Detilubvi.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Речевые нарушения артикуляции речи виды коррекция профилактика

Речевые нарушения артикуляции речи виды коррекция профилактика

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ

На сегодняшний день по данным ВОЗ около 30% детей дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в коррекции речевой функции. Половина из них, т.е. 10-15% от общего количества, страдают выраженным речевым расстройством. В среднем у 0,1% детей отмечается устойчивое, не поддающееся коррекции, нарушение речи.

Расстройства обычно затрагивают все составляющие системы речи: лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая сторона, запоздалое начало формирования речи, низкая речевая интенсивность. Речевое расстройство, развившееся при отсутствии каких-либо нарушений со стороны органов зрения и слуха или нервной системы, считается специфическим или первичным. Данные отклонения характеризуются различными (иногда латентными) причинно-следственными факторами. Также, зачастую, представляют сложность для диагностики.

Вторичные нарушения речи развиваются на фоне психических и физических недостатков: задержка психоэмоционального развития, дефект органов слуха и зрения, моторики и пр.

Факторы, способствующие развитию речевых расстройств
  1. Нарушение внутриутробного развития в результате травм, различных заболеваний, интоксикаций, приема алкоголя, а также лекарственных средств, имеющих тератогенное действие.
  2. Внутричерепные кровоизлияния с поражением речевых зон коры головного мозга в результате родовой травмы
  3. Частые острые респираторные заболевания в раннем возрасте
  4. Применение в первые годы жизни лекарственных средств, имеющих ототоксический эффект: Гентамицин, Стрептомицин, Тобрамицин , Фуросемид, Индометацин и пр.
  5. Черепно-мозговые травмы
  6. Генетические факторы
  7. Неблагоприятная внешняя среда, изоляция, дефицит эмоционально-положительного окружения. Нарушения речи у ребенка могут развиться как в окружении глухонемых, так и на фоне чрезмерно шумного окружения.
  8. Психоэмоциональные травмы: испуг, насилие, потеря близкого и т.д.

Вторичные нарушения речи развиваются на фоне психических и физических недостатков: задержка психоэмоционального развития, дефект органов слуха и зрения, моторики и пр.

Наиболее пагубное влияние на развитие речи ребенка негативные факторы оказывают в первые 6 лет жизни. Данный период характеризуется следующими гиперсенситивными фазами:

  • фаза накопления слов – 1-1,5 год
  • фаза построения фразовой развернутой речи 2,5-3,5 года
  • фаза формирования контекстной речи 5-6 лет

Первичная профилактика нарушений речи:

  1. Сопровождение детей «группы риска», имевших внутриутробные нарушения развития, нарушения функции ЦНС и органов слухового и зрительного восприятия
  2. Диагностика нарушения двигательных и сенсорных систем
  3. Проведение коррекционных мероприятий направленных на развитие ориентировочно-позновательных реакций, слухового сосредоточения, вызывание голосовых реакций, повышение двигательной активности и пр.
  4. Целенаправленная работа по развитию слухового, зрительного и кинестетического восприятия.
  5. Мероприятия, направленные на развитие и коррекцию речи, необходимо проводить в непринужденной игровой форме. Показаны: упражнения на определение положения языка, челюсти, губ, пальчиковые игры, развитие кинетического и кинестетического ощущения. Развитие моторики и использование рук во многом способствует улучшению когнитивной функции и, соответственно, развитию речи.
  6. Обеспечение надлежащей положительной мотивации. На всех этапах развития психической, двигательной и мыслительной функции, памяти, внимания, творческих способностей ребенок с речевыми дефектами особенно нуждается в похвале со стороны окружающих.
  7. Развитие импрессивной и экспрессивной речи

Вторичная профилактика включает меры, направленные на предотвращение последующих вторичных расстройств. Дети с нарушениями речи в меньшей степени коммуницируют с окружающими, а потому нуждаются в дополнительном внимании со стороны родителей и педагогов. Важно не допускать замкнутости ребенка. При речевых расстройствах родителям не следует переходить на невербальный уровень общения. Напротив более продолжительно вербальное общение будет способствовать накоплению ребенком словарного запаса и дальнейшему развитию речи.

Третичная профилактика

  • Подбор для ученика адаптивного обучения, с учетом его личных возможностей
  • Выявление и развитие сильных сторон
  • Кроме интеллектуального развития способствовать социальному и эмоциональному развитию
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: БУКЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

СМОТРИТЕ ЛЕКЦИЮ «Предотвращение речевых нарушений «

Нарушения речи

Что мы понимаем под нарушением речи? Вопрос требует размышлений, потому что не так уж просто определиться, что считать речью и в каком возрасте речь должна сформироваться у ребенка.
Ученые, занимающиеся изучением коммуникаций, пришли к выводу, что общаться между собой могут многие животные. Свой язык есть у дельфинов, собак, приматов. Но речь как средство вербальной коммуникации доступна только человеку. Конечно, при условии, что он привык общаться с самых ранних лет. Чтобы у вас не вырос Маугли, помогайте вашему ребенку развивать речь!
Нужно ли бить тревогу, если ребенок в 2 года не может построить связное предложение или это нормально для его возраста? Но ведь ваши родители вам рассказывают, что вы-то в его годы… Да и сын подруги уже без устали целыми днями болтает с родителями.
Как понять, где индивидуальные нормы, а где отклонения и нарушения развития речи? Об этом мы расскажем ниже.

Этапы развития и формирования речи у ребенка

Умения и склонности нормально развивающегося ребенка напрямую зависят от его возраста. Но даже у грудничка специалисты способны по некоторым признакам предсказать нарушения речи в будущем. Если моторное развитие в первый год жизни отстает от нормы, это возможный признак, что речь и психическое развитие тоже станут отставать.
Хотим также заметить, что нормы развития были установлены в советские времена и были довольно строгими. Сейчас, к сожалению, очень многие современные дети им не соответствуют. Дети нового поколения говорят меньше, их речь развивается дольше. Причины тому — глобальная «гаджетизация» и переход людей к виртуальным способам общения.

Специалисты рекомендуют регулярно обследоваться, чтобы как можно раньше выявить отставание, если оно есть. Один ребёнок — из числа тех, кто «медленно запрягает, да быстро мчит». Он начнёт говорить позже, но за месяц догонит и перегонит сверстников. Тогда считайте, что вам повезло. Но у другого малыша за затянувшимся молчанием могут скрываться такие мрачные диагнозы, как расстройство аутистического спектра, алалия и другие. И очень важно их не пропустить и вовремя начать коррекцию.

Если у вас есть сомнения, укладываются ли в нормы темпы развития вашего ребенка, лучше посетить специалистов. Вдруг у него общее нарушение речи (общее недоразвитие речи — ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР)?

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи часто непросто воспринимать окружающий мир позитивно. Он растет угрюмым букой, обидчивым и агрессивным, чувствует неуверенность в себе, а с возрастом начинает ощущать и свою неполноценность. Подробнее о симптомах и степенях недоразвития речи можно прочесть здесь.
Проведите консультацию у специалистов! Как небольшие, так и более существенные речевые отклонения обычно выявляются в первые несколько лет жизни в результате комплексной диагностики.

Сферы и области ответственности специалистов центра «Эмбер» по речевым проблемам распределяются так:

  • Логопед:
    Консультирует с 1,5 лет, проводит занятия с 2 лет. На консультации ставит итоговый диагноз, если это болезнь, направляет к неврологу при подозрениях на нарушения соответствующего характера;
  • Педагог-дефектолог:
    работает с неговорящими детьми; при задержках психоречевого развития и доречевых болезнях (алалии, расстройства аутистического спектра) помогает “запустить” речь и развить остальные познавательные функции до уровня возрастной нормы.

Речь прежде всего идет о маленьких детях. Случаются также нарушения речи у взрослых — из-за травмы головного мозга или перенесенного инсульта. Их коррекцией занимаются логопеды-афазиологи. Иногда нарушение речи у школьников и взрослых людей остается от запущенных/недолеченных в детстве дефектов произношения.

Виды нарушений речи у детей и взрослых

В логопедии принято несколько основных типизаций — по похожим проявлениям и источникам. Это помогает понять, в каком направлении искать источник проблемы и пути коррекции нарушения речи.
Клинико-педагогическая классификация

  • Нарушения ритма и темпа:
    • Заикание (отклонение, известное с незапамятных времен. По свидетельству историков, древнегреческий оратор Демосфен когда-то страдал заиканием, но упорно тренировался в произнесении речей, набивая рот мелкой галькой. Научившись четко говорить с камнями во рту, он развил великолепную артикуляцию и уверенность в себе, избавившись тем самым от недуга. Логопеды до сих пор практикуют данный метод коррекции нарушений речи).
    • Дислалия (в устной речи ребенок неверно произносит или искажает отдельные звуки).
    • Дизартрия (органы артикуляции (губы, язык) имеют критические ограничения подвижности).
    • Ринолалия (снижено резонирование в носовой полости).
    • Прочие расстройства артикуляции: полтерн, тахилалия, брадилалия.
  • Голосовые нарушения:
    • Афония (потеря звонкого голоса, человек говорит шепотом. Проблема с голосовыми связками).
    • Дисфония (охриплость или гнусавость, возникает из-за ларингита и других воспалений гортани либо из-за функциональных аномалий.
    • Ринофония или палатолалия (гнусавость из-за проблем с мягким нёбом, его мышечной слабостью или размерами).
  • Нарушения устной речи:
    • Структурно-семантические расстройства: алалия (возникает во время родов при повреждении речевых областей в головном мозге. При этом у ребенка всё в порядке с интеллектом и со слухом), афазия (схожая проблема. Органические поражения участков коры головного мозга, которые отвечают за управление речью, и смежной «подкорки». Отличается от алалии тем, что это не врожденное явление, а приобретенное — у людей, которые уже умеют говорить. Обычно возникает в результате инсульта у взрослых).
    • Расстройства фонационного оформления.
  • Нарушения письменной речи:
    • Дислексия (сложное восприятие написанного текста, смешивание звуков и слов при прочтении, неумение складывать буквы в готовые слова).
    • Дисграфия (отклонения при письме, может сочетаться с дислексией, быть ее следствием).

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи

  • нарушения в применении средств коммуникации
    • заикание
    • другие осложнения
  • нарушения непосредственно самих средств коммуникации
    • фонетико-фонематическое недоразвитие речи
    • общее недоразвитие речи

Причины нарушения речи у детей

Отклонение может быть врожденным или приобретенным, физиологическим или чисто психологическим. От этого напрямую зависит выбор способа коррекции.
Когда-то представления об источниках речевых аномалий были довольно хаотичными. Профессор Михаил Хватцев, один из первопроходцев в логопедии среди наших соотечественников, внес важнейший вклад в систематизацию причин. Он разделил их на внутренние и внешние, ввел следующую классификацию:

  • органические (анатомо-физиологические, морфологические):
    • органические центральные (поражения мозга);
    • органические периферические (дефекты органов слуха или артикуляции, расщепление нёба, дефекты зубов);
    • функциональные (психогенные — проблемы с возбуждением и торможением в ЦНС);
  • психоневрологические (речь нарушается как побочный эффект от расстройства памяти или умственной отсталости);
  • социально-психологические (источник — окружающая среда; например, неблагополучная атмосфера в семье).

Беда не приходит одна, проблемы на любом фронте неизбежно вырастут в целый букет сопутствующих осложнений. Хватцев подчеркивал тесную связь между органическими и функциональными причинами. При неправильной работе органов восприятия плохо закрепляются естественные рефлексы. И наоборот, если уже есть проблемы функционального характера, то затормозится и развитие органов. Как и пораженная ЦНС не способствует развитию периферии.

Читать еще:  Васкулит – опасное заболевание кровеносных сосудов

В зависимости от стадии, на которой возникла почва для речевых дисфункций, их делят на:

  • наследственные. К сожалению, мы не всегда наследуем от родителей крепкий организм. Многие неприятности достаются детям «в подарок», иногда это заикание, разные расстройства речевых зон в коре головного мозга, проблемы с прикусом или неправильное количество зубов, дефекты нёба, аномалии в строении органов артикуляции.
  • врожденные (внутриутробные). Обусловлены осложнениями во время беременности. Если женщина работает на вредном производстве, до последнего оттягивает декрет или неудачно пытается прервать беременность, если эмбрион вынужденно употребляет алкоголь, табак и сильнодействующие лекарства вместе с мамой, то всё это никогда не пойдет малышу на пользу. Особенно важен первый триместр, когда у плода формируется ЦНС.
  • перинатальные (родовые) и постнатальные (проявляются вскоре после рождения). Возникают из-за осложнений при самом появлении младенца на свет, из-за преждевременных родов, в результате родовых травм и т.д.
  • прочие (проявляются в первые годы жизни ребенка и позднее). Здесь корень зла — либо психологические, социально-бытовые факторы, либо серьезные болезни (менингит и другие опасные инфекции, заболевания органов слуха, травмы головного мозга и речевых органов).

Обратите внимание: риски, которым на разных стадиях своего развития до рождения подвергается плод, а после рождения — самостоятельный человек, — не одни и те же. Очевидные советы, которыми иногда пренебрегают мамы:

  • во время беременности берегите себя больше обычного, избегайте травм, потрясений и употребления вредных веществ;
  • тщательно выбирайте роддом с современным оборудованием и умелыми акушерками;
  • после рождения не запускайте болячки, пусть даже мелкие, помните, как уязвим неокрепший организм человечка, который только пришел в этот мир.

Профилактика речевых расстройств. Помощь ребенку в домашних условиях

Для профилактики нарушений и для общего развития речи нужно постоянное общение. Иначе проблемы рано или поздно возникнут, даже если изначально медицинских предпосылок не было. Ребенок, изучая язык, должен практиковаться, регулярно контактируя с его носителями. А носители — это вы. Общение — неотъемлемая часть программы воспитания.

Что полезно:

  • совместно читать с вашим ребенком, говорить о прочитанном, вместе иллюстрировать сюжет, обсуждать рисунки;
  • вместе петь песни;
  • слушать маленького почемучку, не перебивая, отвечать на его вопросы об окружающем мире, учить его самого слушать других;
  • исправлять ошибки в произношении слов и звуков, находить правильные аналоги для «детских» словечек и «сюсюканий» («бобо», «кака»).

Ошибки, которые делают многие, а вы, хочется верить, не совершаете:

  • на вопросы ребенка отделываются общими «вырастешь — узнаешь» и «потому, что кончается на У»;
  • мало занимаются общением и чтением вслух; чтобы ребенок не отвлекал от дел, включают ему мультфильмы на весь день и оставляют наедине с телевизором или компьютером;
  • повторяют с умилением вслед за малышом всё, что он лепечет, способствуя этим закреплению неправильных слов и неграмотного произношения — обедняют речь будущего носителя русского языка.

В «техническом» отношении всегда приносят пользу дыхательная гимнастика и упражнения для языка. Дыхание можно тренировать интересными для ребенка игровыми методами: надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, учиться играть на игрушечных флейтах и губных гармошках.
Существуют стандартные артикуляционные упражнения на отработку разных проблемных звуков, когда язык, губы и зубы удерживаются в течение 10-20 секунд в определенных положениях:

  • звук «Р» — широко открытый рот, язык у верхней челюсти, простукивание по зубам с произнесением звука «Д»;
  • шипящие — губы максимально вытянуты вперед, челюсти сомкнуты;
  • свистящие — язык концом уперт в передние зубы нижней челюсти, а краями — в дальние зубы верхней.

Когда речь идет не о профилактике, а о коррекции уже установленных отклонений, работа ведется глубже, по индивидуальным программам, с регулярным участием логопеда.
Если у вашего ребенка наблюдаются явные признаки нарушения речи, но вы не можете понять, в чем причины и что делать дальше, предлагаем вам пройти комплексную диагностику нарушений речи в нашем Центре.
Для записи на обследование и на прием к логопеду позвоните по тел. (812) 642-47-02 либо воспользуйтесь формой онлайн-записи на сайте.

Основные направления коррекционной работы при дизартрии

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, которое возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы. В Юсуповской больнице применяется мультидисциплинарный подход к восстановлению речи у пациентов, страдающих различными видами дизартрии. В процессе реабилитации принимают участие неврологи, психологи, логопеды, реабилитологи. Каждому пациенту составляется индивидуальная программа коррекции дизартрии.

Выделяют следующие основные принципы коррекционной работы при дизартрии:

  • Комплексный подход;
  • Систематичность и регулярность;
  • Раннее начало восстановительной и коррекционной работы;
  • Развитие всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, связного высказывания);
  • Развитие и формирование всей психической деятельности пациента;
  • Индивидуальный подход и формирование мотивации к занятиям.

Важным принципом коррекционной работы при дизартрии является раннее начало восстановительной и коррекционной работы. Это особенно важно при дизартриях, которые развились у пациентов с инсультом, после черепно-мозговой травмы, врождённых дизартриях и нарушениях речевой функции у пациентов, страдающих детским церебральным параличом. Работа по преодолению дизартрических нарушений всегда систематическая, длительная, кропотливая, регулярная. Логопедическая работа специалистов Юсуповской больницы направлена не только на коррекцию произношения, но и на развитие и формирование всей психической деятельности пациента и развитие всех других компонентов речи (словаря, грамматического строя, связного высказывания).

Курс логопедической работы длительный, он занимает несколько лет. Специалисты Юсуповской больницы выстраивают целую систему взаимоотношений с пациентом и его семьёй, используют методы стимуляции. При работе с пациентами используются различные игровые приёмы, меры поощрения, стимулирование волевых компонентов психики в стремлении к совершенствованию речи.

Основные направления коррекционной работы при дизартрии следующие:

  • Развитие фонематического внимания и восприятия;
  • Формирование речевого дыхания;
  • Преодоление нарушений голоса;
  • Работа над просодической стороной речи (ритмом, темпом, интонацией);
  • Развитие и формирование мимической и артикуляционной моторики;
  • Постановка звуков;
  • Формирование и развитие общей моторики и мелкой моторики рук.

В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя логопед параллельно ведёт работа по этим направлениям.

Этапы коррекции

Первый этап коррекция стёртой дизартрии – подготовительный. Работа по преодолению расстройств речи начинается с преодоления наслоений и вторичных явлений, которые препятствуют правильному произношению:

  • Обильного слюнотечения;
  • Пассивности мышц;
  • Недостатков фонематического внимания и восприятия;
  • Подготовка мышц к формированию артикуляционных укладов.

На втором этапе работа логопеда направлена на преодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи. Она заключается в постановке звуков. Третий этап – включение пациента в активное общение.

Естественной тренировкой мышц оральной области является акт питания. Тренировке жевательных мышц, используя естественный процесс, уделяют внимание с раннего возраста. Пациента, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, страдающего дегеративными заболеваниями нервной системы или детским церебральным параличом, обучают приёмам жевания, особенно жевания с закрытым ртом, учат попеременно жевать правой и левой стороной рта.

Если у старших детей наблюдаются ранние рефлексы (сосательный), проводят работу, направленную на затормаживание задержанных рефлексов. Логопеды используют приём механического препятствия для ненужного движения. Мышцы рта логопед фиксирует руками, непроизвольные движения языка фиксирует с помощью шпателя или прикусывания языка зубами. Для снятия содружественных движений подбородок фиксируется рукой логопеда. Рефлекс взаимосвязи движений рта и руки может быть заторможен при проведении артикуляционной гимнастики путём фиксирования рук ребёнка рукой логопеда.

Одновременно вырабатывают способность произвольного управления своими мышцами. Перед пациентом ставят цель, призывают контролировать движения, используют зрительный контроль и поощряют малейшие успехи. Сложно затормозить рефлексы в оральной области, так это зона жизненно важна и чувствительна. В ней весьма развита не только мышечная система, но и все виды чувствительности: тактильная, вкусовая, температурная.

Для преодоления слюнотечения обучают пациента проглатывать слюну. С этой целью проводят массаж жевательных мышц, вызывают глотательные движения, запрокидывают голову назад и предлагают проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений можно дать пациенту печенье или булку и учить жевать перед зеркалом, чередую жевание с глотанием.

Пациента учат произвольно закрывать рот за счет пассивных движений нижней челюстью, которые вначале выполняет логопед. Он помещает свою руку под нижнюю челюсть, под подбородок, другую кладёт на голову пациента и смыкает челюсти путём лёгкого надавливания. Затем приучают пациента выполнять это движение самостоятельно по команде: открой рот, закрой рот.

Пациента обучают приемам произвольного расслабления – релаксации. Тренировку начинают с общей релаксации. Учат произвольно расслаблять мышцы верхних и нижних конечностей, затем шеи и головы. Развивают способность различать напряжение и расслабление и регулировать по инструкции. Упражнения проводят в игровой форме.

Для расслабления применяют поглаживание, вибрацию и другие приёмы расслабляющего массажа. С этой же целью используют точечный массаж. Эту работу массажисты Юсуповской больницы проводят после консультации невролога и реабилитолога.

Логопедический массаж по Приходько

Логопедический массаж является активным методом механического воздействия при дизартрии. Его применяют в тех случаях, когда имеет место нарушения тонуса артикуляционных мышц, изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата. Он опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Логопедический массаж по Приходько проводится на всех этапах коррекционного воздействия. Его используют на начальных этапах реабилитации, когда у пациента ещё отсутствует принципиальная возможность выполнить определенные артикуляционные движения. Дифференцированный логопедический массаж в Юсуповской больнице осуществляет старший инструктор ЛФК, который имеет знания по анатомии и физиологии мышц, речевого аппарата, прошёл специальную подготовку, в совершенстве владеет техникой массажа.

Реабилитологи обучают лиц, осуществляющих уход за пациентом с дизартрией, элементарным приёмам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики. Дифференцированный логопедический массаж необходим для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, а в более тяжёлых случаях – для уменьшения степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры:

  • Гиперкинезов (избыточных насильственных двигательных актов, возникающих помимо воли пациента);
  • Спастического пареза,
  • Атаксии (нарушения координации движений, не связанного с мышечной слабостью);
  • Синкинезий (дополнительных движений, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях).

С его помощью активизируют те группы мышц периферического речевого аппарата, которые не могут полноценно сокращаться, или активируют новые мышечные группы, до этого бездействующие, стимулируют проприоцептивные ощущения, уменьшают выделение слюны. Логопедический массаж укрепляет глоточный рефлекс, подготавливает условия к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Читать еще:  Дендритные клетки

Сущность логопедического массажа состоит в нанесении механических раздражений:

  • Поглаживания;
  • Пощипывания;
  • Разминания;
  • Растирания;
  • Вибрации;
  • Поколачивания.

Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет реабилитологам Юсуповской больницы понизить мышечный тонус при спастичности мышц или повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. В дальнейшем у пациента формируются и осуществляются произвольные (активные), координированные движения органов артикуляции. Логопедический массаж выполняют в области мышц головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Особое внимание уделяют мышцам периферического речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и щёк), поскольку они обеспечивают производство речи.

Коррекция звукопроизношения

Особенность коррекции голоса при дизартрии заключается в том, что это сложный и длительный процесс. С точки зрения физиологии обучить человека произношению звуков равнозначно созданию нового условного рефлекса. Если при дислалиях весьма эффективным является способ постановки по подражанию, то при дизартриях логопеды чаще используют смешанный способ с использованием механической помощи, логопедических зондов и метод пассивного формирования артикуляционного уклада, когда логопед с помощью рук, специальных приспособлений и зондов придает языку и губам пациента нужную позу. Можно использовать вспомогательные предметы: чайную ложку, трубочки, палочки различного диаметра.

Технология коррекции голоса при дизартрии – это длительная, кропотливая и систематическая работа по развитию артикуляционной моторики и автоматизации поставленных звуков. Артикуляционную гимнастику и логопедический массаж на этапе постановки голоса и не прекращают, а продолжают и сочетают. Логопеды применяют индивидуальные приёмы постановки звуков, анализируя причины и характер нарушений.

Коррекция произносительной стороны речи

Произносительная сторона речи включает звукопроизношение и просодику (интонацию, мелодику, паузу, ударение, темп, ритм и тембр). Функционирование произносительной стороны речи тесно связано с артикуляционной моторикой и фонематической стороной речи. Произношение звуков – это фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется.

Коррекционная работа строится с учётом следующих принципов:

  1. Связи речи с другими сторонами психического развития. Для его реализации коррекционное воздействие осуществляется не только на речевую деятельность, но и на неречевые процессы, личность пациента в целом;
  2. Системного подхода. Произносительная сторона рассматривается в качестве системы, которая включает ряд компонентов. На их развитие направлена коррекционная работа (развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия, просодики);
  3. Принцип развития – предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Непосредственным результатом нарушений звукопроизношения у пациентов с дизартрией является ограниченная подвижность органов речи. Затруднения в артикулировании вызывают недостатки произношения, которые могут быть выражены в разной степени. Одно проявление может явиться следствием или причиной другого. Коррекционную работу направляют не только на следствие нарушения – дефекты звукопроизношения, но и на их первопричину – нарушения артикуляционной моторики.

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. К практическим методам относятся подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие упражнения, игры и моделирование. К наглядным – наблюдение, рассматривание профилей, схем, показ образца задания и способа действия. Основными словесными методами являются беседа, чтение, рассказ.

Коррекция интонации и фонетической стороны речи

Коррекция интонации при дизартрии проводится по пяти направлениям:

  • Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи;
  • Знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Дифференциация различных видов интонации.

Коррекция фонетической стороны речи при дизартрии осуществляется неврологом, педагогом-психологом и логопедом. Врач назначает медикаментозные средства, улучшающие работу нейронов головного мозга, массаж, лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры, иглоукалывание.

Основным направлением психолого-педагогического воздействия является развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировку и зрительный гнозис, предотвращаются графические ошибки на письме. Реализуя это направление, развивается стереогноз. Кроме развития сенсорных функций, психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, графических навыков, конструктивного праксиса, мышления, памяти.

Третий блок – это логопедическая работа. Она проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу планируют по следующим этапам:

  1. На подготовительном этапе проводят логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, применяют голосовые упражнения, направленные на вызывание более сильного голоса, на модуляции голоса по высоте и силе, нормализуют речевое дыхание, просодику и мелкую моторику рук;
  2. Второй этап логопедической работы заключается в выработке новых произносительных умений и навыков;
  3. Третий этап логопедической работы направлен на выработку коммуникативных умений и навыков;
  4. Четвёртый этап логопедической работы – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.

Для того чтобы ознакомиться с инновационными методами коррекции стёртой дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Речевые нарушения артикуляции речи виды коррекция профилактика

Нарушения артикуляции могут возникать вследствие гипофункции (слабость, снижение объема движений, замедленность движений), гиперфункции (увеличение мышечного тонуса) или нарушений координации движений анатомических элементов, обеспечивающих артикуляцию. Нарушения артикуляции могут быть генерализованными или иметь более специфический характер.
— Генерализованные нарушения артикуляции представляют собой расстройства артикуляции, приводящие к искажению звучания всех или большинства фонем и наблюдаются как при поражениях центральной нервной системы, так и системных заболеваниях.
— Специфические нарушения артикуляции представляют собой расстройства, приводящие к искажению звучания отдельных групп фонем, и связаны с локальными структурными патологическими процессами или повреждением одного или более нервов.
— Ошибки артикуляции

Варианты ошибок, которые возникают при артикуляции, включают пропуски, искажения, замещения фонем, а также добавочные фонемы.
Изменения артикуляции могут быть вторичными вследствие неврологических расстройств, но также могут быть вторичными вследствие структурных повреждений аппарата артикуляции.

Распространенные ошибки артикуляции у детей обычно рассматривают как отклонения развития и не классифицируют как варианты дизартрии. Истинная дизартрия может наблюдаться в детском возрасте (церебральный паралич, последствия мозговой травмы) и у взрослых вследствие нарушенного контроля мускулатуры, обеспечивающей речевые процессы.

Нарушения просодии возникают вследствие дискоординации дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного компонентов речи и проявляются изменениями ритма и темпа речи, ударений и речевых интонаций.
— Нарушения ритма и темпа речевой продукции включают ускорение или замедление, непостоянство артикуляции, наличие временных пауз, а также различные соотношения указанных нарушений.

— Нарушение ударений наблюдается в словах, а также фразах или предложениях, что может приводить к изменению смысла произнесенного.
— Ошибки интонации могут изменять смысл предложений (напр., Вы идете домой. Вы идете домой?).
— Нарушения просодии обычно связаны с атактической дизартрией, гипокинетической дизартрией и правополушарной апросодической дизартрией. Лица с нарушениями последнего типа могут также отмечать затруднение понимания просодических характеристик речи окружающих.

Обследование больного при нарушениях речи

Сбор анамнеза:
1. Появление нарушений. Когда пациент или его семья впервые заметили изменения речи? Имелись ли в процессе возрастного развития какие-либо проблемы артикуляции?
2. Темп развития. Изменения речи появились внезапно или постепенно? Имели ли они обратное развитие, были стабильными или прогрессировали с момента появления? Отмечались ли колебания выраженности нарушений? Отмечались ли периоды нормальной речи наряду с периодами измененной речи?

3. Наличие сопутствующих неврологических симптомов, особенно тех, которые связаны с поражением верхних или нижних мотонейронов, черепных или шейных нервов.
4. Предыдущие неврологические диагнозы и предшествующее лечение.
5. Лекарственный анамнез и прием непрописанных медикаментов.

Объективное обследование:

1. Существует три этапа объективного обследования.
Этап 1. Изучение образцов спонтанной речи и речи в процессе специального тестирования.
Этап 2. Интерпретация образцов речи с оценкой состояния каждого элемента речевой системы, определением нормы и патологии, а также природы имеющихся отклонений. Рекомендуется исследование полости рта, рото- и носоглотки, подвижности грудной клетки.
Этап 3. Определение характера выявленных нарушений, соотнесение их с известными паттернами и клиническими вариантами дизартрии.

2. Исследование отдельных элементов речевой системы.
— Дыхание. Оценка степени утомляемости при счете до 20 в течение одного выдоха. Следует оценить высоту голоса, громкость речи, длину фраз, четкость или взрывчатость речи при внимательном выслушивании.
— Фонация. Пациент должен произнести длительный гласный звук «а» как можно чище и дольше. Другие фонемы (такие как «и») требуют большего напряжения голосовых связок, при этом исследователь должен оценить качество их звучания, длительность, высоту, устойчивость звучания и громкость. Для оценки истинной эффективности голосовых связок необходимо сравнить время удержания фонем «с» и «з». При нормальном функционировании голосовых связок удается удерживать звучание этих двух согласных одинаковое время. Если звучание «з» заметно короче, имеется истинное снижение эффективной работы голосовых связок. Попросите пациента коротко покашлять, чтобы прояснить отклонения. При наличии отклонений рекомендуется консультация оториноларинголога или ларингоскопическое исследование.
— Резонанс оценивается по произношению пациентом фонем различного типа. Изучается состояние мягкого неба при произнесении звука «а», который пациент должен тянуть как можно дольше, при этом необходимо отметить степень утомляемости. Другой прием состоит в произнесении длительного «и», при этом исследователь прикрывает и открывает носовые ходы. При нормальном резонансе звук должен остаться практически неизменным.

Специфические расстройства речевой артикуляции (дислалия) у детей

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Группа специфических расстройств развития речи и языка (дислалия) представлена нарушениями, в которых ведущий симптом — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата.

Частота расстройств артикуляции установлена у 10% детей младше 8 лет и у 5% детей старше 8 лет. У мальчиков встречают в 2-3 раза чаще, чем у девочек.

Функциональная дислалия — дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушение1 в строении артикуляционного аппарата.

Механическая дислалия — нарушения звукопроизношения, обусловленные анатомическими дефектами периферического аппарата речи (неправильный прикус, толстый язык, короткая уздечка и т.п.).

Причины и патогенез дислалии

Причина расстройств артикуляции до конца не известна. Предположительно в основе нарушений лежит задержка созревания нейрональных связей, обусловленная органическим поражением речевых зон коры. Имеются данные о значительной роли генетических факторов. Определённое значение имеет неблагоприятное социальное окружение, подражание неправильным образцам речи.

Читать еще:  Атеросклероз магистральных артерий

Нарушения артикуляции выражены в устойчивой неспособности применять в соответствии с ожидаемым уровнем развития звуки речи, включая неверное воспроизведение. пропуски, замены на неверные или вставление лишних фонем.

В основе дефекта артикуляции лежит неспособность произвольно принимать и удерживать определённые позиции языка, нёба, губ, необходимых для произнесения звуков. Интеллектуальное и психическое развитие детей соответствует возрасту. Можно наблюдать сопутствующие расстройства в виде нарушений внимания, поведения и другие феномены.

Установление анатомических дефектов, которые могли бы обусловить нарушение произношения, в связи с чем необходима консультация ортодонта.

Дифференциацию от вторичных расстройств, обусловленных глухотой, базируют на данных аудиометрического исследования и наличии качественных патологических признаков патологии речи.

Дифференциацию от нарушений артикуляции, обусловленных неврологической патологией (дизартрия), основывают на следующих признаках:

  • для дизартрии характерны малая скорость речи, наличие нарушений жевательной и сосательной функций;
  • расстройство касается всех фонем, включая гласные.

В сомнительных случаях для проведения дифференциальной диагностики и установления анатомического очага поражения проводят инструментальные исследования: ЭЭГ, эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), МРТ головного мозга, КТ головного мозга.

Не отличается от профилактики других видов нарушений речевого развития и языка.

[1], [2], [3]

Специфика коррекции нарушений речи

Коррекция нарушений речи – это направление логопедии, которое рассматривает методы решения проблем речевой моторики, вербальной коммуникации и других отклонений. Симптомы заболеваний могут быть разнообразными – от недержания речи до неспособности воспринимать слова окружающих. Логопедические заболевания встречаются как у взрослых, так и у детей. Методы коррекции подбираются в зависимости от особенностей патологии, возраста и стадии развития болезни.

Понятие коррекции речи. Причины возникновения отклонений

В логопедии коррекция – это комплекс методик, направленный на устранение речевых дефектов и механизмов, которые привели к развитию отклонения. Выделяют большое количество причин развития дефектов, которые классифицируются в следующие группы:

  • послеродовые;
  • осложнения во время родов;
  • наследственные;
  • врожденные.

Среди функциональных причин выделяют также психосоматические, эндокринные и экологические. К данной категории относятся патологии, вызванные нарушением органов, задействованных в речи. Логопедическая коррекция направлена на исправление всех вышеперечисленных дефектов при помощи различных методик и техник.

Классификация дефектов речи у детей и взрослых

В современной логопедии все виды нарушения речи рассматриваются внутри двух систем классификации – психолого-педагогической и клинико-педагогической. Эти два подхода к диагностике и коррекции патологий не имеют существенных противоречий, так как рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения и отражают различные подходы к устранению проблем с речью.

Все виды нарушений распределяются между двумя большими группами – нарушения внутреннего и внешнего оформления речи. Помимо этого, отклонения могут наблюдаться в устной или письменной речи. Встречаются ситуации, при которых проявляются трудности одновременно в двух этих областях. Уроки логопеда по исправлению нарушений речи могут учитывать как психолого-педагогический, так и клинико-педагогический подход.

Особенности алалии

Алалия – это нарушение речи, вызванное органическим нарушением корковых речевых зон головного мозга. Патология развивается во время внутриутробного развития или в первые три года жизни ребенка. Заболевание может проявляться в системном недоразвитии или полном отсутствии речи. Как правило, при алалии слух и интеллект ребенка остается на нормальном уровне.

Дизартрия – нарушение произношения

Дизартрия представляет собой специфическое расстройство речи, которое вызвано нарушением артикуляционного аппарата и речедвигательного анализатора. Данная патология характеризуется органическим поражением корковых речевых зон мозга. Именно поэтому при коррекции речи в таком случае необходимо обращаться не только к логопеду, но и к неврологу.

Дизартрия не является редким логопедическим заболеванием и встречается почти у 5% детей возрастом до 12 лет

Краткая характеристика афазии

Афазия – это специфическое нарушение речи, вызванное локальным повреждением речевых центров головного мозга. Проявляется заболевание в снижении уровня интеллекта, скудности речи и немоте. Патология имеет психогенный характер и сложно поддается коррекции.

Часто такое заболевание возникает у пожилых людей после пережитого инсульта. Невозможность воспроизводить слова и общаться с окружающими может спровоцировать серьезные депрессивные состояния. .

Особенности заикания у детей и взрослых

Заикание представляет собой расстройство речи, при котором пациент часто повторяет звуки, слова или слоги. Заболевание характеризуется нерешительностью воспроизведения слов или частыми остановками в речи. Наблюдается разрыв в ритмичности произношения слов. Постановка диагноза осуществляется только при наличии значительных и выраженных симптомов.

Краткая характеристика дислалии

Дислалия характеризуется различными дефектами звукопроизношения при отсутствии нарушений слуха. При заболевании пациент смешивает, искажает или вовсе не произносит звуки. При диагностике и постановке диагноза нередко приходится обращаться за консультацией не только к логопеду, но и к стоматологу, неврологу и отоларингологу.

Другие виды нарушений речи

К другим нарушениям речи относятся:

  • ринолалия;
  • тахилалия;
  • дисфония;
  • брадилалия.

Ринолалия характеризуется дефектами в произношении звуков. Частым симптомом является гнусавая речь и другие отклонения от нормы.

Тахилалия отличается быстрым темпом речи пациента. Это заболевание не сопровождается нарушением грамматики, фонетики и лексики.

Дисфония – это специфическое расстройство речи, которое отличается неполной потерей голоса. Характерной особенностью симптоматики является осиплость, гнусавость и охриплость, а также характерное изменение голоса.

Брадилалия представляет собой отклонение, при котором пациент произносит слова в замедленном темпе. Данная патология может являться следствием местной болезни головного мозга.

Особенности коррекции речи у детей с ЗПР

Коррекция речи у пациентов с заторможенным психическим развитием усложняется трудностями с пониманием лексического значения слов. Такие дети часто неспособны строить выражения и фразы, употреблять слова в правильном времени и падеже. Такие условия создают большие ограничения в обучении чтению и письму.

Основа коррекционной работы с детьми с ЗПР обуславливается необходимостью расширения словарного запаса. Специалисты рекомендуют проводить занятия в небольших в группах. В таких условиях можно достигнуть максимального эффекта при раскрытии потенциала каждого пациента. Групповые занятия чередуются с индивидуальными, на которых логопед предлагает ребенку выполнить задания, в соответствии с достигнутым уровнем развития.

Современные логопедические технологии в коррекции речевых нарушений позволяют получить максимальный эффект и в некоторых случаях добиться полного устранения дефектов речи. Такие методики в комплексе используют классические и новые подходы к решению проблем речи. Сегодня можно максимизировать эффективность лечения таких заболеваний с помощью специальных программ, аппаратного оборудования и мультимедийных презентаций, рассчитанных на участие родителей.

Специфика коррекции речи у взрослых

Коррекция речи у взрослых осложняется тем, что у человека за много лет выработался навык неправильного произношения слов. С изменением произношения звуков обычно трудностей не возникает. Быстро устранить дефекты удается, если проблема является только результатом привычки. Намного сложнее справиться с заболеванием, если речь искажена из-за сильного стресса, неврологических расстройств или серьезной травмы.

Первым этапом работы является диагностика дефекта речи. Для начала необходимо разобраться, с произношением каких именно звуков возникают трудности. Иногда для решения проблемы взрослому человеку достаточно один раз посетить логопеда, получить консультации и установки, чтобы самостоятельно заняться устранением дефектов. Но если проблемы с нарушением речи довольно серьезные, тогда без курса лечения у логопеда не обойтись.

С каждым звуком специалист работает отдельно. Только после достижения положительного результата в произношении можно переходить к решению другой проблемы дефекта речи

Коррекционная работа всегда разбивается на три этапа:

  • подготовительный;
  • постановка звука;
  • дифференциация и автоматизация.

В работе над произношением стратегическую роль играет последовательность. Без соблюдения этого правила невозможно добиться положительного эффекта.

Артикуляционная гимнастика в коррекции речи

Значение артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений заключается в возможности эффективной выработки движений речевого аппарата и восстановлении правильного положения всех составляющих артикуляционного аппарата. Данная методика предполагает целый комплекс специальных упражнений, которые позволяют укрепить мышцы, увеличить подвижность и нормализовать кровообращение в органах, которые задействованы при воспроизведении слов человеком. В результате выполнения процедур пациент обретает навык объединения простых и сложных движений артикуляционного аппарата, что позволяет правильно произносить слова.

Физиотерапия в области коррекции нарушения речи

Методы физиотерапевтического лечения в коррекции нарушений речи направлены на улучшение кровообращения и стимулирование мышц артикуляционного аппарата с целью устранения речевых дефектов. Данное направление в логопедической коррекции базируется на применении природных факторов, поэтому для организма человека такие методики не представляют опасности.

На сегодняшний день используются следующие методы физиотерапии в лечении речевых расстройств:

  • хромотерапия (воздействие цветом);
  • амплипульстерапия;
  • магнитотерапия;
  • электрофорез;
  • БОС-терапия.

Амплипульстерапия заключается в воздействии на уязвимые части тела синусоидальных модулированных токов. Процедура способствует усилению голоса и повышению тонуса артикуляционных мышц.

Магнитотерапия – это направление в физиотерапии, которое использует для лечения магнитные поля. Такое воздействие позволяет добиться нормализации процессов передачи нервных импульсов, улучшения кровообращения, а также регулирования психическими процессами возбуждения и торможения.

Электрофорез – метод физиотерапии, при котором на организм одновременно воздействуют лекарственные препараты и постоянный ток. Электричество усиливает действие лекарственных препаратов, которые тонизируют мышцы и усиливают кровоток.

БОС-терапия применяет специальный комплекс, который состоит из аппаратного и программного компонента. Упражнения позволяют восстановить правильную физиологию речевого дыхания, улучшить кровообращение и нормализовать деятельность нервной системы.

Логопедический массаж

Логопедический массаж – это технология, позволяющая правильно разработать мышцы артикуляционного аппарата и улучшить кровообращение в органах речи. Специальные механические воздействия восстанавливают анатомически правильное положение мышц, что способствует устранению речевых дефектов. Логопедический массаж назначается на любой стадии развития недуга, но проявляет максимальную эффективность при маловыраженных заболеваниях артикуляционного аппарата.

Заключение

Коррекция нарушений речи – это целый комплекс методик, которые направлены на решение проблемы с точки зрения психологии, физиологии и педагогики. В некоторых случаях правильно подобранные методы устранения дефектов позволяют полностью справиться с проблемой нарушения речи.

Для достижения максимально положительного результата в процессе коррекции должны участвовать неврологи, педагоги, логопеды и психологи. При работе с детьми специалисты получают более быстрые результаты. У взрослых, которые имеют проблемы с речью, выработались устойчивые навыки неправильного произношения слов, поэтому у них на коррекцию уходит значительно больше времени.

Тяжелые нарушения речи,СДВГ, дизартрия. Коррекция ТНР, СДВГ, дизартрии.: Видео

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector