Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения Речевой материал по дифференциации звуков СШ

Картотека заданий по дифференциации звуков [с]-[ш]

Каждый учитель-логопед знает, насколько кропотливой является работа по дифференциации поставленных звуков.

Предлагаю вниманию учителей-логопедов, работающих с дошкольниками, систематизированный материал – картотеку заданий по дифференциации звуков [с] – [ш].

Картотека содержит в себе 12 карточек.

Скачать картотеку по дифференциации звуков

Керина Елена Александровна ,

учитель-логопед, МДОУ “ЦРР-д/с “Кристаллик”,

г.Абакан, Республика Хакасия

Несколько карточек для ознакомления:

Дифференциация звуков [С] и [Ш]

1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].

2. Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.

Сапоги, шуба, маска, квас.

Собака, кошка, лошадь, лиса.

Шапка, шарф, сарафан, шуба.

Шапка, сапоги, шуба, шорты.

Шкаф, миска, ложка, чашка.

Сосна, ромашка, осина, берёза.

Слива, груша, апельсин, свёкла.

Картошка, капуста, груша, чеснок.

3. Повтори слова:

Саша, суша, сушки, сушилка, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась, пастушок, машинист.

4. Измени предложение:

Я слушаю стишок. Ты..Он(она)..Мы..Вы..Они..

5. Выучи:

У киски игрушка – плюшевый мишка,

У мишки игрушка – пушистая киска.

Дифференциация звуков [С] и [Ш]

1. Повтори словосочетания.

Весёлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие, осколок стёклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе, смешной сынишка, смышлёный малыш, сушёная вишня, шелест камышей.

2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Саша любит сушки, а соня – ватрушки.

Совушка, совушка, большая головушка.

Вымыли мыши миски для мишки.

Саша мал, Саша с мылом уши мыл.

3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза), контролируя правильную артикуляцию.

У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски. У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует. Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой. В тишине слышен гул самолёта. Малыши слушают смешные стишки. Петушок уселся на шесток. У Маши пушистая кошка. Пастушок спешит домой.

Дифференциация звуков [С] и [Ш]

1. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

Су-су-су – воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Со-со-со – Миша катит колесо.

Су-су-су – мишку видели в лесу.

Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.

2. По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.

Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, солёные волнушки, куст шиповника. Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель. 3. Выучи:

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шёрстку на спинке, хвостик и уши.

Рекомендую прочесть:

  • Постановка звука [C] Искажения звука
  • Картотека индивидуальных занятий логопеда с детьми с ОНР
  • Постановка звука [З]
  • Картинный материал для закрепления звукопроизношения
  • Конспект занятия Формирование слоговой структуры слов

12.04.1973г.р. Учитель-логопед МДОУ «ЦРР-д/с «Кристаллик» г.Абакана, Республика Хакасия. В должности с 2002г., 4 выпуска. Мама двух сыновей (12 лет и 1г8мес)

Упражнения Речевой материал по дифференциации звуков СШ

Персональный сайт учителя-дефектолога Ленковец Т.И.
ГУО «Ясли-сад №1 г. Ганцевичи»

Дидактическая игра «Найди звук Р, Л»

Игра предназначена для детей 4-6 лет с нарушениями звукопроизношения, а также для детей дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте. Цель: игра «Найди звуки Р, Л» рекомендуется для развития фонематического слуха и восприятия. Помогает научить ребенка определять первый звук в слове, обозначать его символом. Автоматизировать и дифференцировать звуки «Р», «Л» в словах. Содержимое игры: игровой …

Дидактическая игра «Найди звук». Звуки П, Б в словах

Игра предназначена для детей 4-6 лет с нарушениями звукопроизношения, а также для детей дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте. Цель: игра «Найди звук» рекомендуется для развития фонематического слуха и восприятия. Помогает научить ребенка определять первый звук в слове, обозначать его символом. Автоматизировать и дифференцировать звуки «П», «Б» в словах. Содержимое игры: игровой кубик с …

Игра «Найди звук». Звуки В, Ф в словах

Игра предназначена для детей 4-6 лет, имеющих нарушения в произношении звуков, а также для детей дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте. Цель: игра «Найди звук» рекомендуется для развития фонематического слуха и восприятия. Помогает научить ребенка определять первый звук в слове, обозначать его символом. Автоматизировать и дифференцировать звуки «Ф», «В» в словах. Содержимое игры: игровой …

Дидактическая игра «Найди звук». Звуки Т, Д в словах

Игра предназначена для детей 4-6 лет, имеющих нарушения звукопроизношения, а также для детей дошкольного возраста при подготовке их к обучению грамоте. Цель: игра «Найди звук» рекомендована для развитие фонематического слуха и восприятия. Помогает научить ребенка определять первый звук в слове, обозначать его символом. Автоматизировать и дифференцировать звуки «Т», «Д» в словах. Содержимое игры: игровой кубик …

Игра «Найди звук». Звуки К, Г, Х в словах

Игра «Найди звук»предназначена для детей 4-6 лет, имеющих дефекты звукопроизношения, а также для детей дошкольного возраста при подготовке к школе. Цель: развитие фонематического слуха и восприятия. Определение первого звука в слове, обозначение его символом. Автоматизация и дифференциация звуков «К», «Г», «Х» в словах. Содержимое игры: игровой кубик с цифрами от 1 до 6; игровое поле …

Игра «Найди звук». Звуки З, Ж в словах

Игра «Найди звук» предназначена для детей 4-6 лет, имеющих нарушения звукопроизношения, а также для детей дошкольного возрасты при подготовке к обучению грамоте. Цель: развитие фонематического слуха и восприятия. Определение первого звука в слове, обозначение его символом. Автоматизация и дифференциация звуков «З», «Ж» в словах. Содержимое игры: игровой кубик с цифрами от 1 до 6; игровое …

Дидактическая гра «Найди звук». Звуки С, Ш в словах

Дидактическая игра «Найди звук» предназначена для детей 4-6 лет, имеющих нарушения звукопроизношения, а также для дошкольников при подготовке к обучению грамоте. Цель: развитие фонематического слуха и восприятия. Определение первого звука в слове, обозначение его символом. Автоматизация и дифференциация звуков «С», «Ш» в словах. Содержимое игры: игровой кубик с цифрами от 1 до 6; игровое поле …

Дидактическая игра «Найди звук». Звуки С, З в словах

Дидактическая игра «Найди звук» предназначена для детей 4-6 лет, имеющих нарушения звукопроизношения, а также для детей дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте. Цель: развитие фонематического слуха и восприятия. Определение первого звука в слове, обозначение его символом. Автоматизация и дифференциация звуков «С», «З» в словах. Содержимое игры: игровой кубик с цифрами от 1 до 6; …

Дидактическая игра «Найди звук». Звуки Ш, Ж в словах

Дидактическая игра «Найди звук» предназначена для детей 4-6 лет, имеющих нарушения звукопроизношения, а также для детей дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте. Цель: развитие фонематического слуха и восприятия. Определение первого звука в слове, обозначение его символом. Автоматизация и дифференциация звуков «Ш», «Ж» в словах. Содержимое игры: игровой кубик с цифрами от 1 до 6; …

Дифференциация С-Сь

Дифференцируя изолированные согласные звуки С — Сь, рекомендуется использовать картинки-символы: С — насос, Сь — струйка воды, льющаяся из-под крана.

  1. Повтори прямые слоги со звуками С — Сь.

са-ся — ся-са
су-сю — сю-су
со-сё — сё-со
сы-си — си-сы

  1. Повтори обратные слоги со звуками С-Сь.

ас-ась — ась-ас
ыс-ысь — ысь-ыс
ёс-ёсь — ёсь-ёс

ос-ось — ось-ос
ис-ись — ись-ис
юс-юсь — юсь-юс

ус-усь — усь-ус
ес-есь — есь-ес
яс-ясь — ясь-яс

  1. Повтори слоги, где звуки С-Сь находятся между глас­ными.
Читать еще:  Капельница для очистки крови

аса — ася
оса — ося
уса — уся
ыса — ыся
асо — асе
осо — осё
усо — усё
ысо — ысё
асу — асю
осу — осю
усу — усю
ысу — ысю
асы — аси
осы — оси
усы — уси
ысы — ыси

  1. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

ста — стя
сма — смя
сва — свя
сна — сня

сто — стё
смо — смё
сво — свё
сно — снё

сту — стю
сму — смю
сву — свю
сну — сню

сты — сти
смы — сми
свы — сви
сны — сни

  1. Повтори слова со звуками С -Сьв начале слова.

сад — сядь
Саня — сено
спасать — списать
совок — севок
сом — семь
Саня — Сёма

сам — сям
Санька — синька
сын — синь
сани — сени
соты — сети
сонная — синяя

Саня — Сеня
стояние — сияние
стоять — сиять
сама — Сима
Соня — Сеня
спать — спеть

сова — Сева
сама — семя
согнал — сигнал

сони — сени
соло — село
Слава — слива

суда — сюда
слово — слева
сало — село

  1. Повтори слова со звуками С-Сьв середине слова.

место — мести
носок — носик
просо — Прося
несу — неси
осанка — осинка
поспать — поспеть
краса — крась

кусать — косить
насадка — наседка
бросать — бросить
такса — такси
песок — пёсик
касатка — кассетка
краснеть — красить

коса — Костя
носат — носят
коса — коси
осы — оси
паста — пасти
оса — Ася
пасу — паси

  1. Повтори слова со звуками С -Сь в конце слова.

навес — навесь
квас — квась
голос — голоси

нос — носи
вес — весь
укус — укуси
покос — покси

  1. Повтори слова со звуками С — Сь в одном слове.
  1. Повтори пословицы и поговорки.

Как ни тесно, а всё есть место.

Весна да осень — на дню погод восемь.

  1. Повтори и отгадай загадки.

Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы)
Кто на голове лес носит? (Олень)
Сетка густая мух не отпускает. (Паутина)
Кто на себе свой домик носит? (Улитка)

Мохнатенькая,
Усатенькая,
Ест и пьет,

Песенки поёт. (Кошка)

  1. Повтори словосочетания.

вкусная сосиска
Сонины гусята
семейный совет
вкусная сметана
восьмая ступенька
небесная синева
стеклянная посуда

высокая сосёнка
сухое сено
капустные семена
сытая свинка
босой Сеня
сосновая беседка
вкусный кисель

синяя миска
сухая сеть
густая сметана
пустая авоська
высокая стена
гусиная стая
курносый носик

  1. Повтори предложения.

Три слова. Ася моет посуду. Таксист водит такси. Стоит сухая осень. Весной тает снег. Бабуся месит тесто. Соня поёт песенки. Пастух пасёт стадо. Пес сидит у будки. Дедуся косит косой. Осенью опадает листва.

Четыре слова. Сегодня Сима помоет посуду. Савва пое­дет в такси. В санях сидит Света. Соня едет в автобусе. Сима носит синие бусы. В садах много насекомых. На­ступает весенний сев. На суку сидит сова. В окне погас свет.

Пять слов. В осеннем небе гусиная стая. Саня сеет капус­тные семена. На подносе несут стаканы. Сегодня Соня идёт в гости. Снегокат у Сени едет сам. Сито висит на высокой стене. Васина семья идёт на сенокос. Беседка стоит у высоких сосен. На восьмой ступеньке сидит со­бака. В сосновой беседке сидит соседка. В саду сосны и осинки. Васятка гонит стаю гусей домой. Котик Ва­сенька спит на сундуке. Сима и Соня споют песни. Ста­сик ведёт собаку на поводке. Денис слепил снеговика из снега. На столе стоит стеклянная посуда.

Шесть слов. У стога сидят гуси с гусятами. Соня и Денис плавали в бассейне. Осенью гусиные стаи улетают на юг.

Семь слов. В субботу Вася и Сима идут в бассейн. Сима и Ася сидят на скамейке в саду.

Занятия на постановку шипящих звуков у детей дошкольного возраста

  • Упражнения на постановку шипящих звуков у детей
  • Артикуляционная гимнастика
  • Занятия на постановку звука «ш»
  • Правильная постановка звуков
  • Автоматизация звука
  • Логопедические игры
  • Постановка звуков «ш» и ж» с помощью развлекательных средств

В процессе формирования речевого аппарата у малышей возникают трудности с произношением некоторых звуков. Одними из самых сложных являются «ш» и «ж». Зачастую они требуют проработки на индивидуальных занятиях с логопедом. Логопедические упражнения на звук «ш» и «ж» помогают расслабить язык ребенка, чтобы правильно их поставить.

Упражнения на постановку шипящих звуков у детей

Звуковое произношение формируется у детей уже с первых месяцев жизни. Первыми малыш произносит гласные, и это непроизвольный процесс. До трех лет он может искажать звучание тех или иных звуков. А к пяти-шести годам прежде, чем отправиться в подготовительный класс, у крохи должен быть полностью сформирован фонетический ряд.

Логопедические занятия с ребенком

На звук «ш» логопедическое занятие обычно часто проводят в старшей группе детского сада. Оно включает в себя:

  • Выявление проблемы с помощью материалов и таблиц логопедии,
  • Артикуляционную гимнастику, постановку и автоматизацию,
  • Домашнее задание для ребенка, чтобы рабочий момент шел более успешно и эффективно. Обычно оно включает в себя различные упражнения.

Когда ребенок освоил звук «ш», можно переходить к «ж». Тогда процесс дифференциации этих звуков будет более прост, поскольку их артикуляция одинакова. Малыш научиться различать, где он шипит спокойными голосовыми связками, а где стоит добавить вибрации.

Важно! Как правило, многие дети не могут справиться с шипящими по причине замены их на «с». Получается свист вместо шипения. Стоит заострять внимание на речь при произношении звуков. Многим детям может помочь сравнение с движением поезда, полетом шмеля.

Любые упражнения в логопедии на постановку звуков начинаются с артикуляционной гимнастики. Это помогает подготовить аппарат к правильной работе и одновременно его расслабить.

Артикуляционная гимнастика

В логопедических занятиях на букву «ш» особое место занимает артикуляционная гимнастика. Ее следует проводить ежедневно 2-3 раза в течение 5-10 минут. Лучше всего стоять возле зеркала – так малыш сразу сможет видеть свои недочеты и повторить правильно за взрослым.

Артикуляционная гимнастика во время постановки

  • «Улыбка-трубочка». Зубы обязательно сомкнуть и удерживать в таком положении. Губы растянуть в улыбке и зафиксировать на 5 секунд, после вытянуть в трубочку вперед – также на 5 секунд. Повторять 5-7 раз.
  • «Жарко – холодно». Открывать рот, как будто жарко, а затем прикрыть, словно стало холодно.
  • «Блинчик». Открыть рот, улыбнуться. Затем положить язык на нижнюю губы, убрать, снова положить. Удерживать рот в улыбке.
  • «Болталка». Быстро двигать языком по верхней губе, воспроизводить «бл-бл-бл».

Занятия на постановку звука «ш»

Постановка при логопедических упражнениях на звук ш может происходить с помощью разных методов:

  • От «с».
  • От «т».
  • От «р».
  • И даже от «а, э, ы»

Постановка по методике Баловой О.И.

Правильная постановка звуков

Самым распространенным способом правильной постановки звука «ш» является метод от «с». Он применяется, когда нет никаких дефектов и проблем с речевым аппаратом. Также важно, чтобы свистящий звук был не ярко выражен. Малыш сначала начинает произносить «с», выпускает воздух, а затем чуть больше напрягает животик при выдохе. Таким образом получается шипение. Также можно попробовать при выдохе нажать легко на диафрагму (живот) малыша, чтобы помочь процессу. Мимика лица не должна меняться, никакого напряжения быть не может!

Обратите внимание! Трудности с произношением шипящих могут возникать при неправильном речевом дыхании, проблемах в речевом слухе и при индивидуальном строении уздечки. Поэтому следует предварительно выявить наличие данных вопросов и посетить специалистов. В случае их отсутствия приступать к постановке звуков с логопедом.

От «т» в логопедии производится постановка при межзубном сигматизме ребенка. Сначала кроху учат дотрагиваться верхних зубов, после очень медленно произносить правильный звук от «т».

Читать еще:  Как быстро снизить сахар в крови

От «р» постановка выполняется только при наличии уверенного «р». «Р» произносится тихо, почти шепотом, напор выдоха уменьшается – получается «ш».

От гласных постановку «ш» можно проводить дома, поскольку он не требует присутствия логопеда. Малыш произносит гласные, а специальным инструментом язык поднимает к небу.

Автоматизация звука

Автоматизация «ш» происходит при работе со слогами, словами и предложениями. Для более приятного времяпрепровождения можно купить специальные раскраски, картинки, карточки или альбом для рисования, где вместе с ребенком можно будет изображать иллюстрации. Малыш будет рисовать и одновременно проговаривать, тем самым закрепляя навыки.

Задания на «ш», раскраска

В игровой форме проводятся следующие мероприятия:

  • Сначала произносятся отдельные слоги: шо-ша-шу-шэ-ши,
  • Затем добавляются слова: шашка, шоссе, шишки,
  • И после можно переходить к предложениям, скороговоркам: шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Логопедические игры

Логопедические игры на звук «ш», как и любые развлекательные занятия при отработке трудных звуков, нравятся малышу. Они помогают не только весело провести время, но и сформировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение верно употреблять данный звук в речи. Также логопедические игры заинтересовывают детей в дальнейшей работе, что помогает существенно ускорить прогресс обучения.

Логопедическая игра на автоматизацию звука «ш»

Постановка звуков «ш» и ж» с помощью развлекательных средств

Постановка шипящих звуков у детей, упражнения и другие развлекательные средства включают:

  • Игры,
  • Просмотр карточек со словами, в которых есть шипящие,
  • Произношение потешек, скороговорк, стихотворений.

Дополнительная информация. Важно, чтобы малыш был заинтересован и не переживал, что ему приходится что-то делать без желания. Поэтому стоит подобрать ребенку те игры и развлечения, которые конкретно ему будут по душе.

Карточки можно приобрести либо в книжной лавке, либо нарисовать самому. Гораздо эффективнее это делать вместе с ребенком – это поможет одновременно прорабатывать произношение.

  • «Закончи слово». Написать слова, в которых в конце есть буква «ш», и попросить малыша дописать букву, а затем проговорить слово целиком. Например, малы…, камы…, ду…
  • «Запомни – повтори». Написать ряд слов и попросить малыша повторить. Впоследствии порядок слов менять. Например, каша-лапша-душ-машина.
  • «Повтори, скажи свое». Ребенку предлагается повторить слово за взрослым, затем он говорит свое слово с буквой «ш», которое повторяет родитель. Игра тренирует не только произношение, но и память порядка сказанных слов. Например, взрослый говорит «шок», малыш повторяет и говорит «шок-машина», родитель далее произносит «шок-машина-тишина».
  • «Один-много». Произносится слово, затем из него составляется слово во множественном числе. Игра тренирует также грамматику. Например, мешок-мешки, шип-шипы, шишка-шишки.

Чтобы малыш научился правильно произносить трудные буквы, необходимо не только выполнять ежедневные тренировки и упражнения, но и следить за собственной речью. Создавая грамотные условия для проработки и автоматизации звуков, достаточно скоро можно помочь ребенку забыть о проблеме.

Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» г. Ростов

Задания, материалы и рекомендации учителей-логопедов Центра в рамках дистанционного обучения

Для вас работают учителя-логопеды:

Барсукова
Марина Валентиновна

Петрова
Олеся Петровна

Дистанционные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия М.В. Барсуковой:

! Родители передают информацию (через мессенждеры, соцсети, смс) о результатах домашней работы с ребенком учителю-логопеду, который корректирует дальнейшее выполнение заданий.

Индивидуальные задания по автоматизации звуков

Задания для выработки артикуляционных укладов нарушенных звуков: артикуляционная гимнастика

Для индивидуальной работы по формированию правильного звукопроизношения используются альбомы В.В. Коноваленко. Этап автоматизации звуков. Родители закрепляют правильное произношение поставленных на очных занятиях звуков в речи ребенка.

Задания для закрепления звуков в речи ребенка
Ж. З, Зь. Л, Ль Р, Рь. С, Сь Ц Ч Ш Щ

Индивидуальные задания по дифференциации звуков

Дифференциация звуков [З] – [Ж] в играх ppt
Дифференциация звуков [С] — [Ш] в играх ppt
Презентации с описанием игр и инструкции к ним.
Цель: стимулирование интереса ребенка к логопедическим занятиям в домашних условиях
для отработки этапа дифференциации звуков разных групп .

Для индивидуальной работы по развитию фонематической стороны речи используется Логопедическая тетрадь «Дифференциация звуков в речи дошкольника» Н.В. Соколовой. Этап дифференциации звуков. Родители закрепляют правильное произношение дифференцируемых звуков в речи ребенка.

Для индивидуальной работы по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной стороны речи используются Альбомы Теремковой Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Родители расширяют словарный запас ребенка, закрепляют у ребенка умения и навыки правильного построения словосочетаний, фраз, логико-грамматических конструкций.

Для индивидуальной работы с неговорящим ребенком (I, II уровень речевого развития) используются Альбом по развитию речи для самых маленьких С.В. Батяевой (Серия «Говорим правильно»); пособие Дедюхиной Г. В. «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком» и Альбом звукоподражаний и слов. Этап развития понимания обращенной речи и стимулирования самостоятельной речи ребенка.

Так же родителям детей с речевым нарушениями рекомендуются домашние занятия по готовым презентациям:
«Комплекс релаксационных упражнений» (подборка упражнений для детей 3-10 лет с целью обучения мышечному расслаблению). Составитель Барсукова М.В.
«Комплекс ритмических упражнений» (подборка упражнений для детей 2-7 лет с целью нормализации темпа и ритма речи). Составитель Барсукова М.В.
«Комплекс упражнений по формированию интонационной выразительности» (подборка упражнений для детей 5-10 лет с целью развития интонационной выразительности). Составитель Барсукова М.В.
«Развитие фонематического восприятия» (подборка игр и упражнений для детей 4-7 лет с целью развития слухового восприятия (слухового внимания, слуховой памяти, речевого слуха), для становления фонематического слуха (в рядах изолированных гласных, в рядах слогов, в словах; дифференциация парных звуков). Составитель Барсукова М.В.
«Универсальный комплекс артикуляционной гимнастики» (подборка упражнений для детей 2-7 лет с целью развития артикуляционной моторики). Составитель Барсукова М.В.

Детские песенки для автоматизации звуков
1. Колыбельная медведицы /С, Ш
2. Песенка кота Леопольда /С, Ш, Р
3. Песенка Львёнка и Черепахи /С, Ш, Р
4. Голубой вагон /Ш, Р
5. Песня Крокодила Гены /Ж, Р
6. Какой чудесный день /Ч
7. Настоящий друг /Щ, Р
8. Песенка друзей /Р
9. Песенка Чебурашки /Р
10. Вместе весело шагать /Р
11. Песенка Паровозика /Л, Р
12. Песенка о ёлочке /Л, Р
13. Осьминожки /Л, Р

Задание:
1.Прослушать песенку, выучить текст, петь вместе с ребенком.
2.Вспомнить, какие слова из песни содержат отрабатываемый звук.

Рекомендации по развитию дикции у старших школьников и взрослых

Школа актёрского мастерства для преодоления судорожных запинок в речи (заикания) у старших школьников и взрослых

Дистанционные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия О.П. Петровой:

Задание для индивидуальной работы по автоматизации поставленных логопедом звуков

Для обратной связи родители передают информацию через интернет о результатах домашней работы с ребенком учителю-логопеду,который корректирует дальнейшее выполнение заданий.

Задание 1: Группа звуков Й, Л’, Й—Л’ Й
Задание 2: Группа звуков Л, Л—Л’ Р-Рь
Задание 3: Группа звуков С-Сь-З-Зь-Ц
Задание 4: Группа звуков Ч—Щ—Ц—С
Задание 5: Группа звуков Ш-Ж

Задания для закрепления звуков
Л.Ль Р.Рь Ш-Ж Ч свистящих звуков С З Ц

1. Для индивидуальной работы по формированию правильного звукопроизношения используются Логопедические тетради Е.А. Азова, О,О. Чернова. Вне учебного центра, родители самостоятельно закрепляют ранее поставленные логопедом звуки.

В пособии представлен в большом количестве речевой материал – слоги, слова, предложения, стихотворные и прозаические тексты – предназначенный для коррекционно-логопедической работы по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь.

2. Для индивидуальной работы по развитию фонематической стороны речи используются тетради представленные ниже. Они предназначены для развития речи, воображения, пополнения словарного запаса, а также для улучшения произношения дифференцируемых звуков в речи ребенка в домашних условиях.
Занимательные рисунки, оригинальные стихи, вопросы и задания помогут вам провести занятия в живой игровой форме, увлечь и заинтересовать ребёнка.

3. Для индивидуальной работы по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной стороны речи используются Альбомы Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи)
Это комплект с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам. Родители расширяют словарный запас ребенка, закрепляют у ребенка умения и навыки правильного построения фраз и лого-грамматических конструкций.
Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе постепенного усложнения заданий. В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким образом у детей улучшается речь, исчезают проявления общего недоразвития речи.

Читать еще:  Снижение холестерина без статинов: основные методы и средства

4. Для индивидуальной работы с неговорящим ребенком (I-II уровень речевого развития) используются альбомы для самых маленьких. Альбомы по развитию речи предназначены для занятий с детьми 1до 3 лет. Упражнения пособия помогут разивить слуховую память малыша, улучшить фонематическое восприятие, скоординировать мышцы речевого аппаратта, расширить словарь, сделать речь яркой, эмоциональной, выразительной. Подробное описание упражнений и игр для малышей которые помогут вашему ребенку заговорить правильными полными фразами.
Иллюстрированные игры-задания располагаются по принципу «от простого к сложному»: от звукоподражаний до предложений из 3-4 слов.

Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 6310 раз

Библиографическое описание:

Косткина, М. А. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи / М. А. Косткина, А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12083/ (дата обращения: 14.12.2020).

Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.

В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а также в дальнейшем в овладении звуковым анализом и синтезом, что является показателем возможности обучения грамоте.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Формирование произносительных навыков включает несколько этапов:

‒ этап формирования навыка правильного произнесения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука;

‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале;

‒ этап дифференциации звуков.

Ниже мы остановимся на этом важном этапе на примере звуков ч — щ.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч — щ. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает пять этапов:1) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков; 2) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в слогах; 3) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в словах; 4) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в предложения; 5) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в текстах.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука ч необходимо обратить внимание на его произнесение: губы выдвинуты вперед и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой образует смычку с альвеолами (язычок стучит за зубками по «потолочку» — нёбу). С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется тёплая струя воздуха, голосовые складки не дрожат. При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому «потолочку» — нёбу.

На втором — пятом этапах проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза. Работа проводится по следующему плану:

  1. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.
  2. Формирование умения определять наличие звука в слове.
  3. Выделение слов с данными звуками из предложения.
  4. Работа над текстом.

По данному плану отрабатываются все пары смешиваемых звуков.

Для того чтобы процесс дифференциации звуков Ч, Щ был более увлекательным и эффективным, можно предложить ряд вспомогательных приёмов. Одним из них является использование в работе мелких объёмных или плоских игрушек, названия которых содержат закрепляемые звуки. Этот приём также помогает активизировать внимание ребёнка (детей) и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку на занятии, освобождая ребёнка от скованности, побуждая его к общению.

1. Дифференциация на уровне звуков

В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки. Например: [ч] — червячок, дворник подметает улицу; [щ] — щепка, поезд едет.

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде звуков, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен показать червячка, услышав [щ] — показать щепку. Педагог произносит звуки: [т], [ш], [ч], [щ], [ч], [ш], [к], [р], [щ], [т], [ч].

2. Дифференциация на уровне слогов

В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики:

Детям предлагается имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще.

‒ «Запомни и повтори»

По образцу взрослого ребёнок пальцами «шагает» по столу и произносит цепочки слогов: ча-ча-ща, ча-ща-ча, ща-ча-ча (то же с гласными О, У, И Э).

Ребёнок по очереди соединяет пальцы правой и левой руки друг с другом начиная с больших пальцев и заканчивая мизинцами обеих рук. Одновременно с этим произнося ряд слогов: чаща (чаща, чачаща) тоже обыгрывается с другими гласными звуками О, У, И, Э.

3. Дифференциация на уровне слов

Игры на дифференциацию в словах проводятся с опорой на слуховое восприятие, на букву, картинку.

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде слов, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен постучать карандашом по столу один раз, услышав [щ] — два раза. Педагог произносит звуки: чайка, дочка, щипцы, калач, щенок, овощи, качели, вещь.

Логопед предлагает детям добавить слог:

ча или — ща: бороди. пи. све. гу. ку. да. ро. добы..;

чи или — щи: встре. зада. мя. пла. ре. ча..;

чик или — щик: бан. пла. кладов. паль. зай. пон. маль. сигналь…

Детям предлагаются картинки, в названии которых есть звуки [ч] — [щ]. Логопед просит детей помочь Незнайке навести порядок и убрать все предметы по своим местам. Картинки со звуком [щ] — в ящик, а со звуком [ч] — в чемодан. Кто из детей будет самым внимательным?

Детям раздаются карточки с изображением предметов во множественном числе. У логопеда остаются карточки с предметами в единственном числе.

Логопед: У меня мяч (ключ, бабочка, щётка, плащ, черепаха, щенок и т. д.).

Ребёнок: У меня мячи (ключи, бабочки, щётки, плащи, черепахи, щенки и т. д.); много мячей (ключей, бабочек, щёток, плащей, черепах, щенков и т. д.).

‒ «Измени слово так, чтобы в нём появился звук ч(самоварчик) …звук o (самоварище)»

Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет мальчик-с-пальчик, а другой великан. У мальчика-с-пальчика всё маленькое. А у великана всё огромное. Собрались они вместе стали рассказывать одну историю, каждый по-своему. Я буду рассказывать эту историю, а последнее слово каждый из вас будет говорить по-своему.

— Жили — были мальчик-с-пальчик и великан. И были у них разные предметы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector