение, царапанье.

Признаки органических нарушений, вызванных наличием новообразований в верхней части дыхательного горла, усиливаются по мере их роста. После операций на гортани пациенты всегда сталкиваются с голосовыми расстройствами. При полном удалении гортани пациент полностью теряет голос, его дыхание сбивается.

При парезах гортани, а также атрофических параличах голос часто исчезает полностью или становится хриплым. Это состояние часто сопровождает рефлекторный кашель, сбои в дыхании и речевое переутомление. При этом нарушение звучания голоса и дыхания могут сильно усугубить состояние.

Анартрия и дизартрия сопровождаются понижением голоса. Кроме того, он становится слишком тихим и однотонным.

Органические нарушения голоса часто являются причиной отставания детей в речевом развитии. Такие дети неправильно произносят звуки, им сложнее адаптироваться в обществе, что может стать причиной низкой самооценки. При возникновении нарушений голоса в зрелом возрасте человек может стать профессионально непригодным.

Признаки функциональных нарушений голоса

Наиболее часто нарушения голоса вызывают функциональные болезни голосового аппарата, то есть когда его двигательная функция остается в норме, нет анатомических изменений.

Одним из самых частых нарушений голоса является фонастения. С ней часто сталкиваются люди речевых профессий. Реже она возникает в результате переутомления, ослабления защитных сил организма, психотравмирующих ситуаций. Обычно пациенты в данном случае жалуются на чрезмерную утомляемость голоса, невозможность долго разговаривать, возникновение охриплости после разговора, болевые ощущения в горле и наружных мышцах гортани.

Гипотонусная дисфония, возникшая из-за пареза гортани, повлекшего за собой несмыкание голосовых связок, сопровождается осиплостью, быстрой утомляемостью. Такие больные часто вынуждены говорить шепотом.

Судорожное сжатие гортанных мышц может спровоцировать возникновение гипертонусной дисфонии. При ней голос огрубевает и глухо звучит. Человек, страдающий афонией, полностью утрачивает свой голос.

При патологической мутации переменчивость голоса сохраняется и после окончания подросткового возраста.

Практически все больные с функциональным нарушением голоса жалуются на охриплость и осиплость, неспособность контролировать звучание голоса.

Диагностика голосовых расстройств

Наиболее точный диагноз при голосовых нарушениях врач может поставить, исходя из данных анамнеза, осмотра и некоторых других видов исследования.

Для диагностики может понадобиться проведение непрямой ларингоскопии, осуществляемой при помощи зеркала и лобной лампы. Если данная процедура не дала необходимого результата, ее можно провести с помощью гибкого фиброоптического ларингоскопа. Данная процедура выполняется под местным обезболиванием. При остром воспалении гортани у пациента можно увидеть покраснение гортани без наличия отделяемого. С помощью данного исследования можно обнаружить также доброкачественные и злокачественные опухоли гортани.

При травмировании гортанного нерва у пациента может произойти паралич голосовой связки с одной стороны. При обнаружении данной патологии врач должен провести дополнительное обследование для обнаружения факторов, спровоцировавших это состояние.

Во время обследования шеи врач должен исключить наличие зоба. При обнаружении увеличенных в размерах надключичных лимфоузлов врач может заподозрить у пациента наличие новообразований в пищеводе.

Во время обследования органов грудной клетки специалист должен исключит у пациента спадание доли легкого и воспаление плевры, что часто сопровождает рак легких.

В некоторых случаях может понадобиться проведение лабораторных и инструментальных исследований, которые включают в себя:

  • СОЭ — выполняется при воспалении гортани, новообразованиях;
  • РГК — при злокачественных опухолях легких;
  • тензилоновая проба — для пациентов с аутоиммунными нервно-мышечными заболеваниями;
  • компьютерная томография шейного отдела — назначается больным раком гортани или щитовидной железы для определения ее стадии;
  • компьютерная томография органов грудной клетки — выполняется при опухолях в легких, увеличении диаметра грудной аорты;
  • эндоскопия — назначается при подозрении на рак пищевода;
  • аортография дуги аорты;
  • ОАК — назначается пациентам с воспалением гортани;
  • биопсия — при опухолях щитовидной железы.

Некоторым больным рекомендуется дополнительно обследоваться у фониатра и невропатолога.

Лечение нарушений голоса

Лечение нарушений голоса необходимо начинать по принципу «чем раньше, тем лучше». Это нужно для предупреждения закрепления навыков аномального голосоведения и улучшения прогноза заболевания.

Для нормализации функций голосового аппарата необходимо выяснить точную причину нарушения. Если причиной заболевания стала слишком большая нагрузка на голосовые связки, рекомендуется уменьшить речевую нагрузку. Кроме этого, рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, которые могут негативно отразиться на ЦНС.

Перед проведением работы по выработке правильных голосовых навыков пациенту рекомендуется пройти курс лечебной физкультуры и научиться правильно дышать. Таких пациентов логопеды учат находить опору дыхания и удлинять фонационный выдох.

Кроме этого, врач может назначить массаж шеи и проведение физиотерапевтических процедур. При органических причинах нарушения голоса специалист может проводить медикаментозную терапию, а в некоторых случаях даже назначить хирургическое лечение заболевания ЛОР-органов. При этом наилучшего результата можно добиться, используя медикаментозную терапию в сочетании с различными упражнениями.

Также врач может порекомендовать проведение дыхательной гимнастики и выполнение фонопедических упражнений. Нарушение голоса у детей лечат логопеды и ЛОР-врачи. Лечение детей нужно проводить как можно раньше. Это необходимо для того, чтобы патология не мешала им в дальнейшем полноценно жить и работать.

Прогноз и способы предотвращения нарушений голоса

Огромное количество заболеваний — включая болезни дыхательной системы, а также системы органов, обеспечивающих циркуляцию крови в организме, патологии эндокринной сферы и слухового аппарата, вредные факторы, травмы голосового аппарата — может спровоцировать расстройство голоса. Результат от лечения зависит от множества факторов, включая причины, вызвавшие патологию, и начало проведения лечения. При сильных видоизменениях голосового аппарата или параличах голос часто невозможно восстановить до прежнего состояния, хотя и можно улучшить его звучание. Функциональные нарушения голоса обычно устраняются полностью, хотя у некоторых пациентов, не выполняющих указания логопеда, случаются рецидивы заболевания. Огромную роль также играет желание пациента вылечиться.

Профилактика нарушений голоса заключается в отказе от вредных привычек — таких, как курение и употребление алкоголя. Также не рекомендуется громко разговаривать и петь, кричать на морозе. Рекомендуется проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. При простудах нужно придерживаться голосового режима. Людям голосоречевых профессий рекомендуется научиться диафрагмальному дыханию и правильной подаче голоса.

При обнаружении каких-либо подозрительных симптомов нужно как можно скорее обратиться к врачу.

Функциональные нарушения голоса: причины, симптомы и коррекция

Функциональные нарушения голоса не связаны с органическим поражением голосового аппарата, а обусловлены лишь изменением его функции. Эти расстройства связаны с изменениями в гортани, которые носят временный характер, поэтому после проведения соответствующих восстановительных занятий возвращается голос.

Что касается органических нарушений, то здесь наблюдаются стойкие изменения в самом строении гортани, надставной трубы и голосовых складок. После логопедического воздействия удается вернуть возможность разговаривать с окружающими людьми, но качество голоса (тембр, высота) будет сильно отличаться от нормального состояния.

Классификация

Нарушения голоса функционального характера делятся на 2 типа:

  • Центральные. В эту категорию относятся нарушения, имеющие психогенное происхождение, возникающие по причине психической травмы.
  • Периферические. Как правило, они связаны с перенапряжением голосовых связок, особенно при неправильном пользовании голосом.

Здесь есть тонкая грань между функциональным и органическим нарушением. Дело в том, что длительные функциональные расстройства приводят к стойким органическим изменениям в гортани.

Периферические функциональные нарушения голоса

К функциональным нарушениям периферического характера относятся:

  • Фонастения. Это нарушение голоса, которое в ряде случаев не сопровождается видимыми изменениями в голосовом аппарате (особенно на ранней стадии). Считается «профессиональной» болезнью. Для нее характерно нарушение координации дыхания и фонации, невозможность ослаблять или усиливать силу голоса.
  • Афония. Голос полностью отсутствует, при этом шепотная речь сохранена. Есть несколько видов афоний: паретическая (характеризуется внезапной потерей голоса), спастическая (резкое перенапряжение всего голосового аппарата) и паретико-спастическая (характеризуется повышенной деятельностью ложных складок и понижением деятельности истинных складок, и наоборот).
  • Дисфония. Для этого нарушения характерен глухой, сдавленный, грубый голос при напряжении мышц гортани, дыхательного аппарата, шеи, глотки и гортани. Различают гипотонусную и гипертонусную дисфонию.

Центральные функциональные нарушения голоса

К данной категории относится психогенная афония – это отсутствие голоса при попытках вербальной коммуникации. Как правило, проблема является следствием психической травмы у лиц невротического типа характера.

У пациентов пропадает возможность разговаривать, но шепотная речь сохраняется. Они могут громко смеяться, реагировать голосом на какие-то ситуации.

Основные причины

Афония и гипотонусная дисфония вызваны:

  • гриппом;
  • дифтерией;
  • сильным перенапряжением голоса;
  • ОРВИ.

Фонастения, которая чаще всего встречается у представителей речевых профессий, может быть вызвана избыточными голосовыми нагрузками, а также несоблюдением голосового режима при ОРВИ.

Психогенная афония, относящаяся к центральным функциональным нарушением голоса, является реакцией на стрессовую ситуацию. Как правило, в основе всегда психотравма, но, чтобы данное расстройство возникло, у человека должны быть определенные черты характера, конституционные особенности и т.д. В частности, психогенная афония чаще всего возникает у девочек и женщин, которые склонны к невротическим реакциям.

Симптоматика

Дисфония проявляется охриплостью, неспособностью усиливать или ослаблять голос. В период обострения возможно полное исчезновение голоса.

Симптомы гипотонусной дисфонии:

  • быстрая утомляемость голоса;
  • осиплость;
  • болевые ощущение в области затылка и шеи.

Для гипертонусной дисфонии характерно искажение голоса, он становится более грубым и глухим.

Для психогенной афония характерна потеря голоса после стрессового фактора, при этом звучный смех и кашель сохранены.

Диагностика функциональных нарушений

При диагностике крайне важно обращать внимание на симптоматику. В частности, афония может быть вызвана как органическими, так и функциональными причинами. При функциональной афонии у человека есть звучный смех и кашель, в отличие от органической, что подтверждает возможность нормального голосообразования.

В диагностике принимают участие отоларинголог, невролог, фониатр и логопед. Проводится ларингоскопия, изучение характера деятельности ЦНС, а также стробоскопия – исследование голосовых связок под нагрузкой.

Логопедическое обследование подразумевает оценку жалоб, характера голосообразования, особенностей голоса, физиологического и фонационного дыхания.

Коррекция функциональных нарушений голоса

Логопедическую коррекцию функциональных нарушений голоса нужно начинать как можно раньше.

Как правило, направления коррекционной работы включают в себя:

  • психотерапию (особенно в случае психогенной афонии);
  • дыхательную и артикуляционную гимнастику;
  • развитие координации фонации;
  • фонопедические упражнения;
  • автоматизацию достигнутых навыков.

Профилактика

В качестве профилактики функциональных нарушений голоса нужно проводить своевременную профилактику простудных заболеваний, формировать правильные голосовые привычки, отказаться от употребления слишком горячей или холодной еды. Желательно отказаться от курения.

Представители речевых профессий должны совершенствовать навыки правильной подачи голоса и дыхания (в котором принимает участие грудно-брюшная часть диафрагмы).

Читать еще:  Парагрипп симптомы причины лечение диагностика и осложнения
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×