Detilubvi.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шкала Апгар популярная методика оценки новорожденных

Шкала Апгар поможет оценить жизнеспособность недоношенных детей

Оценка по шкале Апгар, которая обычно используется для определения состояния доношенных новорожденных, позволяет прогнозировать риски неонатальной смертности у недоношенных младенцев. К такому выводу на основе масштабного наблюдения пришли исследователи Каролинского института в Швеции. Публикацией на эту тему они поделились на страницах издания New England Journal of Medicine 2 июля.

Шкале Апгар используется в акушерстве с 1950-х годов для быстрой оценки жизнеспособности ребенка вскоре после рождения. Согласно этой методике, у всех новорожденных измеряют 5 параметров: дыхание, частоту сердечных сокращений (ЧСС), мышечный тонус, окраску кожных покровов, рефлекторные реакции. Каждый показатель оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов. Таким образом, общая оценка по шкале Апгар может варьировать от 0 до 10 баллов, и чем более высокую оценку получает новорожденный, тем лучше состояние его здоровья.

Однако некоторые исследователи ставят под сомнение значение шкалы Апгар у недоношенных, поскольку незрелость этих детей может приводить к более низким показателям по сравнению с детьми, родившимися в срок. Поэтому основным общепринятым фактором, определяющим неонатальную смерть (смерть в течение первых 28 дней жизни), у недоношенных детей является гестационный возраст. Настоящим исследованием шведские ученые решили опровергнуть или подтвердить правомерность применения шкалы Апгар для прогнозирования риска смертности недоношенных.

Используя данные шведского медицинского регистра рождения, ученые выявили 113 300 недоношенных детей, родившихся с 1992 по 2016 год, гестационный возраст которых составлял от 22 недель до 36 недель 6 дней. Риск неонатальной смертности рассчитывался по баллам Апгар через 5 и 10 минут после рождения.

Частота неонатальной смертности колебалась от 0,2% (при рождении на 36-й неделе беременности) до 76,5% (на 22-й неделе беременности). Более низкие показатели по шкале Апгар коррелировали с более высоким относительным риском неонатальной смертности. Увеличение показателя Апгар между 5-й и 10-й минутами было связано с более низкой неонатальной смертностью, чем стабильный балл.

«Наши результаты показывают важность регистрации уровня Апгар у недоношенных детей, ‒ прокомментировали результаты авторы исследования Свен Кнаттингиус и Стефан Йоханссон. ‒ Сердечная деятельность и дыхание являются «краеугольными камнями» шкалы Апгар. Наши исследования показывают, что шансы на выживание увеличиваются тем больше, чем быстрее и лучше будет стабилизировано кровообращение и дыхание недоношенного ребенка сразу после рождения, независимо от его гестационного возраста».

Шкала Апгар популярная методика оценки новорожденных

Далеко не все молодые мамы знают, что состояние его ребенка в роддоме два раза оценивается по шкале Апгар. Первая оценка малышу ставится в конце первой минуты появления его на свет, а вторая — через 5 минут. В принципе знать об этих оценках роженицам не обязательно, но все же любопытно, какую оценку может получить долгожданный малыш сразу после рождения.

Американский врач-анестезиолог, первая женщина- профессор Колумбийского университета Вирджиния Апгар в 1952 году на основании изучения и анализа жизни новорожденных младенцев предложила оценить их состояние путем суммирования баллов следующих клинических показателей:

1. Частота сердечных сокращений. Если частота сердцебиения больше 100 сокращений в минуту, малыш получает 2 балла, меньше — 1 балл. При отсутствии сердцебиения ставиться 0 баллов.

2. Характер дыхания. Если малыш дышит самостоятельно и ровно, то его дыхание оценивается в 2 балла. Нерегулярное прерывистое дыхание — 1 балл. Не дышит — 0 баллов.

3. Тонус мышц. Этот показатель определяется на глаз. Если малыш после рождения лежит, сжавшись в комочек, согнув колени и локти, то это хороший показатель его состояния, ему врачи ставят 2 балла. Если же ручки и ножки новорожденного согнуты только наполовину, то его оценка будет 1 балл. Раскиданные в разные стороны прямые ножки и ручки — показатель слабости тонуса мышц, распластанному в таком виде младенцу ставится 0 баллов.

4. Рефлекторная возбудимость. Если новорожденный громко кричит, когда отсасывают из его рта слизь, то он получает 2 балла. Отсутствие крика, но появление недовольной гримасы при отсасывании слизи дает право получить 1 балл, если же малыш никак не реагирует на эту процедуру, то ему ставят 0 баллов. Но отсасывают слизь обычно не всем малышам, поэтому часто рефлекторную возбудимость определяют по реакции малыша на прикосновения и притирания его тела.

5. Окраска кожных покровов. Окраска кожного покрова — очень важный показатель оценки состояния новорожденного. Если у малыша имеются какие-то патологии в работе сердечно-сосудистой системы или организм в утробе матери испытывал кислородное голодание, то цвет его кожи при рождении синий или слишком бледный. Такого малыша оценивают в 0 баллов, новорожденному с розовым цветом кожи ставят 2 балла. 1 балл получает ребенок с розовым телом, но с синими ручками и ножками.

Максимальный балл, который может набрать ребенок, равно 10. Он получается после суммирования баллов всех 5-ти показателей. Все 5 показателей состояния малыша фиксируются один раз в первую минуту с момента рождения и второй раз через 5 минут. Если малыш получил в первую минуту оценку от 4 до 6 баллов, то это не говорит, что у него есть проблемы со здоровьем. Низкая оценка состояния малыша по шкале Апгара в первую минуту жизни указывает только на то, что малышу необходимо срочно оказать помощь и очистить дыхательные пути. Но такая оценка состояния новорожденного после истечения 5 минут с момента появления его на свет может быть признаком небольших проблем со здоровьем.

Раньше считалось, что оценка ниже 4 баллов через 5 минут после рождения говорит о серьезных отклонениях в развитии нервной системы. Однако как показывает опыт, большинство детей с низким показателем по шкале Апгара вырастают здоровыми и умными детьми. С помощью шкалы Апгар выявляют нарушения дыхания и кровообращения, а повреждения нервной системы она не отражает.

Почти что все малыши рождаются с синими ножками и ручками, поэтому оценку 10 баллов на первой минуте получают единицы. Нормальная оценка для новорожденного — 8 баллов, оценка 7 баллов указывает на то, что малыш начинает адаптироваться к самостоятельному дыханию. Если малыш родился в асфикции, то ему выше 7 баллов не должны ставить. Ему необходимо немедленно оказать помощь, затем фиксировать все 5 показателей через 5 минут. Если они будут выше первых, то это хороший показатель его здоровья.

Обычно низкие баллы по шкале Апгар получают недоношенные дети, что вызывает неоправданное беспокойство родителей за здоровье ребенка. Но на первой и пятой минуте жизни оценить состояние здоровья ребенка в целом и тем более его умственные способности невозможно. Для этого требуются дополнительные исследования и сдача анализов.

Основное предназначение шкалы Апгар — это выяснить, требуется ли новорожденному малышу экстренная медицинская помощь. Родителям не нужно впадать в панику, если ребенок нормально сосет грудь, спит и опорожняется. Ведь нормальное развитие малыша во многом зависит от психологического климата в семьи, от любви и заботы мамы и папы. Если у малыша все это есть, то самые высокие свои оценки он обязательно получит в школе.

Учебное видео баллы по шкале Апгар что значат

— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»

Шкала Апгар: оценка состояния новорожденного

Один из наиболее важных и ответственных моментов родов наступает в те минуты, когда ребенок уже появился на свет и необходимо определить, в каком состоянии он находится, как реагирует на внешние раздражители, как работают его внутренние органы. Конечно, это волнительный момент как для персонала, так и для роженицы, ведь именно в первые минуты жизни крайне важно определить, требуется ли новорожденному дополнительная помощь, нужно ли его помещать в бокс, реанимировать, развивать недоразвитые легкие, которые, возможно, не смогли расправиться и запуститься после родов.

  1. Описание методики
  2. Показатели состояния новорожденного
    1. Цвет кожных покровов
    2. Пульс
    3. Гримасы (рефлекторная возбудимость, крик)
    4. Активность
    5. Дыхание

Описание методики

Для того, чтобы не терять ни минуты ценнейшего для новой жизни времени, еще в далеком 1952 году американский врач-анастезиолог Вирджиния Апгар, сталкивавшаяся по долгу службы с медлительностью, которая стоила жизни не одной малютке, выдвинула важную инициативу – разработать своеобразную шкалу состояния новорожденного., На основе этой шкалы можно в оперативном порядке выяснить, каково состояние ребенка, в каком виде реанимации он нуждается, какие у него патологии и пр.

Изначально такая шкала была создана исключительно для удобства медицинского персонала, в основном акушеров, медсестер и нянечек, однако с течением времени она укоренилась в популярной литературе для мамочек, ее стали печатать в журналах и газетах в качестве персонального метода определения здоровья новорожденного.

Шкалу Апгар применяют для оценки состояния новорожденного не один раз, а как минимум два: в первую минуту жизни и через пять минут после рождения. Первый тест необходим для того, чтобы врачи определили, насколько хорошо перенес кроха роды, а второй нужен уже затем, чтобы выяснить, как он реагирует на окружающую среду и приспосабливается к ней, нет ли у него отклонений в развитии и во внешних проявлениях.

Шкала имеет пять основных критериев, по которым неонатологи (врачи для новорожденных) расставляют оценки от нуля до двух. Плохо – ноль баллов, средне или нормально – один балл, хорошо или отлично – два балла. Казалось бы, все очень просто. Максимально можно набрать десять баллов, однако, как показывает практика, такие случаи встречаются крайне редко. Считается, что новорожденный в прекрасном состоянии, если он набрал от 8 — 9 баллов, если баллов 7 — 8, то врачи сочтут состояние такого малыша удовлетворительным, но будут наблюдать. Ребенок, получивший по Апгар 5 — 6 баллов нуждается в оказании помощи, Апгар менее 5 — это серьезный повод бить тревогу и принимать срочные меры по его спасению.

Читать еще:  Послеродовое кровотечение

Показатели состояния новорожденного

Шкала Апгар – это не просто перечень показателей, которому присвоили имя его автора, но и аббревиация, полученная от первых букв каждого признака, который нужно проверить у малыша. Все эти буквы на языке оригинала и составляют фамилию врача (не очень-то скромно).

Цвет кожных покровов

А – это appearance, что в переводе с английского– цвет кожных покровов, наполняемость кожи кровью. Одним словом, первый показатель призван визуально оценить цвет кожи, чтобы понять, насколько функционируют сердце, артерии, капилляры, вены и венулы, которые насыщают кожу кровью, делая ее телесного цвета с розоватым оттенком. У новорожденных в нормальном состоянии кожа бледно- или насыщенно-розовая. Если кожные покровы малютки равномерно розовые , ему ставят два балла, если же тело малыша розовое, но ручки и ножки (конечности) синеватого цвета, тогда говорят об акроцианозе и ставят один балл, если же всё тело синеватого оттенка, ставят ноль. Считается, что этот показатель выше у «кесарят», ведь им не пришлось «проскальзывать» через родовые пути.

Пульс

Р – пульс. Это второй важнейший показатель работы всех систем малыша, в частности сердечной. Нормой для новорожденного считается пульс 130-140 ударов в минуту. Исходя из этого неонатологи при пульсации свыше 100 ударов ставят два балла, менее 100 – один балл, отсутствие пульса – ноль. Осмотр прекращается, если у ребенка нет пульса, его тут же начинают реанимировать и запускать сердце.

Гримасы (рефлекторная возбудимость, крик)

G – гримасы, выражения лица ребенка в ответ на стимуляцию, т.е. скорость его реакции. Если в ответ на прикосновение к носу ребенок пытается оттолкнуться, чихает, капризничает – два балла, если корчит рожу – один балл, если не отвечает – ноль.

Активность

Второе А – активность, т.е. работа мышц, тонус тела малыша. После девятимесячного пребывания в утробе природа наделила кроху небывалой, но естественной активностью ручек и ножек. Малыш еще не умеет координировать свои движения, поэтому просто машет всем, чем может. Если это так, то ставят два балла, если активность снижена, малыш сгибает колени и ладошки – один балл, если активности нет – ноль.

Дыхание

R –респирация, или дыхание, и связанные с ним рефлексы. Если у малыша нет дыхания – это ноль баллов и реанимационные мероприятия (искусственная вентиляция легких). Если есть, но порывистое и слабое, с хрипами – один балл, если малыш хорошо дышит, а в ответ на стимуляцию кричит –это заслуженные два балла. Что касается рефлексов, которые присутствуют у ребенка от рождения и носят безусловный характер, то это рефлексы первого вздоха, крика, глотания. Если поднести палец к уголку рта малыша и слегка надавить, то ребенок будет инстинктивно раскрывать ротик и пытаться сосать палец.

Конечно, стоит помнить, что шкала Апгар – это не соревнование между детьми, кто сколько баллов набрал, а всего лишь памятка для медперсонала. Результаты данного теста передают педиатру по месту жительства для дальнейшего наблюдения. Если ребенок родился слабым и неактивным (согласно этой шкале), это не значит, что он будет в более взрослом возрасте таким же, и наоборот, это во многом зависит от ухода за ребенком. Однако в целом прогнозы по поводу детей с показателем по шкале ниже четырех баллов сбываются: они несколько отстают от ровесников и имеют слабое здоровье.

Шкала Апгар и неонатальные осложнения

Шкала Апгар — система оценки состояния новорожденного, принятая на 27 ежегодном конгрессе анестезиологов (1952 г.) и разработанная американским врачом-анестезиологом Вирджинией Апгар. Система, несмотря на свой почтенный возраст, находится на вооружении акушеров и по сей день. Традиционно, количество баллов от 7 до 10 считается нормой. Однако результаты обширного когортного исследования под руководством Neda Razaz, охватившего 1 551 436 новорожденных, появившихся на территории Швеции с 1999 г. по 2016 г., не совсем согласуются с данным постулатом.

Для исследования были отобраны здоровые дети, родившиеся на сроке гестации, превышающем 37 недель, и имеющие баллы по шкале Апгар от 7 до 10 на 1, 5 и 10 минуте после рождения. После этого в течение 27 дней велось наблюдение по выявлению неонатальных осложнений: неонатальные инфекции, осложнения, связанные с асфиксией (гипоксическическая энцефалопатия, судороги), гипогликемия и респираторный дистресс-синдром. Также оценивался ряд факторов, влияющих на показатели шкалы Апгар: возраст, страна происхождения, продолжительность образования, количество родов, рост, индекс массы тела матери (ИМТ, кг/м 2 ), ее курение во время беременности, наличие полной семьи и пол ребенка.

Оказалось, что 10 баллов на пятой минуте реже встречались у первородящих матерей, шведок, у женщин с низким ростом ( 2 ), у тех, кто рожал со сроком гестации 37 недель или после 42 недель беременности. Кроме того, высокий балл у девочек встречался чаще, чем у мальчиков (таблица 1).

Таблица 1

Как уже было сказано ранее, показатели от 7 до 10 баллов считаются нормальными и кроме того являются весьма субъективными. Поэтому и удивительны результаты, показывающие сильную корреляцию с частотой неонатальных осложнений, определяемую скорректированным отношением шансов (adjusted odds ratios). Так по сравнению с 10 баллами на десятой минуте отношение шансов неонатальной смертности повышалось с 4,8 при 9 баллах до 29,8 при 7 баллах. Оценка в 9 баллов на первой минуте ассоциировалась с полуторакратным увеличением неонатальных инфекций, а при сохранении на пятой и десятой минуте прирост составлял 2,1 и 3,3 соответственно (Рисунок 1).

Рисунок 1

Также использовалось понятие скорректированный коэффициент (adjusted rate difference), который представлял собой число случаев превышения уровня неонатальной смертности и заболеваемости на 100 родов среди младенцев, получивших оценку Апгар 7, 8 или 9 на 1,5 и 10 минутах по сравнению с младенцами, получившими оценку по шкале Апгар 10 баллов. Например, для респираторного дистресс-синдрома при 9 баллах на десятой минуте она составила 9,5 % (95 % доверительный интервал 9,2 %–9,9 %), а для 7 баллов 41,9 % (37,7 %–46,4 %) (таблица 2).

Таблица 2

Естественно, что снижение баллов с течением времени приводило к повышению частоты осложнений. Например, снижение показателя Апгар с 10 баллов на пятой минуте до 9 баллов на десятой минуте было связано с повышением коэффициента вероятности неонатальных инфекций в 4,1 раза. Однако было выявлено, что и повышение баллов характеризуется увеличением риска. Например, улучшение с 9 баллов по шкале Апгар на пятой минуте до 10 баллов на десятой было связано с повышением шансов неонатальных инфекций в 1,8 раз (таблица 3).

Таблица 3

Таким образом, новорожденные, которые получили «нормальные баллы» оказываются в зоне риска развития неонатальных осложнений.

Шкала апгар для новорожденных — баллы при рождении, таблица

Нередко можно услышать о том, что все новорожденные похожи друг на друга, однако любая роженица безошибочно узнает своего, если ей его показали сразу после рождения. Но внешние отличия важны для матери, а врачи оценивают и различают младенцев по шкале Апгар.

Определение шкалы Апгар

Называться шкала стала по фамилии своей основательницы, Вирджинии Апгар (Virginia Apgar), которая предложила критерии оценки новорожденных. По ним специалист должен в короткий срок определить, нужна реанимация младенцу, или он способен самостоятельно адаптироваться в новой среде.

История методики

Шкала Апгар для новорожденных существует с 1952 года. Она представляет собой трехбалльную целочисленную (без дробей и десятичных значений) систему оценки пяти критериев состояния новорожденного. Анестезиолог Вирджиния Апгар (не Абгар через «б» и не Акбар, как многие говорят) дала описание трех состояний, которые за короткое время может определить акушер, обращая внимание на 5 основных пунктов поведения и физиологии новорожденного:

  • частота сердечных сокращений (пульс);
  • окрас кожных покровов;
  • рефлекторная возбудимость;
  • дыхание;
  • тонус мышц.

Значения по каждому показателю могут быть от 0 до 2 включительно.

Интересно. После того, как предложенный вариант исследования новорожденного был одобрен, его приняли за основной во всем мире и используют до сих пор.

Алгоритм обследования новорожденного

Оценку состояния новорожденного по шкале Апгар проводит врач-неонатолог, обязательно присутствующий в родильном зале. Если пригласить неонатолога нет возможности, например, из-за большого количества рожениц, то состояние ребенка оценивает детская сестра или акушерка.

Первое, что происходит с новорожденным, – его обтирают сначала влажной пеленкой, которую потом меняют на сухую, теплую. После обтирания сухой предварительно подогретой пеленкой квалифицированный специалист должен ответить на следующие вопросы относительно внешнего вида и состояния ребенка:

  1. Является ли младенец доношенным.
  2. Какие околоплодные воды, чистые ли. Это важно, потому что непрозрачная жидкость зеленого цвета говорит о том, что в водах присутствует меконий – первородный кал, который, вероятнее всего, попал в дыхательные пути новорожденного, а именно – в легкие. Окрашивание в желтый или светло-зеленый цвет свидетельствует об инфекции.
  3. Присутствуют ли дыхание и крик.
  4. Хороший ли мышечный тонус у ребенка.
Читать еще:  Гипоксия у новорожденных: последствия для ребенка

Если медик отвечает на эти вопросы положительно, значит, малыша можно накрыть теплой чистой пеленкой и положить на грудь родильницы. Даже если малыш появился на свет после операции кесарева сечения, его дают матери, так как спинальная анестезия позволяет женщине пребывать в сознании.

На груди матери после рождения

Показаниями к реанимационной помощи младенцу должны стать отклонения от нормы, отмеченные в первые 30 секунд его жизни:

  • неровное, сбивающее дыхание, спонтанное сердцебиение;
  • бледность цвета кожи;
  • выявление врожденных признаков заболеваний.

Внимание! При своевременном выявлении малейших отклонений в первую минуту жизни ребенка у врачей есть возможность обеспечить адекватное и эффективное лечение.

Когда проводится обследование

В медицинских учреждениях будущий персонал учат тому, что оценка новорожденного по шкале Апгар должна проводиться непосредственно после рассечения пуповины. После оперативного анализа состояния ребенка и принятия решения по оценке его развитости акушер переносит его на реанимационный столик, где продолжает осмотр. Само разрезание пуповины возможно не сразу, а только после того, как перестала отмечаться пульсация ее сосудов. Для проведения рассечения накладывают два зажима Кохера: один как можно ближе к наружным половым органам родившей женщины, другой на расстоянии 10 см от пупочного кольца младенца.

В течение следующих 5-10 минут проводят более детальное изучение особенностей строения тела и первый туалет:

  • с помощью бумажной ленты измеряют длину тела, окружность головы и грудной клетки;
  • взвешивают на специальных весах;
  • закрепляют браслеты на запястьях, содержащие информацию о матери, чаще всего это её фамилия и инициалы;
  • для профилактики инфицирования глаз закладывают под нижнее веко допустимое количество мази тетрациклин;
  • если ребенок обильно покрыт первородной смазкой, его бережно очищают от нее с помощью влажной теплой пеленки.

Внимание! Вес ребенка, измеренный сразу после родов, запишут в документ, который будет содержать и баллы по Апгар при рождении ребенка, и его рост, и многую другую информацию, несмотря на то, что уже через несколько часов масса тела младенца уменьшится как минимум на 500г.

Младенец на весах

Таблица оценки по шкале Апгар

Показатели, на которые акушер обращает внимание, анализируя состояние здоровья новорожденного

Оцениваемое состояние12
Пульс (частота сердечных сокращений)Сердечных тонов нетМеньше, чем 100 ударов в минутуБольше, чем 100 ударов в минуту
ДыханиеОтсутствуетСпонтанное, нерегулярное, поверхностное или замедленноеРовное, отчетливое, с громким криком
Цвет кожных покрововБледность/синюшностьТело розовое, конечности с признаками синюшностиРозовое как тело, так и конечности
Мышечный тонусНе обнаружен, конечности висятРедкое сгибание конечностей, слабый тонусАктивные движения в локтевых, плечевых коленных, тазобедренных суставах
Рефлекторная возбудимостьОтсутствуетРеакция присутствует, но слабо выражена, проявляется в виде гримасы или шевеленийЧихание, кашель, крик в ответ на раздражитель

Интересно. Ярко выраженным рефлексом только что родившегося ребенка является поиск материнского соска во время прикладывания его к груди. Можно проверить это рефлекс, прикоснувшись к щеке ребенка – в ответ на этот жест он откроет рот и повернет голову в сторону раздражителя.

Младенец на реанимационном столике

Дыхание

Во внимание принимается не только первый крик, хотя он сам по себе является хорошим показателем работы организма, но и дыхание. От того, как часто, глубоко и равномерно вдыхает новорожденный, зависит, сколько ткани и органы получают кислорода. При недостатке кислорода могут развиться множественные кровоизлияния, функциональные нарушения центральной нервной системы, следствием чего могут быть нарушения кровообращения в мозге, серьезные соматические и психомоторные расстройства и даже смерть в неонатальном периоде (в первые 28 дней жизни). Количество вдохов должно быть близко к 40-45 в минуту.

Проводя анализ дыхания на 1, 5, 10 и 15 минутах жизни по шкале оценки новорожденных, можно судить о динамике угасания возможной асфиксии:

  • на 1 минуте судят о внутриутробной гипоксии;
  • на 5 минуте определяют эффективность проведенных реанимационных действий, принимается решение о необходимости интенсивной терапии;
  • на 10 минуте судят о результатах интенсивной терапии;
  • на 15 минуте виден результат оказанной реанимационной экстренной помощи, и дается прогноз дальнейшего существования ребенка после перенесенной гипоксии.

Частота биения сердца

В норме сердце ребенка совершает более 100 ударов в минуту, среднее значение близко к 130 уд./мин. Если сердце бьется недостаточно интенсивно, в результате чего пульс ниже 100 ударов в минуту, акушер ставит 1 балл в таблицу шкалы Апгара для новорожденных. При отсутствии сердцебиения ставится оценка 0.

Тонус мышц

Здоровый доношенный малыш после рождения активно пользуется ручками и ножками, шевеля ими хаотично. Такой ребенок получит 2 балла. При невыраженном шевелении или наличии лишь способности прижать руки к груди, а ноги согнуть в коленном суставе, ставится оценка 1. Висящие конечности, как плети, означают отсутствие тонуса мышц, в связи с чем их оценивают в 0 баллов. Такому ребенку показана тактильная терапия в форме оздоровительного массажа или более серьезная медицинская помощь.

Интересно. В медицинской практике имеют место случаи, когда ребенок рождался с абсолютным отсутствием тонуса мышц, благодаря массажу обретал его и во взрослой жизни становился профессионалом, активно пользующимся своими когда-то неработающими конечностями. Мышцам неведом знаменитый принцип нобелевского лауреата в области медицины Эдгара Дугласа «все или ничего».

Рефлекторная возбудимость

Под рефлекторной возбудимостью понимается непроизвольная реакция организма на внешние раздражители. В связи с тем, что многие новорожденные нуждаются в санации верхних дыхательных путей, забитых первородной слизью, рефлексы оцениваются именно во время этой процедуры. Здоровый активный ребенок при введении трубочки в носовые ходы чихает и кашляет, а спустя некоторое время протестует громким криком, за что ему ставят 2 балла. Если новорожденный отреагировал только гримасой или неявным шевелением, тогда он получает 1 балл. Никак не отвечающему малышу на раздражитель ставят 0 баллов.

Цвет кожи

Это критерий нагляднее всего говорит о нарушениях кровообращения. Посиневшая голова или конечности – явные признаки наличия проблем, не говоря уже о полной синюшности всего тела. Полностью розовый или, как говорят, телесного цвета малыш получает 2 балла. Выраженная бледность кожных покровов также свидетельствует о нарушениях и является показателем к особому вниманию со стороны медперсонала.

Расшифровка коэффициентов состояния ребенка

Чаще всего можно встретить оценку 7-8 в документах, что говорит о том, что ребенок здоров и может через два часа переводиться в послеродовое отделение вместе с матерью, если на то нет иных противопоказаний. Оценку в 10 баллов получают нечасто.

Таблица от 1 до 10

После того, как опытный неонатолог провел анализ состояния ребенка, показатели по всем пяти параметрам складываются, и их сумма является конечной оценкой здоровья малыша.

Возможные показатели с описаниями

Итоговая сумма балловВывод о состоянии ребенка
0-2Состояние ребенка критическое, требует неотложных реанимационных действий.
3, 4Нередкая оценка недоношенных детей, говорящая о том, что ребенку требуются пристальное внимание медперсонала и соответствующая помощь
5, 6Ребенок имеет незначительные отклонения от нормы, ему нужны особый уход и повышенное внимание со стороны медиков
7-9Ребенок считается здоровым, способным к самостоятельному развитию и адаптации в новой среде, может переводиться в общую палату
10Показатель отличного состояния малыша, который активен с первых минут жизни

Иногда при выписке из роддома молодые родители обнаруживают в выписном листе не одно значение, а два, указанных через дробь или дефис. Это говорит о том, что показатель, полученный на первой минуте, был перепроверен спустя 5 или 10 минут. Полученный во второй раз результат оказался выше первого, что явно свидетельствовало о положительной динамике адаптации ребенка. После чего в отчет были занесены обе цифры, выглядеть запись стала так: «6-8 по Апгар».

Эти значения вовсе не означают, плохой ребенок или хороший. Они нужны для специалистов, несущих ответственность за оказание своевременной помощи младенцу неонатального периода. Каждой маме важно понимать, что, если ее выписали из родильного дома на 4-5 сутки, а не на 6-7 и позже, это однозначно говорит о том, что она и ее малыш здоровы, соответствуют «нормальным» показаниям в послеродовом периоде и могут самостоятельно, без пристального внимания медицины, учиться вместе познавать свое тело и мир, наслаждаясь обществом друг друга, совершенно забыв, что было написано в отчете: «8-9 по Апгар» или как-то иначе.

Видео

Оценка состояния новорожденного ребенка по шкале Апгар при рождении и через 5 минут: что значат 8-9 баллов или 6-7?

Шкала Апгар применяется в акушерской и неонатальной медицинской практике для быстрой оценки состояния новорожденного ребенка. С помощью этой методики определяется необходимость осуществления реанимационных и других лечебных манипуляций. Несмотря на то, что данная система предназначена исключительно для медицинского персонала, родители должны иметь общее представление о том, что это за способ. Какие критерии учитывает оценка по шкале Апгар? Как расшифровываются ее результаты и что делать, если ребенок набрал низкий балл?

Вирджиния Апгар и ее шкала

В 1909 году у супругов из Нью-Джерси домохозяйки Хелен Кларк и ученого-изобретателя Чарльза Эмори Апгар родилась девочка, которую назвали Вирджинией. Малышка, видевшая страдания тяжелобольного брата, с раннего детства хотела связать свою жизнь с медициной, чтобы помогать людям обрести здоровье. По окончании школы Вирджиния поступила в частный колледж для женщин «Маунт-Холиок», расположенный в г. Саут-Хэдли. Семья молодой девушки жила очень скромно, поэтому ей приходилось рассчитывать только на свою стипендию и подработку в виде отлавливания кошек для зоолаборатории.

Несмотря на все трудности, в 1929 году Вирджиния окончила это учебное заведение и уже в сентябре, за месяц до начала Великой депрессии, поступила в Колумбийской университетский колледж терапии и хирургии. Во время учебы девушка жила практически впроголодь, однако благодаря упорству и тяге к знаниям по прошествии 4 лет она с блестящим успехом окончила учебное заведение.

В 1933 году Вирджиния устроилась на работу в качестве стажера в отделении хирургии и уже достаточно скоро добилась значительных успехов на этом поприще, заслужив уважение и признание старших коллег. Несмотря на то, что она всегда мечтала работать именно хирургом, девушка вновь начала учиться, в этот раз уже на анестезиолога. Позже Вирджиния объясняла свое решение тем, что в то время женщине было достаточно сложно пробиться на поприще хирургии и обрести финансовую независимость. Кроме того, за годы учебы Апгар накопила достаточно большие долги, которые нужно было оплачивать.

После окончания колледжа Вирджинии предложили место заведующей отделом анестезиологии при хирургии, и в 1939 году она с готовностью и рвением заступила на эту должность. За свою успешную продолжительную трудовую деятельность Апгар не раз сталкивалась с трудностями: недостатком квалифицированных кадров, большими нагрузками, нежеланием коллег-хирургов считаться с мнением неопытного врача, низкой оплатой труда.

Во время своей трудовой деятельности Вирджиния Апгар занималась не только обучением молодых кадров основам анестезиологии. Она также успела стать первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже терапии и хирургии, получить степень магистра в области общественного здравоохранения и больше 15 лет проработать на посту директора одного из подразделений Национального фонда врожденных пороков.

Однако самым важным достижением в своей жизни Вирджиния Апгар считала разработку и внедрение в 1952 году методики оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни, названной впоследствии ее именем. Эта шкала позволяет оценить состояние ребенка, исключить повреждения во время родов, вовремя провести реанимационные мероприятия, сохранить здоровье и жизнь малыша. За выдающийся вклад в науку Вирджиния Апгар в 1995 году, уже посмертно, была внесена в Национальный зал славы женщин США.

По каким критериям оценивают состояние новорожденного?

Оценка состояния новорожденных с помощью шкалы Апгар основана на использовании 5 критериев, каждому из которых присваивается от 0 до 2 баллов. Для получения конечного результата полученные баллы складываются. При применении этой шкалы оцениваются следующие признаки:

  1. Цвет кожи. Врач осматривает кожные покровы новорожденного, особое внимание уделяя таким зонам, как ладони, ступни, губы, полость рта. Наивысшему баллу соответствует градация цвета от розоватого до красноватого. В 1 балл оценивается синеватый оттенок кожи, наименьшую оценку врач ставит ребенку, у которого бледная или синюшная кожа.
  2. Сердечный ритм. Для определения минутной частоты пульса количество ударов, которые делает сердце младенца в течение 6 секунд, умножается на 10. Нормой у новорожденных считается от 120 до 140 ударов в минуту. Если частота сокращений сердечка крохи превышает 100 ударов в минуту, он получает наивысший балл по шкале Апгар, если не превышает – средний балл. Отсутствие сердцебиения или эпизодическая пульсация соответствует самой низшей оценке.
  3. Рефлекторная деятельность. В процессе оценки особое внимание уделяется первому крику и вздоху. Если новорожденный после родов пронзительно кричит, чихает и кашляет – это лучший результат, если почти не реагирует на внешние раздражители – средняя оценка. Отсутствие у ребенка какой-либо реакции соответствует 0 баллам.
  4. Тонус мышц. Здоровый младенец после рождения активно двигает всеми частями тела. Если ручки и ножки крохи обездвижены, это означает, что он родился с какими-либо отклонениями.
  5. Дыхание. Здоровый ребенок при появлении на свет делает от 40 до 45 вдохов и выдохов в течение 1 минуты. При этом в норме малыш пронзительно кричит. Отсутствие дыхательной деятельности у только что родившихся детей соответствует 0 баллам по шкале Апгар.

Когда происходит оценка?

Оценка состояния ребенка с использованием данной шкалы осуществляется в течение первой минуты с момента появления крохи на свет. После приспосабливания малыша к новым условиям на 5-й минуте его жизни процедура повторяется. Как правило, результаты повторной проверки выше начальных баллов. При возникновении сомнений и наличии очень низкой оценки врач по прошествии 10 минут с момента рождения ребенка в третий раз оценивает его состояния.

Показатели шкалы Апгар (таблица)

Как уже отмечалось ранее, данная шкала создана специально для медицинских работников. Оценку и расшифровку показателей осуществляет только врач. В таблице представлены числовые параметры, которые соответствуют каждому из критериев, применяемых для определения состояния только что родившегося ребенка.

Оцениваемый критерийОценка, баллы
21
ДыханиеВ пределах нормы, крик громкий и отчетливыйЗамедленное, крик слабыйОтсутствует или проявляется эпизодически
Пульс, ударов в минутуБолее 100Менее 100
Тонус мышцРебенок активно машет ручками и ножкамиПонижен, имеется ограниченное сгибание конечностейНе наблюдается, руки висят вдоль тела, ноги обездвижены
РефлексыМладенец двигается, громко кричит, кашляет, кряхтит, чихаетСлабая рефлекторная возбудимость, гримаса на лицеОтсутствуют
Цвет кожиРозовый от слабо окрашенного до насыщенногоНаличие синеватой окраскиБледный или синюшный

Как расшифровываются конкретные показатели?

Оценка состояния ребенка – волнительный момент для каждого родителя.

Чтобы уметь трактовать озвученный врачом результат, каждый родитель должен понимать, что значит то или иное число в системе Апгар.

Если малыш набрал больше 8 баллов

8 баллов по шкале Апгар – результат, который свидетельствует о том, что у младенца не выявлено патологических отклонений и ему не требуется осуществление лечебных мероприятий. Однако при этом нужно понимать, что 8 баллов – низший порог абсолютной нормы. При значениях 8/9, 9/9 и 9/10 ребенка выписывают домой. Оценка 10/10 по шкале Апгар указывает на идеальное здоровье младенца. В акушерской и неонатальной медицинской практике такой результат не встречается.

От 6 до 8 баллов

Такие оценки означают, что состояние малыша удовлетворительно, при этом явные патологии отсутствуют. Несмотря на то, что при значениях 6, 7 или 8 баллов наблюдение врачей не требуется, необходимо внимательно отслеживать дальнейшее развитие крохи. В педиатрической медицинской практике такой диапазон значений считается пограничным. В такой ситуации родителям не стоит волноваться, однако младенцы, состояние которых было оценено в 6–8 баллов, находятся в группе риска по развитию каких-либо патологий.

От 4 до 6 баллов

Эти значения в педиатрии трактуются как показатели ниже среднего. Если состояние новорожденного было оценено в 4, 5 или 6 баллов, ему необходимо наблюдение врача на протяжении минимум 5 дней. В ряде случаев малышам с такими показателями требуется медицинская помощь. Ребенка выписывают из родильного дома только после того, как угроза его здоровью исчезнет, а врач будет уверен в стабильности функционирования всех внутренних органов и систем. При этом малышу могут назначить консультацию невропатолога.

От 2 до 3 баллов

Такие результаты указывают на серьезные нарушения в развитии ребенка и требуют принятия немедленных реанимационных или других лечебных мер. При оценке в 2–3 балла у малышей нередко диагностируется гипоксия. Такие дети помещаются в кювез и дышат с помощью специального аппарата. Выписывают младенцев только после нормализации показателей работы жизненно важных органов и стойкого улучшения самочувствия.

Менее 2 баллов

Такой низкий результат возможен при:

  • рождении ребенка раньше акушерского срока;
  • гипоксии или асфиксии плода во время нахождения в утробе матери или при прохождении по родовым путям;
  • незначительном проявлении только одного из пяти критериев оценки.

Если состояние новорожденного было оценено менее чем в 2 балла, для предотвращения его гибели проводятся следующие реанимационные процедуры:

  • искусственная вентиляция легких;
  • помещение ребенка под специальную согревающую лампу или в камеру с определенными температурными условиями;
  • переливание крови.

Наблюдение в динамике: на 5-й и 10-й минуте жизни

Дополнительный контроль основных критериев, которые находятся в основе данной системы, проводится в том случае, если первые две проверки показали результаты 6 и 7 или 7 и 7 соответственно. Данная ситуация считается неоднозначной и требует осуществления наблюдения за ребенком в динамике. Для этого врач каждые 5 минут проверяет сердечную, дыхательную и рефлекторную функцию младенца, а также оценивает тонус мышц и осматривает кожные покровы. Для отслеживания изменений этих показателей и возможности мгновенно оказать медицинскую помощь осмотр осуществляется на 5, 10, 15 и 20 минуте жизни малыша.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×