Деревья картинки сказки развивающие задания для детей дошкольного возраста
Развивающие карточки по теме «Деревья и кустарники»
Развивающие карточки по теме «Деревья и кустарники»
для детей 5-7 лет.
Пояснительная записка: комплект карточек можно использовать как для групповой, так и индивидуальной работы на занятиях педагога-психолога, логопеда, дефектолога. Игровые задания направлены на формирование знаний о деревьях и кустарниках, а также на развитие внимания, речи, логического мышления, умения обобщать и выделять признаки.
Вариант использования обучающих карточек:
1 Задание «Что лишнее?»
Цель: развитие логического мышления, внимания, устной речи.
Ребенку предлагается рассмотреть карточки и найти «лишнюю» и объяснить, почему она не подходит.
Яблоня – ель – лиственница — сосна
Груша – слива – дуб – яблоня
Клен – береза — ель – тополь
2 задание «Найди по описанию»
Педагог зачитывает описание какого-либо дерева или куста, а ребенок должен узнать его, показать карточку с этим изображением и назвать.
Например, а) У этого дерева белый ствол с черными полосками. У него есть «сережки», а весной мы пьем его сок. (Береза)
Б) Этот куст растет в саду, его плоды овальной формы, небольшого размера, темно-фиолетового цвета, с косточкой внутри. (Слива).
В) Это дерево растет в лесу. Оно круглый год зеленое. Вместо листьев у него иголки. Еще это дерево – символ одного из праздников и его всегда наряжают разноцветными шарами, ребята водят вокруг хоровод. (Елка)
3 задание «Раздели на группы»
Задание. А) Распредели все карточки на две группы: лиственные и хвойные деревья.
Б) Распредели карточки на две группы: кусты и деревья.
4 задание «Что изменилось»
Задание на развитие внимания, речи.
Педагог раскладывает перед ребенком 5-6 любых карточек и просит внимательно рассмотреть, потом просит закрыть глаза и убирает одну карточку или меняет их местами. Что изменилось?
Книжка-игра «Дерево, лист, плод»
Елена Кайгородова
Книжка-игра «Дерево, лист, плод»
Цель игры: обогащение знаний детей о деревьях Урала, внешнем виде листьев и плодов этих деревьев.
Задачи игры:
1. Обогащать и активизировать словарь детей названиями деревьев, плодов, листьев этих деревьв.
2. Развивать внимание, логическое мышление и память.
3. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Методические рекомендации:игра предназначена для детей в возрасте от пяти до семи лет, одновременно в игру могут играть два человека.
Ход игры:
первый вариант:ребёнок по просьбе взрослого находит страницу книги с заданным деревом. Далее, из верхнего набора картинок он подбирает изображение листочка от этого дерева, а из нижнего ряда картинок подбирает изображение плода этого дерева, при этом ребёнок должен правильно назвать плод и подобрать прилагательное для обозначения листочка дерева (рябиновый, дубовый.).
второй вариант:педагог показывает одну карточку на ленточке и спрашивает у ребёнка: «С какого дерева этот лист» (или плод). Ребёнок даёт ответ и находит нужную страницу в книге. Затем прикладывает листик (или плод) этого дерева и проверяет свой ответ.
Для изготовления такой книжки-игры понадобятся плотные листы бумаги, на которые нанесены изображения. Затем все листы необходимо заламенировать. После этого листы книги сшиваются. Затем уже пришиваются ленточки с маленькими картинками. И вот игра готова!
Развивающая игра «Чудо-дерево» Уважаемые коллеги, хочу поделиться развивающей игрой, которую сшила в уголок природы. Цель игры — дать представления детям о фруктах, растущих.
Дидактическая игра «Сезонное дерево» Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений.
Дидактическая игра «Книжка-развивайка» Доброе время суток! Сегодня я решила поделиться с вами, уважаемые коллеги, результатом своего творчества. Сейчас всякие развивайки для детей.
Дидактическая игра «Волшебное дерево» Паспорт дидактической игры «Волшебное дерево» Автор: Астафьева Е. А., воспитатель МБОУ «Крым-Сарайская ООШ» Описание работы: Макет «Волшебное.
Дидактическая игра «Книжка-малышка» Автор игры: Демидова Наталья Александровна Образовательное учреждения :МКБДО «Верх- Чебулинский детский сад «Солнышко». Возраст группы:.
Игра для развития внимания у детей с ЗПР «Найди дерево» Внимание детей с ЗПР отличается некоторыми особенностями, которые затрудняют процесс обучения: неустойчивость, пониженная концентрация,.
Игра-макет «Чудо-дерево времена года» Игра – макет: «Чудо – дерево времена года» Цель: Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: • Обучающие:.
Дидактическая игра «Книжка-половинка» «КНИЖКА – ПОЛОВИНКА» Пояснительная записка. В наше время существует огромное количество различных методик и игр для занятий с.
«Книжка-малышка». Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста Я и моя Книжка-Малышка». Воспитатель показывает книжку, где на каждой странице ребенку в игровой форме предлагается выполнить задание воспитателя.
Родительское собрание и игра «Дерево желаний» Игра- между родителями «Дерево желаний» Перед вами на столах лежат листики разного цвета, выберете себе каждый по 2 листика и напишите.
Картотека речевых игр и логопедических заданий по лексической теме «Деревья»
картотека по логопедии (подготовительная группа) по теме
Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevya._kartoteka_rechevyh_igr_i_logopedicheskih_zadaniy_dlya_vypolneniya_doma_s_roditelyami.docx | 539.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр и логопедических заданий для выполнения дома с родителями
по лексической теме «Деревья»
1.Рассмотрите вместе с детьми деревья и расскажите им:
- названия основных деревьев
Рассмотреть во время прогулок деревья: березу, тополь, каштан, клен, рябину, дуб сосну, ель.
Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (каштан, рябина, дуб, клен, сосна).
Уточнить, как одним словом это все называется.
Познакомить дополнительно с новыми породами деревьев: осина, ясень, ива. Помочь запомнить их. Научить отличать от других пород.
Словарная работа. Объяснить, почему березу называют белоствольная, а иву — плакучая.
- их классификацию: лиственные, хвойные, фруктовые;
Рассказать, что сосна и ель — хвойные деревья. Объяснить, почему они называются хвойными.
- понятие «цветущие деревья»
- различия деревьев по внешнему виду;
Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.
- названия частей дерева;
Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья. Помочь ребенку запомнить информацию.
- отличие ели от сосны;
- дать понятие кустарник . Рассказать, чем кустарник отличается от дерева. Познакомить с шиповником, жасмином.
- о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, древесина;
Рассказать, какую пользу приносят деревья и как человек использует древесину. Помочь запомнить информацию.
- как меняются деревья в различные времена года.
Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.
- собрать и засушить листья деревьев. Совместно с ребенком сделать гербарий.
Словарная работа. Объяснить значение слова гербарий .
Примерный перечень слов, который Вам поможет:
Обогащаем и активизируем словарный запас.
существительных: деревья, дерево, клён, тополь, осина, черёмуха, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, пихта, кедр; вишня, яблоня, слива, груша, лес, земля, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, жёлудь, серёжка, крона, макушка, ствол, ветка, листья, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, пень, толщина, высота, цвет, листопад;
прилагательных: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;
глаголов: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять, опадать, пилитьсобирать, гулять.
1. «Подбери слова-действия» поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом
Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет . ;
дерево . ; крона . ; почки . ;
корни . ; ветви . . береза (что делает?) – …
2. Подбери признаки (не менее трех признаков):
ДЕРЕВЬЯ . Грамматические упражнения (грамматический строй речи) .
1.Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
тополь — тополек, дуб — дубок, дубочек
осина — осинка, осиночка, береза — березка, березонька, березушка,
рябина — рябинка, рябинушка, ива — ивушка,
елка — елочка, сосна — сосенка,
клен — кленок, яблоня — яблонька,
шишка — шишечка, ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек, лес — лесок,
иголка — иголочка дерево — …
2.Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже
Клен — клены — кленов; тополь — тополя — тополей;
осина — осины — осин; дуб — дубы — дубов;
липа — липы — лип; береза — березы — берез;
ива — ивы — ив; рябина — рябины — рябин;
ель — ели — елей; елка — елки — елок;
сосна — сосны — сосен; яблоня — яблони — яблонь;
плод — плоды — плодов; шишка — шишки — шишек;
желудь — желуди — желудей; сережка — сережки — сережек;
крона — кроны — крон; макушка — макушки — макушек;
корень — корни — корней; ствол — стволы — стволов;
ветка — ветки — веток; сук — сучья — сучьев;
иголка — иголки — иголок; лепесток — лепестки — лепестков;
лес — леса — лесов; чаща — чащи — чащ.
лист – листья дерево — …
Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
«Чудо – Дерево».
Содержимое публикации
«Чудо – Дерево».
Занятие по формированию поведенческих и социально — нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование у воспитанников социально — нравственных качеств.
Воспитательные:
— воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
— воспитывать стремление совершать добрые дела.
Образовательные:
— формировать представление о том, что доброта, есть проявление души.
— совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
— совершенствовать познавательную активность;
Развивающие:
— стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
— развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
— развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
Оборудование и атрибуты: пазлы с изображением кота Леопольда; волшебная корзинка; мешок; серия картинок плохой и хороший поступок; ткань голубого цвета; магнитофон; музыкальное сопровождение; заготовки сердец, солнца; дощечки для мостика; резинка, карандаш, тапочки(детские), ножницы, лейка, книга;
Серия картинок со сказочными героями добрые и злые; клей; конверты 4 штуки.
Предварительная беседа: беседы на тему что такое добро и зло, плохой и хороший поступок; рассматривание серии картинок о поступках, чтение художественных произведений; проигрывание игр.
Ход занятия.
Психолог: Здравствуйте ребята! я вас всех очень рада видеть. Сегодня такой хороший день. Давайте подарим друг другу улыбки, чтобы на душе было радостно и спокойно. Возьмемся за руки посмотрите друг другу в глаза. Ребята очень люблю дарить подарки и я для вас приготовила сюрприз это необычный, особый подарок, который называется чудо – дерево. А секрет его в том, что когда люди смотрят на него, то их сердца наполняются добротой и любовью, а на лице появляется улыбка.
(звучит запись грома).
Дети вместе с психологом прячутся, а когда снова возвращаются к дереву, то видят, что на дереве пропали все цветочки и листочки , дети не понимают что случилось .
— Ребята посмотрите, что случилось с нашим деревом, оно завяло, все цветочки и листочки опали. Как вы думаете, почему это случилось, (ответы детей)
-может его заколдовали, но кто же мог это сделать? ( аудиозапись)
Смех злой волшебницы
(ответы детей.)
-Давайте я вам помогу, в ваших догадках и (рассказывает)
-Большинство людей, которые нас окружают — это добрые, любящие люди. Но, несмотря на это, в нашем мире существует зло, хозяйкой которого является колдунья Злюка. Ей не нравятся веселые добрые, хорошие люди и она пытается их поссорить, сделать злыми, страшными, отвратительными, сея зерна страха, зла, равнодушия, из которых вырастут деревья ненависти, злобы, превратятся в дремучие леса и навсегда останутся в нашем мире, делая людей злыми и страшными. Вот и сейчас, чтобы нам навредить она заколдовала наше чудо -дерево.
Но всегда найдутся люди, способные победить чары колдуньи Злюки. Сегодня это сможем сделать мы с вами. Для нас есть возможность показать Злюке, что нас ей не запугать и наша доброта, смелость, находчивость помогут нам снять чары с нашего чудо – дерева. И для этого мы должны выполнить все задания, которые для нас приготовила колдунья.
-Ой ребята посмотрите что это такое,
(Дети обнаруживают на столе корзину с письмом)
Открывают ее и обнаруживаю пазлы из цветных цифр, картинку из цветных полос. А так же письмо, адресат дети старшей группы.
Дети его открывают, воспитатель зачитывает:
Здесь лежит твоя подсказка,
Используй ее не напрасно,
Скажи любое заклинанье
Станет ненапрасным ожиданье.
Психолог: дети здесь какой то пазл, его нужно сложить и мы увидим кто там нарисован.
По картинке с подсказками дети выстраивают изображение по порядку цифр и цветов.. После того, как пазл собрали он преображается в картинку, на которой изображен герои мультфильма Кот Леопольд.
И психолог читает письмо от кота Леопольда.
Кот Леопольд:
-Здравствуйте ребята. Я слышал что злая волшебница Злюка заколдовала ваше чудо – дерево. Я хочу вам помочь, снять чары колдуньи. Я хочу пригласить вас в волшебный лес где она спрятала ваше дерево и заколдовала его. Там на опушке радости, у приветливой речки, рядом с улыбчивой поляной растут волшебные цветочки , если люди говорят добрые слова и совершают добрые дела, то эти цветочки распускаются они необычной красоты, это должно помочь вашему чудо – дереву, чтоб на нем тоже распустились цветочки.
Психолог: Хотите туда попасть? (да)
-А полетите вы туда на облаке «Улыбка». Улыбнитесь друг другу , возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной. (звучит тихо мелодия песни «от улыбки»
«Облако улыбка появись перед нами, перед нами покажись» (дети повторяют) Вот оно, облако Улыбка! Держитесь крепче за него и в путь! (звучит фоновая мелодия полета)
Ребята сморите вот и мы очутились на этой прекрасной поляне и там в дали наше дерево, но нам дальше не пройти. Злая колдунья приготовила для нас задания.
На пути у нас «приветливая речка», чтобы переправиться через нее, нужно построить вежливый мостик. Тут лежат дощечки, за каждый правильный ответ на вопросы можете взять одну дощечку и построить мостик. Это задание называется
«Доскажи словечко«
Я начну, а вы должны закончить.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду,…(помоги ему)
Решай споры словами, …(а не кулаками)
Где бы ни были , на прощание мы говорим …(до свидание)
Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)ку.
Вот какие молодцы вы построили вежливый мост, теперь Мы можем переправиться через приветливую речку.
— Ой ребята посмотрите кажется на дереве распустился один цветочек.
-Давайте продолжим наш путь, наше чудо- дерево ждет вашей помощи!
2.Проходят дальше и видят на пути мешок, а на нем надпись.
«Мешочек с секретом»
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один.
Психолог: О чем говориться в стихотворении?
А как вы думаете, что такое «добро», «зло»?
Психолог: А в мешке есть карточки , давайте будем доставать с мешка карточки и скажем какой там поступок хороший или плохой (выкладывают на доску плохие и хорошие поступки и анализируют)
Психолог: Вот какие молодцы, вы все правильно сделали и помогли нашему дереву, рассказали, что такое доброта и зло, что такое хорошо и что такое плохо.
И посмотрите, на дереве распускается еще один цветочек.
Психолог акцентирует на этом внимание.
Психолог : А теперь давайте поиграем. Игра называется
«Добрый – злой» Физминутка
Игра начинается со звучания весёлой музыки. Детям предлагается определить характер и эмоции, которые они испытывали во время её прослушивания. Затем детям предлагается послушать ещё один отрывок музыкального произведения противоположного характера – “сердитый”. Характер мимических движений меняется: Мы с вами будем показывать мимикой и жестами какие вы испытываете эмоции (девочки мимикой и жестом показывают лицо доброе, мальчики злое и наоборот. Дети сдвигают брови, хмурятся. Взрослый отмечает, что “настроение” музыки, также как и у человека, бывает разным.
— Опишите настроение музыки.
— Что вы чувствовали, когда слушали весёлую (“сердитую”) музыку?
— Какая музыка вам больше понравилась? Почему?
Ответы детей.(распускается еще один цветочек)
Распускается еще один цветочек на дереве.
Идут дальше и видят разбросаны предметы на полу.
Творческое задание «Доброе дело».
Ну проказница колдунья Злюка, опять что то натворила здесь. Разбросала все. Давайте соберем все предметы и подумаем какую пользу и доброту несут эти предметы.
(карандаш, резинка, ножницы, книга, тапочки (детские),лейка.
Например : Карандаш делает добро потому, что он помогает создавать нам красивые рисунки.
(Каждый ребёнок рассказывает о доброте того, что изображено у него в руках.
Распускается цветочек на дереве.
Психолог: Какие вы молодцы, а теперь давайте немного потанцуем. Распускается еще один цветочек).
Звучит музыка, дети разбиваются на пары, соединяют ладошки друг с другом перед собой.
Воспитатель – Закройте глаза, почувствуйте себя и своего друга, почувствуй те тепло рук друг друга, медленно потанцуйте, более быстрая музыка. Музыка заканчивается , дети открывают глаза и возвращаются на свои места.
И перед ними опять лежит конверт с заданием.
Психолог: Ребята еще одно задание от злой колдуньи.
Задание 5. «Путаница»
Психолог: Ребята, посмотрите какие красивые картинки художник нарисовал. Дети смотрят и говорят все ли правильно и из какой сказки герой и какой он (добрый или злой). Картинки сказок с героями (перепутанные) нужно рассказать что неправильно и объяснить и из какой сказки.
Психолог: Какие вы внимательные, правильно все назвали и исправили то, что художник напутал.
Распускается еще один цветок на дереве.
Задание 6 «Помощники солнца»
Видят конверт, а в нем загадка.
Психолог: Опять конверт с заданием.
Ничего дороже нет,
Чем Его волшебный свет!
Всех Своим теплом согреет!
Света людям не жалеет!
Утром, в каждое оконце,
Входит ласковое …
Ответ детей
Дети идут дальше и видят на столе солнце без лучиков.
Психолог : Ребята смотрите солнышко без лучиков, давайте ему поможем, приклеим все лучики и на каждом лучике напишем, какое наше солнышко, добрые слова, чтобы оно так ярко засветило и чтобы всё чары исчезли и нашего чудо – дерева зацвело. Приклеивают и проговаривают что написали.
Посмотрите дети вот и наше чудо дерево во всей красе. Смотрите, как оно расцвело. Мы своими добрыми поступками сняли чары, вы помогли ему и теперь колдунья Злючка больше сюда не прилетит, потому что мы вместе все преодолеем . Только совместными усилиями вы это сделали. Это дерево всегда будет расти и цвести в нашей группе и будет вам напоминать о добрых и хороших поступках и делах.
Психолог: давайте мы с вами совершим еще один добрый поступок, подарим нашим гостям подарки, сделанные своими руками, чтоб вы никогда не забывали о доброте.
«Пирамида доброты».
Психолог. А сейчас мы возьмемся за руки и построим пирамиду доброты, я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида доброты.
И давайте вспомним какие добрые дела мы сегодня совершали и как помогли нашему чудо – дереву (ответы детей, каждый ребенок ставит ладонь ко всем и называет) и подбросим высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее.
Картотека дидактических игр о деревьях
Картотека дидактических игр о деревьях
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.
Ход игры : Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.
Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.
2. Деревья: клён, берёза, ива, дуб.
3. Деревья: каштан, ольха, ель, липа.
Листья: ольховый, каштановый, липовый, хвоя ели.
«Самый красивый листок найди и про него нам расскажи»
Цель — закрепить названия цвета, формы, научить составлять сложносочиненные предложения.
Правила игры: Выбрать из предложенных листьев, наиболее понравившийся и составляют небольшой описательный рассказ.
«Найди дерево по описанию».
Дидактическая задача.
Найти предмет по описанию.
Игровое действие .
Угадывание растений по описанию.
Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог,
Чтобы ребятам было интересно искать по описанию» можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.
Дидактическая игра «Деревья — наши друзья»
Дети с помощью воспитателя (наводящие вопросы, подсказки) узнают знакомые деревья и рассказывают о них.
Что мы видим на веточках этого дерева? (Семена – «вертолетики») Да.
Какие они? (Красивые, легкие, прозрачные, висят парами)
Зачем семена нужны дереву? (Чтобы из него выросли новые деревья)
Какое это дерево? (Клен)
Как выглядит ствол тополя? (Он толстый, имеет светло-коричневую окраску с зеленым отливом)
Сравним: отличаются ли стволы старого и молодого тополя? (Ствол старого тополя темнее и более толстый, чем у молодого деревца)
Это береза. На ней отличаются от других деревьев почки. Покажите, где на березке почки, и расскажите, как они выглядят. (У березки почки продолговатой формы, большие, они шершавые на ощупь, покрыты словно чешуей. Почки березового дерева напоминают украшение — серьги.)
Дидактическая игра «Отгадай растение»
Цель: Развитие умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных деревьев и кустарников.
Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев и кустарников. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке. Например: Это дерево. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России. (Берёза). У меня длинней иголки, Чем у ёлки. Очень прямо я расту, В высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна). Желто-красная одежка, Каждый листик, как ладошка. Осенью всех ярче он. Догадались? Это. (Клен) Тонет куст в цветах махровых, Словно в облачках лиловых. В яркий теплый майский день, Глаз наш радует. (Сирень) Он в лесу, как витязь, встанет, Желудями в срок одарит. И лесник, и лесоруб С ним знакомы. Это. (Дуб)
«Детки с какой ветки?»
Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.
Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.
«Назови части дерева».
Цель: Закреплять знания о дереве и формировать новые знания. Развивать память, мышление.
Вместе с детьми рассмотреть дерево и уточнить такие понятия , как «крона», «макушка», «ствол», «ветки», «корни». Непосредственное рассматривание поможет закрепить части дерева.
Такой листок, лети ко мне»
Цель. Закрепить знание внешнего вида листьев, умение их отличать, рассказывать о признаках.
Материал: опавшие листья различных деревьев (осенью) или их силуэты, вырезанные из цветной бумаги.
Игровое действие . Подбежать к водящему.
Игровое правило . Правильно определить лист, рассказать о его признаках.
Ход игры.
Детям раздаются силуэты листьев (по одному). Воспитатель становится в противоположном углу комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: «Кленовый (осиновый, берёзовый и т.д.) листок, лети ко мне». Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем рассказать о его признаках.
Усложнение — команда: «Такой листок лети ко мне». Признак принадлежности к какому — то растению не называется. Если среди подбежавших окажется ребёнок с листом другого дерева, он должен найти общий признак между своим и показанным листочком.
Занятие в средней группе «Сказочное дерево»: рисование фантастического объекта по представлению
Занятия по рисованию любимы дошкольниками. Дети пятого года жизни умело делают зарисовки с натуры. Но цель занятий шире — научить детей не только переносить внешний вид предметов на бумагу, но и создавать собственные уникальные образы. Стимулируют воображение и творческую активность темы по мотивам сказок.
Подготовка к занятию по рисованию на тему «Сказочное дерево»
Программа по изобразительной деятельности для средней группы направлена на развитие навыка предметного рисования. Это не механическое копирование изображения в альбом, а умение запечатлевать увиденное. Важно научить детей воспринимать образ: запоминать целое и подмечать детали. Дошкольники 4–5 лет постепенно приступают к рисованию по представлению.
Деревья и ветки в средней группе дети сначала рисуют с натуры
Деревья и отдельные ветки ребята рисовали в младшей группе и могли возвращаться к этим предметам в средней группе. Им знакомы формы различных деревьев (ёлки, берёзы, дуба), особенности их листьев/хвои. Тема «Сказочное дерево» вносит элемент необычности — дети с начала занятия фантазируют.
Это интересно. В сказках нет простых предметов. Деревья — яблонька, дубы, весь тёмный лес — являются символами. Издревле деревья наделялись сакральным значением: выражением сил земли (если приносят плоды), связующим звеном между миров земным и миром небесным.
Деревья в сказках помогают героям, они — не просто растения
На занятии реализуется ряд образовательных задач:
- развитие образного и пространственного мышления,
- развитие зрительного восприятия,
- стимулирование воображения,
- привитие чувства прекрасного,
- погружение в мир народной культуры.
Среди деревьев — в дремучем лесу — всегда чудеса и приключения
Материалы и инструменты
- Краски. Предпочтительно использовать гуашь. Для рисования чётких линий и мазков акварель подходит меньше, но ею часто рисуют в детских садах — она дешевле.
- Кисти: толстая и тонкая.
- Цветные карандаши.
- Альбомный лист или половинка.
- Плотная цветная бумага или картон (как основа для рисования гуашью).
- Фломастеры: только для рисования деталей на карандашном рисунке.
Не предоставляйте четырёхлеткам свободу выбора материалов для рисования. Они разберут фломастеры и восковые мелки. Развивать силу нажима на карандаш, чёткость штриховки и мазков — задачи рисования, занимаемся с карандашами и красками. Фломастеры раздайте в конце практической работы — по одному на каждого — и сообщите, что им можно обвести контур дерева или нарисовать какую-либо деталь, например, дупло или тонкие ветки.
Материалы для рисования сказочных деревьев должны быть яркими и развивающими технические навыки детей
Техники рисования
- Предварительная тренировка в изображении формы дерева (треугольник/прямоугольник — створ, круг/овал — крона).
- Дети «рисуют» овалы в воздухе пальчиком или карандашом/кистью.
- Чертят фигуры мелом/маркером на доске.
- Рисование контуров дерева на бумаге.
- Закрашивание фигур.
- Рисование деталей:
- ветви,
- отдельные листья,
- лицо, руки дерева,
- цветы,
- плоды:
- яблоки,
- орехи,
- сладости,
- башмачки.
Основа сказочного дерева рисуется простыми линиями и мазками
Видео: как нарисовать 3 дерево (урок для детей)
В основе рисования сказочных деревьев лежит повторение формы реальных деревьев. Подскажите детям, что волшебство будет в деталях и нестандартном выборе цветов.
Видео: как нарисовать сказочное дерево
Ценность этой видеозаписи состоит в том, что рисует и поясняет действия ребёнок. Обратите внимание, что в детском представлении делает дерево сказочным. Это непривычная форма кроны, цвет листвы и плоды.
Фантастические образы деревьев получаются при рисовании в альтернативных техниках:
- пальцами и ладонями,
- кляксами,
- отпечатыванием,
- штампингом.
Фотогалерея: деревья в нетрадиционных техниках рисования
Чем дополнить рисунок
Если дети справляются с рисованием дерева и сказочных элементов, к работе привлекаются приёмы лепки и аппликации.
Пластилиновой мозаикой и кусочками цветной бумаги выкладывают траву, облака и солнце — предметы второго плана.
На рисунок можно приклеить изображения сказочных персонажей. Например, Алёнушку и братцы под яблонькой, кота учёного — на дубе из Лукоморья, феечек — вокруг цветочного дерева.
Как вариант, ребята украшают работы природным материалом или фурнитурой:
- сухие листья, цветы,
- плоские семечки,
- палочки,
- кусочки ткани,
- обрезки тесьмы, ленты,
- пуговицы.
Аппликацию на сказочном дереве можно выложить бросовым материалом, например, карандашной стружкой
Усложнение заданий
Воспитанникам, активно проявляющим художественный талант, на занятии предлагаются задания повышенного уровня сложности:
- нарисовать два дерева,
- попробовать раскрасить фон (акварелью),
- детализировать задний план: солнце, птицы.
В средней группе заливка фона не является обязательным этапом рисования, это задание для одарённых детей
Место занятия «Сказочное дерево» в картотеке по изобразительной деятельности
Тема «Сказочное дерево» следует после тем по рисованию и лепке, связанных с изображением растительного мира:
- «Нарисуй картинку про лето»,
- «На яблоне поспели яблоки»,
- «Красивые цветы»,
- «Яблоки и ягоды»,
- «Большие и маленькие морковки»,
- «Овощи и фрукты».
По классической программе Т. С. Комаровой занятие «Сказочное дерево» проводится в октябре и имеет целью научить закрашиванию. В начале учебного года воспитанники средней группы создают простые композиции: «Яблоня с золотыми яблоками», «Волшебное дерево» (необычного цвета или формы).
К весне (концу года) дети владеют основными приёмами рисования кистью и карандашами. Создаются первые коллективные композиции с сюжетной составляющей, по мотивам сказок:
- «Зачарованный лес»: создание композиции из неведомых деревьев (с плодами, цветами, изогнутыми ветвями).
- «Лес двенадцати месяцев»: рисование по мотивам сказки С. Я. Маршака. Дети распределяют образы для рисования: зимние, весенние, летние, осенние деревья. Работы приклеиваются кругом на листе ватмана.
- «Дерево желаний»: сочетание рисования с арт-терапией, визуализация детских желаний в картинках. Например, большое дерево рисуют и закрашивают все вместе, а после наклеивают на листочки/веточки картинки с изображением своих стремлений, надежд.
Коллективно дети рисуют обувь разных видов для дополнения чудо-дерева из стихотворения К. И. Чуковского
Конспект занятия «Сказочное дерево» в средней группе
Составление конспекта начинается с постановки целей и задач занятия. Затем фиксируются формы предварительной работы: чтение сказок, рассматривание к ним иллюстраций.
Кратко указываются материалы, инструменты и оборудование.
Подробно планируется образовательная деятельность на занятие по схеме:
- Организационный момент — 1 минута.
- Мотивирующее начало занятия — 2–4 минуты.
- Практическая работа — 13–15 минут.
- Показ и обсуждение рисунков — 2 минуты.
Показ и обсуждение работ — завершающий этап занятия в средней группе
В качестве мотивирующего начала занятия воспитатель использует материалы, привлекающий внимание детей и одновременно погружающий в тему рисования:
- Рассматривание картинок/фотографий/слайдов с необычными, но реально существующими видами деревьев.
Покажите детям, что необычное часто вполне реально
А почему бы на дереве не расти пасхальным яичкам?
Дети с удовольствием поддержат идея отправиться в вымышленное путешествие
Таблица: конспект НОД по рисованию в средней группе «Сказочное дерево»
Занятие Хатько С. С. — отличный образец, как провести рисование в средней группе. Отгадывание загадок (во вводной части) можно заменить на иллюстративный материал, если дети в группы — визуалы. Использовать готовые планы и разработки в образовательной деятельности не запрещается! Главное — адаптируйте конспекты занятий с учётом особенностей и интересов своих подопечных.
Поэтапное рисование композиции «Сказочное дерево»
Рассмотрим схему рисования классических композиций (без нетрадиционных приёмов и украшения).
Цветными карандашами
- Нарисовать треугольник и круг.
Ствол и крона могут быть разными по форме, треугольник и круг являются вариантами
Цвет раскрашивания также предоставляется на выбор
В качестве плодов могут быть разнообразные предметы: фрукты, конфеты, рыбки, просто фигурки
Зелёный цвет так и просится на крону дерева
Заштриховать крону разрешается несколькими цветами
В завершение подрисовываем травку
Красками
- Нарисовать контур ствола — прямоугольник.
Контур ствола может быть различной формы, например, прямоугольным
Закрашивать нужно в пределах контура
Выбираем форму для кроны
Закрашивание мазками имитирует листву дерева
Подбадривайте ребёнка в выборе яркий красок или неожиданных цветовых сочетаниях
Фон рисуется только акварелью
Сказочное дерево готово
Фотогалерея: примеры работ
Волшебные истории уносят детей в мир воображаемый. Из этого фантастического путешествия ребёнок приносит интересные образы и с удовольствием рисует их на бумаге.