Detilubvi.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы

Конспект игрового занятия в подготовительной группе по обучению грамоте

Цель: закрепить полученные знания по обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста в игре «Турнир Грамотеев».
Задачи:
1. обобщить знания детей о гласных и согласных звуках;
продолжить формировать умение делить слова на слоги и формировать навык чтения слов и слогов;
способствовать составлению простых предложений, используя схему.
2. способствовать развитию связной речи, отвечая на вопросы распространенным предложением;
развивать фонематический слух;
обогащать словарь; развивать внимание, память, мышление.
3. воспитывать любознательность, творческую активность;
воспитывать умение у детей работать в коллективе, выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей, уважая их мнение;
воспитывать чувство взаимопомощи, интерес к знаниям и родному языку.

Способы реализации:
Чтение стихотворения «Зима. Рождество», вопросы, видеофильм «Рождество Христово», рассказ-обобщение воспитателем о Рождестве, рассказ «Почему наряжают елку», показ и рассматривание иллюстраций- пещеры- вертепа, чтение стихотворения «Рождественский колокольчик», физкультминутка «Веселый хоровод», вопросы, показ способов оригами звезды, рефлексия.
Средства: аудио запись народных песен о Рождестве, стихотворение И. Рубенина «Зима, Рождество»; ноутбук, мультимедийная установка.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло много гостей и они хотят посмотреть, как мы с вами подготовились к школе, какие мы стали взрослые, как много мы знаем и умеем. А еще, я надеюсь, что вы покажите, какие вы дружные и как умеете помогать друг другу.
(входит Фея Звуков. Ребята, вы уже знаете все звуки. А страна, в которой они живут, находится в книге, а эту книгу наш знакомый Буратино запер в каморке папы Карло, а ключ от нее потерял. Давайте поможем Буратино найти ключ. Как вы думаете, где же живут звуки, догадались? Правильно в Букваре). А задания, которые вы будите выполнять, находятся в этом конверте. За каждый тур и выполненное задание вы будите получать частичку ключа, чтобы в конце игры его собрать.
Сегодня, ребята, мы становимся с вами участниками турнира «Грамотеи», который проходит в стране «Читайка». Для этого мы с вами разделимся на две команды и выберем капитанов команд. Капитанами команд становятся те, ребята, которые первыми правильно ответят на мои вопросы. Ответы будут приниматься, только у тех, кто поднимет руку.

Вопросы:
• Из чего состоят слова?
• Как определить количество слогов в слове?
(выбранные дети становятся капитанами команд и получают возможность по очереди выбрать себе команду. Из мешочка капитаны достают себе эмблемы с названиями команды — «Знайки», «Умники»).

Воспитатель: Команды прошу занять свои места.
(команды рассаживаются по местам, звучит музыка).
Воспитатель: Внимание! внимание! мы начинаем турнир «Грамотей». Перед нами две очень сильные и умные команды. Команда «Знайки» и команда «Умники».

Воспитатель: Я объявляю первый тур!
Воспитатель: Уважаемые «Знайки» и «Умники». Вам сейчас предстоит сразиться в блицтурнире друг с другом.
Объясняю правила. Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на который, посовещавшись, вы должны будите дать ответ. За правильный ответ команды получает один балл. Не торопитесь, главное дать правильный ответ. Победит та команда, которая даст больше правильных ответов, самая дружная команда. И еще, если команда даст неправильный ответ, то другая команда может заработать дополнительный балл, ответив на вопрос своих соперников. Команды, вам все понятно? Тогда начинаем.

Воспитатель:
1. Сколько букв в русском Алфавите? (33).
2. Сколько гласных букв в алфавите? (10).
3. Сколько согласных букв? (21).
4. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? (Ъ.Ь).
5. Как пишется начало предложения? ( с заглавной буквы).
6. С какой буквы пишутся имена и фамилии? (с заглавной буквы).
7. Что ставиться в конце предложения? (точка).
8. Какая буква похожа на жука? (Ж).
9. Какая буква похожа на четверку, или перевернутый стул? (Ч).
10. Назовите букву, которая начинает алфавит? (А).
11. Дайте характеристику первому звуку в слове (кошка).
12. Дайте характеристику первому звуку в слове (жук).
(подведение итогов блиц-турнира).
Воспитатель: Предлагаю в круг вам встать, и ножки ваши поразмять.

Физкультминутка «Скоро в школу».
В школу осенью пойду,
Там друзей себе найду.
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик, не забуду!

Воспитатель: Второй тур и следующее задание. В конверте все буквы перепутались, нужно отделит гласные от согласных и подобрать к ним символы звуков. Сколько их? (10).
Воспитатель: Ну, а мы продолжаем наш турнир.
Третье задание. Внимание на экран. (на экране появляются слоги: ва-за, мы-ло, ут-ка, ут-ро, шко-ла, шко-ла, ма-ши-на, ма-га-зин). Ваша задача сложить слова. среди этих слов найти слово, которое имеет 3 слога, под получившимся словом делаете звуковой анализ, делите слово на слоги и определяете ударный слог.
Команды, задание понятно? Тогда приступайте к выполнению.
(команды выполняют задание, затем проверка выполнения).

Физкультминутка 2. «Алфавит».
(дети поют песню и выполняют музыкально-ритмические движения под музыку).
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а по всюду славятся.
АБВГДЕЖ- прискакли на еже (прыжки),
З И Ка эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно (приседания),
П Р С Т У ФХа- оседлали петуха, (подскоки),
ЦЧЩ Ы Э Ю Я –вот и все мои друзья (показ руками).

Воспитатель: ну, а , мы наш турнир продолжаем, следующий тур мы называем. «Собери предложение».
Воспитатель:: у вас на столе у каждого лежат конверты, вы находите слова и составляете предложение и делаете схему.
(пример: варит, суп, мама; рыбу, пап, ловит).
Подведение итогов тура.
Воспитатель:: Ну, а мы продолжаем наш турнир и следующий тур называется «Капитаны». Как вы думаете, почему? (да, в нем будут участвовать капитаны команд).
У капитанов по три карточки, на которых записаны буквы. Вам нужно внимательно посмотреть и зачеркнуть лишнюю букву.
А пока капитаны работают, наши команды будут отгадывать загадки на тему: «Школа».
Воспитатель:: А теперь настал самый приятный и волнующий момент. Предоставляем слово нашему жюри. (Подведение итогов тура и всей игры. Жюри объявляет итог, побеждает дружба).
Воспитатель:: звонит мобильный телефон. Ребята, минуточку внимания: «К нам пришел в гости сказочный герой Буратино. Ой, ребята, вы такие умные и сообразительные. Спасибо вам, что собрали ключ от каморки моего папы Карло, теперь я смогу им открыть потайную дверь. (Буратино открывает ключом дверь и находит Букварь. Теперь я точно вместе с вами пойду в школу.

Рефлексия
Ну, что ж, ребята, спасибо вам за ваши улыбки, за то, что вы весь год не давали нам скучать. Но наступила пора идти вам в школу.
Стихотворение: «Открывает двери школа».

Конспект занятия для детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Задачи:
— Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении.
— Способствовать усвоению понятия о слове как о части предложения.
— Развивать умения составлять схемы предложения и записывать их.
— Совершенствовать диалогическую речь.
— Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
— Создавать благоприятный эмоциональный фон.
— Учить самостоятельно, выполнять задания педагога.
— Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Ход занятия
Педагог: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. Дети, к нам сегодня пришли гости на занятия. Давайте с ними поздороваемся и тихонечко сядем на стульчики.
Дети: здороваются с гостями и присаживаются на свои места за партами.
Педагог: Сегодня на занятии к нам пришёл ещё один гость, а кто он вы узнаете, отгадав загадку:
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Дети: Ёж.
Педагог: Правильно ребята. Скажите, а почему ёж недотрога?
Дети: У него острые иголки и его нельзя погладить.

Педагог: А теперь посмотрите что увидел ёж? (добиваться полного ответа).
Дети: Ёж увидел гриб.
Педагог: Сколько слов вы слышите в этом предложении?
Дети: В этом предложении 3 слова.
Педагог: Какое слово первое? Второе? Третье.
Дети: Первое слово – ёж, второе – увидел, третье – гриб.
Педагог: Давайте прохлопаем каждое слово. А кто догадался из чего состоит предложение?
Дети: Предложение состоит из слов.
Педагог: Можно записать схемой. По схеме можно узнать, сколько слов в предложении. Каждое отдельное слово обозначается прямоугольником. Один прямоугольник обозначает одно слово. Сколько слов в нашем предложении: «Ёж увидел гриб».
Дети: Три слова в предложении.
Педагог: Сколько прямоугольников будет в нашей схеме?
Дети: Три прямоугольника.
Педагог: Посмотрите на нашу схему внизу, чем она отличается от первой схемы?
Дети: Во второй схеме есть черточка над первым словом и точка в конце.
Педагог: Прямоугольник с чёрточкой означает начало предложения, а точка – конец предложения. А теперь немного отдохнём.

Физкультминутка «Ёж»
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
(Ходьба по кругу друг за другом.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)

Педагог: А теперь поиграем, тот, кого я назову садится за стол. Первыми садятся те дети чьи имена начинаются на звук «А» и тд. Что изображено на этой картинке? (Ёж несёт яблоко). Сколько слов в этом предложении?
Дети: Ёж несёт яблоко. Три слова.
Педагог: Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Найдите правильную схему для предложения: «Ёж несёт яблоко». Поставьте рядом с этим предложением галочку. А теперь посмотрим, как вы справились с заданием. Все правильно выполнили задание? Как вы думаете почему первая схема нам не подходит?
Ответы детей.
Педагог: Все справились с заданием? Нарисуйте на своих карточках смайлик. Давайте ещё поиграем в игру «Посчитай не ошибись». Я буду называть предложение, а вы прохлопайте его, а затем назовите количество слов.
Наступила поздняя осень.
Ласточки пропали.
Выпал первый снег.
Скоро наступит Новый год.

Дети считают слова, хлопая в ладоши, и называют их в порядке следования предложений.
Педагог: Какие же вы ребята, молодцы! Давайте вспомним о чём мы с вами сегодня говорили? Что называли? Так из чего состоит предложение? Как обозначаем начало предложения? Что ставим в конце предложения?
Дети: Из слов. Прямоугольником с чёрточкой. Точку.
Педагог: Ребята ежу пора возвращаться домой — в лес. Он устал и хочет отдохнуть. Вы тоже хорошо потрудились. Кто доволен своей работой? Молодцы.

Конспект итогового открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) «В поисках Азбуки» в подготовительной группе

Опубликовано: 19:37:06 11-01-2017

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «В поисках Азбуки».

(открытое итоговое занятие)

Читать еще:  Возможные виды выделений после проведения биопсии

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

  • Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;
  • Закрепить умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;
  • Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
  • Закрепить умения делить слова на слоги;
  • Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
  • Уточнять понятия «звук» и «буква»;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Закрепить умение работать у доски;
  • Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
  • Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.

Материал для занятия:

конверты с заданиями, два ключа: один разделен на три части , другой -целый, книга «Азбука», доска, сюжетные картинки, предметные картинки, фишки красного ,зеленого и синего цветов, мяч, разрезные слоги, буквы, нарисованная дверь.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Приветствие друг друга:

При встрече здороваться,

Доброе утро солнце и птицы,

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я научился читать и хотел вам послать азбуку, чтобы вы тоже научились читать перед школой. Но теперь эту её похитил Карабас — Барабас. Он спрятал её в комнате и запер дверь на ключ. А ключ заколдовал. Его вы можете расколдовать, если справитесь со всеми заданиями, которые он для вас приготовил».

— В конверте лежат и задания от Карабаса — Барабаса. Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?

Мы с вами отправимся в волшебную страну Грамматика.Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и умения, закроем глаза, и повторим все вместе:

«Раз, два, три, в страну Грамматика нас веди!»
Мы оказались с вами в необычном месте, где повсюду ждут коварство и хитрости злого Карабаса- Карабаса, давайте произнесем наш девиз, чтобы мы с легкостью выполнили все задания:

-Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Выполним обязательно,
Все задания Карабаса.

Садятся на стулья.

— У нас три конверта с заданиями. А какой конверт мы откроем сначала?

Конверт №1 «Предложение»

1 задание. Что такое предложение? Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

  1. Юркий воробей собирать крошки.
  2. Черный скворец поселиться в скворечнике.
  3. Машина взял мальчик.
  4. Дети участок гуляют весной на.
  5. Мама интересную читать книгу.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

2 задание. Составление рассказа по картинкам (сюжетные картинки).

Возьмите картинки на столе, выложите их по порядку, в правильной последовательности ,и затем по ним составьте небольшой рассказ.

Молодцы! С заданием из первого конверта вы справились

— Достаю из конверта часть изображения, и выставляю его на мольберт.

— А какой конверт мы откроем следующий. Второе задание от Карабаса — Барабаса сложнее. Надо постараться, чтобы выполнить его.

Конверт №2 «Слово»

3 задание.

Вы знаете уже много слов .Назови какие слова ты знаешь:

1.Как можно одним словом назвать следующие слова

Лось,олень,кабан,лиса,волк (дикие животные)

Корова,овца,коза,лошадь,свинья (домашние животные)

  1. Какой посуда может быть,по материалу,из чего она сделана? (глиняная,металлическая,стеклянная,фарфоровая).
  2. Подберите слова, противоположные по смыслу: длинный,светлый,быстрый,говорить,смеяться,громко,много,легко.

Воспитатель:А теперь поиграем в игру «Назови правильно детеныша животного»: У свиньи…у коровы…у белки…у лося…у волка…и т.д.

  1. Согласование числительных с существительными

— Ребята давайте посчитаем –

Один утюг, два утюга, пять утюгов.

Одно полотенце, два полотенца, пять полотенец.

Один пылесос, два пылесоса, пять пылесосов.

Одна кровать, две кровати, пять кроватей.

Один топор, два топора, пять топоров.

Одна кисть, две кисти, пять кистей.

Одна гитара, две гитары, пять гитар.

Один петух, два петуха, пять петухов.

Физкультминутка:

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

И на место тихо сесть.

5.Ребята, а теперь вам необходимо составить слова, сложив слоги. Какие слова у вас получились? А затем расставить картинки, соответственно получившимся словам. Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились! Достаю вторую часть ключа и выставляю на мольберт.

Конверт №3 «Звук и буква».

А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовил коварный Карабас. Игра «Телевизор».Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете,и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:

  1. 1. А-а-а мама моет малыша. (звук А)
  2. 2. Зо-зо-зо – Зое повезло (звук З)
  3. Ба – ба — ба – на избе была труба. (звук Б)

Бу – бу – бу — побелили мы трубу.

  1. Пароход гудит трубой, (звук У)

Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он громко:
«У-У-У!»

  1. «У меня прекрасный слух!» — (звук К)
    Кукарекает петух.
    «Ко-ко-ко!» — наседка вторит –
    «Станешь ты артистом вскоре!»
    «Ко-ко-ко!»
  2. Анечка упала на пол, (звук А)
    Кот ладошку расцарапал,
    И не ладится игра,
    Аня громко плачет: А-А-А!

Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.

А теперь, сделаем звукобуквенный анализ слова. В первую очередь, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают согласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, каким твердые и мягкие согласные. Как мы проверяем звонкий звук или глухой? Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!

А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»

Когда я называю гласную вы поднимаете руки вверх, когда согласную- вниз, когда слово- обнимаете себя, когда непонятный звук – хлопаете. А сейчас я буду вас путать, будьте внимательны!

Нам сейчас предстоит сложное задание ,в котором должны трудиться наши глазки, поэтому мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз:

В нашем садике,как в сказке (моргают глазками)

Все ребята лечат глазки.

На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)

А волшебные очки,очень озорные!

Через них ,смотря вокруг, (круговые движения)

Узнаешь,что это жук!

А вот сороконожка,гуляет по дорожке!

Там бабочка порхает, (посмотреть налево)

Цветочек расцветает, (посмотреть направо)

Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)

Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)

Нам нужно разгадать ребус, какие буквы вы там видите? Если увидели, подходим и показываем!

— Ребята, вы справились со всеми заданиями (выкладываю последнюю часть ключа). И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (золотой ключик). Правильно мы его расколдовали.

— А что можно открыть золотым ключиком? (дверь). Я, кажется, знаю, где эта дверь находится. В конверте я нашла схему, по которой мы можем найти дверь комнаты, где спрятана книга (смотрим схему и идём).

— Я буду открывать ключом, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог.

Потянули и открыли.

Подходим с детьми к нарисованной двери, открываем ключиком дверь, находим книгу. Мы со всеми заданиями справились, нашли нашу азбуку, нужно произнести волшебные слова ,чтобы снова оказаться в нашем родном садике:

«Раз,два,три, в группу нашу нас веди!»

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?

Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем,что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие! Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено.

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте: «Путешествуем в сказку «Баба-Яга и потерянные буквы»

Продолжать знакомить детей со словом, упражнять в умении выделять слово, как самостоятельную смысловую единицу из потока слов.

Знакомить с составляющим строением слова, учить умению делать разделение слов на слоги, работать с составными схемами слов.

Формировать навыки проведения звукового анализа слов, пользуясь соответствующими карточками — фишками.

Развивать умение ориентироваться в составляющей структуре слов. Упражнять в умении подбирать слова с заданным составом.

Учить дошкольников выделять предложения из потока речи, определять количество слов в предложении, их место (первое, второе, третье).

Продолжать учить составлять предложения по сюжетным рисункам и графическими схемами (из двух, трех слов). Активизировать умение строить предложения разного типа (повествовательные, восклицательные, вопросительные)

Формировать представление о том, что звуки мы слышим и произносим, ​​буквы видим, читаем, пишем. Учить различать на слух звуки, выделять их, определять, на каком месте находится соответствующий звук в слове.

Закреплять умение детей выделять начальный звук в слове. Различать гласные и согласные звуки, правильно показать схематический образ звука, определять твердые и мягкие согласные звуки в слове.

Совершенствовать артикуляцию звуков, дифференциацию сходных по звучанию звуков.

Развивать связную речь у детей,зрительную память, рассуждение, внимание, мышление воображение, интерес к обучению грамоте.

Способствовать развитию культуры общения: умение слушать других детей, отвечать, спокойно дополнять ответы.

Развивать бережное отношение к глазам как к органу зрения.

Развивать способность эмоционально отзываться на ситуацию

Воспитывать у детей активную жизненную позицию.

Материал: компьютер, проектор, мультфильм «Баба — Яга и потерянные буквы», компьютер, проектор, дидактические игры: «Составь предложение», «Кто в домике живет», «Кто внимательный», «Какое слово спряталось?», «Не ошибись»; набор цифр, красные и зеленые фишки, корзина.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Вот и пришла опять зима

С неба падают снежинки

И на речке снова льдинки.

Рады, рады, что зима

Снова в гости к нам пришла.

Нравится ли вам зима? Чем нравится? (Если нет, то чем не нравится).

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Надо о зиме нам рассказать.

Предложение будем с вами составлять.

Скажите, а что такое предложение? (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой) Да дети, — это несколько слов, которые дружат между собой. Скажите, что означает каждая полоска на схеме? Как пишем первое слово в предложении? Что ставим мы в конце предложения? Посмотрите на схему предложения, сколько здесь слов?

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Воспитатель. Придумайте предложения по этой схеме. А так как сейчас на улице зима, пусть оно будет тематическим, о зиме. И помогут в этом наши подсказки.

______ ______ ______.

______ ______ ______ ______.

А если я в конце предложения поставлю знак вопроса, каким станет предложение? (Вопросительным).

Произнесите предложение так, чтобы они стали вопросительными? (3-4 варианта ответа).

А если я поставлю в конце предложения восклицательный знак, каким станет предложение? (Знак)

Давайте посмотрим, что нам приготовила наша старая знакомая

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Зрительная гимнастика для глаз

Отдохнуть нам есть причина —

Отдых мы даем глазам!

Плотно глаза мы закрыли —

это один, два, три, четыре.

Шире глаза раскрываем,

Вдали что-то разглядываем

Опять глаза мы закрыли —

это один, два, три, четыре.

Затем шире раскрываем,

Читать еще:  Что лучше: тампоны или прокладки при месячных

Вдали что-то разглядываем

Отдохнули глаза? Нет.

Вправо, влево посмотрели,

Чтобы глаза лучше отдохнули.

Затем глаза вращаем

Головой не качаем

Влево раз, два, три, четыре.

Вправо столько же повторили.

Посмотри на кончик носа,

Затем посмотри вдаль,

Глянь на соседа искоса.

Вправо, влево! Ну же! Ну!

Пальчики вы разотрите

И к глазам их приложите.

И слегка проведите

И занятия вновь начните!

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Я думаю, ежик без нас не справится с задачей, поможем ежику.

Дидактическое упражнение «Заколдованные слова»

(По первым буквам картинок дети составляют слово)

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Очень жаль буквы, что же с ними могло случиться (предположение детей)

Что мы можем сделать.

Дидактическая игра «Спасем букву»

Воспитатель. В словах живут (буквы, а в буквах (звуки) Но прежде, чем мы начнем спасать букву, давайте вспомним, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и говорим)

Какие бывают звуки? (Гласные, согласные, а звуки гласные, твердые и мягкие)

Звуки называются гласными почему? (Гласные звуки мы поем, воздух проходит свободно, не встречая препятствий.)

Звуки называются согласными почему? (Согласные звуки не поются, мешают зубы, губы и язык. А согласные звуки еще бывают — твердые и мягкие, звонкие и глухие) Я буду называть слова, а вы с помощью карточек определять, с какого звука они начинаются.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.

Воспитатель. Клен, ива, антенна, молоко, оса, картофель, жук, арбуз, указка, игла, хвост, чай, ужин, экскаватор.

Дидактическая игра «Кто самый внимательный»

Воспитатель. Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую карточку вы покажете? Если я назову согласный звук?

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Звуковой анализ слов

Воспитатель. Фишки вы скорее берите и отгадку подскажите.

Имеет усы, пышный хвост и странную привычку:

Сначала хорошо он поест, потом умоет лицо.

Дети составляют звуковую модель слова-Кот.

Бывает облачком она, пушинкой бывает

Бывает как стекло хрупка и твердая —

Обычная скажите …. Вода

Дети составляют звуковую модель слова.

Зрелые вишни в саду и ягоды в лесу,

Теплые дни, красочные цветы,

Дарило щедрое … Лето

Дети составляют звуковую модель слова.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Что надо делать мышатам, чтобы вырасти и стать сильными?

Давайте мы им покажем какие упражнения надо делать.

В старом дереве дупло.

Это домик буквы о.

(Дети делают круговые движения руками.)

Рядом с ней на суку

Примостилась буква У.

(Садятся на корточки.)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А.

Прилетела буква Я

На спине у воробья.

(Машут руками, как крыльями.)

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнуть,

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Чтобы нам буквы найти, надо выполнить задание

Упражнение «Подбери слово к схеме»

Воспитатель. Как же мышка справится без нас она же совсем маленькая.

Дидактическое упражнение «Какое слово спряталось?»

Ма — малина, мама, машина, Маша, мандарин, и т.д.

Воспитатель. А вот и домик бабушки

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Дидактическое упражнение «Молчание»

В молчанку станем играть,

Слоги будем считать.

Карточки с цифрами берите,

На слоги слова делите.

Воспитатель называет слово, а дети показывают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Дидактическая игра «Кто в домике живет»

Дети раскладывают картинки по домикам с номерами в зависимости от количества слогов в слове.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Это мы хорошо умеем — помочь сумеем.

Дидактическое упражнение «Закончи слово»

Но-но-но — светит солнце в … .окно

Са-са-са-са — вот посмотри летит … оса

Ма-ма-ма — идет холодная … зима.

Ло-ло-ло — снегом землю ..замело.

Ля-ля-ля стала белой … земля.

Ас-ас-ас — пришла зима в … нас,

Са-са-са которая кругом … красота!

Ас-ас-ас — падает снежок на … нас,

Си-си-си- заморозили … носы.

Уже пришла к нам зима, (хлопают)

Прохладные дуют ветры ( «дуют» руками на себя)

Снег метет, метет, метет, (махи руками)

Все вокруг замело, (кружаться вокруг себя)

Много снега во дворе, (поднимают руки вверх)

Начинаем веселую игру. (Имитируют лепка снежки)

Просмотр мультфильма с минуты по минуту

Воспитатель. Дети, понравилось ли вам наше приключение Если понравилось возьмите зеленую фишку, если что-то было не так-красную и положите в корзину (дети говорят, чем понравилось, или не понравилось занятие, какая задача была легкой, а какая сложной по их мнению.)

Автор: Ирина Новикова

Воспитателем надо родиться, чтоб детей непременно любить. И терпенье иметь, не сердиться и заботой уметь окружить.

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы

Назарова Т.Н., воспитатель Д/С №53 г.Тамбов

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Образовательная область: «Коммуникация»

  • Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].
  • Закреплять знания детей о гласных звуках.
  • Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
  • Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
  • Продолжать учить определять количество слогов в слове.
  • Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
  • Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.
  • Учить составлять предложение.
  • Развивать речь, внимание, мышление.
  • Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

  • Музыкальное сопровождение.
  • Словесный (вопросы, объяснение).
  • Наглядный (картинки, показ артикуляции).
  • Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).
  • Практический (упражнения).
  • Наблюдение за работой детей, советы.

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

— Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

— Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

— Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

— Ребята, какое сейчас время года? (осень)

— Назовите приметы осени? (желтеют листья. )

— Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон — звуки осеннего леса)

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

— Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

— Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

— Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

— Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

— Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

— Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

— Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

— Что нам помогло узнать звуковичков?

— Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

— Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

— Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

— Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

— Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

— Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

— Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

— Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы — пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

— Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

— А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

— Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

— А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

— Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

— Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

— Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

— Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

— Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

— А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

— Правильно! Это листопад.

— Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

— С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим — [э], . [и], . [ы] .

— На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

— Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

Читать еще:  Компрессия позвоночной артерии

— Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

— Докажите! Что нужно сделать?

— Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

— Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

— Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков — столько и слогов.

— Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

— Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

— Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

— Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

— Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

— Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

— Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

— Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

— Правильно! Это слово АУ.

— Произнесём это слово тихо. а теперь громко.

— Никто не откликается.

— В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

— Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я — на доске.

— Сколько слогов в слове АУ? (2)

— Из скольких звуков состоит это слово?

— Какой первый звук?

— Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

— Какой второй звук в слове АУ?

— Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

— Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы — протяжно поёте каждый звук в слове.

— А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

— Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

— Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

— Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

— Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

— Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

— Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

— Кто это? (Маша, Медведь)

— А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

У И .

А У .

— Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

— Предложение — это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

— Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

VI. Итог занятия.

— Какие звуки мы вспомнили?

— Какие это звуки? Почему?

— С каким новым словом познакомились?

— Чем звуки обозначаются на письме?

— Чем звуки отличаются от букв?

— Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

— Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

— Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

— Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

— Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями — возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть — задумчивого смайлика, а если совсем трудно — грустного.

Конспект занятия для подготовительной группы по обучению грамоте «Игрушка»

Конспект занятия для подготовительной группы по обучению грамоте, тема занятия: «Игрушка»

Автор: Пашкова Светлана Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Ергачинский детский сад».

Закрепление изученного. Обобщение полученных знаний.

Задачи:

Упражнять в совершенствовании произношения изученных звуков, классификации букв и звуков; сливании слогов и составление слов из слогов; составлении ребусов.
Повторить прямые и обратные слоги, закреплять умение в написании букв, написании слогов.
Совершенствовать умение в составлении схем слова (слоговая и звуковая), схемы предложения с заданным словом.
Вызвать желание детей победить, при составлении заключительного задания.
Развивать умение работать командой.

Оборудование:

Разрезные и целые картинки Буратино и Карлсон, два комплекта букв, карточка – схема для разгадывания слова, магнитные буквы И,Г,Р,У,Ш,К,А; рабочие листы; ручки; цветные карандаши; карточки для составления ребусов; слоговая таблица; песочные часы.

Ход занятия:

I. Организационный момент

— Сегодня наше занятие проведем не совсем обычно. Мы с вами посоревнуемся. Для этого нам нужно разделиться на две команды.

Игра «Собери картинку»

Две картинки разрезаны на 6 частей, дети вытягивают себе по одной части и собирают картинку (Карлсон и Буратино). 1 команда — Карлсон, 2 команда — Буратино. Выставляется картинка Карлсона и Буратино – по названию команд.

II. Работа по теме ННОД

— Наши герои Карлсон и Буратино решили с вами поиграть и зашифровали слово — схема слова. — Для того чтобы разгадать слово, давайте посчитаем, из скольки букв оно состоит? Вы должны будете выполнить семь заданий, которые приготовили наши гости, за каждое выполненное правильно задание вам будет выдаваться буква, из этих букв потом составим слово, а та команда, которая выполнит задание первой и без ошибок зарабатывает минуту времени в подарок, для того чтобы в конце занятия выполнить последнее задание.

1. Первое задание «Классификация букв»

– На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?

(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)

— Вы должны разложить их в две группы, какие группы получатся? (Гласные и согласные)

— Не забываем, та команда, которая справится с заданием вперед и выполнит все правильно, получает минуту дополнительного времени для выполнения последнего задания. (Команда, которая выполнит первой и правильно получает фишку — минуту). После выполнения задания обеими командами воспитатель показывает первую букву — И.

2. Второе задание «Играем в слоги – прямые и обратные»

— В следующем задании вы должны вспомнить слоги. Какие бываю слоги? (прямые и обратные)

— Команда БУРАТИНО составляю прямые слоги со звуком А. — Команда КАРЛСОН составляют обратные слоги со звуком У.

(Дети составляют прямые и обратные слоги со звуками А и У, записывают получившиеся слоги на листах).

— Не забываем, та команда, которая справится с заданием вперед и выполнит все правильно, получает минуту дополнительного времени для выполнения последнего задания.

(Команда, которая выполнит первой и правильно получает фишку — минуту). После выполнения задания обеими командами воспитатель показывает вторую букву — Г.

3. Третье задание «Зашифруй слово»

— Сейчас вам нужно зашифровать слово (название своей команды) с помощью картинок. Вначале составим слово из букв, затем на каждую букву нарисуем картинку, а потом командами поменяетесь карточками и проверите друг у друга — Не забываем, та команда, которая справится с заданием вперед и выполнит все правильно, получает минуту дополнительного времени для выполнения последнего задания. (Команда, которая выполнит первой и правильно получает фишку — минуту). После выполнения задания обеими командами воспитатель показывает третью букву — Р.

4. Четвертое задание «Слоговая схема слова»

— А сейчас вам нужно составить схему слова (название своей команды). — Какие схемы бывают? (слоговая и звуковая). — Как составляется слоговая схема слова? (квадратиками) После выполнения задания обеими командами воспитатель показывает четвертую букву — У.

5. Пятое задание «Звуковая схема слова»

— Как составляется слоговая схема слова? (кружочками)

— Не забываем, та команда, которая справится с заданием вперед и выполнит все правильно, получает минуту дополнительного времени для выполнения последнего задания.

(Команда, которая выполнит первой и правильно получает фишку — минуту).

(Дети составляют схемы слова, по окончании задания один из детей от каждой команды показывает и рассказывает выполненное задание). После выполнения задания обеими командами воспитатель показывает пятую букву — Ш.

6. Шестое задание «Придумай предложение»

— Следующим заданием будет «Составь предложение».

— Что такое предложение? Что ставят в конце предложения? (. )

Детям предлагается схема предложения, они должны составить предложение, используя свое слово, обращая внимание на знак в конце предложения. Один из детям проговаривает предложение остальные оценивают правильно или нет сделано.

— Не забываем, та команда, которая справится с заданием вперед и выполнит все правильно, получает минуту дополнительного времени для выполнения последнего задания.

(Команда, которая выполнит первой и правильно получает фишку — минуту). После выполнения задания обеими командами воспитатель показывает шестую букву – К.

7. Седьмое задание «Слоговая таблица»

— В этом задание вы должны прочитать все слоги и составить все слова из слогов, которые здесь есть (КУКЛА, КОШКА, МОШКА, КОСА, САЛО, КОЛА — КУК КА КОШ ЛА МОШ СА КО ЛО).

— Не забываем, та команда, которая справится с заданием вперед и выполнит все правильно, получает минуту дополнительного времени для выполнения последнего задания. (Команда, которая выполнит первой и правильно получает фишку — минуту). После выполнения задания обеими командами воспитатель показывает седьмую букву – А.

На доске висят все буквы И Г Р У Ш К А, давайте составим и прочитаем, какое же слово задумали наши гости. (дети составляют и прочитывают слово), подведение итогов, у кого сколько дополнительного времени заработано.

8. Последнее задание «ИГРУШКА»

— А сейчас вы попробуете составить слова, которые спрятались в слове ИГРУШКА, на выполнение задания я вам даю 3 минуты + дополнительно заработанное время (ГРУША, ИГРА, УШИ, РУКА, РУКИ, РАК).

После выполнения дети называют слова, которые составили, определяется команда победитель – всем детям вручается медалька с героем – названием команды, фото на память, поощрительный приз для команды – победителя (наклейки).

III. Итог занятия:

— Что было интересно? Со всем ли вы справились? С чем бы хотели еще поработать?

IV. Работа с семьей

Составить слова из слова ИГРУШКА, зарисовать слоговую и звуковую схему составленных слов ИГРУШКА.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector