Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для звука С
Звук С и Сь
Постановка и автоматизация звука С и Сь — сложная задача, если не заниматься с ребенком до 5 лет. Словарный запас к этому времени значительно увеличивается, и малыш уже начинает строить сложные предложения. Устранить проблему произношения возможно самостоятельно при условии поэтапных занятий , выполнении артикуляционной гимнастики и тренировки правильного дыхания.
Нарушения при воспроизведении С и Сь
Логопеды тут разделяют дефекты на 2 группы:
- Сигматизм(искаженное воспроизведение). Сюда входят виды нарушений:
губно-зубной . Звуки «С» и «Сь» заменяют на фонему «Ф» (Сон – Фон, Сова – Фова);
- межзубный. При воспроизведении кончик языка находится между зубами. Ребенок шепелявит, выговаривая слова ;
- боковой. Язык заваливается на одну сторону во время произношения звука;
- носовой. Наблюдается у детей при анатомо- физиологических дефектах (ринолалия, ринофония).
2. Парасигматизм (звук «С» заменяется на другие буквы). Виды:
- призубный. Замена «С» на «Т» и «Сь» на «Ть» (Сон – Тон, Синий – Тиний);
- шипящий. «С» и «Сь» на «Ш» на «Щ» (Свет – Швет – Щвет);
- ошибки смягчения.Твердый «С» заменяется на «Сь» (Собака – Сябака);
- дефекты глухости и звонкости. «С» и «Сь» на «З» и «Зь» (Снег – Знег).
Нарушения приводят к дефектам звукопроизношения (дислалия ) . Также у ребенка могут развиваться проблемы с чтением (дислексия http://rechudetey.ru/logopediya/disleksiya.html) и возникать трудности в письменном оформлении речи (дисграфия здесь).
Причины
Выделяют социальные и индивидуальные причины отклонения от норм произношения. Особенности социальных:
- отсутствие артикуляционных упражнений. Для развития воспроизведения любого звука важно уделять внимание специальным упражнениям для правильнойартикуляции . Каждому звуку характерна своя постановка речевых органов;
- недостаток обучения. С ребенком не проводятся регулярные занятия для устранения произношения без ошибок;
- невнимательное отношение родителей, двуязычие в семье.
Характеристика индивидуальных причин :
- неправильное дыхание во время речи. Возникает из-за плохой развитости дыхательной системы (заикание, ринит);
- проблемы с фонематическим слухом.
- дефекты тонуса мышц. Проблема характерна при дизартрии . Устранением занимается логопед, проводя поэтапные индивидуальные занятия;
- дефекты со строением речевых органов.
Важно: еще одна причина неправильного воспроизведения фонемы дошкольниками – повторение за взрослыми. Окружающим необходимо запомнить, что «сюсюкая» (намерено искажая слова) с ребенком они приносят ему вред. Малыш начинает путаться и возникают серьезные проблемы с произношением.
Подготовительные упражнения
Перед постановкой буквы необходимо подготовить малыша, чтобы ему легче было выполнять задания. Комплекс упражнений разделен поэтапно. Каждый этап проводится в игровой форме.
Дыхательная гимнастика
Методы тренировки:
- Гармошка. Малыш стоит ровно и кладет ладони на животик. Делает глубокий вдох через нос. В таком положении задерживается на 2-3 секунды. После выдыхает воздух используя ротовую полость.
- Ветерок. Губы вытягивают трубочкой. Набирают воздух в легкие. Малыша просят сильно дунуть. Ко рту нужно подставить руку крохи, чтобы он почувствовал ветерок из трубочки.
- Буря. Берут емкость с узким горлышком. Просят ребенка подуть. При этом горлышко пузырька находится возле нижней губы. Правильность струи определяется с помощью звучания.
Артикуляционная гимнастика
Тренировка речевого аппарата помогает понять, как должны располагаться органы во время произношения звука С и Сь.
Варианты подходов:
- Непослушный язычок. Приоткрыв слегка рот широко улыбнуться. Язык кладут на нижнюю губу. Произносят слог «пя». При этом верхняя и нижняя губы бьют по язычку. Упражнение выполняют постепенно, вдыхая воздух. После на 2-3 секунды оставляют язык на нижней губе без движения. Воздушную струю выдыхают.
- Блинчик. Ротик открывают, а губы растягивают в улыбке. Кончик языка кладут на нижнюю губу. В таком положении пребывают 2-3 секунды, а затем повторяют упражнение 3 раза.
- Гора. Рот открывают и улыбаются. Кончиком языка касаются задней стенки нижних зубов (альвеол). Средняя часть органа приподнята, как можно выше. После язычок опускают вниз и расслабляют.
Важно: чтобы добиться положительных результатов упражняться следует регулярно, не нарушая порядок.
Способы постановки звука С и Сь
Картотека заданий логопеда содержит множество методов обучения, после подготовительного этапа. Основные из них:
- По подражанию . Один из самых простых способов постановки. Взрослый вместе с ребенком становятся напротив зеркала. Родитель или специалист показывает малышу, как располагаются органы речевого аппарата при воспроизведении фонемы. После кроху просят повторить. Так можно выполнять и артикуляционные упражнения.
- Механический метод. Выполняют с помощью зонда. Кроху просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят дунуть. Воздух должен проходить по кончику органа. Во время выхода воздушной струи середину языка слегка прижимают зондом, образовывая желобок. Инструмент просовывают на 2 см. После надавливают, и двигают с разной силой на орган во время выхода воздуха. Далее специалист устанавливает при каком положении слышится звук «С». Результат закрепляют регулярными тренировками. Потом зонд постепенно убирают, автоматизируя изолированное произношение.
- Постановка от фонемы «Т» и «Ть». Рот ребенка немного приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Малыш произносит звук «Т» на выдохе. Будет слышаться «тссссс». После крохе предлагают вытянуть губы трубочкой и продолжить воспроизводить «Т» на выдохе. Будет слышаться свистящая «С». Звук «Сь» аналогично произносят от мягкого «Ть».
- Постановка от «Ш». Малыша просят произнести «Ш». Но язычок при этом нужно продвинуть вперед. Получается неправильный звук «С». После занятий кроха поймет, как правильно выговаривать фонемы.
- Постановка от «Ф». При воспроизведении «Ф» важно следить, чтобы воздух выходил через губы.
Выполнять можно один из методов на выбор или применять сразу несколько.
Важно: чтобы занятия имели положительный результат необходимо постоянно контролировать положение органов речи.
Постановка звука Сь
При воспроизведении этого звука зубы обнажены. Они больше сближены между собой, но не сомкнуты. Языком делают упор в нижнюю десну. Орган находится в напряжении. Воздушная струя направляется на передние резцы.
Постановку осуществляют с помощью звука «С». Кроху просят произносить твердый звук в сочетании с гласными, которые дают смягчение («ИСИ»). При этом фонема «И» должна воспроизводится максимально в высокой тональности с ударением и в быстром темпе.
Закрепление
Чтобы проделанная работа была не напрасной необходимо автоматизировать произношение. Закрепление также проходит поэтапно:
- Автоматизация в слогах. Здесь используют специальные чистоговорки в которых делается упор на повторение звука «С» и «Сь».
- Автоматизация в словах. Применяют небольшие стихи и скороговорки с частым повторением звука «С». Фонема должна присутствовать на разных местах в слове.
- Автоматизация в предложениях. Здесь подходит чтение текстов и пересказ услышанного. Также используют картинки или карточки и просят кроху описать увиденное.
Важно вовремя обнаружить проблему и проявить максимум терпения к малышу. Неправильное произношение любой фонемы может повлечь за собой трудности в дальнейшей жизни ребенка и спровоцировать замкнутость и неуверенность в себе.
Логопедами разработаны специальные тетради с домашними заданиями . В них содержаться: таблицы с поэтапными занятиями, специальные чистоговорки, скороговорки, стихотворения, изображения, тексты для чтения и многое другое необходимое для устранения дефектов в произношении звука.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для звука С
В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.
Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».
Статические подготовительные упражнения
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с (рис. 9).
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с (рис. 10).
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с (рис. 11).
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с (рис. 12).
5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз (рис. 13).
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз.
Динамические подготовительные упражнения
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 — 20 раз (рис. 14).
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Рис. 9. Артикуляционное упражнение «Лопаточка». Риг 10. Артикуляционное упражнене «Чашечка»
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков С, З, Ц в картинках
Проблемы
Дефектное звукопроизношение свистящих имеет несколько форм:
- Ребенок заменяет [С], [З], [Ц] на более легкие [Д], [Т]. Собака – табака.
- Фыркает. Произношение получается губно-зубное: зубы – фубы.
- Заменяет [С] на шипящие. Звук получается мягкий: сон-щён.
- Хлюпает. У ребенка получается сложный звук [ЛЬХЬ].
- Носовое произношение. Слова со свистящими произносятся гнусаво.
Эти проблемы считаются нормальными и типичными для детсадовцев до 4 лет. Исправить недостаток возможно на логопедических занятиях или самостоятельно дома, пользуясь приемами артикуляционной гимнастики для постановки звуков [С], [З], [Ц].
Правильные образцы
С дошкольником обязательно разбирают артикуляцию звука. Он должен понимать, как и что делать, чтобы начать правильно свистеть или шипеть. Если у него нарушено ощущение от движений органов артикуляции, то ему нужно вводить тактильный и зрительный анализатор.
Поэтому занятия проводятся перед большим, освещенным зеркалом. Дополнительно можно просить ребенка касаться пальцем частей рта (например, альвеол за верхними зубами). Так у него будет складываться полная картина.
Артикуляция звука [Ш] достаточно простая — губы круглые, зубы немного разомкнуты, язык принимает форму «чашечки», а его боковые края прижимаются к небу. Голосовые складки разомкнуты и воздух сильной струей проходит через щель неба и задней части языка, после через кончик языка и альвеолы. Появляется характерный шум.
Артикуляция звука [Ж] точно такая же, как и при [Ш], но с добавлением голоса. Струя воздуха чуть слабее, щель меньше и это позволяет добиться «жужжания».
В русском языке звук [Щ] можно считать утрированной мягкой версией [Ш]. Губы круглые, вытянутые, зубы разомкнуты, кончик языка чуть ниже альвеол, средняя часть органа чуть поднимается к твердому небу, задняя продвинута вперед и опущена. На выходе получается высокий шум.
У звука [Ч] сложная артикуляция. Губы в той же позиции, что и в остальной группе звуков. Кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть упирается в верхние зубы, орган чуть продвигается вперед и получается характерный шум – резкий и отрывистый. Звук [Ч] относят и к щелевым, и к смычным звукам, но на слух это не замечается.
Среди вариантов дефектного звучания выделяют «щечное» произношение. В таком случае струя воздуха уходит в щеки и это искажает звучание. В другом варианте образуется нижнее произношение – такое часто бывает из-за короткой уздечки или гипертонуса языка. Орган не поднимается полностью и больше получается свист, чем шипение.
Шипящие могут заменяться на свистящие, так как эта группа проще в артикуляции. Не стоит затягивать с устранением дефекта, так как чем старше ребенок, тем сложнее устранить проблему. От шипящих потом специалисту легче поставить сонорные звуки.
Общие рекомендации
Избавляться от сигматизма через применение артикуляционной гимнастики для звуков [З], [С], [Ц] нужно, соблюдая простые правила:
- Зарядку начинайте с разминки. Шлепайте языком, растягивайте губы, щеки.
- Начинайте с простых упражнений, заканчивайте трудными.
- Используйте забавные стихотворения, заучивайте тексты с детьми наизусть.
- Помогайте языку принять нужное положение пальцами, карандашом, лопаткой.
- Проводите артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
Основные причины речевых отклонений
Артикуляционные дефекты появляются вследствие многих факторов. Большинство из них временные и легко поддаются исправлениям, однако есть такие нарушения речи, которые требуют незамедлительного вмешательства логопеда. Ведь системное и длительное затрудненное произношение слов может быть признаком определенной патологии.
Впрочем, если серьезных нарушений со здоровьем ребенка нет, а некоторые буквы не выговариваются, это может быть следствием других факторов:
- нарушение внутриутробного развития;
- травма, полученная во время родов;
- наследственность;
- недостаточное общение;
- асоциальные жилищные условия;
- искажение челюсти;
- серьезные травмы головы;
- снижение слуха.
Поэтому, ранние занятия с ребенком по восстановлению чистоты речи принесут только позитивный эффект.
Правильная артикуляция звуков
Для правильной артикуляции и автоматизации произношения свистящих фонем речевые органы должны занять следующие позиции:
Звук | Правильное положение |
[С] | Губы улыбаются, кончик язычка находится на нижнем небе, упирается в зубы. Спинка языка при произношении звука приподнимается, образу горку. Между зубами образуется просвет, воздушная струя идет по спинке языка свободно и сильно. Звук образуется без голоса. |
[Сь] | Улыбка будет немного больше, язык с прямой спинкой фиксируется над нижним небом, посередине, напряженный кончик упирается в нижнюю челюсть. Воздух идет резкой струей. |
[З] | Образуется как [С], но с голосом. |
[Зь] | Производится по принципу артикуляции [Сь], но есть вибрация связок. |
[Ц] | Губы улыбаются, язычок упирается кончиком в нижнюю челюсть, спинка изогнута, поэтому между альвеолами и телом языка есть смычка. Подается отрывистая воздушная струя, замкнутое звено разрывается, голос в образование фонемы почти не участвует. |
Ошибки при выполнении гимнастики
Во время зарядки для языка нужно следить за правильностью ее выполнения. Тогда получится сформировать нужный уклад для произношения С. Но у детей с речевыми расстройствами недостаточно развита артикуляционная моторика, поэтому некоторые задания могут вызвать затруднения.
- При выполнении базового упражнения «Улыбка» зубы не видны. Чтобы ребенку было проще его освоить, можно потренировать произношение гласного И, постепенно смыкая зубы.
- Ребенок слишком далеко высовывает язык. Или он не занимает широкое положение, наблюдается тремор. Тогда нужно пройти курс логопедического массажа или научить делать самомассаж.
- Неправильное положение губ при выполнении заданий может быть вызвано тем, что не освоено базовое положение − «Улыбка».
- Также распространенная ошибка – это выполнение движений не только языком, но и нижней челюстью. Или человек помогает себе губами. Тогда во время гимнастики придерживают нижнюю челюсть.
- При выполнении «Горки» частая ошибка – кончик языка выходит за нижние зубы. Взрослый может помочь малышу при помощи ватной палочки, зафиксировав его в нужном положении. Еще вариант – ребенок произносит про себя И.
- Выполняя дыхательную гимнастику, надувают щеки, в результате выдох получается несильным и ненаправленным.
- Еще одна ошибка при выполнении дыхательных упражнений – осуществление вдоха и выдоха ртом. Если у человека наблюдается данная особенность дыхания, несколько занятий занимает постановка правильного дыхания: вдох носом, выдох ртом.
Это самые распространенные ошибки, которые делают не только дети, но и взрослые. Если упражнение выполняется неправильно, его необходимо приостановить и дать более простое задание. Вначале объясняют, как звук произносится в норме, чтобы ребенок мог контролировать работу органов артикуляции. Только когда гимнастика будет выполняться без ошибок, можно переходить к этапу постановки.
Комплекс упражнений на свистящие звуки
Упражнения направлены на тренировку языка, развитие его умения занимать нужное положение, сделать орган более гибким послушным.
Заборчик
Цель: научить широко разводить губы при улыбки, фиксировать позицию.
Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.
Месим тесто
Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.
Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.
Блинчики
Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.
Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.
Трубочка
Цель: расслабить мышцы лица, губ.
Техника: глубоко вдыхаем, вытягиваем губы вперед, напрягая мышцы, медленно выдыхаем, можно свистеть. Расслабляем губы и повторяем упражнение опять.
Почистим зубы
Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.
Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешнее части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.
Маляр
Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.
Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.
Качели
Цель: обучить язычок быстро менять положение, держать широкую и плоскую форму за зубами.
Техника: распластанный орган уложите на нижнее небо — считайте до пяти, поднимите наверх, уложите на верхнее небо, упирая в зубы — опять считайте до пяти.
Маятник
Цель: развиваем умение контролировать язычок.
Техника: рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.
Хомяк
Цель: расслабление мышц щек.
Техника: рот закрыт. Язык попеременно сильно упирается в каждую щеку, выдавливая стенки наружу.
Вкусное варенье
Цель: отработка движений язычком по кругу.
Техника: приоткрыть рот, вынуть тело языка и облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу. Напрягать язычка нужно максимально, челюсть остается пассивной.
Горка
Цель: укрепить кончик, научить удерживать тело языка за зубами.
Техника: сжать челюсти, язык упереть кончиком в нижние зубы, согнув тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.
Как закреплять результаты занятий?
Проведенные тренировки должны обязательно закрепляться. Для этого используются обычные логопедические игры и упражнения. Популярными методами, помогающими закрепить результат, является проговаривание скороговорок, чтение текстов, произношение цепочек из слов, содержащих свистящие звуки.
Чтение скороговорок является самым эффективным способом и помогает развить речевой аппарат полностью, отработать произношение многих звуков. Сначала следует выбирать простенькие и коротенькие скороговорки. В качестве примера можно отметить такое выражение: «У лисички в миске – рис и сосиски».
Также хорошо помогает чтение рассказов, в которых часто применяется буква «С». Необходимо читать текст неоднократно, добиваясь точного произношения звука. Кроме того, нужно задавать малышу вопросы. Отвечая на них, он опять будет применять свистящие звуки, а также будет развивать свое мышление.
Таким образом, родители должны внимательно следить за тем, как воспроизводит звуки их ребенок. Важно своевременно выявить дефект и начать работу по его коррекции, чтобы артикуляция звука была правильной.
Как правильно подготовиться к постановке звука С?
Здравствуйте, дорогие мои читатели и подписчики блога!
Сегодня хочу рассказать о том, как происходит подготовка к постановке звука С. Этот звук ставится, в принципе, очень легко, если нет дизартрии и межзубного сигматизма. Можно даже поставить по подражанию. Надо показать ребенку, как широкий язычок упирается в нижние зубы и при этом улыбаться. Это артикуляционный уклад звука. Но если есть аденоиды, проблемы с прикусом и нарушение иннервации, то придется повозиться и попотеть.
Возможные трудности
Безусловно, проблема в том, что воздушная струя должна проходить точно по центру язычка, а середина совпадать с серединой зубных рядов. Даже отклонение в какую-нибудь сторону искажает звучание:
- вверх — шепелявость, замена на Ш
- вниз — сильное выпячивание спинки, патализация, в итоге смягчение, замена на СЬ
- вправо-влево — боковой сигматизм
- между зубов — межзубный сигматизм
- призубный — часто бывает при изучении английского языка, похоже на звук th
Все эти патологические рефлексы образуются не просто так, а из-за того, что есть проблемы какая-то патология, либо в строении речевого аппарата либо его иннервации. Поэтому очень важно понять причину дефекта, а только потом начинать ставить звук всеми доступными и известными способами. Нельзя ставить звук, если язык узкий, напряженный, а воздушная струя растекается в щеки. Поэтому надо обязательно сочетать как минимум артикуляционную гимнастику с дыхательной и логопедическим массажем.
Упражнения для постановки звука С
Гимнастика для подготовки органов речи к постановке с одной стороны довольно простая, это:
- блинчик — широкий язык на нижней губе
- месим тесто
— пя-пя-пя губами
— тя-тя-тя зубами - язык выходит гулять — упирается в нижние зубы то снаружи, то внутри
- горка — широкий язык упирается в нижние зубы кончиком
- катушка — из положения горки выпячивать вперед и откатывать назад
- чистим нижние зубы снаружи и изнутри
- выметаем мусор — изнутри проводим кончиком по средним нижним зубам снизу вверх
- трубочка языком — кладем посередине спичку, зубочистку, съедобную хлебную или сладкую палочку
Но в принципе для постановки шипящих можно делать все упражнения: и грибок, и гармошку, и парус — потом все равно надо будет отрабатывать различие в произношении шипящих и свистящих, да к тому же они помогают языку стать шире.
Дыхательная гимнастика
Делаем упражнения, и только они начинают более или менее получаться, пробуем с них дуть. Сдувать можно разные предметы:
- кусок ватки
- короткие полоски бумаги
- длинную полоску — волна
- спичку
- зубочистку
- ватные палочки
Дуем из разных положений, все это можно обыграть, например, месим тесто, пя-пя-пя, потом кладем ватку на ладошку и делаем пффф, сдувая ватку, когда язык находится между зубов, также можно на кончик положить кусочек бумажной полоски, согнуть, “сдуваем бабочку”. Аналогично при положении языка между зубов, следить, чтобы губы и язык не напрягались, а щеки не надувались. После отработки этих навыков можно сделать из ваты шарик и задувать его в “ворота” — игра футбол.
Игры на дутье
Волна (змейка)
Длинную и узкую полоску бумаги приклеиваем одним концом к языку и держим его тоже между губ, начинаем дуть, если воздух идет посередине желобка, то полоска начинает играть волнами. Другой, свободный конец можно поддержать ладошкой в горизонтальном положении.
Санки
В положении “горка” слегка покусываем сгиб, “ровняем горку”, затем слегка дуем ссссс, Следить, чтобы кончик не выпрыгивал из-за зубов. Сначала дуем на ватку, потом на полоску бумаги, “бабочку”, и, наконец, кладем спичку (зубочистку, отломив острый кончик, ватную палочку, убрав кусочек ватки) и дуем сссс, если все сделано правильно, отработана воздушная струя и язык не в тонусе, то спичка плавно скользя, как санки с горки, съезжает на подставленную ладошку.
Массаж
Если есть дизартрия, то очень сложно поставить свистящие звуки, потому что не получаются тонкие движения, язык уходит от середины зубов. Несомненно, очень важен массаж, иначе звук будет не чистый. Это заметно бросается в глаза и будет сильно портить впечатление из-за нечеткой дикции. Массировать лучше специалисту, но можно дополнить самомассажем. В итоге, подойдут следующие упражнения:
- расчесываем язык — водить его между зубами вперед и назад
- кушаем язык — покусывать его “съедая” и “выплевывая”
- ровняем горку — согнутый язык прикусывать и причесывать зубами
- расчесываем губы — зубами проводить по нижней и верхней губе по очереди
- положить язык на нижнюю губу и похлопать его чистыми пальцами
На этом заканчиваю писать статью, если есть вопросы и замечания, то пишите в комментариях, подписывайтесь на обновления блога, чтоб не пропустить полезное и интересное. Буду еще писать про разные способы постановки звука С, автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих. Ставьте ссылки на статьи в соцсетях, чтобы ваши знакомые и друзья могли их прочитать. Всего хорошего, удачи!
Комплекс артикуляционных упражнений для звука С
Свистящие обычно появляются в детской речи к 3 годам, и их постановка не вызывает трудностей. Но из-за речевых нарушений моторная сфера недостаточно развита, из-за чего произношение искажается. Тогда родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду и выполнять с ребенком специальный комплекс заданий для тренировки артикуляционной моторики.
- Рекомендации по проведению
- Комплекс упражнений
- Задания для губ
- Задания для языка
- Упражнения на формирование сильного выдоха
- Ошибки при выполнении гимнастики
- Отличия занятий у детей и взрослых
- Варианты постановки фонемы С
Такая гимнастика является одним из основных направлений работы на подготовительном этапе коррекционных занятий. При помощи ее происходит подготовка органов артикуляции к формированию уклада для произношения определенного звука.
Рекомендации по проведению
Артикуляционную гимнастику применяют не только на логопедических занятиях, но и дома. Чтобы она была эффективной, родителям нужно соблюдать следующие рекомендации:
- заниматься необходимо каждый день 2 раза по 5-10 минут;
- в основе занятий лежит принцип «от простого к сложному»;
- гимнастику делают перед зеркалом, сначала показывает взрослый – малыш повторяет;
- все упражнения выполняют в медленном спокойном темпе;
- нужно следить за состоянием ребенка, чтобы он не переутомился;
- не показывайте раздражение, если у малыша не получилось сразу повторить упражнение правильно;
- обязательно хвалите ребенка за успехи.
Если гимнастику делать каждый день, то органы артикуляции запоминают правильное положение. В результате в речи появляется звук С.
Комплекс упражнений
Все задания нужно выполнять в определенном порядке – это одно из важных условий для достижения результата. Особое внимание стоит уделить основным упражнениям, иначе гимнастика будет не такой эффективной.
Задания для губ
- «Улыбка» − является базовым, с которого начинают гимнастику. Необходимо улыбаться так, чтобы сомкнутые зубы были видны. Положение губ удерживают под счет до 3, увеличив до 5.
- «Трубочка» − тоже относится к базовым упражнениям. Губы вытягивают вперед и удерживают «трубочкой» под такой же счет.
«Улыбку» и «Трубочку» чередуют, постепенно ускоряя темп, чтобы развивать не только статическую составляющую, но и динамическую.
Задания для языка
Цель этого комплекса – умение произвольно расслаблять мышцы языка, убирать его за нижние зубы и удерживать в таком положении. Это является основой для произношения свистящих.
- Рот открыт, широкий язык помещен на нижнюю губу. Зафиксировать такое положение в течение нескольких секунд.
- Это задание обязательно стоит выполнять, если язык напряжен и не получается сделать его широким. Органы артикуляции занимают аналогичное положение, как при выполнении предыдущего упражнения. По языку делают похлопывающие движения, проговаривая «ПЯ-ПЯ-ПЯ».
- Выполняя улыбку, рот держат открытым, зубы не сомкнуты. Кончиком языка имитируют движения зубной щетки в одну и другую стороны.
- Исходное положение такое же, как в предыдущем задании. Язык находится внизу, а его кончик упирается за нижние зубы, спинка и средняя часть должны быть подняты так, чтобы по форме получилась горка. «Горку» удерживают под счет до 3, потом до 5.
Если возникают трудности с расслаблением мышц, назначают сеанс логопедического массажа. Чаще всего его делают зондами, но для этого нужно получить специальное образование. Можно выполнять самомассаж с помощью зубной щетки с мягкой щетиной.
Упражнения на формирование сильного выдоха
К вышеперечисленному комплексу добавляют дыхательную гимнастику. Сильный плавный выдох является составляющей артикуляционного уклада свистящих звуков. Воздушная струя должна быть холодная и проходить посередине языка.
- «Кто забьет быстрее гол?». Для его выполнения понадобятся два небольших кусочка ватки и предметы, которые можно использовать в качестве футбольных ворот. Ребенок улыбается, на нижнюю губу помещает широкий язык. Произнося таким образом звук Ф, ему нужно задуть ватку в ворота.
- Все сделать так же как и в предыдущем упражнении. Только не нужно говорить Ф, а просто вытягивать губы трубочкой.
Для тренировки силы и длительности выдоха можно использовать мыльные пузыри. Вдох нужно делать носом, а выдох – ртом, тогда это задание будет выполнено правильно, и выдох получится плавным и длительным. Можно предложить малышу дуть на капельки краски через трубочку – это не только эффективное, но и интересное занятие.
Ошибки при выполнении гимнастики
Во время зарядки для языка нужно следить за правильностью ее выполнения. Тогда получится сформировать нужный уклад для произношения С. Но у детей с речевыми расстройствами недостаточно развита артикуляционная моторика, поэтому некоторые задания могут вызвать затруднения.
- При выполнении базового упражнения «Улыбка» зубы не видны. Чтобы ребенку было проще его освоить, можно потренировать произношение гласного И, постепенно смыкая зубы.
- Ребенок слишком далеко высовывает язык. Или он не занимает широкое положение, наблюдается тремор. Тогда нужно пройти курс логопедического массажа или научить делать самомассаж.
- Неправильное положение губ при выполнении заданий может быть вызвано тем, что не освоено базовое положение − «Улыбка».
- Также распространенная ошибка – это выполнение движений не только языком, но и нижней челюстью. Или человек помогает себе губами. Тогда во время гимнастики придерживают нижнюю челюсть.
- При выполнении «Горки» частая ошибка – кончик языка выходит за нижние зубы. Взрослый может помочь малышу при помощи ватной палочки, зафиксировав его в нужном положении. Еще вариант – ребенок произносит про себя И.
- Выполняя дыхательную гимнастику, надувают щеки, в результате выдох получается несильным и ненаправленным.
- Еще одна ошибка при выполнении дыхательных упражнений – осуществление вдоха и выдоха ртом. Если у человека наблюдается данная особенность дыхания, несколько занятий занимает постановка правильного дыхания: вдох носом, выдох ртом.
Это самые распространенные ошибки, которые делают не только дети, но и взрослые. Если упражнение выполняется неправильно, его необходимо приостановить и дать более простое задание. Вначале объясняют, как звук произносится в норме, чтобы ребенок мог контролировать работу органов артикуляции. Только когда гимнастика будет выполняться без ошибок, можно переходить к этапу постановки.
Отличия занятий у детей и взрослых
На занятиях с детьми используют наглядный материал, чтобы им было проще освоить нужный артикуляционный уклад. Взрослый обязательно проговаривает, как правильно произносить звук; учит тактильному контролю за воздушной струей и работой голосовых связок.
При работе с детьми не стремитесь сразу выполнять весь комплекс. Занятия не должны быть больше 10 минут, чтобы ребенок не переутомился и не потерял интерес к гимнастике. Сначала малыш выполняет упражнения после показа взрослым, а потом следуя словесной инструкции.
Взрослые люди также делают гимнастику перед зеркалом, чтобы следить за качеством выполняемых упражнений. Работа строится от простого к сложному. У взрослых занятия могут длиться дольше и нет необходимости использовать картинки. Но формирование нужного артикуляционного уклада может занять больше времени, потому что неправильное произношение закреплялось дольше, чем у ребенка.
Артикуляционная гимнастика является важным направлением в логопедической работе. Она является основой подготовительного этапа к постановке звука. Также с ее помощью есть возможность нормализовать мышечный тонус языка, что важно для правильного звукопроизношения.
Варианты постановки фонемы С
Есть способы постановки, основанные на артикуляционных заданиях.
- Человек улыбается, зубы сомкнуты. Он делает выдох так, чтобы воздушная струя проходила по центральной части языка. В результате получится свистящий звук.
- В основе находится широкий язык. На его кончик помещают ватную палочку. Нужно аккуратно прикусить ватную палочку (язык находится за зубами) и сделать выдох. Получается звук С.
На этапе закрепления фонемы артикуляционную гимнастику также включают в занятия. Благодаря этому правильное положение быстрее закрепляется в речи. Все вышеперечисленные упражнения выполняют перед отработкой звукопроизношения. В начале этапа автоматизации логопед проговаривает артикуляцию, чтобы ребенок быстрее освоил нужный уклад.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц).
Советы логопеда по автоматизации звука С и Сь
Анастасия Михайловна Дешевицина
Сигматизм – дефект произношения С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч.
Нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и, реже, их пропусках.
Правила занятия с ребенком дома
1-заниматься с ребёнком дома ежедневно.
2-занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
3-время проведения занятий 10-15 минут
4-хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
5-артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6-все задания (кроме графических) выполняются устно
Артикуляционная гимнастика
Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка — язык, губы, челюсти –также работал правильно и четко.
В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.
Что необходимо знать!
1.Выполнять артикуляционные упражнения следует несколько раз в день.
2.Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.
3.Количество повторов каждого упражнения от 5-10 раз.
Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
4.Артикуляционные упражнения лучше всего проводить в игровой форме.
5.Не заставляйте ребенка выполнять все упражнения сразу, лучше хорошо сделать 2-3 и передохнуть.
6. Поощряйте ребенка, даже если сделать правильно не получилось.
Как правильно произносится звук С: · губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы; · зубы сближены до расстояния 1-2 мм; · кончик языка упирается в нижние резцы; · передняя часть спинки языка выгнута; · боковые края языка прижаты к коренным зубам; · вдоль языка по его средней линии образуется желобок; · между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель; · сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум; · голосовые складки разомкнуты – не производят голос. | Как правильно произносится звук Сь: · При произнесении звука Сь положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед. |
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц).
1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи). Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались. 3. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным) Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек. Внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения. Язычок наш как лопатка — Очень ровный, очень гладкий. А такой лопаткой И копать приятно. 4. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка). Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10. Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать. Провинился язычок, Ничего сказать не смог. Мы его похлопаем, Губками пошлепаем. 5. «Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка). Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола. Внимание: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. Я послушный язычок Превращаю в желобок. Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю. 6. «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону. Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Чищу зубы чисто, чисто И снаружи, и внутри; Я хочу, чтобы всегда Были белые они. 7. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд. Внимание: следите, чтобы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык должен быть широким. Если сразу не получается, попросите произнести звук И с открытым ртом – язык примет правильное положение. Горка длинная у нас! Мы прокатимся сейчас. Ты на горке удержись, Плавно, медленно катись. Упражнения на автоматизацию звука С: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Насос
Цель. Автоматизация звука с.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с. » Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.
Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.
Цель. Автоматизация звука с в словах и предложениях.
Описание игры. Дети стоят по кругу. Играют в мяч.
Мячик мой, лети высоко (бросок вверх),
По полу беги скорей (катит мяч по полу),
Скок об пол, смелей, смелей (бросок 4раза об пол).
Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.
Описание игры. Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети — куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают: Лиса близко притаилась — Лиса кустиком прикрылась.
Лиса носом повела — Разбегайтесь кто куда.
При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, становится лисой.
Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.
Описание игры. Прежде чем проводить игру, детям показывают картинку с изображением совы, рассказывают об этой птице.
Игра проводится следующим образом. Выбирается один из детей, он — сова. Остальные дети — птички. Сова сидит на дереве (стуле). Дети бегают вокруг нее, затем осторожно к ней приближаются и говорят:
Сова, сова, сова, совиные глаза,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как слетит.
На слове «слетит» сова слетает с дерева и начинает ловить птичек, которые от нее убегают. Пойманная птичка становится совой. Игра повторяется.
Ванька, встань-ка
Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.
Описание игры. Дети делают движения: встают на носки и возвращаются в исходное положение. Затем приседают, опять встают на носки, приседают. Движения сопровождаются словами:
Ванька, встань-ка, Приседай-ка, приседай-ка. Будь послушен, ишь какой, нам не справиться с тобой.
Цель. Автоматизация звука з.
Описание игры. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест-накрест руки и воспроизводят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно звук з. Педагог напоминает ребенку, как нужно держать язычок при произнесении этого звука.
Цель. Автоматизация звука з.
Описание игры. Дети изображают вьюгу. По сигналу педагога они начинают тихо произносить звук з, затем постепенно усиливают его, а потом постепенно ослабляют. На начальных стадиях можно проводить
Цель. Автоматизация звука з.
Цель. Автоматизация звуков з, з’ в словах и предложениях.
Оборудование. Картинки на звук з, например: зайка, замок, глаза, завод, забор.
Описание игры. Дети сидят за столами. На столе у педагога лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Педагог вызывает кого-нибудь из детей и просит его взять из его стопки верхнюю картинку, показать ребятам и сказать, какую картинку он взял. Тот, у кого есть такая же картинка, встает, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картинке зайка». Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки со стола педагога.
Коза рогатая
Цель Автоматизация звука з в тексте.
Описание игры. Чертой (стульчиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хором говорят!
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ой, забодает, забодает!
Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!»
Дети прячутся в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы.
Цель. Дифференциация звуков с— з.
Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок».
Описание игры. Педагог показывает детям картинки и спрашивает: «Кто знает, как свистит свисток?» (Дети отвечают: с-с-с. ) А как звенит звонок? (Дети з-з-з. ) А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук с, то звук з».