Detilubvi.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое риторика термин предмет внутренняя классификация

Риторика общения в современном обществе: что это такое за предмет

Риторика — это наука об ораторском искусстве. Как научиться выражать свои мысли красиво и убедительно? Как овладеть навыком публичных выступлений?

Если вы хоть раз задавались такими вопросами, вам будет интересна наша статья. Из нее вы узнаете о том, что такое риторика: искусство или наука; познакомитесь с тем, что это за предмет и что он изучает, а также найдете рекомендации как развить риторику речи.

Риторика как наука и искусство

Риторика речи возникла в античные времена и тогда же наметились два ее направления:

  • риторика как наука доказательной речи;
  • риторика как искусство красноречия.

Определение современной риторики объединяет эти расхожие взгляды:

Предметом ее изучения является речь, которая может быть убедительной и красивой, оказывающей воздействие на слушателя и доставляющей эстетическое удовольствие.

Правилам ее построения, организации общения, создания и выражения своих мыслей в словах обучает риторика как наука. Развитием навыков говорить и писать красиво, идеально владеть словом, вызывать встречный интерес у слушателя занимается риторика как искусство.

Основы риторики

Все о публичной речи, ее этапах, целях, источниках материала, способах его подачи, средствах речевого воздействия, а также о требованиях, предъявляемых к личности оратора, расскажет риторика.

Сегодня умение грамотно выстраивать коммуникацию является необходимым условием успеха в социальной жизни каждого человека. Для тех же, кто непосредственно связан с выступлениями перед аудиторией, этот навык — залог профессионального мастерства.

Давайте узнаем, какой должна быть эффективная публичная речь.

Речь оратора будет иметь успех, если в ней органично сочетаются логика и эмоциональность, информативность и выразительность. Хорошо, если при этом она не читается, а произносится в форме живого общения со слушателями.

Даже если создается впечатление, что выступающий импровизирует, речь должна быть подготовлена и продумана.

Так, работа над речью подразделяется на следующие этапы:

  • инвенция — найти, о чем говорить;
  • композиция — правильно выстроить;
  • элокуция — придать выразительность;
  • меморио — запомнить;
  • акцио — произнести.

Чтобы выбрать тему своего выступления, которая должна быть интересна слушателю, оратору необходимо определиться с его целью. Целями публичной речи могут быть:

  • информирование слушателя;
  • побуждение к действию, агитация и воодушевление;
  • убеждение в чем-либо;
  • обсуждение проблемы, поиск истины;
  • оценка события или явления;
  • развлечение, когда сам процесс общения доставляет удовольствие.

Материалом для предстоящего выступления служат такие источники, как чтение литературы, поиск информации из различных источников, личный опыт, наблюдения и размышления, а также опрос и беседа.

Разработка плана публичной речи — немаловажная часть работы над ее созданием:

  • вступление цепляет внимание и вызывает интерес;
  • основная часть поясняет содержание, приводит аргументы и факты, формулирует главную мысль;
  • заключение обобщает, усиливает значение сказанного, создает настроение.

Сделать ее живой и убедительной помогут средства выразительности русского языка:

Способы подачи материала бывают в форме лекции, доклада, беседы, диспута или дискуссии и зависят от цели выступления и интересов аудитории.

Риторическое мастерство неразрывно связано с личностью оратора, его эрудицией, характерными качествами, психотипом.

Оратор должен быть уверенным в себе человеком, артистичным, открытым, дружелюбным, умеющим заинтересовать и увлечь слушателя. Для публики немаловажно, как он выглядит и ведет себя, как говорит, какую позицию по отношению к ней занимает.

Виды риторики

В настоящее время существует следующая классификация риторики по видам:

  • социально-политическая (парламентская и митинговая речь, агитационные выступления), которой присущи эмоциональность, а нередко и пафос, для убеждения и побуждения к действию;
  • академическая (научный обзор, учебная лекция), с аргументами и фактами, структурированная, порой монотонная и равнодушная, как только оратор теряет связь с аудиторией, читая заранее подготовленный текст;
  • социально-бытовая (приветственное, застольное, юбилейное обращение, тост), по большей части простая и задушевная, не отличающаяся совершенной логикой и четкой структурой, но зато искренняя и добросердечная;
  • судебная (обвинительная, защитительная), строго аргументированная и взвешенная, определяющая судьбу человека;
  • богословско-церковная (проповедь, официальная церковная речь) возвышающая духовно, приносящая радость, наставляющая к добру;
  • военная (обращение-приказ, инструктивная, воодушевляющая речь), конкретная, строгая, усиливающая патриотические чувства, воспитывающая любовь к Отечеству;
  • дипломатическая (речь на международных переговорах и конференциях), отличающаяся высокой мерой ответственности за каждое произнесенное слово;
  • деловая (деловые, а также телефонные переговоры), обязательными элементами которой являются доступность, экспрессивность, грамотность;
  • диалогическая (интервью, спор, дискуссия), требующая отработки навыков правильного ведения диалога.

Примеры выступлений ораторов можно посмотреть в видео:

Вам интересно, к каким наукам относится риторика?

Связь риторики с другими гуманитарными науками

Риторика — это филологическая наука. Но являясь многоаспектным учением, она тесно переплетается с самыми различными областями знаний, касающихся эффективности общения, а также использует методы неречевых наук.

Риторика связана с:

  • логикой — наукой о правильном мышлении;
  • грамматикой, изучающей правила речи;
  • поэтикой — учением о средствах и приемах художественного слова;
  • культурой речи, обязывающей соблюдать нормы литературного языка;
  • стилистикой, исследующей закономерности функционирования языка в процессе речевой коммуникации.

Использование методов психологии дает возможность объяснять поведение человека и понимать его душевное состояние.

Связь риторики с этикой обеспечивает знание законов нравственности и морали общества. Союз риторики и философии позволяет поднять решение любой задачи на более высокий нравственный и духовный уровень.

Развитие риторики

Как же научиться всем премудростям этой науки? Если вы действительно этого хотите, воспользуйтесь нашими рекомендациями:

  1. Оттачивайте свою дикцию. Говорите не спеша, четко проговаривая каждое слово, соблюдайте паузы и равномерное дыхание.
  2. Читайте вслух и пересказывайте прочитанное. Старайтесь передать смысл своими словами, самостоятельно выстроив свою речь.
  3. Учитесь увлекательно рассказывать самые обычные истории, происходящие с вами. Обратная связь от слушателей подскажет, насколько хорошо это у вас получается.
  4. Подготовьте речь на близкую вам тему. Заготовьте для этого ключевые фразы и импровизируйте в процессе ее произнесения.
  5. Тренируйте свою память. Учите наизусть стихи, отрывки литературных произведений и пусть это войдет в привычку.
  6. Определите свой тип восприятия информации. Кто-то лучше усваивает визуальную информацию, кому-то легче запомнить произнесенное вслух. Используйте эти знания о себе для получения наилучшего результата.
  7. Организуйте свое обучение с учетом пауз и перерывов. Пусть оно также будет регулярным, а не раз от раза.
  8. Если у вас есть страх публичных выступлений, хорошо помогает практика этих самых выступлений. Упражняйтесь на близких — они поймут и обязательно поддержат.

Мотивируйте себя и ставьте цели

Осваивайте новое для себя направление — риторику речи! Если у вас уже есть этот навык, совершенствуйте его!

Поставьте цель овладеть ораторским мастерством и представьте, как это будет. Какие возможности перед вами откроются, какие мечты осуществятся.

Есть желание? Делайте за шагом шаг. Дерзайте!

1. Понятие риторики

1. Понятие риторики

Риторика (греч. rhetorike – «ораторское искусство») – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста (Ведение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003. С. 149—160).

В древности риторика понималась как искусство оратора, искусство устного публичного выступления, т. е. только в прямом значении слова. К пониманию риторики в широком смысле подошли лишь ближе к средневековью. Сегодня при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле для обозначения первой используется термин «оратория».

Традиционная риторика («наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике («науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. В отличие от поэтики в предмет риторики включалась только прозаическая речь и прозаические тексты. Кроме того, риторику отличал существенный интерес к убедительной силе текста и нечетко выраженный интерес к иным компонентам его содержания, которые не влияют на убедительность. Последнее отличает риторику от герменевтики.

Методологические отличия риторики от других филологических наук:

1) ориентация на ценностный аспект в описании предмета;

2) подчиненность этого описания прикладным задачам.

В древнерусской литературе выделялся ряд синонимов с ценностным значением, обозначающих «владение искусством хорошей речи»: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие. В указанный период морально-этическая составляющая выступала в качестве ценностного элемента. В этом свете риторика становилась наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи. Морально-этический компонент в современной риторике сохранился лишь в усеченном виде, хотя некоторые исследователи предпринимают попытки восстановить его значение. Предпринимаются и другие попытки – определять риторику, полностью удаляя из определений ценностный аспект. Существуют, например, дефиниции риторики как науки о порождении высказываний (такую дефиницию приводит А. К. Авеличев со ссылкой на У. Эко-Дюбуа). Устранение ценностного аспекта исследования речи и текста приводит к утрате специфики риторики на фоне описательных филологических дисциплин. Задачей филологических наук является полное описание предмета, которое предполагает дальнейшее прикладное использование. Однако описание также ориентируется на потребности речевой практики. Таким образом, важную роль, как и научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т. е. обучение технике порождения хорошей речи и качественного текста.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Понятие о сне

Понятие о сне Сон — это состояние, при котором замедляется большинство физиологических процессов и создаются лучшие условия для восстановления работоспособности организма (большинство мышц расслаблено, дыхание становится реже, сердце бьется медленнее и т. д.). Сон — не

§ 1. Понятие дипломатии

§ 1. Понятие дипломатии Само слово «дипломатия» происходит от греческого «диплома» — так на земле древней Эллады называли сдвоенные дощечки с нанесенными на них текстами, выдававшиеся посланцам в целях особого подтверждения их полномочий. И хотя дипломатия как

Понятие

Понятие Понятие – логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринять сознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на

ПОНЯТИЕ

ПОНЯТИЕ — форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые П. относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно-образный характер. С умножением потребностей человека и усложнением видов его

Читать еще:  Взаимосвязан ли эндометриоз и рак

2. Логическое и литературное направление развития риторики

2. Логическое и литературное направление развития риторики На всем протяжении развития определение риторики сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Здесь сложилось два основных направления. Первое

3. Предмет и задачи риторики

3. Предмет и задачи риторики Предмет риторики сложен и неоднозначен. Соответственно, и круг задач варьируется в зависимости от его определения. Риторика исследует многовековую культуру действенного слова, которая является частью нас самих. Риторику можно рассматривать

4. Подразделения риторики

4. Подразделения риторики В науке традиционно различают общую и частную риторику. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации; частная – рассматривает

14. Зарождение риторики

14. Зарождение риторики Отдельные элементы риторики возникли еще в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли особо важной роли в обществе.Как систематическая дисциплина риторика сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской

17. Развитие риторики как научной дисциплины и отмежевание ее от логики и философии

17. Развитие риторики как научной дисциплины и отмежевание ее от логики и философии Безусловно, завершил превращение риторики в научную дисциплину Аристотель еще в 384—322 гг. до н. э. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой. Однако дальнейшее

19. Кризис и возрождение западной риторики

19. Кризис и возрождение западной риторики На Западе эпохой упадка риторики стала эпоха Просвещения. Ранее почитаемая дисциплина приобрела репутацию догматической, не имеющей практического значения, а если и применявшейся, то лишь для введения слушателей в заблуждение.

25. ПОНЯТИЕ МЕДИАПЛАНИРОВАНИЯ

25. ПОНЯТИЕ МЕДИАПЛАНИРОВАНИЯ Медиапланирование – процесс формирования каналов распространения рекламы, т. е. доставки рекламных посланий адресатам. Задачи медиапланирования:• оптимизация схемы размещения рекламных материалов, основанная на объективных

12. ПОНЯТИЕ ТНК

12. ПОНЯТИЕ ТНК Транснациональная корпорация (ТНК) – компания, включающая хозяйственные единицы в двух или более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности, оперирующие в рамках системы принятия решений, позволяющих проводить общую политику, в

29. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ПАТЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ПАТЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА

29. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ПАТЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ПАТЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА Полезной моделью считается техническое решение, относящееся к устройству. Под устройством обычно понимается совокупность элементов, расположенных в

Что такое риторика: термин, предмет, внутренняя классификация

Salve, carissimi legentibus KtoNaNovenkogo.ru! Сегодня здороваемся на латыни, ведь нам предстоит поговорить о том, что такое риторика.

Да, эта наука стала известна миру благодаря Древней Греции. Но именно в Римской империи она достигла пика своей значимости.

Итак, в этой статье рассмотрим определение риторики, её предмет, основные векторы и связь с другими науками.

Риторика — это.

Слово «риторика» имеет античные корни. Впервые оно было использовано ещё в Древней Греции. Буквально лексема ῥητωρική переводится как « ораторское искусство ». В свою очередь оно восходит к слову ῥήτωρ – «оратор».

Важно понять, что в современной терминологии такие понятия, как риторика и ораторское искусство не равны, хотя первоначально действительно обозначали одно и то же. Риторическая наука в ходе развития вобрала в себя теорию прозы и аргументации.

Итак, на данный момент актуально такое определение :

Риторика – это наука, которая изучает искусство речи, закономерности порождения, передачи и восприятия высказывания.

В отличие от остальных дисциплин, в широком понимании восходящих к филологии, риторическое учение несет в себе другие ценности. Оно в первую очередь направлено на решение прикладных задач .

В древности (в том числе и на Руси) эта дисциплина подразумевала не только владение языком , но и применение этого владения в благих целях – для приведения к добру, наставления на путь истинных.

Русские использовали исконную лексику для обозначения этой науки – слова красноглаголанье, благоязычие, доброречие…

Предмет и задачи риторики

В ходе истории данная наука претерпела множество изменений. Ученые выделяют два основных вектора, основываясь на понимании хорошей, качественной речи. В зависимости от этого предметная часть риторики трактуется по-разному:

    первое направление возводят к имени Аристотеля.

В рамках этого вектора хорошая речь – это речь, которая способна произвести нужный эффект и убедить. Задача оратора – заставить слушателя согласиться, вызвать симпатию, а после – сделать то, что хочет ритор.

Эта концепция понимает под хорошей речью речь красивую, пышную, правильно выстроенную. Да, здесь тоже уделяют внимание эффективности, однако на первое место выходит именно эстетика (это как?).

В разные эпохи взгляды риторов по-разному распределялись в рамках этих направлений.

Согласно мнению Г.В. Анисимовой:

Предмет современной риторики – это общие закономерности речевого поведения, действующие в разных ситуациях общения (это как?), сферах деятельности, а также практические возможности их использования с целью создания эффективного высказывания.

То есть на данный момент доминирует аристотелевский вектор. На первое место мы ставим достижение цели, эффективность, а не красоту речи.

Внутренняя классификация

Риторическая наука делится на два основных типа – общая и частная.

Их понимают так:

  1. Общая риторика – наука, изучающая универсальные парадигмы (это что?) и правила создания качественной (эффективной и красивой / только эффективной) речи. Она не затрагивает конкретные сферы.
  2. Частная риторика носит более прикладной характер. Она строится на обособленных видах коммуникации (это как?), зависит от сферы жизнедеятельности.

Сколько существует частных риторик ? Трудно сказать. Столько же, сколько и сфер, в которых человек должен общаться, коммуницировать.

Можем назвать наиболее объемные:

  1. политическая,
  2. судебная,

Первые четыре называют традиционными, они были выделены давно. Три оставшиеся – приобретение последних веков.

Существует ещё одна классификация . Так, риторика бывает:

  1. Теоретическая. Исследует правила создания хорошей речи.
  2. Прикладная. Использует выделенные правила на практике.
  3. Тематическая. Изучает поля разных типов словесности, объединенных одной темой. Как пример – риторика президентских выборов.

Связь риторики с другими науками

Риторика близка ко многим научным дисциплинам гуманитарного цикла. Но сказать, что хоть одно учение может её поглотить, будет несправедливо.

Она скорее размещается на стыке , на многоуровневом пересечении наук, вбирая в себя всё, что может использовать для своих целей – говорить и убеждать.

Рассмотрим эти связи подробнее:

    Философия . Отношения с этой наукой всегда самые сложные, ведь философы скажут, что их дисциплина вбирает в себя все остальные.

Вместо заключения

Итак, мы рассмотрели риторическую науку с разных сторон – понятийной, предметной, классификационной. Чтобы понять учение лучше, стоит хотя бы кратко ознакомиться с его историей:

Каков предмет, задачи и законы риторики?

Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учебе, работе, в личной жизни. Если информация подается оратором лаконично и структурировано, то она дойдет до слушателей в лучшем виде. Наукой, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной. Риторика – это что? Наука или учебная дисциплина?

Что представляет собой учение?

Что означает слово «риторика»? Переводя с греческого языка слово риторика выглядит как «rhetorike» и значит «ораторское искусство». Изначально данное определение подразумевало под собой умение говорить красиво и выражать свои мысли перед другими людьми.

Со временем понятие риторики несколько раз менялось, на что влияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому данная наука, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, воспринималась по-разному.

Основали ее софисты, которые говорили, что риторика — это дисциплина, способная научить оратора доказывать свою позицию, манипулировать и доминировать в обсуждениях. В современное время основой такой науки является гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли.

Сейчас слово риторика понимается, как дисциплина, которая позволяет изучать методы формирования речи, характеризирующейся целесообразностью, гармоничностью, умением воздействовать. В связи с этим предмет риторики выступает в качестве мыслеречевого действия.
Риторика сочетает в себе учения философии, социологии, психологии, что помогает добиваться эффективного речевого взаимодействия с любой публикой.

Таким образом, современная риторика рассматривается с трех сторон:

  • Это наука, рассматривающая искусство слова, которое обладает конкретными нормами публичного выступления перед людьми, позволяющими достигнуть хорошего результата при воздействии на слушателей.
  • Это высочайший уровень мастерства произношения речи перед публикой, владение словом на профессиональном уровне и отличная ораторская речь.
  • Учебная дисциплина, которая помогает студентам привить правила ораторского мастерства.

Таким образом, общая риторика изучает правила построения целесообразной и убедительной речи, которая помогает сделать выступление ярким и запоминающимся.

Что изучает наука?

Предмет риторики, как науки, включает в себя методы формирования целесообразной устной и письменной речи, а также процесс, в результате которого мысли преобразовываются в речь.

Для того чтобы определить задачи риторики, необходимо знать о ее основных направлениях. Их выделяют два:

  1. Логическое, в котором главными аспектами является умение убедить слушателя, эффективно подать информацию.
  2. Литературное, в котором важнейшими элементами считается богатство и привлекательность слов.

С учетом того, что в данной науке указанные направления объединяются, настоящая риторика ставит перед собой задачу делать речь правильной, убедительной и целесообразной.
Определив, что такое риторика и зачем она нужна, не остается сомнений относительно ее необходимости в жизни человека, особенно занимающегося публичной деятельностью.

Риторика в древнее время

Происхождение риторики началось еще в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.

Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, раньше же эту науку считали высшим мастерством, умением.

В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Кто является автором классического греческого трактата об этой науке? Это известный всем мыслитель Аристотель. Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нем были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме в становление риторики внес свой вклад Марк Туллий Цицерон, который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора. Затем создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.

Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

Развитие риторики в России

Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.

Развитие российской риторики по этапам:

  • Древняя Русь (XII–XVII вв.). В этот период еще не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но уже применялись некоторые ее правила. Люди в то время называли этику речи красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
  • Первая половина XVII века. В этот период характерным событием было то, что был издан первый русский учебник, раскрывающий основы риторики.
  • Конец XVII – начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачевым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
  • XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внес Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвященных ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
  • Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.

Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи, а риторику подвергали критике.

Законы искусства слова

Риторика в любое время имела своей конечной целью – воздействовать на слушателей. Особенную роль для ее достижения играет выразительная речь, а также изобразительно-выразительные средства.

Ученые разделяют данную науку на две разновидности — общую и частную. В предмет общей риторики входят общие способы поведения при произношении речи и практические возможности их применения с целью сделать речь эффективной.

Такая разновидность включает в себя следующие разделы:

  • риторический канон;
  • выступление перед публикой;
  • правила, как вести спор;
  • нормы проведения беседы;
  • учения о повседневном общении;
  • общение между разными нациями.

Изучая данные разделы, оратор получает знания об основных чертах речевого пользования, которые являются базой для каждого мастера слова.

Общая риторика изучает способы достижения взаимопонимания между оратором и слушателями. Для этого были разработаны следующие законы:

  • Закон гармонизирующего диалога. Оратор должен пробуждать чувства и мысли слушателей, превратив монолог в диалог. Выстроить гармонично общение можно только с помощью диалога всех людей, участвующих в обсуждении. Суть этого правила более точно раскрывают следующие законы.
  • Закон ориентации и продвижения слушателя. У человека, на которого направлено ораторское воздействие, должно возникнуть такое ощущение, как будто он совместно с говорящим продвигается к намеченной цели. Чтобы достичь такого эффекта, оратору необходимо применять в речи слова, которые определяют порядок событий, связывают предложения и резюмирующие выражения.
  • Закон эмоциональности речи. Человек, выступающий перед публикой, должен сам переживать те чувства, которые он старается вызвать у аудитории, а также уметь передавать их с помощью речи.
  • Закон удовольствия. Он подразумевает под собой умение преподносить речь так, чтобы она доставляла удовольствие слушателям. Такой эффект легко достичь, если речь будет выразительной и богатой.

Частный же вид риторики основывается на общем типе и предполагает конкретное использование общих положений в определенных сферах жизнедеятельности. Таким образом, наука изучает, какие правила произношения речи и поведения необходимо применять оратору в зависимости от ситуации.

Частных риторик очень много, но все они объединяются в две основные группы:

  1. Гомилетика.
  2. Ораторика.

Первая группа подразумевает под собой возможность оратора неоднократно воздействовать на публику. Сюда можно отнести церковный и академический тип красноречия. В современной риторике в эту группу включили пропаганду, которая осуществляется в средствах массовой информации.

Таким образом, при академическом красноречии оратор, проводя несколько лекционный занятий, не должен каждый раз заново говорить о целях их проведения, об их необходимости и так далее. Ему достаточно об этом рассказать на первой лекции, а на всех остальных общая задача будет расширяться посредством изучения новой темы.

Ораторика же не способна влиять многократно на людей. В связи с этим оратору необходимо уметь правильно завершать каждое выступление. В эту группу можно отнести судебный, бытовой, социально-политический и другие типы красноречия.

В настоящее время ораторика довольно широко разрослась, поэтому конкретный тип риторики уже стали делить на свои подвиды. К примеру, из социально-политического красноречия выделили административную, дипломатическую, парламентскую и прочие риторики.

Разновидности речи выступающего

Существует несколько разновидностей ораторской речи в зависимости от того, кого необходимо убедить, где проходит выступление, какую цель оно преследует. К таковым относят следующие красноречия:

  • Социальное и политическое. Это когда читают доклады, затрагивающие социальную, политическую и экономическую тематику, выступают на митингах, проводят агитацию.
  • Академическое. К нему относится прочтение лекций, научных докладов или сообщений.
  • Судебное. Такой тип красноречия используют прокурор и защитник, выступая в судебном заседании. Своей речью они должны убедить в виновности или невиновности обвиняемого лица.
  • Социально-бытовое. Его применяют все люди, произнося речи на юбилеях, застольях либо на поминках. Сюда же относят светскую болтовню, которая не требует споров, дискуссий, а характеризуется легкостью и простотой восприятия.
  • Богословское. Это красноречие используется в церквях, например, когда верующие читают проповедь или прочую речь в соборе.
  • Дипломатическое. Данный тип предполагает соблюдение этических норм в деловой речи. Это необходимо при деловых переговорах, переписок, при составлении официальных документов, а также при переводе.
  • Военное. Эта разновидность красноречия применяется, когда призывают к бою, издают приказы, уставы, передают информацию по радиосвязи.
  • Педагогическое. К нему относятся выступления преподавателей и студентов, причем как устные, так и письменные. Сюда же входит прочтение лекций, что считается сложным актом педагогического общения.
  • Внутреннее, или мнимое. Так называют диалог, который каждый человек проводит с самим собой. Данный вид подразумевает под собой мысленную подготовку к устному выступлению перед публикой, а также к письменной передачи информации, когда человек прочитывает написанное про себя, что-то вспоминает, о чем-то размышляет и так далее.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что такое риторика и зачем она нужна обществу. Риторика как наука об ораторском искусстве предполагает изучение правильности произношения речи перед публикой с целью каким-либо образом повлиять на слушающих ее людей. С ее помощью ораторы приобретают навыки, позволяющие сделать их речь правильной, целесообразной, а самое главное, убедительной.

Риторика как объект изучения: предмет риторики, основные подходы к определению понятия «риторика»

Риторика (др.-греч. зфщсйкЮ— «ораторское искусство» от Юфщс— «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Слово «риторика» пришло к нам из греческого языка. Его синонимами являются латинское выражение «ораторское искусство» и русское слово «красноречие».

Ещё в глубокой древности чётко обозначились два подхода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве — это идея (logos), содержание, то есть риторика — это искусство убеждать. Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством речи считали её форму и стиль.

В русской риторической науке обычно подчёркивалось, что красота и выразительность речи нужны для её убедительности. Так, М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» отмечал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

Разные взгляды на ораторское искусство становились причиной ожесточённых споров вокруг риторики, основанием для осуждения, которое сопровождало её в течение ряда веков и тысячелетий. И до сих пор слово риторика порой употребляется в негативном смысле. Толковые словари современного русского литературного языка отмечают его переносное значение: «эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность». Эти слова обычно характеризуют претенциозную, но бессодержательную речь политика, депутата, чиновника.

Не существует единого подхода к определению содержания современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Не утвердилась терминология данной науки, нет чёткого разграничения с другими науками.

Исследователь С.И.Гиндин предлагает закрепить за термином риторика два смысла — узкий и широкий. В узком понимании предмет риторики — это ораторское искусство, термин для названия комплексной дисциплины, изучающей это явление. «С другой стороны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуникации, рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации». То есть предметом современной риторики является не только ораторская (публичная) речь, но и различные виды речевой коммуникации. Среди которых беседы, переговоры, телефонные разговоры, совещания, интервью, дискуссии, дебаты и др.

Таким образом, современная риторика — это наука об убедительной действенной речи в различных ситуациях речевого общения.

Отметим ещё одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступления, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.

Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от сферы применения оно подразделяется на различные виды. Так, публичная речь, произносимая с целью сообщить какую либо информацию называется информационной. Это, например, такие жанры устной научной речи как доклад, лекция, вступительное слово на защите дипломной работы.

Другая цель публичных речей — соблюсти этикет. Такую функцию выполняют протокольно-этикетные речи. Например, приветственное слово участникам конференции, поздравление юбиляра, выступление на панихиде.

К одному из видов публичных выступлений можно отнести и развлекательные речи (например, тост во время банкета, речь на банкете), цель которых — развлечь собравшихся, создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Самым распространённым видом публичных речей является речь убеждающая, целью которой является склонить аудиторию к своей точке зрения или призвать аудиторию к каким-либо действиям. К убеждающим публичным речам относится парламентские выступления, выступления на митинге, предвыборная речь кандидата, агитационные и рекламные выступления.

Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором? Мнения обычно расходятся — одни считают что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что качества хорошего оратора приобретаются, развиваются, воспитываются.

Спор этот не новый. Он ведётся на протяжении всей истории ораторского искусства. Ещё много тысячелетий тому назад знаменитый римский оратор Марк Туллий Цицерон произнёс фразу, которая стала крылатой: «Poetae nascuntur, oratores fiunt» (Поэтами рождаются, ораторами делаются).

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Нужно изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Что такое риторика

Умение общаться важно для любого. Такой навык может помочь в самых неожиданных ситуациях. От способности к общению часто и во многом зависит успех в личной и общественной жизни, в семье и на работе. Лаконичная и умно структурированная информация всегда будет отлично воспринята и понята слушателем.

А риторика – это наука, которая изучает все детали ораторского искусства. Она позволяет сделать речь понятной и убедительной. И все же многие наши сограждане имеют о ней довольно отдаленное представление, не говоря уже о том, чтобы заняться ее изучением. Так что это за предмет такой – риторика?

Основные понятия

Риторика, как наука, от античности и до современной риторики, воспринималась неодинаково. Еще раз дадим определение, что такое риторика?

Ответ на вопрос, что изучает риторика, в самом определении – это наука, изучающая методы технически правильной и гармоничной речи, убеждающей и побуждающей слушателя к действию.

В переводе с греческого это слово означает «ораторское искусство». С момента своего появления, этим словом обозначалось умение красиво говорить, ясно выражать собственные мысли.

Важно! Понятие риторики со временем неоднократно менялось, и связаны эти изменения были со сменой периодов в культурном развитии человечества.

Риторика, как наука об ораторском искусстве, была основана софистами в глубокой древности. Они утверждали, что дисциплина эта способна научить говорящего убедительно доказывать свою позицию, а в обсуждениях доминировать, возможно, даже манипулировать.

Ораторское искусство современности позволяет изучить методы формирования речи, целесообразной, гармоничной, воздействующей, когда сам этот предмет – ни что иное, как мыслеречевое действие.

В риторике сочетаются философия, социология, психология, именно подобное единение таких разных наук результатом имеет эффективное речевое взаимодействие любой публикой.

Так что к современной риторике применим трехсторонний подход. Ее рассматривают как:

  • науку об искусстве речи, с конкретными нормами публичной речи, позволяющими достигать ожидаемого эффекта, когда на слушателей оказывается воздействие;
  • мастерство произношения готового текста перед аудиторией, владение словом на высокопрофессиональном уровне и великолепная ораторская речь;
  • учебную дисциплину, призванную привить обучаемому правила и тонкости ораторского мастерства.

Выделяют два основных направления риторики:

  1. Логическое, главный аспект которого в умении убеждать и эффективно подавать информацию.
  2. Литературное, когда самое важное – это богатство и привлекательность слов и выражений.

Оба эти направления в данной науке объединяются для решения одной, самой важной задачи сделать выступление оратора правильным, убедительным и целесообразным. Особенную важны для ее достижения выразительная речь и изобразительно-выразительные средства.

Виды риторики

Ее предмет – это общие закономерности речевого поведения в различных ситуациях, сферах деятельности, а также практические возможности их использования, позволяющие сделать речь эффективной.

  • риторический канон – путь от мысли к слову;
  • ораторию – теорию и практику публичной речи;
  • искусство ведения спора и беседы;
  • речевое поведение людей в повседневной жизни;
  • контакты между людьми, разных наций и народностей (этнориторику).

Изучает, в отличие от общей, законы эффективной речи, действующие в определенных сферах жизнедеятельности. Проще говоря, наука изучает правила произношения речи и поведение оратора в определенной ситуации.

Частных риторик много, но всех их делят условно на две группы:

  1. Гомилетика – оратор имеет возможность не раз воздействовать на слушателей, как, например в церковном и академическом типах красноречия или в пропаганде.
  2. Ораторика – требует от выступающего умения правильно завершить каждое конкретное выступление (судебный, социально-политический, бытовой типы красноречия). Сегодня она разрослась особенно, оттого и появились такие подвиды, как парламентская, дипломатическая, и другие риторики.

Как развивалась риторика

Как уже упоминалось выше, корни ее следует искать в древней Греции. В древнегреческом обществе, где формировалась демократия, те, кто умел убеждать, становились весьма популярны.

Пройти обучение, научиться ораторскому искусству у преподавателя-софиста имел возможность каждый горожанин. Древнее ораторское искусство знало, как одержать над противником словесную победу. Потому наукой этой стремились овладеть многие.

Важно! «Софизм». Долгое время это слово вызывало негативную реакцию, потому что между риторикой и уловкой, и выдумкой как высшим мастерством ставился знак равенства.

По сей день известны труды об этом искусстве великого грека Аристотеля, римлянина Марка Туллия Цицерона.

Цицерон, в отличие от предшественников, считал, что риторика – самая сложная наука. Оратор только тогда мог стать достойным, когда сам обладает глубочайшими познаниями в самых разных областях жизнедеятельности. Иначе ему непросто будет поддерживать диалог с собеседником.

Именно римская наука стала основой для российской риторики. Надо сказать, что в России она не всегда была востребована и по-разному воспринималась с разными общественно-политическими режимами в стране.

Этапы развития российской риторики

  • XII–XVII вв.В Древней Руси в это время самого слова «риторика» не знали, тем более, об учебных пособиях по ней речи не шло. Зато отдельные правила ораторского искусства успешно применялись. Для обозначения его существовали свои названия: благоречие, красноречие, риторикия. Кто желал обучиться искусству слова, делал это, основываясь на текстах богослужений, создаваемых проповедниками. Известный пример – сборник таких выступлений «Пчела», изданный в XIII столетии.
  • Первая половина XVII века. Появился первый отечественный учебник об основах риторики.
  • Конец XVII-середина XVIII века. Издается книга «Риторика» Михаила Усачева, появились издания: «Поэтика», «Старообрядческая риторика», «Этика», лекции Феофана Прокоповича об ораторском искусстве.
  • XVIII век. Риторика формируется, как российская наука. А М.В. Ломоносов, лично внесший огромный вклад в нее, посвятил ей целый ряд произведений, а его «Риторика» в развитии отечественной науки стала основной.
  • Начало и середина XIX века. Стране пережила риторический бум. Издано много учебных пособий известных авторов, среди которых Галич А.И., Зеленский К.П., Кошанский Н.Ф., Мерзляков А.Ф., Рижский И.С., Сперанский М.М.

Позднее ее вытеснила словесность. А советские люди, так вообще, риторику критиковали, предпочитая изучать лингвистику, стилистику и культуру речи.

Практическое значение риторики для человека

В любой сфере жизни полезным оказывается умение убедить собеседника, говорить правильно и красиво, привлекая внимание и обретая доверие слушателей.

Важно! Без умения владеть искусством слова часто оказывается невозможным достижение успеха в самых разных профессиях.

Как обойтись без этого юристу или политику? Грамотно и убедительно выступающий оратор вызывает доверие и уважение слушателей. И наоборот, не умея правильно облечь в словесную форму свою мысль, можно легко оказаться в смешном положении.

Учебная деятельность просто обязывает студента и школьника овладеть риторическим мастерством, так как иначе весьма затруднительно правильно написать реферат или научную работу и защитить их.

А как без ораторского искусства в рекламной деятельности? Ведь задача ее убедить выбрать рекламируемый товар или услугу. В этом деле надо быть особенно убедительным.

Определенного мастерства требует даже повседневное общение. Способность убедительно говорить может встретиться в самых простых ситуациях. К примеру, вам предстоит предупредить об опасности какого-то человека, когда вы увидели угрозу раньше. В ход идут слова и жесты. А иногда особенно необходимо сказать убедительно, стройно и спокойно. В конце концов, мы при помощи языка устанавливаем контакты друг с другом.

Тут, как раз и поможет эта наука, из нее можно почерпнуть все необходимое. Недостаток умения можно восполнить. Есть специальные школы и тренинги, где учат управлять эмоциями, подбирать правильно слова, убеждать.

В заключение

Риторика, как наука об ораторском искусстве, известна человечеству с древности. Сегодня это не только и не столько «наука убеждать», как умение находить самые верные из возможных способов убеждения, касательно всякого конкретного предмета. Мало умело подготовить выступление. Не менее важно уметь свободно держаться перед слушателями, безупречно владеть голосом, мимикой и жестами, безошибочно реагировать на ее поведение. Только так можно произвести на слушателей желаемое воздействие.

А это делает риторику сродни с речевой компетентностью.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×