Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

12 пальчиковых игр – для дома праздника развивающих занятий

Картотека пальчиковых игр — Тема: Игрушки

У Антошки есть игрушки.

У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

И с хвостом пушистым кошка.

Танины игрушки

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками.)

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино (Загибают поочередно все пальцы.)

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальцы.)

Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши )

Мы игрушки сосчитать. (стучат кулаками.)

Есть у нас игрушки

Есть у нас игрушки (Хлопки )

Пластмассовые погремушки (Встряхивают кулачки.)

Мишка мягкий меховой (Сжимают и разжимают пальцы.)

Мяч резиновый цветной (Делают шар из пальцев.)

Солдатик оловянный (Руки сложить в круг перед собой)

Шарик легкий надувной (Руки сложить в круг перед собой.)

Я люблю играть с тобой (Хлопают в ладоши)

Я с игрушками играю.

Я с игрушками играю (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Индюк

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу).

Есть игрушки у меня.

Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран

Сколько вместе? Как узнать? (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

2015-2018 © Захарова Анна Викторовна. Учитель-логопед МБДОУ ДСКВ №33, г. Ейск.
Все фото и видеоматериалы с участием детей размещены на сайте с согласия родителей (законных представителей).

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Автор: Михаленок Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: НДОУ детский сад №68 ОАО «РЖД» г. Брянск
Описание материала: Представляю вашему вниманию подборку пальчиковых игр для детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен для воспитателей, логопедов а также родителей.
Цель: Развитие логоритмических способностей детей.

Для чего нужны пальчиковые игры?

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
Представляю вашему вниманию, пальчиковые игры, используемые мною на практике.

Осенние листья.
Тишина в лесу стоит ,
Плавные движения руками.
Еле слышно лес шуршит
Поднести палец к губам.
Ш-Ш-Ш…
Тихо.
Ветер дунет посильней
Движения руками влев-вправо
Листик зашуршит смелей Ш-Ш-Ш… Громче.
Снова ветер налетит, Листик с веточки слетит:
Поднять руки над головой и плавно опускать вниз, вращая кисти
Потанцует,напопоет
И на землю упадет.
Опустить руки на стол.

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое!
Хлопки.
Здравствуй, небо голубое!
Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого.
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую.
Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы.

Умывалочка.

Кран открыли: чик-чик,
Вращательные движения кистью.
Руки мыли: шик-шик.
Потереть ладошки друг о друга.

Пусть бежит водичка,
Плавные движения ладонями.
Мы умоем личико.
,,Умыться’’.
Мылом мы ладошки трем,
Имитировать мытье рук.
Полотенцем промокнем.

Легкие похлопывания ладоней друг друга.

Вот и чистые ладошки,
Показать ладони.
Мы похлопаем немножко!
Хлопки.

Мышки.

Вышли мышки как-то раз
,,Ходьба’’ пальцами по столу.
Посмотреть, который час.
Постукивание указательным
пальцем правой руки по тыльной стороне ладони левой руки.
Раз, два, три, четыре
Загибать поочередно пальцы на правой руке.
Мышки дернули за гири.
Сжать обе руки в кулак, и опустить.
Тут раздался страшный звон —
Хлопки.

Разбегайтесь мышки вон!
Пальцы ,,убегают’’.

Мастера.

Если только захотим
Сжимать и разжимать кулачки.
Все из снега смастерим! Лепит Коля колобок, ,,Лепить’’пирожки.
Лепит Таня теремок,
Сложить ладошки домиком.
Лепит Света разных рыб,
Прижать ладони друг к другу,
делать волнообразные движения.

Лепит Саша белый гриб.
Сжать одну руку в кулак, накрыть ее ладонью другой руки.

Гроза.

Капли первые упали,
Постукивать пальцами одной по ладони другой.
Пауков перепугали.
Пальцы ,,убегают’’.
Дождик застучал сильней,
Легкие хлопки.
Птички скрылись средь ветвей.
Взмахи руками.
Дождь полил, как из ведра,
Громкие хлопки.
Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает,

Показать рукой молнию.
Гром все небо разрывает,
Постучать кулаками по столу.
А потом из тучки солнце
Поднять руки вверх, опускать одновременно шевелить пальцами.
Вновь посмотрит к нам в оконце.

Волшебные ладошки.

Подними ладошки выше
Поднять руки вверх и сомкнуть
домиком над головой.

И сомкни над головой.
Что же вышло? Вышла крыша,
А под нею мы с тобой. Подними ладошки выше
Поставить руки перед грудью,
сжать пальчики.

И сомкни-ка их дугой.
Что же вышло? Вышли гуси:
Вот один, а вот другой.
Сжимать и разжимать пальцы.
Подними ладошки выше
Поставить руки перед грудью, Кончиками прямых пальцев коснуться друг друга.
И сомкни перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и большой.

Царапки.

Вот какой коташка
Поставить руки перед грудью,
опустив кисти вниз,качать головой.

Круглая мордашка.
И на каждой лапке
Обвести ладонью вокруг лица.
Коготки-царапки.
Сжимать и разжимать кулачки.
Котик точит коготки,
Скрести пальцами по столу.
Очень острые они.
А потом играет —
Пальцы ,,бегут’’ по столу.
Мячик догоняет.

Моя семья.

Знаю я, что у меня
Сжимать и разжимать кулачки.
Дома дружная семья:
Это – мама, это – я,
Поочередно загибать пальцы.
Это – бабушка моя,
Это – папа, это – дед,
И у нас разлада нет.
Сомкнуть руки в замок.

Гномик.

Под грибком шалашик-домик,
Сложить ладони домиком перед собой.
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
Постучать кулаком одной руки по ладони другой.
В колокольчик позвоним .
Потрясти сжатой в кулак рукой.
Двери нам откроет гномик,
Пригласит в шалашик домик.
Зазывающие движения руками.
В домике дощатый пол,
Прижать ладони друг к другу.
А на нем дубовый стол,
Одну руку сжать в кулак, накрыть ладонью другой руки.
Рядом стул с высокой спинкой,
Сжать другую руку в кулак,
приставить к нему ладонь.

На столе тарелка с вилкой
Показать ладонь одной руки,
на второй раздвинуть пальчики.

И блины горой стоят —
Показать гору.
Угощенья для ребят.
Руки поставить перед собой
ладонями вверх.

Иголка.

Иголка, иголка,
Дети поворачивают указатель- ный палец вправо-влево.
Ты остра и тонка.
Не коли мне пальчик,
Грозить пальчиком.
Шей сарафанчик.
Имитировать швейные движения
Иголочка, иголочка, Шей, не ленись! Машенька, Машенька,
Грозить пальчиком.
Смотри, не уколись!

Наряжаем елку.

Мы повесили игрушки
От подставки до макушки!
Поднять руки снизу вверх.
Шарики цветные,
Вращать кулачками.
Рыбки золотые,
Волнообразные движения руками.
Золотые петушки,
Приставить руки к голове, как гребешок.
Разноцветные флажки.
Сжать четыре пальца вместе, поставить большой палец перпендикулярно.
Громко хлопнула хлопушка —
Хлопнуть в ладоши. Бах! Зазвенели все игрушки:
Вращение кистей.
Ах-ах-ах!

Оладушки.

Топором дрова колю,
Движения ладоней сверху вниз.
А потом пилой пилю,
Движения ладоней вперед-назад.
Отнесу их бабушке,
Пальцы ,,бегут’’ по столу.
Чтоб испечь оладушки.
,,Пекут’’ оладушки.

Читать еще:  Основные функции крови и состав крови человека

Кошка.

Мягко кошка посмотри
Сжимать и разжимать руки в кулачки.
Разжимает коготки,
И легонько их сжимает
Мышку так она пугает.
Пальцы ,,бегут’’по столу.

Пальчики.

Можешь пальцы сосчитать?
Поочередно загибать пальцы на правой руке.
Раз, два, три, четыре, пять.
На другой руке опять —
Поочередно загибать пальцы на левой руке.
Раз, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев – пара рук,
Сжимать и разжимать руки в замок.
Вот твое богатство, друг!


Строим дом.

Целый день – тук-да-тук
Стучать кулачками друг о друга.
Раздается громкий стук.
Строим дом, дом большой
Сложить руки домиком, поднять над головой.
И с крылечком, и с трубой.
Поставить ладошки перед собой
горизонтально, сомкнуть, по- вернуть в вертикальное положение

Разукрасим мы дом,
Имитировать движения кистью.
Наверху флажок прибьем,
Стучать кулачком по ладошке.
Принесем мы цветов,
Развести руки в стороны.
Новый дом, встречай жильцов!
Приложить руки к груди, слегка
наклониться вперед.

Будут жить в доме том:
Зайка, с мишкой и слоном.
Поочередно: приложить руки к голове, развести в стороны, сделатьуши слона.

Помогаем маме.

Раз, два, три, четыре,
Поочередно загибать пальцы на
правой руке.

Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку
Поочередно загибать пальцы на левой руке.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Имитировать моющие движения.
Только чашку мы разбили.
Поочередно прикасаться кончиками пальцев друг к другу.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, Ложку тоже мы сломали —
Так мы маме помогали.
Сжимать и разжимать кулачки.

Весна.

Стучат все громче дятлы,
Стучать кулачком одной руки по
ладошке другой.

Синички стали петь.
Сложить пальцы в щепотку, сжимать и разжимать.
Встает пораньше солнце,
Поднять руки вверх, опустить
через стороны.

Чтоб землю нашу греть,
Бегут ручьи под горку,
Выполнять волнообразные движения руками.
Растаял весь снежок
И из под старой травки
Сложить ладошки в форме чашечки
Уже глядит цветок. Раскрылся колокольчик
Медленно раскрывать ,,чашечку’’.
В тени, там, где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько,
Шевелить пальцами.
Динь-динь, пришла весна.

Хозяйка.

Кукле кашу я сварю,
Имитировать движения помеши- вания каши.
В миску молока налью,
Положу туда крупу,
Тереть пальчики друг о друга.
И поставлю на плиту.
Развернуть руки ладонями вверх,
протянуть вперед.

Будет каша хороша,
Хлопать в ладоши.
Кушай, кукла, не спеша!
Грозить пальчиком.

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет

В этой статье собраны пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет разных видов с примерами. В одни можно начинать играть прямо сейчас, к другим, следует предварительно подготовиться.

Основная цель описанных пальчиковых игр – развитие мелкой моторики детских пальчиков. Что в свою очередь ведет к развитию речи и мышления малыша.

Пальчиковые игры для детей 2 -3 лет в стихах

Помимо мелкой моторики такие игры развивают взаимосвязь слово-действие и улучшают понимание речи. Малыши, слыша определенные слова, имитируют действия, которые эти слова обозначают.

На самом деле возраст для пальчиковых игр не важен, намного важнее уровень развития пальчиков малыша. Если ребенок только начинает осваивать пальчиковую гимнастику, стоит выбирать более легкие игры с минимальным количеством разных движений. А если малыш хорошо выполняет простые движения, то игры для него можно выбрать более сложные.

Простые пальчиковые игры в стихах для детей 2 – 3 лет

Задача таких игр научить малыша последовательно сгибать пальчики в кулачок и обратно.

Сгибаем или разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – толстячок,

А все вместе – кулачок!

Разгибаем и сгибаем пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три четыре, пять

Надо братцев сосчитать!

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал.

Но а этот – маленький

Спал у нашей маменьки!

Пальчиковые игры в стихах работа всей кистью (более сложные)

Такие игры задействуют больше мелких мышц, чем в первом случае. И дают больше пространства для фантазии малыша, увеличивая варианты движений. Если у ребенка сначала не получаются сложные движения их можно заменить на более простые. А когда малыш освоит технику упражнения, необходимо увеличить сложность, заменив некоторые движения.

Имитируем действия (глаголы) двумя руками

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики! (растопыриваем пальцы обеих рук)

Пополам согните, (сгибаем пальцы пополам)

В кулачок сомкните! (собираем пальчики в кулачок)

Раскройте ладошки, (показываем ладошки)

Встряхните немножко! (трясем расслабленными руками)

Чтоб красиво рисовать

Надо ручкам отдыхать!

В первой части стиха поочередно сгибаем пальцы в кулачок, во второй разгибаем.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай, (большим пальцем поочередно касаемся соседних пальцев, начиная с указательного)

О них ты на улице не забывай!

А в море – корабль, ледоколы, суда, (повторяем другой рукой)

Они очень редко заходят сюда!

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет можно сопровождать не только стихами, но и песенками.

Песни для пальчиковых игр:

Песни Екатерины Железновой. Вы можете легко найти их в интернете и присоединится к ее группам в соцсетях.

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет – Театр

Такая игра основана на сюжете, который можно взять из сказок или придумать самому. Пальчики и руки выступают в роли актеров.

Игра в пальчиковый театр требует определенной подготовки. Маме необходимо нарядить пальчики в театральные костюмы. В современных магазинах огромный выбор разнообразных готовых пальчиковых театров. Но при необходимости изготовить такой театр вы можете дома, из подручных материалов.

Из чего сделать актеров для театра дома?

  1. Мамам, которые умеют шить или вязать не составит труда сделать маленьких кукол на пальцы из пряжи или ткани.
  2. Отрезав у старой перчатки пальцы, украсьте их аппликацией.
  3. Раскрасьте старые колпачки, которые подходят по размеру к пальчикам.
  4. Прицепите к пальцам не тугие прищепки, заранее раскрасив их.
  5. Сделайте трубочки из картона и нарисуйте на них героев.

Пальчиковая игра – театр «Теремок»

Текст сказки легко найти в интернете. А шаблоны (героев) необходимо распечатать или нарисовать.

В эту игру можно играть разными способами.

  1. Герои сказки на пальчиках, а кулачок – это теремок. Распечатайте шаблоны и наклейте на пальцы от перчатки. Медведь играется второй рукой.
  2. Распечатать шаблоны для большого театра. Каждый герой играется отдельно. Ребенок вставляет пальцы в отверстия и имитирует шаги. После того как герой поселился в теремке, ставим его к окошку, а на пальчики надеваем новый шаблон.

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет станут хорошим и полезным дополнением к основным видам деятельности малыша. Чем раньше вы начнете играть, тем больший вклад в развитие ребенка вы внесете.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

«Котенок кусается»(прищепки бельевые). Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог (от указательного пальца к мизинцу и обратно).

«Забавные узелки»(веревка с узелками). Берем шнурки разной расцветки, завязываем на них 4 – 8 узелков. Ребенок пальцами перебирает узелки, называет членов своей семьи.

«Травка» (используется пороговый коврик). Берем квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Кладем его перед собой, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту.

Прыгаем всеми пальцами по коврику. Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев. «Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик. Ладони по очереди ползут как змеи. Ладони поочередно гладят коврик.

«В зоопарке»(решетка для раковины, подставка под горячее). Берем решетку для раковины, кладем её на стол. Ребенок ходит указательными пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно – то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно.

«Волшебный горох, фасоль». Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одна за другой и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук, каждая горошина берется на ударный слог. Можно заменить горох желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов.

«Орешки». Берем грецкие орехи и катаем между ладонями (по кругу).

«Зубные щетки». Растираем зубной щеткой сначала подушечку пальчика, затем медленно опускается к его основанию.

«Катушка ниток». Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток.

«Ёжики». Упражнения с мячиками для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.

Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат?».

«Щеточки». Даем ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«Волшебные шары». Берем воздушные шары, наполненные мелкой солью, и нажимаем пальцами обеих рук на шар на каждый ударный слог.

«Бигуди». Можно использовать как массажер, катая их между ладошками.

Пальчиковые бассейны («Сухой аквариум»). Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее». Игры проводятся ежедневно по 3 – 5 минут.

О нетрадиционных пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Такие пальчиковые игры – хорошие помощники не только для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, а для того, чтобы параллельно развивалась и речь. Можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря нетрадиционным пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается способность сосредотачиваться.

Читать еще:  Сколько живут с метастатическим раком молочной железы? Факторы, которые влияют на выживаемость при 4 стадии заболевания

Л.С. ТИМЕРБАЕВА,
учитель-логопед ДОУ «Теремок» с. Архангельское Архангельского района

Пальчиковые игры и игры для дошкольников и младших школьников

Обычно детям нравятся пальчиковые игры с движениями: ими увлекаются в саду и даже в школе, ребята постарше играют в них друг с другом, помладше — с родителями и близкими. Для чего они нужны? Это не только приятное времяпровождение. Они идеальны для развития мелкой моторики. Учёные давно доказали связь мелких движений руки с развитием мозга, особенно его части, отвечающей за речь.

Пальчиковые игры для малышей до года

В таком раннем возрасте развитие мелкой моторики неотделимо от развития движения вообще. Поэтому, кроме игр непосредственно с пальчиками, не забывайте выполнять простые упражнения и массаж. Если нет никаких особенных указаний от врача, массаж и простые упражнения могут делать родители. В такой массаж обязательно включайте массирование пальчиков на обеих руках, его можно сочетать со знакомыми стишками, например «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», или:

Аню хвать за бочок.

Аню хвать за ушко.

Аню хвать за колени.

Аню хвать за носик.

Аню хвать за живот.

Аню хвать за волоса.

Аню хвать за плечики.

(Легко растираем указанную часть тела.)

Помимо массажа вы можете поиграть с малышом, посадив его себе на колени. Под различные стишки или песни выполняйте определённые действия, такие как в знакомом всем с детства «В ямку бух» или:

Пришёл медведь к броду,

Влез на колоду (сажаем малыша между коленями),

Бултых в воду! (Подкидываем на коленях.)

Уж он кис-кис-кис (лёгкие толчки на коленях),

Вылез, выкис, вылез, высох (приподнимаем),

Встал на колоду,

Бултых в воду! (Роняем между коленями.)

Сами пальчиковые игры, безусловно, пока пассивные: вы сами массируете пальцы и ручку ребёнка, например, c известной считалочкой «Мы делили апельсин» или с такими словами:

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький

Этот пальчик толстячок.

Ну а вместе — кулачок.

Пальчиковые игры для детей 1–2 лет

Упражнения в этом возрасте всё ещё пассивны: ребёнок пока только пробует повторять движения, поэтому вы сами массируете пальчики на обеих руках. Используемые потешки могут становиться сложнее. Например:

Вот кулак (закрываем ладонь крохи, сжимая пальчики в кулак),

А вот ладошка (открываем).

На ладошку села кошка (кладём на неё сложенные щепоткой пальцы)

И крадётся, и крадётся, и крадётся (перемещаемся вверх, к плечу).

Прыг под мышку (засовываем руку под мышку),

Где же мышка? (Разводим руки в стороны.)

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше

Около двух лет дети постепенно начинают сами повторять показанные движения. Существуют потешки, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

Зайка серенький сидит (ребёнок сидит на коленях у родителя или сам)

И ушами шевелит (делаем «ушки» ручками малыша над головой).

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (шевелим «ушами» над головой).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (трём ладошки).

Вот так, вот так

Надо лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (прыгаем или трясём кроху на коленях).

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Когда дети начнут повторять за вами движения, переходите к более сложным занятиям. Малышам 2–4 лет начинают нравиться игры не только в исполнении родителей, но и в записи.

Хома-хомка-хомячок (надуваем щёки),

Хомка рано встаёт (потягиваемся),

Щёчки моет, ушки трёт (трём соответствующие части тела).

Подметает дом, оградку («подметаем»)

И выходит на зарядку.

Раз-два-три-четыре-пять (делаем зарядку).

Хомка хочет сильным стать (показываем бицепсы).

Для осени:

Тихий, тихий, тихий дождик (садимся на пол и стучим по нему ладошками).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

А потом сильнее дождик (быстрее стучим).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

Сильный, сильный, сильный ливень (быстро и сильно стучим).

Гром, гром, гром (хлопаем в ладоши).

В небе молния кругом (поднимаем руки вверх и трясём ими).

И тишина тс-с-с, тс-с-с (подносим палец ко рту, как будто показываем «тише»).

Вдруг силою ветра сменилась она (поднимаем ручки вверх и качаемся).

И вот снова дождик, тихонько,

Ты слышишь? (Снова стучим ладошками по полу тихо.)

Закапал, закапал, закапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет,

Уже барабанит, уже барабанит (стучим быстро).

Для зимы:

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную лепить (делаем вид, что лепим снежки).

Птичек крошками кормить (пальцы щепоткой, будто крошим хлеб).

А ещё с горы кататься (одной ручкой проводим по другой от плеча вниз),

А потом в снегу валяться (поворачиваем ладони из стороны в сторону).

Все в снегу домой пришли (отряхиваем с себя снег),

Съели суп и спать легли (подкладываем ладони под голову).

Для весны:

Наши алые цветки (ручки соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки (пальчики «распускаются»).

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет (покачиваем кистями).

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (пальчики «закрываются»),

Головой качают (покачиваем сжатыми пальцами).

Для лета:

Пять маленьких рыбок

Играли в реке (сложенные ладони колышутся, как будто плывут),

Бревно на песке,

И рыбка сказала:

«Нырять здесь легко!» (Переворачиваем ладони с боку на бок.)

«Ведь здесь глубоко». (Качаем соединёнными ладонями.)

А третья сказала:

«Мне хочется спать!» (Поворачиваем ладони на бок.)

Чуть-чуть замерзать. (Дрожь в руках.)

А пятая крикнула:

«Здесь крокодил! (Ручки открываются и закрываются, как рот крокодила.)

Чтобы не проглотил!» (Быстро убираем ладони.)

Не заставляйте ребёнка заучивать слова и движения, ежедневное повторение поможет ему запомнить их без давления.

Игры для детей от 6 лет

Дети младшего школьного возраста также любят занятия с движениями. Они становятся всё более и более сложными. Дети развивают координацию, ловкость рук. В пальчиковых играх используют сложные схемы, пробуют соединять пальцы разными способами, играют в парах, хлопая в ладоши. Считалки тоже становятся сложнее:

Новые пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Проводя развивающие занятия с малышами, я обнаружила, что весёлых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий явно недостаточно. Предлагаемые пальчиковые игры создавались для своих маленьких учеников, но, надеюсь, пригодятся родителям и другим педагогам.

Персонажи и образы наших пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.

Пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Некоторые игры, в которых пальчики называются по-очереди, или действуют поочерёдно напоминают маленькие сказочки , например: «Два толстых поросёнка», «Два рыжих таракана», «Краб», и выполнить их сами могут только дети 4-5 лет, а более маленьким их должны показывать взрослые.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Паучок

Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит).

Паучок ползет опять,

Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

«Паучки» ползают на голове.

Пчелки

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке».

Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в дом постучать,

Читать еще:  Норма атмосферного давления для человека

Дети заглядывают в «улей».

Раз, два, три, четыре, пять.

Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга.

Я стучу, стучу по елке,

Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки.

Где же, Где же эти пчелки?
Стали вдруг вылетать:

Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчелки летают)

Раз два, три, четыре, пять!

Червячки

Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе.

Раз, два, три ,четыре, пять,

Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.

Идут по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Вдруг ворона подбегает

Складывают пальцы щепоткой, качают ими вверх и вниз.

Головой она кивает,

Раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.

Каркает:»Вот и обед!»

Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

Глядь — а червячков уж нет!

Пять утят

Одна из рук — «мама утка». Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняют волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

Пять утят плывут вперед,
На берегу их мама ждет,

«Кивают» кистью руки («мамой-уткой»)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут.
Трое утят плывут.
Двое утят плывут.
Вот один плывет вперед,
На берегу его мама ждет,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

Ветер

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.

Дети раскачивают руками в разные стороны, стараясь неподнимать локти.

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.

А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). Деми «машут»ими в воздухе. Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.

Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой.

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открывают и закрывают рот» крокодила.

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.

Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения.

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой.

Рыбки

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют волнообразные движения в воздухе.

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Руки прижаты друг к другу. Переворачивают их с боку на бок.

Лежало большое бревно на песке,

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют ими «ныряющее» движение.

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Быстро качают ладонями (дрожь).

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).

Плывите скорей, чтобы не проглотил!»

Улитка

Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

В домике она сидит,

«Улитка» раскачивается из стороны в сторону.

Рожки высунув, молчит.

Ползет вперед по столу.

Вот улиточка ползет
Потихонечку вперёд.

«Улитка» заползает на «цветочек». «Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).

На цветочек заползет
Лепесточки погрызет.

Рука «улитка» «втягивает рожки» (сворачивается в кулак).

Рожки в голову втянула,

«Цветочек» (вторая рука) закрывается, пряча «улитку в бутоне».

В домик спряталась, заснула.

Дети сидят на полу (на коленях). «Бегут» пальчиками от пола до макушки.

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть который час.

Один хлопок над головой.

Вдруг часы сказали: «Бом!»,

Руки скатываются на пол.

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз.

Перчатка

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.

Веселая мышка перчатку нашла,

Ладони смыкаются «ковшом»

Гнездо в ней устроив,

Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают — разгибают пальцы («зовущий» жест).

Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.

Им корочку хлеба дала покусать,

Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.

Ладони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).

и отправила спать.

На слово «отшлепала» — стучать (шлепать) подушечкой большого пальца по остальным.

Котята

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу и разъединены.

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачивают руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Постукивают соответствующими пальцами друг об друга (от большого к мизинцу).

Два толстых, два ловких, два длинных,
два хитрых,
Два маленьких самых
и самых красивых.

Два козлика

На обеих руках прижать большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,

Держа кисти горизонтально, сближать руки.

А навстречу шел другой,
Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединять руки с размаха.

Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.

На слово «бух» — хлопок в ладоши. Уронить руки на колени.

Вот с разбега лбами — бух!
И с моста в водичку — плюх!

Зайцы

Руки положить на стол или колени, пальцы расслабить. В соответствии с текстом приподнимать поочерёдно пару одноименных пальцев,начиная с больших.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьем»
Двое закричали:
«Давайте убежим!».
Двое прошептали
«Давайте помолчим!».
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:

Хлопнуть в ладоши.

«Он может сделать «Бах»?»
«Бах» — выстрелил охотник,
Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев

Пробежать пальчиками по столу или коленям.

Двое толстых поросят

Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.

Двое толстых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут
Что им кушать принесут.

Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. Сгибать и разгибать большие пальцы.

Двое толстых поросят
Снизу в щёлочки глядят,
Бегают туда — сюда:
«Где же вкусная еда?»

Стучать большими пальцами по ладошкам.

Двое толстых поросят
В дверь копытцами стучат,

Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.

Вдруг открылась эта дверь:
«Можно выбежать теперь!»

Сложить ладошки как корытце, шевелить большими пальцами.

Двое толстых поросят
Громко, радостно визжат:
«Вот корыто, да, да, да,
А в нём вкусная еда!»

Два рыжих

Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана), крутят ими.

Два рыжих таракана
пришли ко мне домой (2 р.)

Кулаки прижаты друг к другу, сгибают — разгибают пальцы.

Уселись тараканы,
уселись тараканы
на полочке одной.

Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.

Четыре таракана
попили киселя (2 р.)

Выполняют движение «фонарики».

Весь вечер баловались,
весь вечер баловались
и пели тра-ля-ля.

Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах. Ползут ими по столу (остальные сжаты).

И вшестером на кухню
поесть они пошли (2 р.)
Шесть ловких тараканов,
шесть ловких тараканов
под дверью проползли.

Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец.

Там восемь тараканов,
конфеточку нашли, (2 р.)
А съесть её все восемь,
а съесть её все восемь, конечно, не смогли.

Все пальцы выпрямлены, выполняют движение «фонарики».

Когда они наелись,
пустились дружно в пляс, (2 р.)

Сжимают — разжимают кулачки.

Плясали дружно десять,
плясали дружно десять
на кухне целый час.

Пальцы сомкнуты «ковошом», лежат на столе.

Поспать они решили,

Перебирают пальцами по столу

но мимо мышь прошла (2 раза)

Пальцы рук расслаблены, «метут» ими по столу.

И хвостиком всех сразу,
и хвостиком всех сразу
куда-то подмела.

У жирафов

Хлопают по всему телу ладонями.

У жирафов пятна, пятна, пятна,
пятнышки везде. (2 раза)

Обоими указательными пальцами дотрагиваются до соответствующих частей тела.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
коленях и носках.

Щипают себя, как бы собирая складки.

У слонов есть складки, складки,
складки, складочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.

Поглаживают себя, как бы разглаживая шёрстку.

У котяток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.

Проводят ребрами ладони по телу.

А у зебры есть полоски,
есть полосочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.

Поросята

Дети по очереди «идут» по столу каждым из пальцев обеих рук.
Мизинцы

Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,

Этот толстый поросёнок
спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю

Сжимают и разжимают кулачки

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю.

Этот толстый поросёнок
носом землю ковырял,

Этот толстый поросёнок
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля .

Этот толстый поросёнок
— лежебока и нахал,

Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь.

Захотел спать в серединке
и всех братьев растолкал.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector