Detilubvi.ru

Мама и Я
56 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дидактические пособия для формирования слоговой структуры слов

Авторские дидактические игры по формированию слоговой структуры слова
учебно-методическое пособие по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Роль дидактических игр в работе логопеда, виды игр по формирлванию слоговой структуры слова для детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
igry_po_slogovoy_strukture_slova.docx933.89 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в коррекционной работе.

Авторские игры по формированию слоговой структуры слова

ДОУ №130 города Липецка

Батанина Анастасия Михайловна

Эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, достигается при широком использовании дидактических игр.

В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

При проведении дидактических игр основываемся на общих дидактических принципах.

Основными из них являются следующие:

1. Принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.

2. Принцип повторности. Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.

3. Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Поэтому, в логопедической работе с детьми, организовывая дидактические игры, необходимо соблюдать и коррекционно-развивающие принципы , такие как:

1. Принцип динамичности восприятия;

2. Принцип развития высших психических функций;

3. Принцип мотивации;

Игры, используемые в коррекционной работе логопеда, выполняют следующие функции:

  • обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  • диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
  • терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
  • коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
  • развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

По направленности выделяются следующие виды обучающих игр при коррекции речи:

  • для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
  • для развития фонематического восприятия;
  • для развития мелкой моторики;
  • по обучению грамоте;
  • по формированию слоговой структуры слова;
  • по совершенствованию грамматического строя речи;
  • по обогащению словаря;
  • для развития связной речи.

В этом году моя тема по самообразованию связана с формированием слоговой структурой слова.

У большинства детей с ОНР в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими системные нарушения речи. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводим работу над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данную работу так же проводим в игровой деятельности, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова — долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.

Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков, формированию фонематического слуха.

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги.

Ход игры: детям предлагается помочь художнику выбрать краску. Дети определяют количество слогов в каждом слове-картинке, которые выложены по порядку на доске, и, шагают с краски на краску (цветная клякса) игрушкой – человечком. Спросить ребенка на каком цвете стоит художник (каждому слогу соответствует один цвет).

Так же можно произносить слова на слух, определяя количество слогов в слове, перемещая игрушку-человечка по цветным кляксам.

Цель: умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.

Ход игры: Скоро праздник Новый год. Что мы получаем в этот праздник? Дед Мороз готовит много подарков и сам не справляется. Он очень просил вас помочь ему. Не откажите в помощи? Надо разложить подарки в коробки. Но не просто так. Детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в коробку так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой (с другой стороны количество кружков), которая указана на коробке, четко произнося слово по слогам.

Цель: закреплять навык деления слов на слоги; развивать слоговую структуру слова; закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой; закреплять словарь по лексическим темам.

Ход игры: Подбираются игрушки, предметы по лексической теме (игрушки, посуда, одежда, овощи, транспорт и др.). Детям предлагается купить товар. Количество точек на денежной купюре соответствует количеству слогов в названии товара.

Играющим раздаются «деньги» — карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У логопеда на столе разложены картинки с изображением товаров. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».

Продукты: масло, сыр, помидоры, сок, молоко…

Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники…

Игрушки: мишка, кубики, пирамидка, гном, мяч, Буратино…

Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество точек на изображении божьей коровки (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).

Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.

Подобрать две картинки (соседей), так, чтобы количество слогов в словах соотносилось с той цифрой, которая указана в «зеркале» замка, четко произнося слова по слогам.

Детям предлагается выбрать героя, определить количество слогов в слове (картинка), вставить картинку с одной стороны замка и подобрать вторую картинку (найти соседа) так, чтобы количество слогов в слове соответствовала количеству слогов первой картинки.

Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, закреплять правильное произношение звуков, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Детям предлагается определить количество слогов в слове на цветочке и посадить на него жучка с таким же количеством точек.

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.

Ход игры: грузовик должен доставить груз. Он поедет только тогда, когда все правильно будет уложено в кузове. Расположить картинки в заданной последовательности: внизу слова, которые состоят из трех слогов, в середине – слова, состоящие из двух слогов, и вверху – из одного слога.

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели занятия: 1. образовательная — научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая — развивать внимание, речь.3. воспитательная — вос.

Цели занятия: 1. образовательная — научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая — развивать внимание, речь.3. воспитательная — вос.

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч.

Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят.

Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме «Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки».

Русский язык , 1 класс.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото.

Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова

Под понятием «слоговая структура слова» принято понимать взаиморасположение и связь слогов в слове. Не секрет, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников большую трудность. А ведь усвоение слоговой структуры слова является одной из главных предпосылок для овладения грамотой. Несформированность навыков слогового анализа и синтеза влечет за собой проявление в период обучения в школе дислексии и дисграфии.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.

Известно, что использование в коррекционной работе игровых приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Слова «учить играя» остаются актуальными и сегодня.

А дидактическая игра — это и метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Представляю вашему вниманию дидактические игры, целью которых является формирование слоговой структуры слова у дошкольников.

«Слово ты произнеси, сколько в нем слогов скажи»

На первой линейке изображены цифры от одного до четырех. На второй линейке картинки, в названии которых разное количество слогов.

Ребенок выбирает картинку, определяет количество слогов в ее названии. Затем подбирает соответствующую цифру.

Ребенок двигает первую линейку так, чтобы в окошке появилась цифра. Затем ищет слово с соответствующим количеством слогов.

«Построй башню»

Современные детские конструкторы — это безграничный просторn фантазии не только для ребенка, но и для педагога.

Ребятам предлагаются предметные картинки со словами разной слоговой структуры. По количеству слогов в слове дети строят башню из деталей конструктора. Затем сравнивают башни и определяют, какое слово самое большое, какое самое маленькое.

«Лесенка»

По лесенке-чудесенке
Сейчас я поднимусь.
Все слоги сосчитаю я,
Всех выше заберусь.

Логопед: «Помоги человечкам подняться на свои ступеньки».

Дети по картинкам определяют количество слогов в слове. Пальчиками шагают по ступенькам, называя слоги слова, ставят человечка на ступеньку последнего слога, определяют количество слогов в слове.

«Наряди елку»

Дети наряжают елку. Самые большие нижние ветки украшают игрушками с картинками, в названии которых три слога.

Ветки поменьше — двусложными словами. Самые маленькие верхние ветки — односложными словами.

«Помоги Слоговичку»

Отправляемся с ребятами в гости к Слоговичку и помогаем ему собрать двусложные слова — названия игрушек из половинок яиц Киндер Сюрприза.

Каждую игрушку кладем в яйцо с его названием.

«Снеговики»

Лепит с самого утра
Детвора снеговика.
Снежные шары катает
И, смеясь, соединяет.

Логопед предлагает детям слепить снеговиков так, чтобы на них можно было прочитать слова.

«Помоги клоуну собрать слова»

На циферблате часов вместо чисел изображены шары со слогами.

Логопед: «Клоун жонглировал шарами и перепутал все слова. Помогите клоуну собрать слова».

Дети передвигают стрелки часов, соединяя слоги, составляя двусложные слова.

Наглядные пособия для формирования слоговой структуры слова

Ирина Артамонова
Наглядные пособия для формирования слоговой структуры слова

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Предлагаю вашему вниманию некоторые пособия, которые применяю при работе над слоговой структурой слов.

1. Стимульный материал для работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова.

В пособии собран речевой и наглядный материал для проведения работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов. Представлены 14 классов слов, выделенных А. К. Марковой.

Цель: упражнение детей в делении слов на слоги.

Оборудование: три вазы с кармашками и слоговыми схемами, набор цветов- картинок.

Ход игры: ребёнку предлагается собрать букеты из цветов- картинок, обращая внимание на то, из скольких слогов состоят их названия.

Цель: упражнение детей в делении слов на слоги.

Оборудование: карточки- «деньги» с нарисованными на них двумя, тремя, четырьмя кружками,предметные картинки: морковь, свёкла, редиска, перец, чеснок, тыква, укроп, слива, вишня, арбуз, картофель, капуста, огурцы, помидоры, лимоны, бананы, виноград, ананас, яблоки, клубника, абрикосы, мандарины, смородина, ежевика, земляника.

Ход игры: детям предлагается купить только тот товар, в названии которого столько слогов, сколько кружков на их карточках- «деньгах». Дети подходят к столу и проговаривают выбранное слово по слогам, показав свою карточку. Если играющий не допустил ошибки, у него берутся «деньги» и выдаётся «покупка». Выигрывает тот, у кого оказалось больше картинок.

При автоматизации звуков подбираем картинки с автоматизируемым звуком и «покупаем в магазине» только те предметы, названия которых состоят из одного, двух, трёх или четырёх слогов.

4. Слоговые домики.

Цель: упражнять детей в подборе слов разной слоговой структуры.

Оборудование: панно с изображением трёх домиков, предметные картинки.

Ход игры: детям предлагается распределить картинки по домикам в соответствии с количеством слогов в словах. В одноэтажном домике «живут» картинки, названия которых состоят из одного слога, в двухэтажном домике «живут» картинки, названия которых состоят из двух слогов, в трёхэтажном домике «живут» картинки, названия которых состоят из трёх слогов.

5. Бусы и слоги.

Цель: упражнение в подборе слов разного слогового состава, слоговой анализ слов.

Оборудование: фрагменты нанизанных на шнурки бус, предметные картинки.

Ход игры.

1 вариант. Ребёнок подбирает слова, в которых столько слогов, сколько бусин на шнурке.

2 вариант. Ребёнок называет картинки и нанизывает на шнурок столько бусин, сколько слогов в слове.

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

«Слоговая стратегия». Коррекционная игра по формированию слоговой структуры слова Характеристика нарушений Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно,.

Дидактическое пособие «Словомер» (развитие слоговой структуры слова)

по развитию слоговой структуры слова

Красиво оформленная, грамотно построенная и четко произносимая речь является залогом успешной жизни ребенка, овладением знаниями в школьной и профессиональной сферах, высокого уровня коммуникации и социализации.

Нарушение слоговой структуры слова – одна из основных проблем у дошкольников с ТНР. Система работы по его устранению поэтапно представлена в работах Агранович З.Е., Четвертушкиной Н.С., Ткаченко Т.А., Большаковой С.Е.

Но теоритический материал всегда должен сопровождаться практическим. Представляем дидактическое пособие «Словомер» (рис.1), которое поможет дошкольнику с ТНР освоить состав слова, закрепить понятия «слог», «слово», научит правильно делить слово на слоги, определяя их количество. Проверить себя предлагаем приемом «ладошка к подбородку» (широко открываем рот только на гласные, а сколько гласных, столько и слогов), т.е. сколько раз подбородок дотронулся до ладошки, столько и слогов в слове.

Данное пособие может применяться как в индивидуальной работе, так и на фронтальных занятиях.

Демонстрационный материал подбирается в зависимости от этапа работы над произношением того или иного звука, или согласно лексической теме.

Ребенку предлагается измерить слово, узнать, длинное оно или короткое.

«Загляни, кто или что в кармашке? Закрой и начинай произносить слово по слогам, «отмеряя» каждый слог открыванием кармашка. Например, слово сахарница : рис.2,3,4,5,6)

рис.1

рис.2 рис.3

рис.4

рис. 5

рис.6

«Са-хар-ни-ца – 4 слога». По тому же принципу «работают» и пособия «Солнышко» (рис.7, 8), «Цветок» (рис.9), «Капуста» (рис.10), «Тучка» (рис.11).

рис.7, рис.8, рис.9,

рис.10, рис.11.

Дидактические пособия для формирования слоговой структуры слов

Автор: Утемишева Елена Викторовна, Пермякова Марина Игоревна

Организация: Детский сад № 89 г. Челябинска

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е. , Маркова А.К. , Усанова О.Н. и др.

Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.

Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, как одной из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.

Для успешного формирования слоговой структуры слова необходим определенный уровень сформированности ее предпосылок, а именно: звукопроизносительной стороны речи, процессов фонематического восприятия, голоса, чувства ритма, лексико-грамматического строя речи, уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Ритмические реакции являются доминирующими на начальных этапах развития речи, а впоследствии и слоговой структуры. Тот факт, что уже лепетная речь является ритмически организованной и служит основой для дальнейшего усвоения ребенком слов различной слоговой трудности, дает возможность рассматривать чувство ритма как одну из предпосылок формирования слоговой структуры слова.

Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому, ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается на том, как сокращаются ребенком до одного слова двусложные и трехсложные слова.

Одно из требований красиво звучащей речи – правильная ритмико-слоговая структура слова.

Ритмико-слоговая структура слова – ритмическая последовательность ударных и безударных слогов в слове, расположенных в определенной последовательности и обладающих семантикой. Под овладением слоговой структурой слов следует понимать усвоение нужного адекватного количества слогов в слове.

От уровня практического владения словесной речью зависит не только усвоение курса родного языка, но и приобретение других знаний. Только речь, опирающаяся на достаточный словарный запас, грамматические нормы языка, может обеспечить полноценное общение с окружающим, стать основным средством познавательной деятельности. Недостатки, несовершенства, расстройства речи могут нанести непоправимый вред для формирующегося человека.

Поэтому слоговая структура у детей с речевой патологией рассматривается в системе, в первую очередь во взаимосвязи со словарем и звуковым составом слова. Словарь ребенка с речевыми нарушениями страдает как в качественном, так и в количественном отношениях. Одним из проявлений нарушений словаря в качественном отношении являются всевозможные дефекты слоговой структуры.

В этом случае речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

— Усечение количества слогов в слове, например:

пуговица – пувица, молоток – моток

При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» — луна), в его середине («гуница» — гусеница), слово может не договариваться до конца («капу» — капуста)

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложные слов до односложных («ка» — каша, «пи» — писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трёхсложными («пувица» — пуговица)

— опускание слогообразующей гласной: поросенок – просенок

Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

Б) Итерации – увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной на стыке двух согласных («тырава» – трава)

1. Нарушение последовательности слогов в слове:

Метатезы – перестановка звуков соседних слогов («гебемот» — бегемот); перестановка слогов в слове («деворе» — дерево)

Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

— сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капуста – «капута»); слог со стечением согласных в слог без стечения (стул – «тул»)

Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В. Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми с ОНР;

— вставка согласных в слог («лимонт» — лимон)

4.Антиципации – уподобление одного слога другому («пипитан» — капитан)

5. Персеверации (от греческого слова «упорствую») – это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» — панама), («вавалабей» — воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, так как этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6.Контаминации – соединение частей двух слов:

Чай + сахар = чахар, белок + желток = белток

7.Редубликации – удвоение: одну – нюню

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

— линейной последовательностью слогов

— моделью самого слога

Этапы формирования слоговой структуры слова:

1. Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале).

Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова

К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности.

Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формирования пространственных представлений:

— на листе бумаги

— развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по сложной инструкции или под счет: кулак-ребро-ладонь

— развитие рецепторной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки – ребро правой руки)

— совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.

— упражнения на переключение

Работа на вербальном материале начинается с упражнения, направленного на формирование у детей таких пространственно-временных представлений, как:

Начало – середина – конец

Перед – за – после – между

Эти понятия важны для усвоения ребенком последовательности звукослогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию слоговой структуры слова

I этап – подготовительный. Цель: формирование чувства ритма, как предпосылки становления слоговой структуры.

Работа ведется одновременно в двух направлениях

Развитие восприятия различных ритмических структур:

Развитие воспроизведения различных ритмических структур:

— формирование умения дифференцировать на слух быстрые, оптимальные и медленные темпы ритмических ударов

— формирование умения воспроизводить быстрый, оптимальный и медленный темпы ритмических ударов

— формирование навыка различения простых и сложных ритмических структур

— формирование навыка воспроизведения ритмических структур различной сложности

— формирование умения выделять ударный слог из слоговых цепочек

— формирование навыка воспроизведения слоговых рядов с чередованием ударных и безударных слогов

II этап – основной. Цель: формирование навыка восприятия и воспроизведения слов различной слоговой структуры

Формирование слоговой структуры отдельных слов:

— при отраженном проговаривании

-при самостоятельном назывании предметов и картинок

Формирование слоговой структуры слов при повторении предложений

III этап – заключительный. Цель: закрепление навыка правильной передачи слоговой структуры слов, навыка слогового анализа и синтеза в различных ситуациях речевого общения и видах деятельности

Использование рабочей тетради предполагает работу со второго этапа обучения.

2 этап коррекционной работы

Он состоит из нескольких уровней:

— уровень гласных звуков

Цель данного этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.

Работа над гласными звуками:

четкое восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса (контурного) слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

Проводятся следующие игры: «Поймай звук», «Слушай и хлопай», «Пропой песенку в соответствии с символами)

— А – У — И (из отдельных звуков)

— АУ ИО (из двух слогов)

— АУИ АУИО (из 3, 4 слогов)

— узнать серию звуков по беззвучной артикуляции

Работа над слогами

В самом начале коррекционной работы в игровой форме логопед добивается произнесения слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный + гласный (АУ, УА, АИ)

Согласный + гласный (ба – ба – ба)

Гласный + согласный (ам – ам –ам)

Гласный + согласный + гласный (апа, апа)

Согласный + согласный + гласный (ста,ста)

Гласный + согласный +согласный (афт, афт)

Гласный + согласный + согласный + гласный (адна)

Проводятся следующие упражнения:

— «Слушай и хлопай»: ПА ТА КА, а теперь повторяй(сначала сопряжено, а потом отраженно)

— «Послушай и назови» (ребенок должен назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов

— «Кто самый внимательный» Дети воспроизводят слоговые ряды:

из одинаковых гласных и согласных звуков: ПА ПА ПА

из одинаковых согласных, но разных гласных звуков: БА-БУ-БЫ

из разных согласных, но одинаковых гласных звуков: ПА-ТА-КА

с изменением ударения: па-па-ПА, па-ПА-па, ПА-па-па

со стечением согласных то-кто; ста-сто-сту; А-ста, А-сто

— «Скажи на один слог больше, на один слог меньше»

— «Поиграй со звуками» (на преобразование слогов: пат-тап-пта-тпа-апт-атп)

— «Придумай слоги» (из определенных звуков:1-й гласный, 2-й – согласный)

Работа над словами

Проводятся следующие упражнения:

— на объяснение значений малознакомых слов

— на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа

— на выделение ударного слога

— с перестановкой слогов

— на оценку нормативности

— на переход к слитному произнесению

— на образование словосочетаний

— на составление коротких предложений с изученными словами

— на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре

— на закрепление материала

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи, как подготовительный этап в обучении грамоте.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).

Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и, рассчитанный на учебно-игровую форму работы.

Вся система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на 2 учебных года (старшая и подготовительная группа). Предлагаемое пособие содержит лексический материал в форме разнообразных игр и игровых упражнений.

Первый год обучения детей 5-ти летнего возраста с ОНР в детском саду условно делятся на 3 периода обучения, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами и объемом изучаемого материала.

Работу в тетради целесообразно начинать с 1-го периода обучения, так как упражнения направлены на формирование фонематических процессов, которые являются неотъемлемой частью работы по формированию слоговой структуры.

Занятия с рабочей тетрадью предполагают индивидуально-подгрупповую форму работы. Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова.

Овладение слоговым составом слова связано с мотивационной стороной деятельности ребенка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового (фонематического) восприятия. Искажения слогового состава слова затрудняет общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем — грамоты. Работа в тетради позволяет детям с ОВЗ раскрыться на невербальном уровне и выявить уровень сформированности таких психических процессов как: логическое мышление, внимание, память.

В рабочей тетради изложена система специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Предлагаемое пособие рассчитано на два года обучения и может быть использовано в работе с детьми в старшей и подготовительной группе детского сада для детей с нарушениями речи. Тетрадь содержит системный дидактический материал по формированию слоговой структуры с учетом прохождения лексических тем. Работа с дидактическим материалом поможет обогатить словарный запас, усовершенствовать грамматический строй речи, развить фонематическое восприятие ребенка.

Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям специализированных групп и родителям для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.

Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова

Причины нарушения фонематического слуха

Причины подобных нарушений бывают двух видов механические и функциональные.

Механические

обусловлены натальными и постнатальными вредностями, к которым относятся инфекционные заболевания, травмы, в том числе родовая травма, в результате которой оказываются поврежденными речевые зоны мозга, а также наблюдаются дефекты речевого аппарата. К последним относятся особенности строения языка: слишком большой и малоподвижный язык, маленький узкий язычок, короткая уздечка, ослабленный в передней части язык. А также дефекты челюсти:

  • прогнатия – явление, когда верхняя челюсть значительно нависает над нижней.
  • прогения – обратное явление, нижняя челюсть выдвинута вперед, нижние зубы перекрывают верхние.
  • открытый боковой прикус – при смыкании зубов с обоих боков остается значительная щель между зубами.
  • Открытый прямой прикус – при смыкании зубов боковые зубы антагонисты соприкасаются друг с другом, а передние образуют щель.
  • неправильное строение зубов.
  • Особое строение нёба: узкое, слишком высокое, плоское.
  • непропорциональные губы: отвислая нижняя губа, узкая малоподвижная верхняя губа.

Функциональные причины

связаны с издержками воспитания или его отсутствием, к которым относят:

  • долгое сюсюкание с малышом.
  • подражание родителям, у которых есть проблемы с речью.
  • двуязычие в семье.
  • длительное сосание соски, вследствие чего обнаруживается недостаточная подвижность языка, губ, челюсти.
  • педагогическая запущенность.


Классификация звуков

В свою очередь, звуки тоже сортируют на две группы. Их главное отличие от друг друга — анатомия образования. Какие существуют классы:

  • Согласные. При их произношении человек сталкивается с препятствиями. Преградой выступает один орган или целая их группа (губы, зубы или язык).
  • Гласные. При помощи гортани и отдельных частей ротовой полости воздух без каких-либо помех выходит из лёгких — так образуется гласный звук.

Чтобы понять остальные различия, необходимо детально разобрать каждое понятие.

Виды гласных

Всего в русском языке существует 6 гласных звуков (о, и, а, э, ы, у), но для обозначения их на письме используют до 10 букв. Связано это с тем, что некоторые из гласных могут иметь несколько буквенных обозначений одновременно. Например, есть полугласная «й». Стоит учитывать, что в школьной программе она будет обозначаться согласным звуком. Также её предназначение — отображение дополнительных гласных (я, е/ё, ю). В фонетическом разборе это будет выглядеть:

  • я — [ йа ] ;
  • е — [ йэ ] ;
  • ю — [ йу ] ;
  • ё — [ йо ] .

Однако эти гласные не всегда будут отображаться в схеме двумя буквенными элементами. Правило сохраняется только в некоторых условиях:

  • В начале слова. (Яна, январь).
  • После гласных звуков (тихая гавань, молодая мама, скоростной поезд).
  • После твёрдого/мягкого знака (въехать в дом).

В противном случае эти гласные будут смягчать, но двойного звучания вместе с «й» не будут давать (ребята, ветер).

Все гласные подразделяют ещё на две подгруппы, в зависимости от звука, стоящего перед ними. К ним относят:

  • Если стоит твёрдый согласный (чашка, сорока). В эту группу входят: а/о, у, э, ы.
  • Если впереди указан мягкий согласный (пила, перо). Сюда включают: я, е/ё, и/е.

Каждая гласная имеет и свой личный характеризующий признак — ударение. Его в обязательном порядке требуется указать в фонетическом разборе. По этому признаку гласный может быть либо ударным, либо безударным. Ударный звук пишется и произносится всегда одинаково (Москва — под ударением «а»).

Группы согласных

Согласных звуков значительно больше, чем гласных. Всего их насчитывается 20. Они тоже делятся на группы по определённым признакам. При этом согласные могут одновременно значиться в нескольких группах, то есть иметь несколько признаков:

  • Звонкие: б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м.
  • Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
  • Парные: б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с.
  • Непарные, но они делятся на ещё 2 подгруппы. Звонкие: р, л, н, м. Глухие: х, ц, ч, щ.
  • Шипящие: ж, ч, ш, щ. Все остальные можно отнести к мягким или твёрдым.
  • Твёрдые: ж, ш, ц. Их мягкость не меняется в любых ситуациях.
  • Также неизменные мягкие: й, ч, щ.

При произношении могут возникнуть проблемы с правильным определением звонкости, так как и глухие, и звонкие имеют одну и ту же артикуляцию (кактус). Есть два метода решения задачи парных согласных:

  • Разделить алфавит на две части. Вначале будут идти звонкие согласные, после — глухие.
  • Изучить правила позиций согласных, при которых они в обязательном порядке становятся звонкими/глухими.

Как формируется фонематический слух

При нормальном развитии реакции на звуки отмечаются уже у новорожденного. Выражается это во вздрагивании, мигании, изменении дыхания. Вскоре звуки начинают вызывать у ребенка задержку некоторых движений, прекращение крика. Уже на 3-4 месяце ребенок начинает различать речевые и неречевые звуки, а также однородные звуки разной громкости. В первые полгода жизни главную слуховую нагрузку несет интонация, малыш учится различать голоса близких людей. К 1 году ребенок начинает правильно реагировать на произнесенные взрослым звуки, например, при произнесении слова «часы» ребенок поворачивает к ним голову, также, как и при произнесении звуков «тик-так». Ребенок откликается уже на слово, а не на интонацию, так завершается этап дофонемного развития. На втором году жизни ребенок начинает различать все звуки речи.

Читать еще:  Симпатическая и парасимпатическая нервная система
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector