Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как пользоваться центильными таблицами для оценки физического развития ребёнка

Что такое центили?

Центильный метод — простой и удобный способ оценки физического развития. Его суть заключается в том, что индивидуальные антропометрические показатели сравниваются со стандартными величинами, получаемыми при массовых обследованиях.

Как составляют центильные таблицы?

Затем показатели 3 (5), 10, 25, 50, 75, 90, 97 (95) обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (центиль).

“Группа диагностики” — требуется обследование или консультирование врача.

От 3 до 10 центиля — область низких величин, встречаются у здоровых людей (детей) в 7 % случаев.

“Группа внимания” — показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

От 10 до 25 центиля — область величин “ниже среднего”, встречаются у здоровых людей (детей) в 15 % случаев.

От 25 до 75 центиля — область средних величин, встречаются у здоровых людей (детей) в 50 % случаев.

От 75 до 90 центиля — область величин “выше среднего”, встречаются у здоровых людей (детей) в 15 % случаев.

От 90 до 97 центиля — область высоких величин, встречаются у здоровых людей (детей) в 7 % случаев.

“Группа внимания” — показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

От 97 центиля — область очень высоких величин, встречаются у здоровых людей (детей) в не более чем 3 % случаев.

“Группа диагностики” — требуется обследование или консультирование врача.

Оценка физического развития

Гармоничное, соответствующее возрасту — все антропометрические показатели находятся в пределах 25 — 75 центиля.

Гармоничное, опережающее возраст — показатели в пределах 90-97 центиля (90 — развитие выше среднего, 97 — высокое развитие).

Гармоничное с отставанием от возрастных нормативов — показатели в пределах 3-10 центиля (10 — развитие ниже среднего, 3 — низкое развитие).

Оценка физического развития с использованием центильных таблиц

Центильные таблицы ( приложение 2), внедренные в педиатрическую практику в нашей стране И.М.Воронцовым, Е.В.Гублером и соавторами, являются наиболее простыми в использовании по сравнению со стандартами параметрического типа в условиях массовых обследований, более корректным в математико-статистическом аспекте.. Особым преимуществом их является то, что никаких расчетов в процессе оценки физического развития не производится. При этом за средние (условно нормальные) величины принимаются значения признака, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста (интервал от 25 до 75 центиля). Каждый показатель физического развития в этих таблицах представлен 6 (или 7*) колонками (от 3 до 97 центиля), характеризующими количественные границы признака у определенной доли (процента) детей данного возраста и пола.

Пространство между колонками (интервалы, зоны, коридоры), ограниченное двумя цифрами (их всего 7 или 8*), отражает разнообразие величин признака, которое свойственно или 3 % детей изучаемой возрастно-половой группы (области от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля) или 15 % детей групп (области от 10 до 25 и от 75 до 90 центиля) или 50 % всех здоровых детей группы (область от 25 до 75 центиля).

Каждый оцениваемый признак должен быть, прежде всего, помещен в «свой» интервал соответствующей таблицы. В зависимости от того, где расположен этот интервал, можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.

При этом возможны следующие варианты:

(до 3 центиля) — область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей не чаще 3 % случаев. Такой ребенок должен проходить специальное консультирование и по показаниям — обследование.

(от 3 до 10 центиля) — область низких величин, встречающихся у 7 % здоровых детей. Показано консультирование; обследование – при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

(от 10 до 25 центиля) — область величин «ниже среднего», свойственная 15 % здоровых детей.

(от 25 до 75 центиля) — область «средних величин», свойственная 50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерная для данной возрастно-половой группы.

(от 75 до 90 центиля) — область величин «выше среднего», свойственная 15 % здоровых детей.

(от 90 до 97 центиля) — область «высоких величин», свойственная 7 % здоровых детей. Врачебное решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

(свыше 97 центиля) — область «очень высоких величин», свойственная не более, чем 3 % здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений высока, поэтому требуется консультирование и обследование.

* В ряде центильных таблиц не представлен 50 центиль.

Алгоритм оценки

ü найти в соответствующей таблице номер центильного интервала для каждого показателя (длина, масса, окружность грудной клетки);

ü оценить уровень и гармоничность.

Пример.

Мальчик 7 лет имеет длину тела 116 см, массу — 30,5 кг, окружность груди — 66,0 см.

По центильной шкале определяем:

§ длина тела соответствует 3-му центильному интервалу.

§ масса тела соответствует 6-му центильному интервалу,

§ показатель окружности грудной клетки находится в 4 центильном интервале.

Разность максимального и минимального значения номеров центильных интервалов составила 3.

Заключение. 7-летний мальчик имеет физическое развитие ниже среднего, резко дисгармоничное за счет избытка массы

Особенности проведения антропометрического скрининга при массовых профилактических осмотрах детей

Основной задачей массовых профилактических осмотров является выделение детей с отклонениями в антропометрических показателях, детей с « пограничными» показателями и детей, не требующих специального врачебного внимания по антропометрическим данным. При такой дифференцировке процедура антропометрического исследования может быть упрощена:

ü Исключается измерение окружности грудной клетки

ü Измерение окружности головы осуществляется только у детей до года

ü Оценка массы производится только по таблице соответствия длине тела (т.е. гармоничность развития по массе)

ü Граница «средних» величин при оценках по центильным таблицам расширяется. К ним могут быть отнесены зоны 3, 4 и 5 , т.е. интервал от 10 до 90 центиля.

ü Исключается определение точного возраста (все дети подразделяются на две группы – дошкольники и школьники).

При массовых медицинских обследованиях детей и подростков применение находят диагностические скрининг-тесты (номограмма Матвеевой Н.А. и двумерные центильные таблицы Воронцова И.М – см. приложение 3).

Алгоритм оценки

ü определить (по номограммам или двумерным центильным таблицам) номер центильного интервала, где располагается точка пересечения показателей длины и массы обследуемого ребенка.

ü разделить детей на группы;

ü В практической деятельности дополнительно оценивают уровень физического развития. При наличии номограммы это сделать достаточно просто.

В номограмме показатели соматометрических признаков представлены в системе двух координат, где по вертикали отложена длина тела (см), по горизонтали – масса тела (кг). Параллельно каждой оси координат нанесены возрастные одномерные центильные шкалы: справа – шкала по длине тела, сверху – по массе тела. В центре рисунка изображена номограмма для оценки соответствия массы тела его длине. Цифрами 1-8 на шкалах и номограммах обозначены центильные интервалы. Средние значения длины и массы тела, ограниченные 4-м и 5-м центильными интервалами, заштрихованы, пунктиром отмечены медианы (50-е центили).

§ Для определения уровня физического развития на оси ординат

находим значение длины тела ребенка. Из этой точки восстанавливаем перпендикуляр до пересечения его с возрастной шкалой длины тела, расположенной справа. По величине центильного интервала оцениваем уровень физического развития (см. выше «центильный метод» ).

§ Аналогично оцениваем массу тела по шкалам, расположенным в верхнем поле таблицы.

Таким образом, получаем значение длины тела и массы в центильных вариантах возрастных шкал.

§ Определяем гармоничность физического развития по соотношению массы тела к его длине (т.е. определяем номер центильного интервала точки пересечения линий длины и массы тела)

o соотношение попадает на 4-й и 5-й интервалы номограммы – физическое развитие гармоничное;

o в 3-й и 6-й интервалы – дисгармоничное;

o в 1-2, а также 7-8-й – резко дисгармоничное за счет дефицита или избытка массы тела.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 2939 ;

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Красота моя (798)
  • Рецепты здоровья (429)
  • Косметика (230)
  • Гимнастика (65)
  • Прически (35)
  • Диеты (34)
  • Визаж (32)
  • Кулинария (751)
  • Мучные блюда (211)
  • Салаты (150)
  • Консервирование (84)
  • Овощные блюда (64)
  • Десерты (63)
  • Мясные блюда (52)
  • Закуски (52)
  • Блюда из рыбы (33)
  • Рецепты для детей (27)
  • Разное (25)
  • Блюда из птицы (25)
  • Творожные рецепты (20)
  • Соусы (19)
  • Напитки (16)
  • Морепродукты (11)
  • Первые блюда (6)
  • Блюда в пост (4)
  • Вязание для женщин (649)
  • Вязание деткам (537)
  • Техника вязания спицами (445)
  • Креативное рукоделие (414)
  • Вышивка (128)
  • Украшения (80)
  • Бисероплетение (70)
  • Самодельные игрушки (64)
  • Канзаши (56)
  • Вышивка лентами (16)
  • Макраме (10)
  • Коврики (6)
  • Малышатам (382)
  • Детские полезности (128)
  • Поделки (113)
  • Книги для детей (82)
  • Вышивка (59)
  • Кукольное (33)
  • Воспитание (17)
  • Мультики (6)
  • Вязание крючком детям (248)
  • Технология вязания крючком (202)
  • Полезные советы (200)
  • Молитвы, заговоры (178)
  • Полезные ссылки (20)
  • Шитье (195)
  • Шитье для женщин (92)
  • Шитье детям (64)
  • Шитье — секреты мастерства (47)
  • Домашнее шитье (17)
  • Шитье мужчинам (9)
  • Вязание крючком — женское (183)
  • Салфетки (14)
  • Секреты дачника (106)
  • Интересности (85)
  • Картинки (83)
  • Вязание для мужчин (81)
  • Домоводство (74)
  • Полезные программы (54)
  • Праздничное (33)
  • Фотошоп и фотография (32)
  • Фотошоп уроки (23)
  • Стихи (22)
  • Оформление блога (21)
  • Мыловарение (17)
  • Поздравлялки (15)
  • Красота интерьера (12)
  • Журналы (11)
  • Цветы (11)
  • Музыка (11)
  • Домашние полезности (9)
  • Мебельная мастерская (8)
  • Творческие идеи (7)
  • Женские хитрости (5)
  • Дети (2)
Читать еще:  Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

Музыка

  • Все (1)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (5)

Постоянные читатели

  • Все (49)

Сообщества

Статистика

Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц

Для начала, как правильно измерить ребенка?

Определение роста. Для измерения длины маленького ребенка, который не может стоять, используют простую сантиметровую ленту, а измерение производят на столе. Перед процедурой ленту необходимо растянуть и зафиксировать. Можно также пользоваться и длинной линейкой. Ребенка укладывают на стол так, чтобы макушка головы касалась стенки, где находится нулевая отметка измерительной ленты или линейки. Постарайтесь уложить ребенка ровно, а это проще сделать, когда он спокоен: выспался и накормлен. Аккуратно легким надавливанием на коленки распрямляют ножки малыша и приставленной к ступням линейкой отмечают длину — рост.
При измерении роста у более старших детей можно использовать «домашний ростомер» — специальную бумажную сантиметровую ленту, предварительно наклеенную на стенку в детской комнате. Ребенка босыми ногами ставят на пол спиной к линейке. Тело малыша должно быть выпрямлено, руки свободно опущены вдоль туловища, колени разогнуты, а стопы плотно сдвинуты. Голова ребенка должна находиться в положении, при котором край нижнего века и верхний край наружного слухового прохода располагаются в одной горизонтальной плоскости. Во время измерения ребенок должен легко касаться стенки тремя точками: спиной в области лопаток, ягодицами и пятками. К макушке прикладывают перпендикулярно ростомеру какой-либо плоский предмет и на шкале отмечают показания роста.

Определение веса — массы тела. Массу тела измеряют с помощью современных электронных весов. Необходимо следить, чтобы ребенок находился в центре весов. В зависимости от возраста ребенка взвешивают в положении лежа, сидя или стоя. Маленьких детей укладывают на пеленку, после взвешивания малыша ее вес следует отнять от полученного результата.
Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и опорожнит кишечник.

Что касается ежедневного взвешивания младенца в первые недели жизни, это делать нецелесообразно, так как прибавки массы происходят неравномерно: в один день ребенок может вовсе не прибавить в весе, а в другой — прибавить вдвойне. Из-за отсутствия прибавки массы могут возникнуть ложные подозрения на недостаточность питания, что создаст излишнюю нервозную обстановку в семье. Если вы сомневаетесь, достаточно ли пищи получает малыш, взвешивайте его раз в неделю. При недельной прибавке 150—200 г следует успокоиться.
Измерение окружности груди. Проводится обычной сантиметровой лентой, которую накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных руках. Затем руки опускают и соединяют концы ленты на уровне сосков и на фоне спокойного дыхания фиксируют результат измерения. У девочек с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудными железами в месте прикрепления железы к грудной клетке. Отмечают результат измерения.

Измерение окружности головы. Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди — по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.

Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц

Центильные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы (табл. 1-8). Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Процентное распределение детей по росту

Процентное распределение детей по весу

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Процентное распределение детей по окружности груди

Процентное распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетлед который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

Физическое развитие мальчиков от 0 до 17 лет


Физическое развитие девочек от 0 до 17 лет


Соответствие массы тела длине/росту мальчиков

Соответствие массы тела длине/росту девочек

Оценка питания мальчиков 4-15 лет по индексу массы тела (индекс Кетле)

Оценка питания девочек 4-15 лет по индексу массы тела (индекс Кетле)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНТРОПОМЕТРИИ

Оценка длины/роста, массы, окружности груди и головы

Номер центильного коридораЦентильный интервалОценка показателей
1ДоЗ%Очень низкие
23-10%Низкие
310-25 %Ниже среднего
425-50 %Средненизкие
550-75 %Средневысокие
675-90 %Выше среднего
790-97 %Высокие
8Свыше 97 %Очень высокие

Оценка соответствия массы тела росту (оценка питания)

Номер центильного коридораЦентильный интервалОценка показателей
1ДоЗ%Резкий дефицит массы по росту
23-10%Масса недостаточна по росту
310-25 %Масса ниже среднего но росту
425-50 %Масса средне-низкая но росту
550-75 %Масса срсдпсвы-сокая но росту
675-90 %Масса выше среднего но росту
790-97 %Масса избыточная но росту
8Свыше 97 %Резкий избыток массы но росту

Оценка гормоничности физического развития

Гармоничность физического развития ребенка определяется по максимальной разности между номерами коридоров центильной шкалы после оценки показателей роста, массы тела (по возрасту) и окружности груди.

0-2 развитие гармоническое
3 развитие дисгармоническое
4-7 развитие резко дисгармоническое

Читать еще:  Развитие ребенка — методики для домашнего обучения

Оценка соматотипа

Соматотип определяется только при условии гармонического развития ребенка. Оценка соматотипа проводится по сумме номеров центильных коридоров после оценки роста, массы (по возрасту) и окружности груди.

3-10 микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»
11-16 мезосоматический тип телосложения, «физическое развитие среднее»
11-13 «мезомикросоматический тип»
14-16 «мезомакросоматический тип»
17-24 макросоматический тип телосложения, «физическое развитие выше среднего»

Прогнозирование окончательного роста ребенка

Родителям всегда интересно, унаследует ли ребенок их рост, насколько он окончательно вырастет. Ученые уже давно предпринимают попытки рассчитать конечный рост ребенка, основываясь на росте его отца и матери. Приводим некоторые тесты, получившие наибольшее подтверждение.

1. Исходя из среднего роста родителей рост ребенка к периоду его завершения (18-19 лет) будет составлять:
для мальчиков (рост папы + рост мамы): 2 + 5 см;
для девочек (рост папы + рост мамы): 2 — 5 см.

Такой расчет можно сделать для ребенка любого возраста. Для этого необходимо найти дентальную зону для вычисленного ожидаемого конечного роста’по росту родителей на шкале дентального распределения длины тела в последней строке таблицы. Эта дентальная зона наиболее вероятна для нормального роста ребенка после 2 лет, если он унаследовал гены роста родителей.

2. По формулам Таннера исходя из роста ребенка в 3 года: окончательный рост для мальчиков 1,27 х рост в 3 года + 54,9 см; окончательный рост для девочек 1,29 х рост в 3 года + 42,3 см.

3. По таблицам, разработанным учеными Гарн и Роман, можно найти средний наиболее вероятный рост для ребенка любого возраста исходя из полуроста его родителей (табл. 9,10).

4. По данным костного возраста. Этот тест проводится по специальному назначению врача, когда необходимо определить биологический возраст ребенка. Для этого выполняют рентгеновские снимки костей лучезапястного сустава и по специальным таблицам и формулам рассчитывают конечный рост ребенка.

Средние величины длины тела мальчиков в связи со средним ростом их родителей по S. M. Garn и С. G. Rohmann

Центильные таблицы – различие показателей для мальчиков и девочек

Каждая мама считает, что именно ее ребенок идеален, но эта уверенность не должна мешать родителям наблюдать за правильностью роста и развития малыша. Благодаря антропометрическим данным центильных таблиц можно определить соответствие показателей норме.

При несоответствии данных вашего малыша стандартам, представленным в таблице, не стоит паниковать. Слишком низкие или высокие показатели могут быть связаны не с нарушением нормального развития, а с индивидуальными особенностями ребенка и его генетики.

Что такое центильные таблицы?

Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.

На процесс формирования организма влияет множество факторов:

  1. Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
  2. Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
  3. Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
  4. Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
  5. Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.

Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.

В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.

Принципы составления центильных таблиц

В 1993 году ВОЗ после оценки интерпретации антропометрических данных, полученных в результате обследования детей, заявила о том, что они неадекватно отражают процесс развития ребенка. После этого оценивания было принято решение о необходимости применения новых кривых развития, и с 1997 по 2003 год было проведено многоцентровое исследование показателей развития. Результаты были использованы для построения новых центильных таблиц, которые используются во всем мире.

Для подростков данные в таблицах не обновлялись с 1970-х годов.

В связи с тем, что исследования проводились в каждой стране, данные таблиц немного отличаются в зависимости от региона. Например, в России используются исследования, проводившиеся в Новосибирске с 2000 по 2013 год, в них участвовало 2005 детей (1070 мальчиков, 935 девочек).

Что такое графики физического развития?

График развития ребенка – это графическое выражение центильных таблиц. Его значения определяются пятью линиями:

  • зеленые – средние значения;
  • красные – показатели в пределах нормы;
  • черные – границы нормы.

Индивидуальный график развития вашего ребенка строится по его показателям, отмеченным в определенном возрасте.

Какая информация содержится в таблицах?

В центильных таблицах содержатся данные о физическом развитии детей определенного пола и возраста. К таким данным относятся:

  • рост (длина тела) – измеряется при помощи специальных ростомеров;
  • вес (масса тела) – каждый ребенок проходит взвешивание;
  • окружность головы;
  • окружность груди;
  • отношение веса к росту (индекс массы тела).

Интерпретация центильных кривых

Данные обследованных детей одного возраста и пола выстраивают в порядке возрастания и вносят в таблицу. Выделяют 7 областей показателей в зависимости от количества центилей в оценке.

ОбластьКоличество центилейПримечания
1Слишком низких величиндо 3Группа диагностики, требующая повышенного внимания
2Низких параметров3-10Группа внимания, которой показано дополнительное обследование при наличии подозрений на различные патологии
3Величин ниже среднего10-25Гармоничное развитие с отставанием от средних показателей
4Средних значений25-75Соответствующее возрасту гармоничное физическое развитие
5Величин выше среднего75-90Гармоничное формирование с опережением нормы
6Высоких показателей90-97Детки с такими показателями также входят в группу внимания
7Сверхвысоких значенийвыше 97Группа диагностики, включающая детей с высоким физическим развитием и требующих особенного внимания врачей

Как использовать таблицы?

В строке, соответствующей возрасту вашего ребенка, необходимо определить, между какими значениями находятся показатели малыша, и оценить результат.

  • От -1 SD до +1 SD – относится к области средних значений (около 50 деток из 100 обладают подобными показателями).
  • От -3 SD до -1 SD, а также от +1 SD до +3 SD – величины выше и ниже среднего, они являются вариантом нормы. Такое же физическое развитие практически у 43-47% малышей.
  • Ниже -3 SD или выше +3 SD – слишком низкие или высокие значения антропометрических показателей, в этой ситуации лучше обратиться к лечащему врачу, однако от 3% до 7% детей с такими же результатами замеров абсолютно здоровы.

Что делать при отклонениях от нормы?

В первую очередь не надо волноваться. Если такие результаты вызваны заболеваниями, то патологии будут выявлены при дальнейшем обследовании, от которого не стоит отказываться. Каждой мамочке важно помнить, что показатели центильных таблиц – это не диагноз, они лишь говорят о том, что стоит более внимательно отнестись к «нестандартному» ребенку.

Оценка физического развития направлена на то, чтобы помочь родителям вовремя обратить внимание на несоответствия и выяснить их причину, которая может не иметь ничего общего с патологическими состояниями.

Использование центильных таблиц для оценки физического развития ребенка

Судя по посещаемости различных страниц нашего ресурса, больше всего родителей волнуют показатели веса и роста их малышей. В этой публикации мы попытаемся сразу ответить на все уже заданные и будущие вопросы на эту тему.

Судя по посещаемости различных страниц нашего ресурса, больше всего родителей волнуют показатели веса и роста их малышей. В этой публикации мы попытаемся сразу ответить на все уже заданные и будущие вопросы на эту тему. Предлагаем вашему вниманию центильные таблицы для оценки физического развития ребенка. С помощью них вы сможете сами определить, насколько антропометрические данные вашего малыша близки к норме, и обратиться к врачу в том случае, если эти показатели приближаются к крайним границам.

Читать еще:  Коксартроз (Деформирующий артроз тазобедренного сустава, Деформирующий остеоартроз тазобедренного сустава)

Что такое центильные таблицы?

Они представляют собой своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — как низкий, 10-25-го — как ниже среднего, 25-75-го — как средний рост. Рост 75-90-го оценивается как выше среднего, 90-97-го — как высокий и последних трех ребят — как очень высокий.

Какими таблицами пользуются российские врачи?

Центильные таблицы публикуются в учебниках и пособиях по педиатрии, справочниках педиатра и другой медицинской литературе. Мы предлагаем вам ознакомиться с таблицами из «Справочника педиатра» под ред. В.О.Быкова (Ставрополь, 2004). Они соответствуют данным, приведенным в книгах «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина и И.М.Воронцова (СПб, 2000) и «Пропедевтика детских болезней» под ред. Н.А.Геппе (М., Гэотар-Медиа, 2008).

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75%. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25% и 75-90%).

Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97%, следует насторожиться и указать на это врачу. Это зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97%, весьма вероятно, что у малыша есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Есть ли более современные центильные таблицы?

Да, они были составлены в 2005 г. экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР) , проведенного в 1997-2003 гг.

Центильные таблицы всегда являются результатом исследования большого количества здоровых детей: данные веса, роста, окружности головы и др. тысяч малышей анализируются, статистически обрабатываются и заносятся в таблицы. Это могут быть дети, проживающие в одной стране или на одной территории, или же в разных регионах мира. Именно таким было последнее исследование ВОЗ.

Его отличием от предыдущих стало то, что в нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Мы предлагаем вам следующие таблицы ВОЗ:

Как пользоваться таблицами ВОЗ?

  1. Найдите строку, которая соответствует возрасту ребенка.
  2. Определите, между какими величинами в данной строке находится вес (рост) ребенка:
    • между показателями колонок -1 SD и 1 SD. Это область средних величин, половина здоровых детей данного возраста имеют такой же вес (рост);
    • между показателями колонок -3 SD и -1 SD, 1 SD и 3 SD. Это области пониженного или повышенного веса (роста), таких детей в популяции около 44%, и это тоже вариант нормы. Более низкий (высокий) вес (рост) может быть связан с генетическими особенностями (например, такими, как рост родителей, вес ребенка при рождении), особенностями конституции и обмена веществ;
    • величина веса (роста) выходит за показатели колонок -3 SD и 3 SD. Такие значения — повод обратиться к врачу для обследования ребенка и выяснения причин отставания (опережения) в весе (росте). Хотя около 6% здоровых детей имеют такие же показатели.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

—>Скопина Лариса Викторовна —>,

Каталог статей

ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ


Рис.3

ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ ДЕВОЧЕК


Рис.4

На рисунках 3 и 4 показаны значения роста для мальчиков и девочек. Например, мальчику 6 лет и его рост 110 см. Вы отмечаете точку пересечения линии, проведенной вверх от цифры 6 с горизонтальной линией на уровне 110 см и убеждаетесь, что рост Вашего ребенка соответствует норме. Вы также видите, что в этом возрасте у нормальных, здоровых детей рост может быть от 108 до 122 см .

Другой пример: Ребенку 14 лет и его рост 135 см. Вы видите, что его рост находится за нижней границей нормы. Следует немедленно обратиться к врачу и установить причину задержки роста ребенка.

Что такое перцентили (процентили)?

По-английски это слово означает «процент». Средняя линия — 50-я перцентиль — это средний показатель роста для данного возраста. Нижняя линия графика — 3-я перцентиль (процентиль). Такой рост имеют 3% детей данного возраста. Верхняя линия графика — 97-я перцентиль. Такой рост также имеют 3% детей данного возраста, только 3-я перцентиль — это 3% детей с наименьшими показателями, а 97-я — это 3% детей с наибольшими показателями для данного возраста. Если рост ребенка ниже 3-ей перцентили или больше 97-й, то следует обязательно обратиться к врачу.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector