Detilubvi.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать если ребенок ругается матом советы психолога

Что делать, если ребенок 2-7 лет ругается матом: как отучить от матерных слов и стоит ли наказывать?

Произнесенное ребенком матерное слово может прогреметь, как гром среди ясного неба. Такая проблема случается даже в самых интеллигентных и благополучных семьях, в которых вообще не звучит нецензурная лексика. Источники, из которых сын или дочка может почерпнуть “знания”, – телевидение, интернет, соседи, друзья и так далее. Что делать в такой ситуации родителям? Реакция должна быть адекватна возрасту ребенка и обстоятельствам, в которых было сказано ругательство.

Родителей матерное слово из уст ребенка может по-настоящему шокировать

Мат – насколько все плохо?

Мат – бранные слова, использование которых противоречит общепринятой морали. Чаще всего их употребляют с целью оскорбления собеседника или отрицательного оценивания людей и явлений, то есть для выражения эмоций и яркой аргументации. В некоторых случаях ругательства служат для связи слов в предложении, являясь «паразитами». Это свидетельствует только о бедности словарного запаса.

Можно ли ребенку употреблять в речи маты? Дурно это или нормально? Дать ответы на эти вопросы способны только его родители. В некоторых семьях на «матерном языке» разговаривают все и считают, что так и должно быть, это никого не касается. Однако большинство людей воспринимает нецензурную лексику негативно, особенно из уст ребенка.

Матерные слова режут слух, вызывают неприятные эмоции и формируют отрицательное представление о собеседнике. Если «крепкое» выражение произносится взрослым человеком в пылу страстей или в ситуации, когда он испытывает боль, то это можно оправдать. Матюги в качестве слов-паразитов наталкивают на мысль об интеллектуальной ограниченности. Успешные и воспитанные люди не бранятся «направо и налево». Родителям, которые хотят, чтобы их ребенок гармонично вписался в социум и достиг определенных высот, стоит корректировать его речь.

Нужно объяснить ребенку, что матом ругаются недалекие и неуверенные в себе люди

Причины нецензурщины и реакция на нее специфичны для каждого возраста. Стоит отметить, что временные границы носят ориентировочный характер, поскольку психоэмоциональное созревание каждого ребенка индивидуально.

От 2 до 5 лет: что делать с маленьким “болтуном”?

Мат, произнесенный ребенком в 2 года, чаще всего является результатом речевого подражания. Услышав новое слово от разгневанного папы или проходившей мимо тети, малыш повторяет его, абсолютно не понимая смысла. В такой ситуации лучше всего никак не реагировать. Важно не рассмеяться и не умилиться, иначе кроха будет стараться радовать родителей, продолжая повторять забавное для всех выражение. Категорически нельзя ругать его. Он просто не поймет причину этого. Кроме того, это приведет к заострению внимания на проблеме.

Сыну или дочке в 3-4 года нужно сказать, что подобные фразы являются грубыми ругательствами и обижают окружающих. Следует сделать спокойное и строгое внушение: «У нас в семье такие выражения не произносят».

Нужно спокойно и корректно объяснить ребенку, что в его семье такие слова не используются

От 5 до 8 лет: как образумить бранящегося?

В 5-7 лет мотив для ругани в детском саду (в школе) или дома – желание привлечь внимание родителей. Разумеется, сквернословие вызывает негативную реакцию, но для малыша, которому не хватает участия в его жизни со стороны мамы и папы, крики, возмущение и наказания являются проявлением внимания.

С сыном или дочкой нужно поговорить о поведении. Пусть ребенок объяснит, что он на самом деле хочет сказать, когда произносит маты, как он понимает их смысл. Вполне вероятно, что наследник не до конца осознает, что именно означают нецензурные выражения. Важно донести, что произносить такие слова дурно.

Родителям обязательно следует проанализировать, как часто они общаются с ребенком, как выстраивают отношения. Если коммуникация сводится только к бытовому обслуживанию, проверке домашних заданий и «чтению моралей», то желание малыша привлечь внимание вполне законно. Стоит интересоваться увлечениями ребенка, беседовать с ним о его переживаниях, проводить досуг вместе.

Если в семье ребенок предоставлен сам себе, результаты этого могут быть неутешительными

В 7-8 лет чадо переживает кризис, проявляющийся в стремлении к самостоятельности. Ему необходимо разумное расширение границ свободы. Если родители продолжают предъявлять жесткие или противоречивые требования, то это неизбежно приводит к протесту, который иногда выражается в произнесении грубых слов. Следует постепенно снимать всеохватывающую опеку, предоставлять право выбора, но продолжать мягко контролировать ребенка.

Еще одной причиной нецензурной лексики в речи наследника может быть неумение выражать гнев по-другому. Его необходимо учить контролировать свои эмоции:

  • пусть произнесет, что именно его не устраивает, на что/кого он злится – разумеется, без нецензурщины;
  • важно выразить ему свою поддержку;
  • следует узнать у отпрыска, какой цели он хочет добиться в данной ситуации, помочь в ее реализации или предложить альтернативу.

Главное, чтобы ребенок знал: он не должен стыдиться своих эмоций и может рассчитывать на родителей. Следует научить его справляться с гневом без оскорбления других людей.

Гнев – нормальная эмоция, однако выражать ее необходимо без нецензурных слов

От 8 до 10 лет: как отучить ругаться?

В 8-10 лет дети часто выбирают себе образец для подражания, причем не всегда положительный. Это может быть друг, герой фильма/мультфильма, певец. Если «идеал» матерится, то ребенок будет следовать его примеру, желая казаться таким же взрослым, сильным, мужественным или веселым.

Задача родителей в такой ситуации – объяснить, почему нельзя ругаться. Не стоит «втаптывать в грязь» героя. Лучше сказать, что выбранный ребенком образец обладает определенными положительными чертами, но у него есть и недостатки, например, употребление нецензурных слов. Важно акцентировать внимание на том, что один из атрибутов взрослости – самостоятельность в формулировании мнений и принятии решений, а не слепое подражание «идеалу». Стоит попытаться натолкнуть его на выбор другого образца. Кроме того, важно следить за тем, какие фильмы, передачи и мультфильмы смотрит отпрыск.

Если десятилетний ребенок ругается матом, он может таким образом компенсировать свою неуспешность в одной из сфер социальной жизни: у него не складываются отношения с родителями, одноклассниками или не получается хорошо играть в футбол. При этом он слышит критику и упреки. В его голову закрадывается мысль: «Раз все считают меня плохим, я стану таким». В результате в его речи появляются нецензурные слова.

Родителям необходимо поднимать самооценку отпрыска, признавать его успехи, помогать ему налаживать контакты, а также перестать «прессинговать» его. Например, если комната сына находится в ужасном беспорядке, нельзя обзывать его неряхой и лентяем. Лучше сказать ему о своих чувствах: «Меня расстраивает, что ты до сих пор не сделал уборку».

Иногда детский мат – способ самоутвердиться и доказать свою значимость

От 10 до 16 лет: как найти общий язык?

В подростковый период дети ругаются матом с целью самоутверждения среди сверстников и вливания в коллектив. Ребенку кажется, что его не примут и не поймут, если он не будет употреблять «крепкие словечки» в личном общении с приятелями или в социальных сетях.

Для ребенка в 10-14 лет мат – способ защиты от враждебного мира. За нецензурными словами он скрывает свои слабости и страхи. Ему кажется, что произнося маты, он становится взрослее, а также внушает страх и уважением окружающим.

Мат может быть формой проявления агрессии. Психологи считают, что это нормальный этап в развитии личности, каждый ребенок должен его пройти. Не выплеснувшаяся в свое время агрессия способна привести к различным психологическим проблемам в будущем.

Если у ребенка нет особых сложностей в семье или в коллективе, то к 14-16 годам необходимость в нецензурных словах отпадает сама по себе. Он употребляет грубую лексику все реже, обычно для выражения эмоций, а затем его речь очищается.

Общие рекомендации

Что делать родителям, если отпрыск в детском или подростковом возрасте начал ругаться? Способы коррекции поведения зависят от возраста чада, его характера и психоэмоционального состояния, но есть некоторые общие рекомендации:

  1. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не слышал мата от окружающих людей, прежде всего от родителей. В противном случае объяснять ему что-либо бесполезно.
  2. Во время разговора о матах следует обратить внимание отпрыска на то, насколько плохо они звучат, как неприятно их слышать. Важно указать, что обычно мат является частью речи тех людей, которым не удалось достичь успеха в жизни. Однако не нужно обобщать – одно нецензурное слово не делает из ребенка преступника или маньяка.
  3. Если с чадом была проведена воспитательная беседа, но он продолжает ругаться, имеет смысл наказать его, но не слишком жестко. Например, стоит лишить его просмотра мультфильма. При этом надо четко объяснить, почему он наказан.
  4. Отучить подростка от ругательств сложнее всего. Строгие меры обычно только усугубляют проблему. В этом случае важно установить доверительные отношения с сыном или дочкой, провести разговор «по душам», попытаться разобраться, почему он ругается, предложить другие способы коммуникации.
  5. Оригинальный способ борьбы с матом – превращение его из «запретного плода» в доступный. Возможный вариант действий – дать ребенку почитать словарь ненормативной лексики.

Употребление мата в речи можно сравнить с зависимостью. Она менее разрушительно воздействует на организм, чем никотин или алкоголь, но приводит к обеднению словарного запаса. Нужно следить за тем, что влияет на культуру речи ребенка, корректировать негативные моменты. Важно не просто запретить нецензурную лексику, а доступно объяснить, что в ней плохого и чем она может навредить. Если у родителей не получается самостоятельно справиться с проблемой, лучше обратиться к психологу. Устойчивое употребление матов ребенком указывает на сложности с самоидентификацией и коммуникацией в семье.

Если ребенок ругается матом…
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Как справиться с проблемой, если ребенок ругается матом, как реагировать?

Скачать:

ВложениеРазмер
esli_rebenok_rugaetsya_matom.doc40 КБ
esli_rebenok_rugaetsya_matom.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок ругается матом…

Зачастую, причина детского мата — равнодушие родителей. Ведь если родители заняты своими делами, а ребенок нуждается в их внимании, то нет лучшего способа как громко и желательно в большой аудитории сказать что-то неприличное, нецензурное. И совершенно неважно, что родители начинают кричать, возмущаться, отчитывать или даже наказывать ребенка. Цель его достигнута — все внимание родителей приковано к нему. Когда ребенок понимает, что таким образом может управлять взрослыми, эта ситуация будет повторяться и повторяться. Ребенок может даже не понимать смысл сказанного слова, но видит какую реакцию оно вызвало.

Что нельзя делать, если ребенок осознанно ругается матом

В любом случае нельзя:

• шлепать малыша по губам, мыть губы с мылом и т п. Это верный путь к заниженной самооценке и ночным кошмарам. У особо впечатлительных такие «методы» могут вызвать логоневроз (заикание);

• со смехом рассказывать подругам при ребенке, как малыш ответил соседке непечатным выражением. Ребенок наверняка захочет повеселить маму снова, что бы вы ему ни говорили;

• наказывать отпрыска за грубые слова, если вы сами их употребляете, мол, эти слова не для детей. Ребенок поймет вас превратно: если взрослым ругаться можно, значит, чтобы поскорее вырасти, надо — что? Правильно — ругаться чаще и громче.

Почему дети используют мат?

Каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.

Так, дети двух — пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.

В возрасте пяти — семи лет основной движущей силой является бунт против того «как принято, как надо». При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.

Что делать?
Причины того, что ребенок ругается и что делать:

ПРИЧИНА 1. Хочет привлечь внимание.

ЧТО ДЕЛАТЬ: держать эмоции под контролем, даже если малыш поставил вас в неловкое положение при посторонних. Лучший способ — извиниться за него и тут же сменить тему разговора. Строго, но спокойно, не срываясь на крик, объясните ребенку, что это слово нехорошее, употреблять его стыдно и вам неприятно находиться рядом с людьми, которые ругаются. Можно (ненадолго!) выйти в другую комнату.

ПРИЧИНА 2. Не умеет/не может выразить негативные эмоции.

ЧТО ДЕЛАТЬ: научите малыша выражать сильные эмоции другими, приличными словами («ух, как я злюсь!», «мне так обидно!»). Это не только вытеснит из речи «запретные» слова, но и научит маленького понимать свои чувства и не стыдиться их.

ПРИЧИНА 3. Пытается победить страх. «Робкие и застенчивые малыши, с одной стороны, жаждут внимания сверстников, с другой стороны, побаиваются их. И с помощью грубых слов рассчитывают показаться интересными, «большими», а заодно и напугать возможного обидчика».

ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните, что грубые слова не признак силы, а плохая, постыдная привычка (вроде ковыряния в носу). Расскажите сказку про мальчика, у которого от плохих слов стало неприятно пахнуть изо рта. Или историю про девочку, у которой от ругани изо рта посыпались лягушки. Спросите ребенка, приятно ли ему было бы дружить с такими детьми. Поиграйте: если у отпрыска «вырвалось» грубое слово, восклицайте: «Лягушка изо рта!» За день, проведенный без «лягушек», можно выдать маленький приз. И самое главное — помогите малышу подружиться со сверстниками.

ПРИЧИНА 4 . Подражает, Далеко не все герои современных детских книг и мультиков разговаривают так, как этого хотелось бы нам, взрослым. А если персонаж чем-то понравился, то ребенок подражает ему во всем.

ЧТО ДЕЛАТЬ : старайтесь смотреть мультики сами, прежде чем показывать их малышу.

ПРИЧИНА 5 . Не понимает.

ЧТО ДЕЛАТЬ : объясните ребенку, что есть слова-разбойники, которые ранят других людей. «Предложите игру: кто придумает больше хороших слов и выражений, которыми можно заменить одно «злое». Можно поиграть, кто придумает больше замен. Не отмахивайтесь от ребенка, если он просит объяснить значение неприличного слова. Тайна притягивает.

Вот несколько советов и рекомендаций:

1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргонизмы вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.

2. Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте, как будет реагировать ребенок. Если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и не дождавшись повторит провокацию или решит что слово обычное и в нем нет ничего такого, и потеряв интерес забудет о нем. Если же ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то , видимо, слово это он просто где-то «подцепил» и если не акцентировать на нем внимание, то словечко также и отцепится.

3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное — сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, не отреагировать и не наказать ребенка, ведь вам и стыдно, и обидно, и хочется оправдаться. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность, скажите что-нибудь в роде «ну да, бывает» , улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребенком.

4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.

5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его что значат эти слова, пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно, малыш и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость и попытаться преобразовать нецензурное слово до близкого по звучанию и значению обычного слова, как бы поправляя ребенка. Если такой возможности нет, то объясните ребенку, что они значат и скажите, что слова эти очень обидные и говорить их нельзя.

6. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребенку что они понимают и принимают его чувства, как бы говоря «Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругать». Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.

Если ребенок мотивирует свою брань тем, что «все остальные тоже ругаются», попробуйте объяснить ребенку что нецензурная лексика — это какая же зависимость как курение и алкоголь, и как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас и восстановление будет сложным и мучительным. Что мат это вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка .

Желание материться пропадает само, когда ребенку встречается более культурный и не менее авторитетный образец для подражания.

Корректирующие игры, чтобы отучить ребенка употреблять грубые слова и выражения

Игра ЯЗЫЧКУ БОЛЬНО

Сшейте из розовой ткани большой Язычок. Расскажите ребенку, что Язычку больно, когда его хозяин ругается. И при каждом грубом слове надрывайте Язычок. Такая наглядная агитация подействует лучше наказаний.

Игра НОВОЯЗ И ПЕРЕВЕРТЫШИ

Предложите детям игры, в которых нужно изобретать свой, тайный язык — он увлечет их и вытеснит сленг. Отличный пример — «ферферский» язык Калле-сыщика, героя Астрид Линдгрен. Калле с друзьями прибавляли перед каждым слогом «фер». Например: «фер-Софер-Бофер-Ка» — «собака», «фер-Мафер-Шифер-На» — «машина» и т. п. Еще одна находка — «перевертыши» из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Помните: Йагупоп («попугай»), Анидаг («гадина»)? Такие игры не только победят детский жаргон, но и разовьют интеллект, чувство языка (интуитивную грамотность), а заодно вызовут интерес к перечисленным книжкам.

Ребенок ругается матом. Что делать?

Анжелика Габриелян
Ребенок ругается матом. Что делать?

Ребенок ругается мат ом

Почти каждая семья рано или поздно делает неприятное открытие: крошка, совсем недавно научившийся складывать непослушными губками слова в предложения, знает неприличные выражения! Откуда! Что делать, если ребенок ругается грубыми словами или даже матом? Ответ зависит от того, в каких ситуациях это происходит.

Ребенок младше трех грубит неосознанно, это просто речевое подражание — понравилось звучное слово. Самая правильная реакция в этом случае — сделать вид, что вы не расслышали. Малыш очень быстро забудет новое слово, которое осталось без внимания взрослых, конечно же при условии, что не будет слышать это слово систематически от близких людей.

Дети от трех до шести уже способны ругаться осознанно, с определенной целью. Чтобы быстро победить плохие слова, надо понять, почему ребенок так поступает.

Что нельзя делать, если ребенок осознанно ругается матом

Психологи любят рассказывать анекдот. На пороге кабинета появляются встревоженные родители: «Доктор, ребенок ругается матом, что делать!» — «Радоваться: у малыша отличные слух и память». Намек прозрачен: полностью оградить ребенка от «запретных» слов не удастся. Он все равно услышит их: на улице или в автобусе; почерпнет из взрослого кинофильма или из разговора с более «просвещенными» сверстниками. А вот закрепятся ли эти слова в лексиконе малыша, полностью зависит от реакции родителей.

В любом случае нельзя:

• шлепать малыша по губам, мыть губы с мылом и т п. Это верный путь к заниженной самооценке и ночным кошмарам. У особо впечатлительных такие «методы» могут вызвать логоневроз (заикание);

• со смехом рассказывать подругам при ребенке, как малыш ответил соседке непечатным выражением. Ребенок наверняка захочет повеселить маму снова, что бы вы ему ни говорили;

• наказывать отпрыска за грубые слова, если вы сами их употребляете, мол, эти слова не для детей. Ребенок поймет вас превратно: если взрослым ругаться можно, значит, чтобы поскорее вырасти, надо — что? Правильно — ругаться чаще и громче.

Причины того, что ребенок ругается и что делать

ПРИЧИНА 1. Хочет привлечь внимание. Утром — бегом в детский сад, вечером — дежурный поцелуй на ночь и традиционная сказка. Мама, конечно, ласковая и добрая, но у нее никогда нет времени от души пошалить и подурачиться вместе. А тут сказал всего одно «волшебное» слово — и какая буря эмоций у родителей! Сколько внимания! «Малыши — настоящие исследователи жизни, — говорит психолог. — И если ребенок понял, что у вас есть «кнопка», «нажав» на которую можно легко привести маму в замешательство, ему захочется пробовать свои силы снова и снова».

ЧТО ДЕЛАТЬ: держать эмоции под контролем, даже если малыш поставил вас в неловкое положение при посторонних. Лучший способ — извиниться за него и тут же сменить тему разговора. Строго, но спокойно, не срываясь на крик, объясните ребенку, что это слово нехорошее, употреблять его стыдно и вам неприятно находиться рядом с людьми, которые ругаются. Можно (ненадолго) выйти в другую комнату.

ПРИЧИНА 2. Не умеет/не может выразить негативные эмоции. Что делать, если разозлился, обиделся, да просто встал не с той ноги? Слезы, крик, драку родители не одобряют. А вот какой-то дядя на улице упал и очень эмоционально прокомментировал свое падение. Ему явно стало легче. И — главное — ничего ему за это не было!

ЧТО ДЕЛАТЬ: научите малыша выражать сильные эмоции другими, приличными словами («ух, как я злюсь!», «мне так обидно!»). Ревущего крошку обнимайте, утешайте и помогайте понять, что с ним происходит: «Тебе сейчас нелегко, ты рассердился», «Мне тоже было бы обидно» и т. п. Это не только вытеснит из речи «запретные» слова, но и научит маленького понимать свои чувства и не стыдиться их. И самое главное, он будет уверен: мама поймет его, что бы ни случилось. Полезно время от времени устраивать бой подушками, колотить боксерскую грушу и т. п.

ПРИЧИНА 3. Пытается победить страх. «Робкие и застенчивые малыши, с одной стороны, жаждут внимания сверстников, с другой стороны, побаиваются их, — объясняет Оксана Лысикова — И с помощью грубых слов рассчитывают показаться интересными, «большими», а заодно и напугать возможного обидчика».

ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните, что грубые слова не признак силы, а плохая, постыдная привычка (вроде ковыряния в носу). Расскажите сказку про мальчика, у которого от плохих слов стало неприятно пахнуть изо рта. Или историю про девочку, у которой от ругани изо рта посыпались лягушки. Спросите ребенка, приятно ли ему было бы дружить с такими детьми. Поиграйте: если у отпрыска «вырвалось» грубое слово, восклицайте: «Лягушка изо рта!» За день, проведенный без «лягушек», можно выдать маленький приз. И самое главное — помогите малышу подружиться со сверстниками. Например, купите игру, в которую хорошо играть большой компанией, и пригласите детей в гости. Устраивайте детские праздники, чаепития и т. п. Консультация психолога не помешает.

ПРИЧИНА 4. Подражает, Далеко не все герои современных детских книг и мультиков разговаривают так, как этого хотелось бы нам, взрослым. А если персонаж чем-то понравился, то ребенок подражает ему во всем.

ЧТО ДЕЛАТЬ : старайтесь смотреть мультики сами, прежде чем показывать их малышу. «Но не пытайтесь «разлучить» карапуза с полюбившимися героями, — предостерегает психолог. — Это вызовет бурю протеста. Лучше вместе посмейтесь над таким персонажем, представьте, как нелепо он выглядел бы в детском саду или на утреннике. Наверняка малыш не захочет выглядеть так же».

ПРИЧИНА 5. Не понимает. Когда малыш выдает: «Мама, ты дрянь!» — он либо «возвращает» вам «бумеранг», либо искренне не понимает, что это слово обидное.

ЧТО ДЕЛАТЬ : объясните ребенку, что есть слова-разбойники, которые ранят других людей. «Предложите игру: кто придумает больше хороших слов и выражений, которыми можно заменить одно «злое», — советует Оксана Лысикова. — Например, вместо «дрянь» можно сказать: «ты грубый» или «ты поступаешь плохо». Кто придумал больше замен — получает приз». Не отмахивайтесь от ребенка, если он просит объяснить значение неприличного слова. Тайна притягивает.

Корректирующие игры, чтобы отучить ребенка употреблять грубые слова и выражения

Игра ПРОЩАЙ, ГРУБОСТЬ!

«У малышей развито образное, магическое мышление, поэтому победить плохие привычки им отлично помогают игры, похожие на ритуалы», — считает психолог. «Увековечьте» вместе с ребенком грубые слова на листке бумаги. И объявите, что вам предстоит попрощаться с ними навсегда. Листок сожгите, пепел положите в пакет и торжественно отнесите на помойку (закопайте в землю). Вариант для дачи: отправьтесь в «экспедицию» в лес. Там найдите уединенную полянку и. поручите малышу прокричать как можно громче все известные ему «запретные» слова. Ребенок сбросит напряжение, а грубые слова «улетят» навсегда. Можно с чистой совестью идти домой.

Игра ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН

Сводите чадо на аквагрим и попросите мастера нарисовать ему на подбородке большой забавный замок. «Враг» не пройдет!

Игра ЯЗЫЧКУ БОЛЬНО

Сшейте из розовой ткани большой Язычок. Расскажите ребенку, что Язычку больно, когда его хозяин ругается. И при каждом грубом слове надрывайте Язычок. Такая наглядная агитация подействует лучше наказаний.

Игра НОВОЯЗ И ПЕРЕВЕРТЫШИ

«Примерно к 4,5-5 годам дошкольник обзаводится первым устойчивым кругом друзей, а значит, с большой вероятностью, и слэнгом. Обязательно скажите ребенку, как вы относитесь к таким словам. Но не давите: дошкольнику очень не хочется выглядеть белой вороной в своей первой компании». Лучше предложите детям игры, в которых нужно изобретать свой, тайный язык — он увлечет их и вытеснит сленг. Отличный пример — «ферферский» язык Калле-сыщика, героя Астрид Линдгрен. Калле с друзьями прибавляли перед каждым слогом «фер». Например: «фер-Софер-Бофер-Ка» — «собака», «фер-Мафер-Шифер-На» — «машина» и т. п. Еще одна находка — «перевертыши» из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Помните: Йагупоп («попугай», Анидаг («гадина»? Такие игры не только победят детский жаргон, но и разовьют интеллект, чувство языка (интуитивную грамотность, а заодно вызовут интерес к перечисленным книжкам.

Что делать, если ребенок ругается матом (статья)

=Что делать, если ребенок ругается матом

В каждой семье рано или поздно случается этот «черный день», когда ваш ребенок вдруг ошарашивает вас вопросом «А что такое . », или вы застаете его врасплох за написанием неприличного слова в лифте, или случайно слышите, как ваше нежное и чистое дитя, общаясь со сверстниками, использует ненормативную лексику во всей ее полноте. Первый и естественный позыв – настучать своему сокровищу по губам и вымыть ему рот с мылом, чтобы в следующий раз неповадно было. Но это, к сожалению, не выход.

Откуда это берется

Отовсюду. Из всей нашей жизни. И бесполезно тешить себя иллюзиями, что вы сможете оградить свого ребенка от мата. Даже если он растет в культурнейшей семье, где ненормативная лексика – абсолютное табу, защитить от нее детские уши невозможно. Как только ребенок вступает в контакт с реальной жизнью, подцепить эту «заразу» он может где угодно: на детской площадке, на прогулке в парке, в детском саду, на переменке в школе, в общественном транспорте, по телевизору, да просто бездумно читая все, что написано на стенах и заборах. В нашем современном обществе, как это не печально, мат стал почти естественным и неотделимым от обычной речи. Но это не значит, что стоит махнуть рукой – мол, все теперь так говорят. Или понадеяться на то, что «само пройдет».

Фото: Global Press

Как реагировать

Ни в коем случае не возмущаться, не кричать и не ругать. Если ребенок еще маленький – лет до четырех – на первый раз можно вообще сделать вид, что вы ничего особенного не услышали, пропустить мимо ушей, не акцентировать внимание на «плохом» слове. Возможно, малыш случайно где-то услышал и твердит его, как попугайчик. Если же эта ситуация повторяется, ребенку следует в доступной и мягкой форме, без нажима и упреков объяснить, что это слово – ругательное, что его произносят тогда, когда хотят кого-то сильно обидеть; показать, что вам неприятно слышать это слово; сделать упор на то, что в вашей семье такие слова не употребляются.

Чтобы понять, сознательно или бессознательно ребенок произносит «запретные» слова, поговорите с ним, спросите, что, по его мнению, они обозначают. Если ребенок употребляет их осмысленно, то, как советуют психологи, стоит пойти на хитрость и подобрать этим словам пристойную замену – русский язык для этого достаточно богат. И тут очень важна открытость: если малыш заметит, что вы сами смущаетесь или сердитесь, он может почувствовать себя виноватым и замкнуться.

Как все, так и я

Лет в шесть-восемь ребенок, как правило, употребляет матерные слова уже вполне сознательно. Побудительные мотивы могут быть самые разные. Желание «быть, как все». У детей очень развиты «стадные инстинкты», и, если ребенок оказался в среде, где большинство сверстников ругаются матом, он будет стремиться подражать им в этом, чтобы не выделяться, чтобы стать своим и избежать насмешек.

Если ребенок растет в неблагополучной семье и испытывает постоянный стресс от ссор или равнодушия постоянно занятых родителей, то для него мат – это еще и способ обратить на себя внимание, пусть даже негативное. У детей мат часто ошибочно ассоциируется со «взрослостью» – им кажется, что, используя ненормативную лексику, они выглядят старше и авторитетней в глазах своих приятелей.

Некоторые психологи считают, что, поскольку мат так или иначе будет присутствовать в окружении ребенка, родителям стоит самим объяснить ему значение основных матерных слов. Но при этом дать понять, что употребление их в повседневной речи – это не признак «крутости», а дурная привычка, как грызть ногти или ковырять в носу; что по-настоящему завоевать дружбу и доверие с их помощью невозможно, а вот потерять уважение и симпатию – запросто. Можно сыграть на самолюбии ребенка, объяснив, что мат – это признак как раз «детскости» и что в его исполнении он звучит нелепо и глупо.

Запретный плод

Невозможно просто взять и запретить ругаться матом. Даже если ребенок для видимости согласится, ничто не помешает ему делать это, когда вы его не видите и не слышите. Вообще запрет – это самый неэффективный метод воспитания: он побуждает ребенка противостоять вам и поступать ровно наоборот – «мне не разрешают, а я все равно буду!»

Если в семье родители сами используют нецензурные выражения – в споре, в выяснении отношений или просто, попав молотком по пальцу, – то не стоит требовать от ребенка, чтобы он не повторял их. Это выльется в неразрешимое противоречие – «им можно, а мне нельзя» – и может озлобить ребенка и привести к скрытой агрессии, которую он будет тайком срывать на своих сверстниках.

И понятно, что, если в семье кто-то из взрослых позволяет себе «крепкие» выражения, ребенка, который их повторяет, не стоит наказывать. Если уж бороться с ненормативной лексикой, то всем вместе. Можно, например, установить определенный штраф за каждое матерное слово – кто бы его не произнес.
То, что становится повседневным, быстро надоедает: если ребенок уже достаточно взрослый, можно предложить ему завести тетрадь и писать туда все, что он хотел бы сказать, в любых выражениях. Или, в конце концов, дать почитать ему словарь ненормативной лексики – ведь то, что доступно и не наказуемо, очень быстро приедается.

Попытка защиты

В восемь-двенадцать лет дети уже прекрасно понимают, где можно, а где нельзя использовать бранные слова; что дома могут «получить по шее», а в компании приятелей удостоиться восхищенного хлопка по плечу, а для них в таком возрасте это часто важнее родительского одобрения или порицания.

Кроме подражательства, мат в этом возрасте – это еще и способ почувствовать себя увереннее. Вообще считается, что мат – это не столько оскорбление, сколько защита. Для ребенка, подростка мир еще слишком враждебен, и брань – это попытка скрыть свои слабости, показаться сильнее. Мат – это и выход агрессивных эмоций, а детская и подростковая агрессия – один из этапов развития личности, и от этого никуда не деться.

Несколько советов

Самый главный – следите за своей речью. Потому что все, что закладывается в характер и привычки ребенка, изначально идет от вас. Вы можете думать – «он еще маленький, ничего не поймет» – да, возможно. Но обязательно запомнит, особенно, если будет слышать эти «запретные» слова часто.

Если ребенок сказал неприличное слово при посторонних, не ругайте его прилюдно, постарайтесь сменить тему и сделать вид, что ничего страшного не произошло. Любые воспитательные меры стоит применять только наедине с ребенком, иначе он почувствует себя униженным и захочет «отомстить», попытавшись в следующий раз поставить вас в еще более неудобное положение.

Если ребенок сам спрашивает вас, что значит то или иное бранное слово, не ужасайтесь, а попробуйте спокойно и доступно объяснить. В конце концов, основные нынче табуированные выражения пришли к нам из древности – славяне-язычники отпугивали ими нечистую силу, спасались от порчи и сглаза, а также взывали к плодородию матери-земли.

Не делайте скоропалительных выводов: если ребенок по незнанию употребил бранное слово, не стоит записывать его в «пропащие» и сурово наказывать. Вспомните себя в детстве: наверняка и вы, узнав «запретное» слово, не могли удержать его в себе.

И, как это не банально звучит, ходите вместе на детские спектакли, в музеи, читайте вслух хорошие книги. Эта «прививка культуры» обязательно скажется в будущем.

Почему дети ругаются матом и что делать. Как отучать от мата правильно

  1. Почему маленькие дети ругаются матом?
  2. Профилактика злословия
  3. Ребенок ругается матом: что делать?
  4. Чего нельзя делать
  5. Как отучать от мата правильно

Каждый родитель с замиранием сердца прислушивается к лексике ребенка, ожидая, когда тот «принесет» из садика или школы первое крепкое словцо. Это происходит в самом разном возрасте. Кто-то начинает «выражаться» еще в песочнице, кто-то — в старших классах средней школы. А некоторые малыши усваивают ненормативную лексику, не выходя из дома. Последнее особенно печально. Редкие семьи проблема обходит стороной, но таких меньшинство.

Если малыш сквернословит, что делать? Как отучить ребенка ругаться матом? Какую тактику применить и можно ли за это наказывать? А есть ли возможность сделать так, чтобы скабрезная лексика его в принципе не прельщала? Все ответы на популярные вопросы — в этой статье.

Почему маленькие дети ругаются матом?

С подростками все понятно. Дети 13–14 лет и старше зачастую прекрасно знают все значения слов и применяют обсценную лексику намеренно и по назначению. В этом случае родителям предстоит много работы. Но что делать с малышами? Почему матом ругаются пятилетние крохи?

Чаще всего маленькие дети произносят двусмысленные и скверные слова, не понимая, что они означают. Новое звучание представляет интерес для ребенка, но еще более привлекательна реакция взрослых. Видя, что слово N веселит маму, чадо стремится пробовать необычные речевые обороты снова и снова. Почему так происходит? Отчасти этому способствуем мы сами.

Частая причина, почему дети матерятся, — реакция некоторых взрослых, которые умиляются, как кроха коверкает слова, удивляются забавной детской артикуляции и жестикуляции, сопровождающей неумелое сквернословие. Иногда родители смеются и даже просят повторить еще. Со стороны это выглядит чудовищно, но это явление распространено. Дети видят положительный эффект от сказанных слов, понимают, что таким образом порадовали маму и папу, и, конечно, стремятся достичь новых «высот».

Другая причина — поведение окружающих детей, в том числе более старшего возраста. В этом случае малыши понимают, что говорят что-то нехорошее, но тяга преступить черту слишком сильна, им хочется пошептаться в углу, посмеяться, возможно, подшутить над остальными. Получается, что детки, знающие матерные слова, образуют некий «кружок для своих».

Наконец, дети ругаются матом, пытаясь подражать взрослым. Особенно это свойственно детям в возрасте до 5 лет. Например, они могут подражать папе, дяде или старшему брату. Именно поэтому, в семье, где есть дети, обсценная (ненормативная) лексика должна быть под запретом. Какие еще меры нужно принять родителям, чтобы малыш не имел желания материться?

Профилактика злословия

Личный пример взрослого чрезвычайно важен при формировании культуры речи младших членов семьи. Поэтому самое первое правило — выражаться грамотно и корректно в любых ситуациях, не материться, даже когда детей нет рядом. «Не воспитывайте детей — воспитывайте себя», как говорят психологи. Читайте книги, развивайтесь, прикладывайте усилия, чтобы быть добрее, особенно, если за руку с вами идет ребенок.

Культура младшего поколения начинается с культурного климата в семье. Посещайте театры, выставки и прочие досуговые мероприятия, всеми путями расширяйте сферу интересов и кругозор ребенка, приучайте к хорошей литературе и музыке, стараясь вытеснить из его сознания жаргонизмы, бранные слова и ментальный «мусор». Выключите постоянно работающий телевизор и поглядывайте, с кем общается и дружит ребенок, но не будьте слишком навязчивы, избегайте чрезмерного контроля.

Подарите ребенку мир, полный ярких впечатлений и открытий, тогда времени на глупости и грубости просто не останется.

Ребенок ругается матом: что делать?

Но что делать тем, чьи дети уже ругаются? Есть несколько советов. Во-первых, без паники. Мат из уст ребенка — не повод для конфликта и тем более рукоприкладства. Чего еще делать не нужно?

Чего нельзя делать

Не стоит стыдить ребенка, если он матерится, особенно прилюдно. Так можно добиться обратного эффекта: эмоциональное напряжение возрастет, ребенок замкнется в себе, начнет ощущать себя изгоем и даже станет тихо ненавидеть вас, но не будет чувствовать раскаяния за свои слова. Не сомневайтесь, стыдя кроху, вы не решите проблему мата.

Также не стоит «сваливать» все провинности в кучу. Иными словами, если вы решили пожурить ребенка за мат, говорите только об этом, не вспоминая его прошлые промахи — сломанный стул или разрисованные обои.

Не стоит запрещать детям ругаться в ультимативной форме, давить своим авторитетом и угрожать наказаниями. Не говорите: «Не ругайся, потому что я так сказала». Вместо этого объясните свою позицию, проведите беседу с ребенком в формате диалога, а не монолога.

Как отучать от мата правильно

Какие адекватные меры применить, зависит от возраста.

Если ребенку 3 года или меньше, постарайтесь пропустить мат мимо ушей. Скорее всего, это лингвистическая проба, которая не закрепится. Вместо этого отвлеките кроху: предложите погулять, поесть, посмотреть мультик, искупаться. Важно переключить его внимание, не делая акцента на происходящем.

Если же вы услышали мат от ребенка 3–6 лет, скажите ему, что подобная лексика ему совсем не идет и вас огорчает его поведение. Подберите правильные слова, чтобы растолковать ребенку, что ругаться матом — это «не круто». Приведите примеры и объясните, что так чаще всего выражаются в неблагополучных семьях.

Донесите это до сына или дочки, но не давите. Важно получить отклик в душе ребенка — чтобы он понял и принял вашу точку зрения, а не согласился из страха или из уважения к вам.

Создайте положительный эмоциональный фон. Если в доме обстановка нервная, то и вероятность употребления непечатной лексики высока. Выше, чем в семьях, где царят доверие и любовь.

Будьте внимательнее к крохе. Зачастую малыши ругаются матом с одной-единственной келью — привлечь к себе внимание мамы и папы, которые вечно заняты.

Если же ребенок сам спросил вас о значении матерного слова, не раздражайтесь и не ругайтесь, а объясните простыми словами, что это слово обозначает. И обязательно сделайте акцент на том, что так говорить не следует и не принято.

Туалетная лексика, мат и оскорбления. Что делать, если ребенок говорит плохие слова

С помощью «плохих» слов дети чаще всего выражают агрессию, иных способов сделать это у них мало, а также пытаются поразить взрослых, считает психолог Катерина Демина.

— Сказал слово «пиписька» — и все прыгают, это же так круто. А если еще что-нибудь более неприличное сказал, то прыгают очень высоко. Это то, что лежит на поверхности.

Глубже — дети все время проверяют границы, до какой степени им можно нарушать запреты. Табуированная лексика — максимальный вид запрета, и ребенок, говоря что-нибудь такое, каждый раз выясняет, что можно, а что нельзя. Это и про приближение к взрослости, потому что табуирована сексуальная тема.

До каких-то пор он натыкается на родительский запрет — так говорить нельзя. Но он же эти слова услышал, значит, кому-то можно. Кому можно? Девочке говорят: «Что ты такое говоришь, ты же девочка». И она думает, что такое позволено мальчикам, и пытается стать как они, — заключает Катерина Демина.

Но стоит разграничивать абстрактные «плохие» слова, связанные с физиологией (как уже упомянутая «пиписька»), и слова обидные, оскорбительные для других. Ребенку обязательно нужно объяснить, что других людей обзывать нельзя. К таким словам в речи ребенка нужно относиться серьезно, объяснять ему, что такими словами другим людям можно причинить боль и делать это недопустимо.

Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова

— Лет до 5–6 лет любые «плохие слова» — почти звукоподражание, — продолжает Катерина Демина. — Они не несут никакой смысл, его им придаем мы, взрослые. Лучше всего никак на это не реагировать и ничего с этим не делать, потому что если не будет реакции, это перестанет быть для ребенка увлекательным. Это всего лишь слова.

Если ребенок, придя из детского сада, спрашивает значение слова «попа» и его вариации, я думаю, он уже все это хорошо знает, — продолжает психолог. — И спрашивает он не для того чтобы узнать, что это такое, а для того чтобы посмотреть на вашу реакцию. Это вызов. Соответственно ваш ответ должен быть максимально спокойным: «Ты что, не знаешь, что такое попа? А на что у тебя надеты штаны?»

Дети повторяют то, что слышат от родителей, поэтому стоит обратить внимание на себя и свое поведение, говорит психолог Екатерина Сиванова.

— Если папа говорит маме: «Ну ты овца тупая», то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке, — говорит она.

— Моя дочь, что могла из детского сада принести, принесла все. Наша реакция была такая: не придавать значения. Любая другая реакция — возмущение, злость — в моменте не работает, потому что ребенку становится еще интереснее говорить такие слова. Потом я с ней, конечно, разговаривала. Объясняла: «Слушай, такое слово обозначает это место, но это слово очень грубое, так говорить неприлично».

Другое дело, что общая культура упала. Сейчас невозможно пройти по улице, не услышав эту лексику, — продолжает Екатерина Сиванова. — Здесь как раз работает история, когда все из семьи. Если в семье грубая лексика не употребляется, то ребенок тоже ее использовать не станет. Для любого ребенка шести лет семья — это мир, это норма и то, как должно быть. Смотрите на себя, ваши дети будут разговаривать так, как вы. Когда папа сидит с друзьями, пьет пиво и ругается матом, невозможно сыну объяснить, что так делать нельзя.

«Я тебя не люблю», «хочу уйти из дома», «дурацкая мама»

— Я иногда слышу от мам, что их ребенок сказал им: «Я тебя ненавижу». Для них это катастрофа, — говорит психолог Катерина Демина. — Я спрашиваю: «А как у вас в семье принято выражать злость?» — «Раньше он дрался и все было нормально». То есть драться можно, а словами говорить нельзя. У ребенка должно быть право сказать: «Я не хочу с тобой разговаривать, мне неприятно, я злюсь». Если он так говорит, значит, он зол сейчас на вас. Можно так и спросить: «Ты сейчас злишься на меня?», и внимательно выслушать ответ.

Когда эмоции уйдут, стоит поговорить с ребенком о том, что происходит, добавляет Екатерина Сиванова. И сказать ему о своих чувствах: «Да, ты можешь меня не любить. Но я люблю тебя всегда без всяких условий. И моя любовь такая большая, что если ты вдруг не будешь меня любить, ее хватит на двоих».

— Обижаться на ребенка не надо, за этой фразой может стоять что угодно: от страха потери — «мне проще тебя не любить, чем бояться, что ты можешь умереть» — до страха, связанного со скандалом дома, разводом родителей и так далее, — продолжает она. — У меня тоже такое было в жизни. Конечно, уходит земля из-под ног, когда дети такие вещи говорят. Но ты на то и взрослый человек, чтобы эту почву обрести и спокойно поговорить потом с ребенком о том, что между вами происходит. Причем эти разговоры можно вести и в 6 лет, и в 17, и никогда это не будет лишним.

Школьники: когда все вокруг дураки

Нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей, считает Катерина Демина.

— Ко мне регулярно приводят детей с жалобами на немотивированную агрессию. Например, девочка во время консультации говорит: «Мне сказали, что я хамка, за то, что я нахмурилась на маму». Не обругала, а нахмурила брови — и ее уже заклеймили как хамку. Вопрос глобальный — можно ли детям показывать свои чувства или дети всегда должны быть милыми? — рассказывает Демина.

Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы, уверена другой психолог Екатерина Сиванова.

— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать. Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она.

Если ваш ребенок постоянно говорит, что кто-то — «дурак», «тупой», нужно насторожиться. Иначе у вас может вырасти человек, который будет считать: «Все дураки, а я звезда, поэтому у меня ничего не получается». Это обидные слова, которые нельзя произносить в адрес других людей.

Родителям стоит задуматься — а что делаем мы, чтобы наш второклассник себя так вел. Сплошь и рядом в речи родителей распространена такая фраза: «Ой, а училка наша что придумала». Если ребенок слышит, что мама называет его учителя «училкой», то какого отношения от него ждать к этому преподавателю?

Если родитель обращает внимание на свою речь, но у ребенка все равно проблемы с обидными словами, то надо разговаривать: «Петя, давай поговорим о том, кто так делает? Для чего ты говоришь о своих одноклассниках плохо?» Он вам будет что-то рассказывать, если есть диалог. Ребенок таким образом всегда сообщает о какой-то своей потребности. Может быть, ему не хватает признания или внимания.

Если ваш школьник говорит ругательные слова, это тоже нужно обсуждать. Разговор всегда должен строиться на историях о том, «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не суй пальцы в розетку» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.

Подростки: мат и грубые выражения

До 12 лет семья закладывает в ребенка основы, что хорошо, а что — плохо. Дальше он уходит в социум и оказывается под его влиянием, считает психолог Екатерина Сиванова.

— Он будет пробовать ругаться матом, курить или найдет еще 33 разных затеи, но у него должна быть такая основа, чтобы ее сложно было пошатнуть. Если подростки ругаются матом, с ними надо разговаривать. Наблюдать за тем, где и с кем общается ваш ребенок, что это за компания. Объяснять, что это не норма речи и вопрос уважения к себе. Если ты общаешься с людьми, которые другой язык не понимают, и тебе нормально, то вперед, а я общаюсь с другими людьми на языке, который принят в культурном обществе, — отмечает она.

Подросткам стоит показать интервью профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева, в котором он говорил о недопустимости мата — иногда оно очень хорошо на них воздействует. Академик Лихачев писал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Стоит прочитать полный текст и обсудить с детьми.

Сам Дмитрий Лихачев не матерился даже в лагере на Соловках, где тех, кто не использовал нецензурную брань, расстреливали:

— На Соловках я встретил коллекционера Николая Николаевича Виноградова. Он попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». Интеллигентного, доброго Георгия Михайловича Осоргина островное начальство собиралось расстрелять и уже заключило в карцер, когда по разрешению более высокого начальства к Осоргину приехала на свидание жена, княжна Голицына. Осоргина выпустили под честное слово офицера с условием, что он ничего не скажет жене о готовящейся ему участи. И он ничего ей не сказал. Когда человек матерился — это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться.

Сейчас матом нередко ругаются и девочки, и мальчики, говорит психолог Катерина Демина. И велика вероятность, что ваш ребенок тоже будет ругаться, пока вы этого не слышите. Что с этим делать? Обсуждать это и выстраивать границы.

— Вы можете сказать: «Сын, дочь, при взрослых мы не ругаемся, при младших не ругаемся, в общественных местах не ругаемся».

Пытаясь объяснить, что это «плохие слова», вы должны учитывать, что плохих слов нет, они все что-то значат, а значениями наделяем их мы.

Ребенок наверняка попросит объяснений, почему это слово плохое, что оно значит, и вы должны будете готовы объяснить, что не так с этим словом. Я считаю, что говорить нужно прямо и называть вещи своими именами. А то у нас же дикая история — воспитатели в детском саду, учителя, врачи не могут назвать половые органы так, как они называются, а что говорить о родителях.

Вообще слова существуют для выражения отношения, чувств, мыслей. Если мама переживает, что ребенок как-то говорит, скорее всего, это именно для этого и было затеяно, отмечает Катерина Демина. Поэтому если грубых слов, на ваш взгляд, становится слишком много, поговорите с ребенком, он явно на что-то обижен, злится или переживает.

Читать еще:  Что показывает ЭЭГ головного мозга у детей
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector