Detilubvi.ru

Мама и Я
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Артикуляционный аппарат устройство и строение речевого аппарата

Тема 3. Понятие об артикуляции. Устройство речевого аппарата и функции его частей

Вопросы темы:

1. Устройство речевого аппарата и функции его частей.

2. Активные и пассивные органы речи.

3. Понятие артикуляции.

4. Артикуляционная база языка.

Устройство речевого аппарата и функции его частей

Природа не создала специального органа речепроизводства – эта функция надстраивается над другими биологическими функциями человеческих органов. Рассмотрим основные части речевого аппарата и определим их функции.

Мозг – без него речь невозможна, дает все необходимые «команды» органам речи.

Легкие – выполняют роль «мехов», накачивающих воздух – главная предпосылка речи: мы говорим на выдохе, «выталкивая» воздух. В легких создается воздушная струя, которая, когда легкие сжимаются, через трахеи попадает в гортань.

Трахеи – проводники воздушного потока.

Гортань образована 3-мя подвижными хрящами, между которыми поперек гортани расположены две мышцы – голосовые связки. Двигаясь, хрящи растягивают связки, сближают или раздвигают их. Если связки сдвинуты и напряжены, воздушная струя, проходящая через гортань, заставляет их вибрировать, возникает музыкальный звук – тон или голос. Тон необходим для произношения гласных, сонорных и звонких согласных. Если голосовые связки раздвинуты и расслаблены, то воздух через гортань проходит беззвучно, не колебля голосовых связок. Такое положение нужно для произнесения глухих согласных.

Пройдя гортань, воздушная струя попадает в ротовую или носовую полость, если увула, маленький язычок, не закрывает проход. Ротовая и носовая полость, носоглотка или «надставная труба» – это резонатор. Резонатором является любое закрытое пространство определенной формы и определенного размера, например, кувшин, комната, цистерна, пещера и т.д. Резонатор усиливает звуки определенной частоты, и тогда они резонируют в данной полости. Тон, вырабатываемый голосовыми связками – сложный звук, образуемый из множества составляющих. Резонатор определенной формы может усилить одни из этих составляющих и ослабить другие. Меняя форму резонатора, мы меняем качество звука – так создаются различные гласные.

Резонатор меняет не только голос, но и шум. Голос, или тон, — это звук скрипки или рояля, пенье соловья, голос человека; шум – это свист ветра, удары барабана, скрип двери, хриплое дыхание, звук пилы и т.д. Гласные состоят только из голоса, для образования согласных необходим шум. Для создания шума воздушная струя должна встретить и преодолеть некую преграду в ротовой полости. Роль преграды в ротовой полости выполняют активные и пассивные органы речи.

Активные и пассивные органы речи

К активным органам относят те, которые двигаются, когда мы произносим звуки: язык (передняя, средняя и задняя часть), губы, нижняя челюсть, увула (нёбная занавеска – опускаясь, открывает проход в носовую полость и служит для произнесения носовых звуков), внутренняя часть щёк.

Пассивные органы речи являются неподвижными, однако они участвуют в образовании звуков, выступая в качестве физиологической базы для активных органов речи. К пассивным органам речи относят зубы, альвеолы (выступы над зубами), нёбо (твердое и большая часть мягкого). Поскольку работа собственно органов речи необходима прежде всего для произношения согласных, их классификация основана на участии активного и пассивного органа.

Схема строения речевого аппарата:

1 – голосовые связки; 2 – надгортанная полость;

3 – подгортанная полость; 4 – трахея и бронхи; 5 – полость рта;

6 – носовая полость; 7 – мягкое нёбо и увула; 8 – твердое нёбо;

9 – язык; 10 – задняя стенка глотки; 11 – полость рта и носа

Вся система артикуляторных органов человека выстроена в соответствии с основным направлением движения воздуха, т.е. таким образом, чтобы на выдохе создавалось наибольшее давление воздуха, что позволяет в широких пределах изменять интенсивность излучаемых колебаний воздуха (громкость звучания). Строение легких человека позволяет ему без всякого напряжения регулировать соотношение длительности вдоха и выдоха.

Понятие об артикуляция

Артикуляция – это работа речевого аппарата, которая состоит в подготовке резонатора и органов речи для произнесения звука и собственно в самом произнесении звука. Артикуляция состоит из 3-х фаз:

1) приступ, или экскурсия – подготовка к произношению;

2) выдержка, или экспозиция – собственно произнесение звука, в течение которого органы речи сохраняют необходимое для его звучания положение или движутся очень медленно;

3) отступ, или рекурсия – органы речи переходят в состояние покоя или перестраиваются для произнесения следующего звука.

Обычно в речи отступ и приступ звуков накладываются друг на друга, в «чистом» виде представлены только выдержки.

Например, при произнесении слова дом кончик языка подходит к зубам (экскурсия 1-го звука); прикоснувшись к зубам, язык останавливается, и напор воздуха прорывает смычку – слышится [д] (выдержка). Затем язык отходит от зубов, двигаясь в глубь ротовой полости (рекурсия 1-го и экскурсия 2-го звука). Язык отодвигается назад и немного приподнимается, губы округляются – произносится [о] (выдержка 2-го звука). Затем язык занимает нейтральное положение (рекурсия), а губы смыкаются (экскурсия 3-го звука). При сомкнутых губах произносится [м] – это выдержка 3-го звука. Три выдержки – три звука.

Все люди легко «выговаривают» звуки родного языка, а звуки иностранного языка вызывают определенные трудности. Напр., русскоязычному человеку трудно научиться правильно произносить французские носовые гласные или увулярный [r], и, наоборот, для европейцев трудности вызывают русский гласный [ы], переднеязычный согласный [р]. Это обусловлено тем, что речевой аппарат приспосабливается к образованию звуков родного языка. Артикуляционная база – зафиксированная в головном мозге человека система типичных движений речевого аппарата при образовании звуков родного языка. Артикуляционная база является достаточно стойкой и статичной. Она сохраняется в сознании людей как совокупность эталонов, образцов всех звуков, их разновидностей и возможных сочетаний, присущих конкретному языку. А.б. реализуется в работе речевого аппарата, который с высокой точностью воспроизводит позиции и размещение органов, необходимое для произношения звуков.

Органы слуха тоже приспосабливаются к восприятию определенных звуков и их вычленению из речевого потока. Перцептивная база – способность различать звуки родного языка в процессе речи, она также хранится в сознании как совокупность эталонов. Восприятие определенного звучания происходит в процессе отождествления элементов этого звучания с эталонами, хранящимися в перцептивной базе языка.

Эталоны артикуляционной и перцептивной базы тождественны, артикуляционная база воспроизводится в образовании, а перцептивная – в восприятии звуков.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова функция лёгких как компонента речевого аппарата?

2. Какова функция активных органов речи?

3. Что такое голосовая щель?

4. Чем отличаются пассивные органы речи в сравнении с активными?

5. Сколько фаз артикуляции звука в русском языке?

6. Какие фазы артикуляции в естественной речи накладываются друг на друга?

7. В чём заключается схожесть артикуляционной и перцептивной базы языка?

Практические задания

Задание 17. Опишите артикуляцию данных слов: нос, дрозд, голова, писать, дверь, ворваться, аукнуть, шок, РФ, ШОС.

Задание 18. Какие получатся слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке: ель, куль, ноль, лёд, лоб, ток, ешь, лезь, мог, ложь, лён, толь, нос.

Задание 19. Решить следующие звуковые пропорции:

1) д : т = б : ? = ? : х

2) с : с’ = б : ? = ? : л’

3) п : т = б : ? = ? : ш = м : ?

5) в : п = з : ? = ? : к

Задание 20. Укажите звуки, которые произносим перед частицей БЫ в данных предложениях.

2) Образец бы дать!

4) Дождь бы пошел!

5) Отец бы пришёл!

Задание 21. Определите качество согласного – твердый или мягкий – перед гласным е в заимствованных словах. Охарактеризуйте слова «эффект», «шимпанзе», «бандероль», «бассейн», «кашне» с точки зрения фаз артикуляции. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю.

Великий, агрессия, академия, анестезия, текст, теннис, тезис, экспресс, эффект, модерн, декольте, термин, сессия, Одесса, одессит, интервал, энергия, паштет, претензия, шинель, дебют, шимпанзе, фанера, пюре, штемпель, бандероль, пресс, модель, бассейн, кашне, партер, свитер, морфема, компетенция.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 6449 ;

Артикуляционный аппарат: устройство и строение речевого аппарата

Речевой аппарат представляет собой сложный механизм, слаженная работа всех частей которого позволяет человеку посредством речи реализовывать себя в социуме.

Как же он работает, из чего состоит, как поддерживать его в рабочем состоянии? Давайте об этом поговорим.

Строение речевого аппарата человека

Устройство аппарата речи на схеме выглядит так:

Речевой аппарат — это группа органов человеческого организма, обеспечивающая организацию процесса речи. В него входят два взаимосвязанных отдела: центральный и периферический, так называемый исполнительный.

Первый представлен головным мозгом и другими образованиями центральной нервной системы, которые выполняют регулирующую функцию.

В формировании устной речи главную роль играют лобные извилины центра Брока, образующие двигательную область. Чужая речь воспринимается речеслуховой областью, образованной височными извилинами центра Вернике. Теменная доля головного мозга отвечает за понимание.

Усвоение слов при письме и чтении происходит зрительной зоной в затылочной доле. Так, в детском возрасте, когда ребенок наблюдает за артикуляцией взрослых, развитие этой области оказывает влияние на его речь.

Исполнительный отдел состоит из костей, мышц, нервов и, в свою очередь, имеет три подразделения, посредством которых осуществляется речевой процесс.

Расскажем о каждом из них.

Дыхательный отдел речевого аппарата

Процесс дыхания регулируется центральной нервной системой и состоит из последовательных циклов вдоха, выдоха, а также пауз между ними. При этом работает диафрагма, при сокращении и расслаблении которой легкие меняют свой объем, обеспечивая вдох и выдох.

В этом процессе образуется воздушная струя, которая при выдохе участвует в появлении голоса и звуков речи. От ее силы и направления зависит отчетливость произношения.

Голосовой отдел речевого аппарата

Голосовой отдел “отвечает” за образование голоса, за его силу, высоту и тембр. А состоит он из гортани и голосовых складок, при вибрировании которых под струей воздуха звучит голос.

Сила звучания непосредственно связана с мощностью воздушной струи, а тембр и высота обусловлены размерами голосовых связок, степенью их натяжения и упругости.

На характеристики голоса оказывают влияние и резонаторы, которые представлены глоткой, ротовой и носовой полостями. Благодаря создаваемому в них при изменении объема явлению резонанса, речевые звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

Артикуляционный отдел речевого аппарата

Артикулярный аппарат — это отдел, где произносятся звуки.

Его составляющие классифицируются на активные подвижные и пассивные неподвижные.

Активные органы

Строение артикулярного аппарата таково, что позволяет им менять свою конфигурацию, а вместе с нею и характер произносимых звуков.

Языку отводится главная роль. Его мускулатура обеспечивает ему возможность изменять форму и расположение в ротовой полости, иметь различную степень напряжения, а его корень оказывает влияние на работу гортани. При участии языка образуются почти все, кроме губных согласных, звуки.

Читать еще:  Овуляторная фаза менструального цикла – сколько длится шанс на беременность

Губы при произнесении гласных меняют свою форму, а также активно содействуют формированию согласных звуков.

Мягкое небо является своеобразной перегородкой, закрывающей при надобности вход в носовую полость. Так, при произнесении “м” и “н” небо опущено, и звуковые волны проходят через нос. Остальные согласные, чтобы не звучать гнусаво, требуют его поднятого положения.

Подвижная нижняя челюсть, так же меняя положение, вместе с другими “участниками общей команды” содействует образованию звуков и формированию речи.

Пассивные органы

Когда активные органы работают, они опираются на пассивные: неподвижные верхнюю челюсть, альвеолы, твердое небо, зубы, глотку.

Например, “р” звучит, когда кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует, его края прижаты к верхним боковым зубам, мягкое небо поднято, а воздушная струя идет через рот.

Состояние речевого аппарата

Когда все составляющие этого сложного механизма функционируют исправно, процесс формирования речи выглядит так:

  • головной мозг подает команду для организации речевых движений;
  • в дыхательном отделе образуется воздушная струя, которая направляется в гортань;
  • в голосовом отделе вибрацией голосовых складок создается голос;
  • в артикуляционном отделе формируются звуки, которые благодаря резонаторам получают силу и окраску, а уже из звуков складывается наша речь.

Это когда речевой аппарат исправен. Когда же происходят сбои, что тогда? Тогда возникают различного рода проблемы с речью.

Основными причинами нарушений в работе речевого аппарата могут быть:

  • дефекты в структуре речевых органов;
  • неправильная его эксплуатация;
  • патологии центральной нервной системы.

Поскольку речь — это важная форма общения, то речевые нарушения негативным образом сказываются на всех сферах жизни современного человека.

Проблемы с речью требуют серьезного к ним отношения. Вовремя принять меры, приложить все усилия к устранению недостатков речи — так можно вернуть себе свободу и радость общения.

Как поддерживать работоспособное состояние своего речевого аппарата? Вот несколько советов:

  1. Правильная осанка улучшает его функционирование — держите голову прямо, а спину ровно.
  2. При перегрузках голосовых органов практикуйте их расслабление для восстановления работоспособности. Для этого можно выполнить специальные упражнения, например, принять позу покоя, или какое-то время просто помолчать.
  3. Избегайте переохлаждения, раздражения слизистой оболочки, предупреждайте простудные заболевания.
  4. Если вы хотите улучшить качество своей речи, тренируйте дикцию, учитесь правильно дышать, позаботьтесь о ее содержании.

Чтобы общение было в радость

Каждый день мы начинаем с общения. Желаем друг другу доброго утра, приветствуем друзей и просто знакомых. Являясь частицами общества, мы при этом испытываем чувство причастности к чему-то большему.

Речевой аппарат — это инструмент, подаренный нам при рождении. С должным терпением мы устраняем неполадки в его работе, настраиваем его. Потому что хотим, чтобы с его помощью звучала музыка нашей души.

Органы артикуляционного аппарата

У певца и лектора, у актера или обычного собеседника слова должны проговариваться четко, ясно и выразительно, на достаточной динамике, чтобы каждое слово было понятно слушателю. А для этого нужна хорошая дикция – четкое и ясное произношение слов.

Чтобы выработать качественную дикцию, необходимо совершенствовать артикуляционный аппарат.

Артикуляционный аппарат

Что же это такое – артикуляция, и из чего состоит артикуляционный аппарат?

В процессе образования звука — и речевого, и певческого участвуют следующие органы речи: зубы, губы, язык, челюсти, мягкое и твердое небо, гортань, задняя стенка зева, маленький язычок и голосовые складки. Одни из этих органов выполняют активную роль, другие – пассивную.

Активные звукообразующие органы: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, нижняя челюсть.

Пассивные звукообразующие органы: зубы, твердое небо, задняя стенка зева, верхняя челюсть.

Все эти звукообразующие органы называются артикуляционным аппаратом. А артикуляция – работа артикуляционного аппарата.

Обучаясь вокалу, дети должны владеть специальной терминологией для общения ученика и преподавателя на профессиональном уровне. Вводить понятия нужно последовательно, объясняя значение каждого из них и демонстрируя иллюстрации, чтобы ребенку были понятными специальные слова.
На первоначальном этапе детям можно объяснить, что артикуляция – это очертание рта во время пения.

От артикуляционного аппарата, его натренированности, активности, подвижности зависит качество дикции. Главным условием хорошей дикции являются естественные, экономные и целесообразные движения всех выше перечисленных органов речи, которые и составляют артикуляционный аппарат.
Для выработки правильной артикуляции хорошо использовать скороговорки и распевки на небольшой звучности.
Добиться естественности и активности работы артикуляционного аппарата можно упражнениями на снятие зажимов и раскрепощение органов речи. Упражнения следует выполнять у зеркала, чтобы контролировать артикуляцию и мышцы лица – они не должны быть зажатыми.

Активное произношение – это слегка подчеркнутое, но естественное, без лишнего утрирования произнесение звуков.

У начинающих певцов артикуляционный аппарат малоподвижен, зажата нижняя челюсть, рот почти не открывается, уголки рта часто растягиваются в стороны, отчего звук становится плоским, губы и язык вялые, мышцы лица – напряженные. И лишь постоянная последовательная работа сделают артикуляционный аппарат подвижным, свободным и активным.
В такой работе следует добиваться, чтобы дети широко открывали рот. Им можно объяснить, что рот открывается в высоту, чтобы звукам хватало места, и они могли становиться во весь рост. А если рот плохо открывается или уголки рта растягиваются, то звуки – сгорбленные и согнутые. Очертание рта должно напоминать написание буквы «О», и тогда звук тоже будет округлым и красивым. Кончик языка должен быть активным и подвижным, а губы плотно смыкаться внешней частью.

Подведем итог:

— артикуляция играет важную роль в пении
— для выработки правильной артикуляции необходима постоянная работа
— артикуляционные упражнения следует выполнять у зеркала для самоконтроля
— для выработки навыков правильной артикуляции рекомендуется просмотр и слушание качественных записей выступлений профессиональных вокалистов
— артикуляция и дикция взаимосвязаны: вялая артикуляция способствует появлению плохой дикции, а активная и верная артикуляция – залог качественной дикции
— если рот во время пения открыт правильно, то и правильным будет положение голосового аппарата
— нижняя челюсть должна быть свободной, чтобы не мешать правильному открытию рта и свободе языка. Однако нижняя челюсть не должна сильно и резко опускаться вниз и бить по гортани, так как такое положение мешает правильно формировать звуки.
— важную роль в формировании звуков играет мягкое небо, оно подвижное, при зевке поднимается вверх. Благодаря этому звуки становятся более округлыми и тембрально окрашенными.
— мышцы лица вокалиста должны быть свободными, лицо – одухотворенным и выразительным.

Из данной статьи мы получили общее понятие об артикуляции, а в дальнейших публикациях поговорим более конкретно и подробно о формировании звуков во время пения и узнаем об артикуляционных правилах.

Речевой аппарат: как происходит формирование звуков речи

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:

  1. Отдел, регулирующий дыхательные процессы. Дыхание — важная функция организма. Оно реализовывается специальными нервными центрами и происходит автоматически. Звуки из организма всегда идут на выдохе, и образовываемая в этот момент волна воздуха помогает выполнять сразу две задачи – артикуляционную функцию и образование голоса. К этому отделу относятся легкие и бронхи, мышцы, расположенные меж ребер, диафрагма.
  2. Голосовой отдел. Голос обладает тремя характеристиками. Это его мощность, тембр и высота. Работа голосовых связок вызывает колебания воздуха, передаваемые во внешний мир, воспринимаемые как голос.
  3. Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных. Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка. Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, пусть и незначительно, на речевой потенциал и характер речи человека.

Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.
Читать еще:  Можно ли забеременеть при прерванном акте

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Устройство и работа речевого аппарата. Артикуляция звука и понятие артикуляционной базы.

Органы дыхания и пищеварения (органы приема пищи). Артикуляционный аппарат человека состоит из 3 частей:

1. Нижний: легкие, бронхи, трахея.

2. Средний: гортань, состоящая из перстневидного хряща и щитовидного, му этими хрящами натянуты голосовые связки, му которыми есть голосовая щель.

3. Верхняя: надставная труба. Начинается полностью в глотке, где располагается хрящ надгортанника. Далее разделяется на 2 полости: носовую и ротовую. Разделяет эти полости небо. Твердое и мягкое небо, которое заканчивается язычком (уволя). Носовая полость – это неизменяемый по объему резонатор. Губы, из которых наиболее подвижна нижняя, язык – мышца.

Выделяют 3 фазы артикуляции:

1. Экскурсия — подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;

2. Выдержка — само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения;

3. Рекурсия — окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при котором органы речи меняют свое расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.

Артикуля́ция — в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания.

В реальных условиях обычно произносятся не отдельные звуки, а речевая цепочка, тогда экскурсия следующего звука накладывается на рекурсию, а иногда и на выдержку предыдущего звука.

Приспособление артикуляционного (речевого) аппарата в произнесении звуков родного языка называется артикуляционной базой. Акцент возникает, когда накладывается.

Вокальная система русского языка.

Са гласных любого языка называется вокализмом.

Основное отличие от согласных в том, что нет преграды при произнесении, а следовательно критерии классификации согласных не применимы к гласным.

Гласные делятся по следующим критериям:

1. По подъему языка (по степени его вертикального смещения):

· Гласные верхнего подъема – и, ы, у

· Среднего подъема – э, о

· Нижнего подъема — а

2. По ряду (по степени горизонтального смещения языка):

· Гласные переднего ряда – и, э

· Среднего ряда – а, ы

· Нижнего ряда — о, у

3. Лабиализованность (огубленность), т.е. степень вытянутости губ – у, о. Все остальные – нелабиализованные.

4. Для русского языка не характерно. По положению мягкого неба.

· Ртовые (русские) — польский

· Носовые – французский, португальский

5. По длительности – эстонский язык (краткие, долгие, супердолгие)

6. По тону – тайский, китайский

7. С точки зрения однородности артикуляции гласные подразделяются на дифтонги и монофтонги. Дифтонг – это сложный гласный, возникший в результате слияния двух, а иногда и трех гласных (трифтонг) в одном слоге, произносимых одним артикуляторным движением в зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают

· Восходящие дифтонги. Если слогообразующим в слоге является второй гласный, то тогда это восходящий дифтонг. Пример: исп. «фуэнтэ» — источник.

· Нисходящие дифтонги. Если слогообразующим в слоге является первый гласный, то это нисходящие дифтонги. Пример: нем. слово «маус» — мышка.

· Восходяще-нисходящие дифтонги. Иногда их называют истинными дифтонгами. Если на оба гласных. Пример: латышское слово «таута» — народ.

Все дифтонги отличаются большей длительностью, чем монофтонги.

Консонантная система русского языка.

Система согласных любого языка называется консонантизмом.

Согласные: при их образовании воздух встречает на своем пути какую-то преграду. Согласные – это звуки, которые образовываются при помощи шума или голоса и шума. Классификация согласных строится на основе следующих признаков:

· По степени участия голоса. Тогда звуки делятся на звонкие и глухие. Сонанты – это звуки, образующиеся при помощи значительного участия голоса и …

По активному действующему органу. Губные согласные, которые делятся на губно-губные (б,п,м) и губно-зубные (в,ф). Язычные (большинство согласных), которые делятся на передне-язычные, средне-язычные и задне-язычные. Средне-язычные – й. Задне-язычные – к, г, х. Передне-язычные – все остальные. По пассивному органу. Передне-язычные – зубные (дентальные) – т, с, з, д, л и т.д. Передне-язычные небно-зубные (переднее-небные) звуки: Пассивный орган:

Переднеязычные зубные (дентальные): т,с,з,д,ц,л,м,н

3. Заязычные (увулярное) – франзуское «р»

4. фаингальные (глоточные) – (гэ)

5. ларингальные (гортанные) – арабский язык, иврит

3. По способу преодоления преграды.

· Взрывные согласные. При произнесении шумообразующая преграда раскрывается мгновенно. (б, п, к, д, т)

· Щелевые. При произнесении шумообразующая преграда раскрывается медленно и затем следует щелевая фаза, при которой наши артикуляционные органы не раскрываются полностью и м/у ними остается сужение. Пример: с, з, л, ш, щ, ж, х, ф, в

· Смычно-щелевые или аффрикаты. Когда у нас смычка переходит в щель. Пример: ц, ч

4. В зависимости от положения мягкого неба согласные могут быть:

Кроме этого согласные делятся на мягкие (палатальные, палатализованные) и твердые (веляризованные) в зависимости от того происходит ли наложение дополнительной (йотовой) артикуляции на основную.

· Мягкие согласные или палатализованные – это согласные, при образовании которых происходит подъем средней части спинки языка к твердому небу, так называемая палатализация. А при произнесении русских твердых согласных происходит подъем задней части спинки языка, так называемая веляризация.

Ассимиляция и диссимиляция – комбинаторные изменения звуков.

В речевом потоке звуки произносятся вместе, не изолировано, и тем самым могут оказывать влияние друг на друга, особенно если речь идет о соседних звуках. Когда экскурсия предыдущего звука приспосабливается к рекурсии последующего, или наоборот, рекурсия последующего приспосабливается к экскурсии предыдущего. Кроме этого, могут оказывать влияние общие условия произношения. Например: влияние начала/конца слова, ударение, др. Влияние звуков друг на друга проявляется в фонетических процессах: аккомодации (приспособление возникает м/у разнородными звуками, т.е. м/у гласными и согласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего (прогрессивная аккомодация) или наоборот, рекурсия предыдущего звука приспосабливается к экскурсии последующего (регрессивная аккомодация) звука), ассимиляции и диссимиляции. Иногда при аккомодации на стыке м/у гласным и согласным звуком могут возникать так называемые промежуточные звуки так называемые глайды или скользящие. Например: при произнесении слова «воля» мы произносим как бы «вуоля». Или например, если у нас слова «так» и «тук». Слово «тук», буква «т» произносится с придыханием. Происходит коартикуляция.

АССИМИЛЯЦИЯ

В переводе «уподобление». Отличие от аккомодации в том, что аккомодация возникает м/у гласными и согласными, а ассимиляция происходит только м/у однородными звуками. Либо гласных, либо согласных. В зависимости от того какой звук, предыдущий или последующий, подвергается ассимиляции, различают прогрессивную и регрессивную ассимиляцию. Если взаимодействуют соседние звуки, то речь идет о контактной ассимиляции. Если взаимодействуют звуки на расстоянии, то это называется дистактной ассимиляцией. Если ассимиляции подвергается только один признак, то это неполная ассимиляция, и наоборот. Пример: русский глагол «сбить» — неполная, контактная, регрессивная ассимиляция, озвончение глухой. Характерная особенность русского языка – ассимиляция согласных регрессивная. Слово «лодка» — оглушение звонкой , неполная дистактная ассимиляция. Глагол «сшить» — полная ассимиляция, контактная, регрессивная. Слово «сейчас» («чичаз») — дистактная. Ассимиляции гласных: «бывает» («быват») – полная ассимиляция, прогрессивная, контактная. Слово «хулиган» («хулюган») – дистактная полная ассимиляция.

Читать еще:  Хлорофиллипт при ангине взрослому и ребенку: как правильно полоскать горло

Ассимиляция в других языках: лат. Отрицание приставка «ин-» «регулярис» — «инрегулярис», то в англ. «иррегулэ». В архивах легионов писали как положено по грамматике.

ДИССИМЛЯЦИЯ

Диссимиляция может происходить только м/у однородными звуками или подобными. Могут быть контактными и бестактными, прогрессивными и регрессивными. Очень часто диссимиляция согласных звуков затрагивает т.н. плавные. Это р и л. Пример: в 17в. февраль назывался ферарь. Говорят не коридор, а колидор. Не секретарь, а секлетарь. Верблюд – вельблюд. Доктор – дохтор. Кто – хто. Ассимиляции не так сильно меняют фонетический облик языка и потому шире допускаются литературным языком. Диссимиляции наоборот – более резко меняют фонетический облик языка. И поэтому чаще встречаются в ненормированной речи (просторечие, диалектизмы, детская речь).

21. Фонетическое членение речевого потока: звук, слог, фонетическое слово, такт (синтагма), фраза.

Выделяют следующие единицы речевого потока:

3. Такты или синтагмы.

Единого определения нет. Сущ-ют 2 точки зрения: артикуляционная и акустическая. С артикуляционной точки зрения, слог – это минимальная артикуляционная единица речи, т.е. минимальная единица речевого потока. С акустической точки зрения, слог – это отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, м/у которыми находится звук с наибольшей звучностью. Этот последний звук является слогообразующим. Вокруг него группируются неслогообразующие звуки. Как правило, слогообразующими являются гласные звуки, но в некоторых языках слогообразующими могут являться и согласные сонорные звуки (м, н, л, р). Пример: vlk – (чеш.) волк. В русском языке сонорные звуки также могут быть слогообразующими в заударных позициях. Пример: смотр. В зависимости от расположения согласных по отношению к гласным различают слоги:

А) закрытые и открытые

Б) прикрытые и неприкрытые. Прикрытые начинаются с согласного, а неприкрытые начинаются с гласного.

Слоги могут иметь разную структуру. Если согласные обозначить C, а гласные V, то слоги могут иметь следующую структуру:

1. V. Пример: ужас.

2. CV. Пример: молоко.

3. VC. Пример: арка.

4. CVC. Пример: овес.

5. CVVC. Пример: нем. Маус (мышь).

6. CCVVV. Пример: вьетн. Нгоаи (снаружи).

Фонетическое слово – это отрезок речевой цепи, объединенный одним ударением.

Фонетическая синтагма или такт – это отрезок речевой цепи, объединенный интонационно смысловым единством, входящих в него знаменательных слов, образующих одну ритмо-мелодическую группу. Пример: Завтра вечером/туристская группа/ в полном составе/возвращается на базу.

В семантическом плане синтагма представляет собой отрезок, мысленно расчлененной речи. В противном случае, синтагма теряет свою информативность. Пример: Завтра/вечером туристская/ группа в полном/составе возвращается на/ базу.

Фраза – это самая крупная фонетическая единица. Это отрезок речевой цепи, заключенный м/у двумя паузами, обладающий интонационно смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризующийся синтаксической связанностью. Не следует путать фразу и предложение. Как фраза может состоять из нескольких предложений, так и предложение может включать в себя несколько фраз.

Артикуляционный аспект звуков речи (устройство и работа речевого аппарата)

§ 33. Рассмотренные выше акустические свойства звуков речи определяются их артикуляционными особенностями, т.е. зависят от работы органов речи, деятельности речевого аппарата. В связи с этим артикуляционную (биологическую, физиологическую) характеристику звуков речи, объяснение их артикуляционных признаков целесообразно начинать с характеристики органов речи, речевого аппарата человека.

Речевым аппаратом называется совокупность органов речи. Органами речи являются части организма человека, которые, наряду с той или иной физиологической функцией, выполняют определенную социальную задачу, прямо или косвенно участвуют в образовании звуков речи. Это такие части человеческого организма, как язык, губы (верхняя и нижняя), зубы (верхние и нижние), альвеолы (т.е. бугорки у корней передних зубов, образующие неровный выпуклый валик), нёбо (переднее, или твердое, и заднее, или мягкое), нёбная занавеска (задняя часть мягкого нёба) [1] , язычок, или маленький язычок (конечная часть нёбной занавески в виде конусообразного выступа, отростка), голосовые связки (упругие мышцы, два пучка мускулов, расположенные поперек гортани и прикрепленные к ее хрящам, напоминающие струны музыкального инструмента), легкие, дыхательное горло, гортань, надгортанные полости (т.е. полости рта, носа и глотки, или зева), и некоторые другие.

Представление о расположении органов речи можно получить из рис. 1 [2] и 2 [3] .

Рис. 1. Схема органов речи

Рис. 2. Изображение гортани

А. Гортань спереди: 1 – щитовидный хрящ, 2 – перстневидный хрящ; 3 – подъязычная кость; 4 – средняя щитоподъязычная связка, соединяющая щитовидный хрящ с подъязычной костью; 5 – средняя перстне-щитовидная связка; 6 – трахея.

Б. Гортань сзади: 1 – щитовидный хрящ; 2 – перстневидный хрящ; 3 – верхние рога щитовидного хряща; 4 – нижние рога щитовидного хряща; 5 – черпаловидные хрящи; 6 – надгортанник; 7 – перепончатая (задняя) часть трахеи

В зависимости от того, какие функции выполняют органы речи в процессе образования звуков, их можно разделить на три группы – дыхательные, резонирующие и произносительные.

Дыхательными органами речи являются: легкие, бронхи, дыхательное горло, гортань; иногда к ним относятся также грудная клетка и грудобрюшная преграда, или диафрагма. Все дыхательные органы вместе взятые образуют дыхательный аппарат и создают воздушную струю, необходимую для того, чтобы вызвать звуковые колебания.

Резонирующими органами речи, или резонаторами, называются надгортанные полости, т.е. полость рта, полость носа и полость глотки, или зева. Совокупность этих органов речи иногда называется надставной трубой. В речевом процессе эти органы изменяют свой объем и форму, чем определяется тембр произносимых звуков.

К произносительным органам речи, или органам произношения, относятся такие расположенные в полости рта органы, которые непосредственно участвуют в оформлении звуков, создавая разные препятствия струе выдыхаемого воздуха и обеспечивая тем самым различия между звуками. Это язык, губы, зубы, альвеолы, твердое нёбо, мягкое нёбо, нёбная занавеска, язычок, голосовые связки.

Некоторые лингвисты резонирующие и произносительные органы речи объединяют в одну группу под общим названием произносительных органов, среди которых различают органы дыхательные и собственно произносительные [4] .

Произносительные (собственно произносительные) органы речи в зависимости от степени их участия в образовании звуков подразделяются на активные и пассивные. Активными являются органы речи, которые при образовании звуков изменяют свое положение в полости рта, т.е. выполняют те или иные движения, необходимые для образования звука речи. К ним относятся язык, губы, мягкое нёбо, нёбная занавеска, язычок, голосовые связки. Пассивными органами речи называются такие, которые при произнесении звуков не меняют своего положения, «служат лишь “точкой опоры” для активного органа» [5] . Это твердое нёбо, зубы, альвеолы (конкретные функции разных произносительных органов речи указаны ниже, в § 43 и последующих).

К числу органов речи некоторые лингвисты относят головной мозг человека и центральную нервную систему, которые при образовании звуков речи выполняют особые функции. Головной мозг побуждает органы речи к образованию звуков. Центральная нервная система управляет всей работой речевого аппарата.

§ 34. При произнесении каждого звука разные органы речи занимают определенное положение, осуществляют те или иные движения. Работа всех произносительных органов речи, совокупность движений активных органов, которые необходимы для образования отдельного звука, называется артикуляцией звука речи. Можно говорить, например, об артикуляции русского гласного ы, французского гласного о носового, польского слитного (аффрикативного) согласного dz и т.д.

Артикуляция звука речи представляет собой сложное явление. В ней различается три фазы: приступ, или экскурсия, выдержка и отступ, или метастаз.

Приступ – это первая, начальная фаза артикуляции звука речи, состоящая в том, что органы речи приводятся в положение, необходимое для произнесения данного звука. По образному выражению М. В. Панова, «приступ (экскурсия) – это выход на работу органов речи (в ротовой полости)» [6] . Так, например, в начале артикуляции гласного у губы размыкаются, округляются и выпячиваются вперед; в начальной фазе артикуляции согласного в нижняя губа сближается с верхними зубами и т.д.

Выдержка – вторая, главная фаза артикуляции звука речи, следующая за приступом; она заключается в прекращении (или замедлении) движения органов речи. В этот момент произнесения звука струя выдыхаемого воздуха преодолевает преграду, образуемую произносительными органами, в результате чего и возникает звук.

Отступ – третья, последняя фаза артикуляции звука речи. В данный момент образования звука органы речи приводятся в исходное положение или же принимают положение, необходимое для произнесения следующего звука.

Если приступ – это «выход иа работу органов речи», то выдержка может рассматриваться как основная их работа по оформлению данного звука, его акустических свойств, а отступ – как уход речевых органов с работы.

Совокупность артикуляций звуков того или иного языка называется артикуляционной базой данного языка. Как известно, звуковой состав разных языков неодинаков. Звуковые системы разных языков различаются как в количественном, так и в качественном отношении. Следовательно, различаются и артикуляционные базы языков. «Строение органов речи у всех людей одинаково, но работают эти органы в процессе речи по-разному» [7] .

Следует заметить, что овладение отдельными артикуляциями (а значит и артикуляционной базой) неродного языка нередко вызывает значительные трудности. Так, например, лица, для которых родным языком является русский, испытывают затруднения в овладении артикуляциями носовых гласных французского, польского и других языков, так называемого европейского, или среднего (но твердости-мягкости), согласного /, мягких согласных г (ж) и s (ш) и некоторых других. Многие иностранцы с трудом произносят или вообще не в состоянии произнести русский гласный ы. Известный литовский певец Виргилиус Норейка, например, при исполнении русской песни «Коробейники» произносит «полним (полна коробочка)». В речи француза русское слово «быстро» обычно звучит как «бистро́» (отсюда французское название небольшого ресторанчика, вернувшееся в русский язык в преобразованном на французский лад виде).

Классификация звуков речи (фонем) по артикуляционным признакам осуществляется ниже, после функциональной характеристики звуков (см. § 42 и последующие).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector