Словесные дидактические игры для малышей весело познавательно и полезно
Дидактические игры своими руками: простые и понятные развивающие игры для детей разных возрастов. 125 фото и видео мастер-класс
Сегодня как никогда актуальны вопросы раннего развития наших детей. Ребенок должен узнать и освоить как можно больше и как можно раньше – иначе он рискует потерять шансы, например, попасть в сильную группу профильного детсада. Или к хорошему репетитору, который берет не всех. Или не пройти конкурс в нужную школу – и отправиться получать образование по месту прописки. Или маме нечем будет похвастаться перед другими мамами в песочнице.
Так постепенно все время дошкольника занимают всевозможные развивающие занятия. Но не лишается ли он при этом, собственно, детства? И не ставит ли это родителей перед трудным выбором между детством и достижениями?
- Дидактика – наука об обучении
- Моторика
- Речь
- Слух
- Фото дидактических игр своими руками
Дидактика – наука об обучении
Хороший выход из ситуации – развивающие игры. Психологи и педагоги еще в середине прошлого века установили, что наиболее прочно и устойчиво усваиваются навыки и знания, полученные в ходе увлекательной игры.
Кроме того, ребенка проще уговорить на повторение той же игры, чем на повторение тех же уроков. А повторение, как известно, мать учения.
Такие развивающие игры называются дидактическими. Дидактика – это наука, изучающая сам познавательный и обучающий процесс.
Дидактические игры можно пройти на развивающих занятиях или купить в специализированных магазинах – однако, если вы хотите интереснее провести время с вашими детьми, попробуйте сделать дидактические игры для детей своими руками. Вместе.
Увлекательный процесс создания будущей любимой игрушки – тоже своего рода полезная дидактическая игра. Осталось определиться, какие навыки развивать первыми.
Моторика
Отличный вариант игр для развития моторики и пространственного мышления – всевозможные игры-шнуровки. Вам понадобится несколько кусков картона или пластика и яркие разноцветные шнурки.
Пластик удобнее – такую игрушку можно помыть. Если вы делаете дидактические игры для детского сада своими руками, есть смысл сразу делать их моющимися – дети есть дети.
У вас наверняка есть разноцветные крышки от давно потерянных пластиковых контейнеров – это отличный шанс пустить их в дело.
Сделать игру-шнуровку просто. Нужно просто вырезать по трафарету узнаваемые фигурки – например, яблоню и яблоки. Или красный гриб и белые точки. Или синее небо и белое облачко.
В деталях аккуратно проделываются отверстия для шнурков – и ребенок, продевая шнурки в дырочки, может сам повесить яблоки на яблоню или полить дождиком из тучки.
Такие дидактические игры хорошо работают в младшей группе детского сада. Интересное развлечение для малышей – а там и до завязывания настоящих шнурков недалеко.
Если вы делаете дидактические игры по развитию речи своими руками, начните с кукольного театра. Пальчикового. Персонажей любимых сказок можно нарисовать на бумаге вместе с детьми. Потом к бумажным артистам будущего театра с изнанки приклеиваются колечки из бумаги или ленточек – с их помощью куклы будут крепиться на палец.
Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет
Цель. Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется столяр при работе.
Описание игры. Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор)
Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок.
(Пила)
Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)
Деревянная река,
Деревянный катерок,
А над катером струится
Деревянный дымок.
(Рубанок)
Цель. Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания.
Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку, доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
(Мяч)
Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Яхта)
Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки)
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи)
Когда весна берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня.
(Скакалка)
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой …
(Велосипед)
Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.
Нашла я сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.
Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.
На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.
Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.
В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.
Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.
Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.
Цель. Развивает речевое творчество детей.
Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)
В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)
Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)
У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)
Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!
Словесные дидактические игры для малышей: весело, познавательно и полезно
В основе занятий с детьми возраста 6-7 лет лежит подготовительная работа к обучению в школе. Поэтому особое внимание уделяется совершенствованию фонематического слуха, овладению звуко-буквенным анализом, расширением и уточнением лексической составляющей и работой над грамматическим строем. Предложенные игры подходят как для индивидуальных занятий, так и групповых.
Перед каждым заданием педагог озвучивает его цель, и чему будут учиться дети, выполняя их. Также взрослый следит за правильностью звукопроизношения и выразительностью речи. Речевой материал лучше стараться подбирать в соответствии с лексической темой.
Определение дидактики
Слово “дидактика” переводится с древнегреческого как “обучающий”. Так вот, когда обучение детей проводится в неформальной игровой атмосфере, когда ребенок “учится играючи”, испытывая удовольствие от процесса, — это и урок, и игра, дидактическая игра.
Образное мышление ребенка непосредственно связано с тем, что маленький человек познает мир в игровой форме.
Если вы со своим чадом провели выходной в зоопарке, и на него произвел впечатление орангутанг Буба, то приготовьтесь к тому, что ближайшие несколько дней все члены семьи будут участвовать в игре под названием “Буба в зоопарке”.
Образное мышление помогает ребенку чувствовать красоту окружающего мира, верить в сказку, развивает воображение, творческие способности.
Игра для дошкольника — образ жизни. И если игре придать обучающую направленность, то стопроцентное усвоение материала гарантировано. Вот почему дидактическая игра по развитию речи так активно используется при работе с детьми.
Речевая игра с малышами 7. Почему кастрюля – хитрюля? Сочиняем историю, развиваем словотворчество
Это идея Анастасии, мамы маленькой Ариночки. Эта речевая затея подходит для детей второго полугодия третьего года жизни, которые уже хорошо говорят.
Можно рассказать ребенку стихотворение и спросить: «А как ты думаешь, почему кастрюля-хитрюля?». Ребенок: «Потому что она хитрая». Мама: «А в чем хитрость? Где кастрюля схитрила?». Пусть ребенок подумает и предложит свою версию, почему кастрюля хитрая.
Спросить какая еще может быть кастрюля. Например, если она с утра проснулась сердитой, то она какая? Ребенок: «Сердитая». Мама: «А кто ее рассердил?». Предложить ребенку придумать, почему кастрюля рассердилась. Мама: «Вот хитрую кастрюлю называют кастрюля-хитрюля, а сердитую как назовут?». Пусть ребенок предложит свой вариант имени такой кастрюли (развиваем словотворчество).
Цель игры
Дидактические игры развивают у ребенка:
- Познавательные навыки. Ребенок наблюдает, узнает много нового, расширяет уже имеющиеся знания об окружающем мире, живой и неживой природе.
- Умственные способности. Человек учится думать, выражать свои мысли, строить предложения, рассуждать. А еще — запоминать, сравнивать, оценивать.
- Речь. Существенно увеличивается словарный запас, улучшается произношение, формируется способность участвовать в диалогах, произносить монологи.
- Нравственные качества. Ребенок учится помогать, сочувствовать, сдерживать себя, уважать других.
- Социальную адаптацию. Приобретаются такие навыки, как умение конфликтовать, участвовать в соревновании, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, уступать другим, а также не давать в обиду себя.
Поэтому, если ваш кроха уже полчаса просит вас поиграть с ним, а у вас на это совершенно нет времени, дайте ему баночку с манной крупой, в которой спрятана фасоль, и попросите его приготовить ужин для питомцев зоопарка. Пока вы варите борщ для папы)).
Викторины для детей 6–7 лет
Викторина — разновидность словесной игры, в которой ведущий озвучивает вопросы, а игроки дают ответы. Может проводится по всем образовательным областям. Дошкольники играют в викторину чаще всего в командах, однако призы необходимо дарить как победившей, так и проигравшей команде, чтобы дети не утратили интерес к викторинам как виду деятельности. Когда дети назовут правильный ответ, его лучше подкрепить показом соответствующей картинки или слайда.
Таблица: вопросы-загадки для викторины по авторским сказкам
Невод в море я кидал, Рыбку волшебную поймал. (Дед из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке») | Девочка красивая, Мачехой нелюбимая. На бал случайно попала И туфельку там потеряла. (Золушка). | Он весел и не злобен, Этот милый чудачок. С ним мальчик Робин, И приятель Пятачок. Для него прогулка — праздник, И на мёд особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок … (Вини-Пух). |
Я мальчишка деревянный, Вот и ключик золотой! Артемон, Пьеро, Мальвина – Дружат все они со мной. Всюду нос сую я длинный, Моё имя … (Буратино). | В шляпе синенькой мальчишка, Из известной детской книжки. Он глупышка и зазнайка, А зовут его … (Незнайка) | Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне, И женился на царевне. (Емеля). |
Грустно дед и бабка жили. И дочурку себе слепили. Она всегда им помогала, Только вот огня избегала. (Снегурочка). | Девочка красавица В лес попала. Семь гномов она В лесу повстречала. (Белоснежка ). | Он умеет мяу говорить. Лучшим другом умеет быть. Хозяину своему он помогает И людоеда смело съедает! (Кот в сапогах). |
Фотогалерея: иллюстрации к авторским сказкам
Изображение позитивного, весёлого героя поднимет настроение детей во время викторины
Показывая детям картинку с изображением героя, можно обратить внимание на его красивый наряд
Для детей подготовительной группы следует выбирать иллюстрации, на которых герои одеты в национальные костюмы
Этот герой может даже прийти к детям и помочь проводить викторину
Сказки А. С. Пушкина могут быть включены в викторину, но по ним можно провести и отдельную игру
Викторине должно предшествовать глубокое изучение темы, которой она будет посвящена, чтобы все дети чувствовали себя уверенно и комфортно.
Виды и примеры дидактических игр для дошкольников
Дидактические игры различаются по содержанию, действиям, правилам и бывают трех видов:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные дидактические игры.
Степень их сложности можно регулировать в зависимости от возраста участников. Одна и та же игра может иметь несколько вариантов. Например, малыши раскладывают карточки по цвету; дети постарше — называют цифры; а кто-то уже может сложить слово.
Игры с предметами
1. Волшебный мешочек
Нужно вытащить из мешочка различающиеся по форме предметы на ощупь: шарик, кубик, пирамидку. Или предметы с разной текстурой: шишку, желудь, каштан.
Предлагается малышу разложить по цветам кубики, мозаику, пирамидки.
Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика.
Настольно-печатные игры
Здесь есть огромный простор для выбора того, что будет наиболее интересно вашему малышу в данный момент времени. Это могут быть:
- Картинки для узнавания в виде изображений, теней, контуров.
- Пазлы.
- Лото.
- Картинки: найди различия.
- Картинки: подбери пару.
- Лабиринты.
- Конструкторы.
Такие дидактические игры для дошкольников по развитию речи интересны и познавательны. Они успешно развивают речевые навыки, логику и воображение, формируют усидчивость и терпение.
Словесные игры
Такой вариант познавательного общения очень актуален, когда под рукой не находится никаких специальных предметов, поэтому можно использовать самые привычные вещи. Вот несколько примеров подобных дидактических игр для развития речи дошкольников.
Описание внешнего вида: цвета волос, глаз, предметов одежды модницы-куклы.
Поместить рядом несколько мягких игрушек. Попросить закрыть глаза и убрать одну. Кто догадается: кого нет? Надо назвать, рассказать, как выглядит, придумать, куда убежала.
Кидают кубик с картинками на каждой грани. Надо назвать, что изображено на верхней грани и сымитировать звук предмета. Например, паровоз. Как гудит паровоз?
4. Слови мяч — назови слово, противоположное по смыслу. Горячий-холодный, большой-маленький, близко-далеко.
Словесные игры для дошкольников развивают речь, быстроту реакции, правильное произношение звуков, расширяют словарный запас, учат правильно строить предложения, связно выражать свои мысли.
Дидактические игры по развитию речи своими руками
Дидактические игры по речевому развитию можно организовывать и дома, начиная с самого юного возраста вашего малыша. Мелкая моторика пальчиков в таких играх самым наилучшим образом отразится на способности разговаривать, ясно выговаривать слова и звуки, строить предложения.
Развивать речь дошкольников помогут дидактические игры с материалом, сделанным своими руками.
Мишка и шишки
Очень интересно, даже взрослым, задействовать тактильные ощущения в игре с обычными воздушными разноцветными шариками, предварительно наполнив их разной крупой, мукой, крахмалом, макаронами. Только надувать их не надо).
Включив фантазию, можно разыграть сценку с мишкой, который собирает на полянке шишки-шарики.
После того, как малыш нарезвится, можно разобрать корзину с “шишками”: разложить по цветам, помять и поугадывать содержимое.
Кукольный театр
Разыграть по-настоящему, театрально, любимую сказку. Будучи ведущим или персонажем, ребенок перескажет, а то и увлеченно, на ходу, придумает новый сюжет. Вам ничего не останется, как с серьезным видом подыгрывать, внутренне улыбаясь и даря душевное тепло юному дарованию.
Магазин Ткани
Собрать как можно больше лоскутков различающихся по своей текстуре тканей. Дочка-портниха придет в магазин, чтобы купить материал на платье для своей куклы Даши. Она обязательно потрогает все, что вы ей предлагаете, и выберет струящийся шелк для бального платья. Не забудьте обратить ее внимание на пуговицы: их так много, они такие разные. Так что приготовьтесь к тому, что ей может понадобиться ваш совет.
Если под руками ничего нет, можно процитировать строчку из любимого стихотворения и попросить малыша продолжить, или вспомнить: о чем оно, как называется.
Самое главное, что игры — это общение с маленьким человеком, который с нашей помощью начинает путешествие под названием ”жизнь”. Давайте сделаем его незабываемым, радостным, наполненным живым душевным теплом.
Артикуляционные упражнения
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:
- Задувать свечку;
- Дуть в дудочку;
- Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
- Надувать мыльные пузыри;
- Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
- Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):
- «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
- «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
- «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
- «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
- «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
- «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
- «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
- «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
- «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.
Словесные игры для детей разного возраста
Развитие речи ребёнка — непрерывный процесс. Игры со словами, которые могут быть использованы и в домашних условиях, и в детском саду, на прогулке или в поездке, помогут сделать процесс целенаправленным и продуктивным, а обучение радостным и интересным.
Какая польза от игр со словами
Игры со словами направлены на решение следующих задач:
- обогащение словарного запаса;
- создание условий познавательной деятельности;
- прививание интереса к слову и родной речи;
- формирование адекватного звукопроизношения;
- улучшение памяти, интеллектуальных способностей;
- развитие умения высказывать своё мнение, делать выводы, применять новые знания в различных ситуациях.
Игры со словами не только интересный, но и полезный досуг
Игры со словами для самых маленьких
Специалисты утверждают, что в двухлетнем возрасте словарный запас ребёнка включает около 50 слов. Однако многие малыши в этом возрасте произносят гораздо меньше слов. С помощью речевых игр взрослые могут помочь малышам заговорить.
Сопровождайте действия, за которыми наблюдает малыш или которые он сам производит, своими комментариями. Называйте ясно и разборчиво предметы, на которые смотрит ребёнок или на которые показывает пальчиком. Так малыш быстрее произнесёт первые слова и фразы.
«Скажи, что это»
В продаже имеются книги с большими понятными картинками и минимумом текста для маленьких детей, а также карточки различной тематики. Рассматривая такие иллюстрации, чётко произносите, что нарисовано на них, и, если это возможно, просите повторить малыша звукоподражание, которое относится к данному слову: «Это собака. Она говорит: «Гав-гав». Скажи: «Гав-гав!».
Картинок не должно быть много. На первое время отберите 5–6. Через какое-то время таких занятий, разложите картинки на столе или на полу, чтобы ваш ребёнок их все видел, и попросите его найти какое-нибудь изображение: «Где котик? Кто говорит: «Мяу-мяу?». Ребёнок должен остановить на нужном изображении взгляд или показать на него пальчиком. Карточки, с которыми малыш уже хорошо знаком, постепенно заменяйте другими, пока малознакомыми.
Маленькие дети ещё сами не умеют организовать игру, поэтому им важно участие взрослого
«Чудесная коробочка»
Возьмите яркую коробку (корзинку, красивый мешочек), сложите в него разные небольшие предметы (игрушки). Доставайте из коробки по одному эти предметы, называйте, что это, и отдавайте малышу. Пусть рассмотрит их хорошенько. Затем предложите сложить всё на место. И опять, когда берёте предмет в руки, громко, одним словом, называйте, что это.
Если все игрушки ребёнка всегда у него на виду, они быстро наскучивают ему. У моих детей игрушек много. Когда мой старший сын был маленьким, я всё его имущество раскладывала по небольшим коробкам. Доставала ему по одной коробке и он подолгу рассматривал её содержимое, затем складывал всё назад. Если к какой-то коробке не было доступа хотя бы неделю, игрушки в ней воспринимались малышом, когда он получал её, как новые.
Разбирая и складывая по местам с ребёнком игрушки, чётко и разборчиво проговаривайте их названия
Игры со словами для детей трёх — четырёх лет
В 3 года, как правило, дети уже знакомы с названиями окружающих предметов, могут объяснить простейшие вещи, легко строят простые предложения. К 4 годам малыши уже умеют понятно разговаривать, обозначать свои пожелания и эмоции. Речевые игры помогут совершенствовать слух, увеличивать словарный запас, формировать правильный грамматический строй речи и звукопроизношение.
Помните, что дети во всём копируют взрослых, поэтому следите за своей речью: не допускайте «сорных» слов, грубых выражений.
«Кто так разговаривает»
В игре могут участвовать как двое человек (ребёнок и взрослый), так и несколько. А также понадобится мяч.
Дети становятся полукругом, взрослый — перед ними. Он бросает мяч одному из игроков, называя какое-нибудь животное, а тот должен сказать, как животное говорит, и вернуть мяч ведущему.
Для игр со словами пригодятся мячи, воздушные шары и другие игрушки
«Скажи наоборот»
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Взрослый произносит слова, доступные для понимания ребёнка, к которым можно подобрать противоположные по значению: день — ночь, темно — светло, горячо — холодно и т. д. Малыши, которые правильно назвали антонимы, получают поощрительные призы (можно вырезать из бумаги звёздочки, колокольчики или т. п.).
«Путаница»
Взрослый читает предложение, в котором слова переставлены местами: «Мяч ловит Таню», «Река плывёт по лодке» и другие. Ребёнок должен заметить ошибку и исправить.
Совместные игры сближают детей и взрослых, учат общению и взаимовыручке
Игры со словами для детей пяти — шести лет
Дошкольники этого возраста обычно понятно высказывают свои мысли, строят логичные высказывания. К школе они должны иметь богатый словарный запас, уметь чётко произносить все звуки, пересказывать небольшие истории. Овладеть этими навыками им помогут речевые игры.
В этом возрасте следует много читать ребёнку, задавать вопросы и внимательно слушать его, загадывать загадки, решать кроссворды, ребусы, шарады.
«Испорченный телефон»
Для игры необходимо участие группы детей.
Мальчики и девочки садятся в ряд. Взрослый шепчет простое, понятное ребятом слово первому игроку на ухо, чтобы другие не слышали. Тот передаёт слово другому, тоже шёпотом. Последний игрок называет слово, которое услышал, вслух.
Так как часто слово доходит до последнего игрока в искажённом варианте, игра получается обычно весёлой и интригующей.
«Светофор»
Игра может проводиться как с одним ребёнком, так и с несколькими.
Для игры понадобятся вырезанные на каждого участника из бумаги по одному кружку зелёного и красного цвета. А также пригодятся тематические карточки с изображёнными на них знакомыми детям предметами.
Взрослый показывает карточки и говорит, что на них нарисовано, иногда намеренно произнося слова ошибочно (вместо «банан» произносит «баван», вместо «витамин» — «витанин»). Если слово названо правильно, дети подымают вверх зелёный кружок, если нет — красный.
Вместо использования кружков разного цвета можно договориться с детьми об условных знаках, обозначающих «правильные» и «неправильные» слова
«Поймай мяч»
Игра может проводиться как индивидуально с ребёнком, так и с группой детей. Для неё понадобится мяч (воздушный шар).
Взрослый называет существительное и бросает мяч ребёнку. Тот должен поймать мяч и назвать прилагательное, образованное от этого слова: зима — зимний, дождь — дождливый, дерево — деревянный и т. п.
Командные игры со словами учат детей быстрой реакции, умению сотрудничать
Игры для младших школьников
К моменту поступления в школу мальчики и девочки свободно общаются с другими людьми на разные темы. У подготовленного к обучению ребёнка развитый фонематический слух, он умеет различать звуки в словах, может соотнести звук со знаком и изобразить этот звук. Необходимо учить школьника строить тексты, составлять описания по картинкам, работать над выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над грамотным письмом.
На этом этапе огромную роль играет чтение. Если ранее ребёнку привили интерес к книгам, то он начинает самостоятельно читать простые тексты, черпая оттуда познавательную и поучительную информацию, развивая память и интеллект. Конечно, если родители не читают, маловероятно, что этим заинтересуется их сын или дочь.
«Что если бы»
Эта игра подходит как для занятий с одним ребёнком, так и с группой детей.
Для игры следует заранее подготовить карточки с написанными на них вопросами, имеющими форму: «Что было бы, если бы?». Окончания вопроса должны быть такого типа:
- если бы исчезли все взрослые;
- если бы никогда не наступала ночь;
- если бы в нашей квартире поселился слон;
- если бы не было насекомых.
Карточки следует разложить изнанкой вверх. Попросите ребёнка достать одну карточку и порассуждать на тему вопроса.
Поощряйте ребёнка мыслить нестандартно
«Составь слова»
На большом листе бумаги (на доске) нужно написать длинное слово (автомобиль, электростанция, скалолаз). Участникам игры нужно составить из букв этого слова новые слова. Победитель тот, кто придумал больше всего новых слов.
«Сочиняем сказку»
Для игры требуется несколько участников.
Первый игрок придумывает начало сказки (одно предложение). Следующий дополняет своим. Так все участники по цепочке придумывают интересную историю.
«Глупые предложения»
Для игры требуется как минимум два участника. Один придумывает слово, а второй сочиняет предложение, в котором каждое слово начинается из букв того слова, которое назвал первый участник. Например, слово «стол» расшифровывает как «собака топталась около лодки».
Предлагайте ребятам сочинять самим сказки и весёлые истории
Игры для детей среднего и старшего школьного возраста
Игры в этом возрасте используются подростками, когда нужно весело провести время в компании друзей, но также они могут быть использованы на уроках в школе. Речевые игры нужны подросткам для развития творческих, коммуникативных способностей, тренировки логики, мышления и памяти.
Командные игры помогут детскому коллективу сплотиться, освоиться стеснительным ребятам в незнакомой обстановке
«Города»
Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МинсК — КиеВ — Волгоград.
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста есть другой вариант игры: называть не города, а просто любые слова на последнюю букву. Если слово заканчивается на букву, с которой невозможно придумать новое слово (ь, ы), то слово подбирают на предпоследнюю букву.
«Ассоциации»
Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего — угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например: «На какую птицу похож этот человек: на сороку, воробья или орла?», «Если бы этот человек был животным, это был бы волк, бык или лиса?».
«Контакт»
Для участия в игре нужен один ведущий и несколько участников.
Ведущий задумывает слово (имя существительное в единственном числе, не имя собственное) и называет первую букву этого слова остальным участникам игры. Те пытаются догадаться, что это за слово, но не произносят его вслух, а задают наводящие вопросы. Например, задумано слово «кофе», названа буква «к». Участник задаёт вопрос: «Это не посуда, в которой варят суп?» Ведущий должен догадаться, что подразумевает задающий вопрос, и ответить: «Нет, это не кастрюля». Если догадка участника верная («Это крепкий напиток, который дарит бодрость и хорошее настроение?»), ведущий отвечает: «Да, это кофе». Когда слово отгадано, выбирают нового ведущего, который придумывает новое слово.
Задача ведущего — как можно быстрее догадаться, о чём его спрашивают, и назвать это слово. Если он не может догадаться, о чём ему задан вопрос, а другие участники догадались, они говорят: «Контакт», — и начинают хором считать от 10 до 0, а затем называют слово-отгадку. Если, пока они считают, ведущий догадался, о чём речь, то он называет отгадку («Нет, это не конфета») и участники придумывают новые вопросы.
Если участники назвали одну и ту же отгадку, но это не то слово, которое задумано ведущим, то он называет следующую букву в своём слове. Последующие вопросы должны быть о словах, которые начинаются с этих двух букв (в нашем случае с «ко» — кот, команда и т. д.). Если участники произносят разные слова, то следующая буква не называется и участники должны придумать новый вопрос-определение. Игра заканчивается, когда игроки произносят загаданное ведущим слово.
Игры со словами актуальны в любом возрасте, главное выбрать подходящий вариант
Игры со словами универсальны: можно найти для любого возраста и разного количества участников. Они помогают не только весело и интересно провести время, но и совершенствуют речевые и коммуникативные навыки, пополняют словарный запас, способствуют развитию памяти и интеллекта.
Словесно-дидактические игры
Интернет- ресурсы
Дошкольная педагогика (3 в полугодие) http://www.detstvo-press.ru/ Научно-практический журнал для педагогов и родителей: статьи педагогов, психологов, лингвистов, дефектологов и др.; образовательные программы, конспекты занятий, развивающие игры, сценарии, ноты; в каждом номере — цветная вкладка (демонстрационные картины, дидактические игры и др.). Дошкольное воспитание (6 в полугодие) http://www.dovosp.ru/ Журнал об особенностях воспитательного процесса детей дошкольного возраста. Ребенок в детском саду (3 в полугодие) http://www.dovosp.ru/ Журнал предназначается для воспитателей, в нем особое внимание уделено публикации примерных конспектов занятий по разным видам деятельности, проблемам игры и ее роли в психическом и творческом развитии ребенка Сайт газеты «Дошкольное образование» (2 в месяц) http://dob.1september.ru/ Сайт «Все для детского сада» http://www.ivalex.vistcom.ru/ Методические разработки, консультации для воспитателей, документация в детском саду, игры с обучением, сказки, песенки, стишки. Сайт «Детский сад» http://www.detskiysad.ru/ Информация по разделам: семья и дети, медицина и здоровье, праздники и подарки Сайт «Воспитатель» http://detsadd.narod.ru/ Сайт Воспитатель ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Мы постарались ответить на самые разные вопросы, возникающие перед воспитателем и родителями малышей, по самым различным темам — от воспитания детей до оформления пособий для проведения занятий. Сайт Детсада №185«Капитошка» г. Чебоксары http://www.kapi185.ru/interesno/66-adaptacija-rebjonka-k-detskomu-sadu.html Методические разработки, песенки, стихи, игры. Наши Дети: проект для родителей, воспитателей, гувернеров http://ourkids.info Материалы по различным вопросам здоровья, воспитания и развития детей: сборник статей, обзор литературы. Коллекция игр по развитию речи, внимания, памяти, мышления. Сборник стихов, сказок, рассказов для детей. Пособия для развития мелкой моторики, обучению математике и чтению, материалы для занятий рисованием, раскраски и поделки из бумаги, пластилина, природных материалов и ткани. Коллекция слов и нот детских песен, загадок, поговорок, фразеологизмов. Сценарии детских праздников и идеи по созданию детских праздничных костюмов. Ладушки: материалы для детей дошкольного возраста и их родителей http://ladushki.ru/ Азбука, мультфильмы, загадки, потешки, пословицы, колыбельные песенки, галерея детских рисунков, подвижные игры и пр. Тематический форум. Все лучшее — детям: песни из мультфильмов и сказки http://mkids.narod.ru Материалы для детей и родителей. Коллекция песен в формате MP3 для детей. Детские сказки, мультфильмы, стихи, игры. |
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Детский сайт «Твой детский мир»
http://www.detskiy-mir.net/
На сайте «Твой детский мир» дошкольникам и младшим школьникам предоставляется возможность:
Поразгадывать классические кроссворды; сканворды; арт — сканворды; ребусы (картинки); ребусворды
Посмотреть постеры; раскраски А-4; картинки для раскрашивания; книжки-малышки; лабиринты; смайлики; анимашки; галерею детских рисунков и т.д.
Послушать детские песни (mp3)
Почитать стихи; сказки; загадки; считалочки; анекдоты; веселые истории и т.д.
Поиграть в игры online;»Крестики-нолики»;»Морской бой» (со звуком);»Puzzles»;»Найди отличия»
Детский сайт «АРИША»
http://arishababy.narod.ru/index.htm
На детском сайте «Ариша» представлено детское творчество, ребусы для маленьких, азбука с животными, сказки, колыбельные и стихи, развивающие игры и многое другое. Родители найдут на этом сайте много полезных советов и рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка.
Детский сайт для родителей «POZNAYKA.RU»
http://www.poznayka.ru/
Детский сайт для родителей! Развитие детей — это легко и весело! Развитие ребенка превратили в игру! Вашего ребенка уже ждут развивающие игры, раскраски, аппликации и многое другое! Учимся вместе — учимся играя!
Детский мир
http://www.skazochki.narod.ru/
На этом сайте вы найдете много детского — мультфильмы, песни, иллюстрированные сказки, загадки, стихи, детскую литературу и множество других материалов детской тематики.
Каталог детских сайтов
http://kinklub.com/
На сайте можно найти много полезной информации для самых маленьких и постарше. Это ссылки на другие детские сайты, игры, загадки, считалки, тесты. Принять участие в конкурсах и викторинах, поделиться своими мыслями и интересами на форуме. Много увлекательного и поучительного здесь найдут родители.
Детский портал «Солнышко»
http://www.solnet.ee/index.html
«Солнышко» — ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт, веб-кольцо «Наши дети», служба рассылки виртуальных открыток. Проект начинался как ежемесячный виртуальный детский журнал, со временем превратился в ежедневный портал с эксклюзивным наполнением и своей целевой аудиторией.
Детская страничка
http://www.deti.religiousbook.org.ua/index.htm
Сайт обо всем: о вселенной, Земле, человеке. На сайте «Детская страничка» можно увидеть ландшафты планеты, фотографии растений, животных, птиц, рисунки детей, следы птиц и зверей, прочитать и послушать
«Теремок» детский сайт
http://www.teremoc.ru/index.php
На сайте «Теремок» можно учиться, играть и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы. Здесь вы найдете игры для малышей, мультфильмы, есть странички «Прикольный досуг», «Лопотушки», «Детское творчество», «Детская галерея».
Цель проекта:создание максимально благоприятных условий для укрепления гармоничного психологического и физического развития ребёнка летом, формирование потребности в здоровом образе жизни, расширение и обогащение представлений детей о разнообразии природы летом
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей через использование природных факторов: воздуха, солнца, воды.
2. Воспитывать у детей любовь ко всему живому, желание беречь, охранять природу.
3. Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.
4. Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
5. Воспитывать привычку в повседневной физической активности.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Консультации родителей по теме:
— «Детский травматизм и его предупреждение»
— « Предупреждение солнечных ударов»
— «Первая помощь при ушибах, ранах, укусах насекомых»
— « Закаливание, воздушные и солнечные ванны»
Беседы для родителей:
— «Болезни грязных рук»
— «Ядовитые грибы и растения»
— «Закаляйся, если хочешь быть здоров»
— «Наш друг – светофор»
— «Одежда детей летом»
— «Профилактика кишечных заболеваний»
— «О летнем отдыхе с ребенком»
Беседы для детей:
— «Береги свое здоровье»
— «Где живут витамины»
— «В природе нет ничего лишнего»
— «Куда я летом не пойду, везде цветочек я найду»
— «Что живет и растет у нас под ногами»
— «Путешествие в мир насекомых»
— «Опасности вокруг нас»
— «Правила дорожные – правила надежные»
— «Лето красное для здоровья время прекрасное»
-«С закалкой дружить – никогда не тужить»
— «Ядовитые грибы и растения: что можно, что нельзя»
Наблюдения
— за растениями луга и цветника
за ветром, дождем, небом, облаками
— за красотой окружающей природы
— прополка сорняков в цветнике и огороде, рыхление и полив почвы
— наведение порядка на участке
— рыхление и полив песка в песочнице
Игровая деятельность
Подвижные игры
— «Мы веселые ребята»
Словесно-дидактические игры
— «Назови цветок по описанию»
— «Летает – не летает»
— «Бываает – не бывает»
«Так бывает или нет»
— «Угадай, чей голосок»
— «Найди по описанию»
— «Расскажи без слов» и др.
Сюжетно-ролевые игры
— «Семья на отдыхе»
— «Путешествие на юг»
— «Лечим кукол и зверей» и др.
Экскурсии и прогулки
-на водоем, стадион, в парк, к фонтану, в библиотеку, в кинотеатр
Словесные дидактические игры в работе с дошкольниками
1. Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей
Словесные дидактические игры – это комплексный метод обучения дошкольников, который включает в себя и самостоятельно выстроенную игровую деятельность, и обучение основам сюжетно-ролевой игры.
Поскольку игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, то выбор данного метода для развития ребенка более чем оправдан. Словесные дидактические игры подразделяют на игры-занятия и автодидактические игры. Суть первого вида заключается в том, что при использовании данного метода главная роль принадлежит педагогу, он направляет детей на поиск решения познавательных задач, применяет разнообразные приемы и методы, повышая интерес детей к занятию, создает игровую ситуацию с проблемой, выход из которой находят сами дошкольники. Подобным образом воспитатель не только доносит до ребенка определенные знания, но и обучает детей игре.
Одной из задач педагога выступает создание условий для того, чтобы дети могли перенести полученные на занятиях знания в самостоятельные игры. Дидактические игры как форма обучения детей
Словесные дидактические игры, используемые как форма обучения детей, включают в себя две составляющие: познавательное и занимательное. В ходе занятия воспитатель является и наставником, и полноценным участником игры, он так же, как и дети, включен в игровой процесс. Для углубления и закрепления знаний дошкольников, педагог задает наводящие вопросы, загадывает загадки, стимулирует познавательную активность детей, направляет детей на поиск решения выхода из созданной ситуации.
Словесные дидактические игры по развитию речи применяют на своих занятиях и воспитатели, и учителя-логопеды. С их помощью происходит активизация словаря ребенка, развитие познавательных умений, способностей сравнивать и анализировать. Результатом работы является то, что дети способны самостоятельно разложить по порядку последовательные картинки, понимая причинно-следственные связи, составить рассказ по сюжетным картинкам, пересказать события из своей жизни, используя сложно-подчиненные предложения.
Словесные дидактические игры:
— игры – путешествия (они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают)
— игры – поручения («Собери в корзинку кубики такого –то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» Побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения.
— игры – загадки (развивают способность к анализу)
— игры – беседы (основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность).
Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.
2. Методика проведения словесных дидактических игр
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты:
1. Обучающая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в название игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и т. п.
2. Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором. Игровые действия меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры: её развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны игровые действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, её воспитательно-образовательная ценность пропадает.
3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей. Определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очерёдность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание. Запрещающие правила усиливают контроль ребёнка за своим поведением, что повышает произвольность последнего.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Если после игры знания, умения и навыки учащихся не растут, это означает, что игра не является эффективной и результаты ее внедрения отрицательные, тогда нужно искать причины негативных последствий. их может быть две:
1) качество самой игры низкое и не отвечает требованиям.
2) методика проведения игры неправильно.
В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях.
С детьми младшего дошкольного возраста к занятию по знакомству с домашними животными подбирается и проводится игра «узнай кто в домике живёт». Эта игра может быть проведена в день занятия (во второй половине дня) или на следующий день. Это зависит от наличия времени и развития детей. Дидактическая задача этой игры заключается в том, что бы закрепить названия животных, а позже задачу можно усложнить – предложить узнать не только животное, но и детёнышей этого животного. Игровое действие строится таким образом, что бы дети смогли узнать животное по звукам голоса.
В средней группе можно провести занятие с задачей «учить детей описывать предмет по основным признакам». Во второй части занятия целесообразно провести дидактическую игру «чудесный мешочек». Содержание игры – знакомство с предметами. Дидактическая задача в этой игре – закрепление представлений ребят о материале, из которого сделана та или иная игрушка.
Одновременно с выполнением основной дидактической задачи у детей развивается осязание, внимание, умение применять в игре знания, которые они получили во время этого занятия. Такая игра способствует развитию речи и мышления. Игровое действие – вынуть игрушку на ощупь из красивого «чудесного мешочка». Правила игры – ребёнок должен вынуть только одну игрушку, которая ему понравилась на ощупь, вынув назвать её, сказать из чего она сделана, и рассказать о ней то, что он знает. Эта же игра может быть проведена и повторно, но с усложнением. Так, например, вынуть из мешочка резиновую или пластмассовую игрушку, а потом, когда будут вынуты все игрушки, дети группируют их по материалу, из которого игрушки сделаны, играют ими. С детьми старшего дошкольного возраста широко используются словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. На занятиях воспитатель знакомит детей с тем, где и как колхозники выращивают пшеницу, овёс и другие культуры. Во второй части занятия может быть проведена д/и «не ошибись». В игре могут использоваться и знания полученные детьми ранее, при знакомстве с огородом и садом. Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает одному из них мяч и говорит: «огород». Поймавший мяч должен назвать овощ, который растёт на огороде. В этой д/и поставлено несколько задач: закрепление и уточнение знаний, где и что растёт, воспитание внимания, сдержанности, быстрая умственная реакция на слово.
В подготовительной группе после прямой подачи детям, знаний на занятиях об овощах и фруктах, хлебобулочных изделиях, школьных принадлежностях и т.д. может быть запланирована и проведена д/и «магазин» или «магазин самообслуживания» с дидактической задачей закрепления названий школьных принадлежностей или овощей и фруктов , а так же других предметов продающихся в том или ином магазине. Одновременно в этой игре дети закрепляют знания в счёте, у них развивается речь, мышление, товарищеские отношения. Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения). Приёмами с помощью которых реализуется метод имитации, могут быть:
— наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим
— игры, в процессе игр речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами.
— опора на словесный образец: дети повторяют фразу, произнесённую воспитателем.
Более сложный (для ребёнка) метод обучения речи – это метод разговора (вопросов и ответов), метод беседы. Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает а обучающий отвечает.
Приём опоры на реальные предметы или на картинки можно организовать, если есть соответствующий раздаточный материал: каждый ребёнок должен получить набор картинок.
Метод разговора сложно осуществлять теми же приёмами , что и метод имитации (приёмом наблюдения реальных объектов, опоры на картинку, на словесный образец), а так же приёмами постановки различных вопросов – заданий.
Метод пересказа. В методике разработано несколько приёмов пересказа, используемых при ознакомлении детей с художественной литературой, например игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др.
Методы сочинения (рассказывания)
Этот метод обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность
3. Подобрать и описать ряд игр словесных из учебных пособий
«Придумай загадку»
Дидактические игры для детей 4-6 лет — «Придумай загадку»
Цель игры: развитие речи и коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста.
Задачи: развивать память, внимание; совершенствовать связную речь; активизировать словарь.
Игровой инвентарь: карточки с изображениями предметов.
Игра получается очень увлекательной. В ней могут принять участие 3-10 человек. Можно придумывать загадки и дома, вместе с одним малышом.
Дети садятся на коврик, диван или стульчики. Первый из них подходит к взрослому и получает карточку. Малыш никому не должен ее показывать. Он становится перед другими играющими и описывает изображенный на карточке предмет. При этом он не должен назвать его.
кукла — игрушка, красивая, с бантиком, в платье, для девочек, так далее;
мяч – круглый, резиновый, играют на улице, так далее;
волк – хищный, злой, серый, живет в лесу или зоопарке.
Дети должны угадать и назвать описываемый предмет.
Цель игры: активизация словарного запаса.
Задачи: развивать логическое мышление; совершенствовать связную речь; активизировать словарь.
Игровой инвентарь: Мяч, кегля, флажок, мягкая игрушка на выбор.
Если участников двое (взрослый и ребенок), они становятся друг напротив друга. Если их больше – они становятся в круг. Первый участник держит в руках мягкую игрушку (мяч, флажок, кеглю, прочее). Он передает ее соседу и называет слово. Сосед должен назвать другое, которое каким-либо образом связанно с предыдущим. И так далее.
осень – дождь – пасмурно – холодно – мокро;
игра – весело – куклы – машинки – друзья;
садик – воспитатель – няня – тихий час – прогулка.
Игра «Время года»
Взрослый читает текст о сезонах года. Ребенок отгадывает, о каком из них идет речь.
Цель: активизировать словарь
Задачи: развивать память, внимание; расширять словарный запас, формировать интерес к играм.
«Угадай-ка по описанию»
Взрослый на столе располагает шесть различных предметов. Затем описывает один из них. Ребенок по описанию определяет, какой предмет взрослый описал. Игру повторять, пока взрослый не опишет все предметы.
Задачи: развивать внимание, память; активизировать словарь ребенка; формировать интерес к словесной дидактической игре.
Цель: активизация словарного запаса
Задачи: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
Съедобное – несъедобное.
Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Задачи: развивать память, внимание; расширять словарный запас; формировать интерес к словесной игре.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Словесные дидактические игры – это разновидность дидактических игр, направленная на развитие детской речи, а также умственное воспитание. В таких играх используются как слова, так и всевозможные действия. Малыши учатся описывать различные объекты, узнают их по описаниям, определяют общие и отличительные характеристики.
Дидактические словесные игры преследуют цели:
Уточнение и расширение информации о мире;
Формирование познавательных интересов;
Развитие психических процессов;
Эффективное развитие мышления и наблюдательности у детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Барчан, Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет. — М.: Карапуз, 2011. — 128 c.
Берлова, А. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 1 /. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 2292 c.
Волочаева, И. А. Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 2050 c.
Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 — 6 лет (старшая разновозрастная группа). — М.: Просвещение, 2015. — 207 c.
Давидчук, А. Н. Дидактическая игра — средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. — М.: Сфера, 2013. — 176 c.
Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 112 c.
Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 368 c.
Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. — М.: Сфера, Карапуз, 2009. — 160 c.