Detilubvi.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие речевого дыхания при помощи игр и специальных упражнений

Игры на развитие речевого дыхания

Содержимое публикации

Игры на развития речевого дыхания

Игры на развития речевого дыхания

Игры на развитие речевого дыхания

В последнее время появилось много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха . Поэтому, развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушением речи.

Речевое дыхание — является основным источником энергии при образовании звуков речи. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста.

Формирование речевого дыхания предполагает , в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков : звуки произносятся в фазе выдоха.

Дыхательные упражнения нужны для усиления воздушной струи, развитию целенаправленности воздушной струи (дуть губами или на язычок, развитие длительности воздушной струи. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить игры надо в чистом проветренном помещении. Следить, чтобы у ребенка не кружилась голова. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность.

Игры на развитие речевого дыхания можно условно разделить на три группы :

1. Игры на развитие силы воздушной струи.

2. Игры на развитие длительности воздушной струи.

3. Игры на развитие целенаправленности воздушной струи.

Игры на развитие силы воздушной струи

«Времена года» .

Цель : развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : коробочки оформленные под времена года : зима – снег — пенопласт, весна – дерево с птичками, лето – бабочки, осень – осенние листики из бумаги; соломинки.

Цель : развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : на деревянную шпажку прикрепить нарезанные из цветных пакетов или мешков для мусора полоски скрепленные между собой.

Цель : развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : улитки и поля распечатанные на принтере и заламинированы

Игры на развитие длительности воздушной струи

Цель : развитие длительного , плавного выдоха, активизация мышц губ.

Оборудование : коробки из под конфет, внутри коробок конфетти; в шапке Деда Мороза просверлили отверстие для соломинки.

Цель : развитие длительного , плавного выдоха, активизация мышц губ.

Оборудование : распечатанные и обклеенные скотчем насекомые, прикрепленные к карандашам.

Игры на развитие целенаправленности воздушной струи

Цель : выработать целенаправленную воздушную струю.

Оборудование : коробка обклеенная самоклеющейся пленкой, ворота из пластиковых контейнеров, шарик для настольного тенниса.

Цель : выработать целенаправленную воздушную струю.

Оборудование : картинки «смешариков» приклеенные с двух сторон на пластиковый контейнер, шарики из выты или шарик для настольного тенниса.

Конечной целью тренировки речевого дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи, и как итог, является хорошей базой для постановки звуков.

Развитие речевого дыхания

Если вы слышите о речевом дыхании впервые, это значит, что у вас все в порядке, вы относитесь к большинству людей, которым ни к чему вникать в тонкости физиологических процессов. Часто эти люди до конца жизни не задумываются о разнице между дыханием во время разговора и во время молчания, т. к. не жалуются на речевые недостатки или не комплексуют по поводу их наличия. Однако, когда встает вопрос об улучшении показателей речи, особенно непрерывной речи во время монологов и длительных публичных выступлений, игнорировать фактор дыхания не получается ни у кого. Что же в нем такого важного и какую роль играет речевое дыхание?

Один простой эксперимент расскажет о важности дыхания лучше любого текста. Задержите дыхание, делать при этом глубокий вдох не нужно, т. к. от вас не потребуется долго обходиться без воздуха. Попытайтесь что-нибудь сказать в состоянии задержанного дыхания, при котором ни вдыхать, ни выдыхать вам нельзя. Теперь выпустите из легких столько воздуха, сколько сможете. Сделайте все, чтобы воздуха в вашем теле не осталось вообще и попробуйте в таком состоянии воспроизвести любой гласный звук, например, звук А.

Все звуки человеческого голоса воспроизводятся на выдохе. Длительность непрерывного звучания зависит от максимальной длительности выдоха, на которую способны ваши легкие.

Даже если что-то получилось, вы уже можете оценить, какими муками это дается, и вряд ли усомнитесь в том, что речь без дыхания не может существовать. С этим разобрались, но все еще непонятно, почему для речи требуется какое-то особое дыхание. Когда человек молчит, естественный ритм его дыхания (вдох – выдох – пауза) ничем не нарушается, дыханию не требуется коррекция, оно осуществляется на полном автомате. Как только человек открывает рот для воспроизведения любого звука, возникает необходимость корректировать длину выдоха для обеспечения непрерывности речи. Чтобы корректировать выдох, запас воздуха в легких должен быть больше, чем обычно, иначе все отрезки речи, от паузы до паузы, получатся одинаковой длины. Для этого меняется интенсивность вдоха. Кроме того, дыхание подстраивается под речь и теряет ритм как таковой или подстраивается под ритм речи, если она организована ритмически (стихотворная речь, песня и т. д.).

Речевое дыхание – основа правильной речи

Резюмируя все сказанное выше, можно сделать вывод, что речевое дыхание – это дыхание, требующее коррекции или управления. В противном случае управлять пришлось бы ритмичностью смены и длиной речевых отрезков, чего мы не делаем, даже когда читаем стихотворение, каждая строчка которого имеет повторяющийся размер. У большинства людей нет проблем с подстройкой дыхания под речь, т. к. их повседневная речь не предполагает значимых нагрузок. К значимым нагрузкам мы отнесем:

  • пение;
  • проговаривание больших объемов текста;
  • любые выступления перед публикой с устной программой;
  • длительные диалоги.

Как только неподготовленный человек сталкивается с необходимостью говорить много, громко, выразительно, автоматическая подстройка дыхания под речь начинает давать сбои. Это все равно, что встать с дивана и попытаться пробежать кросс.

Чтобы развить достаточное для всех типов нагрузок речевое дыхание и довести его до автоматизма, нужно практиковаться, например, в школе развития речи или самостоятельно. Принцип тот же, что и в развитии мускулатуры: если вы постоянно нагружаете одну и ту же группу мышц, организм начинает их наращивать. Соответственно, для улучшения показателей речевого дыхания следует ежедневно нагружать речевые и дыхательные органы.

Механизм правильного дыхания

Физиологическое дыхание (во время молчания) осуществляется в следующем порядке:

  1. Короткий вдох.
  2. Быстрый выдох через расслабление дыхательных мышц.
  3. Пауза.

Главное отличие речевого дыхания заключается в пункте 2: при выдохе мы уже не можем просто расслабить мышцы и позволить воздуху выйти под тяжестью нижних ребер. Контролируемым должен быть именно процесс расслабления дыхательных мышц, потому что дозировать выдыхаемый воздух можно только таким образом. Какие мышцы считаются дыхательными:

  • диафрагма;
  • межреберные мышцы;
  • мышцы, поднимающие ребра;
  • зубчатые мышцы;
  • квадратная мышца поясницы;
  • подвздошно-реберная мышца.

Существует ряд мышц, косвенно участвующих в дыхательном процессе. Мы не будем их перечислять, т. к. суть их работы в поддержке функций основных дыхательных мышц, и при тренировках они также получат импульс к развитию.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Все приведенные упражнения используются для развития речи у театральных студентов, актеров театра и кино, ораторов, стендап-комиков и других представителей творческих профессий, связанных с речью. Некоторые упражнения можно выполнять с партнером и в группах, некоторые – совмещать с проговариванием текста или скороговорок, приближая тем самым тренировочные условия к реальным. Рекомендуется заниматься с педагогом или следить за правильностью выполнения с помощью зеркал, аудио-, видеозаписи и прочих подходящих средств.

  1. Заниматься следует на свежем воздухе или в хорошо проветриваемой комнате.
  2. Нежелательно заниматься сразу после еды, лучше делать это голодным или спустя 1,5-2 часа после последнего приема пищи.
  3. Одежда должна быть просторной, не сковывающей работу мышц груди и живота.
  4. Время выполнения – 15-20 минут, не следует перегружать себя интенсивным дыханием, т. к. это ведет к гипервентиляции.
  5. Работать следует с радостью и мотивацией в дружелюбной обстановке, где вас ничто не отвлекает и не раздражает.

Упражнение на нижнее дыхание

Это базовое упражнение позволяет выработать привычку дышать брюшной полостью, а не грудью, как многие привыкли. Это даст вам возможность набирать больше воздуха и существенно увеличить длительность произносимой фразы. Выполняется оно в положении лежа на спине. Ладонь правой руки кладется на верхнюю часть живота (между пупком и ребрами, низ ладони закрывает пупок), ладонь левой руки – на грудь. Начинайте спокойно дышать через нос и следите за руками. Ваша задача – контролировать дыхание так, чтобы в движении находилась только правая рука (живот), а левая (грудь) лежала неподвижно.

В процессе упражнения на речевое дыхание можно менять интенсивность вдохов и выдохов, можно использовать звуки и фразы, но не забывайте, что главная цель – выработать привычку. Учиться расходовать воздух вы будете в других упражнениях.

Гекзаметр

Гекзаметр – это самый популярный стихотворный размер в античной поэзии. От современных размеров гекзаметр заметно отличается длиной стиха (стихотворной строки), благодаря чему его удобно использовать в упражнениях на непрерывную речь. В качестве примера возьмем первые стихи из «Илиады» Гомера:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души могучие славных героев низринул В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), — С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Вспоминайте, как вы дышали во время предыдущего упражнения. Делайте такой же вдох животом, стараясь не набирать воздух в грудь, и проговаривайте первую строчку на одном выдохе. Когда строка кончилась, добирайте воздух через нос максимально бесшумно, как будто нюхаете цветок, проговаривайте вторую строку и т. д. Когда станет легко, усложняйте задачу – проговаривайте две строки за раз или растягивайте слова, увеличивая время произнесения фразы.

Помимо речевого дыхания, это упражнение позволяет отрабатывать артикуляцию, интонацию и силу голоса. Рекомендуем чеканить слова, менять диапазон звучания в течение фразы и проговаривать ее громко, как если бы вы стояли на сцене. Упражнение можно выполнять в парах и группах, отрабатывая диалоги.

Таблица гласных

Таблица выглядит так: «и, э, о, у, а, ы». Запомните этот порядок звуков, во всех упражнениях с гласными его следует соблюдать. Во время выполнения упражнения следите за дыханием, набор воздуха должен быть таким же, как в упражнениях 1 и 2. Задача – тянуть гласные звуки, плавно меняя их в соответствии с таблицей. Старайтесь рассчитывать временные промежутки, выделяемые на каждый звук, таким образом, чтобы воздуха хватило на всю таблицу без добора.

Игры на развитие речевого дыхания

Начинать работу с речевым дыханием лучше всего в детском возрасте, это позволит организму закрепить правильную модель дыхания сразу, чтобы не переучиваться потом. Если вы хотите дать ребенку максимум навыков уже в дошкольном возрасте, стоит воспользоваться услугами логопеда, даже если явных нарушений речи у малыша нет. Однако для профилактики и общего развития подойдут домашние занятия в игровой форме. Почему в игровой? А вы попробуйте заставить ребенка качественно выполнять скучные и непонятные упражнения – скорее всего, он будет зевать и халтурить. Игра же способна сразу захватить и долго удерживать детское внимание.

Мыльные пузыри

Мало кто знает, что простая детская забава – выдувание мыльных пузырей – является одним из самых эффективных упражнений на дыхание. Здесь даже нет четкой последовательности действий, достаточно просто играть в свое удовольствие. Но не забывайте, что для маленького ребенка само выдувание является сложным действием, поэтому игрушку следует подобрать или сделать такую, которая будет для него наиболее удобной.

Не оставляйте ребенка с такой игрушкой без присмотра, он может выпить жидкость.

Свистульки

Дуть в свистульки полезно для речи и очень весело. Советуем накупить их побольше, разного цвета, формы и разных звуков, чтобы было чем подогревать интерес малыша. Свистеть желательно на улице, т. к. соседи вашей заботы о ребенке, скорее всего, не оценят. Следует дозировать подобные игры на развитие речевого дыхания для детей в средней группе. Слишком интенсивные дыхательные упражнения могут быть вредны и иметь неприятное действие – гипервентиляция, головокружение и т. д.

«Жук жужжит»

Смысл этого упражнения в длительном произнесении разных звуков на одном выдохе. Предложите ребенку поиграть в животных и предметы: вы называете предмет или животное, а он показывает характерное звучание. Например, жук – жжжжж, змея – шшшшш, самолет – ууууу и т. д. Придумывайте новые варианты и новые звуки, главное, чтобы малыш произносил их максимально долго, пока хватает дыхания.

Дошкольникам трудно даются некоторые сложные звуки, например, Р. Не нагружайте малыша в таких случаях, подождите, пока он не научится уверенно пользоваться нужным звуком.

«Птички»

Принцип тот же, что и в предыдущем упражнении, только вместо цельных звуков дети произносят слоги:

  • ко-ко-ко;
  • кря-кря-кря;
  • чик-чирик;
  • ку-ка-ре-ку.
Читать еще:  Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Упражнения для развития речевого дыхания

Дыхательные упражнения

Выработка дифференцированного дыхания

1. Упражнение «Ныряльщики»

Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.

2. Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Логопед показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

Дыхательные упражнения

Формирование длительного и плавного речевого выдоха

3. “Немое кино”.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Дыхательные упражнения

Формирование направленной воздушной струи.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

8. “Худенький”

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

11. “Пропеллер”

(картинка-образ — самолет с пропеллером). Цель: Формирование направленной воздушной струи.

Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

Дыхательные упражнения

Упражнения для развития физиологического дыхания

12. «Цветочный магазин»

Цель: развитие физиологического дыхания

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок!) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята!) Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

13. «Соревнование лыжников»

Цель: развитие физиологического дыхания

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)

14. «Чей пароход лучше гудит?»

Цель: развитие физиологического дыхания

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

15. «Кто дольше сможет подуть на листики?»

Цель: развитие физиологического дыхания

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Дыхательные упражнения

Упражнения для развития речевого дыхания

16. «Дровосек»

Цель: развитие речевого дыхания

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки — вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести — ух! — на длительном выдохе.

Цель: развитее речевого дыхания

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

18. «На берегу моря»

Цель: развитее речевого дыхания

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с.. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

Цель: развитее речевого дыхания

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

Цель: развитее речевого дыхания

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш. подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.)

Цель: развитее речевого дыхания

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести «ка-а-ар!»

22. «Приятный запах»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.

Дыхательные упражнения

Упражнения на развитие фонационного выдоха

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка «жук».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

24. «Рычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «р»).

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка «комар».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку: З-з-з — комар летит, З-з-з — комар звенит.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше «промычит» на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».

27. «Варим кашу».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.На слова:

(«Продукты» поочередно входят в круг — «горшочек»).Каша варится.

(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот — выдох и произносят: «Ш-Ш-Ш»).

(Дети произносят: «Ш-Ш-Ш» в убыстренном темпе).

Горшочек, не вари!

28. «Лесная азбука».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку:

«У-У-У» — идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

«А-У-У» — путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

«Ы-Ы-Ы» — пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

29. «Снегопад».

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: «снежки» из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики — «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» — сдувать снежинки с ладони.

30. «Кораблик».

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

1. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие»

2. Анищенкова Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»

3. «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет», 2003

4. Костыгина В. «Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)» 2007

5. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. » 2006

6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М, 2005.

7. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. — М., 2006.

8.Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх «Хлоп-топ» и «Хлоп-топ-2″.Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В.»

Упражнения для развития речевого дыхания

Научитесь говорить четко и выразительно: упражнения для развития речевого дыхания

До трети информации слушателю дает интонация говорящего. Особенно это касается выразительной, оценочной стороны речи, которая выражает отношение автора речи к высказываемой информации. Как часто теряется интересная, оригинальная мысль, когда она озвучена вяло, невнятно, непонятно. Задача приведенных далее упражнений — помочь вам изучить механизм работы своего речевого аппарата, а также научиться пользоваться этим инструментом для эффективного воздействия на собеседников.

1. Проверка активности диафрагмы

Диафрагма и нижнебрюшные мышцы регулируют процесс вдоха и выдоха, а также создают необходимую опору звуку — «речевой пояс». Приступая к тренировке дыхательных мышц, прежде всего надо проверить активность диафрагмы. Для этого в положении лежа положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит диафрагма опустилась и действует как следует. Сделайте несколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за движением руки (то есть за диафрагмой). Если рука во время вдоха остается неподвижной, то, стало быть, диафрагма действует вяло, тогда следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений.

2. Упражнение «Цветочный магазин»

Исходное положение — стоя. Для контроля левую руку положите на живот, правую — на ребра. Выдохните (п-фф). При этом живот втянется. Исполнение: делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. При этом живот выпущен, ребра расширяются; закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота (как при кашле или позывах к кашлю). После этого начинайте выдох медленно и плавно на «п-фф», при этом живот постепенно втягивается, ребра опускаются, вдох короткий, выдох длинный. При правильной организации речевого дыхания ваши руки должны двигаться согласно движению мышц живота и межреберных мышц: верхняя часть грудной клетки не должна ни опускаться, ни подниматься.

3. Упражнение «Свеча»

Упражнение направлено на тренировку умения ровно распределять выдыхаемый воздух, чтобы он выходил равными долями.

Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом. Большим и указательным пальцами правой руки зажмите нижний конец бумаги — «свечи», а верхний ее конец расположите примерно на уровне рта на расстоянии 15-18 см.

Спокойно и глубоко вдохните, задержите дыхание на счет «раз-два». Затем сделайте медленный равномерный выдох на «свечу» (положите «пламя свечи»и держите его в этом положении). Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы медленно уходит в полость живота. Упражнение нужно довести со временем до 10 раз.

Теперь попробуем погасить 3, 5, 7, 10, 12 свечей. На одном вдохе (без добора воздуха) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на 3 порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей, объем воздуха при вдохе тот же. Теперь 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть воздуха больше. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха при выдохе станет меньше, но энергичнее. А теперь свечек 12. Чувствуете левой ладонью движения диафрагмы? Они ритмичные, прерывистые и активные. Повторите 2-3 раза.

Читать еще:  Что такое центили

4. Упражнение «Егорки»

После произнесения начала фразы «Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки…» — сделайте вдох и на выдохе считайте: «раз Егорка, два Егорка…» и т.д. (минимальный результат — 33 Егорки, максимальный — 45 Егорок).

5. Упражнение «Выдох через соломинку»

Существует выражение «опереть звук». Чувство опоры звука непосредственно связано с чувством опоры дыхания, которое, в свою очередь, приводит к устойчивости голоса, что является важным признаком поставленного голоса. Чувство опоры ищут таким образом: выдох следует производить так, чтобы грудная клетка оставалась в фиксированном положении, в то время как активизируются мышцы диафрагмы и брюшной полости.

Представьте себе, что вы выдыхаете воздух через тонкую соломинку: губы собрали «хоботом», выдыхаете с усилием, так что начинает ощущаться движение мышц брюшной полости, спины.

А теперь, выдыхая через соломинку, спойте мелодию песни «Подмосковные вечера».

Выпрямите шею, придав ей вертикальное положение, голову держите прямо. На счет «раз» поднимите лопатки повыше, на счет «два» — отведите их назад, «три» — глубокий вдох, «четыре» — свободно опустите лопатки, «пять» — выдохните так, чтобы верхняя часть грудной клетки ни в коем случае не сжималась, «шесть» — сделайте паузу.

6. Методика доктора Стрельниковой

  1. Наклониться и при этом сделать короткий активный и шумный вдох носом, как бы встревоженно принюхиваясь, не пахнет ли от пола гарью. После этого быстрое выпрямление. Проделать 8 раз. Основное правило — не думать о вдохе. Темп очень высокий — примерно секунда на каждый вдох.
  2. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. При наклонах голова опущена, руки тянутся к телу. Они как бы накачивают шину. А шина — легкие, куда насос всякий раз подкачивает воздух. В день желательно сделать 400 вдохов — 10 минут.
  3. Вдох на встречном движении рук. При этом движении сжимается верхняя часть легких. Воздух устремляется к основаниям легких, где чаще всего бывают застойные явления. Руки подняты на уровне плеч, локти развернуты. При вдохе руки идут навстречу друг другу так, что правая ладонь касается левого плеча, а левая — правого.
  4. Наклоны вперед с вневременным встречным движением рук. Наклоны назад (запрокидывание головы) с одновременным встречным движением рук. Встречное движение рук при легком приседании на правой ноге (левая отставлена назад); то же самое, но на левой ноге (правая отставлена назад).

ПЯТЬ УПРАЖНЕНИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Упражнение №1. Разминка языка.

Многие проблемы с речью – дефекты, нечеткость, неполнота звуков, появляется из-за слабого языка. Язык – одна из сильнейших мышц в теле человека. Как и любая мышца, для четкой и хорошей работы, язык требует внимания и специальных упражнений для развития. Делать упражнения нужно до характерной сильной усталости на корне языка (у основания). Если появляется усталость – значит все делаете правильно, и результаты не заставят себя ждать. Обязательно делайте разминку языка перед спектаклем и любым другим выступлением на публике, где важна четкая и внятная речь.

  1. Представьте, что у вас во рту ваша любимая ягода. И начинайте эту ягоду давать о верхнее небо. С силой нажимайте языком на небо, потом расслабляйте. И так 10 раз. в это время четко представляйте вкус сока этих ягод. Зубы при этом разомкнуты.
  2. Оближите зубы с внешней стороны. Губы сомкнуты. Языком оближите зубы по часовой стрелки 5 раз, и 5 раз против часовой стрелки. При этом амплитуду старайтесь делать максимальную.
  3. Уколы в щеки. Зубы разомкнуты. Делайте акцентированные сильные уколы языком в щеки. Надавили – подержали пол секунды – отпустили. Затем двойные уколы в щеки. То же самое, но делаем два акцентированных укола в щеки. Всего 20 одиночных и 20 двойных уколов.
  4. Открываем рот; зацепляем язык за основание нижних передних зубов; с силой выдавливаем основание языка вперед, держа кончик языка у основания нижних передних зубов; держим так язык 2 секунды; кладем язык на свое место внизу рта; закрываем рот. Делаем 5 повторений.
  5. Открываем рот и осторожно покусываем язык по всей его длине. Несколько раз пройтись по всей длине языка.

Упражнение №2. Разминка лица.

Теория Человеческий глаз способен различить огромное количество выражений лица, оттенков изменения настроения и т.д. Но нетренированное лицо способно выдавать не более 20-30 этих самых выражений лица. Слабые мышцы лица являются причиной дряблой кожи и появления «мешков» под глазами и большого количества морщин. Это связано с тем, что многие мышцы на лице соединяются непосредственно с кожей. Так что хорошие мышцы лица дают не только лучшую выразительность и эмоциональность, но и красивое здоровое лицо.

Описание упражнения. Упражнения лучше выполнять перед зеркалом

  1. Вытянуть губы вперед трубочкой, потом растянуть в улыбке до ушей. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. Вперед как можно дальше вытягиваем губы. И тянем улыбку как можно дальше к ушам. Вперед – в сторону. 30 повторений.
  2. Вытянуть губы вперед трубочкой. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. По максимальной амплитуда вращаем вытянутыми губами по часовой стрелки 10 кругов, потом против часовой стрелки 10 кругов. Стараемся, чтобы не напрягалась шея и другие мышцы лица.
  3. Разделяем лицо вертикально на 2 половины. Получается левая и правая половина. И начинаем двигать мышцами только одной половины лица. Упражнение выполняется до усталости мышц одной половины. Затем переходим к другой половине лица.

Упражнение №3. БАО ВАО ГАО.

Очень часто при выступлении на связках образуются зажимы. Это выражается в писклявости голоса, неуверенности и прочих отклонениях от желаемого голоса. Также очень много напряжения скапливается в шее, что приводит к проблемам с памятью, головным болям и нервозности. Данное упражнение снимает зажимы со связок и со всей шеи. Выполняя данное упражнение раз в два дня, вы придадите голосу мягкость и бархатность. Упражнение длится всего 3-4 минуты.

Описание упражнения Поднять максимально высоко плечи зажимая шею. Голову не запрокидывать наверх, она должна быть прямо. В таком положении произносите 2 буквосочетания: «БАО ВАО ГАО». При произношении челюсть максимально открывается. Голова не двигается. Двигается только нижняя челюсть. Затем опускаем плечи и произносим эти же буквосочетания с наклонами головы. Т.е. идет поворот головы в сторону, а потом кивок. Как будто с кем-то здороваетесь кивком. Сначала наклон головы направо и произносим «БАО», затем наклон вперед: «ВАО», наклон влево «ГАО». Так нужно пройти все согласные буквы алфавита. Т.е. буквосочетания у вас будут следующие: БАО ВАО ГАО, ДАО ЖАО ЗАО, КАО ЛАО МАО, НАО ПАО РАО, САО ТАО ФАО, ХАО ЦАО ЧАО, ШАО ЩАО ЯЯ. Каждое буквосочетание произносится 2 раза. Сначала с поднятыми плечами, затем с кивком головы. После того, как закончили с поднятыми плечами и с кивками, нужно будет сделать это упражнение с небольшим изменением. Теперь у нас должна не двигаться нижняя челюсть. Нужно зафиксировать подбородок. Для этого зажимаем подбородок рукой. Сверху прижимаем большой палец, снизу – кулак. Как будто вы кому-то показывали «все отлично», выставив большой палец вверх, затем руку повернули е себе и зажали подбородок между кулаком и большим пальцем. Зажали подбородок и опускаем голову вниз до момента, когда нижняя часть кулака упрется в грудь. Из этого положения надо произносить буквосочетания, поднимая всю голову, но зафиксировав нижнюю челюсть. Снова произносим по 3 буквосочетания и затем произносим их же с кивками, как в первой части упражнения. Буквосочетания те же самые.

Упражнение №4. Правильное дыхание.

Дышать правильно – это дышать животом. При брюшном дыхании (когда вдыхаете – надувается живот) становится возможным говорить на «опоре» – когда вы вдохнули в живот, затем начинаете говорить, а живот остается во вдыхательной позиции. Диафрагма остается растянутой, и в животе образуется пустоты, которые звучат вместе с вашими связками. Это делает голос более богатым, бархатным и красивым. Также при брюшном дыхании вы сможете произносить длинные речи, не добирая воздух.

Описание упражнения Просто вдыхайте через рот или нос. Представляйте, что пьете воздух как сок, и он по трубочке затекает в самый низ живота, в такое воображаемое озерцо сока. При вдохе грудь не должна подниматься, только живот выходит вперед. Чтобы это отследить – положите одну руку на грудь, другую на живот, и наблюдайте за правильностью выполнения упражнения. Для начала просто научитесь так правильно дышать. Потом можно начинать совмещать правильное дыхание с речью и с движением. Проговаривайте трудноговорки и шагайте по комнате, следя за правильным дыханием.

Упражнение №5. Трудноговорка-скороговорка .

Одна из самых распространенных трудноговорок. Очень полезна не только для дикции, но и для голоса.

Выучите данную трудноговорку:»На мели мы лениво налима ловили И меняли налима мы вам на линя. Не меня о любви ли вы мило молили И в туманы Лимана манили меня»

Развитие речевого дыхания при помощи игр и специальных упражнений

Речевое дыхание − важная составляющая произносительной стороны речи. Именно от него зависит сила голоса, возможность менять интонации. Кроме того, оно необходимо для правильного произношения звуков. Поэтому в логопедической работе проводится работа по формированию речевого дыхания и голосоподачи.

  • Что это такое
  • Особенности при дефектах речи и механизм нарушения
  • Диагностика
  • Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
  • Упражнения для детей раннего возраста
  • Упражнения для детей 2-3 лет
  • Упражнения для детей 3-4 лет
  • Упражнения для детей 6-7 лет и взрослых

Что это такое

Речевое дыхание несколько отличается от физиологического. Во время физиологического вдох и выдох примерно одинаковы по продолжительности. При речевом выдох намного продолжительнее, чем вдох. Во время выдоха воздух ненадолго задерживается в грудной клетке и выходит плавно и легко.

При речевом дыхании задействуется диафрагма, вдох делается через нос, а выдох через рот. У большинства людей дыхание поверхностное, а вдох они делают через рот, поэтому и происходит нарушение звукопроизношения и темпо-ритмической стороны речи.

Особенности при дефектах речи и механизм нарушения

Когда логопед проводит диагностику, он оценивает и речевое дыхание, потому что оно является основой темпо-ритмической стороны речи. В норме вдох должен быть достаточно глубоким, задействуются мышцы диафрагмы, а выдох − сильный, плавный. Но при дефектах речи возникают отклонения. Нарушение речевого дыхания бывает при дизартрии, алалии, ринолалии, заикании, дисфонии и афонии.

Вдох у детей с отклонениями в речевом развитии неглубокий, поверхностный. Выдох − слабый, часто они осуществляют вдох и выдох через рот (иногда только через нос), при этом мышцы диафрагмы не задействуются. В результате голос у ребенка тихий и невыразительный. Из-за неправильного речевого дыхания он не может произносить длинные фразы. Иногда из-за нерационального использования выдоха малыш может недоговаривать фразы или проговаривать их шепотом.

Поэтому чтобы договорить длинную фразу малышу приходится делать еще вдох и при этом продолжать говорить. В результате речь получается прерывистой и неплавной. Из-за короткого вдоха ребенок говорит в быстром темпе и логические паузы в его речи отсутствуют. Это приводит к нарушениям в грамматическом строе из-за нечеткого произнесения окончаний, у малыша не получается согласовать слова в предложении.

При сложных речевых нарушениях логопед обязательно включает в занятиях упражнения для формирования речевого дыхания и правильной голосоподачи. Заниматься по этому направлению можно с раннего возраста − это хорошая профилактическая мера по предупреждению нарушения речевого дыхания.

Диагностика

В логопедическом обследовании специалист смотрит на состояние просодической стороны речи. Он отмечает высоту и силу голоса, умение ребенка пользоваться интонацией. Для этого логопед просит произнести фразы громко, обычным голосом, шепотом.

Для оценки силы вдоха и выдоха взрослый просит малыша пропеть гласные звуки как можно дольше, предлагает сыграть на дудочке или сдуть перышко. Во время разговора логопед смотрит на то, как ребенок делает вдох и выдох, на плавность его речи. И на основе полученных результатов и в соответствии с возрастом предлагает упражнения для развития речевого дыхания.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

Упражнения на дыхание нужно проводить на каждом занятии, чтобы у ребенка автоматизировался данный навык. По методике для формирования диафрагмального дыхания ребенок и взрослый должны находиться лежа на спине. Чтобы наглядно показать работу диафрагмы можно положить на эту область предмет или поместить руку.

Очень важно во время проведения дыхательных упражнений делать акцент на работе мышц.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста все это нужно проводить в форме игры, а вот на занятиях с детьми постарше такая работа должна выполняться более осознанно. Чтобы человек полностью расслабился, можно включить успокаивающую приятную музыку (особенно это важно при работе с людьми, имеющими заикание).

Читать еще:  Игры для детей своими руками

При пропевании гласных начинайте с одного звука. Затем постепенно увеличивайте их количество и сокращайте паузы между ними. Так вы будете формировать не только сильный выдох, но и плавную речь. Когда выдох станет достаточно сильным, усложните речевой материал и попросите произносить слова, фразы.

Часто дыхательную гимнастику сочетают с коррекцией моторной сферы. Особенно такой подход эффективен при работе с маленькими детьми. На основе подражания им легче усвоить новый навык, и он быстрее у них автоматизируется. Все упражнения показывает взрослый, а потом их выполняют вместе с ребенком, постепенно он начнет делать их самостоятельно, опираясь на инструкции.

Упражнения для детей раннего возраста

Заниматься дыхательной гимнастикой можно с малышами начиная с 1-2 лет. Упражнения лучше всего делать вместе с движениями − так вы еще будете развивать и моторную сферу.

  • Предложите малышу изобразить насос и накачать сдувшееся колесо. Сожмите руки перед грудью в кулаки, как будто вы держите насос. Наклонитесь вперед и опустите руки, при этом озвучивая действия звуком «С-С-С».
  • Произносите звук сначала громко, а потом тихо.
  • Изобразите вместе с малышом дровосека. Сложите руки вместе, словно держите топор. Резко опустите руки в наклоне и на выдохе произнесите «Ух».
  • Предложите малышу представить, что он − волшебник. Сделайте взмах руками и задержите их вверху. Плавно опустите их, произнося слоги «Мммаааа, ммммоооо, ммммууу».

Также дыхательные упражнения можно соединить с артикуляционной гимнастикой при отработке движений губ: «Колечко», «Трубочка», «Широко открытый рот», «Улыбка». Можно сопровождать эти упражнения следующей инструкцией: сделать вдох носом и на выдохе произносить гласный звук.

Упражнения для детей 2-3 лет

В этом возрасте проводят работу по обогащению и уточнению словарного запаса у ребенка. Поэтому дыхательные упражнения можно сочетать с лексической темой вашего занятия. Так оно получится целостным и у малыша будет интерес к обучению. Обязательно перед выполнением дыхательных упражнений скажите малышу, что нужно делать вдох носом, а выдох − ртом.

  • Для этого задания вам нужно подготовить специальное приспособление. На занятиях с детьми дошкольного возраста использовать наглядный материал. На пластиковую трубочку прикрепите несколько ниточек разной длины. На них поместите цветы, бабочки или другие предметы. Между упражнениями сделайте перерыв и предложите ребенку подуть на бабочек.
  • Это задание направлено на формирование ощущений от работы диафрагмы. Малыш лежит на спине на коврике. Взрослый кладет ему на живот уточку и предлагает отправить ее в плавание по волнам. На вдохе живот надувается, на выдохе плавно опускается.
  • Предложите малышу стать футболистом и задуть мяч из ваты в ворота.

При выполнении дыхательных упражнений следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки. Можно с детьми 2-3 лет надувать мыльные пузыри, играть на дудочке − все это прекрасные способы формирования плавного и сильного выдоха.

Упражнения для детей 3-4 лет

Вы можете использовать все перечисленные выше упражнения. Но в этот период родители чаще всего обращаются за помощью к логопеду для исправления речевых недостатков. И для постановки определенных звуков нужны специальные упражнения, которые формируют не только сильный выдох, но и нужное положение органов артикуляции.

  • Для свистящих: взрослый просит ребенка положить язык на нижнюю губу, и, произнося «Ф», сдуть ватку или другой легкий предмет.
  • Для постановки шипящих язык должен занимать верхнее положение. На кончик носа кладут маленький кусочек ваты. Ребенок делает язык в форме «чашечки» и дует на него, пытаясь сдуть ватку.

Для разнообразия вы можете предложить ребенку порисовать при помощи дутья на краски. Для этого на листке бумаги поставьте несколько капель краски, предложите подуть на них через трубочку, чтобы получились красивые узоры. Хорошее упражнение для развития плавного длинного выдоха − различные пропевки, которые используют на музыкальных занятиях. Также пропевки способствуют формированию навыков диафрагмального дыхания, которое лежит в основе речевого.

Упражнения для детей 6-7 лет и взрослых

Как правило, к этому возрасту, если родители вовремя обратились за помощью к логопеду, речевое дыхание уже сформировано. Если же нет, то детям 6-7 лет нужно показывать на примере других людей, как красиво звучит плавная речь. Это можно делать на примере дикторов − попросите ребенка сказать текст в такой же манере, в какой это делают ведущие.

Используйте на занятиях пропевки, предлагайте играть на духовых инструментах. В этом возрасте ребятам уже не так интересно сдувать ватки или дуть на бабочек. Предлагайте им читать отрывки из произведений с разной интонацией. Устраивайте представления и включайте действия, связанные с дыханием (воет ветер, волк и т. д.). Также развивайте с ребенком навык самоконтроля за своим дыханием. Для начала вы можете предложить, чтобы он следил за тем, как вы дышите. И так, постепенно, он научится контролировать и свое речевое дыхание.

Взрослым людям для формирования речевого дыхания можно предложить заняться пением (особенно оно полезно при заикании). Там научат не только диафрагмальному дыханию, но и поработают над голосоподачей и плавностью речи. Можно предложить прочитать отрывки из стихотворений, меняя высоту голоса.

В работе над речевым дыханием важно не просто научить человека правильно делать вдох-выдох, но и рационально им управлять, пользоваться интонацией. Конечно, для большего эффекта людям нужно наглядно показывать, как красиво звучит плавная речь − это добавит стимула для дальнейших занятий.

Лучшие игры на развитие речевого дыхания

Для чего нужны игры на развитие речевого дыхания. И вообще, что за понятие такое «речевое дыхание»?

В таком сложном процессе, как развитие речи всё имеет значение, всё важно и нужно. Некоторые люди, пришедшие на консультацию к логопеду и услышав о том, что придётся тренировать правильное речевое дыхание, недоумевают: «Зачем нужно учиться правильно дышать? Я пришёл исправлять неправильное звукопроизношение, а дышать и так умеет прекрасно».

Так, то оно так, да только правильное физиологическое дыхание, еще не означает правильное речевое.

Вы хотите научить ребёнка красивой, чёткой, с хорошей дикцией речи или вам, взрослому человеку, совершенно необходима для работы хорошо поставленная речь. Тогда вам не обойтись без специальных игр на развитие речевого дыхания.

В данной статье собраны лучшие игры для тренировки речевого дыхания, отработанные в процессе многолетней практики.

Оглавление:

Тест. Правильно, ли я дышу?

Медика давно доказано, что мужчины и женщины дышат по-разному. Женщины дышат грудью, а мужчины животом.

Для того чтобы проверить, как дышите вы, пройдите несложный тест.

Нужно взять толстую, большую книгу. Положить её на живот. Если книга при вашем дыхание сильно поднимается и шевелится, значит вы дышите животом. Если двигается не сильно – грудью.

Правильным считается диафрагмальное дыхание. Движения книги, при таком дыхании, плавные.

Именно такое дыхание необходимо для красивой речи.

Работу над речевым дыханием нужно начинать с формирования сильного ротового выдоха. Время выдоха нужно строго контролировать.

В речевом дыхании выдох гораздо длиннее вдоха. Этой способности мы и будем обучаться.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за дыханием.

Правила для ротового выдоха:

— делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох;

— выдох должен быть очень плавным;

— во время выдоха щёки надувать не нужно;

— во время выдоха воздух должен выходить исключительно через рот;

— во время разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Дыхательные упражнения должны быть ограничены по времени, так как могут вызвать плохое самочувствие.

Как правильно делать подготовительные дыхательные упражнения

  1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  1. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  1. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь…).

Первый этап работы

Игры и упражнения для формирования плавного ротового выдоха

«Снежинки». Вырезаем из бумаги снежинки, подвешиваем их на ниточку. Делаем глубокий вдох носом и затем плавно дуем на снежинки.

«Ветер». Из бумаги нарезаем полоски 15-20 сантиметров. Обвязываем их небольшой верёвочкой. Получается, что-то наподобие дерева. Ветер дует, на листочки и они шевелятся. Глубокий вдох, на выдохе дуем на полоски из бумаги.

Упражнение «Осенняя мелодия»

Осенью можно собрать листья разных расцветок. Раскладываем листья на столе. Тренируем речевое, дыхание, сдувая листочки со стола плавным выдохом.

Упражнение «Снег идёт!»

Приготовим небольшие шарики из ваты. Затем подбрасываем по одному и стараемся успеть подуть на каждый шарик, как бы сдувая снег.

Игра очень простая, так как требуется только выйти на улицу и найти одуванчик. Затем просто дуем на одуванчик.

Можно поиграть в игру «Дедушка или бабушка». Дуем на одуванчик, если с одуванчика упали все пушинки, то это лысый дедушка, если остались, то это бабушка. Выигрывает тот у кого получится сдуть все пушинки, то есть дедушка.

Игра «Вертушка. Для этой игры вам потребуется купить вертушку. Плавно дуем на вертушку.

Игра «Песня ветра». Для игры используется специальная конструкция, которую можно приобрести в магазине. Плавно дуем, заставляя колокольчики издавать лёгкий звон.

Игра «Футбол». Скатываем из ваты два шарика. Ставим на стол ворота. Это могут быть два кубика. Стараемся забить мяч из кусочка ваты в ворота из кубиков плавным, длительным выдохом.

«Самолётики». Делаем из бумаги самолёты и дуем на них долгим и плавным выдохом.

«Катись, карандаш!» Нужно положить на стол карандаш, а затем с силой на него подуть, чтобы он укатился как можно дальше.

«Дыхание собаки». Делаем быстрые и частые вдох и выдох. С каждым разом выдох должен быть немного длиннее предыдущего.

«Воздушный шарик» Необходимо надуть воздушный шарик и повесить его на уровне лица. Сильно и плавно дуем на шар так, чтобы он взлетел как можно выше.

Более сложный вариант игры. Подбрасываем воздушный шар и дуем на него, не давая шару упасть.

«Плыви, корабль!» В таз с водой пускаем бумажный корабль. Плавным выдохом дуем на корабль.

«Уточки». Игра похожа на предыдущую. Вместо кораблика используют пластмассовые удочки.

«Буль-Буль». В стакан наливаем воду и поставив в неё коктейльную трубочку, делаем ею буль-буль.

Затем можно сделать целую «бурю» в стакане. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность.

«Именины у мишки». Для этой игры нам нужно взять любой мягкий десерт, в центр которого вставляем свечу.

Можно, сказать ребёнку, что сегодня «именины у мишки». Мишку нужно поздравить и помочь ему задуть праздничную свечку.

«Летящее пёрышко».! Подбрасываем вверх птичье перо, дуем на него, не давая ему упасть.

Мыльные пузыри. Надуваем мыльные пузыри.

«Полицейский на посту». Играем в полицейских. Если появляется нарушитель, свистим в свисток (дудку).

«Музыкальная бутылочка». Нужно взять небольшую стеклянную бутылочку. Высота не более 10 см.

Слегка касаясь нижней губой горлышка бутылочки, начинаем медленно дуть. Струя воздуха должна быть сильной. Получается интересный свистящий звук.

Второй этап работы

Игры на развитие речевого дыхания (звуки, слога, слова, фразы)

Обучение правильному речевому дыханию продолжается. На этом этапе мы учимся плавно произносить звуки, слога, слова и фразы на выдохе.

Работа строится по принципу от простого к сложному.

План работы:

  1. Протяжно поём гласных звуки;
  2. Произносим на одном выдохе некоторые согласные звуки;
  3. Протяжно произносим слоги на одном выдохе;
  4. Произносим протяжно слова на одном выдохе;
  5. Произносим различные фразы на одном выдохе;
  6. Читаем стихи;
  7. Поём песни;
  8. Отрабатываем навыки правильного речевого дыхания в рассказах и пересказах.

Правила выполнения заданий:

  • Ребёнок садится на стул;
  • Полностью расслабляется;
  • Делает вдох носом, рот закрыт;
  • Плечи на вдохе не должны подниматься;
  • Ребёнок должен говорить на выдохе;
  • Добирать воздух во время произнесения слов нельзя.

Игры с гласными звуками

«Песенки гласных звуков». Делаем спокойный, глубокий вдох носом, на выдохе поём гласные звуки.

Поём протяжно на выдохе два звука — «АУ».

Поём протяжно на выдохе три звука – «АУО».

На выдохе протяжно поём четыре звука – «АУОЫ».

На выдохе протяжно поём пять звуков – «АУОЫЭ».

Протяжно на выдохе поём шесть звуков –«АУОЫЭИ».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×