Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методическая разработка по развитию речи по лексической теме Посуда

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Лексическая тема «Посуда»

Осина Олеся Александровна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Лексическая тема «Посуда»

Цель: развитие лексико – грамматической стороны речи у детей старшей группы с ОНР. Задачи.Коррекционно-образовательная: — Формировать навыки детей образовывать относительные прилагательные от имен существительных; – Обогащать словарь детей названиями посуды,имеющей разное назначение: чайная, столовая, кухонная; — Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, единственном числе. Коррекционно-развивающие: — Развивать графические навыки, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, мелкую моторику кистей и пальцев рук; — Развивать зрительное внимание и слуховую память детей.Коррекционно-воспитательная: — Воспитывать бережное отношение к посуде.Материал: Демонстрационный — кукла бабушка Федора, предметные картинки с изображением разной посуды; предметы посуды из разных материалов. Раздаточный — тетради Н. С. Теремковой к лексической теме «Посуда»; тетради в клетку, карандаши. Ход занятия: 1. Организационный момент. Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

И кастрюля на бегу,

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит.

Утюги бегут покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —

Вдоль по улице несутся —

На стаканы — дзынь!- натыкаются,

И стаканы — дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит,стучит сковорода:

«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

Рюмки да бутылки,

Скачут по дорожке.

2. Вступительная беседа. – Ребята, из какой сказки этот отрывок? — Кто написал эту сказку? — Почему от Федоры убежала посуда? — Как надо ухаживать за посудой? — Сегодня бабушка Федора просит у вас помочь ей вернуть посуду, для этого мы должны правильно выполнить все задания, с которыми она справиться не смогла. 3. Основная часть. Игра «Какая бывает посуда — Ребята, посмотрите и помогите Федоре на верхнюю полку поставить чайную посуду, на среднюю – столовую, на нижнюю – кухонную (3 детей расставляют картинки, остальные проверяют). Игра «4 лишний» (закрепление названий: чайная, столовая, кухонная). Тарелка, чайник, супница, ложка (чайник лишний, так как это куханная посуда) и т. д. Игровое упражнение в тетрадях Н. С. Теремковой «Без чего посуда — Ребята, когда посуда убегала от Федоры, многие части откололись. Расскажите без чего остался чайник, сахарница, чашка и т. д. (Чайник без носика. Сахарница без крышки. Чашка без ручки. и т. д.) 4.Физкультминутка:

Посуда.

Вот большой стеклянный чайник, «надуть» живот, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник. другая — изогнута, как носик

Вот фарфоровые чашки, приседать

Очень хрупкие, бедняжки. руки на поясе

Вот фарфоровые блюдца, кружиться,

Только стукни — разобьются. рисуя руками круг

Вот серебряные ложки, потянуться, руки сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос —

Он посуду нам принес. сделать большой круг

Игра «Волшебник – чародей» — Ребята, волшебник увидел, что Федора не бережет посуду и заколдовал предметы посуды. Если мы правильно образуем слова – признаки, то колдовство исчезнет (например: ваза из хрусталя (какая) хрустальная). 5. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

Графический диктант «Ключик» — Если вы справитесь с графическим диктантом, то поможете Федоре открыть кухонный буфет. 6. Итог занятия. – Ребята, какие задания были для вас трудными? — А какие задания вам понравились? – Со всеми заданиями, ребята, вы справились, молодцы. К нашей Федоре вернулась посуда, посмотрите, как она обрадовалась. И я скажу вам по секрету, что Федора обещала ухаживать за посудой и беречь ее.

Конспект НОД «Ранняя весна. Мамин праздник» по развитию речи в группе компенсирующей направленности Тема: «Ранняя весна. Мамин праздник.» Образовательная область:речевое развитие. Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет) Цель:.

Конспект НОД по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет по теме «Ёж» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Фунтик в гости к нам пришёл» Коваленко С. В., воспитатель, МБДОУ №41, г. Усть-Лабинск. Образовательная область: Познавательное развитие. Коррекционно-образовательные.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Одежда» Задачи: Обучающие: совершенствовать знания детей правильно называть предметы верхней одежды; формировать представление о видах одежды в.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи — «Посуда» Цели: -уточнить с детьми название посуды; -уметь называть и различать кухонную, столовую.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Одежда» Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему Цели: 1. коррекционно—образовательная: обучать детей составлению описательного.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «В зимнем лесу» Программные задачи Обучающие: Уточнение и расширение представлений детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка,.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР «День Матери» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР «День Матери». Цель: Формировать дальнейшие представления.

Тематический проект в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР на тему «Посуда» Тематический проект в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Посуда» Тип проекта: познавательно — исследовательский, творческий,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда» Образовательная область: речевое развитие Вид деятельности: развитие речи Возрастная группа: старшая группа Тема: «Посуда» (по сказкам.

Методическая разработка по развитию речи по лексической теме Посуда

Соловьёвой Надежды Владимировны

МДОУ детский сад № 5 «Калинка»

  • Главная
  • О сайте
  • О себе
    • Мои достижения
  • Логопедическая работа
    • Всё о домашних занятиях с ребёнком
    • Школа для родителей
  • Мой опыт работы
    • Авторские разработки
    • Публикации в СМИ и интернет сообществах
  • Распечатай и играй
  • Помощь при нарушении звукопроизношения
    • Развитие артикуляции
    • Развитие речевого дыхания
    • Развитие слухового внимания
    • Развитие дикции
  • Помощь при ФФНР
    • Развитие фонематического восприятия
    • Развитие звукового анализа
  • Помощь при ОНР
    • Словарный запас
    • Лексические темы
    • Развитие связной речи
    • Грамматический строй речи
      • Игры и упражнения

сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, половник, кастрюля, сковорода, дуршлаг, скалка,

накрывать, готовить, мыть, разбить, жарить, варить, тушить, кипятить, печь.

кухонный, столовый, кофейный, чайный, фарфоровый, стеклянный, металлический, пластмассовый, железный,

глиняный, хрустальный, алюминиевый, мелкая, глубокая, чистая, грязная, хрупкая, прочная.

Игра « Четвёртый лишний ?»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление. Ход игры. Воспитатель предлагает детям определить лишнее слово

в ряду и объяснить, почему оно лишнее.

Чайник, стул, тарелка, кастрюля.

Кастрюля, чайник, сковорода, макароны.

Чай, чашка, блюдце, чайная ложка.

Тарелка, стол, вилка, ложка.

Игра «Найди ошибку»

Цели: развивать зрительное внимание, формировать грамматический строй речи (употребление родительного падежа

существительных в единственном числе).

Ход игры. На столе стоят предметы посуды (4-6). Воспитатель перечисляет их и называет еще один лишний

предмет. Дети находят ошибку.

На столе находятся блюдце, чашка, чайник, сковорода.

Воспитатель: Блюдце, кастрюля, чайник, чашка, сковорода.

Ребенок: Нет кастрюли.

Игра « Сосчитай — ка »

Цели: развивать грамматический строй речи (согласована числительных с прилагательными и существительными).

Одна фарфоровая тарелка, две. пять.

Одна чайная ложка, .

Один хрустальный бокал, .

Одно фаянсовое блюдце, .

Один стеклянный чайник, .

Одна глиняная чашка, .

Цели: формировать грамматический строй речи (согласование числительных «два», «пять» с существительными).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям изменить слова пс образцу. Игра проводится с мячом.

Одна чашка — две чашки, одна ложка — две ложки.

Слова: вилка, стакан, нож, бокал, миска, ковшик, блюдце,

Аналогично с числительным «пять».

Игра «Из чего — какой?»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных). Обогащать словарный запас

(слова — названия материалов, из которых изготавливают посуду).

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям, из каких материалов изготавливают посуду. Объясняет значение слова

«хрупкая». Затем просит детей закончить предложения по образцу.

Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

Если вилка из алюминия, она.

Если горшочек из глины, он.

Если стакан из стекла, он.

Если нож из стали, он.

Если фужер из хрусталя.

Если тарелка из бумаги, она.

Если ложка из металла, она.

Если чайник из фарфора, он.

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, сказав наоборот.

Эта ложка чистая, а эта — . (грязная).

Вот тарелка глубокая, а вот— . (мелкая).

Эта чашка большая, а эта — . ( маленькая ).

Вот стакан широкий , а вот — . (узкий).

Этот нож старый, а этот — . (новый).

Эта кружка белая, а эта — . (чёрная).

Вот сковорода тяжёлая, а вот — . (лёгкая).

Бокал хрупкий, а сковорода — . (прочная).

Игра «Назови первый звук»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый звук в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах — названиях посуды.

Слова: кастрюля, чайник, блюдце, кофейник, тарелка, сковорода, нож, ложка, дуршлаг, половник.

Игра «Вставь нужные гласные»

Цель: развивать фонематические процессы.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что мышка «съела» в словах некоторые буквы и предлагает детям посмотреть на слова и

догадаться, каких букв не хватает. Слова: чайнк, л_жка, чашк_, н_ж.

Игра «Будь внимательным»

Цель: развивать зрительное внимание, совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся — составить слово. Затем

дети выполняют звуковой анализ этого слова.

И Р О Л В О Д К Р А Д — вилка

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные

Смастерили из досок и надели поясок.

И хранит посуда эта с грядки собранное лето .

Он округлый, но не шар,

Медный — не монета,

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Среди ложек я полковник.

И зовут меня. (половник)

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот.

(Ложка) Т. Маршалова

Текст для пересказа

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено,

Вова вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложкой неначатый чай. Он

посмотрел на бабушку — она жевала корочку чёрного хлеба.

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Однажды папа с Алёшей решили подарить маме на Восьмое марта красивую тарелку. Они пошли в магазин и выбрали самую

лучшую из всех тарелок. Алёша спрятал её в шкаф на самую верхнюю полку и с нетерпением ждал, когда же наступит

праздник. Вот и настал долгожданный день. Все поздравляли маму . И Алёша тоже побежал за своим подарком, он подставил

стул к шкафу и достал тарелку. Но так торопился, что она выпала из рук и.

Методическая разработка по развитию речи по лексической теме Посуда

Методическая разработка совместной деятельности с детьми
старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи

Лексическая тема «Посуда»

Новожилова Татьяна Алексеевна,
учитель-логопед ГБДОУ
Центр развития ребёнка детский сад № 24
Красносельского района Санкт-Петербурга

Тема совместной деятельности:» Посуда.»

Группа: Средняя группа (5- 6 лет).

Тип совместной деятельности: закрепление пройденного материала.

Цели совместной деятельности: активизировать и расширить словарь детей по теме «посуда»; закреплять навыки словоизменения и словообразования.

Коррекционно — обучающие: расширить и систематизировать знания о предметном мире; обобщить представлений о посуде, её деталях; материалах, из которых она сделана. Расширить, уточнить, актуализировать словарь детей по теме «посуда». Совершенствовать навык образования слов с суффиксами — ниц, — к. Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать и использовать относительные прилагательные и изменять существительные по числам). Совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов. Развивать фонематический слух у детей. Автоматизировать правильное произношение сонорных звуков в игровой деятельности, закрепить понятие части слова(слог), закрепить знание правила «сколько в слове гласных, столько и слогов», потренировать детей в передаче ритмического рисунка слов.

Коррекционно – развивающие: Развивать связную речь детей, развитие всех видов восприятия, творческого воображения. Развивать мелкую моторику,учить координировать речь с движе­нием.

Воспитывающие: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к предметам, сделанными людьми.

Развитие коммуникативных функций у детей. Планируемые результаты: активизация словаря детей за счёт новых слов по теме «посуда», понимание простых грамматических категорий: единственного и множественного числа существительных, овладение навыками словообразования, фонетически правильное оформление согласных и гласных звуков, развитие связной речи.

Форма работы детей: подгрупповая.

Оборудование для учителя- логопеда: магнитная доска, предметные картинки с изображением посуды, настоящие предметы посуды.

Оборудование для детей: предметные картинки с изображением чайной, столовой и кухонной посуды, изображение бабушки Федоры (рисунок), картинки (кухонный шкаф, обеденный стол, электрическая плита), контейнер с фишками для звукового анализа слов, контейнеры белого и жёлтого цвета для предметных картинок, настоящие предметы посуды.

Предварительная работа: рассматривание посуды и её деталей: материалов, из которых она сделана. Уточнение словаря по теме «посуда», разучивание выполнения движений упражнения «Я — чайник».

Рассматривание предмета посуды — дуршлага, беседа о его предназначении и использовании.

Работа с родителями: экскурсия с родителями в магазин «Посуда». Ход логопедического занятия:

1. Организационный момент. Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие с ними и сообщает о том, что сегодня они будут говорить о посуде, о деталях посуды, материалах из которых она сделана.

Первая игра называется «Один — много». Сейчас каждый из вас возьмёт со стола карточку с изображением предмета посуды и сядет на ковёр тот, кто назовёт несколько предметов.

1 ребёнок. Чашка — чашки. Стакан — стаканы. Солонка — солонки.

2 ребёнок. Блюдце — блюдца. Чайник — чайники. Конфетница — конфетницы.

3 ребёнок. Тарелка — тарелки. Кружка — кружки. Перечница — перечницы.

4 ребёнок. Бокал — бокалы. Сковорода — сковороды. Селёдочница — селёдочницы.

Логопед: Молодцы, справились с заданием.

2. Закрепление пройденного материала. Основная часть.

Логопед (крепит изображение персонажа из сказки на магнитную доску):

Ребята, сегодня к ним в гости пришла бабушка Федора, но она перепутала всю посуду и просит детей помочь ей, разложить посуду на столовую, кухонную и чайную. Сначала мы с вами соберём все картинки с изображениями чайной посуды и красиво расставим её на обеденном столе.

Дети выкладывают картинки с изображением чайной посуды на обеденный стол.

Логопед: Картинки с изображением столовой посуды мы разместим в кухонном шкафу.

Дети выкладывают карточки с изображением столовой посуды на изображение кухонного шкафа.

Логопед: А теперь картинки с изображением кухонной посуды мы разместим на электрической плите.

Дети выполняют задание.

Логопед: Вы все молодцы, помогли бабушке Федоре правильно разложить посуду. Теперь расскажите, какую посуду вы выбрали для того, чтобы накрыть стол к чаю, к обеду? Назовите кухонную посуду, её вы поставили на электрическую плиту.

1-ый ребёнок. Для того, чтобы накрыть стол к чаю мы взяли заварочный чайник, чайные ложки, чашки, блюдца, сахарницу, конфетницу, сухарницу.

2-ой ребёнок. В кухонный шкаф мы поместили столовую посуду. Супницу, тарелки глубокие и мелкие, ложки, вилки, ножи, хлебницу, солонку, маслёнку, соусницу, стаканы, кувшин.

3-ий ребёнок. На электрическую плиту мы поставили кухонную посуду. Это сковорода, чайник, кастрюля, дуршлаг.

Логопед: Скажите, пожалуйста, что такое дуршлаг?

Дети: Дуршлаг- предмет кухонной посуды или ковш с отверстиями на дне (а иногда и по бокам). По своему предназначению напоминает сито.

3. Логопед приглашает детей сесть на стульчики перед столом. Давайте вспомним, из какого материала может быть сделана посуда? Посмотрите на натуральные предметы посуды, которые расположены перед детьми.

Дети отвечают полными предложениями.

Логопед: Отвечают дети:

Графин из стекла (какой?)- стеклянный графин;

Кружка из пластмассы (какая?) — пластмассовая кружка.

Блюдце из фарфора (какое?) — фарфоровое блюдце.

Ложка из железа (какая?)- железная ложка.

Нож из металла (какой?)- металлический нож.

Самовар из меди (какой?) — медный самовар.

Ложка из серебра (какая?) — серебряная ложка.

Кувшин из глины (какой?) — глиняный кувшин.

Стакан из хрусталя (какой?) — хрустальный стакан.

4. Логопед приглашает детей на ковёр и предлагает им выполнить упражнение «Чайник»

Дети выполняют движения и проговаривают слова.

Я — чайник,ворчун, хлопотун, Стоим, изогнув одну руку, как
сумасброд, носик чайника, другую держа на
Я вам напоказ выставляю живот, поясе. Живот надут.
Я чай ипячу, клокочу и кричу: Топаем обеими ногами.
— Эй,люди, Делаем призывные движения правой

яс вами попить чай хочу! Н. В.Нищева

5. Логопед помещает на магнитную доску картинку с изображением вилки, ставит на стол контейнер с фишками для звукового анализа. Посмотрите на изображение на доске. Что это?

Дети: На доске изображение вилки. Это вилка. Сейчас мы с вами выполним схему слова – вилка.

Логопед: Сколько всего звуков в слове?

Дети: В слове вилка всего пять звуков.

Логопед: Перечислите их по порядку.

Логопед. Расскажите о каждом из этих звуков.

1-й ребёнок. Звук [В’] — согласный, мягкий, звонкий.

2-й ребёнок. Звук [И] — гласный звук.

3-й ребёнок. Звук [Л] — согласный, твёрдый, всегда звонкий.

4-й ребёнок. Звук [К] — согласный, глухой, твёрдый.

5-й ребёнок. Звук [А] — гласный звук.

Логопед: Ребята, скажите, сколько частей (слогов) в слове «вилка». Давайте отхлопаем.

Дети: в слове вилка 2 части (2слога). Первая часть слова (вил), вторая часть слова (ка).

Мы знаем правило, сколько в слове гласных столько и частей (слогов).

Сейчас все вместе прохлопаем слова чай-ник, чаш-ка, лож-ка, вил-ка, но-жик.

Логопед: Молодцы, справились отлично.

6. Итог занятия. Вспоминаем, о чем мы говорили на занятии. Логопед хвалит детей.

Список литературы: 1.Н. В. Нищева « Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.»

2. Ю.А.Фадеева, И.И.Жилина Журнал « Библиотека логопеда» Образовательные проекты в группе для детей с ОНР.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Посуда.

Содержимое публикации

по развитию речи

в старшей логопедической группе

Тема: Посуда.

Составил: учитель-логопед Гаськова Е.В.

Коррекционно-образовательные:

систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; материала, из которого она сделана;

формировать понятия: чайная, столовая, кухонная;

уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»;

совершенствовать грамматический строй речи:

согласование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

согласование существительных с числительными;

образование существительных Р.п. (без чего?)

образование прилагательных от существительных (из стекла – стеклянная), работа с относительными прилагательными;

Коррекционно-развивающие:

развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимания, координацию речи с движением, конструктивного праксиса.

Коррекционно-воспитательные:

формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру сервировки стола.

Оборудование: различные предметы кукольной посуды, картинки с предметами посуды и видов продуктов, силуэты посуды.

Предварительная работа: чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде, пальчиковой гимнастики.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I .Вводная часть.

Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло видео письмо и адресовано оно вам. Посмотрим его? Внимание на экран.

Федора: Ой, горе Федоре, горе,

От меня сбежала вся посуда,

И чашки ушли и стаканы,

Остались одни тараканы.

Помогите, детишки, пожалуйста

Мне посуду отыскать, починить и приласкать.

Чтобы всю посуду зазвать,

Нужно в игры поиграть.

А ваша команда дружна?!

Мне ваша помощь нужна.

Выполним заданье вместе

Склеим и уберем посуду на место.

Логопед: Ребята, вы узнали кто это? Да, это Федора. А из какой сказки и кто написал эту сказку?

Но Федора опять просит о помощи. Вы готовы пройти испытания?

За каждое правильно выполненное задание вы получаете «осколки» разбитой посуды. А когда «осколков» будет много, мы их соберем и склеим. И вернем всю целую посуду Федоре.

II .Основная часть.

1.Игра «Скажи одним словом»

Как назвать одним словом посуду, которая стоит на подносе? (чашка, блюдце, … — это чайная посуда). Для чего она нужна?

Какая посуда стоит на столе? Этой посудой пользуются за столом во время обеда (тарелка, вилка, … — это столовая посуда).

На полке стоит какая посуда? (кастрюля, сковорода, … — это кухонная посуда). Для чего используют эту посуду?

Молодцы, с заданием справились. Получаете «осколки» посуды.

2. «Назови части посуды»

У чайничка есть стенка, донышко, носик, крышечка, ручка.

Молодцы. И с этим заданием справились. Получите «осколки» посуды и отправляемся дальше.

3.Игра: «Без чего?» Посуда убежала от Федоры и по дороге разбилась. Скажи без чего посуда.

Сковорода без ручки. Чайник без носика. … и т.д.

Получите «осколки» посуды.

4.Игра «Посчитай и назови» Вернулась к Федоре посуда, но не вся. Часть посуды по дороге разбилась. Посчитай, сколько предметов посу­ды вернулось к Федоре. Назови их.

Вернулось пять ложек. … … … И др.

Молодцы. Получите «осколки».

5. «Скажи наоборот» Какая посуда?

Глубокая тарелка, а блюдце какое? … (мелкое),

Чистая посуда — посуда …, новая — …, хрупкая — …,

Объяснить значение слова «хрупкая».

«Скажи из чего — какая»

Из каких материалов изготавливают посуду. Закончи предложения:

Если вилка из пластмассы, она какая? — пластмассовая.

Если нож из стали, он какой? — …

Если ложка из дерева, она какая? — …

Если чашка из фарфора, она какая? — …

Если кувшин из глины, он какой? — …

Если стакан из стекла, он какой? — …

Если кастрюля покрыта эмалью, она какая? — …

Если сковорола из чугуна, она какая? — … и др.

Правильно. Всем «осколки».

Физминутка. (речь с движениями).

Я – маленький чайник Рука на поясе, другая отставлена в сторону

На столе начальник. как носик.

Вот мои подружки- Руки перед собой сомкнуты в круг,

Блюдца и кружки. присесть, одна рука на поясе

Вот серебряные ложки Руки поднять вверх, сомкнуть над головой

Голова на тонкой ножке. овалом. Подняться на цыпочки

Вот пластмассовый поднос. Прямые руки соединить перед собой

Он посуду нам принес ладонями вверх. Наклон вперед. Руки в том

6.Игра «Назови ласково»

Федора очень радовалась возвращению посуды. Она её чистила, мыла, и называла ласково. Назови каждый предмет посуды ласково:

Тарелка – тарелочка, ложка — …, стакан — …, вилка- …, нож — …, миска — …, кастрюля — …, чайник — …, чашка — …, блюдце — …, сковорода — … и др.

Правильно, получите «осколки».

7. «Расскажи о посуде по схеме»: (сахарница, миска, …).

Молодцы, со всеми заданиями справились. Получите еще «осколки».

III .Практическая часть задания.

У нас много «осколков». (Все «осколки» вырезаны из цветной самоклеящейся бумаги).

Склеим все «осколки». (Дети склеивают).

Какая красивая посуда получилась, как новая.

IV .Итог занятия.

Логопед: Ребята, спросим у Федоры, как наша работа.

Молодцы то, какие ребятушки,

Со всеми заданиями справились.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать»

Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи
Всегда всю посуду в порядке держи!

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • игрушки (580)
  • тильда (223)
  • мягкая игрушка (222)
  • куклы (121)
  • мишки тедди (13)
  • барби (5)
  • шитье (380)
  • детям (120)
  • вышивка (261)
  • журналы (108)
  • вязание (188)
  • вязание мамам (55)
  • вязание девочками и мальчикам (23)
  • салфетки и пледы, подушки (7)
  • журналы (6)
  • элементы (4)
  • вязание папам (3)
  • сумки (2)
  • одежда для животных (1)
  • клипарт (142)
  • декорирование (121)
  • мой дом -все дл украшения дома (117)
  • из лент (116)
  • лоскутное шитье (108)
  • новый год (96)
  • скрапбукинг (93)
  • поделки из фетра (79)
  • развивающие игрушки (74)
  • декупаж (74)
  • кулинария (67)
  • бисер (66)
  • полимерная глина (63)
  • занятие с детьми (58)
  • развитие речи (23)
  • задания (9)
  • цвет, форма, величина (3)
  • без темы-рукодельное (58)
  • мебель своими руками (52)
  • валяние (39)
  • сад и огород (36)
  • КВИЛЛИНГ (32)
  • мои работы (28)
  • декупаж (11)
  • вышивка крестом (8)
  • тильда (3)
  • в фотошопе (3)
  • бисер (2)
  • свадьба (1)
  • свадьба (25)
  • творим с детьми (23)
  • фотошоп (22)
  • из бумаги (16)
  • одежда и обувь (13)
  • из бросового материала (13)
  • музыка (12)
  • конфетное (9)
  • оформление подарков (6)
  • красота и здоовье (5)
  • мыловарение (4)
  • свечки (4)
  • для дневника (3)
  • фотоколлекции (3)
  • детская литература (3)
  • логопедия (2)
  • кино (2)
  • поменяюсь. (2)
  • батик (2)
  • плетение из газет (1)
  • конфетки (1)
  • на продажу (0)

Музыка

  • Все (2)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПОСУДА»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПОСУДА».

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: чашка, стакан, бокал, тарелка, ложка, вилка, нож, бак, кастрюля, таз, блюдо, банка, мясорубка, бутылка, бидон, миска, тёрка, сковорода, кувшин, блюдце, сахарница, чайник, кофейник, хлебница, масленка. Сливочник, кружка, солонка, перечница, сито.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: глиняный, стеклянный, деревянный, фарфоровый, эмалированный, металлический, пластмассовый, хрупкая, прочная, чайная, столовая, кухонная, острый, тупой, толстый, тонкий, легкая, гладкая, блестящая, глубокая, чистая, грязная, пустая, полная.

ГЛАГОЛЫ: мыть, хранить, разбить, вытирать, сушить, разливать, есть, готовить, пить, полоскать, выливать, накладывать, резать, просеивать, жарить, печь, варить, заваривать, кипятить, тушить, шинковать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Из фарфора – фарфоровый.
Из дерева – деревянный.
Из стекла – стеклянный.
Из глины – глиняный.
Из металла – металлический.
Из пластмассы – пластмассовый.

ОПИСЫВАТЬ ПОСУДУ:
Как называется?
Какого цвета?
Какой формы?
Какого размера?
Из какого материала сделана?
Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)
Для чего нужна посуда?

СРАВНИВАТЬ ПОСУДУ
Чайник – чашка.
Кастрюля – тарелка.
Кувшин – стакан.
Сковорода – ложка.

Конспект коррекционно-логопедического занятия по лексической теме «Посуда»

Материалы: рисунки различных видов посуды; разрезные картинки посуды на четыре части, игрушечная посуда, оборудование для развития речевого дыхания (чашки), предметы столовой посуды для сервировки стола, заварной чайник, чашка, горячая вода, мяч.

Ход логопедического занятия по лексической теме «Посуда»

Организационный момент

Дети становятся в круг и приветствуют гостей.

1. Лексико-грамматическая игра «Один-много» (с мячом)

Логопед называет предмет посуды в единственном числе и бросает мяч ребенку, а ребенок ловит мяч и называет предмет, во множественном числе.

Чашка — чашки, тарелка — тарелки, бокал — бокалы, стакан — стаканы, чайник — чайники, ложка — ложки, вилка — вилки, нож — ножи.

2. Отгадывание загадок (введение в тему)

Как паровоз гудит,

Шумит, пыхтит и пар идет.

Вкусный заваривает нам чай.

Кто же он такой? Вот угадай.

И в столовой, и на кухне,

чтобы поджарить пищу быстро

Чтоб сосиску съесть, котлету.

Мы берем «железку» эту…

Из неё обедать буду,

Из глубокой или мелкой.

И такая вот посуда

Логопед. Как, одним словом назвать все эти предметы?

3. Игра «Четвертый лишний»

Логопед предлагает рисунки, дети выделяют и называют лишний предмет.

Ложка, тарелка, ваза, чашка;

Мойка, вилка, кастрюля, нож;

Стакан, сковорода, чашка, ведро.

4. Игра на развитие речевого дыхания «Горячий чай»

На столе чашки (оборудование для развития речевого дыхания), дети представляют, что это горячий чай и дуют под музыку.

5. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки)

Маша каши всем дала. (Дети загибают по одному пальчику на левой руке)

Положила Маша кашу

Котику — в чашку,

Собачке — в тарелку,

А мышатам — в большую ложку.

В миску — наседке и цыплятам

И в корыто поросятам.

Вся посуда занята. (Разжимают кулачок)

Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки)

6. Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Логопед бросает мяч и называет слова, а дети говорят, как будет наоборот.

Ложка чистая — ложка грязная.

Тарелка глубокая — тарелка мелкая.

Чашка большая — маленькая чашка.

Сковорода тяжелая — сковорода легкая.

Ложка большая — ложка маленькая.

Нож тупой — нож острый.

Кастрюля горячая — кастрюля холодная.

7. Игра «Помоги маме»

(Игра на развитие пространственных представлений и зрительного восприятия)

Дети сервируют стол посудой.

Маша маме помогала:

Стол к обеду накрывала.

Что поставить нужно?

8. Игра «Разбитая посуда»

(Игра на развитие зрительного восприятия)

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник и чашку, тарелку и ложку

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

И тарелка развалилась,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы еще сломали —

Так мы маме помогали.

Дети собирают разрезные картинки.

9. Лексико-грамматическая игра «Чем отличается?»

У каждого ребенка на столе дидактический материал из четырех чашек (тарелок), три чашки (тарелки) одного цвета, а одна отличается по цвету. Ребенок находит чашку (тарелку), которая отличается и называет ее цвет.

Читать еще:  Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector