Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие ребенка 1 месяц рефлексы малыша и его способности

Что должен уметь ребенок в 1 месяц: рефлексы и достижения малыша

Что должен уметь ребенок в 1 месяц: врожденные рефлексы и первые достижения

Помните первый день жизни вашего малыша? Тот час и минута, когда ребенку исполнились ровно сутки! Казалось, что так много времени прошло!

Затем первая неделя.

И вот уже первый месяц…

Новорожденный человек совсем крохотный и беспомощный. К году, это уже более менее соображающий человек, который шустро ползает, хорошо сидит и, возможно, уже ходит.

Сегодня расскажу вам, что должен уметь ребенок в 1 месяц. А статья про развитие ребенка в 1 месяц живет здесь:

Рефлексы

Важным критерием на этапе новорожденности являются безусловные рефлексы. Действуют они по принципу Н-Н (непосредственный раздражитель — непосредственная реакция) — обозначение предложено советским психиатром, д.м.н. А. Г. Ивановым—Смоленским.

Со временем эти рефлексы угасают — в среднем, к 2-4-м месяцам.

Для врачей их наличие и своевременное угасание говорит о нормальной работе нервной системы.

За рефлексы, связанные с ротовой полостью, отвечают сегменты мозгового ствола (это в голове), а за остальные — спинной мозг (это в области шеи и дальше по позвоночнику).

Поисковый рефлекс

Если коснуться щечки младенца, то он повернет головку в сторону раздражителя. Проверяют с обеих сторон. А если коснуться нижней губки — опустит головку вниз.

Этот рефлекс по сути составная часть сосательного.

Когда мама берет свое дитя на руки, как раз та сторона, где мамина грудь и будет соприкасаться с щекой, пока мама подготавливается к процессу.

Получается, что ребенок на безусловном физиологическом уровне поворачивается в сторону груди. Потому что природой заложено, что младенец будет вскормлен материнским молоком.

Сосательный рефлекс

Врачи проверяют его при помощи пустышки или пальца в стерильном напальчнике. Смотрите пример на видео .

На самом деле, для новорожденного нет потребности придумывать приспособления для проверки данного рефлекса — достаточно просто приложить человека к материнской груди. Это именно то, что ему нужно.

Кстати, перед кормлением сосательный рефлекс у ребенка ярко выражен, а после кормления, становится более вялым.

К году ребенка он ослабевает, а исчезает полностью только к 3-4 годам — это время естественного завершения прикладываний к груди. Улавливаете мудрый замысел природы относительно долготы грудного вскармливания?

Защитный рефлекс

Если новорожденного положить на живот, то он автоматически повернет голову.

Только ни в коем случае не оставляйте его одного лежать на животе.

Во-первых, когда ему станет дискомфортно, он не сумеет перевернуться.

Во-вторых, если будет что-то мешать ребенку для дыхания, он даже не сообразит, как этого избежать. Малыш ведь еще не знает, что у него есть нос/рот, где он находится, и что ему вообще нужен воздух.

Хватательный рефлекс

Если вы надавите ребенку на ладони (без фанатизма только), малыш крепко обхватит ваши пальцы. Иногда детки хватаются настолько крепко, что их возможно даже приподнять — рефлекс Робинзона.

Хватательный рефлекс будет заметен и на ножках — при надавливании на стопы, детки сжимают пальчики ног, как-будто пытаясь ими обхватить ваши пальцы.

Рефлекс ползания

Ребенка кладут на живот, сгибают ножки, приводя стопы одна к другой и дают им рукой опору. Он начнет отталкиваться и ползти.

По сути эти основные рефлексы направлены на выживание ребенка. Чтобы он смог добраться до мамы, присосаться к ней и поесть.

Есть и другие. Но, на мой взгляд, самостоятельно их проверять не стоит — предоставьте это дело врачу. Если есть такая необходимость.

Рефлекс опоры и автоматической походки

Малыша берут под ручками и вертикально держат. При этом ему дают опору в виде ровной поверхности стола.,например. По мере продвижения ребенка вперед, он будет изображать ходьбу.

Рефлекс Галанта

Малыша держат на руке, животом вниз и проводят пальцем по позвоночнику. Тогда спина младенца изгибается в дугу, открытую в сторону раздражителя, а также разгибаются ножки в тазобедренных и коленных суставах. Вы можете увидеть проверку данного рефлекса на видео .

Рефлекс Переса

Младенец лежит животом на ладони врача. Когда врач, надавливая на позвоночник, ведет от копчика вверх, малыш начинает кричать, разгибать конечности и поднимать голову и таз. Это мероприятие вызывает у новорожденного негативные эмоции.

Рефлекс Моро

Если ударить в 15 см от ребенка по поверхности, на которой он лежит, малыш резко раскинет ручки и ножки звездой, а потом как будто попытается что-то обнять. Получается, что происходит стрессовая ситуация, и человек пытается за что-то ухватиться.

Все эти безусловные рефлексы будут ярко выражены для месячного ребенка, но постепенно угаснут. В два — три месяца, большинство из них будут практически незаметны. В будущем рефлекторная реакция сменится на осознанные действия и поведение.

Умения месячного ребенка

Человек рождается с недостаточно развитой центральной нервной системой (ЦНС) Основные функции в организме младенца регулируются подкоркой. В этом причина своеобразных и неуверенных движений новорожденного. По мере развития ЦНС, ребенок все лучше овладевает своим телом, обретает новые навыки, приходит все бОльшая осознанность.

Физические

  • В этом возрасте человек уже может хорошо держать голову лежа на животе, держится более уверенно в позе столбиком, но еще с поддержкой грудного пояса.
  • Малыш учится справляться со своим телом и меньше вскидывает ручки.

В этом возрасте ребенок уже умеет показывать свое настроение мимикой и звуками.

Общение

  • К 10-14 дню уже пытается общаться. В месяц у деток появляются первые звуки — а-гых, а-кы, а-а-а.
  • Пытается повторить слова взрослого, но пока в ответ только покашливает. Этот кашель отличается от болезненного. Так что, если малыш 25-40 дней от роду вдруг начал покашливать, то он скорей всего пытается с вами говорить. Не торопитесь бить тревогу и звонить врачам.
  • В этом возрасте младенец может уже продемонстрировать свое желание общаться. Когда он видит взрослого, начинает учащенно сопеть и двигаться, как бы приглашая к разговору.
  • Подает маме разные сигналы. Зовет, когда проснулся, сообщает, когда хочет приложиться к груди, пописать, чтобы взяли на ручки. Также сообщит, если недоволен чем-то. Сигналы выражаются в покряхтываниях, различных звуках. Замечали, что перед тем как покакать, например, малыш подает совершенно конкретные сигналы, ни на что другое не похожие? Поделитесь в комментариях, какие сигналы подает ваш ребенок.

Мимика

В своей книге “Ребенок от зачатия до года” Ж. В. Цареградская пишет, что на 4 — 7 день от рождения у малыша может появиться первая сознательная улыбка на бодрствование.

С 14 дня человек уже проявляет эмоции.

Месячный ребенок внимательно следит за мимикой взрослого, который с ним общается, учится ее повторять.

Когда видит или слышит маму — улыбается, радуется ей.

А еще

  • Малыш может фокусировать взгляд на предмете. Покажите ему на расстоянии 20 см игрушку, и медленно проведите ей влево и вправо. Он будет следить за ней.
  • Рассматривает яркие предметы. Различает цвета — черный, белый, красный и желтый.
  • Если вы включите яркий свет, или создадите резкий звук, ребенок отреагирует на него — мимикой, звуком или криком.

Только учтите, что детки все равно развиваются по-разному. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. И это нормально.

Слушайте свое сердце и не сравнивайте своего ребенка с другими. Позвольте ему быть таким какой он есть, единственным в своем роде.

Первый месяц жизни — прекрасное время первых гулений, очаровательных сопений и сладких движений. Малыш меняется с каждым днем!

Желаю вам насладиться этими моментами.

Эта статья подготовлена при поддержке консультанта по материнскому искусству Евгении Старковой. Вы можете задать ей вопрос по теме статьи в комментариях, или воспользовавшись формой обратной связи .

Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы

Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни, поэтому рефлексы новорожденного ребенка играют здесь основную роль.

рефлексы новорожденного ребенка

Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

Основные рефлексы

В этом периоде у малыша развиты только безусловные рефлексы – то есть, те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

Условные рефлексы еще можно назвать «личным опытом» ребенка, поскольку они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.

Для чего нужны безусловные (врожденные) рефлексы

Клинически значимых безусловных рефлексов у малыша целых пятнадцать – причем «судьба» у них очень разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после появления на свет), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь.

Педиатры-неонатологи подразделяют врожденные рефлексы новорожденных на несколько групп:

  1. Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы)
  2. Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей
  3. «Временные» рефлексы – например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Клик для увеличения (Основные рефлексы)

Оральные рефлексы

Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательным рефлексом, а способность проглотить съеденную пищу – глотательным.

Сосательный рефлекс возникает в первые часы жизни и сохраняется до года: малыш обхватывает губами сосок, рожок бутылочки и ритмично их посасывает – примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Подробно о сосательном рефлексе

Глотательный рефлекс остается на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс – еще одна разновидность оральных рефлексов. Если легко коснуться губ малыша, они смешно выпячиваются в трубочку – совсем как хобот у слоненка, потому что в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта. Пропадает хоботковый рефлекс к двум-трем месяцам.

Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – смешанная разновидность реакции ребенка, при которой он приоткрывает рот, если легонько нажать большими пальцами одновременно на обе ладошки. Лучше всего выражен в первые два месяца жизни, на третьем начинает угасать и затем пропадает совсем.

Рефлекс Куссмауля (поисковый) – попытка найти еду: если тронуть уголок рта ребенка, он поворачивает голову к раздражителю. Пропадает достаточно быстро – спустя три-четыре месяца после рождения. В дальнейшем поиск еды происходит зрительно – малыш видит грудь или бутылочку.

Спинальные рефлексы. Осматривая малыша сразу после рождения и в течение всего периода новорожденности, врач-педиатр обращает внимание и на спинальные рефлексы – набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Верхний защитный рефлекс. Один из самых важных безусловных рефлексов, запускающихся уже в первые часы жизни, – верхний защитный рефлекс. Он проявляется, если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Это – защита от возможного нарушения дыхания: ребенок таким образом восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Пропадает рефлекс спустя полтора месяца после рождения.

Хватательные рефлексы

Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.

Читать еще:  Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста

Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно – симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.

Другие двигательные рефлексы

Рефлекс Моро – двухфазная реакция, при которой ребенок отвечает на довольно громкий стук по пеленальному столику или любой другой резкий звук.

  • Первая фаза – малыш раскидывает руки в стороны и разжимает пальчики, выпрямляя при этом ноги.
  • Вторая фаза – возврат в прежнее положение. Иногда ребенок при этом может даже как бы себя обнять – поэтому рефлекс Моро имеет еще одно название – «рефлекс объятий».

Ярко выражен до пятимесячного возраста малыша.

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза:

Рефлекс Кернига – реакция тазобедренного и коленного суставов на попытку разжать их силой после сгибания. В норме этого сделать не удается. Исчезает полностью после четырех месяцев.

Рефлекс «автоматической» походки , являющий собой весьма забавное зрелище, состоит в попытках новорожденного самым настоящим образом шагать, если его поднять и немного наклонить корпус вперед. Критерий оценивания – степень полноты опоры при «ходьбе» на всю ступню. Опора на пальчики и цепляние стоп друг за друга – признак нарушений, требующих наблюдения детского невролога.

Рефлекс опоры – попытка малыша встать на стопы, когда его, осторожно придерживая, ставят на ровную поверхность (на стол, например). Это – двухфазный рефлекс: сначала малыш, почувствовав прикосновение опоры, резко сгибает ноги в коленях, а затем – становится обеими стопами и плотно прижимает подошвы к столу. Хорошо выраженные рефлексы опоры и «автоматической» походки сохраняются на протяжении полутора месяцев.

Рефлекс Бауэра (спонтанное ползание) можно наблюдать, положив малыша на живот и приложив ладони к его подошвам: он начинает ползти, отталкиваясь при этом от созданной опоры и помогая себе руками. Появившись на 3-4 сутки, этот рефлекс исчезает спустя 3-4 месяца.

Рефлекс Галанта – реакция позвоночника на внешний раздражитель. Если провести пальцем по всей длине хребта, то ребенок выгибает спину, разгибая при этом ногу со стороны раздражителя.

Существуют также позотонические рефлексы новорожденных – попытки перераспределения тонуса мышц, когда меняется поза тела в отсутствие умения держать головку, сидеть и ходить.

Рефлекс Магнуса-Клейна – реакция разгибающих и сгибающих мышц плеча, предплечья и кисти, при которой ребенок принимает «позу фехтовальщика». Это происходит, если голову малыша повернуть в сторону. Можно наблюдать, как выпрямляются рука и нога с той стороны, где находится лицо ребенка. С противоположной стороны они, напротив, сгибаются. Этот рефлекс сохраняется до двух месяцев.

Слабые рефлексы или когда нужно бить тревогу

Бывает так, что некоторые рефлексы у малыша включаются с опозданием или проявляются не очень отчетливо. Это может быть связано с травмой, полученной во время родов, при болезнях, а также оказаться индивидуальной реакцией на определенные лекарства.

Также слабость оральных и спинальных реакций обычно отмечается у недоношенных детей и у тех, кто родился с легкой асфиксией.

Интересно, что слабые рефлексы у новорожденного ребенка, связанные с поиском еды и ее поглощением (сосание и глотание), могут объясняться всего лишь тем, что малыш просто не голоден. Наиболее отчетливо они проявляются перед кормлением.

Больше всего пугает ситуация, когда рефлексов нет совсем. Полное отсутствие рефлексов у новорожденного ребенка – повод для немедленной реанимации, которую должны проводить только специалисты.

Причины тому разные – внутриутробные пороки, тяжелые родовые травмы, глубокая асфиксия (удушение пуповиной).

Однако следует помнить: резервы у детского организма огромны, поэтому во многих случаях он вполне успешно восстанавливается, а малыш вырастает здоровым.

Обновлено:

Часто задают вопрос: что такое рудиментарные рефлексы? Это рефлексы, которые со временем пропадают (до одного года жизни), т.е. это: Хватательный рефлекс, Рефлекс Моро, Рефлекс опоры, Рефлекс автоматической походки, Рефлекс ползания, Рефлекс Галанта, Сосательный рефлекс, Поисковый рефлекс, Хоботковый рефлекс, Рефлекс ладонно – ротовой.

Читаем также:

Видео консультация: Рефлексы новорожденных

Целехович Ольга Петровна – врач высшей категории рассказывает какие основные безусловные рефлексы должны быть в норме у грудных детей.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:

Привет!
Врожденные (и у старшых детей тоже) рефлексы от природы (интуитивные) не только для общения с внешним миром но и для урегуливания внутренных беспокойств и недуг, защита от внешных воздействия.
Поэтому успешно можно применить детских рефлексы на взрослых для лечения разных болезней.
К сожелению как становимся взорослее, общественные порядки стирают их и человек в результате остается без природной защиты.
Например : плакать и смеятся. В многих местах и ситуациях (особенно для мужчин) считается не элигантним.
Буду рад найти единомышленников 🙂

Видео гид: грудное вскармливание

Развитие ребенка 1 месяц рефлексы малыша и его способности

Несмотря на кажущуюся беспомощность, новорожденный малыш обладает множеством защитных реакций — рефлексов, которые были созданы природой, чтобы ничего не умеющий ребенок мог выжить и приспособиться к так резко поменявшимся условиям. По наличию рефлекса и степени его выраженности педиатры судят о развитии новорожденного, определяют наличие тех или иных отклонений от развития.

Все рефлексы делятся на две большие группы: условные и безусловные. Условные рефлексы приобретаются человеком в течение его жизни, а безусловные даются человеку с самого рождения. Новорожденный ребенок имеет только безусловные рефлексы, которые помогают малышу ориентироваться в этом мире в первое время. Некоторые из этих рефлексов сопровождают малыша только 2-3 месяца, а другие остаются с ним на всю жизнь. Многие рефлексы новорожденных вместе с развитием его меняются сознательными действиями. Рефлексы, которые со временем исчезают, называют транзиторными и они характерны только детям после рождения до годовалого возраста. По времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно понять, как развивается малыш и не отстает ли он в развитии.

При нормальном развитии у здорового ребенка рефлексы должны быть симметричны, то есть малыш справа и слева должен одинаково реагировать на раздражение. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда ребенок нормально реагирует с одной стороны и отсутствуют реакция с другой. Например, если ребенок хорошо хватает пальцы одной рукой и не делает это другой, то это говорит об отсутствии хватательного рефлекса с одной стороны. В этом случае нужна обязательная консультация педиатра.

У новорожденного здорового ребенка должны быть следующие рефлексы:
Хоботковый рефлекс. Если легкими движениями пальцев постучать по губам ребенка у него происходит сокращение круговой мышцы рта, в ответ он вытягивает губы хоботком.

Поисковый рефлекс. Если погладить область уголков рта, не прикасаясь к губам, то происходит опускание нижней губы и отклонение языка. Малыш поворачивает при этом голову в сторону раздражителя. Поисковый рефлекс особенно заметен перед кормлением, малыш ищет грудь матери, поворачивая головку. Этот рефлекс угасает к концу второго месяца и исчезает к годовалому возрасту.
Сосательный рефлекс. Новорожденный малыш, ощутив во рту соску, сразу начинает активно сосать.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть этого рефлекса заключается в том, что умеренное надавливание пальцем на ладонь ребенка в области возвышения большого пальца вызывает у него следующие реакции: он открывает рот и двигает головкой вперед, по направлению к проверяющему человеку. Обычно рефлекс хорошо выражен до 3-4 месяцев, затем он исчезает. Рефлекс проверяется на ладонях, если рефлекс ослаблен или не исчезает у детей старше 5 месяцев, то необходимо выяснить причину.

Хватательный рефлекс Робинзона. Если в ладонь малыша вложить палец, он его крепко схватит. Иногда хватка может быть такой сильной, что его можно приподнять. Хватательный рефлекс характерен и для нижних конечностей. Если слегка надавить на подошву у основания между вторыми и третями пальцами, то малыш сгибает пальцы. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс объятия Моро. При похлопывании по бедру и ягодице, при ударе рукой по столу для пеленания на расстоянии 15 -20 см от головы малыша, при внезапном шуме ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает их в исходное положение. Рефлекс выражен сразу после рождения и ослабевает к 4 месяцам.

Рефлекс опоры. Если взять ребенка подмышки, поддерживая пальцами головку, то новорожденный ребенок сгибает ноги во всех суставах. А если обеспечить соприкосновение подошв его стоп с твердой горизонтальной поверхностью, то малыш упирается на нее полной стопой, пытается стоять на полусогнутых ногах, выпрямив туловище, даже делает движения ножками похожими на ходьбу. Рефлекс сохраняется до годовалого возраста.

Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка выложить на живот, то он тут же «автоматически» поворачивает голову в сторону. Этот рефлекс присутствует с первых дней жизни, так малыш защищается, оказавшись в таком неудобном положении на животе. Ведь, если он не повернет голову, то не сможет дышать.

Рефлекс ползания Бауэра. Если новорожденного ребенка выложить на живот и приставить ладони к его подошве, то малыш старается оттолкнуться от них и совершает ползающие движения. Поэтому нельзя даже маленьких детей оставить на краю кровати или на столе для пеленания без присмотра, если есть опора, они могут уползти. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев жизни.

Родители, считающие ту или иную реакцию малыша настораживающей, не должны делать выводы о том, что у ребенка есть отклонения в развитии или проблемы с центральной нервной системой. Соответствующие выводы может сделать только специалист после проведения полного обследования. Кроме того, каждый ребенок индивидуален и меняется каждый день, а проявления рефлексов зависит от целого ряда факторов. Например, от питания, от усталости, от перенесенной простуды и многих других неблагоприятных обстоятельств.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Врожденные рефлексы у новорожденного ребенка — Моро, хватательный и другие: видео, таблица норм и причины отсутствия

Процесс рождения – огромный стресс для малыша, так как организм начинает приспосабливаться к новой среде и агрессивным внешним факторам. Самый важный период – неонатальный – длится 28 дней с момента появления на свет. Критериями здорового развития ребенка служат определенные рефлексы, ослабление которых может сигнализировать о проблемах нервно-мышечной системы.

Безусловные рефлексы у новорожденного ребенка и их значение для дальнейшего развития

Рефлекс – ответная реакция живого организма на воздействие сторонних раздражителей. Все рефлексы у человека подразделяются на условные и безусловные. Первая группа – индивидуальные навыки, которые появляются в процессе жизни по мере созревания коры головного мозга. Это своеобразный жизненный опыт, который человек получает на протяжении длительного времени. Вторая группа рефлексов, безусловных, — это то, с чем рождается человек.

Безусловные рефлексы являются врожденными, сложившимися в процессе эволюции человека. Это относительно постоянные ответные реакции, которые спустя некоторое время после появления ребенка на свет ослабевают и вскоре безвозвратно исчезают. Врожденные рефлексы крайне важны — они помогают беззащитному ребеночку выжить в сложный период родов и адаптироваться к новой среде. При ослаблении или отсутствии каких-либо из них (например, глотания или сосания) малыш не сможет существовать вне материнского организма.

Всего неонатологи выделяют у здорового младенца более 15 безусловных ответных реакций. Основные функции, которые они выполняют:

  • поддержание нормальной жизнедеятельности (например, реакция сосания);
  • защита организма от негативных воздействий раздражителей (от мороза, яркого солнца);
  • обеспечение безопасного процесса рождения (задержка дыхания при продвижении малыша по родовым путям).
Читать еще:  Игры на развитие речевого дыхания

Список рефлексов новорожденных детей

Оральные рефлексы

Оральные врожденные рефлексы помогают малышу сосать мамину грудь и не умереть от голода в первые часы жизни. Выделяют пять оральных реакций:

  • Сосательная. Возникает при нахождении у новорожденных во рту предмета, например, соски, на расстоянии 1,5-3 см от десен. Развивается сразу при прикладывании новорожденного к материнской груди. Сосание играет важную роль для питания: при отсутствии сосательного рефлекса малыш не способен выжить.
  • Глотательная. При поступлении пищи любой консистенции в ротовую полость ребенок автоматически ее глотает. С возрастом этот рефлекс не исчезает.
  • Хоботковая. Если младенцу по верхней губке поводить пальцем, то губы вытягиваются в «бантик» из-за сокращения мышц рта. К трем месяцам рефлекс ослабевает.
  • Реакция Бабкина. Нажимая на детскую ладошку, можно наблюдать поворот головки в сторону раздражителя. Через мгновение малыш открывает рот.
  • Поисковая (реакция Куссмауля). Направлена на поиск пищи. Поглаживание щеки возле уголка рта влечет за собой автоматический поворот головки на раздражитель. Малыш начинает искать мамину грудь, открывая при этом ротик. Реакция постепенно ослабевает через четыре месяца. К этому возрасту малыш учится находить грудь визуально, с помощью зрения.

Спинальные рефлексы

Спинальные рефлексы новорожденных — это двигательные автоматизмы, заключающиеся в спонтанных движениях туловищем и конечностями. Главные спинальные автоматизмы:

Хватательные рефлексы

Что представляет собой хватательный рефлекс (реакция Робинсона)? Если дотронуться пальцем или любым предметом до ладошки младенца, он моментально захватывает предмет и пытается на нем удержаться максимально долго. Ручка новорожденного сжимается в кулак и так сильно цепляется за мамин палец, что иногда даже можно чуть приподнять малыша.

Особенно сильно проявляется хватательный рефлекс в момент голода. Ярко выражен до 3-4 месяцев. Сохранение реакции Робинсона более длительное время может сигнализировать о неврологических нарушениях и проблемах с мозговым кровообращением. Важно оценивать симметричность хватательной реакции: обе руки должны быть одинаково развиты и захватывать предметы с идентичной силой и частотой.

Двигательные рефлексы

Физиологические рефлексы движения стремятся изменить положение тела малыша:

  • Автоматизм ходьбы. Грудничка ставят на стол, он опирается на стопы и при принудительном наклоне туловища вперед должен рефлекторно сделать пару шагов. Ребенок должен перебирать ножками, будто шагает.
  • Ползанье (ответ Бауэра). Если положить младенца на животик и подставить ему ладонь под стопы, то он начинает упираться ножками в ладонь и активизирует хаотичные движения туловищем. Это попытка тронуться с места.
  • Лабиринтная тоническая реакция. Когда ребенка кладут на животик, вначале срабатывает вышеописанный рефлекс ползания, а через 30 секунд происходит усиление тонуса сгибающих мышц: головка и руки прижимаются к груди, ножки сгибаются в коленях и притягиваются к животику. Спустя 20-30 секунд мышцы снова расслабляются и включается реакция ползания.

Это далеко не полный перечень всех рефлексов, которые проверяют неонатологи в роддоме и невропатологи в поликлиниках. Некоторые рефлексии могут быть выражены слабее нормы, проявляться в более стертом виде. Психология многих родителей такова, что они считают своего малыша идеальным. Однако только грамотный специалист может определить, достаточно ли развита та или иная рефлексия у малыша. Главные рефлексы, в том числе реакцию Моро и Бабкина, можно посмотреть на видео ниже.

Позотонические рефлексы (Магнуса-Клейна)

Позотонические реакции – это умение перераспределять мышечную нагрузку в зависимости от изменения положения тела. Младенец рефлекторно поднимает голову, сгибает или разгибает конечности при нахождении туловища в определенном состоянии. Основная позотоническая реакция заключается в ответе мышц-сгибателей на поворот головы – ответ Магнуса-Клейна.

При повороте головы, например, вправо правая рука малыша рефлекторно разгибается, а левая – сгибается. При этом задействуются сгибающая и разгибающая мускулатуры конечности. Ножки малыша ведут себя аналогично — разгибается ножка со стороны поворота головы. Подобным образом срабатывает симметричный тонический шейный рефлекс: сгибающие мышцы конечностей срабатывают при наклоне головы или ее запрокидывании назад. Запрокидывание головки приводит к выпрямлению рук и сгибанию ножек.

Таблица появления и угасания

Если какие-либо рефлексы долго не появляются или, наоборот, не угасают в положенные сроки, то такие малыши берутся под особый контроль невропатологами, так как высока вероятность наличия патологий в нервной системе. Время появления и угасания безусловных рефлексов, а также патологии, которые могут приводить к отсутствию врожденных ответных реакций, представлены в таблице.

Вид рефлексаВозраст появленияВозраст угасанияПороки развития, приводящие к отсутствию рефлекса
СосательныйС рождения4-5 мес., во сне — до годаПреждевременные роды, недоношенность плода, кислородное голодание
Поисковый4-5 мес., во сне — до годаУгнетение ЦНС
Хватательный5-6 мес.Парез, паралич рук, нарушение мозгового кровообращения
Рефлекс Мора4 мес.Внутричерепная травма. При травмах шейного отдела рефлекс обеих конечностей несимметричен.
Реакция Бабинского18-24 мес.Угнетение нервной системы
Автоматизм ходьбы3-4 мес.Паралич нижних конечностей, ДЦП
Ползание (Бауэра)3-4 мес.Асфиксия во время родов, проблемы со спинным мозгом
Реакция фехтовальщика (Магнуса-Клейна)6 мес.Длительно сохраняется после 6 месяцев при поражении верхних моторных нейронов.
Шейный тонический3-4 мес.Длительно сохраняется и не исчезает у детей с ДЦП.

Причины и опасность слабого развития рефлексов

Опасность слабого развития рефлексов в том, что малыш оказывается неприспособленным к существованию в новой для него среде. Он ослаблен, медленнее развивается, плохо кушает, не наращивает мышечный корсет. Самое страшное – это патологии нервной системы, которые требуют медицинского наблюдения и лечения. Часто за вялостью рефлексов кроются параличи и детский церебральный паралич (ДЦП).

Физическое развитие детей до 1 года

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех — окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Физическое развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» — улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц — пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц — самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев — может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Распечатать и на стену! Физическое развитие детей до 1 года в таблице.

​А вы знаете, как должен развиваться малыш до года? Скачайте удобную таблицу физического развития ребенка, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!​

Календарь развития ребенка: 1 месяц

Впереди у маленького человечка целая жизнь, но этот месяц — первый месяц жизни — самый важный. Эти четыре недели — время особой ответственности родителей. Вы все, в том числе и малыш, привыкаете к мысли о том, что теперь его жизнь протекает уже не в утробе матери, а в реальном мире.

Читать еще:  Как правильно развивать ребенка в 6 месяцев и чем его занять: полезные игры и развивающие занятия

Наконец свершилось то, чего вы ждали и к чему готовились последние девять месяцев — вы стали родителями. В ваш дом вошла новая жизнь — в прямом и переносном смысле. И с этого момента все будет не так, как раньше. Теперь ваша личная вселенная вращается вокруг маленького человечка, который только что появился на свет и еще целый месяц будет гордо носить титул новорожденного. Впереди у маленького человечка целая жизнь, но этот месяц — первый месяц жизни — самый важный. Эти четыре недели — время особой ответственности родителей. Вы все, в том числе и малыш, привыкаете к мысли о том, что теперь его жизнь протекает уже не в утробе матери, а в реальном мире.

Физиология ребенка первого месяца жизни

В тот момент, когда малыш рождается, делает свой первый вдох и совершает первый крик (родовой катарсис), его маленький организм начинает активно перестраиваться, приспосабливаясь к внеутробной жизни. Изменяется система кровообращения, разрушаются более неактуальные красные кровяные тельца с плодовым типом гемоглобина, по-другому начинают работать пищеварительная и эндокринная системы, кожа, кишечник и дыхательные пути сталкиваются с ранее неизвестными им бактериями, и для их защиты активизируется иммунная система. Возможно, ваш малыш потеряет около 10% веса в первую неделю жизни. Это нормально: первые семь дней его организм работает с колоссальным напряжением. Ситуация стабилизируется примерно через десять дней после рождения и вес начнет увеличиваться. В течение 1 месяца ребенок прибавит до 600 граммов.

Сон новорожденного

Первый месяц жизни малыш практически целиком проводит во сне. Приблизительно 20 часов в сутки он спит, а его хрупкий организм между тем проделывает в это время огромную работу по адаптации к внеутробной жизни. Спят новорожденные, как правило, на спинке, с согнутыми в локтях ручками и согнутыми в коленных суставах раздвинутыми в сторону ножками. У новорожденных выделяют три фазы сна и две фазы бодрствования. Сон может быть глубоким (ребенок дышит ровно и спокойно) и неглубоким (дыхание может быть сбивчивым, возможны подергивания ручками и ножками). Иногда малыш не спит, но дремлет (в процессе кормления, например). Время бодрствования характеризуется активными движениями ручками и ножками. Ребенок может лежать тихо, и это означает, что его все устраивает. Если же плачет, значит ему по какой-то причине некомфортно, о чем он и пытается вам сказать.

Еда ребенка первого месяца жизни

Дискомфорт могут вызывать спазмы кишечника, вздутие животика и колики — спутники практически всех детей в первый месяц жизни. Пищеварительная система приспосабливается к новым условиям работы. Кормление — исключительно важный вопрос в жизни новорожденного (собственно говоря, вся его жизнь и состоит из приема пищи и сна с короткими фазами активности). Важно помнить, что лучшей пищи, чем материнское молоко, для младенца нет и быть не может. Женское молоко — кладезь полезных веществ и микроэлементов и гарант здоровья ребенка. До шести месяцев грудное молоко может быть для ребенка и едой и питьем, и в докармливании искусственным питанием никакой необходимости нет. Врачи рекомендуют кормить ребенка каждые 3-3.5 часа, то есть 6-7 раз в сутки. Лучше, если вы будете делать ночной перерыв 5-6 часов. Таким образом, с первых дней жизни начнет формироваться режим — важное условие дальнейшего правильного физического и психологического развития. Возможен и другой вариант: прикладывать малыша к груди при проявлении беспокойства. В этом случае у вас получится 10-12 кормлений за сутки. По мере того, как ребенок будет расти, интервал между кормлениями будет увеличиваться.

Не забывайте, что во время кормления вместе с молоком ребенок заглатывает еще и воздух, поэтому прежде чем снова уложить его в кроватку необходимо дать ему возможность воздух срыгнуть. Для этого его нужно подержать столбиком. Если этого не сделать, ребенок может захлебнуться.

Психология ребенка первого месяца жизни

Психологическое развитие человека, который только что появился на свет, обуславливается прежде всего рефлексами, которые так и называются — рефлексы новорожденного. Некоторые из них исчезнут по мере взросления, другие останутся на всю жизнь. Эти рефлексы обязательно нужно проверять. Их наличие — признак психологической полноценности малыша. В первый месяц жизни выделяют несколько основных рефлексов:

Сосательный рефлекс. Как только вы даете ребенку грудь (или соску-пустышку), он начинает совершать ритмичные сосательные движения. Этот рефлекс — важнейший для жизнеобеспечения младенца в первые месяцы жизни. Для недоношенных детей именно возникновение сосательного рефлекса считается показателем зрелости.

Хватательный рефлекс и рефлекс Робинсона. Ребенок рефлекторно хватается за все, что касается его ладошки, сжимая ее. Этот рефлекс исчезает примерно на пятом месяце жизни, и на смену ему приходит осознанное хватательное движение.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Если поставить малыша в вертикальное положение таким образом, чтобы стопы касались ровной твердой поверхности, он тут же выпрямляет ножки и «стоит» (с вашей помощью, разумеется, так как самостоятельно встать он сможет только на 8-12 месяце жизни). Если же его намного наклонить вперед, сместив центр тяжести, он начнет передвигать ножками, имитируя ходьбу.

Рефлекс ползания Бауэра. Если ребенка положить на живот и легонько надавить на стопы, он начинает совершать движения, имитирующие ползание.

Хоботковый рефлекс. Если легонько и отрывисто дотронуться до губ младенца, он тут же выпячивает их в виде своеобразного «хоботка». Так же, как и сосательный рефлекс, хоботковый связан с важнейшим для полноценного развития процессом — питанием. Обычно хоботковый рефлекс угасает на 2-3 месяце жизни.

Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка положить на животик, он тут же повернет голову в сторону. Биологически этот рефлекс объясняется просто: поворот головы позволяет дышать даже в столь неудобной для новорожденного позе.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Если легонько надавить подушечками пальцев на ладони малыша, он открывает ротик и поворачивает головку в сторону раздражителя.

Существуют и другие рефлексы (рефлекс Моро, рефлекс Переза, рефлекс Галанта), которые также проверяются в обязательном порядке. Большинство из них угасают или трансформируются к концу первого года, когда жизнь малыша становится более осознанной и на смену рефлексам приходят контролируемые движения.

И еще немного о психологическом развитии: к концу первого месяца жизни ребенок начинает проявлять положительные эмоциональные реакции. На четвертой неделе он уже будет вас узнавать не только на инстинктивном уровне, и, возможно, даже улыбнется вам — своей трогательной беззубой улыбкой! Вообще, чем больше и чаще вы будете ему улыбаться, тем скорее он ответит вам тем же.

Воспитание малыша

Период новорожденности закончился, начинается период грудного возраста, который будет длиться до года. В это время ребенок набирает вес, быстро растет, и у него почти каждый день появляются все новые и новые движения и умения. Что нужно знать об особенностях развития малышей в это время и чем родители могут им помочь?

Как организовать жизнь ребенка в 1 месяц

Теперь ребенок спит 17-19 часов в сутки, постепенно привыкая к своей новой жизни вне материнского живота. Некоторые родители в этот период пробуют соблюдать с ребенком примерный режим дня: в одно и то же время начинают и завершают прогулку, в один и тот же час приступают к купанию и так далее.

Двигательное развитие ребенка в 1 месяц

В это время ребенок перестает принимать позу с согнутыми ручками и ножками, характерную для эмбриона, и начинает с удовольствием двигаться. Для того чтобы помочь мышцам малыша развиваться, можно менять его положение, когда он не спит: класть то на бочок, то на животик.

Лежа на животе, месячные малыши уже поворачивают голову, а некоторым даже удается поднять ее и посмотреть вокруг. Побольше гладьте ребенка – ему сейчас очень нужен тактильный контакт с мамой, в том числе и для ощущения собственного тела. Помните о том, что сковывающие пеленки мешают ребенку развиваться: дети, которых туго пеленают, хуже едят и позже начинают говорить.

Как играть с ребенком в 1 месяц

Малыш в это время внимательно смотрит на лица, постепенно начинает различать интонацию голоса и интересуется разными звуками. Поэтому разные погремушки и колокольчики придутся очень кстати.

Можно надевать ребенку на ручки и ножки звенящие браслеты, тогда он станет больше двигаться и обращать внимание на то, что разные штучки звенят по-разному. Также хорошо ненадолго дать ему в ручку маленькие игрушки, чтобы малыш чувствовал их разную форму и фактуру.

Дети в один месяц, кстати, могут играть самостоятельно, внимательно прислушиваясь к окружающим их звукам, рассматривая свои ручки (и иногда пугаясь их), чувствуя новые запахи. Конечно, мама в этот момент должна находиться неподалеку.

Чему можно научить ребенка в 1 месяц

Заниматься с месячным ребенком нужно не больше двух минут. Для того чтобы малыш учился следить за предметами и находил их взглядом, ему можно показать большую игрушку, дождаться, пока он сфокусирует на ней взгляд, а потом медленно отвести ее в сторону, чтобы взгляд ребенка от нее не отрывался. То же самое можно проделать с погремушкой, издающей негромкий звук.

Что чувствует ребенок в 1 месяц

Ребенок может откликаться на ваше настроение – если улыбнуться ему, то он улыбнется в ответ, если нахмуриться – может заплакать. Малыш проявляет большой интерес ко всему, что происходит вокруг него, – у него уже есть потребность в новых впечатлениях.

К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка начинает формироваться комплекс оживления – реакция на приближение взрослого. Это улыбка, учащение дыхания, лепет, сгибание и выпрямление ручек и ножек. У месячного малыша можно заметить некоторые составляющие этого комплекса.

Что слышит и понимает ребенок в 1 месяц

Малыш с интересом прислушивается к голосам взрослых, хотя пока не связывает друг с другом голоса и лица. К 3 месяцам он начнет различать интонацию и тембры, поэтому важно говорить с ним, меняя и то, и другое: в ответ на высокий голос, быструю речь ребенок может начать шевелить ручками и ножками. А ласковый, нежный голос матери может успокоить его.

Многие специалисты советуют включать детям классическую музыку – примерно на 10 минут в день, но ее любят не все малыши, некоторые устают. Можно включать ребенку и записи разных музыкальных инструментов или самим играть на них возле его кроватки – тоже недолго. Постоянные разговоры с ребенком приводят к тому, что он активно вступает в общение со взрослым – фыркает, попискивает, пробует лепетать.

Задача родителей

В 1 месяц продолжается период симбиоза матери и ребенка – малыш чувствует себя слитым с мамой, мама может жаловаться на то, что она «поглупела»: но этот регресс необходим для того, чтобы лучше чувствовать то, что сейчас необходимо ребенку, чего он хочет. Надо знать, что кризис новорожденности длится примерно два месяца – малыш уже освоился в новом для него мире, но еще не до конца привык к нему, поэтому ему необходимо внимание, общение и готовность мамы взять его на руки, чтобы он почувствовал себя в безопасности.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector