Detilubvi.ru

Мама и Я
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные дети и компьютер влияние причины игромании

Компьютерная зависимость современных подростков.
статья по психологии на тему

Мы живем в век компьютерных технологий. Смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры начинают занимать все наше свободное время. А особенно значимую роль они играют в жизни подростка. Поток информации в современном мире настолько велик, что обработать его без специальных технологий практически не реально. Но эти же технологии, при неумелом использовании, приводят к компьютерной зависимости, которая стоит в одном ряду с зависимостью алкогольной или наркоманией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Компьютерная зависимость современных подростков.39.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа подростка» ГБУЗ СО СГБ №7,

Администрация Красноглинского внутригородского района г.о.Самара,

Отделение психологического сопровождения образовательного процесса

МБОУ ОДПО ЦРО г.о. Самара,

МБОУ Школа №127 г.о. Самара

XIII открытая ученическая, медико-педагогическая Конференция «Восхождение к вершине «Здоровье»»

Направление: «Игромания – проблема современного общества»

Компьютерная зависимость современных подростков.

Автор: Чегодаева И.В.,

Глава 1. Теоретические основы возникновения и влияния

компьютерной зависимости на современных подростков. 4

1.1. Компьютерная зависимость. Что это? 4

1.2. Причины ухода в виртуальный мир. 5

1.3. Влияние компьютерных игр на подростка. 6

Глава 2. Выявление наличия компьютерной зависимости

у подростков 14-15 лет. 8

Глава 3. Пути решения проблемы компьютерной зависимости. 9

Список использованной литературы 13

Мы живем в век компьютерных технологий. Смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Порой мы даже не замечаем, как они начинают занимать все наше свободное время. А особенно значимую роль они играют в жизни подростка.

Компьютер многофункционален. Поток информации в современном мире настолько велик, что обработать его без специальных технологий практически не реально.

Конечно, многофункциональность компьютерных технологий и ее развитие не может не радовать наше прогрессивное общество. Более мощные компьютеры, более быстрые в функционировании очень удобны для людей, чья работа связана с взаимодействием с компьютером. Кроме того, в разумных пределах компьютерные игры являются даже полезными как средства, развивающие логику, внимание и мышление; многие игры могут быть познавательными [6].

Но эти же технологии, при неумелом использовании, приводят к компьютерной зависимости, которая стоит в одном ряду с зависимостью алкогольной или наркоманией.

выяснить причины, толкающие современного подростка к компьютерной зависимости, предложить пути решения.

изучить причины возникновения компьютерной зависимости у подростков 14-15 лет;

выявить наличие компьютерной зависимости у подростков данной возрастной группы;

разработать пути решения проблемы.

Глава 1. Теоретические основы возникновения и влияния компьютерной зависимости на современных подростков.

1.Компьютерная зависимость. Что это?

Компьютерная игровая зависимость — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно [5].

Компьютерная игровая зависимость поражает в основном молодую часть населения, преимущественно подростков. Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый возраст, — это подростки 12-15 лет, которые только начинают знакомиться с миром [1]. Причем, «игровой стаж» у некоторых из них больше 10 лет!

Современные компьютерные игры обладают развитым звуковым и видео-сопровождением, которые создают ощущение реалистичности выдуманного мира и на время отстраняют пользователя от восприятия истинной реальности. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет подростку, страдающему игровой зависимостью, прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. Происходит процесс, в процессе которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии, т.к. ребенок меньше интересуется обыкновенными игрушками и все чаще стремится к виртуальным играм.

Кроме того, разработчики, для усиления пристрастия к компьютерным играм, вводят в них дополнительные небольшие секретные задания, поиск которых требует массу времени. Еще один из способов развития игрой компьютерной зависимости — это предоставление широких мультимедийных возможностей, когда геймер может самостоятельно разработать собственный сценарий игры, а иногда даже собственные персонажи. Многие компьютерные игры включают в себя помимо решения логических задач и определенную эмоциональную нагрузку, которая во многом и объясняет большинство случаев сверхценного отношения к играм.

При ярко выраженной игровой зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая, социальная дезадаптация человека, на фоне которой, а также углубления в мир виртуальной реальности, могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения. Особая опасность здесь в том, что игроман может страдать раздвоением личности, т.к. начинает вживаться в роль какого-нибудь героя игры, представляя себя им, что может приводить к непредсказуемым последствиям [3].

2. Причины ухода в виртуальный мир.

В нашей стране есть огромное количество подростков умеющих обращаться с компьютерными программами, но чаще всего это умение ограничивается посещением различных игровых сайтов. Чем же они так привлекают?

Существует большое количество причин, по которым ребенок стремится уйти в виртуальный мир.

Мной были опрошены 92 подростка восьмой параллели МБОУ Школы№127 городского округа Самара. Вот каковы были их ответы. Это и неумение или нежелание общаться с другими детьми. Или же возможность самоутвердиться. Ведь в компьютерной игре ребенок превращается в героя, способного добиться определенных побед, а в реальной жизни это сделать куда сложнее. Это и поиск единомышленников. Или способ убежать от повседневных дел. А еще это компенсация недостатка общения с родителями. Возможность уйти туда, где нет проблем, ссор, выяснения отношений, где все решается нажатием кнопки на мышке или клавиатуре. Причин много! Но откуда же они берутся?

Давайте не будем обращаться к каким либо источникам, а просто оглядимся вокруг. Что же мы видим?

Школа. Перемена. Основная масса детей занята играми на смартфонах и планшетах. А те, у кого нет «продвинутых» гаджетов с интересом смотрят за происходящим в игре у других, переживают, советуют. В общем, принимают активное участие.

Очередь в поликлинике. Будь то маленький ребенок или подросток и вновь та же самая картина.

Поезд дальнего следования. Вот тут мне бы хотелось отдельно остановиться. В свои шесть с половиной лет мне «посчастливилось» путешествовать из Москвы во Владивосток на поезде. Заняло это путешествие восемь дней. И все восемь дней мои родители не давали мне скучать. А что мы видим теперь? Как только ребенок говорит, что ему скучно, родители вручают ему планшет с пожеланием, что бы он не приставал к ним, а просто поиграл.

А когда подросток попадает в серьезную зависимость от компьютерных игр, родители говорят, что их чадо растет необщительным, замкнутым, скрытным, не хочет делиться своими переживаниями или впечатлениями, ни чем кроме компьютера не интересуется, гулять не ходит, со сверстниками не общается. Только с какой стати ему это все будет интересно, если с детского возраста компьютерная игра стояла на первом месте?!

3. Влияние компьютерных игр на подростка.

Большинство ролевых компьютерных игр рассчитано на подростковый возраст. Эти игры написаны людьми старшего поколения, без учета возрастных психологических особенностей. Подобные игры сильно влияют на формирование современных детей и подростков в период их активной социализации и усвоения социальных ролей [2].

Одними из самых «страшных» игр являются так называемые «стрелялки». Они делают ребенка бездушным к чужому горю и учат не задумываясь убивать. Фраза подростка «мне нужно еще убить 20 гражданских и 10 полицейских, за это мне дадут денег» или «мне нужно убить соперника» приводит в ужас. Ребенок так спокойно говорит об убийстве другого, пусть и виртуального, человека, как будто он этим занимается каждый день в настоящей жизни! Подобные игры очень сильно влияют на неокрепшую психику. Человек становится раздражительным, ему хочется крушить, ломать, убивать. Он может проявить агрессию не только по отношению к другим людям, но и нанести вред себе, если вдруг у него что-то не будет получаться в реальной жизни. Ведь в игре, даже если не все идет гладко, можно пересохраниться, перезайти, в конце концов погибнуть и, загрузив игру, просто начать с начала. В реальной жизни это не возможно.

В каждой компьютерной игре существует свой сленг.

Вот один из монологов играющего подростка.

«Тут нужно просто тупо фитбечить гастов и все. Это изи. Да там было эми. Оно было не правильное. Оно улетело в темпларов, а должно было в зилотов кидать. Да подожди, я все равно спичу. Ну что готов? А, лол! У меня в медеваки был один нарик. Жуть какая-то! О, люблю я эту дичь с танками! Чел, мне даже медивак здесь не нужен. Ну почти. Нет тут реально законтролить! Надо было реально здесь поставить танки и контролить медиваком. Финал?! А кто левнул? О, еще и зеркалка, зашибись. Отличные филды. А здесь, где еще один гвардиан? Он снимает большое количество урона. Да, а архонту это бы погоды сделало. Даже стинпак не помог. У меня даже гастов нет, что бы это проконтролить. На кой черт мне мина? А здесь он есть. У меня сопля! Тут юниты из всех дополнений. А разве в хотсе уже был разогрев? Тогда окей. Погоди, дай что-нибудь посклизить. Понимаешь, у меня всегда кривой сплит идет! Затащил. »

Для обычного человека это звучит как бред сумасшедшего. Но для человека посвященного, разбирающегося в Стар Крафт 2, здесь море полезной информации! И когда ребенок приходит к своим «не посвященным» родителям, что бы поделиться своими достижениями, они ни слова не понимают в том, о чем подросток им пытается рассказать. Они просто делают вид, что заинтересованы. Или, даже сильно не напрягаясь, открыто говорят, что ничего не понимают. В результате родители подростка, которого можно было «вытащить» за эту ниточку общения, ее собственными руками (словами) и обрывают. А когда через некоторое время, спохватившись, что их ребенок проводит много времени за компьютером, они приходят и спрашивают: «Как игра? Какие успехи?», — подросток искренне удивляется и отвечает: «Тебе же это не интересно!» И с каждым днем, проведенным подростком в одиночестве за компьютером, точек соприкосновения становится все меньше и меньше.

Мало того, сленговые слова подросток переносит в повседневную жизнь. Из этого вырастает еще одна проблема – безграмотность современных детей. Как и в игре, они пользуются правилом: как слышится, так и пишется. Отсюда снижение успеваемости, деградация, со всеми вытекающими последствиями.

Постоянное просиживание за компьютером влияет и на физическое здоровье подростка. Ухудшается зрение. Возникает, сколиоз, сутулость, начинают появляться боли в спине и в кистях рук. Любая физическая нагрузка дается с трудом.

Глава 2. Выявление наличия компьютерной зависимости у подростков 14-15 лет.

Для выявления наличия компьютерной зависимости у подростков 14-15 лет мной было проведено анкетирование подростков.

Для этого был использован тест Кимберли-Янга на интернет-зависимость. (Приложение 1). Данная тестовая методика, разработана и апробирована в 1994 году доктором Кимберли Янгом (Kimberley S. Young), профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия), хотя сама диагностическая категория интернет-аддикции до сих пор окончательно не определена.

В результате проведенного тестирования в первую группу – обычные пользователи Интернета – попало 9,8% подростков, во вторую группу – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом – попало 63% подростков, в третью группу – Интернет-зависимость – попало 27,2% подростков.

Сравнивая полученные результаты трех групп можно сделать вывод, что только незначительная часть подростков (меньше 10 процентов от опрошенных) могут спокойно обходиться без компьютера, не испытывая при этом раздражения, депрессии, подавленности, нервозности.

27,2 процента опрошенных зависят от компьютера на столько, что готовы пренебречь сном, личной гигиеной, соврать о времени проведенном в сети. При отсутствии компьютера они ощущают пустоту, депрессию, раздражение. А когда им предоставляется возможность воспользоваться техникой, впадают в состояние эйфории.

И 63,7 процента – это группа риска. Это те подростки, которые со временем могут перейти как в первую группу, так и оказаться в группе компьютеро- и интернет-зависимых людей.

Как же не дать им оказаться в третьей группе?

Глава 3. Пути решения проблемы компьютерной зависимости.

Применение компьютерных технологий, мощный поток новой информации, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства — это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что воспитание должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений в реальной жизни, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.[4]

И вот здесь главная роль отводится родителям. Современные взрослые, чаще всего, очень занятые люди. Они стремятся делать карьеру, строить личную жизнь, зарабатывать деньги. И на фоне всего этого они совсем забывают о своих детях. В лучшем случае они сдают их на воспитание бабушкам и дедушкам, в худшем – ребенок предоставлен сам себе.

Так вот, первоочередная задача, научиться общаться со своим ребенком, уделять ему ежедневно свое драгоценное время, уметь выслушать его, прийти на помощь, когда она ему необходима, а не отмахнуться и сказать: «Иди, загугли!»

А еще надо научиться совместно проводить время со своим ребенком. Ведь мы так много не знаем о своих детях!

На самый элементарный вопрос – чем бы вы хотели заниматься в свободное время вместо компьютера? – подростки выдали 38 вариантов ответов. И я даю гарантию, не каждый родитель знает, о чем мечтает его ребенок! А ведь некоторые вещи можно делать вместе.

Так на что же готовы поменять свой компьютер современные подростки? Это:

Причины и последствия компьютерной зависимости у детей

Родителей нередко страшит компьютерная зависимость у детей. Но в современном мире люди вынуждены проводить в виртуальном пространстве большую часть времени. Грань между побегом от реальности, тяжелой зависимостью и адекватным использованием компьютера зачастую почти незаметна. Как различить ее? Как помочь детям, получившим пагубное пристрастие?

Виды зависимости от гаджетов

Компьютерная зависимость – понятие широкое. Психологи разделяют её на два вида – кибераддикцию – пристрастие к компьютерным играм и сетеголизм – нездоровую привязанность к интернету

Кибераддикция

Пристрастие к видеоиграм некогда было главной «страшилкой» журналистов. По родительским сайтам блуждали истории о мальчике, убившем родителей из-за запрета играть, об игроманах, сидящих перед экраном сутками, о воровстве денег ради покупок в виртуальном пространстве (Донат). Во многом опасность преувеличивали, однако дыма без огня не бывает – игровая зависимость существует. Вызывают ее разные факторы – для киберспортивных дисциплин, таких как Dota или WOT, причиной является азарт. Если игра персонализирована – то есть игрок примеряет некую роль – причиной становится бегство от реальности, проблем, неудач. Примерами подобных видеоигр являются одиночные шутеры, квесты, RPG, стратегии. Увлечение ими схоже с увлечением книгами романтичными подростками.

Определённые риски несут многопользовательские ролевые онлайн-игры типа World of Warcraft или TES Online. Их пройти фактически невозможно, однако игроку приходится непрерывно заниматься «прокачкой» персонажа, чтоб занять ранг в иерархии других геймеров. При игровой зависимости у детей пропадает интерес к окружающему миру.

Сетеголизм

Вторым видом компьютерной зависимости является сетеголизм. Здесь родителю стоит насторожиться. Дети и особенно подростки способны часами проводить в соцсетях. Одним социальные сети дают возможность примерить иной облик, создав «фейк». Для других они, наоборот, стали инструментом, чтоб привлечь внимание.

Отдельной проблемой является интернет-серфинг. Это бесцельное брожение по ссылкам с одной веб-страницы на другую, схожее с катанием серферов по волнам. Время, проведенное за таким занятием, улетает незаметно. Порой человек сам не осознает риск. Причиной интернет-серфинга служит потребность в непрерывном поглощении ненужного количества информации – забавных роликов, анекдотов, смешных картинок и прочей информационной пены.

Основные симптомы игромана и сетеголика

Родителям знакома картина – дитя уставилось в экран планшета или компьютера, игнорируя окружающий мир. Откликается после громкого крика, сильно раздражаясь. Гаджеты предпочитает телевизору, книгам, «традиционным» игрушкам.

Раньше компьютерной зависимостью считалось препровождение за экраном более одного-двух часов. Ныне постоянное времяпрепровождение в виртуальном пространстве стало нормой. Где найти хрупкую грань между адекватным использованием компьютера и пристрастием?

Психологи выделяют десять признаков компьютерной зависимости у детей.

  1. Неспособность использовать компьютер во временных пределах, установленными родителями. Попытка оторвать чадо от любимого гаджета заканчивается скандалом. Некоторые игроманы, лишившись игры, закатывают истерики. Появление смартфонов и планшетов значительно усложнило контроль.
  2. Ребенок постоянно ищет гаджет, оснащенный функцией интернет-связи. Если родитель ограничивает доступ к основному компьютеру, то используется телефон или планшет. Нужда в интернете связана чаще с зависимостью от соцсетей. Но иногда молодежь, чтоб отвлечься от окружающих проблем, может уйти в бесконечный веб-серфинг.
  3. Предпочтение компьютера родным, близким, друзьям… Юному игроману становятся неинтересны семейные мероприятия, исчезает интерес к прогулкам. Однако это часто оказывается своеобразной реакцией на внешние проблемы. Травля одноклассниками в школе, отсутствие общего языка с родителями, сложности в общении со сверстниками приводят к тому, что становится проще уйти в виртуальный мир.
  4. Отказ от обязанностей, начиная от домашней работы (мытья посуды, приготовления пищи, уборки, помощи взрослым) и кончая гигиеной. Виртуальная реальность занимает все больше времени. Остальное отходит на второй план. Заядлого игромана отличает затрапезный внешний вид – мятая одежда, сальные волосы, прыщи.
  5. Невозможность отказаться от телефона даже во время приема пищи или купания в ванной.
  6. Общение происходит преимущественно в сети. Этот симптом схож со третьим – так как сигнализирует, что вашему сыну или дочке сложно освоиться в обществе сверстников.
  7. Пренебрежение учебой, спортом, творчеством. Игра или интернет вытесняют школьные обязанности. Нет силы воли на дело, где нужно усилие воли. Прогулы в школе, пропуски тренировок — тревожный сигнал.
  8. Лишившись всех гаджетов, ваш сын или дочь не знают, чем заняться, и впадают в ступор, который сменяется апатией и нежеланием заниматься чем-либо вообще.
  9. Лишившись гаджетов, ребенок становится агрессивным и раздражительным – продолжается открытая конфронтация с родителями.
  10. Ребенок не рассказывает о том, чем он занимается в виртуальном пространстве. Этот симптом можно счесть исключением – скрытность характерна для подростков и не является признаком тяжелой зависимости, хотя и указывает на возникновение проблем, но уже иного типа.

Влияние игромании и сетеголизма на организм

Нередко родитель смиряется, что чадо проводит все время в интернете или игре. Но зависимость, кроме запущенной учебы, приводит к более серьезным последствиям:

  1. Долгое сидение за компьютером увеличивает вероятность развития гиподинамии. Недостаточная активность приводит к ослаблению мышц. Человек начинает страдать одышкой. Следствием гиподинамии является ожирение.
  2. Постоянным спутником ограниченной подвижности являются проблемы с позвоночником. Человек, неотрывно сидящий за компьютером, не имеющий силы воли встать и размяться, начинает страдать сутулостью и остеохондрозом. Есть вероятность развития такого заболевания как туннельный синдром запястья, сопровождающийся болями в пальцах и онемением.

Напряжение позвоночника в районе шеи приводит к перебоям в снабжении мозга кислородом. Следствием этого становится легкая вегето-сосудистая дистония – головная боль, быстрая утомляемость, головокружение.

  1. Длительное времяпровождение перед компьютером, планшетом или телефоном приводит к ухудшению зрения. Конечно, современные экраны гораздо лучше гигантских кинескопов, которые еще применялись десять лет назад, но и они не гарантируют стопроцентной защиты.

Постоянное использование гаджетов увеличивает риск развития «синдрома сухого глаза» — пользователь начинает жаловаться на покраснение, ощущение «песка в глазах», постоянный зуд.

  1. Нередко игроманы или сетеголики страдают психологическим перенапряжением. Вопреки распространенному мнению, жестокие игры непосредственно почти не влияют на людей. Однако долгое повторение монотонных действий в игре вызывает усталость, «выгорание».

Особенности отношения детей и компьютера

Интересный факт – компьютерной зависимости подвержены мальчики в возрасте от 12 до 15 лет. Многие взрослые согласятся с данным утверждением.

Следовательно, игровая зависимость присуща всем возрастам (классический пример – борьба с играми «офисного планктона» на работе), но у детей пристрастие к играм и интернету имеет ряд особенностей, которые увеличивают риск зависимости. Прежде чем рассказать о борьбе с игроманией, необходимо поведать о них.

Современные ребята – родившиеся после 2001 года – относятся к условному «Поколению Z». Их окружали гаджеты практически с рождения, и это факт, который стоит принять. Молодежь с телефоном или планшетом в руках может читать Толстого или смотреть образовательный фильм – им так удобнее, чем тащиться в библиотеку за бумажной книгой или отбивать телевизор у бабушки.

Однако использование планшета в качестве книги или телевизора формирует «клиповое мышление» — дети усваивают информацию поверхностно, перескакивают с темы на тему, «растекаются мыслью по древу». Эффективным способом справиться с клиповым мышлением становится метод Помидора – выполнение однообразного действия – чтение или просмотр в течение 25 минут, короткий отдых, продолжение работы. Так ваши дочь или сын научатся контролировать и ценить свое время.

Вторая особенность поколения Z – это тотальная отчужденность. Интернет заполнен ностальгией взрослых по временам без компьютера, когда они сутками пропадали во дворах. Но надо понимать, что в условиях современного мегаполиса нет той атмосферы дружелюбия. Улица для подростка, особенно живущего в каком-нибудь районе панельных новостроек, — это враждебный мир, наполненный хулиганами и преступниками. Ему проще найти друзей по интересам в Сети.

Отчужденность возникает и в школе. Непонимание одноклассников, культ потребления, где лучшим считают не талантливого или способного подростка, а того, кто купил оригинальный «хайповый шмот», также толкают детей в виртуальный мир.

Наконец, отчужденность проявляется в семье. Взрослые, занятые работой, часто забывают про детей. Бывает, наоборот, дотошные родители тянут их в свой мир с дачей и сериалами, который не менее чужд впечатлительной и поэтической натуре.

Борьба с игроманией и сетеголизмом

Итак, прежде чем начать борьбу с компьютерной зависимостью, взрослому стоит понять причины формирования этой зависимости у ребенка.

Психологи нередко советуют поиграть с ним. Крики, нотации, угрозы — лишь отдалят вас от ребенка. Постарайтесь выяснить тип игры и мотив детей играть в нее – спортивный азарт или побег от мира.

Если ребенок уходит в игру из-за неприятия окружающего, уделите ему внимание. Бывают случаи, когда родители, напротив, действуют излишне навязчиво. Проявите интерес к увлечениям сына или дочери, а не тащите их в свои.

Отыщите первопричину бегства от реальности. Неприятие в школе, несчастная любовь, нагрузка, от которой сломался бы и взрослый, – любая проблема решаема, но является отдельной темой.

Нередко на сайтах, рассказывая о вреде компьютеров и планшетов, рекомендуют в качестве альтернативы спорт или хобби. Это помогает, но только если ребенок проявляет к ним интерес.

Добившись взаимопонимания, постарайтесь объяснить, что игры или какие-нибудь занятия в интернете — лишь одни из множества вариантов хобби.

Постоянное времяпровождение ребенка за определенной игрой, нездоровый азарт служат поводом для серьезной тревоги. Это заболевание. Здесь лучше обратиться к психотерапевту, так как это похоже на начало настоящей игромании.—

Хорошим средством против игровой зависимости служат также иные виды развлечений, но тут тоже важно понять – это должно интересовать детей и не может заменить советы психолога.

Один мудрый человек сказал: «Нет ни хороших вещей, ни плохих – наше мышление делает их такими». От нашего отношения к компьютеру и остальным гаджетам будет зависеть – принесут они нам и нашим детям благо или вред.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Последствия игромании — в ожидании чуда

Игромания – тяжелое психическое заболевание, которое сходно с алкоголизмом или наркоманией по своей симптоматике и последствиям. На первый взгляд эта болезнь может показаться не такой серьезной, но на самом деле игровая зависимость оказывает разрушительное воздействие на психику и ведет к полной десоциализации и распаду личности, а также может привести к суициду.

Содержание:
  • Последствия для здоровья;
  • Для психики;
  • Cоциальные последствия;
  • Последствия компьютерной игромании:
    • У детей;
    • У подростков;
  • Заключение.

Последствия для здоровья

Патологическое пристрастие к играм затрагивает все сферы человеческой деятельности. В первую очередь, конечно же, страдает психическое здоровье. Угнетенное эмоциональное состояние постепенно приводит и к последствиям для здоровья. Нередко у людей, страдающих данным заболеванием, развиваются и другие виды аддикций, в том числе химическая зависимость от веществ наркотического действия. Все эти факторы пагубно сказываются на общем состоянии зависимого и могут привести к весьма плачевному исходу.

Каковы последствия игромании для здоровья человека?

  • Обсессивно-компульсивные расстройства личности, депрессия, бессонница;
  • Зависимость от психически-активных веществ;
  • Головные боли и мигрени;
  • Заболевания позвоночника;
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом;
  • Сердечно-сосудистые заболевания;
  • Гипертонические болезни.

Последствия для психики

У зависимого от игр человека со временем неизбежно наблюдаются патологические изменения психики. Все чаще он испытывает эмоциональную подавленность и депрессивные настроения.

Главные последствия игромании психического характера:

  • Снижение самооценки;
  • Проявление нездоровых черт психики: лживости, склонности к конфликтам, безответственности по отношению к близким и своим обязанностям, безразличия к чужим потребностям;
  • Тяжелые негативные эмоции и состояния (тревожность, дисфория, гнев, агрессия, суицидальные мысли, апатия);
  • Аффективные расстройства, такие как депрессия;
  • Формирование зависимости от алкоголя или наркотиков;
  • Ухудшение памяти и нарушение мыслительной деятельности.

Социальные последствия игромании

Больной не только разрушает свое здоровье и социальную жизнь, но и наносит вред окружающим его людям, в особенности родным и близким. Если человек зависим от азартных игр, то ему постоянно требуются все большие суммы денег. При этом он, как правило, перестает ходить на работу и выполнять какие-либо обязательства, становится недисциплинированным и безразличным к своей семье.

Происходит фиксация на игре и на всем, что с ней связано, остальное отодвигается на второй план – зависимый перестает соблюдать элементарные правила гигиены, режим сна, нормально питаться и т.п.

Родственники игромана попадают в сложную психологическую и финансовую ситуацию.

Основные последствия игромании в социальной жизни:

  • Распад семьи, испорченные отношения с родственниками, коллегами по работе, друзьями;
  • Потеря профессионального мастерства, разрушенная карьера, потеря работы, места в учебном заведении;
  • Долги, тяжелое финансовое положение;
  • Потеря социального статуса в обществе и маргинализация (человек становится нищим, бездомным);
  • Проявление криминальных наклонностей (воровство, мошенничество), как следствие, проблемы с законом.

Последствия компьютерной игромании

Данное заболевание получило свое развитие в связи с ростом индустрии компьютерных игр и цифровых технологий. Причем компьютерной игровой зависимости подвержены как дети, так и взрослые. Болезнь может грозить полной социальной дезадаптацией, серьезными последствиями для здоровья и личности человека в любом возрасте.

Последствия игромании у детей

Компьютерная зависимость у детей развивается достаточно быстро и носит тяжелый характер. В младшем возрасте ребенок, чрезмерно увлекающийся играми на компьютере, планшете или смартфоне, теряет связь с реальностью. Для него стираются границы между виртуальным и реальным миром. Отрывание его от игр и возвращение к повседневной жизни начинает вызывать негативные эмоции и реакции.

У ребенка, страдающего компьютерной игроманией, наблюдаются следующие проявления:

  • Капризы, неуправляемое поведение, агрессия;
  • Плохой сон, кошмары;
  • Потеря интереса к обычным развлечениям, прогулкам, своим игрушкам;
  • Задержки в развитии.
Последствия игромании у подростков

В подростковом возрасте дети характеризуются нестабильным эмоциональном фоном и частыми перепадами настроения. Развитие заболевания у подростков только усугубляет ситуацию. Ребенок начинает хитрить и обманывать родителей, учителей для того, чтобы побольше времени провести за любимой игрой и избежать других важных дел.

Компьютерная игромания у подростков порождает множество проблема и приводит к тяжелым последствиям:

  • Нервные срывы, депрессивные и тревожные состояния, апатия;
  • Потеря интереса к общению с друзьями, к учебе;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение успеваемости;
  • Физические недуги (проблемы со зрением, мигрени).

Заключение

Также известны трагические случаи, когда подросток причинял вред своим близким в состоянии аффекта или же многочасовое просиживание за игрой оборачивалось истощением, обезвоживанием и приводило к летальному исходу.

Казанский Государственный Медицинский Университет. Опыт работы с зависимыми — 12 лет

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ДЕТЕЙ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

А.В. Гордеева дает следующие определение понятия «компьютерные игры» – это чудо ХХ века, о них не мечтали фантасты, они не имеют своей предыстории. Но они покорили человечество: играют все – от малышей до людей преклонного возраста. Компьютерные игры дают возможность перенестись в мир иллюзий и грез, но что ожидает людей там? Последствия увлеченности такими играми обсуждаются в средствах массовой информации, причем, как правило, с негативных позиций, не всегда благосклонны к компьютерным играм учителя [1].

В рамках данной статьи невозможно осветить все отрицательные и положительные стороны этой проблемы. С одной стороны компьютерные игры отрицательно и даже пагубно влияют на здоровье ребенка. Но с другой стороны современные виртуальные игры оказывают положительное влияние на развитие ребенка, потому как игры обучают детей мышлению на высоком уровне и развивают умственные способности и навыки, необходимые в реальной жизни.

Споры о пользе и вреде компьютера, ведутся на всех социальных уровнях. Ученые, изучая проблему формирования мышления современных детей и подросток, влияние компьютера и Интернета на физическое и психическое здоровье, приходят к неоднозначным выводам [4, с. 134].

Большинство компьютерных игр отрицательно влияют на физическое здоровье и психику ребенка .

При длительной работе перед монитором происходит переутомление, и даже истощение нервной системы. Поэтому обязательно должны соблюдаться санитарные нормы. Особое внимание нужно обратить на детей с минимальными органическими поражениями нервной системы [5].

Работа за компьютером ведет к ухудшению зрения и гиподинамии .Также , долгое сидение перед компьютером в одной позе способствует искривлению еще неокрепшего позвоночника детей .

Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма . Большие дозы , которые могут накапливаться в течение нескольких лет , в конечном результате могут вызывать серьезные последствия . Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психики [4, с. 135].

М.В Королева в своей работе отмечает, что большинство компьютерных игр подразумевают под преодолением препятствий убийство персонажей. Особенно опасно, если при этом игра отображает человеческий мир. Убивая в виртуальных играх, ребенок сможет причинить вред сверстнику в реальности, не говоря уже о реальном убийстве. К сожалению, и такие случаи были. Так, поведение героев компьютерных игр дети часто берут за образец. Это гарантирует зарождение в ребенке агрессии и жестокости [3, с. 444].

Отметим, что компьютерные игры негативно влияют на сферу общения детей. Чем больше у ребенка проблем общения со сверстниками, тем больше он подвержен виртуальным играм. В результате, компьютер становится заменителем друзей, прогулок. Ребенок не учится общаться со сверстниками, речь не развивается, в дальнейшем он может совсем отказаться от общения. Это способствует возникновению проблем в формировании социальных контактов с внешним миром [3, с. 441].

Серьезной проблемой социального общества является компьютерная зависимость у детей. Уходя в свой виртуальный мир, дети перестают преуспевать в учебе, ухудшается взаимоотношение с друзьями и членами семьи.

Также, огромную опасность для детей представляют компьютерные интернет-игры. Такие игры, в основном, платные. Так, ребенок, играя в интересную и захватывающую игру, вдруг видит, что закончились деньги, и пройти на следующий уровень невозможно, или же нельзя купить эликсир жизни и другие дополнительные бонусы. Ребенок пойдёт просить деньги, обманывая родителей, так как на игру они деньги, разумеется, не дадут. И с каждым уровнем денег требуется всё больше и больше. Появляется зависимость от интернет-игр. Это способствует проявлению приступов агрессии, тревожности. В дальнейшем возможен и такой поступок детей, как кража, а это уже преступление. Следствием может стать распад моральных ценностей ребенка [3, с. 441].

Несмотря на то, что компьютерные игры отрицательно влияют на детей, нельзя не отметить, основные положительные аспекты компьютерных игр.

Так называемые логические игры способствуют развитию формально-логического, комбинаторного мышления. Азартные игры, в противовес им, требуют от игрока интуитивного, иррационального мышления. Спортивные и конвейерные («Тетрис») игры развивают сенсомоторную координацию, концентрацию внимания. Игры типа преследование-избегание («Пакман», «Диг-Даг») включают в игровой процесс интуитивный компонент мышления и эмоционально-чувственное восприятия[1].

Многие игры требуют умения читать для того, чтобы успешно в них играть. Поэтому для ребенка, который не умеет читать это может быть хорошей мотивацией . Так же каждая компьютерная игра требует обладания хорошей памятью, умения считать и мыслить логически. Прежде чем приступить к игре ребенок должен изучить правила, запомнить их, научиться ими пользоваться. Моделирование реальных событий в игре так же может быть обучающим процессом.

Педагог Рина Жукова считает, что влияние компьютера на детей 7-8 лет очень благотворно и помогает в формировании определенных навыков. Работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры помогают детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае все зависит от индивидуальных особенностей ребѐнка: одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие – замечательно рисовать. Развивающие компьютерные игры для детей – отличный способ самообразования, умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации [4, с. 134-135].

Кроме того, с помощью компьютерной игры можно обучить своего ребенка иностранному языку. Интересные обучающие программы есть для детей любого возраста и с разной степенью знания языка. Такой виртуальный помощник в игровой форме обучит юного полиглота разговорной английской речи.

Самая очевидная польза от игры это развитие координации . Умение быстро принимать решение и скорость реакции очень важны для большинства игр. Так же игры помогают научиться хорошо ориентироваться в пространстве. Многие нейрохирурги отмечают, что для скорейшего выздоровления после операции очень хорошо тренировать свои пальцы, играя в компьютерную игру.

Таким образом, компьютерные игры оказывают отрицательное и положительное воздействие на детей. Большинство компьютерных игр катастрофически влияют на физическое и психическое здоровье ребенка. Однако есть множество развивающих компьютерных игр. Но, даже развивающие компьютерные игры вредят физическому здоровью ребенка, поэтому необходимо ограничивать время пребывания детей за компьютером (максимальное время – 30 минут с перерывами каждые 5-10 минут). Но полностью убрать компьютер из жизни ребенка невозможно , так как компьютерные технологии становятся частью реального мира.

Литература

Гордеева, А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект / А.В. Гордеева [Интернет-ресурсы]. – Режим доступа: http://banderus2.narod.ru/91597.html (дата обращения: 5.02.2016).

Королева, М.В. Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье детей / М.В Королева // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5 – С. 440-441 ; URL: www.eduherald.ru/137-13798 (дата обращения: 05.02.2016).

Петрова, Е.И. Дети и компьютер / Е.И. Петрова // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2012. – № 1 (134). – С. 133-141

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ПСИХИКУ ПОДРОСТКОВ.

Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.

Компьютерная зависимость – патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером [1]. Изучали зависимость зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг, Т. Больбот. Исследования этих авторов указывают на то, что на формирование компьютерной зависимости влияют не только желание и острая необходимость в уходе от реальности, потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры или личные проблемы, но и индивидуальные особенности человека. К таким особенностям относят характер, который определяет устойчивое поведение человека.

По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире.

В ходе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта по профилактике компьютерной зависимости нами были обнаружены противоречия: между возможностью применения компьютерных технологий детьми и подростками в своей деятельности и недостаточной разработанностью вопроса по профилактике компьютерной зависимости в теории и практике педагогической науки; между развитием компьютерных технологий и их разработанностью применительно к решению современной проблемы компьютерной зависимости.

1. Понятие компьютерной зависимости

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых.

В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости.

Причины возникновения компьютерной зависимости

– Отсутствие навыков самоконтроля. Не может самостоятельно контролировать свои эмоции.
– Неумение самостоятельно организовывать свой досуг.
– Дефицит общения.
– Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.
– Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.
– Стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.
– Низкая самооценка и неуверенность в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.
– Подражание, уход из реальности вслед за друзьями [2].

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:
– хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
– нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
– раздражение при вынужденном отвлечении;
– неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
– расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
– забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
– пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
– человек предпочитает есть перед монитором;
– обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми [3].

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.
Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:
– нарушение зрения,
– снижение иммунитета,
– головные боли,
– повышенная утомляемость,
– бессонница,
– боли в спине,
– туннельный синдром (боли в запястье) [2;4].

2. Формирование психологической зависимости у подростков от компьютера

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально- личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни [1].

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

Одной из причин формирования компьютерной зависимости у подростка является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.

Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности.

Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.

Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.

Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками.

Полностью трансформируется режим дня и ночи – близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и — компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Сетеголики – нередко представители старшего поколения [5].

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность
У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

Компьютерная игромания: болезнь замороженных чувств

Материал написан психологом Ириной Соловьевой специально для журнала «Наша психология»

Есть такая присказка: «Способ самоубийства современных подростков – перерезать себе кабель компьютера».

В ней, как и во всякой шутке, есть горькая доля правды: современные дети – и не только дети! — с головой уходят в компьютер, а именно – в компьютерные игры. Общество уже давно бьет тревогу, но толку от этого мало – число компьютерных игроманов только растет.

«Компьютерная игромания» — разновидность игровой зависимости, становящаяся все более популярной. Она «удобнее», чем игра в казино или залах игровых автоматов: нет ограничений по возрасту, не надо никуда ходить, да и денег требуется не в пример меньше…

Поначалу это выглядит как хобби и не вызывает беспокойства у близких. Напротив, родители радуются, что ребенок не шатается по подворотням; жена счастлива, что муж после работы спешит домой… Неадекватность поведения менее заметна, чем при алкоголизме и наркомании. Но в какой-то момент проявляется и она – наступают последствия, а именно:

  • ухудшается здоровье,
  • нарушается сон,
  • сужается круг интересов,
  • происходит как бы «выпадение» из реальной жизни, она вытесняется виртуальной,
  • в итоге рушатся социальные связи – семейные, дружеские, рабочие,
  • меняется психическое состояние: появляются раздражительность, нервозность, апатия…
  • Вся жизнь начинает сводиться к объекту зависимости.

И, конечно, компьютерная игромания особенно опасна в детском и подростковом возрасте. Нарушается естественный ход развития, поэтому одни качества так и остаются нераскрытыми (происходит физическое недоразвитие, не осваиваются коммуникативные навыки), а другие развиваются искаженно (мышление, память, внимание формируются весьма специфическим образом – оптимальным для игры, но не для реальности).

И, как всегда, возникают 2 издревле любимых на Руси вопроса: «Кто виноват? И «Что делать?»

Зависеть можно от чего угодно: от работы, игры, любимого человека и т.д. – были бы изначальные предпосылки к образованию зависимости. Тогда можно пойти любой дорогой, и проблема здесь не в конкретном объекте зависимости (компьютерной игре, алкоголе), а в самом человеке. Как говорил профессор Преображенский, «Разруха… в головах!»

Например, вряд ли найдется взрослый человек, который ни разу не пробовал алкоголь – но ведь алкоголиками стали не все… Точно так же нельзя говорить и о том, что причиной компьютерной игромании являются сам компьютер или игра.

Если личность зависимого склада, она может начать зависеть от любого объекта или вида деятельности.

Всего специалистами насчитывается около 200 видов зависимости или, по-научному, аддикции. Среди них числится и компьютерная игромания. Но возникает вопрос: что есть просто увлечение или привычка, а что – уже зависимость? Например, если я иногда по вечерам раскладываю на ПК пасьянс – это я так расслабляюсь, или уже стала зависимой?

Основной критерий здесь прост: потеря контроля. От привычки можно отказаться, а от зависимости – нет. Как в анекдоте: «Бросить курить – очень просто. Я сам раз десять бросал!»

Зависимость – болезнь. Она не является добровольным выбором. Причина аддикции не в плохом характере, не в отсутствии силы воли, бездарности или примитивности натуры – напротив, зависимые люди зачастую весьма одарены. За примерами далеко ходить не надо: ни для кого не секрет, что Владимир Высоцкий был алкоголиком, а уж его в бездарности заподозрить трудно…

Тем не менее, в нашем обществе до сих пор нет осознания того, что зависимость – болезнь. И когда в семье появляется компьютерный игроман, его начинают дружно осуждать и порицать, тогда как он просто-напросто болен, и ему нужна помощь специалистов и поддержка близких.

Что же приводит к этой болезни? В основе аддикции лежит целый комплекс причин. Изрядную роль, конечно, играет фактор генетический – наследственность еще никто не отменял, и среди родственников компьютерных игроманов обычно находятся алкоголики и другие зависимые. Но психологический пласт не менее важен. Поэтому зависимость часто называют «болезнью замороженных чувств».

Внутри зависимого человека скрыто много душевной боли. И чтобы ее не чувствовать, ему нужна постоянная анестезия – и тогда он начинает заливать свои чувства алкоголем, убегать в виртуальные компьютерные миры и т.д. Его эмоциональная сфера заморожена, он не понимает, каковы его чувства, способен только на примитивное определение своего состояния как «хорошо/плохо», «клево/отстойно» и т.д. Почему так происходит?

Зависимый человек теряет чувство времени

В нашем обществе принято неуважительно относиться к чувствам. На первое место мы ставим интеллект и «чистый разум» — это пошло еще с Эпохи Просвещения, когда ум и чувства стали противопоставляться, причем в пользу первого: «Я мыслю, следовательно, я существую». А если «чувствую», то не существую? Если просто «чувствую» — тогда я финиковая пальма? или кирпич.

С тех пор развитие общества нацелено в первую очередь на достижения в области науки. Вся система образования и воспитания, выросшая оттуда (российская, европейская, американская) развивает сферу ментальную, но не эмоциональную. Что с детства пытаются дать детям? Больше знаний, гибкость мышления, умение анализировать… Это нужно, это замечательно – но недостаточно.

Такое воспитание получается однобоким: на выходе получается интеллектуал и эрудит, цитирующий Овидия в оригинале и могущий навскидку перечислить все звезды, входящие в созвездие Гончих Псов. Но вот когда речь заходит о чувствах, он начинает путаться и чуть ли ни заикаться, потому что, во-первых, не очень ориентируется в названиях эмоций, а во-вторых – не может понять, какие из них он сейчас чувствует…

Есть такой диагноз – «алекситимия»: трудность с определением чувств. Такое ощущение, что наше общество тщательно взращивает алекситимиков… Проводя группы, психологи постоянно сталкиваются с тем, что участники даже не знают названия чувств, путая их с ощущениями и образами! Причем взрослые, полноценные люди, не глупее остальных…

Так, один наш пациент, зависимый, на одном из тренингов назвал «чувство, как когда заходишь в баню после морозного воздуха»… Нет такого чувства! «Чувства» — это «одиночество», «нежность», «тревога» и т.д. Кто что чувствует, заходя в баню – непонятно. Каждый что-то свое.

Нас настолько учат «мыслить», а не «чувствовать», что ответ на вопрос о чувствах большинство начинает словами «Я думаю, что я чувствую…» Нам же в детстве никто не объяснил, что есть чувства, а есть ощущения, образы и мысли:

1. Ощущения — это сигналы, идущие от тела. Обычно они имеют модальности: горячо-холодно, напряжение-расслабление и т.д.

2. Образы и сравнения относятся к мыслям, к ментальной сфере. Например, описывая состояние, можно сравнить себя с «довольным удавом», «брошенным котенком»…

3. Чувства – отдельная сфера. От природы у нас есть 4 основных чувства, остальные являются их вариациями: гнев, радость, страх и печаль. Их способен испытывать не только младенец, но уже плод в животе у мамы. По мере взросления эти чувства становятся более сложными, появляются их вариации: например, «беспокойство» и «тревога» — разновидности страха, а «грусть» и «тоска» относятся к печали.

Исключением являются лишь такие социальные чувства как вина и стыд – они не врожденны, а формируются в раннем детстве под влиянием социума.

Что касается зависимых, в том числе компьютерных игроманов, то их чувства еще более заморожены, чем у среднестатистического человека. Дело в том, что они родом из дисфункциональной семьи. Это особый тип семей, «нездоровый». В них много конфликтов: явных либо подспудных. Ребенок это чувствует, ему больно — и он начинает замораживать свои чувства. Еще в детстве в нем поселяется душевная боль – со временем она не исчезает, только разрастается, и тогда начинает развиваться зависимость как своеобразная «анестезия».

Зависимое поведение — побег от реальности.

В дисфункциональной семье еще больше не принято говорить о своих чувствах, чем в семье среднестатистической. А ведь говорить о чувствах необходимо – только так можно решать конфликты, а не замораживать их внутри себя.

Последнее рано или поздно приведет либо к зависимости, либо к психосоматическому заболеванию (телесному недугу, вызванной психологическими причинами). И компьютерная игра оказывается настоящей ловушкой для современного ребенка: если по поводу алкоголя и наркотиков дети заранее предупреждены, да и родители чутко бдят, то игра поначалу выглядит невинным увлечением…

Говорить о чувствах трудно – и непривычно. Но очень важно – именно это увеличивает шансы на то, что в семье не возникнет зависимость, либо, если она уже есть, то процесс затормозится.

К счастью, есть определенные правила, которые могут помочь это сделать. Ведь речь идет о «здоровом» проговаривании чувств, позволяющем решить конфликт, а не о скандале, помогающем лишь выпустить пар. Чего-чего, а скандалов в семьях и так хватает – а вот конструктивное решение конфликтов нечасто встретишь. Что это за правила?

1. Говорить от 1-го лица – про себя и про свои чувства. Тем самым мы берем на себя ответственность, а не перекладываем ее на другого человека. Согласитесь, по-разному звучит: «Ты меня обидел» и «Я чувствую на тебя обиду». «Ты меня обидел» — это вообще-то обвинение, оно подразумевает продолжение: «Ты меня обидел, козел такой!» Я же не знаю, обидел ты меня или нет – может, и в мыслях не было; зато точно знаю, что у меня есть чувство обиды.

2. Следующий шаг – объяснить, с чем это чувство связанно. Например: «Я обижаюсь, потому что ты вовремя не перезвонил».

3. И – важно донести до собеседника информацию о том, что ты хочешь изменить: «Мне бы хотелось, чтобы ты соблюдал договоренности. Для меня это важно».

4. Не должно быть обвинений. Претензии должны предъявляться не к личности: «Ты безалаберный, на тебя нельзя положиться!» А к поступкам: «Меня раздражает, что ты нарушаешь договоренности».

5. Претензии должны быть конкретными. «Ты вечно!», «Да ты никогда!» — неконструктивный разговор, потому что «вечно» и «никогда» не бывает. Нужно говорить о конкретной ситуации: «Я злюсь, потому что ты обещал перезвонить час назад».

Компьютерная зависимость не может заменить живой контакт

От зависимости никто не застрахован – эта несчастье может случиться с каждым. Любой ребенок, подросток, взрослый может начать убегать в виртуальную игру – от реальности, от себя, от своих чувств… Но когда мы начинаем проговаривать свои чувства и принимать чувства наших близких, не даем нашим эмоциям замораживаться – тогда вероятность этого становится меньше. И это то, что мы в состоянии сделать.

Читать еще:  Почему у ребенка кружится голова: методы диагностики и лечение недуга
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector