Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Речь в разговорном стиле и ее отличительные особенности

Разговорная речь

Особенности разговорной речи как функциональной разновидности литературного языка, ее структура и содержание, бытовая лексика. Признаки разговорного стиля, его использование в литературном произведении. Основные стилистические черты разговорной речи.

РубрикаИностранные языки и языкознание
Виддоклад
Языкрусский
Дата добавления29.05.2013
Размер файла16,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: «Разговорная речь»

Разговорная речь — основная функциональная разновидность кодифицированного литературного языка. В ней проявляются вся неофициальная жизнь людей, все нюансы человеческого поведения, отношений с другими людьми, переживаний и настроений. Мгновенный, симультанный характер чувства-речи-мысли скрывает сложность процесса речевого общения, его зависимость от многих факторов: психофизиологических, возрастных, социальных, культурных, интеллектуальных, ситуативных.

Разговорная речь — это целенаправленное человеческое поведение. Формирование целевой установки говорящего начинается с общих процессов ориентировки и заканчивается отчетливым предвосхищением сообщаемого (коммуникативной интенцией). В речи говорящий всегда заявляет о себе как о личности с присущими ей индивидуальными особенностями мировосприятия и языковой компетенции. Необходимым условием речевого общения является коммуникативная заинтересованность адресанта и адресата (адресатов), которая обусловливает главный принцип общения — паритетность его участников, вне зависимости от социокультурных характеристик и психологических ролей.

Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел говорящего — основное условие успешного речевого общения. Слушатель проделывает огромную работу по интерпретации речевого потока, по переосмыслению ранее сказанного, по соотнесению своей «модели» понятого с реальными фактами и поведением собеседника. Именно в этой разновидности литературного языка имеет место самое сложное взаимодействие между говорящим и слушающим, самое жесткое требование ситуативного реплицирования, наиболее активный характер интерпретации и эвристичность процессов постижения смысла.

В разговорной речи проявляются общие и индивидуальные особенности внутренней речи говорящего: его поиски нужной синтаксической конструкции, подходящего слова в определенной синтаксической позиции, повторы, выбор средств поддержания диалога, паузы обдумывания и т. д. Именно в неподготовленной, живой речи находят свое подтверждение положения теории речевой деятельности: логические структуры и языковые конструкции не полностью соотносительны, т. е. равны друг Другу; существуют законы не выражения структур мысли; существуют явные и неявные способы выражения смысла, выборочное отражение «положения дел» или «картины мира».

Разговорная речь показывает сознательный характер формирования линейной организации речи говорящим, его ориентацию на мир слушателя, прогноз его коммуникативных ожиданий и реакций. Это подтверждает контроль говорящего над способом высказывания, выражающийся во введении оборотов метарефлексии, поправок, уточнений.

Многообразие форм человеческой жизни рождает выбор тем речевого общения, стратегий речевого поведения, жанра общения и приемов воплощения чувства-речи-мысли. В разговорной речи существуют свои специфичные средства привлечения внимания собеседника, приемы экспрессивности, убеждения и особая, в зависимости от жанра речи, эстетика. разговорный речь литературный стилистический

Важнейшим признаком разговорной речи является ее спонтанность, неподготовленность.

Второй отличительный признак разговорной речи состоит в том, что разговорное общение возможно только при неофициальных отношениях между говорящими.

И, наконец, третьим признаком разговорной речи является то, что она может реализоваться только при непосредственном участии говорящих.

Особую роль в разговорном общении имеет прагматический фактор. Прагматика — это такие условия общения, которые включают определенные влияющие на языковую структуру коммуникации характеристики адресанта (говорящий, пишущий), адресата (слушающий, читающий) и ситуации. Разговорное неофициальное общение с непосредственным участием говорящих осуществляется обычно между хорошо знающими друг друга людьми в конкретной ситуации. Поэтому говорящие имеют определенный общий запас знаний. Эти знания называют фоновыми. Именно фоновые знания позволяют строить в разговорном общении такие редуцированные высказывания, которые вне этих фоновых знаний совершенно непонятны.

Спонтанность разговорной речи, ее большие отличия от кодифицированной речи ведут к тому, что так или иначе зафиксированные на письме разговорные тексты оставляют у носителей языка впечатление некоторой неупорядоченности, многое в этих текстах воспринимается как речевая небрежность или просто как ошибка. Происходит это именно потому, что разговорная речь оценивается с позиций кодифицированных предписаний. На самом же деле она имеет свои нормы, которые не могут и не должны оцениваться как ненормативные.

Нормой в разговорной речи признается то, что постоянно употребляется в речи носителей литературного языка и не воспринимается при спонтанном восприятии речи как ошибка — «не режет слуха».

Нормы разговорной речи имеют одну важную особенность. Они не являются строго обязательными в том плане, что на месте разговорной может быть употреблена общелитературная норма, и это не нарушает разговорный статус текста.

Основные стилистические черты разговорной речи

Функциональные характеристики разговорной речи обусловливают ее основные стилистические свойства.

Фонд автоматизированных, сложившихся образований (конструкций, речевых оборотов, словосочетаний, например формулы речевого этикета: добрый день!; как поживаете?; поздравляю вас с праздником), значительный по своему составу в связи с больший количеством стереотипных ситуаций в обыденной жизни, с широким набором социальных ролей, выполняемых каждым членом общества: например, роли пассажира <Арбат, выходите?; Пробейте талончик), пешехода, пациента, покупателя, что предполагает использование сложившихся словесных формул в соответствующих ситуациях.

В то же время индивидуализированность речи каждого говорящего.

«Свернутость» синтаксических конструкции, т.е. структурная полнота, и тесно связанная с этим явлением эллиптичность разговорной речи: Я иду домой, а он — в кино; Куда (идешь)? — В университет (я иду); Сколько (+ жест, показывающий на наручные часы)?

Эллипсис (от греч. ellipsis — опущение, недостаток) — один из основных принципов построения разговорной речи: опускается все, что может быть опущено без ущерба для смысла, для понимания адресатом сказанного. В разговорной речи практически не встречаются полные предложения, вообще полная реализация сочетаемости слова. В этом одно из самых ярких отличий разговорной речи от всех других функциональных разновидностей литературного языка. В книжной речи тоже возможны предложения, в которых не замещены те или иные синтаксические позиции (т.е. отсутствуют те или иные члены предложения) по условиям контекста изложения. Например, В этом разделе разговорной речи актуальны, с одной стороны, речевые элементы, нейтральные с точки зрения экспрессивности. С другой стороны — (тире вместо пропущенного актуальны) речевые элементы, наделенные. Вместе с тем структурная неполнота предложений (эллиптичность) в «книжных» текстах (письменных и устных) ограничена, так как в условиях книжной речи нельзя переспросить в случае непонимания.Эллипсис предполагает структурную неполноту конструкции, незамещенность синтаксической позиции: Он домой; Я — ни слова (не замещена позиция сказуемого). Он порожден разговорной речью, откуда и был «заимствован» как стилистический прием в «книжные» Разновидности литературного языка.

Возникновение эллипсиса, его активное функционирование в Разговорной речи обусловлены ее ситуативностью, сосуществованием наряду с речевыми средствами невербальных средств выражения (жестов, мимики), а также динамичностью речевого общения в межличностной коммуникации.

Предикативно-смысловая синкретичность (от греч. соединение, объединение) высказывания, опирающаяся на ситуативность и общую апперцепционную базу участников диалога.

Условия «реализации» разговорной речи приводят к «свернутости» синтаксических конструкций, их некоторой деформированности, структурной неполноте высказываний. Это связано с тем, что многое из «недосказанного», не выраженного словесно подсказывает ситуация конкретного коммуникативного акта. Именно поэтому известный чешский лингвист профессор В. Барнет утверждал: «Полная структура и смысл высказываний в разговорной речи представляют более широкое поле отношений, чем лишь отношения языковых знаковых элементов, устанавливаемых в вербально реализованных высказываниях». Действительно, высказывание Саша, автобус — не просто информация о приезде автобуса, но и побуждение адресата к определенному поведению: «подойди к остановке, не задерживайся мы садимся в автобус».

Читать еще:  Причины возникновения кисты шейки матки у женщин

Избыточность речи (например: Дайте мне голубые, у вас есть голубые конверты?; Там изумительная, совершенно изумительная природа).

Специальные синтаксические построения и лексика, присущие только разговорной речи.

Нечеткость границ предложения, т.е. наличие предложений с двойной связью в результате взаимопроникновения двух предложений: Осенью начинаются такие бури там на море.

Частые перестройки конструкций «по ходу» диалога, «самоперебивы», поправки, необычные формы сочетаемости, повторения, уточнения. Эти особенности построения разговорной речи, а также отмеченная в п. 5 избыточность обусловлены ее диалогичностью, ситуативностью, спонтанностью, динамичностью непосредственного общения.

Значимость в речевом акте жестов, мимики (невербальных средств выражения смысла, эмоций).

В качестве иллюстрации приведем запись живой речи, в которой представлены многие характерные черты разговорной речи.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Особенности разговорной речи как функциональной разновидности литературного языка, ее структура и содержание, бытовая лексика. Признаки разговорного стиля, его использование в литературном произведении. Лексика русского языка с точки зрения употребления.

реферат [59,7 K], добавлен 06.11.2012

Понятие и отличительные особенности разговорной речи, ее общая характеристика и использование в литературном языке. Фонетические, морфологические, синтаксические и лексические нормы разговорной разновидности литературного языка, случаи ее применения.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 15.09.2009

Выбор и построение разговорной речи, ее основные особенности: интонация и произношение, лексика и словообразование, фразеология, морфология, местоимения, синтаксис. Основные приметы разговорности в области словообразования. Тенденции в разговорной речи.

контрольная работа [22,9 K], добавлен 22.09.2009

Разговорная речь как устная форма существования языка. Ее эмоционально-экспрессивные оценки. Основные черты обиходно-разговорного стиля. Учение о коммуникативных качествах хорошей речи, разработанное Б.Н. Головиным. Соотношения речи с другими понятиями.

реферат [16,5 K], добавлен 23.05.2010

Понятие, признаки, языковые особенности разговорной речи, основная сфера ее реализации. Место разговорной речи в составе литературного и национального языка. Слоговая редукция, другие фонетические явления. Взаимодействие разговорной речи и книжных стилей.

реферат [36,5 K], добавлен 20.07.2013

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Разговорная речь, ее особенности

Разговорная речь – это функциональная разновидность литературного языка. Она выполняет функции общения и воздействия. Разговорная речь обслуживает такую сфе­ру коммуникации, для которой характерны неофициаль­ность отношений между участниками и непринуж­денность общения. Она используется в обиходно-быто­вых ситуациях, семейной обстановке, на неофициальных заседаниях, совещаниях, неофициальных юбилеях, торже­ствах, дружеских застольях, встречах, при доверительных беседах коллег, начальника с подчиненным и т. п.

Темы разговорной речи определяются потребностями об­щения. Они могут меняться от узкобытовых до профессио­нальных, производственных, морально-этических, фило­софских и др.

Важной особенностью разговорной речи являются ее неподготовленность, спонтанность (лат. spontaneusсамопроизвольный). Говорящий создает, творит свою речь сразу «набело». Как отмечают исследователи, языковые разговорные особенности часто не осознаются, не фикси­руются сознанием. Поэтому нередко, когда носителям языка для нормативной оценки предъявляются их собствен­ные разговорные высказывания, они оценивают их как ошибочные.

Следующий характерный признак разговорной речи – непосредственный характер речевого акта, то есть она реализуется только при непосредственном участии гово­рящих независимо от того, в какой форме она реализует­ся – в диалогической или монологической. Активность участников подтверждается высказываниями, репликами, междометиями, просто издаваемыми звуками.

На структуру и содержание разговорной речи, выбор вербальных и невербальных средств общения большое вли­яние оказывают экстралингвистические (внеязыковые) факторы: личность адресанта (говорящего) и адре­сата (слушающего), степень их знакомства и близости, фо­новые знания (общий запас знаний говорящих), речевая ситуация (контекст высказывания). Например, на вопрос «Ну, как?» в зависимости от конкретных обстоятельств ответы могут быть самыми разными: «Пятерка», «Встре­тил», «Достал», «Проиграл», «Единогласно». Иногда вместо словесного ответа достаточно сделать жест рукой, при­дать своему лицу нужное выражение – и собеседнику по­нятно, что хотел сказать партнер. Таким образом, внеязы-ковая ситуация становится составной часть коммуника­ции. Без знания этой ситуации значение высказывания может оказаться непонятным. Большую роль в разговор­ной речи играют также жесты и мимика.

Разговорная речь – речь некодифицированная, нормы и правила ее функционирования не фиксируются в разно­го рода словарях и грамматиках. Она не столь строга в соблюдении норм литературного языка. В ней активно используются формы, которые квалифицируются в слова­рях как разговорные. «Помета разг. их не порочит, – пишет известный лингвист М.П. Панов. – Помета пре­дупреждает: лицо, с которым вы в строго официальных от­ношениях, не называйте голубчиком, не предлагайте ему куда-нибудь его вникнуть, не сообщайте ему, что он дол­говязый и временами ворчун. В официальных бумагах не употребляйте слова глядь, всласть, восвояси, грошовый. Ведь разумные советы?»

В этом отношении разговорная речь противопоставля­ется кодифицированной книжной речи. Разговорная речь, как и книжная, имеет устную и письменную формы. На­пример, ученый-геолог пишет статью для специального журнала о залежах минералов в Сибири. Он использует книжную речь в письменной форме. С докладом на эту тему ученый выступает на международной конференции. Его речь книжная, но форма устная. После конференции он пишет о своих впечатлениях письмо коллеге по работе. Текст письма – разговорная речь, письменная форма.

Дома, в кругу семьи геолог рассказывает, как он выступал на конференции, с кем из старых друзей встретился, о чем говорили, какие подарки привез. Его речь – разговорная, ее форма – устная.

Активное изучение разговорной речи началось в 60-х гг. XX столетия. Стали анализировать магнитофонные и руч­ные записи непринужденной естественной устной речи. Ученые выделили специфические лингвистические особен­ности разговорной речи в фонетике, морфологии, синтак­сисе, словообразовании, лексике. Например, в области лексики для разговорной речи характерна система соб­ственных способов номинации (называния): различные виды стяжения (вечерка – вечерняя газета, мотор – мо­торная лодка, поступать – в учебное заведение); неодно­словные словосочетания (Есть чем писать? – карандаш, ручка, Дай чем укрыться – одеяло, плед, простыня); од­нословные производные слова с прозрачной внутренней формой (открывалка – консервный нож, тарахтелка – мотоцикл) и др. Разговорные слова отличаются высокой экспрессивностью (каша, окрошка – о путанице, кисель, размазня – о вялом, бесхарактерном человеке).

Разговорный стиль речи

Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. Разговорный язык сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка.

Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме — записками, частными письмами.

Сфера разговорного стиля речи — сфера бытовых отношений, профессиональных (устная форма).

Общие признаки: неофициальность, непринужденность общения; неподготовленность речи, ее автоматизм; преобладаю¬щая устная форма общения (обычно диалогическая), возможен монолог.
Эмоциональность, жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений собеседников — все это влияет на особенности речи, позволяет экономить собственно языковые средства, сокращать языковой объем высказывания, упрощать его форму.

Наиболее характерные языковые средства, создающие особенности стиля:

слова, имеющие разговорную окраску, в том числе бытового содержания; конкретная лексика; много слов и фразеологизмов с экспрессивно-эмоциональной окраской (фамильярных, ласкательных, неодобрительных, иронических). Ограничены: абстрактная, иноязычного происхождения, терминологическая лексика; книжные слова.

Читать еще:  Нистатин инструкция по применению форма выпуска состав

Однако подавляющее количество слов — общеупотребитель¬ные, нейтральные.

Синонимика

Словообразовательные особенности

разговорного стиля связаны с ее экспрессивностью и оценочностью.
Широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (лапушка, солнышко, холодина, грязища); с окраской разговорности: -к- (ночевка, свечка), -яга (работяга, деляга), -ятина (дохлятина, пошлятина), -ша (докторша, билетерша).

Образование прилагательных оценочного значения (глазастый, худющий, здоровенный), глаголов (пошаливать, поговаривать, здороветь, похудать).

Для усиления экспрессии используется удвоение слов (большой-пребольшой, глазастый-преглазастый, черный-черный).

нет преобладания существительного над глаголом. Глаголы здесь встречаются чаще. Чаще (чем в художественном стиле речи) употребляются личные местоимения и частицы (в том числе разговорные: ну, вот, ведь).

Весьма употребительны притяжательные прилагательные (Петина сестра, Федорова жена).

Причастия встречаются редко, деепричастия почти не встречаются. Редко употребляются краткие прилагательные.

Среди падежных образований употребительны варианты форм родительного и предложного падежей на (из дому, в отпуску, нет сахарку).

Тенденция: не склонять первую часть собственного имени (к Иван Иванычу), не склонять составные числительные (из двести тридцать пять), склонять аббревиатуры (в РАИе).

Разнообразны временные значения глагола (прошедшее и будущее в значении настоящего). Широко используются глагольные междометия (прыг, скок, бух).

Характерные особенности синтаксиса

Порядок слов в предложении

Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать); междометием (а он бац об землю); повторением сказуемого (и делать не делает).

Безличные предложения широко распространены в разговорной речи. В устной речи большое значение приобретают паузы, выделение голосом тех или иных слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.

В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи.

Например: Люди как люди; А лодка плыла да плыла; Дождь так и льет; Сбегай купи хлеба; Ай да умница! Так я тебя и послушаюсь! А еще товарищем назывался! Что за человек! Нашел с кем дружить! Хорош помощник!

Разговорной речи свойственны также эмоционально-экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку говорящий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. Очень часто та или иная ситуация оценивается гиперболизировано: «Ничего себе цена! С ума сойти!», «Цветов в саду – море!» , «Пить хочу! Умру!» Характерно использование слов в переносном значении, например: «В голове у тебя каша!».

Разговорный стиль речи характеризуется богатыми изобразительными и выразительными возможностями языка. К средствам речевой выразительности часто обращаются поэты, писатели, публицисты.

Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация конкретизируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.

Итак, доминанта разговорного стиля, особенно разговорной речи, бытующей в устной форме неофициального персонального общения, – сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, отсюда фонетическая нечеткость, лексическая неточность, синтаксическая небрежность, широкое использование местоимений и т. д.

Образец текста разговорного стиля

— Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.
— Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.
— Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?
— Догадываюсь.
— и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?
— Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

5. Разговорная речь

5. Разговорная речь

Разговорная речь – это употребление литературного языка в обиходно-бытовой сфере общения, а не отступление от его норм. Разговорная речь является одним из стилей литературного языка – разговорным стилем. Обширная область его употребления создает видимость значительности языкового ареала.

Причина смешения понятий лежит в том, что исторически разговорная речь играла роль первичного строительного материала для литературного языка, затем она продолжила свое существование уже как литературный общеупотребительный язык. Специфические особенности сохраняли ее как вид литературного языка.

Разговорная речь – это прежде всего устная форма языка, это обязательно импровизация. Поэтому она тесно связана с таким явлением, которое принято называть неподготовленностью. Неподготовленная речь появляется одновременно с ее произнесением. Неподготовленная устная речь – это особый вид высказывания. Как и речь подготовленная, она строится по законам (нормам) того языка, которым пользуется говорящий, но применяет средства этого языка своеобразно.

Важнейший признак, отличающий разговорную речь, – ее неофициальность. Этот признак тесно связан с видом коммуникации. Официальная коммуникация может быть личной и публичной, неофициальная – только личной, т.к. через разговорную речь осуществляется непосредственное личное общение, будь то диалог или непринужденный рассказ (монолог). Слушатели непринужденного рассказа – полноправные участники акта коммуникации; они могут перебить рассказчика, задать ему вопрос.

Типичная особенность разговорной речи – ее диалогичность. Изменение ролей говорящего и адресата происходит при использовании тех словечек или звуков, которые время от времени произносят люди, когда они продолжительное время слушают кого-то в неофициальной обстановке: «ага», «угу», «а-а», «ну-ну», «да-да». Подобные единицы получили название сигналов речи, которые составляют ее типичную черту. Особую важность сигналы речи получили при телефонных разговорах, когда собеседник не виден и не может реагировать взглядом и жестом.

Для получения адекватного представления о разговорной речи, реальном речевом общении необходимо изучение всех компонентов, которые формируют речевой акт. В первую очередь здесь должны учитываться такие значимые вербальные средства общения, как жесты, мимика, взгляд, действия партнеров общения. Разговорная речь богата данными паралингвистическими средствами. Как справедливо пишет Е.В. Красильникова, «содержание ищет себе средства выражения и в языковой, и в неязыковой системах».

Паралингвистические средства могут выполнять все функции, свойственные естественному языку. Они могут быть предпочтительнее средств последнего, например, при приветствии, выражении холодности, антипатии, выражении радости, страха при восприятии сообщения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

О чем речь?

О чем речь? — Как предохраниться от беременности? — Пейте «Нарзан». — А когда пить, до или после? — Вместо.Попытки общества просветить молодых (и не очень) людей в половых вопросах, на мой взгляд, крайне однобоки. Широко освещаются вопросы техники секса, предохранения от

Речь Речь героя так же многое нам объясняет. «Тоскую за мамочкой и папочкой» — эта фраза углубляет характеристику героини. О диалогах мы подробнее поговорим в главе

Речь «— Ну так расскажи мне что-нибудь о себе, — отозвался он с набитым ртом. — Видно, что ты походишь не отсюда.— Нет. Я живу в Англии, в Лондоне. Здесь я в отпуске.»Проще всего воспользоваться прямой речью персонажей — мы ведь познаем прошлое друг друга обычно во время

6. Речь

6. Речь 6.1. Характеристики речи человека6.1.1. Характерные особенности произношения, выговора, манеры речиИмена существительные разг. БОЛТОВНЯ?, ле?пет, лепета?ние, разг. стрекота?ние, разг. стрекотня?, разг. стрёкот, разг. тарахте?ние и разг. тарахте?нье, разг. трескотня?, разг.

Речь После долгого периода лепетания ребенок наконец-то начинает «говорить». От года до трех лет он делает в этом направлении колоссальные успехи. Он начинает с отдельных слов, затем комбинирует их, составляя в итоге первые фразы.К году с небольшим ребенок начинает

Читать еще:  Диета при гастрите: что можно и нельзя есть и пить с таким диагнозом

Речь К трем годам ребенок неплохо говорит. Его успехи напрямую связаны с тем, как часто он общается с другими. И именно в этом возрасте у ребенка чаще всего возникают проблемы с произношением.Через беседы с ребенком, участие его в семейных разговорах, чтение ему сказок у

Внутренняя речь

«Речь» «Речь», ежедневная газета с приложениями, центральный орган партии кадетов. Выходила в Петербурге с февраля 1906 под фактической редакцией П. Н. Милюкова и И. В. Гессена; издатели: Ю. Б. Бак, В. Д. Набоков, И. И. Петрункевич и др. Была популярна в среде

5. Разговорная речь

5. Разговорная речь Разговорная речь – это употребление литературного языка в обиходно-бытовой сфере общения, а не отступление от его норм. Разговорная речь является одним из стилей литературного языка – разговорным стилем. Обширная область его употребления создает

1.23. Лексика разговорная, разговорно-бытовая, просторечная

1.23. Лексика разговорная, разговорно-бытовая, просторечная На фоне межстилевой лексика разговорного стиля выделяется некоторой сниженностью: сбыть, спустить (разг.) и продать (нейтр.). В большинстве случаев разговорная лексика имеет синонимические соответствия – слова

Речь Обычно малыш начинает говорить первые слова и фразы в возрасте около полутора лет. Конечно, задолго до этого ребенок начинает обращать внимание на человеческий голос. Он издает всевозможные звуки и подолгу лепечет сам с собой и другими.Это постепенно приводит

Разговорный стиль и разговорная речь

Разговорный стиль, являющийся одним из функциональных стилей литературного языка, входит составной частью в более широкое понятие «разговорная речь», т. е. речь в условиях неформального общения, речь в неофициальной обстановке (данный термин не получил однозначной трактовки в лингвистической литературе). Разговорная речь – это весьма неоднородное явление которое включает в себя и нелитературные компоненты национального языка (диалекты, социолекты, просторечие), так как зависит от типа речевой культуры говорящего (см. раздел 4.1). Ниже на примере лексического состава указаны разновидности разговорной речи, но нужно иметь в виду, что они не имеют чётких границ, так как соприкасаются друг с другом, взаимопроникают.

Прежде всего выделяют: а) обиходно-бытовую речь, которая порождается в уравновешенном эмоциональном состоянии, при спокойном настрое собеседников – интеллигентных людей; для неё характерны нейтральные слова, оценочная суффиксальная литературная лексика, обращения типа Петь, Галь, старик, брат, милый мой;

б) просторечно-разговорную речь, характеризующую малообразованных людей, говорящих в напряженном состоянии, с отрицательными эмоциями, поэтому в этом типе речи встречаются грубо-просторечные, бранные, оскорбительные слова и выражения, остро негативные оценки (шарахнуть, да пошёл ты, да подавись ты, куда прёшь, чтоб тебя, дурак, сволочь, скотина);в толковых словарях подобная лексика имеет помету «груб. прост.», «бран.»;

в) литературное просторечие, т. е. слова и словосочетания из народно-разговорной речи (диалектной, жаргонной, просторечной), допускаемые в лите-ратурные тексты с особым стилистическим заданием – передать колорит речи персонажа из народа. Это лексика с яркой эмоционально-экспрессивной характеристикой:

— слова с отрицательной оценкой (балаболка, белиберда, мазурик, заткнуться);

— слова с положительной оценкой (закручиниться, любушка, милок, милёнок);

— диалектные слова из крестьянского быта (зеленя, долгуша, лагун);

— просторечные бытовые слова (маманя, тятя, братан).

По степени экспрессивности внутри разговорной речи выделяются следующие разновидности:

1. Нейтрально-разговорнаяречь, без оценочных и экспрессивных слов: Вот мой дом. Я ехал вчера, было холодно.

2. Фамильярная речь, характеризующаяся непринуждённостью выражения мыслей, чувств, отношения к собеседнику. Фамильярная речь может быть дружески фамильярной(с мягкостью оценок, экспрессивной окраски, полуименами, лепетными именами, уменьшительно-ласкательными словами: ножичек, колбаска, кусочек, глазки) и грубофамильярной(со сниженной грубоватой и грубой экспрессивностью, с негативными оценками: старушонка, докторишка, страшилище, ну ты и дубина).

Таким образом, русская разговорная речь – это сложное явление, её разновидности соотносятся следующим образом:

— нейтрально-разговорная и дружески фамильярная речь соотносятся с обиходно-бытовой речью и находятся в рамках разговорного стиля литературного языка;

— грубофамильярная речь соотносится с просторечно-разговорной речью и находится за рамками литературного языка (внелитературное просторечие);

— литературное просторечие стоит особняком, так как является частью сложного понятия «художественный стиль» (см. выше) и в то же время находится внутри просторечно-разговорной речи.

Задание для самоподготовки

Дайте анализ языковых средств, используемых в тексте, воспроизводящем разговорный стиль.

А. Вы с кем ездили?

Б. Да в общем-то с нашими всеми руководителями с кафедры // С Ниной Ивановной Савушкиной // Вот // Ну / группка была человек десять / ну/ ребят было мало / вот что было плохо/ таскать много приходилось //

Я не в курсе дел // как только я немножко освобожусь от своих дел / а это наверно правда будет не скоро/ потому что у меня вот-вот начнётся сессия // Вот // И я сейчас опять / уйду целиком в работу / но временами я буду интере-соваться что там происходит //

Очень я / бесчисленное количество посещаю защит в разных функциях // Нет / всё дело в том / что я сейчас ищу ребят / которые / художники / которые интересуются джазом //

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НОРМЫ

Дата добавления: 2014-11-20 ; Просмотров: 1284 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Разговорный стиль речи

Стилеобразующие факторы и жанры

В неофициальной обстановке используется устная форма литературного языка, реализованная в разговорном стиле. Для термина «разговорный стиль» часто употребляется синоним «разговорная речь», что подчеркивает устный характер коммуникации.

Разговорная речь — это спонтанная литературная речь, которая реализуется в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих с учетом особенностей коммуникативной ситуации.

Объективные стилеобразующие факторы:

  • 1) сфера функционирования: повседневное бытовое общение;
  • 2) общая функция: коммуникативная;
  • 3) конкретные цели разговорных текстов: сообщение какой-либо информации, оценка фактов, выражение своего мнения, воздействие с целью убедить либо побудить к конкретному действию и т.д.;
  • 4) адресат: конкретный собеседник (знакомый или незнакомый человек);
  • 5) основная форма речи: устная.

Разговорная речь может реализовываться только при непосредственном участии говорящих. В ситуации, когда один собеседник что-либо рассказывает, т.е. произносит монолог, а другой слушает, слушающий вес равно нс остается пассивным, реагирует на содержание речи.

Особую роль в разговорном общении играют условия общения, которые активно влияют на языковую структуру высказывания и на его эффективность. Для разговорной речи важными являются ролевые характеристики коммуникантов (пол, возраст и т.д.) и внешние условия общения (место, время). Обычно разговорной речью пользуются в ситуации неофициального общения люди, хорошо знающие друг друга. Поэтому собеседники, как правило, имеют определенный фонд общих знаний. Эти знания называются фоновыми. Например, вернувшемуся с экзамена студенту достаточно сказать: «Отлично!» — и члены семьи его поймут.

Рассматривать разговорную речь с точки зрения подстилей не представляется возможным — настолько разнообразны формы повседневного общения людей. При рассмотрении факторов формирования разговорных жанров во внимание принимаются прежде всего тип коммуникативной ситуации и мотивация общения.

Среди разнообразных классификаций жанров разговорной речи можно выделить устные и письменные. Наряду с широко распространенными устными жанрами (беседа, рассказ) неофициальное общение реализуется и в письменных жанрах (письмо, записка, дневник).

Также важно противопоставление жанров но признаку специальной подготовленности и публичности текста. К риторическим жанрам относятся светская беседа и застольные жанры (анекдот, тост, рассказ). Эти виды разговорных жанров главным образом обслуживают неофициальные, но публичные коммуникативные ситуации и требуют определенных умений и подготовки. Повседневные беседы относятся к нериторическим жанрам.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector