Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не пройдёт само Психотерапевт о заикании и методах лечения

Психотерапия заикания

Методы психологической помощи для лечения заикания

  1. Цель психотерапии – устранение логофобии
  2. Социофобия как осложнение логофобии
  3. Принципы лечения логофобии и социофобии
  4. Некомпетентные психологи предлагают искать причины возникновения заикания

Речевые ценрты коры головного мозга, нарушение связи между которыми приводит к заиканию

Возможности современной психотерапии позволяют диагностировать и корректировать многие психологические проблемы в любом возрасте. Поскольку логоневроз является психосоматическим заболеванием, при комплексной методике его лечения необходима психологическая помощь.

Логофобия, которая является следствием заикания при его формировании, в дальнейшем играет значительную роль при его закреплении и усугублении. Степень тяжести заикания также напрямую завист от выраженности логофобии (виды заикания). Поэтому в ряде случаев психотерапии должна сопутствовать грамотная фармакотерапия. В данном случае при применении лекарств надо понимать основы нейрофизиологи заикания.

ЦЕЛЬ ПСИХОТЕРАПИИ – УСТРАНЕНИЕ ЛОГОФОБИИ

Вообще логофобия это иррациональный страх произношения некоторых слов или звуков в определенных ситуациях, ожидание собственного заикания, моделирование негативных речевых ситуаций еще до начала разговора. Другими словами это иррациональный и абсолютно необоснованный страх того, что вы так или иначе будете заикаться при разговоре, и этот страх сам по себе стимулирует дальнейшее заикание – получается патологический замкнутый круг. Отметим, что большинство детей не осознает иррациональность этого страха, а взрослые заикающиеся вполне могут понимать, что страх речи не имеет под собой объективных причин и является классической фобией. Но в любом случае возможность самостоятельно справиться с логофобией очень ограничена, потому что человек постоянно находится в условиях, где ему требуется разговаривать. Отчасти из этих соображений в лечении заикания необходимо использовать метод молчания, но для устранения логофобии этого обычно недостаточно, так как метод молчания применяется в большей степени для остановки патологического речедвигательного стереотипа.

Между тем логофобия является ведущим фактором стойкости и усугубления заикания, поэтому избавление от этой фобии является необходимым условием лечения заикания.

БЕЗ ЛЕЧЕНИЯ ЛОГОФОБИИ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАИКАНИЯ НЕВОЗМОЖНО

В действительности есть случаи, когда заикание протекает без выраженной логофобии или при полном ее отсутствии, но здесь важно точно это определить. Например, человек может отрицать наличие у себя логофобии, однако при поверхностном анализе выясняется, что его жизнь частично или полностью построена на избегании большинства речевых ситуаций. Довольно примечательно, что человек в этом случае не осознает свою логофобию.

В других случаях логофобия перетекает в социофибию в разных ее проявлениях. В таком случае человек не просто испытывает страх речи и избегает ситуаций, где ему необходимо говорить, а приобретает упорную иррациональную боязнь любой социальной активности.

СОЦИОФОБИЯ – ТЯЖЕЛОЕ ОСЛОЖНЕНИЕ ЛОГОФОБИИ

В тяжелых ситуациях, о которых нам рассказывают наши подписчики, социофобия доходит до полного ограничения контактов с внешним миром. Обратите внимание, что отличительной особенностью человека, страдающего логофобией и/или социофобией является то, что он слишком сильно сосредоточен на самом себе – как он говорит, как выглядит, как на него смотрят окружающие и что о нем думают. Казалось бы, что это вполне адекватный процесс, ведь каждый в той или иной степени опирается на мнение окружающих для адекватного общения. Но в случае с социофобией эта степень доходит до откровенно извращенных, патологических величин, которые в конечном счете мешают здоровой социальной адаптации.

При логофобии и социофобии заикающийся может со всей тщательностью продумывать будущие ситуации, где ему нужно будет с кем-либо говорить или проявлять социальную активность, при этом непременно будет проигрывать негативное развитие событии – логофобия подразумевает постоянное моделирование будущего заикания. Следует добавить, что еще одной характерной особенностью этой патологии является память, которая акцентировано кумулирует больше негативного опыта, чем позитивного, хотя в норме здоровые люди быстрее забывают плохое.

Логофобия характеризуется избегающим поведением. При этом человек вполне адекватно, на его взгляд, начинает избегать любых тревожных ситуаций.

Некоторые наблюдения и исследования логофобии и социофобии позволяют увидеть много общего между заиканием и обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), подробнее об этом в статье «сопутствующие заболевания».

Вы можете себе представить, насколько сильный, а в ряде случаев прочно укоренившийся механизм иррациональных фобий стоит между вами и избавлением от заикания. А если добавить к этому то, что полная картина страхов, фобий и многоэтажных комплексов всегда скрыта от нашего сознания, в той или иной мере находясь в глубокой тени подсознания, получается совсем уж дремучий лес, в котором многие блуждают порядочную часть своей жизни и не понимают, почему так сложно избавиться от заикания. А чаще всего результатом многогранного развития логофобии и социофобии является вывод, что заикание вообще не лечится. Это, конечно же, не имеет объективных оснований.

ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ ЛОГОФОБИИ

Являясь иррациональным и приобретенным страхом, логофобия поддается лечению при правильном подходе:

  • Самостоятельное лечение путем сознательной активной социализации. Здесь имеется в виду направленная деятельность по расширению социальных контактов и социальной активности, невзирая на свои страхи и на заикание как таковое. Необходимо как можно больше общаться и проявлять инициативу. По опыту наших подписчиков, в ряде случаев после значительного повышения социальной активности степень выраженности логофобии заметно снижается. Однако эта задача под силу не всем, а иногда после нескольких негативных речевых ситуаций в общении с незнакомыми людьми фобия может еще больше усилиться. Вообще практически каждая неудача ухудшает состояние.
  • Профессиональная психотерапия логофобии и социофобии. Здесь все гораздо проще, поскольку компетентный психолог владеет необходимыми техниками избавления от этих фобий. Часто используется семейная или групповая психотерапия, обычно в комплексе. Психологи подходят к данной проблеме по-разному, но общий принцип сводится к одному – через осознание иррациональности этих страхов человек начинает формировать адекватный взгляд на себя, на окружающих и на свое заикание. Но и здесь есть важная проблема – не смотря на обилие психологов, по-настоящему компетентных среди них очень мало. Порой нашим подписчикам приходилось перепробовать несколько специалистов, пока они не находили тех, кто был способен им помочь. Следует учитывать, что для такой работы необходимо несколько сеансов, а в будущем необходимо закрепление результатов.
  • Комплексный подход, который используется чаще всего: одновременно с получаемой психологической помощью вы сами занимаетесь активной социализацией: записываетесь в кружки, в секции, больше общаетесь с незнакомыми людьми, даже если поначалу это будет плохо получаться.
  • Отдельно надо отметить использование лекарственных препаратов от заикания, которые при правильном подходе могут заметно снижать логофобию.

Страдающий логофобией склонен видеть себя в негативном свете и предъявлять к себе завышенные требования. А «высокие требования» подразумевают не менее высокую цену ошибки, которая сама по себе не должна вызывать закрепления психологических комплексов и фобий, однако у заикающихся именно это и происходит.

В целом психологически здоровый человек способен адекватно относиться к себе, своим ошибкам и к окружающим — по сути, достижение такого состояния является одной из главных целей психотерапии заикания.

НЕКОМПЕТЕНТНЫЕ ПСИХОЛОГИ ПРЕДЛАГАЮТ ИСКАТЬ ПРИЧИНУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

Хотя важнейшим звеном его развития и закрепления является не причина, а следствие – логофобия, которая в дальнейшем становится основным фактором поддержания и усугубления логоневроза. Поэтому в процессе психологической терапии заикания не имеет смысла искать ее причину в прошлом, как мы уже писали в статье о влиянии семьи на появление заикания. Вне зависимости от стажа заикания в дальнейшем не имеет значения, что инициировало заикание – испуг, конфликт в семье, другой стресс. Повторим, необходимо нейтрализовать логофобию как его следствие. Без этого лечение заикания не может быть успешным.

Более того, нередки случаи, когда психологическая работа, направленная на осознание и вспоминание раздражителя, который привел к заиканию, приводила к еще большей концентрации на негативных эмоциях и усугублению заикания, тем более, если такая психотерапия проводится некомпетентным специалистом. Однако и здесь есть исключения, и такая терапия тоже может быть полезной, однако это наблюдается очень редко.

Мы не можем описать все ситуации, которые происходили с нашими подписчиками, потому что их слишком много. В данной статье приводятся обобщенные выводы, сделанные на основании анализа большинства ситуаций.

Отдельно следует упомянуть гипноз как еще одно направление практической психотерапии, направленное на избавление от логофобии, об этом читайте в статье про гипноз от заикания.

  • Shyness & Social Anxiety Treatment Australia, Hawthorn Clinical Psychology, 365 Burwood Road, Hawthorn VIC 3122, [email protected]
  • Furmark, Thomas. Social Phobia — From Epidemiology to Brain Function. Retrieved February 21, 2006.
  • La Greca A, Dandes S, Wick P, Shaw K, Stone W. «Development of the social anxiety scale for children: Reliability and concurrent validity».

Эффективно ли лечение заикания у психотерапевта и при чем здесь гипноз?

Заикание – это отклонение речи, сопровождающееся судорогой лицевых мышц, которое является заболеванием речевого аппарата.

В зависимости от причин может относиться к психосоматическим формам расстройства, являться следствием органических поражений ЦНС, травм головы, шизофрении.

Для аномалии характерно повторение или прерывание произносимых звуков. В большинстве случаев явление сопровождает логофобия – страх речи. Наблюдается избегание публичных высказываний, сложных речевых конструкций и в тяжёлых случаях недуг мешает социальной адаптации.

Заикание — это психическое расстройство? Что это за диагноз в психологии и психиатрии? Когда необходима работа психолога с заикающимися детьми и взрослыми, какие методы психотерапии используются для лечения заикания (логоневроза)? Ответы на вопросы — в статье.

Когда при логоневрозе стоит обратиться к психологу и психотерапевту?

Среди взрослого населения заикание встречается реже, чем у детей и подростков. Мужчины страдают заиканием в несколько раз чаще женщин.

Отклонение оказывает негативное влияние на качество жизни человека, мешает полноценной реализации в профессии, построению личных отношений.

Детям и взрослым за психотерапией стоит обратиться при первых симптомах заболевания. Это оправдано тем, что на ранних стадиях болезни в мозге человека ещё не укоринились поведенческие навыки связанные с заиканием. При ранней диагностике, лечение недуга эффективнее, чем в запущенных случаях.

Заикание не является психическим расстройством, а относится к формам невроза. Дефект речи не может быть основанием для отказа в получении прав, призыва в армию и др.

Тем не менее стоит учитывать, что в тяжёлых формах логоневроз может быть пограничным состоянием, поэтому так важно вовремя начать лечение.

  • перенесённые болезни, вследствие которых был повреждён головной мозг: инсульт, менингит, опухоли головного мозга и др.;
  • травмы головы;
  • причины невротического характера: сильный длительный стресс, пережитый шок, волнение перед важным событием;
  • неэффективное лечение заикания в детстве;
  • наследственный фактор.

У детей и подростков причины возникновения заикания идентичны, однако прогноз полного выздоровления более благоприятный. Это обусловлено пластичностью психики ребёнка, отсутствием многолетних установок и привычек.

Как правило, комплексное лечение в сочетании с психотерапией полностью избавляет ребёнка от болезни. Помощь психолога и психотерапевта необходима в комплексном лечении при любых причинах возникновения заикания.

В чем цель психологической коррекции?

Цель психотерапии – это замена негативных эмоций на позитивные с трансформацией отношения личности к себе и окружающей среде. Это стимулирует нервную систему к выработке новых алгоритмов действий, слитной речи и уверенного поведения.

Только квалифицированный специалист, ознакомившись с личностными характеристиками больного и травмирующими обстоятельствами может определить способы психотерапии и их последовательность.

В процессе психотерапевтических сеансов выявляются скрытые причины возникновения фобий и иных явлений невротического характера. Неявными причинами могут быть:

  • слишком жёсткое воспитание в детском возрасте;
  • травмирующие ситуации в семье;
  • проблемы в учёбе, работе;
  • переживание за родных, близких, детей;
  • расставание с любимым человеком и др.

Главные принципы терапии

При психотерапевтическом методе лечения важно соблюдать определённые принципы. При неправильном подходе и нарушении методики можно усугубить ситуацию и нанести пациенту вред:

  1. Выявление и воздействие на причину заболевания. Благополучный исход терапии во многом зависит от правильной диагностики. Воздействуя на проблему, не выяснив глубинных причин недуга, специалист не в состоянии оказать квалифицированную помощь.
  2. Последовательность действий.
  3. Вовлечённость пациента в процесс.
  4. Комплексный подход. Сочетание психологической помощи заикающимся с применением препаратов, занятий с логопедом, рефлексотерапией и др.

Применяемые методы психотерапии

Гипнотерапия

Гипноз — изменённое состояние сознания, которое носит временный характер. Под состоянием гипноза человек максимально сконцентрирован, внушаем, способен вспомнить давно забытые события из жизни.

Эффективность метода зависит от расположенности к воздействию – гипнабельности.

С помощью гипноза врач может:

  • сформировать на уровне подсознания несуществующие воспоминания;
  • изменить восприятие и отношение к пережитым событиям из прошлого;
  • скорректировать психологическое состояние.

Эффект от гипноза против заикания у детей и взрослых не может быть достигнут после одного-двух сеансов.

Читать еще:  Препарат АСД-2: помогает ли против рака

Релаксация

Умение расслабляться и снимать мышечные зажимы – один из ключей в лечении многих заболеваний, в том числе и при заикании.

Данный метод применяется только в совокупности с другими и не может быть самостоятельным. Метод применяется как для взрослых, так и для детей.

Результатом сеанса должно быть:

  • снятие мышечного напряжения, в особенности в речевом аппарате;
  • освоение приемов речевой саморегуляции;
  • навыки расслабления патологически напряжённых мышц;
  • устранение тревоги, страха;
  • улучшение способности к концентрации внимания.

Аутогенная тренировка (аутотренинг)

Аутотренинг может проводиться самостоятельно, однако рекомендуется первые сеансы провести с сопровождением специалиста.

Перед подбором курса, проводится психотерапевтическая беседа, пациенту даются рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе.

Стандартный курс аутогенной тренировки содержит в себе:

  • овладение самовнушением, навыками локального расслабление во время произнесения звуков;
  • формулы самовнушения для снижения тревожности повышения самооценки, избавления от фобий.

Медитация — это концентрация внимания внутри себя. Существует много техник медитаций на разные случаи жизни. Йоги соотносят заикание с проблемами горловой чакры.

Для исправления ситуации рекомендовано:

  • созерцание голубых оттенков природы;
  • медитации ХАМММ (мантру нужно пропеть до угасания звука);
  • концентрации внимания на области горла, в том месте, где рождается звук;
  • пение ноты соль;
  • отличный результат даёт медитация в тандеме с Йога-нидра;
  • при лечении заикания большую роль играет правильное дыхание. Медитативные дыхательные практики положительно влияют на речевой аппарат.

Мантры и аффирмации

Мантры являют собой набор звуков, которые нужно повторять в течение нескольких минут нараспев. Чтение мантр – один из древних способов медитации, который пришёл к нам из буддизма.

Существуют мантры на разные случаи жизни, например:

  • ДААЗА — МААТОМ ОМ – избавляет от заикания;
  • ОМ ТРЙЯМБАКАМ ЙАДЖАМАХЕ СУГАНДХИМ ПУШТИ ВАРДХАНАМ УРВАРУКАМИВА БАНДХАНАН МРИТИЙОР МУКШИЯ МАМРИТАТ — мантра высшего счастья. Оздоравливает тело и дух, дарит хорошее настроение, любовь, счастье. Для избавления от болезни мантру стоит читать на убывающую луну.

Аффирмации – это короткие фразы, содержащие определённый посыл, который нужно закрепить в психике. С их помощью можно корректировать собственное поведение, проработать внутренние установки, отношение себе, внешнему миру и людям.

Пример: «Моя речь плавная и свободная», «Я говорю легко и непринуждённо». «Мне нравиться общаться, я с лёгкостью поддерживаю любую тему разговора», «Я счастливый человек» и т.д. Рекомендуется создать собственные фразы, направленные на решение проблем конкретного человека.

Сказкотерапия для детей и взрослых

С помощью данного метода пациент включается и особый мир чувств, переживаний и открытий. Непринуждённость сюжета сказки содержит в себе значительную психотерапевтическую ценность.

Используя сказочную форму для развития речи, пациент расширяет сознание и через речь выстраивает взаимодействие с окружающим миром.

Подсознательно человек начинает ассоциировать сказочные события с реальной жизнью, транслировать характер и эмоции персонажей через собственное поведение.

Как результат, у пациента появляются новые особенности личности и чувство безопасности. В основном метод применяется для лечения заикания у детей, но некоторые психотерапевты включают элементы терапии и для лечения взрослых, как вспомогательные.

Сказкотерапия помогает ребенку во многих сферах жизни, основные из них:

  • развитие творческой фантазии, нестандартного восприятия, внимания и речевых навыков;
  • тренировка выразительной речи, мимических и пантомимических выражений эмоций;
  • развитие эмпатии;
  • избавление от напряжения, отвлечение от проблем и поиск их решения.

Плюсы и минусы

Разбираться с собственными переживаниями в одиночку (с близкими людьми) или со специалистом – абсолютно разные процессы.

Психика человека зачастую закрывает от него самую важную информацию, потому что она болезненна, а для успешного лечения критично проработать травмирующие ситуации.

Психотерапевт обладает техниками знаниями о том, как работает мозг человека. Специалист не вовлечён в процесс эмоционально и видит то, что не замечает сам пациент и его близкие.

К неоспоримым плюсам терапии можно отнести:

  • улучшение общего восприятия себя, как целостной личности;
  • понимание источника проблемы и продвижение к её решению;
  • общий положительный настрой;
  • навыки саморефлексии, управление собственными реакциями;
  • снятие эмоционального напряжения, освобождение от внутренних зажимов;
  • изменение речевого поведения;
  • улучшение социальной адаптации.

Минусы психотерапии могут иметь место, если:

  • лечение не сопровождается другими методиками (физические упражнения, рефлексотерапия, медикаменты, физиотерапия, занятия с логопедом, дыхательные упражнения);
  • психологическая коррекция проводится сомнительными, не доказанными эффективностью методами;
  • лечение осуществляет неквалифицированный специалист.

Занятия с психологом, психотерапия, как один из способов коррекции речевого дефекта показан как для заикающихся взрослых, так и для ребенка.

Важно найти хорошего специалиста с успешной практикой лечения заикания. Для лучшего эффекта следует применять несколько способов, подходящих под конкретный случай.

Заикание с точки зрения нейропсихологии

Для меня как нейропсихолога заикание — это наиболее загадочное, нелинейное нарушение. Нет зоны коры, которая отвечала бы за плавность речи. Очевидно, что в ситуации с заикающимися взрослыми играет огромную роль психологический фактор. Помимо заикания у взрослых «нарастает» сверхценное отношение к своему дефекту, навязчивый страх речи, и без устранения логофобии сложно что-либо сделать с самим заиканием. Поэтому я бы разделила детские и взрослые случаи заикания, хотя работа с психологом нужна в любом возрасте.

Сразу хочу сказать, чего делать не нужно, если ребенок начал заикаться. Многие родители при возникновении заикания ждут, что пройдет само. Этого делать нельзя, т.к. заикание закрепляется. Также нельзя ограничиваться только посещением невролога (невролог при заикании обычно назначает магний B6, фенибут и пантогам; в 99% случаев они, к сожалению, не помогут, и только в 1% заикание снимется за счет плацебо). Это не значит, что к неврологу идти не надо. Надо! К грамотному неврологу, который назначит обследования и подберет терапию.

Еще многие идут к остеопату. Это не прямое показание, но хуже не будет (может улучшиться кровообращение и уйти тревога за счет грамотной коммуникации доктора).

Что же такое заикание и что важно понимать о нем?

  • Заикание — это нейромоторная дискоординация в работе различных отделов речевого аппарата (нарушение идет на уровне ЦНС);
  • Также это системный судорожный речедвигательный невроз (задействована вся речевая система + имеется мощный психологический компонент на уровне патологии);
  • Заикание возникает только в ситуации общения (во внутренней речи или наедине с собой, как правило, отсутствует).

Чаще всего заикание возникает в возрасте активного формирования речи, с 2 до 6 лет после агрессивного воздействия стресса на психику (например, испуг).

Запинки (иногда их называют судороги) могут быть локализованы по-разному: артикуляторный аппарат (губы, язык), голосовой аппарат, гортань, дыхательный отдел. Могут быть смешанными. По характеру они могут быть клоническими (выражаются в многократном повторении первого слога) и тоническими (выражаются в длительном напряжении мышц, гримасе на лице, иногда в добавлении гласных в начале слова).

В настоящее время нет единой и исчерпывающей теории возникновения заикания, но мне очень нравится теория доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, подтвержденная 3-годичным экспериментом.

Известно, что наиболее часто заикание возникает у леворуких мальчиков. Также среди заикающихся есть амбидекстры и люди-правши с активным правым полушарием (скрытое левшество).

Напомню, что речь локализована в левом полушарии (восприятие и моторная сторона), а ритмы, интонации, мелодика, музыкальность – в правом. Поэтому в осуществлении речевого акта оба полушария взаимодействуют между собой. В стихотворной речи есть отчетливый ритмический рисунок (кстати, при пении и проговаривании стихов практически нет заикания). В данном случае активно правое полушарие.

В прозаической речи нет очевидного внешнего ритма, преобладает деление речи на смысловые отрезки (синтагмы). Паузами выделяются именно смысловые кусочки. Внутренний ритм синтагмы состоит в чередовании ударных и безударных слогов, и он постоянно меняется. Поэтому при прозаической речи нужно не только осуществлять речевое программирование, но и подавлять инерцию ритмической артикуляции (левое полушарие доминирует над правым).

Таким образом, если правое полушарие является гиперактивным, то возникает полушарный конфликт, который усиливается в моменты тревоги и волнения.

Технически каждая половина нашего тела иннервируется противоположным полушарием. И для гармоничной речи артикуляторный аппарат, гортань и дыхательные мышцы должны получать одинаковые управляющие импульсы. Но импульс от коры приходит разный по интенсивности, и ядра черепно-мозговых нервов не способны его полностью выровнять, поэтому мы получаем на выходе клоническую или тоническую судорогу.

С учетом этих знаний в коррекции необходимо использовать такие методики, как ритмизацию речи (по сути, это выведение внутреннего ритма во внешний план и постепенное его сворачивание; такой подход используют в Центре патологии речи), а также обучение ребенка правильному делению речи на смысловые отрезки и телесно-ориентированную маркировку синтагм при говорении (движения пальцами). В качестве дополнения логопеды используют отработку речевого дыхания, голосоподачи.

Как я уже сказала, у взрослых ситуация осложняется мощным невротическим компонентом, поэтому без психотерапии не обойтись. Также при коррекции заикания отлично показала себя Томатис-терапия. Я даю программу с акцентом на вестибулярную систему, низкие частоты, минимальный контраст. Вибрация идет по всему телу, задействуется механизм, близкий к pulsing – «пульсации», это техника телесно-ориентированной психологии (автор Тови Браунинг). Поэтому в данном случае Томатис работает как психотерапевтический метод в том числе.

С детьми при заикании также практически всегда необходима работа психолога. В нашем центре используется песочная терапия и консультирование родителей. Очень часто встречается проблема перфекционизма, повышенной планки по отношению к ребенку у родителей, подавленная агрессия у ребенка и еще много чего, что создает тот самый стресс, который служит спусковым крючком.

В заключение скажу, что самая сложная для коррекции форма – это органическое заикание, когда дискоординация обусловлена уже иным механизмом, а именно дисфункцией на уровне базальных ганглиев, которые уже отвечают за слаженность работы моторики на непроизвольном уровне, но таких случаев встречается очень мало.

Запишитесь на комплексную консультацию логопеда и психолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Психологическая и другая помощь при избавлении от заикания

Заикание (логоневроз) – это проблема детей и взрослых, причиняющая множество неудобств. Из-за дефекта дикции ребенка подвергают насмешками, школьник чувствует дискомфорт, отвечая на уроке, получает за невнятную речь низкие оценки. Взрослые тоже испытывают неловкость, разговаривая, пытаясь что-то объяснить. Обычно они не могут из-за этого построить карьеру, выбрать нравящуюся профессию. Однако делу может помочь занятия с логопедом, психологические и психотерапевтические методы, лечение у невролога.

Причины особенностей говорения

Заикание происходит от русского слова «икать». Скорее всего, что в давние времена кому-то показалось, что запинающийся человек икает. На самом же деле это не так. К слову, на других языках такой дефект обозначают термином типа «спонтанное движение языка». Давайте разбираться, что же это такое.

Человек, страдающий логоневрозом, испытывает спазм при произнесении некоторых слов, у него нарушена плавность речи, ее темп. В этом виноваты судороги – непроизвольные сокращения при работе артикуляционного аппарата. Поэтому звуки или слоги повторяются. Кроме этого, заикающийся индивид может испытывать нервный тик, совершать руками непроизвольные движения, теребить одежду.

Специалисты возлагают вину появления дефекта на:

  • детскую травму в возрасте от 1 до 3 лет, когда речь активно формируется. Это может быть какое-либо страшное или травмирующее психику событие – болезнь, смерть близкого человека, конфликты в семье. Возможен и сильный испуг от криков родителей, внезапно появившейся огромной собаки и т.п.;
  • болезни нервной системы, мозга, т.е. биологические причины. К ним относятся перенесенные в детстве травмы головы, менингит, внутриутробные поражения мозга и родовые травмы;
  • ускоренное развитие речи ребенка. Родители, пытаясь сделать свое чадо вундеркиндом, заставляют его учить непонятные стихотворения, сложные слова;
  • невротические переживания. Люди любых возрастов, совершенно нормально говорящие в обычной жизни, начинают заикаться при публичных выступлениях, на сцене, в особо ответственных ситуациях. К слову, логоневроз такого типа самый частый.

Необходимо отметить, что девочки реже страдают заиканием, чем мальчики. Утверждается, что это связано с гендерной особенностью мозга и нервной системы. Все дело в том, что у представительниц слабого пола правое полушарие, отвечающее за эмоции, всегда активно, им можно капризничать и плакать. Потому они вполне адаптированы к такому состоянию. А для сильного пола это не характерно, и если у них оно сильно возбуждается, то левое – рациональное, начинает конфликтовать с правым, развивается заикание. Так же обстоит дело и с левшами – среди них много заик, ведь правое полушарие у них тоже активно.

Многие взрослые с таким недостатком маскируют его междометиями типа «кхм», «ммм», «эээ». Так они вроде бы скрывают наличие проблемы, но все равно речь получается некрасивой, прерывистой, и слушать такого индивида довольно тяжело.

Читать еще:  Удаление кист яичников

Итак, логоневроз – это психосоматическое заболевание, которое можно диагностировать и комплексно лечить. Этим занимается логопед, невролог, также необходима психологическая помощь.

Логофобия и социофобия

При формировании и усугублении заикания у индивида возникает иррациональный страх его ожидания, произношения некоторых звуков, определенных ситуаций. Человек моделирует негативный результат, даже еще не начав говорить. Такой необоснованный страх – логофобия, в свою очередь, сам по себе стимулирует заикание. Получается замкнутый круг, из которого вроде бы нет выхода.

Справится с логофобией, как и с любой из многочисленного списка фобий, практически невозможно, хотя взрослый, в отличие от ребенка, вполне осознает, что никаких объективных причин для страха нет. Тут не поможет обычный способ, используемый логопедом – молчание, помогающее остановить речедвигательный стереотип. Требуется обратиться к психотерапевту, который подберет методику лечения и подходящие фармакологические препараты (если они действительно необходимы).

Бывает так, что больное отрицает наличие у него такой фобии. При ближайшем изучении оказывается, что он просто не осознает ее присутствие, тщательно избегая определенных ситуаций, где ему нужно говорить.

Следует иметь в виду, что избавиться от заикания без лечения логофобии просто невозможно. Такой страх закрепляет дефект, делает его сильнее и заметнее. Если пренебречь терапией, то индивид получит осложнение в виде социофобии – боязни социальной активности. Страдающие ей люди зациклены на себе, они переживают, что о них думают окружающие, им кажется, что все на него смотрят и обсуждают в негативном ключе. В итоге они начинают ограничивать свои контакты, стараются отсидеться дома, не быть в обществе.

Заикающийся лого-, социофоб продумывает ситуации, которые гипотетически могут случиться, где ему нужно будет проявлять социальную активность, беседовать с кем-то. В его «багаже» сохранено большое количество негативного опыта: то плохое, что было с ним, он не забывает. Он осознанно избегает подобных, по его мнению, тревожных ситуаций, видит себя в негативном свете, предъявляет к себе завышенные требования. Его поведение схоже на то, что демонстрирует больной обсессивно-компульсивным расстройством.

Обращаемся за помощью

Главный специалист, способный оценить тяжесть нарушения речи и определить состояние речевого аппарата – это логопед. Его пациенты, в основном дети. Методика лечения довольно длительная, поэтапная, но эффективная:

  1. Сначала происходит обучение пациента правильному произношению, то есть, сформирует «шаблон» речедвигательного навыка. Логопед, изучив тембр и звучность голоса больного, корректирует движения артикуляционной мускулатуры, «ставит» правильное дыхание с помощью специальных упражнений, помогает сделать речь плавной.
  2. Комментирование событий, чтение книг и т.п. позволяет закрепить пройденный материал.
  3. Пациенту нужно много разговаривать, применять полученные навыки, беседуя с членами семьи, друзьями, знакомыми – для автоматизации речи.

Избавление от социофобии, логофобии, а с ними – и от заикания, возможно с помощью невролога (он позаботится о нервной системе, выписав необходимые препараты), а также психолога и психотерапевта.

Клинический психолог выяснит причину логоневроза и подберет комплекс упражнений, который позволит индивиду в дальнейшем снимать стресс, напряжение, тревожность. Он сделает так, чтобы больной осознал иррациональность своего страха и сформировал разумные взгляды на себя и окружение.

Как уже говорилось, лечение заикание проводится комплексно, и психотерапия здесь занимает далеко не последнее место, так как имеет отличную эффективность. Имеет место психотерапия прямая (словесная) и косвенная (посредством окружающих предметов).

При воздействии словом больному объясняют причины его недуга, почему так происходит, внушают новые убеждения, обучают методикам устранения проблемы.

Существует два способа прямой психотерапии:

  • разъяснительная (по Бехтереву) или рациональная (по Дюбуа). Данный способ применяется при легкой форме логоневроза – если заикание появляется на фоне стресса, и в начальной стадии болезни. Больному рассказывают о заикании, как оно появляется и что делать его исчезновения;
  • суггестивная. Пациента вводят в транс под гипнозом и в таком состоянии проводят с ним беседу. Так специалист может узнать подсознательные страхи больного, его переживания. Это положительно сказывается на состоянии клиента. Сюда же входит внушение в бодрствующем состоянии и самовнушение.

Психотерапия направлена на устранения страха ситуаций, говорения, чувства подавленности, переживаний по поводу дефекта. Кроме этого, она перестраивает отношение пациента к социальным контактам с окружающими.

Другие методики

Очень часто в терапии используются группы поддержки и самопомощи. В основе их формирования лежит утверждение: нет лекарства от логофобии, это психологический барьер, который нужно преодолеть. Больным в группе совместно проще смириться со своей проблемой, жить с ней в ладу – таким образом уровень стресса у них снижается, они меньше заикаются или вовсе перестают это делать.

Применяется психотерапия по Мясищеву, изменяющая систему отношений больного и корректирующая его поведение. При этом учитывается особенность личности пациента и совокупность причин возникновения неблагополучного невротического состояния.

В наше время развития технического прогресса для лечения заикания, исправления речи, используют и специальные компьютерные программы, например, BreathMake. Суть состоит в том, что человек, испытывающий тревожность в общении с себе подобным, разговаривает с искусственным интеллектом более свободно. Тут работает измененная обратная связь, синхронизирующая слуховой и речевой центры мозга – Брока и Вернике соответственно.

Происходит это так. Пациент говорит в микрофон, подключенный к ПК. Компьютерная программа исправляет речь, и звук подает в наушники. То есть, больной слышит правильный плавный вариант, и это снимает напряжение, делает его более уверенным. Кроме того, так можно тренировать навык говорения, подстраиваясь под «голос» компьютера.

Существуют и такие программы, которые способны смоделировать какую-либо жизненную ситуацию. Пациент отвечает на такой запрос, пользуясь микрофоном. Его ответ оценивается, и если заданные параметры не соблюдены, больной пробует сказать что нужно снова и снова, пока ему не удастся сделать это правильно.

А можно ли проводить поведенческую терапию для лечения логоневроза, пользуясь методом десенсибилизации? Специалисты пробовали, но успеха это не принесло.

Как помочь самому себе не заикаться

Одновременно с занятием с логопедом и психологической помощью страдающий заиканием человек должен и сам прикладывать силы к собственному выздоровлению.

  • Прежде всего, нужно научиться расслабляться. Начиная говорить, можно перебирать четки, скрещивать пальцы, сгибать и разгибать лист края листа бумаги.
  • Заикание – это невроз, проявляющийся в момент волнения, тревоги. Справиться с ним позволят медитационные практики, которые не так уж и сложно освоить.
  • Еще один вариант успокоения и расслабления – фитотерапия. Среди легких растительных седативных средств – шалфей, чабрец, лаванда, мята. Из них можно заварить чай или сделать настой.

Отрепетируй дома с кем-нибудь из членов семьи речь, которую должен произнести завтра. Как правило, в привычной обстановке слова льются свободно. Нужно запомнить такое свое состояние и вспомнить его в момент «икс». Такие репетиции можно проводить и перед зеркалом: декламировать стихи, читать вслух отрывки из книг Данным способом пользуются люди, и не страдающие логоневрозом, но профессиональные лекторы, актеры и т.п.

  • Очень важно правильное дыхание. Уменьшить заикание позволят регулярные повторения дыхательных упражнений из гимнастики цигун и йоги. Они дают возможность в нужное время выводить воздух из легких, контролировать силу вдоха-выдоха.
  • Не концентрируйся на собственном голосе во время говорения – неровная речь способствует тому, что можно упустить нить разговора. Лучше акцентироваться на содержании, а не форме.
  • При предчувствии наступлении спазма лучше замолчать, сделать паузу, вдохнуть. Не зря пауза является одним из основных средств художественной выразительности у актеров в театре. Сделайте и вы так же – и в глазах собеседника сразу будете выглядеть значимей и глубже.
  • Неплохим вдохновляющим моментом может стать художественный фильм «Король говорит», получивший в свое время престижную кинопремию Оскар. Его главный герой ­– монарх Великобритании Георг VI прошел очень непростой путь, избавившись от заикания с помощью логопеда Лайонела Лога.
  • Можно сделать самомассаж горла и шеи мягкими движениями – это снимет спазм.
  • Чтобы не перегружать мускулатуру гортани и рта большую часть дня лучше помолчать.

Заикания и патологии речи

Те, кто заикаются, осознают, что хотят сказать, но не могут этого сделать. Вследствие, люди имеющие заикание, повторяют или продлевают слово, слог, согласный или гласный звук, а также делают паузу (короткую, длинную) во время общения, потому что достигли проблемного слова или звука.

Среди детей младшего возраста заикание может восприниматься как нормальное явление — это естественная часть обучения речевым навыкам. Чаще всего заикание проявляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда они развивают языковые навыки. Ребенок заикается, если его речь и языковые способности недостаточно развиты. Большинство детей способны перерастать заикание в процессе развития, если оно не является патологией.

Какой врач занимается лечением заикания?

Лечение логоневроза и других расстройств (дефектов) речи — компетенция врача-логопеда. От подобных проблем страдают более 70 миллионов человек во всем мире. В среднем, примерно 5–10% всех детей в хотя бы раз в жизни сталкивались с заиканием, но большинство из них обычно перерастают это явление в течение нескольких месяцев или лет. Раннее вмешательство может помочь детям преодолеть заикание.

По данным исследования, у каждого четвертого ребенка речевая проблема может сохраняться во взрослой жизни и перетекать в различные речевые расстройства. Это затрудняет общение с другими людьми, что часто влияет на качество жизни человека и межличностные отношения.

Что может быть причиной заикания?

Основные причины заикания у детей чаще всего сводятся к психологическим проблемам или неврологическим болезням. Иногда заикание относят к хроническому заболеванию, которое сохраняется в зрелом возрасте. Реже встречаются речевые трудности, возникающие после эмоциональной травмы (психогенное заикание).

Часто первые признаки заикания у ребенка появляются в возрасте от 18 до 24 месяцев. В этот период детский словарный запас постепенно увеличивается, фиксируются первые попытки связывания слов в короткие или длинные предложения. В процессе формирования детского словарного запаса многие дети могут заикаться. В большинстве случаев это длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Во многих случаях заикание проходит само к 5 годам, если не является патологией речи.

Как вылечить заикание, если это патология? Заикание лечится и для этого необходимо посетить логопеда, который подберет речевую или языковую терапии в зависимости от диагноза пациента.

Передается ли заикание по наследству?

Заикание может передаваться по наследству и быть результатом наследственных (генетических) аномалий. Также беглость речи способна нарушаться по причинам, не связанным с генетикой. Причины заикания у взрослых и детей могут быть вызваны черепно-мозговой травмой или другими заболеваниями головного мозга, что провоцирует появление:

  • замедленной речи;
  • пауз в общении;
  • повторяющихся звуков (нейрогенное заикание).

Как определить, есть ли у ребенка заикание?

Определить, есть ли у детей заикание патологического характера может только логопед. Часто у ребенка случается заикание при волнении по причине:

  • попадания в новое окружение (переезд, переход в новый детский сад или школу);
  • первых выступлений на публику.

Если речевые запинки — это единичные случаи, родителям не нужно беспокоиться. Когда они часто повторяются, нужно записаться на прием к детскому врачу-логопеду.

Психосоматика заболеваний, связанных с дефектами речи, может быть разной и зависит от впечатлительности ребенка, склада его характера, наличия заболеваний нервной и других систем. Признаки и симптомы заикания могут включать:

  • сложность произношения начала слова, фразы, предложения, а также продолжения слова, звуков в слове или повторения звука, слога, слова;
  • кратковременное молчание для определенных слогов или слов или паузы в слове (разорванное слово);
  • добавление дополнительных слов, если существует трудность перехода к следующему слову;
  • проявление чрезмерного напряжения, стеснения или беспокойства в разговоре;
  • другие ограничения в стремлении достичь эффективной коммуникации.

Почему взрослые люди начинают заикаться?

Чтобы установить причину того, почему люди заикаются, необходимо обращаться к врачу сразу же после обнаружения речевых проблем и начинать лечение. Расстройство речи затрагивает менее 1% всех взрослых. По данным Американской ассоциации речи, языка и слуха, некоторые заикающиеся люди во время разговора выглядят чрезвычайно напряженными или запыхавшимися. Их речь может быть полностью «заблокирована» (остановлена) под действием многих факторов.

Существует масса причин почему люди заикаются. Часто это происходит вследствие травм головы, волнения, а также на фоне недолеченных заболеваний в детстве. Также причины заикания у взрослых могут быть связаны с образом жизни, карьерными и семейными неурядицами.

Что делать, если ребенок заикается?

Если ребенок заикается, нужно посетить логопеда и установить причину происходящего. Есть разные виды заикания и большинство из них возникают на фоне сбоев в работе нервной системы. Заикания на фоне неврозов бывают:

  • невротические, когда речевые проблемы связаны с психологическими травмами (стрессом, страхом, испугом), обучением другому языку;
  • неврозоподобные, характеризующиеся по большей части генетическими и другими заболеваниями.
Читать еще:  Церебральный арахноидит головного мозга симптомы лечение последствия

Лечение логоневрозов подбирает врач в зависимости от диагноза и степени прогрессирования речевых дефектов (слабое, умеренное, сильное). Также значение имеет частота заикания: постоянное, периодическое, хаотическое, циклическое. Иногда проблемы с речью зависят от ситуации и проявляются в зависимости от ее повторения.

Лечится ли заикание у детей и взрослых?

Если взрослый или ребенок заикается и тянет слова, нужно Как победить заикание у ребенка? пройти лечение у логопеда. При своевременном обращении к врачу речь можно улучшить или вовсе избавиться от проблемы (зависит от диагноза). У маленьких детей после определения причины заикания врач обязательно дает оценку запинок в речи: кратковременные или долговременные. В большинстве случаев для оценки заикания используют серию тестов, наблюдений и интервью.

Оценка детей старшего возраста и взрослых больше нацелена на определение степени тяжести расстройства и того, какое влияние расстройство речи оказывает на способность человека общаться и надлежащим образом выполнять повседневные действия.

Часто заикание характеризуется нарушениями речевой моторики (например, сенсорной и моторной координации). В этом случае дети и взрослые, которые заикаются, могут получить пользу от методов лечения, как логопедия, использование электронных устройств для улучшения беглости речи или когнитивно-поведенческая терапия.

Как избавиться от заикания и проходит ли оно само?

Заикание само по себе не проходит. Как не заикаться? Для этого нужно обратиться за помощью к врачу-логопеду. Небольшое или сильное заикание всегда имеет причину и лечится методами, подобранными врачом.

Расстройства речи могут усугубляться на фоне стрессов, эмоционального всплеска, болезней нервной системы, поведенческих факторов. Запущенные речевые дефекты сложно поддаются лечению, но благодаря постоянной коррекции речь постепенно восстанавливается и улучшается.

Как избавиться от заикания – 10 проверенных советов

Мне, как логопеду, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда папа или мама, с заплаканными глазами, рассказывают о том, что ещё вчера всё было хорошо, а сегодня ребёнок стал заикаться и как избавиться от заикания они не знают. Или взрослый человек, с детских лет страдающий этим речевым нарушением, получает работу своей мечты. А на пути к заветной должности, стоит проклятый недуг.

Однако, паниковать не нужно. Существуют определённые методы, изучив которые вы, возможно, найдёте ответ на вопрос: Как избавиться от заикания?. Хотя, при таком сложном речевом нарушении, отказываться от помощи специалистов не стоит ни в коем случае.

Содержание

Что такое заикание? Секреты нашего мозга

Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.

С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки). Человек, выдыхая, говорит, при этом информация в виде речи поступает в слуховой центр. Слуховой контроль позволяет судить о правильности речи, и, если всё произнесено правильно, информация об этом снова возвращается в ассоциативный центр. Это является сигналом для построения следующей фразы.

Из этой схемы становиться понятно, что плавная речь возможна только при синхронной работе всех трёх центров, то есть когда они передают информацию с одинаковой скоростью. При заикании эта синхронность как раз и нарушается. «Виновником» этого является речевой центр Брока. В силу различных причин его активность значительно повышена, что заставляет его вырабатывать больше нервных импульсов и передавать их мышцам речевого аппарата. Это вызывает их дополнительные сокращения, что на выдохе приводит к появлению запинок судорожного характера.

Существуют две основные формы речевых судорог:

  • Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
  • Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);

Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.

4 главные причины заикания

  1. Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.

Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

  • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
  • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
  1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
  2. Инфекционные заболевания и подражания.
  3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.

10 проверенных советов как избавиться от заикания

1 Совет. Научитесь делать самомассаж. Массаж очень полезно делать при заикании, так как он несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и другие системы организма.

Сначала необходимо выполнять гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого массажа, напротив, активизируются.

  • Проводим лёгкими, поглаживающими движениями от середины лба к вискам;
  • От середины лба к вискам и вокруг и под глазами до переносицы;
  • От крыльев носа к ушам;
  • Гладим щёки круговыми движениями, по часовой стрелке;
  • Гладим шею;
  • Рук, плеч в направлении к туловищу;
  • Живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Делаем вибрационный самомассаж методом энергичных постукиваний.

Техника вибрационного массажа.

  • По лбу с произнесением звука М, по верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
  • По нижней губе с произнесением звука З;
  • По верхней части груди с произнесением звука Ж;
  • По спине слева и справа на звуке М.

Вибрационный самомассаж лучше проводить стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.

Полный комплекс массажа и артикуляционной гимнастики вы можете скачать в рубрике Материалы для скачивания

2 Совет. Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и языка.

Упражнение 1. Широко раскрыть рот. Первым условием чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы (ыыыыыы).

Упражнение 2. Показать зубы, растянув губы в широкой улыбке. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. Вытягивание губ «в хоботок». Длительно произносим звук У. поворачиваем «хоботок» несколько раз вправо, влево, вверх и вниз (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую – вправо, влево. Повторит 3-4 раза.

Упражнение 4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.

3 Совет. Тренируйте дикцию. Специального внимания требует тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и эластичными.

Упражняйтесь в проговаривании слогов, слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были обнажены. И в этом положении тренировать дикцию.

Если это упражнение делает ребёнок, то чтобы он не испугался, можно сказать ему, что вы играете в крокодильчики. Делайте упражнение вместе с ребёнком.

Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков, при произнесении которых не включаются губы. Например,

  • лага-лада-лапа-лана
  • лаго-ладо-лало-лано
  • лагу-ладу-лалу-лану

Затем переходим к проговариванию слов и фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро, слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.

В моей статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей» , вы найдёте много интересных и забавных скороговорок, для тренировки дикции.

4 Совет. Учитесь шёпотной речи. Давно известен парадокс, что шёпотом многие заикающиеся говорят совершенно нормально.

Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова равносильно, в сущности, изменения его слогового состава. Слово «страх» превращается в трёхсложное «сэ-тэ-рах».

Монотонная речь – это речь, лишённая естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания давно известно.

5 Совет. Попробуйте говорить медленнее. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для устранения приступов заикания и в этом отношении мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного влияния, не поражая слушателя своей искусственностью, как речь ритмическая.

Существует три вида тонированной речи, а именно речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом.

6 Совет. Совмещайте эти три вида речи. Говорите медленно, низким голосом однообразным тоном. Вероятно такой совет покажется вам немного несуразным, но вам и не предлагается так говорить постоянно. Так нужно тренироваться произносить тексты, слова, скороговорки. И чем больше, тем лучше.

7 Совет. Дышите правильно. Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функцией, которые, с одной стороны, обеспечивают жизнедеятельность организма, а с другой – поддаются эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Лёгкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого «органа».

Более подробно о развитии речевого дыхания вы можете прочитать в статье «Игры для развития речевого дыхания».

Часто частота и сила речевых судорог зависит от того говорит человек сам (отвечает на вопросы или что-то рассказывает) или он говорит вместе с кем-то, по образцу. Отраженная и сопряженная речь.

8 Совет. Говорим сопряжено. Вместе с педагогом произносим фразы и слова.

9 Совет. Пересказывайте сказки, рассказы, увиденный фильм или мультик.

В пересказе уже есть моменты, которые облегчают речь заикающегося. Запомнив последовательность изложения, он создаёт для себя образец. Это и есть помощь в данном случае.

10 Совет. Рассказывайте самостоятельно о том, что видите.

Рассказ является самостоятельной речью и неотъемлемой частью работы с заикающимися. Поэтому, активно включайте его в речевую тренировку.

Определённое облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают движениями. Так как движения, являются отвлекающим факторов в данном случае.

Другие методы избавления от заикания

Для того чтобы избавиться от такого тяжёлого недуга, как заикание, необходимо подключать все доступные методы. Выше я постаралась изложить в форме советов, что необходимо предпринять.

Вот ещё несколько способов борьбы с заиканием, которые, при желании, вы тоже можете применить как с помощью специалистов, так и самостоятельно:

  • Точечный массаж;
  • Физиотерапевтические процедуры, к ним относится: мезодиэнцефальная модуляция; электросон; магнитопунктура;
  • Лечение отварами, настоями и настойками;
  • Устройства и компьютерные программы.

Заключение

В логопедической практике специалистам постоянно приходится сталкиваться с людьми, которых не устраивает система длительной и трудной работы над собой и своей речью. Всегда есть те, кто надеются на существование каких-то «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Нередко можно слышать вопросы:

-Как избавиться от заикания с помощью операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко – родители заикающихся детей.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет.

Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, учёные. Для которых заикание не являлось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов. Не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. Главное — это их стремление жить в гармонии с миром и самим собой. Чего и вам от всей души желаю!

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если вам понравилась статья поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector