Detilubvi.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогический прикорм модная идея или разумная альтернатива?

Все «за» и «против» педагогического прикорма

У каждой женщины, которая только недавно родила своего первенца, возникает множество вопросов по уходу за младенцем. Конечно, есть мамочки, которые четко знают, чего хотят они и их дети, и как надо добиваться желаемого. Например, некоторые женщины признают грудное вскармливание только до полугода и после того, как их кроха переступает рубеж в 6 месяцев, мамы начинают давать ребенку прикорм.

Другие дамы, напротив, считают, что малыша нужно кормить грудью так долго, как это возможно. Кто в этой ситуации прав, а кто нет – решать не нам, каждая мама знает, что для ее ребенка лучше.

Но женщине рано или поздно придется столкнуться с проблемой расширения рациона чада. И тут важно правильно выбрать схему введения новых продуктов.

В последнее время у молодых мамочек большой популярностью пользуется педагогический прикорм (педприкорм), при этом их детки находятся на грудном вскармливании.

Давайте обсудим эту методику и также вспомним про педиатрический прикорм. Может быть, все-таки по старинке лучше?

  • Педагогический прикорм, что это такое?
    • Плюсы и минусы педприкорма
    • А может быть все-таки по старинке?

Педагогический прикорм, что это такое?

Педприкорм предполагает знакомство ребенка с пищей, которую кушают его родители. То есть мама или папа берут малыша на руки во время трапезы и показывают чаду, чем питаются сами. Такое поведение должно вызвать у малыша интерес к еде, цели накормить кроху сейчас не ставится.

Конечно, если грудничок захочет, то может попробовать продукты, которые лежат на тарелке у родителей, но, безусловно, пищу для малыша нужно подготовить: измельчить в блендере, потолочь до пюреобразного состояния (хотя некоторые специалисты говорят, что этого делать не нужно). Все, что пробует ребенок в это время должно ограничиваться минимальными дозами.

Начинать педагогический прикорм ребенку можно, если выполнены следующие условия:

  • Малышу исполнилось полгода;
  • Грудничок умеет сидеть;
  • Проявляет интерес к новым продуктам и пище;
  • У вашего чада появился зубик.

Если мама при грудном вскармливании вводит педагогический прикорм, то женщина должна соблюдать определенные правила:

  • Первое время при знакомстве с новой едой ребенок должен быть на руках у одного из родителей, лучше на коленках у мамы. Позже кроха «переедет» в собственный стульчик для кормления;
  • Как утверждают некоторые специалисты (а другие с ними отчаянно спорят), готовить еду отдельно для малыша не нужно. Конечно, пища должна быть не слишком острой и соленой, но вот измельчать до состояния пюре не нужно, можно просто дать кусочек из тарелки мамы;
  • Попробовать новую еду маленький член семьи должен микродозами. Определяется это на глаз, например, твердая пища дается в размере не более рисового зернышка, а напиток наливается на один глоток малыша. Постепенно допустимая «порция» увеличивается. При этом мама должна помнить, что в течение 7 дней можно вводить только 3 новых продукта;
  • Очень важно давать еду крохе только из тарелки. Класть на стол кусочки нельзя, так как такие действия сформируют неверную культуру поведения при приеме пищи;
  • Стоит сказать, что начало педприкорма не отменяет грудное вскармливание. Угощать ребенка «взрослой» едой можно до, во время и после кормления грудью;
  • Родители не должны заставлять малыша есть. У крохи должен проснуться собственный интерес к пище, поэтому если чадо капризничает и не хочет пробовать вкусный, по вашему мнению, кусочек, то настаивать не нужно.

Вот такие несложные правила начала педагогического прикорма существуют. Стоит отметить, что все больше мам, особенно тех, у кого в семье появился второй и последующий ребенок, стараются приучать кроху к новой пище именно за общим столом. Родители отмечают, что совместная трапеза намного удобнее для всех членов семьи.

Плюсы и минусы педприкорма

Как и любая методика, педприкорм имеет своих сторонников и недоброжелателей, а также положительные и отрицательные стороны.

Сперва рассмотрим плюсы расширения рациона малыша таким способом:

  • Те родители, которые выбирают педприкорм, с малых лет приобщают кроху к пищевым привычкам семьи. Ребенок учится правильно обращаться с приборами, видит шаблон поведения за столом;
  • Ребенок начинает кушать те продукты, которые он хочет и только тогда, когда у него есть желание и появился интерес к еде;
  • Глядя на людей, собравшихся за одним столом для трапезы, грудничок перенимает и развивает навыки жевания и глотания. Это позволяет ЖКТ привыкать к работе и перевариванию пищи, отличной от грудного молока мамы;
  • Привыкание к «взрослой» еде происходит быстро;
  • Скорее всего, после взросления кроха будет обладать отменным аппетитом;
  • Маме не нужно готовить отдельные блюда для маленького члена семьи, что значительно экономит время;
  • Нет нужды покупать баночное пюре и готовые кашки. Это сберегает семейный бюджет;
  • После девятимесячного возраста, когда рацион ребенка будет весьма обширен, кроху можно оставить с папой, бабушкой или другими родственниками на длительное время.

В общем, педпрекорм – естественный метод расширения меню ребенка и приучения крохи к «взрослой» еде.

Правда, при всех плюсах существуют и минусы этой методики, поговорим о них:

  • Некоторым мамочкам очень сложно уследить, на что организм их крохи среагировал отрицательно: появилась аллергия или диарея. Хотя с этой проблемой поможет справиться постепенное расширение рациона и таблица (дневник) педагогического прикорма, где женщина должна записывать продукты, съеденные ребенком и реакцию на них. Желательно указывать примерное количество грамм и дату, когда опробована новая еда;
  • Первые дни при семейной трапезе грудничок может давиться кусочками «взрослой» еды. Это, безусловно, вызовет у родителей тревогу и страх;
  • Всем домочадцам придется перейти на правильное питание: отказаться от соленой и острой пищи, жаренных и копченых блюд. Конечно, семья, где взрослые давно питаются правильно, не заметит никаких неудобств;

Женщинам, которые отдают предпочтение педприкорму, стоит особенно тщательно следить за ребенком, если он подвержен аллергии. И еще, если мама имеет какой-то вирусный недуг, проблемы с зубами или хронические болячки, которые могут передаваться через слюну, кормить грудничка со своей тарелки она не должна. Иначе есть риск инфицировать кроху.

А может быть все-таки по старинке?

Наиболее традиционной формой расширения рациона для маленького человечка считается педиатрический прикорм. Здесь новые продукты (в основном производственного изготовления) вводятся по специальным схемам, существует педиатрическая таблица, где прописано, сколько грамм и какой еды можно давать малышу в определенном возрасте.

Такая методика расширения рациона удобна, в первую очередь, врачам. Так как они могут отслеживать сроки введения новой еды в рацион и реакцию на эти продукты одновременно у сотни пациентов, забывая, к сожалению, об индивидуальных особенностях детей.

У педиатрического метода расширения рациона существуют свои плюсы и минусы.

Из положительных моментов можно отметить следующие:

  • Спокойствие мамы, так как делает все по советам педиатра;
  • Возможность отследить, на что у малыша аллергия и изменение стула;
  • Возможна замена грудного вскармливания прикормом, так как малыш потребляет необходимое количество еды (спорный плюс).

Стоит отметить и минусы:

  • Маме нужно готовить грудничку отдельно, а это утомляет;
  • Крохе трудно научиться правилам поведения за столом, так как он ест отдельно;
  • Сложно начинать жевать и глотать, так как вся еда измельчена до состояния пюре;
  • Часто у крох теряется аппетит, так как мама постоянно «заталкивает» то количество еды, которое рекомендовал врач;
  • Есть мнение, что пюре прилипает к стенкам кишечника, это не позволяет ему нормально функционировать и может спровоцировать хронические недуги.

Вот так обстоит дело с педиатрическим методом расширения рациона крохи. Конечно, способы введения прикорма педиатрический и педагогический отличаются друг от друга, каждый имеет свои плюсы и минусы. А какой выбрать – личное дело каждой мамочки. Только женщина может знать, что лучше для ее малыша, тут советчиков нет.

А если дама не может определиться сама, то всегда можно попросить помощи у педиатра, он подскажет верное решение. Берегите себя и своих деток!

Педагогический прикорм: модная идея или разумная альтернатива?

Чем отличается педагогический прикорм от педиатрического? С какого возраста можно начинать педприкорм? Какие особенности и преимущества этой методики?

Педагогический прикорм, который многие современные родители считают чем-то вроде модного веяния, на самом деле, является хорошо забытой методикой естественного приобщения малыша ко взрослой пище. Издавна именно таким простым способом мамы и бабушки приучали ребенка к питанию со взрослого стола, когда грудного молока ему становилось явно недостаточно.

Педагогический прикорм – что это?

Многие молодые мамы приходят в растерянность от обилия всевозможных рекомендаций и советов, касающихся прикармливания малыша. Взять хотя бы педагогический прикорм при грудном вскармливании. Услышав такое почти научное название, одни мамочки лишь недоуменно пожмут плечами, другие ринуться изучать авторитетные мнения специалистов и их рекомендации. И лишь немногие знают, что эта методика использовалась человечеством чуть ли не с древнейших времен.

Сегодня так называется альтернатива традиционному педиатрическому прикорму. При таком способе прикармливания малыша отпадает необходимость готовить для него специальную, чаще всего, перетертую еду или покупать детское питание в баночках. За счет этого экономится и время, и финансы, а малыш сразу же включается в традиционный семейный уклад, питаясь за одним столом со взрослыми. При этом еще раз подчеркнем, данная методика подходит только тем малышам, которые находятся на грудном вскармливании.

Когда и с чего начинать педприкорм

Малыш по мере взросления начинает проявлять интерес ко всему, что его окружает, в том числе и к тому, что едят взрослые члены семьи. Специалисты и внимательные мамы отмечают, что пищевой интерес у крохи может проявляться уже в 3-4 месяца. Очень важно не пропустить этот момент, а наоборот, всячески поддерживать такие желания малыша. В дальнейшем у него будет хороший аппетит, а у мамы не возникнут проблемы, чем накормить малыша.

С чего начать педагогический прикорм? Начинайте регулярно брать малыша на кухню, пусть он присутствует на семейных завтраках и обедах, сидя у мамы на коленях, удерживает в ручке ложку.

Определить готовность малыша к знакомству с новой для него пищей можно по следующим признакам:

  • ребенок уверенно удерживает предметы в руках, подносит ладошку ко рту, активно проявляет интерес к тому, что едят взрослые, тянется к маминой тарелке, пытаясь взять находящуюся в ней пищу, ему нравится находиться за столом вместе со взрослыми;
  • предлагаемые мамой кусочки пищи малыш не выталкивает изо рта, а пытается жевать деснами, хотя получается это далеко не сразу;
  • у ребенка не возникает аллергических реакций на новые продукты, а его пищеварительная система функционирует нормально.
Читать еще:  Интим после аборта: каким должен быть период воздержания от секса и последствия нарушения его

Обычно все эти признаки наблюдаются у младенцев с 6-7 месяцев, именно с такого возраста Всемирная Организация Здравоохранения и рекомендует начинать прикармливание детей. Поэтому торопиться с педприкормом не стоит. До 6 месяцев все необходимое для полноценного развития малыш получает из материнского молока, при условии, что его вырабатывается достаточно.

Вот как примерно выглядит техника первого знакомства крохи с новой пищей:

  • Мама собирается завтракать. Перед ней на столе стоит тарелка со вкусными и полезными продуктами. Это может быть творог, хлеб, отварные овощи.
  • Ребенок находится у мамы на руках, держа свою ложечку. Поначалу малыша полностью занимает столовый прибор, затем его интересует мамина тарелка и ее содержимое, он наблюдает, как мама завтракает.
  • Кроха тянется за едой. В этот момент малышу предлагается микродоза заинтересовавшего его продукта. Это в буквальном смысле мизерная порция продукта, размером с рисовое зернышко или спичечную головку.
  • Малыш пробует еду. Совсем не обязательно, что ребенок съест новый продукт, вполне достаточно, что он ощутил его вкус, а значит, первое знакомство состоялось.
  • Ребенок просит добавки. Вполне возможно, распробовав новую еду, малыш попросит еще. В этом случае можно дать ему 1-2 микродозы продукта за один прием пищи.

Запомните, что цель педагогического прикорма – формирование у грудничка устойчивого интереса к еде, а не его насыщение. Не пытайтесь кормить малыша насильно! Формируйте интерес малыша к пище постепенно. С самого раннего возраста приучайте его к правилам поведения за столом, прививайте культуру здорового питания.

Положительные и отрицательные моменты

Как и любая методика, педагогический прикорм имеет свои положительные и отрицательные моменты.

В числе преимуществ методики можно отметить следующие:

  1. Жевательные и глотательные рефлексы осваиваются малышом достаточно быстро. К тому же малыш копирует поведение взрослых за столом и обучается уверенному обращению со столовыми приборами (пока что это – ложка) и культурному поведению.
  2. В дальнейшем у таких детей не возникают проблемы с аппетитом и, если мама все делала правильно, то отказов от пищи не будет. Малыш будет кушать с удовольствием, без уговоров и развлечений во время кормления.
  3. Грудное вскармливание при этой методике остается главным в детском рационе, по крайней мере, до года.
  4. Адаптация ко взрослому рациону питания проходит быстро и безболезненно.
  5. Примерно в 9-10 месяцев мама спокойно может оставить ребенка на попечение бабушки или няни, проблем с питанием малыша у них не возникнет.

А что касается минусов, то их не так и много и, к счастью, все они временные. Итак, какие могут возникнуть трудности:

  1. Поначалу малыш будет выталкивать кусочки пищи языком. У него может появиться кашель. Как исправить ситуацию? Не паниковать! Возможно, кусочки пищи велики для малыша, а также он попросту еще не научился ее разжевывать и глотать.
  2. Аллергические реакции на новые продукты – вполне вероятны, важно выяснить, на что малютка негативно реагирует и исключить этот продукт из его рациона.
  3. Все малыши пачкаются за столом, пытаются играть с пищей. Это естественные явления, главное – не нервничать.

Итак, вы решили практиковать педприкорм. Малютка будет питаться за одним столом вместе с папой и мамой, а значит, питание семьи должно быть качественным и полезным: никаких полуфабрикатов, копченостей, острых и жареных блюд. Питайтесь правильно, переходите на здоровое питание!

Мнение доктора Е. Комаровского

Мнение известного педиатра Е. О. Комаровского не противоречит концепции введения прикорма, которой придерживается Всемирная Организация Здравоохранения. Комаровский считает, что до шестимесячного возраста нет необходимости вводить в рацион крохи «взрослую» еду. А рекомендации доктора, касающиеся введения новых продуктов, соответствуют традиционной схеме педиатрического прикорма.

Вместе с тем, авторитетный педиатр допускает использование педагогического прикармливания, если это удобно для конкретного младенца и его семьи. Однако после года грудное молоко должно перейти в разряд полезной пищевой добавки в рационе малыша, а его основу должны составлять полезные и качественные продукты.

Правила и принципы

Рассмотрим правила педагогического прикорма:

  1. Готовность малютки к получению новой пищи. Обязательно учитывайте физиологические и психологические особенности малыша. В любом случае начинайте прикорм не ранее 6 месяцев.
  2. Еда одинаковая для всех. Пища малыша не готовится отдельно и не пюрируется. Главное требование – здоровый рацион, полезные и качественные блюда из натуральных продуктов – рыбы, мяса, злаков, молока и кисломолочной продукции, овощей и фруктов.
  3. Из маминой тарелки, но своей ложкой! Предлагайте малютке микродозы продуктов только его ложечкой. Самостоятельно кушать на собственном стульчике и с отдельной тарелки малыш сможет к 9-10 месяцам или немного позже.
  4. Только грудное вскармливание. На весь период педприкорма грудное вскармливание сохраняется.

Педагогический или педиатрический. Что выбрать?

Деткам на искусственном вскармливании педпиркорм не подходит, поскольку задача методики – поддержание грудного вскармливания до 1-1,5 лет. Таким образом малютка получает из материнского молока ценные вещества и витамины, а также необходимые ферменты для полноценного усваивания новых продуктов питания. В адаптированных смесях таких ферментов нет. Поэтому малышам-искусственникам рекомендуется исключительно педиатрический прикорм, при котором новые продукты вводятся в детский рацион согласно возрастных норм.

Кроме того, такая методика не должно применяться у ослабленных детей, детей-аллергиков и имеющих проблемы с пищеварением. Такие детки прикармливаются согласно рекомендациям врачей.

Таблица прикорма поможет вам при введении новых продуктов в рацион крохи

На что следует обратить внимание?

Особое внимание в рамках концепции педагогического прикорма обращается на детей, склонных к аллергии. Ввиду того, что пищеварительная система ребенка еще не полностью созрела, чувствительность к пище у детей повышена, а потому аллергические реакции возникают довольно часто и без видимых причин.

Так, незначительное покраснение щечек малыша – еще не повод паниковать при введении новых продуктов в его меню. Если же ситуация ухудшается, рекомендуется полностью исключить из рациона потенциальные аллергены. Отказ от практикуемой методики прикорма рекомендован в том случае, если тревожные симптомы нарастают даже при гипоаллергенной диете.

Заключение

Что выбрать – традиционную методику прикармливания ребенка или педагогический прикорм, решать только вам. При этом не помешает проконсультироваться с детским врачом и лишний раз не экспериментировать, чтобы не навредить здоровью малыша.

Педагогический прикорм

Как организовать педприкорм при грудном вскармливании

Прикорм при грудном вскармливании начинают давать в возрасте около 6 месяцев. И если ваш малыш находится полностью на естественном грудном вскармливании по требованию, вы же не собираетесь расставаться со столь полезной и полюбившейся ему пищей еще долго, а уже пришло время вводить прикорм, да и сам малыш с любопытством поглядывает в мамину тарелку, значит, пора давать ему взрослую пищу. И возможно, по новой методике.

Педагогический прикорм что это такое

Введение прикорма — важный момент в жизни каждой семьи. И этот же момент вызывает очень много вопросов. Что делать, если ребенок отказывается есть что-то, кроме груди? Если ваш малыш «нехочуха», рекомендации ниже как раз для вас.

Педагогический прикорм (педприкорм) — это система питания ребенка первого года жизни, которая преследует цель не столько накормить ребенка новыми для него продуктами, сколько познакомить с новыми вкусами и видами пищи. Все необходимые питательные вещества малыш получает из грудного молока, однако в то же время его организм адаптируется к «взрослой» пище. В принципе, педиатрическая схема введения прикорма, ее же еще называют классической, нацелена на ту же цель. Но есть несколько кардинальных отличий. Классику перевода ребенка на общий стол и плюсы и минусы педагогического прикорма мы рассмотрим ниже.

Сегодня тем детям, которые находятся полностью на естественном грудном вскармливании, не рекомендуют давать никакой другой пищи до достижения возраста в 6 месяцев. К этому моменту ребенок уже умеет хорошо сидеть, у него практически угас рефлекс выталкивания языком твердой пищи, скорее всего, появились первые зубки. Все эти признаки говорят о том, что ребенок уже может воспринимать новую пищу. Но основным критерием того, что ребенок готов получать прикорм, в том числе педагогический, является его пищевой интерес, то есть, он хочет подражать маме, так же как и она, брать кусочки еды из тарелки и отправлять их в рот.

С чего начать педприкорм при грудном вскармливании, с каких блюд или продуктов? Введение новой для ребенка пищи начинают с микроскопических количеств продуктов, то есть буквально нескольких крошек или капелек. Ориентировочно, это количество, которое умещается в щепотке между указательным и большим пальцем, на самом кончике чайной ложки, или один глоточек, на дне кружки, если речь идет о жидком продукте. Примерно такое количество пищи ребенок получает несколько раз в день с 6 до 7 месяцев. Обычно за этот довольно длительный период малыш успевает перепробовать практически все основные блюда, которые привыкли готовить в семье. То есть ребенок ест с общего стола. Само собой, что это не должна быть кулинарная экзотика, а обычные традиционные блюда, которые ежедневно готовит любая хозяйка. Следите за реакцией ребенка, ни в коем случае не перекармливайте его!

Далее, количество съедаемой малышом пищи постепенно увеличивается до нескольких чайных ложек, но помните, что никакая схема педагогического прикорма не заменяет грудное вскармливание, а дополняет его. Часто во втором полугодии жизни кормления грудью больше привязаны ко сну ребенка, а педприкорм он получает тогда, когда приходит время покушать маме. Даже после года, когда малыш может съедать уже достаточно большое количество твердой пищи, он продолжает запивать ее грудным молоком и прикладываться перед сном или просто так, когда ему хочется поближе пообщаться с мамой.

Правила педагогического прикорма

1. Не давать пробовать потенциальные аллергены. К ним обычно относятся ярких цветов овощи, ягоды, фрукты. Если ваш ребенок аллергик, вы можете попробовать педприкорм, но очень осторожно. Начните с гипоаллергенных продуктов. Давайте пробовать не более одного блюда в день и следите за реакцией малыша. Обязательно давайте ребенку грудь после прикорма. Исключите из своего питания все аллергены. Не давайте никакого прикорма в период обострения аллергии.

Читать еще:  Фиброзно кистозная мастопатия: лечение травами

2. Не нужно готовить пищу совсем без соли, сахара и нейтральных для желудка (не острых) приправ. Не стоит беспокоиться о том, что во «взрослой» пище присутствует соль, сахар, приправы. Во-первых, их небольшое количество в любом случае попадает к малышу с грудным молоком, а во-вторых, количество этих веществ в микродозах столь мало, что не окажет существенного влияния на желудок ребенка, а будет, наоборот, способствовать его безболезненной адаптации к пище с общего стола.

3. Не дать ребенку потерять пищевой интерес. Не стоит потакать его пристрастиям (а они обязательно появятся), нужно предлагать разные продукты. Если малыш съел 3-4 чайные ложки одного блюда, но требует продолжения, отвлеките его и дайте что-то другое. До достижения полутора лет ребенок должен познакомиться со всем спектром блюд, которыми привыкли питаться в его семье.

Педагогический прикорм: за и против

К плюсам относят следующее.

1. Нет необходимости готовить еду специально для ребенка, выделять время на его кормление, постоянно пользоваться блендером, измельчать пищу или тратиться на баночки с готовым питанием, коробки быстрорастворимых каш. Ребенок с самого начала начинает кушать все с общего стола.

2. Хороший аппетит. Так как ребенку пища особо не навязывается, он кушает с удовольствием и сразу привыкает к тому, что ест вся семья. Сколько раз вы слышали от мамочек истории о том, что ребенка «невозможно ничем накормить». Это происходит вследствие того, что из кормления малыша делают целый отдельный ритуал, не допуская его к общему столу, потому что «еще рано», «испачкается», «обольется» и так далее. Классический педиатрический прикорм — это не слишком удачная схема прикорма в этом плане. А вот педприкорм помогает решить проблему.

Наблюдая за старшими членами семьи, которые с удовольствием уплетают свой обед или ужин, ребенок развивает свой пищевой интерес. Этому же способствует и то, что мама позволяет ему, по мере возможности, кормить себя самостоятельно. Важно, чтобы все члены семьи демонстрировали правильное поведение и отношение к пище, ведь малыш, как губка, впитывает все увиденное и услышанное.

3. Быстрое появление навыка кушать пищу небольшими кусочками, неизмельченную. Совершенствование навыка тщательно пережевывать пищу. В Интернете можно прочесть много жалоб мам на то, что их дети старше одного года еще не научились кушать не измельченную «в пыль» пищу. И по этой причине могут питаться только дома, где есть возможность измельчить супы, борщи, каши и прочее блендером. Дети на педприкорме куда более развитые и их можно уже с 9-10 месяцев спокойно оставлять с бабушками, у которых дома нет блендера и баночек с детским питанием. Детки покушают то, что и все остальные за столом.

4. Хороший, регулярный стул, если ребенок кушает некоторые овощи кусочками. Например, тыкву. Известно, что регулярный стул бывает у людей, кто питает особенную любовь к продуктам, богатым клетчаткой и кушает их кусками, тем самым отправляя большое количество клетчатки в кишечник. Там она разбухает, растягивает прямую кишку, провоцируя позыв на испражнение. Клетчаткой особенно богаты овощи.

5. Вся семья начинает питаться разнообразно и правильно. Не имеет значения схемы прикорма какие вы используете, педагогическая, педиатрическая ли методика вас больше вдохновляет, но ребенок должен питаться разнообразно. А значит, ежедневно на столе обязаны быть каши, овощи, фрукты, мясо и кисломолочные продукты.

6. Быстрое обучение самостоятельно пользоваться столовыми приборами и воспитание культуры поведения за столом. А этот навык очень пригодится в детском саду.

Минусы педприкорма таковы.

1. Опасность механической асфиксии. Маленький кусочек яблочка, кусочек обычного, не детского печенья, яблочка, морковки, маленький орешек и подобное очень опасно для детей вплоть до 3-4 лет жизни. Множество детских жизней это унесло. Если уж вы сажаете ребенка за общий стол, то позаботьтесь о том, чтобы никакая твердая пища, даже ее маленькие кусочки, к ребенку в рот не попали.

2. Аллергические реакции. При классическом прикорме продукты вводятся поочередно и очень медленно. Есть возможность отследить, на что ребёнок отреагировал расстройством стула и сыпью на лице и теле. При педприкорме же это проблематично. Хотя тоже возможно, если мама не будет лениться и станет записывать все то, что семья кушала.

3. Вся семья вынуждена питаться по определенным правилам. Да, никаким чипсам, фастфуду, острому перцу, аджике, горчице и подобному на столе не место. По крайней мере пока… Это кушать в присутствии ребенка не стоит.

4. Необходимость частой уборки на кухне и стирки. Малыши, сидящие за столом со взрослыми, хватают пищу руками, размазывают по себе, по одежде взрослых, мебели и т. д. Что добавляет маме забот.

Доктор Комаровский о педагогическом прикорме говорит, как просто о модной тенденции, прихоти взрослых. И что данная схема появилась после того, как стало популярным кормление ребенка грудью по требованию. Нередко мамы дают грудь детям старше года раз в 30-60 минут. Естественно, что желудок малышей постоянно полон грудного молока, и у них совсем нет аппетита. Ну а таким образом, посадив их за стол со взрослыми, можно добиться, что они хоть что-нибудь съедят. Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ) тоже не считает педагогический прикорм единственно правильным и не лишенным недостатков. Данный термин не научный. Его ввел один из опытных консультантов по грудному вскармливанию. Потому интересоваться про педприкорм у своего педиатра, пожалуй, бессмысленно. Вряд ли он в курсе о том, что это такое.

Если вы побаиваетесь кормить ребенка постоянно с общего стола, можно попробовать частичное введение педприкорма. Например, иногда готовить ребенку отдельно, а иногда сажать за общий стол. Особенно это актуально в возрасте одного года, когда малыши любят все изучать, сидеть же в своем стульчике, «теряя время», они совсем не хотят.

Педагогический прикорм и Baby-Led Weaning

Для родителей, у которых выражение «вводить кабачок» вызывает нервное хихиканье 🙂

Альтернативные подходы к прикармливанию твердой пищей

Педприкорм и BLW (baby-led weaning) – методики ввода в рацион детей твердой пищи на базе основного вскармливания грудным молоком или смесью. Обе эти методики являются альтернативой традиционному педиатрическому прикорму. И в России, и на Западе педагогический прикорм имеет цель не насытить ребенка и соблюсти нормы в граммах, но познакомить его с пищей и культурой ее принятия.

Педагогический прикорм – отнюдь не модное веяние, скорее – возрождение старых традиций. В традиционных обществах не принято было готовить для детей отдельную пищу и тем более – особенным образом ее обрабатывать. Как и тогда, современный ребенок «на педприкорме» просто усаживается на колени к матери и свободно пробует любую еду из ее тарелки.

В семье, следующей принципам педприкорма, ребенок перестает быть объектом кормления, но становится субъектом поедания ☺. Он может выбрать красную или зеленую еду, кружочек или палочку, учится пробовать и смаковать, хватать и размазывать, знакомится со сладким, кислым, солоноватым вкусами.

В нашей стране педагогический прикорм предлагает детям микродозы практически любого продукта из родительской тарелки – кусочки размером с рисовое зернышко. При этом процессом руководит все же мама, а детский обед заканчивается вместе с родительским. Через какое-то время, если не замечено негативных реакций на продукт, ребенку разрешается съесть его в любом разумном количестве.

В Великобритании разновидность педагогического прикорма носит название Baby Led Weaning (BLW), что буквально означает «самостоятельный прикорм»*. Подход BLW также позволяет детям самостоятельно выбирать продукты, отказываться от них и регулировать количество съеденного. В изначальной концепции BLW нет места кормлению с ложки(3), хотя на практике большинство родителей успешно совмещают finger foods («еду для хватания пальцами») и самостоятельную работу ложкой с докормом со стороны мамы.

В отличие от российского педприкорма, британский BLW не требует «рисовой» дозировки: с самого начала ребенку позволено есть столько, сколько ему захочется и брать руками даже крупные куски безопасной пищи. Кроме того, авторы методики предлагают детям свободный доступ к еде вне основных приемов пищи. Таким образом, вся система западного педприкорма основана на доверии к ребенку и его инстинктам. Считается, что в результате ребенок разовьет большую чуткость к своим пищевым потребностям и сформирует здоровые пищевые привычки.

Когда можно начинать педагогический прикорм?

BLW, как и прикорм по традиционной схеме, рекомендуется начинать не ранее 6 месяцев ребенка, а также при соблюдении следующих условий:

  • Ребенок сидит самостоятельно или с поддержкой, не заваливаясь на бок.
  • Отсутствует выталкивающий рефлекс (когда ребенок языком выталкивает твердые предметы изо рта.
  • Ребенок может ухватить двумя пальцами небольшой кусочек пищи и донести до рта (демонстрирует пинцетный захват).
  • Ребенок проявляет интерес во время семейных трапез, чмокает губками и «жует» при виде еды.

Важно помнить, что «пищевой интерес», а точнее, интерес к жеванию предметов, может появиться и в гораздо более раннем возрасте, когда организм ребенка еще не готов к знакомству с твердой пищей.

Какая пища не подходит для педагогического прикорма (BLW)?

Несмотря на то, что педприкорм предполагает полный доступ к маминой тарелке, некоторых продуктов следует избегать. Сюда относятся:

  • Жареная, острая, очень пряная пища.
  • Соль и сахар. Избыток соли вредит еще незрелым почкам малыша и, как и сахар, искажает представление ребенка о реальном вкусе пищи, поэтому знакомиться с этими приправами следует не ранее чем с 12 месяцев жизни. Неочевидные источники соли – готовые колбасы, сосиски, сыры.
  • Выпечка, содержащая маргарин.
  • Сырой мед (может содержать ботулинотоксин), не давать детям до 12 месяцев.
  • Готовая еда из сетей быстрого питания – по понятным причинам.
  • Морская рыба с высоким содержанием ртути – рыба-меч, акула, тунец и некоторые другие сорта.
  • Твердая сырая морковь, другие твердые овощи и фрукты, орехи (!) – есть риск подавиться.

Идеи продуктов, удобных для самостоятельного поедания ребенком:

  • Вареная морковь (брусочки), стручковая фасоль, соцветия брокколи и цветной капусты.
  • Отварной картофель, яичный желток.
  • Спелые персики и сливы без кожуры, бананы, запеченные яблоки.
  • Ягоды без косточек и жесткой шкурки.
  • Хорошо разваренное мясо, которое можно разобрать на волокна.
  • Отварные макароны разных форм и размеров.
  • Отварной рис и гречка.
Читать еще:  Свечи для лечения эрозии шейки матки: какие использовать

Один из авторов подхода BLW, врач и мать троих детей, британка Джилл Рэпли, формулирует следующие принципы самостоятельного прикорма BLW: (Gill Rapley, Guidelines for implementing a baby-led approach to the introduction of solid foods, update June 2008)

  1. Дождитесь, пока ребенок сможет самостоятельно сидеть, чтобы его ручки были свободны для манипуляций с едой.
  2. Позвольте ребенку участвовать в каждом приеме пищи, сажайте его за стол вместе с собой.
  3. Нарежьте продукты на удобные продолговатые ломтики-«чипсы». Оптимальный размер кусочка – так, чтобы его можно было зажать в кулачке и жевать торчащий «хвостик». Предлагайте много разных продуктов.
  4. Не торопите малыша, позвольте ему заниматься с едой так долго, как ему захочется. Не поддавайтесь соблазну «помочь» ему быстрее доесть.
  5. Не рассчитывайте на большие объемы съеденного. Скорее всего, сначала это будет примерно тот сантиметр еды, который торчит из кулачка.
  6. Если ребенок отказывается от какого-то продукта, предложите его в следующий прием пищи, но не настаивайте на нем.
  7. Лучший напиток для первого прикорма – обычная вода из чашки.
  8. Не расстраивайтесь при виде упавшей на пол еды.
  9. Не ограничивайте ребенка в грудном молоке или смеси.
  10. Если в семье есть случаи тяжелой аллергии на конкретные продукты – оставьте их на потом, а также проконсультируйтесь с педиатром или аллергологом.
  11. НИКОГДА не оставляйте ребенка одного наедине с едой!

Что такое педагогический прикорм — философия жизни или призма пищевого поведения семьи?

Я замужем, и у нас в семье трое детей. Живу в двух странах, руковожу сетью зоомагазинов. С удовольствием делюсь опытом и учусь у других. Я верю: то, о чем мы думаем, всегда сбывается.

фото: Эля Бутовецкая

Я в традиционном (педиатрическом) прикорме ничего не поняла. Почему кто-то начинает с овощей, а кто-то с фруктов. Где логика в их вводе? Как знать, что за чем? Почему кто-то рекомендует начинать с броколли, а потом цветная капуста, а кто-то с картофеля, а потом можно и морковь. Как понять, что ребёнок имеет реакцию: это на нововведенное яблоко или на старую грушу. И что отменять? А почему по одной чайной ложке. А если просит, то дать две? А если не хочет есть, то как вводить?

Педагогический прикорм (педприкорм) как альтернатива

В общем, лавина вопросов не давала мне покоя, а интернет давал только разнообразные ответы на них, что ещё больше вносило существенный вклад в ту самую лавину вопросов, грозящую стать айсбергом между мной, ребёнком и едой.

Мне нужно было что-то простое. Удобное. Естественное. Без больших временных затрат. Для меня, кстати, мысль готовить три пюре в день, была сложно реализуемой. Как в мозгу, так и наяву. А ещё терзала мысль о том, как же жили мамы до появления армии разноцветных баночек с пюреобразным содержимым. Необходимость же помнить, что малышу можно, а что нет, выбивала меня из моей творческой колеи и требовала ненужного для меня порядка. А как-то тщательно приготовленное пюре из картошки, предварительно вымоченной в воде, и отвергнутое моей дочерью с первой ложки, говорило о том, что нужно искать новое решение проблемы прикорма.

Однажды я увидела сообщение от одной мамы на форуме, которая бодро интересовалась, все ли дети в нашей мамской тусовке перешли на педприкорм. Получив от неё краткое, но емкое разъяснение, я пошла бороздить просторы Интернета на эту тему. И передо мной открылась логика.

Логика плавной адаптации ребёнка в повседневную жизнь. Логика взаимоотношений родителей и ребёнка, где родители — пример, а малыш следует за ними. Где у мамы — ведущая роль и есть масса инструментов, как помочь, подсказать и направить. И самое главное — как можно сформировать правильное пищевое поведение. Чтобы был аппетит, чтобы ел, когда проголодался, чтобы не надо было уговаривать и подносить ложки ко рту (это меня очень пугало, перспектива сидеть рядом с чинным малышом и в такт его гастрономических желаний незамедлительно предлагать ему ложку, наполненную едой). Чтобы мог поесть то, что хочется сейчас, иметь возможность выбора, а не то, что приготовила мама в качестве однокомпонентного пюре). Система, где не нужно помнить очередность вводимых продуктов, достаточно плавно знакомить со всеми, кроме некоторых ограничений.

фото: Эля Бутовецкая

Как начинать педагогический прикорм — наш опыт

Итак, я решилась. Решалась, кстати, долго. Вообще в тот момент мне, после 6 месяцев тотального грудного вскармливания, казалось странным, что ребёнок может есть ещё что-то, кроме молока. Но к концу 7 месяца я решилась. Давать по чуть-чуть. 3 минигорошины каждого продукта из маминой тарелки. И процесс пошёл! Малыш радостно жевал то, что дают в микродозах, просил ещё, а ему не всегда давали. Создавалась ценность еды. А потом был переход с микродоз на горошины. Но там уже мне было не страшно. Также небольшие перекусы в виде фруктов или хлебобулочных изделий добавляли мне уверенность в том, ребёнок плавно входит в мир питания, знаком с разными продуктами и может выбирать. Потому что тенденции личных пристрастий в еде появились через некоторое время и выклянчивание то огурца, то макарон было обычным делом.

Педприкорм и сопутствующие навыки

После знакомства с миром еды мы перешли на знакомство с этикетом. У старшей ( в тот момент единственной) дочери появилась табуретка, на которую всегда ставилась тарелка с прибором. На тарелку добавлялись кусочки еды из того, что предлагалась взрослым. Малыш ел, знакомился с приборами. Приборы я предлагала всегда. До 1,8 они были не нужны. Потом ребёнок их взял и стал ими есть. Все неприличные действия по разбрасыванию и размазыванию продуктов пресекались выдворением хулигана из-за стола. Так я показывала, что это поведение нежелательно.

Для меня система педприкорма оказалась идеальным решением для интеграции ребенка в систему питания и формирования правильного пищевого поведения. Мне очень нравятся правила этого подхода: еду не предлагать специально, создавать некоторый ажиотаж вокруг еды, прямая интеграция ребёнка в ту пищевую систему, в которой живёт семья. Конечно, здесь есть важные правила. Это должно быть под прикрытием грудного молока и чётким знанием, с какими продуктами не стоит знакомить малыша на данном этапе. Основными нежелательными гостями в желудке у малыша являются молоко, сок, чай и кофе, бобы, морская рыба и морепродукты, грибы и орехи (пожалуйста, перед использованием этого подхода, получите и изучите подробную инструкция по ограничениям в продуктах).

Система плавного знакомства от микродозы до кусочков давала мне уверенность в том, что знакомство желудка и еды будет постепенным, так ферментная система сможет подстроиться к новым пищевым вызовам времени.

Педприкорм и пищевые традиции в семье

А ещё эта система помогла мне посмотреть по-другому на питание в семье и отношение к себе. Я помню ехидный вопрос на форуме, где спрашивающий интересовался тем, а что делать, если мама ест «Доширак» — тоже давать ли ребёнку? Ответ консультанта я помню до сих пор: «Если вы считаете это правильной пищей для себя, то почему это не может быть правильным питанием для ребёнка?». Это показало мне то, что ребёнок вырастает в семье, и отношение родителей к себе — первично.

ВооброЖу_ли_я.

Педагогический прикорм или САМОприкорм (baby-lead weaning)

Ср Мар 14, 2012 13:47

Забавно написано.
Я раньше когда слышала словосочетание «педагогический прикорм», думала, что это такой дополнительный паек для учителей. Оказывается, нифига. Педприкорм — это когда в меру грудному младенцу позволяют копаться в маминой тарелке и пробовать на первый зуб разнообразные кусочки неживой материи.

С разных сторон раздаются слова о том, что педприкорм — это не настоящая еда. Протестую! Смышленая детка всегда способна полноценно прокормиться с маминой тарелки, потому что у мамы заняты обе руки — одна ребенком, а другая — вилкой. Ребенок же ограничен в своей свободе незначительно — всего-навсего количеством и размером рта, в который две проворные передние конечности отправляют порцию за порцией питательного высококалорийного маминого завтрака. Руками я эти конечности пока что назвать не могу. Девица Александра пока что использует руки как передние ноги. Она по-прежнему, очень проворно передвигается на четырех точках а для переноски игрушек на расстояние использует зубы.

ак вот, кто назвал это ковыряние в моей тарелке передними ногами чумазого младенца ПЕДАГОГИЧЕСКИМ прикормом, пусть пойдет и проглотит ежа. Этот прикорм абсолютно антипедагогический. Единственная трапеза, когда вся семья собирается за одним столом в нашем доме — это завтрак. И вот представьте себе, все домочадцы чинно-благородно расселись по местам, обложились ножами, интеллигентно сморкаются в клеенку и извиняются после каждого пука, а одно одиннадцатимесячное татаро-монгольское иго кочует от тарелки к тарелке и обкладывает матом данью каждого едока.

Конечно, в этом есть несомненный плюс, на завтрак вся моя семья получает исключительно отвратительную пресную пареную бурду полезную гипоаллергенную диетическую пищу. И в этом отношении педприкорм, конечно, воспитывает культуру в нашей семье. В моей семье научились мастерски воздерживаться от нецензурных выражений по поводу качества и количества пищи. Муж и дочь приобрели полезные навыки есть молча, быстро и сосредоточенно. Обычно к тому моменту, когда девица Александра вылавливает последнюю горошину с моей тарелки, отец девицы Александры уже успевает позавтракать и отбежать на безопасное расстояние. Поэтому девица переключается на тарелку сестры. Невкусную брокколи и всякую там гречку девица игнорирует, зато на зеленый горошек нападает с упоением настоящего охотника: поджидает его в засаде и бросается под вилку за мгновенье до того, как это успевает сделать сестра.

В этой конкуренции за зеленый горошек воспитывается настоящий бойцовский характер обеих сестер. Наблюдая тарелочные бои, я не беспокоюсь за будущее своих детей.
Скрыть

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector