Detilubvi.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы автоматизации звука Щ] правила и возможные ошибки

Этапы автоматизации звука Щ] правила и возможные ошибки

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными (эти согласные должны быть ранее сформировавшимися у ребенка или достаточно упроченными). Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Большую помощь приносит работа по звуковому анализу и синтезу. Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

В работу по автоматизации обычно вовлекается один звук. В случаях сложных дислалий могут вовлекаться и два звука, если они артикуляционно контрастны; в противном случае может возникнуть интерференция.

Когда у ребенка нарушено противопоставление звуков по глухости-звонкости, то в процесс автоматизации могут включаться все звонкие звуки одновременно. Если ребенок испытывает затруднения, то в первую очередь отрабатываются фрикативные звонкие, затем — глухие.

Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации. Ребенку предъявляются на слух попарно слова, содержащие новый звук, а также звук, который был ранее его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребенок смешивает в своем произношении. Узнав предъявляемое слово, ребенок называет звук, услышанный в нем, и воспроизводит его в том же слове. Полезны тренировки в произношении слов-паронимов, при этом важно включить каждое из слов в минимальный контекст. Проводится работа по классификации слов: отобрать картинки, в названии которых содержится звук с, потом отобрать те, в которых есть звук ш; разложить картинки по группам: слева картинки за звуком с, а справа — ш. Полезны упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих тот или другой звук, а также слов, в которых находятся оба смешиваемых звука. С детьми школьного возраста используется письменная речь: чтение слов с дифференцируемыми звуками, нахождение их в тексте, правильное произношение, записывание, проведение анализа (предшествующего или сопутствующего записи). Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

Автоматизация звука [Щ]

Звук [Щ] окрашен зелёным цветом (мягкий согласный звук) . Гласные звуки окрашены красным цветом .

Звук [Щ_] произносится длительно (см. артикуляцию звука [Щ]).

Если не получается, допускается произнесение звука, слогов и слов с подкладыванием пальца (палец должен прижимать язык к нёбу в средней части).

1) Произносить (читать) слоги со звуком [Щ’]

Образец: щ__а, щ__о, щ__ё щ__у, щ__и, щ__е

2) Произносить (читать) слова со звуком [Щ’] в начале

Если слова произносятся с подкладыванием под язык пальца, то на слогах без звука щ палец вынимается. После закрепления произношения слова произносятся без подкладывания пальца.

3) Произносить (читать) слова со звуком [Щ’] в середине

Образец: ве-щ__и, пло-щ___адь

4) Произносить (читать) слоги со звуком [Щ’]

Образец: ащ__, ощ__, ущ__, ыщ__, эщ__, ещ__, ёщ__, ющ__, ящ__

5) Произносить (читать) слова со звуком [Щ’] в конце

Образец: ве-щь__, то-ва-pищ__

6) Произносить (читать) словосочетания

Образец: Та-щ__у ве-щ__и

  • Убегающий щенок.
  • Кипящий котёл.
  • Выращивание овощей.
  • Поющий щегол.
  • Полощу плащ.
  • Тающий лёд.
  • Ищу клещи.
  • Помощь товарища.
  • Маленькая щель.
  • Ящик вещей.
  • Дощатый пол.
  • Тащу ящик.
  • Блещут волны.
  • Вьющийся плющ.
  • Большущий лещ.

7) Проспрягать предложения

  • Я ищу щётку.
  • Я ищу щепки.
  • Я тащу вещи.
  • Я шагаю по площади.
  • Я выращиваю овощи и щавель.
  • Я ищу ящик.
  • Ты ищешь ящик.
  • Он (она) ищет ящик.
  • Мы ищем ящик.
  • Вы ищите ящик.
  • Они ищут ящик.

8) Произносить (читать) предложения

Образец: Вова поймал ле-щ__а. Щ__и варят из овощ___ей

  • Дети ищут грибы.
  • Петя надел плащ.
  • Щенку дали хрящ.
  • На помощь Ване пришёл товарищ.
  • Луна освещает рощу.
  • В озере лещи.
  • Угощай товарища.
  • В роще щеглы.
  • Во дворе пищит ще¬нок.
  • Волки рыщут, пищу ищут.
  • В роще аист крыльями поло¬щет.
  • У меня пропал челнок, утащил его щенок.
  • В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут.
  • Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!

9) Произносить (читать) чистоговорки

  • Волки рыщут – пищу ищут.
  • Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  • Чащи чаще в наше пуще. В нашей пуще чащи гуще.
  • Жалобно щенок пищит, тащит он тяжёлый щит.
  • Овощи тащи – будут щи.
  • Щуку и леща в роще не сыщешь.
  • Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Щучке плыть, вокруг леща, плавниками трепеща.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
  • Да у щётки половой палка есть над головой.
  • Палка щёлк, щенков с плеча!
  • Два щенка ушли, ворча!
  • Ща-ща-ща, ща-ща-ща – дождь идёт, я без плаща.
  • Ще-ще-ще, ще-ще-ще – дождь идёт, а я в плаще.
  • Щу-щу-щу, щу-щу-щу – я тебя не отыщу.
  • Щи-щи-щи, щи-щи-щи – ты иди, меня ищи.
  • Щу-щу-щу, щу-щу-щу – вот теперь-то отыщу.

10) Произносить (читать) и пересказывать текст

Щеглята

Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево поглядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпусти¬ли Витю. Ещё летать не умели, по веткам удирали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дрожащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.

11) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Мой щенок

Щенок такой тщедушный был.
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пёс – настоящий!

Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука [Щ]

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Щ].

  • Создать условия для формирования умения четко произносить звук [щ].
  • Уточнить артикуляцию звука [щ].
  • Развивать силу голоса, дыхания, мелкую моторику.
  • Активизировать лексический материал по теме существительные.
  • Воспитывать желание правильно и красиво говорить.
  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • умение задавать вопросы;
  • умение использовать язык для решения учебных задач;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.
  • умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы;
  • умение правильно произносить звуки речи;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово;
  • способность контролировать свои действия;
  • умение проводить звуковой анализ;
  • умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;
  • умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные;
  • умение отвечать на вопросы.
Читать еще:  Палочкоядерные нейтрофилы

Ход занятия

Организационный момент.

— Чему учимся на занятиях?

— что помогает нам правильно и красиво говорить?

II. Подготовительный этап.

— Ребята, посмотрите на доску, много снеговичков с разным настроением, давайте вместе с ними погрустим, повеселимся, удивимся.

Развитие силы голоса.

— Будем учиться говорить громко и тихо.

— Поднимаясь на горку будем произносить А, спускаясь с горки произносим У.

— Будем правильно дышать.

— У вас на столах у всех лежать облако со снежинками. Нам нужно чтобы пошел слабый снежок. Делаем вдох через нос, чтобы наши плечики не поднимаем. Выдох через рот.

— Ребята, вам необходимо взять ленточку и протянуть ее в дырочки.

5) Артикуляционная гимнастика.

— Подготовим с вами органы артикуляции к занятию.

  • Маляр.
  • Блинчик.
  • Трубочка.
  • Улыбка.
  • Вкусное варенье.

III. Основная часть.

— Ребята, сегодня на занятие к вам пришел Незнайка. И ему очень хочется посмотреть, как вы работаете на занятии. А еще Незнайка принес нам дежурный звук, а чтобы узнать какой необходимо отгадать загадку.

Непогода нас застала.
Обувь грязная вся стала,
У порога встала робко.
Ей пришла на помощь … (Щетка).

— На какой звук начинается это слово.

— Вы догадались, какой звук у нас будет дежурным?

2) Работа с профилем.

— Возьмите зеркала и произнесите звук Щ. Назовите что делают органы артикуляции при произношении звука щ.

— Давайте дадим характеристику по профилю.

3) Характеристика звука.

Щ — мягкий — согласный — шипящий.

— Какому звуку мы давали сейчас характеристику?

4) Развитие фонематического слуха.

— Ребята, сейчас я буду называть звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук щ.

С, щ, ш, з, с, щ, м, ш, м, р, щ, с, ж, ш, Щ.

— Среди чего выделяли звук?

— Теперь будем выделять звук среди слогов.

Ша, ща, щу, се, со, що, щи, ша, щу, жо.

— Среди чего выделяли звук?

Шкаф, овощ, роща, пожар, ящик, щавель.

— Среди чего выделяли звук?

5) Чтение слогов.

Ща, ащ, ощ, що, щу, ущ, ящ, щи.

6) Работа над лексическим материалом.

роща, овощ, плащ, щенок, щеки, ящик, щавель, прищепки.

— Назовите слова. Ребята, что общего у этих слов?

— Давайте распределим картинки каждый в свой домик.

Наш Емеля без забот.
Пусть хоть полный дом работ!
Для него всё это – скука.
Выручит Емелю … (ЩУКА).

— Произнесите все слово «щука».

— Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение?

Выложим сигналами слово.

Рано утром в парк ходили.
Там снеговика лепили.
А потом с горы катились.
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком.
В Вову кинули снежком.
В Мишку кинули снежком.
Получился снежный ком.
Холодно гулять зимой. (кивки головой)
Побежим скорей домой.

9) Будем составлять словосочетания.

10) Будем составлять предложения.

— Щенок какой? Что делает?

IV. Итог занятия. Рефлексия.

— Ребята, какой у нас на занятии был дежурный звук?

— Что было для вас трудно?

— Незнайке очень понравилось, как вы работали.

Троянова Наталья Александровна,
студентка 4 курса педагогического
колледжа города Зернограда

Речевой материал на автоматизацию звука «Щ.

Автоматизация звука «Щ» в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.

Просмотр содержимого документа
«Речевой материал на автоматизацию звука «Щ.»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Щ

Ща — що — щу — щи — ще
Щи — ща — що — щу — ще
Що — ща — щу — щи — ще
Ще — ща — що — щи — щу
Щу — ща — що — щи – ще

ЩА: Угощать, пищать, обещать, восхищать, прощать, трещать, вращать, помещать, дощатый, возвращать, извещать, обобщать, вещать, замещать, обещать, дощатый, восхищаться; пища, пуща, гуща.

ЩУ: Щука, щуп, щупать, полощу, трещу, угощу, пищу, ищу.

ЩЁ: Щётка, щёлкать, щёки, ещё, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.

ЩИ – ЩЕ: Щит, щи, пищит, лещи, плащи, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощенье, вращенье, прощенье, помещение, лещей, плащей.

Пуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, блещут, плещут, наощупь, овощи, вещи, ящики, клещи, тащит, общий, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, щенок, щетина, щегол, хищник, хищный, мощный, изящный, овощной, гонщик, общий, лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.

Чистоговорки

ща, ща, ща — дайте мне борща

щу, щу, щу — я тебя ищу

щи, щи, щи — у меня клещи

ще, ще, ще — он сидит в плаще

ащ, ащ, ащ — мы купили плащ

ощ, ощ, ощ — на лугу хвощ

Ща – ща – ща, ща – ща – ща

Дождь идет — я без плаща.

Ще – ще – ще, ще – ще – ще

Нет дождя, а я в плаще.

Щу – щу – щу, щу – щу – щу

Я тебя не отыщу.

Щи – щи – щи, щи – щи – щи

Ты иди, меня ищи!

Щу – щу – щу, щу – щу – щу

Вот теперь-то отыщу.

Ащ – ащ – ащ – у меня плащ. Ущ – ущ – ущ – вырос плющ.

Ощ – ощ – ощ – вырос хвощ. Ещ – ещ – ещ – в кастрюле лещ.

Предложения

Ящик для овощей.

Щетка в дощатом ящике.

Дом из щитов – щитовой.

Ткань из плаща – плащевая.

Мешок для вещей – вещевой.

Суп из щавеля – щавелевый.

Все мои вещи – щипцы да клещи.

Щетки делают из щетины.

Площадь большая, а площадка маленькая.

При прощании прощаются.

Щенка посадили в ящик.

Петя поймал щуку и леща.

Щавелевые щи – полезная вещь.

Галя умеет считать на счетах.

Замок щелкнул, и щенок остался в комнате.

Щегол щелкал и щебетал.

Каменщик велел стекольщику вынести ящик со стеклом.

Возьми клещи и вытащи из ящика гвозди.

Оля нащипала щавеля и сварила щи.

Солдаты надели плащи защитного цвета.

Сосчитай ящики с овощами.

Оля угощала щавелевыми щами и лещом.

Щетки в ящике, У кота усищи,

Щетки на ящике, У кота глазищи,

Щетки за ящиком, У кота хвостище —

Щетки под ящиком. Вот какой котище!

В роще щебечут щеглы.

Щука – хищная рыба.

Щенок пищит – просит пищи.

На ящике лежат щипцы.

Из гнезда выпал щегленок.

Связная речь

Щенок попал лапой в щель и пищал. Коля пожалел щенка. Он вытащил дрожащего щенка из щели и отнес домой. Дома щенок спал в ящике из-под овощей под плащом. Щенок любил возиться со щеткой. Он тявкал, щелкал зубами и пытался укусить щетку. Видимо, щетка казалась ему большущим щетинистым ежом.

Вова сидел на площадке на скамейке. Он услышал, кто-то пищит в кустах. Пищал маленький тощий щегленок. Он, видно, выпал из гнезда. Как его еще коты не съели? Вова отнес щегленка домой. В комнате щегленок осмелел. Он скакал с вещи на вещь: со стола – на диван, с дивана — на щетку в углу, со щетки – на плющ на окне. Так и остался щегленок у Вовы. По утрам щегленок будил Вову щелканьем и свистом. Вова давал щегленку пищу: насыпал щепоть семян, наливал воды. Щегленок с удовольствием съедал угощение, а потом садился на подоконник и таращился на площадь. Тщетно хищные коты подползали к окну. Стекло надежно защищало щегленка.

Щебетал щегол с щеглихой,

Читать еще:  Почему может идти кровь во время овуляции и что делать

Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

Ощерив щербатый рот, щенок щетинил свое тощее туловище.

Щука щурёнку пищу не подыщет.

Щеглёнок щупленький у рощи нещадно плакал и пищал.

И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Чащи чаще в нашей пуще,

В нашей пуще чащи гуще.

В синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут.

В ящике спящий щенок.

В дождь плащ – нужная вещь.

Тащу, не дотащу, боюсь, что не выпущу.

Волки рыщут, пищу ищут.

У гусыни усов не ищи — не сыщешь.

Всякого щёголя в щегольстве не перещеголяешь.

Щенок жалобно пищит — тащит он тяжёлый щит.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Тощая тёща зятя щадила.
Кучу овощей, щей да борщей,
Щучьих щечек и лещей
Немощному зятю тёща тащила,
Щедро пищей угощала,
Райски кущи предвещала.

Тех же щей не жалей, а погуще налей.

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.

Мой руки чище и чаще.

У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь.

Жалобно щенок пищит,

Тащит он тяжелый щит.

Рыбак вытащил большущую щуку.

Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

Во дворе пищит щенок.

Волки рыщут, пищу ищут.

Ты нас, мама, не ищи – щиплем мы щавель на щи.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Тёща угощала нас щами и лещами.

Овощи тащи — будут щи.

Щи да каша — пища наша.

Щуку тощую с реки Щенка кормили молоком,

Притащили рыбаки. Чтоб он здоровым рос.

Щука хищная страшней, Вставали ночью и тайком

Чем страшилище Кощей. К нему бежали босиком —

Мы ей дали овощей Ему пощупать нос.

И погуще жирных щей. Учили мальчики щенка,

Щука шлепнула хвостом, Возились с ним в саду.

Словно щелкнула хлыстом, А он, расстроенный слегка,

И таким ударом крепким

Расщепила стол на щепки.

Щучка добрая была, На скамейку я встаю,

Дружбу с рыбами вела. Еле ящик достаю.

Из морской капусты щей Открываю ящик,

Щука наварила, Голубой, блестящий.

Окуньков, бычков, лещей Посыпались из ящика

Щами угостила. Письма настоящие.

Пропищал щеглу щегол: Я вам быстро перечислю,

Ставлю вам за пенье – кол, Что я каждой щеткой чищу.

Потому, что вы поете Этой щеткой чищу зубы,

На одной и той же ноте! Этой щеткой башмаки,

Щебетал щегол и щелкал, Этой щеткой чищу брюки,

Раздувал, как шарик, щеки, Все три щетки мне нужны.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась: что за штука.

Щучка в речке жила, Щеголь щетку уважает,

Щеткой воду мела, Щеткой щеголь пыль счищает.

Щи варила для гостей, Если вещь не вычищать,

Угощала пескарей. Не в чем будет щеголять!

Щука проглотила щетку, Щеки красные у Саши?

Щетка ей щекочет глотку. Щей он много ел и каши!

Что же я за рыбку съела?

Чищу овощи для щей. Да капустный кочешок.

Сколько нужно овощей? Потеснись-ка ты, капуста,

Три картошки, две морковки, От тебя в кастрюле густо!

Луку полторы головки, Раз-два-три, огонь зажжен —

Автоматизация звукопроизношения – когда уже можно перестать заниматься?

Наша жизнь состоит из ежедневного общения. Но бывает, что беседа с окружающими вызывает неловкость, стеснение. Чаще всего это бывает, если в вашей речи есть какие-то дефекты (картавость, шепелявость и т.д.), которые не получилось исправить в детстве. Маленьких детей можно отвести на занятия к логопеду, а вот взрослые люди зачастую не обращаются за помощью, думая, что уже поздно. Однако это совсем не так. Давайте разберемся, чем может помочь логопед, какие этапы надо пройти детям и взрослым на пути к красивой речи.

Логопед – это специалист по коррекции устной и письменной речи.

На первой встрече специалист проведет диагностику, выявит нарушения, их причины и расскажет о планах исправления дефекта.

С какого звука начнется работа по исправлению речи, каким планируется закончить. Во время процесса обучения, намемеченный маршрут может изменяться с учетом особенностей и возможностей вашего речевого аппарата. О точных сроках сказать сложно: у одних людей звук можно поставить за одно занятие, другим – требуется месяц и больше.

Традиционная работа по коррекции звукопроизношения состоит из четырех этапов:

1) Подготовительная работа (развитие подвижности органов артикуляции, речевого выдоха);

2) Непосредственно постановка звука;

3) Автоматизация поставленного звука (закрепление звука в речи от простого к сложному);

4) Дифференциация звуков (различение на слух похожих по артикуляции звуков, смешиваемых звуков. Этот этап поможет избежать в будущем ошибок на письме, дисграфии).

Поговорим о каждом этапе подробнее.

Подготовительная работа.

Работа над постановкой звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Язык – это мышца. И эту мышцу нужно развить и, самое главное, научится ей управлять. Определенные артикуляционные упражнения активизируют отдельные области языка, которые участвуют в произнесении звуков. Такая гимнастика полезна детям и взрослым даже без нарушений речи. Она помогает говорить четче, а элементы такой гимнастики используются на занятиях по ораторскому искусству. При сложных речевых нарушениях (например, при дизартии, которая в последнее время часто встречается) некоторые части языка не двигаются, напряжены, в других случаях — очень расслабленные. Данные особенности связаны с нарушением мышечной иннервации, в определенные участки языка нервные импульсы просто не доходят и языком становится очень сложно управлять. Безусловно, это мешает говорить звуки правильно.

На этом же этапе идет работа над дыханием. Оно нам тоже необходимо для постановки многих звуков. Так при произнесении звуков [С], [Ш] выдыхаемый воздух идет по середине языка, при звуке [Р] он «ударяет» в его кончик, при звуке [Л] словно «огибает» язык.

Постановка звука.

Когда подготовительная работа проведена, логопед приступает к постановке звука. То есть пробует вызвать правильный звук. Существуют разные варианты как это сделать: по подражанию, когда человек повторяет за логопедом, механически при помощи специальных логопедических зондов, от опорных звуков и т.д. Как быстро встанет звук зависит от готовности артикуляционного аппарата: от способности человека управлять своим языком, губами. Важен навык речевого выдоха. Иногда звук ставится за одно занятие, в других случаях требуется больше времени и использования разных методов постановки.

Автоматизация звука.

Когда у вас получилось произнести звук правильно, начинается следующий этап – этап автоматизации звука. Автоматизация – это умение произносить звук, не задумываясь, как это происходит. Автоматизация начинается с произнесения изолированного звука, длительного, короткого.

Как только получилось усвоить изолированное произнесение звука, задача усложняется. Теперь необходимо научится произносить его в слогах. Например, звук [С] учимся произносить в прямых слогах Са, со, су, сы и т.п., в обратных слогах ас, ос, ус, ыс и др.

Слова состоят из слогов, поэтому следующий этап автоматизации звука – это автоматизация в словах. Причем слова подбираются с учетом сложности (Пример: сначала мы произносим короткие слова из 3-4 звуков, затем более сложные, с разными слоговыми сочетаниями).

Наши слова складываются в словосочетания и предложения. Это следующий этап автоматизации. В этот период ученик и логопед составляют и повторяют словосочетания, предложения. Множество интересных способов знает логопед, что сделает автоматизацию интересной и полезной.

Заключительными этапами автоматизации являются закрепление навыка в текстах и самостоятельной речи. Работа по автоматизации в тексте строится аналогично, а базой являются уже не единичные слова, а предложения и тексты. Это могут быть рассказы, сказки, загадки, стихи. Логопед старается подбирать те тексты, в которых концентрация закрепляемого звука высока. Тексты можно просто повторять, но лучше пересказывать и отвечать на вопросы.

Читать еще:  Клотримазол крем 1 % туба 20 г инструкция и цены

И последний этап – это автоматизация в самостоятельной речи. Это время, когда человек в собственной речи использует правильный звук, может заметить свои ошибки, исправить себя сам. Часто требуется особая помощь близких людей. Нужно аккуратно указывать, если допущена ошибка, и, главное, поддерживать. Ведь так трудно себя постоянно контролировать.

Работа по автоматизации считается законченной, когда старый звук исчез из речи.

Автоматизация звука в речи, так же как и процесс постановки звуков, занимает у разных людей разное время. Вот два жизненных примера.

Сережа, 6 лет, нарушение произношения звуков [С], [Ш], [Л], [Р]. С мальчиком была проведена подготовительная работа: развитие подвижности органов артикуляции и тренировка речевого выдоха. Поставить звук [Л] удалось за два занятия методом подражания. Логопед дал пошаговую инструкцию, а ребенок повторил. Автоматизация изолированного звука и звука в слогах трудностей не вызвали. А при автоматизации в словах столкнулись с проблемой. Язык в никакую не хотел вставать правильно, дома родители не выполняли рекомендации логопеда. Поэтому на этот этап потребовалась больше времени. Весь период автоматизации, до конечного самостоятельного использования в речи занял около трёх месяцев.

Аня, 25 лет, нарушение произношения звука [Р]. Девушка решила исправить свое неправильное произношение, так как готовилась стать мамой. На первом же занятии с логопедом выяснилось, что звук поставлен еще в детском возрасте, но не был автоматизирован. Удалось «зарычать» через несколько подготовительных упражнений, а период автоматизации занял долгое время – год. Автоматизация звуков у взрослых занимает больше времени. Не смотря на то, что человек взрослый, работа по автоматизации строится точно так же: изолированно, слоги, слова, предложения, тексты и самостоятельная речь. Девушка каждый день выполняла домашние задания, поэтому достаточно быстро приблизилась к автоматизации в самостоятельной речи. Здесь и возникли трудности. Кроме тотального контроля за своей речью приходилось испытывать психологический дискомфорт, так как новый звук звучал утрированно. Поэтому автоматизация в самостоятельной речи началась с общения в кругу семьи и только потом за пределами дома: на работе, в обществе. С того времени прошло уже несколько лет исправленный звук звучит обычно и сама Аня говорит, что не понимает, как раньше могла картавить, ведь это неудобно.

Таким образом, автоматизация звука – это важный этап в «приобретении» нового правильного звука. Главная задача логопеда – это введение звука в обыкновенную повседневную речь. Автоматизация считается завершенной, если человек уже не хочет говорить по-старому и использует только новый навык в повседневном общении.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

ЗАНЯТИЕ 6. Автоматизация звука (Щ) в словах со стечением согласных

Задачи. Автоматизировать звук (Щ) в словах со стечением согласных. Развивать фонематический слух- учить выделять слова со звуком (Щ).

Сюжетно-игровая основа: «Встреча с Незнайкой».

План занятия I. Артикуляционная гимнастика (см. предыдущее занятие)

II Игра «Найди пару». Назвать изображения на картинках, объе­динить их в пары, назвать пару одним словом.

Нора, тигр, волк, щетка, берлога, картофель, редис, ящик.

III Игра «Кто это?»

Быстро едет на машине. (гонщик).

В клетке грозно рычит. (хищник).

Работает в бане. (банщик).

Сваривает металлические трубы. (сварщик).

Пилит пилой. (пильщик).

Возница на почтовых лошадях в старину. (ямщик).

Ныряет в воду. (ныряльщик).

Выдумывает небылицы. (выдумщик).

Носит вещи. (носильщик).

IV. Игра «Кем быть?»

V. Игра «Найди носильщика (сварщика и др.)» (по картинкам). ‘ I Игра «Закончи предложение».

Петя — танцовщик, и Таня — танцовщица.

Петя — закройщик, и Таня —.

Петя — наборщик, и Таня —.

Петя — сигнальщик, и Таня —.

Петя кладовщик, и Таня Петя — упаковщик, и Таня —.

VII. Игра «Исправь ошибки Незнайки»

Носит вещи ныряльщик.

ЗАНЯТИЕ 7. Автоматизация звука (Щ) во фразах

Задачи Автоматизировать звук (Щ) во фразах. Развивать связную речь — учить составлять предложения с данным словом по картинке. Развивать фонематический слух — учить выделять слово со звуком(Щ) из фразы, определять количество слов в предложении.

Сюжетно-игровая основа. «Щенок приходит в гости».

I. Игра «Найди слово». Назвать слова со звуком (Щ).

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

II. Игра «Составь предложение по картинке, которую выбрал щенок». Составление предложений по однофигурным сюжетным кар­тинкам.

III. Игра «Путаница». Составление предложений по опорным словам.

Блещут, звезды, небо, в.

В, хлещут, море, волны. (И др.)

IV. Игра «Измени предложение».

Я ищу щенка. — Ты. Он. Мы. Вы. Они.

V. Игра «Щенок скучает». Составление предложений о щенке. Выбор самого интересного предложения, самого длинного.

ЗАНЯТИЕ 8. Автоматизация звука (Щ) во фразах .

Развивать связную речь — учить составлять предложения с данным словом по картинке. Развивать фонематический слух – учить выделять слово со звуком (щ) из фразы, определять количество слов в предложении.

Сюжетно-игровая основа. «Кем быть?»

I. Игра «Какие профессии ты знаешь?» Название профессии (стекольщик, каменщик т д.р.) и рассказ о ней.

II. Игра «Кто это? Что он делает?» составление предложений по картинкам. Анализ предложения.

III. Игра «Кому это нужно?»

Кому нужна пила. Пила нужна пильщику и д.р.

IV. Игра «Исправь ошибку»

Пила нужна ныряльщику и д.р.

V. Игра «Кем быть?» (по картинкам). Объяснить, почему нравится выбранная профессия?

ЗАНЯТИЕ 9. Автоматизация звука (Щ) во фразах

Задачи. Автоматизировать звук (Щ) во фразах. Развивать связную речь — учить составлять предложения с данным словом но картинке. Развивать фонематический слух — учить выделять слово со зву­ком (Щ) из фразы, определять количество слов в предложении. Сюжетно-игровая основа: «В стране великанов».

I. Игра «Встреча с великаном». Описание великана. Составле­ние предложений по образцу.

У великана не рука, а ручища.

Н. Игра «В доме великана». Называние мебели с суффиксом -ищ-.

У великана не дом, а домище.

Ш. Игра «Угощение великана».

Великан угощает гостей помидорищем. (И др.)

IV. Игра «Великан на прогулке»

Великан собирается на прогулку. Великан наденет…

V. Игра «Загадки великана»

Опасней всех в реке она

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом такая злюка!

Конечно, это. (щука).

Он прыгает и лает,

Резвится и играет.

Так и крутится у ног

Мой веселый друг..- (щенок)-

Логопед. Чем похожи слова-отгадки?

Придумайте предложения со словами «щука» и «щенок».

ЗАНЯТИЕ 10. Автоматизация звука (Щ) в тексте

Задачи. Автоматизировать звук (Щ) в тексте. Развивать фонемати­ческий слух — тренировать детей в выделении слов со звуком (щ) из текста.

Сюжетно-игровая основа: «Новая встреча со щенком». План занятия

I. Отгадать загадку.

Он прыгает и лает,

Резвится и играет

Так и крутится у ног

Мой веселый друг. (щенок).

II. Описание внешнего вида щенка. Описание характера щенка.

III. Чтение рассказа.

Жили-были два щенка. Вышли они однажды во двор и стали смотреть на небо. Видят на небе блестящий круг. Испугались щенки блестящей луны. Стали зубами щелкать и лаять, а изящный круг поднимался все выше и выше, а потом спрятался за тучку. Щенки подумали, что блестящий круг их испугался и за тучку спрятался.

IV. Беседа по рассказу.

Вопросы. «Что увидели щенки на небе?», Чего щенки испугались?» « Что стали делать щенки? Что случилось с луной? Что подумали щенки?

V. Пересказ рассказа с опорой на картинку.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 297 ;

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×