Кризис новорожденности причины симптомы осложнения
Кризис новорожденности
Первый критический период развития ребенка — период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни Это переход от темноты свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, многие физиологические системы начинают функционировать заново.
Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.
Причины кризиса новорожденности:
— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец — максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование — возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:
• общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
• использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение
• обильные вокализации во время общения с матерью;
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления — основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Физиологический критерий конца новорожденности — появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий конца периода новорожденности — приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально.
Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1162 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Новорожденность. Младенчество. Кризис 1 года
Ольга Наренкова
Новорожденность. Младенчество. Кризис 1 года
Для мамочек малышей. Полезная информация о том, как должен развиваться ваш малыш.
НОВОРОЖДЕННОСТЬ. МЛАДЕНЧЕСТВО. КРИЗИС 1 ГОДА.
Новорожденность и период младенчества — один из важных, но не всегда серьезно оцениваемых периодов в жизни ребенка.
Рождаясь — первое, что делает ребёнок — это физический отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия – холод, яркая освещенность, воздушная среда, которая требует другого типа дыхания и необходимость смены типа питания.
Чтобы приспособиться к этим новым, чужим для него условиям, ребенку будут помогать безусловные рефлексы.
Условные будут формироваться позднее. А, если точнее, то к концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы.
Один из безусловных рефлексов — ребёнок начинает реагировать на позы кормления. Как только он оказывается в нужном положении на коленях у матери, у него возникает сосательные движения.
Следующим важным событием в психической жизни ребенка является возникновение СЛУХОВОГО и ЗРИТЕЛЬНОГО сосредоточения.
Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе, а позже на 3-4 неделе появляется слуховое сосредоточение. Одно отличие — в 2-3 недели ребёнок может реагировать на звук хлопнувшей двери или на другие бытовые звуки, а в 3-4 недели ребенок уже может реагировать на голос человека. Причем в это время он не только слышит звук, но и поворачивает голову в сторону его источника.
На 3-5 неделе появляется зрительное сосредоточение.Проявляется оно следующим образом: ребенок замирает и задерживает взгляд, но ненадолго. В основном внимание привлекают яркие предметы.
В основном в этот период ребенок большую часть времени проводит во сне или дремоте, а в период бодрствования он, благодаря слуховому и зрительному сосредоточению, ребенок может на чем-то сконцентрироваться.
Все состояние ребенка в данный момент, то есть социальную ситуацию развития младенца, характеризуется, в основном беспомощностью.
Иногда этот период в психологии называют периодом «донашивания» или 4 триместром беременности.
Главная задача родителей в этом периоде — обеспечить плавный переход к новым условиям жизни.
Следующий значимый момент — это комплекс оживления.
Происходит это примерно в возрасте один месяц. Это время, когда ребёнок приобретает способность реагировать на голос, ухаживающий за ним матери, видит её лицо и устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Ребёнок, увидев маму или другого близкого человека, значимого для него, который за ним ухаживает, останавливает взгляд на его лице. Он вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, начинает улыбаться.
В это время и появляется самая первая социальная потребность – потребность в общении. Исходя из этой потребности — необходимо поддерживать потребность в общении, то есть не выполнять за ребёнка всё, не бежать впереди его потребности, а именно идти за ребенком.
На этом заканчивается этап новорождённости и начинается этап младенчества.
МЛАДЕНЧЕСТВО
В младенчестве ребёнок быстро и интенсивно растёт. Рост ребенка увеличивается в полтора раза, а вес почти в два.
Именно в этот период активно начинает развиваться познавательная способность.
На этом этапе зрительное сосредоточение становится уже более длительным, и к 3 месяцам достигает 7-8 секунд.
В младенческом возрасте ребёнок воспринимает форму предметов, может выделять контур этих предметов и другие элементы. Так в этом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих объектах, их привлекают контрасты, то есть яркие предметы и движения наблюдаемых предметах.Здесь присутствует реакция на новизну: потому что хорошо знакомые предметы в этом периоде не привлекают надолго внимание ребенка и, кроме того, совершенно новые предметы могут вызвать испуг.
Уже в 3-4 месяца ребёнок может воспринимать объекты и различать их по форме, сложности и цвету. То есть если вы начнете кормить его только из бутылочки одного цвета, он её будет безошибочно выбирать среди других предметов. Это различение цвета на уровне рефлекса, то есть на уровне условно рефлекторных связей. А вот активный интерес к цвету появится немного позднее, с 6 месяцев.
Две основные потребности, которые определяют успешность развития ребенка в данном периоде — потребность в общении и познавательное развитие.
Этому способствуют разнообразные впечатления, то есть родители должны менять обстановку, которую видит ребенок.
Следующее новообразование в 5-6 месяцев, когда ребенок уже может схватить предмет. Это значит, что у него формируется зрительно- двигательная координация, то есть ребенок соотносит то, что видит и движение своих рук.
Хватание — это первые целенаправленные действия ребенка. Во втором полугодии движение рук интенсивно развивается, ребёнок не только хватает, но и размахивает захваченными предметами, стучит, бросает, подбирает, кусает, перекладывает из руки в руки. В итоге складываются цепи одинаковых, повторяющихся действий. Их можно назвать круговыми реакциями.
После 7 месяцев встречаются соотносящие действия: то есть ребёнок может вкладывать маленькие предметы в большие, открывать и закрывать крышки коробочек.
После 10 месяцев появляются первые действия, которые могут помогать использовать предметы.
В первую очередь ребёнок здесь подражает действиям взрослых, то есть катает машинку, бъёт по барабану, подносит ко рту чашку с соком. Эти действия пока ещё не становятся предметными, они просто связаны с отдельными объектами, с которыми действовал взрослый. Ребёнок пока ещё не переносит это в окружающую среду на все игрушки, поэтому он первоначально будет качать именно ту куклу, которую качала мама и не может такие действия выполнять с другими, похожими игрушками, например, с мишкой, но концу года ребёнок уже может освоить правила действий с похожими новыми предметами.
К концу первого года ребёнок включается в более сложные действия игры. Первым свидетельством того, что появляется память, является узнавание. Есть ребёнок получил новую куклу и какое-то время её рассматривал, то на следующий день он её может уже узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывают взрослый. А 4 месячный ребёнок отличает знакомое лицо от незнакомого.
Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие восьмимесячные дети могут в состоянии вспомните за одну секунду где она лежит, а к одному году уже все дети находят игрушку через 1-13 секунд после того как её спрятали. Таким образом, после 8 месяцев появляется функция -восстановления в памяти того, что он видел.
Ещё один важный этап — это эмоциональное развитие. В первые 3-4 месяца у ребёнка могут появляться такие эмоциональные состояния:
— удивления в ответ на неожиданность, например, на торможение движения, на снижение сердечного ритма.
— тревожность при физическом дискомфорте.
— расслабление при удовлетворении потребности.
После того, как ребёнок научился узнавать и радоваться маме, он доброжелательно может реагировать на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым людям, в 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых людей может резко усиливается, особенно наедине с новым взрослым.
Примерно в это же время между 7-11 месяцами появляется страх расставания, грусть или острый испуг при исчезновении мамы, когда её долго нет или она просто на какое-то время вышла.
К концу первого года ребёнок стремится не только к простым эмоциональным контактам, но и к совместным действиям, то есть он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий предмет, дотянуться до шкафа, достать вазочку, кастрюлю, и облегчает общение жестами.
Самым важным условием благополучного развития в этом периоде является фактор привязанности — присутствие своего взрослого для ребёнка означает защиту и покой и только благодаря этому ребёнок способен нормально развиваться.
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие.
В первом полугодии формируется речевой слух, сам ребёнок издаёт звуки, которые называют «гуление», во втором полугодии возникает «лепет», в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, которые чаще всего связаны с действиями ребёнка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу первого года ребёнок понимает 10-20 слов, которые произносят взрослые и сам произносит одно или несколько своих первых слов.
Переходный период между младенческом и ранним детством, называют кризисом 1 года.
Он связан со всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка возникают когда взрослые не понимает его желание, слова, жесты, мимику, или понимают, но не выполняют то, что ему хочется. Поскольку ребёнок в это время уже ходит или активно ползает, то увеличивается круг достигаемых для него предметов.
Не все желания ребёнка могут быть выполнены потому, что они могут принести вред. Именно в этот период обязательно закрепить слова «нельзя». То есть познакомится с ним нужно раньше, но сейчас необходимо ввести в словарь.
Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительные силы. Некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками-ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребёнка связанно с определенным стилем воспитания в семье: или это излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность требования взрослых, когда сегодня можно, завтра нельзя, или можно при бабушке, о при папе ни в коем случае.
Установления новых отношений с ребенком, предоставление некоторой самостоятельности, то есть больше свободы и действий в допустимых пределах, терпение и выдержка взрослых, смягчает кризис этого года.
Главным приобретением переходного периода является детская речь, которая называется автономной.
Она отличается от взрослой речи по звуковой форме, фонетическому строению и по смыслу семантической стороны. Детские слова по своему звучанию иногда напоминает взрослые, иногда резко отличаются от них, встречаются и не похожие на соответствующие слова взрослых, например, «ика – шкаф, «калалигирича – карандаш», встречаются слова — обрывки слов взрослых, «как – каша», «по – упала», слова — искажения слов взрослых, сохраняющих,тем не менее фонетический и ритмический рисунок: «тити – часы», «неня — не надо», звукоподражательные слова – «собака – ав-ав», «Муму – корова».
Так происходит, поскольку у ребенка ещё не сложились наши взрослые понятия, ребёнок не может обобщать предметы. У него своя логика и его слова становятся многозначными.
Итак, годовалый ребёнок вступил в новый период раннего детства: — он может ходить или хотя бы пытается ходить,
— выполнять различные действия с предметами.
— его действие восприятия можно организовать с помощью речи.
— он понимает обращенные к нему слова взрослых.
— он начинает говорить хотя его речь ситуативна, многозначна и
непонятна большинству окружающих.
Главная потребность данного периода — это потребность в общении.
Центральное новообразование данного периода – это речь.
Консультация «Кризис трех лет» Республика Адыгея Красногвардейский район с. Красногвардейское МБДОУ№8 «Колобок» Воспитатель: Ушанева А. А. Тема: «Кризис трех лет». Кризис.
Консультация «Как преодолеть кризис 3 лет» Редко родителям удается избежать возрастных трудностей в воспитании ребенка, например, когда в 2-3 года малыш, который еще вчера был просто.
Консультация «Кризис 7 лет» Консультация «Кризис 7 лет» Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка — младший школьный.
Кризис раннего возраста Формирование характера ребенка начинается в возрасте около 2-3 лет. Именно в этом возрасте маленький человечек вступает в свой первый кризисный.
Консультация «Кризис ребенка 7 лет» 7 лет – сложный период в жизни ребёнка. Это время, когда ломаются все его стереотипы, все его представления о мире, формировавшиеся всё.
Кризис трех лет. Советы родителям КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ — СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ В каждой семье наступает период, когда милый забавный малыш превращается в совершенно невыносимого и.
Консультация «Кризис трех лет у ребенка» Кризис трех лет – это критический возраст ребенка, когда наступает переломный момент в его развитии — переход из раннего детства в дошкольное.
Консультация «Кризис трёх лет» Все возрастные кризисы – это в первую очередь переоценка жизненных ценностей. Просто малыш не понимает этого, но мы-то знаем, что в определенный.
Кризис трёх лет. Буклет для родителей Кризис трех лет у ребенка. Советы родителям 7 поведенческих симптомов детского кризиса: 1. Негативизм: «Делаю наоборот» 2. Упрямство:.
Кризис новорожденности: его особенности и характеристики
В процессе развития человек проходит через несколько возрастных кризисов, первый из которых начинается сразу после рождения – переход от внутриутробного развития к внеутробному. От успеха прохождения кризиса новорожденности зависит все дальнейшее развитие ребенка.
Суть кризиса
Признак начала кризиса – потеря веса в первые дни жизни (9-12 дней). Кризис новорожденности длится от рождения до 2 первых месяцев жизни ребенка. Основа развития ребенка на этапе новорожденности и младенчества – противоречие между биологической зависимостью от матери, высокой социальностью и недостатком средств для полноценного общения.
Появляясь на свет, ребенок становится индивидом и самостоятельным психическим организмом. Происходит перестройка всех систем, особенно психики. Рождение означает:
- переход от паразитарного образа жизни к индивидуальной и самостоятельной жизни;
- изменение стиля питания с плацетарного на оральный;
- перестройка системы дыхания, адаптация в воздушной среде;
- адаптация к новым температурным условиям, свету, среде и т. д.
Психическое новообразование новорожденности – комплекс оживления (выражение потребности в общении). В его состав входит:
- реагирование на приближение взрослого (моторное возбуждение);
- инициатива общения (крик, плач и другие способы привлечения внимания);
- вокализация, подражание речи при контакте с матерью («агу-агу»);
- улыбка.
Ребенок еще не может говорить, но общается он с помощью тона, разного плача и смеха. Вокализация имеет множество оттенков, которые понятны только малышу и близкому взрослому. К другим новообразованиям этого периода относится реакция сосредоточения глаза и уха, перестройка поведения, условные рефлексы на некоторые раздражители.
У новорожденных отмечаются также некоторые врожденные рефлексы, но они не пригодны для человеческой жизни, потому постепенно отмирают. К врожденным рефлексам относится:
- сосание (пищевой);
- торможение при покачивании (рефлекс сна);
- ориентировочные рефлексы (поворот головы к свету, вздрагивание от неожиданного влияния раздражителя, реакция зрачка).
Возможные осложнения
Только от взрослых людей зависит успех перестройки организма ребенка. При рождении ребенок беспомощен, у него отсутствуют инстинкты. Он становится полностью социальным организмом, но еще не имеет необходимых средств. Без помощи взрослых ребенок погибнет через несколько часов. Сам ребенок не выдержит перепада температур, яркого света и шума, а с помощью ухода взрослого, его защиты, малыш постепенно адаптируется.
Признаки комплекса оживления означают завершение кризиса новорожденности и его успешное прохождение. Сроки прохождения кризиса индивидуальны. В семьях, где мать является не только уходчицей для ребенка (покормить, переодеть), но и непосредственно матерью (поиграть, поговорить), кризис проходит быстрее.
В период новорожденности малыш приобретает базовое доверие к родителям и миру, уверенность в безопасности. Это произойдет только в любящей семье, которая удовлетворяет потребности ребенка и достойно за ним ухаживает. В большей мере это зависит от материнской заботы, коммуникации матери и ребенка, реагирования женщины на обращения своего дитя. Спокойствие и любовь матери, ее доступность и адекватность – залог формирования детского доверия к ней.
Если сформируется доверие к матери:
- то и весь мир будет восприниматься ребенком как надежное и стабильное место, в котором есть понимающие и заботливые люди;
- оно послужит основой умения в будущем стойко переносить жизненные трудности, сложности развития и взросления, другие кризисы.
Проблема в том, что кризис новорожденности иногда совпадает с послеродовой депрессией матери и ее личностным кризисом. В таком случае существует риск неблагоприятного развития событий, неадекватного отношения матери к малышу. Мать должна не просто вызывать доверие у ребенка с помощью удовлетворения его потребностей, но и сама быть уверена в своих силах, доверять сама себе, считать себя и быть надежным человеком, которому можно доверять.
Диада «мать-дитя»
Несмотря на отделение после родов ребенка от матери, в психологии продолжают рассматривать их как единый организм – диада «мать дитя». Жизнь ребенка находится в руках матери или замещающего ее близкого взрослого. Через значимого взрослого ребенок удовлетворяет свои потребности, знакомится с собой, выстраивает представление о себе и мире; делает первые попытки понять и оценить свои состояния.
Попытки отделиться от матери и выстроить свой мир начнутся примерно в 10-14 месяцев. Пока же мама – индикатор его состояния и окружающей обстановки. Если близкий взрослый улыбается, гладит ребенка, прижимает, мило с ним беседует, то малыш делает вывод: «У меня все хорошо». Если ребенок слышит в свою сторону негативный тон, чувствует возбуждение и негативное напряжение матери, тревожность, или его игнорируют, то формируется противоположная установка: «У меня все плохо, мир не безопасен». Позже если ситуация не изменится, установка трансформируется в «я плохой».
Особенности новорожденного
В первые дни после рождения жизнедеятельность ребенка имеет свои особенности:
- ребенок спит 80 % времени, притом во время сна малыш пребывает в полубодрствующем состоянии;
- соответственно, 20 % времени малыш бодрствует, но в это время он находится в полудреме;
- постепенно под влиянием воспитания режим сна и бодрствования восстанавливается, начинает совпадать с моментами кормления;
- движения хаотичны, неорганизованны, но постепенно двигательная активность восстанавливается;
- поведения как такого еще нет, но постепенно формируются условные рефлексы (комплекс оживления – первый акт поведения).
Человеческое лицо – первое, что начинает выделять ребенок из окружающего мира и на что реагирует.
Окончание этапа новорожденности
Таким образом, кризис новорожденности можно охарактеризовать как кризис «доверие-недоверие». Благоприятное его разрешение – формирование у ребенка доверия к матери и миру. О завершении периода новорожденности и прохождении кризиса свидетельствуют три критерия: медицинский (обратный набор веса до номы), психологический (комплекс оживления), физиологический (зрительное и слуховое сосредоточение, условные рефлексы).
Новорожденным называют ребенка до одного месяца, в дальнейшем употребляется термин «младенец». Вместе с тем наступает и новый возрастной этап – младенчество, которое сопровождается другим возрастным кризисом – одного года.
Кризис одного года — его причины, особенности, советы родителям
Возрастные кризисы – это как бы необходимые рубежи, которые человек должен проходить при взрослении. Первый из них начинается в годовалом возрасте и носит название «кризис одного года». На этом этапе начинается «речевое» развитие ребенка.
С чего начинается кризис первого года
Кризис первого года жизни наступает на границе между младенчеством и ранним детством, согласно теории Д. Б. Эльконина. В это время ребёнок уже активно ползает или даже ходит, может манипулировать предметами, приобретает ряд новых навыков в играх, самообслуживании, ощущает потребность в самостоятельной деятельности. Кроме того, он начинает осваивать первые слова. Новый этап развития ребёнка вступает в противоречие с тем состоянием, в котором он находился до этого.
Во время кризиса первого года ребёнок переходит от пассивного восприятия жизни к более активному. Там, где раньше он целиком полагался на родителей и подчинялся им, теперь он начинает действовать по собственной воле. Следствием этого становятся новые приобретения в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфере, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными.
Причины развития кризиса одного года
Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка. Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе. Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.
- Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество. Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
- Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
- Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
- Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.
Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.
Особенности проявления кризиса одного года: признаки
Проявления кризиса первого года жизни – это прежде всего гипобулические реакции, о которых говорилось выше. Ребёнок становится излишне капризным, проявляются трудности в его воспитании. С одной стороны, годовалый ребёнок проявляет интерес к самостоятельной деятельности, в одиночку делает то, что раньше делал при посредничестве родителей, если же они это делали за него. С другой стороны, зачастую ребёнок отказывается делать то, что раньше послушно выполнял. Ребёнок проявляет упрямство, настырность, требует к себе большего внимания. Он начинает бурно реагировать на замечания взрослых.
Впервые встречаясь с запретами, он будет пытаться их нарушить или обойти. Бывает, что разрешения и запреты даются ребёнку непоследовательно: вчера было можно, а сегодня нельзя; мама разрешает, а папа запрещает и т. д. Это только усиливает смятение и недовольство в сознании ребёнка, который ещё не может понять всей сложности и противоречивости окружающего мира.
Во время кризиса первого года жизни заметно изменяются и нарушаются привычные биоритмы, по которым раньше жил ребёнок. Нарушения затрагивают процесс принятия пищи (в частности, чувство голода), смену сна и бодрствования и др. Теперь ребёнок как бы «не соглашается» со своей биологией и пытается ей противостоять, также как противостоят ей новые жизненные обстоятельства.
В попытках более широкого контактирования с окружающим пространством ребёнок проявляет активную речевую деятельность, пусть даже она и находится на автономном уровне; звуковая речь дополняется мимикой и жестами. Ребёнок жаждет общения со всеми и бурно реагирует на то, что окружающие часто его не понимают. «Слова» детской речи формируются спонтанно, обычно это звукоподражательные единицы, которые, однако, могут обозначать и другие предметы, как-либо связанные с исходным. Например, одно и то же «слово» может обозначать и кошку, и любую шерстяную ткань или предмет, и все острые предметы (потому что они царапаются, как кошка). Это демонстрирует формирующиеся интеллектуальные способности ребёнка: он в этом возрасте уже совершает простейшие логические операции (к примеру, находит общие признаки у разных предметов).
Успешное преодоление кризиса: психологические методы
Кризис первого года жизни считается положительным явлением, поскольку он связан с существенными изменениями личности ребенка. Окружающие привыкли отмечать лишь негативные проявления этого процесса, однако куда более важными являются позитивные. При этом чёткие границы кризиса не определяются, они в каждом случае индивидуальны; во многом эти границы зависят от поведения окружающих, от их умения воспитывать детей и готовности их понять.
Ещё советские психологи предостерегали родителей от большого количества запретов. Ведь они могут пагубно сказаться на развитии ребёнка и замедлить течение кризиса. Вместо постоянных ограничений и запретов следует создать некую безопасную для ребёнка среду, которую он может полноценно исследовать. Не следует также проявлять настойчивость и заставлять ребёнка что-то делать силой, вместо этого нужно стремиться заинтересовать его тем, что вы считаете нужным. Для родителей важно осознать, что теперь они являются для ребёнка не посредниками в освоении мира, а только помощниками. Инициативу, исходящую от ребёнка, нужно в целом поощрять, оберегая лишь от опасных ситуаций, в которых ребёнок может нанести себе травму. Родители должны всё ему показывать и рассказывать, так они смогут помочь ему быстрее разобраться с тем, что его окружает.
При правильном подходе к воспитанию кризисный период закончится достаточно быстро – в течение нескольких месяцев. Следует понимать, что проявляющиеся «капризы» в поведении годовалого ребёнка вполне оправданы, поскольку родители своими замечаниями препятствуют естественному развитию его личности. В кризисный период не столько ребёнок должен слушаться родителей, сколько родители – ребёнка.
Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 — 1 год)
1. Кризис новорожденности
Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.
2. Психологическая характеристика периода новорожденности
Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления»
Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.
3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.
4. Основные линии психического развития ребенка
Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.
Симптомы кризиса новорожденности.
Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действия другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново.
Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. (Инстинктивные системы – это такие системы, в которых известный раздражитель вызывает заранее заданные формы поведения). К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.
Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Рождение становится для желающего жить существенным испытанием, проверкой на зрелость и возможности. Это своего рода естественная инициация, борьба за право на место под солнцем. Малыш, который внутри материнского организма ежечасно мог рассчитывать на комфорт, постоянное обеспечение кислородом, питанием, нужными для роста и развития веществами, на постоянную температуру и дружескую среду, вдруг попадает в условия жесткой борьбы за существование. Известно, что ребенок сам запускает роды, именно ее зрелость является кнопкой «старт» для процесса рождения. Но все-таки схватки, которые начинаются, становятся для малыша неожиданностью – уровень его сознания таков, что не содержит осознаваемых знаний о событиях, которые будут происходить. На его стороне лишь инстинкты и рефлексы, которые помогают ему, – схватка за схваткой – продвигаться по узкому родовому каналу куда-то в неизвестность.
Переживания человека во время собственного рождения детально исследованы и описаны психологом Станиславом Грофом.
Каждое напряжение матки сжимает 3-4-килограммовое тело ребенка с силой приблизительно 50-60 кг и принуждает его задерживать дыхание почти на минуту. После комфортной и беззаботной внутриутробной жизни, человек получает первый опыт страха и безвыходности. Вскоре, когда выход уже есть, он безудержно рвётся вперед, к цели, толкаясь ножками и вкручиваясь головой и телом в мамин таз и родовые пути. Теперь малышу известно, что такое борьба и титанические усилия ради жизни. Тяжелый, без преувеличений, путь должен закончиться возле материнской груди за первой самостоятельной трапезой. Последние впечатления, которые остаются с человеком после родов, – всеобъемлющая радость победы, счастья, ощущения своей значимости и силы.
Другое по теме:
Мое мнение
В одной и той же среде разные люди ведут себя по-разному. Трудные ситуации не являются чем-то необычным в жизни и деятельности человека на разных стадиях его развития и не всегда имеют отрицательный характер. Часто они благоприятствуют ра .
Особенности телесного опыта военнослужащих
По мнению И.С. Кона, тело – не простая физическая, природная данность, а социальный конструкт. (И.С. Кон, 2002).Поэтому немалую роль в формировании собственного телесного восприятия играет то социальное окружение, среда, в которой происхо .
Психологические теории способностей
История научно-психологического изучения способностей отсчитывается от XIX века с момента начала исследований английского психолога Френсиса Гальтона (Galton Francis), который предпринял оригинальную попытку анализа биографий и родословны .