Если ребенок шепелявит 6 упражнений решающих проблему
Как избавиться от шепелявости: упражнения
Галина Грабина
Как избавиться от шепелявости: упражнения
Если при разговоре звук «с» меняется на «ш», возможно, у вас неправильное расположение языка. Обычно, при произношении звука «с» язык расположен слегка за зубами. Если расположение другое, то это может указывать на его напряженность.
Снятие напряжения Самое простое упражнение, чтобы расслабить язык. Облизывайте верхнюю часть губы сверху вниз. Снимите напряжение, потом нужно произносить проблемные буквы. Это упражнение напрягает мышцы и поможет сделать их более эластичными.
«Чашечка» Челюсть сохраняйте в неподвижном состоянии, а языку придайте форму чашечки, будто хотите удержать воду. Не высовывайте язык наружу. Постарайтесь равномерно приподнять его по бокам и на кончике. Попробуйте произнести звук «З». Может не получиться, но выйдет похоже на «Ж». «Непослушный язык» Приоткройте рот, выдвиньте и уложите язык теперь на нижнюю губу. Произнесите «ля –ля –ля». Упражняясь, кончиком языка касайтесь обоих уголков рта. Нижняя губа не должна подворачиваться.
«Блинчик» Представьте, распластайте на нижних зубах язык, как блинчик, слегка высунув вперед. Верхними зубами легонько постукиваем по языку. После этого пусть язык полежит в спокойном состоянии. Упражняйтесь, пока манипуляции не станут легкими и непринужденными.
«Пробка» Ежедневно прочитывайте вслух главу из печатного издания, зажав между передними зубами пробку от бутылки.
«Разговор с закрытым ртом» Сомкните губы и разомкните внутри рта зубы. Ежедневно прочитывайте несколько абзацев или проговаривайте текст минут 30. Старайтесь, чтобы вас было слышно. Установка звука «ш» Вытяните вперед губы, сожмите зубы, поднимите язык к небу, не касайтесь последнего.Попробуйте имитировать шипение змеи: «Ш-ш-ш». Для максимального эффекта зажмите одну щеку большим пальцем, а другую – средним. Выполнять упражнение около недели – пока закрепится навык. Вначале занятий нужно закреплять каждый звук. Чтобы звуки усваивались лучше, делайте это нараспев.
Далее начните справляться с шепелявостью, произнося слоги, небольшие слова и фразы. Если появился положительный результат, можете переходить к сложноподчиненным словам и небольшим скороговоркам. Можно отрабатывать звук «ш», применяя несложную артикуляционную гимнастику. Интенсивно пожуйте с закрытым ртом.
Улыбнитесь, растягивая разомкнутые губы, но не разжимайте челюсти. Сверните губы в «трубочку». Чередуйте «улыбку» и «трубочку», постепенно ускоряя движения. Есть упражнения, которые развивают речевое дыхание.
«Гуси шипят» Расставьте ноги на ширину плеч, руки закрепите на поясе. Считайте про себя от 1 до 4 и наклоняйтесь вперед.Вытяните шею и произнесите на длинном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторять медленно 4—5 раз.
«Косарь» Ноги расставьте на ширину плеч. Обе руки немного сгибаются в локтях и вытягиваются вперед. Пальцы сожмите в кулаки. Разворачивая корпус вправо-влево, повторяйте движения косаря,широко двигая руками одновременно проговаривайте: «Ж-у-х! ж-у-х!». Темп средний, делать 7— 8 раз. «Пилим дрова» Нужен напарник. Встаньте лицом друг к другу. Ноги расставьте, нужно, чтобы левая нога была впереди. Возьмитесь за руки (напрямую, двигайте ими — сгибайте и разгибайте, будто распиливаете дрова.Во время движения проговаривайте: «Ж-ж-ж-ж». Упражняйтесь в умеренном темпе. Длительность — 35—40 секунд.
«Паровоз» Мелкими шагами ходите по помещению, а если нет возможности — ходите на месте. Согните руки и двигайте ими поочередно вперед-назад,проговаривайте звук движущегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Упражнение делайте 35—40 секунд.
Скороговорки Для исправления дефекта речи успешно используется проговаривание скороговорок с нужными звуками. — Для отработки звука «ч» Для отработки звука «ч» можно применять скороговорки. «У нас в печурочке золотые чурочки». «Чудак под диванчик прячет чемоданчик». Чтобы правильно произносить этот звук, нужно немножко выдвинуть округленные губы вперед. Зубы должны быть сомкнуты, но не полностью — оставьте маленькую щель. Широкий кончик языка нужно поднять к твердому небу, которое расположено у основания верхних передних зубов. В образовавшуюся между зубами щель, воздух проходит быстро и, благодаря тому, что делает толчок, получается нужный звук «Ч».
—Для восстановления звука «ш» можно использовать скороговорку. «Кукушка кукушонку купила капюшон». Для правильного воспроизведения этого звука сделайте нужно губы выдвинуть вперед. Широкий кончик языка поднимите к передней части твердого неба, но не нужно касаться передних верхних зубов и обязательно оставьте щель. Боковые края языка прижимайте к задним крупным зубам верхней челюсти так, чтобы не выходила по бокам струя выдыхаемого воздуха. Выходящий вперед изо рта воздух образует звук «ш».
— Отрабатывайте звук «щ» «Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет». По артикуляции звуки «Щ» и «Ш» очень похожи между собой. Но, в случае формирования звука «щ», касайтесь твердого неба серединой языка. Упражнения для дыхания 101Иногда происходит так, что в разговоре, при сильном волнении пропадает четкость правильность произношения звуков. Сделайте следующее. Перед важным разговором не надо волноваться. Сделайте упражнения для дыхания – это поможет вам успокоиться. Глубоко вдохните, надуйте живот, при выдохе – втяните. Продумайте речь дома, заранее. Если чувствуете, что речь становится быстрее, то сделайте паузу, вдох и продолжайте разговор.
Улыбнитесь, показывая зубы, но не сжимая челюсть. Язык расположите у верхних зубов или прямо посередине и со всей силы выдохните воздух. Если все было проделано правильно, вы сможете услышать легкий свист, который означает, что вы на правильном пути.
Подкрепить результат, необходимо еще несколько раз улыбаясь проговаривать звук «с» — нараспев, громко и долго. После того, как первая ступень будет достигнута, приступайте к изучению слогов. «Сы-со-се-са-су-сы» — выговаривайте по несколько раз, тщательно следя за своим языком, артикуляцией и мимикой лица. После того, как и слоги вы стали выговаривать легко, начните работать над словами. Говорите медленно, но громко, протягивая звук С. «С-с-с-сани», «С-с-солнце» и так далее.
Конспект ОД для детей младшей группы с элементами песочной терапии «Как избавиться от плохого настроения?» Методическая разработка образовательной деятельности для детей младшей групп из цикла игровых образовательных ситуаций «Песочные истории».
Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников Считается, что это система естественного оздоровления организма. Ее можно отнести к к альтернативному направлению медицины, которая лечит.
Игровые упражнения, как средство формирования речевого выдоха Ребенок приходит в детский сад. Его ждет интересная, увлекательная жизнь в коллективе, где он найдет друзей, умных наставников, научится.
Игры и упражнения телесно-ориентированных техник как компонент здоровьесберегающей технологии Цель: способствовать быстрому снятию заблокированных эмоций (радости, хорошего настроения, удовольствия) «Перекрестное марширование».
Воспитательский час «Как избавиться от цыпок?» Цель: Профилактика кожных заболеваний, значимость тщательного и постоянного мытья рук Задачи: Образовательные: Формировать умение правильного.
Как избавиться от плохого настроения Как избавиться от плохого настроения. 1. Помните, что именно Вы хозяин своего настроения, можно сказать уверенно «всё в Ваших руках». 2.
Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. 1. Зеркальное рисование На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши.
Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка. Игры и упражнения» Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов,.
Конспект ООД «Как избавиться от плохого настроения?» из цикла игровых образовательных ситуаций «Песочные истории» Методическая разработка образовательной деятельности для детей младшей групп из цикла игровых образовательных ситуаций «Песочные истории».
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и речи детей.
Логопедические упражнения для детей: устранение шепелявости
Шепелявость ребенка может выглядеть мило, когда ему 2–3 года, но на самом деле стоит помнить, что это нарушение речи, которое может остаться с ребенком на всю жизнь, если его не исправить вовремя. Шепелявость может возникнуть по нескольким причинам, самые распространенные – это ограниченная подвижность языка, неправильный прикус, проблемы со слухом, наследственный фактор, механическая травма, сильный стресс, испуг. Чем раньше вы займетесь исправлением этого дефекта речи, тем легче будет малышу справиться.
С шепелявостью помогут справиться несколько упражнений.
Попросите ребенка облизать верхнюю часть губы сверху вниз, а затем полностью расслабить язык. Затем он должен медленно произнести буквы, которые у него не получаются. Такое упражнение поможет сделать мышцы языка более эластичными.
Малыш приоткрывает рот, но не высовывает язык, и придает языку форму чашечки, будто там налита вода и ему нужно ее удержать. Затем нужно попробовать произнести звук «З». Скорее всего, он будет больше походить на «Ж», но с каждым разом заветная буква будет проступать все отчетливее.
Ребенок должен приоткрыть рот и «вывалить» язык на нижнюю губу, а затем произнести «ля-ля-ля». Язык должен быть плоским, а нижняя губа не должна подворачиваться внутрь.
Попросите ребенка распластать язык на нижних зубах, слегка высунув вперед, как будто во рту лежит блинчик. Верхними зубами легонько покусываем язык несколько раз, затем даем ему отдохнуть, потом пробуем еще раз. Следите, чтобы ребенок не прикусил язык. Получится такой своеобразный массаж.
Возьмите пробку от винной бутылки, вымойте ее как следует и просушите. Попросите ребенка зажать ее между зубами и медленно рассказать любимую коротенькую сказку. Это упражнение довольно утомительное, но очень эффективное, и делать его нужно каждый день, пока вы занимаетесь устранением шепелявости.
Вначале занятий нужно закреплять каждый звук. Для того чтобы звуки усваивались лучше, нужно, чтобы малыш говорил спокойно и размеренно, нараспев. Только когда вы установили звуки, можно переходить к слогам и словам.
Логопедические упражнения для детей: постановка звука «ш»
Ребенок вытягивает губы, сжимает зубы, приподнимает язык к небу, но не касается его. А затем попросите его пошипеть, как змея, не меняя положения губ и языка: «Ш-ш-ш». Делать это упражнение нужно около недели, пока новый навык полностью не закрепится.
Малыш стоит, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Попросите его медленно наклониться вперед (примерно на 4 счета), вытянуть шею и на выдохе произнести: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4–5 раз.
Попросите ребенка принять исходное положение: ноги на ширине плеч, руки немного согнуты в локтях и вытянуты вперед, пальцы сжаты в кулачки. Разворачивая корпус из стороны в сторону, руками малыш должен воображаемой косой косить траву, приговаривая при этом: «Ж-у-х! Ж-у-х!» Для того чтобы малышу было легче вообразить себя косарем, покажите ему видео или мультфильм, например «Вершки и корешки». Всего нужно сделать движение 7–8 раз.
Встаньте лицом к ребенку, ноги расставьте так, чтобы левая была впереди. Возьмитесь за руки и двигайте ими – сгибайте и разгибайте, будто распиливаете дрова, и тяните: «Ж-ж-ж-ж». Движения не должны быть быстрыми, продолжайте делать это упражнение примерно 40 секунд.
Мелкими шагами ходите вместе с малышом по комнате, изображая паровозик. Согните руки, двигайте ими поочередно вперед-назад и говорите: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Упражнение делайте 35–40 секунд.
Упражнения для дыхания
Иногда шепелявость возникает из-за того, что малыш торопится высказаться и у него сбивается дыхание; такое же может произойти, если он взволнован. Упражнения для дыхания помогут ему успокоиться. Попросите его глубоко вдохнуть, так, чтобы даже живот надулся, а на выдохе пусть он втянет его обратно. Несколько таких вдохов помогут настроиться на размеренный лад. Со своей стороны, когда ребенок что-то рассказывает вам, не торопите его, не проявляйте нетерпения и, конечно же, не перебивайте.
Если домашние занятия не помогают, проконсультируйтесь у логопеда – он сможет точно установить причину шепелявости и подобрать индивидуальный комплекс упражнений для вашего будущего оратора.
Как избавиться от шепелявости, или когда общение — в удовольствие
Как перестать шепелявить и научиться правильно выговаривать свистящие и шипящие звуки? Как избавиться от шепелявости и разговаривать чисто и свободно?
Давайте поговорим на тему “шепелявить это как” и “что делать, если ты шепелявишь”.
Что такое шепелявость?
Шепелявость — это дефект речи, связанный с неправильным произношением звуков “с”, “з”, “ц”, “ш”, “ж”, “ч”, “щ”.
“Не простоквафа у матрефки, а шметана,” — вот что значит шепелявить.
При этом не нарушаются ни грамматика, ни логичность сказанного. Вот только не всегда может быть понятно, что говорят шепелявые люди.
В детском возрасте до 5 лет развивается речевой аппарат, поэтому когда ребенок шепелявит в 4 года и декламирует:
“Шла Шаша по шоше и шошала шушку”, — это вызывает умиление.
Другое дело, если шепелявит взрослый. Здесь при коммуникации возникают совсем другие чувства: зажатость и стеснение с одной стороны и неловкость — с другой. Поэтому не пытаться это исправить, и тем более считать шепелявость своей индивидуальной особенностью, наверное не стоит. Хотя — это дело сугубо личное.
Причины шепелявости
Почему люди шепелявят? Каковы причины шепелявости?
- Нарушения в работе речевого аппарата, например, атония языка или неразвитая уздечка. В результате происходит сбой артикуляции, и звуки искажаются.
- Неправильный прикус и проблемы с зубами. Отсутствие передних зубов делает речь свистящей, а внятно выговорить звуки “ч”, “щ”, “ж”, “ш” не представляется возможным.
- Сильный стресс и длительное нервное напряжение. В этом случае нарушается тонус мышц, и это негативно сказывается на ясности произносимых слов.
Резкий испуг может стать причиной того, что ребенок начал шепелявить в 4 года, хотя до этого говорил правильно.
Почему человек шепелявит? Причины ясны. Тогда возникает логичный вопрос: а что с этим делать:
- как убрать шепелявость;
- как перестать шепелявить подростку;
- как избавиться от шепелявости у взрослого?
Методы коррекции
Проблема разрешима. Но надо постараться!
Если малышу исправить шепелявость достаточно просто в силу того, что артикуляционный аппарат мягкий и податливый, то с возрастом какие-то мышцы находятся в излишнем тонусе, другие, наоборот, атрофируются. И решить задачу: как убрать шепелявость у взрослого — становится труднее.
И все-таки как не шепелявить? Вот несколько советов как избавиться от шепелявости ребенку.
Упражнения для разработки артикуляционного аппарата
У детей нарушение речи к 7 годам может пройти самопроизвольно, но вовремя показать ребенка специалисту не помешает.
Из-за шепелявости, которая становится источником стресса, снижается качество жизни человека. Дети постарше, а особенно подростки, становятся замкнутыми, избегают общения, потому что не могут ясно выражать свои мысли.
Как перестать шепелявить подростку и взрослому?
С возрастом при определении причин шепелявости нередко возникает необходимость оперативной коррекции мышц или уздечки языка, исправления прикуса или протезирования зубов. Посещение логопеда и работа под его руководством сделают постановку речи результативной.
Но если, несмотря на то, что процесс исправления речи сложный и длительный, вы полны настойчивости и упорства, можно заниматься коррекцией самостоятельно.
Упражнение с пробкой — одно из самых эффективных. С зажатой в зубах пробкой можно рассказывать истории или читать стихи. Чтение с закрытым ртом также дает хороший результат. Этому занятию можно посвятить полчаса в день, стараясь громко и четко проговаривать звуки.
Скороговорки — наше все!
Скороговорки для шепелявых — это своеобразная гимнастика для речевого аппарата, которая при должном терпении и систематических занятиях дает неплохие результаты, позволяя восстановить разговорные навыки.
Скороговорки — классика коррекционной работы с дефектами речи.
Вот примеры скороговорок от шепелявости: они предназначены для «разработки разных проблемных букв: Ж, Ш, З, С и Ц, Ч, Щ.
Если вас волнует вопрос как перестать шепелявить на букву “с”, можно поупражняться с отдельными словами. Слова для шепелявых с буквой “с”: коса, сосна, насос, ананас, сорока, сыр, ссора.
Дыхательные практики и массаж
В арсенале действенных методов по выправлению такого дефекта речи как шепелявость достойное место занимают массаж и дыхательные упражнения.
Бывает, что человек шепелявит, а это — результат сбившегося от волнения дыхания. В этом случае дыхательная гимнастика восстанавливает его ритм, нормализует носовое дыхание и успокаивает нервную систему.
Артикуляционный массаж нормализует мышечный тонус, тем самым устраняя нарушения нормальной работы речевого аппарата.
Как видите, все не так безнадежно — проблема с шепелявостью решаема!
Поставленная цель: научиться говорить красиво, свободно, с удовольствием, достижима, если идти к ней пусть и маленькими шажками, но терпеливо и настойчиво.
Вот несколько историй из логопедической практики о том, что речь можно и нужно тренировать в любом возрасте:
Заключение
Ну, и напоследок. Если вы задаетесь вопросом о правильности написания шепелявить или шипелявить, то правильный ответ — шепелявить.
Несмотря на то, что однокоренных у этого слова много, все они начинаются с безударного слога “ше”, поэтому правописание слова “шепелявый” следует запомнить.
А чтобы это слово перестало быть для вас актуальным, ваше желание решить эту проблему должно соединиться с силой воли и терпением. И тогда все вам будет по плечу!
Коротко о том, как перестать шепелявить
Шепелявость – дефект речи, при котором наблюдается неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом дефект никак не влияет на понятность речи и корректность ее грамматического и логического построения. Помочь человеку разобраться, как перестать шепелявить, может логопед, а также несколько советов для работы над восстановлением речи на дому.
Причины
Расстройства речи не возникают на пустом месте. Как правило, изменениям функционирования речевого аппарата предшествуют определенные события. Специалисты выделяют несколько факторов, отвечающих на вопрос «Почему человек шепелявит?»:
- патологии органов речевого аппарата, наблюдающиеся у ребенка с рождения. За развитие нарушений произношения шипящих и свистящих может быть ответственна неправильно развитая уздечка, отклонение длины языка, толстые губы и т.д.;
- нарушения развития челюстно-лицевого аппарата, включающие в себя неправильный прикус, высокий свод нёба, диастему и другие патологии;
- нарушения неврологического характера, оказывающие негативное влияние на артикуляционный аппарат;
- если один из членов семьи страдает от этой проблемы, ребенок шепелявит, подражая его манере речи;
- физические повреждения лицевой части головы;
- это нарушение часто диагностируется у пожилых людей, что объясняется снижением слуха или отсутствием зубов;
- наследственная предрасположенность.
Это расстройство речи – не приговор, а значит, есть способы, как избавиться от шепелявости. Первой ступенью на пути к восстановлению речи является выявление дефекта по его симптомам.
Симптомы
Основные симптомы шепелявости включают в себя следующие моменты:
- неправильная постановка языка при произношении звуков;
- затрудненное и неверное произношение свистящих и шипящих звуков;
- пациенты стараются избегать произношения трудных слов;
- дети могут путать слоги, заменяя сложные слоги более простыми для произношения;
- многие шепелявые люди замыкаются в себе и стараются минимизировать живое общение, отдавая предпочтение текстовому общению.
Выявить расстройство среди детей, чья речь только начинает формироваться, бывает сложно. Взрослым больным, в свою очередь, настоятельно рекомендуется не стесняться шепелявости, а немедленно обратиться к специалисту.
Диагностика
При первых проявлениях симптомов шепелявости необходимо обратиться к логопеду, который оценит степень развития патологии и покажет, как научиться выполнять упражнения, лежащие в основе коррекционного курса. В ходе осмотра специалист фиксирует следующие моменты:
- то, как пациент произносит звуки;
- особенности функционирования слуховых и зрительных каналов восприятия информации;
- работа артикуляционного аппарата;
- психоречевая развитость пациента;
- навыки письма и чтения;
- качество памяти;
- грамотность построения речи.
В зависимости от причин, спровоцировавших возникновение отклонений, пациент может быть направлен на прием к стоматологу, хирургу или отоларингологу.
Коррекция
Восстановление корректного функционирования речевого аппарата требует достаточно продолжительного времени и не дает мгновенных результатов, хотя в случае оперативного вмешательства возможны некоторые улучшения уже через неделю после операции.
Коррекция строится на комплексном подходе к тому, как перестать шепелявить, и включает в себя не только логопедические меры, но и работу педагога, психолога, стоматолога и других специалистов по мере необходимости в каждом отдельном случае.
В проблеме того, как научиться жить без шепелявости, поможет коррекция постановки звукопроизношения и правильного дыхания, упражнения для разработки артикуляционного аппарата, массаж языка и прочие процедуры. Взрослому пациенту в особо тяжелых случаях может потребоваться протезирование зубов, исправление прикуса или операция по коррекции мышц языка.
Гораздо проще коррекция проходит, если ребенок шепелявит до 7 лет. Коррекция звукопроизношения в таком возрасте проводится естественно при соблюдении определенных правил и упражнений для профилактики развития патологии. Подростку, как и более взрослым пациентам, бороться с шепелявостью сложнее, однако избавиться от нее можно, четко придерживаясь плана, составленного специалистом.
Упражнения для коррекции произношения звуков
Несколько основных упражнений, созданных врачами-логопедами, подскажут, как научиться корректировать звукопроизношение самостоятельно. Если делать эти упражнения регулярно, результат не заставит себя ждать.
- Расслабление. Расслабить мышцы языка поможет облизывание верхней губы по направлению от верха к низу. После выполнения этого упражнения можно переходить к произношению звуков, с которыми возникают сложности.
- Чашечка. Для выполнения этого задания необходимо зафиксировать челюсть в одном положении. Языком сделать своеобразную чашечку, одинаково поднимая его боковые и переднюю стенки. Далее нужно попытаться произнести звук [з], который в данном упражнении будет больше похож на [ж].
- Пробка. Хорошо влияет на развитие речевого аппарата чтение вслух с зажатой в зубах пробкой от бутылки. Сложностей с тем, как научиться читать с посторонним предметом в зубах, обычно не возникает.
- Чтение сквозь губы. Врачи рекомендуют регулярно прочитывать небольшие кусочки текста с закрытым ртом. Необходимо плотно сжать губы, приоткрыв при этом зубы, и начать читать текст так, чтобы это было слышно.
- Скороговорки. Одним из лучших средств в коррекции шепелявости является заучивание и произношение скороговорок. Чтобы не приобрести проблему в виде шепелявости, необходимо произносить скороговорки в качестве профилактики.
Выше описаны лишь основные упражнения для коррекции шепелявости. На самом деле, их гораздо больше. Помимо выполнения заданий на разработку речевого аппарата, необходимо также уделять время постановке дыхания, которое часто сбивается во время волнения и становится причиной неправильного произношения звуков, тем самым создавая проблемы не только шепелявым людям.
Родители маленького ребенка должны взять на заметку, как научиться правильно разговаривать с ним в процессе его в развития. В качестве мер профилактики необходимо делать с малышом различные игровые упражнения для постановки правильного звукопроизношения, а также учить ребенка скороговоркам.
Люди шепелявят по самым разным причинам. Некоторым даже нравится такая особенность, однако специалисты напоминают, что шепелявость – это проблема, которую необходимо решать, даже несмотря на то, что она не приносит ощутимого вреда здоровью.
Ребенок шепелявит: что делать
Малыш, который неправильно выговаривает некоторые буквы, невероятно мил. Как не улыбнуться, услышав забавную «авторскую версию» произнесения привычных слов, которые сразу и не разобрать?
Правда, для самого ребенка эта милая деталь грозит со временем превратиться в серьезный недостаток, мешающий нормальному развитию и учебе.
Шепелявящему ребенку сложно придется в коллективе сверстников, поэтому если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос успешным, вам придется помочь ему справиться с проблемой.
В каком возрасте надо бить тревогу? До 4-5 лет шепелявость можно считать нормой, а пот по достижении этого возрастного рубежа, если дефект остается, следует обязательно заняться его исправлением.
Причины шепелявости разнообразны. Это и неправильный прикус, и анатомический дефект — так называемая короткая уздечка, и широкая щель между передними зубами. К факторам риска относится также долгое использование бутылочек с соской.
Что делать родителям, если шепелявость не проходит к 4-5 годам?
Не ругать и не давить на малыша
Вины ребенка в том, что он вместо «с» говорит «ш» или подменяет другие буквы, нет никакой. Поэтому постарайтесь не раздражаться и не ругать свое чадо.
При давлении ребенок может замкнуться в себе, и тогда к анатомической или другой проблеме добавится еще и психологическая. Ребенок может замолчать, боясь лишний раз вызвать у вас гнев или явное неодобрение.
Начните с отоларинголога
Если внешне вы не замечаете никаких причин такого дефекта, нужно обратиться к врачу. Возможно, ребенку тяжело дышать, из-за чего он вынужден немного просовывать язык вперед, произнося слова. Цель всестороннего обследования — исключить физиологические проблемы.
Не сюсюкайте
Плохие привычки укореняются очень быстро. Не сюсюкайте сами и не разрешайте родственникам и знакомым подстраиваться под неправильную речь малыша, выговаривая слова так же, как и он. Это чревато тем, что ребенок будет продолжать шепелявить даже тогда, когда исчезнут все причины появления этого дефекта.
Бутылочки, соски, пальцы — избавляемся как можно раньше
Привычка держать во рту инородные предметы тормозит становление оральной моторики, отвечающей за развитие речи. Всем свое время. На каком-то периоде без сосок просто не обойтись, но затягивать с отучением ребенка от них нельзя.
Обязательно отучайте малыша от привычки сосать пальцы. Ругать бесполезно. Бить по рукам или наказывать абсолютно недопустимо! Просто вовремя переключайте его внимание на что-то интересное, как только заметите, что малыш потянул в рот палец.
Занимайтесь речевыми упражнениями
Даже в домашних условиях можно избавить ребенка от шепелявости. Помогают бороться с этим дефектом такие простые упражнения, как обычное цоканье языком, разговор с закрытым ртом, резкое выбрасывание языка из широкого открытого рта (как лягушка ловит комаров — кстати, хорошая идея для того, чтобы ребенку было нескучно выполнять упражнение).
Обращайтесь к логопеду
Если период избавления от шепелявости затянулся, не тяните с посещением к врачу. Грамотный логопед поможет подобрать индивидуальную программу борьбы с недостатком. Лучше успеть сделать это в 5-6 летнем возрасте, чтобы в школу малыш пошел уже без дефектов речи.
И главное правило – любовь и терпение творят чудеса. Не торопите события, будьте спокойны, дайте малышу уверенность в том, что вы его любите и поддерживаете, и все у вас получится.
Действенные методы лечения шепелявости
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи − это патология речевой функции, характеризующаяся несформированностью произношения звуков. Одним из ее проявлений, является шепелявость. Логопеды считают, что она развивается в результате нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата, проблем со слухом и других факторов. Исправление дефекта у взрослых и детей требует длительных логопедических занятий под контролем специалиста.
- Общая информация
- Выявление причин патологии
- Подходы к лечению
- Лечение в медицине
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Использование скороговорок
- Задания для коррекции «ш» и «щ»
- Работа над звуком «ч»
Общая информация
Шепелявость характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков. У человека сохраняется грамматика, лексикон и понимание речи окружающих людей. Патология развивается в результате различных причин:
- наследственной предрасположенности;
- нарушения подвижности языка;
- расстройства слуха, не позволяющего человеку правильно слышать фонемы;
- сопутствующих изменений речи;
- если сформирован неправильный прикус;
- травматических повреждений ротового аппарата и др.
Указанные факторы способны приводить к развитию шепелявости у ребенка или взрослого человека. В этом случае речь больного изменяется характерным образом: нарушается произношение свистящих и шипящих звуков, отмечается расстройство движений языка и возникает перешептывание.
В зависимости от конкретных причин, человек может шепелявить по-разному. В некоторых случаях речевой дефект может быть едва заметен, а иногда приводить к выраженному нарушению общения между людьми.
Выявление причин патологии
Почему всем людям с шепелявостью и другими дефектами речи следует обращаться к терапевту? Часто, речевое расстройство связано с органическими изменениями в ротовой полости, например, с неправильным прикусом. Занятия с логопедом в этом случае будут иметь ограниченную эффективность.
Обследование проводится по следующему алгоритму:
- Специалист беседует с обратившимся человеком и узнает давность развития шепелявости, возраст его появления, а также факторы, с которыми больной сам связывает появление дефекта.
- При осмотре полости рта может быть выявлено нарушение прикуса, отсутствие зубов, короткая уздечка языка и др.
- Логопедическое исследование, направленное на изучение фонетики, грамматики и сформированного лексикона.
- При подозрении на органическую патологию нервной системы проводят консультацию с неврологом и диагностические мероприятия: компьютерную, магнитно-резонансную томографию.
Интерпретировать получаемые результаты должен только врач. Попытки самостоятельного лечения могут привести к прогрессированию речевого дефекта на фоне органических изменений в полости рта или нервной системе.
Подходы к лечению
Специалисты знают, как избавиться от шепелявости. Для этого рекомендуется пройти комплексную коррекцию под контролем логопеда. Цели лечения следующие:
- научить больного правильно произносить звуки;
- обеспечить формирование двигательных стереотипов языком для предупреждения прогрессирования речевых расстройств.
С этой целью в терапии используют: логопедические упражнения, дыхательную гимнастику и массаж языка. Важно отметить, что после начала лечения у логопеда, больной должен самостоятельно заниматься в домашних условиях.
Если расстройство выявлено в детском возрасте, то ребенок может избавиться от него к 7-8 годам. В этом случае, шепелявость не приводит к каким-либо негативным последствиям для социализации или обучения детей. При возникновении нарушений речи во взрослом возрасте, требуются длительные мероприятия по коррекции.
Внимание! К шепелявости приводят различные факторы. Перед лечением требуется выявить возможные органические причины для их коррекции с помощью медикаментозных методов.
Лечение в медицине
Шепелявость может быть связана с различными органическими причинами, которые требуют совместного лечения с врачом. При возникновении речевого дефекта у детей, частой причиной являются хронические воспалительные заболевания носовой полости и аденоиды, нарушающие дыхание. Проведение хирургического вмешательства по удалению разрастаний ткани миндалин и медикаментозная терапия позволяют устранить проблемы со звукопроизношением.
Одна из частых причин шепелявости − неправильный прикус зубов. Его устраняют с помощью ношения брекетов или ретейнеров, позволяющих сформировать нормальное строение ротовой полости. Если у человека отсутствуют зубы, то проводится их протезирование. Своевременная коррекция проблем в полости рта в лечебных учреждениях позволяет избавиться от речевых дефектов и предупредить изменения в артикуляционном аппарате.
Артикуляционная гимнастика
Частая причина развития шепелявости − неправильное положение языка во время произношения звуков «с» и «ш». Человек может исправить подобное расстройство с помощью логопедических тренировок. Они основываются на регулярном проведении артикуляционной гимнастики. Логопеды при работе с пациентом дают методические указания по ее выполнению.
Перед тем, как начинать занятия, необходимо расслабить язык. Для этого нужно несколько раз провести им по верхней губе, стараясь не напрягать во время движений. Если чувство напряжения остается, то задание необходимо повторить. Практикуют следующие движения:
- Упражнение «чашечка» − человек приоткрывает рот и поднимает переднюю и боковые отделы языка, формируя в его центре небольшое углубление. Нижняя челюсть при этом должна быть неподвижной, а язык не должен выходить за пределы ротовой полости кнаружи. В конце задания следует постараться произнести звук «з». Изначально, фонема может быть глухой и похожа на «ж», однако, при регулярном выполнении гимнастики данную проблему удается устранить.
- Пациент с полуоткрытым ртом высовывает язык и кладет его на нижнюю губу. Произнося «ля-ля», он совершает движения его кончиком от одного уголка рта к другому. Для правильного выполнения упражнения необходимо сохранять одно положение нижней губы и не напрягать мышцы языка.
- Задание «блинчик» − язык при полуоткрытом рте слегка выдвигают вперед и максимально его распластывают. После этого, по нему необходимо слегка постукивать верхними губами, сохраняя расслабленность мышц. Делать задание следует до появления чувства легкости выполнения движений.
- Для улучшения артикуляции речевого аппарата советуют регулярно читать книгу либо газету, держа между губами зажатую пробку или ручку. Это способствует формированию правильных двигательных стереотипов и нормализации речи.
- Пациент во время разговора закрывает рот, держа губы сомкнутыми, однако верхний и нижний ряд зубов не контактируют друг с другом. В таком положении необходимо читать вслух или рассказывать что-либо другому человеку. Важно стараться говорить так, чтобы речь было слышно. Оптимальное время разговора или чтения − 10-30 минут с постепенным его увеличением.
- Каждому человеку с шепелявостью необходимо как можно раньше начинать устанавливать произношение звука «ш». Для этого, необходимо вытянуть губы, сжать зубы и поднять язык к небу, но не касаться его. При этом пациент начинает произносить звук «ш», имитируя шипение змеи. Лучший эффект наблюдается при одновременном надавливании пальцами на обе щеки. Постепенно подросток или взрослый человек усваивает правильную фонему при регулярных занятиях.
В первые недели коррекции речевую гимнастику следует выполнять под контролем логопеда. Такой специалист существует в дошкольных и школьных учреждениях, а также занимается лечением речевых дефектов в поликлиниках. После того как человек осваивает технику выполнения упражнений, он может продолжать выполнять их дома, периодически посещая логопеда.
Дыхательная гимнастика
Плохое и неглубокое дыхание, нарушения которого возникают во время разговора, приводят к различным речевым дефектам, в том числе к шепелявости. Для устранения причины необходимо выполнять упражнения на развитие речевого дыхания:
- «Шипение гусей» − человек ставит стопы на ширине плеч, а руками упирается в бедра. Постепенно он наклоняется вперед, вытягивая шею и произнося во время длинного выдоха звук «ш». Упражнение выполняют медленно − от 3 до 10 секунд. Количество повторений 5-6.
- Улучшение артикуляции речи наблюдается при выполнении гимнастики «косарь». Исходное положение ног аналогично предыдущему упражнению. Руки при этом следует согнуть в локтях и выдвинуть их вперед. Пальцы сжимаются в кулак. При повороте корпуса влево-вправо человек имитирует движения с косой, широко размахивая руками и говоря «жух-жух!». Не следует делать движения быстро, их скорость должна быть комфортной. Необходимое количество повторений 5-7 раз.
- Для упражнения «пиление дров» необходим второй человек. Следует стать напротив него лицом к лицу. Ноги должны быть на ширине плеч, однако, левая нога немного выдвинута вперед. Оба участника берутся руками друг за друга и поочередно сгибают-разгибают их, имитируя движения при распиливании дров. Во время упражнения необходимо проговаривать звук «ж». Темп должен быть умеренным. Задание продолжается 30-60 секунд.
- Упражнение «паровоз» может выполняться в любом возрасте. Человек ходит мелкими шажками по комнате или на месте. Руки при этом согнуты и двигаются взад-вперед. Во время движений человек проговаривает «чух-чух», имитируя звук поезда. Продолжительность задания до 1 минуты.
Дыхательную гимнастику выполняют каждый день на протяжении 3-4 недель. Убирать упражнения следует после коррекции речи и консультации с логопедом.
Если шепелявость связана с неправильным прикусом или другими изменениями в ротовой полости, то логопедические упражнения и дыхательная гимнастика имеют ограниченную эффективность.
Использование скороговорок
Проговаривание скороговорок − эффективный метод устранения шепелявости. Логопеды выделяют ряд заданий для отработки звука «ч», «ш» и «щ». Первоначально человек может испытывать трудности с их проговариванием, однако переставать выполнять упражнения не стоит.
Задания для коррекции «ш» и «щ»
Скороговорка «кукушка кукушонку купила капюшон» позволяет сформировать правильное произношение звука «ш». Для этого, требуется вытягивать губы вперед и поднимать кончик языка к твердому небу и зубам, не касаясь их. Язык должен быть широким, а не узким. Его края касаются обоих рядов зубов, блокируя выход воздуха по сторонам ротовой полости. Воздух должен двигаться только вперед, формируя правильный звук «ш».
Скороговорка для улучшения произношения звука «щ» следующая: «хищник в роще рыщет − хищник пищу ищет». Произносить ее следует быстро, но, сохраняя правильность фонетики. Постепенно скорость увеличивают, что позволяет человеку нормализовать разговорную речь.
Работа над звуком «ч»
Фонема «ч» относится логопедами к сложным. Для ее произнесения требуются достаточно сложные артикуляционные движения: губы выдвигаются вперед и округляются, зубы сомкнуты, но между ними имеется небольшая щель. Расплющенный кончик языка поднимается к небу и располагается около верхних зубов. В момент выдоха небольшая щель между зубами и формирует звук «ч».
Скороговорки для улучшения произношения фонемы следующие: «у нас в печурочке золотые чурочки», «чудак под диванчик прячет чемоданчик». Во время тренировок человек постепенно ускоряет их произнесение, добиваясь сохранения правильного звучания.
Шепелявость − распространенный речевой дефект, который может встречаться у детей и взрослых людей. Нарушение речи не сопровождается нарушениями грамматики и снижением словарного запаса, в связи с чем не приводит к негативным последствиям для человека. При своевременном обращении за помощью логопед проводит необходимое обследование и консультируется с врачом. Подобранные мероприятия по логопедической коррекции, а также медицинские подходы к лечению, позволяют нормализовать произношение отдельных фонем и избавиться от шепелявости.