Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Постановка звука л] у детей с помощью логопедических упражнений

Постановка звука л] у детей с помощью логопедических упражнений

Дефектология Проф

  • ВходРегистрация

Аннотация: В статье вы узнаете, почему ребенок не выговаривает Л и что предпринять для исправления.

Статья:

До 4 лет неправильное произношение звуков считается нормой. К 6 годам артикуляционный аппарат должен быть сформирован. Но не всегда картина благоприятная. Частое явление — нарушение выговаривания Л или ее отсутствие в речи. В логопедии это называется ламбдацизмом. Если поставлен такой диагноз, то нужна правильная постановка у логопеда. В статье вы узнаете, почему ребенок не выговаривает Л и что предпринять для исправления.

Произношение Л: норма и отклонения

Для правильной артикуляции необходимо, чтобы зубы были не сжаты, и между ними оставался промежуток. Кончик языка слегка напряжен и касается десен у верхних передних зубов, в середине и по бокам он опущен, а у основания немного приподнят. Струя воздуха идет с обеих сторон между языком и щеками. Задействуются голосовые связки, которые дают звуку звонкость.

Неправильное произношение возможно, когда нарушается положение речевых органов:

  • язык уходит слишком глубоко в полость рта, и его кончик не задевает десна и верхние зубы. Вместо Л получается Ы («лопата» — «ыопата»);
  • в момент произношения происходит резкий вдох и в процессе задействуются щеки — получается Ф;
  • нижняя губа приближена к верхним зубам, кончик языка лежит в нижней части рта. Получается звук В («пришла» — «пришва»);
  • поток воздуха при выдохе идет через нос. Выходит звук, похожий на «нг» («лампа» — «нгампа»);
  • губные мышцы напрягаются вместо языковых — двугубное произношение. Получается У вместо Л («лодка» — «уодка»);
  • отмечается межзубный звук. Слышится почти таким же как обычный Л, но кончик языка располагается между зубами, а не за верхними резцами.

Также возможны замены Л на Д, Й, мягкий Л( «класс» — «клясс») или полное выпадение звука («лиса» — «иса»). В некоторых случаях сначала ставят Р, а затем — тогда ребенок говорит вместо «луна» — «руна», а потом уже ставят Л.

Причины нарушений

Возможных провоцирующих факторов много:

  1. Нарушение дыхания в процессе речи, например, при такой патологии, как уменьшение объема легких или слабости дыхательных мышц;
  2. Проблемы с речевым слухом (ребенок плохо воспринимает речь);
  3. Слабость мимики и языковых мышц;
  4. Неправильное строение уздечки под языком.

Нередко родовые травмы, задержка психического и моторного развития в младенческом и дошкольном возрасте приводят к проблемам в артикуляции. Важно своевременно обратиться к логопеду, чтобы исправить ситуацию.

Этапы постановки звука Л — это подготовка, непосредственно коррекция и закрепление. Важно все делать поэтапно, отрабатывая каждый шаг.

Подготовка в постановке Л

Перед началом занятий продемонстрируйте ребенку правильное звучание Л. Отчетливо произнесите несколько слов, чтобы было видно, как располагаются язык и губы. Назовите несколько слов со звуком Л и попросите ученика определить, в какой части слова есть нужная фонема.

Неотъемлемый элемент занятий по постановке Л — подготовительные упражнения:

  • «гамак». Кончик языка упирается в передние зубы, а сам язык выгибается подобно гамаку. Нужно удержать мышцы несколько секунд в этом положении;
  • «леденец». Широким языком нужно сверху вниз облизать верхнюю губу, при этом нижняя губа неподвижна. Скорость постепенно наращивайте и просите ребенка добавлять при выполнении техники звуки «бл-бл-бл»;
  • «лошадка». Это любимый всеми детьми игровой способ постановки Л. Широкий язык поднимается и цокает по небу. Рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
  • «качели». Попросите подопечного широко улыбнуться с открытым ртом и упереться твердым кончиком языка сначала в заднюю поверхность верхних передних зубов, а потом — нижних. Необходимо 5 – 10 повторов;
  • «грибок». Спинку нужно прижать к верхнему небу, чтобы уздечка немного натянулась. Фиксируем положение на 5 – 10 секунд.

Стоит добавить и общеукрепляющие упражнения — сворачивать язык в трубочку, «чистить» им зубы, попеременно касаться щек. Весь комплекс нужно выполнять не менее 14 дней до начала постановки Л с логопедом.

Методы постановки

Сначала оттачивают артикуляцию мягкого звука, а затем твердого. Используют различные способы постановки: по подражанию, механические, от других звуков, а также дыхательную и артикуляционную гимнастику. Индивидуальная постановка всегда эффективнее, чем работа в группе.

По подражанию

Это наиболее распространенный и простой прием постановки — его можно выполнять дома. Нужно несколько раз показать, как правильно располагать язык и губы при правильном произношении Л. Затем ребенок повторяет. Для контроля прикасаются к щекам — они должны слегка вибрировать.

При такой постановке Л ребенку предлагают ощутить теплую волну воздуха на ладошке при звукопроизношении. Полезны картинки с изображением самой буквы и техники артикуляции — визуальный образ помогает быстрее освоить навык.

Механический способ

Это широко используемый метод. Механическая постановка подразумевает использование вспомогательных средств — пальцев рук, шпателя, зонда, деревянной палочки или черенка чайной ложки для фиксации речевых органов в правильном положении.

Возможные варианты коррекции:

  1. Создать необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхними зубами для правильного направления струи воздуха можно с помощью деревянной палочки, положенной поперек языка;
  2. Придерживание пальцами губ в положении улыбки поможет исправить У на Л при двугубном произношении;
  3. Надавливание подушечкой большого пальца или тыльной стороной кисти на ямочку под подбородком позволяет получить твердый звук при произношении мягкого.

С помощью легкого массажа кончиками пальцев легко расслабить мимические мышцы.

От других звуков

В логопедии есть способ постановки от А. Ребенок тянет гласный и выдвигает язык между зубами, затем прикусывает его посредине. Звучание А переходит в твердый звук Л.

Возможна постановка твердого звука Л через Ы. Нужно слегка прикусить кончик языка и протянуть звук Ы. Если все выполнено правильно, то будет слышен Л.

Есть более сложная вариация. Язык лежит до середины между зубами. Нужно начать с силой выдыхать воздух. Сначала выполняем беззвучно, потом подключаем голос. Слышим шумный твердый звук Л, который со временем становится чистым и отчетливым.

Артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений для постановки включает задания, похожие на те, что были в подготовительном этапе, но они несколько усложнены:

  1. «Окошко». Рот широко распахнут, зубы слегка приоткрыты, а язык лежит на дне рта. Челюсти неподвижны и немного напряжены. Положение удерживается до 5 – 10 секунд;
  2. «Ковш». Язык высовывается наружу, а его кончик загибается подобно ковшу. Средняя часть языка не задевает верхние зубы. Положение фиксируется на несколько секунд, затем язык расслабляется и убирается в рот. Нужно сделать несколько повторов;
  3. «Метелка». Загнутым и напряженным кончиком языка нужно водить по небу в разном темпе, постепенно подключая голос. Челюсть не двигается, зубы видны;
  4. «Чашка». Язык делаем «метелкой», как в предыдущем упражнении, достаем небо загнутым кончиком у альвеол. Губы принимают овальную форму;
  5. «Гармошка». Язык прикладывается к небу, после чего рот нужно открывать и закрывать, хорошо растягивая связки.

Упражнения направлены на увеличение двигательной активности языка, отработки нужного положения, повышения тонуса и улучшение эластичности подъязычной связки.

Дыхательная гимнастика

Упражнения для постановки Л сочетают с дыхательными техниками для усиления эффекта:

  1. Быстрый вдох и плавный медленный выдох;
  2. Дуем на вертушку как можно дольше;
  3. Останавливаем бегущую лошадку: делаем вдох, расслабляем губы, выдыхаем воздух, чтобы получился звук «прр»;
  4. Надуваем «мячик»: лежа на спине на вдохе сильно выпячиваем живот, на выдохе «сдуваем».

Можно поиграть в «угадайку» — попросить малыша с закрытыми глазами угадать фрукты или другие предметы по запаху. Для правильной постановки все задания выполняют на вдохе

Автоматизация звука

Звук после его логопедической постановки важно ввести в повседневную речь. Закрепите Л сначала в самостоятельном звучании, а потом в слогах и в словах. Секрет постановки в максимально комфортном и интересном формате — с использованием игр, скороговорок, стишков, загадок, содержащих слова с нужным твердым и мягким звуком.

Примеры использования Л в слогах, словах, скороговорках:

  • слоги: ля, кля, лю, флю, ли, гли, ле, пле, оль, ель;
  • слова: поля, лиса, лень, лодка, ложка, капель;
  • скороговорки: «Ля-ля-ля — холодная земля», «Ель-ель — за окном капель».

Автоматизация звука выполняется поэтапно. Постепенно приводите ребенка к составлению рассказов на основе картинок или собственных воспоминаний.

Занятия по постановке — это не конечный этап. Важно, чтобы ребенок отличал Л от близких по звучанию фонем. Л дифференцируют отдельно, а также в словах и предложениях.

Предлагаем следующие варианты игр и занятий для индивидуальной постановки:

  1. «Запомни и повтори». Ребенку предлагаются карточки, где напечатаны слоги с буквами Л, Р, В: ра-ла, ру-лу, ал-ар, ул-ур, ла-ва, ул-ув и т.д. Постепенно добавляются карточки со словами и предложениями;
  2. «Найди слова на картинке». Малыш называет слова с буквами В, Р, Л, например, «арбуз», «ложка», «сыр», «ведро»;
  3. «Вставь пропущенные слоги и слова». Ребенку предлагают текст с готовыми стихами и пословицами, где намеренно пропущены слоги с Л, Р, В в составе.

Дифференциация «л» и «ль» выполняется по тому же принципу — ребенок учится различать слова с мягким и твердым звуком. Например, «лодка-лето», «моль — мел».

Улучшение речевого слуха

Правильная постановка Л невозможна без комплексного развития. Для улучшения речевого слуха рекомендованы упражнения:

  1. Произнесение слов с разной громкостью — от тихого к громкому и обратно. Можно показывать при этом игрушки, объясняя, что маленькая говорит тихо, а большая громко, потом наоборот;
  2. Чтение сказок по ролям с озвучкой героев разным голосом — громким и тихим, низким и высоким;
  3. Показ картинок и намеренные ошибки в названии слов. Ребенок должен «подловить» вас и определить неправильно обозначенные слова;
  4. Работа с картинками, на которых изображены несколько похожих по произношению слов. Малыш должен правильно их назвать. Например, «лук-люк-луг».

Проводите тренировки регулярно, дополняя их играми под музыку. Важный элемент успеха — дисциплина. Приучайте ребенка не пропускать занятия, настойчиво трудиться. Продумайте мотивацию — расскажите о радостях общения при правильной речи. Будьте терпеливы и тактичны, не критикуйте за промахи и неудачи. Все получится!

Самый оптимальный способ постановки звука Л: как пароходик подружился с индюшонком


Приветствую вас, дорогие читатели и подписчики моего блога!
Угадайте, какая связь между пароходом, парусом и индюком? У парохода есть парус и он перевозит индюка? Не совсем так, хотя наверняка именно на таких судах к нам завезли из Нового Света этих домашних птиц. Разгадка поможет раскрыть все способы и приемы постановки звука Л.

В этой статье я спешу продолжить тему, начатую ранее. И, прочитав статью до конца, вы найдете ответ на этот и другие вопросы, но обо всем по порядку. В начале своей работы над звуком логопед выясняет, каким образом он нарушен и какие проблемы с его произношением существуют у ребенка.

Есть ли у него дизартрия? Увеличены ли аденоиды? Все ли у него хорошо с органами ЛОР, дыханием, голосом? Звук Л — твердый и сонорный. После диагностики и во время подготовительных занятий можно уже определиться с методами и способами коррекции ламбдацизма. И какие инструменты и вспомогательные материалы могут пригодиться на этом этапе.

Приемы и упражнения

Выстраиваем тактику и стратегию в зависимости от особенностей артикуляционного аппарата детей. Какие есть способы ? Мы рассмотрим следующие:

  • по подражанию
  • постановка от мягкого звука ЛЬ
  • с помощью “болтушки” (“индюк”)
  • от паруса
  • с механической поддержкой (использование шпателя, чайной ложки, зонда “восьмерка”, ватной палочки)
  • от “парохода”

По подражанию

Сказка про маленький пароходик.

Жил на свете маленький пароходик Микки, который не хотел гудеть.
Мама ему говорила, как это нехорошо, воспитанные суденышки всегда гудят, если встретят другие кораблики на своем пути.
Папа говорил: “Ты такой маленький, тебя в тумане могут и не заметить.”
Однажды случилась такая история: Микки заблудился. Заигрался он с веселыми разноцветными рыбками, которые выпрыгивали из воды. Не заметил, как поднялся туман. Хотел он загудеть, а у него не получилось. Давай покажем ему, как надо гудеть.

Покажите, как широкий язык (Я) поднять за верхние зубы(З).
Если не получается — сесть перед зеркалом вместе с малышом и показать,.
Показать на руках — сложить ладонь чашечкой, как будто хотите зачерпнуть воду (это Я) и упереть в другую ладонь, стоящую ребром (зубы).

Читать еще:  Желудочковая экстрасистолия у детей: классификация, принципы наблюдения и лечения

Пароход гудит

Не получилось у пароходика загудеть. Ветра нет, полный штиль, парус не надувается. Не беда, попробую погрести веслами. Весла широкие (“лопата”- широкий язык лежит на нижней расслабленной губе). Весла шлепают по воде (пя-пя-пя и тя-тя-тя)

Самый простой и надежный способ, если нет осложнений в виде дизартрии и аденоидита. Зажимаем широкий Я между З и пытаемся произнести звуки Ы либо Л. Иногда получается сразу. Но порой приходится делать подготовку:

  • лопатка (блинчик) — держа широкий Я на свободной нижней губе — “блинчик на тарелочке”, плавно сдвигаем его в рот, останавливая между зубов
  • “месим тесто” — шлепаем по Я губами “пя-пя-пя” и зубами “тя-тя-тя”, потом “тя-тя-тя”либо “та-та-та” (что получается) переводим в лалала или ляляля соответственно, постукивая, прижимаем язык зубами и тянем “ЛЛЛЛЛ” и “ЛЬЛЬЛЬ”

Парус

После того, как межзубное Л закрепится, произношение станет стабильным, надо поднимать Я за З и переходить к способу постановки от “паруса”.
При межзубном произношении Л язык надо сразу поднимать вверх.

Подул ветерок, парус стал подниматься.

Способ тоже простой, но подходит только если язык широкий и удерживается в верхней позиции. Я поднять вверх за З и гудеть Л или ЛЬ. Совершенно не подходит, если замена Л на Г или НГ. Чтоб “парус” был менее выпуклый, можно слегка подталкивать его ватной палочкой или зондом. Лучше всего сочетать парус и пароход. Погудеть, затем сказать:”А теперь сделай тоже самое, но с парусом”, помочь палочкой и следить, чтобы рот не закрывался, можно держать зонд ”саночки” между боковых зубов.

С помощью механической поддержки

Но вдруг мачта сломалась, парус не поднимается, давай поможем.

Если парус не получается никак, но нет замены заднеязычный Г , и получается пароход, то просим малыша поднять Я за верхние З и гудеть как пароход. Можно использовать зонд, ватную или хлебную палочку, ручку чайной ложки или зубной щетки, все должно быть чистым, стерилизованным. Этот способ хорош при дизартрии, когда Я плохо управляем из-за нарушения иннервации, плохо удерживается или уходит в сторону.

Болтушка, индюк балаболит

Этот способ хорошо подходит, когда замена «Л» на «Г» (НГН). А также для маленьких детей в возрасте до 5 лет, так как звук Л сложный для постановки и требует некоторых волевых усилий и сознательных, произвольных действий.

Быстро водим Я вперед — назад кончиком по верхней губе, губы в улыбке, рот открыт, звук “блблбл”, постепенно замедляем движение, произнося “л-л-л” или ”ль-ль-ль”, затем задерживаем Я подольше за верхними З в положении “парус” , язык гладит верхние передние зубы изнутри, произнося “ЛЛЛЛ” или “ЛЬЛЬЛЬ”, затем падает на губу в положении “блинчик”, произнося “А” или “Э”. Я должен падать на губу, а не уходить в глубь рта.

Проплывает Микки, а на берегу индюк стоит. Приветствует его, балаболит. Побежал индюк навстречу. Посмотрел пароходик на индюка и стал веслом загребать.

От мягкого “ЛЬ”

Стоят рядом индюк и индюшонок. Папа говорит “ЛЛЛЛ”, а сын “ЛЬЛЬЛЬ”.
“Хочу как ты, папа”. Отец отвечает: “Хорошо, я тебя научу, но давай пригласим кораблик в гости, он наверно долго плыл.
Погода плохая, он замерз. Давай его напоим чаем”
Налили чай в чашечку.
Угостили его сладкими трубочками.
Индюшонок рассказал, как месил тесто для трубочек — «пя-пя-пя» и «тя-тя-тя» и сворачивал его.
А Микки показал, как он поднимает свой парус.
И покатал индюшонка на волнах вверх-вниз.(качели)

Очень часто звук ЛЬ уже имеется у детей или ставится первым. Происходит замена в речи Л на ЛЬ. Это бывает оттого, что у мягких звуков наблюдается палатализация, смычка неба не с кончиком Я, а с спинкой, Я при этом имеет неправильный тонус, а его кончик не выражен. Следовательно, надо делать массаж языка, чтоб он был более широкий, а также показаны упражнения:

  • чашечка
  • парус
  • месим тесто
  • трубочка

Просим малыша прикусить легко кончик языка, “поцарапать” его ногтем, чтобы он понимал, каким местом нужно упираться в нёбо (и за зубы). Делаем “качели”, чтобы ощущалась разница между выпуклым и вогнутым положением языка во рту.

Индюшонок помог поставить парус, постучал своим клювом «ДДДД»
“Папа, у меня не получается как у тебя. Я хочу показать Микки как гудеть.”
Отец помог индюшонку, поддержал его крылом

  1. Поставить палец в подбородочную ямку. Малыш произносит “ЛЬЛЬЛЬ”, надо нащупать ямку снизу, слегка надавить, если нет отклонения Я в сторону от средней линии и проблем с прикусом, то рефлекторно получится твердая фонема.
  2. Ладонью давить на подбородок снизу. При произношении “ЛЬ” подпереть тыльной стороной ладони подбородок. Когда произношение Л станет стабильным, пациент сам может держать свою руку.

От звука А

Подходит для детей старше 6 лет и взрослых.
Широко открыть рот и тянуть ”АААА”, затем быстро поднять язык и упереться за верхние зубы. Можно помочь шпателем, зондом или пальцем. Очень важно, чтоб воздушная струя шла на кончик языка, поэтому надо этот момент отработать, иначе получится носовой звук «НГ».

Поможем Микки прогудеть, чтобы мама и папа его услышали. Давайте будем вместе по команде поднимать парус, я скажу АААА, затем быстро поднимем его вверх. Нужна подпорка.

От “заборчика”

Иногда достаточно отработать положение губ в улыбке, не смыкая при “пароходе” или “парусе”. Если смыкаются губы и слышится «В», то надо раздвигать губы пальцами либо все время напоминать о ”заборчике”. Хорошо, если клиент все время смотрит на положение своих органов речи в зеркале, так как зрительный контроль помогает понять, при каком положении звук произносить легче и четче.

И обязательно нужно улыбаться. Хорошее настроение залог успеха. И вот наконец-то Микки удалось загудеть. Его родители услышали и прогудели в ответ. Обрадовался маленький кораблик, помахал индюкам на прощание веслом, поблагодарил их за помощь и поплыл домой радостный и довольный.

После того, как звук Л поставлен, надо переходить к автоматизации его в слогах, словах и предложениях. Об этом читайте следующие статьи, следите за обновлениями блога. Желаю вам всего хорошего, до встречи!

Постановка звука Л

При артикуляции твердого звука Л

  1. губы в полуулыбке;
  2. зубы сближены;
  3. кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части спинки языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому небу;
  4. воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;
  5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Наиболее распространенные ошибки

1. язык оттягивается в глубь рта, слышится звук, близкий к «ы». Внимание ребенка акцентируется на положении языка между зубами;

2. отсутствие плотной смычки. На схеме стрелкой обозначается направление усилия (вперед), предлагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы;

3. неправильное положение губ, когда зубно-язычная артикуляция заменяется губно-губной или губно-зубной. Схема фиксирует внимание на положение губ. Возможно временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание губ в улыбке необходимо на этапе постановке звука. В дальнейшем губы нейтральны и принимают положение следующего гласного;

4. неправильный выдох — форсированный (слышится звук, близкий к «ф», образованный при участии щек) или носовой (слышится звук близкий к «н». Внимание ребенка обращается на участие мягкого неба, ротовой выдох и плавную воздушную струю с участием голоса.

Воздушная струя очень слабая, устойчивая, чуть теплая.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л или вызывание его по подражанию.

Цель. Добиваться от каждого ребенка правильного произношения звука л, воспитывать умение определять положение языка при произнесении звука л.

Предшествующая работа. Подъем кончика языка вверх отрабатывался на звуках т, д, н; подъем задней части языка — на звуке у; отработан звук ы.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук л.

Упражнение «Самолет гудит»

Краткое описание
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Улетел самолет высоко за облака, не видно его, только слышно, как он гудит: «ллл. » Дети, изображая летящие самолеты, гудят, длительно произнося звук л низким тоном. Воспитатель обращает внимание детей на то, что «сердитое» гудение высоко летящего самолета напоминает звук л. Спрашивает: «Что делает кончик языка, когда мы говорим звук л? («Кончик языка поднимается вверх».) Куда прижимается кончик языка, когда мы говорим ллл? («Кончик языка прижимается к верхним зубам».) Покажите, куда прижимается ваш язык, когда вы говорите лллл. » Дети выполняют задание по подгруппам. Воспитатель проверяет, как получается упражнение, и следит, чтобы у всех кончик языка прижимался к внутренней стороне верхних резцов. Если у ребенка кончик языка находится между зубами, надо попросить поднять его выше, к нёбу.

Методические указания. Для выработки хорошего произношения звука л необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука л губы находятся в спокойном положении, кончик языка прижат за верхними зубами.

Примечание. Если у ребенка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляционного аппарата, надо вызвать у него л межзубный, при этом меняется лишь положение языка — широкий кончик языка зажимается зубами.

Игра проводится с теми детьми, которые неправильно произносят или пропускают звук л. Воспитатель говорит: «Сейчас, дети, мы поедем кататься на пароходе. Вы знаете, как пароход гудит? Послушайте: «ыы». Повторим все вместе, как гудит пароход. »

А теперь положите широкий язык между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: «ыы». Дети гудят. Получается межзубный звук л. Воспитатель продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». (Произносит звук ы, держа широкий кончик языка между зубами, то закусывая его, то отпуская, но не снимая кончика языка с зубов. Получается многократное повторение слога лы.)

Когда у ребенка будет хорошо получатьсял межзубный, надо предложить ему в процессе произнесения звука перевести язык за верхние зубы (с этим дети обычно легко справляются).

III этап работы

(проводится как часть занятия)
Тема. Воспитание правильного произношения звука л в словах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука л в словах.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука л.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук л будет находиться в начале, середине, конце слова.

Игра «Что я видел?»

Краткое описание
На числовую лесенку воспитатель ставит 4 — 5 игрушек (лошадка, белка, кукла, клоун). Вызванный ребенок смотрит, в каком порядке они стоят, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лошадь, белку, куклу, клоун». Дети проверяют, в правильном ли порядке он назвал игрушки. Потом педагог вызывает другого ребенка и меняет порядок игрушек. Можно постепенно заменять одни игрушки другими.

Методические указания. Следить, чтобы дети, называя предметы, выделяли звук л, т.е. произносили его несколько длительнее, чем другие звуки.

Индивидуальное занятие «Постановка звука Л»

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: Звук «Л», постановка.

активизация мышц речевого аппарата, формирование артикуляционного уклада звука «л»;

развитие фонематического слуха, выделение звука из звуковых, слоговых потоков и слов;

учить правильному произношению звука «л» изолированно, опираясь на слуховой и зрительный контроль;

учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем: последовательность закрепление кирпичиков LEGO между собой, для создания конструкции; развитие мелкой моторики;

воспитывать интерес к совместной деятельности, развивать внимание и сосредоточенность, навыки контроля и самоконтроля .

Оборудование: зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, ЛЕГО-конструктор , образец «Пароход», дидактическая игра «Собери ракушки»

Ход занятия

11.Организационный момент. Сообщение темы занятия.

— Здравствуй! Познакомься. Это капитан Антошка. Он приглашает тебя в путешествие по морю. На чём мы будем путешествовать. Правильно — на пароходе и мы его с тобой построим из ЛЕГО.

Читать еще:  Заболевание десен; типы, лечение и симптомы

Сегодня мы будем учиться слышать, находить среди других звуков, слогов, в словах и произносить звук «л». Будем стараться произносить его правильно и красиво.

2.Отработка артикуляции звука «ы». Анализ конструкции.

— Давай вспомним, как гудит пароход, когда он отчаливает от пристани. Нужно прикусить кончик языка и длительно произносить звук «ы». Так гудит пароход. Давай погудим и покажем пароход: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму парохода.

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

— Рассмотри конструкцию парохода. Сколько деталей ЛЕГО понадобиться? Сколько маленьких? Сколько самых больших? Сколько еще нужно кирпичиков ЛЕГО? (Ребёнок отбирает нудные детали по зрительному образцу.)

— Ты подготовил все необходимые детали, чтобы построить пароход.

3. Артикуляционная гимнастика

— Давай подготовимся к путешествию как следует, выполним артикуляционную гимнастику. За каждое правильно выполненное упражнение ты получишь деталь парохода.

Возьмём с собой хорошее настроение (Упражнение «Улыбка). Давай напечём блинов, чтобы было чем подкрепиться (Упражнение «Блинчик»). К блинам возьмём с собой вкусное варенье (Упражнение «Вкусное варенье»). Перед выходом в море давай проверим, как переносим качку (Упражнение «Качели»). Качка нам не страшна! Бегом на причал (Упражнение «Индюк»).

Ты чётко выполнил все упражнения и можешь приступить к работе с конструктором.

4.Развитие мелкой моторики. Работа с конструктором ЛЕГО.

Ребёнок по предложенному образцу строит пароход.

-Что у тебя получилось? (Пароход.)

5. Координация речи с точными выразитель­ными движениями и жестами

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками». «Смелый капитан» (стихи Е.А. Алябьевой, г. Рязань)

Я на мостике стою

и бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка,

Качка тихая пока.

Волны сильными вдруг стали

и от качки все упали.

За канат держусь я крепко,

Вдруг сорвало ветром кепку.

Я ловить рукою стал,

Чуть с мосточка не упал.

6. Постановка звука «л».

На картинке 1 путь движения парохода. Предлагаю отправиться в путь: губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. (Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка). Одновременно ведём пальчиком – «пароход гудит».

7. Произнесение изолированного звука

— Пароход приплывает к пристани. (Язык отрываем от зубов – слышим звук «л»).

— Какой звук ты услышал? («л»)

8. Анализ артикуляции

— Скажи, когда мы произносим звук «л» в каком положении находятся губы? (Приоткрыты). А где находится язычок? (Язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (Работает).

9. Дыхательно-голосовое упражнение «Пароход гудит»

Закрепление изолированного звука «л».

— Капитану очень понравилось, как ты управлял пароходом. Давай проплывём ещё раз. Когда пароход далеко от пристани, как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Когда близко – громко. Произнеси звук «л» длительно на одном выдохе с изменением силы голоса. (Далеко. Близко)

10. Развитие фонематического слуха

— Выйдем на берег. Как здесь много комаров. Лови только тех, кто гудит «Л». (Ребенок хлопает, когда услышит звук «л».)

Речевой материал: Н, М, Л, Р, Л, В, Л, С, Л.

— Топни, если услышишь звук «Л» в слогах.

Речевой материал: ЛА – НУ – РА – МА – МУ – ВА – ЛЫ – ЛО.

— Давай на память соберём ракушки. Только брать можно те, в которых прячется звук «л».

Речевой материал: солнышко, песок, стул, облако, ладонь, вода, лодка, чайка, пирамидка, груша, лампа, рыбка, рак.

-Нам пора возвращаться. Поднимемся на борт Дадим прощальный гудок. (л-л-л).

— На борту нашего парохода собралось немало вещей. Лишними будут те слова, в названии которых нет звука «л». Давай поиграем в игру «Четвертый лишний».

ложка, компас, лопата, мыло;

глобус, ласты, доски, одеяло.
11. Итог занятия:

— Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и берём курс домой. А какой звук помогал тебе сегодня? [л].

-Ты очень хорошо занимался, старательно выполнял все задания. И заслужил медаль «Молодец». Наше занятие окончено.

1.Комарова, Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях . Альбом для дошкольника / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.

Постановка звука [л] у детей с помощью логопедических упражнений

Маленькие дети часто искажают слова при разговоре, и некоторые звуки даются им особенно трудно. Что делать, если малыш не произносит звук [л]? Логопед определит причину речевого дефекта, назначит комплекс упражнений для его устранения. Но прежде чем идти к специалисту, родители могут попробовать самостоятельно позаниматься с ребенком. Не исключено, что уроков на дому будет достаточно.

Буква или звук?

Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.

Пробелы в знаниях родителей – основная причина неэффективности занятий. В первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук [л]. Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв. Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.

Причины неправильного произношения

Врачи выделяют три основные причины, по которым у малыша возникают проблемы с произношением звука [л]:

  1. [л] не воспринимается ребенком на слух;
  2. имеется дефект в ротовой полости;
  3. недоразвитость мышечной ткани языка.

Часто родители чрезмерно требовательны к крохам. В 2-3 года ошибки при произношении слов с буквой Л логопеды считают нормальным явлением. Если в 4-6 лет проблема не исчезла сама по себе, есть смысл задуматься о коррекционных занятиях.

Правильное положение речевого аппарата

Правильного положения органов артикуляции можно добиться следующим образом:

  • зубы не смыкаются;
  • боковые части языка не прилегают к коренным зубам верхнего ряда;
  • кончик языка находится в напряжении, он делает упор в основания передних зубов верхней челюсти или в десны над ними;
  • корень языка приподнят;
  • верхнее небо расположено так, что оно перекрывает отверстия носоглотки;
  • голосовые связки вибрируют.

Распространенные ошибки артикуляции

Ребенок произносит [л] неправильно, если он:

  • втягивает язык во внутреннюю часть ротовой полости. Так появляется звук [ы] – например, [ыотка] вместо [лотка] в слове «лодка»;
  • неверно располагая губы, ребенок говорит [в] вместо [л] – [увошать] вместо [лошать] в слове «лошадь»;
  • неправильно пропускает поток воздуха – [фук] вместо [лук], [уныпка] вместо [улыпка] в слове «улыбка».

Дети часто неосознанно заменяют ранее освоенный звук [р] на [л]. Во избежание новых проблем с артикуляцией перед отработкой звука [р], потренируйте звук [л].

Подготовительные упражнения перед постановкой звука

Прежде чем переходить к основной части занятия, необходимо выполнить небольшую артикуляционную разминку. Она состоит из пяти упражнений.

  1. «Ням-ням». Язык в форме лопатки, высунут наружу, губы неподвижны. Облизывайте верхнюю губу сверху вниз.
  2. «Индюшонок». Исходное положение речевого аппарата то же. Облизывая в быстром темпе верхнюю губу, пытайтесь произнести «бл-бл-бл».
  3. «Лошадка». Упражнение направлено на укрепление мышц ротовой полости. Имитируйте цокот копыт, пощелкивая языком возле передних зубов верхней челюсти.
  4. «Качели». Широко улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Попеременно упирайтесь кончиком языка в нижние и верхние зубы.
  5. «Гриб». Натяните языковую уздечку, упершись языком в небо. Зафиксируйте ненадолго положение.

Постановка звука [л]

В логопедии опираются на два основных способа постановки звука [л].

  1. Попробуйте вместе произнести [ы] – весело, протяжно, нараспев и т. д. Далее попросите повторить за вами короткие слова со слогом -лы-: клыки, лыжи, лыко, улыбка, слышать и т. д. В один прекрасный момент малышу удастся поймать межзубное положение языка, и он произнесет слово правильно. Когда это случится, заострите его внимание на том, куда должен упираться кончик язычка.
  2. Упражнение также выполняется совместно. Откройте рот так широко, чтобы были видны все зубы. Высуньте язык между зубами и произнесите [а]. Параллельно слегка сомкните челюсть, прижав кончик языка. Должен получится слог –ла-. Когда ребенок начнет чисто произносить [л], предложите ему переместить язык в верное положение.

Не забывайте, что перед вами еще маленький ребенок. Лучшие методы обучения для него – повторение действий взрослого и игра. Не стоит наседать, если кроха не в настроении для занятий. Подогревайте интерес к урокам, объясняйте, что вы делаете и зачем. Начните с 1-2 занятий в день по 3 повтора.

Автоматизация звука

Доведение чистого произношения звука [л] до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука [л’], а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.

После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:

  • ля-ля-ля – летние поля;
  • лю-лю-лю – молока налью;
  • ли-ли-ли – мы лису нашли.

Чистоговорки сменяются скороговорками.

  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.

Твердый звук [л] дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.

Правила проведения упражнений

Для того чтобы ваши занятия соответствовали методическим и врачебным требованиям, необходимо соблюдать несколько правил.

  • Занятия проводятся ежедневно для успешного перехода полученного умения в навык.
  • Нельзя выполнять более 5 упражнений за занятие.
  • При подборе заданий нужно руководствоваться принципом «от простого к сложному».
  • Занятия проводят в форме игры.
  • Из 5 упражнений лишь одно должно быть новым для малыша. 4 остальных ему знакомы по предыдущим занятиям.
  • Занятие проводится только в сидячем положении.
  • Ребенок хорошо видит и свое лицо, и лицо взрослого, чтобы контролировать правильность выполнения задания. Лучше расположиться рядом с большим зеркалом.
  • Взрослый должен контролировать правильность выполнения упражнения.
  • Занятие проводится в непринужденной обстановке с позитивным настроем малыша.
  • Выделять и хвалить любые успехи малыша.

Другие способы развития речевого аппарата

Доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкую моторику рук, расположены по соседству. Между задержкой речевого развития и плохой координацией детских пальчиков наблюдается прямая зависимость. Развивая речь ребенка, вы стимулируете механизмы развития мелкой моторики, и наоборот. Таким образом, для устранения трудностей в артикуляции звуков необходимо играть с малышом в пальчиковые игры. Методические пособия богаты примерами домашних заданий по логопедии на основе пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста:

  • лепка из пластилина или глины;
  • рисование, разукрашивание, творческая работа с рисунками;
  • игры с камешками, бусинами, шариками;
  • нанизывание бусин или пуговиц на нитку;
  • завязывание узлов на веревке;
  • застегивание пуговиц, крючков, молний;
  • конструирование;
  • собирание паззлов;
  • складывание кубиков и пирамидок;
  • игры с водой и песком;
  • аппликация.

Подобные игры имеют свои особенности проведения.

  • Сочетание игр и упражнений для развития речи. Игры не проводятся молча. Каждое действие озвучивается и проговаривается.
  • Регулярные тренировки. Пальчиковым играм должно быть отведено отдельное время в распорядке дня ребенка.
  • Важна энергичность движений и максимальная двигательная нагрузка на детские пальчики.
  • Непродолжительность занятий.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, также помогают детям научиться понимать содержание стихов, различать ритм речи. Формирование тонких движений детских пальчиков способствует созреванию зрительно-моторной координации, готовности руки к письму.

Занятия не будут иметь успеха без максимального включения родителей в процесс обучения. Научитесь заново вместе с ребенком произносить сложные звуки. Подключите фантазию, чтобы заинтересовать его. Превратите обычное упражнение в веселую забаву, и результат не заставит долго ждать!

Читать еще:  Все способы лечения варикоза: народные методы, неинвазивные, хирургия

Постановка звука «Л» – самостоятельно и с логопедом

  • Ламбдацизм
  • Параламбдацизм
  • Почему нужно ставить звук «Л»
  • Причины неправильного произношения «Л»
  • Правильная артикуляция «л»
  • Ошибки при попытке произнести «л»
  • Предварительные артикуляционные упражнения
  • Логопедические упражнения на звук «Л»
  • Автоматизация звука «Л»

Иногда, чтобы освоить звук «Л», ребенку требуется несколько лет. Это самый поздний звук, который осваивают дети, его произношение зачастую удается поставить только к шести годам. «Ожка» – вместо «ложка»; «отка» – вместо «лодка». Дети пропускают «Л», заменяют его другими согласными, не выговаривают вовсе. Постановка этого звука требует терпения и усидчивости, но добиться успеха можно как в работе с логопедом, так и в домашних условиях. Важно – овладеть методикой.

Ламбдацизм

Логопеды называют неумение произнести верно звук «Л» и «Ль» термином ламбдацизм. Это означает, что звук не только произносится неправильно, но и пропускается. Это может быть врожденным дефектом речи и просто неправильным произношением. Ламбдацизм, в свою очередь, делится на несколько видов:

  1. Двугубный. В таком варианте ребенок заменяет «л» звуком «у». Например, говорит «уошадь» вместо «лошадь». В произношении участвуют губы, кончик языка опущен, покоится внизу ротовой полости.
  2. Носовой. В этом случае вместо «л» произносится «нг». Например, вместо «лес» получается «нгес». Корень языка задевает мягкое нёбо, и воздух направляется в нос, что способствует замене звука.
  3. Межзубный. Во время произношения кончик языка уходит в пространство между зубами.
  4. Звук не произносится вовсе. Например, вместо «ложка» выходит «ожка».

Параламбдацизм

Этим термином называют замену верного звука «л» другим. Например:

  1. «г» – произносится «когено» вместо «колено»
  2. «в» – произносится «стов» вместо «стол»
  3. «ё» – произносится «ёкоть» взамен «локоть»
  4. «ль» – произносится «лёжка» вместо «ложка»

Все эти огрехи в произношении лечатся регулярным выполнением упражнений с логопедом и дома. Специалисты зачастую обходятся недешево, но есть случаи, когда всего один урок с врачом по постановке речи дает положительный результат, а закреплением уже можно заниматься в домашних условиях.

Почему нужно ставить звук «Л»

Нарушение речи – даже в отдельных звуках – вовсе не безобидный дефект, оно способно привести к затруднению развития: ребенок будет сложно обучаться письму и чтению (врачи называют такое расстройство дислексией и дисграфией), к отставанию в учебе. Дети, не выговаривающие буквы, часто становятся объектом насмешек и передразниваний, чего хотелось бы избежать каждому родителю и самому ребенку. Поэтому лучшим вкладом в будущее малыша будет работа над произношением.

Причины неправильного произношения «Л»

Необъяснимых причин дефекта речи не бывает. Врачи выделяют всего три главных условия, при которых дети не могут произносить «л» правильно:

1. В речи ребенок не воспринимает «Л» фонематически.

Фонематический слух – это то, что позволяет человеку отличать один звук речи от другого, верно слышать слова и хорошо их понимать. Врачи рекомендуют развивать этот слух у младенцев с самого рождения. То есть, с детьми нужно разговаривать, не коверкая слова, чтобы они слышали то, что в дальнейшем будет использовано в повседневной речи. Нужно помнить, что на основе устной речи формируется и письменная. Фонетический слух, таким образом, влияет на будущие навыки чтения и письма. В норме к 4 годам ребенок должен уверенно отличать один звук от другого и не путать «ночку» с «дочкой» и «мишку» с «мышкой».

2. Вторая причина неверного произношения «л» – короткая подъязычная связка, обусловленная анатомическим строением.

3. Неумение говорить «л» также может быть следствием слабых мышечных тканей языка.

Не стоит забывать и о том, что для двух-трехлетних детей ошибки в речи на «л» считаются нормой. Формирование правильного произношения «Л» относится к старшему возрасту – к 4 и даже 6 годам.

Правильная артикуляция «л»

При произношении любого звука работают те или иные органы. Совокупность их действий, нужных для того, чтобы речевой аппарат издал определенный звук, и называется артикуляцией. Какие же органы участвуют в правильном произношении звука «л»? Это и губы, и зубы, и язык. Задействованы все важные артикуляционные инструменты. При верном произношении «л» происходит следующее:

  1. Губы занимают то положение, которое продиктовано последующими согласными и гласными
  2. Кончик языка упирается в верхние резцы или их десны
  3. Края нёба, губ и всей ротовой полости не соединяются с верхними резцами, поэтому сбоку получаются проходы для выдыхаемого воздуха
  4. корень языка при произношении твердого «Л» поднимается
  5. мягкое нёбо тоже поднято, им закрыт проход в носовую полость
  6. голосовые связки должны быть сомкнуты, ощущается их вибрация

При соблюдении всех этих условий получается верное произношение твердого звука «л». Для мягкого же существует ряд условий:

  • Поднят не корень языка, а переднесредняя часть его спинки
  • Происходит смыкание не только кончика языка с деснами, но и бОльшей части спинки языка с альвеолами
  • Зачастую мягкое «л» получается, если опущен кончик языка, а передняя часть спинки смыкается с альвеолами

Некоторые дефекты речи можно исправить методом подражания. То есть, научив ребенка повторять звуки, слога и слова на слух. Как отмечают специалисты, в случае со звуком «л» использование только этого метода не подойдет. Именно из-за сложной артикуляционной работы органов. Работать над их постановкой придется точечно. Особенно, если сложности возникают из-за слабой мышечной ткани языка.

Ошибки при попытке произнести «л»

Среди ошибок при произношении «л» есть наиболее распространённые. Они встречаются и у детей, и у взрослых, но исправить их лучше всего в юном возрасте, когда речевой аппарат только подлежит настройке. Самые популярные ошибки:

  • Вместо «л» звучит «ы». Например, слово «ложись» будет произноситься как «ыожись». Это происходит оттого, что язык слишком оттянут в глубину ротовой полости.
  • Взамен «л» произносится сочетание звуков «ува». Так, «взяла» превратится в «взяува». Здесь неправильно поставлены губы.
  • Подмена «л» звуком «р». К примеру, «рекарство» вместо «лекарство».
  • Вместо «л» слышится звук, похожий на «ф» или на «н». Это происходит вследствие резкого, форсированного выдоха и участии в артикуляции щек или носа.

Предварительные артикуляционные упражнения

Перед тем, как перейти непосредственно к упражнениям на постановку звука «л», специалисты советуют сделать серию заданий на артикуляцию, так называемую артикуляционную гимнастику, предваряющую подход к взятию звука «л». Это своеобразная настройка речевого аппарата на овладение непокорным звуком. Здесь идет работа над движениями губ и языка.

Для начала ребенку рассказывают и показывают строение рта: губы, верхняя и нижняя; за ними зубы, верхние и нижние; наверху – бугорок; за ним твердое нёбо, оно продолжается мягким нёбом и обрывается нёбной занавеской, на которой есть язычок. Если у ребенка выявлен ламбдацизм в любом варианте, то для начала необходимо сделать следующие артикуляционные упражнения (выполнять каждый день перед зеркалом под счет от одного до пяти, по пять-десять минут два раза в день):

  1. «Улыбка» – развести губы в улыбку, обнажив верхние и нижние зубы.
  2. «Трубочка» – губы сомкнуты и вытягиваются вперед.
  3. «Наказание языка» – язык остается на нижней губе, его пошлепывают, произнося «Па-па-па».
  4. «Чистка верхних зубов» (с внутренней стороны) – язык делается широким, им водят из стороны в сторону у верхних бугорков, они же альвеолы.
  5. «Парус» – кончик языка нужно упереть в ряд передних верхних зубов. Язык похож на гамак, который провис. Двигать языком не нужно, его просто держат в таком положении, считая. Чем дольше удастся продержать, тем лучше.
  6. «Кошка пьет молоко» – широкий язык облизывает верхнюю губу сверху вниз.
  7. «Индюк болтун» – все то же самое, что и в упражнении «кошка», но движения быстрые и сопровождаются звуками «бл-бл-бл-…».
  8. «Качели» – с приоткрытым ртом нужно широко улыбнуться. На счет «1-2» кончик языка упирается в верхние, а потом в нижние резцы (с их внутренней стороны).
  9. «Лошадка» – щелкают широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Рот открыт, но нижняя челюсть абсолютно не двигается.
  10. «Грибок» – язык как будто приклеен к нёбу, подъязычная уздечка натянута.

Рекомендуется проводить такую гимнастику от двух до четырех недель. Таким образом вырабатывается навык фиксировать необходимую артикуляционную позу, точно совершать все движения и следить за губами, языком и всем речевым аппаратом.

Логопедические упражнения на звук «Л»

После овладения артикуляционной гимнастикой можно переходить непосредственно к постановке звука «л». Упражнения используются следующие:

1. Метод подражания: ученику показывают, как правильно артикулировать звук «л». Улыбнувшись, приоткрыв рот, разомкнуть зубы так, чтобы между верхними и нижними зубами можно было поместить палец. Широкий кончик языка поднимается и прижимается к бугоркам, воздух при выдохе идет вдоль боков, щеки вибрируют. Ребенок произносит «л» вслед за взрослым. Звук должен получаться, когда язык оторван от бугорков.

2. Постановка от межзубного звука (этот метод не применяется, если дефект из-за межзубного ламбдацизма). Взрослый рассказывает сказку «О пароходике, который учился гудеть».

«Давным-давно по морю наравне с большими пароходами плавал совсем крошечный. Он делал все то же самое, что и взрослые, но никто не обращал на него внимания. Всё потому, что он не умел говорить – гудеть по-пароходному. Вместо красивого «Л» он издавал какие-то непонятные и очень робкие звуки. Однажды пароходик решил все-таки научиться разговаривать и гудеть как большой. Он учился, произнося: «У!О! Все не то». Никто ему не отвечал и гудка не получалось. Пароходик так расстроился, что прикусил свой язычок и сказал: «Ы». Тогда случилась удивительная вещь: над морем пронеслось четкое и ясное «Л». Это сказал пароходик. Он подумал: «Наверное, показалось» и попробовал еще раз. Опять прикусил язычок и сказал: «Ы». Получилось красивое «Л». И вдруг ему со всех сторон стали отвечать большие пароходы: «Л!» «Л!». Так о крохе-пароходе узнали все большие корабли, и его стало слышно на всё море».

Прослушав эту сказку, ребенок, выполняет все действия за пароходиком. У него, как и у сказочного персонажа, может, и не сразу, но должен получиться звук «Л». После того, как это случилось, его нужно соединять с гласными. Разрешается в обратном порядке ИЛ, ЫЛ, ОЛ и т.п.

3. Метод при двугубном ламбдацизме.

В этом упражнении главное – научиться подчинять себе непослушные губы. Часто именно они виноваты в плохом произношении – вытягиваются в трубочку, заворачиваются и дают на выходе звук «в». Логопеды связывают неумение правильно ставить губы с долгим отлучением от соски. Рекомендуются упражнения «Улыбка» и «Заборчик»: губы специально максимально растянуты в улыбке, передние зубы обнажены и сжаты. Такое положение нужно зафиксировать и держать на счет как можно дольше. Без помощи взрослого поначалу здесь не обойтись – нужно придерживать губы, разводя их в улыбку.

4. Постановка «Л» от мягкого «Ль»

На первых порах обучение возможно произношением мягкого звука взамен правильного «Л». Потом его следует «прибирать», обучая ребенка произносить слоги ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛА, дотрагиваясь концом языка до верхней губы. И постепенно убирая его за верхние зубы. Рекомендуется массаж мышц вокруг рта и их легкие пошлепывания пальцами.

Три упражнения для расслабления мышц:

  • «Лошадь фыркает» – сильно дуть на губы, подражая лошади.
  • «Рыба» – шлепать губами друг о друга, подражая рыбке.
  • «Устал» – сильно дуть на приоткрытые губы.

Автоматизация звука «Л»

Чтобы закрепить звук после как минимум месяца работы, нужно использовать следующие способы:

  • Произносить мягкие слога и слова. По примеру: «ЛЮ: люлька, люди, люблю.»
  • Заучить и говорить чистоговорки. «ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ – лежали листья на земле» и другие. Их можно сочинять самим.
  • Придумать и повторять потешные стихи и скороговорки на «л».
  • Когда звук получается в прямых слогах, нужно закреплять его в обратных. ОЛЬ, ЫЛЬ и др.

Обязательно контролировать положение языка у зеркала. И не перегружать тексты словами с буквой «Р». Ребенок должен сосредоточиться на одном сложном звуке.

Автоматизация твердого «Л» происходит по аналогии. Сначала ребенок повторяет за взрослым, потом делает упражнения сам.

Предложенные выше упражнения можно проделывать самостоятельно дома. Но если улучшения не происходит, обязательно следует пойти к логопеду.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector