Detilubvi.ru

Мама и Я
14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коррекционноразвивающая среда логопедического кабинета

Организация развивающей среды в логопедическом кабинете по ФГОС

Для того, чтобы достигнуть максимальных результатов в работе, учитель-логопед должен иметь не только профессиональные знания, но и ряд дополнительных навыков. Ему необходимо понимать психологию человека, обладать актерскими и дизайнерскими способностями. Совокупность таких «талантов» помогает педагогу лучше наладить контакт с учеником и создать комфортные условия, в которых ребенок будет быстрее овладевать основами правильной речи.

Еще одной важной составляющей, способствующей повышению эффективности обучения, является развивающая среда в логопедическом кабинете.

Требования ФГОС к организации предметно-пространственной среды

Создавая развивающую среду логопедического кабинета по ФГОС, учителю–логопеду нужно помнить несколько основных правил:

  • Обстановка в помещении должна легко трансформироваться в зависимости от требований образовательного процесса, возможностей и интересов учеников;
  • Большинство предметов среды и материалов должны быть многофункциональными. Педагог может использовать в разных целях и легко перемещать в пределах помещения;
  • Учебные пособия требуется периодически «освежать» новыми поступлениями, чтобы стимулировать интерес детей к процессу занятий. Кроме того, в кабинете нужно организовывать места для активных и тихих игр, а также для уединения учеников;
  • Для детей необходим свободный доступ во все помещения, где проходит учебный процесс. Игрушки, пособия должны быть исправны и легкодоступны ученикам;
  • На все материалы и предметы развивающей среды требуются сертификаты и декларации соответствия, подтверждающие их безопасность.

Интерактивное оборудование для кабинета логопеда

Неоценимую помощь в создании коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете оказывают современные интерактивные комплексы от компании «АНРО технолоджи».

Благодаря данному оборудованию, занятия дошкольников и детей младшего школьного возраста проходят в увлекательной игровой форме и не требуют от них значительных усилий, поэтому образовательный процесс не вызывает у учащихся негативных реакций. Кроме того, яркие зрительные образы привлекают внимание ребенка, заставляя его концентрироваться на рабочем материале.

Интерактивные комплексы от «АНРО технолоджи» полностью соответствуют требованиям ФГОС, предъявляемым к организации предметно-пространственной образовательной среде, так как они:

  • многофункциональны;
  • безопасны;
  • доступны для детей разного возраста;
  • программное обеспечение для комплексов регулярно обновляется.

В зависимости от того, решение какой задачи стоит в приоритете, учителям-логопедам рекомендуется использовать различные интерактивные устройства.

  1. Комплексы «MAG» и «Избушка» способствуют формированию дыхательной струи, корректируют звукопроизношение, развивают мелкую моторику и логическое мышление;
  2. «Вундеркинд» — оборудование, которое заинтересует даже самого неусидчивого ребенка. На этом комплексе ученики могут отрабатывать четкую, грамотную речь, постигать азы работы с компьютером и оттачивать свои умения;
  3. Комплексы «Замок» и «Шхуна» отлично подходят как для индивидуальных, так и групповых занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
  4. Мультимедийные устройства «Ромашка» и «Лукоморье» — отличное решение для оборудования кабинета врача-логопеда в ДОУ и младших классах школы. С их помощью можно сделать занятия динамичными, интересными и познавательными;
  5. «Паровозик Лого» незаменим для занятий со слабослышащими и глухими учениками, а тактильно-вибрационные рисунки, расположенные на устройстве, помогают в решении речевых проблем у незрячих детей.

Оборудование «АНРО технолоджи» — современный инструмент, который повышает эффективность коррекционных занятий, способствует налаживанию быстрого контакта между учеником и педагогом, превращает скучные уроки в увлекательную игру.

«Организация развивающей пространственно-предметной среды в логопедической группе»

Содержимое публикации

Доклад с презентацией на тему:

«Организация развивающей пространственно-предметной среды в логопедической группе»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с документом «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищева должны обеспечивать:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);

-двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно –пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребёнку проявлять свои способности не только в организованной, но и в свободной деятельности. Стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый воспитанник имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели.

Обстановка должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребёнка, способствовать его эмоциональному благополучию. Следует учитывать, что дети скорее и легче запоминают яркое, интересное и необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Организуя предметно-пространственную среду помещения, необходимо руководствоваться следующими принципами:

— доступности: расположение материала для совместных игр на нижних открытых полках, материала и документации на верхних и закрытых полках.

-системности: весь материал систематизируется по разделам; каждому разделу отводится отдельная полка;

— здоровьесбережения: имеется основное и дополнительное освещение над зеркалом для индивидуальной работы; проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей имеют регулирующие по высоте ножки; стены окрашены в тёплый спокойный цвет; мебель, ковёр на полу также светлых. пастельных тонов; для игр на полу имеются дополнительные подушечки;

-вариативности:наглядно-методический материал и пособия многовариативны (в зависимости от возраста детей, задач обучения), могут вноситься или убираться благодаря приспособлениям из липучек, магнитов, кармашков и др.

По оснащению и применению помещение группы должно быть разделено на центры:

-индивидуальной работы: находится в наиболее освещённом месте около окна, свет падает слева. На стене зеркало размером 100 на 70 см, закрыва-ющееся жалюзи или шторка с дополнительной подсветкой;

-фронтально-подгрупповых занятий: здесь расположены настенная магнитная доска, мольберт, столы и стулья, наборное полотно для букв азбуки и др.;

-сенсомоторный: находится в доступном для детей месте (на нижней полке шкафа и столике).Содержит материал для самостоятельных игр на развитие мелкой моторики, дыхания: мозаики, шнуровки, пазлы, кубики, пирамидки, прищепки, бусы, пуговицы разного размера и цвета, вертушки, раскраски, настольно-печатные игры;

-хранения наглядно-дидактических пособий и документации: находится на закрытых полках шкафов. Весь материал систематизирован по разделам, имеется достаточное количество специальной литературы;

Предметно-пространственная среда групповой комнаты должна быть создана в соответствии с СанПин и ФГОС, направлена на зону ближайшего развития. Большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребёнка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой.

Развивающая предметная среда- это система материальных объектов деятельности ребёнка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовного и физического развития.

Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения предметно-развивающей среды.

Основные принципы построения развивающей среды.

Принципдистанции позиции при взаимодействии.

Ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «с глазу на глаз», т.е. обстановка в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребёнка и взрослого: использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

Принцип активности.

Это возможность совместного участия взрослого и ребёнка в создании окружающей среды. Окружающая обстановка должна давать возможность разнообразных изменений, легко трансформироваться с помощью:

-больших модульных наборов;

-центров песка и воды;

Принцип стабильности-динамичности.

Ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями с помощью:

-ёмкостей для хранения игрушек;

-мягких плоскостей, подиумов для отдыха;

-игрового спортивного оборудования;

-игровых столов сложной конфигурации;

Принцип комплексного и гибкого зонирования.

Реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.

Эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип не-дооценивается. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Гендерный принцип.

Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.

Принцип свободы достижения ребёнком своего права на игру.

Реализуется в выборе темы, сюжета, необходимых игрушек, места, времени.

Принцип этапности и учёта возрастных особенностей.

Читать еще:  Трихинеллез – признаки симптомы и лечение у человека

Отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с учётом психологического возраста, и ориентирован на зону «ближайшего развития».

Слайд №14, №15, № 16.

Игровые и тематические зоны или центры :

-строительно –конструктивных игр;

-театральный, изобразительного искусства;

-речи и грамотности;

-экспериментирования и исследований;

(охватывают все сферы интересов ребёнка: место отдыха, место уединения)

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей не-обходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

дидактического и демонстрационного материала;

— материала для продуктивной деятельности;

-атрибутики для творческой деятельности;

-спортивного инвентаря и оборудования.

Таким образом, всё пространство помещения должно быть распределено на центры, которые доступны дошкольникам. Развивающая среда формируется в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника.

1.Коррекционно-развивающаяя работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа, планирование. Авт.-сост. Л.Е. Кыласова., В.В. Докутович.- Волгоград, Учитель, 2014 г.

2.Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет . Авт. Сост. Н.В.Нищева, Детство Пресс, 2016 г.

3.Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, Н.В.Нищева.-Санкт-Петербург, 2014 г.

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Логопедический кабинет в ДОУ

Автор: Светлана Сергеевна Утюжникова, учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремились к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считалось, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.

Логопедический кабинет функционирует по четырём направлениям и является лучшим кабинетом в Забайкальском Крае в конкурсе «Кабинет логопеда»- III место, лучшим кабинетом во всероссийском конкурсе «Логопедический кабинет», кабинет для преподавания гуманитарных наук-III место.

Основные направления кабинета:

Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;

Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.

Кабинет учителя-логопеда состоит из нескольких зон:

Зона консультативной работы;

Зона организационно-планирующей деятельности; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.

Зона диагностики и коррекционной работы. Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.

Зона коррекции звукопроизношения; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Зона игровой терапии. Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника — арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской — создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.

В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:

«Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);

«В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);

«Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);

«Книгочей» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения);

«Познаём мир» (учебно – наглядные пособия для развития познавательной деятельности);

«Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).

Коррекционно – развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета — создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:

— Дизайн интерьера кабинета;

— Логопедический уголок «Домик звуков»;

— «Речеград» (игровое упражнение «Тигрёнок с буквой «Р»;

— Атрибуты дыхательной гимнастики: «Солнышко», «Облачко», «Бабочки»;

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;

Материал: цветная самоклеющая плёнка.

— «Ловкие пальчики» Тренажёры «Солнышко»;

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;

Материал: обычные пластинки, самоклеющая плёнка, клей, прищепки.

Игровое упражнение «На что похоже?». Предлагается рассмотреть модель, отсоединить лучики и ответить на вопрос «На что похоже?» (на круг, мяч, часы, луну, колобок).

— Пальчиковый тренажёр «Ёжик»;

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь.

Материал: прищепки, обои, клей.

— «Ловкие пальчики». Тренажёр «Календарь природы»;

Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.

Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).

Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки – символы месяцев года.

Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

— «В царстве смекалки». Дидактическое пособие «Ребусы»;

Описание: В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.

— Дидактическое панно «Путешествие слова»;

Цель: активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.

Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.

— Дидактическое панно «Координация движения» — «Ладошки»;

Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева – справа, работать над зрительно – моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.

— Логопедический уголок «Словесный сад» для родителей и детей;

— Дидактическое панно « Цветы». Игра «Весёлый счёт»;

Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.

— Дидактическое панно «Семья грибов», по теме: «Лес. Грибы и ягоды»;

Материал: трафареты фигурок, самоклеющая плёнка, картон, клей.

Цель: обучение рассказыванию по картине, развитие связной речи.

— Дидактическое пособие «Жар-птица»;

Цель: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира, развитие эстетического отношения к действительности, фантазии, укрепление межпредметных связей (литература). Составление рассказов по памяти и по представлению.

Материал: самоклеющая плёнка, цветная бумага, картон, клей.

Таким образом, влияние коррекционно-развивающей среды создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, развивает творческие способности у детей.

Коррекционно – развивающая среда логопедического кабинета.
статья по теме

в статье представлены дидактические принципы построения коррекционно — развивающей среды логоепдичекого кабинета, кратное содержание наполняемости коррекционных центров с фотографиями

Скачать:

ВложениеРазмер
коррекционная среда логопедического кабинета869.02 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающая среда логопедического кабинета.

что путь к правильному воспитанию

лежит через организацию среды..»

/Педагогическая психология. М., 1991/

Коррекционно – развивающая среда играет большую роль речевом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Каждый специалист, работающий с детьми с ОВЗ, знает её неоценимое значение.

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности. Окружающая среда – это часть целостной формы педагогической деятельности, которая включает в себя систему взаимосвязанных задач, содержание и формы её организации, а также предполагаемые результаты.

В условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи такой средой являются не только групповые комнаты, но и логопедический кабинет.

При организации коррекционно – развивающей среды в логопедическом кабинете мы стремились создавать все условия для сознательно – регулируемой деятельности детей, которая несла бы в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.

Площадь логопедического кабинета, рекомендуемая СанПином – 20 кв.м. Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

Логопедический кабинет оснащен наглядно – методическим материалом, мебелью, пожарной сигнализацией.

Организуя предметную среду кабинета, мы руководствовались следующими принципами:

  1. Доступность: материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних открытых полках, материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках.
  2. Системность: весь материал систематизирован по тематикам; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.
  3. Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, проведена пожарная сигнализация, мебель для детей регулируется по высоте. Стены кабинета имеют светло – розовый цвет, цвет мебели и ковра пастельных тонов.
  4. Природосообразность, учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно – методический материал и игры подобранны с возрастом детей группы.
  5. Мобильность: дидактические пособия, дидактические куклы, планшеты легко снимаются и переносятся во время игр, детские столы во время занятий отодвигаются, окно по мере необходимости закрываются шторами – жалюзи.
  6. Вариативность: наглядно – методический материал и многие пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) могут вноситься и убираться благодаря приспособлениям из липучек, магнитов, петель (н-р, д/пособие «весёлая корзинка»- имеет плоские липучки, петельки с пуговичками; настольные игры имеют варианты для детей разных возрастов «Теремок», «Цветик — Семицветик», «Корзина», «Паровозик»)
  7. Эстетичность: наглядно – методические пособия и игры выполнены их современных материалов, ярких, легко обрабатывающих материалов, эстетически оформлены.

По оснащению и применению кабинет разделён на центры:

  1. Центр индивидуальной работы.

Центр находится в освещённом месте. Рабочее место оснащено зеркалом 150-200см с дополнительной подсветкой, перед ним стол для индивидуальной работы. В контейнере хранится инструментарий для постановки звуков: логопедические зонды, зубочистки, шпателя, вата, стерильные салфетки, спирт. На зеркале «Речевые полянки» для артикуляционной гимнастики. На дополнительной полке игры и дидактическая литература для автоматизации поставленных звуков. Для проведения логопедического массажа имеется мобильное мягкое кресло, которое фиксирует разное положение, также вибромассаж и световой аппарат «BIOPTRON» для стимуляции речевых зон.

  1. Учебный центр.
  1. магнитная школьная доска 120-150см (для написания мелом) разлинована на квадраты размером: 5-5см.
  2. детские столы для занятий: установлены вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении. Столы имеют матовое покрытие светлого тона.
  3. Ведущая игрушка кабинета – дидактическая кукла обезьяна Фифа. Поезд «Букв» (по мере изучения букв заселяются весёлые вагончики), «Волшебный лес звуков». Здесь же имеются «Облачки — подсказки» («Что такое звук?», «Что такое буква?», характеристика и артикуляция звуков, звуко – слоговой анализ предложения).
  1. Центр хранения наглядно – дидактических пособий и документации.

Находится в шкафу на отдельной полке. Весь материал систематизирован по разделам: речевые игры, конспекты занятий (по разделам речи, фонетические занятия, грамматический строй речи, развитие связной речи). Наглядно – методический материал хранится в отдельной папке «Тематические картинки». Дидактические игры и пособия хранятся в папках-коробках.

  1. Сенсомоторный центр.

Находится на доступном для детей месте (на нижних полках шкафа). Содержит материал для самостоятельных игр для развития:

  1. Мелкой моторики рук: дети собирают пазлы, играют с массажными мячиками, шнуровками, работают с трафаретами и разукрашками, работают с прищепками «Весёлое солнышко»;
  2. Дыхания: в логопедическом кабинете дети играют в игры с вертушками, мыльными пузырями, поддувают на различные лёгкие предметы: пёрышки, «снежинки», ватные шарики, листочки, надувают воздушные шарики. Эти упражнения способствуют развитию правильного дыхания, отрабатывают силу воздушной струи, что необходимо для подготовки органов артикуляции к правильному произношению звуков.
  3. Лексико – грамматического строя речи: «Что напутал художник», «Что сначала, что потом», «Угадай сказку» и т.п.
  4. Тактильного ощущения и осязания: «Набивные подушечки» — различной фактуры и размера (внутри насыпаны песок, рис, горох, камушки); «Чудесный мешочек» с мелкими предметами – сделают занятие не только развивающим, но и увлекательным.
  5. Обоняния: совершенствуется в играх с флакончиками, наполненными разнообразными пахучими веществами. Ароматные флакончики «Найди пару»(необходимо расставить по степени приятности), «На что похоже», «Как пахнет это слово». Эти игры дают возможность не только расширить диапазон чувствительности и запахов, но и обогатить словарный запас ребёнка, создать особую неповторимую ассоциативную связь – новых слов, понятий, запахов.
  1. Центр «Волшебных картин».

Включает передвижные ширмы с набором съёмных предметов, картинок, для создания картин по лексическим темам, составлению рассказов.

  1. Центр консультаций.

Предназначен для встреч с родителями, педагогами. Оснащен удобными креслами и журнальным столиком.

  1. Рабочее место учителя – логопеда.

Оборудовано столом «Фасолька», мягким стулом. Имеется ТСО: магнитофон с аудиозаписями; компьютер с набором обучающих компьютерных программ; фонотекой звуков окружающей среды: пением птиц, шум моря, детским пением.

Таким образом, умело организованная коррекционно – развивающая среда позволяет вывести детей на новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС.

Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Коррекционно — развивающая среда логопедического логопедического кабинета в доу.

Аннотация: в статье описывается элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета — развивающая зона «Умное окошко», служащая для нестандартного размещения демонстрационного ма.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС ДО.с учетом принципов.

Создание развивающей среды в логопедическом кабинете

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.

Предлагаю свой взгляд на оснащение логопедического кабинета. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет начинающим логопедам проводить занятия интереснее и разнообразнее. (Представленная коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада создана руками логопеда).

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:

Речевой центр.

Зеркала, перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Кассы букв, слогов, абаки, звуковые линейки, символы звуков, слоговицы для отстукивания слогов, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, дыхательные тренажеры.

Сенсорный центр (стол с разноцветной столешницей, предметы по цвету, по форме, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений и др.). Центр занятий представлен магнитной доской, партами, пособием «Жонглирующий клоун», на мячах крепится разнообразный материал для групповых и подгрупповых занятий.

Центр моторного развития. Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, ниткография. Пособие с откручивающимися крышками «Мухомор», «Весёлый поросёнок» и «Трудолюбивая гусеница» (связанные мною). «Трудолюбивая гусеница» — это плетение косичек, цветы на пуговицах, кармашек на кнопках, завязывание банта и т.д . , многофункциональные крышки и многое другое. Центр зрительного восприятия. Глядя на звёзды, облако и солнце, дети с удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Упражнения помогают управлять движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Я считаю такое пособие необходимым и очень полезным. Центр речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», пособием «Прожорливые фрукты», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года). Центр релаксации. В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Игрушка Нюша, которую очень любят дети. Она часто исполняет роль подушки, которую можно прижать к себе и согреться душой.

Информационный центр находится в раздевалке логопедической группы. Оборудован папкой-раскладушкой, стендом «Советы родителям от Мудрой совы», в котором располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, раздаточным материалом. Центр методического сопровождения представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса. Для поддержания интереса у детей и чтобы не было переизбытка наглядности, пособия сменяют друг друга в определённое время года. Например, «Окно в природу»: осенью – крепим разноцветные листья, тучи, «дождь»; зимой – снежинки, снеговик, ёлка; весной – перелётные птицы, дерево с набухшими почками, солнышко «улыбается». Пособие «Волшебный зонт» для развития дыхания тоже меняется. Такой необычный календарь развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы зимой, весной, летом и осенью. Постоянное обновление оснащения кабинета делает для детей коррекционную логопедическую деятельность интересной, комфортной, эмоционально обогащенной и, конечно, развивающей.

Детям нравится мой кабинет. В нём по-домашнему уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему.

Всё предметное содержание отображено в паспорте логопедического кабинета. Это фотоальбом с “магнитными” страницами, где классифицирована вся информация о назначении и оснащённости рабочего кабинета. Имеется путеводитель по кабинету, в котором цвет круга соответствует разным направлениям коррекционной работы. Что значительно облегчает поиск необходимого учебного или методического материалов. Мой опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.

Автор: Белоус Ирина Валентиновна,

учитель-логопед МДОУ «Д/с комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1»,

г. Ершова Саратовской области, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета ДОУ»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ

Автор: учитель-логопед Трашенкова Л.В.

Современные стандарты предъявляемые к качеству образования заставляют по-новому взглянуть на организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. В детском саду этому уделяется особое значение и в последнее время оснащение и оборудование логопедических кабинетов ДОУ значительно улучшилось. Созданная предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;

— развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой.

Несмотря на то, что площадь кабинета небольшая, можно выделить различные функциональные зоны, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющееся пространство.

Можно выделить следующие зоны:

  •  Зона коррекции звукопроизношения;
  •  Рабочая зона учителя-логопеда;
  •  Учебно-образовательная зона;
  •  Зона игрового сопровождения;
  •  Зона развития мелкой моторики;
  •  Зона хранения дидактического и методического материала;
  •  Консультативно-информационная зона.

1. Зона коррекции звукопроизношения.

Зона оснащена современным логопедическим оборудованием: логопедическими зондами для постановки звуков, массажными зондами (Новиковой), тренажёрами для кончика языка, массажёром для языка « Z-Vibe», зондозаменителями, роторасширителями, пособиями, игрушками и тренажёрами для развития воздушной струи, одноразовыми влажными салфетками, одноразовыми стерильными салфетками, одноразовыми перчатками, зеркалом, лампой дневного света, наглядно-дидактическим материалом для индивидуальной работы, кварцевым стерилизатором для логопедических зондов.

2. Учебно-образовательная зона

Зона оснащена удобными полукруглыми столами, стульями, индивидуальными зеркалами (по количеству детей), канцелярскими наборами, магнитно-маркерной доской (размер 60/90 см), настенной кассой букв, различными демонстрационными пособиями.

3. Зона наглядно — методического сопровождения

Данная зона кабинета оснащена систематизированным наглядно-демонстрационным материалом по развитию речи, обучению грамоте, профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. В зоне методического сопровождения находится систематизированный наглядный материал, размещенный в специальных папках, классифицированный по лексической тематике, диагностике и коррекции звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматических категорий и т.д. Созданы различные картотеки (картотека предметных картинок на различные группы звуков, картотека пальчиковых игр, картотека речевого материала по автоматизации звуков, картотека речевых игр по автоматизации звуков, тематическая картотека) В широком ассортименте представлены речевые игры, игры на развитие высших психических функций, настольные игры. Имеется фонотека: СD-диски с записью логоритмических упражнений и пятиминуток; «Веселая логоритмика», серия дисков «Мерсибо» с логопедическими интерактивными играми, видео-презентации по лексическим темам.

4. Зона игрового сопровождения

Зона оснащена игрушками и играми разной тематической направленности. Игрушки (кубики, мячи, пирамидки, фигурки животных, деревянные игрушки, куклы, лабиринты и др.). Речевые настольные игры (логопедические лото, слоговые домино, магнитные игры по развитию речи, слоговые копилки,игры на автоматзацию звуков и др.). Игры на развитие внимания, памяти, мышления («Логика», «Контуры», «Угадай по цвету», электро-викторина «Смешарики» и др.)

5. Зона развития мелкой моторики

Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством разнообразных игр и пособий по формированию мелкой моторики руки (лабиринты, мягкие пазлы, игры-шнуровки, мозаики, вкладыши, сенсорные доски, массажеры «Су-Джок», мягкие конструкторы и др.)

6. Консультативно-информационная зона

представлена «Уголком логопеда», расположенным при входе в логопедический кабинет, где размещаются консультационные материалы.

Также имеются консультативные зоны для родителей в группах детского сада. Здесь регулярно размещается важная информация для родителей (консультации, памятки, буклеты).

7. Рабочая зона учителя-логопед

Рабочая зона учителя-логопеда оснащена современной функциональной мебелью, ноутбуком, необходимыми канцелярскими принадлежностями, имеются зоны для хранения методической литературы и пособий.

В логопедический кабинет приобретена современная компьютерная методика для обследования речи детей с использованием программного обеспечения студии «ВиЭль». Это позволяет осуществлять логопедическое обследование более качественно и эффективно.

Использование учителем-логопедом современных аппаратно-программных комплексов на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС) позволяет проводить работу по коррекции речевых нарушений на более высоком уровне.

Таким образом, среда окружающая воспитанников с ОВЗ в логопедическом кабинета обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает в себе как традиционные, так и инновационные методы, приемы и технологии воздействия на речь ребенка.

Обобщая, можно сказать, что развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом современных требований ФГОС, что способствует стимулированию благоприятного речевого развития дошкольников с ОВЗ, а также их самостоятельности, инициативности и активности.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector