Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как и зачем разговаривать с новорожденным ребенком?

Как и зачем разговаривать с новорожденным ребенком?

Что рассказать, о чем беседовать с грудничком? Да обо всем что угодно. Когда вы совершаете определенное действие, а малыш вас видит и понимает, расскажите ему, что вы делаете. Возможно, он не все поймет, однако сразу нельзя объяснить всего. Много противоречий нередко возникает по поводу сюсюкания с младенцем. Особенно не могут себя сдержать новоиспеченные бабулички, они хотят подарить ему море нежности и счастливых моментов.

Общение с грудничками

Как было сказано выше, общение с ребенком начинается с первого дня жизни. На первых этапах, пока младенец не может выражать свои эмоции и говорить, плач является для него основным средством общения в течение многих месяцев. Так дети дают родителям знать о том, что им что-то нужно, что у них что-то болит. Также дети могут плакать, когда устают, напуганы или им что-то мешает, например резкий звук. Иногда дети могут плакать без видимой причины. Пока ваш ребенок еще не слишком расстроен, попробуйте утешить его, такой подход не даст расшататься нервной системе.

Очень быстро ребенок будет реагировать на звук вашего голоса, тихо улыбаясь или, наоборот, азартно шевеля ручками и ножками. Дети этого возраста сначала улыбаются только родителям, но уже через некоторое время они начнут реагировать и на менее знакомых людей.

Новорожденные очень быстро раскрывают свои способности к общению, начиная агукать. Некоторые дети начинают произносить гласные звуки (например, «А-а» или «ох-ох») около 2-х месяцев отроду. Учитесь понимать своего ребенка — он будет «говорить» с вами разными звуками, будет улыбаться, хмуриться или плакать. Все эти действия будут направлены лишь в одну цель — получить ваш ответ. А некоторые детки настолько восприимчивы, что могут копировать выражение лица собеседника.

Занятия в 1–1,5 года: осваиваем слоги

Занимаясь с малышом после года, мама может использовать те же самые методы, только усложняя их. В этом возрасте ребёнок уже обычно словесно реагирует на диалог: пусть сначала это будут просто отдельные слоги, нужно стимулировать повторять их, пока не возникнут целые слова.

Однако здесь важно не переусердствовать, чтобы ребёнок не начал упрямиться.

Всё большее значение приобретает чтение книг, обсуждение иллюстраций. Мама активно задаёт ребёнку вопросы по содержанию картинок, причём строит их так, чтобы ответами были не только существительные («кто это?»), но и прилагательные, глаголы («какого цвета банан?», «что делает машина?»). В речь малыша вводятся противопоставления: «этот цветок маленький, а этот большой».

Чтобы стимулировать речь ребёнка, не нужно реагировать на его язык жестов или мимики (например, малыш просит пить и при этом складывает губки трубочкой). Маме нужно сделать вид, что она не понимает, что хочет её чадо. При этом не нужно доводить кроху до слёз, а помогать ему наводящими вопросами.

Нужно побуждать малыша словесно обозначить то, чего он хочет, при этом специально не понимая его жестов

При этом не нужно поощрять в детской речи упрощений, например, «бибика» вместо «машина» или «каклета» вместо «котлета».

Можно привести конкретные примеры игр и упражнений для данного возраста:

  1. Массаж пальчиков заменяется на увлекательную пальчиковую гимнастику (в интернете можно найти огромное число вариантов на любую тематику).
  2. К играм с манкой, мукой добавляются манипуляции с мелкими предметами (обязательно под присмотром взрослого), катание по столу карандашей, клубочков, маленьких мячиков и пр. В полтора года уже можно предлагать малышу пластилин, пластическое тесто и пр.

В полтора года уже можно предложить малышу пластилин — лепка прекрасно развивает мелкую моторику

  • Словесная игра «Исправь ошибку». Мама говорит предложение или фразу из известной ребёнку сказки и намеренно путает слова (например, «снесла курочка яичко, но не простое, а голубое» или уточка говорит «мяу-мяу»).
  • «Волшебный мешочек». Взрослый предлагает крохе доставать из непрозрачного мешочка игрушечных зверюшек и называть их.
  • «Что как звучит». Малышу предлагается озвучивать самые разные предметы окружающего мира, например, «как капает дождик?» или «как топают ножки?». Вначале пусть он отвечает просто слогами («ка»), затем звукоподражательными словами («кап»). Впоследствии появятся и более сложные слова («что делает дождик — капает»).
  • С годовалым крохой уже можно практиковать артикуляционную гимнастику, причём не нужно изнурять его ежедневно одинаковыми упражнениями, а менять их. Например, подойдут такие варианты: задуть свечку (настоящую или воображаемую), дуть в игрушку-дудочку, на кусочек ваты на ладони, облизать воображаемое варенье на губах, показать язычок хобот слоника (вытянуть губки трубочкой).

    Артикуляционная гимнастика для маленького ребёнка должна быть весёлой и увлекательной

  • Тренировка в игровой форме гласных звуков: показать, как плачет малыш («а-а-а»), как мы удивляемся («о-о-о»), как летит самолёт («у-у-у»).
  • В данном возрасте важно ограждать кроху от телевизора, по сравнению с которым живая человеческая речь превращается в фон. Специальные мультики, развивающие речь, малышу можно будет демонстрировать в более старшем возрасте (3 года).

    Видео: занятия для речевого развития с годовалым ребёнком

    Видео: мама делится своим опытом, как развивала речь дочки после года

    Что нужно делать, при общении с ребенком 1 — 2 — 3 месяца, чтобы он развивался

    Любой ребенок любит слушать голос своей мамочки, поэтому нужно постоянно говорить, петь и ворковать с ним как можно чаще все первые несколько месяцев. Отвечайте с энтузиазмом на все звуки и улыбки. Рассказывайте о том, что вы делаете, что вы приносите и чего касаетесь.

    Дайте возможность вашему ребенку общаться, и помогайте ему. Если вы слышите как он произносит звук, повторите и ждите новой реакции. Сами того не подозревая, разговаривая, вы учите малыша менять тон, усиливая или снижая его с определенной целью. Отвечая, вы дает понять крохе, что вы его слышите, и он для вас важен. Не прерывайте разговор и не отводите взгляд, когда младенец «говорит» — покажите, что вам это интересно.

    Дети этого возраста лучше всего реагируют на женский голос, так как он генетически связан с комфортом и пищей. Однако здесь не все так просто, понимая, что на самом деле здесь присутствует и разумный фактор, вы закладываете почву для первых слов.

    Иногда младенцы не в настроении говорить или напевать, ведь они также устают, нуждаются в покое и не длительном одиночестве. Определить это состояние можно по поведению — ребеночек отворачивается, закрывает глаза, или становится суетливым либо раздражительным. В таких случаях помолчите и просто обнимите его, взяв на руки.

    «Когда вы собираетесь привезти ребёнка к нам в гости?»


    0
    Источник:

    Вы должны понять, что любая попытка вынести новорожденного из дома напоминает попытку найти и обезвредить бомбу за 30 секунд. Кроме того, глупые люди постоянно хотят потискать новорожденного, потрогать его ручки, распространяя микробов и заразу на своём пути. А больной ребёнок не спит… пожалуй, никогда. Поэтому, спасибо за предложение, но мы поедем куда-то с нашим ребёнком только тогда, когда будем готовы.

    Если новорожденный ребенок капризничает

    Кстати крик ребенка — это тоже не всегда плохо, доказано, что тужась он помогает выйти лишним газам, развивает легкие. А еще крик — это способ отдать лишнюю энергию.

    Для младенцев характерно выделять определенный период “для крика”, обычно это происходит в одно и то же время каждый день, как правило, между началом вечера и полуночью. Хотя все дети плачут, и проявляют некоторые суетливость, нужно обратиться к невропатологу, если ребенок беспочвенно кричит более 3 часов в сутки (в сумме), больше, чем 3 дня в неделю. Все, что менее этого порога — нормально, так как малыша могут беспокоить колики. Прекращается такое состояние примерно в 3 или 4-месячном возрасте. Также вы можете помочь ребенку справиться с болями в животе.

    При начавшемся крике попробуйте успокоить вашего малыша. Некоторые младенцы успокаиваются при раскачивании или ходьбе взад и вперед по комнате, в то время как другие хорошо реагируют на такие звуки, как легкая музыка, колокольчик или гул пылесоса. Выясните, что больше всего нравится вашей крохе, и применяйте метод во время периодов плача.

    Принятие ванны

    Драгоценное время, которое поможет вашему партнеру сблизиться с новорожденным — это купание. Младенец еще слишком маленький, чтобы мыться самостоятельно, и папа должен будет контролировать весь процесс. Купание является необходимой и неотъемлемой частью жизни, и ваш партнер будет гордиться, что он сам искупал малыша. Не берите ответственность только на себя — дайте возможность вашему партнеру поучаствовать в данном процессе.

    Какие игрушки потребуются для развития малыша

    В таком возрасте вовсе не требуется заваливать свое чадо дорогостоящими подарками и игрушками — они ему ни к чему. Достаточно приобрести несколько ярких предметов, обладающих следующими функциями.


    игрушки для малышей
    Яркий и безопасный браслетик для грудничков на липучке. Игрушка звенит, шуршит, приятная на ощупь и очень яркая. С таким браслетом малыш будет рассматривать ручки, развивая зрение, слух, а со временем и тактильные навыки. Цена вопроса 210 руб, включая доставку.

  • Музыкальный массажер — прорезыватель для зубов «Слоненок». Он негромко «поет», его можно «погрызть», потрогать за ушки — они шуршат. Яркая и веселая игрушка может подвешиваться. Стоит слоненок вместе с доставкой — 320 руб.
  • Цветные марионетки на пальцы «Веселый зоопарк». Цена за 10 штук — 390 руб.
  • Познакомиться с лучшими развивающими игрушками для грудничков вы можете в разделе «Развивающие игрушки для малышей до 6 месяцев«.

    «Ребёнок спит всю ночь?»


    0
    Источник:

    Да, чёрт возьми. В две недели от роду он не ребёнок, а чудо природы — спит всю ночь напролёт! А его родители, когда у них так много свободного времени, пока он спит, просто разрабатывают новые модные тренды. Один из них, который они тестируют прямо сейчас, называется «Смертельно Уставший». Тебе нравится? Это последний писк моды, особенно среди молодых родителей.

    Когда нужно показать новорожденного доктору

    Поговорите с врачом, если ваш ребенок кричит в течение необычно длительного времени или если его крики кажутся вам странными. Скорее всего врач не обнаружит ничего плохого, но уверенность в том, что ваш любимчик здоров, поможет расслабиться и сохранять спокойствие, если он расстроен.

    С момента рождения до 3-х месяцев, дети, как правило, достигают следующих успехов:

    • обращают внимание на лица и окружающие предметы;
    • улыбаются при звуке голосов родителей;
    • улыбаются посторонним людям, если они обращаются с малышом ласково и им нравится голос и запах человека;
    • воркуют и издают звуки, когда с ними разговаривают;
    • подражают некоторым звукам и мимике.

    Изучая и сравнивая способности своего ребенка, имейте в виду, что все младенцы развиваются по разному, также это касается и физических параметров. Легкие несоответствия стандартам не должны вызывать причины для беспокойства, но поговорить с врачом, если у вас есть какие-либо вопросы по поводу языковых навыков вашего ребенка или слуха, нужно обязательно.

    Читать еще:  Разрыв матки при родах

    Поделиться ссылкой:

    • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)
    • Послать это другу (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
    • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)

    «Ну, как твоя жена?»


    0
    Источник:

    Она чувствует себя фантастически. Она только что родила нечто размером с дыню через отверстие размером с апельсин. Никогда не было лучше. Она вполне могла бы пробежать на следующей неделе марафон — для удовольствия. Короче говоря, спросите лучше: «Надеюсь, твоя жена хорошо восстанавливается, но могу ли я что-нибудь сделать для тебя, чтобы у тебя было чуть больше времени позаботиться о ней?».

    Кормление – залог здоровья

    Самое лучшее питание, которое придумано природой, – это, конечно, грудное молоко. Чтобы заложить основу для будущего успешного развития грудничка, очень важно кормить его по требованию. Благодаря нему, ребенок не только становится сытым, но и полностью удовлетворяет необходимость в контакте с мамой, в ее присутствии и тепле. Находясь в материнских объятиях, посасывая грудь, он сразу же становится более спокойным, даже если у него дурное настроение или его тревожат кишечные колики. А, как известно, эмоционально устойчивые детки воспринимают информацию гораздо лучше.

    Почему важно с первых дней разговаривать с ребёнком

    В последние время всё больше специалистов говорит о том, что общение с ребёнком имеет неоценимое значение для его развития и социализации. Малыш слышит окружающие его голоса ещё находясь в животе у мамы, а после появления на свет с удвоенной силой впитать себя всё, что говорят мама, папа, а позже и другие находящиеся рядом люди.

    Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем статьям наших экспертов в приложении «ПрограммаМама»

    Родителям очень важно говорить со своим ребёнком, начиная с самых первых дней его жизни, поскольку новорождённый прекрасно слышит всё, что происходит вокруг него. И звук маминого и папиного голоса станет отличным успокаивающим средством.

    Интересно, что мужской тембр голоса новорождённый зачастую воспринимает лучше и активнее реагирует на него.

    Многочисленные исследования показали, что спокойная, положительно окрашенная речь, направленная на ребёнка, облегчает боль и способствует нормализации сна.

    Общение с малышом вносит огромный вклад в развитие речи, которая формируется с самых первых дней жизни. Присущая ребёнку манера подражания примерно к двухмесячному возрасту приводит к появлению первых звуков, «гуления» малыша. Таким образом, ребёнок старается вступить в диалог с миром, самыми важными представителями которого для крохи являются папа и мама.

    Непринуждённый разговор с малышом способствует также лучшему пониманию своих эмоций и эмоций других людей, что, в свою очередь, стимулирует развитие головного мозга.

    Конечно же, ребёнок первых месяцев жизни не в состоянии понять смысл того, что вы ему говорите, однако не стоит забывать о том, что малыши способны считывать эмоции вашего тела и улавливать малейшие изменения мимики любимого лица.

    Именно поэтому зачастую мамы сталкиваются с беспокойным поведением крохи без каких-либо видимых причин. Но такая реакция может быть вызвана тем, что мама, сильно взволнованная или обеспокоенная чем-то, продолжает улыбаться своему малышу и говорить тёплые слова, полагая, что она оберегает кроху от проблем. Но ребёнок видит другое: мама с ним, но ей грустно, она расстроена. Внутренне состояние мамы очень быстро перенимается ребёнком, в результате чего малыш, не способный анализировать окружающую обстановку, начинает капризничать.

    Именно поэтому так важно рассказывать даже самому маленькому ребёнку, что вас тревожит. Пусть малыш не поймёт суть, но поймёт настроение. В результате ситуация перестанет быть напряжённой и для мамы, и для малыша. Возможно, не стоит рассказывать ребёнку обо всех своих проблемах, но о тех, которые касаются его, надо обязательно.

    Как разговаривать с ребёнком

    1. Разговаривайте открыто и честно. Проговаривайте всё, что важно для вас и малыша в настоящее время. Тогда, повзрослев, ребёнок ответит вам тем же.
    2. Говорите о простых вещах. Вряд ли ребёнок, которому нет ещё и 6 месяцев, поймёт разницу между марками проезжающих мимо автомобилей. Помните, что начинать познавать мир надо с простых вещей.
    3. Не бойтесь использовать «детский» язык. Это, конечно же, не означает, что нужно вводить в лексикон «бибики» и другие не употребляемые взрослыми людьми слова. Детский язык – это подражание первым звукам малыша, использование ласкательных выражений («Ты моё счастье!») и длительных пауз между слогами – «Ма-ма, па-па, ба-ба».
    4. Придумайте собственный способ общения. Многим родителям разговоры с маленькими детьми даются очень нелегко. Тогда ищите то, что будет по душе вам обоим – песни и стихи малыши тоже очень любят.
    5. Разделите «мы» на «ты» и «я». В первые месяцы жизни малышу жизненно необходимо чувствовать неразрывную связь с мамой. Это не только дарит ему ощущение безопасности, но и формирует доверие к миру, которое он пронесёт через всю свою жизнь.

    Однако к возрасту 11-12 месяцев такая тесная связь с мамой начинает сдерживать развитие малыша. В этом возрасте ребёнок хочет больше свободы, которую необходимо ему предоставить.

    Много вопросов о здоровье и развитии новорождённого? Наши эксперты ответят на все вопросы мам в видеокурсах «Программы Мамы»

    Общение с новорожденным: важность вербальных и тактильных контактов для малыша

    Общение с новорожденным: важность вербальных и тактильных контактов для малыша

    Ребенок – такой же человек, а потому общаться с ним очень важно для родителей. Беседы стоит начинать с ребенком еще с момента нахождения его в материнской утробе. Это позволяет установить с малышом тесный контакт. Ребенок узнает мать по ее голосу. Он четко чувствует ее состояние. У родительниц нередко возникает вопрос: как следует разговаривать с новорожденным? Важно понимать, что грудной малыш тоже нуждается в вербальной взаимосвязи.

    О чем говорить с грудным ребенком? Это не столь важно. Если вы совершаете некоторое действие, то ребенок уже все это видит, у него это оседает в памяти. Постарайтесь рассказать ему, что именно вы делаете. Возможно, ребенок не все поймет, да и вообще сразу разъяснить малышу все действия невозможно. Очень часто у родителей возникает вопрос: стоит ли сюсюкаться с ребенком? Этот вопрос мы раскроем далее.

    Важность бесед с малышом

    Разговаривать с ребенком можно столько, сколько вам захочется. Ему всегда будет полезно послушать разные сказки или песни. Причем рассказывать все это может как мама, так и папа, различные друзья, родственники, знакомые и т.д. Имеются исследования врачей о том, что ребенок, которому читали разные сказки, в итоге становится более здоровым, у него лучше иммунитет.

    Преимущества постоянного общения с малышом:

    • Ребенок учится слышать голос близкого человека. В итоге он меньше капризничает.
    • Дети постоянно познают что-то новое, их лексикон расширяется.
    • Ребенок начинает запоминать слова, у него формируется и развивается память.
    • Проблемы с произношением проявляются гораздо реже.
    • Ребенок ощущает эмоциональное состояние матери, а потом сам тоже успокаивается.

    Важно всегда общаться с малышом. Если ребенок во время отсутствия родителей в комнате будет беспокоиться, можно просто откликнуться на его призывы, поговорить с ним.

    Особенности вербального контакта с ребенком

    Ребенок с момента появления на свет пока еще ничего не знает, а потому нужно ему все показать и разъяснить. Как вести разговоры с малышом? Все просто. Нужно постоянно общаться с ним, когда он бодрствует. Можно делиться с новорожденным своими рассуждениями и выводами, радоваться совместно с ним. Даже если малыш капризничает, вы должны быть спокойны. В итоге ребенок быстро успокоится и сам. Иначе вы напугаете его, и в итоге ребенок будет кричать еще громче.

    Все разговоры с малышом нужно проводить в спокойном ключе. Малыш до года уже понимает интонацию речей. Он умеет анализировать ситуацию, а потому он сможет быстрее понять, что означает слово «нет».

    Если вы перенапряжены, лучше отказаться от общения с малышом. Вам потребуется переждать, вернуться в спокойное состояние. В присутствии ребенка не стоит ругаться с другими людьми. Это может причинить его психике непоправимый ущерб. Поведенческие модели закладываются в ребенка еще с грудного возраста.

    Кричать на малыша ни в коем случае не стоит. Это не принесет никаких плодов. Каждый день перед тем, как ложиться спать, приучите себя читать ребенку сказки или стихи. Можно также спеть для малыша колыбельную. Необходимо часто общаться с ребенком. Это поможет малышу быстрее настроиться на сон. От сна зависит и здоровье малыша. Родители смогут лучше высыпаться и испытывать меньше стрессов.

    Диалог с ребенком следует вести на равных. Говорите малышу о том, что он вам важен, что вы любите его, что он для вас самый дорогой человек. Если ребенок добился каких-то результатов в обучении, всегда хвалите его. Не стоит говорить малышу о том, что он неумелый, иначе у ребенка могут появиться первые обиды. В будущем они только помешают ему стремиться к своим мечтам и достижениям.

    Важность тактильного контакта с малышом

    Значимость вербального контакта мы определили. Теперь давайте разъясним значение тактильного контакта.

    Все дети до года нуждаются в тактильном контакте. С помощью осязания ребенок получает всю необходимую информацию о том, что именно его окружает, ведь остальные органы чувств пока еще работают очень слабо. Если ребенок имеет регулярный тактильный контакт со своими родителями, то он развивается в разы быстрее, причем как в физическом ключе, так и в интеллектуальном, эмоциональном и т.д. Главный принцип воспитания детей до года – сформировать для ребенка максимально комфортные условия.

    Для некоторых детей тактильный контакт играет даже более важную роль, чем вербальный. Нередко это связано с темпераментом малыша, с его характером, с состоянием здоровья ребенка, а также с его памятью. Потребность в материнском контакте у малыша – это не прихоть, а норма.

    Любые попытки «отвязать» малыша от рук могут вести к различным травмам для психики ребенка. Этот факт является доказанным, существуют многочисленные исследования, подтверждающие это. Потому подумайте, а действительно ли вам так нужно отучить малыша от тактильного контакта. Развивать самостоятельность у ребенка следует только с 10-12 месяцев.

    Если ребенок много времени проводит с мамой, то у него обычно выше уровень социального взаимодействия, лучше интеллект, а также быстрее происходит физическое развитие. Мышцы ребенка лучше развиваются, стимулируются – особенно если мама носит ребенка в слинге.

    Читать еще:  Повышенный билирубин у новорожденных

    Чтобы малыш не забирал все дневное время, вы можете также оставлять ребенка с отцом на какое-то время. Игры с отцом для малыша – еще один важный аспект эффективного развития.

    Как видите, малышу важен не только вербальный, но и тактильный контакт. Все это позволяет ему быть здоровым в физическом и психическом плане.

    Как и зачем разговаривать с новорожденным ребенком?

    Современные родители отлично знают, что даже с новорожденным младенцем необходимо разговаривать. И чем больше, тем лучше. Это крайне важно для гармоничного развития малыша. Но многие мамы и папы просто-напросто не знают, как и о чем говорить со своим крохой. На самом деле способов предостаточно!

    Юлия Каспарова
    Педагог, г. Харьков

    Формирование речи малыша начинается задолго до появления первых осознанных слов. И крик, и гуление, и лепет – это начальные ее проявления, своего рода тренировка всего речевого аппарата. И задача мамы – активизировать этот важный процесс.

    Разговаривать с малышом можно самыми разными способами. Каждый из них хорош сам по себе. Но лучше сочетать их все вместе. Например, когда вы переодеваете ребенка, когда играете или просто хотите пообщаться, старайтесь наладить контакт с крохой. Для этого поймайте взгляд малыша и удерживайте его внимание, глядя в глаза. Ласково назовите ребенка по имени и делайте это как можно чаще. Конечно, малыш не сразу поймет, что так вы обращаетесь именно к нему. Но скоро он запомнит особое сочетание звуков и станет, как взрослый, поворачивать голову в вашу сторону, едва услышав свое имя.

    Разговаривая с малышом, старайтесь не произносить длинных слов и предложений. Растягивайте слова, делая акцент на гласных: «Ва-а-а-нечка хоро-о-о-о-ший! Мальчик ма-а-а-а-ленький, ми-и-и-и-и-ленький…» Вместо местоимения «ты» называйте имя малыша. О себе говорите не «я», а «мама», рассказывайте крохе о том, что вы сейчас будете делать: «Сейчас мама Ванечку переоденет, животик Ванечке погладит…» Очень важна и ваша мимика. Старайтесь делать особенно выразительные движения губами, чтобы малыш постепенно запоминал, а позже начал копировать вашу артикуляцию. Лишь от одного хочется предостеречь – от чрезмерного «сюсюканья». Конечно, в разговоре с малышом вполне уместно использовать уменьшительные слова и эпитеты. Но вот коверкать слова не нужно! Пусть с рождения малыш слышит только правильное произношение слов. Ведь он во всем нас копирует.
    А теперь подумаем, о чем же можно разговаривать с малышом?

    Как разговаривать с ребенком обо всем на свете

    Устраивайте для крохи ежедневные «экскурсии» по дому. Возьмите его на руки и, удерживая вертикально, переносите из комнаты в кухню, из кухни в прихожую, из прихожей в ванную. При этом называйте все, что видите вокруг: «Смотри, Ванечка, вот часики! Как часики делают: тик-так, тик-так! А вот выключатель. Оп, включили! Лампочка загорелась. Оп, выключили! Лампочка потухла! А здесь из крана водичка капает. Кап-кап! Мокрая водичка! Вот холодильник, сейчас мы достанем Ванечке яблочко… » Одним словом, рассказывайте все и обо всем, называйте побольше звукоподражаний, старайтесь вызвать у крохи эмоциональный отклик на свои слова.

    Точно так же можно говорить с малышом и на прогулке. Только здесь объекты будут уже другие: дома, скамейки, кошечки-собачки, птички, деревья, цветы, облака, солнышко, ветер, детки, машины… Так вы делаете большое дело, помогая малышу накапливать пассивный словарный запас. Обращаясь к малышу, задавайте ему вопросы и сами же на них отвечайте: «Ванечка хочет спать? Конечно, хочет! Сейчас мы пойдем в кроватку…» Или: «Ванечка хочет на ручки? Конечно, хочет! Сейчас мамочка возьмет сыночка на ручки…» «Ой, кто это там пришел? Это папа пришел!» Задавая вопрос крохе, делайте небольшие паузы, прежде чем ответить. Давайте ребенку возможность отреагировать на ваши слова: оживиться, покряхтеть, погулить, улыбнуться. Это будет своеобразный диалог.

    Учим детские потешки

    Наши уточки с утра
    – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
    Наши гуси у пруда
    – Га-га-га! Га-га-га!
    А индюк среди двора
    – Бал-бал-бал! Балды-балда!
    Наши гуленьки вверху
    – Грру-грру-угрру-у-грру-у!
    Наши курочки в окно
    – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
    А наш Петя-петушок
    Рано-рано поутру
    Нам споет ку-ка-ре-ку!

    Выучите несколько потешек и рассказывайте их малышу в течение дня. Есть множество стишков, которыми можно сопровождать одевание, массаж, кормление, купание и т.п. Рассказывайте потешки весело, эмоционально – с выражением. Так вы не только заинтересуете малыша, но и поможете ему услышать все многообразие родной речи.

    Любимые стихи и сказки

    Лапки? Мыли.
    Ушки? Мыли.
    Хвостик? Мыли.
    Все помыли.
    И теперь мы чистые
    Зайчики пушистые.

    И просыпалочка-потягушечка найдется:

    Вот проснулись. Потянулись!
    С боку на бок Повернулись.
    Потягушечки! Потягушечки!
    Где игрушечки? Погремушечки?
    Ты, игрушка, погреми!
    Нашу дочку подними! (И сыночка подними!)

    А теперь кушаем:

    Куклу? Кормили.
    Зайку? Кормили.
    Мишку? Кормили.
    А Машу? (Ваню, Сашу, Дашу…)
    Забыли.

    Как петь ребенку

    Если любите петь – пойте малышу! Любые песни, которые вам нравятся. И, конечно, многочисленные детские песенки из мультфильмов и фильмов. Если не помните слова, то включайте песенки на дисках в то время, когда малыш не спит и находится в хорошем расположении духа, и подпевайте паровозику из Ромашкова, Ежику из Тилимилитрямдии или Крокодилу Гене и Чебурашке. И слова очень быстро запомнятся. Петь малышу можно когда угодно: если просто носите кроху на руках, если купаете его, если делаете ему массаж и занимаетесь зарядкой, если готовите обед, а малыш лежит рядом в люльке…

    Отдельный разговор о колыбельных. К сожалению, их поют своим малышам далеко не все мамы. Одни считают это ненужным, другие стесняются своего голоса. Но для малыша ваш голос – лучший на свете! Петь можно и народные колыбельные, и авторские. Например, «Колыбельную медведицы» из мультика про Умку или песенку «Спят усталые игрушки».

    Речевые игры

    «Я пчелка, жу-жу-жу, я лечу к малышу!
    Жу-жу-жу, села на ручку малышу.
    Жу-жу-жу, села на ножку малышу…»

    Можно «топать» пальцами по ручке, ножке, животику малыша, приговаривая:

    «Я коровка, му-му-му,
    вот я к Машеньке иду!»

    Пальчики могут быть и кошечкой, и собачкой, и любым другим животным.

    А еще можно вспомнить народную потешку про комариков:

    Дарики-дарики,
    Летели комарики,
    Вились, вились,
    Маше в ушко вцепились.
    Цап!

    Дотрагиваемся малышу до ушка и повторяем потешку сначала. Теперь вспоминаем о щечке, носике, ножке, пятке и т.п.

    А еще вам пригодятся куклы-перчатки. Надевайте на руку зайку или лисичку и разговаривайте с малышом с их помощью. Веселые зверушки могут «рассказывать» сказки и стишки, «петь» песенки и просто беседовать с малышом. При этом они могут двигать лапками, хлопать в ладоши, пританцовывать, гладить и трогать малыша и т.п. Подобные игры ребятишек просто завораживают…

    Никогда не стесняйтесь выказывать свою нежность к малышу, играть, разговаривать с ним, петь ему. Вы получите от такого общения ни с чем не сравнимое удовольствие. К тому же результатом ваших усилий станет не только чистая и грамотная речь малыша, но и его искренняя и безграничная любовь…

    Как говорить с младенцем

    Как разговаривать с младенцем, с чего начать первое в его жизни общение? Периоды развития ребенка по месяцам.

    Наталья Матвеева учитель-логопед с 30-летним стажем, г. Нижний Новгород

    • Период до рождения ребенка
    • Период новорожденности (первые 3-4 недели жизни)
    • Ребенок 2,5-3 месяца
    • Ребенок 3-6 месяцев
    • Ребенок 6-9 месяцев
    • Ребенок 9-12 месяцев

    Что может быть прекраснее и ответственнее для родителей, чем младенческий возраст ребенка? Мы так счастливы, видя первый взгляд малыша, его улыбку, то, как он нам радуется. Мы замечаем, как стремительно растет ребенок, какие большие изменения происходят в его поведении и общении с миром. Как же разговаривать с младенцем, с чего начать первое в его жизни общение?

    Общение с близкими служит для малыша единственным источником, который питает и обогащает детское сознание, определяет процесс формирования его личности. Только в процессе общения ребенок научится пользоваться родным языком, познавать окружающий мир, закреплять эти знания в слове.

    Теперь попытаемся ответить на интересующие многих вопросы: как же помочь ребенку овладеть речью, как и о чем говорить с младенцем?

    Для этого нам необходимо рассмотреть по порядку все периоды развития ребенка.

    Период до рождения ребенка

    Физиологи установили, что еще до момента рождения у плода происходит формирование всех видов чувствительности, мышечного аппарата и т.д. Идет процесс созревания нервной системы. А более всего подвержен негативным воздействиям речевой центр. Ребенок в утробе матери живет — он слышит обращенные к нему и окружающим слова, музыку, пение. Разговаривайте с малышом, скажите ему, что его рождения очень ждут, его любят.

    А теперь остановимся подробнее на том, какими возможностями располагает младенец, чему может научиться после рождения.

    Период новорожденности (первые 3-4 недели жизни)

    Первый крик при появлении ребенка на свет свидетельствует о том, что маленький человек сможет научиться хорошо говорить.

    Ухаживая за этим крохотным созданием, разговаривайте, «беседуйте» с ним, будто он хорошо вас понимает, относитесь к нему как к заинтересованному собеседнику, партнеру по общению, несмотря на то что со стороны малыша общение отсутствует. Будьте уверены, ребенок вас слышит и пытается понять. Укачивая на руках и в кроватке, спойте ему колыбельную песенку. Замечателен в этом плане русский фольклор — накопленный веками кладезь мудрости.

    Ой, люли, люли, люли!
    Прилетели журавли.
    Журавли-то мохноноги
    Не нашли пути-дороги,
    Они сели на ворота,
    А ворота — скрип-скрип.
    Не будите у нас Ваню —
    У нас Ваня спит, спит.

    Ребенок 2,5-3 месяца

    Увеличивается длительность бодрствования. На этом этапе очень большую роль в развитии ребенка играет формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Складывается так называемая ситуативно-деловая форма общения.

    Как же должна общаться мама с младенцем на этом этапе его развития?

    В моменты бодрствования организуйте занятия с простейшими игрушками — погремушками, колокольчиками, бубенцами, длительностью 1-3 мин. Они позволят научить малыша прослеживать взглядом за движущейся игрушкой, сосредотачивать взгляд на неподвижной, висящей над ним. На этом возрастном этапе ребенок начинает произносить первые в своей жизни звуки, их называют гуканием, они возникают при произнесении звуков «гы», «кхы». Появление их обрадует родителей, т. к. они являются подготовительным этапом дальнейшего освоения звуков родного языка. Продолжайте учить малыша прислушиваться к своей и чужой речи, поворачивать головку на звук. Для этого нежно и певуче разговаривайте с ним, используя ласковый и веселый тон.

    Ребенок 3-6 месяцев

    На этом этапе родителям стоит заметить: речевые реакции становятся для ребенка средством эмоционального общения (коммуникации). Сделайте общение с ребенком обоюдным, носящим двусторонний характер. Учите малыша подражать вашей речи. Произносите те звуки, которые малыш уже освоил, чтобы ребенок смог повторить их снова и снова Необходимо, чтобы он видел ваше лицо, вашу мимику и артикуляцию, то есть следил бы за движение губ и смотрел на рот. Например, говорите один и тот же слог: «Ба-ба-ба-ба», медленно, не торопясь, нараспев, чтобы ребенок смог его услышать и воспроизвести. Ваше одобрение и положительный настрой будут способствовать скорейшему обучению малыша.

    Читать еще:  Чем протирать глазки новорожденному — основные правила ухода за глазами

    В 4 месяца ребенок длительно и активно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление с разной интонацией.

    К 5-6 месяцам малыш произносит согласные звуки: п, б, д, м, н, ль и др. В его речи появляются первые слоги: па, ба, ма — лепет .

    Ребенок 6-9 месяцев

    Он уже так многое может, ваш малыш! В возрасте от 6 до 9 месяцев ребенок уже осознает речь взрослого. Меняется поведение малыша и его общение (на слово «до свидания» кроха помашет вам ручкой в ответ на ваш жест, выполнит по просьбе взрослого необходимые действия: «дай», «возьми», «покажи», «пей» и др.) Теперь свои действия с игрушками, общение со взрослыми и другими детьми малыш постоянно сопровождает лепетом.

    На этом этапе речевые навыки малыша должны продолжать расти вместе с ним. Следите за тем, чтобы лепет ребенка не угасал, а плавно перерастал в новые слова, к которым прибавлялись бы новые слоги, сочетания гласных и согласных звуков, которые ребенок ранее не произносил. Пусть малыш чаще слышит от вас вопрос «где?», а в поисках объекта участвует вместе с вами, (например, у вас на руках) — так у него будет накапливаться пассивный словарь, необходимый для дальнейшего становления речи ребенка и его психического развития.

    Ребенок 9-12 месяцев

    Этот период связан с тем, что ребенок начинает самостоятельно стоять, а затем и ходить.

    С 9, 10 до 12 месяцев малыш овладевает навыком речевого подражания, в ответ на вашу речь произносит слоги и простые слова, которые не говорил ранее. Это значит, что взрослый, а особенно мать, которая постоянно общается с ребенком, может учить его повторять за собой первые простые слова, состоящие из одного-двух прямых слогов. Например, можно показать ребенку куклу и попросить его повторить за вами: «ля-ля», «топ-топ». Чем эмоциональнее и чаще вы повторяете желаемые слова, сопровождая их показом и действием, тем малыш быстрее их запомнит. Слова должны быть простыми и понятными ребенку. Читайте малышу стихи, потешки, первые сказки, пойте песенки и считалочки.

    Катя, Катя маленька,
    Катенька удаленька,
    Пройди по дороженьке,
    Топни Катя ноженькой.

    Солнышко-ведрышко,
    Выгляни в окошко!
    Солнышко, нарядись,
    Красное покажись!

    Радуйтесь тем словам, которые произносит ваш ребенок вслед за вами, усваивая опыт человечества, накопленный веками.

    Помните, что задача родителей — подарить ребенку свободу самостоятельного общения с внешним миром.

    Вопросы родителям: Как вы думаете, если родители ребенка люди неразговорчивые, стоит ли им преодолевать собственные склонности ради того, чтобы разговаривать с грудным младенцем?

    Почему множество родителей переживают и тревожатся, если ребенок, в остальном соответствующий основным возрастным показателям, говорит меньше, чем его сверстники?

    Для чего нужно говорить с младенцем?

    Как часто приходилось вам слышать утверждение о том, что с грудными младенцами разговаривать бессмысленно, ведь они еще ничего не понимают? Часто в присутствии грудных детей ведутся разговоры так, как будто они совершенно не способны к восприятию человеческой речи.

    Психоаналитические соображения о восприятии речи грудными младенцами в возрасте до 12 мес. опровергают такой подход к ребенку. Давайте попробуем ответить на вопрос зачем вообще разговаривать с новорожденным.

    Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, можно вспомнить, что происходит с ребенком, если с ним не разговаривать. Скорее всего, вы знаете об опыте, который был проведен императором Фридрихом II. Он хотел ответить на следующий вопрос: «Если с ребенком не говорить, на каком языке он будет разговаривать?» Он предполагал, что скорее всего это будет греческий или латынь. Для подтверждения своей гипотезы он приказал отобрать у матерей несколько младенцев, передал их нянькам, которым было приказано осуществлять за детьми физический уход, кормить и купать, но им было строго запрещено разговаривать с детьми, петь им колыбельные, брать на руки и утешать. В итоге никто не узнал, на каком языке они заговорят, поскольку они все умерли.

    Есть менее жестокие ситуации, которые не приводят к смерти. Это то, что называют феноменом детей «Маугли»: дети, которые по разным причинам рождаются и растут на природе. Они могут выжить и адаптироваться к среде, но они никогда не заговорят, даже если потом будут жить в человеческом обществе.

    И первый вывод, который мы делаем: для того, чтобы ребенок заговорил, рядом с ним должен быть взрослый, который бы с ним говорил, т. е. первое условие, чтобы ребенок заговорил, — нужно его включить в мир языка.

    Каролин Эльячеф, психоаналитик из Франции, в течении многих лет работает с детьми в организации «Социальная помощь детству». В эту организацию попадают малыши, оказавшиеся без попечения родителей, в дальнейшем их отправляют на усыновление в разные семьи. И вот какой вывод из многолетнего опыта работы сдалала К. Эльячеф: если дети (пусть даже дети в возрасте до 12 месяцев) знают о своей жизненной истории, они могут развиваться и расти. Если же они ничего не знают о своей ситуации, они истощаются психологически и физически. Очень рано становится видно, что они уходят в депрессию, они начинают заболевать и болеют очень часто. В домах малютки бывает так, что решение по усыновлению принимается не сразу, а занимает длительное время, и некоторым детям ничего не говорят вообще. Хотя, если с этими детьми регулярно встречаться и говорить с ними, даже если ничего нового не происходит, просто для того, чтобы сообщить им, что их ситуацией занимаются, тогда они растут и нормально развиваются. Кажется, что когда взрослый говорит с ребенком — это стимулирует его психическое развитие и просто жизнь.

    Отсутствие языка, обращенного к малышу, приводит к последствиям, которые в первую очередь выражаются телесно, как повторяющиеся болезни. Мозг ребенка получает стимулы извне и изнутри. Изнутри — это его собственные ощущения, он классифицирует их каким-то образом, соотносит, т. е. производит некий смысл. И сам он тоже подает знаки, которые не всегда просты для понимания. Мозг младенца всегда связан с его телом, это объясняет, почему он может выразить свои эмоции биологическими проявлениями.

    Психоаналитики считают, что символическая деятельность у младенца присутствует с самого начала, с самого рождения, и ее можно заметить на уровне телесных функций. Например, можно краснеть, испытывая какие-либо эмоции. Но обычно, когда человек умеет говорить, то язык в итоге берет верх, и мы больше начинаем выражать чувства словами, чем телом. С самого рождения большая часть телесных функций уже присутствует, она не требует обучения, иногда только созревания. Кажется, что речь взрослого для младенца — это своеобразный организатор, способный описывать функционирование физического тела, и, таким образом, эти слова позволяют ребенку придать смысл своим ощущениям. Когда речь отсутствует, младенец начинает испытывать определенный хаос и это болезненно для него, особенно когда у него еще нет средств выразить это.

    Если по той или иной причине взрослый не чувствует себя способным заговорить о каком-то событии, не может что-то сообщить ребенку, лучше сказать: «Я смогу объяснить тебе это позже», чем ничего не говорить. Потому что это явственно обозначает существование чего-то, что он способен понять, но что взрослый сейчас не способен ему объяснить. Ложью будет сказать: «Ты еще маленький, чтобы это понять».

    Франсуаза Дольто утверждала, что говорить с ребенком — это вопрос смысла и подходящего времени, когда нужно что-то сказать. Это значит, что мы не должны болтать неважно что, неважно когда. Мы прекрасно знаем, что речь, обращенная к другому, важна своим смысловым наполнением и неотделима как от человека, кто эту речь произносит, так и от контекста, в котором эта речь произнесена. Не одинаково воспринимаются слова, сказанные начальником, другом или врагом. Последствия у этого бывают разные. Разные в том, что касается удовольствия или неудовольствия от услышанного.

    То же самое касается и детей. И в своих консультациях с детьми Дольто настаивала на назывании ребенка по имени, которое сразу же включает его в ряд: символический, семейный, социальный. Вторым важным аспектом является называние предметов. Например, тех, которые на столе, с описанием, например, их цвета или температуры. Почему? Приобретен большой в области психологии младенцев. Мы знаем, что зрительно они могут различать полоски, горизонтальные или вертикальные, и младенец может делать определенную классификацию. Но все равно, ему не хватает главного — знания о собственных чувствах и ощущениях. Все ощущения, которые получает ребенок, например: звуковые, зрительные, тактильные — обретают смысл для него только в общении с кем-то.

    Речь идет не о том, чтобы учить ребенка говорить. Называя предметы, мы создаем связь между тем, кто говорит и неким предметом. И предметы определенным образом начинают затем вызывать представление об определенном человеке. Это очень важно. Когда младенец окажется один, предметы, которые его окружают, могут быть пустыми или в них может жить тот человек, кто их назвал. И простое называние предметов для младенца даст ему почувствовать, что предметы, которые его окружают, связаны с людьми. Он будет чувствовать, что он не один, и это уже предупреждение, профилактика ощущения тотального одиночества.

    Иногда то, что предстоит сказать младенцу, очень болезненно, например, что один из родителей погиб или что детей оставили и их будут усыновлять. В таких ситуациях многие взрослые думают, что лучше вообще ничего не говорить. Но такой образ мыслей защищает взрослых, а не детей. Очень непросто взрослому обратиться к ребенку с пониманием того, что он принесет боль. На самом деле, излишняя сентиментальность — плохой советчик, какие бы слова не приходилось говорить ребенку. И психоанализ настаивает на том, что младенец, малыш, он всегда будет чувствовать себя лучше в том случае, когда его собственные ощущения будут названы и будут соответствовать его окружению. Когда малышу ничего не говорят, ребенок испытывает хаос и пустоту, а когда говорят ложь, ребенок организуется вокруг этой лжи и эта ложь будет отрицанием чувств, которые он испытывает. Ребенок до овладения речью не способен критиковать то, что ему сказано. То, что сказано взрослым — всегда правда.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector