Detilubvi.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советы доктора Комаровского учим ребенка одеваться самостоятельно

Советы доктора Комаровского: учим ребенка одеваться самостоятельно

ИНТЕРЕСНО: с какого возраста можно и лучше отдавать ребенка в детский сад?

Развитие навыка самостоятельного одевания и раздевания у детей дошкольного возраста

В 1 год ребенок может сам снять носки и шапку. В 2 года дети обычно умеют снимать трусы, колготки, штаны, а также сами надевают шапку и носки.

В 3 года дети чаще всего могут сами:

  • Надеть шапку, носки;
  • Снимать и надевать трусы, шорты, штаны;
  • Надеть сапоги, туфли, сандалии на липучках;
  • Снимать кофту;
  • Застегивать и расстегивать молнию, вдетую старшими.

К 4 года ребенок научится:

  • Надевать кофту, футболку;
  • Застегивать кнопки;
  • Полностью раздеваться.

Четырехлетним детям, несмотря на их самостоятельность, еще может потребоваться некоторая помощь, так как моторика еще не достаточно хорошо развита. Дети старшего дошкольного возраста уже способны одеваться без присмотра взрослых.

Выбор одежды

Чтобы процесс обучения начался легко и без слез, следует правильно выбрать «наряды», в которые ребенок будет самостоятельно облачаться. Правила просты.

  • Вещь должна быть чуть-чуть велика ребенку (на один размер), так ему проще будет попадать в горловину и рукава.
  • Простой крой и отсутствие мелких деталей и сложных застежек – важные факторы успеха.
  • Брюки лучше выбрать свободные, на резинке, футболку – с большой удобной горловиной. С их помощью очень просто приучить кроху к самостоятельности.
  • Предпочтительные виды застежек – липучки, молнии. К пуговицам можно приступать только после предварительной подготовки.

Спинка и перед, лицо и изнанка должны иметь явные, понятные малышу отличия. Помогут аппликации, вышивка, карманы. Детям постарше можно предлагать ассоциации, например, если на кофте цветы, то следует сказать, что «спереди растет крупный цветок, чтобы видеть солнце, а сзади цветки более маленькие, им достается меньше солнечных лучей».

Одеваться – это весело!

Для того чтобы быстрее научить ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно, нужно превратить этот процесс в увлекательную игру. Как только это нелегкое занятие станет для малыша интересным, успехи не заставят себя долго ждать.

  • Если ребенок совсем маленький, ему будет интересно доставать вещи из коробки или ящика, а потом складывать их обратно. Постепенно он начнет проявлять любопытство к одежде и захочет ее примерить.
  • Дети любят играть роли. Поэтому отличным способом научить ребенка одеваться, могут стать сюжетно-ролевые игры с переодеванием. Купите малышу костюм врача, пирата, инспекторы ДПС или любимых персонажей вашего ребенка, тогда он точно проявит интерес к переодеванию.
  • Играйте в игры для развития мелкой моторики. Сделайте для ребенка нечто вроде бизиборда, на котором будут размещены всевозможные застежки, пуговицы, липучки, кнопки, молнии. Это будет отличной тренировкой для вашего малыша.
  • Добавьте немного сказки в повседневные сборы. Скажите ребенку, что вы не просто собираетесь пойди гулять, а отправляетесь в необыкновенное путешествие, например, в космос. Космонавты спешат надеть на себя скафандры! Вы можете ограничить ребенка во времени и включить таймер, но на то время, за которое ребенок действительно может успеть одеться. Не забывайте хвалить малыша и поддерживать его мотивацию научиться одеваться самому.
  • Устройте соревнование. Предложите ребенку одеться наперегонки. Первое время проигрывайте малышу, чтобы он почувствовал уверенность в своих силах. Постепенно усложняйте правила игры (например, уточните, что выглядеть нужно опрятно).

Родительские ошибки


Продолжая одевать и раздевать ребенка старше трех лет, вы не даете ему становится самостоятельным

Некоторые родители, то ли по незнанию, то ли по неопытности, умудряются вести себя ненадлежащим образом, чем только оттягивают время, когда карапуз сможет сам надеть на себя штанишки или шапочку.

Давайте рассмотрим наиболее часто встречаемые ошибки.

  1. Нельзя запрещать малышу примерять вашу одежду или просто переворачивать вещи в ящике. Так вы отобьете у ребенка интерес. А ведь это первые попытки что-то на себя надеть, в большинстве случаев продиктованные желанием быть похожим на маму или на папу.
  2. Нельзя продолжать одевать ребенка старше трех лет. В этом возрасте малыш должен пытаться сам себя обслуживать.
  3. Не стоит останавливать процесс обучения, если вы видите, что ребенок умеет сам раздеваться. Это не показатель того, что теперь он с легкостью и оденется.
  4. Нельзя подгонять малыша, он только учится. Конечно, он еще не расторопен, медлителен. Когда наловчится — все будет значительно быстрее, а пока главное не отбить его желание.
  5. Никогда не пытайтесь застегнуть карапуза, если видите, что он сам пытается это сделать. Если нужно будет, ребенок сам попросит о помощи.
  6. Если вы видите, что малыш не справляется, не кричите на него, лучше объясните, что именно он делает не так.

Главное о чем, должны помнить родители — не торопите малыша, всему свое время. Помните о том, что процесс приобретения нового навыка может оказаться длительным. Никогда не кричите на карапуза, относитесь ко всему спокойно. Желаю, чтобы ваш малыш быстро научился одеваться и этот процесс предоставлял ему только удовольствие.

Советы для родителей

Начинайте учить ребенка раздеваться и одеваться самому с ранних лет. Не секрет, что детям легче дается раздевание, чем одевания. Уже в возрасте года ребенок вполне способен снять с себя шапочку, носочки. Если у малыша что-то не получается, не торопитесь приходить ему на помощь, пускай он сам попробует преодолеть трудности. Вы можете лишь направить его действия в нужное русло, но не делайте за малыша то, что он может сделать сам. Также не стоит переживать, если результаты не появятся не сразу. Вот несколько советов, которые помогут вам научить ребенка одеваться самостоятельно.

  1. Иногда дети боятся не справиться с большим количеством одежды. Начните учить ребенка самостоятельно одевать какую-то одну вещь, например, шапку. Постепенно увеличивайте количество вещей.
  2. Сделайте ребенка наглядные подсказки. Некоторым малышам тяжело запомнить последовательность надевания вещей. Нарисуйте плакат-шпаргалку или заранее разложите вещи в нужной очередности. Приучите ребенка сверяться со «шпаргалкой».
  3. Заранее выбирайте одежду на завтра. Пусть ребенок участвует в выборе одежды на следующий день. Малыш с вечера может с вашей помощью разложить комплект одежды на завтра в порядке ее одевания, что сильно сэкономит ваше время следующим утром.

  1. Чтобы ребенок не путал, где задняя часть одежды, а где передняя, старайтесь покупать одежду с кармашками, картинками спереди или самостоятельно сделайте на одежде условные отметки.
  2. Для малышей, которые только учатся одеваться самостоятельно, лучше покупать одежду на размер больше. В этом случае ребенку будет проще натягивать рукава и продевать голову (особенно это относится к водолазкам).
  3. Проявите гибкость. Возможно, малыш капризничает или отказывается одеваться, потому что он просто не в настроении или приболел. Настаивая на своем, вы можете столкнуться с сильным сопротивлением. Поэтому в данном случае постарайтесь договориться с ребенком. К примеру, мама может надеть штаны, а ребенок кофту и т.п.
  4. Покупайте одежду вместе с ребенком. Малыш с большим желанием будет одевать то, что он выбрал сам.

Часто дети отказываются одевать ту или иную вещь просто потому, что она неудобна. Одежда может не подходить ребенку по размеру, быть неприятной на ощупь. Поэтому если малышу не нравится вещь, постарайтесь узнать у него причину.

Возможные трудности


Будьте готовы к тому, что ребенок не сразу научится различать, где левый, а где правый ботинок

Родители должны понимать, что в процессе обучения у карапуза, скорее всего, еще не все будет получаться. Не исключены и следующие ситуации:

  • малыш способен путать последовательность процесса одевания, например, он наденет колготки, потом только вспомнит про трусики;
  • карапуз может надевать футболку задом наперед;
  • нередки случаи, когда кроха начинает засовывать обе ножки в одну штанину;
  • ребенок может даже начать плакать, если вы дадите ему одежду с неудобным воротником, из-за чего у крохи возникнут серьезные трудности;
  • малышу может быть сложно застегивать пуговицы или змейку, поэтому рекомендуется заранее начинать знакомство с этими объектами;
  • у вашего карапуза обязательно возникнут трудности с непониманием, где левый ботинок, а где правый;
  • нередкими будут и случаи, когда кроха перепутает и наденет вещи наизнанку.

На этапе знакомства моего сына с процессом самостоятельного одевания возникали многие из этих трудностей. В частности мы сталкивались с проблемой надевание одежды задом наперед, шиворот-навыворот, сынишка путал, на какую ногу, какой ботинок обувать. Когда был совсем маленьким, умудрялся всунуть две ноги в одну штанину.

Выводы

Научить ребенка самостоятельно одеваться – задача не из легких. Следует понемногу приучать малыша к самостоятельности с раннего возраста. Давайте ребенку задания по силам. Постепенно навык одевания и раздевания будет совершенствоваться, и малыш сможет одеваться сам. Если вы сталкиваетесь с сопротивлением и капризами, постарайтесь выяснить причину такого поведения ребенка и действуйте по обстоятельствам. Превратите процесс одевания в интересную игру, хвалите ребенка за его успехи, тогда вы обязательно достигнете результата!

Читать еще:  Как научить ребенка сморкаться

Как стимулировать


Не ругайте ребёнка, если у него не получается одеться самостоятельно

Вначале у ребёнка будет плохо получаться одолеть премудрости пуговичек, застёжек и кнопок. От этого он станет злиться и нервничать. Задача родителей не дать малышу расстроиться, а, наоборот, поднять ему настроение. Для этого:

  • пойте (причём лучше если это будут песни «что вижу, то пою» — наверняка такие варианты рассмешат вашего ученика);
  • шутите;
  • развлекайте ребёнка его любимыми стишками, прибаутками.

То есть любыми способами поддерживайте кроху – это лучший способ помочь ему на пути освоения окружающего мира.

Спокойствие, только спокойствие!

Самое главное – запаситесь терпением! Как только ребенок войдет во вкус и почувствует интерес к процессу, дело затянется. Вас он к себе не подпустит, желая все сделать самостоятельно, а сам будет делать все медленно и неуклюже.

Следуйте нескольким правилам:

• начинайте одеваться минут за 20 до предполагаемого выхода из дома;

• приготовьте ребенку одежду и разложите в той последовательности, в которой он должен ее надевать;

• не одевайтесь сами, пока не оденется ребенок, чтобы не взмокнуть в ожидании;

• приготовьте себе книжку или 20-минутное дело, которое можно отложить в любой момент;

• покупайте ребенку одежду с минимальным количеством простых застежек.

Психология воспитания детей до года

Воспитание детей до года. Что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Психология, советы доктора Комаровского, методики.

Многие родители ответственно относятся к своему ребенку, начиная его воспитывать с рождения. Немного странно звучит фраза «воспитание детей до первого года жизни». Что можно привить малышу, когда он только родился и ничего не понимает? Оказывается, можно, потому что первый год жизни важен для крохи. В это время формируются зачатки характера, будущего поведения, прививаются гигиенические нормы.

Физическое воспитание малышей до года

Чтобы организм ребенка нормально рос и развивался, нужно с рождения приучать его к закаливанию и массажу. Утром, протирая личико малыша, влажным ватным диском, нужно на несколько минут оставлять его на пеленальном столике голеньким. Используя в это время некоторые приемы массажа.

  • Поглаживание крохи помогает снять напряжение и расслабляет мышцы тела. Этим приемом начинают подготовку к следующим манипуляциям, также им заканчивают массаж. Поглаживание должно совершаться легкими скользящими движениями ладони по направлению кровотока. Рекомендуется делать с 3-х недельного возраста.
  • Растирание действует на мышечные ткани, вызывает тонус мышц. Кожу и ткани нужно растирать кончиками пальцев. Чаще всего начинают такое упражнение с 3-4 месяцев, когда ослабевает напряжение в ручках и ножках.
  • Разминание частей тела начинается с 4-5 месяцев. Мышцы малыша разминают пальцами, слегка надавливая на них.
  • Легкое поколачивание тыльной стороной ладони спинки, попки, бедрышек грудничка. Рекомендуется такой прием полненьким ребятишкам.

Деткам такие процедуры очень нравятся. А выкладывание малыша на животик поможет ему освободиться от лишних скопившихся газов.

Психология воспитания ребёнка до года

  • Первый месяц самый сложный в жизни, как для малыша, так и для его родителей. Почти сорок недель кроха находился внутри своей мамочки в специальной водной среде, не прилагал усилий для того, чтобы дышать, круглые сутки кушал через плаценту. Родившись, он попадает в совершенно иную контрастную среду. Он учится дышать, ощущает другую температуру, круглосуточное питание закончилось. Ему страшно. Здесь срабатывает инстинкт выживания, как у всех живых существ, он начинает громко плакать, чтобы привлечь к себе внимание, просит о спасении.

    Что делать, когда ребенок плачет?

    Если в семье первый ребенок, то новоиспеченные родители некоторое время пребывают в панике, так как они не могут понять, что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Но через пару недель, наблюдательная мама по плачу новорожденного уже легко может понять, хочет ли он кушать, писать или покакал. В родительской среде обсуждается вопрос унимать или не унимать плач крохи.

    • Приверженцы традиционного воспитания считают, что во время плача к малышу подходить не стоит. Нужно дать время выплакаться ему, и он успокоится. Иначе, в будущем он вырастет «маменькиным» ребенком.
    • Современный подход к этому вопросу основывается на том, что в любом возрасте нужно стараться останавливать детский плач. Мамочке достаточно взять крошку на руки и прижать к груди с левой стороны. Услышав биение материнского сердца, и большие, и маленькие детки успокаиваются. При таком подходе малыши растут более спокойными.

    Как приучить ребенка к самостоятельности?

    Часто мамочка задается вопросом, как оторвать малыша от груди и спать отдельно от него.

    • Традиционная система воспитания самостоятельности призывает к раннему отдалению малыша от родителей. Он должен один спать в кроватке, один находиться в комнате, сам себя развлекать. Считается, что так он быстрее станет самостоятельным, сможет легко обходиться без родителей. Конечно, при таком подходе мамам и папам это удобно, но детская психика от этого страдает. Когда как не в детском возрасте дать ему всю родительскую нежность и любовь.
    • Современные родители утверждают, что с малышом нужно проводить как можно больше времени. Спать вместе с ним, держать его на руках, носить в слинге. Не стоит бояться, что ребенок, привыкший спать с мамой, в возрасте 2-3-х лет, не захочет засыпать отдельно.

    Во всем важно знать определенную меру. В первые месяцы, когда в новой среде малыш некомфортно себя чувствует, можно разрешить ему спать вместе с родителями. Так он лучше и быстрее будет засыпать и долго продлится его отдых. По достижении им трехмесячного возраста, заснувшего малыша лучше перекладывать в его кроватку. В этом возрасте его сон становится крепким, разбудить его уже сложно.

    Психологи заметили, что малыш, постоянно находящийся с мамой, вырастает уверенным в себе. А чтобы он не стал «маменькиным», нужно выполнять все вместе с ним, а не вместо него. Учить самостоятельно принимать решения.

    Методики воспитания детей

    Как происходит формирование личности малыша? Воспитывают ли его родители собственным примером или прибегают к разным методикам? Вряд ли наши предки задумывались о каких-либо методах. Как бы то ни было, но психологи, педагоги и простые родители всего мира разрабатывают свои уникальные методы формирования личности ребенка.

    Существует большое количество методик воспитания, некоторые из них подходят и для детей до года.

    • Система Монтессори подходит к воспитанию ребенка, исходя из его интересов. Что интересно малышу, тому он быстрее научится. Родители должны быть в роли помощников.
    • Музыкальное воспитание Сузуки. Японский педагог и музыкант считает, что в каждом малыше заложены музыкальные способности. Если родители будут с рождения включать классическую музыку, в дальнейшем посещать филармонии, то в будущем он может вырасти музыкантом, если нет, то гармонично развитой личностью.
    • Воспитание по Глену Доману. Ученый пришел к выводу, что малыша можно обучать с грудничкового возраста. Он способен научиться читать и считать. Для этого необходимо изо дня в день показывать ему изображения со словами, цифрами, растениями, животными, людей, проговаривая, что на них запечатлено. Многие дети, обучавшиеся по этой методике, в последствии стали лауреатами Нобелевской премии.
    • Методика Масару Ибуки основывается на принципах развития до 3-х летнего возраста. Он считает, что в раннем возрасте у деток есть безграничные способности. Главное, обеспечить их развивающей средой и доступной информацией.
    Читать еще:  Как успокоить грудничка, когда он плачет

    Какую методику воспитания выбрать родителям, решать им самим. Главное, больше находиться рядом с малышом, разговаривать с ним.

    Воспитание до года по Комаровскому

    Евгений Комаровский – известный детский врач, в своих лекциях о воспитании детей большое внимание уделяет здоровой психоэмоциональной сфере в семье. Если ребенок растет в спокойной обстановке, не слышит громких криков, грубых ругательных слов, видит хорошие взаимоотношения родителей, то он вырастет психологически здоровым и адекватным человеком.

    Если же в семье часто ссорятся, грубо и громко разговаривают, родители пьют или дерутся, то чадо, в скором времени, начнет показывать отрицательные стороны характера. Неудивительно, что такие дети страдают неврозами, отклонениями в развитии, девиантным поведением.

    Кроме психологического климата в семье важна и здоровая атмосфера. Частое проветривание помещения, закаливающие процедуры только укрепляют здоровье малыша. Не нужно укутывать его во сто одежек по осени или зимой. Не нужно пичкать его грудью или смесью, захочет – поест.

    Важно следить за режимом. Двухчасовой дневной сон необходим малышу, он укрепляет его нервную систему. На ночь укладывать спать необходимо в одно и то же время.

    Когда малыш учится говорить, важно с ним проводить беседу на обычном языке, а не на детском. Так разговаривать он начнет гораздо раньше. О девочках нужно больше заботиться, мальчикам больше доверять.

    Родители могут выбрать любую методику воспитания. Они могут пользоваться советами авторитетных педагогов и докторов. Но самое главное, что необходимо малышу – это общение с родителями. Нужно чаще играть с ним, хвалить за любые успехи или попытку что-то сделать самому. Нужно научиться понимать свое чадо, формировать у него положительное отношение к родным и близким. И всегда надо помнить, что ребенок часто копирует поведение своих родителей.

    Как одеть здорового ребенка на прогулку: важные советы доктора Комаровского

    Если вы хотите поднять и сохранить иммунитет ребенка, то достаточное пребывание на свежем воздухе – один из главных способов это сделать. Однако встает проблема – чадо может простудиться во время этой прогулки. А потому доктор Комаровский рассказал, как нужно одевать ребенка перед выходом на улицу, сообщает Joinfo.ua.

    Как одеть здорового ребенка на прогулку?

    Главное — знать меру! Если без какой-либо «телогрейки» можно обойтись – обойдитесь. Также важно выработать у ребенка привычку самостоятельно одеваться – подбирать количество вещей, в которых ему будет комфортно и тепло. Простуда как раз таки чаще всего возникает не от переохлаждения, а от того, что человек вспотел, одевшись как капуста.

    Фото: Инстаграм doctor_komarovskiy

    «Надень шапку!», — очень часто дети слышат от мам и бабушек. По словам доктора Комаровского, «от хождения без шапки развивается менингит» — типичный пример народной сказки. Менингит – острая инфекционная болезнь, которая в 99% случаев вызывается микробом. И подцепить его можно вне зависимости от того, есть на голове шапка или нет. Но, конечно же, когда на улице серьезный мороз, без шапки никуда.

    В большинстве случаев, если ребенок говорит «мне холодно», то это из-за родителей. «Надеть на ребенка три шубы и болтать с подружками – проще, чем гулять активно», — отмечает педиатр. А потому выбирайте удобную, практичную одежду на флисе. Играйте с ребенком, бегайте и развлекайтесь – тогда холодно будет ни ему, ни вам.

    Фото: Инстаграм anzhelikaprokhorenkova

    Самое главное – обмен веществ сопровождается выделением тепла, и у детей он протекает в несколько раз интенсивнее, чем у взрослых. И это значит, что ребенок выделает больше тепла, чем взрослый. Следовательно, если взрослому прохладно, ребенку – нормально. Если взрослому нормально – ребенку тепло. Если взрослому тепло – ребенку жарко.

    Подписчики украинского педиатра согласились со словами врача, отметив, что это довольно сложно донести до бабушек.

    Если же ваше чадо все-таки подхватило инфекцию, то доктор Комаровский рассказал, как ухаживать за малышом в ночное время и как не допустить ухудшения самочувствия в этот период.

    Одевание малышей по Комаровскому

    Оставлю себе на заметку. Интересная инфа:

    Главный принцип мы уже изложили, но для надежности повторим еще раз — лучше переохладить, чем перегреть.
    Далее: лучше накрыть, чем закутать.
    Объясняю: если ребенок спит в детской комнате, вы запеленаете его при помощи всего двух предметов одежды: подгузника (памперса) и тонкой пеленки. Всем остальным — более теплой пеленкой, полотенцем, одеялом — его нужно будет прикрыть. Но родителям всегда непонятно: сколько же надо всего остального? Как определить, холодно ребенку или жарко?

    Наиболее весомый критерий — внешний вид кожи: она должна быть бледно-розовой[3]. Красная — значит, перегрели, и в следующий раз необходимо использовать меньше одежды (в меньшее количество закутывать, меньшим количеством накрывать). Особенность здорового ребенка состоит в том, что на холод он очень бурно реагирует— громко кричит, двигается. Если вы запеленали ребенка и он спокойно уснул — ни о каком холоде речь идти просто не может. Но ежели вам очень страшно за него — накройте лишней пеленкой, только не нервничайте.

    Одежда всегда имеет меньшее значение по сравнению с температурой воздуха в комнате.

    При температуре ниже 18 °С перегреть ребенка практически невозможно — как бы вы его ни кутали, лишнее тепло уйдет в процессе дыхания.

    При температуре от 18 °С до 22 °С — одной-двух пеленок и подгузника вполне достаточно.

    При температуре выше 22 °С здоровый ребенок не замерзнет вообще, а вот перегреть его легко.

    Очень много заблуждений существует по поводу того, какой должна быть температура кожи малыша — не та температура, что показывает термометр, а на ощупь — ручки, ножки, нос, уши и т. д. Совершенно неправильно, когда прохладные и бледные пятки рассматриваются в качестве угрозы здоровью или как признак болезни!

    В любом теплокровном организме, как мы уже выяснили, постоянно происходят два процесса — теплообразования и теплоотдачи.

    В нормальном организме эти процессы находятся в состоянии равновесия, которое составляет порядка 36,4—36,9 °С (в подмышечной впадине), однако возможны индивидуальные колебания (т. е. бывают люди — и дети, и взрослые, — для которых вполне нормальна температура тела, скажем, 36,3 °С или 37,2 °С).

    Когда в помещении, где находится ребенок, прохладно, а ребенок здоров, его организм реагирует совершенно определенным образом — уменьшает потери тепла. Достигается это довольно легко — сокращаются сосуды кожи, уменьшается интенсивность циркуляции в них крови и, таким образом, уменьшается теплоотдача. Кожа при этом прохладная на ощупь, что свидетельствует о нормальной теплорегуляции.

    Если в комнате 18 °С, а у голенького малыша розовые и теплые пятки — значит, вы его уже успели испортить: он не умеет сохранять тепло, а следовательно, может быстро переохладиться и заболеть.

    Одевание

    Дышать прохладным влажным воздухом — вовсе не означает, что при этом ребенок или ухаживающие за ним взрослые должны мерзнуть. Главным и вполне очевидным способом обогрева в условиях низких температур является адекватная одежда.

    Читать еще:  Что делать при ожоге кипятком: первая помощь, лечение

    Здесь сразу следует заметить, что ни о каких низких температурах речь на самом деле не идет. Рекомендуемый температурный режим (18 °С) вовсе не требует от членов семьи подвигов. Да, папе придется на какое-то время отказаться от хождения по квартире в дивных полосатых трусах. Если быть более точным, то не отказаться от трусов, а дополнить этот предмет одежды брюками. Алгоритм действий босоногой мамы аналогичный — надеть носки…

    Зачем надо писать о таких очевидных истинах? Прежде всего затем, что половина населения нашей страны в ответ на рекомендацию касательно того, что надобно 18 °С, уверенно и не задумываясь, заявляет: «При восемнадцати холодно!» — это проверено автором многократно. Почему так происходит?

    Во-первых, многие поколения наших предков мерзли и голодали, поэтому уже на подсознательном уровне еда и тепло — это хорошо, а голод и холод — плохо.

    Во-вторых, подавляющее большинство современных пап и мам рассматривают в качестве комфортной такую температуру, при которой утреннее высовывание ног из-под одеяла не сопровождается отрицательными эмоциями.

    В-третьих, практически все взрослые однозначно убеждены в том, что дети очень чувствительны к холоду, т. е. если маме и папе холодно, то ребенку очень холодно.

    На самом же деле, все с точностью до наоборот… Дело в том, что обмен веществ у ребенка происходит многократно активнее, нежели у взрослых, поэтому в единицу времени дитя вырабатывает тепла в несколько раз больше, чем его папа и мама. Это положение тем актуальнее, чем ребенок младше. Но надо учитывать и тот, уже упомянутый нами факт, что терморегуляция именно в детском возрасте обеспечивается главным образом дыхательной системой и лишь во вторую очередь кожей. И это положение подчиняется сформулированному выше правилу — оно тем актуальнее, чем дитя младше.

    Отсюда вполне логичный и физиологически обусловленный вывод: если маме и папе холодно — ребенку нормально, если маме и папе жарко — ребенку очень жарко. Главное — поддержать слабое звено терморегуляции детского организма и создать условия для нормальной теплоотдачи в процессе дыхания.

    Мудреная фраза «поддержать слабое звено терморегуляции» в переводе на человеческий язык как раз и означает, что ребенка надобно нормально одевать, поскольку детская кожа, с недостаточно сформированными потовыми железами, и является тем самым слабым звеном…

    Резюме: «холодно — это плохо», «ребенок боится холода» — все это самые обыкновенные народные сказки. При нормальной одежде температура 18 °С для большинства детей близка к температуре комфорта. Разговоры о вредностях и замерзаниях сплошь и рядом обусловлены изнеженностью взрослых.

    Итак, главное. Рекомендуемый температурный режим ни при каких обстоятельствах не должен создавать у больного ощущение холода. Одевать тепло! При температуре 18 °С перегреть ребенка сложно, поскольку организм имеет реальную возможность «сбрасывать» лишнее тепло, обогревая вдыхаемый воздух. Поэтому если сомневаетесь одеть-не одеть — оденьте.

    Если ребенок в том возрасте, когда возможен продуктивный словесный контакт, т. е. может передать словами свои ощущения и желания — прислушайтесь к дитю. Жарко — снимите, холодно — наденьте… Помните, что бывают ситуации, когда холодно всегда (озноб при высокой температуре тела) — это повод накрыть всем, чем можно и дать соответствующие жаропонижающие средства, но никак не повод включить обогреватель!

    В процессе одевания-пеленания младенцев, неспособных к адекватному изложению своих желаний, следует не забывать о том, что если ребенок плачет, то кроме голода и холода у него есть множество других поводов выражать недовольство — например забитый нос (мы ведь говорим не о ребенке вообще, а о ребенке, заболевшем ОРЗ).

    В любом случае не помешает знать главные признаки переохлаждения: бледность кожи и озноб при нормальной температуре тела. Тем не менее, описанные симптомы именно в связи с переохлаждением — преогромная редкость, по крайней мере, если речь идет о нормальной семье. Но в любом случае, если вы видите бледность кожи и (или) озноб, если у вас есть сомнения в том, не холодно ли малышу, — заверните его в лишнюю пеленку, накройте лишним одеялом. Еще раз повторюсь: при температуре 18 °С лишними они будут вряд ли.

    Признаки перегрева — это то, с чем и врачам, и родителям встречаться приходится намного чаще: ярко-красная, влажная кожа, потница, опрелости, жажда, сухость слизистых оболочек полости рта. Особо достоверный признак — «симптом подгузника»: под одноразовым подгузником кожа заметно краснее, чем над ним.

    Несколько слов о двух предметах одежды, «особо актуальных» применительно к теме ОРЗ. Во-первых, носки. Стопа имеет несколько рефлексогенных зон, контакт которых с холодом вызывает нарушения кровоснабжения слизистой оболочки носа. Регулярное босоногое хождение — прекрасный способ тренировки рефлексогенных зон и профилактики ОРЗ, но заниматься этим непосредственно во время болезни не стоит. Так что носки не помешают ребенку и заметно укрепят нервную систему ухаживающих взрослых. Во-вторых, шапки и шапочки: здесь главное — ничего не менять, т. е. как было до болезни, пусть так и остается.

    Как одеть здорового ребенка на прогулку: советы доктора Комаровского

    Доктор Комаровский — известный педиатр, автор книг и ведущий познавательных программ для родителей. Недавно он рассказал, как лучше одеть ребенка, когда вы отправляетесь с ним на улицу в холодное время года.

    Читайте на Еве
    • Знаменитости
    • Здоровье
    • Детское здоровье
    • Звездные советы
    • Доктор Комаровский
    • Евгений Комаровский

    Похожие материалы

    • доктор комаровский ингаляциикомаровский о беременностикак привить ребенку уважение к старшимевгений комаровскийкомаровскийкомаровский беременностькомаровский ингаляцииможно ли гулять комаровский

    В холодное время года (да и в любое другое) родители стараются уберечь детей от переохлаждения и частенько переусердствуют в этом вопросе, слишком тепло одевая ребенка на прогулку. Решил напомнить об этом Евгений Комаровский — его мнение уважают многие и часто пользуются его советами. Доктор написал четыре правила, которыми стоит пользоваться родителям, если они отправляются на прогулку со здоровым ребенком.

    1. Достаточный минимум! Если без какой-либо «телогреечки» можно обойтись, обойдитесь! Выработайте у ребенка привычку одеваться самому — самому выбирать количество вещей. Простуды чаще возникают не от переохлаждения, а от повышенной потливости, обусловленной избытком одежды.

    2. «От хождения без шапки развивается менингит» — типичный пример народной сказки. Менингит — острая инфекционная болезнь. В 99% случаев она вызывается микробом, который называется менингококк. Вероятность встречи с микробом не зависит от того, что у вас в это время на голове.

    3. В подавляющем большинстве случаев ребенок говорит «мне холодно!» по вине родителей. Ведь надеть на него три шубы и болтать с подружками (друзьями) заметно проще, чем гулять активно (побегать, поиграть).

    4. Самое главное, что надо понять: обмен веществ сопровождается выделением тепла. Обмен веществ у детей протекает в несколько раз интенсивнее, чем у взрослых. Следовательно, в единицу времени ребенок вырабатывает тепла больше, чем взрослый. Выводы: там, где взрослому прохладно, — ребенку нормально. Там, где взрослому нормально, — ребенку тепло. Там, где взрослому тепло, — ребенку жарко.

    Подписчики Евгения Олеговича написали, что эти правила надо отправить бабушкам, которые чаще всего и кутают внуков, ориентируясь на собственные ощущения. А те мамы, которые одевают своих детей легко на прогулку, сталкиваются с осуждением со стороны окружающих родителей.

    Мифы относительно здоровья очень тяжело развенчивать, но Комаровский делает это регулярно. Например, напоминает о вреде паровых ингаляций , которые обожает старшее поколение. Конечно, обойтись без заболеваний в холодное время не получится, и если уж так случилось, важно помнить правила поведения в детской поликлинике .

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector