Detilubvi.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект урока по русскому языку Буква Ж Звук ж

Звук [ж]. Буква Ж, ж. Закрепление

• дети научатся на слух различать звуки [ж] и [ш];

• запомнят, что звуки [ж] и [ш] на конце слов и в середине слова следует уточнять подбором группы родственных слов до тех пор, пока звук не будет слышаться ясно;

• научатся читать и печатать слова с буквосочетаниями жи и ши;

• работать с текстом, пересказывать текст;

• пополнят словарный запас новыми словами, что будет способствовать развитию логического мышления, развитию речи.

1. Работа по теме урока

— Прочитайте пословицы и постарайтесь объяснить их значение: Дружба, как стекло, разобьёшь — не сложишь. Нет друга — ищи, а нашёл — береги. Вперёд чужой беде не смейся, голубок. Когда мы употребляем в речи эти пословицы? Укажите слова, в которых есть буква ж.

Почему ужом назвали

Старожила здешних луж?

Никого ведь не ужалил

Безобидный чёрный уж.

Дети слушают и выбирают слова: лужи, ужи, ужалил, старожила.

Маленького роста, длинные хвосты,

Серые шубки, острые зубки.

Два волка бегут, оба на небо глядят. (Лыжи)

Что Бармалей носил за поясом? (Пистолет, ножи)

Из какой сказки этот фрагмент (с. 24)? (Из сказки «Дюймовочка».)

Что случилось с Дюймовочкой? (Еёукрал майский жук.)

Расскажите свой рассказ про маленькую Дюймовочку.

Два-три ребёнка рассказывают свои рассказы.

— Ответьте на вопросы: Все ли читали эту сказку? У кого дома есть книга «Дюймовочка»? Прослушайте отрывок из сказки Г.Х. Андерсена.

А теперь давайте прочитаем рассказ Л. Н. Толстого «Чиж» (с. 27). Читаем рассказ по ролям. Слова чижа нужно читать особенно выразительно — в голосе должна быть тоска и грусть.

Какую пословицу можно подобрать к этому тексту?

Я вам предложу ещё пословицы. Объясните их смысл. Воля лучше золотой клетки. Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка. И золотые удила коню не милы. Каким словом вы заменили бы слово воля? (Свобода.) Что такое удила?

Прочитайте слова в столбиках (с. 27). Составьте словосочетания.

Обратите внимание на произношение слога ши во всех этих словах. Какие звуки мы слышим? А какие буквы пишем?

(Произносим звуки [ш] и [э], так как [ш] всегда твёрдый звук, но пишем ше. Во втором столбике мы произносим звуки [ж] и [э], так как звук [ж] всегда твёрдый. Но пишется сочетаниеже.)

А теперь прочитаем пары слов: много—больше.

Обратите внимание, как читается звук [н’] с буквой е? (Звук [н’] читается мягко, е смягчает его.) Прочитайте слоги и слова с доски.

Конспект урока по русскому языку: «Буква Ж. Звук (ж)»

Печатная буква Б

Посмотрим на печатную букву Б (Рис. 10).

У этой буквы забавное брюшко, и она похожа на бегемотика (Рис. 11).

Рис. 11. Сходство

Дыхательная гимнастика

Звук «Ж» образуется посредством сильной воздушной струи, которая проходит между небом и языком. Для получения фонематической звонкости необходимо сформированное речевое дыхание. Дошкольники отрабатывают дыхательные навыки в игровой форме, чтобы достичь наилучшего результата.


Задания для занятий с ребенком.

Дыхательная гимнастика в играх:

  1. «Футбол». Цель: отработка направленного воздушного потока. На стол поставить «ворота» из 2 кубиков, перед ними положить ватный шарик. Ребенок вытягивает губы трубочкой вперед и продолжительно дует на вату, стараясь загнать ее в «ворота».
  2. «Снежки». Цель: отработка непрерывной струи воздуха. На столе разложить кусочки ваты. Растянуть губы в улыбке, передний край языка расслабить и положить на нижнюю губу. Задача: сдуть вату со стола.
  3. «Паровозик». Цель: отработка плавности дыхания. Чистый пузырек от духов поднести ко рту. Высунуть кончик языка. Плавно подуть в горлышко пузырька, чтобы получился свист.
  4. «Кораблик». Цель: чередование сильного и длительного плавного выдоха. Набрать воду в глубокий таз. Запустить в него бумажные кораблики. Задача детей: дуть на кораблики, чтобы они двигались плавно. Для этого губы складываются в трубочку, щеки не надуваются.
  5. «Соломинка». Цель: отработка умения направлять воздух по центру языка. Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние десны. В центр языка помещается коктейльная соломинка, ее конец опущен в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы появились пузыри на воде. Губы при этом неподвижны, щеки расслаблены.

Учимся писать заглавную и строчную прописную букву Б

Пишем строчную букву Б. Писать начинаем, как букву А. Сначала делаем овал, затем пишем дополнительный элемент, ведем прямую линию вверх и делаем плавный поворот направо (Рис. 12).

Рис. 12. Строчная буква Б

Пишем красивую заглавную букву Б. Безотрывно пишем длинную прямую линию с петлей, линия петли плавно переходит в правый полуовал. Шапочку пишем с отрывом, на середине расстояния между строчками пишем закругление, затем прямую линию (Рис. 13).

Рис. 13. Заглавная буква Б

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений на развитие речевого аппарата. Артикуляционный аппарат — основа качественного звукопроизношения.

Он включает в себя:

  • язык;
  • губы;
  • мягкое и твердое небо;
  • челюсть.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  1. Задания выполняют поэтапно, последовательно по уровню сложности.
  2. На начальных занятиях комплекс выполняется перед зеркалом, медленно. Зеркало убирают после освоения ребенком правильной техники.
  3. Каждое упражнение отрабатывается по 10-15 подходов, к следующему переходят, когда у ребенка получается правильно говорить букву.
  4. В домашних условиях задания выполняют ежедневно для автоматизации и закрепления.
  5. Задания оформляются в игры, чтобы у малыша возникло желание продолжать работу.
  6. Если ребенок испытывает затруднение в процессе выполнения, то используют логопедические инструменты, черенок чайной ложки, палочку от мороженого.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

  1. «Блинчик». Язык неподвижен, расслаблен, лежит на нижней губе, открывая верхние зубы и касаясь уголков рта. Такое положение удержать 10 секунд.
  2. «Чашечка». Из положения «Блинчик» поднять кверху и изогнуть боковые края и кончик языка к бугоркам. Удержать 10 секунд.
  3. «Заборчик». Открыть рот и поставить зубы верхней и нижней челюстей друг на друга, произносить звук «И». Удержать в течение 10 секунд.
  4. «Трубочка». Выполняя «Заборчик», губы вытянуть вперед и округлить, проговаривая длительное «О».
  5. «Варенье». Язык расслабить и положить на нижнюю губу, после облизать верхнюю губу. Челюстью не шевелить.
  6. « Фокусник». Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.


Выполнение артикуляционных упражнений.

Отработка артикуляции «Ж»:

  1. Приложить руку на горло, произнести звук «Ш».
  2. Усилить громкость, чтобы горло завибрировало. Получится звонкий «Ж».
  3. Протягивать звук «Ж» 20-30 секунд.
  4. Перед зеркалом дети совместно с педагогом рассматривают, в каком положении находятся губы и зубы, как расположен язык.

Конспект занятия на тему «Звук «Ж», буква Ж»

Конспект занятия по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» на тему «Звук «Ж», буква Ж. Звукобуквенный анализ и синтез слова ЖУКИ» в старшей специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Задачи:
  1. Формировать представление о согласном звонком, всегда твердом звуке «Ж», букве Ж.
  2. Формировать умение выполнять звукобуквенный анализ и синтез слова ЖУКИ.
  3. Развивать умение называть слова на заданный звук, слова со звуком «Ж», определять позицию звука в слове.
  4. Развивать умение составлять предложения из 3-х – 4-х слов, делать схему предложения.
  5. Упражнять в чтении слогов и подборе слов на данные слоги.
  6. Воспитывать у детей чувства взаимовыручки, взаимопомощи.
Читать еще:  Изобразительно-выразительные средства (тропы)
Оборудование и материал:

буквы А, О, У, С, З, Ш, Ж, К, Т, П, В; картинки предметные (жуки, жаба, абажур, жакет, журавль, ужи, ножи), буква Ж; символ звука «Ж»; материал для звукобуквенного анализа и синтеза слова ЖУКИ; дидактическая игра «Волшебные бусы»; материал для составления схемы предложения; индивидуальные тетради, карандаши, стерки по количеству детей.

Ход занятия

Вступительная часть

1. Организационный момент.

У.-д. Ребята, какое у нас сейчас время года? (Весна.) Назовите основные признаки весны. (Тает снег. С юга прилетают птицы. Появляются насекомые и т.д.)

Каких насекомых вы знаете?

Сегодня мы отправимся в гости в букве, которая внешне напоминает насекомое, жука. Может вы сами догадываетесь, что это за буква? (Правильно, это буквы Ж.) Знакомство с буквой мы начнем со звука «Ж».

Артикуляция звука «Ж»: губы округлены и слегка вытянуты вперед, язык находится за верхними зубами, горлышко дрожит.

Характеристика звука «Ж»: звук «Ж» — согласный, звонкий, всегда твердый.

Символ звука: жук жужжит –ж-ж-ж…

Обозначение звука: синий кружок с колокольчиком.

Буква Ж пообещала, если вы выполните все задания, которые она вам приготовила, то получите сюрпризы. Готовы?

2. Дидактическая игра «Живые буквы»

У.-д. Первое наше задание называется «Живые буквы». (На столе разложены буквы. Дети по инструкции учителя-дефектолога берут себе по одной.)

Кирилл, возьми букву А и стань у двери. Денис, возьми букву Т и стань за Кириллом. Аня, возьми букву С и стань пред Денисом.

По порядку, начиная с первого человека в шеренге, покажите букву, которую вы взяли и назовите слово на данный звук. (У меня буква А, слово Аист и.д.)

С первым заданием мы справились. Саша, приклей цифру 1 на доску напротив буквы Ж.

3. Дидактическая игра «Определи позицию звука «Ж» в слове»

На столе разложены картинки со словами, в названии которых есть звук «Ж» (в начале слова, в середине слова). На доске расположены схемы для обозначения позиции звука «Ж» в слове».

У-д. Тимофей, возьми картинку, назови, что там изображено, определи позицию звука «Ж» в слове и расположи ее на схеме. (Жаба, звук «Ж» стоит в начале слова и т.д.)

У-д. Со вторым заданием мы справились. Кирилл, приклей цифру 2 на доску напротив буквы Ж.

4. Дидактическая игра «Звукобуквенный анализ слова «Жуки»»

Наша третья игра «Звукобуквенный анализ слова «Жуки». Для выполнения этого задания сядем за столы и приготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
  • Ласточка, ласточка,
  • Милая касаточка,
  • Ты где была?
  • Ты с чем пришла?
  • За морем бывала, весну добывала.
  • Несу-несу, весну-красну

Слово «Жуки».

Какой первый звук в слове Жуки? ( Звук «Ж»). Никита, дай характеристику звуку «Ж». (Звук «Ж» — согласный, твердый, звонкий.) Нарисуем в первой клеточке синий кружок с колокольчиком. (Можно звукобуквенный анализ делать и на схеме). Напишите букву Ж в клеточке ниже.

Какой второй звук в слове жУки? (Звук «У».) Аня, дай характеристику звуку «У». (Звук «У» — гласный.) Нарисуем красный круг во второй клеточке.) Напишите букву У в клеточке ниже.

Какой третий звук в слове жуКи?….( и т.д.)

Катя, сколько звуков в слове ЖУКИ? Милана, сколько согласных звуков в слове ЖУКИ? Назови их. Архип, сколько гласных звуков в слове ЖУКИ? Назови их. Никита, сколько слогов в слове ЖУКИ? Напомни правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков». Прочитайте слово, какое у вас получилось.

У.-д. С третьим заданием мы справились. Аня, приклей цифру 3 напротив буквы Ж.

5. Физминутка
  • Мы руками хлоп-хлоп,
  • Мы ногами топ-топ,
  • Плечи мы подняли,
  • На носочки встали,
  • Гладим мы животики,
  • Улыбайтесь, ротики!
  • По коленкам шлеп-шлеп,
  • Вправо – скок и влево – скок!
  • К солнышку потянулись,
  • К соседушкам развернулись,
  • Пожелаем всем людям добра,
  • Все будьте здоровы всегда.
6. Дидактическая игра «Составь предложение».

У.-д. Следующее наше задание от буквы Ж – составить предложение со словом ЖУКИ.

Денис, назови свое предложение. (Жуки сидят на траве.)

Милана, какое ты предложение составила? ( Я увидела жука.)

Сядьте за столы и выложите схему предложения «Жуки сидят на траве».

Вспомним правила написания предложения:

  1. Как пишутся слова в предложении? (Слова в предложении пишутся раздельно.)
  2. С какой буквы начинаем писать предложение? (Предложения начинаем писать с заглавной буквы.)
  3. Что ставится в конце предложения? (В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.)

Тимофей, сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое?

У.-д. С четвертым заданием мы справились, Архип, приклей цифру 4 напротив буквы Ж.

7. Игра «Слоговые бусы»

У.-д. Заключительная игра от буквы Ж — «Звуковые бусы». Но сначала мы сделаем гимнастику для наших глаз.

Зрительная гимнастика «Любопытная Варвара»

  • Любопытная Варвара
  • Смотрит влево, смотрит вправо,
  • Смотрит вверх, смотрит вниз,
  • Мышцы шеи напряглись,
  • Возвращаемся обратно,
  • Расслабление приятно.
  • Наши мышцы не устали,
  • И еще послушней стали.

Каждый вытяните одну бусину, прочитайте слог и назовите слово на данный слог (Са – собака, Ко – кот…) и повесьте на шнурок.

У.-д. С пятым заданием мы также успешно справились. Саша, приклей цифру 5 в ряд напротив буквы Ж.

Заключительная часть.
8. Итог занятия

Скажите, вам было трудно? Что особенно трудно? Что нового узнали? Во что бы еще хотели поиграть?

За ваши старания буква Ж , как и обещала, приготовила вам вот такие подарки. Это раскраски на слова со звуком «Ж».

На нашем сайте вы также сможете найти и другие конспекты занятий, а также интересный материал по обучению грамоте. Для этого перейдите по выделенным ссылкам .

Составила: Ленковец Т. И. учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад №1 г. Ганцевичи».

Конспект урока по русскому языку Буква Ж Звук ж

Автор: Загвоздкина Оксана Леонидовна

Организация: МБОУ СОШ № 3 г. Ак-Довурак

Населенный пункт: Республика Тыва, г. Ак-Довурак

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

принимать учебную задачу; решать учебную задачу под руководством учителя; учиться читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой ж;

Читать еще:  Продолжительность выделений после установки внутриматочной спирали и возможные осложнения

группировать изученные буквы; определять место на ленте букв изучаемой буквы;

Личностные УУД:

вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, процессе;

Коммуникативные УУД:

отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста; работать в паре;

Регулятивные УУД:

определять цель учебного задания; контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

отвечать на итоговые вопросы.

Форма работы: фронтальная, коллективная, парная.

Оборудование: учебник «Азбука, рабочая тетрадь, домики с буквами, слоговая таблица, сигнальные карточки (синие, белые), карточки-кружочки.

Время реализации: 40 минут.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Примечание

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

Прозвенел звонок и смолк,

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу.

Регулятивные:

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

— Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с буквами. Но сначала давайте вспомним, какие буквы мы уже знаем.

Крошки-птички сели в ряд

И словечки говорят.

С виду чёрные, кривые,

От рождения немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

-Давайте познакомимся с «жильцами» первого домика.

-Почему эти буквы поселились в домике под красной крышей?

— Назовите буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука.

— Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука.

— Какие «хитрые» буквы поселились в этом домике?

— Почему их называют «хитрыми»?

— Молодцы! Продолжим знакомство и посмотрим, какие буквы проживают во втором домике.

— Почему эти буквы поселились в домике под синей крышей?

— Какие звуки обозначают эти буквы – звонкие или глухие?

Два домика мы с вами исследовали, пойдёмте знакомиться с другими «жильцами».

— Какие это буквы – гласные или согласные?

— Почему они поселились в отдельном домике?

— Ребята, посмотрите, на этой станции есть ещё один домик. Кто же в нём живёт?

— Как называется эта буква?

— Для чего служит мягкий знак?

— Чем мягкий знак отличается от других букв?

— Ребята, вы отлично справились с заданиями, а теперь нас ждут новые испытания.

Физминутка для глаз. 1 мин.

Тема урока: . Буквы Ж, ж. Звук ж
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_1_klass_zh.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: . Буквы Ж, ж. Звук [ ж ]

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

  • познакомить с буквой Ж и звуком [ж] ;
  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой .
  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная
  • принимать учебную задачу;
  • решать учебную задачу под руководством учителя;
  • учиться читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой ж;
  • группировать изученные буквы;
  • определять место на ленте букв изучаемой буквы;
  • вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • осваивать новые виды деятельности,
  • умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • отвечать на поставленные вопросы по тексту;
  • работать в паре, совместно договариваться о выполнении данного задания;
  • определять цель учебного задания;
  • контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы.

Оборудование: учебник «Азбука » (авторы В.Г.Горецкий), слоговая таблица, с нежинки, модели звуков, карточки-кружочки, полоски, «лента букв», интернет ресурсы, электронный учебник.

Тип урока: изучение нового

I. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

— Проверим готовность к уроку

II. Актуализация опорных знаний.

Загадка: С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые .

Учитель : Сегодня на снежинках прилетели наши друзья — буквы.

Учитель : Назови звуки, которые обозначаем этими буквами. Расскажи, что их объединяет?

Дети : Это буквы, обозначающие звуки согласные, глухие.

Учитель : По какому признаку они распределились на группы?

Дети : Буквой “с”, “к” обозначаем два звука, а буквой “ш” только один звук.

Учитель: Что заметили необычного?

Дети : В третьей группе нет буквы.

Учитель : Пока мы не знаем, какая буква в этой группе, какие звуки обозначаем этой буквой, в какую группу её присоединить.

III. Формулирование темы и цели.

Учитель : Проговорите слово “снежинка” про себя. Что вы заметили?

Дети : Есть звук, с которым мы не знакомились.

Учитель : Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске.

Дети : Звук…[ж] и буква, которой его обозначаем.

Учитель : Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте цели урока.

Дети: Познакомиться со … звуком “ж”;

Учиться отличать … звук “ж” от других звуков;

Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.

IV. “Открытие” новых знаний. Знакомство с новым звуком.

1Учитель : Что нужно узнать о звуке?

Дети : Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий; звонкий или глухой.

Учитель : Произнесите слово снежинка по слогам. (Дети произносят.)

Учитель : Произнесите второй слог слова снежинка. (Дети про износят.)

Учитель : Произнесите второй слог слова снежинка, выделяя в нем первый звук. (Дети произносят.)

Учитель : Назовите выделенный звук.

Дети : Это звук [ж].

Учитель : Произнесите звук [ж] хором и охарактеризуйте его.

Дети: При произнесении звука [ж] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос. Значит, он звонкий. Звук [ж] произносится твердо. Значит, он твердый.

Учитель: Жук, жара, лыжи, кружок

Учитель : Покажите звуковую схему, которой будем обозначать этот звук.

Дети: Синий, потому что звук “ж” согласный и твёрдый.

Учитель: Составьте схему слова “снежинки” в паре, а один человек у доски.

Дети составляют схему слова “снежинки”. Сверяют со схемой на доске.

Учитель: Подведём итог первой части урока. Дайте полную характеристику звуку “ж”.

Дети: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.

Учитель: Дидактическая игра «Кто внимательный?»

— Послушайте слова, если вы слышите звук [ж], то хлопните в ладоши, если звука нет, топните ногами: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, снежок, замок, вешалка, ежик, лиса, мышь, жук, волк, карандаш, ужи, крыша.

Учитель: Какой звук нужно было услышать? Дайте ему характеристику.

Дети: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.

VI. Знакомство с новой буквой.

Учитель: На что похожа буква Ж?

Выложите из полосок букву Ж.

Стала снежинка буквою “Ж”.

Солнце её не растопит уже.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук.

Учитель : С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему?

Дети : “Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”, “е”.

Учитель : Прочти слоги самостоятельно; хором. На какие слоги надо обратить внимание? Почему?

Учитель : Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв?

Учитель: Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания.

Дети : Жи пиши с гласной и,

же – с гласной е.

Учитель: Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти.

Дети: Ш и пиши с гласной и,

ше — с гласной е.

Чтение слов. Правописание ши, жи (учебник, с26)

VII. Физкультминутка (под музыку)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши снегом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

VIII. Закрепление знаний и способов действий.

Развитие связной речи.

1.Чтение рассказа «Первые снежинки», работа с картинкой (учебник, с. 26)

2. (индивидуальная работа )

Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красного, синего и жёлтого цвета. Происходило это из-за присутствия пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок.

По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.

Учитель: Что интересного узнали о снежинках? Какого цвета могут быть снежинки? От чего это происходит? Как по снежинкам можно определить погоду?

— Что нового узнали на уроке?

— Что особенно вам понравилось? Почему?

— Что вызвало затруднение? Почему?

— Какие знания, умения, навыки помогли нам сегодня на уроке?

Оцените себя. Если вам было все понятно и вы все запомнили возьмите зеленый круг, если встретились трудности, не все запомнили – желтый круг, если совсем ничего не поняли – красный.

Какие открытия сделали о новой букве?

С кем может дружить буква “ж”?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

·Аннотация урока2.Тема урока: » СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч»3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет — литературное чтение (обуче.

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе «Школа России». Тема » Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиес.

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте соответствует ФГОС. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´].

Дата:Класс: 1 «в» класс.Длительность урока: 35 минутТема урока: «Буква Й й». Звук [й’], [’о]Тип урока по структуре: изучение нового материала.Цель урока: познакомить буквой Й й и со звуком.

Дата:Класс: 1 «в» класс.Длительность урока: 40 минутТема урока: «Буква Ё ё». Звуки [й’o], [’о]Тип урока по структуре: изучение нового материала.Цель урока: познакомить буквой Ё ё и со звук.

Урок обучения грамоте.

Методическая разработка и презентация к уроку по теме «Изучаем букву л, Л. Звуки [л’], [л]. Чтение слогов, слов с буквой л». .

Тема урока: «Согласный звук [ж], буква Ж, ж»

Цели урока:

  • познакомить со звуком [ж], учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов, обеспечить условия для определения функции буквы Ж ж; упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов;
  • работать над развитием фонематического слуха и культуры звукопроизношения;
  • воспитывать культуру учебного труда.
  • Ход урока

    I. Оргмомент.

    • Поприветствуйте друг друга улыбкой, пожелайте мысленно удачи своим товарищам и себе.

    II. Определение темы урока.

    – С работой какой буквы мы знакомились на прошлом уроке?

    (На прошлом уроке мы знакомились с работой буквы Пп. Буква Пп обозначает два звука – твердый [п] и мягкий [ п’]. Эти звуки имеют парные – [б ] и [б’])

    – Откройте учебник на стр. 78. Назовите тему урока.

    Знакомство с новой буквой. Буква Жж. (слайд1)

    III. Целеполагание.

    – Какую цель вы перед собой поставите? (Дети называют каждый свою цель, например: “Узнать, какую работу выполняет буква”, “ Учиться правильно произносить звук”, “учиться хорошо читать” и т.д.)

    IV. Планирование

    – По какому плану будем работать? (слайд 3)

    Дети составляют план работы:

    • Работа со звуком.
    • Конструирование буквы.
    • Чтение слов в схемах.
    • Чтение слогов.
    • Чтение цепочек слов.
    • Чтение текста.

    V. Работа над новой темой.

    – Посмотрите внимательно на страницу, что вы заметили особенного в работе новой буквы?

    (Буква ж обозначает только один звук. Это звук [ ж] – согласный, твердый, звонкий.)

    – Назовите предметы, изображенные на картинках. (слайд 4) жук, жаба.

    – Прочитайте схемы этих слов, выделяя голосом первые звуки. Какая буква работает для звука [ж]?

    (Для звука [ж] работает буква Ж ж. Она бывает заглавной и строчной. Заглавная буква пишется в именах собственных и в начале предложения.)

    – На что похожа эта буква?

    (На жука, на снежинку и т. д. (слайд 5)

    (Дети конструируют букву из элементов.)

    Работа по двухуровневым схемам: а) произнесите слово, которое обозначает название предмета, изображенного на рисунке; б) назовите звуки этого слова; в) прочитайте слово по слогам, ориентируясь на буквы (второй уровень схемы); г) прочитайте слово орфоэпически с ориентировкой на ударение; д) соотнесите звуковую форму слов с буквенной. Что заметили? (Слайд 6) (слайд 7)

    (Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного, а мы читаем твёрдо.)

    – В русском языке существует правило: ЖИ пиши только с И! Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте сказку. (Чтение учителем сказки из методического пособия В.Волиной “Учимся, играя” “Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами”)

    VI. Чтение слогов. Работа со скороговоркой.

    – Переходим на следующую ступеньку нашего плана. Читаем слоги на стр.78

    – Прочитайте скороговорку (слайд 7): Ёжику на ужин жук жужжащий нужен.

    – В каких словах встречается правило? Произнесите скороговорку, выделяя голосом звук [ж].

    – Что вы представляете?

    – Что помогло вам это представить?

    VII. Чтение цепочек слов. (слайд 8)

    – Что вы знаете о жирафе?

    – Читаем слова в цветных рамках.

    – Какие превращения происходят?

    VIII. Чтение текста.

    – Прочитайте название текста. Как вы думаете, о чём он?

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector